На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.
На с т р аж е З а п о л я р ь я 6 июня 1950 г., № '1?? Я 745). Собрание отличников боевой и политической подготовки НЕУСТАННО ИЗУЧАТЬ ВОЕННОЕ ДЕЛО Яркое выражение советского патриотизма Собрание отличников боевой и политической подготовки открывает начальник Политического управления Северного флота тов. Н. П. Зарем- бо. В своей вступительной речи он подчеркивает, что рост рядов отлич ников учебы является наиболее ярким проявлением горячего советского патриотизма наших воинов, их беззаветной любви к социалистической Родине, преданности великому делу партии Ленина — Сталина. За по следнее время на нашем флоте ряды отличников неуклонно растут. На кораблях и в частях становится все больше людей, показывающих высо кие образцы честного и добросовестного выполнения священного воин ского долга. Имена отличников об’являются приказами командиров. На каждом корабле и в каждом подразделении личный состав знает своих передовых людей, учится у них, берет с них пример. Отличники активно помогают командиру, партийной и комсомоль ской организациям в воинском и политическом воспитании личного со става, в борьбе за новые успехи в учебе, в службе, в поддержании крегг кой воинской дисциплины. Отличникам у нас оказываемся большой по чет, и это вполне заслуженно. Но в то же время к ним пред’являются в большие, серьезные требования. Отличником может быть назван лишь тот, кто не только сам показывает образец добросовестного выполне ния своего долга перед Родиной, но и заботятся обо всем корабле, под разделении. ! *' I • Г * ’ Отличники боевой и политической подготовки — это золотой фонд флота. Чем больше их будет на наших кораблях и частях, тем выше боевое могущество флота. Поэтому мы должны неустанно растить все новых н новых о тлични ко в учебы, всемерно поддерживать это за мечательное патриотическое движение. В первых рядах отличников идут коммунисты. Иначе и не может быть! Устав В КП (б ) обязывает каждого члена и кандидата партии быть передовым строителем коммунизма, никогда не успокаиваться на до стигнутых успехах, неуклонно стремиться вперед. Прямой долг комму нистов и комсомольцев — матросов, солдат, старшин и сержантов — быть в рядах отличников, офицеров — умело воспитывать воинов. За решение этой задачи должны постоянно бороться партийные и комсо мольские организации флота. Находимо всемерно распространять опыт и достижения наших пе редовых воинов, заботиться о том, чтобы каждая крупица опыта отлич ников становилась достоянием всех североморцев. Этой задаче подчине но и наше сегодняшнее собрание отличников учебы и службы. ч ТОБЫ стать полноценных воином, отличником боевой и политической подготовки, падо в совершенство внс.ть свою специальность, быть полити чески грамотным, активно участвовать в общественной жизни корабля, непримири мо относиться к нарушителям воинского порядка. Помнится мне то время, когда я впер вые ступил на палубу корабля. Корабель ной жизни и службы я тогда еще но знал. Передо мной встал ряд трудностей. Особен но сложным показалось изучение специ альности. Но я не спасовал перед трудно стями, упорно взялся за овладение боевой техникой. В этом мне помогли старшие товарищи. Оии привили мне любовь к тех нике, к кораблю, морской службе. Л за нимался самообразованием, читал художс^* ствепную литературу, газеты, со всей серьезностью относился к политзанятиям. На первых порах в моей службе были и недостатки. Па них я своевременно реаги ровал. старался служить так. как требуют воинские уставы. Желание быть отличником настолько сильно овладело мною, что я готов был заниматься депь п ночь. П я_ учился на стойчиво, старательпо, со всей добросове стностью, в то же время воспитывал в себе высокую дисциплинированность, умение преодолевать трудности. Труды не пропали даром. Приказом командира корабля меня зачпелплп в ряды отличников боевой п политической подготовки. Отличник — это такой передовой воин, который заботится не только о непрерыв ном повышенпи своих знаний, но и прояв ляет заботу о своих товарищах, о росте рядов передовиков учебы. Помотать товарищам в учебе стало для меня необходимой потребностью, делом че сти п долга. В работе по вырашиваппю отличников боевой и политической подго товки много инициативы проявляют и та кие товарищи, как Царев, Севастьянов. Копшиков, Я помогаю им и опи помогают мне. Требую от них точного соблюдения уставов. R прошлом году перед подчиненными мне матросами я поставил задачу — стать всем отличниками. И мы этого добились— завоевали почетное право называться от личниками. В течение всего года матросы и старшины служили образцом добросовест ного и честного выполнения своих обязан ностей. четко работали па боевых постах, настойчиво повышали политические зна ния. Отрадным явлением было и то, что никто из них не парушал диспиплпньь На проверке политических зпаний личный со став получил только отличные оценки. Перед началом летней учебы я созвал матросов и старшин и поставил перед ни ми *задачу7— в этом году завоевать первенство, добиться по всем видам боевой Добьемся новых успехов Из выступления тов. Н. Валуйского и политической подготовки только ОТЛИЧ НЫХ результатов. Задача трудная, но по четная н вполне осуществимая. Заблаго временно, еще до начала летней учебы мы прикрепили малоопытных матросов р бы валым морякам, мастерам своего дела. Большое вппмагате уделили подготовке и проведению занятий и практических тро- ипровок па боевых постах, установили тщательный контроль за учебой матросов. Все это позволяет нам проводить занятия и тренировки в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. Вырастить отличника гораздо труднее, чем стать дм самому. Для этого сил нужно приложить вдвое больше. Нужно следить за каждым шагом подчиненных и всю вос питательную работу с пнмп строить про думанно, последовательно. Необходимо сразу изучить характер человека, его силь ные п слабые стороны, чтобы можно было представлять, как с данным товарищем работать, какой к нему нужеп подход. Вме сте с этим надо быть требовательным. Есть товарищи, которые требовательность понимают по-разному. Возьмем, к прлме* ру, матроса Петрухипа. Оп говорит так: «Я спачала изучу своего старшину, а по том все остальпое». II вот попробуйте дать этому товарищу поблажку. К таким ма тросам падо пред’являть еще большую требовательность. Поручаешь им что-либо сделать, проворь. Если выполпил плохо — заставь сделать снопа. Есть и такие матроп.т, которые, если им не укажут на недостатки, сами пх не за мечают. Нужно строго следить за повеле нием подчиненных и не только раз’яспять !им уставные требования, но и заставлять их служить по уставам. Правда, вначале такому матросу будет трудно, по впослед ствии эт"> войдет в привычку. Коспусь опять матроса Иетрухпна. Было время, когда он ленился, на все смотрел рав нодушно, мзтерпалыгуго часть обслуживал плохо, делал все зля видимости, лишь бы пе было замечаний. Мы но ограничились индивидуальной разделительной работой, а провели комсомольское собрание с пове сткой дня: «Каждый комсомолец должен быть отличником боевой и политической подготовки». Па этом собрании Петрухипа подрсрглй резкой критике и предупредили, что если он и дальше будет себя так ве сти, то будет привлечен к союзной ответ ственности. Критика, а также индиви дуальная работа положительно сказались на поведепии Петрухпиа, и оп стал заметно исправляться. По и сейчас его нужно все время держать в поле зрения, чаше с ним беседовать, контролировать его дсйсг вия и немедленно реагировать па недостат ки. Мпе пришлось столкнуться п с таки* фактом. Однажды при опросе по знанию материальной части выяснилось, что неко торые матросы зазубрили инструкции, по плохо пх выполпяли. Поэтому сразу пришлось изменить метод изучения инст рукций. Изучение обязанностей стало проходить отновреметто с отработкой дей ствий на аппаратуре. П такой метод учебы оправдал себя. Могу с уверенностью сказать, что паши старания даром пе пройдут, а дадут хоро шие результаты. Наши ряды попол няются новыми отличниками, ибо это не только мое желание, как старшины, а всех старшин и матросов. Одновременно с обу чением подчиненных я настойчиво рабо таю на 1 повышением спипх знаний. Время для этого есть, условия есть, а самое глав но» — ег*ть желание как можно выше поднять свое мастецство. За высокое боевое мастерство Из выступления тов. И. Коковина Ш Ш Ш '/ С оветский народ успешно борется ва претворение в жизнь величе ственного плана сталинской пяти летки. Наши люди повседневно проявляют образцы самоотверженного труда. Появи лась тысячи новаторов производства, кото рые ломают устаревшие нормы и показы вают пример всему народу — строителю коммунистического общества. Советская Армия и Военно-Морской Флот зорко стоят на страже завоеваний Великого Октября, на страже завоеванного мира и созидатель ного труда советского народа. Для того, чтобы успешно выполнить эту почетную задачу, пам необходимо в совер шенстве зпать свою воеппуто специаль ность, укреплять воппскую дисциплину п организованность, заботлпво растить ряды отличников боевой и политической подго товки. Каким должен быть отличник? Отличник — это воин, в совершенстве овладевший своей спеппальностыо, .дисци плинированный. строго выполняющий уставы и приказы начальников, показы вающий пример самоотвержепного служе ния Родине. Роль отличников в подразделениях очень велика. Поэтому необходимо, чтобы отлич ники сааш все врпмя соверщенстворятц свои знания и вели за собой товарищей. В нашем подразделении с каждым днем растет число отличников, мастеров летно го дела. Сейчас У пас имеется много авиа торов, которые показывают пример безуп- речпого выполнения слугксбпого долга. Хочу коротко рассказать о себе, о том, как я стал отличпиком. Прежде всего, я тщательно готовлюсь к выполнению задания, продумываю весь план сам, а затем готовлю своих подчи ненных. Задания своим подчиненным даго накануне, в зависимости от ха рактера поставленных задач указы ваю, на что необходимо обратить втптмаппе при подготовке материальной части. В период подготовки я тщательно контро лирую работу подчинеппых. Если при кон троле встречаются те пли иные недостатки, тут же требую пх устранить. Факта педо- бросовестпой работы не оставляю без вни мания, а ставлю на обсуждение всех това рищей. чтобы учить па этом остальных и не допускай, ошибок н дальнейшем. Доби ваюсь такэго положения, чтобы материаль ная часть работала на протяжении дли тельного времепи безотказно. Взять хотя бы такой пример. В апреле нам предстояло выполппть одно пз зада ний. Партийная организация обсудпла этот вопрос па собрании. После этого Пылп про ведены беседы с личным составом на темы: «Отличная подготовка материальной части — залог успешного выполнения задания», «Дисциплина и организованность — важ нейшее условие боеспособности подразделе ния». Па этих беседах личному составу подробно были раз’яснены стоящие перед нпм задачи. Каждый тщательно готовился к выполнению задания. В результате про веденной большой работы мы достигли прекрасных результатов. Несмотря на сложные условия задание выполнили па «отлично». Ч*гобы стать отличником, надо пункту ально выполнять требования уставов и на ставлений. больше проявлять инициативы, живо реагировать па недостатки. Я уже говорил, что каждый отличник должен всячески помогать отстающим, подтягивать из до уровня передовиков. Тов. Ромазанов прибыл в подразделение, имея недостаточный уровень знаний. По национальности татарин, он плохо владел русским языком. Но благодаря упорной работе над собой и помощи товарищей, он без окончания курсов стал специалистом и вот уже несколько лет подряд является отличником. Сейчас Ромазанов успешно трудится над тем, чтобы подготовить своего подчиненного тов. Марипичева к исполне нию новых, более ответственных обязанно стей. Вместе с ростом числа отличников ра стут у пас и отличные экипажи. Вот одпп из отлпчпых экипажей. Сам командир — ветеран Великой Отечественной вой ны. Все задания он выполняет отлично, много работает над повышением своих зна ний как специальных, так и политиче ских. Оп заслужило является мастером своего дела. Механик тов. Диваков мате риальную часть знает отлично и грамотно эксплоатпрует ее, отлпчпо овладел спе циальностью и повседневно показывает об разцы в учебе п службе. Оружейник тов. Нащокин хотя не очень давпо в подразделении, по уже добился неплохих результатов в работе и умело ов ладел своей специальностью. Подготовлен ное им вооружение всегда действует безот казно. Отличных результатов эти воины добились благодаря повседневной работе комапдира со своими подчиненными. Оп часто беседует с ппмп, дает задания на каждый депь, производит разбор выполнен- ных работ. Паряду с этим имеются серьезные недо статки. Во-первых, слабо поставлена про паганда опыта передовиков боевой и поли тической подготовки, и этот опыт зачастую пе становится достоянием личного состава: во-вторых, отсутствует повседневная работа с отличниками, мало с ними беседуют, не интересуются пх планами: в-третьих, иног да пе замечаем хороших людей, кото рые добились значительных успехов в уче бе и дисциплипе, не зачисляем пх в от личники, а ограничиваемся только об’яв- лением поощрений. Л людей, достойных быть отличниками, у нас немало. В заключение мне хочется пожелать ча ще проводить собрания отличппков. Они играют о громную роль в повыптеппп каче ства боевой и политической подготовки. Задачи, поставленные на летний период обучеппя, потребуют от североморцев боль шого напряжения сил. Мы должны пока зать высокую боевую выучку, организо ванность и настойчивость в проведеппи летней боевой учебы, в умеппи преодоле вать трудности походпо-боевой обстановки. А Учиться упорно и настойчиво Из выступления тов. И. Шахова В ОТ УЖЕ десять лет я являюсь от личником учебы. За время своей службы не имел пп одпого взыска- пня. В достпжеппп высоких показателей в боевой и политической подготовке, в освое нии специальности мне помогли комапдо- вапие, партийная и комсомольская органи зации. Настойчиво изучая боевую технику, ощущая повседпевпую помощь, я с каж- дым днем накапливал теоретические зианпя н практические навыки. Великую Отече ственную войну я встретил закаленным моряком, хорошо знающим военно-морское дело. От.тпчпое зпанпе боевой техники, умение бороться за живучесть корабля позволило мпе образцово выполпять боевые задания комапдованпя. Копечпо, было бы пеправпльпо думать, что отличные результаты в учебе дости гаются легко. Ничуть не бывало. Победа никогда пе приходит сама, ее завоевывают ц упорпом труде. Для того, чтобы стать отличником, надо основательно потрудить ся, падо уметь преодолевать пеудачп, труд ности. Пужны сильная воля и мужество, чтобы настойчиво двигаться к пели. Каж дый вопи должен добиваться этого, по стоянно совершенствовать свое военное мастерство. В 1947 году меня назпачпли старшиной группы одного пз кораблей. В то время в группе были дисциплинарные про* ступки. Это произошло потому, что бывший старшина группы был мало требователен к матросам. Пришлось провести большую работу но укреплению воппской дисципли ны п налаживанию уставного порядка. Особенно недпсцпплпппроваипо велп себя матросы Иванов и Попов. К пим был при нят ряд мер дисциплинарного воздействия. Кроме того, пх недостойное поведение стало предметом обсуждения на комсомольском собраппп, па котором им было вынесено серьезное союзное взыскание. П после это го с Ивановым п Поповым пе прекращалась политико-воспитательная работа. И когда Иванов и Попов поняли своп ошибки п привыкли к требовательности, опи стали исправляться, прилежно учиться. Сейчас опи исправно несут службу, являют прпмер оргапизоваипосп! в учебе и дисциплине. Отличник — уважаемый человек на корабле. С пего берут пример все матросы. Это говорит о том, что отличник не должен успокаиваться на достигнутом, а с каждым дпем обязан совершенствовать свои зна ния. двигаться вперед, помогать свопм товарищам, чтобы и они стали отличника ми. прививать нм любовь к кораблю, все- мерпо ра.чвпвать войсковую дружбу и то- варишество. Наша группа организованно включилась в летпюю боевую учебу. Матросы и стар шины горят желанием встретить всенарод ный праздник — День Военно-Морского Фл^та высокпмп показателями в боевой и политической подготовке, сдать задачи па схорошо» и «отлично». Воины не успокаиваются на достигнутом Из выступления тов. В. Маланнчева товкн. Я считаю, что моим успехам учебе способствовало, прежде всего, лепре? рьгвиое повышение своего пдейпо-полпти- ческого уровня. Велика роль коллектива, если он живет сплоченной семьей, если единодушно строг мптся к успешному решению поставлен ных перед ним задач! Как-то к нам при шел для продолжения службы старший ма трос Медведев. У нею была довольно-таки не блестящая характеристика. А сейчас он отличник боевой и политической дгодго- товки. Почему? Потому что ему в учебэ помогли товарищи. Или вот другой примзея. В мое отделеннэ пришел матрос Иденов. Первое время я недостаточно контролировал его службу, и это привело к тому, что Клецов отставал в учебе. Однажды он нарушил воинскую дис циплину. Я. как комапдир отделения, и весь личный состав взялись за воспитание Клепова. Вопрос о нем обсудили на комсо мольском собраппи, мпого с нпм беседовали индивидуально. И товарищеское воздеГг^^ ствпе помогло. Сейчас Клепав является^® полноценным слеплалпетом. ^ Иногда получается, что отличник боевой и политической подготовки вдруг нарушает воинскую дисциплину и, естественно, те ряет звание передового воипа. Почему так происходит? Я думаю, потому, что некотот рые наши отличники успокаиваются на до стигнутых успехах, еппжают требователь ность к себе. Это недопустимо. Мы должны учиться военпому делу неустанно, пи- когда пе зазнаваться. Служба на корабле поставлена так, что все специальности в той или иной мере зависят друг от друга. Поэтому мы должны бороться за отличные отделения, за от личные корабли, способствовать друг другу, в достижении успехов. Нам, старшинам, в этом принадлежит большая роль. Работая с подчиненными, мы должны воспитывать и обучать их кро*1 пот.тиво. не жалея па это сил и времени. Тот же матрос Кленов, о котором я уже го ворил, встретился па нашем корабле с ма териальной частью, которую раньше ему изучать не пришлось. И вот вначале он был такого мнения, что изучать эту мате риальную часть ему пет смысла, ибо есть техника посложнее. Пришлось раз’ясппть Клепову, что па сложную технику можно с успехом перейти лишь тогда, когда ов ладеешь более простыми ее видами. Так опо и получилось. Клецов успешно овладел специальностью именно благодаря тому; что пе стал препебрегать в учебе «мелей чами». Обучение подчиненных — дело кропог* ливое. Старшины должны многое знать caJ ми и уметь передавать зпапия подчинен ным. Тогда онп воспитают отличных воинов. НГЛ0“АМЕРПКАНСКИЕ поджигате ли новой войпы все шире развер тывают гонку вооружений. Атомная политика и атомпая дипломатия правящих кругов США направлены на борьбу за мировое господство. По с каждым днем крепнут силы борцов за мир. Мы, воины советских Вооружен ных Сил, стоим на страже завоеванного мира и созидательного труда нашего народа и нп па минуту пе должны забывать о происках империалистов. Наша задача — всемерно повышать свое боевое мастерство, свои политические знания, чтобы быть до- стойпыми защитниками своего социали стического Отечества. Мы собрались сегодня для того, чтобы поделиться опытом в овладении специаль ностью, чтобы способствовать росту рядов отличников. Расскажу немного о себе. Окончив курс обучеппя и получив 8вание специалиста 3 класса, я был направлен для подготовки на командира отделения. Должен сказать, что огромную роль в моей боевой подготовке сыграли старшины. Они не только обуча ли нас специальности, но и вели большую воспитательную работу. Особенно мне за помнились их рассказы об опыте Великой Отечественной войны. И вот я стал служить на корабле. Здесь меня встретила дружная семья. Я с ра достью узнал, что попал на корабль, ко торый является передовым в подразделении. Товаришп помогли мне овладеть поручен ным делом, передали свой опыт, я я в короткий ср'ж стал справляться со своими обязанностями. Комсомольская ор- гаиизапия привлекла меля к активной ра боте. и это помогло мне повышать свой идейпо-полптическин уровеиь. Именно благодаря товарищеской помощи, благодаря заботливому отношению коман дира и комсомольской организации, я стал отличником боевой и политической подго- В учебе закрепляем славные традиции Из выступления тов. Э . Сыромятникова я ПОППМАЮ значение этого собрания так: мы пришли сюда для того, чтобы обменяться опытом уче бы, распространить все лучшее, что достиг путо на флоте, и сделать его достоянием всех североморцев. Это будет способствовать росту рядов отличников боевой и политиче ской подготовки, успешному выпо.тнению тех задач, которые поставил иеред памп Министр. Я служу в гвардейском подразделении. Прибыл сюда перед окончанием Великой Отечественной войпы. Епю будучи кур сантом, я узнал о героической смерти своего родного дяди — Героя Советского Союза гвардии подполковника Сыромятни кова. Когда окончил школу, я попросил комапдованпе шюлать мепя служить в то подразделение, в рядах которого сражался дядя. Мне хотелось принять участие в боях за Родину, вложить свою долю рат ного труда в дело победы. Но когда я при пыл на флот, активные боевые действия здесь ужо были закончены и потому в больших сражениях мне участвовать не пришлось, а вскоре война закончилась пашей великой победой. Однако я от.тичио понимаю, что наша великая Родппа ле избавилась от опасно сти новой войны. И свою задачу я вижу в том, чтобы неустанпо учиться военному делу, каждый день повышать свои знания. Вновь я обратился к учебпикам, внима тельно изучал операции, которые проводи ли авиаторы в годы войны, с интересом слушал рассказы участников боев на Се вере, поремтпмал пх опыт. В практической деятельности я твердо и неуклонно выпол нял все требования инструкций н настав лений. К каждому заданию готовился тща тельно, понимая, что от этого зависит ус4 пех. Именно благодаря этому я смог статй отличником бтевой и политической подго* товки. У нас, авпаторов-гвардейцев. к отлич никам пред’являются большие требования. Опи, во-первых, должпы добросовестно, лю бовно относиться к службе и к своим обя- заппостям; во-вторых, показывать высокий образец воинской дисциплины: в-третьих, в совершенстве знать свою специальность. Эти требования охватывают собой те выс-^ кне обязанности, которые каждый вона взял на себя, давая Военную присягу. Когда я думаю над тем, что мешает не* которым товарищам стать отличниками боевой и политической подготовки, то при хожу к выводу, что препятствием к этому является недостаточно высокое чувство личной ответствепноетп за выполнение служебного долга. Вот почему для роста отличников огромное значение имеет по литическое воспитание воинов. В этом от- пошенип большую п полезную работу проводят партийные и комсомольские ор ганизации. Они заботятся о росте полити ческих знапий личного состава, пропаган дируют опыт отличников. Коммуниста к комсомольцы показывают личный пример в учебе и службе. Свою задачу, как отличник боевой л noJ лптпческой подготовки, я вижу в том, чтобы личпым примером и большевистским: словом помогай, свопм товарищам добивать ся успехов. Я стремлюсь всомп доступны ми мпе формами — беседы, совещаппя. тренировки, разборы полетов — передать опыт свопм товарищам п добиваюсь, чтобы оии стали отличниками боевой и полити ческой подготовки, умелыми воздушными бойцами. Как правило. товарищеская взаимопомощь в учебе нрпиогнт хорошие результаты. Воипы-авпаторы хорошо подготовились к летней учебе. В классах, у тренажеров мы настойчиво повышали теоретические знания. Сейчас пастала горячая пора. Перед нами стоят большие и ответственные задачи. Авиаторы приложат все силы к тому, чтобы организованно провести лет пюю учебу, еще выше поднять свое боевое мастерство, с честью выполнить постав ленные иереа нами Военно-Морским Мини стром задачи. Мы будем и впредь пеустаппо раститв отличников боевой и политической подго товки — передовых воинов, безупречно выполняющих священный долг перед Ро диной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz