На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.

На с т р аж е З а п о л я р ь я 6 июня 1950 г., № '1?? Я 745). Собрание отличников боевой и политической подготовки НЕУСТАННО ИЗУЧАТЬ ВОЕННОЕ ДЕЛО Яркое выражение советского патриотизма Собрание отличников боевой и политической подготовки открывает начальник Политического управления Северного флота тов. Н. П. Зарем- бо. В своей вступительной речи он подчеркивает, что рост рядов отлич­ ников учебы является наиболее ярким проявлением горячего советского патриотизма наших воинов, их беззаветной любви к социалистической Родине, преданности великому делу партии Ленина — Сталина. За по­ следнее время на нашем флоте ряды отличников неуклонно растут. На кораблях и в частях становится все больше людей, показывающих высо­ кие образцы честного и добросовестного выполнения священного воин­ ского долга. Имена отличников об’являются приказами командиров. На каждом корабле и в каждом подразделении личный состав знает своих передовых людей, учится у них, берет с них пример. Отличники активно помогают командиру, партийной и комсомоль­ ской организациям в воинском и политическом воспитании личного со­ става, в борьбе за новые успехи в учебе, в службе, в поддержании крегг кой воинской дисциплины. Отличникам у нас оказываемся большой по­ чет, и это вполне заслуженно. Но в то же время к ним пред’являются в большие, серьезные требования. Отличником может быть назван лишь тот, кто не только сам показывает образец добросовестного выполне­ ния своего долга перед Родиной, но и заботятся обо всем корабле, под­ разделении. ! *' I • Г * ’ Отличники боевой и политической подготовки — это золотой фонд флота. Чем больше их будет на наших кораблях и частях, тем выше боевое могущество флота. Поэтому мы должны неустанно растить все новых н новых о тлични ко в учебы, всемерно поддерживать это за­ мечательное патриотическое движение. В первых рядах отличников идут коммунисты. Иначе и не может быть! Устав В КП (б ) обязывает каждого члена и кандидата партии быть передовым строителем коммунизма, никогда не успокаиваться на до­ стигнутых успехах, неуклонно стремиться вперед. Прямой долг комму­ нистов и комсомольцев — матросов, солдат, старшин и сержантов — быть в рядах отличников, офицеров — умело воспитывать воинов. За решение этой задачи должны постоянно бороться партийные и комсо­ мольские организации флота. Находимо всемерно распространять опыт и достижения наших пе­ редовых воинов, заботиться о том, чтобы каждая крупица опыта отлич­ ников становилась достоянием всех североморцев. Этой задаче подчине­ но и наше сегодняшнее собрание отличников учебы и службы. ч ТОБЫ стать полноценных воином, отличником боевой и политической подготовки, падо в совершенство внс.ть свою специальность, быть полити­ чески грамотным, активно участвовать в общественной жизни корабля, непримири­ мо относиться к нарушителям воинского порядка. Помнится мне то время, когда я впер­ вые ступил на палубу корабля. Корабель­ ной жизни и службы я тогда еще но знал. Передо мной встал ряд трудностей. Особен­ но сложным показалось изучение специ­ альности. Но я не спасовал перед трудно­ стями, упорно взялся за овладение боевой техникой. В этом мне помогли старшие товарищи. Оии привили мне любовь к тех­ нике, к кораблю, морской службе. Л за­ нимался самообразованием, читал художс^* ствепную литературу, газеты, со всей серьезностью относился к политзанятиям. На первых порах в моей службе были и недостатки. Па них я своевременно реаги­ ровал. старался служить так. как требуют воинские уставы. Желание быть отличником настолько сильно овладело мною, что я готов был заниматься депь п ночь. П я_ учился на­ стойчиво, старательпо, со всей добросове­ стностью, в то же время воспитывал в себе высокую дисциплинированность, умение преодолевать трудности. Труды не пропали даром. Приказом командира корабля меня зачпелплп в ряды отличников боевой п политической подготовки. Отличник — это такой передовой воин, который заботится не только о непрерыв­ ном повышенпи своих знаний, но и прояв­ ляет заботу о своих товарищах, о росте рядов передовиков учебы. Помотать товарищам в учебе стало для меня необходимой потребностью, делом че­ сти п долга. В работе по вырашиваппю отличников боевой и политической подго­ товки много инициативы проявляют и та­ кие товарищи, как Царев, Севастьянов. Копшиков, Я помогаю им и опи помогают мне. Требую от них точного соблюдения уставов. R прошлом году перед подчиненными мне матросами я поставил задачу — стать всем отличниками. И мы этого добились— завоевали почетное право называться от­ личниками. В течение всего года матросы и старшины служили образцом добросовест­ ного и честного выполнения своих обязан­ ностей. четко работали па боевых постах, настойчиво повышали политические зна­ ния. Отрадным явлением было и то, что никто из них не парушал диспиплпньь На проверке политических зпаний личный со­ став получил только отличные оценки. Перед началом летней учебы я созвал матросов и старшин и поставил перед ни­ ми *задачу7— в этом году завоевать первенство, добиться по всем видам боевой Добьемся новых успехов Из выступления тов. Н. Валуйского и политической подготовки только ОТЛИЧ­ НЫХ результатов. Задача трудная, но по­ четная н вполне осуществимая. Заблаго­ временно, еще до начала летней учебы мы прикрепили малоопытных матросов р бы­ валым морякам, мастерам своего дела. Большое вппмагате уделили подготовке и проведению занятий и практических тро- ипровок па боевых постах, установили тщательный контроль за учебой матросов. Все это позволяет нам проводить занятия и тренировки в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. Вырастить отличника гораздо труднее, чем стать дм самому. Для этого сил нужно приложить вдвое больше. Нужно следить за каждым шагом подчиненных и всю вос­ питательную работу с пнмп строить про­ думанно, последовательно. Необходимо сразу изучить характер человека, его силь­ ные п слабые стороны, чтобы можно было представлять, как с данным товарищем работать, какой к нему нужеп подход. Вме­ сте с этим надо быть требовательным. Есть товарищи, которые требовательность понимают по-разному. Возьмем, к прлме* ру, матроса Петрухипа. Оп говорит так: «Я спачала изучу своего старшину, а по­ том все остальпое». II вот попробуйте дать этому товарищу поблажку. К таким ма­ тросам падо пред’являть еще большую требовательность. Поручаешь им что-либо сделать, проворь. Если выполпил плохо — заставь сделать снопа. Есть и такие матроп.т, которые, если им не укажут на недостатки, сами пх не за­ мечают. Нужно строго следить за повеле­ нием подчиненных и не только раз’яспять !им уставные требования, но и заставлять их служить по уставам. Правда, вначале такому матросу будет трудно, по впослед­ ствии эт"> войдет в привычку. Коспусь опять матроса Иетрухпна. Было время, когда он ленился, на все смотрел рав­ нодушно, мзтерпалыгуго часть обслуживал плохо, делал все зля видимости, лишь бы пе было замечаний. Мы но ограничились индивидуальной разделительной работой, а провели комсомольское собрание с пове­ сткой дня: «Каждый комсомолец должен быть отличником боевой и политической подготовки». Па этом собрании Петрухипа подрсрглй резкой критике и предупредили, что если он и дальше будет себя так ве­ сти, то будет привлечен к союзной ответ­ ственности. Критика, а также индиви­ дуальная работа положительно сказались на поведепии Петрухпиа, и оп стал заметно исправляться. По и сейчас его нужно все время держать в поле зрения, чаше с ним беседовать, контролировать его дсйсг вия и немедленно реагировать па недостат­ ки. Мпе пришлось столкнуться п с таки* фактом. Однажды при опросе по знанию материальной части выяснилось, что неко­ торые матросы зазубрили инструкции, по плохо пх выполпяли. Поэтому сразу пришлось изменить метод изучения инст­ рукций. Изучение обязанностей стало проходить отновреметто с отработкой дей­ ствий на аппаратуре. П такой метод учебы оправдал себя. Могу с уверенностью сказать, что паши старания даром пе пройдут, а дадут хоро­ шие результаты. Наши ряды попол­ няются новыми отличниками, ибо это не только мое желание, как старшины, а всех старшин и матросов. Одновременно с обу­ чением подчиненных я настойчиво рабо­ таю на 1 повышением спипх знаний. Время для этого есть, условия есть, а самое глав­ но» — ег*ть желание как можно выше поднять свое мастецство. За высокое боевое мастерство Из выступления тов. И. Коковина Ш Ш Ш '/ С оветский народ успешно борется ва претворение в жизнь величе­ ственного плана сталинской пяти­ летки. Наши люди повседневно проявляют образцы самоотверженного труда. Появи­ лась тысячи новаторов производства, кото­ рые ломают устаревшие нормы и показы­ вают пример всему народу — строителю коммунистического общества. Советская Армия и Военно-Морской Флот зорко стоят на страже завоеваний Великого Октября, на страже завоеванного мира и созидатель­ ного труда советского народа. Для того, чтобы успешно выполнить эту почетную задачу, пам необходимо в совер­ шенстве зпать свою воеппуто специаль­ ность, укреплять воппскую дисциплину п организованность, заботлпво растить ряды отличников боевой и политической подго­ товки. Каким должен быть отличник? Отличник — это воин, в совершенстве овладевший своей спеппальностыо, .дисци­ плинированный. строго выполняющий уставы и приказы начальников, показы­ вающий пример самоотвержепного служе­ ния Родине. Роль отличников в подразделениях очень велика. Поэтому необходимо, чтобы отлич­ ники сааш все врпмя соверщенстворятц свои знания и вели за собой товарищей. В нашем подразделении с каждым днем растет число отличников, мастеров летно­ го дела. Сейчас У пас имеется много авиа­ торов, которые показывают пример безуп- речпого выполнения слугксбпого долга. Хочу коротко рассказать о себе, о том, как я стал отличпиком. Прежде всего, я тщательно готовлюсь к выполнению задания, продумываю весь план сам, а затем готовлю своих подчи­ ненных. Задания своим подчиненным даго накануне, в зависимости от ха­ рактера поставленных задач указы­ ваю, на что необходимо обратить втптмаппе при подготовке материальной части. В период подготовки я тщательно контро­ лирую работу подчинеппых. Если при кон­ троле встречаются те пли иные недостатки, тут же требую пх устранить. Факта педо- бросовестпой работы не оставляю без вни­ мания, а ставлю на обсуждение всех това­ рищей. чтобы учить па этом остальных и не допускай, ошибок н дальнейшем. Доби­ ваюсь такэго положения, чтобы материаль­ ная часть работала на протяжении дли­ тельного времепи безотказно. Взять хотя бы такой пример. В апреле нам предстояло выполппть одно пз зада­ ний. Партийная организация обсудпла этот вопрос па собрании. После этого Пылп про­ ведены беседы с личным составом на темы: «Отличная подготовка материальной части — залог успешного выполнения задания», «Дисциплина и организованность — важ­ нейшее условие боеспособности подразделе­ ния». Па этих беседах личному составу подробно были раз’яснены стоящие перед нпм задачи. Каждый тщательно готовился к выполнению задания. В результате про­ веденной большой работы мы достигли прекрасных результатов. Несмотря на сложные условия задание выполнили па «отлично». Ч*гобы стать отличником, надо пункту­ ально выполнять требования уставов и на­ ставлений. больше проявлять инициативы, живо реагировать па недостатки. Я уже говорил, что каждый отличник должен всячески помогать отстающим, подтягивать из до уровня передовиков. Тов. Ромазанов прибыл в подразделение, имея недостаточный уровень знаний. По национальности татарин, он плохо владел русским языком. Но благодаря упорной работе над собой и помощи товарищей, он без окончания курсов стал специалистом и вот уже несколько лет подряд является отличником. Сейчас Ромазанов успешно трудится над тем, чтобы подготовить своего подчиненного тов. Марипичева к исполне­ нию новых, более ответственных обязанно­ стей. Вместе с ростом числа отличников ра­ стут у пас и отличные экипажи. Вот одпп из отлпчпых экипажей. Сам командир — ветеран Великой Отечественной вой­ ны. Все задания он выполняет отлично, много работает над повышением своих зна­ ний как специальных, так и политиче­ ских. Оп заслужило является мастером своего дела. Механик тов. Диваков мате­ риальную часть знает отлично и грамотно эксплоатпрует ее, отлпчпо овладел спе­ циальностью и повседневно показывает об­ разцы в учебе п службе. Оружейник тов. Нащокин хотя не очень давпо в подразделении, по уже добился неплохих результатов в работе и умело ов­ ладел своей специальностью. Подготовлен­ ное им вооружение всегда действует безот­ казно. Отличных результатов эти воины добились благодаря повседневной работе комапдира со своими подчиненными. Оп часто беседует с ппмп, дает задания на каждый депь, производит разбор выполнен- ных работ. Паряду с этим имеются серьезные недо­ статки. Во-первых, слабо поставлена про­ паганда опыта передовиков боевой и поли­ тической подготовки, и этот опыт зачастую пе становится достоянием личного состава: во-вторых, отсутствует повседневная работа с отличниками, мало с ними беседуют, не интересуются пх планами: в-третьих, иног­ да пе замечаем хороших людей, кото­ рые добились значительных успехов в уче­ бе и дисциплипе, не зачисляем пх в от­ личники, а ограничиваемся только об’яв- лением поощрений. Л людей, достойных быть отличниками, у нас немало. В заключение мне хочется пожелать ча­ ще проводить собрания отличппков. Они играют о громную роль в повыптеппп каче­ ства боевой и политической подготовки. Задачи, поставленные на летний период обучеппя, потребуют от североморцев боль­ шого напряжения сил. Мы должны пока­ зать высокую боевую выучку, организо­ ванность и настойчивость в проведеппи летней боевой учебы, в умеппи преодоле­ вать трудности походпо-боевой обстановки. А Учиться упорно и настойчиво Из выступления тов. И. Шахова В ОТ УЖЕ десять лет я являюсь от­ личником учебы. За время своей службы не имел пп одпого взыска- пня. В достпжеппп высоких показателей в боевой и политической подготовке, в освое­ нии специальности мне помогли комапдо- вапие, партийная и комсомольская органи­ зации. Настойчиво изучая боевую технику, ощущая повседпевпую помощь, я с каж- дым днем накапливал теоретические зианпя н практические навыки. Великую Отече­ ственную войну я встретил закаленным моряком, хорошо знающим военно-морское дело. От.тпчпое зпанпе боевой техники, умение бороться за живучесть корабля позволило мпе образцово выполпять боевые задания комапдованпя. Копечпо, было бы пеправпльпо думать, что отличные результаты в учебе дости­ гаются легко. Ничуть не бывало. Победа никогда пе приходит сама, ее завоевывают ц упорпом труде. Для того, чтобы стать отличником, надо основательно потрудить­ ся, падо уметь преодолевать пеудачп, труд­ ности. Пужны сильная воля и мужество, чтобы настойчиво двигаться к пели. Каж­ дый вопи должен добиваться этого, по­ стоянно совершенствовать свое военное мастерство. В 1947 году меня назпачпли старшиной группы одного пз кораблей. В то время в группе были дисциплинарные про* ступки. Это произошло потому, что бывший старшина группы был мало требователен к матросам. Пришлось провести большую работу но укреплению воппской дисципли­ ны п налаживанию уставного порядка. Особенно недпсцпплпппроваипо велп себя матросы Иванов и Попов. К пим был при­ нят ряд мер дисциплинарного воздействия. Кроме того, пх недостойное поведение стало предметом обсуждения на комсомольском собраппп, па котором им было вынесено серьезное союзное взыскание. П после это­ го с Ивановым п Поповым пе прекращалась политико-воспитательная работа. И когда Иванов и Попов поняли своп ошибки п привыкли к требовательности, опи стали исправляться, прилежно учиться. Сейчас опи исправно несут службу, являют прпмер оргапизоваипосп! в учебе и дисциплине. Отличник — уважаемый человек на корабле. С пего берут пример все матросы. Это говорит о том, что отличник не должен успокаиваться на достигнутом, а с каждым дпем обязан совершенствовать свои зна­ ния. двигаться вперед, помогать свопм товарищам, чтобы и они стали отличника­ ми. прививать нм любовь к кораблю, все- мерпо ра.чвпвать войсковую дружбу и то- варишество. Наша группа организованно включилась в летпюю боевую учебу. Матросы и стар­ шины горят желанием встретить всенарод­ ный праздник — День Военно-Морского Фл^та высокпмп показателями в боевой и политической подготовке, сдать задачи па схорошо» и «отлично». Воины не успокаиваются на достигнутом Из выступления тов. В. Маланнчева товкн. Я считаю, что моим успехам учебе способствовало, прежде всего, лепре? рьгвиое повышение своего пдейпо-полпти- ческого уровня. Велика роль коллектива, если он живет сплоченной семьей, если единодушно строг мптся к успешному решению поставлен­ ных перед ним задач! Как-то к нам при­ шел для продолжения службы старший ма­ трос Медведев. У нею была довольно-таки не блестящая характеристика. А сейчас он отличник боевой и политической дгодго- товки. Почему? Потому что ему в учебэ помогли товарищи. Или вот другой примзея. В мое отделеннэ пришел матрос Иденов. Первое время я недостаточно контролировал его службу, и это привело к тому, что Клецов отставал в учебе. Однажды он нарушил воинскую дис­ циплину. Я. как комапдир отделения, и весь личный состав взялись за воспитание Клепова. Вопрос о нем обсудили на комсо­ мольском собраппи, мпого с нпм беседовали индивидуально. И товарищеское воздеГг^^ ствпе помогло. Сейчас Клепав является^® полноценным слеплалпетом. ^ Иногда получается, что отличник боевой и политической подготовки вдруг нарушает воинскую дисциплину и, естественно, те­ ряет звание передового воипа. Почему так происходит? Я думаю, потому, что некотот рые наши отличники успокаиваются на до­ стигнутых успехах, еппжают требователь­ ность к себе. Это недопустимо. Мы должны учиться военпому делу неустанно, пи- когда пе зазнаваться. Служба на корабле поставлена так, что все специальности в той или иной мере зависят друг от друга. Поэтому мы должны бороться за отличные отделения, за от­ личные корабли, способствовать друг другу, в достижении успехов. Нам, старшинам, в этом принадлежит большая роль. Работая с подчиненными, мы должны воспитывать и обучать их кро*1 пот.тиво. не жалея па это сил и времени. Тот же матрос Кленов, о котором я уже го­ ворил, встретился па нашем корабле с ма­ териальной частью, которую раньше ему изучать не пришлось. И вот вначале он был такого мнения, что изучать эту мате­ риальную часть ему пет смысла, ибо есть техника посложнее. Пришлось раз’ясппть Клепову, что па сложную технику можно с успехом перейти лишь тогда, когда ов­ ладеешь более простыми ее видами. Так опо и получилось. Клецов успешно овладел специальностью именно благодаря тому; что пе стал препебрегать в учебе «мелей чами». Обучение подчиненных — дело кропог* ливое. Старшины должны многое знать caJ ми и уметь передавать зпапия подчинен­ ным. Тогда онп воспитают отличных воинов. НГЛ0“АМЕРПКАНСКИЕ поджигате­ ли новой войпы все шире развер­ тывают гонку вооружений. Атомная политика и атомпая дипломатия правящих кругов США направлены на борьбу за мировое господство. По с каждым днем крепнут силы борцов за мир. Мы, воины советских Вооружен­ ных Сил, стоим на страже завоеванного мира и созидательного труда нашего народа и нп па минуту пе должны забывать о происках империалистов. Наша задача — всемерно повышать свое боевое мастерство, свои политические знания, чтобы быть до- стойпыми защитниками своего социали­ стического Отечества. Мы собрались сегодня для того, чтобы поделиться опытом в овладении специаль­ ностью, чтобы способствовать росту рядов отличников. Расскажу немного о себе. Окончив курс обучеппя и получив 8вание специалиста 3 класса, я был направлен для подготовки на командира отделения. Должен сказать, что огромную роль в моей боевой подготовке сыграли старшины. Они не только обуча­ ли нас специальности, но и вели большую воспитательную работу. Особенно мне за­ помнились их рассказы об опыте Великой Отечественной войны. И вот я стал служить на корабле. Здесь меня встретила дружная семья. Я с ра­ достью узнал, что попал на корабль, ко­ торый является передовым в подразделении. Товаришп помогли мне овладеть поручен­ ным делом, передали свой опыт, я я в короткий ср'ж стал справляться со своими обязанностями. Комсомольская ор- гаиизапия привлекла меля к активной ра­ боте. и это помогло мне повышать свой идейпо-полптическин уровеиь. Именно благодаря товарищеской помощи, благодаря заботливому отношению коман­ дира и комсомольской организации, я стал отличником боевой и политической подго- В учебе закрепляем славные традиции Из выступления тов. Э . Сыромятникова я ПОППМАЮ значение этого собрания так: мы пришли сюда для того, чтобы обменяться опытом уче­ бы, распространить все лучшее, что достиг путо на флоте, и сделать его достоянием всех североморцев. Это будет способствовать росту рядов отличников боевой и политиче­ ской подготовки, успешному выпо.тнению тех задач, которые поставил иеред памп Министр. Я служу в гвардейском подразделении. Прибыл сюда перед окончанием Великой Отечественной войпы. Епю будучи кур­ сантом, я узнал о героической смерти своего родного дяди — Героя Советского Союза гвардии подполковника Сыромятни­ кова. Когда окончил школу, я попросил комапдованпе шюлать мепя служить в то подразделение, в рядах которого сражался дядя. Мне хотелось принять участие в боях за Родину, вложить свою долю рат­ ного труда в дело победы. Но когда я при­ пыл на флот, активные боевые действия здесь ужо были закончены и потому в больших сражениях мне участвовать не пришлось, а вскоре война закончилась пашей великой победой. Однако я от.тичио понимаю, что наша великая Родппа ле избавилась от опасно­ сти новой войны. И свою задачу я вижу в том, чтобы неустанпо учиться военному делу, каждый день повышать свои знания. Вновь я обратился к учебпикам, внима­ тельно изучал операции, которые проводи­ ли авиаторы в годы войны, с интересом слушал рассказы участников боев на Се­ вере, поремтпмал пх опыт. В практической деятельности я твердо и неуклонно выпол­ нял все требования инструкций н настав­ лений. К каждому заданию готовился тща­ тельно, понимая, что от этого зависит ус4 пех. Именно благодаря этому я смог статй отличником бтевой и политической подго* товки. У нас, авпаторов-гвардейцев. к отлич­ никам пред’являются большие требования. Опи, во-первых, должпы добросовестно, лю­ бовно относиться к службе и к своим обя- заппостям; во-вторых, показывать высокий образец воинской дисциплины: в-третьих, в совершенстве знать свою специальность. Эти требования охватывают собой те выс-^ кне обязанности, которые каждый вона взял на себя, давая Военную присягу. Когда я думаю над тем, что мешает не* которым товарищам стать отличниками боевой и политической подготовки, то при­ хожу к выводу, что препятствием к этому является недостаточно высокое чувство личной ответствепноетп за выполнение служебного долга. Вот почему для роста отличников огромное значение имеет по­ литическое воспитание воинов. В этом от- пошенип большую п полезную работу проводят партийные и комсомольские ор­ ганизации. Они заботятся о росте полити­ ческих знапий личного состава, пропаган­ дируют опыт отличников. Коммуниста к комсомольцы показывают личный пример в учебе и службе. Свою задачу, как отличник боевой л noJ лптпческой подготовки, я вижу в том, чтобы личпым примером и большевистским: словом помогай, свопм товарищам добивать­ ся успехов. Я стремлюсь всомп доступны­ ми мпе формами — беседы, совещаппя. тренировки, разборы полетов — передать опыт свопм товарищам п добиваюсь, чтобы оии стали отличниками боевой и полити­ ческой подготовки, умелыми воздушными бойцами. Как правило. товарищеская взаимопомощь в учебе нрпиогнт хорошие результаты. Воипы-авпаторы хорошо подготовились к летней учебе. В классах, у тренажеров мы настойчиво повышали теоретические знания. Сейчас пастала горячая пора. Перед нами стоят большие и ответственные задачи. Авиаторы приложат все силы к тому, чтобы организованно провести лет­ пюю учебу, еще выше поднять свое боевое мастерство, с честью выполнить постав­ ленные иереа нами Военно-Морским Мини­ стром задачи. Мы будем и впредь пеустаппо раститв отличников боевой и политической подго­ товки — передовых воинов, безупречно выполняющих священный долг перед Ро­ диной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz