На страже Заполярья. 1950 год. Июль.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 18 июля 1950 г., К: 162 *3781). Забота советского народа о Военно-Морском Флоте Советская Армия п Военно-Морской Флот с первого дня своего существо ванпя нерушимыми узами связаны с народом. Д это понятно. Ибо в нашей стране народ эт армия составляют одно целое, одну семью. Нигде в мире нет таких любовных и забот­ ливых отношений со стороны парода к ар­ мип, как у нас. У нас армию любят, ее уважают, о пен заботятся. Почему? Потому, нто впервые в мпре рабочие и крестьяне создали свою собственную армию, которая с.нужпт не господам, а бывшим рабам, ны­ не освобожденным рабочим и крестьянам. Оргаппзатором и вдохновителем строи­ тельства наших Вооруженных Сил являет­ ся большевистская партия. Партия, вели­ кие вождп Ленин п Сталин создали пашу Армпю п Военно-Морской Флот. В годы гражданской войны был возрожден Балтий­ ский, а затем и Черноморский флоты, соз­ даны военные флотилии. По инициативе товарища Сталина организованы флоты открытого моря — Тихоокеанский и Север­ ный. Товарищ Сталин повседневно руководит ■строительством наших • Военно-Морских Сил. По указанию партии большевиков ог­ ромную работу по укреплению Военно-Мор­ ского Флота ведет ленинско-сталинский комсомол, который с 1922 года шефствует над флотом. По, установившейся традиции лучших своих представителей комсомол направляет служить на флот. Пз комсо- мольцев, посланных на флот, выросло мно­ го прекрасных моряков. Лучшие из них стали адмиралами, командирами кораблей л соединений. Помощь комсомола флоту была самой разнообразной. Выполняя указания партии большевиков, комсомол восстанавливал и строил корабли. Комсомольцы переписыва­ лись с моряками, помогали их семьям, устраивали добровольные сборы и отчисле­ ния па строительство кораблей, принимали активное участие в развертывании мас­ совой военно-морской пропаганды в стране, создавали военно-морские клубы и кружки, в которых юноши изучали морское дело. Папример, Мариупольский морекой клуб до войны хорошо 'организовал изучение моло­ дежью в свободное от работы и уче­ бы время военно-морского дела. Многие бывшие питомцы клуба тт. Шагин, Левчен­ ко и другие были призваны во время вой­ ны на флот и отличились в боях с гитле­ ровскими захватчиками. Об огромной любви советской молодежи л своему родному флоту говорит большая тяга молодых патриотов в военно-морские училища. В 1939 году, в Военно-морское инженерное училище имени Дзержинского па 350 вакантных мест было подано 4.000 заявлений, в 1940 году в то же училище было подано уже 10.000 заявлений. Коли­ чество желающих поступить в Военно-мор­ ское училище после Великой Отечественной войны также во много раз превышает ко­ личество вакантных мест. Год от года возрастает забота советского народа об укреплении мощи Военно-Морско­ го Флота. 22 июня 1939 года Совнарком СССР и ЦК ВКЩб) приняли решение о ежегодном проведении Дня Военно-Морского Флота. День Флота был установлен в целях мобилизации широких трудящихся масс вокруг вопросов строительства рабоче-кре­ стьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач. Депь Флота стал у нас традиционным всенародным праздником. Военные моряки в этот день рапортуют большевистской пар­ тии, Советскому правительству, великому вождю и учителю товарищу Сталину об успехах в боевой и политической подготов­ ке. Рабочие и служащие предприятий су- достроительной промышленности подводят итоги своей работы. На фабриках, заводах, в учреждениях, колхозах проводятся докла­ ды о боевой деятельности флота, о славных традициях военных моряков, о задачах тру­ дящихся в дальнейшем укреплении морских рубежей нашей Родины. Участие нашего народа в строительстве и укреплении флота имеет огромное значе­ ние. Известно, что современный большой корабль создается Ее только на судострои­ тельном заводе. В строительстве такого ко­ рабля прпппмают участие многие десятки других смежных предприятий. Постройка большого корабля — результат усилий тысяч трудящихся. Депь Флота мобилизует всех рабочих, колхозников, советскую интеллигенцию на новые успехи в строительстве большого флота нашей великой социалистической державы. В суровые годы Великой Отечественной войны наш народ еше более усилил заботу о флоте. Так, рабочие ленинградских судо­ строительных предприятий в тяжелые дни блокады, преодолевая неимоверные трудно­ сти, голод и холод, ремонтировали боевые корабли Балтийского флота, производили новые виды вооружения для кораблей. Су­ достроительный завод, обслуживающий Чер­ номорский флот, несколько раз перебазиро­ вался на новые места, но ни на один день не прекращалась работа судостроителей, которые быстро восстанавливали и ремой* Полковник П. АНЧАРСКИЙ* тировали корабли, помогая военным моря­ кам-черноморцам громить ненавистного врага. По почппу самих трудящихся во время войны был широко развернут добровольный сбор средств ва постройку для флота новых кораблей, самолетов, боевой техники. Ак­ тивную роль в сборе средств играл комсЬ- мол. Только на средства, добровольно со­ бранные ярославскими комсомольцами, бы­ ли построены батарея дальнобойных ору­ дий, 20 самолетов, сотой бронепоездов и подводная лодка «Ярославский комсомо­ лец». Эта лодка успешно принимала уча­ стие в боевых операциях. Экипаж подвод­ ной лодпп рапортовал своим шефам — ярославским комсомольцам о своих успе­ хах в бою. «Экипаж подводной лодки «Ярославский комсомолец» ни на минуту не забывает вашего наказа. За короткий срок мы освоили технику и по приказу командования вышли в боевой поход. В этом походе мы уничтожили фашистский транспорт водоизмещением 12.000 тонн. Это наша первая, но не последняя побе­ да», — говорилось в рапорте героев-под­ вощиков. На Ъсех Флотах и флотилиях во время войны были корабли, построенные на до­ бровольные отчисления трудящихся. Толь­ ко с января 1943 года по 1 мая 1945 год% па средства, собранные трудящимися, было построено более 150 боевых кораблей— под­ водных лодок, охотников за подводными лодками, торпедных катеров, бронекатеров и т. п. Большую роль в развитии и укреплении нашего Военно-Морского Флота играют представители науки, искусства и лите­ ратуры. В числе лауреатов Сталинских премий много ученых, инженеров и техни­ ков, новаторов, сделавших пенные вклады в развитие и совершенствование кораблей и техники нашего флота. Следует отметить работу профессора инженер-контр-адиирала П. Ф. Папковича, написавшего выдающий­ ся труд «Строительная механика кораб­ ля». Страна гордится имевем академика А. П. Крылова, работы которого в области л> раблестроения, тоории живучести в непо­ топляемости корабля превосходят все, чего достигла в этой области наука капитали­ стических стран. Работники литературы и искусства сво­ им творческим трудам помогают культур­ ному росту наших коряков. Создан ряд ли­ тературно-художественных произведений я флоте, пьес о людях советского Военно- Морского Флота. Паш народ издавна любит песни о море. Советские поэты и компози­ торы создали новые песни о моряках, по­ лучившие широкое распространение в на­ роде. Связь советского народа с флотом креп­ нет с каждым днем. Страна дает флоту ко­ рабли, боевую технику, продовольствие, обмундирование. Большевистская партия я лично товарищ Сталин повседневно забо­ тятся о боевой подготовке и коммунисти­ ческом воспитании военных моряков. Огромную роль в укреплении нашего флота играет шефство комсомольских орга­ низаций над кораблями и частями. Шеф­ ство -— большое патриотическое дело, по­ могающее укреплению оборонной мощи на­ шей Родины. Многие комсомольские орга­ низации Харьковской области являются шефами кораблей и соединений Черномор­ ского флота. Недавно на кораблях побыва­ ла делегация молодых рабочих и студен­ тов. В своих докладах н беседах они озна­ комили военных моряков с производствен­ ными успехами трудящихся в борьбе за выполпенне послевоенной сталинской пя­ тилетки. Рассказы шефов воодушевили мо­ ряков на новые успехи в боевой и полити­ ческой учебе. Группа черноморских моряков в свою очередь побывала на предприятиях, в кол­ хозах п учреждениях Харьковщины. Моря­ ки рассказали о своей учебе, о лучших людях кораблей и частей. Офицер Панфи­ лов, старшина 1 статьи Николаев, стар­ ший матрос Лебедев и другие оказали дело­ вую помощь организациям Досфлота. Чер­ номорцы подарили доофлотовцам пять макетов кораблей, сделанных сагмими мо­ ряками, две картины на морские темы и библиотечку. Харьковские общественные и комсомольские организации подарили моря­ кам музыкальные инструменты для флот­ ской художественной самодеятельности. Шефская работа трудящихся носит самые различные формы. Государственный театр оперы и балета Латвийской ССР шефствует над одним из (училищ Военно-Морского Фло­ та. Коллектив театра помогает преподавате­ лям и курсантам училища в руководстве художественной самодеятельностью, дае^ шефские концерты. Ежедневно в части и на .корабли флота приходят тысячи патриотических писем трудящихся. Военным морякам пишут про­ славленные новаторы производства — А. Чутких, Н. Российский, деятели науки н искусства, родные и внакомые моряков. В этих письмах ярко отражается забота советских людей о флоте, о военных моря­ ках. Александр Чутких рассказывает в письме морякам-черпоморцам о своих произ­ водственных достижениях и призывает вои­ нов флота еще сильнее крепить обороту на­ ших морских границ. 0 воинах-моряках, наиболее отличивших­ ся в учебе, командиры сообщают пх родным. Таких писем с флота посылается очень мно­ го. В ответ па одно пз таких писем мать отличника учебы старшего матроса Голов- чепко пишет командиру корабля: «Я, мать вашего подчинеппого, сердечно благодарю вас за воспитание моего сына. Спасибо, что вы вырастили его верным защитником нашей Родины. Стойте зорко и твердо на охране советских морских рубежей. Счаст ливой вам службы. Привет всем морякам гашего корабля». Трудящиеся в своих письмах рассказы­ вают морякам об успехах в хозяйственном и культурном строительстве. Пз Тульской области старшему матросу Шакину род­ ные пишут: «Недавно у нас на заводе был пущен новый цех, что позволило заводу на­ много (увеличить выпуск продукции. Возле завода вырос новый благоустроенный посе­ лок, построены новый стадион, клуб для рабочих, открыт прекрасный дом отдыха». Эти волнующие письма читаются на ко­ раблях коллективно. Моряки, воодушевлен­ ные (успехами трудящихся в строительстве коммунизма, одержанными под руковод­ ством партии Ленина — Сталина, горят желанием еше лучше овладевать военным делом, совершенствовать свое воинское ма­ стерство. Огромная забота партии, правительства о Военно-Морском Флоте нашла свое отраже­ ние и в создании Досфлота — добровольно­ го массового общества содействия укрепле­ нию Военно-Морскому Флоту. Ряды этого общества распут. В кружках и клубах Дос­ флота молодежь овладевает основами воен­ но-морского дела. Например, харьковские досфлотовцы встречают День Флота значи­ тельными достижениями. Молодежь охотно занимается в кружках по изучению военно- морского дела, морского моделизма. Воен­ но-морские клубы Досфлота ведут широкую пропагандистскую работу на фабриках, за­ водах, в учреждениях. Ярким проявлением сталинской заботы, заботы большевистской партии и всего со­ ветского народа о флоте явилось также ре­ шение Президиума Верховного Совета СССР об образовании общесоюзного Военно- Морского Министерства СССР. Готовясь к Дню Военно-Морского Флота, все трудящиеся нашей Родины стремятся внести достойный вклад в дело дальнейшего укрепления военно-морской мощи страны, создания большого флота социалистической державы. Это—общенародное дело. Ибо из­ вестно, что базой строительства флота яв­ ляется мощная социалистическая индуст* рия. Выполняя и перевыполняя народно­ хозяйственные планы, советские люди тем самым укрепляют основу строительства флота. Огромные массы трудящихся непосредст­ венно обслуживают аужды флота. Это строители баз и кораблей, жилых помеще­ ний и складов для флота, это люди, занятые на многолюдных предприятиях, выполняю­ щих заказы для военно-морского ведомства. Их забота о флоте выражается в своевре­ менном выполнении производственных пла­ нов, в поставках флоту высококачественной продукции. Каждый успех предприятия, учреждения, колхоза — это вклад в дело дальнейшего укрепления Военно-Морских Сил. ▼ Военные моряки, как и все воины Воору* женных Сил ООСР, счастливы и горды тем, что они живут и служат в стране, которая является несокрушимым оплотом всеобще­ го мира и безопасности народов. В эти дни по всем нашим городам и колхозам, дерев­ ням развернулась всенародная кампания по сбору подписей под Воззванием Постоянно­ го Комитета Всемирного конгресса сторон- ппков мира о запрещении атомного оружия. Эта камлания имеет выдающееся междуна­ родное значение. Единая воля народов Советского Союза в их борьбе за мир вдохновляет сторонников мира во всех странах, укрепляет их уве­ ренность в своих силах, поднимает милли­ оны людей доброй воли на еще более актив­ ные действия в защиту мира против импе­ риалистических поджигателей новой войны. Под руководством большевистской пар­ тии, под водительством великого Сталина советский народ создал могучий (Военно- Морской Флот социалистической державы, который вместе с Советской Армией сделает еще более неприступными морские рубежи нашей страны и отстоит величественные до­ стижения коммунизма от всяких посяга­ тельств империалистов США' и Англии, пы­ тающихся развязать войну против лагеря социализма и демократии. Портрет Героя Советского Союза М. К. Вербицкого. Рисунок матроса А. Осташинского, присланный на конкурс. Основа успехов—повседневная учеба Когда в подразделении заходит речь об отличниках учебы, в числе других назы­ вают имя старшего матроса Геннадия Артюхова. Комсомолец Артюхов зареко­ мендовал себя дисциплинированным и трудолюбивым воином. Помня священную клятву, данную Ро­ дине, Артюхов не довольствуется имеющи­ мися военными знаниями, а повседневно повышает пх. Свое заведыванпе он всегда содержит в чистоте и исправности, за что не раз слышал похвалу командира. За отличное знание и хорошее содержание своего заведывания Артюхов получил благодарность. Это подняло дух воина, и он с еще большим старанием взялся за учебу. И когда были зачеты по специальности, старший матрос Артюхов показал отличные знания. Его фотография появилась на До­ ске отличников. Но Артюхову недолго пришлось быть в втом отделении. Его вызвал командир и сказал: — Вы переводитесь в другое отделение, на другую специальность. Постарайтесь в короткий срок изучить с-вон обязанности. Я надеюсь на вас. Командир не ошибся. Правда, жаль бы­ ло Артюхову расставаться со своей спе­ циальностью комендора, которую так хо­ рошо изучил и полюбил, зная, что пз этого оружия моряки-артиллеристы беспощадно уничтожали врага, пустив на дпо не один немецкий корабль. Старший матрос Артюхов гордился тем, что командир надеется на него, и это при­ давало силы ему в овладении новой спе­ циальностью — артвлектрика. Он горел желанием как можно быстрее овладеть новой специальностью и оправдать доверие командира. Комсомолец Арпохов усиленно занимал­ ся не только на боевом посту, но и в классе. В свободное время он просижи­ вал над схемами, учебниками, чертежами. Старание и упорство не пропали даром, а дали хорошие результаты. Прошло всего каких-нибудь 2— 3 месяца, как Артюхов пришел в отделение к сержапту Петрук. По он уже приобрел за этот короткий срок необходимые навыки в управлении прибо­ рами п работе па них. Сдавая зачеты, Ар­ тюхов показал хорошие и отличные знания п был опять зачислен в отличники. Фотография старшего матроса Артюхова вот уже несколько лет не сходит с Доски отличников подразделения. — Старательный, дисциплинированный воин, — говорит про Артюхова командир отделения младший сержапт Ващенко. — Па своих механизмах работает хорошо, быстро. Материальную часть поста знает также хорошо. Со старшего матроса Артюхова берут пример все воины подразделения. Добросо­ вестной службой, настойчивой учебой и высокой дисциплинированностью он пока­ зывает, как надо выполнять долг перед Родиной. Па политических занятиях старший ма­ трос Артюхов является одним из актив­ нейших слушателей. Он отвечает на во­ просы только хорошо и отлично. Изу­ чению «Краткого курса истории ВКП(б)» комсомолец Артюхов придает огромное зна­ чение п старается всегда хорошо изучить темы. Конспекты у него содержательные и находятся в порядке, темы все закон­ спектированы. Геннадий Артюхов имеет около двадцати благодарностей и поощрений, в том числе два краткосрочных отпуска, денежную премию. Кроме того, он награжден Почет­ ной грамотой Мурманского обкома ВЛКСМ. Каждый пз нас должен стремиться слу­ жить так, как служит старшпй матрос Артюхов. Это будет наш подарок к Дню Военно-Морского Флота Союза ССР. Старший матрос А. ЕГОРОВ. Четырнадцать поощрений Солдат Чумак точно выполняет все требования воинских уставов, свято соблюдает Военную присягу. В его кар­ точке взысканий и поощрений появи­ лось еще несколько благодарностей за от­ личное несение караульной службы, за высокие показатели в боевой и политиче­ ской подготовке и за перевыполнение про­ изводственных заданий. Сейчас комсомолец Чумак имеет 14 по­ ощрений. Служить Родине так. как слу­ жит ей солдат Чумак, — долг каждого воина. Старший сержант И. ШОСТАК. В Министерстве Иностраных ДелСССР Посольство СССР в Вашингтоне 12 июня получило ноту Государственного департа­ мента США, в которой утверждается, что в Советском Союзе, якобы, все еще про­ должает находиться значительное количе­ ство японских военнопленных- 16 июля Посольство направило Госде­ партаменту ответную поту, в которой со­ общило, что поднятый в поте Госдепарта­ мента вопрос полностью -исчерпан опу­ бликованным сообщением ТАСС от 22 ап­ реля и заявлением ТАСС от 0 июня об окончании репатриации японских воен­ нопленных из Советского Союза. ИНТЕРЕСНАЯ ЭКСКУРСИЯ Личный состав нашего подразделения щюявляет большой интерес к истории год­ ного Северного флота. Недавно по инициа­ тиве комсомольской организации наши ма­ тросы и старшины посетили муэей Север­ ного флота. ...Вместе с экскурсоводом мы вошли в первый зал. Тишипа. Экскурсовод расска­ зывает историю создания Северного флота. Взоры экскурсантов обращены на к а р гА Ь художника Мальцева «Товарищи СталЩ^ Киров и Ворошилов на пароходе «Буревест­ ник» осматривают места базирования Сег верного флота». Здесь же модель «Буреве- отпнка». макет мемориальной доски, уста­ новленной в честь посещения товарищем Сталиным 22 июля 193.3 года Советского Заполярья. Большое внимание привлекают рисунки художника Новикова— «Строительство пер­ вых жилых зданий в г. Полярном. 1933 г> и многие другие, рассказывающие о рожде­ нии нашего флота. В других залах музея мы познакомились с боевымп подвигами североморцев в годы Великой Отечественной войны. Иван Михайлович Сивков — пример слу­ жения Родине. Это он последней гранатой в неравном бою уничтожил немало фаши­ стов и погиб сам. «Русские в плен не сда­ ются!»— это были последние слова героя- моряка. верного сына советской Родины П. М. Сивкова. f " Экскурсанты с волнением читают л и с т бумаги под стеклом — рапорт Синкопа'IT 1 просьбой направить его па фронт для того, чтобы защищать любимую Родину, громить ненавистного врага. В музее много экспонатов, рассказываю­ щих о героических делах североморцев. Мы видим ствол одпого нз пулеметов с самоле­ та дважды Героя Советского Союза просла­ вленного аса Б. Ф. Сафонова. В музее хра­ нится кормовой флаг одного пз кораблей. Под этим флагом корабль принес первую победу североморцам. Сильное впечатление производят карти* ны: «Героическая гибель тральщика «Ту­ ман» в неравном бою с тремя немецкими .мпнопосцамп» и «Дерзость отважных». Проходя по залам музея, мы узнали мно­ го интересного из истории Северного флота — детище великого Сталина. Воины испол­ нены стремления высоко держать честь и дос/гоппство родного флота. Главный старшина В. КУДЯВНИН. О ОБРАЗЦОВО выполняет служеб­ ный долг младший сержант Леонтьев. Он старательно обучает и воспитывает своих подчиненных, оказывает боль­ шую помощь отстающим. Леонтьев отмечен на Доске почета. А. МИСАН. О БЛАГОДАРЯ упорному труду старшин матрос Шакиров стал отлич­ ником боевой и политической подго­ товки. Он помог старшему матросу Марайхину и матросу Каватеву выйти в число передовиков, учебы. П. ПРОСОСОВ. О ОТЛИЧНЫХ показателей в бое­ вой и политической подготовке добил­ ся комсомолец солдат Соломкин. Его имя занесено на Д оску почета подраз­ деления. м. копы ло^ . Совет старшинам Думину и Трачук О ТМЕ Ч Е Н Д Е Н Ь Р О Ж Д Е Н И Я ОТЛИЧНИКА' Недавно отмечен день рождения отличника боевой и политической подготовки старшины 2 статьи Обухова. Ве­ чером молодежь собралась в комнате политико-просвети- тельрой работы. После небольшого доклада секретаря комсо­ мольской организации, рассказавшего о примерной службе тов. Обухова, выступили с поздравлениями — от партийной организации старший матрос Шутиков, ст неемвзной молодеет — тов. Сергеев. Затем тов. Обухову были преподнесены подаркй — фете- грлфщш и альбом. Матрос Шитов подарил Обухову книгу А. Степанова «Порт-Артур». Матрос Н. НИКИТИН. ЗАСЛУЖЕННОЕ ПООЩРЕНИЕ Кто не испытывал чувства законной гор­ дости, когда командир об’являет благодар­ ность. Ты сознаешь, что вложил частицу полезного труда в общее дело для^счастья нашей Годины, что частипу своей жизни ты прожил пе даром, а с пользой для на­ рода. В твоей памяти воскрешаются *лоза, сказанные любимым писателем советской молодежи Н. Островским в романе «Как за­ являлась сталь». «Самое дорогое у человека — это *азнъ. Она дается ему один раз, и прожить ее на­ до так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человече­ ства». Чувство справедливой законной гордости переживал и $однге. 7 Ь Михаил Черкасов, когда командир подразделения об’явил ему первую благодарность зз систематическое перевыполнение задании командования, за экономию горюче-смазочных материалов. Успехи не пришли к Михаилу Черкасо­ ву сами. Он добился их не сразу. Водитель настойчиво и прилежно изучал порученную ему боевую технику. Не так давно водитель Черкасов, как примерный солдат, был принят в ряды ленинского комсомола. Он еще с большей энергией и настойчивостью относите* к служебным обязанностям, расширяет свой технический и политический кругозор. С. РЯБОВ. Нашим старшинам и матросам вверена боевая техника. Народ вручил морякам ее, чтобы они изучали ее, берегли, умело об­ служивали и могли использовать для за­ щиты интересов Родины. Моряки глубоко сознают свой долг. Кропотливой учебой и упорным трудом они добиваются отличного знания техники. В этом матросам призва­ ны помогать старшины. Его, как ни стар­ шина отделения, должен научить матроса владеть механизмами, следить, чтобы они исправно работали, во-время устранять не­ поладки. Старшина группы старшина 2 статьи Ду­ нин д старшина отделения Трачук отлично энают специальность. Они получили на флоте хорошую теоретическую подготовку и накопили большой опыт. Им доверяются са­ мые сложные поручения, и они всегда вы­ полняют любую работу с высоким качест­ вом. В втом к ним нет претензий. Но стар­ шина — не матрос. Прямая обязанность старшины — учить подчиненных. Чем луч­ ше командир отделения занимается с бой­ цами, воспитывает их. тем слаженнее его отделение. Старшины 2 статьи Трачук и Думин неправильно понимают свою главную за­ дачу. Они не стремятся научить матроса и сделать из него хорошего специалиста. Был у нас матрос Дементьев. Его считали незнайкой, второстепенным специалистом. По-моему, это неверно и ошибочно. Де­ ментьев не мог не знать своей спепгг- алъноети хотя бы потому, что он служит уже много лет. Старший матрос Якименко служил с Дементьевым раньше. Он говорит, что на другом корабле Дементьев считался хорошим специалистом, знал евое дело не хуже других. Вся беда в том, что старшина отделения пе пытался изменить своего мнения о Де­ ментьеве. Раз показался ему матрос слабо подготовленным, так он на этом и остано­ вился. Дементьеву пе поручали ответствен­ ных заданий, о его дальнейшем росте не заботились. Пусть, мол, будет таким, как есть. Матрос оставался, как говорят, не при деле. Ему давали работу, что полета да попроще. Более ответственные поручения давали другим. Когда старшину 2 статьи Трачук спра­ шивали, почему он обходит Дементьева, он отвечал: — Как я ему доверю ответственное зада­ ние, если он не сумеет его выполнить. Дай, а он испортит. Невольно напрашивается законный во­ прос: разве не входит в обязанность старшины отделения научить матроса уметь делать все, что ему положено? Это кровное дело старшины Трачук. Ведь ему дали в подчинение людей для того, чтобы учить и воспитывать их. Если старшина думает, что Дементьев не умел выполнять работы, ухаживать ва механизмами и как положено обслуживать их. так почему же тов. Трачук не поставил этого матроса рядом с отличным специа­ листом. Можно было дать серьезное пору­ чение Дементьеву, чтобы оп работал вместе с бывалыми моряками, спрашивал у них, когда сам не сможет решить, как поетту- ггить. Дементьев тогда получал бы у них помощь. Такой метод дает неплохие ре­ зультаты, он оправдал себя на практике. У нас же наблюдается иногда не совсем правильное отношение к товарищу. Вместо того, чтобы поправить матроса, оказать ему помощь, у нас некоторые товарищи ошибку превращают в предмет насмешек. Это так широко распространилось и так сильно укоренилось, что матросы знают: ошибись они, их поднимут па смех. Старший матрос Милый по неопытности порвал пенной стопор катера. Дело серьез­ ное и могло иметь нехорошие последствия. Надо было сейчас же доложить о случив­ шемся, но старший матрос Милы? не сделал этого. Опасаясь ответственности, он спря­ тал стопор и решил о своей ошибке нико­ му не говорить. Конечно, Милый поступил неправильно. Так делать нельзя. Но в втом виноват не один он. Виноваты и другие, кто побуждает матросов вставать на невер» ный путь. Всеи нам надо быть грамотными, куды турными специалистами, хорошими моря-' вами. Воспитать матросов такими воинами — обязанность старшин. Они — помощни­ ки офицеров в деле обучения и воспитания своих подчиненных и первые наставники матросов. От того, насколько они правилы но попимают свои задачи и выполняют ях, зависит воспитание и обучение матросов. Как видно, старшины 2 статьи Трачур} и Думин еще пе совсем яспо представляют? себе свои обязанности и не сознают ответ* ственность, возложенную нз них. Их де­ ло не только уметь самим выполнять все, что положено по службе, но и научит* этому подчиненных. П это главное. Н. СЕРОВ*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz