На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я Т » Ч — II ■г— — — — — — — — — —— — — 11 июня 1G50 г., Jfi 137 (2750). На штурманской вахте* Рисунок капитан-лейтенанта А. Барыбина, присланный на конкурс. 1 Рабошаещ связист Лучников — Старший матрос ЛучннКов, гам пред стоит ответственное гадание. Вышла из строя важная телефонная линия, необходи мо ее быстро ввести в строй. — Есть исправить линию, — четко от ветил линейный надсмотрщик. Черев несколько минут Лучников был уже готов к выполнению задания. Необхо- д ем ы й инструмент он собрал и сложил в сумку. Погода была плохая. Дул сильный ветер. Бременами небо заволакивало тучами и падал густой снег. «Трудно будет обнаружить неисправ- вость линии при такой погоде,— подумал Лучников.— Но приказ командира я должен выполнить точно и с наименьшей затратой времени». Через несколько минут линейный над смотрщик был уже в назначенном ему районе. Старший матрос Лучников шел по на правлению линии, тщательно обследуя каж дый сантиметр кабеля. Периодически он подключался к линии своим телефоном, .чтобы узнать ее исправность. Погода еще более ухудшилась, но Луч- З егиков не обращал на это внимания. У него было одно стремление — быстрее выпол нить приказ командира. Наконец, поиски увенчались успехом, Неисправность найдена. Кабель в одном Me tre протерся и через сырое дерево замыкал ся на землю. Достав из сумки изоляшг ionnyio ленту, Лучников обмотал ею повреж денный участок кабеля и принял необхо димые меры, чтобы кабель вновь не протер* Ся. Через некоторое время промокший и (уставший, но довольный собой Лучников докладывал своему командиру о выполнении задания. — Хорошо! Вы по-комсомольски справи лись с заданием, а теперь идите отдыхайте, — ответил командир отделения. На вечерней поверке командир отделения об’явил Лучникову благодарность за отлпч- ное выполнеппе задания. Таких ярких примеров самоотверженной службы старшего матроса Лучникова мпого. Об этом свидетельствует карточка взыска ний и поощрений, в которую, записано 13 поощрений. Среди них есть и'такие, как де* сять суток краткосрочного отпуска, денеж ная премия и т. д. Комсомолец Лучников ведет большую комсомольскую работу. Он является членом бюро ВЛКСМ. Вот уже третий год он носит почетное званпе отличника боевой и поли тической подготовки. Фамилия передового комсомольца красуется на Доске почета. За отличную работу, за хорошее знание своей специальности командование назна чило Лучникова командиром отделения те лефонистов. Лучников поставил перед собой задачу— вывести отделений в число передовых, вос питать подчиненных полноценными воина ми. Старание и любовь к специальности по" могают ему умело прививать подчпнеппым необходимые практические навыки в рабо те. Такие матросы, как Егоров, Агафопов, Растегаев, не имели специальной подготовки по телефонии. Но благодаря помощи своего командира, опи теперь самостоятельно рабо тают по связи, успешно решают задачи, которые на них возлагаются. Матрос Лупанов слабо знал спецпаль- ность телефониста, нерадиво относился к обязанностям воина. По политической под готовке Лупанов также отставал от своих товарищей. Комсомолец Лучников решил до биться от подчиненного добросовестного%ог ношения к своим обязанностям. И он до стиг этого. Сейчас матрос Лупанов непло хо знает специальность, успевает на, поли* тических занятиях. Лучников является активным читателем библиотеки. Его настольными книгами яв ляются «Как закалялась сталь» Н. Остров-, ского, «Молодая гвардия» А. Фадеева и другие. Дружит Лучников и с технической литературой* откуда он черпает впания по специальности, узнает новинки передовой отечественной науки и техники. Велики успехи комсомольца Лучникова в выполнении им воинского долга. • На-днях состоялось комсомольское собра ние с повесткой дня: «Служить Родине так, как служит комсомолец Лучников». Коман дир подразделения в своем докладе подробно остановился на тех успехах, которых до бился Лучников. В заключение командир выразил пожелание, чтобы все члены ВЛКСМ и несоюзная молодежь брали при* мер с Лучникова и равнялись по нему. В своих выступлениях комсомольцы выразили желание быть такими, как Лучников, и тем самым приумножить число отличников бое вой и политической подготовки. По предло жению члепа ВЛКСМ Карева матери Лучни кова послано письмо, в котором комсомоль ская организация благодарит ее за хорошев воспитание сына и рассказывает о его успехах в службе. Недавно комсомольцу Лучникову вручена его фотокарточка, на обороте которой коман дир скрепил своей подписью и печатью краткую характеристику его добросовестной и примерной службы. Лучников дал обещание не успокаивать" ся на достигнутом, учиться еще лучше. Старший матрос А. ПАРОМОВ. Когда боцмгн не знает морского дела ••• СТАРШИНА ПОНКИН ПЛОХО ПРАВИТ СЛУЖБУ Большое доверие оказано боцману кораб* того порядка, который так ревниво ноддер- Згя. Разнообразны н ответственны его обя^ живался раньше. Ослабла требовательность ванностп. Боцман на корабле — первый в деле содержания боцманского хозяйства. нооорпик дисциплины, организованности и порядка, страстный борец за внедрение мор* ской культуры. Для того, чтобы быть та- з;пм, он должен многое знать, хорошо вла деть военно-морским делом, а главное — образцово соблюдать все требования Кора бельного устава. Таким и зарекомендовал себя бывший боцман нашего корабля главный старшина Рогозин. Он строго следил за соблюдением чистоты и порядка, настойчиво обучал ма кросов морскому делу. Но вот главный старшина Рогозин пере шел па другое место службы и вместо него боцманом был назначен старшина 2 статьи Понкин. П сразу все изменилось. Уже нет Старшина 2 статьи Попкин не обучает матросов морскому делу. Разве это допусти мо, что многие пз них пе только не владеют шлюпкой, по даже не умеют производить покраску, вязать узлы, сращивать тросы. Из*за неопытности и незнания морского дела некоторые матросы не могут связать коппы. Вот, например, недавно падо было спустить шлюпку па воду. У шлюп*балки оборвалась оттяжка. Боцман приказал ма тросу Дурбину связать оборванные концы, по сделать этого Дурбин пе смог, отк; )веп* по признавшись, что связывать концы не /меет. И удивляться здесь нечему. Дурбин, как и мпогпе другие матросы, не был ни на одпом занятии по морской практике. Можно привести еще пример. Корабль Р О С Т —ч/е Впервые лейтенанту Колтуну довелось проводить политзанятия с матросами, когда оп курсантом проходил практику на одном из кораблей. Командир корабля Герой Совет ского Союза Ботылев вызвал к себе Колту на и побеседовал с ним. Он рассказал ему, как лучше подготовиться к занятию, дал несколько практических советов. Помощник командира этого корабля был опытным ру ководителем политзанятий. И он также мно* го помог Колтуну в подготовке. Па занятиях у курсанта Колтуна присут ствовал командир. После того, как они были закопчены, командир вызвал его и указал на мпогпе допущенные им недостатки, ног ровно разобрал их. Закончив училище, Колтун стал офице* ром и прпбыл служить на Северный флот. Па корабле ему поручили вести политзаня тия в группе старшин. Теперь Колтун при шел к слушателям пе как курсант, а как командир — воспитатель подчиненных. Это создавало несколько иные условия, возла гало пз него еще большую ответственность. Вначале запятая проходили не слишком удачно. Колтун не смог сразу завязать жи вой, простой беседы, рассказ его напоми* нал больше лекцию. По первые неудачи не поколебали настойчивости молодого офице ра. Он присматривался к старшим ^товари щам, к тому, как они готовятся к беседам, присутствовал у них па запятпях, часто обращался к ним за советом, по мощью. Большое желание стать настоящим роспитателем, паучпться хорошо вести по литзанятия помогли Колтуну добиться цели. Занятия у него стали проходить живее, игг тересиее. у , Шло время. Накапливался опыт. Приобре* тая методические навыки, умение работать со слушателями, Колтуй* рос и в теоретнче* ском отиошеппп. Он мпого работал пад со* бой, постоянно пополняя полученные в учи лище знапня. Постепенно он вышел в число лучших руководителей полптзапятий на ко рабле. Колтун с большой требовательностью подходит к личной подготовке, главным в ней он считает тщательное изучение основ* ного материала, глубокое продумывание со держания темы, умелое построение расска за. Колтун использует в своей подготовке кроме основной литературы и много вспо* могательпой. Он пользуется произведениями Ленина и Ста.тппа, художественной литера турой. Вдумчивое чтение художественной лите ратуры делает язык руководителя более жи вым, образным, обогащает рассказы его яр кими, интересными примерами. На одпом из занятии Колтуну нужно было рассказать слушателям о Сталинградской битве. Прочтя накануне сценарии П. Вирты к этому филь му. он воспользовался взятыми оттуда ин тересными примерами. II вопны с большим вниманием слушали рассказ руководителя. Колтун пе только сам любит читать ху дожественную литературу, по и прививает находился в море. Погода свежела. Был дан сигнал: корабль потптормовому изготовить. Боцман не проверил, как матросы закрепили предметы на палубе. А ведь в обязанность боцмана входит тщательно проверить все до мелочей. Как и следовало ожидать, в ре зультате бесконтрольности со стороны боц мана во время качки по палубе покатилась бочка, так как она была закреплена слабо. Надо сказать, что старшина 2 статьи Попкпп сам слабо владеет военно-морским делом. По, к сожалению, оп и не учится, а учиться ему падо обязательно, ибо командо вание доверило ему ответственную долж ность. Боцман должен быть грамотным, уме лым моряком, иначе он не справится с по рученным ему делом. Н. СЕРОВ. любовь к ней у слушателей. Содержатель ными рассказами о новых книгах, о писа телях он вызывает у матросов п старшин интерес к художественной литературе. Всегда тщательно готовясь ' к занятиям сам, Колтун настойчиво требует этого и от матросов. Самостоятельному чтению слуша телей он уделяет особенно большое внима ние: всегда проверит, все ли подготовил к самостоятельной работе помощник руко водителя, укажет слушателям, кому над чем пужпо больше поработать, сам присут ствует па занятиях. В группе стало законом — ни мипуты времени не должно пропадать зря. П моряки пастойчиво занимаются, рас ширяя свой кругозор, накапливая полити ческие знания. В прошлом году воины группы Колтуна успешно изучили весь материал программы. Многие пз них стали отличниками боевой и политической подготовки. Старшина 1 ста тьи Ложков и другие товарищи стали помощниками руководителей политзанятий. На проверке группа получила оценку «от- лично». Ответы старшин говорили о серьез ных зпаппях, приобретенных ими под руко водством Колтуна. •tr ★ ★ Сейчас Колтуп проводит занятия в груп пе матросов. Недавно он рассказывал слу шателям о Великой Октябрьской социали стической революции. Тема эта рассчитана | на два запятая. На втором запятой Колтуп ; начал свои рассказ с момента вооружениего ; восстания в Петрограде. Он излагал мате* j риал кратко, просто, ясно. В его речи пе ; было лишних слов. Пакоплеппый опыт про- i пагандпета-воепптателя позволяет ему де Их припер зо в е т вперед • КОМСОМОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПАГАНДИРУЕТ ОПЫТ ОТЛИЧНИКОВ • Пропаганда опыта отличников — одно из сильнейших средств воспитания бойцов, по вышения качества боевой ■ политической подготовки, укрепления дисциплины в под разделении. Комсомольская организация, секретарем которой является тов. Малютин, различными формами и методами популяри зирует опыт передовиков учебы и службы. Вот что проделали активисты за небольшой период времени. Прошло открытое комсомольское собрание с повесткой дня: «Множить ряды отлични ков боевой и политической подготовки». В ходе подготовки к собранпю было проведено заседание бюро, на котором члены бюро получили конкретные задания. Реализуя решение бюро, они выпустили листовку, в которой помещены копии карточек поощ рений отличников младшего сержанта Ле" дяева, старшего матроса Шмелева и матроса Рычкова, имеющих за примерную службу по 11— 13 благодарностей и внеочередные отпуска. Здесь же был помещен текст теле граммы матери тов. Шмелева. Телеграмма прислана в ответ на поздравительное пись мо комсомольежой организации. Активисты приняли участие в выпуске специального номера стенной газеты, посвя щенного пропаганде опыта оютшов. Пере довые воины часто делятся в своих коррес понденциях опытом учебы и службы. В конце открытого комсомольского собра ния после доклада заместителя командира по политической части и деловых прений члену ВЛКСМ тов. Шмелеву был вручен по дарок. Получая награду, Шмелев заявил: — Я приложу все усилия, чтобы маши на, которой я управляю, и впредь работала безотказно. В этих словах чувствовалась твердая уверенность. За три года тов. Шмелев не имел замечаний. Проводимая комсомольской организацией работа по распространению опыта отлични ков способствует тому, что их число возра стает. По инициативе активистов состоялось че ствование отличников. В этом деле боль шую роль сыграл женский совет. Жены во еннослужащих закупили подарки: книги, бритвенные приборы, чернильные приборы, авторучки. На собрании личного состава от личникам боевой и политической подготов ки были вручены эти подарки. Огромное воспитательное значение имеют письма комсомольской организации роди телям лучших воинов. Перед посылкой этих писем их текст обсуждается на собраниях, зачитываются также и полученные ответы. Онн мобилизуют комсомольцев и несоюзную молодежь на новые успехи в борьбе за по вышение боевой готовности подразделения. А. МАСЛЕННИКОВ. Е. КРЮЧКОВ. МЕМОРАНДУМ Советского Правительства по вопросу о режиме Антарктики О СТАРШИЙ МАТРОС Сатаннн бдительно несет караульную службу. Свои обязанности он выполняет безуп речно. Командир вынес ему благодар ность. Я. Данилов. О БУДУЧИ НА ПОСТУ солдат Ме щеряков ваметил огонь на другом, не охраняемом им об’екте. Мещеря ков немедленно сообщил об этом в ка раульное помещение. Были приняты неотложные меры. Пожар в самом начале был ликвидирован. Отличив шимся командир подразделения об’я вил благодарность. Н. Филиппов. О С ИНТЕРЕСОМ прослушали сол даты и сержанты нашего подразделе ния лекцию о международном поло жении, прочитанную тов. Кудряшо вым. Лектор просто и понятно рас сказал нам о происках англо-амери канских поджигателей войны и борьбе народов за мир. М. Пояг. О ЗА ОТЛИЧНУЮ РАБОТУ на производстве, примерную дисциплини рованность ефрейтор Крнвошеев имеет 19 благодарностей. Он ежедневно вы полняет задания на 120—125 процен тов. С Пономарцев. лать рассказ интересным, живым, увлека тельным, вести тему на высоком идейном уровне. Рассказывая о первых декретах Совет ской власти, Колтун не просто назвал их, а кратко изложил содержание каждого де крета, его значение, рассказал, как эти декреты были встречены народом. Так же содержательно говорил он и о мероприятиях Советской власти по укреплению молодой республики. Хорошо и ярко рассказал руководитель о величайшей роли товарища Сталина в борь бе за победу Великой Октябрьской социали стической революции, в разгроме интер вентов, в укреплении молодой Советской республики. — Товарищ Сталин, — говорил руково дитель, — вдохновитель и организатор всех наших побед. Прп его непосред ственном участии и руководстве мы отстоя ли нашу Родину от натиска многочислен ных врагов. Ему мы обязаны всеми вели кими завоеваниями советского строя. Умело увязывая изложение материала, охватывающего события первых дней Совет ской власти с событиями современности, Колтуп рассказал воинам о странах народ ной демократии, которые строят у себя со циализм, пспользуя пример Советского го сударства. Так учит моряков Владимир Колтун, ставший зрелым, опытным офицером, при званием которого является верное служение Родине, воспитание в патриотическом ду хе матросов и старшин. Оп стал одним пз умелых, опытных офнперов— воспитателей моряков нашего флота. Лейтенант В. НИКОЛАЕВ. 7 июня Правительство Советского Союза направило правительствам Соединенных Штатов Америки, Велпшрнтанпи, Фран* цип, Норвегии, Австралии, Аргентины и Новой Зеландии через своих дипломатиче ских представителен в столицах указанных выше государств следующий меморандум по вопросу о режиме Антарктики: «С осени 1948 года в ряде заявлений представителей министерств иностранных дел США, Великобритании и некоторых других страп, равио как и в сообщениях мировой печати, указывалось па переговоры об Антарктике, начатые по шгпциатнве го сударственного департамента США между Соединенными Штатами Америки, Велико британией, Францией, Порвегпей, Австра лией, Новой Зеландией, Аргентиной и Чи ли. Из тех же заявлепий представителей министерств иностранных дел некоторых государств н сообщений nenafD следует, что целью переговоров является решение во проса о режиме Антарктики. Правительство Союза ССР не может со гласиться с тем, чтобы такой вопрос, как вопрос о режиме Антарктики, решался без его участия. В этой связи Советское Пра вительство считает нужным напомнить о выдающихся заслугах русских мореплава телей в открытии Антарктики. Общепри знанным является тот факт, что русские мореплаватели Беллинсгаузен н Лазарев в начале XIX века впервые достигли берегов Антарктики, обошли этот материк кругом и тем самым доказали ошибочность распро страненного в то время взгляда, будто за Южным полярным кругом нет земли. Эта заслуга русских мореплавателей не менее важна, чем позднейшие изыскания на са мом материке и его берегах, производив шиеся экспедициями некоторых стран, представители которых заявляют в настся- шее время о своей заинтересованности в определении режима Антарктики. Как известно, территория Антарктики -и прилегающие к пей воды представляют большую ценность в экономическом отноше-' нпп, причем с этой стороны антарктиче ский материк имеет значение не только для перечисленных выше государств, участвую щих в переговорах о режиме Антарктики, но н для многих другпх государств, в том числе и для Советского Союза. Достаточно указать, что девять десятых мировой до бычи китов приходится именпо на воды Антарктики. СССР — участник китобойно го промысла и международной китобойпой конвенции 194G года. Его китобойные фло тилии регулярно ведут китобойный про мысел в антарктических водах. То же самое следует отметить и в отно шении научного значения Антарктики, по скольку этот материк п прилегаюпше острива являются удобной базой для важ нейших метеорологических наблюдений, имеющих значение и для северного полу шария. На указанные обстоятельства уже было обращено внимание советской общественно стью. В частности, они были отмечены в резолюции общего собрания Географическо го общества СССР от 10 февраля 1949 го да, в которой общество подчеркнуло важ нейшее зпаченпе открытий русских море плавателей в Антарктике. Советское Правительство считает нуж ным заявить, что согласпо международной практике к участию в обсуждении режима какой-либо области международного значе ния должпы привлекаться все заинтересо ванные страны. Советское Правительство считает, что эта междупародпая практика должна соблюдаться и при решении вопро са об Антарктике. Оно уже имело случай указать на незаконность сепаратного раз решения вопроса о государственной при надлежности Антарктики в официальной поте норвежскому правительству 27 января 1939 года. Вследствие изложенного Советское Пра вительство не может признать законным любое решеппе о режиме Антарктики, при нятое без его участия. Оно считает, что, поскольку судьбы Антарктики представ ляют интерес для многих стран, в настоя щее время было бы целесообразно обсудить вопрос о режпме Антарктики в международ ном порядке, пмея в виду достижение тако го соглашения, которое отвечало бы закон ным интересам всех заинтересованных го сударств. Советское Правительство со своей сторо ны готово рассмотреть любые предложения заинтересованных правительств как о по рядке обсуждения указанного вопроса, так и о характере режима Антарктики». В заключение в меморандуме указы вается. что Советское Правительство будет признательно правительствам Соединенных Штатов Америки, Велпкобрптаппп, Фран ции, Норвегии, Австралии, Аргентины и Повой Зеландпп за с'юбщенпе пх точек зре ния по данному вопросу. (ТАСС). Хороший специалист, умелый организатор Боевая учеба авиаторов всегда обеспечена Рядом со стоянкой боевых машин — небольшое деревянное помещение. Это — мастерская, ваведываппе сержанта Кутако- ва. При входе в мастерскую в глаза бро саются безукоризненная чистота и строгий порядок. На степах развешены всевозмож ные схемы и макеты. — Сегодня напряженный день, — гово рит тов. Кутаков свопм подчиненным. — У нас много работы, п мы должны все зада ния командира выполнить точно и в срок. Дав каждому в отдельности конкретные указания, тов. Кутаков идет к тем произ водственникам. которые не имеют еще до статочного опыта работы. Он внимательно следит за их действиями, здесь же делает замечания, если кто-либо поступает непра вильно. Вот один из механиков докладывает о выполнении работы. — Хорошо, — отвечает Кутаков н вни мательно проверяет, как выполнено зада ние. Вскоре сержант Кутаков докладывает командиру подразделения о том. что все ра боты выполнены, учеба авиаторов пол ностью обеспечена. П действительно, чет кая и слаженная работа мастерской обес печила успешное выполнение учебных за даний. Во время разбора командир подраз деления отметил это. Так добросовестно служит Родйне ком мунист Кутаков. Являясь одним из луч ших специалистов в подразделении, он мно го работает над повышением своих знаний по специальности, умело обучает И воспи тывает подчиненных. Благодаря этому, ма тросы и сержапты, работающие в мастер ской, хорошо знают порученное им дело* всегда своевременно и с высоким качест4 вом выполняют задания командования. Сержант Кутаков является агитатором н ведет большую воспитательную работу. Его часто можно видеть в кругу матросов й сержантов. Он проводит с ними fбеседы на самые разнообразные темы, раз’ясняет им воинские уставы, мобилизует внимание подчиненных на успешное выполнение по ставленных командованием задач. Сержант Кутаков обладает большим опы том. Начав свою службу мпого лет тому назад, оп добился высоких знаний по своей специальности. Сейчас сержант Кутаков и его подчи ненные деятельно готовятся к Дню Военно- Морского Флота. Опи решили ознаменовать традиционный праздпик советского народа новыми успехами в боевой и политической подготовке и в укреплении воппской дис- циплипы. Сержант Л. БЕЛОЗЕРЦЕВ. О ТЛИ ЧН И КИ Д О ЛЖ Н Ы ПОМ О ГАТЬ ОТСТАЮЩ ИМ В нашем подразделении немало отлични ков боевой и политической подготовки. Но некоторые пз наших отличников, в том числе члены ВЛКСМ сержант Токарь, младший сержант Тарасюк, ефрейторы Пшенный и Гаврилов, успокаиваются тем, что сами имеют высокие показатели в уче бе и пе помогают отстающим. А помо гать у пас есть кому. Например, солдата Бундзяк, Белоус и Евсеков все еще отстают от других в боевой и политической подго товке. Вопросами помощи отстающим в учебе должна запяться комсомольская организа' ция. Р. ВИНОГРАДОВ. Старший сержант Алексей Савельев за безупречную службу и примерную дисциплину сфотографирован у знамени части. НА СНИМКЕ: гвардии техник-лейтенант Г. Кривоносов проверяет боезапас, подготовленный к выполнению учебно-боевой задачи старшим сержантом А. Са вельевым. Фото Н. Высоцкого*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz