На страже Заполярья. 1950 год. Июль.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 толя TBS0 гч К 172 (578В). СВЯЩЕННЫЕ РЕЛИКВИИ СЕВЕРОМОРЦЕВ В ДНИ ДЕСЯТОГО СТАЛИНСКОГО УДАРА Незабываемый 1944 гo z .... Товарищ Сталин назвал его годом ре шающих яобед нал немецко-фашистскими захватчиками. В результате этих всемир но-исторических побед, одержанных Со ветской Армией, государственная граница нашей Родипы, вероломно нарушенная гитлеровскими ножчишами 22 июня 1941 года, была полностью восстановлена нз всем протяжении от Черного до Барен- пова моря. Осуществляя -гениальный ста линский план разгрома врага, советские Вооруженные Силы нанесли противнику десять . сокрушительных ударов, освободи ли родную землю от гитлеровской нечиста л начали освобождение от фашистского ига народов Европы. Яркой и славной страницей вошел этот памятный год в боевую к^торию нашего Северного флота. Он богат событиями ж делами, которые наполняют сердца моряков .чувством большой и законной гордости. Многочисленные фотографии, докумен ты и различные вещи, выставленные в одном из залов музея Северного флота, воскрешают в памяти те боевые дни. Му зейные экспонаты повествуют о том, как североморцы, сражаясь на пра/вом фланге Ф 1 юнта Великой Отечественной войны, шли в наступление на врага, как они са моотверженно и героически боролись за освобождение родной земли, ка к содейст вовали доблестным войскам Советской Армии в достижении полной победы над гитлеровской Германией. Это был десятый сталинский удар. Он осуществлен в конце октября 1944 года, .«когда немецкие войска были вышиблены из района Печенга и наши войска, пресле дуя немцев, вступили в пределы союзной лам Норвегии» (И . В. Сталин). В нане сении этого'удара по врагу самое дея тельное участив принимал Северный флот, выступавший, как я на всем протяжении войны, боевым помощником нашей герои ческой Советской» Армии. В вале музея мы видим портрет дважды Героя Советского Союза А . 0 . Шабалина, а в открытом павильоне, где выставлены образцы оружия и боевой техники, — ка тер, на котором он воевал. О каких боль ш их и славных данах говорят эти релик вия! ' г Перед'моряками катеров была поставле на задача^-выеади*ь десант в порту Лина- хамари. Задача трудная# ввязанная « ог* ■ройным риском v серьезными опасностя ми. Н е ч е т к и й залив, местами чрезвы чайно узкий, насквозь ^ простреливался вражескими огневыми точками, которыми были сплошь усеяны оба берега. Значгг, итти надо было через огненный шквал и, притом, все время на виду iy противни ка. Североморцы это знали, Но ни у кого даже не шевельнулась тень сомнения в успехе этой сложной и ответственной операции. Каждый твердо верш , что за дача будет выполнена, ибо этого требо вало дел£ победы. Каедый анал, что он идет в бой по приказу товарища Сталина, и сознание этого вселяло непоколебимую уверенность, придавало сил и энергии. ...В небольшом кубрике собрался весь личный состав корабля. Матросы, старши ны и офицеры вполголоса, словно боясь нарушить настороженность етих послед них перед боем минут, говорили о пред стоящей задаче. — Товарищи, — сказал парторг кораб ля Волков. — сейчас мы с вами пойдем в поход. Не раз нам приходилось встречаться с врагом, но сегодня предстоит бой, кото рый имеет особое значение. Мы будем уча ствовать в осуществлении сталинского плана разгрома врага на Севере. Давайте все, как один, поклянемся нашему вели кому вождю ж учителю, что. его приказ выполним с честью..; Так родилась клятва, написанная на простом листке бумаги за несколько минут перед боем и выразившая чувства, которые в эти напряженные минуты пере живал каждый воин. «Дорогой и любимый товарищ Сталин! — писали моряки. *— Мы идем в бой ва полное очищение Советского Заполярья от гитлеровской нечисти. Какие мысли у нас в эти минуты? О нашей Родине думаем мы ... За сча стье ее. за счастье нашего народа мы не пощадим свою жизнь и до конца выполним д а т о й долг верных сьшов народа перед Отчизной, перед партией Ленина —- Сталина!». Елятвы великому вождю и учителю товарищу Сталину писали в те дни все североморцы — подводники и авиаторы, артиллеристы и морские пехотинцы. Нель зя без волнения смотреть на эти небольшие листки бумаги с написанными на них сло вами, идущими от самого сердца советских людей. С именем товарища Сталина бились против врага моряки все годы Великой Отечественной войпы. С именем товарищ! Сталина шли они в бои, завершившие раз гром гитлеровцев на Крайнем Севере. Оно, как луч света, освешало им путь к побе де, как солнце, согревало сердца... И вот тишину осенней ночи нарушил мощный рокот моторов. 9то Шабалин по вел свои стремительные катера на высадку десанта. Враг отчаянно сопротивлялся. Освещенный со всех сторон прожекторами, залив кипел от разрывов снарядов ж мин. Казалось, ничто живое не может пройти черев в т ш ш огня ш металла. Ео се- ве роморски$ катерники, умело маневрируя, с боевого курса не свернули. Преодолевая, ----------------X х — ------------ , Старшина 1 статьи Константен Груз дев — участник Великой Отечественной войны, б памятной 1944 году оа служил ва катеоё, который вел бон ва освобож дение Печенгн. За боевые заслуги стар шина награжден орденами Отечествен ной войны, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги*) «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941— 1946 гг.* , и «30 лет Совет ской Армии и Флота». На его боевом счету — сбитый самолет противника. Ныне старшина 1 статьи К. Груздев является отличником боевой и политиче ской подготовки. На опыте боев он обу. чает матросов. НА СНИМКЕ: старшина 1 статьи К. Груздев осматривает экспонаты музея Северного флота. Фото Н, Высоцкого. -------------- X х -------------- казалось, неодолимые препятствия, они шли s намеренней цели, И пришли! Де сант морских пехотинцев был высажен в точно назначенное время. Выполнение этой сложной ж исключи тельно смелой по замыслу операции изо биловало многочисленными примерами ге роизма и отваги североморцев. Один из катеров, подойдя к берегу, выбросил трап. Первым выскочил на вражеский берег, вооружившись двумя гранатами, 'старш и на 1 статьи Олейник. Вокруг рвались снаряды и мины, свистели осколки и пу ли. Пренебрегая смертельной опасностью, отважный моряк закрепил трап и свою за дачу выполнил. А когда катер начал отхо дить, над мостиком разорвался снаряд, два других цопали в борт я разорвались в кол лекторе правого мотора. В машинное отделе ние ворвались газы, хлынула вода. Стояв ший на вахте главный старшина Кривенко быстро предпринял необходимые меры, чтобы снасти корабль ж его экипаж . Его помощник, молодой моторист матрос Бо родкин, был ранен осколком снаряда. Пре возмогая боль, он продолжал действовать на своем посту, а когда его сменили, пере вязал себе рану и поднялся на палубу, чтобы помогать верхней команде. Во время Неченгской операции совершил подвиг моторигг катера Георгий Курбатов, портрет которого выставлен в вале музея. За проявленные им героизм, стойкость и находчивость он был удостоен звания Ге роя Советского Союза. Многие музейные экспонаты напомина ют о славных делах морских пехотинцев в дни боев за Иеченгу. Чтобы представить себе, каких больших трудов требовал от шгх прорыв вражеской обороны на хребте Муста-Тунтури, надо знать, что позиции противника были здесь исключительно выгодными для него. Немпы занимали гос подствующие над местностью высоты и имели возможность видеть все вокруг, ве сти прицельный огонь из всех видов ору жия. Гитлеровцы построили мощную ли нию обороны, которая, как пм казалось, недоступна и непреодолима. Но не зря в те годы на флоте была рас пространена придуманная самими моряками поговорка: «Полундра, фриц, — идут со ветские матросы!». Морские пехотинцы сокрушили оборону врага и пошли в на ступление. Вот один из многочисленных боевых эпизодов тех дней. Цепляясь за камни, сливаясь с местностью, пулеметчики стар шего лейтенанта Кукуш кина взобрались на самую вершину хребта. Они подползли к проволочному заграждению противника н, заняв здесь позицию, в упор ударили по врагу. Немцы, спохватившись, открыли по североморцам ураганный огопь, но бы ло уже поздно. Советские пулеметчики вьгбилн врага с его позиций, и он отсту пил. В образовавшийся проход ринулись наши бойцы... Одному из подразделений было поруче но перерезать дорогу, по которой отступал противник. Для етого надо было взорвать мост через бурную горную речку. Когда командир сказал об этом бойпам, все ю ’я- вилн желание выполнить задание. Свой выбор командир остановил па комсомоль цах Никитине, Елисееве, Каневе и Фро лове. Четверо отважных воинов отправились выполнять сложную и опасную задачу. Вот онп уже совсем близко от моста, ко торый им предстояло взорвать, но здесь вдруг моряков обнаружил враг. Северо морцы заняли круговую оборону и всту пили в неравный бой. Тяжело ранило осколком Елисеева. Никитин, как стар ший в группе, приказал Каневу эвакуи ровать раненого, а сам с Фроловым остал ся сражаться против наседавших гитле ровцев. Уходить было нельзя, ведь задача еще не выполнена,- мост не взорван! От стреливаясь от наседавшего врага, северо морцы добрались до. моста, заложили фу гасы, и буквально на глазах у гитлеров це® мост взлетел на воздух. Сами герои погибли. Никитин, оказав шись после взрыва окруженным враже скими солдатами, метнул себе под ноги гранату и, погибая, уничтожил трех гит леровцев. Тело Фролова наши бойцы на шли неподалеку страшно изуродованным.. Захватив смертельно! раненого советского бойца, фашисты подвергли его пыткам ж издевательствам. Героически сражались североморцы везде — на суше, на море ж в воздухе. Об их славных делах говорят выставлен ные в музее материалы. Большой список составляют имена героев печенгских боев. Разведчики Леонов, Пшеничных и Агафо нов, морские пехотинцы Варченко, Ка торжный и Петербургский, катерники Алеюееев, Новоспасский, Штанько, авиа торы Гуляев, Синицын, Климов, Бокий и многие другие занимают первые места в этом почетном списке, а за ними идут ты сячи героев, отважных, смелых бойцов, вложивших свой ратный воинский труд в дело победы над врагом. Этот труд был отмечен в приказах товарища Сташ на. Благодарности Верхов ного Главнокомандующего, которых удо стоены моряки Северного флота за отлич ные боевые действия по освобождению Печеегн, ныне хранят, как самое дорогое, все, кому довелось участвовать в осущест влении десятого сталинского удара по врагу. Вывешенные в вале музея тексты приказов товарища Сталина, изданные в тот период, являются одной из наиболее ценных священных реликвий северомор це®. Они напоминают нам о том, как надо выполнять свой долг перед советской Ро диной. ка к соблюдать присягу. Все подвиги, совершенные моряками Северного флота в годы Великой Отече ственной войны и особенно в дни боев ва ос* вобождение Печенги, явились результатом не только высоких моральных качеств со ветских воинов, но и результатом глубоко го знания военного дела, отличного владе ния оружием и боевой техникой. Северо морцы побеждали потому, чао они всегда были верны указаниям товарища Сталина о необходимости постоянно совершенство вать свое боевое мастерство. Моряки вое вали и учились, творчески осваивали боевой опыт Советской Армии н Флота. И когда мы переходим в последний вал музея, посвященный послевоенной учебе североморцев, мы видим, как надо за креплять и умножать боевую славу флота, завоеванную в жестоких боях. Это находит свое выражение в отличной учебе, безу пречной службе и высокой воинской дис циплине. Североморцы, верные указаниям товарища Сталина, неустанно крепят мощь родного флота, обеспечивают его вы сокую боевую готовность. И это патриотическое движение совет ских воинов, уже нашедшее свое отра жение в музее, тоже будет иметь свои до рогие и снащенные реликвии. Е . САБЛИН. Флот отнрытого моря П о л н ы е п а р у с а . Рисунок старшего матроса Р. Куниикова, присланный на конкурс. С незапамятных времен Кольский полу остров принадлежит русскому народу. Уже в одиннадцатом веке здесь встречались рус ские поселепия. С присоединением Вслнкого Новгорода к Москве, в 1478 голу вошел в состав Московского государства п Кольский полуостров. Полярные мореходы, простые русские люди, издавна плавали на свопх су денышках вдоль всего побережья Кольского полуострова, ходили па острога Медвежий, Шпицберген, Новую Землю и не раз огиба ли норвежские берета. В конце XV I и начале XV II века мореход жз Колы Афанасий семнадцать раз плавал по Северпому Ледовитому океану. В 1765 г. кормщик Василий Бурков из Даниловой пустыпп, Кемского уезда, зимовал па Шпиц бергене вместо с 12 промышленпиками. Много имеется неоспоримых доказательств того, что эти окраинпые земли издавна при надлежат русскому народу. В 1760 год/у кормщик Сввва Лошкин, родом из Олонца, первым прошел вдоль всего восточного бере га Новой Земли и обогнул ее, причем про вел на восточном берепу две зимы, а на третье лето вышел к западным берегам. Жадные взоры иноземных захватчиков постоянно устремлялись к неисчислимым богатствам нашего Севера. Арктические пу ти, пролегающие у побережья Кольского по луострова, незамерзающий Кольский залив, ценные полезные ископаемые, а также бо гатые промыслы рыоы и морского зверя разжигали их аппетит, и они разными способами- пытались завладеть этой бога тейшей частью русской земли. В X V I ж особенно в XVII веке на Коль ский полуостров неоднократно нападали шведы и датчане. В середине X IX века, во время Крымской войны, сюда сунулись ан гличане, но получили должный отпор со стороны русского населения и вынуждены были воздержаться от захвата побережья Кольского залива. Следует сказать, что царское правитель ство мало беспокоилось о защите этого от даленного форпоста русской земли, В 1914 году для охраны всего громадного побег режья, простирающегося от Белого моря и до норвежской границы, а также всего Вольского полуострова имелось всего дтапь одно посыльное судно «Бакан». Этим вос пользовались любители чужих земель. В начале первой мировой войны в воды Коль ского эалива англичане ввели линейный корабль «Юпитер» и броненосный крейсер «Глория», французы — один крейсер, не сколько тральщиков и других судов. Таким образом, в русских водах появился чуже земный флот. Англичане ж французы, пользуясь своим превосходством в морских силах, обос новались у беретов Мурмана ж факти чески за х ва ти л власть в Мурманском крае. И х тралыцикя ловили вблизи русских берегов рыбу, промышляли морского зверя ж т. п. Только в конце 1915 года царское правительство, наконец, спохватилось и начало срочно принимать меры по органи зация охраны побережья Кольского полу острова. Сюда прибыли несколько траль щиков и посыльных судов, линейный ко рабль «Чвсма», эсминцы — «Бесстраш ный», «Бесшумный» и «Лейтенант Серге ев», а также несколько других небольших судов.- _ В 1918— 20 гг. империалисты Англии, Америки, Франции, пользуясь помощью из менников и предателей Родины— троцки стов, оккупировали Кольский полуостров. При их а к тв н а м участии здесь были ор ганизованы отряды белогвардейцев. Англо- Французские интервенты ставили своей целью свержение советской власти на Се вере и отторжение Кольского полуострова от России. В 1919 году Красная Аррия нанесла поражение интервентам и бело гвардейским отрядам, а в 1920 году вы швырнула их вон с советской территории. Американские и англо-французские ин тервенты без стыда грабили Кольский по луостров. На всем мурманском побережье осталось только несколько рыболовецких мотоботов. Рыбные промыслы были разру шены. В 1920 году вся добыча рыбы не многим Превышала четыре тысячи тонн. Поголовье оленей сократилось с 70 тысяч, имевшихся в 1915 голу, до 22 тысяч в 1920 году. Хозяйству Кольского полуостро ва интервенты нанесли ущерб в размере 300 миллионов золотых рублей. После изгнания апгло-франгзуэских за хватчиков Мурманский край начинает воз рождаться. Советское правительство уделя ет ему особое внимание. Край заселяется. Возводятся промышленные предприятия, восстанавливаются рыбные промыслы. На берегу Кольского залива на месте малень кого городка Романов вырастает большой социалистический город Мурманск. Постановлением Прслидиума Всероссий ского Нейтральпого Пополнительного Ко митета от 13 июня 1921 года Мурманский край преобразовывается в губернию с центрам в городе Мурмансне. 10 сентября 1927 года решением Совет ского правительства Мурманская губерния реорганизуется в округ с присоединением к Ленинградской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1938 года Мурманский округ превращается в самостоятельную Мурманскую область. Построенный в 1932 году по инициати ве товарища Сталина Беломорско-Балтий ский канал явился жизненно необходимой магистралью, по которой Советский Север стал получать все нужное для своего эконо мического развития. По предложению товарища Сталина Советским правительст вом в 1933 году было принято решение о создании Северного флота. По Беломорско-Балтийскому каналу — сталинскому водному пути прошли в Запо лярье боевые корабля, которые должны бы ли войти в состав формирующегося флота. Эскадренный миноносец «Урицкий», моря ки которого участвовали в штурме Зимнего дворца в 1917 году, и другие корабли пришли на Север. 21 июля 1933 года в порту Сорока (Бе ломорск) товарищ П. В . Сталин вместе с С. М. Кировым и К. Е . Ворошиловым по сетил шедшие на Север боевые корабли. В частности, товарищ Сталин побывал на подводной лодке и беседовал с ее экипа жем. После посещения боевых кораблей правительственная комиссия во главе с товарищем Сталиным выехала в Мурманск. Поезд прибыл в Мурманск в 7 часов 25 минут. У причала Мурманского порта уже стоял готовый к отходу в рейс чароход «Буревестник», возглавлявшийся одним из опытнейших капитанов-полярников тов. Чухнпным. Вспоминая об этом незабываемом рейсе, капитан Чухнин рассказывает: — Я выбежал по трапу на пристань. И вдруг увидел дорогого человека — великого Сталина. У меня сердце замерло от радости. Размеренными шагами по направлению к судну шел великий, любимый вождь товарищ Сталин. Иосиф Виссарионович шел и о чем-то разговаривал с товарищем Воро шиловым. Немного позади в окружении не скольких человек шел С. М. Киров. Товарищ Сталин тепло поздоровался со мной, расспросил о том, как идет работа, поинтересовался, как «Буревестник» вы полнял последнее задание... Осмотрев берега Кольского 8 алнва ж по бережье Баренцова моря, товарищ Сталин приказал капитану «Буревестника» сделать остановку в Полярном. Пароход ошварто вался недалеко от скалы, на которой теперь установлена мемориальная доска с над писью: «Здесь был 22 июля 1933 года основатель и создатель Северного флота Великий Сталин». В этот исторический день товарищем Сталиным были намечены места для буду щих баз и береговых укреплений нового Северного флота — стража Советского За полярья. И там, где указал товарищ Сталин, се вероморцы построили свои саполярные военно-морские базы и береговые укрепле ния, сыгравшие свою роль в годы Великой Отечественной войны. Гений великого Сталина еще задолго до войны нредвиел важность создания мощных военно-морских сил в Заполярье. После от езда товарища Сталина быстры ми темпами началась организация флота. 5 августа 1933 года в Мурманский порт прибыли первые боевые корабли. Потом с каждым годом флот стал пополняться все новыми и новыми боевыми кораблями. Так было положено начало созданию Се верного флота. В суровых условиях заполярных морей военные моряки настойчиво занимались боевой подготовкой. Они учились плавать в штормы, туманы и темные полярные но чи. Они изучали коварные «повадки» Се верного Ледовитого океана, и в началу Ве ликой Отечественной войны Северный флот представлял собой уже мощную боевую си* лу . «; Во время Великой Отечественной войны Северный флот был не только надежньм прикры том правого фланга сухопутного фронта, но и надежным защитником Со ветского Заполярья и активным стражем морских коммуникаций на Севере. 1944 год явился годом решаюших побед. Северный флот во взаимодействии с частя ми правого фланга Карельского фронта на носил сокрушительные удары по врагу, высаживая десанты, блокируя побережье п уничтожая корабли противника. 9 октября 1944 года началось мощное наступление в Заполярье. Морская пехота Северного флота при поддержке корабель ной артиллерии штурмом овладела высота ми горного хребта Муста Тунтури, корабли блокировали с моря печенгскую группиров ку немцев, а высадившийся десант овладел портом Линахамари. 15 октября город и порт Петсамо — важная военно-морская база и мощный опорный пункт обороны противника были заняты советскими войсками. К 1 ноября 1944 года было завершено освобождение всей Печенгской области. На ступление на Севере было десятым сталин ским ударом по врагу. Соединения доблест- Г \ ной Советской Армии при активной под- держке Северного флота нанесли смертель ное поражение немецко-фашистским за хватчикам на Севере. Товарищ Сталин в своем приказе от 7 ноября 1944 года пи сал: «Советская государственная грани ца, вероломно нарушенная гитлеровскими полчищами 22 июня 1941 года, восстанов лена на всем протяжении от Черного до Баренцова моря». Северный флот успешно справился со своими задачами. Своими успехами Север ный флот прежде всего обязан гениально му руководству великого Сталина. Ряд ко раблей, частей и соединений Северного флота награждены боевыми орденами. Не раз благодарил товарищ Сталин в ходе войны корабли и части Северного флота. 85 Героев Советского Союза были воспи таны Северным флотом. В их числе — Антон Иосифович Гурин; моряки катеров Сергей Григорьевич Коршунович, Григорий Михайлович Паламарчук, Сергей Дмитрне- вич Зюзин, Василий Иванович Быков; мо- f p ряки-поцводннки Иван Александрович Ко- лышкин, Израиль Ильич Фисанович, Ма гомет Имадутдинович Гаджцев, Григорий Иванович Щедрин; североморские летчи к и Сергей Арсентьевич Гуляев, Влади мир Иванович Покровский, Борис Павло вич Сыромятников: морские пехотинцы Владимир Иванович Бродюк, Ивап Пав лович Каторжный и многие, многие другие. За беззаветную отвагу и воинскую доб лесть удостоились награждения второй Золотой Звездой Герои Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов, Александр Осипович Шабалин и Виктор Николаевич Леонов. Североморцы свято чтут память павших смертью храбрых в боях за свобо ду и независимость нашей Родины. Герой Советского Союза Иван Сивков, отдавший свою жизнь ради спасения других, навечно, * вачислен в списки одной из частей Север-! наго флота. Вечно будет жить в сердцах , военных моряков память о беззаветном му жестве ж стойкости моряков экипажа сторо жевого корабля «Туман», геройски погиб-, ших в неравном бою, но не спустивших советского военно-морского флага перед' врагам. За время Великой Отечественной войны Северный флот численно вырос, личный состав закалился и окреп, обогатился бое вым опытом. Отечественная война многому научила моряков Северного флота. Она явилась для них суровой морской школой, неисчерпаемой сокровищницей боевого опыта. Ныне, в послевоенное время, моряки Се-, верного флота неустанно повышают свое боевое мастерство, изучая опыт Великой.. Отечественной войны. Северный флот могучей ж грозной силой стоит на страже Советского Заполярья, на страже м е р н о го созидательного труда советского народа ж государственных интересов нашего со циалистического Отечества. Действительный член Всесоюзно го общества по распространению по литических и научных знаний И. 0ББРТАС. В подразделении в эти дни К Дню Военно-Морского Флота личный состав нашего подразделения начал гото виться давно. Партийная н комсомольская организации наметили на этот период ряд мероприятий. Активисты ведут раз’ясни- тельну го работу. Так, коммунист Фисгон побеседовал с воинами на тему: «СССР — великая морская держава», коммунист Евтушенко — «Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне». По поручению партийной организации коммунисты оформили наглядную агита цию: лозунги, плакаты, витрины. Комсомольцы также принимают актив ное участие в подготовке к празднику. Тов. Ш ульц провел с бойцами интересную беседу по содержанию письма главного конструктора Горьковского автозавода им. В . М. Молотова, четырежды лауреата Сталинской премии тов. А . А . Липгарта «Зорко охраняйте счастье нашей Родины!». Тов. Иванов побеседовал на тему: «Комсо мол — шеф Военно-Морского Флота», тов. Павелко красочно оформил большую вит рину: «СССР. — великая морская держа ва». В подразделении состоялось собрание личного состава, посвященное предстояще му празднику. Воины, выступая один ва другим, заявили, что они встретят День Военно-Морсвого Флота новыми успехами во славу любимой Родины. Слова воинов не расходятся я де лом. За небольшой период времени подчи ненные старшего сержанта Ялалова пожу чили много благодарностей, В числе поощ ренных члены ВЛКСМ Кудрицкий, Какун и другае. Группа бойцов получила аадание. Воины трудились честно, но получилось так. что некоторым из них невольно приходилось сидеть без дела. Устранить недостаток по могло отделение комсомольца сержанта Оджубейского. Бойцы добровольно в часы отдыха выполнили подготовительные рабо ты . В результате производительность рез ко повысилась. Это начинание подхватили и другие группы, выполнявшие такое же задание. Недавно личный состав подразделения побывал в музее Северного флота. Воины ознакомились со славными реликвиями мо ряков Заполярья, храбро сражавшихся с врагами в годы Великой Отечественной войны. Экскурсовод тов. Козырева расска зала бойпам о славных боевых подвигах североморцев. Посещение музея оставило у воинов волнующее впечатление. В подразделении с каждым днем увели чивается число передовиков учебы и служ бы. Недавно все отличники сфотографиро ваны. К празднику оформлена Доска отлич ников. Младший сержант И. КОШЕЛЕВ. Встреча с ветеранами Клуб совместно с партийной и комсо мольской организациями, готовясь к Дню Военно-Морского Флота СССР и 17-летию Северного флота, организовал встречу вои нов с участниками обороны Советского Заполярья. Па вечере перед матросами выступили тт. Градусов, Богданов и Май- мулов. Свое выступление тов. Градусов на чал с того, как создавался наш Северный флот. Затем он рассказал о боевых делах североморцев в Великой Отечествеитвой войне. Являясь участником боев, тов. Гра дусов привел яркие примеры отваги а му жества моряков в сражениях ва нашу со ветскую Родину. Говоря о героизме моряков, тов. Градусов рассказал о североморце Михайлове, кото рый совершил подвит. Будучи тяжело ра- пеным, Михайлов восстановил связь с дру гим подразделением н тем самым не дал возможности противнику окружить часть. В коппо своего выступления тов. Градусов призвал матросов умножать бое вые традиции советских Вооруженных Сил, неустанно изучать опыт Великой Отечественной воины. .Тов. Богданов рассказал собравшимся о т а г , как североморцы защищали от врага полуостров Рыбачий. На вечере выступил ветеран нашего флота старший лейтенант Маймулов, котнь рый пришел на Север с первыми корабля ми. В своем выступлении он рассказал о тех разительных переменах, которые про изошли в Советском Заполярье после по сещения Севера товарищем Сталиным.- Тов. Маймулов поделился воспоминаниями о встречах североморцев с товарищем Сталиным и его боевыми соратникам^ товарищами Ворошиловым и Кировым: Лейтенант Н. ПОПОВ* А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz