На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.
3 июня Т95ЧУ г., № 135 f3743t На с т р аже З а п о л я р ь я Я Один пункт решения П А РТИ Й Н А Я О РГАН И ЗАЦ И Я ВО СП И ТЫ ВА ЕТ О ТЛИ ЧНИ КО В На отчетно-выборном собраний комму нисты^ резко критиковали секретаря пар тийной организации за слабую работу с отличниками боевой и политической под готовки. В выступлениях отмечалось, что успех в повышении боевой готовности ко рабля зависит во мпогом от того, насколь ко правильно будет постазлепа работа по воспитанию и вырашивапию передовзков учебы и службы. Бее критические замечания и предло жения коммунистов нашли свое отраже ние з решении отчетно-выборпого партий ного собрания.' Специальным пунктом в решении записано о необходимости улуч шить популяризацию отличников, распро странение их опыта. Обращалось особое Ьмимание на организацию работы по этим ^Ьпрссам среди комсомольцев. Этот пункт решения выполняется. Партийная организация помогла коман дованию корабля провести ряд собраний отлггаиков по обмену олыточ их ргбогы. На одном/ив таких собраний выступил матрос Краснов. Он говорил: , — Для того, чтобы стать отличником боевой и политической подготовки, необхо димо, в первую очередь, пунктуально вы полнять требования уставов и наставле ний. В этом я убедился на собственном «пыто. Устав требует от нас прилежно изучать военную специальность, внима тельно относиться к занятиям. Когда стар- - шина отделения отрабатывал со мной првдны работы на боевом посту до автома тизма, я с большим желаппем выполнял его УДО1НИЯ. Когда я стал все действия выполнять быстрее, чем предусмотрено нормативами, старшина о калывал мно по мощь в освоении специальности по учеб* * в Ш » я одновременно учил точно рассчи тывать движения. Успехи умножают сил«. И стремлюсь еше лучше овладеть своей специальностью. На этом собрании выступил и комендор старинна 2 статьи Власенков, который раесизал о том, как отличное знание и точно* выполнение устава помогают вои нам Ь учебе по специальности. После собрания отличников партийная орган 98&ЦИЯ помогла старшине 2 статьи Власенкову подготовить и провести беседу на тему: «Как я стал отличппком боевой и политической подготовки». Тов. Вла сенков на корабле вырос от матроса до старюты 2 статьи, стал хорошим воспи тателем воинов. Большое значение в рабо те с подчиненными он придаст личному примеру. Матросы Чередничепко и Зде- стали передовыми воинами. За отличные показатели в боевой и политической под готовке они имеют ряд благодарностей от командования. В работе партийной организации стало правилом собирать отличников боевой и политической подготовки перед выполне нием важных задач, стоящих перед лич ным составом. За последний период време ни проведены собрания передовиков с во просами: «Задачи отличников в период ре монтных работ». «Роль отличников в укреплении воинской дисциплины» и ряд других. Такие мероприятия поднимают роль передовых воинов в учебе и службе, помогают командованию в мобилизации личпого состава на решение важнейших 8адач. Для передачи опыта отличников секре тарь партийной организации главный старшина Крахмаль провел несколько ме роприятии. Он принял активное участие в подготовке и проведении семинара членов комсомольского бюро совместно с активом на тему: «Работа комсомольского бюво и актива по пропаганде опыта отличников н их популяризации». После семинара аги таторы в своих беседах с воинами пачалн чаше рассказывать о тех морянах, кото рые сфотографированы у развернутого знамени, отмечены на Досю отличников. По инициативе партийной организации i устраивались встречи отличников с лич-1 ным составом корабля. Проведено два ве чера отличников боевой и политической подготовки. Коммунисты и комсомольцы помешают на страницах стенной гааеты заметки о передовых воинах. Выпускают ся «Боевые листки», радиогазеты, посвя щенные отличникам боевой и политиче ской подготовки. За последний период времени выпущены раиогазеты, в которых рассказывалось о старшинах 2 статьи Онишенво. Скалине. старшем матросе Ее- поподине и ряде других. За период, прошедший после отчетно: выборного партийного собрания, ряды от личников боевой и политической подготов- Ш т . Матросские чтения О происхождении человека Высокими показателями в боевой и политической учебе встречает День Во енно-Морского Флота авиатор С. Быч ков. Недавно ему вручены часы, кото рыми он награжден командованием за высокие достижения в боевой подготовке и за умелую воспитательную работу с подчиненными. НА СНИМКЕ: авиатор-гвардеец С. Бычков. Фото Н. Высоцкого. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ кн значительно выросли. В их число вы двинулись такие моряки, как старшина 2 статьи Сонькин. старшие матросы Ка сатиков. Довбня,. матрос Чоха. Партийная организация успешно устра няет один из серьезных недостатков, вскрытых на отчетно-выборном собрании, — добивается того, чтобы каждый член и кандидат партии был отличником. Так выполняется один из пунктов реше ния отчетно-выборного партийного собра нию , во всем подражая своему старшине, •ния. Лейтенант Д. ДИКАРЕВ. Крепкая связь с молодежью П е’взд комсомола и П пленум ЦК I стие в стенгазете. Они часто выступают ВЛКСМ потребовали всемерно расширять со статьями и заметками, в которых про- Л У ЧШ И Й К У Б Р И К П О Д РА ЗД ЕЛ ЕН И Я Большим авторитетом пользуется среди личного состава подразделения младший сержант Карпов. Он умелый н требователь ный командир, отличный воспитатель сво их подчиненных. Как-то раз на собрании отделения Катн пов предложил воинам в честь наступаю щего, праздника Дня Военпо-Морек)го ^Фло та своими силами оборудовать кубрик, чтобы оп был лучшим в подразделении. Желающих прцпять участие в оформле нии кубрика оказалось много. Карпов вы делил лучших солдат отделения тов. Мам- зюка, Бабича и поручил им это дело. В короткий срок все было приготовлено к отделке кубрика. Не теряя ни одной ми нуты, воины приступили к работе. Теперь наш кубрик стал лучшим в подразделении. Командир подразделения дал хорошую оценку качеству работы, а солдатам Мам- зюку и Бабичу об’явил благодарность. Солдат И. БРУЦКИЙ. полнпческое влияние на молодежь, актив но вомвкать ее передовую часть в ряды B2KGM, Выполняя эту задачу, комсомоль цы нашего подразделения широко развер нули среди молодежи агитационно-пропа гандистскую работу. В перерывы между занятиями и вече ром в часы политико-массовой работы можно часто видеть, как вокруг комсомоль цев Руденко и Леонова собираются матро сы. Комсомольцы рассказывают морякам о текущих событиях в стране и за рубе жом, о превосходства советского общест венного строя над капиталистическим, о задачах, которые стоят перед подразделе нием. Интересно и оживленно прошли недав но беседы о боевом пути четырежды орде ноносного ленинско-сталинского комсомо ла, об Уставе ВЛКСМ, с новых лауреатах Сталинских премий, о природных богатст вах нашей Родины. Эти беседы были орга низованы комсомольцами Чумачепко и Козловым. В них активное участие приняв ли мноще воины. Опи задавали вопросы, говорили о прочитанных ими литературных произведениях, авторы которых сейчас удостоены почетного звания лауреатов Сталинских премий. Большое впиманпе комсомольцы также уделяют индивидуальной работе с несоюз- ной молодежью. Так. например, члены ВДКСМ Мурашов, Леонов и другие помо гают товарищам овладевать военным ма стерством, расширять политический и культурный кругозор. Пи одного дня не было, чтобы опп пе побеседовали с матро сами. Они часто организуют коллектив ные читки художественной литературы, интересных статей пз газет. Комсомольцы припимают актпвпое уча- пагандируют опыт отличников боевой и политической подготовке, критикуют нера дивое отношение некоторых товарищей к учебе. Вся эта деятельность идет под руко водством партийной организации. У нас не проходило ни одного собрания и заседания бюро ВЛКСМ, где бы не присутствовали коммунисты Попов. Бодарев. Белоусов, Петровский. Партийная организация на правляет работу комсомольцев, подсказы вает, как и что нужно делать. Это очень положительно сказывается на деятельности всей комсомольской организации, автори тет которой в подразделении с каждым днем возрастает. Это видно хотя бы по тому, что за последнее время в ряды ВДКСМ принято немало матросов — от личников боевой и политической подго товки, Комсомольская организация, принимая в срои ряды новых товарищей, неустанно ра ботает с ними. Она вовлекает их в борьбу Iза высокое качество учебы, в агитационно- пропагандистскую работу среди воинов подразделения и добивается того, чтобы все комсомольцы были передовиками в учебе и дисциплине. Комсомольская организация деятельно помогает командованию в укреплении воинской дисциплины, пропагандирует Военную присягу, уставы Вооруженных Сил. Проведено ряд бесед на такие темы, как. например. «Поведение военнослужа- щого вне расположения части», «Строго соблюдать военную и государственную тайну». Так навда организация ВЛКСМ выпол няет заяачи. поставленные XI с’ездом и II пленумом ЦК ВЛКСМ перед комсомолом, Старшина 2 ятатьи Н. СТЕПАНОВ. Л ЕКТ О РЫ У НАС Н Е БЫ ВАЮ Т Последний раз лекция о международном положении на нашем корабле была в июле 1949 года. П с тех пор лекторы у нас не были. Мы просили секретаря пар тийной организации организовать для ма тросов и старшин хорошую лекцию. Он неоднократно обращался в лекторское бю ро, но кроме обеща/ний мы до сих пор ни чего не получили. Нас, военных моряков, очень интересуют жизнь страны, события за рубежом. Га зетные же материалы эти запросы в под пой мере не удовлетворяют. Поэтому мы решили обратиться в редакцию с просьбой, чтобы нам помогли. Старший матрос И. АЛЕКСАНДРОВ. По учению Дарвина, ближайшими пред ками людей были человекообразные обезья ны, в настоящее время уже пе существую щие. Сейчас живут шимпапзе, горилла, орангутанг и гиббон, которые, при всем своем сходстве с человеком, не являются его предками. Однако изучение устройства irx тела и образа жизни позволяет соста вить представление о наших предках, су ществовавших свыше миллиона лет назад — в конпе так называемого третичного периода истории Земли. В то отдаленное время в Европе. Азии и Африке жили различные виды человекооб разных обезьян — и крупные, и нелкие. Остатки одпой такой обезьяны советским ученым удалось найти на Кавказе, в Во сточной Грузии. Установлено, что некоторые из челове кообразных обезьян жили пе па деревьях, а па земле, на открытой местности. Они передвигались на д вух конечностях. «Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку»,— писал Фрпдрпх Энгельс («Диалектика природы». Гос. изд. политической литературы, 1948 г.. стр. 134). Имея свободпые от похдержкп тела сильные н ловкие руки, человекообразные обезьяны смогли применять палки и кам ни в качестве орудий. Предков человека вынудила к этому, прелце всего, самая простая н неотложная необходимость еже дневно добывать себе пищу. Многие с’едоб- пые часта растений — корпи, луковицы, а также черви, личинки находились под землей, скрьггымн нередко в твердой, су хой почве. Чтобы извлечь такую пищу из земли, приходилось применять острые кам ни и твердые суковатые палки. Это были зачаточные формы трудовой деятельности, намек на человеческий труд. Стадо обезьян, регулярно пользовавших ся орудиями, выгодно отличалось от дру гих стад и получало преимущества перед ними. Переход от употребления предметов, дан- пых в качестве орудии самой природой, к изготовлению искусственных средств труда энаменовал великий исторический момепг в развитии животного мира. Па земле воз никли первые люди. Гигантский скачок из царства животных в царство человека со вершился с появлением совершепно ново* го н могучего Фактора развития, а имен но — труда. «Труд начинается е изготов ления орудий». — писал Энгельс («Диа лектика природы», стр. 139). Именно труд на протяжении сотен тысяч лет преобразовал первых людей, пли обезьянолюдей, в их потомков. Обезьяньи черты ослаблялись и исчезали, человече ские особенности усиливались и занимали их место. Освобождение рук от поддерживания тела сыграло крупнейшую роль в процессе превращения обезьяны в человека. Пере ход к прямохождению отразился па различ ных оргапах тела наших предков. По ипо- му стали располагаться внутренности, при крепляться к костям мускулы, удерживаю щие тело в равновесии. Строение костей п всего скелета такж<' сильно изменилось. В этом нетрудно убедиться, сравнив позво ночный хребет и грудную клетку челове ка и обезьяны. Дело не ограничилось од ним лишь изменением анатомического строения. Хождение па двух погах способ" ствовало не только возникновению труда. Оно обусловило прогрессивное развитие мозга, возникновение членораздельной уэ- чи, сознания. Товарищ Сталин писал об этом следую щее: «Если бы обезьяна всегда ходила на четвереньках, если бы она не разогнула спины, то потомок ее — человек — не мог бы свободно пользоваться своими легкими и голосовыми связками и. таким образом. Не только строение тела, но и вся жизнь формировавшихся людей преобразовывалась, качественно изменялась. Важнейшим мо ментом этого процесса было появление че ловеческого общества. Характерным при знаком. отличающим его от стада обезьян. пе мог бы пользоваться речью, что в корне был тот же труд. Новое общественное би- задержало бы развитие его сознания. Или еще: если бы обезьяна не стала на задние йоги, то потомок ее — человек — был бы вынужден всегда ходить на четвереньках, смотреть вниз и оттуда черпать вон впе чатления: оп не имел бы возможности смотреть вверх и вокруг себя и, следова тельно, не имел бы возможности доставить своему мозгу больше впечатлений, чем их имеет четвероногое животное. Все это ко" репным образом задержало бы развгсие че ловеческого созпания. Выходит, что для развития сознания пеобходпмо то или иное строение органнз- ( ма и развитие его нервной системы» (И. Сталпп. Сочннеппя, т. 1, стр. 313). Каковы же были первые люди на эем- лс? Об этом учепые узнали из находок ко стных останков на острове Ява и в Китае. По физическому строепию первые люди были еще так сильно похожи на обезьян, что их назвали обезьянолюдьми, и это на звание до сих пор удержалось в науке. Су дя по пайдеипым бедренным костя*, обезья нолюди уже достаточно хорошо передвига лись па двух ногах. Недаром яванского древнейшего человека называют «отте кантропус эректус». что значит «обезьяно человек выпрямившийся», или «прямохо дящий». Развитие мозга и черепа; у обезьяно людей отставало от развития прямохожде ния. Паучпые дапные показывают, что на мозг древнейших формировавшихся людей особенно сильное влияние оказал именно труд. Весь процесс развития человека обычно делят на три стадии. Первая стадия — обезьяночеловеческая — длилась около аь лумил.тпопа лет. Вторая—неандертальская — около четырехсот тысяч лет, третья — современного человека — около ста тысяч лет. Мозг неапдертальцев, в среднем, был такой же крупный, как у людей современ ного типа. Следовательно, труд могушег ственпо повлиял на развитие моага чело века еще на стадии обезьянолюдей. Очспь сильным было также влияние труда па руку, пз обезьяньей превратив шуюся в человеческую. Процесс труда не мыслим без руки — этого важнейшего ор- гапа труда, без вовлечения всего человече ского оргатгпзма в осуществление трудовых действий. Карл Маркс писал о труде че ловека: «Для того, чтобы присвоить ве щество природы в известной форме, при годной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, го лову п пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее. оп в то же время изменяет свою собственную природу» (Капитал, изд. 1937 г., т. I, стр. 170). Здесь заложепа основная идея о решаю щей роли труда в формировании человека, его руки п мозга, его тела. Труд влиял на передачу по паследству индивидуально прпобрстеппьгх изменений организма. «Ру ка, таким образом,— писал Энгельс, — яв ляется пе только органом труда, она также и продукт его» («Диалектика природы», стр. 135). I тие с его производственными отношениями вызвало дальнейшее развитие человеческо го сознания, которое нее более отделяло человека от животютго нпра. Постоянное общение людей между со бою па основе производства, в процессах выделки орудий, во время охоты па живот ных и при других обстоятельствах помога ло им об’едпняться для тяжелой борьбы с природой. «.^Развита» труда,— указывал Энгельс. — по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты слу чаи взаимной поддержки, совместпой дея тельности, н стало яспей созпаппе пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, форми ровавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу» («Диалектика прщкцы», 1948, стр. 136). Членораздельная речь оказала прогрес сивное влияние па преобразование гортани обезьяны в человеческий голосовой аппа рат. Неменьшее значение имела она. наря ду с трудом, также для развития головного мозга и органов чувств. Идеи Энгельса нашли блестящее под тверждение в учении о высшей нервной деятельности человека и животных, соз данном величайшим физиологом шгра ака демиком Иваном Петровичем Павловым. Эго он установил и развил идею членораз дельной речи, как второй, высшей сиг нальной системы, по сравнению с обычны ми условными рефлексами, которыми па- ряду с рефлексами прирожденными — бег условными руководствуются животные в своей жизнедеятельности. Под влиянием общественного труда, об щественной среды человек сформировался, как активный преобразователь природы, в отличие от животных, пассивно приспо собляющихся к еебесконечно изменяющим ся условиям. Законы развития человека— существа общественного — принципиально отличны от законов развития животпых. Но и человек, и яптвотные произошли и развились естественпьвги путями, а пе с помощью чуда. Пе бог, а труд создал чело века. Передовая советская паука активно борется против всяческих религиозных, идеалистических вымыслов о происхожде нии человека, против лжепаучпых теорий реакционных зарубежных аптидарвипистов и метафизиков. Советские ученые в своей работе руко водствуются словами товарища Сталина, который в 1927 г. в беседе с первой аме риканской рабочей делегацией сказал: «Партия пе может быть нейтральна в отно шении религии, и она ведет антирелигиоз ную пропаганду против всех и всяких ре лигиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассуд ки идут против пауки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке. Такие случаи, как в Америке, где осудили недавно дарвинистов, у нас невозможны, потому что партия ведет политику всемерного от стаивания пауки». М. НЕСТУРХ, кандидат биологических наук. По следам наших выступлений «НЕДОПУСТИМАЯ ВОЛОКИТА» Под таким заголовком в газете за 28 ап реля с. р . было опублпковапо письмо военкора Ф. Панкрушева, рассказывав шего о том, что в магазине Воептор- га, где работает тов. Бывпн. в течение почти двух месяцев не могут сделать пе реоценки па товары массового потребления в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о новом снижении пей с 1 марта 1950 года. Заместитель начальника управления Военторга сообщил, что по письму военко ра приняты меры: пены па вге товары в магазине установлены, виновные в за держке переоценки товаров наказаны, старший товаровед отделения Военторга тов. Терехпп снят с работы. Голос Москвы звучит в каждом доме Пламенный патриот нашей страны, изобретатель первого в мире радиоприемни ка Александр Степанович Попов говорил: «Я русский человек, и все своп знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только моей Родине.../Я горд тем, что родился русским. И если пе все современники, то может быть потомки па ши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто повое сред ство связи». Советские люди — потомки, иконные наследники и продолжатели дела А. С. Попова. Они па достоинству оценили заме чательные труды соотечественника. Вели кое изобретение А. С. Попова нашло в на шей стране широкое применение. Совет ское радио, которое служит интересам ши роких народных масс, является сейчас мо гучим двигателем культуры и прогресса. Оно пробуждает в каждом советском чело веке новые творческие силы, вдохновляет его па борьбу за победу коммунизма. Мы гордимся тем, что наша страна со циализма — родина радио — прочно удерживает за собой первое место в мире и по об’ему, и по темпам развития тран сляционной сети. Нашей отечественной пауке наряду с радиосвязью и радиовеща нием принадлежит приоритет и в таких важнейших отраслях, как радиолокация, радионавигация и телевидение. Больших результатов в радиофикаппп добились трудящиеся Москвы и Москов ской области. Они проявили замечатель ную инициативу, поставив задачей в этом году завершить в основном радиофикацию всех колхозов области. И эту задачу опи выполняют <5 честью. В невидапно корот кий срок большевики Московской области сумели полностью радиофицировать многое районы. Радиофикация колхозной деревни идет широким, непрерывно растущим фрон том. Замечательным примером этого служит Коммунистический район. Сразу же после окончания войны районная партийная ор* ганпзацпя сделала большой шаг вперед на пути под’ема культуры деревни — была осуществлена сплошная электрификация домов колхозников и общественных зданий. Сплошная электрификация явилась тех нической базой для сплошной радиофика- ппи колхооной деревни. Она позволила большевикам Коммунистического района за няться решением повой вадачи, которая заключалась в том. чтобы в каждой кол хозной избе говорило радио. Большую помощь колхозной деревне оказали трудящиеся Кировского района г. Москвы. Они, как шефы Коммунистиче ского района, счпталн радиофикацию кол хозов своим кровным делом. Проволока, изоляторы были изготовлены рабочими шефских предприятий во внеурочное вре мя. Бригады городских рабочих выполняли все работы на фидерных и абонементных линиях, делали вводы в дома колхозников п устанавливали в пих радиоточки. Результаты работы сказались быстро. В минимальные сроки было сооружено бо лее 450 километров радиолиний, установ лено 4,5 тысячи радиоточек, смонтировано два мощных радиоузла. П паступпл большой праздник в каждом колхозном доме. Люди услышали голос лю бимой Москвы. «С нетерпением мы ждали дня, — рас сказывает колхозник Криворухов, — на который было назначено прнсоедашение нашего колхоза к радиотрансляционной линии. Встал я тогда раньше обычного н стад ждать начала передачи. Вот насту пила долгожданная минута. Первые звуки музыки заставили меня и всю мою семью затаить дыхание. Нашей радости не было конца». Сплошная радиофикация района открыла широкие возможности для усиления агита ционно-пропагандистской работы средикол хозников. Радио является могучим сред ством воспитания масс в духе коммунисти ческой сознательности и пламенного совет ского патриотизма, сродством информации трудящихся о событиях внутренней и меж дународной жизни. Вместе с тем радио помогает колхозам собирать высокие устойчивые урожаи зерновых и огородных культур. Вот харак терный пример. Однажды бригадир поле водческой бригады колхоза Клюшпиково Анна Сергеевна Бардесва, слушая по радио рассказ академика Т. Д. Лысенко о новом сорте ветвистой птаепппы. которой можно собирать по 600 и больше пудов с гектара, предложила правлению колхоза запастись такими семенами. Ее предло жение было одобрено. Анна Сергеев на была направлена в Москву к тов. Лы сенко за советом и семенами ветвистой пшеницы. К весне колхоз получил семепа драгоценной культуры и посеял их па пло щади в полтора гектара. Лекции и юклады по радио, выступле ния у микрофона передовиков сельского хозяйства, ответы на вопросы, радио концерты художественной самодеятельно сти — все ето стало доступным каждому колхознику. Советское радио прочно вошло в быт подмосковной колхозной деревни. Ф. ДМИТРИЕВ. На недавно прошедшем конкурсе радиотелеграфистов связисты подразделения, где служит младший сержант Вла димир Скорняков, показали глубокое знание техники, мастерствр в приеме на слух и работе на ключе. НД СНИМКЕ: отличники боевой и политической подготовки (слева направо) старший матрос Марат Горбов, младшие сержанты Владимир Скорняков, Петр .ЧСРИОУДОВ, Яков Деревлев и Александр Герасимов у аппарата за тренировкой. Фото Н. Высоцкого. Семинар руководителей драмколлективов и чтецов-декламаторов Закончился пятидневный семинар ру ководителей драмколлективов и чтепов- декламаторов, организованный при театре Северного флота. Па семинаре большое впимаппе было уделено повышению знаний воинов в об ласти театрального искусства и художест венного чтения. Главный режиссер театра П. Шойхет прочел ряд лекций и провел практические занятия по основам режис суры. Он также рассказал участникам се минара о значении идейной направленности драматического произведения, а затем вместе с артистом театра А. Курхипым ра зобрал весь путь создания спектакля — от выбора пьесы до ее выпуска. Артиет Н. ПТиикарев дал несколько уро ков грима, заведующий постановочной частью тов. Александров рассказал, как построить простейшие и выразительные декорации в условиях клубной сцены. В семинаре приняли участие артисты театра -С. Муратовская. В. Ефимова, М. Брылкин, П. Плешаков. На ряде еоврс- мепных п классических произведений они практически учили слушателей художест венному выразительному чтению. Артист М. Муратовский провел занятия по технике речп. Участники семинара прослушали лекцию о международном положении, о современной драматургпп, о социалистическом реализ ме. как основном методе советского искус ства. В заключение воины просмотрели повый . спектакль театра Северного Флота — щ»&-J су А. Островского «Бешеные деньги». Во время обсуждения этого спектакля мпогпо из выступавших, разбирая игру артпетов. работу режиссера и оформление спектакля, очень метко отмечали положительные сто роны, вскрывали отдельные недостатки. Выступления участников семпцара свиде тельствуют о том, что руководители драм- коллективов п чтепы-декламаторы повыси ли свои знания в театральном искусстве и смогут применять пх в практической рабо те матросской и солдатской художественной самодеятельности. Участники семинара высказали пожела ния, чтобы такие мероприятия проводились почаще. П. ГРИГОРЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz