На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.

13 июня 1959 г., № 138 (3751). На СТраЯСв З аП&ЛЯрБ ! $ В помощ ь РУКОВОДИТЕЛЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ КАК ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: „ С о в е т с к и й С о ю з — о п л о т мира , д е м о к р а т и и и с о ц и а л и з м а " Изучение этой темы и^еет большое зна­ чение для воспитания у солдат н сержан­ тов чувства советского патриотизма, со­ ветской национальной и военной гордо” ста, любви к социалистической Родине. Занятая должны помочь слушателям уяс­ нить могущество сил демократическо­ го лагеря, ведущего под руководством СССР борьбу против лагеря империализма. Вме- « з с тем, эти занятия должны способство- гь повышению у солдат и сержантов оолыпзвистской бдительности, учить уме­ нию распознавать и разоблачать происки поджигателей новой мировой войны. Примерный план рассказа: 1. Два лагеря в послевоенном мире. 2. Империалисты США — злейшие вра­ ги мира, свободы и независимости народов. 3. Советский Союз — главная руково­ дящая сила демократического лагеря. 4. Силы мира, демократии и социализ­ ма растут и крепнут. Рассназ руководителя Время, отведенное на рассказ, целесо­ образно распределить примерно так: на ознакомление с целью занятия, запись на- 8ВАНИЭ темы и плана, а также на изло­ жение первого вопроса отвести 30 ми­ нут, на изложение второго вопроса — 20 минут, третьего — 20 минут, четвертого Ягг- 20 минут, для кратких выводов по те- вме, ответов на вопросы слушателей и на указания по организации самостоятельного .чтения — 10 минут. 1. Два лагеря в послевоенном мире Излагая первый вопрос, руководитель ■должен сначала кратко охарактеризовать важнейшие изменения, происшедшие на мировой арена в результате второй миро­ вой войны, показать, как изменилось со* Отношение сил между двумя системами — социалистической и капиталистической — * пользу социализма. При характеристике этих изменений не­ обходимо руководствоваться учебным посо­ бием. Затем следует перейти к изложение и г горни образования двух лагерей (демокра­ тического и империалистического), к оценке нх цэлей, состава сил и методоз борьбы. Руководитель в рассказе должен ука- вать, что уже в годы второй мировой вой" - яы государства антигитлеровской коали­ ции по-разному понимали цели войны и вадачи послевоенного устройства мира. Со" ветский народ и другие свободолюбивые народы боролись за полный разгром гитле­ ровской Германии и империалистической Лпоеин, за ликвидацию фашизма, за вос­ становление и укрепление демократиче* ских порядков в етранах, ставших жерт­ вами фашистской агрессии, 8а недопуще" нив новой войны и обеспечение длитель" ного мирного сотрудничества между наро­ дами на основе признания равенства и су­ веренных прав больших и малых госу­ дарств. Империалисты США и Англии преследо­ вали в войне иные цели и ставили иные вадачж послевоенного устройства мира. Они стремились ослабить и обескровить Совет­ ский Союз, устранить своих японских и германских конкурентов, пе допустить возрождения и роста демократических сил, установить свое господствующее ноложе" мне во всем мире. Руководитель, используя материалы учебного пособия, должен показать далее, что после окончания второй мировой вой­ ны это различие в целях войпы и еадачах послевоенного устройства мира сказалось еще более отчетливо. Советский Союз вме­ сте с демократическими странами и демг кратичеекпмп организациями мира повел последовательную и энергичную борьбу за ликвидацию остатков фашизма, за укреп* лензе ж развитие демократических поряд­ ков, мирное сотрудничество между народа" ми. Правящие круги США, Англии и дру­ гих капиталистических государств стали откровенно поддерживать остатки фашиз­ ма, душить силы демократии, срывать мирное сотрудничество между народами и подготовлять третью мировую войну в це­ лях установления своего господства над миром. Следовательно после войны совер­ шенно отчетливо определились две проти" воположные политические линии, привед­ шие к образованию двух лагерей: импери­ алистического и демократического. . Затем руководитель рассказывает о том, какие силы составляют империалистиче­ ский лагерь и почему именно США воз­ главляют этот лагерь. ^ Далее необходимо показать состав и це­ ли демократического, антиимпериалиста" ческого лагеря, подчеркнув прп этом главную, ведущую роль в нем Советского Союза, являющегося самым решительным и последовательным сторонником мира, свободы и независимости народов, знаме­ носцем демократии и социализма. Делая вывод по первому вопросу, руко­ водитель должен подчеркнуть, что силы демократического лагеря неизмеримо могу" щественнее, чем силы империалистическо­ го лагеря, что они в состоянии _ сорвать всо планы поджигателей повои воины. В ходе рассказа руководителю необхо_- димо широко пользоваться политической кзртой мира. 2. Империалисты США — злейшие враги мира, свободы и независимости народов - У Изложение этого вопроса следует на" чать с указания на то. что империалисты США, неимоверно разбогатевшие в годы войны на крови и страданиях миллионов трудящихся, поставили перед собой цель — добиться господства над миром. Воспользовавшись послевоенной хозяй­ ственной разрухой государств Европы и Юго-Восточной Азии, поражением и ослаб* лением свопх конкурентов, империалисты США стали захватывать новые рынки, осуществлять широкую экономическую экспансию и подчинять себе другие наро­ ды. Трп года тому назад 19 государствам Западной Европы (Англии, Фрапппи, Гре­ ции и др.) под флагом «помощи» был на* вязан «план Маршалла». Этот план является средством экономического и по* лнтаческого закабаления народов Западной Европы, орудием превращения западноевро­ пейских государств в колониальный при­ даток США. Империалисты США прибирают к свсим рукам не только экономику стран Запаг ной Европы и американского континента. С помощью займов, бросового экспорта (демпинга), скупки предприятий, концес­ сий, подкупа они проникают также в Аф­ рику, государства Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Они появляются всюду, чтобы грабить и извлекать барыши. Аме* риканские монополисты стремятся устано­ вить свое мировое господство, создать ми­ ровую американскую империю. Они вына" шивагот такие же бредовые планы, в ка­ кими носились раньше германские фаши­ сты. Особое внимание руководитель должен обратить в своем рассказе на показ того, что американские империалисты, стремясь к господству над миром, взяли курс на развязывание новой мировой войны и предприняли с этой целью целый ряд не только экономических, но и военных, ДН" пломатических, идеологических и иньд мероприятий. а) Правительство США, подобно гитле­ ровскому правительству, осуществляет по­ литику милитаризации (военизации) своей страны. Под ружьем держится огромная армия военного времени. Военные расходы в сравнении с довоенным временем вырос" ли более чем в 20 раз. Правительство и военные власти США создают многочис­ ленные военные плацдармы, военно-воз- душные и военно-морские базы, распсло" женные на тысячи километров от терри* тории США. Руководитель’ отмечает далее, что США направляют свои усилии на перевооруже" ние армий стран Западной Европы, Гре­ ции, Турции, Ирана. Правительство США держит откровенный курс на ремилитари­ зацию (вооружение) Западной Германии и Японии, рассчитывая использовать насе* ленив этих стран в качестве «пушечного мяса». Американские войска в большом количестве содержатся на территории За­ падной Германии, Австрии, Италии, Анг­ лии, Южной Кореи и других стран. Ам<г риканские генералы (Брэдли и другие) со­ вершают поездки по Европе и Азии с целью изучения и подготовки плацдармов будущей войны. б) Правящие круги США в целях под­ готовки и развязывания войны против СССР и стран народной демократии стре" мятся сколотить единый фронт капитали­ стических государств под верховенством Америки. Они создали в марте 1948 года Западный блок в составе пята государств (Англия, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург), а в апреле ' 1949 года — Северо-атлантический блок. Оба блока (Западный и Северо-атлантический) явля­ ются орудием прямой и непосредственной подготовки империалистической войны про­ тив СССР и страп народной демократии. Они направлены против демократических сил во всем мире. в) В целях обмана армии и народа свсей страны и других народов правящие круги США используют все средства идеологиче­ ского воздействия на массы (пауку, печать, литературу, искусство, школы, радио, ре­ лигию, устную пропаганду и агитацию). С помощью этих средств они пытаются «оп“ равдать» необходимость войпы против СССР и стран народной демократии. Подобно гит­ леровцам, они прикрывают политику раз" вязыванпя войны лозунгом борьбы с ком­ мунизмом, проповедью бредовой расовой «теории» о праве американцев господство­ вать над миром. Этим же реакционным целям служат распространяемые ими космополитические бредни о «мировом гражданстве», «миро" вом парламенте», «мировом правитель­ стве», п о необходимости отказаться везм пародам от суверенитета и свопх прав па независимое развитие. Империалисты США пытаются забрасы­ вать в государства демократического лаге" ря шпионов и диверсантов, рассчитывая с пх помощью подготовить для себя лучшие условия развязывания и ведения войны. Руководитель в своем рассказе должен показать, что американские империалисты в целях укрепления отжившего свои век капитализма, установления американского господства над миром и подготовки треть­ ей мировой войны широко используют свою агентуру — правых социалистов ти­ па Эттли и Бевппа в Англии, Мока и Жуо во Франции, Сарагата в Италии, Шумахера в Гермапип. Реннера в Австрии, Ланге в Порвегпи. Фагерхольма в Финляндии. Все эти и подобные пм лидеры правых • сопи" алистов служат не только интересам своей буржуазии, но и интересам воротил амери­ канских монополий. Они раскалывают ра­ бочее движение, клевещут иа СССР, стра­ ны народной демократии и коммунистиче­ ские партии; подавляют рабочее, демокра­ тическое и паппопальпо-освободительное движение; поддерживают «плап Маршал­ ла», агрессивные блоки и выступают про­ тив организованного Фронта мира. Руководителю следует далее подчерк" путь, что штурмовым отрядом американ­ ских империалистов является фашистская клика Тито. Судебные процессы над груп­ пами Ранка в Венгрии, Костова в Болгарии и другие судебные процессы подтвердили, что американские империалисты пытались с помощью гнусной фашистской банды Ти" то осуществить контрреволюционный пе­ реворот в странах народной демократии, оторвать их от Советского Союза, превра­ тить в колоши США и плацдарм новой войны против СССР. Контрреволюционная политика клики Тито привела к ликвида" цип в Югославии народно-демократического строя и к утверждению в этой стране антикоммунистического, полицейского го­ сударственного режима фашистского типа. В заключение руководителю следует ос­ тановиться на внутренних противоречиях, которые раздирают империалистический мир. Нужно рассказать, что между импе­ риалистическими державами усиливается борьба за рынки сбыта товаров, рынки сырья и вывоз капитала. Противоречия между США и другими капиталистическими государствами, между США * Англией становятся все более острыми. Надвигаю" щийся экономический кризис все бо 1 ьше и больше потрясает хозяйство США и дру­ гих капиталистических стран. При харак­ теристике кризиса руководитель должен использовать данные, публикуемые в на" пшх центральных газетах и журналах. 3. Советский Союз — главная руководящая сила демократического лагеря Начиная изложение этого вопроса, руко­ водитель должен подчеркнуть, что Совет­ ский Союз, возглавляющий демократиче­ ский лагерь, выступил с программой борьбы эа прочный демократический мир еще в годы второй мировой войны. Товарищ Сталин в 1944 году от лица советского народа и нашей партии заявил: «Задача состоит не только в том, чтобы выицать войпу, но и в том, чтобы сде­ лать невозможным возникновение новой агрессии и новой войпы, если не навсег­ да, то по крайней мере в течение длитель" ного периода времени»*). Определяя программу послевоенного уст­ ройства мира, товарищ Сталин указывал, что необходимо освободить народы Европы от ига фашистских аахватчиков; помочь этим народам вновь стать свободными и’ самостоятельными, предоставить им полное право и свободу самим решать вопрос о своем государственном устройстве; сурово наказать всех фашистских преступников, виновников войны; установить такой поря­ док в Европе, который полностью исклю­ чал бы возможность новой агрессии со сто­ роны Германии; создать длительное эко" номическое, политическое и культурное сотрудничество пародов Европы, основан­ ное на взаимном доверии и взаимной по­ мощи, для восстановления разрушенных гитлеровцами хозяйства и культуры. Руководитель обязан подчеркнуть, что указания товарища Сталина легли в осно" ву советской внешней политики, что миро­ любивая внешняя политика Советского го­ сударства, вытекающая из самого сущест­ ва социалистического общества, нашла в послевоенные годы яркое и убедительное выражение в целом ряде крупнейших ак­ тов советской дипломатии. В рассказе целесообразно напомнить следующие акты советской дипломатии: а) Советский Союз па конференциях в Ялте и Потсдаме, а также на совещании министров иностранных дел великих дер­ жав в Москве успешно отстаивал в отно­ шении Германии и Японии политику деми­ литаризации (разоружения) и демократи­ зации. В Ялте, Потсдаме и Москве были приняты решения в духе советских пред­ ложении. Советский Союз решительно и последовательно претворял эти решения в жизнь. Пз учебного пособия и материалов периодической печати руководитель дол­ жен привести простые и убедительные примеры, показывающие, как Советский Союз выполняет принятые на себя обяза­ тельства в отношении Германии и Японии и как США, Англия и Франция нарушают свои обязательства; б) Советский Союз отстаивал и отстаи­ вает миролюбивую нолшику в междуна­ родной организации Об’единенных наций (сокращенно — ООН), которая была соз­ дана в конце второй мировой войны. Советское правительство внесло в ООН предложение о всеобщем сокращении во­ оружений, запрещении производства и ис­ пользования атомных бомб, о запрещении пропаганды войны, о подписании Пакта Мира пятью великими державами. Совет­ ские представители на сессиях Генераль­ ной Ассамблеи ООП, на заседаниях Совета безопасности и в других органах ООН ве­ ли и ведут эпергпчпую борьбу 8а то, что­ бы использовать эту организацию в инте­ ресах мира и безопасности и не допустить превращения ее в орудие англо-американ­ ского агрессивного блока. Эта борьба под­ держивается не только советским народом, но и народами всех стран, стремящихся к миру и безопасности; в) Проводя последовательную политику мира, Советский €0103 неизменно выступал и выступает верпым стражем и поборшг ком независимости народов. СССР разо­ блачает империалистов США, Англии, Франции. Голландии и других стран, ко­ торые силой оружия подавляют пациональ- шгосвободительпое движение в Греции, Индонезии. Вьетнаме, Южной Корее и дру­ гих странах. Руководитель напоминает слушателям, что в течение 1945— 1947 гг., когда раз­ рабатывались и принимались мирные до- *) И. Сталин. «О Великой Отечественной войне Советскою Союза» (нзд. 5-е, стр. 165—166). говоры а Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией ж Финляндией, Советский Союз твердо выступил против англо-американ­ ских империалистов, стремившихся лишить зти страны независимости, захватить в свои руки их экономику и превратить их в свои головни. Благодаря СОСР первые пять мирных договоров были составлены тая, что независимость и территориальная целостность ©тих государств были сохра­ нены. Договоры ж ©оглашения, подписанные после войны Советским Союзом ео страна­ ми народной демократии, с Финляндией и рядом других государств, основаны на ува­ жении независимости и суверенных прав больших и малых государств. Руководителю следует далее подчерк­ нуть, что ооветская внешняя политика ос­ новывается на возможности мирного сосу­ ществования и экономического сотрудни­ чества Советского Союза и капиталистиче­ ских стран. Товарищ Сталин неоднократно указывал, что при наличии желания со­ трудничать вполне возможно сотрудниче­ ство стран с различными экономическими системами. В январе 1949 года И. В. Сталин предложил подписать Пакт Мира между США и СССР, который бы укрепил дело мира и обеспечил сотрудничество этих двух государств. Но правительство США не пожелало подписывать подобный пакт. Англо-американские империалисты ут­ верждают, что мирное сосуществование социалистического государства и капита­ листических государств невозможно, что их экономическое сотрудничество исклю­ чается. На этом основании они отвергают все советские предложения о сотрудниче­ стве. И. В. Сталин говорил, что англо- американские «поджигатели войны, стре­ мящиеся развязать новую войну, более всего боятся соглашений н сотрудничества с СССР, так как политика соглашений с СССР подрывает позиции поджигателей войны и делает беспредметной агрессив­ ную политику этих господ»*). В выводах по третьему вопросу руково­ дитель обязан подчеркнуть, что в отличие от довоенного времени Советский Союз бо­ рется 8а мир, демократию и социализм не один, а в союзе с другими демократиче­ скими государствами, что он возглавляет могучий и беспрерывно растущий демо­ кратический лагерь. 4. Силы мира, демократии и социализма растут и крепнут В рассказе по этому вопросу надо пока­ зать, как непрерывно растут и крепнут силы демократического лагеря, стоящие ва мир, демократию и социализм. Пользуясь материалами учебного пособия, руководи­ тель должен в особенности подчеркнуть следующие моменты, свидетельствующие об укреплении этих сил. а) Трудящиеся стран народной демокра­ тии, руководимые рабочим классом и его коммунистическими партиями, добились в ожесточеннейшей классовой борьбе с си­ лами внутренней и внешней реакции круп" ных успехов в деле строительства социа­ листического общества. Решающую роль в движении стран народной демократии в социализму играет всесторонняя друже­ ская помощь Советского Союза. Эта по­ мощь стала особенно сильно сказываться после того, как в январе 1949 года был создан Совет экономической взаимопо­ мощи в составе представителей СССР и стран народной демократии, призванный организовать обмен хозяйственным опьг том, оказание взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т. д. Успехи стран народной демократии в строительстве социализма, достигнутые благодаря бескорыстной братской помощи СССР, являются большим вкладом в общее дело укрепления демократического лагеря. б) Историческая победа 475-миллион" ного китайского народа над кликой Чан Кайтпи и ее американскими покровите­ лями коренным образом изменила судьбы Китая, укрепила лагерь мира, социализма и демократии, опрокинула расчеты междуна" родной реакции использовать Китай в своих целях, воодушевила народы коло­ ний и полуколоний на дальнейшую борь" бу sa свою независимость и свободу. «После Октябрьской революции в нашей стране, — говорил 10 марта 1950 г. В. М. Молотов, — победа народно-освободительного движе­ ния в Китае является новым сильнейшим ударом по всей системе мирового имперпа" лизма и по всем планам пмперпалпегпче- ской агрессии в наше время». С победой китайского народа страны народной демо­ кратии в Европе и Азии вместе с СССР па" считывают около 800 миллионов человек. 14 февраля 1950 года Советский Союз подписал с Китайской Пародпой республи­ кой договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, а также целый ряд важ­ ных соглашений. Этот договор «превра" Щает советско-китайскую дружбу в такую великую и могучую силу в деле укрепле­ ния мира во всем мире, равпой которой нет и не было в истории человечества» (В. М. Молотов). в) В ходе войны и после нее поднялись на борьбу за независимость, свободу, мир и демократию сотни мнллиопов жителей колониальных и полуколониальных стран. В ^ряде стран (Вьетнам, Индонезия. Ма­ лайя, Бирма, Филиппины, Южная Коргя) эта борьба превратилась под руководством рабочего класса и его коммунистических партий в затяжную вооруженную воину во имя ликвидации пацпопальиого и со­ циального гнета. В Пндпи, в странах Ближнего н Среднего Востока, в Африке и странах Южной Америки под руководством коммунистов развернулось мошпое нацио­ нально-освободительное движение против колонизаторов и их агентуры. Здесь падо подчеркнуть, что эта борьба является ча- •) Газета сПравда» от 29 октября 1948 года. стью общей борьбы м жир, дажожрждш ж социализм, что растущие вилы националь­ но-освободительного движения р ф вш ш мощь демократического лагеря, возглав­ ляемого СССР. Далее руководитель говори об образо­ вании Германской демократической рес­ публики и огромном шченжж лого акта для укрепления лагеря мира, демократии и социализма. Он подчеркивает, что «су щегоование миролюбивой девскратжче- ской Германии наряду о существованием миролюбивого Советского Союза исмючает воеможность новых войн в Европе, кладет конец кровопролитиям в Европе и делает невозможным закабаление европейских стран мировыми империалистами» (И. В. Сталин)*). Говоря о могучем двнженжж сторонни­ ков мира, об организованном фронте бор­ цов sa мир, руководитель должен особо укатать, что послевоенный период ознаме­ новался крупными успехами в деле лик­ видации раскола рабочего класса и спло­ чения общедемократических сил. Выражег нием этого явилось создание Всемирной федерации профсоюзов, МелцународноЙ федерации женщин и Всемирной федера­ ции демократической молодежи, созыв Всемирного конгресса сторонников жира. О расширении и укреплении фронта мира ярко свидетельствует развертывающаяся во всех странах кампания по сбору под­ писей под воззванием Постоянного коми­ тета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия и 00 об’явлении военным преступником того правительства, которое первым применит это оружие. Руководитель подчеркивает, что борьбу рабочих и всех трудящихся за мир, демо­ кратию и социализм возглавляют комму­ нистические и рабочие партии, насчиты­ вающие в своих рядах (без ВЕП(б) около 20 миллионов человек. Три совещания Информбюро коммунистических и рабочих партий отчетливо указали пути и средст­ ва борьбы 8а мир, против поджигателей войны, sa' единство рабочего класса и про­ тив раскольников, предателей его дела, sa торжество демократии и поражение сил лагеря империалистической реакции. В настоящее время борьба ва прочный длительный мир, ва организацию и спло­ чение сил жира, против сил войны зани­ мает центральное место во всей деятель­ ности коммунистических и рабочих партий и демократических организаций. Закончить освещение четвертого вопро­ са руководителю следует выводом о том. что силы мира, социализма и демократии растут и крепнут с калцым днем, что зна­ меносцем этих несокрушимых сил являет­ ся Советский Союз, что вождем и вдохно­ вителем лагеря мира и демократии яв­ ляется великий Сталин. Организованный фронт мира, возглав­ ляемый СССР, представляет собой могу­ щественную силу. Но если все же импе­ риалисты вновь развяжут мировую войну, то эта война явится уже могилой не толь­ ко для отдельных капиталистических го­ сударств, но и для всего мирового капита­ лизма. В выводах по всей теме руководителю необходимо подчеркнуть, что миролюбивая внешняя политика СССР, возглавляющего демократический лагерь, опирается преж­ де всего на растущую хозяйственную, по­ литическую и культурную мощь Совет­ ского Союза, на морально-политическое единство советского общества, на дружбу народов, на Советскую Армию и Военно- Морской Флот. Поэтому советские воины должны, не жалея сил, укреплять мощь наших вооруженных сил, ибо чем могу­ щественнее опп будут, тем успешнее на­ ша страна будет решать свои ответствен­ ные и почетные вадачи по охране мира и безопасности. Руководителю необходимо напомнить слушателям и о том, что в своей борьбе против СССР империалисты широко ис­ пользуют шпионаж, диверсии. Руководи" тель должен призвать слушателей к повы­ шению бдительности, строжайшему сохра­ нению военпой и государственной тайны, в отличному выполнению Военной присяги. Самостоятельное чтение На самостоятельное тайне отведено учебным планом два занятия, в течение которых слушатели должны прочитать бро­ шюру «Советский Союз — оплот мира, демократии и социализма» и сделать краг кие записи по основным вопросам темы. На первом занятии руководителю сле­ дует порекомендовать слушателям прочи­ тать и законспектировать материалы по трем первым вопросам (стр. 3— 24), а на втором занятии — по четвертому -вопросу (стр. 24— 43). Руководитель должен позаботиться о том, чтобы в классе была политическая карта мира. Беседа по теме Беседу следует вести по тогу же пла" ну, что и рассказ. Время, отведенное на беседу (два занятая), целесообразно рас­ пределить примерно так. В первый час занятий следует разо- i брать вопрос — «Два лагеря в послевоен­ ном мире». Ведя беседу, руководитель дол- ; жен стремиться к тому, чтобы слушатели пг» конкретных примерах раскрыли, в чем выразилось ослабление капитализма и усиление сопиалнзма в итоге второй миро­ вой воины. Слушатели должны иметь яс­ ное представление, почему после второй мировой войны на международной арене образовались два противоположных лагеря — империалистический и демократаче- *) Газета «Правда» от 14 октября 1949 года. сшЯ, каков •Состав э коройное ^кейчиа целей втих лагерей. Во второй час занятий следует раао^ брать второй вопрос темы «Империалисты США — злейшие враги мира, свободы ж независимости пародов». При этом руко'* воднтелю следует обратить особое внимание па то, чтобы каждый слушатель ясно пг нимал, каюте цели ставят перед собой им­ периалисты СП1А и Апгллн и какие cpejr ства и методы применяют они для дости­ жения свопх преступных целей. Слушатели должны привести известные пм пз учебного пособия и печати приме­ ры, показывающие захватническую поля" тику американских империалистов, усилен­ ную подготовку ими повой войны ж другие факты, иллюстрирующие основные положе­ ния темы. Здесь же следует разобрать ж вопрос о том, как правые социалисты — лакеи империалистов помогают американ­ скому капиталу осуществлять его преступ­ ные цели и какую гнусную роль в борьба протпв лагеря мира, демократии ж соци­ ализма п^ает фашистская клика Тито, яв­ ляющаяся пособником англо-американского империализма. Затем надо предложить слу­ шателям рассказать о противоречиях в ла Г гере империалистов. В результате беседы по второву вопро­ су темы слушатели должны четко уле­ пить, что наиболее лютым врагом жи­ ра и демократии в настоящее время являют­ ся империалисты США ж Англин и их тг* собпики и что все силы демократии должны быть мобилизованы для борьбы с ними. Первый час следующего занятия надо посвятить разбору третьего вопроса темы «Советский Союз — главная руководящая сила демократического лагеря». Ведя беседу, руководитель должен стре*1 мпться к тому, чтобы слушатели четко представляли себе миролюбие внешней по­ литики СССР в противоположность захват­ нической империалистической политике США и Англин, чтобы они на конкретных фактах п примерах международных отно­ шений после войны показали авангард­ ную роль СССР в борьбе за прочный деГ мократаческий мир и безопасность. Слу­ шатели должны. рассказать о политике СОСР в отношении Германии и Японии, • также о политике империалистических держав по отношению к этим странам, привести конкретные примеры борьба СССР за мир и всеобщую безопасность в организации 0б’единенных наций. Слу­ шатели должны показать далее, что Со* встскпй Союз твердо и решительно стоит на страже независимости народов и на­ стойчиво борется за международное мирное сотрудпичество. Прп этом важно, чтобы слушатели по* 1 гималн, что в отличие от довоенного вре* мени соседями СССР является теперь пе~ лый ряд дружественных государств, кото4 рые вместе с ним ведут решительную ж последовательную борьбу за прочный мир и дружбу между пародами. Па последнем часе занятий надо разо** брать четвертый вопрос темы «Силы Mir ра, демократии и социализма растут и крепнут». В беседе по этому вопросу слушателя на копкрстных фактах и примерах, при"* водеиных в учебном пособии, должны по­ казать, как пеуклоппо растут и крепну» силы мира, демократии и социализма, рассказать о крупных успехах стран на­ родной демократии в деле строительства социализма, об исторической победе ка* тайского парода, о пационально-освободн* тельном движеппн в колониальных и за* впеимых странах, об образовании Герман­ ской демократической республики и об ojr гапнзованпом Фронте сторонников мира* Руководителю следует направлять бесе­ ду таким образом, чтобы солдатам и серг* жаптам стало яспо, что могущественные силы мира п демократии превосходят си­ лы империализма и реакции н что мелцу желанием империалистов развязать новую воину и его осуществлением — дистанция огромного размера. Нужно стремиться, чтобы слушатели глубоко поняли и могли показать, что в авапгарде борьбы трудя­ щихся за мир, демократию и социализм стоит рабочий класс, возглавляемый своими коммунистическими партиями, что комму­ низм вырос теперь в большую силу и чт* зпаменосцем борьбы за мир, демократию и социализм является великий Советский Союз. После разбора каждого вопроса руково* дптелю следует подводить краткие итоги* В ходе беседы руководитель должен доби­ ваться, чтобы каждый из слушателей по-* пял те практические выводы и задачи,- которые вытекают из изучения данной темы. Па занятиях необходимо иметь полита-* ческуго карту мира, стремиться к тому* чтобы слушатели могли покавывать на: ней те страпы, которые будут называться, ими в ходе беседы. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ? 1. Л. В. С т а л ин . — «О Веляковг Отечественной войне Советского Союза». • 2. В. М. Молотов. — «Тридцатилетие Великой Октябрьской социалистической ре4 волгоппп». 3. В. М. Молотов . — Речь на со* бранил избирателей Молотовского пзбпра* тельного округа г. Москвы 10 марта' 1950 г. 4. А. А. Жданов. — «О международно* положении». 5. Г. М. Ма л ен к о в . — «Тридцати вторая годовщина Великой Октябрьской социалистический революции». G. Г. М. 31а л еи к ов. — Речь па со* браппп избирателей Леппнградского изби­ рательного onpvra г. Москвы 9 марта 1950 г. 7. Резолюции совещания Информбюро компартий г» Венгрии во второй половине ноября 19-19 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz