На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.
f t ton* TOW tn Л Ш (5756). На с т р а ж е З а п о л я р ь е 14 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ АЛЕКСЕЯ МАКСИМОВИЧА ГОРЬКОГО О сновоположник социалистической литературы Vif V/ •г Еэвятвха любовь' советских иодей в !Аде 1 сею Максимовичу Горькому — велико т$у сыну русского народа, гениальному ни* сателю, Другу Ленина н Сталина, патриоту сециалпстической Родины, пламенному oojr цу за счастье трудящизся. О самого начала творческого пути вели* *рго писателя героем его произведений быд кдродуза его освобождение от капитализма, от самодержавия он боролся, пробуждению его сознания способствовал своим творче* ом. ______ _ Статья Ленина «Партийная ор ганизация и партийная литера" тура», напечатанная в разгар со бытий перрой русской революции 1905 геда, была не прсого хоро шо анамма Горькому. Эстетиче ски* принципы Ленина, выра- а?еняыо в этой статье, подтвер^ ЗЦаллсь практикой горьковского тровчеетеа. И большие произведе ния Горького, созданные в втому времени. такие, как пьесы «Ме щане» и «На дне», кав романы «Фояа Гордеев» и «Трое», леген ды л сказки 90-х годов и ранпие реалиодтоедо рассказы — все было саязано с жизнью и борьбой наведа, рее являлось «часть» обпгсцродетарс*ргодела», Аяйричесюнесогласный с оу- щеошршим СТРОИМ будаини* А * тш и Коновалов иди бунтарь Грищ§ Челкаш, мечтающий о подои* вшжннн Григорий Орлор и м ц т * понимающий, т еще не адбэдрщй достаточно сил для 6opi^m адеетьянигбедпя* Ки- JW M W* 8ТЯ героя РЯНВДХ про*шведеннй писателя выражали сдамюние * ШП ЯйаНИ. (К5^о- вцнзой на принципах справедли вости. T«*W Я ту пору т герои яв знали путей борьбы, и пх бунт иерэдяо не давал результа тов, ЗДони стали героями $изци, ее о д о о д у г , Па иерее несколько лет в ходе pep<j|l№HOHHOft бовьбы окрецнет с ц т т №РИШ» ревощщя выпрямя? его в он ста?*ет аятив^ ЧНЦ бОРНОМ ПРОТИВ ш ИПДг ЧШ Я» «гячвдм нронагандч- сДО революция В деревце, самоотверженным борцом за нее. L , Вырастет раан§цие трудящкея, Стихийный протест перерастет в созна тельную борьбу, и ра (аграинш горьков ских пвоидведений появятся герои, кото рые впервые в мире твердо и уверенно скажут. что хозяином дрзни является тот, кто трудится. От будут требовать от каж дого недочет активного вмещатедОТ»а в жизнь, они будут строитьее соответственно садр Требшниям. И У$е не «безумству будет Р т ь песни Г орький , не революционной бури 6у*е? ■WfPIHftTb, Ат у РУН». M i? реролянда, 1Согда В. И. Ленин, встретившись с Горь кий Я4 у Лондонском с’езде партии, сказал е ецоем впечатлении от прочитанного им в руглщки романа еМать* и назвал эту кля ру тень ввоавременной», Горький считал ©ту опешт самой высокой наградой. Денни садрал тоца, что «много рабочих унаетво- ®Ш в революционном движении неоозна- телыи» стихийно и теперь с больший поль- Bqf: ддя себя прочтут эту книгу». В чемже была эта польза? В романе «Мать» Горький показал, как Ьыпряищся чедовек в ходереволюции, как происходило становление революционного сознания раррчего я-тасса по мере развития революции, кав соединяласьидея социализ" иа с рабочим движением. Образами Цавла Власов, Цедагеи Пцлрвпы и друпц героев романа писатель доказал, кая перерастает стншнцй протест в осознанное редрляг цнощрр чунстро, которое определяет всю з&нЗРь чедорека. Вопрос о стрхпДнорти ц содяд^елрдастя в рабочем движении был одним из самьц важных вопросов в 1 ЩЩ первдй py^cifo 5 рево^юпии и после нее. 0 нем говорил Ленин в работе, раскрывающей ндвряегянеские оснорь? нашей партии, «Что делать?». Жизнь в ее революционном развития, хонкрётире изображение событий реррлю- 8 ащга&ет ^>0 большее место в творчр* №е Горького. За героямп-революпнонеР^МН стоят живые люди. Известно, что замдерел романа «Щть» относится к сормовским со бытиям. Но «Мать» явилась результатом не просто наблюдений художника над жизнью революционного Сормова. Горький был а&- тлвным участником этой борьбы. Он при нимал участие в защите спрмовичей на су де, 'он близко знал участников сормовского движения. Но «Мать» нельзя счптатр ле- ^•нясью революционногодвижения Сормора. «Мать» была орпована па всем опыте пер вой pycpKog революции. В ней в обобщен ном виде быдл отражепы революция п Л1°- дн. ее делавшие. ЙЩР ррррл{опин 19Q5 года Горькому 1Н(ЯЩ4РСЬ иадозгд покинуть пределу Рос= еря* Пн подвергался преследоР» 1 НИЯ¥ со стрррны самолр'ржавнщ властей, з за pi>“ Mqp «мат^>» дружен был быть предцп суду. Пребывапиг в Америке, а затем в Италии па сстро^е 5анри было временем созданця зна чительных произведений. Столкновение пи сателя с миром зарубежного капитализма дало ему материал для очерков об Амерцке, для острых политических памфлетов, на правленны* против империализма. Городом Желтого Дьявола представляется ему Амери ка, страной, где все подчинено золоту, где рее предается и покупаете^: мораль, честь, чувство. Острая еатира Горького, направ ленная протпв империалистической Амери ки, против уродующего людей влияния ка- А. М. Говькрч. готовят нападение па СССР, раз’ясиял «мастерам культуры» зарубежного мира, что существуют два пути в являя — или с рабочим классом или с буржуазией, что третьего пути нет, что пх свобода — мни мая, что на самомделе ониявляются слуга ми империализма, которому чужды настоя щее искусство и настоящая наука. И мшг гие люди науки и искусства капиталисти ческого Запада обязаны своим прозрением А. М. Горькому. ______ Творческий путь Горыюго- художника завершается большим эпическим полотном «Жизнь Кли ма Самгина». Роман посвященра зоблачению социального явления, называемого «самгинщиной», ра зоблачению буржуазного^ индиви дуализма. Писатель клеймит бур жуазную шг^еллигенпяю. став шую на путь предательства рево- ЛЮвдш, помогает разглядеть под различными фальшивыми маска ми тех, кому не дороги интересы народа, кто чуждается егр. (5м- гены боятся наша, боятад ре. волюпни и потихоньку, иа-э* ¥Р= да, пытаются рреднть, Горький показал, что представляет собой буржуазный индивидуализм, по казал лицемерие, фальшь, ничто» жеотро, скрывавшиеся под его маской. Цо «Жизнь Клима Сангина» — ато широкая историческая рано? рама, Саигищпииа разоблачена я силу победы революции, которая сметала со своей дороги всех тех, КТО PH сопротивлялся. В романе показаны и силы революции. Степан Кутузов, товарищ Яков и защитники баррикад в москов ском вооруженном восстании 1906 года, Елизавета Сиивак, Любаша Сомова — эти людипри надлежат к большевистскому ла герю. Главиый омыел свое# жизни они видели в социалиети 9 ческой т>еволюпип. Показывая бо гатство и красоту духовного мира этих людей. Горький создает об раз нового героя, положительного героя социалистической литера туры, начало которой положепо км под непосредственным идей ным влиянием В. И. Ленина и И. В. Сталина. питалистической собственности, оказалась очей глу(|пйрй, Ц дамфдеш Говьмгр. я г пвсашш В ш б ШУ, VW узразц Ayeiwy сдод аш го дн«, аяерлдаерч* цицрвц»- лдавй, уведедазд, т а за деяьге овд най мут се& всto Еврру и заставит ер дм^ть все, htq рудет угщо америвдиевди хпщнг ш . В годы реакции, последовавшие рсде ревАлрцня 1906 года, ГрпшЗ w iw ism и?о«ва5ате гквдь Рессшг. давеет^ «Летр», прадзведепря, роРТ9Внвшре ОкуровдкиП «ш , рдеррадя двиа «По Руся» ст.ш ищзще!щямр оруссод дидях, ртадарг ливом, одаренном русском наРПДР, ^рторого рпиташ!! мнрт и давит, a tm m его дг щи не меркнет* 8 глулую пору реакции ГррькиЯ внушал cppmf читатадяи иырль р том, что $й?нь, о яотррой пишет р сроей СТРАШНОЙ утопией Матвей Ро^емякиН, Не мо^ет длиться до$го. В русском народе Таятся РИДЫ, ПРОШРСТОЯЩце окуровщинэ. Я а . бвде. но та? бмьще не будет!» — ж?жденнр гррорят одна из героинь повести «Жизнь Матвея Йожемякпна». В автобиографическойтрилогии, начатой Горьким в годынового революционного подг- ема, он писал о «свинцовых мерзостях ка питализма», рталантливом народе, который должен жить no-друтшу. Герри ^втобиогра? фпческой трилогии говорит, что оп «рано понял, что человека создает его сопротивле ние окружающей среде» и поэтому егоборь ба со «свинцовыми мерзостями*, борьба не ради одного себя, должна привести к хо рошим результатам. Учась у людей, вбирая все лучшее, что может дать каждый чело век Алеше Пешкову, онидет своейдорогой, дорогой активного строительства жизни. После победы Великой Октябрьской со циалистической революции в нашей стране Горький создает ряд произведении, в кото рых показывает борьбу двух миров, неиз бежность крушения старого мира. Об этом рассказывают роман «Дело Артамоновых», пьесы «Егор Булычев», «Васса Железно- ва».‘ Историческая неизбежность гибели «дела» Артамоновых, Железновых, Булы чевых, невозможность спасти это «дело» усилиями буржуазии потому, что рабочий класс определяеттеперь ходистории— вот о чем говорит Горький, рисуя мир буржуа зии. Последние десять лет л:изии Горького были заняты большой организационной ра ботой. Горький стоял во главе писательской организации, много писал по вопросам сов ременности. создавая литературпо-критиче- ские и публицистические произведения, в которых решал вопросы теорпп социалисти ческого реализма, учил писателей советской страны выполняв pBoff де.]г перед Роди- пой. В публицистических ртатьцх Горький писал о величии пашей Родппы, о творче ском труде зюдер, строящих социализм. Он рцзобланаз поджигателей войны, которые )Д$чают прореки империалистов, продажи ПОдигаталри войны. Горький горячо любил советский народ. Воспевая его победы, одержанные под ру ководствои партии Ленина —-Сталина, он смертельно разил врагов нашей страны, изобличая силы реакции во всох еб про? явлениях. Вслед за ним по пути разоблачения Ш 1 - периализма идут советские писатели в своей борьбе за мир. Во время Великой Отечественной войпы, учась у Горького разоблачению Фашизма, они соадавали про изведения. которыми наносили удавы ре врагу. Вместе со всем советским народом Я веем свободолюбивым человечеством они вспоминали слова Горького: «Если араг не сдается, — его уничтожают!» и, приваа- нивдя «перо к штыку», разили врага. Сейнае в статьях крупнейших советских писателей ~ Фадеев*’ Эрен^урга, Тихонова и других вручат страстные призывы к ни? ру. Писатели нашей страны, как в е$ое время Герький, выступают глашатаями миря, борцами за мир во всем заде щра- зобл^ ..ж т w............ А. М. Горький был пламенным и неуто? мимым борцом за великое дело социализма и пал на боевом посту, сраженный из-за угла предэтедьскто! ударон тррп&рстско- бухаринскш убийп. подлых прислужпиков КИРОВОЙ реакции. Цо Горький был и ос тается о нами. Четырнадцать лет, отделя ющих нас от его смерти. — это время на пряженной борьбы страны социализма с силами империализма, с силами реакции. Ц в этой борьбе активное участие прини мает Горький. Цедавно начали выходить в свет тома норого тлНДПЭТитомирго собрания сочине ний Горького. Это повое собрание будет знадаельно шире предыдущих. В негр включены произведения, которые при ФИЗ ИИ еврей писатель пе вводил в собрания сочинений Многие из них он и сам счи тал затерянными, забытыми. Цекоторые произведения вообще при жизпи писателя не печатались и сохранились в pvsoHHcn. Повое издание пропзведеппй Горького отличается от предыдущих еще и тем, что в него будут включены литературнекри тические и публицисттррскпе статьи ниса- Тедя. а также письма. Т^ким образом, ЩН- родре рругр советских читателей рлучат Представление о горьковском творчертве гораздо более полное, чем то, какое они имели до сих пор. И еще более величественным предстанет перед миллионами людей советской страны и зарубежным мйррм че^товек. чье творче ство и жизнь были до конца отданы слу жению своей Родипе. П еще полнее будет использовать советский парот творчество основоположника социалистической .тите- раТУры Я своей борьбе за мир. за построе ние коммунизма. Н. БЕЛКИНА, кандидат филологических наук, дрцент. П а м я т и в е л и к о г о п и с а т е л я МИНСК. Белорусский народ свято чтпт память выдающегося русского писателя, рсновоположпика советской литературы Алексея Максимовича Горького. В связи с 14-й годовшиной со дня 3;*> смерти на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, в колхозах проводятся беседы. Цитересная выставка открылась в Мин ской областной библиотеке, носящей имя Горького. В разделе «Горький и Белорус сия» собрано много материалов, характе ризующих любовь белорусского народа к горьковским произведениям, влияние Горь кого на белорусскую литературу. Здесь экспонируются мпогочпелеппые произве дения Алексея Максимовича, переведенные па белорусский язык. ЭДАНУ1}Д{Щ4 (Цолтавсзд область). Население Мануйловки отмечает 14-Щ ГО ДОВЩИНУ ро дня смерти А. М. Горького. В местном лптрратурпо-меморпальпом музее рбновлеиа экспозиция, зпа^штельно расши рен отдел, посвящещшц пребыванию здесь великого русского писателя. Экспонаты музея рассказывают о ре волюционной и культурно-просветительной работе Горького среди крестьян Мапуи- ловки в 1897—1900 годах. Здесь проле тарский писатель оргаппзовал народный театр, ставивший пьесы прогрессивных русских и украинских авторов. В создан ной Горьким общественной ЦиГмцотрке- чптальне крестьяне знакомились с литера турой. Здесь была открыта воскресная школа, организован сельский хор. Сейчас сельская библиотека, насчиты вающая 3.5Q0 томов, по вечерам иерецол- неца. Возрос спрос на процзведеция Горь кого. 18 июпя в селе состоится традицион ный митинг, посвящеппый памяти Горь кого. 16 июпя. (ТАСО. В царстве Желтого Дьявола В различных советских издательствах большим тиражом вышла книга памфлетов и очерков об Америке великого советского писателя Алексея Максимовича Горького. В памфлетах «Город Желтого Дьявола», «Царство скуки». «Мой» и очерках «Один из королей республики», «Жрец морали», «Хозяева жиани» с огромной силой и страстью запечатлен образ империалистиче ской Америки, где люди труда превращены хищными магнатами капитала в средство обогащения и наживы. Эти произведения написаны Горьким в 1006 году, во время поездки его в Соеди ненные Штаты Америки. В книге также помещай ответ писателя па анкету амери канского журнала, относящийся уже к бо лее позднему времепи. В этом ответе Горь кий дал как бы обобщенную убийствен ную оценку американским капиталистам а их «цивилизации». Хотя замечательные произведения Горь кого обАмерике были написаны больше со? рока лет назад, они читаются с огром ным интересом, так как помогают и сейчас понять причины авантюристической агрес сивной политики современных хозяев Аме рики, претендующих на мировое господство. Замечательные горьковские творения бы ли плодом его длительных наблюдений и осмысливания всего, что он видел в стране доллара. Еак известно, А. М. Горький поехал •в США по заданию партии, его поездке В. И. Ленин придавал большое значение. Выдающийся русский писатель должеп был рассказать американским трудящимся правду о первой русской» революции, поме шать сговору международной реакции, го товившейся оказать помощь царскому са модержавию. Горький на весь мир заклеймил англий ских и французских империалистов, назвав их убийцами русской революции, так как онипредоставлением займа царскому прави тельству помогли затопить в крови великов дело освобождения, начатое русским наро дом. Гениальный русский писатель, воору- зренны? самыми передовыми иддаи своего времени *= ИД 6 ЯЧИ большевизма, быстро рэобрадся Я шядай американской демо- киатещг Урье в первых письмах из Америки к рвоим \ т ш Горький пнеа* олживортн заовешыц свобод: «Знаете, чтр я вам ска жу? — писал онв апреле 1906 года в Рис- сню. — Мы далеко впереди этой свободной Америки, при всех наши* несчастьях!». {Г в то ррёмя, кая амерпканекпе реакци онеры ждади от прославленного ппсатела- рерояюцпоцрра славословия Америке — разредащровапной щщ стране, якобы, подлинной свободы, — буререстнпв социа- яистичррио? революции бросает И* в лицо РВРЙ первый бииующий памфлет «Город Желтого Дьявола*. В ответ ЭДЗяеяа Урлл-стрита начали пс- ЗРРНУИ Я разнузданную травлю великого писателя. В стуаце фальшивой свободылро-_ тив Горького оыди мобидоовапы Ц^елтая' продажная печать, и иоцы, проставите его в церквах, и сыщики, преследовавшие его по пятам. Но Горького плотной стеной любви и восхищения окружили передовые рабочие и интеллигенция Америки. Пе об ращая внимания па злобный войреакцион ной прессы, Горький продолжал паносить безжалостные меткие удары капиталистам своими произведениями. В своих очерках и памфлетах об амери канской действительности Горький с убий ственной беспощадностью обнажил вопию щую несправедливость капиталистической Системы, отупляющий стандарт «американ ского образа жизни». По заклеймив гневом и презрениемэксплоататоров и угнетателей, он в то же время отнесся с глубокой, чизто горьковскойлюбовью к простымяюдям Аме рики, стремящимся к свету и свободе, но еще НР нашедшим ПУТИ к своему освобож дение. Писатель радовалсятому, что вСША РЗРТУТИкрепнут сцлы, стоящие за мир и демократию, и наломннал, что именно им— этим сн^амs— принадлежит будущее. Горь кий открыто приветствовал американских революцпоперов-рабочпх, боровшихся про тпв капиталистического рабства. Основная идея памфлетов Горького об Америке заключается в разоблачении все сильной и всепожирающей власти капитала. Писатель со всей страстностью непримири мого революционера разоблачал истинны х хозяев США — миллиардеров и мил.тноие- ров с Уолл-стрита. « В своем первоми наиболее яркомоч?рке- памфлете «Город Желтого Дьявола», посвя щенном описанию жизни Пыо-Иорка, Горь кийдал образ всей буржуазной Америки, где экономическое и духовпое порабощение че ловека достигло высшего предела. Вге в этом городе поставлено па службу доллару, все живет «бизнесом» — «делание?! де нег», все во власти Желтого Дьявола — зо лота: «Кажется, что где-то в центре города,— писал он, — вертится со сладострастным визгом и ужасающей быстротой бадьщо! ком золота, он расныливает по всем улицам мелкие пылинки и целый день люди жадно ловят, ищут, хватают их». В атом памфлете Горький в потрясающих правдивых картинах изобразил бесчеловеч ность и развращающее влияние американ ского «Желтого Дьявола», пытающегося распространить свою власть на весь мир. Горький увидел в этом городе-спруте пора бощенных людей, которые в ныо-йоркекях трущобах живут так, что говорить об их жизни «страшно и больио». Горький с ненавистью и саркаюки изоб разил командующие классы СЦ1А, истинное лицо чхозяев» жизни, превративши* про сты* людей и цридаток золотогонецца. В очерке «Один из королей республики? Горький мастерски нарисовал такого адиь ля, хозяина республики. Оч S 4 OT только од* делать деньги! Децьщ— подо дер? нию — £ог $изцн, бог Америки. «...^то $е вы делаете с в^шщга |ед*Г4’ ми? — спросил его доегдоль. Он ответил: — Я делаюимиездеденьга— — Зачеэ*? — Чтобы сделать ещеденьг*..,?т В этом стяжательстве смысл щцель «го жизни. Он одержим мыслыр, что деньги дают ему прцво па госцодствр над ЩЩЩЦ- Горький с чувством отвргццения я щ- ливоста, по досконально выясняет яаглздн этого типичного американского ^дх^ирнера на жизнь. Рассуждения одного jja некоро нованные королей Америки утратя-^и своего значения и теперь — они поморнРТ цонять. чем руководствуются сояреп}«Ш^ вершители судеб Америки, безза^г®ичиво и ханжески процоведурщие сэре щ т эксплоатировэть и угнетать ладрДЫ- В своих рнеркаъцамф^ето велвдй ппсате^ь безжалостно copp^i с ШЯ^а- лцстической Америки ФадоЩЯТЯ ску «демократизму и пресловут! свободы». Продавленная статУ^ Свободы, цозвэдаю- щаяся над Нью-роркс?да портам, ТЖР НА" кр’ылась зеленой окисью, $ ее факел, — говорцл Горький, — не освещает яи^ег* кроме дерзостей капитализма. Йстатр см* зать, побывав в Америке, талантливейший советский поэт Владимир Владнмирррич Маяковский отметил такую, в§ лишен ную интереса подробность — статуя Свобо ды. оказывается, прикрывает оебею тюрь му, куда заключаются «нежелательные для везла в США элементы». Демократия в стране доллара является не чей иным, как обманом, так же как и лицемерно расхваливаемое мнимое благопо лучие и благоденствие трудящихся 6ША. Власть в Америке всецело цринщежит мо нополистам и их ставленникам — различ ным королям нефтц, ста^и, адв!5трииер*ва и т. д. Доказательно отношение fOgHWo и королей республики» к правительству США. По мнению мпллшжерз? . главна ?ШЧ4 Правительства — дрргать народ я щр щ помогать предпринимателям «деад^ день- ГИ». А Для этого ч-^ены правитя|ьрда1 жцы состоять из миллиоперов и акционеров промышленных предприятии. Мечты и желания горьяряскегр со^всед- пика-миллионера ньше в США щщ^тыо осуществились. Подлинным правительством США являются фпнанррвые магнаты, а в правительстве заседают дельцы Уодл-стри- та, директора п акционеры крупнейших #Я- ровых трестов — гарримапы! ЦЩ&Ц I другие. Они не только пе мепцют кадщ- лпстам «делать деньги», Щрасходуют от? ромные государственные средства и ердер- жат войска для завоевания новых рынков. Современные владыки монополий имеют ро- слутппое правптельствопе только в Вашинг тоне, но и во многих порабощенных долла ром странах. Для обуздапия рабочих, дея телей культуры, Особенпо недовольных су ществующими порядками в «свободной» «демократпчеркон» Америке, введены фа шистские аптпрабощге законы Тафта — Хартли, свирепствует Комиссия по рассле дованию «антиамериканской» деятельно^ ста. Горьклц в свои очерках-памфлетах не только с негодованием обличал хищниче скую сущность американского |^ищт^ла, но п вскрыл хитроумные и коварные приемы идеологической обработки трудящихся, к которым прибегали «хозяева жизни». В «Жрецах морали», «Моб» и дру|?х произведениях великий художниц нокдзал, какое важное значение для капиталистиче ской «машппы жпзпп» имеет волчья бур жуазная мораль, принципы которой Fqpb- кпй пазвал «духовными псами капи тализма». Буржуазия с помощью газет, церкви, школы, литературы, театра, кино, радио отравляет трудящихся духовным ядом, вбпвает пм в головы эаведомо ложные понятая — п все для того, чтобы держать их в повиновении* Чембогаче становится кучка вапиталнетов, чем обостреннее вкоиомачеекие противоре чия, тем строже становятся буржуазная мо раль, призванная охранять право эксплоа- тации и наживы. В своих памфлетах Горький показал, что. буржуазная наука, литература и искусство верой и правдой служат бизнесу, становят ся предметом купли и продажи. Ученые и писатели, философы и ровты воспитывают в народепокорность сильным, усыпляют его волю, глушат недовольство существующими порядками, проповедуют мир между’рабочи мии эксплоататорами. — Религия нужна для бедных, — го ворит банкир из горьковского памфлета.— Искусство должно возбуждать аппетит, развлекать и забавлять обывателя. Филосо фы за небольшую плату должны учить на родуважать законы. «Если да этого недо статочно философии — пускайте в дело солдат. Здесь важны не приемы, а резуль таты». Вот почему Горький указызд на то, что американская культура, служащая интере сам Бучкв рабоооадельшв ж торгашей, яв ляется человеконенавистнической. Великий писатель с большой проникно венностью и горечьюпишет о«среднемаме риканце», порабощенномн§ только физиче ски, но и духовно, человеке, о котором «етрашно и больно» говорить. Эти люди «спокойно переносят все, что убивает чело века». и даже, что удивительнее всего. — довольны своей жалкой и бессмысленней жизнью. В очерке «Моб» (толпа) Горький особен но ярко показал, к чему приводит духовное обнищание людей, яьяравлжвание из них всего человеческого. «Мой» — это «страш ное животное», готовое в любур минуту расправиться <; неграми, учинить «суд Лин ча» :— это кровавое проявление американи зированного Bappaperoa. «йичего не видно, только вьется и тре пещет огромное тело «Моб», и ничего не слышно кроме еевопля, возбужденного кри ка, которымQH&радостно возвещает о себе, о своей силе, о ток, что, наконец, и опа тоже нашла свое дело... Кого-то бьет опа, черная «Моб», кого-то разрывает, комуто мстит... Из бури ее влитых криков все ча ще раздается, сверкает, точнодлинный гиб- кий нож, шипящее слове: — Джнч! Оно' имеет малпеекув «илу объединить все смутные желания «Моб», то все гуще сливает в себе ее крики: —т Лини!». Аяшнвгритяпяуй террор в Америке, как известно, за последние десятилетия принял еще большие размеры. Уз этой ханжеской, мещанской и щетЫ т м «ещ андев. розданных НР образу щ ЦОДОЙРО реакцион ны* дельцов щ» Уш-юда*» S рербуются современные №*лу**-адр»ры щ другие Яорружрнные фашистеаде Это они бешшззнно уоиваюк недав, борются с щюгрерданвдт ЮНШЩШШН, преследуют передовых общественны* Огапо- ЯЯТСЯ щи смыиенны! РИШРЯОГР *УРНМИ«ТА, W ОЩдумает а цивилизация i*W M : «Ядумар, что щщз, нивилрвания, это самадуродливая тштт яашвй нла- йеты, потому иго она иуддярта цре?яелн- миогообраяныв Я иозррные ущетва ев- роцей^ой циввдзация». Вместе с тем велики# писатель справед ливо указал, что истинная цивилизация и иудьтура возможны только при условии, если политическая власть яееееле принад лежит трудовом? народу, а не паразитам и реакционерам, как в США. Уже в то время великай Горький, вооруженный марксистско-ленинским уче нием, увидел, как американские монопо листы стремятся подмять под себя весь' мир, мечтают не только об экономическом, но и политическом подчинении мира. В наши дни, когда демократия всего пи ра обединилась для отпора поджигателям ВОЙНЫ, с повой силой звучат слова Горько го, обращенные пм в свое время к масте рам культуры. «Буржуазия отвергла проект Союза Со ветов о всеобщем разоружении, н одного этого вполне достаточно, чтобы сказать: капиталисты -- люди социально опаслые, они подготовляют новую всемирную бой ню». Гневные и страстные очерки Горыьзго сб Америке не только не утратили своего зна чения сейчас, но, наоборот, приобретаютеше большую актуальность. Они и сегодня би чуют клику империалистов США, выступа ющих во главе мрачных сил мировой реак ции. Великий писатель-революционер вы ступает в пих как глашатай нового мира, кая трибун коммунизма- н. ДМИТРИЕР. щятным шюфриу HW mo J и недву- п и ответ Горького на вопрос аме- В МУЗЕЕ Л. М. ГОРЬКОГО Экспопаты Московского музея А. М. Горького показывают, какую большую по литическую школу прошел писатель, чтобы стать подлинным буревестникам револю ции, знаменосцем передовых идей, вдохно вителем Гюрьбы за коммунизм. В одной из комнат музея — карта Рос сии. пе указаны многочисленные пункты горьковскцх странствований. Па карте приведены слова Горького: «Хождение мое по Руси бьш вызвано пе стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть — где я живу, что за народ вокруг .меня». Осенью 1891 года Горький пришел в Тифлпс. Редкий портрет сохранил его внешний вид в то время — длинные по лосы, суровое выражение липа человека, увидевшего и позпавшего жизнь. Р^дом— портрет рабочего Калюжного, бывшего на родовольца и политического ссыльного. У пего некоторое время жил Горький. Здесь же Горький написал свои первый рассказ «Макар Чудра». 12 сентября 1892 года S accpa3 был напечатан в газете «Кавказ», омео этой газеты, пожелтевшей от време ни, экспонируется в музее. Под рассказом стоит подпись: «М. Горький». 58 лет на зад, сдавая в набор свое первое произве дение, автор придумал псевдоним, ши- роко известный сейчас всему миру. На многочисленных портретах и фото графиях запечатлены встречи А. М. Горь кого с вождями большевистской партии и основателями Советского государства В. П. Лениным и И. В. Сталиным. Друг и сорат ник Ленина И Сталина, прошедший свой славный п у т ь вместе с партией большеви ков, — таким воссоздают образ Горького экспонаты музея. Стаз во главе советской литературы. Горький возглавил борьбу работников культуры против фашизма и империализма па международной арене. Об этом напями- пашт Многие документы. Среди ня? — знаменитая статья Горького «С кем вы, мастера культуры?», призывавшая интел лигенцию всех стран к активной защите свободы и независимости пародов. В сентябре 193-2 года паша страна от метила 40-летие литературной деятельно сти Горького. Правительство нарыло великого писателя орденом Ленина. Этот орден наряду с другими личными вещами писателя хранится в музее. Па мраморной доске, вделанной в стенку музея, золотыми буквами высечены слова приветствия товарища Сталина: «Дорогой Алексеи Максимович! Отдуши приветствую Вас и кпепко жму руку. Желаю Вам дол гих лет жизни и работы на радость всех трудящихся, на страх врагам рабочего класса. И. Сталин». В музее находится драгоценная рели квия — сказка Горького «Девушка и смерть», на которой товарищ Сталин на писал: «Эта штука сцльи^е, чем «Фауст»; Гете (Любовь побеждает смерть)». Мы живем в такой век. |огда все доро ги ведут к коммунизму. И словз Горького, имя его служат призывом к борьбе за де мократию, за социализм для всех свободо любивых народов мира. Эти слова под- тверж 1 ают многие вкситнаты музея. Вот один из них — модель шахтерской лам почки. Оиа прислана в дар музею шахте рами Чеюсловакии в честь 30-летия Вели кой Октябрьской социалистической револю ции. Шахтеры города Билипа постановили присвоить этой шахте имя великого рус* ского писателя. Жизнь А. М. Горького, ярке отраженная в материалах музея, является ддя всего прогрессивного человечества вдохновляю^ шим примером борьбы за торжество под-, лппиой демократии во всем мире, за вом-< иутшзм. IL МЕНЬШОВА,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz