На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.

3 июня Т95ЧУ г., № 135 f3743t На с т р аже З а п о л я р ь я Я Один пункт решения П А РТИ Й Н А Я О РГАН И ЗАЦ И Я ВО СП И ТЫ ВА ЕТ О ТЛИ ЧНИ КО В На отчетно-выборном собраний комму­ нисты^ резко критиковали секретаря пар­ тийной организации за слабую работу с отличниками боевой и политической под­ готовки. В выступлениях отмечалось, что успех в повышении боевой готовности ко­ рабля зависит во мпогом от того, насколь­ ко правильно будет постазлепа работа по воспитанию и вырашивапию передовзков учебы и службы. Бее критические замечания и предло­ жения коммунистов нашли свое отраже­ ние з решении отчетно-выборпого партий­ ного собрания.' Специальным пунктом в решении записано о необходимости улуч­ шить популяризацию отличников, распро­ странение их опыта. Обращалось особое Ьмимание на организацию работы по этим ^Ьпрссам среди комсомольцев. Этот пункт решения выполняется. Партийная организация помогла коман­ дованию корабля провести ряд собраний отлггаиков по обмену олыточ их ргбогы. На одном/ив таких собраний выступил матрос Краснов. Он говорил: , — Для того, чтобы стать отличником боевой и политической подготовки, необхо­ димо, в первую очередь, пунктуально вы­ полнять требования уставов и наставле­ ний. В этом я убедился на собственном «пыто. Устав требует от нас прилежно изучать военную специальность, внима­ тельно относиться к занятиям. Когда стар- - шина отделения отрабатывал со мной првдны работы на боевом посту до автома­ тизма, я с большим желаппем выполнял его УДО1НИЯ. Когда я стал все действия выполнять быстрее, чем предусмотрено нормативами, старшина о калывал мно по­ мощь в освоении специальности по учеб* * в Ш » я одновременно учил точно рассчи­ тывать движения. Успехи умножают сил«. И стремлюсь еше лучше овладеть своей специальностью. На этом собрании выступил и комендор старинна 2 статьи Власенков, который раесизал о том, как отличное знание и точно* выполнение устава помогают вои­ нам Ь учебе по специальности. После собрания отличников партийная орган 98&ЦИЯ помогла старшине 2 статьи Власенкову подготовить и провести беседу на тему: «Как я стал отличппком боевой и политической подготовки». Тов. Вла­ сенков на корабле вырос от матроса до старюты 2 статьи, стал хорошим воспи­ тателем воинов. Большое значение в рабо­ те с подчиненными он придаст личному примеру. Матросы Чередничепко и Зде- стали передовыми воинами. За отличные показатели в боевой и политической под­ готовке они имеют ряд благодарностей от командования. В работе партийной организации стало правилом собирать отличников боевой и политической подготовки перед выполне­ нием важных задач, стоящих перед лич­ ным составом. За последний период време­ ни проведены собрания передовиков с во­ просами: «Задачи отличников в период ре­ монтных работ». «Роль отличников в укреплении воинской дисциплины» и ряд других. Такие мероприятия поднимают роль передовых воинов в учебе и службе, помогают командованию в мобилизации личпого состава на решение важнейших 8адач. Для передачи опыта отличников секре­ тарь партийной организации главный старшина Крахмаль провел несколько ме­ роприятии. Он принял активное участие в подготовке и проведении семинара членов комсомольского бюро совместно с активом на тему: «Работа комсомольского бюво и актива по пропаганде опыта отличников н их популяризации». После семинара аги­ таторы в своих беседах с воинами пачалн чаше рассказывать о тех морянах, кото­ рые сфотографированы у развернутого знамени, отмечены на Досю отличников. По инициативе партийной организации i устраивались встречи отличников с лич-1 ным составом корабля. Проведено два ве­ чера отличников боевой и политической подготовки. Коммунисты и комсомольцы помешают на страницах стенной гааеты заметки о передовых воинах. Выпускают­ ся «Боевые листки», радиогазеты, посвя­ щенные отличникам боевой и политиче­ ской подготовки. За последний период времени выпущены раиогазеты, в которых рассказывалось о старшинах 2 статьи Онишенво. Скалине. старшем матросе Ее- поподине и ряде других. За период, прошедший после отчетно: выборного партийного собрания, ряды от­ личников боевой и политической подготов- Ш т . Матросские чтения О происхождении человека Высокими показателями в боевой и политической учебе встречает День Во­ енно-Морского Флота авиатор С. Быч­ ков. Недавно ему вручены часы, кото­ рыми он награжден командованием за высокие достижения в боевой подготовке и за умелую воспитательную работу с подчиненными. НА СНИМКЕ: авиатор-гвардеец С. Бычков. Фото Н. Высоцкого. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ кн значительно выросли. В их число вы­ двинулись такие моряки, как старшина 2 статьи Сонькин. старшие матросы Ка­ сатиков. Довбня,. матрос Чоха. Партийная организация успешно устра­ няет один из серьезных недостатков, вскрытых на отчетно-выборном собрании, — добивается того, чтобы каждый член и кандидат партии был отличником. Так выполняется один из пунктов реше­ ния отчетно-выборного партийного собра­ нию , во всем подражая своему старшине, •ния. Лейтенант Д. ДИКАРЕВ. Крепкая связь с молодежью П е’взд комсомола и П пленум ЦК I стие в стенгазете. Они часто выступают ВЛКСМ потребовали всемерно расширять со статьями и заметками, в которых про- Л У ЧШ И Й К У Б Р И К П О Д РА ЗД ЕЛ ЕН И Я Большим авторитетом пользуется среди личного состава подразделения младший сержант Карпов. Он умелый н требователь­ ный командир, отличный воспитатель сво­ их подчиненных. Как-то раз на собрании отделения Катн пов предложил воинам в честь наступаю­ щего, праздника Дня Военпо-Морек)го ^Фло­ та своими силами оборудовать кубрик, чтобы оп был лучшим в подразделении. Желающих прцпять участие в оформле­ нии кубрика оказалось много. Карпов вы­ делил лучших солдат отделения тов. Мам- зюка, Бабича и поручил им это дело. В короткий срок все было приготовлено к отделке кубрика. Не теряя ни одной ми­ нуты, воины приступили к работе. Теперь наш кубрик стал лучшим в подразделении. Командир подразделения дал хорошую оценку качеству работы, а солдатам Мам- зюку и Бабичу об’явил благодарность. Солдат И. БРУЦКИЙ. полнпческое влияние на молодежь, актив­ но вомвкать ее передовую часть в ряды B2KGM, Выполняя эту задачу, комсомоль­ цы нашего подразделения широко развер­ нули среди молодежи агитационно-пропа­ гандистскую работу. В перерывы между занятиями и вече­ ром в часы политико-массовой работы можно часто видеть, как вокруг комсомоль­ цев Руденко и Леонова собираются матро­ сы. Комсомольцы рассказывают морякам о текущих событиях в стране и за рубе­ жом, о превосходства советского общест­ венного строя над капиталистическим, о задачах, которые стоят перед подразделе­ нием. Интересно и оживленно прошли недав­ но беседы о боевом пути четырежды орде­ ноносного ленинско-сталинского комсомо­ ла, об Уставе ВЛКСМ, с новых лауреатах Сталинских премий, о природных богатст­ вах нашей Родины. Эти беседы были орга­ низованы комсомольцами Чумачепко и Козловым. В них активное участие приняв ли мноще воины. Опи задавали вопросы, говорили о прочитанных ими литературных произведениях, авторы которых сейчас удостоены почетного звания лауреатов Сталинских премий. Большое впиманпе комсомольцы также уделяют индивидуальной работе с несоюз- ной молодежью. Так. например, члены ВДКСМ Мурашов, Леонов и другие помо­ гают товарищам овладевать военным ма­ стерством, расширять политический и культурный кругозор. Пи одного дня не было, чтобы опп пе побеседовали с матро­ сами. Они часто организуют коллектив­ ные читки художественной литературы, интересных статей пз газет. Комсомольцы припимают актпвпое уча- пагандируют опыт отличников боевой и политической подготовке, критикуют нера­ дивое отношение некоторых товарищей к учебе. Вся эта деятельность идет под руко­ водством партийной организации. У нас не проходило ни одного собрания и заседания бюро ВЛКСМ, где бы не присутствовали коммунисты Попов. Бодарев. Белоусов, Петровский. Партийная организация на­ правляет работу комсомольцев, подсказы­ вает, как и что нужно делать. Это очень положительно сказывается на деятельности всей комсомольской организации, автори­ тет которой в подразделении с каждым днем возрастает. Это видно хотя бы по тому, что за последнее время в ряды ВДКСМ принято немало матросов — от­ личников боевой и политической подго­ товки, Комсомольская организация, принимая в срои ряды новых товарищей, неустанно ра­ ботает с ними. Она вовлекает их в борьбу Iза высокое качество учебы, в агитационно- пропагандистскую работу среди воинов подразделения и добивается того, чтобы все комсомольцы были передовиками в учебе и дисциплине. Комсомольская организация деятельно помогает командованию в укреплении воинской дисциплины, пропагандирует Военную присягу, уставы Вооруженных Сил. Проведено ряд бесед на такие темы, как. например. «Поведение военнослужа- щого вне расположения части», «Строго соблюдать военную и государственную тайну». Так навда организация ВЛКСМ выпол­ няет заяачи. поставленные XI с’ездом и II пленумом ЦК ВЛКСМ перед комсомолом, Старшина 2 ятатьи Н. СТЕПАНОВ. Л ЕКТ О РЫ У НАС Н Е БЫ ВАЮ Т Последний раз лекция о международном положении на нашем корабле была в июле 1949 года. П с тех пор лекторы у нас не были. Мы просили секретаря пар­ тийной организации организовать для ма­ тросов и старшин хорошую лекцию. Он неоднократно обращался в лекторское бю­ ро, но кроме обеща/ний мы до сих пор ни­ чего не получили. Нас, военных моряков, очень интересуют жизнь страны, события за рубежом. Га­ зетные же материалы эти запросы в под­ пой мере не удовлетворяют. Поэтому мы решили обратиться в редакцию с просьбой, чтобы нам помогли. Старший матрос И. АЛЕКСАНДРОВ. По учению Дарвина, ближайшими пред­ ками людей были человекообразные обезья­ ны, в настоящее время уже пе существую­ щие. Сейчас живут шимпапзе, горилла, орангутанг и гиббон, которые, при всем своем сходстве с человеком, не являются его предками. Однако изучение устройства irx тела и образа жизни позволяет соста­ вить представление о наших предках, су­ ществовавших свыше миллиона лет назад — в конпе так называемого третичного периода истории Земли. В то отдаленное время в Европе. Азии и Африке жили различные виды человекооб­ разных обезьян — и крупные, и нелкие. Остатки одпой такой обезьяны советским ученым удалось найти на Кавказе, в Во­ сточной Грузии. Установлено, что некоторые из челове­ кообразных обезьян жили пе па деревьях, а па земле, на открытой местности. Они передвигались на д вух конечностях. «Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку»,— писал Фрпдрпх Энгельс («Диалектика природы». Гос. изд. политической литературы, 1948 г.. стр. 134). Имея свободпые от похдержкп тела сильные н ловкие руки, человекообразные обезьяны смогли применять палки и кам­ ни в качестве орудий. Предков человека вынудила к этому, прелце всего, самая простая н неотложная необходимость еже­ дневно добывать себе пищу. Многие с’едоб- пые часта растений — корпи, луковицы, а также черви, личинки находились под землей, скрьггымн нередко в твердой, су­ хой почве. Чтобы извлечь такую пищу из земли, приходилось применять острые кам­ ни и твердые суковатые палки. Это были зачаточные формы трудовой деятельности, намек на человеческий труд. Стадо обезьян, регулярно пользовавших­ ся орудиями, выгодно отличалось от дру­ гих стад и получало преимущества перед ними. Переход от употребления предметов, дан- пых в качестве орудии самой природой, к изготовлению искусственных средств труда энаменовал великий исторический момепг в развитии животного мира. Па земле воз­ никли первые люди. Гигантский скачок из царства животных в царство человека со­ вершился с появлением совершепно ново* го н могучего Фактора развития, а имен­ но — труда. «Труд начинается е изготов­ ления орудий». — писал Энгельс («Диа­ лектика природы», стр. 139). Именно труд на протяжении сотен тысяч лет преобразовал первых людей, пли обезьянолюдей, в их потомков. Обезьяньи черты ослаблялись и исчезали, человече­ ские особенности усиливались и занимали их место. Освобождение рук от поддерживания тела сыграло крупнейшую роль в процессе превращения обезьяны в человека. Пере­ ход к прямохождению отразился па различ­ ных оргапах тела наших предков. По ипо- му стали располагаться внутренности, при­ крепляться к костям мускулы, удерживаю­ щие тело в равновесии. Строение костей п всего скелета такж<' сильно изменилось. В этом нетрудно убедиться, сравнив позво­ ночный хребет и грудную клетку челове­ ка и обезьяны. Дело не ограничилось од­ ним лишь изменением анатомического строения. Хождение па двух погах способ" ствовало не только возникновению труда. Оно обусловило прогрессивное развитие мозга, возникновение членораздельной уэ- чи, сознания. Товарищ Сталин писал об этом следую­ щее: «Если бы обезьяна всегда ходила на четвереньках, если бы она не разогнула спины, то потомок ее — человек — не мог бы свободно пользоваться своими легкими и голосовыми связками и. таким образом. Не только строение тела, но и вся жизнь формировавшихся людей преобразовывалась, качественно изменялась. Важнейшим мо­ ментом этого процесса было появление че­ ловеческого общества. Характерным при­ знаком. отличающим его от стада обезьян. пе мог бы пользоваться речью, что в корне был тот же труд. Новое общественное би- задержало бы развитие его сознания. Или еще: если бы обезьяна не стала на задние йоги, то потомок ее — человек — был бы вынужден всегда ходить на четвереньках, смотреть вниз и оттуда черпать вон впе­ чатления: оп не имел бы возможности смотреть вверх и вокруг себя и, следова­ тельно, не имел бы возможности доставить своему мозгу больше впечатлений, чем их имеет четвероногое животное. Все это ко" репным образом задержало бы развгсие че­ ловеческого созпания. Выходит, что для развития сознания пеобходпмо то или иное строение органнз- ( ма и развитие его нервной системы» (И. Сталпп. Сочннеппя, т. 1, стр. 313). Каковы же были первые люди на эем- лс? Об этом учепые узнали из находок ко­ стных останков на острове Ява и в Китае. По физическому строепию первые люди были еще так сильно похожи на обезьян, что их назвали обезьянолюдьми, и это на­ звание до сих пор удержалось в науке. Су­ дя по пайдеипым бедренным костя*, обезья­ нолюди уже достаточно хорошо передвига­ лись па двух ногах. Недаром яванского древнейшего человека называют «отте­ кантропус эректус». что значит «обезьяно­ человек выпрямившийся», или «прямохо­ дящий». Развитие мозга и черепа; у обезьяно­ людей отставало от развития прямохожде­ ния. Паучпые дапные показывают, что на мозг древнейших формировавшихся людей особенно сильное влияние оказал именно труд. Весь процесс развития человека обычно делят на три стадии. Первая стадия — обезьяночеловеческая — длилась около аь лумил.тпопа лет. Вторая—неандертальская — около четырехсот тысяч лет, третья — современного человека — около ста тысяч лет. Мозг неапдертальцев, в среднем, был такой же крупный, как у людей современ­ ного типа. Следовательно, труд могушег ственпо повлиял на развитие моага чело­ века еще на стадии обезьянолюдей. Очспь сильным было также влияние труда па руку, пз обезьяньей превратив­ шуюся в человеческую. Процесс труда не­ мыслим без руки — этого важнейшего ор- гапа труда, без вовлечения всего человече­ ского оргатгпзма в осуществление трудовых действий. Карл Маркс писал о труде че­ ловека: «Для того, чтобы присвоить ве­ щество природы в известной форме, при­ годной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, го­ лову п пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее. оп в то же время изменяет свою собственную природу» (Капитал, изд. 1937 г., т. I, стр. 170). Здесь заложепа основная идея о решаю­ щей роли труда в формировании человека, его руки п мозга, его тела. Труд влиял на передачу по паследству индивидуально прпобрстеппьгх изменений организма. «Ру­ ка, таким образом,— писал Энгельс, — яв­ ляется пе только органом труда, она также и продукт его» («Диалектика природы», стр. 135). I тие с его производственными отношениями вызвало дальнейшее развитие человеческо­ го сознания, которое нее более отделяло человека от животютго нпра. Постоянное общение людей между со­ бою па основе производства, в процессах выделки орудий, во время охоты па живот­ ных и при других обстоятельствах помога­ ло им об’едпняться для тяжелой борьбы с природой. «.^Развита» труда,— указывал Энгельс. — по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты слу­ чаи взаимной поддержки, совместпой дея­ тельности, н стало яспей созпаппе пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, форми­ ровавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу» («Диалектика прщкцы», 1948, стр. 136). Членораздельная речь оказала прогрес­ сивное влияние па преобразование гортани обезьяны в человеческий голосовой аппа­ рат. Неменьшее значение имела она. наря­ ду с трудом, также для развития головного мозга и органов чувств. Идеи Энгельса нашли блестящее под­ тверждение в учении о высшей нервной деятельности человека и животных, соз­ данном величайшим физиологом шгра ака­ демиком Иваном Петровичем Павловым. Эго он установил и развил идею членораз­ дельной речи, как второй, высшей сиг­ нальной системы, по сравнению с обычны­ ми условными рефлексами, которыми па- ряду с рефлексами прирожденными — бег условными руководствуются животные в своей жизнедеятельности. Под влиянием общественного труда, об­ щественной среды человек сформировался, как активный преобразователь природы, в отличие от животных, пассивно приспо­ собляющихся к еебесконечно изменяющим­ ся условиям. Законы развития человека— существа общественного — принципиально отличны от законов развития животпых. Но и человек, и яптвотные произошли и развились естественпьвги путями, а пе с помощью чуда. Пе бог, а труд создал чело­ века. Передовая советская паука активно борется против всяческих религиозных, идеалистических вымыслов о происхожде­ нии человека, против лжепаучпых теорий реакционных зарубежных аптидарвипистов и метафизиков. Советские ученые в своей работе руко­ водствуются словами товарища Сталина, который в 1927 г. в беседе с первой аме­ риканской рабочей делегацией сказал: «Партия пе может быть нейтральна в отно­ шении религии, и она ведет антирелигиоз­ ную пропаганду против всех и всяких ре­ лигиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассуд­ ки идут против пауки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке. Такие случаи, как в Америке, где осудили недавно дарвинистов, у нас невозможны, потому что партия ведет политику всемерного от­ стаивания пауки». М. НЕСТУРХ, кандидат биологических наук. По следам наших выступлений «НЕДОПУСТИМАЯ ВОЛОКИТА» Под таким заголовком в газете за 28 ап­ реля с. р . было опублпковапо письмо военкора Ф. Панкрушева, рассказывав­ шего о том, что в магазине Воептор- га, где работает тов. Бывпн. в течение почти двух месяцев не могут сделать пе­ реоценки па товары массового потребления в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о новом снижении пей с 1 марта 1950 года. Заместитель начальника управления Военторга сообщил, что по письму военко­ ра приняты меры: пены па вге товары в магазине установлены, виновные в за­ держке переоценки товаров наказаны, старший товаровед отделения Военторга тов. Терехпп снят с работы. Голос Москвы звучит в каждом доме Пламенный патриот нашей страны, изобретатель первого в мире радиоприемни­ ка Александр Степанович Попов говорил: «Я русский человек, и все своп знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только моей Родине.../Я горд тем, что родился русским. И если пе все современники, то может быть потомки па­ ши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто повое сред­ ство связи». Советские люди — потомки, иконные наследники и продолжатели дела А. С. Попова. Они па достоинству оценили заме­ чательные труды соотечественника. Вели­ кое изобретение А. С. Попова нашло в на­ шей стране широкое применение. Совет­ ское радио, которое служит интересам ши­ роких народных масс, является сейчас мо­ гучим двигателем культуры и прогресса. Оно пробуждает в каждом советском чело­ веке новые творческие силы, вдохновляет его па борьбу за победу коммунизма. Мы гордимся тем, что наша страна со­ циализма — родина радио — прочно удерживает за собой первое место в мире и по об’ему, и по темпам развития тран­ сляционной сети. Нашей отечественной пауке наряду с радиосвязью и радиовеща­ нием принадлежит приоритет и в таких важнейших отраслях, как радиолокация, радионавигация и телевидение. Больших результатов в радиофикаппп добились трудящиеся Москвы и Москов­ ской области. Они проявили замечатель­ ную инициативу, поставив задачей в этом году завершить в основном радиофикацию всех колхозов области. И эту задачу опи выполняют <5 честью. В невидапно корот­ кий срок большевики Московской области сумели полностью радиофицировать многое районы. Радиофикация колхозной деревни идет широким, непрерывно растущим фрон­ том. Замечательным примером этого служит Коммунистический район. Сразу же после окончания войны районная партийная ор* ганпзацпя сделала большой шаг вперед на пути под’ема культуры деревни — была осуществлена сплошная электрификация домов колхозников и общественных зданий. Сплошная электрификация явилась тех­ нической базой для сплошной радиофика- ппи колхооной деревни. Она позволила большевикам Коммунистического района за­ няться решением повой вадачи, которая заключалась в том. чтобы в каждой кол­ хозной избе говорило радио. Большую помощь колхозной деревне оказали трудящиеся Кировского района г. Москвы. Они, как шефы Коммунистиче­ ского района, счпталн радиофикацию кол хозов своим кровным делом. Проволока, изоляторы были изготовлены рабочими шефских предприятий во внеурочное вре мя. Бригады городских рабочих выполняли все работы на фидерных и абонементных линиях, делали вводы в дома колхозников п устанавливали в пих радиоточки. Результаты работы сказались быстро. В минимальные сроки было сооружено бо­ лее 450 километров радиолиний, установ­ лено 4,5 тысячи радиоточек, смонтировано два мощных радиоузла. П паступпл большой праздник в каждом колхозном доме. Люди услышали голос лю­ бимой Москвы. «С нетерпением мы ждали дня, — рас­ сказывает колхозник Криворухов, — на который было назначено прнсоедашение нашего колхоза к радиотрансляционной линии. Встал я тогда раньше обычного н стад ждать начала передачи. Вот насту­ пила долгожданная минута. Первые звуки музыки заставили меня и всю мою семью затаить дыхание. Нашей радости не было конца». Сплошная радиофикация района открыла широкие возможности для усиления агита­ ционно-пропагандистской работы средикол­ хозников. Радио является могучим сред­ ством воспитания масс в духе коммунисти­ ческой сознательности и пламенного совет­ ского патриотизма, сродством информации трудящихся о событиях внутренней и меж­ дународной жизни. Вместе с тем радио помогает колхозам собирать высокие устойчивые урожаи зерновых и огородных культур. Вот харак­ терный пример. Однажды бригадир поле­ водческой бригады колхоза Клюшпиково Анна Сергеевна Бардесва, слушая по радио рассказ академика Т. Д. Лысенко о новом сорте ветвистой птаепппы. которой можно собирать по 600 и больше пудов с гектара, предложила правлению колхоза запастись такими семенами. Ее предло­ жение было одобрено. Анна Сергеев­ на была направлена в Москву к тов. Лы­ сенко за советом и семенами ветвистой пшеницы. К весне колхоз получил семепа драгоценной культуры и посеял их па пло­ щади в полтора гектара. Лекции и юклады по радио, выступле­ ния у микрофона передовиков сельского хозяйства, ответы на вопросы, радио­ концерты художественной самодеятельно­ сти — все ето стало доступным каждому колхознику. Советское радио прочно вошло в быт подмосковной колхозной деревни. Ф. ДМИТРИЕВ. На недавно прошедшем конкурсе радиотелеграфистов связисты подразделения, где служит младший сержант Вла­ димир Скорняков, показали глубокое знание техники, мастерствр в приеме на слух и работе на ключе. НД СНИМКЕ: отличники боевой и политической подготовки (слева направо) старший матрос Марат Горбов, младшие сержанты Владимир Скорняков, Петр .ЧСРИОУДОВ, Яков Деревлев и Александр Герасимов у аппарата за тренировкой. Фото Н. Высоцкого. Семинар руководителей драмколлективов и чтецов-декламаторов Закончился пятидневный семинар ру­ ководителей драмколлективов и чтепов- декламаторов, организованный при театре Северного флота. Па семинаре большое впимаппе было уделено повышению знаний воинов в об­ ласти театрального искусства и художест­ венного чтения. Главный режиссер театра П. Шойхет прочел ряд лекций и провел практические занятия по основам режис­ суры. Он также рассказал участникам се­ минара о значении идейной направленности драматического произведения, а затем вместе с артистом театра А. Курхипым ра­ зобрал весь путь создания спектакля — от выбора пьесы до ее выпуска. Артиет Н. ПТиикарев дал несколько уро­ ков грима, заведующий постановочной частью тов. Александров рассказал, как построить простейшие и выразительные декорации в условиях клубной сцены. В семинаре приняли участие артисты театра -С. Муратовская. В. Ефимова, М. Брылкин, П. Плешаков. На ряде еоврс- мепных п классических произведений они практически учили слушателей художест­ венному выразительному чтению. Артист М. Муратовский провел занятия по технике речп. Участники семинара прослушали лекцию о международном положении, о современной драматургпп, о социалистическом реализ­ ме. как основном методе советского искус­ ства. В заключение воины просмотрели повый . спектакль театра Северного Флота — щ»&-J су А. Островского «Бешеные деньги». Во время обсуждения этого спектакля мпогпо из выступавших, разбирая игру артпетов. работу режиссера и оформление спектакля, очень метко отмечали положительные сто­ роны, вскрывали отдельные недостатки. Выступления участников семпцара свиде­ тельствуют о том, что руководители драм- коллективов п чтепы-декламаторы повыси­ ли свои знания в театральном искусстве и смогут применять пх в практической рабо­ те матросской и солдатской художественной самодеятельности. Участники семинара высказали пожела­ ния, чтобы такие мероприятия проводились почаще. П. ГРИГОРЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz