На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.
*1 июня 1950 г., № 128 (3741). На с т р аже З а п о л я р ь я Письма па флот Зорко охраняйте счастье нашей Родины! Здравствуйте, дорлгпе товарищи, матро сы, старшины п офицеры Северного воен но-морского флота! 1Го просьбе редакции вашей газеты «Па стране Заполярья» пишу это письмо, в котором хочу коротко рассказать о трудо вых успехах стахановцев нашего трижды вает скорость до 120 километров в час. Не уступая по качеству п комфорту дорого стоящей машине «ЗПС-110», автомобиль «ЗИМ» па 750 килограммов легче его и расходует па 100 километров пробега лишь 18 килограммов бензина, вместо 27 кпло- I граммов, которые расходует «ЗПС-110». На орденоносного Горьковского автомобильного I машине «ЗИМ» впервые в истории миро- завода имени В. М. Молотова, о своей рабо- j вого автомобилестроения устанавливаются те и творческих замыслах. Рассказать для гидравлические муфты и сннхроплзпровчп* I ванных рабочих, того, чтобы вы, услышав о героических j ные передачи коробки скоростей. Кга.тая [ та его обслужив трудовых подвигах советских людей, еще больше прониклись сознанием огромной государственной важности порученного вам дела— охраны мирного труда совет- кого народа от всяческих происков им* ерпалистпческпх поджигателей войны. Дорогие друзья! В эти дни наш завод, как п вся страна, переживает небывалый производственный под’ем, вызванный со циалистическим соревнованием за до срочное завершение производственной программы последнего года послевоенной сталинской пятилетки. Тысячи -людей летали у нас па стахановскую вахту в честь предстоящей сессии Верховного Совета СССР, поставив перед собой за" дачу выполнять ежедневно по две нормы. Коллективы многочисленных предприя тий города, подхватив ппиппативу па- тего завода, героически борются за эко номию материалов п сырья п выпуск за счет этих резервов па миллионы рублей, дополнительной продукции. Социалиста' ческнв обязательства патриотов с успе хом претворяются в жпзпь. Сотни сверх плановых автомобилей сошли с конвейе ров нашего завода пакануне Первого Мая. Годы послевоенной пятилетки были на нашем заводе-гпгапте периодом бур ного технического прогресса, борьбы за создание новых марок советских авто мобилей. Машины с маркой «ГАЗ» оп равдали себя в годы войпы п мира. Их можно встретить в пустыпях Средней Азии, в сибирской тайге, в странах па- родной демократии, на дорогах вашего Запо- лярья. Они завоевалп любовь советского народа. Повые автомашины, за которые, как вам известно из газет, большая группа пн- женеров-копструкторов и стахановцев на шего завода недавно удостоена Сталинской премии, с успехом оправдали смелые на дежды конструкторов и строителей. Так, новый мощпый «ГАЗ-51», снабженный бы строходным шрстицилиндровым двигателем мощностью в 70 лошадиных сил, безотка зен в эксплоатапип па любых дорогах. Оп расходует горючего па тонно-километр зна чительно меньше других автомобилей. Но вая советская легковая матнипа «Победа» заслуженно пользуется любовыо во всех уголках нашей пеоб'ятпой Родины. Ее с большой охотой покупают рабочие, служа щие и колхозники. Сейчас во всех цехах нашего завода идет усиленная подготовка производства к мас совому выпуску повой легковой машины «ЗИМ», созданной в пашем конструктор ском бюро. Опытные образцы этой манга лы с успехом выдержали ответственные государственные испытания, побывали в Кремле, где получили высокую оценку товарища Сталина. «ЗИМ» — это шестимесптый автомобиль t тремя рядами сидений. Машина разви- ника требует больших знаний. Многие наши стахановцы по своему опыту и куль туре не уступают инженерно-техническим работникам. В этом черты нового, яркие черты коммунизма! В цехах завода появились замечательные автоматы для обработки деталей. Обычно каждый такой автомат замепяет со бой 10— 15 человек высококвалифициро- С помощью ялектропуль- п ает один рабочий. Автома- _1 тика устанавливает, обрабатывает и контролирует готовые детали. Кузнецы | | завода первыми в Советском Союзе пе решли па электронагрев металла. В но вой кузнице нет пи дыма, пи копоти, в проходах зелепеют цветы. Вместо пышу щих жаром нефтяных пе^ей установле“ ны электроаппараты. Многие наши цехп по своей культуре п чистоте папоми- пают просторные залы учебных заве дений. Цех сборки легковых автомоби лей «Победа», как большая лаборатория ученого. Стены облицованы мрамором, всюду цветы, обилие света. Дорогие товарищи североморцы! Оспо" вателем и создателем вашего флота яв ляется великий Сталин. Великий Сталин является инициатором строитель ства нашего прекрасного завода. Под его мудрым водительством идем мы от победы к победе. Вот почему о партии больше виков, о Родине, о вожде трудящихся всего мира товарище Сталине ни на ми“ нуту не забывайте, дорогие друзья. Пом ните о нем и в трудных походах на мо ре, и на боевых вахтах по охране север ных морекпх рубежей страны, и в часы занятий по боевой и политической под готовке. Товарищ Сталин учит нас никогда не почивать на лаврах, не успокаиваться па Четырежды лауреат Сталинской премии достигнутом. Этого правила строго при* главный конструктор Горьковского автозавода держпваются тысячи рабочих и инжене* им. В. М. Молотова А. А. Липгарт. .. ров пашег0 завода. Эту заповедь обязаны Фото в. Арамцова. и вы помнпть в часы СВОей воипской уче* х * бы. Родина, Советское правительство воз- Мы видели это сами... ★ В дальней рейсе Советский торговый пароход среднего тоннажа вышел из Архангельска и вз.чл курс на запад. Предстоял большой н дли тельный путь. Несколько суток до Бостона прошли обычно: вахты, работа, отдых — в стро гом соответствии с расписанием. И вот — канал, ведущий к порту. Последний пово рот, и перед глазами Бостон— годод с раз витой текстильной промышленностью. Приход советского парохода вызвал в го роде всеобщий интерес. Только торговый агент мистер Андерсон стремился оставать ся на борту парохода как можно меньше Бремени, нн с кем не общаться. Было вид но, что ему даны в этом отношении «строжайшие инструкции», и он боится скомпрометировать себя черезчур близким общением с советскими моряками. Одним из первых по трапу поднялся не кто Джон, на первый взгляд очень общи- посадка кузова и обилие серебристых хро мированных частей поверхности придают машине красивей, солидный вид. Можно с уверенностью заявить, что это будет луч ший автомобиль в мире, машина, достойная великой сталинской эпохп, эпохи комму низма. Дорогие товарищи моряки Советского Заполярья! В свое время соратник великого Сталина тов. Жданов сказал: «Мы сегодня не те. что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те рус ские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та. и характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны». В этих словах, как солнце па широкой глади Волги-реки, отражается сегодняшний день нашего завода, рост культуры людей л производства. Тысячи молодых рабочих, среди которых немало ваших1 товарищей, демобилизованных моряков, днем по'стаха" повекп работают на стапках и конвейерах, а вечером учатся в институте, техникуме, в школах повышения квалификации. Вы сокие заработки позволяют рабочим хорошо одеваться, регулярно посещать театры и кино, покупать книги и картины. Паш завод непрерывно растет, обога щается повой техникой. А высокая тех- ложпли на вас большие государственные задачи — зорко стоять па страже морских рубежей страны социализма, па страже мирного труда советского народа. Вам доверено грозное боевое оружие. Любите свои корабли и, как зеницу ока, содержите их в чистоте и боевой готовности. Свято храните и приумножайте добрыми делами боевую славу, честь и традиции русского военно-морского флота, мировую славу зна мен Ушакова, Нахимова, героев-победите- лей Великой Отечественной войпы. Вы па боевой вахте в далеком Баренце вом море, а мы па своем заводе делаем одно общее дело, строим коммунизм. П мы построим его. как бы ни бесновались под жигатели новой войны из грязной англо- американской подворотпи. Во имя светлого будущего нашей' Родины стоит вам и нам хорошо потрудиться, преодолеть любые трудпости. Еще раз от всего сердца желаю вам боль шого воинского счастья, отличного здо ровья. новых успехов в боевой и полити ческой подготовке. Примите привет от все го многочисленного коллектива нашего трижды орденоносного завода. Главный конструктор Горьновсного автозавода им. В. М. Молотова четырежды лауреат Сталинской премии А . А . ЛИ П ГА РТ . Жить еще луч стало ie! Рассказы отпускников, письма родных й знакомых воинов говорят о радостной жизни трудящихся пашей Родины, о том, как растет их благосостояние. Недавно сержант Юрий Ковалев получил письмо от матери из Карело-Финской ССР. Она рабо тает учительницей .в столице республики — Петрозаводске. Мария Николаевна пишет: «Дорогой сынок! Хочу тебе сообщить, что дела у меня с каждым днем идут все лучше. Работаю я очень много, по усталости не чувствую, хотя мне уже около пятидесяти лет. Жизнь наша настолько радостна и счастлива, что силы не убывают, а прибывают. Хо чется много работать, отдать всю свою жизнь воспитанию молодого поколения ак тивных строителей коммунизма. Мне кажется, дорогой, все-таки я еше мало сде лала, чтобы полностью отблагодарить пар тию, правительство и лично товарища Сталина за их великую заботу о пас, со ветских людях. Н О В А Т О Р По многоводной Оби идет караван. Его буксирует небольшой буксир с надписью на борту — «Щетинкин». Пароходик обыкпо* венпый па впд, такой, как десятки других. Но встретит ли он на пути буксир, обгонит ли его пассажпрский пароход, сверкающий огнями своих палуб, — любое обское судно приветствует «Щетпнкпна» гудком. На капитанском мостике «Щетпнкпна»— невысокий пожилой человек. Оп приветливо улыбается капитанам встречпых судов, точпо все они — его друзья и родные. Двадцать лет стоит во главе команды «Щетпнкппа» Василий Михайлович Мопг кип, 20 навигаций водит оп свое судчо по Обп. Па мпогпх пароходах работают его ученики, его воспитанники. По не только в этом источник популяр ности Василия Михайловича. Речники Оби знают и уважают капптапа, всю команду «Щетпнкпна» за то, что они высоко дер жат знамя социалистического соревнования и добились отличных производственных по казателей. Буксир «Щетппклп» уже 20 лет не был в капитальном ремопте. Любовное, бережное Я живу обеспеченно. Квартиру мне дали j отношение^ к механизмам, внимательный, в новом доме, со всеми удобствами, из трех j заботливый уход за ппмп,^строгое соолюде- комнат и кухни. Но самое главное, Юра, я j 116 правил технической ^ экенлоатацпи, стала жить значительно лучше, чем в ; профилактическим и средний ремонт на хо- прошлом году. Я подсчитала, что от по следнего снижения иен на'товары я по лучаю выигрыш в 200 рублей каждый месяц, за гол у меня выйдет 2.400 рублей. Это дополнительно к тем средствам, кото рые я раныпе пмела. Ha-днях я купила швейную машину, кушетку, два мягких стула. Недавно получила письмо от дочерп Ва лентины из Леппнграда. Сейчас она гото вится к сдаче экзамепов. Она также мне пишет о том. что еппженпе цеп намного улучшило ее материальное положение. Обеды в университетской столовой стали дешевле, а размер стипендии остался преж ним. Она проепт. чтобы я ей больше денег не высылала, так как вполне хватает стп- ветин. «Вподуптевлеппые вниманием правитель ства к советскому народу, — пишет мпе Валя, — мы, студенты, дали слово, что будем учиться еще лучше, упорно овладе вая знаниями, чтобы быть достойными сыновьями и дочерями своей великой От чизны». Пу вот. Юра. и все. Служи хорошо, за шита й интересы нашей Родины и совет ского народа». Комсомолец Ковалев — примерный^вопп. Он в совершенстве владеет вверенной ему техникой, отдает всо силы на безупречное выполнение своего воинского долга, повсед невно учится. М. КРЮКОВ. ду пампого продлплп жпзпь этого старого судна, которое в иных, не таких заботли вых руках, могло бы давно оказаться на свалке. В прошлом году «Щетинкпп» выполппл план неревозкп груза па 117 процентов. Навигационный план был завершен на 50 суток раньше срока. Несколько дней паро ход плавал па сбереженном топливе. За экопомпю горючего только в течение одного года кочегары парохода получили 20 тысяч рублей премии. Василия Михайловича Мошкпна можно видеть не только на капитанском мостике, но и на кафедре учебного заведения. Не давно оп выступал перёд студентами Ново сибирского речного техникума. Мошкип пе редает свой опыт будущим капитанам. Знание реки — условие, которое старый капитан считает осповным для успеха. — Надо знать реку так, — говорит Мош* кин, — чтобы в любом месте, в любое вре мя суток, в любой период навигации капи тан с одного взгляда мог определить, где находится пароход, какая здесь глубина, какая скорость течения. Вот тогда и можно безошибочно определить п нужную скорость для парохода. П в самом деле, достаточно Василию Ми хайловичу взглянуть па любой обский бе рег, чтобы верно пазвать место, которое проходит судно. ( Большое вппманпе знатный капитан уде ляет подготовке к рейсу. Прежде, чем вый ти в путь, он тщательно осмотрит, пра вильно ли сформирован караваи, в нужном ли порядке поставлены баржи. Василий Михайлович знает, что легче сделать пере становку барж на месте отправки, чем пе реформироваться в плаваппи. Партия и правительство высоко оценили творческую инициативу и труд капитана- новатора. За кореппое усовершенствование методов эксплоатапип речных судов Васи лию Михайловичу Мошкину присуждена Сталппская премия. Каждый член команды «Щетинкппа» имеет своп тщательно продуманные, строго взвешенные социалистические обязательст ва. Усилия всего коллектива сосредоточены нынче па одном— к 1 сентября этого года завершить выполнение пяталетпего плана. д.иохимович. г. Новосибирск. тельный человек. Он моментально перезна комился со всей командой, а с тех, кто сходил на берег, не сводил глаз. После он то неожиданно встречал моряков где-либо в городе на велосипеде, то вдруг попадался им слегка навеселе. Моментально начина лись с его стороны излияния в чувствах симпатии, а между прочим сыпались на зойливые вопросы: «Куда идете?», «Отку да?», «Что несете?» и т. п. Ясно, что это был разведчик. Трудящиеся города очень тепло отнес лись к приходу советского парохода. Они были чрезвычайно рады, что Советский Союз торгует с Англией, что несмотря ни па что людям, борющимся за мир и укре пление добрососедских отношений между СССР и Англией, удается кое-что сделать. Па борт парохода с утра до вечера подни мались рабочие предприятий города, слу жащие и другие простые люди. Многие приходили с детьми. Общим у всех был во прос: как живут в СССР? Наблюдая в свою очередь англичан, мы обратили внимание на бедность их одежды и однажды спросили: — А куда же девался ваш знаменитый материал—бостон? На этот вопрос англичане отвечали хму ро: '«Он есть, но продается лишь военным морякам. А остальное идет в Америку, в уплату за какие-то государственные дол ги. А за бостон мы получаем вот это...». И они показывали • убогонькие костюмы, шляпы, шарфы, пальто. Но даже и эти низкосортные изделия американского про исхождения не каждый английский рабо чий в состоянии купить... Многие англичане рассказывали нам о тяжелой жизни, о своем недовольстве тем, что усилиями лейбористов и консервато ров Англия превращается в сорок девятый штат Америки. Время идет быстро. Близится окопчанпе рейса. Последний пррт, последний пункт пути — Лондон. Устье Темзы. На борт поднимается английский лоцман. Несколько учтивых слов этикета, традиционная пачка газет капитану — для ознакомления с жизнью города и страны. Здесь на рейде стоит большой американ ский военный транспорт. На его борту крупно нарисована цифра 20. Лоцман енает, что транспорт привез в Англию снаряды для тяжелых орудий, а в Америку повезет товары, которых нехватает и са мим англичанам. И несмотря на всю свою сдержанность и стремление избежать разговора на острые политические темы, лоцман теряет самооб ладание. Он бешено грозит в сторону американского транспорта кулаком и вы крикивает: «В Англии — все для амери канцев: хороший материал, вкусная ниша и даже красивые девушки...», но тут же спохватывается. заметив пристальные взгляды советских моряков, и умолкает. Из протест против несправедливости был так искренен, что в него нельзя не пове рить, пельзя подумать, что это протест лишь одного лоцмана. В данном случае это протест всего честного народа Англии, протест против продажности своего прави тельства п американского грабежа. Е. ЛУБЕНЕЦ. Расправа — вот единственный ответ, который французские студенты получают от правительства ра свои требования. На снимке показана расправа полицейских с участниками состоявшейся недавно студенческой демонстрации в Париже. (Фотохроника ТАСС). П Р А В Д А ОБ АМЕРИКЕ РА С С КА З П А ВЛ А П ЕТ РО ВИ ЧА БУ Т ЬКО Мне 50 лет. Почти половину своей жиз ни я провел вдали от родины, в чужой стране — Америке. Уехал туда из бывшей панской Польши в 1927 году. Безземелье, тяжелая батрацкая жпзпь заставили меня покинуть семыо, искать «счастья» за оке аном. Эти годы — самые тяжелые в моей жизни. П вот я на родипе. Как все изменилось! Навсегда в моей памяти останется 12 марта 1950 года. В этот день я впервые прппял участие в выборах высшего органа государственной власти. Трудно выразить чувство радости, которое я испытал. Я, «лишний» человек в Америке, стал в Со ветском Союзе полноправным гражданином. Сердечная благодарность великому вождю, отцу нашему товарищу Сталину! Все годы моего пребывания в капитали стических странах я испытывал ужасы эксплоатации, муки безработицы, судьбу «лишнего» человека. Нью-Йорк— огромный грязный город, в котором человек может умереть от голода на глазах безразличной толны. Это— город нпщеты и безумпой роскоши бизнесменов, город воров, убийц, шпионов, насильников. Здесь могут убить пли ограбить человека даже дпем. Однажды, в декабре 1949 года, часов в восемь вечера я шел по улице. Ме ня нагнали двое незнакомых и ударом по голове сбили с ног. Угрожая револьвером, бандпты отобрали часы и кошелек, в кото ром были один доллар и 20 центов. Я кри чал о помощи. Поблизости находился по; лпемеп, но он как пи в чем не бывало от вернулся. В США, как я) в этом убедился на горь ком опыте, за тобой следят на каждом ша- iy. Это, разумеется, относится в первую очередь к тем, кто высказывает недоволь ство капиталистическими порядками. Под рубрику «виновен в антиамерикан ской деятельности» в США может попасть всякий (кроме богачей, конечно), кто по желает узнать правду о Советском Союзе. Однако, песмотря на бешеную фашист скую клевету против Советского Союза и страп пародпой демократии, которую ведут пыпешние американские поджигатели вой ны, простой парод понимает, на чьей сторо не правда. Помню, как-то в рабочий клуб, который я часто навещал, ворвалось пяте ро молодчиков. Свопм вызывающим поведе нием, злобными выкриками они мешали нам слушать докладчика,* рассказывавшего правду о Советском Союзе. Возмущенные рабочие выставили за дверь непрошенпых посетителей и поставили у входа в поме щение охрану. Позднее мы узнали, что эта пятерка была подослана федеральным бюро расследований совместно с хозяином пред приятия. 4 Стоило только шпионам донести в феде ральное бюро, что я был в республиканской Исиашш и участвовал в прогрессивном движении трудящихся Кубы, как меня сра зу же арестовали. Как эмигрант, я был по мещен в так называемом главном эмигра ционном бюро. На самом деле это настоящий концентрационный лагерь, ничем не отли чающийся от гитлеровских лагерей. Оп па- ходптся на небольшом острове Эйлис Ай- лящ, при входе в нью-йоркскую гавань, метрах в 200 от пзвестпой «Статуи свобо ды». В этот лагерь заключают всех, кто ос меливается поднять голос в защиту мира. Я проепдел в лагере восемь месяцев. Здесь царит самый жестокий тюремный ре жим. Заключенных избивают без всякого повода, мучают голодом, им отказывают в лечебной помощи. В одной комнате поме щалось 320 человек. Остров, на котором паходнтся лагерь, обнесен в два ряда ко лючей проволокой. По углам— караульные баншп, на них — пулеметы. Ежедпевпымп допросами с применением пыток меня, как и других заключенных, власти стремились заставить дать нужные им показаппя, хотели принудить отречься от моей родины. Я твердо стоял на своем, т. к. был уверен, что советская власть, ве ликий Сталин не оставят меня в беде. Тяжела жпзпь трудового народа и в дру гих капиталистических странах. Кубинская республика, куда я попал с начала эмиграции, формально считается са мостоятельной. Па самом деле и там хозяй ничают американские насильники. В этой «свободной» стране я с большим трудом, устроился работать па сахарном заводе «Централь-Элпя». За 12 часов работы в сутки платили так мало, что заработка едва хватало лишь па то, чтобы не умереть с голода. Еще тяжелее была работа на шах те «Мата Гамбре». От несчастных случаев здесь часто гибнут десятки рабочих. Никакой техники безопасности труда, ни какого медицинского надзора. Люди исто щены постояппым недоеданием. В главном городе Кубы — Гаване рядом с прекрасными особняками богачей — ты сячи грязных лачут из фанеры и тряпья. В городе есть огромная площадь. Жители на зывают ее «Горячее поле». Здесь почти под открытым пебом круглый год живут до 25.000 безработпых и их семей. Они пи таются отбросами из мусорных ящиков. Я побывал во мпогпх странах, несколько раз пересекал океан. Видел и испытал мно гое. Хочу сказать моим землякам колхозни кам. всем советским людям: пет на свете страны прекраснее нашей любимой Родины, нет питде такого счастливого народа, как наш советский парод. За такое счастье, за светлую нашу жпзпь душевное спасибо великому Сталину. Записал А. ВЛАДИМИРОВ. РАССКАЗ МОРЯКА ТОРГОВОГО ФЛОТА щ 1 В зарубеЖнЬях портах Наш корабль только что вернулся из за граничного рейса. Мы побывали в портах Польской республики — Гданьске и Ще цине, освобожденных советскими войсками пять лет назад. Бурной, кипучей жизнью живут сегодня польские портовые города па Балтийском еше иметь в виду и то. что рабочие полу чают бесплатную медицинскую помощь, пользуются социальным страхованием. Большой успех имеют в Польше совет ские кинофильмы. Проходя как-то по улице Гданьска, мы обратили внимание на раз вевающийся алый Флаг и множество лю- море. Ни в какое сравпенпе но идут опп дей, толпившихся у под’езда кинотеатра. В аулах Илийской долины В плодородпой Плпйской долипе широко раскинулись поля колхозов Плийского рай она Алма-Атинской области. Здесь выращи ваются обильные урожаи пшеницы, сахар ной свеклы, табака, каучуконосов. Большое место в сельском хозяйстве района занимает животноводство. За полу чение высоких урожаев и развитие высо копродуктивного скота 13 колхозникам прпсвоепо высокое звание Героя Социали стического Труда, сотни колхозников на граждены орденами и медалями СССР. До Великой Октябрьской социалистиче ской революции в аулах района имелись всего 3 начальных школы. В них обуча лись 80 детей кулаков и баев. Сейчас здесь работают 52 школы, 2 техникума — сель скохозяйственный и механизации сельско го хозяйства, 4 школы по подготовке меха ников. медсестер, садоводов и строителей. В них обучаются свыше 11 тысяч человек. К услугам плпйекпх колхозников десят ки клубов, пзб-чпталеп, библиотек, кипо* театр. Дом ппоперов. Большое внимание уделяют колхозпики благоустройству населенных пунктов. Толь ко в послевоепный период в районе соору жены почти две тысячи зданий. В атом году плипцы завершают элек трификацию района. К 9 действующим электростанциям прибавится еще шесть.^ Неузнаваемыми стали не только плпйг ские села и аулы, но и люди. Выросли кадры новой сельской пнтетлигениии. А. МОРОЗОВ. г. Алма-Ата. с тем, что представляли Гдыня, Шецпа, Гданьск после окопчаппя войны. Гитлеров цы варварски разрушили эти искони при надлежавшие Польше порты. Судострои тельные верфи, портальные крапы лежали в обломках. Гавани были загромождены по топленными пароходами, баржами, барка сами. Это делало невозможным движение судов. Однако фашисты п здесь просчита лись: им не удалось лишить новую Поль шу морекпх портов. Сегодня в польских портах на всем ле жит печать восстановления и быстрого технического прогресса. Всюду идет на пряженная работа — па верфях, в портах, в мастерских, у пакгаузов. Всюду — но вейшие механизмы. Польское судостроение и судоходство возрождены. Опираясь па бескорыстпую брагскую помощь Советско го Союза, польский парод полностью ожи вил свои города па Балтийском море. Стали другими и люди. Мне не раз еще Оказывается, там демонстрировался кино фильм «Мичурин». Красные флаги мы ви дели потом и у других кинотеатров. В Польше установилась традиция: вывеши вать красные флаги у тех кинотеатров, где пдет советская кппокартппа. Это всегда привлекает на сеансы огромное число зри телей. Польская молодежь увлекается спортом. Чуть не ежедпевпо проходят какие-либо многолюдные спортивные соревнования. В день прихода в Щеппп мы наблюдали матч по боксу местной команды с боксерами Варшавы. А па следующий день нам дове лось присутствовать па футбольном ро зыгрыше. открывшем летшш сезон. Всюду советские моряки пользовались гостепри имством и радушием польских трудящихся. Народ Польши глубоко благодареп Совет скому Союзу за ту помощь, которую он получил п продолжает получать от него. Глядя на растущие успехи новой Поль- до войны прпходплось бывать в Польше. I mir. невольно вспоминаешь другие страны, Польских тружеппков сегодня отличает в которых мне также итшгплось побывать, сознательное отношение к своей работе. ! —страны капиталистические. Пе так дав- Они знают, что работают на себя, на свой ■ но во время кругссветпого плаваппи я по- парод. на свою свободную демократическую | бывал в Малайе. родину, которая становится все крепче и | Необычайное зрелище поразило нас в сильнее. Как правило, в портах Польши ! Сингапуре, когда наш корабль приблизил- i землю. Гордостью полны их сердпа за свою пароходы разгружаются и нагружаются :ся к берегам Гинпиур-Рнвор. Сначала мы 1 фанеры, обрывков парусов и просто пле тенкой из рисовой соломы. В лодках копо шились люди. Оказывается, так живут многие тысячи малайских семей. В этих лодках па воде нашли свое жилище те, кто был .Tirnien иноземными пришельпамп пра ва жить па своей земле, земле Малайи. Не лгпне малайцы живут и на суше. Жуткое зрелище представляют собой ки тайские кварталы Сингапура, в которых проживает 70 пропептов семпсоттысячного населенпя города. Нпщета п обездоленность — характерная черта этих кварталов. Порт Сингапур, когда-то оживленный и шумпый, по существу мертв. Там, где рапыпо можпо было увидеть флаги судов всех папий. стояло несколько старых па роходов и всего лишь десяток тесно при жавшихся друг к другу судов типа «Ли берти». Вдали дымили трубы английских военных кораблей — Сингапур является одной из крупнейших военных баз Бри танской империи. Всякий раз, когда мы задавали вопрос, почему замерла жпзпь р Сингапуре, англи чане нехотя нам отвечали: «Пичего не по делаешь, всему виной война». Более разговорчивыми оказались ма лайцы. Они говорили о борьбе, которую ведут за свою свободу и независимость. Массозое выражение протеста малайского народа в последнее время стало особенно внушительным. С чувством огромной радости паши мо ряки возвращаются из дальнего плавания к <*ебе домой на родную, любимую советскую досрочно. Разгрузка нашего парохода в Гданьске заняла, например, всего 38 ча сов. хотя по норме на эту операцию преду смотрело трое с половиной суток. Реальная заработная плата польских портовиков значительно возросла. Она пре вышает довоенный уровень. Пип этом надо ничего не могли разоорать — какие-то странные возвышепия торчали над водой залива и поплегаюшнх к нему каналов. Лишь приглядевшись, мы заметили, что на заливе и в каналах стоят дряхлые лодки, которые защищены от солнца и но* погоды павесамп. сколоченными из кусков страну социализма, которая пдет в аван гард* свободолюбивых народов, репштелмп и отважно борющихся за демократию и мир 1 ю всем мире. В. КОНЕВ, старший помощник напитана парохода «Селенга». Гор. Таллин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz