На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.
В июня 1950 г., № 132 (3745). На с т р аже З а п о л я р ь я 3 Собрание отличников боевой и политической подготовки КРЕПИТЬ МОГУЩЕСТВО РОДНОГО ФЛОТА Воспитание людей— сложное и ответственное дело Из выступления тов. А. Кроль. 4 ) Р АНЬШЕ в пашем подразделении были существенные недостатки в дисциплине. Имели место наруше ния порядка, речоткое исполнение при казаний. Вполне понятно, что , все это отражалось на боевой и политической под готовке. Надо сказать, что недостатки объяснялись главным образом тем. что командиры отде лений слабо участвовали в воспитатель ной работе с личным составом, в борьбе за укрепление дисциплины. Поэтому на уси ление работы с сержантским составом мы Е обратили особое внимание. Офицеры потребовали от сержантов луч ше изучать своих подчиненных, глубоко спать каждого пз них. Без этого, как пзве" стно, нельзя успешно вести востттггательпую работу. Ведь люди имеют различные харак теры, наклонности, пе'одинакотщй уровень образования. Надо сказать, что паругаения дисципли ны. недостатки в службе — это ре зультат слабого воспртзнцд. Вот, например, старший матрос Тимохин. Он имел «п но серьезных нарушений дисциплины. Взы скания. наложенные на него, он воспри нимал чисто формально. Но мы пе считали Тпмохппа неисправимым. По на туре он человек волевой, энергичный. Зна чит, надо было паправнть его силы по пра вильному пути. С ним много беседовали, на недостатки указывали прямо , за хорошие поступки поощряли. И человек стал заметно исправляться. Он успешно omaie- вал специальностью и был допущен к ис полнению обязанностей командира отделе ния. А сейчас Тимохин является пзмищшг ком командира, ему присвоено звание «младший сержант». Все взыскания с него сняты. Большую роль в работе по обучению и воспитанию воинов играют партийная и комсомольская организации. Во-первых, коммунисты и комсомольцы сами явЛяются примером в боевой и политической n ow товке и в соблюдении дисциплины. Во- вторых, они повседневно воспитывают личный состав, пропагандируя присягу и уотавы. боевые традиции флота. Ряды отличников боевой и политической подготовки у нас растут повседневпо. Име на таких передовых воинов, как тт. Галин, Мелехов, Дворянчиков, Никимов, Анненков, известны далеко за пределами подразделе ния. Надо сказать, что борьба за рост or личнпков самым положительным образом влияет на укрепление воинской дпсцнпли- пы. Личный состав преисполнен стремления еще выше поднять свое боевое мастерство, совершенствовать свои знания. С каждым воином работать индивидуально Из выступления тов. И. Чумакова ■ ййи ».*.- * - V . ' Щ Ш 0 Буду и впредь итти в первых рядах Из выступления тов. Г. Гатьятулина В СТУПАЯ в ряды Вооруженных Сил, принимая присягу, я поклялся честно п добросовестно служить Родине, беспрекословно и точно выполнять все уставы и приказания начальников. У меня было только одно желание — достойно выполнять служебный долг, на стойчиво учиться военному делу. Я взялся за изучение уставов и наставлений, чтобы твердо выполнять пх. Мне еше предстояло хорошо изучить русский язык. Я стал читать политиче скую и художественную литературу, ма териалы. рекомендуемые к политическим занятиям. Кппги стали моими пастоящпми друзьями. В них черпал я знапия. как жить и учиться, как любпть свою Pojnny в ненавидеть врагов. Величайшее влияние имели в моей духовной жизни такие кпп ги. как «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. Островского. В 1948 году за достигнутые успехи в учебе и службе мне присвоили звание ефрейтора, а в феврале этого года поручили командовать отделением. Принимая отделе ние, я ознакомился с подчинепнымп, узнал их семейное положение. Близкое знакомство с подчиненными помогло мне узнать их на строения, найти путь к сердцу каждою солдата. Со времени моего прихода в отделепие пет пи одного солдата, который бы имел нарушения воинской дисциплины. В отде лении есть отличники боевой и политиче ской подготовки, не имеющие за всю службу пи одного нарушения. Среди них комсомольпы ефрейторы Куленнн, Мплаев, солдаты Файзулин. Демин, Егоров, Поте- хин. Конатьев. Все опи имеют по несколь ку благодарностей. За отличную учебу и службу мпе об’яв- лепо 32 поощрения. Сейчас я избран секре тарем комсомольской организации, являюсь члепом редколлегии степной газеты. В мае этого гоаа я окончил школу пар тийного актива с отличными оценками. В этом же месяце мне присвоили звание «младший сержапт» и приняли кандида том в члены ВШ б ). Я горжусь, что служу Родине честно и добросовестпо. Заверяю командование в том, что я и впредь буду итти в первых рядах, повседневно повышать своп знапия и умело применять их в воспитании c bo h i подчиненных. '--ч/ Множить число передовиков Из выступления тов. А . Шаманина боевой обстановке. Благодаря этому знапия воинов растут непрерывно. Я хочу обратить также внималис на то недостатки, которые еще имеют место в ра боте с отличниками. У пас время от времо- пи проводятся совещания передовых воинов, об их опыте пишется в степных газетах, говорится на собрапиях. Но надо сказать, что эта работа по распространению опыта отличников еше далеко недостаточна. Наши старшины, являющиеся руководителями занятий но специальности, не имеют доста точной методической подготовки, из-за этого иногда обучают своих подчиненных непра вильными методами, что, естественно, за трудняет обучение личного состава и сдер живает рост отлпчппков. Надо помочь стар- шннам в овладении методикой учебы. Но в нашей флотской газете «На страже Запо лярья» материалов, посвященных методике обучения по различным специальностям, печатается мало. Пе собирают для обмена опытом у нас отлпчппков из разных частей, а ведь па таких собраниях можно было бы многому паучпться. От имени отлпчппков нашего подразделе ния я заявляю, что мы приложим вое уси лия к тому, чтобы к Дню Военно-Морского Флота добиться новых успехов в боевой п политической подготовке, а к концу года обеспечить, чтобы каждый матрос и стар шина в подразделении стал отличпым вои ном. М ПОГПЕ воины нашего подразделепия — в рядах отличников боевой и политической подготовки. Это пе редовые матросы п старшины, на которых командование и партийная организация опираются во всей своей работе по воспи танию п обучению личного состава. Все наши отличники являются высоко квалифицированными специалпстамп. Доби лись они этого упорным трудом, снстематсг ческой учобои как в классе, так и на бое вом посту. Всю свою боевую учебу мы проводим в условиях, максимально приближенных к Я СЛУЖУ в одпом и том же подразде лении вот уже 14 лет. Начал служ бу я учепиком-моторпстом, спустя полгода стал штатным специалистом, а еще | черт год был командиром отделения. Здесь. I на флоте я вступил в комсомол, jx затем был принят в ряды большевистской паррш. |В годы войны работал ^парторгом, а сейчас I являюсь членом партийного бюро. Говорю я это к тому, чтобы показать, что- меня воспитал флот. За время службы и кслучпл от командоваппя 70 благодарно- стей. Взысканий не имею пи одного. Как я стал отличником? Принимая Воен- пую присягу, я поклялся неустанно изу чать военпое дело, до последнего ды хания быть предапиым своему народу. Точ ное вьгполпсипе присяги всегда было для меня перушпмым законом. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР говорит: «Каждый началь ник несет полную ответственность... за бое вую и политическую подготовку, воспита ние и воинскую дисциплину лпчного соста ва». В этом требовании устава я вижу своп копкретные задачи. Выполпяя уставные требования по обученпю и воспитанию лич- ного состава, я работаю с утра до вечера, а иногда кажется, что день мал. так хочется все успеть сделать. Мы, старгаппы, являемся ближайшими помощниками офицеров в обучении и вос питании личного состава, в поддержании воинской диспиплины. Помня это. я слежу, чтобы у всех моих подчпнепиых был образ цовый порядок во всем, начиная с койхи, рундучка, ипептнего вида. Я считаю, что воспитание воинской дисциплины является самым главным ус ловием. которое обеспечивает высокие по казатели в боевой и политической подго товке. Во всей своей работе я опираюсь на от- личииков боевой и политической подготов ки. Опп оказывают огромпую помощь в вос питании людей. Пмеиио благодаря этому многие паши матросы, ранее недисциплини рованные, теперь стали примерными вои нами. Могу, например, пазвать тт. Гарева, Акальзппа, Чубакова. Хочется мне сказать свое мнение о вос питании людей. Есть у нас матросы, правда их мало, которые восприняли плохие при вычки. Ложно понимая, каким должен быть моряк, они проявляют излишнюю «удаль»: носят широкие брюки, бескозырку прев ращают в «блин», грубят с товарищами. За- то, когда проверишь, как они знают свою специальность, уставы, каков их полинг ческий уровень, — выходит, что это очень отсталые люди. Вот на это п надо обращать внимание. Пусть нарушитель дисциплины покраснеет перед личным составом за свою отсталость, пусть все товарищи но службе увидят, чего стоит его «удаль».— и он пой мет, как надо себя вести. Нам, старшинам, как раз и надо воспитывать людей на кон кретных примерах. К сожалению, некото рые наши командиры не научились еще кропотливо работать с людьми, а лишь ограничиваются взысканиями. Людей паю воспитывать умело, внимательно. Я. как старшина, считаю недопустимым просить, чтобы из моего подразделения перевели в другое место какого-либо матроса из-за то го. что он недисциплинированный. Наобо рот, если среди моих подчиненных кто- либо хочет уйти, я ему говорю: не уйдете, пока пе стапете отличником боевой и по литической подготовки. И что вы думаете? Ко мне стали проситься служить многие матросы. Говорят, что труд облагораживает чело века. И это совершенно правпльно. Чем больше человек трудится, тем больше к не му уважения. Я, как старпшпа, в своей ра боте стараюсь, чтобы матросы больше за нимались делом, и это их хорошо воспиты вает. В нашем подразделении число отлични ков неуклонно растет. Дисциплина повы шается. Подразделение стало передовым. Сержант Терентьев, старшие матросы Кем- ляков и Вдавычеико являются лучшимп во' инами, подлинными мастерами своего дела, материальпую часть содержат в образцовом порядке и в постоянной боевой готовности. Задача каждого воина состоит в том, чтобы иеустанпо питься военному делу, пастойчиво повышать своп политические зпаппя. свой культурный кругозор. Отсюда вывод — мастерство не приходит само по себе, а добывается упорным тру дом. умением преодолевать неудачи, труд ности. Трудолюбие — вот то качество, которое помогает солдатам и матросам, сер жантам и старшинам добиваться успехов в боевой и политической подготовке. Образ ны в учебе и службе обязаны показывать прежде всего коммунисты и комсомольцы. Наш великий вождь и учитель товарищ Сталии говорит, что советский народ хочет видеть свой флот еще более сильным и мо гучим. Товарищ Сталнп поставил перед на ми задачу неустанно готовить и совершен ствовать кадры моряков, полпостыо освоить боевой опыт Великой Отечественной войны, еще выше поднять морскую культуру, дис циплину и организованность в свопх рядах. Это указание является для нас законом. Мы должны не жалеть своих сил на то, чтобы наш Северный флот был еще более могучим, и для этого — повседневпо ра стить отлпчппков боевой н политической подготовки. tv V >/ а \ г » . л 'вМ *- '1** *- / . -J Т ОВАРИЩ СТАЛИН, определяя оа* дачи советских воянов в послево енный- период, указывзл, что в мирное дамя первглтепепная задача всех без исключения воинов состоят в непре рывном совершенствовании своих военных и политических знаний. Выполняя это указание вождя и учите ля товарища Сталина, личный состав на шего подралимения добился значительных успехов в боевой и политической подго товке, в укреплении дисциплины и орга низованности. Большинство бойцов по боевой и поли тической подготовке запинается хорошо и отлично. Папболее высоких результатов добились олдаты Ярошенко. Якубенко, Макаров, Тарануха, Орпщепко и другие. Они прилежно учатся, строго соблюдают воинскую ДИСЦИПЛИНУ. Эти успехи достигнуты благодаря тому, что командование, с. помощью партийной и комсомольской организаций настойчив-) борется па то. чтобы воины хорошо знали свою специальность, образцов^ выполняли I изложенные на них обязанности. Особое внимание обращено па отстающих. С ними по только проводится большая политико- воспитательная работа, им оказывается всесторонняя помощи в освоении военного дела, повышении политических знаний. Комсомольское бюро подразделения си стематически обсуждает па своих sacex&j ппях вопросы повышения качества боевой и политической подготовки. Все это значи тельно способствует увеличению числа от личников. О каждым днем становится все меньше и меньше отстающих в учебе Приведу такие примеры. Солдат Якубенко был отстающим в боевой и политической подготовке. Отставал он лишь потому, что не знал уставов и наставлений. Благодаря кропотливой работе с ппм лейтенанта Гу сарова солдат стал отличником. Солдат Мошул иногда приходил с увольнения с замечаниями. Товарищи побеседовали с ним. Мошул исправил свое поведение. Он пе только псправплся сам, по стал в хоро шую сторону влиять и на других това рищей. Солдат Журавлев плохо знал материаль ную часть винтовки. К нему был привре* плеп солдат Федькин. В результате ока панной помощи Журавлев хорошо изучил лпчпое оружие. Одновременно с боевой и политической подготовкой мы. воины, выполняем произ водственные работы. В этой работе мы так- Достойно служить своей Родине Из выступления тов. Д. Щербатько же добились серьезных успехов. Например, солдат Пономаренко ежемесячно выполняет задания па 250 процентов. Так же добрссо* вестно рабугают на производстве солдаты Якубенко. Усик. Тарануха, Ярошенко и другие, которые из месяца в месяц выпол няют задания на 150— 170 процентов. Таких передовиков производства у нас становится все больше и больше. В чем причина этих успехов? Прежде всего они об’ясняются тем, что опыт лучших производственников мы пе редаем всему личному составу. Так, на пример, в подразделении проводился ве чер отличников, на котором были под робно изложены их задачи. II они правиль но восприняли &ти задачи, настойчиво пе редают свой опыт всему личному составу. Одно время плохо работал солдат Успк. Бомандоваппе л комсомольская организация на это обратили внимание. Солдату Усик была оказана необходимая помощь в улуч шении работы на производстве. С ним бе седовали комсомолец Ярошенко и другие лучшие солдаты о своем опыте работы. Тов. Усик понял, какую ответственность оп несет перед Родиной. В настоящее вре мя он работает значительно лучше и не только выполняет дневные задания, но стал отличником производства. Сейчас личный состав готовится достой но встретить всенародный праздник — День Военно-Морского Флота. В честь этого знаменательного праздни ка воины подразделения взяли на себя повышенпые обязательства. Познавая свой долг и -ответственность перед Родиной, я также готовлюсь встре тить День Военно-Морского Флота с высо кими показателями. В честь Дня Военно- Морского Флота я взял обязательство — выполнить производственный план на 130 процентов. Как же я в процессе своей повседневной работы добиваюсь выполнения плана? Я всегда вовремя приступаю к работе и не теряю тпт одной рабочей минуты. Каж дая минута дорого стоит, ибо я знаю, что утерянную минуту уже не возвратишь назад. До обеда я делаю лишь одии-два пятиминутлых перерыва. Я никогда не смотрю на время и не ожидаю, скоро ли будет команда «Прекра тить работу», а смотрю, сколько я сделал и сколько еще смогу сделать до этой коман ды. Приступая к тому иди иному делу, я обязательно узнато норму, ибо, не зная нор мы, нельзя правильно ориентироваться, сколько нужно сделать, чтобы не только выполнить, но л перевыполнить задание. В свободное от занятий и службы время я много работаю над собой, читаю газеты, художественную литературу, изучаю воин ские уставы. Все это помогает мне полити чески расти, образцово выполнять служеб ный долг. Мне поручено заверять командование флота на этом собрании, что взятые нами обязательства к Дню Военно-Морского Флота личный состав подразделения вы полнит с честью. Будем и впредь достойно служить своей Родине, изо дня в день по вышать свое мастерство, крепить воинекуга дисциплину, порядок и организованность. С честью выполним поставленные перед нами задачи В своем выступлении командующий Се верным флотом вице-адмирал В. И. Плато- нов подчеркнул значение собрания отлични ков боевой п политической подготовки. Та кие собрания, указывает он, припосят боль шую пользу как для рядовых воипов, так и для всех командиров. И те и другие учат ся передовому опыту, воспринимают все лучшее для своей практической деятельно сти. Поэтому будет очень полезно, если в соединепиях тщательно подготовят и проведут такие собрания с тем, чтобы наши передовые вопны — отличники боевой и политической подготовки в деловой обстановке поделились опытом, вскрыли имеющиеся в пашей работе недостатки, внесли своп предложения. Какие требоваппя мы пред’являем к or личинку? Эти требования очепь высоки и ответственны. Прежде всего, отличник-дол- жеп в совершенстве знать свою специаль ность, знать глубоко, до деталей. Он обязан не только уметь управлять механизмами, но и хорошо разбираться в их устройстве, знать возможные поломки, уметь их бысг ро и самостоятельно устранять. Воин, кото рый носит звание отличника, — это чело век, который всегда думает пад тем, чтобы совершенствовать пашу боевую технику, улучшать ее практическое использование. По это пе все. Политические знания яв ляются неотемлемым качеством каждгях) o r личинка. Они являются основой, решаю щим условием успехов воина в учебе и службе. Высокими должны быть моральные чер; ты отличника. Он обязан быть примером в дисциплине, поведении, в быту. Непра вильно, когда у нас некоторые товарищи называют отличниками людей только за их высокое мастерство, а на моральный облик особого внимания пе обращают. Воин, хотя и имеющий большие знания по специально сти, но нарушающий воинскую дисциплину, не может быть назван отличником. И еще одно важное требование, п кото ром у нас нпогда забывают. Отлпчппк дол- |жен вести за собой своих товарищей по ! службе, примером и словом увлекать их вперед к достижению успехов в боевой и политической подготовке. Одип из высту павших здесь товарищей совершенно пра впльно говорил, что отлпчнлк пе должеп довольствоваться своими личными успеха- Выступление командующего Северным флотом вице-адмирала В. И. ПЛАТОНОВА ми. Его долг — постоянно заботиться об успехах всего корабля, части и подразде ления. Страстным поборником дисциплины, про водником требовательности комащпра во всем, что касается службы, учебы и дис циплины, должеп быть каждый отличник. Ему не к лицу быть безвольпым человеком, мириться с недостатками или бояться ска зать о них прямо в глаза. Как передовей. сознательный воин, он должен повседневно бороться за честь своею корабля, подраз деления. Далее вице-адмирал В. И. Платопов гово рит о тех недостатках, которые имеют ме сто в частях. Прежде всего, необходимо ре шительно ликвидировать отставание в opia- низацин службы, которое кое-где у нас на блюдается. В одном из подразделений, на пример. большинство личного состава вла деет специальностью неплохо. Люди хоро шо водят корабли, умело управляют тех никой. Но должной организованности, вы сокой дисциплипы и порядка здесь еще не достигнуто. Эта неорганизованность заметпа во мно гом. На палубах кораблей .можпо увтеть матросов, старшин, а иногда даже п офице ров, у которых пет настоящей вопиской вы правки. строевого вида; кое-где имеет ме сто медлительность irpii исполнении команд, во время аврала или при швартопке неко торые моряки действуют вяло, не так. как этого требует морская служба. Вот на эти недостатки нашим отличникам необходимо обратить свое внимание. Они должны стать страстными поборниками во инской дисциплины, подтянутости, исклю чительной четкости во всей службе. Необ ходимо также больше проявлять требова тельности к внешнему виду военпослужа- шпх, к содержанию жилых п служебных помещений. Если, папрпмер, в одной из частей авиаторов сумели привести в образ цовый поряток казармы, любовно их г. »,цр- ; жат, то этого нельзя сказать о пекоторых 1других частях и соединениях. Недостаточным вниманием наших офице ров к вопросам строевой выправки личного состава об’ясшнотся и случаи нарушения формы одежды. Еще встречаются факты, когда некоторые восппос.тужащие, нарушая установленную форму одежды, шьют непомерно широкие брюки, портят вид го ловного убора л т. д. Происходит это чаще всего по двум причинам. Во-первых, при увольнении военнослужащих на берог командиры пе проверяют состояние формы одежш. Во-вторых, некоторые наши офи церы. встречая па улицах военнослужа щих, у которых нарушена форма одежды, проходят мимо, проявляют равнодушие. Для того, чтобы поднять пашу организо ванность и дисциплину, мы должны обра щать внимание па все эти вопросы, ибо пз мелочей складывается большое. Пзвестпо, что для укрепления воинской дисциплины необходима, прежде всего, вы сокая и постоянная требовательность. Не всегда и не везде это соблюдается. А самое главное— часто мы несочетаем требователь ность с разделительной работой. Па одном пз кораблей весь личный состав подстрижен так, как это положено но уставу. Видно, что м.мандпр потребовал этого от своих подчи ненных. По в то же время многие матрссы вдруг задают вопросы: правплыю лп, чго нм приказали так подстричься. Вот вам ж и вой пример того, что требовательность командира пе подкреплепа раз’ясненцем. Таких примеров можно привести немало. Необходимо, чтобы командир не только при казывал. не только требовал от подчинпино- го, но добивался, чтобы весь личный состав хорошо понимал и сознавал важность и дна- чспис пред являемых к нему требований Ведь наша советская вопнекая дисциплина зпждется на высокой политической созна тельности воинов. Об этом мы всегда долж ны помнить в своей повседневной работе. Нельзя допускать самой малейшей бес контрольности, а опа у нас, к сожалению, нередко проявляется. Особепио много бес контрольности в неоолынлл подразделениях. потоку что ахееъ пе даллетел достаточною внимания вопроса* борьбы ва высокую организованность ж твердев соблюдение уставного порядка. Вполне понятно, что это порождает нарушения воинской дис ц иплины . вызывает,неорганизованность. Неправильно думать, говорит вице-адми рал Платонов, что у нас имеются только не достатки. Нет. На флоте немалозамечатель ных примеров хорошей службы и учебы, мпого высоких успехов в боевой и полити ческой подготовке, в дисциплине. На фло те растет число отличников, отлич ных отделений, групп и экипажей. По мы должны отчетливо видеть свои недостатки и мобилизовать все силы на их устранение. Перед флотом стоят боль шие и ответственные задачи." Эти задачи заключаются, прежде всего, в том, что мы должны повседневно множить ряды отлич ников, добиваться, чтобы у нас больше бы ло отличных подразделений и кораблей. Пам надо решительно поднять морскую культуру во всех звеньях, всесторонне изу-- чать свои специальности, уметь уп равлять сложной боевой техникой, владеть оружием. Важнейшей задачей всего лично го состава является укрепление дисципли ны и повышение требовательности. Мы должны помнить, что высокая дисциплина, жпзпь по уставам помогут нам репшть все наши задачи. Пеобходпмо, говорит впде-адмирал В. Н. Платопов, усилить работу со старшинами' сверхсрочппкамп. Мы должны больше забо титься о ппх, полностью удовлетворять их всем, что им положено, ив то же время по стоянно требовать от них образцзвэго вы полнения своего воинского долга. Летний период учебы — важпейшпй л ответственнейший перпод. Этот перпод мы должны с вами провести на высоком уров не, полностью выиолпнть все задачи, по ставленные перед нами в приказе Мини стра. II первыми из первых в борьбе за выполнение поставленных перед нами за дач должны быть вы. отличники боевой и политической подготовки. Если КЛЖ1ЫЙ из нас поймет вен» важность того, что нам предстоит сделать, станет активным по мощником командования, партийных и ком сомольских организаций, мы сумеем под- нять вею нашу работу на еще более высо кий уровень.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz