На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.
2 На с т р аж е З а п о л я р ь я 24 июня 1950 г., № 148 (3761). 1■ Относительно марксизма в языкознании Ко юге обратилась группа товарищей нз молодежи с предложенной— высказать свое мнение в печати по вопросам языко знания, особенно в части, касающейся марксизма в языкознании. Я не языковед рпть товарищей. Что касается марксизма в языкознапии, как и в других обществен ных науках, ток атомуделу я имеюпрямое отпошепие. Поэтому я согласился дать от вет на ряд вопросов, поставленных това- н, конечно, не могу полностью удовлетво- рищами. ОТ РЕДАКЦИИ. Печатаем опубликованную в газете сПравда» от 20 июня в связи с дискуссией по вопросам совет ского языкознания статью и. В. Сталина «Относительно марк сизма в языкознании». ВОПРОС . Верно ли, что язык есть надстройка над базисрм? Ответ. Нет, неводе, Бааде есть экономический строй обще ства ва давнем этапе его развития. Над стройка*- ртоцодитачергае, правовые, ре лигиозные, художественные, философские взгл.'цы «йщертва щвоответвтвуюпшв им политические, правовые и другие учрежде ния. Веда! шew свою, аоответетрую- щую ему ццщощ . Барс феодального стро;? имеет свою надстройку, свои поли тические, правовые и иные взгляды и со ответствующие им учреждения, капитали- стичэскй базис имеет свою надстройку, социалистический — свою. Есди изменяет ся и ликвидируется базис, то вслед эа ним изменяется и ликвидируется его надстрой ка, если рождается новый базис, то вслед за ъщ ррацается сцот^етствующая ему надгадойка. Язык в этом отношении коренным обра зом этличаеч^я от надстройки. Взята, на при*ер, русское обществе и русский язык. На Ерояяженин последних 90 лет в России был ликвидирован старый, капиталистиче ский базис и построен новый, социалисти- чесщ4 fapp. с этим была ликвидирована надстройка над капитали стическим бавжеом ж вовдана новая над стройка! соответствующая социалистнче- скому бааиоу. Были, следовательно, заме? иены старые политические, правовые в инып учреждения новыми, сециалнстаче- скими. Но, неемепш на это, русский язык остался в основном таким же. каким ои был доОвтябрьвкегв переверота. Что рменидоеь 9 а |тог т Щ в рус- 1 ком языке? Ш Ш Ш й ЭДВ^стЧРЙ мере РРРТвН РУРРВДР языка, щме- нидсц В т рмше. та ШРДЦИДРЯ зна- чдовдш mmmwx т ш рдов и вы ражений, возникших в связи с ррдникпове- вдад ВОВОГР ящйяюгинеевдго производ ства, црярвецирМНРВРГР государства, новой ерцишРШРекой КУЛЬТУРЫ, Р90ОЙ обще ственности, морали, ЯИШЦ, 8 сц т с;рр- * т Т Ш И 1 нвщ; изменился смысл ОДв сдав ц НЫРН&РЩЙ. т г я т ш новое смысловое тч т* '> выпало из словаря некоторое евдчщ во устарРВРВД сдор. Что же касается основного словарного фонда И грамматического строя русского языка, со ставляющих оеновУ ВШИ» то они после ликвидации ишшсшрркого барса не только не $ыхц ливнндншяацы Изаменены ирвьщ осц т ч ч словарным фондом ж но вым грамматическим стрем языка, а, наоборот, стащис* в целостив остались без юш-лро серь&зных изменений. — е т ш т ь ВМенно как основа ррвремец- ного русского языка* Далее. Надстройка повещается базисом, до это вовсе на значит, что она только от* ражает базив, д а она пассивна, нейтраль на, безразлично оцвеитей я судьбе своего бадоа, я судьбе адамов, в характеру строя. Наоборот, появившись на свет, она становится величайшей активной енлой, активно содействуем своему базису офор миться I укрепиться, принимает вее меры к тому, чтобы помочь новому сщою дока пать и ликвидировать старый базис и ста рые классы. Иначе жне может бить. Вадртройка для того ж создаете* базисом, чтобы она слу жила ему, чтобы она актавно помогала ему оформиться ж yipttHTfeWt чтобы она ак тивно боролась аа ликвидацию старого, отживающего свой век базиса С его старой надстройкой. Стоит только отказаться надстройке от этой ее служебной роли, стоит только перейти надстройке от пози ции активной защиты своего базиса на по зициюбезразличногоотношения к нему, на позицию одинакового отношения к классам, чтобы она потеряда свое качество и пере стала быть надстройкой. Язык в этом отношении коренным обра зомотличается от надстройки. Язык порож ден не тввщдцжным базисом, старым или новым базисом, внутри данного общества, а всем ходомисторииобщества и истории ба зисов в течение веков. Он создан пе одним какпм-ннбудь классом, а всем обществом, всеми классами общества, усилиями сотен поколений. Он создан для удовлетворения нужд не одного какого-либо класса, а всего общества, всех классов общества, Именно поэтому ои создан, как единый для обще ства и общий для всех членов общества общенародный язык. Ввиду этого служеб ная роль Я 8 ЫМ, как средства общения лю дей, состоит не в том, чтобы обслуживать один класс в ущерб другим классам, а в том, чтобы одинаково обслуживать все об щество, все классы общества. Этим соб ственно и об’ясняется, что язык может одинаково обслуживать как старый, уми рающий строй, так и новый, подымающий ся строй; как старый базис, так и новый, как эксплуататоров, так и эксплуатируе мых. Ни для кого не составляет тайну тот факт, что русский язык так же хорошо об служивал русский капитализм и русскую буржуазную культуру до Октябрьского пе реворота, как он обслуживает ныне социа листический строй и социалистическую культуру русского общества. То же самое нужно сказать об украпн- общества, равно обслуживающим членов общества независимо от их классового по ложения. Стоит только со^тн языку с этой общенародной позиции, стоит только стать языку на позицию предпочтения и под держки какой-либо социальной группы в ущерб другим социальным группам обще ства, чтобы он потерял свое качество, что бы оп перестал быть средством общения дюдей в обществе, чтобы он превратился в жаргон какой-либо социальной группы, деградировал и обрек себя на исчезновение. В этом отношении язык, принципиально отличаясь от надстройки, не отличается, однако, от орудий производства, скажем, от машин, которые тар же одинаково мргут обслуживать и капиталистический строй и социалистический. Дальше. Надстройка есть продув одной эпохи, в течение которой живет ж дей ствует данный экономический базис. Цо- атому надстройка здвет недолге, она лик видируется и исчезает сликвидациейи ис чезновением данного базиса. Язык же, наоборот, является продук том целого ряда эпох, на протяжении кото рых он офомдяется, обогащается, разви вается, шлифуется. Поэтому язык живет пррравненнодольше, чемлюбой базис и лю бая надстройка. Этим собственно и обяс* няется, что рождение и ликвидация не тодькр одного базиса И его надстройки, но и нескодьких базисов и соответствующие им надстроек— нв ведет в истории к лик видации данного языка, & ликвидации его структуры и В рождению нового языка с новым словарным фондоми новым грамма тическим строем. Со времени смири Пушкина прошло свыше ста лет. За это время были ликви дированы в России феодальный строй, ка питалистический строй и возник третий, социалистический строй. Стадо быть, были ликвидированы два базиса с их надстрой ками и возник новый, социалистический базис с его новой надстройкой. Однако, если взять, например, русски# язык, то он за этот большой промежуток времени не протерпел какой-либо домки, Мсовремен ный русский язык*но своей структуре Mfr ло чем отдичаерся от языка Пушкина, Что изменилось ва это время в русском языке? Серьезно пополнился за это время словарный состав русского языка; выпало из словарного состава большое количество устаревших слов; изменилось емысловое значепие значительного количества слов; улучшился грамматический строй явыка. Что касается структуры пушкинского язы ка с его грамматическим строем и основ ным словарнымфондом, то она сохранилась во всем существенном, как основа совре менного русского языка. И это вполне понятно, В самомдеде, ддя чего это нужно, чтобы после каждого пере ворота существующая структура языка, его грамматический строй и основной словар ный фопд уничтожались п заменялись но выми, лсак это бывает обычно с надстрой кой? Кому это нужно, чтобы «вода», «земля», «гора», «лес», «рыба», «чело век», «ходить», «делать», «производить», «торговать» и т. д, назывались не водой, землей, гороцп т. д., а как-то иначе? Кому нужно, чтобы изменения слов в языке и сочетание слов в предложении происходили не по существующей грамматике, а но со вершенно другой? Какая польза для рево люции от такого переворота в языке? Исто рия вообще пе делает чего-лпбо существен ного без особой на то необходимости. Спрашивается, какая необходимость в та ком языковом перевороте, если доказано, что существующий язык с его структурой в основпом вполне пригоден для удовлетво рения нужд нового строя? Уничтожить ста руюнадстройку и заменить ее новой можно п нужно в течение нескольких лет, чтобы дать простор развитию производительных сил общества, но как уничтожить суще ствующий язык и построить вместо него повый язык в течение нескольких лет, не внося апархию в общественную жизнь, не создавая угрозы распада общества? Кто же, кроме дон-кпхотов, могут ставить себе та кую задачу? Наконец, ещеоднокоренноеотличив меж ду надстройкой и языком. Надстройка не связана непосредственно с производством, с производственнойдеятельностьючеловека. Она связана с производством лишь косвен но, черее посредство экономики, через по средство базиса. Поэтому надстройка отра жает пзмепеппя в уровпе развития произ водительных сил пе сразу и не прямо, а после пзменеппй в базисе, через преломле ние пзмепеппй в производстве, в изменени ях в базисе. Это значит, что сферадействия надстройки узка и ограничена. Язык же, наоборот, связан с производ ственной деятельностью человека непосред ственно, п не только с производственной деятельпостыо, но и со всякой иной дея тельностью человека во всех сферах егора боты от производства до базиса, от базиса до надстройки. Поэтому язык отражает из менения в производстве сразу и непосред ственно, не дожидаясь изменений в базисе. Поэтому сфера действия языка, охватываго- ском, белорусском, узбекском, казахском, j щего все области деятельности человека, грузинском, армянском, эстонском, латвпй-, гораздо шпре п разностороннее, чем сфера ском, литовском, молдавском, татарском, азербайджанском, башкирском, туркменском отражая эти нужды, пополняет свой сло варь новыми словами, совершенствует свой грамматический строй. Итак: народный язык был тогда фдашей, а «классовые языкц» —г реальностью? Наши товарцши доцускают здесь, по крайней мер'-'. ДРО рЩИбВН- Цервая ошибка состой’? в том, что они смешивлют язык с падстройкой. Ори ду мают, что если надстройка имеет классовый характер, то и дзыб должен быть не обще- а) марксист не может считать язык народным, а классовым. Но я уже говорил wrtfm г\ тгт* п ттn * n пттл ш • 1 .. надстройкой над базисом; б) смешивать язык с надстройкой значит допустить серьезпую ощибку. ВОПРОС . Верно ли, что язык был всегда и остается классовым, что общего и единого для общества неклассового, общенародного языка не существует? Otwt. Нет, неверно. Не трудно цонять, что в обществе, где нет классов, не может быть и речи омас совом языке. Нврвобытно-обпшнный родо вой строй не знал классов, следовательно, не могло быть там и классового языка,— язык был там общий, единый для всего коллектива. Возражение о том, что под классом надо понимать всякий человече ский коллектив, в том числе и первобытно общинный коллектив, представляет не воз ражение, а игру слов, которая не заслужи вает опровержения. Что каоается дальнейшего развития от языков родовых в языкам племенным, от языков племенных к языкам народностей и от языков народностей в языкам нацио нальным, -г-то вевдена всех етанах разви тия язык, как вредстро общения люде? в обществе, был общим и единым для обще, ства, равно обслуживающим членов обще ства независимо от социального положа НИИ. I Я имер адесь в виду не империи раб ского и средневекового периодов, скажем, имцерию Вира и Александра Великого, или империю Цезаря и Карда Великого, кото рые не щели своей экономической базы и прадставдяди временные и непрочные вреи- 'но-административные об’единецня. Эти империи не только не имели, но и не мо гли иметь единого для империи и понят ного для всех чдвдов империи языка. Они представляли конгломерат племен и народ ностей, живших своей жизнью и имевших свои ЯЗЬВД- Следовательно, я имею в виду не эти ж падооиые им империи, а те пле мена и народности, которые входили в со став империи, имели свою экономическую базу и имели свои надавна. сдояпгашивм явыки. История говорит, что явыки у этих племен и народностей были пе классовые, а общенародные, общие для племен и нам ного национального языка, говорит о «коц- выше, что язык и надстройка представля ют два различных цонятнч, ЩЪ марксист це может допускать пх смешения. Вторая ощццка состоит в од НТО вти товарищи воспринимаютпротивеположиость «цтересов буржуазии и рродетавиата, в* ожесточенную массовую борьбу, как рас пад общества, как разрыв всяких связей между враждебными классами. Они счита ют, что поскольку общество расцадось V нет больше едииого общества, а есть только классы, то не н уж по и единого ддя <Х5ще- пентрации диалектов в единый наццрнадь- j ства^языка, пе нужно национального язы- ный язык, обусловленной экономической и ...... политической концентрацией». Следовательно, Мавре признавал необ ходимость единргр национального языка, как высшей формы, которой подчинены диалекты, как низшие формы. Что же в таком случае может представ ка. Что же остается, если общество распа лось и нет больше общенародного, нацио нального языка? Остаются классы н «классовые языки». Попятно, что у каж дого «классового языка» будет своя «клас совая» грамматика, — «пдодетавсмя» грамматика, «буржуазна^* гвамма?ИКа. лять язык буржуа, который, по сдовам: Правда, таких грамматик не существует в и других языках советских нации, которые так же хорошо обслуживали старый, бур жуазный строй этих наций, как обслужи вают онн новый, социалистический строи. Иначе и не может быть. Язык для того и существует, ондля того и создан, чтобы служить обществу, как целому, в качеству орудия общения людей, 41 щим для членов общества действия надстройки. Более того, опа почти безгранична. Этпм прежде всего и об’ясняется, что язык, собственно его словарный состав, на ходится в состояппи почти непрерывного изменения. Непрерывный рост промышлен ности и сельского хозяйства, торговля и родноетей и понятные для них. Конечно, были наряду с этим диалекты, местные говоры, но над ними превалиро вал н их подчинял себе единый и общий явык НДвмени иди народности, В дальнейшем, с появлением капитализ ма, с ликвидацией феодальной раздроблен ности и образованием национального рынка народности развились в нации, а языки на родностей в национальные языки. История говорит, что национальные языки являют ся не классовыми, а общенародными язы ками, общимидля членов наций и едиными ддя нации. Выще говорилось, что язык как средство общения людей в обществе одинаково об служивает все классы общества и прояк* ляет в этом отношении своего рода безраз личие к классам. Но люди, отдельные соци альные группы, классы далеко пе безраз личны к языку. Они стараются использо вать язык в сроцх интересах, навязать ему свой особый лексикон, свои особые терми ны, свои особые выражения. Особенно от личаются в этомотношении верхушечные слои имущих классов, оторвавшиеся от на родаиненавидящие его: дворянская аристо кратия, верхние слои буржуазии. Создают ся «классовые» диалекты, жаргоны, са лонные «языки». В литературе нередко эти диалекты и жаргоны неправильно квали фицируются как языки: «дворянский> том, что Лафарг, не интересуясь вопросом язык», «буржуазный язык», -— в проти- о разнице между языком и жаргоном и на- воноложность «пролетарскому языку » ,1 эывая диалекты то «искусственной речью», «крестьянскому языку». На этом основа- то «жаргоном», — определенно заявляет в пли, как это ни странно, некоторые наши своей брошюре, что «искусственная речь, товарищи пришли в выводу, что нацио-. отличающая аристократию... выделилась нальный язык есть фикция, что реально из языка общенародного, на котором гово- Маркса, «есть ПРОДУКТ буржуазии». Счи тал ли его Маркс таким же языком, как национальный язык, со своей особой язы ковой структурой? Мог ли он считать его таким языком? Конечно, нет! Маркс про сто хотел сказать, что буржуа загадили единый национальный явыв своим торга шеским лексиконом, что буржуа, стало быть, имеют свой торгашеский жаргон* Выходит, что эти товарищи исказили позицию Маркса. А исказили ее потому, что цитировали Маркса не как марксисты, а как начетчики, не вникая в существо дела. Ссылаются на Энгельса, цитируют из брошюры «Положение рабочего класса в Англии» слова Энгельса 0 том, что «...анг лийский рабочий класс с течением времени стал соврем другим народом, чем англий ская буржуазия», что «рабочие говорят на другом диадекте, имеют другие идеи и представления, другие нравы и нравствен^ ные принципы, другую религию и полити ку, чем буржуазии». Ва основании этой цитаты некоторые товарищи дедавдт вывод, что Энгельс отрицал необходимость обще народного, национального языка, что он стоял, стало быть, за «классовость» явьь ка, Цравда, Энгельс говорит здесь не об языке, а одиадекте, вполне понимая, что двадркт, как ответвление от национально го языка, не может заменить националь ного языка. Но вти товарищи, видимо, на очень сочувствуют наличию разницы меж ду языком и диалектом... Очевидно, что цитата приведепа не к месту, так как Энгельс говорит здесь не о «классовых языках», а главным образомо классовых идеях, представлениях, нравах, нравственных прппципах, религии, поли тике. Совершенно правильно, что идеи, представления, нравы, нравственные принципы, религия, политика у буржуа и пролетариев прямо противоположны. Но при чем эдесь национальный язык, или «классовость» языка? Разве наличие клас совых противоречий в обществе может служить доводом в пользу «классовости» языка, или против необходимости единого национального языка? Марксизм говорит, что общность языка является одним из важнейших признаков нации, хорошо зная при этом, что внутри нации имеются клас совые противоречия. Признают ли упомя нутые товарищи этот марксистский тезис? Ссылаются на Лафарга, указывая на то, что Лафарг в своей брошюре «Язык и ре волюция» признает «классовость» языка, что он отрицает будто бы необходимость общенародного, национального языка. Это церерно. Лафарг действительно говорит о «дворянском» или «аристократическом языке» и о «жаргонах» различных сдоев общества. Но эти товарищи забывают о -существуют лишь классовые языки. Я думаю, что нет ничего ошибочнее та кого вывода. Можно ли считать эти,диалек ты и жаргоны изыками? Безусловнонельзя. Нельзя^ во-первых, потому, что у этих диалектов и жаргонов нет своего грамма тического строя и основного словарного фонда, — они ваимствуют их из нацио нального языка. Нельзя, во-вторых, потому, что диалекты и жаргоны имеют узкую сфе ру обращения среди членов, верхушки того или иного класса и совершенно не годятся, как средство общения людей, для рили и буржуа, и ремесленники, город и деревня». Следовательно, Лафарг признает наличие И необходимость общенародного языка, вполне понимая подчиненный характер и зависимость «аристократического языка» и других диалектов и жаргонов от общена родного языка. Выходит, что ссылка па Лафарга бьет мимо цеди. Ссылаются на то, что в одно время в Англии английские феодалы «в течение столетий» говорили на французском языке. общества в целом. Что же у них имеется? i тогда как английский парод говорил на У них есть набор некоторых специфиче ских слов, отражающих специфические вкусы аристократии или верхних слоев буржуазии; некоторое' количество выраже ний и оборотов речи, отличающихся изы сканностью, галантностью и свободных от «грубых» выражений и оборотов нацио нального языка: наконец, некоторое коли чество иностранных слов. Все же основ ное, т. е. подавляющее большинство слов и грамматический строй, взято из обще народного, национального языка. Следова тельно, диалекты и жаргоны представля ют ответвления от общенародного нацио нального языка, лишенные какой-либо язы ковой самостоятельности и обреченные на прозябание. Думать, что диалекты и жар гоны могут развиться в самостоятельные языки, способные вытеснить и заменить национальный язык, — значит потерять историческую перспективу и сойти с по зиции марксизма. Ссыдаютси на Маркса, цитируют одно место из его статьи «Святой Макс», где сказано, что у буржуа есть «свой язьж», что этот язык «есть продукт буржуазии», что он проникнут духом меркантилизма и куплп-продажп. Этой цитатой некоторые товарищи хотят доказать, что Маркс стоял будто бы за «классовость» языка, что оп отрицал существование единого националь ного языка. Если бы эти английском языке, что это обстоятельство является будто бы доводом в пользу «клас совости» языка и против необходимости общенародного языка. Но это не довод, а анекдот какой-то. Во-первых, на француз ском языке говорили тогда пе все феодалы, а незначительная верхушка английских феодалов при королевском дворе и в граф ствах. Во-вторых, они говорили не на ка ком-то «классовом явыке», а на обыкно венном общенародном французском яэыке. В-третьих, как известно, это баловство французским языком исчезло потом бес следно, уступив место общенародному ан глийскому языку, Думают ли вти товари щи, что английские феодалы «в течение столетий» объяснялись с английским наро дом через переводчиков, что оии не поль зовались английским языком, что общена родного английского языка не существо вало тогда, что французский язык пред ставлял тогда в Англии что-нибудь более серьезпое, чем салоппый язык, имеющий хождение лишь в узком нругу верхушкп английской аристократии? Как можно на основании таких анекдотических «доводов» отрицать наличие и необходимость общена родного явыка? Русские аристократы одно время тоже баловались фрапцузским языком прп цар ском дворе и в салопах. Онн кичились тем. что, говоря по-русски, заикаются по- природе, но это не смущает эти това рищей: они верят, что такие грамматики появятся. У нас были одно время «марксисты», которые утверждали, что железные дорога, оставшиеся в нашей стране после Октябрь ского переворота* являются буржуазными, что не пристало нам, марксистам, цодьзо- ваться ими, что пужио пх срыть и постро ить новые, «пролетарские» дороги. Они получили за это црозвище «гвоглодитов»... Понятно, что такой примитивно-анархи ческий взгляд на общество, классы, язык не имеет ничего общего с марксизмом. Но он безусловно существует и прододздет жить в годовах декрторчх наших аацутав- шпхея товарищей. Конечно, неверно, что ввиду наличия ожесточенной рлассовой борьбы общество якобы распалось на ндассы, не связанные больше друг с другом экономически в од ном обществе. Нарборе?. Нова еушествуег капитализм, буржуа и пролетарии будут связаны между собой воеми нитями эконо мики, как части единого капиталистическо го общества. Буржуа не могут жить ж обет гашаться, не имея в овеем распоряжении наемных рабочих, пролетарии не могут про. должать свое существование, на нанимаясь в капиталистам. Прекращение всяких ако* цомических связей между ними означает прекращение всякого производства, прекра. щение же всякого производства ведет 1 ги бели общества, к гпбеди рамих классов. Понятно, что ни одни класс иа вахочвт подвергнуть себя уничтожению. Поэтому классовая борьба, какая бы она ни была острая, не может привести к распаду еб* щества, Только невежество в вопросах марксизма и полное непонимание природы языка могли подсказать некоторым нашим товарищам сказку о распаде общества, о «классовых» языках, о «адасоовых» грамматиках. Ссылаются, далее, на Ленива и напоми нают отом. что Ленин признавал наличие двух культур при капитализме, буржуаз ной и пролетарской, что лозунг националь ной культуры прп капитализме есть нацибг налистнческнй лозунг. Все это верно и Ленин вдесь абсолютно прав. Но при чем тут «классовость» языка? Ссылаясь на слова Ленина о двух культурах при капи тализме, эти товарищи, кав видно, хетят внушить читателю, что наличие двух куль тур в обществе, буржуазной и пролетар ской, означает, что языков тоже должно быть два, так как язык связан с культу рой, — следовательно, Ленин отрицает необходимость едииого национального язы ка, следовательно, Ленин ртоит аа «клас совые» языки. Ошибка этих товарищей состоит эдесь в том. что они отождествля ют н смешивают язык с культурой Между тем, культура и язык — дво разные веши. Культура может быть и буржуазной и со циалистической. язык же, как гредство общения, является всегда общенародным языком и он может обслуживать и буржу азную и социалистическую культуру. Раз- ре это пе факт, что ругскнр украинский, узбекский языкп обслуживают пыпе^ со циалистическую культуру этих нации так же не пло*о, как обслуживало они пер'Ч Октябрьским переворотом пх буржуазные *удьтуры? Значит глубоко ошибаются эти товарищи, утверждая, что палпчпе двух разных культур ведет к образованию двух разных языков и к отрицанию необходи мости единого языка. Говоря о двух культурах, Ленин исхо дил из того пмепио положения, что паличис двух культур не может вести к отрицание единого языка и образованию двух языков, что язык должен быть единый. Когда бун довцы стали обвинять Ленина в том, что он отрицает необходимость национального языка и трактует культуру, как «безна- пиенальную», Ленин, как известно, резко протестовал против этого, заявив, что он воюет против буржуазной культуры, а не протцр национального языка, неоиходи- мость которого он считает бесспорной. Странно, что некоторые наши товарищи поплелись по стопам бундовцев. Что касается единого языка, необходи мость которого будто бы отрицает Ленин, то следовало бы заслушать следующие сло ва Ленина: «Язык есть важнейшее средство челове ческого общения; единство языка и беспре пятственное его развитие есть одно из важ нейших условий действительно свобсцного и широкого, соответствующего современно му капитализму, торгового оборота, свобод ной И широкой группировки населения по. всем отдельпым классам». Выходит, что уважаемые товарищи иска зили взгляды Ленина. Сеылаются, наконец, на Сталина. При водят цитату из Сталина о том, что «бур жуазия и ее националистические партии быди и остаются в этот период главной, руководящей силой таких наций». Это все Правильно. Буржуазия и ее национадцети? ческая партия действительно руиооодя* буржуазной культурой, так же, *а* про летариат и его интернацноналистичериа* партия руководят пролетарской культурой. Но прп чем тут «классовость» язы&а* Разве этим товарищам не известно, нта национальный язык есть форма наэдо* нальной культуры, что иапиоиадьный язык может обслуживать и буржуазную и социалистическую культуру? Цеужвди наши товарищи не знакомы с взвес^ой формулой марксистов отом, что нынешняя русская, украинская, белорусская и другие КУЛЬТУРЫ являются социалистическим? Н& содержанию и национальными по форме. •т. е. по языку? Согласны ли они с этой марксистской формулой? 7 и н Ошибка наших товарищей сострит вдесь’ в том. что они не видят разницы между культурой и языком и не понимают, что культура по своему содержанию меняется с каждым новым периодом развития обще ства, тогда как язык остается в основном тем же языком в течение нескольких пе риодов. одинаково обслуживая вав новую культуру , так и старую. Итак: а) язык, как средство обшення, всегда был и остается единым для общества и об щимдля его членов языком; б) наличие диалектов и жаргонов не отрицает, а подтверждает наличие общена родного языка, ответвлениями которого она являются и которому онн подчнпены; в) формула о «классовости» языка есть ошибочная, немарксистская формула. ВОПРОС . Каковы характерные признаки языка? товарищи от- транспорта, техники и науки треоует от j неслись к делу об’ектпвно, они должпы французски, что они умеют говорить по- языка пополнения его словаря новыми' были бы привести и другую цитату из ругекп лишь с Французским акцентом. Ответ. Язык относится к числу общест венных явлений, действующих за вер вре мя существования общества, Он рождаетоя и развивается о рождением и развитием общества. Он умирает вместе со смертью общества. Вне общества нет языка. Повто- му язык и законы его развития можно по нять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является твор цом и носителем этого языка, Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг « другом, об мениваются мыслями и добиваются взаим ного понимания. Будучи непосредственно связан с мышлением, язык рргистрирует и закрепляет в словах ж в соединении словв предложениях результаты работы мышле ния, успехи познавательной работы чело века и. таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом общества. Обмен мыслями является постоянной 9 жизненной необходимостью, так как без него невозможно наладить совместные дей ствия людей в борьбе с силами природы, в борьбе за производство необходимых мате риальных благ, невозможно добиться успе» хов в производственной деятельности обще ства, — следовательно, невозможно само существование общественного производ ства. Следовательно, без языка, понятного для общества и общего для его членов, об щество прекращает производство, распа дается и перестает существовать, как об щество. В этом смысле язык, будучи ору дием общения, является вместе с тем ору дием борьбы и развития общества. Как известно, все слова, имеющиеся в явыке. составляют вместе так назыввемый словарный состав языка. Главнее в словар ном составе языка — основной словарный фопд, куда входят и все корневые слова, как eix) ядро. Ои гораздо менее обширеи, чем словарный состав языка, но он живет очень долго, в продолжение веков и дает языку базу для образования новых слов. Словарпый состав отражает варгану е<%- стояппя языка: чем богаче и разносторон нее словарпый состав, тем богаче н раз витее язык. Однако словарпый состав, взятый сампо себе, пе составляет еше языка. — ей ею- nnvt™ пбптйнш л дей чтобы*он был об- словами и выражениями, необходимыми: той же статьи «Святой Макс», где Маркс, •Значит лп это, что в России не было тогда рее всего является строительным материа- пптмзля членов об ества и едппым для для пх работы. И язык, непосредственно 1 касаясь вопроса о путях образования едп- общенародного русского языка, что обще-1лом для языка. Подобно тому, вав строи тельные материалы в строительном деде HP составляют эдания, хотя без нцх п невоз можно построить 8 данне, так же и словар ный состав языка не составляет само.го языка, хотя без него и немыслим нивдкой язык. Но словарный состав языка поду чает величайшее вначепие, когда он под ступает в распоряжение грамматики язы ка, которая определяет правила изменения слова, правила соединения слов в цреддо- ження и, таким образом, придает языку стройный, осмысленный характер. Грамма тика (морфология, спптаксис) является собранием правил об изменении сдор и РО^ четанни слов в предложении, Следователь но, именно благодаря грамматике язык по. лучает возможность облечь человеческие мысли в материальную языковую обрдоч- ку. ___ Отличительная черта грамматики со стоит в том, что она дает правила об из. менепни сдор, имея в виду не конкретные слова, а вообще слова без какой-либо кон кретности; опа дзет правила ддя состав ления предложений, пмея в виду ре ка кие-либо конкретные предложения, скажем, конкретное подлежащее, копкретное ска зуемое и т. п.. а вообще всякие предло жения, безотносительно к конкретной форме того или иного предложения, Следо вательно, абстрагируясь от частного ц кон кретного, как в словах, так и в предложе ниях, грамматика берет то общее, что дет жнт в основе изменений сдов и сочетании слов в предложениях, и строит нз него грамматические правила, грамматические законы, Грамматика есть результат дли тельной, абстрагирующей работы человече ского мышления, показатель громадных успехов мышлепня. В этом отношении грамматика наноми-; нает геометрию, которая дает свои законы, абстрагируясь от конкретных предметов, рассматривая предметы, как тела, лишен ные конкретности, и определяя отношении между ними не как конкретные отношения таких-то копкретпых предметов, а как от- пошеппя тел вообще, лишенные всяко# конкретности, В отличие от надстройки, которая свя зана с производством пе прямо, а через посредство экономики, язык непосредствен» Окончание на 3-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz