На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.
13 июня 1959 г., № 138 (3751). На СТраЯСв З аП&ЛЯрБ ! $ В помощ ь РУКОВОДИТЕЛЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ КАК ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: „ С о в е т с к и й С о ю з — о п л о т мира , д е м о к р а т и и и с о ц и а л и з м а " Изучение этой темы и^еет большое зна чение для воспитания у солдат н сержан тов чувства советского патриотизма, со ветской национальной и военной гордо” ста, любви к социалистической Родине. Занятая должны помочь слушателям уяс нить могущество сил демократическо го лагеря, ведущего под руководством СССР борьбу против лагеря империализма. Вме- « з с тем, эти занятия должны способство- гь повышению у солдат и сержантов оолыпзвистской бдительности, учить уме нию распознавать и разоблачать происки поджигателей новой мировой войны. Примерный план рассказа: 1. Два лагеря в послевоенном мире. 2. Империалисты США — злейшие вра ги мира, свободы и независимости народов. 3. Советский Союз — главная руково дящая сила демократического лагеря. 4. Силы мира, демократии и социализ ма растут и крепнут. Рассназ руководителя Время, отведенное на рассказ, целесо образно распределить примерно так: на ознакомление с целью занятия, запись на- 8ВАНИЭ темы и плана, а также на изло жение первого вопроса отвести 30 ми нут, на изложение второго вопроса — 20 минут, третьего — 20 минут, четвертого Ягг- 20 минут, для кратких выводов по те- вме, ответов на вопросы слушателей и на указания по организации самостоятельного .чтения — 10 минут. 1. Два лагеря в послевоенном мире Излагая первый вопрос, руководитель ■должен сначала кратко охарактеризовать важнейшие изменения, происшедшие на мировой арена в результате второй миро вой войны, показать, как изменилось со* Отношение сил между двумя системами — социалистической и капиталистической — * пользу социализма. При характеристике этих изменений не обходимо руководствоваться учебным посо бием. Затем следует перейти к изложение и г горни образования двух лагерей (демокра тического и империалистического), к оценке нх цэлей, состава сил и методоз борьбы. Руководитель в рассказе должен ука- вать, что уже в годы второй мировой вой" - яы государства антигитлеровской коали ции по-разному понимали цели войны и вадачи послевоенного устройства мира. Со" ветский народ и другие свободолюбивые народы боролись за полный разгром гитле ровской Германии и империалистической Лпоеин, за ликвидацию фашизма, за вос становление и укрепление демократиче* ских порядков в етранах, ставших жерт вами фашистской агрессии, 8а недопуще" нив новой войны и обеспечение длитель" ного мирного сотрудничества между наро дами на основе признания равенства и су веренных прав больших и малых госу дарств. Империалисты США и Англии преследо вали в войне иные цели и ставили иные вадачж послевоенного устройства мира. Они стремились ослабить и обескровить Совет ский Союз, устранить своих японских и германских конкурентов, пе допустить возрождения и роста демократических сил, установить свое господствующее ноложе" мне во всем мире. Руководитель, используя материалы учебного пособия, должен показать далее, что после окончания второй мировой вой ны это различие в целях войпы и еадачах послевоенного устройства мира сказалось еще более отчетливо. Советский Союз вме сте с демократическими странами и демг кратичеекпмп организациями мира повел последовательную и энергичную борьбу за ликвидацию остатков фашизма, за укреп* лензе ж развитие демократических поряд ков, мирное сотрудничество между народа" ми. Правящие круги США, Англии и дру гих капиталистических государств стали откровенно поддерживать остатки фашиз ма, душить силы демократии, срывать мирное сотрудничество между народами и подготовлять третью мировую войну в це лях установления своего господства над миром. Следовательно после войны совер шенно отчетливо определились две проти" воположные политические линии, привед шие к образованию двух лагерей: импери алистического и демократического. . Затем руководитель рассказывает о том, какие силы составляют империалистиче ский лагерь и почему именно США воз главляют этот лагерь. ^ Далее необходимо показать состав и це ли демократического, антиимпериалиста" ческого лагеря, подчеркнув прп этом главную, ведущую роль в нем Советского Союза, являющегося самым решительным и последовательным сторонником мира, свободы и независимости народов, знаме носцем демократии и социализма. Делая вывод по первому вопросу, руко водитель должен подчеркнуть, что силы демократического лагеря неизмеримо могу" щественнее, чем силы империалистическо го лагеря, что они в состоянии _ сорвать всо планы поджигателей повои воины. В ходе рассказа руководителю необхо_- димо широко пользоваться политической кзртой мира. 2. Империалисты США — злейшие враги мира, свободы и независимости народов - У Изложение этого вопроса следует на" чать с указания на то. что империалисты США, неимоверно разбогатевшие в годы войны на крови и страданиях миллионов трудящихся, поставили перед собой цель — добиться господства над миром. Воспользовавшись послевоенной хозяй ственной разрухой государств Европы и Юго-Восточной Азии, поражением и ослаб* лением свопх конкурентов, империалисты США стали захватывать новые рынки, осуществлять широкую экономическую экспансию и подчинять себе другие наро ды. Трп года тому назад 19 государствам Западной Европы (Англии, Фрапппи, Гре ции и др.) под флагом «помощи» был на* вязан «план Маршалла». Этот план является средством экономического и по* лнтаческого закабаления народов Западной Европы, орудием превращения западноевро пейских государств в колониальный при даток США. Империалисты США прибирают к свсим рукам не только экономику стран Запаг ной Европы и американского континента. С помощью займов, бросового экспорта (демпинга), скупки предприятий, концес сий, подкупа они проникают также в Аф рику, государства Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Они появляются всюду, чтобы грабить и извлекать барыши. Аме* риканские монополисты стремятся устано вить свое мировое господство, создать ми ровую американскую империю. Они вына" шивагот такие же бредовые планы, в ка кими носились раньше германские фаши сты. Особое внимание руководитель должен обратить в своем рассказе на показ того, что американские империалисты, стремясь к господству над миром, взяли курс на развязывание новой мировой войны и предприняли с этой целью целый ряд не только экономических, но и военных, ДН" пломатических, идеологических и иньд мероприятий. а) Правительство США, подобно гитле ровскому правительству, осуществляет по литику милитаризации (военизации) своей страны. Под ружьем держится огромная армия военного времени. Военные расходы в сравнении с довоенным временем вырос" ли более чем в 20 раз. Правительство и военные власти США создают многочис ленные военные плацдармы, военно-воз- душные и военно-морские базы, распсло" женные на тысячи километров от терри* тории США. Руководитель’ отмечает далее, что США направляют свои усилии на перевооруже" ние армий стран Западной Европы, Гре ции, Турции, Ирана. Правительство США держит откровенный курс на ремилитари зацию (вооружение) Западной Германии и Японии, рассчитывая использовать насе* ленив этих стран в качестве «пушечного мяса». Американские войска в большом количестве содержатся на территории За падной Германии, Австрии, Италии, Анг лии, Южной Кореи и других стран. Ам<г риканские генералы (Брэдли и другие) со вершают поездки по Европе и Азии с целью изучения и подготовки плацдармов будущей войны. б) Правящие круги США в целях под готовки и развязывания войны против СССР и стран народной демократии стре" мятся сколотить единый фронт капитали стических государств под верховенством Америки. Они создали в марте 1948 года Западный блок в составе пята государств (Англия, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург), а в апреле ' 1949 года — Северо-атлантический блок. Оба блока (Западный и Северо-атлантический) явля ются орудием прямой и непосредственной подготовки империалистической войны про тив СССР и страп народной демократии. Они направлены против демократических сил во всем мире. в) В целях обмана армии и народа свсей страны и других народов правящие круги США используют все средства идеологиче ского воздействия на массы (пауку, печать, литературу, искусство, школы, радио, ре лигию, устную пропаганду и агитацию). С помощью этих средств они пытаются «оп“ равдать» необходимость войпы против СССР и стран народной демократии. Подобно гит леровцам, они прикрывают политику раз" вязыванпя войны лозунгом борьбы с ком мунизмом, проповедью бредовой расовой «теории» о праве американцев господство вать над миром. Этим же реакционным целям служат распространяемые ими космополитические бредни о «мировом гражданстве», «миро" вом парламенте», «мировом правитель стве», п о необходимости отказаться везм пародам от суверенитета и свопх прав па независимое развитие. Империалисты США пытаются забрасы вать в государства демократического лаге" ря шпионов и диверсантов, рассчитывая с пх помощью подготовить для себя лучшие условия развязывания и ведения войны. Руководитель в своем рассказе должен показать, что американские империалисты в целях укрепления отжившего свои век капитализма, установления американского господства над миром и подготовки треть ей мировой войны широко используют свою агентуру — правых социалистов ти па Эттли и Бевппа в Англии, Мока и Жуо во Франции, Сарагата в Италии, Шумахера в Гермапип. Реннера в Австрии, Ланге в Порвегпи. Фагерхольма в Финляндии. Все эти и подобные пм лидеры правых • сопи" алистов служат не только интересам своей буржуазии, но и интересам воротил амери канских монополий. Они раскалывают ра бочее движение, клевещут иа СССР, стра ны народной демократии и коммунистиче ские партии; подавляют рабочее, демокра тическое и паппопальпо-освободительное движение; поддерживают «плап Маршал ла», агрессивные блоки и выступают про тив организованного Фронта мира. Руководителю следует далее подчерк" путь, что штурмовым отрядом американ ских империалистов является фашистская клика Тито. Судебные процессы над груп пами Ранка в Венгрии, Костова в Болгарии и другие судебные процессы подтвердили, что американские империалисты пытались с помощью гнусной фашистской банды Ти" то осуществить контрреволюционный пе реворот в странах народной демократии, оторвать их от Советского Союза, превра тить в колоши США и плацдарм новой войны против СССР. Контрреволюционная политика клики Тито привела к ликвида" цип в Югославии народно-демократического строя и к утверждению в этой стране антикоммунистического, полицейского го сударственного режима фашистского типа. В заключение руководителю следует ос тановиться на внутренних противоречиях, которые раздирают империалистический мир. Нужно рассказать, что между импе риалистическими державами усиливается борьба за рынки сбыта товаров, рынки сырья и вывоз капитала. Противоречия между США и другими капиталистическими государствами, между США * Англией становятся все более острыми. Надвигаю" щийся экономический кризис все бо 1 ьше и больше потрясает хозяйство США и дру гих капиталистических стран. При харак теристике кризиса руководитель должен использовать данные, публикуемые в на" пшх центральных газетах и журналах. 3. Советский Союз — главная руководящая сила демократического лагеря Начиная изложение этого вопроса, руко водитель должен подчеркнуть, что Совет ский Союз, возглавляющий демократиче ский лагерь, выступил с программой борьбы эа прочный демократический мир еще в годы второй мировой войны. Товарищ Сталин в 1944 году от лица советского народа и нашей партии заявил: «Задача состоит не только в том, чтобы выицать войпу, но и в том, чтобы сде лать невозможным возникновение новой агрессии и новой войпы, если не навсег да, то по крайней мере в течение длитель" ного периода времени»*). Определяя программу послевоенного уст ройства мира, товарищ Сталин указывал, что необходимо освободить народы Европы от ига фашистских аахватчиков; помочь этим народам вновь стать свободными и’ самостоятельными, предоставить им полное право и свободу самим решать вопрос о своем государственном устройстве; сурово наказать всех фашистских преступников, виновников войны; установить такой поря док в Европе, который полностью исклю чал бы возможность новой агрессии со сто роны Германии; создать длительное эко" номическое, политическое и культурное сотрудничество пародов Европы, основан ное на взаимном доверии и взаимной по мощи, для восстановления разрушенных гитлеровцами хозяйства и культуры. Руководитель обязан подчеркнуть, что указания товарища Сталина легли в осно" ву советской внешней политики, что миро любивая внешняя политика Советского го сударства, вытекающая из самого сущест ва социалистического общества, нашла в послевоенные годы яркое и убедительное выражение в целом ряде крупнейших ак тов советской дипломатии. В рассказе целесообразно напомнить следующие акты советской дипломатии: а) Советский Союз па конференциях в Ялте и Потсдаме, а также на совещании министров иностранных дел великих дер жав в Москве успешно отстаивал в отно шении Германии и Японии политику деми литаризации (разоружения) и демократи зации. В Ялте, Потсдаме и Москве были приняты решения в духе советских пред ложении. Советский Союз решительно и последовательно претворял эти решения в жизнь. Пз учебного пособия и материалов периодической печати руководитель дол жен привести простые и убедительные примеры, показывающие, как Советский Союз выполняет принятые на себя обяза тельства в отношении Германии и Японии и как США, Англия и Франция нарушают свои обязательства; б) Советский Союз отстаивал и отстаи вает миролюбивую нолшику в междуна родной организации Об’единенных наций (сокращенно — ООН), которая была соз дана в конце второй мировой войны. Советское правительство внесло в ООН предложение о всеобщем сокращении во оружений, запрещении производства и ис пользования атомных бомб, о запрещении пропаганды войны, о подписании Пакта Мира пятью великими державами. Совет ские представители на сессиях Генераль ной Ассамблеи ООП, на заседаниях Совета безопасности и в других органах ООН ве ли и ведут эпергпчпую борьбу 8а то, что бы использовать эту организацию в инте ресах мира и безопасности и не допустить превращения ее в орудие англо-американ ского агрессивного блока. Эта борьба под держивается не только советским народом, но и народами всех стран, стремящихся к миру и безопасности; в) Проводя последовательную политику мира, Советский €0103 неизменно выступал и выступает верпым стражем и поборшг ком независимости народов. СССР разо блачает империалистов США, Англии, Франции. Голландии и других стран, ко торые силой оружия подавляют пациональ- шгосвободительпое движение в Греции, Индонезии. Вьетнаме, Южной Корее и дру гих странах. Руководитель напоминает слушателям, что в течение 1945— 1947 гг., когда раз рабатывались и принимались мирные до- *) И. Сталин. «О Великой Отечественной войне Советскою Союза» (нзд. 5-е, стр. 165—166). говоры а Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией ж Финляндией, Советский Союз твердо выступил против англо-американ ских империалистов, стремившихся лишить зти страны независимости, захватить в свои руки их экономику и превратить их в свои головни. Благодаря СОСР первые пять мирных договоров были составлены тая, что независимость и территориальная целостность ©тих государств были сохра нены. Договоры ж ©оглашения, подписанные после войны Советским Союзом ео страна ми народной демократии, с Финляндией и рядом других государств, основаны на ува жении независимости и суверенных прав больших и малых государств. Руководителю следует далее подчерк нуть, что ооветская внешняя политика ос новывается на возможности мирного сосу ществования и экономического сотрудни чества Советского Союза и капиталистиче ских стран. Товарищ Сталин неоднократно указывал, что при наличии желания со трудничать вполне возможно сотрудниче ство стран с различными экономическими системами. В январе 1949 года И. В. Сталин предложил подписать Пакт Мира между США и СССР, который бы укрепил дело мира и обеспечил сотрудничество этих двух государств. Но правительство США не пожелало подписывать подобный пакт. Англо-американские империалисты ут верждают, что мирное сосуществование социалистического государства и капита листических государств невозможно, что их экономическое сотрудничество исклю чается. На этом основании они отвергают все советские предложения о сотрудниче стве. И. В. Сталин говорил, что англо- американские «поджигатели войны, стре мящиеся развязать новую войну, более всего боятся соглашений н сотрудничества с СССР, так как политика соглашений с СССР подрывает позиции поджигателей войны и делает беспредметной агрессив ную политику этих господ»*). В выводах по третьему вопросу руково дитель обязан подчеркнуть, что в отличие от довоенного времени Советский Союз бо рется 8а мир, демократию и социализм не один, а в союзе с другими демократиче скими государствами, что он возглавляет могучий и беспрерывно растущий демо кратический лагерь. 4. Силы мира, демократии и социализма растут и крепнут В рассказе по этому вопросу надо пока зать, как непрерывно растут и крепнут силы демократического лагеря, стоящие ва мир, демократию и социализм. Пользуясь материалами учебного пособия, руководи тель должен в особенности подчеркнуть следующие моменты, свидетельствующие об укреплении этих сил. а) Трудящиеся стран народной демокра тии, руководимые рабочим классом и его коммунистическими партиями, добились в ожесточеннейшей классовой борьбе с си лами внутренней и внешней реакции круп" ных успехов в деле строительства социа листического общества. Решающую роль в движении стран народной демократии в социализму играет всесторонняя друже ская помощь Советского Союза. Эта по мощь стала особенно сильно сказываться после того, как в январе 1949 года был создан Совет экономической взаимопо мощи в составе представителей СССР и стран народной демократии, призванный организовать обмен хозяйственным опьг том, оказание взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т. д. Успехи стран народной демократии в строительстве социализма, достигнутые благодаря бескорыстной братской помощи СССР, являются большим вкладом в общее дело укрепления демократического лагеря. б) Историческая победа 475-миллион" ного китайского народа над кликой Чан Кайтпи и ее американскими покровите лями коренным образом изменила судьбы Китая, укрепила лагерь мира, социализма и демократии, опрокинула расчеты междуна" родной реакции использовать Китай в своих целях, воодушевила народы коло ний и полуколоний на дальнейшую борь" бу sa свою независимость и свободу. «После Октябрьской революции в нашей стране, — говорил 10 марта 1950 г. В. М. Молотов, — победа народно-освободительного движе ния в Китае является новым сильнейшим ударом по всей системе мирового имперпа" лизма и по всем планам пмперпалпегпче- ской агрессии в наше время». С победой китайского народа страны народной демо кратии в Европе и Азии вместе с СССР па" считывают около 800 миллионов человек. 14 февраля 1950 года Советский Союз подписал с Китайской Пародпой республи кой договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, а также целый ряд важ ных соглашений. Этот договор «превра" Щает советско-китайскую дружбу в такую великую и могучую силу в деле укрепле ния мира во всем мире, равпой которой нет и не было в истории человечества» (В. М. Молотов). в) В ходе войны и после нее поднялись на борьбу за независимость, свободу, мир и демократию сотни мнллиопов жителей колониальных и полуколониальных стран. В ^ряде стран (Вьетнам, Индонезия. Ма лайя, Бирма, Филиппины, Южная Коргя) эта борьба превратилась под руководством рабочего класса и его коммунистических партий в затяжную вооруженную воину во имя ликвидации пацпопальиого и со циального гнета. В Пндпи, в странах Ближнего н Среднего Востока, в Африке и странах Южной Америки под руководством коммунистов развернулось мошпое нацио нально-освободительное движение против колонизаторов и их агентуры. Здесь падо подчеркнуть, что эта борьба является ча- •) Газета сПравда» от 29 октября 1948 года. стью общей борьбы м жир, дажожрждш ж социализм, что растущие вилы националь но-освободительного движения р ф вш ш мощь демократического лагеря, возглав ляемого СССР. Далее руководитель говори об образо вании Германской демократической рес публики и огромном шченжж лого акта для укрепления лагеря мира, демократии и социализма. Он подчеркивает, что «су щегоование миролюбивой девскратжче- ской Германии наряду о существованием миролюбивого Советского Союза исмючает воеможность новых войн в Европе, кладет конец кровопролитиям в Европе и делает невозможным закабаление европейских стран мировыми империалистами» (И. В. Сталин)*). Говоря о могучем двнженжж сторонни ков мира, об организованном фронте бор цов sa мир, руководитель должен особо укатать, что послевоенный период ознаме новался крупными успехами в деле лик видации раскола рабочего класса и спло чения общедемократических сил. Выражег нием этого явилось создание Всемирной федерации профсоюзов, МелцународноЙ федерации женщин и Всемирной федера ции демократической молодежи, созыв Всемирного конгресса сторонников жира. О расширении и укреплении фронта мира ярко свидетельствует развертывающаяся во всех странах кампания по сбору под писей под воззванием Постоянного коми тета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия и 00 об’явлении военным преступником того правительства, которое первым применит это оружие. Руководитель подчеркивает, что борьбу рабочих и всех трудящихся за мир, демо кратию и социализм возглавляют комму нистические и рабочие партии, насчиты вающие в своих рядах (без ВЕП(б) около 20 миллионов человек. Три совещания Информбюро коммунистических и рабочих партий отчетливо указали пути и средст ва борьбы 8а мир, против поджигателей войны, sa' единство рабочего класса и про тив раскольников, предателей его дела, sa торжество демократии и поражение сил лагеря империалистической реакции. В настоящее время борьба ва прочный длительный мир, ва организацию и спло чение сил жира, против сил войны зани мает центральное место во всей деятель ности коммунистических и рабочих партий и демократических организаций. Закончить освещение четвертого вопро са руководителю следует выводом о том. что силы мира, социализма и демократии растут и крепнут с калцым днем, что зна меносцем этих несокрушимых сил являет ся Советский Союз, что вождем и вдохно вителем лагеря мира и демократии яв ляется великий Сталин. Организованный фронт мира, возглав ляемый СССР, представляет собой могу щественную силу. Но если все же импе риалисты вновь развяжут мировую войну, то эта война явится уже могилой не толь ко для отдельных капиталистических го сударств, но и для всего мирового капита лизма. В выводах по всей теме руководителю необходимо подчеркнуть, что миролюбивая внешняя политика СССР, возглавляющего демократический лагерь, опирается преж де всего на растущую хозяйственную, по литическую и культурную мощь Совет ского Союза, на морально-политическое единство советского общества, на дружбу народов, на Советскую Армию и Военно- Морской Флот. Поэтому советские воины должны, не жалея сил, укреплять мощь наших вооруженных сил, ибо чем могу щественнее опп будут, тем успешнее на ша страна будет решать свои ответствен ные и почетные вадачи по охране мира и безопасности. Руководителю необходимо напомнить слушателям и о том, что в своей борьбе против СССР империалисты широко ис пользуют шпионаж, диверсии. Руководи" тель должен призвать слушателей к повы шению бдительности, строжайшему сохра нению военпой и государственной тайны, в отличному выполнению Военной присяги. Самостоятельное чтение На самостоятельное тайне отведено учебным планом два занятия, в течение которых слушатели должны прочитать бро шюру «Советский Союз — оплот мира, демократии и социализма» и сделать краг кие записи по основным вопросам темы. На первом занятии руководителю сле дует порекомендовать слушателям прочи тать и законспектировать материалы по трем первым вопросам (стр. 3— 24), а на втором занятии — по четвертому -вопросу (стр. 24— 43). Руководитель должен позаботиться о том, чтобы в классе была политическая карта мира. Беседа по теме Беседу следует вести по тогу же пла" ну, что и рассказ. Время, отведенное на беседу (два занятая), целесообразно рас пределить примерно так. В первый час занятий следует разо- i брать вопрос — «Два лагеря в послевоен ном мире». Ведя беседу, руководитель дол- ; жен стремиться к тому, чтобы слушатели пг» конкретных примерах раскрыли, в чем выразилось ослабление капитализма и усиление сопиалнзма в итоге второй миро вой воины. Слушатели должны иметь яс ное представление, почему после второй мировой войны на международной арене образовались два противоположных лагеря — империалистический и демократаче- *) Газета «Правда» от 14 октября 1949 года. сшЯ, каков •Состав э коройное ^кейчиа целей втих лагерей. Во второй час занятий следует раао^ брать второй вопрос темы «Империалисты США — злейшие враги мира, свободы ж независимости пародов». При этом руко'* воднтелю следует обратить особое внимание па то, чтобы каждый слушатель ясно пг нимал, каюте цели ставят перед собой им периалисты СП1А и Апгллн и какие cpejr ства и методы применяют они для дости жения свопх преступных целей. Слушатели должны привести известные пм пз учебного пособия и печати приме ры, показывающие захватническую поля" тику американских империалистов, усилен ную подготовку ими повой войны ж другие факты, иллюстрирующие основные положе ния темы. Здесь же следует разобрать ж вопрос о том, как правые социалисты — лакеи империалистов помогают американ скому капиталу осуществлять его преступ ные цели и какую гнусную роль в борьба протпв лагеря мира, демократии ж соци ализма п^ает фашистская клика Тито, яв ляющаяся пособником англо-американского империализма. Затем надо предложить слу шателям рассказать о противоречиях в ла Г гере империалистов. В результате беседы по второву вопро су темы слушатели должны четко уле пить, что наиболее лютым врагом жи ра и демократии в настоящее время являют ся империалисты США ж Англин и их тг* собпики и что все силы демократии должны быть мобилизованы для борьбы с ними. Первый час следующего занятия надо посвятить разбору третьего вопроса темы «Советский Союз — главная руководящая сила демократического лагеря». Ведя беседу, руководитель должен стре*1 мпться к тому, чтобы слушатели четко представляли себе миролюбие внешней по литики СССР в противоположность захват нической империалистической политике США и Англин, чтобы они на конкретных фактах п примерах международных отно шений после войны показали авангард ную роль СССР в борьбе за прочный деГ мократаческий мир и безопасность. Слу шатели должны. рассказать о политике СОСР в отношении Германии и Японии, • также о политике империалистических держав по отношению к этим странам, привести конкретные примеры борьба СССР за мир и всеобщую безопасность в организации 0б’единенных наций. Слу шатели должны показать далее, что Со* встскпй Союз твердо и решительно стоит на страже независимости народов и на стойчиво борется за международное мирное сотрудпичество. Прп этом важно, чтобы слушатели по* 1 гималн, что в отличие от довоенного вре* мени соседями СССР является теперь пе~ лый ряд дружественных государств, кото4 рые вместе с ним ведут решительную ж последовательную борьбу за прочный мир и дружбу между пародами. Па последнем часе занятий надо разо** брать четвертый вопрос темы «Силы Mir ра, демократии и социализма растут и крепнут». В беседе по этому вопросу слушателя на копкрстных фактах и примерах, при"* водеиных в учебном пособии, должны по казать, как пеуклоппо растут и крепну» силы мира, демократии и социализма, рассказать о крупных успехах стран на родной демократии в деле строительства социализма, об исторической победе ка* тайского парода, о пационально-освободн* тельном движеппн в колониальных и за* впеимых странах, об образовании Герман ской демократической республики и об ojr гапнзованпом Фронте сторонников мира* Руководителю следует направлять бесе ду таким образом, чтобы солдатам и серг* жаптам стало яспо, что могущественные силы мира п демократии превосходят си лы империализма и реакции н что мелцу желанием империалистов развязать новую воину и его осуществлением — дистанция огромного размера. Нужно стремиться, чтобы слушатели глубоко поняли и могли показать, что в авапгарде борьбы трудя щихся за мир, демократию и социализм стоит рабочий класс, возглавляемый своими коммунистическими партиями, что комму низм вырос теперь в большую силу и чт* зпаменосцем борьбы за мир, демократию и социализм является великий Советский Союз. После разбора каждого вопроса руково* дптелю следует подводить краткие итоги* В ходе беседы руководитель должен доби ваться, чтобы каждый из слушателей по-* пял те практические выводы и задачи,- которые вытекают из изучения данной темы. Па занятиях необходимо иметь полита-* ческуго карту мира, стремиться к тому* чтобы слушатели могли покавывать на: ней те страпы, которые будут называться, ими в ходе беседы. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ? 1. Л. В. С т а л ин . — «О Веляковг Отечественной войне Советского Союза». • 2. В. М. Молотов. — «Тридцатилетие Великой Октябрьской социалистической ре4 волгоппп». 3. В. М. Молотов . — Речь на со* бранил избирателей Молотовского пзбпра* тельного округа г. Москвы 10 марта' 1950 г. 4. А. А. Жданов. — «О международно* положении». 5. Г. М. Ма л ен к о в . — «Тридцати вторая годовщина Великой Октябрьской социалистический революции». G. Г. М. 31а л еи к ов. — Речь па со* браппп избирателей Леппнградского изби рательного onpvra г. Москвы 9 марта 1950 г. 7. Резолюции совещания Информбюро компартий г» Венгрии во второй половине ноября 19-19 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz