На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.
На с т р а же З а п о л я р ь я 15 июня 1050 г.. ГГ* 140 (3753)'. О Государственном бюджете СССР на 1950 год и об исполнении Государственного бюджета СССР за 1948—1949 годы ДОКЛАД МИНИСТРА ФИНАНСОВ СССР А. Г. ЗВЕРЕВА (Продолжение. Начало см. на 1 стр.). Как и в предыдущие годы, основную юлю средств, ассигнуемых на финансирование народного хозяйства, предполагается из" расходовать на новоо капитальное строи тельство. В 1950 году значительно возра стет об’ем капитальных работ в народном хозяйстве по сравнению с прошлым годом. Финансирование централизованных и не” нейтрализованных капиталовложений и обо ротных средств строительства, с учетом роста об’ема капитальных работ и сниже ния государственных цен, предусматривает ся на 1950 год в размере 135,6 млрд. руб., в том числе 106,5 млрд. руб. за счет бюд жета и 29,1 млрд. руб. за счет собственных ресурсов отраслей народного хозяйетаа. Руководствуясь указаниями Правитель* ства об улучшении организации капиталь” ных работ, строительные организация в 1949 году добились серьезных успехов. Об щий об’ем капитальных работ в народном хозяйстве в прошлом году еоетавнл 120 процентов к 1948 году. Во всв 1 отраслях народного хозяйства введены в дейетаие значительные производственные мощности. Следует, однако, отметить, что при более высоком уровне выполнения щана капи тальных вложений в 1949 году по сравне нию с предыдущим годом по ряду мини* стерств имелось некоторое отставание вво да в действие производственных мощностей от об’ема выполненных капитальных ра бот. Так, Министерство строительства пред” приятий машиностроения и подрядные мроительные организации Министерства угольной промышленности в прошлом го ду, выполнив план по об'ему подрядных ра бот, план ввода в действие производствен ных мощностей выполнили неполностью. Это в значительной мере об’ясняется рас пылением материальных и денежных ре сурсов на многочисленные стройки вместо того, чтобы сосредоточить эта ресурсы, прежде всего, на важнейших пусковых обектах. Такое распыление материальных и денежных средств приводило к удлинению сроков строительства, увеличению размеров незавершенного строительства и удорожа" гош строительных работ, в результате че го задание по снижению стоимости строи тельства рядом организаций не было вьг полнено. В то время, ка* социалистическая про мышленность систематически снижает се” бе,стоимость продукции и на этой основе происходит снижение цен на товары и ук рощение советского рубля, стоимость строп” тельства остается все еще чрезмерно высо кой. Высокая стоимость строительства яв* ляется, прежде всего, следствием больших излишеств в проектах ж сметах, допускае мых в результате завышения размеров за” водских территорий и коммуникаций, раз бросанности цехов, преувеличения плоша" дей и об’емав зданий ш сооружений, а так же следствием необоснованного увеличения количества и мощности технологического и вспомогательного оборудования предприяг тий. В ряде случаев строительные работы проводились без проектов и смет, а это приводило к большому количеству ненуж ных работ и удорожанию строительства. Одной из причин высокой стоимости строительства является слабая организация строительно-монтажных работ, в результа те чего во многих случаях не используют ся в должной мере механизмы и оборудова ние, имеют место простои рабочих и бес хозяйственное расходование материалов, слабо ведется борьба за укрепление хозрас- Ч(*та п усиление режима экономии. Па удорожание строительства оказывают вли яние высокие расходы на доставку строч- тельных материалов, вызываемые чрезмер но дальними перевозками, а также излиш ние пакладные и административно-хозяй ственные расходы. Все это свидетельствует о том. что строи тельные оргаппзатт не вели должной борьбы за снижение стоимости строитель ства. По иннштативе товарища Сталина Совет Министров СОСР принял решение о сниже нии с 1 июля 1950 года в среднем па 25 процентов сметпой стоимости строительст ва, при сохрапепии установлеппых на 1950 гол заданий по вводу в действие производ ственных мощностей. Снижепие стоимо сти строительства должно быть произзе- депо за счет устранения излишеств в про ектах и сметах, удешевления стронтельно- тиоитажпых работ, а также дальнейшего тюнижеппя оптовых цен на материалы, - оГюрудование и тарифов нз церевозки. Это решение Правительства имеет исключи тельно •большое народнохозяйственное зна чение. Спижеппе стоиностп строительных работ значительно повысит эффективность капитальных вложений и создаст еще боль шие позможпостп для дальнейшего уве.тп- ■чепия щюизводетва и роста общественного богатства. В Государственном бюджете СССР на 1950 год. представленном па рассмотрение Верховного Совета, еще не отражена эко номия, образующаяся от снижения стои мости строительства с 1 июля 1950 года. Министерства, центральные учреждения и Советы Министров союзпых республик должны представить поправки к плапам капитального строительства, с учетом уста новленного задания по еннжепию стоимости строительства. Совет Министров СССР опре* делит сумму экономии по министерствам и центральным учреждениям СССР, а также по союзным республикам и учтет ее в про цессе псполпеппя бюджета. Для выполнения решепия Правительст ва о снижении стоимости строительства Миг нпстерства п Советы Мпппетров союзпых республик должны принять меры к ликви* даннп излишеств в проектах и сметах, к сипжепию стоимости строительно-монтаж” ных работ за счет сокращепия сроков строительства, улучшения органпзаппи и еше большего повышения механизации вгех видов работ. Нужпо обеспечить более вко- иомное расходование материалов и сокра щение паклядпых расходов. Финансовые ергапы, особенно балки долгосрочных вло* жеттий, которые финансируют строитель ство, должны усилить контроль за выполне” иием плана капитальных работ и сшае- ппем пх стоимости. Для расширения промышленного произ водства важно не только увеличить ввод в действие новых основных фондов в народ ном хозяйстве, но н улучшить использова ние уже имеющихся основных средств. Паша социалистическая промышленность оснащена передовой и совершенной техни кой. Товарищ Сталин еше в 1939 году сказал, что «с точки арения техники про изводства. с точки зрения насыщенности промышленности и земледелия новой тех никой, наша страна является наиболее пе редовой в сравнении с любой другой стра ной, где старое оборудование висит на ногах у производства и тормозит дело внедрения новой техники». В послевоенные годы проведена боль шая работа по дальнейшему внедрению новой техники во все отрасли народного хозяйства. Только за один 1949 год оте чественной промышленностью создано н поставлено на серийное производство три ста важнейших новых конструкций высо копроизводительных машин и механизмов. Эта совершенная техника должна быть использована наиболее рационально. Устранение простоев машин, более широ кое внедрение механизации работ, рацио нальное использование производственных площадей, несомненно, приведет к еще большему росту производительности тру да, увеличению выпуска продукции и серьезному снижению ее себестоимости. Для успешного решения этой задачи необ ходимо вскрывать дополнительные резер вы в использовании основных фондоч, со вершенствовать организацию в техноло гию производства, шире вношть про грессивные нормы использорания обжало вания, подтягивать отстающие в атом де ле предприятия до уровня передовых. Нуж но шире развернуть на предприятиях со ревнование за лучшее использование ос новных средств производству В связи с увеличением обема производ ства в 1950 роду предусматривается при рост норматива оборотных средств хозяй" ственпых организаций на 16,3 илрд. руб., в том числе в промышленности — 13,4 млрд. руб. Пз Государственного бюджета на увеличение оборотных средств будет на правлено 6,7 млрд, руб. и за счет прибылей п других собственных средств хозяйствен ных организаций 9,6 млрд. руб. Доля соб ственных средств хозяйственных организа ций, направляемых на прирост оборотных средств, увеличивается в 1950 году до 58,8 процента против 67,2 процента в 1949 году и 50,7 процента в довоенном 1940 году. Соревнование за ускорение оборачивае мости товаро-материальных ценностей, ши роко развернувшееся на предприятиях и в хозяйственных организациях, дало серьез ные результаты. На предприятиях были проведены организационно-технические ме роприятия по сокращению длительности производственных циклов, по усовершен ствованию технологических процессов, еще большему внедрению прогрессивных норм расходования сырья, материалов, топлива и электроэнергии, а также по улучшению матерпальпотгехнического снабжения и организации сбыта готовой продукции. В результате этого оборачиваемость товаро материальных ценностей заметно ускори лась по сравнению с 1948 годом. Для ускорения оборачиваемости мате’ рпальпых ценностей большое значение име ло прппятое в прошлом году Правитель ством решение об улучшении исподьзова” нпя оборотных средств в народном хозяй стве. На основе этого решения на предприя тиях устанавливаются новые прогрессив ные пормы производственных запасов сырья п материалов, между хозяйственными орга- пизаппямп перераспределены излишние за пасы материальных средств, повышена ответственность руководителей ведомств за правильное использование оборотных средств. Более решительно ведется теперь борьба с бесхозяйственностью в расходова” нии материальных ценностей и накопле нием впеплановых запасов. Однако следует сказать, что в использо вании оборотных средств в отраслях хо” зяйства имеются еще немалые недостатки. Иа предприятиях некоторых министерств запасы товаро*материальных ценностей продолжают оставаться значительными, превышающими установленные нормативы. Сверхплановые запасы товаро-материаль’ пых ценностей к пачалу 1950 года име лись на предприятиях Министерств лесной и бумажной промышленности, станкострое ния и нефтяной промышленности. Излиш ние оборотные средства приводят к наруше ниям хозяйственного расчета и вызывают затруднения в выполпеппп производствен ных и Финансовых планов предприятий. Дальнейшее ускорепио оборачиваемости то- варо-матерпальных цеппостей является по этому одпой пз важпейших задач в работе хозяйственных п финансовых органов в ныиепшем году. Следует указать, что финансовые орга ны и, прежде всего, учреждения государст венного бапка, которые призваны осу ществлять коптроль за правильным исполь зованием оборотных средств предприятий, еше не в полной мере используют финансо вые и кредитные меры воздействия для ук репления экономики п финансов предприя тий, для ускореппя расчетов в народном хо зяйстве п улучшения использования обо ротых средств. Государственный бюджет на 1950 год составлен с учетом дальнейше го ускорения оборачиваемости товаро”матс- рпальпых ценностей в отраслях народного хозяйства в среднем па 3,3 процента. Па фипапенроваппе промышленности, как указано выше, предусмотрено в бюджете па 1950 гот 85,3 млрд. рублей. Кроме того, за счет прибылей и других источников хо зяйственных (фганизапий па капитальное строительство и пополнение оборотных средств в промышленности предусматри вается 25.3 млрд. руб. Таким образом, Фи нансирование социалистической промыш ленности в 1950 году за счет бюджета, а также собственных средств предприятий, направляемых на капитальное строитель" ство и пополнение оборотных средств, со ставит 110,6 млрд. руб., что па 46 процен тов превышает соответствующие затраты Советского государства в 1946 году — первом году послевоенной сталпиской пя тилетки. Па финансирование сельского и леспого хозяйства в 1950 году пз бюджета будет направлено 36,6 млрд. руб., пли на 19,0 проп. больше, чем в прошлом году. Рост ассигнований па эта пужды в текущем году вызван, прежде всего, проведением круп ных мероприятий по дальнейшему увели чению урожайности сельскохозяйственных культур на основе усиления механизации и широкого использования достижений передовой агрономической науки. Для дальнейшего успешного претворения в жизнь трехлетнего плана развития об щественного колхозного и совхозного жи вотноводства в 1950 году нз бюджета на правляются 3,7 млрд. руб., т. е. на 61 проц. больше, чем в прошлом году. В 1960 году осуществляются большие работы по дальнейшей механизации и электрификации сельского хозяйства. Еще больше в нынешнем году будет поставлено сельскому хозяйству тракторов п сельско” хозяйственных машнн современных типов. На Финансирование капитальных вло жений в сельское хозяйство из бюджета и за счет собственных средств памечается израсходовать 15,7 млрд. руб. Кроме того, в 1950 году колхозам будут предоставлены долгосрочные кредиты Сельхозбанка па сумму 3,8 млрд. руб., пли на 41,8 проц. больше, чем в прошлом году. Основная часть этих кредитов направляется на раз витие общественного животноводства и па электрификацию сельского хозяйства. Партия и Правительство в 1950 году еще шире развертывают работы по осуще ствлению сталинского плана преобразова ния природы. В нынешнем году будут про изведены посевы и посадка леса па площа ди в 700 тысяч га против 425,3 тысячи га, предусмотренных Постановлением Со вета Министров СОСР и ПК ВКП(б). Долж но быть построепо 7.587 прудов п водое мов и организована 191 новая лесозащит ная станция. Па Финансирование работ по осуществлению плана полезащитных на саждений, внедрения травопольных севообо ротов, строительство прудов п водоемов в 1950 году намечается израсходовать 1,5 млрд. руб. Значительный рост государственных ассигнований на мероприятия в области со циалистического земледелия, общественного животноводства и на оснашепие сельского хозяйства современной передовой техникой будет способствовать дальнейшему повыше нию урожайности и увеличению производ ства сельскохозяйственной продукции. В Государственном бюджете на 1950 год предусмотрены необходимые средства на дальнейшее развертывапие советской тор говли. На финансирование торговли и заго товок из бюджета будет направлено 9.3 млрд . руб., или па 17,6 проц. больше, чем в 1949 году. После снижения розничных цен в теку щем году значительно увеличилась прода жа товаров в государственной и коопера тивной торговле. Изменился н характер спроса. Население предъявляет к торговым организациям повышенные требования по ассортименту и качеству товаров. Работникам советской торговли необхо димо образцово организовать удовлетворе ние возросших потребностей трудящихся. Следует заметить, что в работе пекоторых торговых организаций имеются еще серь езные недостатки. Пе изжиты полностью факты распределения товаров по торговым организациям и районам без учета имею щегося спроса населения. В одних районах товаров оказывается слишком много и они без движения лежат на складах, в то вре мя как в другие районы не завозятся в полной мере некоторые нужные потреби телям товары. Это нарушает нормальный товарооборот, а иногда отрицательно ска зывается на фипансах то рго вых предприя тии, затрудняет пх расчеты с бюджетно- кредитными учреждениями ц поставщика ми. Одним пз пеобюдпмых условий даль нейшего улучшения торговли является повышение требовательности со стччмты торговых работников к промышленности по производству товаров для населения более высокого качества и Гюлее широкого ассортимента. Правительство запретило торгующим организациям принимать от промышленности товары низкого качества п в ассортименте, не соответствующем спросу населения. Между тем, передко торговые организации пе пред'являют дол жных требований к промышленности, не достаточно контролируют выполнение до говоров с поставщиками, мирятся с постав кой недоброкачественных товаров и с на рушениями согласованного ассортимента продукции. Партия и Правительство поставили од ной нз основных задач на 1950 год до стигнуть решительного улучшения качест ва продукции во всех отраслях промышлен ности и безусловного выполнения устапов- лепного народнохозяйственным планом ассортимента товаров. При этом осо бое внимание обращено па значитель ное расширение, по сравнению с довоен ным, ассортимента и улучшение качества промышленных и продовольственных това ров, поставляемых торгующим организа циям для продажи паселеппю. В этом вповь наглядна проявляется сталинская забота о дальнейшем повышении материального уровня жизни советского парода. Одним из путей расширения ассортимен та и повышения качества товаров являет ся улучшение работы предприятий местной и кооперативной промышленности. Совет ское правительство ежегодно оказывает большую материальную и финансовую по мощь предприятиям местной и кооператив ной промышленности. Между тем, конт роль за производством, расширением ас сортимента и улучшением качества това ров, вырабатываемых местной промышлен ностью и кооперацией, со стороны Советов Министров союзных республик п Главного Управления по делам промысловой н по требительской кооперации при Совете Ми нистров СССР осуществлялся недостаточно. Правительство СОСР приняло речпепие, направленное на улучшение производства и реализации товаров местной промышлен ности и нрамысловой кооперации. Советы Министров союзных республик, в свою очередь, должны каждодневно проявлять заботу о повышении качества, расширении ассортимента и увеличении производства товаров широкого потребления местной промышленностью и кооперацией. Министерство торговли, Центросоюзы и другие торговые организации обяза ны обеспечить выполнение плана това рооборота, постоянно следить за своевре менным завозом товаров в торговую сеть и принимать меры к ускорению продвиже ния товаров до потребителя. Повышение качества работы торговых организаций приведет к укреплению их финансового положения и будет способствовать успеш ному выполнению Государственного бюдже та СОСР. 1951 год. расходы па вооруженные силы, включая ассигнования на вооружение стран — участниц агрессивных военпых блоков, а также расходы на производство атомных бомб и другие военные мероприя тия, составят свыше 32 млрд. долларов, или около 71» процентов всего бюджета. Это свидетельствует о том, что и бюджете Соединенных Штатов Америки с каждым годом увеличивается удельный вес военных расходов. Государственный бюджет США является военным бюджетом, поепт ярко выраженный агрессивный, аптппародный характер. Военные расходы Англии в 1950 году ( составят 1.200 млн. ф. ст. против 760 | млн. Ф. ст. в 1919 году. По Франции воен- ; ние расходы выросли с 179 млрд. Франков ; в 1916 году до 800 млрд. франков в 19-19 году, а в 1950 году военные расходы, вклю чая расходы по урегулированию старых военных долгов, возрастают до 1.276 млрд. Франков, что составляет 57 процентов всех расходов бюджета. Вге это показывает, что кагшталпстаче^ скне страны усплеипо готовятся к повой империалистической войне. Политика аг рессии и развязывания новой войны ветре” чает решительное противодействие сторон ников мира, силы которых растут и креи- нут с каждым днем. Советский Союз неуклотгно проводит по литику мира и стопт в авангарде борьбы междунаротпых спл социализма п демокра* тпн против поджигателей войны, за укре- ^ плепио мира во в^ом мире. Это находит свое отражение и в Государственном бюдже те на 1950 год. ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В 1950 ГОДУ ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В 1950 году большие ассигнования пре дусматриваются на развитие культуры п пауки в нашей стране. Расходы па соци ально-культурные мероприятия составят 120,7 млрд. руб. и на 4,7 млрд. руб. пре высят соответствующие расходы прошлого года. Предусмотрен дальнейший рост сети учреждений по просвещению и здравоохра нению, что приведет к улучшению сони- альпо-культурпого обслуживания населе ния. Число учащихея в начальпых и сред них школах н техникумах увеличивается в 1950 году до 37,9 млн. человек, т. е. па 1,5 млн. человек. Число учащихся в высших учебных заведепиях. включая за- очные, достигнет в 1950 голу 1.194 тыс. человек и превысит плановое задание па последний год пятилетки. Иа общей суммы затрат на социально- культурпые мероприятия в 120.7 млрд. руб. па просвещение будет направлено 59,5 илрд. руб., на здравоохранение и фи зическую культуру — 22,0 млрд. руб., па выплату пособий многодетным и одиноким матерям — 4,0 млрд. руб. и па социаль ное обеспечение — 22.4 млрд. руб. Расходы по бюджету государственного социального страхования составят в 1950 году 18,1 млрд. руб. против 16,7 млрд. руб. в прошлом году. Партия н Правительство повседневно заботятся о развитии науки. В 1950 году из Государственного бюджета на эту цель направляется 5,6 млрд. руб. Кроме того, за счет средств хозяйственных организаций па развитие науки будет израсходовано 2,5 млрд. руб. Государственный бюдзкет СССР на 1950 год является бюджетом дальнейшего все мерного под’ема материального уровня жиз ни советского народа и пового расцвета социалистической культуры. В цифрах бюджета нашла свое яркое выражение сталинская забота о благосостоянии трудя щихся. Значительный рост ассигнований па народное хозяйство л культуру в Госу дарственном бюджете СССР на 1950 год показывает, что вся деятельность Совет ского правительства, партии Лепина — Сталина является беззаветным служением народу. Пет у Партии и Правительства интересов выше, чем иптересы народа! (Аплодисменты). Песколько слов о расходах па содержа ние оргапов государственного управления. Эти расходы в Государственном бюджете СССР на 1950 год составят 13,9 млрд. руб., или 3,2 проп. всех расходов. Прави тельство проводит мероприятия по удешев лению админпетративпо-управлепческого аппарата. В 1950 году необходимо усилить экопомию средств, направляемых па содер жание оргапов государственного управле ния. АССИГНОВАНИЯ НА ОБОРОНУ СТРАНЫ В Советском Союзе основная доля госу дарственных средств расходуется па нужды расширенногоtсоциалистического воспроиз водства и под’ем матерпальпого и куль турного уровпя жизни народа. Вместе с тем. Советское государство в целях дальнейшего укрепления обороно способности социалистической Родины вы деляет необходимые средства па содержа ние паших славных Вооруженных Сил, стоящих па страже мирного труда советских людей. (Продолжительные аплодисменты). Ассигнования по сметам Военного Ми нистерства и Военио'Морского Министерства предусматриваются в Государственном бюджете СССР па 1950 год в размеро 79,4 млрд. рублей. В 1950 году'ассигно вания на оборону страны составляют 18,5 проц. всех расходов бюджета против 32,6 проц. в довоенном 1940 году и 23,9 проц. в первый год послевоенной пятилетки. Эти цифры еще раз показывают, что Советский Союз последовательно проводит политику мира, находящую полную поддержку все го передового прогрессивного человечества. Совершенно иначе выглядят бюджеты капиталистических стран и прежде всего бюджет Соединещшх Штатов Америки, правящие круги которых открыто прово дят политику агрессии, открыто заявляя о своих претензиях на мировое- господство. В США удельный вес военных расходов в бюджете повысился с 22,5 процепта в 1939 — 40 году до 68 процентов в 1949 ; — 50 году. Как видно пз послапия Тру-; мэна копгрессу о бюджете на 1950 — I Доходы Государственного бюджета СССР предусмотрены на 1950 год в сумме 432,0 млрд. рублей. Эти средства полностью обес печивают Финансирование всех мероприя тий соцналиспитакого государства. Из общей суммы доходов бюджета по ступления налога с оборота проектируются в 2384 млрд. руб., отчислений от прибы лей — 39.-S млрд. руб., налогов с населе ния — 36.-1 млрт. руб. и от государствен ных займов — 31.8 млрд. рублей. Таким образом, около двух третей всех доходов бюджета составляют поступления от соци алистических предприятии по налогу с оборота н отчислениям от прибылей. Свое временное и полное поступление этих до ходов имеет важнейшее зпаченне в деле бесперебойного финансирования мероприя тий, предусмотренных в бюджете на 1950 год. Руководители хозяйственных организа ций должны усилить борьбу за выполнение и перевыпо.тпепне планов производства и реализации продукции за улучшение ка чественных показателей работы и увели чение прибылей и тем самым обеспечить успешное вьшолпенпе своих обязательств перет бюджетом по палогу с оборота и от числениям от прибылей. Обшпй размер прибыли предприятий и хозяйственных ор- гапизапий определяется на 1950 год в 70,7 млрд. руб., или почта в три раза больше, чем в первый год послевоенной пятилетки. Для успешпого выполнения измененного плана прибылей решающее значение имеет спижеппе себестоимости продукции. В 1949 году задание по снижению себестоимости промышленной продукции было установ лено в сопоставимых пенах в размере 6 процоптов. Фактически себестоимость продукции снижена на 7.3 процента. До- полпительпое спижеппе себестоимости до стигнуто за счет роста производительности труда, экономии сырья, основпых и вспо могательных материалов и топлива, со кращения накладных расходов на единицу продукции. Перевыполнение задания по снижению себестоимости протукшпт в прошлом году свидетельствует о больших резервах эконо мии, имеющихся в отраслях пародпого хо зяйства. Благодаря мудрой политике ком мунистической партии и творческой ипн- ппатпве советского парода ота внутренние резервы систематически выявляются и используются в интересах пашей Родцпы. Мпогпе хозяйственные оргапипашш еще недостаточно используют имеющиеся воз можности для удешевления продукции. Па предприятиях Министерства рыбной про мышленности потери достигли значитель ных размеров. Так. на Патлтыгпском рыбо комбинате Главкамчатрыбпрома в 1949 го ду убытки от порчи рыбной продукции со ставили около 4.0 млн. рублей. Потери от бесхозяйственности имели место п па ряде других предприятий. В прошлом году убыт ки от брака и другие потери на предприя тиях рыбной промышленности обошлись государству в 168 млн. рублей. Большие потерн имели место и па пред приятиях Министерства промышленности строительных материалов. Мпопге заводы этого Мпппстерства не выполнили плана 1949 гота и пе додали государству продук ции па 117 млн. рублей. Работники Мини стерства пе принимали серьезных мер к сокращению брака продукции па предприя тиях. Па стекольном заводе «Пролетарий» погори от боя стекла в производстве соста вили в прошлом году 20.2 процента, а па Ашхабадском гтекольпом заводе — 20.8 процента. Г» целом по Министерству про мышленности строительных материалов по тери от боя стекла и брака нродукппи со ставили 148 млп. рублей. Значительные непроизводительные потери допустили прешрпятпя Министерства автомобильной и тракторпон промышленности. Потерп со ставили здесь в прошлом году 110 млп. рублей. Па Прбитеком мотоциклетном заво де этого Министерства перерасход сырья' и основпых материалов составил 8.4 процен та, при атом па каждый мотопикл перера сходовано 20 кг черных металлов и 8,3 кг цветных металлов. Совершенно недостаточно вели борьбу за экономное расхотоваттие средств в Министер стве лесной и бумажной промышленности. Па предприятиях этого Мпппстерства пере" расход фондов заработной платы составил в прошлом году 145 млн. руб., завышение па* кладпых расходов — 73 млп. руб. и друше непроизводительные расходы — 157 млн. рублей. На предприятиях Мпппстерства промышленности средств связи непроизво дительные расходы и потерп от брака в прошлом году хотя* и сократились, по еше оставались значительными и составили 3,5 процента к себестоимости валовой продук ции. Па предприятиях Министерства судо строительной промышлешюста непроизводи тельные расходы в 1919 году по срагпе- ппю с 1918 годом не. только не сократи* лись, но даже увеличились. В прошлом году опи выросли на 2S проц. по сравпеппю с 1948 г. п составили 117 млп. руб. Мини стерства и ведомства должны принять все меры к тому, чтобы в 1950 г. еще белее резко сократить потери от брака п другие пеппопзг.оттпелыгые расходы. Предприятия ряда министерств допуска ют перерасход сырья, материалов, топлива н электроонерпш. Так, пз предприятиях Министерства строительного и дорожного машииос 1 риеиия перерасход вспомогатель” ных материалов в 1949 году составил 2,6 процента. Министерства станкостроения — 5,6 проц.. Министерства тяжелого машино строения — 6.7 проц. Устранение пере расходов и упорядочение нормирования ис пользования сырья, материалов, топлива и электроэнергии является большим резервом дальнейшего снижения себестоимости про дукции. Хозяйственные руководители долж ны на это дело обратить серьезное внпма” ние. Социалистическая промышленность, ука зывал товарищ Сталин, «имеет все возмож ности проводить политику неуклонного сни жения себестоимости, снижения отпускных цен п удешевления своей продукции, рас; ширяя тем самым рынок для своей про дукции, подымая емкость внутреннего рын ка н создавая для себя постоянно растушпй источник для дальнейшего развертывания производства». В 1950 году должно быть обеспечено спижеппе себестоимости промышленной про дукции в сопоставимых ценах не менее чем на 5.7 процепта. Имеются все условия, чтобы Еынилнпть п перевыполнить это за дание. Важнейшим средством удешевления про дукции и упрочения фнпансов предприятий является дальнейшее укрепление хозяйст венного расчета па предприятиях. Хозяйст венный расчет ралвпвает творческую ини циативу всех работников и руководителей предприятий, дает возможность наиболее полпо вскрывать все внутрешше резервы для увеличения производства и снижения себестоимости. Руководителям предприятий нужно повседпешю следить за исполнением сметы производства, больше интересоваться вопросами калькуляции п учета. Необходимо усилить внимание вопро сам экопомпкп производства, шире внедрять и лучше использовать передовую технику, добиваясь иеуклоппого роста производства при сокращении затрат на единицу продук ции. Но должно пропадать пи одного кило грамма сырья, материалов, топлива, нельзя допускать простоев оборудования. Борьба за экономию должпа быть законом в работе всех предприятий. Требуется усилить коптроль за использо ванием матерпальпых и денежных средств в народном хозяйстве со стороны Министер ства финансов, а также по липни внутри ведомственного контроля. В этом деле еще пе изжиты многие недостатки в финансовой системе и особеппо в работе внутриведомст венного коптроля. Некоторые Мииистерствл и центральные учреждения в прошлом году по провели ревизии всех подчиненных пм учреждений и предприятий. Так, по Министерству станкостроения ревизиями было охвачено только 37 проц. подведомст венных ему организаций, по Министерствам электропромышленности — 46,5 процента и моталлургпчеекой промышленности — 64,4 процепта. На мпогпх предприятиях ве домственные ревизоры ие бывали в течеипе ряда лет. Министерствам и ведомствам необходимо серьезцо улучшить работу впуг рнведомственного коптроля н обеспечить неуклонное выполпонпе решения Прави тельства о проведении ожегодно ревизии в подчиненных пм организациях. В прошлом году Правительством были приняты меры по укреплению контрольно- ревпзпоппого аппарата Министерства фи нансов СССР п улучшению его работы. Однако в ряде областей и райопов РСФСГ, Литовской ССР, Киргизской ССР. Туркмен ской ССР контролеры-ревизоры еще не удовлетворительно выполняют возложен ные па них обязанности и не вскрывают многих нарушений финансовой дисципли ны. В Государственном бюджете СССР важ- поо значение имеют средства, поступаю щие от населения по государственным зай мам, а также средства, привлекаемые сберегательными кассами п органами го сударственного страхования, помещаемые ими в государственные займы. Общая сумма этих поступлений, как указало вы ше. составит в 1950 году 31,8 млрд. руб лей. Пятый Государственный заем восстанов ления и развития народного хозяйства СССР, выпущенный 3 мая текущего года на сумму 20 миллиардов рублей, был раз мещен более чем па 27 миллиардов руб лей. Подписка па повый заем прошла в обстановке огромного патриотического под' ема советских людей. Наряду с тем. что паши государствен ные займы способствуют укреплению на родного хозяйства, они приносят непо средственный дох<>т держателям облигаций в виде выигрышей. Поп этом сумма вы игрышей, выплачиваемых населению, из года в год растет. В 1950 году предпла- гается выплатить населению выигрышен но займам 3,5 миллиарда рублей против 2.5 миллиарда рублей, выплаченных в 1949 году. (Окончание на 3 стр.). Js
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz