На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.

S «юля 1950 г „ № Т34 (3747), На с т р аж е З а п о л я р ь я Портрет летчика-североморца Героя Советского Союза Александра Синицына. Рисунок матроса В. Малыгина, присланный на конкурс. \ * Решение отчетно-выборного собрания проводится в жизнь *На статно-выборном собрании ком- куннсты вскрыл ряд существенных недо­ статков в деятельности партийной органи­ зации. Главные из них — слабое воспита­ ние старший, отсутствие индивидуальной работы с матросами и недостаточное руко­ водство комсомольской организацией. За время, прошедшее после собрания, уже проделана немалая работа по претворе­ нию в жизнь его решений, направленных на ликвидацию недостатков. Коммунисты подол офицерам подготовить и провести несколько совещаний старшин по обмену опытом работы. С некоторыми старшина­ ми, умеющими недостатки в деле воспита­ ния подчиненных, проведены индивидуаль­ ные беседы. -Старшина 2 статьи Фомин одно время ослабил воспитательную работу. Это при­ вело к тому, что отделение начало все бо­ лее х более отставать в учебе и дисципли­ не. Коммунисты Феоктистов, Борисенко и Исаченко в беседах с Фоминым раз’яснилн его ошибки, подсказали пути их устране* ния, х отделение Фомина вновь окрепло. Секретарь парторганизации поставил пе­ ред коммунистами задачу — улучшить ин­ дивидуальную работу с воинами, охватить сроим влиянием всех матросов. Аипииеты начали с того, что в товари­ щеских беседах выявили причины низкой успеваемости в учебе и отставания в дис­ циплине некоторых матросов. Выяснилось, что они еще недостаточно хорошо знали уставные положения. К числу таких моря­ ков относились, в частности, матросы Чер- касов и Кузнецов. Коммунисты Паращук и Елисеев побеседовали с ними о требовани­ ях Военной присяги, воинском долге перед Родиной, уставах. В результате Черкасов л Кузнецов улучшили свое отношение к уче­ бе и вышли в ряды передовиков боевой и политической подготовки. Такая же работа велась н с другими воинами. Группа, где служат коммунисты Паращук и Елпсеев, прежде отстававшая, вышла в передовые. Большое значение в деле воспитания во" инов имеет умелая работа с отличниками. По инициативе партийной организации про­ ведены два собрания передовиков учебы н службы. На каждом из них перед отлични­ ками ставились конкретные задачи в деле повышения уровня боевой и политической подготовки, укрепления дисциплины. Популяризации отличников было посвя­ щено несколько бесед. Родителям достой­ ных воинов посылались поздравительные письма. Такие же письма посылались на предприятия, где до службы работали пе" редовые матросы. Ответы на. письма зачи­ тывались перед личным составом. В резуль­ тате число отличников увеличилось вдвое. Важное место в деятельности партийной организации заняло руководство комсомоль­ ской работой. Коммунисты сейчас оказы­ вают конкретную помощь секретарям ком­ сомольских организаций в подготовке и проведении комсомольских собраний, дела­ ют на них доклады, учат актив. Заметно лучше стал работать секре­ тарь комсомольской организации матрос Гуревич. Этим он обязан партийной организации и в первую очередь ее сек" ретарю тов. Карпычеву. Тов. Карпычев своевременно подсказывает Гуревичу, ка­ кие вопросы необходимо ставить перед ком" сомольцамп в тот или иной период, подме­ чает недостатки в работе комсомольского бюро и указывает пути их устранения. Комсомольское бюро помогло многим матро" сам стать отличниками боевой и политиче­ ской подготовки, примерными в дисциплине. Заслугой коммунистов и, в частности, тов. Елисеева является тот факт, что комсо­ мольская организация подразделения в ко­ роткий период времени выросла в полтора раза. Парторганизация не довольствуется до" стпгнутыми результатами. Коммунисты стремятся устранить имеющиеся еше недостатки, в последующей работе пе допу­ скать пх, помочь командиру в обучении и воспитании воинов подразделения. Мичман Л. ЗЕЛЕНСКИЙ. Недостатки стенной газеты „Моторист“ Перед нами двенадцать номеров стенной газеты «Моторист», вьгаущенпые с 1 янва­ ря по 28 мая 1950 года. При беглом про­ смотре их к редколлегии трудно пред’явнть какие-либо серьезные претензии. Здесь от­ мечаются все зуаменательпые даты, упоми­ наются имена отличников учебы, передо­ виков производства, постоянно отражается учеба и работа комсомольцев. Стенгазета выходит два-три раза в месяц, в каждом ее номере 5— б заметок. По если внимательно прочесть стенгазе­ ту, нельзя не заметить в ней очень суще­ ственных недостатков. Колонки -ее пестрят заголовками: «На­ стойчивость комсомольцев», «Следуйте их примеру», «В результате стараний». Од­ нако при внимательном просмотре стенга­ зеты не обнаруживаешь в ней простого рассказа самих передовиков и отличников о том, как они стали мастерами своего де­ ла. Это следует считать серьезным упу­ щением редколлегии. Без статей и заметок самих передовиков производства и отлич­ ников учебы, бел рассказов о передовом опыте воинов стенгазета мало действенна. В большинстве заметок говорится лишь о том. что такой-то солдат стал хорошим мастером своего дела, столько-то сэконо­ мил горючего, выполнил план на столько- то процентов. А о том. как он этого достиг, не рассказывается. Редколлегии нужно из номера в номер помещать заметки передо­ виков. Пусть они расскажут о своих успе­ хах, научат всех солдат подразделения упорству, настойчивости в приобретении гнаний н навыков. 0 политической подготовке воинов стен­ газета пишет непростительно кало. В этом году на ее страницах помещено только четыре заметки, которые были по­ священы отличникам политической учебы. Это. конечно, недостаточно. Совсем не бы­ ло заметок о работе агитаторов, беседах, читках газет и художественной литерату­ ры, о просмотре кинокартин. В шестом и девятом номерах помещены пять критических заметок. В них расска­ зывается о солдатах, которые не проявля­ ли старания в учебе, нарушали дисципли­ ну, отставали от товарищей. В других но­ мерах сМоториста» критика или совсем от­ сутствует. или звучит робко. В одной из номеров стенгазеты в заметке «Наруши­ тель дисциплины Суворов» написано: «Ес­ ли солдат Суворов будет продолжать ходить в столовую без строя, то порядка в подраз­ делении не будет». В этой фразе, конечно, нет настоящей, острой и принципиальной •критики, не вскрыты причины недостатка, а значит—и нет исчерпывающих указа­ ний, как его устранить. Ведь причина, очевидно, кроется в слабом знании Суво­ ровым устава, в низкой требовательности к нему со стороны командира. Редколлегии «Моториста» надо сделать стенгазету острой, боевой. Недостатки вои­ нов, случаи нарушения дисциплины, ха­ латного отношения к механизмам, нерасто­ ропности и т. п. следует критиковать сме­ лее. глубже, последовательнее бороться с этими явлениями. В стенгазете много места уделяется уче­ бе членов ВЛКСМ. Это вполне обоснованно, ибо в подразделении многочисленная ком­ сомольская организация. Но о практике комсомольской работы, об интересных на­ чинаниях в организации, о том, как члены ВЛКСМ воспитывают иесоюзную молодежь, в «Мотористе» материалов нет. Заметки, за редким исключением, очень похожи одна па другую. Псвольно задаешь себе вопрос: не одним ли человеком они пишутся? Военкоровский актив газеты немного­ численный. Кроме редактора и членов ред­ коллегии в «Мотористе» по 2— 3 раза вы­ ступили ...5 человек. Конечно, эта цифра очень мала. К участию в стенгазете надо привлечь отличников учебы, лучших физ­ культурников, агитаторов, активистов- комсомольпев. В подразделении, где выходит «Мото­ рист». имеются и коммунисты. Однако они слабо руководят редколлегией. Очевид­ но, они забывают, что только при деловом партийном руководстве стенная газета мо­ жет оказывать действенную помощь коман­ диру в обучении и воспитании моряков. Капитан П. ХРОМОВ. ИМПОРУЧЕНВАЖНЫЙУЧАСТОК Аккуратно и своевременно Продолжительное время работает почталь­ оном солдат Масейчук. Он всегда аккуратно и своевременно доставляет корреспонден­ ции. Трудолюбие, добросовестность — вот черты, присущие этому примерному воипу. Масейчук особенно бережно относится к письмам. Он знает, что в разных по ве­ личине и цвету конвертах содержатся до­ рогие сердцу каждого солдата весточки. Почтальон внимательно и чутко прислуши­ вается к запросам воинов, всегда старается удовлетворить их пожелание. ...Вот почтальон принес в кубрик све; жую почту. Солдаты окружают его тесным кольцом. Слышится много вопросов. — А мне есть письмо? — Сколько сегодня принес? И почтальон бережно разбирает конвер­ ты, вручает их адресатам. С радостью рас­ сматривают письма воины, читают дорогие строки. На всех липах счастливые улыбки. Сегодня солдат Левчук получил пять писем: два от отца, два от друзей, де­ мобилизованных воинов, к еще одно в голубом конверте с надписью «лично Ан­ дрею». Получили письма и другие воины. Сколько в них ласковых, теплых «лов, сколько радостных сообщений! Отовсюду бойцам пишут о том, что все более пре­ красной становится жизпь советских лю­ дей. Эти дорогие весточки доставил воинам скромный, добросовестный человек — почтальон Масейчук. Товарищи о# службе искренне уважают его за то, что он с большим старанием выполняет свои обя­ занности. ____ Ефрейтор А. ШЕПЕЛЕВ. Рачительный хозяин Долг каждого хозяйственника — повсед­ невно заботиться о бытовых нуждах лично­ го состава, бережно сохранять военное имущество. Однако не все еще как следует выполняют эти важные обязанности. В па­ шем подразделении заведующим складом работал тов. Северин. Оп халатно относил­ ся к сдаче тары, допускал случаи утраты продфуража. Имело место также несвоевре­ менное обеспечение личного состава про­ дуктами питания. Дело коренным образом изменилось, когда на должность хозяйственника засту­ пил отличник боевой и политической под­ готовки тов. Семенов. Он с первых же дней зарекомендовал себя хорошим и старатель­ ным работником. Успехам Семенова в не­ малой мере способствовал заместитель командира. Он неоднократно проводил с молодым хозяйственником индивидуальные беседы, учил его опыту работы. Особенно большую пользу принесла беседа, денная офицером по газетной стюе, где говорилось о том. что даже и в маленьком войсковом хозяйстве можно соблюдать ре­ жим экономии. Семенов решил строго сле­ довать этим указаниям. Он серьезно про­ думал свою работу и добился того, что в текущем году иродфураж на естественную убыль не списывался. В хозяйстве Семенова веоде втана его заботливая рука. В овощехранилище, в леднике, па складе всегда чистота и порядок. Семенов своевременно завозит свежий продфураж. сдает освободившую­ ся тару, не допускает, чтобы она скапли­ валась и портилась. Примерным хозяйственником Семенов смог стать благодаря упорной х настой­ чивой работе. Старший сержант Н. МЕЗЕНОВ. Младший сержант М. ЧМЫХАЛО. Двадцать первое поощрение кока Нудрова Мастером своего дела часто зовут ма­ тросы и старшины кока старшину 1 ста­ тьи Кудрова. Он добросовестно, с большим старанием выполняет свои обязанности. Кок всегда спрашивает мнение личного со­ става о приготовленной им пище, учиты­ вает в своей работе запросы и пожелания воинов. Этим же оп руководствуется и прп составлении меню. Пища, приготовленная Кудровым. всегда бывает вкусной и пита­ тельной. Старшина 1 статьи Кудров мпого работает над повышением своих знании. Его часто можно видеть за чтением кппгп или в кругу товарищей, беседующих ио тем или иным вопросам. Наш кок оказывает помощь и другим товарищам, работающим по такой же сиг ппальпостп. В частности, он помогосвоить кулинарное дело старшему матросу Оден- певу. который в настоящее время хорошо справляется со свопмн обязанностями. Старшина 1 статьи Кудров является от­ личником боевой и политической подготов­ ки. Этого высокого звания он добился бла­ годаря настойчивому труду, повседневной заботе о росте своего специального и поли­ тического уровня. Недавно, отмечая добросовестную работу Кудрова, командир предоставил ему кратко­ срочный отпуск. Это 21 поощрение стар- шппы 1 статьи Кудрова. В. ГАВРИЛОВ. Наш санинструктор В нашем подразделении служит младший сержант Внгонюк. Он по специальности санинструктор. Это заботливый, чуткий товарищ, которого по заслугам уважают сослуживцы. Внгонюк постоянно заботится о здоровье воинов, о соблюдении ими правил личной гигиены. Младший сержант Внгонюк добросове­ стно выполняет служебные обязанности. Он, вместе с тем. активно повышает свои зпаппя. много читает художественной и политической литературы. Все это помо­ гает воину добиваться новых успехов в своих повседневных делах. Сержант Д. ВЕРОВЧУК. Передовой моряк, хороший киномеханик Одно время у нас на корабле не было киномеханика. Поэтому фильмы личный состав смотрел нерегулярно. Для демон­ страции кинокартин часто приходилось приглашать киномехаников из.других под­ разделений. Теперь у нас свой киномеханик. Успеш­ но закончивший курсы, матрос Петрушкин приказом командира корабля назначен на эту должность. С первых же дней своей работы он старательно относится к пору­ ченному ему делу. Со своими обязанностями Петрушкин справляется отлично. В настоящее время па корабле мы своевременно просматри­ ваем новые фильмы. Петрушкип пе только хороший киноме­ ханик. Оп является отличником боевой и политической подготовки. Его фотокарточка красуется па витрине отличников. За примерную службу матросу Петруш­ кину присвоено очередное воинское звание «старшей матрос». Старший матрос В. ТРИНИТАТОВ. Интересная фотовитрина Комсомолец Борнло оформил фотовитри­ ну о физкультурниках. Па ней помещено много фотокарточек, ярко и убеднтельпо рассказывающих о местных соревновани­ ях. о XV) зимней спартакиаде флота. На витрине помещено фото чемппопа Северного флота по лыжам на 1950 год на дистанцию 50 километров Власова, снимки, па которых отражена борьба на ледяной дорожке между абсолютным чем­ пионом Северного флота на 1940 год К. Орохатским и абсолютным чемпионом по конькам на 1950 год Н. Колобовым. На витрине также запечатлены наши лучшие гранатометчики, команда лыжников. Часто у фотоснимков, рассказывающих о лучших физкультурниках, собираются воины. Они с увлечением рассматривают интересные иллюстрации, нередко говорят о своих спортивных планах на будущее, о том, как они намерены тренироваться, сда­ вать нормы комплекса ГТО. В. ДАНИЛОВ. Н ЕТ ХО ЗЯЙ СКО ГО ГЛ А ЗА В музеях хранятся документы, материа­ лы. экспонаты, которые помогают людям глубоко изучать н знать историю прошло­ го н, в частности, историю Великой Оте­ чественной войны. Для этой цели создан, и музей Севеяигого флота, который разме­ щен при Доме офицеров. Он существует для того, чтобы люди советского Запо­ лярья могли знать, как воевали северомор­ цы. как они сокрушали ненавистного вра­ га. Музев при Доме офицеров имеет в своих залах ценные реликвии. Но беда в том, что все это имеет неприглядный вид, осо­ бенно экспонаты, которые размещены око­ ло здания. Опи покрыты ржавчиной, ва­ ляются в грязи. И нет хозяйского глаза, который бы наблюдал здесь за порядком. Руководителям музея необходимо покон­ чить с подобным положением и строить свою работу так, чтобы она способствовала воспитанию воинов. Мичман И. ЕМЕЛЬЯНОВ. О БНО ВЛЕНА ' Н А ГЛ ЯД Н А Я . А ГИ ТАЦ И Я Комсомолец Седов—активный обществеп- ннк. Он много затратил труда для оформле­ ния кубрика и комнаты политпросветрг5о- ты наглядной агитацией. Им старательно написаны лозунги, выдержки из уставов Вооруженных Сил. оборудованы витрдш, рассказывающие о жизни и деятельности вождей Советского государства В. И. Ленина и И. В. Сталина. Младший сержант Н. ФРОЛОВ. ----0---- О ЛИЧНЫЙ СОСТАВ провел боль­ шую работу по благоустройству жи­ лых и служебных помещений. Коман­ дование отметило благодарностями тг. Власова, Садкова и других, воинов, принимавших активное участие в этой работе. B. Воронин. О ГРУППЕ СОЛДАТ под командо­ ванием сержанта Банина поручили погрузить па баржу 55 тонн груза. Задание командира было выполнено раньше срока. За добросовестную ра­ боту на погрузке воины получили по­ ощрения. В. Усачев. о ПОДЛИННЫМИ МАСТЕРАМИ своего дела стали солдаты Бадрухин и Шаронов. В самых сложных усло­ виях они уверенно обслуживают вве­ ренную им боевую технику. • C. Рогожин . о в ПОДРАЗДЕЛЕНИИ проводи­ лась стрельба из личного оружия. За отличные результаты командир под- | разделения об’явил младшему сер­ жанту Тамзякову и ефрейтору Кан- дратюку благодарности. И. Соколов. Библиография Повесть овеликомподвиге О КН И ГЕ П. Ж У Р Б Ы «РЯДО ВОЙ А Л ЕКС А Н Д Р М АТРОСО В» В числе героев Великой Отечественной войны, чьи имена вечно будут жить в на­ ших сердцах, стоит имя гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова. Бессмертный подвиг Александра Матросова известен всему народу. Чтобы дать возмож­ ность товарищам по оружию выполнить боевое задание, 23 февраля 1943 года в бою под деревней Чернушки он грудью за­ крыл амбразуру вражеского дзота, преграж­ давшего путь нашим наступающим вой­ скам. «Великий подвиг товарища Матросо- ва, — сказано в приказе П. В. Сталина.— должен служить примером воинской добле­ сти и героизма для всех воинов Красной Армии». П наши войпы учатся у Матросо­ ва тому, как надо любить свою Родину, свой народ, стремятся воспитывать в себе высокие качества, присущие людям нашей сталинской эпохи, защитникам социали­ стического Отечества. Перед автором, задумавшим написать книгу об Александре Матросове, стоялз почетная и ответственная задача— па мате­ риале его биографии воссоздать образ героя- комсомольца, рассказать об истоках его мужества, показать те общественные силы, которые вырастили и воспитали Матросова пламенным патриотом пашей Родины. Решению этой важной творческой задачи посвящена книга П. Журбы, названная им биографической повестью «Рядовой Алек­ сандр Матросов». Повесть рассказывает о жизни героя, о его легепдарпом подвиге, раскрывает духовный облик советского воина. Жизнь Александра Матросова, хотя и пебогата событиями, но ярка и попстипе поучительна. Сып днепропетровского рабо­ чего, он 10 лет остался без родителей и, увлеченный мальчишеской страстью к «путешествиям», хочет об'ехать весь свет, чтобы все знать, все видеть. Беспризорный мальчик странствует но городам и селам Украины и Поволжья. Одно из его первых путешествий кон­ чается неудачей. Саша теряет товари­ щей, остается один. В поисках пищи он забирается в колхозный сад и попадает в руки пасечппка деда Макара. П. Журба хорошо показывает то дружеское участие, которое приняли советские люди в судьбе оставшегося сиротой мальчика. Первым паставником его и явплся мпого переви­ девший и переживший па своем веку кол­ хозник дед Макар. Умпый и отзывчивый старик обошелся с мальчиком, как с вну­ ком: приютил его, пакормил и начал учить жизни. — Я сто годов несчитанных прожил и знаю: жить надо так, шоб людям легче бы­ ло от того, що ты живешь, чуешь, Сашко? А ты красть, хочешь. По совести жить на­ до. Совесть — око народа, вот и служи на­ роду по совести... Глубоко запали в сердце Саши эти про­ стые, по полные большого смысла поучения старого человека. По-своему колхозник передал мальчику известную легенду Горь­ кого об отважпом герое Данко, пожертво­ вавшем свою жизнь ради народного сча­ стья. Рассказав легенду, дед Макар заду­ мался, а потом тихо произнес: — Молчи, хлопче, никому не говори. Только я сам догадуюсь, що про товарища Сталина народ сложив такую сказку... То он сказал, за народ отдам всю свою кровь, каплю за каплей, и всю жизнь от­ дам... Неизгладимый след в душе Саши Ма­ тросова оставили эти рассказы. Автор очень умело показывает психологический перелом в его беспризорной жизни, расска­ зывает, как прекрасно переданный колхоз­ ником народный вариапт горьковской ле­ генды о Данко заронил в душу мальчика искру благородных и возвышенных стрем­ лений. Любознательный и пытливый Саша был определеп в Уфпмскую детскую воспита­ тельную колонию. Здесь оп нашел свою вторую семыо, здесь обогатил оп свое про­ буждающееся сознаппе. Воспитатели при­ вили ему жажду зпаппй, уважение к кол­ лективу, помогли понять идейный смысл нашей социалистической жпзнп. Воспита­ тель Трофим Денисович Кравчук рассказы­ вает Саше о Мичурипе п Ломоносове, о Горьком п Шевчепко, о том, какие просто­ ры открыла партия Ленина — Сталина перед советской молодежью. — Перед вамп все двери школ и уни­ верситетов открыты, — говорит Кравчук ребятам, — батьки ваши отвоевали то пра­ во. И вы сами не подозреваете, каких чу­ дес натворите, если учиться будете. И всю землю преобразуете, н невиданными маши­ нами будете управлять, и в ракетных са­ молетах во вселенной будете путешество­ вать. Что сказал товарищ Сталин? Нет та­ ких крепостей, каких пе взяли бы больше­ вики. Годы обучения и воспитания в колонии были хорошей школой, где постепенпо фор­ мировались благородные душевные качест­ ва будущего героя. В повести хорошо рас­ крыта сила влияния па юношу преподава­ телей, коллектива, книг. Юноша зачиты­ вается книгами, занимается физкультурой, сдает экзамены за два класса в год. Образ Матросова предстает перед нами живым и ярким. Весть о злодейском нападении немецко- фашистских захватчиков на нашу Родину тревожно отозвалась в сердце юнопш. Он был слишком молод, чтобы немедленно вступить в Армию, ехать пз фронт. По Александр Матросов сразу нашел свое место в строю великой бптвы: — Товарищи, война касается пас всех, — сказал он на митинге. — Вот пас учат, бесплатно дают нам харч, одежду, жилье. Кто это дает? Она, мать наша — Родипа. И мы в обиду ее не дадим... Верьте совести, буду работать, как могу лучше. Пришла пора, когда и его призвала Ро­ дина выполнить свящеппый воинский долг. Александр Матросов отдает все своп силы боевой учебе, старается все доско­ нально понять, усвопть, быть верным Военной присяге, безупречно выполнять новые для него законы военной жизни. Курсант Матросов закаляет свой характер, приобретает качества, необходимые совет­ скому воину, — смелость, отвагу, умепне. Когда в училище получили приказ отпра­ вить часть личного состава на фронт, юноша попросил, чтобы его включили в маршевую роту. Вступая в ряды лепппско-сталппского комсомола, на вопрос товарищей, почему вступаешь, Александр взволнованно ска­ зал: — Комсомол — верный помощник пар­ тии. А партия руководит борьбой за комму­ низм... Пусть партия, комсомол и меня считают надежным бойцом. Молодой вопп всегда готов прппять па себя все трудное. Перед боем батальоп со­ вершает двухсоткплометровый марш. У мпогпх бойцов в кровь истерты ноги и плечи. Мороз и пурга затрудняют движе­ ние. Александр не показывает и виду, что ему тяжело, ободряет товарищей. Солдату I Антощенко, заболевшему в иути, он отдает I свои портянки, берет на свои плечи его вещмешок и автомат; женщине, голодной, оставшейся без крова, отдает хлебный па­ ек. А в конце пути у одного из товарищей забирает минометный ствол и взваливает его на своп плечи. I Так перед читателями вырисовывается ! образ Алексащра Матросова — мужествен­ ного. стойкого, внимательного к людям вои­ на. Автор подробно описывает, как из пыт­ ливого и любознательного гоноши выковы­ вается стойкий, отважный защитник Ро­ дины. Советские люди, партия Ленина — Сталина, комсомол воспитали Матросова пламенным патриотом, бесстрашным бор­ цом за счастье парода. II вот начался бой — первый и послед­ ний для Александра Матросова. Как и тысячи других воинов, оп не дрогнул перед опасностью, свято выиолнял свой долг. Центральное место в повести П. Журбы занимает описание этого боя у деревин Чернушки, которому суждено было увеко­ вечить имя Матросова в памяти народной. Правдиво и ярко написаны автором строки, повествующие о героическом подвиге. Отвоевана у врага часть позиций. Даль­ нейший путь наших бойцов преграждает вражеский дзот. Пулеметный огонь из его амбразуры пе давал автоматчикам поднять головы. Часть нз них погибла, пытаясь подобраться к дзоту. Потери увеличивают­ ся, медлить нельзя. Матросов обращается к командиру: — Товарищ старший лейтенант, разре­ шите мне, — кивиул он на дзот. — Там надо бы перебежками, в обход... Бесстрашный воин вышел на единобор­ ство с вражеской огневой точкой. Он уже близко у цели. Александр понимает и чувствует: на него с тревогой и надеждой смотрит сейчас его командир и товарищи— его фронтовые товарищи. «...И еще смотрят на него все, кто в жиз­ ни чистой рукой коснулся его сердца, и поверил в благородство его души, и полю­ бил его, и указал правильную дорогу: и днепропетровский пасечник дед Макар, и ? учптелышца Лидия Васильевна, и синегла­ зая Лина, и усыновившая его Родина-мать». Правдивы, трогательны строки, посвя­ щенные описанию последних минут героя. Матросов — у дзота. По, израсходовав все гранаты, он остается безоружным. «...Оста­ валась только неизмеримая душевная сила и святое желание скорей и лучше испол­ нить свой воппекпй долг... оп стремитель­ ными прыжками побежал несколько вправо, как бы мимо дзота, потом, почта поравняв­ шись с ппм, резко свернул влево и, пода-* ваясь левым боком вперед, подбежал к за-1 дымленпой черной амбразуре и грудью своей упал на огпедышашпй ствол пулеме­ та...». Так совершил свой великий подвиг девятнадцатилетний юноша-комсомолец, ценой своей молодой жизни обеспечивший победу подразделению, открывший путь для большого наступления. Пмя Александра Матросова носит гвардейский полк. Слава его жпвет в умах п сердцах всех советских воинов, в сознаппи парода! П. Журба написал нужную и полезную книгу, повествующую об истоках мужества советских людей, раскрывающую благород­ ный облик гвардии рядового Александра Матросова. Одпако следует отметить, что кппга имеет и ряд существенных недостат­ ков. Автор часто отходит от формы худо­ жественного повествования и излагает фак­ ты сухо и бесстрастно, в описании фронто­ вой жизни встречаются недоговоренности и неточпоста. Серьезпого упрека также за­ служивают попытки писателя в ряде спои приукрасить своего героя и этим снижена в повести его художественная выразитель­ ность. * В целом же автор выполнил поставлен­ ную перед собой задачу и сумел воплотить в художественном произведепип большую, благородную тему. Повесть «Рядовой Алек­ сандр Матросов» вопны пашего флота про­ чтут с большим интересом. Лейтенант КЗ. ГАДАЛЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz