На страже Заполярья. 1950 год. Июль.
8 июня 1980 г.. fft 160 (3778)'. На ? т р а ж е З в п о л я р ь ’й 3 В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ И СЛУШАТЕЛЯМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Борьба русского народа за освоение Крайнего Севера и Северного морского пути м ледов; в в е д е н ^ р г а з в а С у. ов, I ^ irv лл «В в^торпя нашей страны завоевание Арктики составляет одну из блестящих страниц, — говорил М. И. Калинин, обра щаясь по радио к участникам выеокоши- !оотного дрейфа на ледокольном пароходе «Седов». — Мы наглядно ввдим, как со ветский народ — строитель коммунисти ческого общества — побеждает самые, ка залось бы. непреодолимые препятствия... Ifrfexe? время, когда граждане коммунисти ческого общества будут с волнением и гор достью перечитывать историю наших дней. Время не изгладит в памятс? подви ги советских людей, борющихся за процве тание Родины, ва великого Сталина». Достаточно сравнить географическую карту Крайнего Севера СССР с географи ческой картой этих же мест до Великой Октябрьской социалистической революции, и все перемены, происшедшие за годы со ветской власти, сразу становятся нагляд ными. Там. где были белые пятна, пунк тиры условных очертаний и контуров бе зымянных побережий, теперь нанесены названия более сотни островов, открытых в ых морях при советской власти, про- ы точные линии берегов, появились азв няя городов, морских и речных пор т полярных станций, соединенных меж ду собой водными и воздушными путями. Эти изменения — результат небывалого в истории коллективного труда всего совет ского народа — преобразователя страны. Иод руководством большевистской партии п ее великого вождя товарища Сталина со ветский- народ одержал на Крайнем Севере победу всемирно-исторического значения. !. Впервые русские люди появились на Крайнем Севере свыше тысячи лет назад, в конце IX — начале X века». Известно по записям в новгородских летописях и по до говору между Ярославом Мудрым и нор- BttWMBf королем Олафом, что уже в то время точно были определены границы между Русью и Норвегией. В начале XI века ва берегах Онеги. Мезени. Кольского • полуострова существовали посады, а в устье Северной Двины крепость-монастырь торговый город, населенные выходными Новгорода. Новгородская вемля занимала в ту пору огромную территорию. Новгородцы вели обширную заморскую торговлю, совершали смелые и далекие походы по морям. «В X вене его (Новгорода — Ред.) торговля распространялась до Константинополя, а в X II вега его корабли хбдили в Любек; его аснтели сквозь дремучие леса проложили себе путь в Сибирь; нешмеримые прост ранства между Ладомсним озером, Белым керсм, Новой Землей и Онегой были ими гес колько цивилизованы и обращены в христианство: они перепродавали в Европе азиатские и константинопольские полу фабрикаты. привозили в Россию европей ские. мануфактурные изделия; они били ливанских рыцарей-меченосцев, пе были порабощены монголами...» (Архив К. Марк са и Ф. Энгельса. Том VIII, стр. 156). Примерно в середине XII века двиняна- ши было основано у морского залива на Мурмане селение Кола, существующее и поныне как пригород современного Мур манска. Тогда же русскими людьми была васелена область Печепгн и построен мона стырь, служивший крепостью для охраны вападных подступов к Мурману. Документальная исторгся освоения рус скими людьми путей в полярных морях и географических открытий начинается с первой четверти XIV века. Это прежде все го плавания к Груманту. Так назывался в старину Шпицберген, открытый русскими поморами. В это же время русские люди совершали плавания вдоль Скандинавии на запал, а на севере достигли берегов Новой З-хмлн. Наши поморы уже в XV веке хорошо изучили северный путь в Западную Евро пу. Например, когда русскому послу Гри горию Истоме понадобилось попасть в Данию, он избрал путь морем вокруг Скан динавии. Наши поморы благополучно до ставили посла к месту назначения. Это произошло в 1496 готу, т. е. за 60 лет до плавания Виллоуби Чанслеоа и за 100 лет до плавания Баренца. Так что морской путь между Крайним Севером н Западной Европой был открыт не голландцами и анг личанами с юга и запада, а русскими людьми с востока и севера. Из года в год увеличивалось число по- корских судов-кочей, на которых урожен цы русского севера отважно пускались В ледовые моря на восток до Обп и Енисея. В !1б01 году в Мангазею (основанный рус скими торговый город на р. Таз) пришли 4 клча, в 1602 также 4. в 1610 и 1612 гг. по 16 ш е й . а в 1613 году побывало 17 судов. Такам образом в самом начале XVII века на ©том участке Северного морского пути было установлено регулярное русское судоходство. В течение первой половины XVII века весь Северный морской путь от Югорского Шара до Берингова пролива был разведан н пройден поморами-опытовщпкзми. уро женцами Колы. Холмогор, Мезени, Велико го Устюга и других мест русского севера. Наиболее примечательным нз этих по ходов справедливо считается плавание устюжского опытовщпка С. И. Дежнева* открывшего в 1648 году пролив между материками Азии и Америки, нашедшего выход из Арктики в Тихий океан. В том же готу участники плавания Дежнева, ушедшие через Чукотское море к востоку, лостигли берегов Аляски, а мореходы коча Федота Алексеева (Попова) высадились иКамча т ке . Поход Дежнева оказался последним зве ном. какого недоставало в пепи исследова ния сквозного морского пути через ЛЬДЫ пз Атлантического океана в Тихий. ^Дежнев ЯостоПио завершил самоотверженный труд множества русских опытовшиков. которым педиком принадлежит одно из величайших в истопил человечества географических ОТ КРЫТИЙ. II. Предпринятое Петром строительство кораб лей на Соломбальской верфи в Архангель ске дало толчок регулярным дальним пла ваниям русского флота. Почти ежегодно в течение 20 с лишним лет Северной войны (война между Россией и Швецией в 1700— 1721 гг), русские корабли, построенные в Архангельске, совершали переходы из Бе лого моря в Балтийское, вокрут Скандина вии. В этих походах получали морскую практику русские офицеры. Они потом со ставляли основные кадры участников Ве ликой Северной экспедиции. Великая Северная экспедиция 1733 — 1743 гг. по заслугам заняла место в исто рии человечества, как грациозное геогра фическое предприятие, до тех ноо не имев шее равных себе. Десять лет затратили участники экспедиция на выпопвиие пла на работ. Целью этих работ было определе ние -северных границ нашей страны, нави гационная подготовка будущей трассы Се верного морского пути, создание географи ческой карты и картины природных бо гатств Крайнего Севера, наблюдения по всем отраслям тогдашней науки. В глуби ны ! местах Крайнего Севера, Сибири, Камчатки научные сотрудники экспедиции собрали массу ценнейших сведений. На Ти хом океане отряды экспедиции открыли Командорские и Алеутские острова. Север ную Японию и северо-западные берега аме риканского материка, получившие вместе с Аляской название Русской Америки. Экспе диционные отряды военных моряков Малыгина. Стевлегова, Минина, Овцына, ПрончшЦева, Ласиниуса, Харитона и Ди митрия Лаптевых ооставилн подробную опись побережий Северного морского пути. Вое рта открытая и наблюдения повлек ли за собой рождение новой, арктической науке. Основоположником ее стал гени альный русский ученый N. В. Ломоносов. В своем сочинении «Краткое описание раз ных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Ломоносов обобщил многовековый труд русских лю дей. Сочинение Ломоносова представляет собой одновременно и научный трактат и подробную инструкцию (маршрут плава ния и план научных наблюдений) для рус ской полярйой ексадяюга 14764-^1766 гг. Экспедиция была организована по инициа тиве Ломоносова ж ^отправлена при началь ством В. Чичагова на поиски сквозного пути нз Белого моря в Тихий океан через высокие широты Арктики и район Север ного полюса. Обобщив опыт полярных плаваний на ших соотечественников. Ломоносов сделал выводы, какие никому до пего не приходи ли в голову. Он первый уверенно заявил о возможности практического использования Северного морского пути. - Методы и законы, открытые Ломоносо вым, подтвержденные последующим изуче нием Арктики, почти на 160 лет предвос хитили методы, предложенные Нансеном, Хелланд-Хансеном и др. иностранными ис следователями. Се- III. Большую роль в изучении Крайнего Се вера сыграло создание Петром Первым во енно-морского флота в нашей стране. Передовые русские люди всеода были выразителями чаяний всего нашего наро да. Имена тех, кто самоотверженно обеспе чил русский приоритет в борьбе за освое ние Крайнего Севера и Северного морского пути, навечно записаны в историю нашей страны. Первые плавания поморов, поход Дежнева, Великая Северная экспедиция, сквозной поход «Таймыра» н «Вайгача» — лучшее свидетельство единства стремле ний русских людей. В это число входят полярные плавания Пахтусова и Литке у Новой Земли, открытие Врангелем и Ма- тюшкиным острова Врангеля в Чукотском море, изобретение, постройка и практиче ское применение Макаровым во льдах Арк тики первого в мире линейного ледокола, научно-исследовательские экспедиции гео лога Русанова, установившего заявочный столб па Шпицбергене в *1912 году, пла вания Брусилова в Карском море, Седова к Северному полюсу, пять полетов летчика Нагурского, впервые в истории поднявшего управляемый аппарат над Арктикой в 1914 году. С несгибаемым упорством и отвагой, которыми всеща будут восхи щаться потомки, наши соотечественники шаг da шагом вторгались в арктические просторы, преодолевая па своем пути пре пятствия, воздвнгпутые не только слепыми силами стихии, но и сознательным проти водействием всех недоброжелателей наше го народа. Такие недоброжелатели принадлежали прежде всего к правящим кругам царской России. По их вине КраГший Север п Се верный морской путь фактически остава^ лись за пределами жизни страны вплоть' до Великой Октябрьской социалистической революции. Недоброжелатели были л за пределами нашей страны. Так голландский географ П. Масса утверждал в 1608 году, что «Северный морской путь закрыт, и все желающие его открыть потерпят неудачу в своих попытках». Шведский путешественник А. Э. Норленшельа в свою очередь заявил в 1880 году, что «в целом этот путь, пасколько пам известен режим льдов у берегов Сибири, едва ли будет иметь действительное значение». Триста лет с лишним царские правящие круги противодействовали историческому движению нашего народа на Крайний Се^ вер. По воле царизма былп запрещены морские походы в Мангазею и тем самым Й азореп первый на Крайнем Севере город, юрские вельможи остались глухи к Предложению Ломоносова об использовании недр Крайнего Севера. Приспешники ца ризма отвергли предложение метеоролога Воейкова И геолога Кропоткина об органи зации экспедиции на поиски эемля север нее Шпицбергена. Существование этой зем ли было научно обосновано русскими людьми. Спустя три года ее случайно ум - дела австрийская экспедиция и нанесла на карту под названием Земли Франца Иоси фа. Всеми способами цадекле сановники пытались дискредитировать идею Макаро ва об использовании ледоколов для Край него Севера. Они же отказались рассмот реть проект Менделеева, предлагавшего научило экспедицию по исследованию верного морского пути. Издевательство и насмешки правящих кругов царизма сопровождали каждый шаг русских людей вперед. Вот почему Г. Се дов заявил: «Я ставлю на карту свою жизнь: не достигнув полюса, не возвра щусь». Вот почему вырвалось горькое признание у Макарова: «Говорят, что пепо- боримы торосы Ледовитого океана; это ошибка: торосы поборшш, непоборимо людское суеверие». Дело, однако, было не столько в суеверии, сколько в сознатель ном противодействии царских сатрапов. Царизм многократно подчеркивал свое неуважение к героическому многовековому труху народа. Последующее предоставление природных богатств Крайнего Севера на огеуп иностранному капиталу с его хищ ническими методами эксплоаташш этих бо гатств не содействовало освоению этого края. Царские вельможи и сановники гото вили сдачу в концессию английским капи талистам всего Кольского полуострова. Этого не произошло благодаря победе Великой Октябрьской социалистической революции. IY. После Великой Октябрьской социалисти ческой революции начинается подлинное освоение Крайнего Севера и Северного мор ского нуга. Даже в сложнейшей обстановке вооруженной интервенции против нашей Родины партия большевиков нашла время, людей, средства для этого важного дела. Еще 2 июля 1918 года В. И. Ленин подпи сал постановление об организации Карской торговой экспедиции, о выделении для нее 5 ледоколов, 2 пароходов, об отпуске средств на изучение морей Крайнего Севе ра. Специальная гидрографическая экспе диция должна была развернуть научно-ис следовательскую деятельность на веем про тяжении Северного морского пути. Этим постановлением Советское прави тельство в первый же год своего сущест вования определило свое отношение к проблеме Крайнего Севера. Освоение его было взято в надежные руки нового со циалистического государства. К сожалению, начало этой большой ра боты пришлось отсрочить почти на два года— до разгрома интервентов на Севере. Империалисты мечтали завладеть богат» ствамя нашего Крайнего Севера. Англо- американская интервенция сначала на Мур мане, затем в 1Архангельске, имела целью задушить советскую власть и превратить наш Север в колонию империалистов. Заняв Мурманск, интервенты установили здесь режим террора и произвола. При содействии предателей-троцкистов опи разоружили верный советской власта личный состав Мурманской флотилии. Команды грех мино носцев, стоявших в Мурманске, были заме нены американскими, английскими и фран цузскими матросами. Интервенты аресто вали личный состав крейсера «Аскольд» и превратили старый линейный корабль «Чесма» в пловучую тюрьму для советских патриотов. лес, пенька, смола, пакля, фанера, льняное семя, строительный лес, похищен ные англо-американскими империалистам*, сотнями тысяч тонн грузились. в трюмы судов, пришедших из США п Англии. В планы англо-американских империа листов входило: оккупировав Мурманск, Архангельск и весь европейский Север на шей страны, соединиться в гор. Вятке (ныне г. Киров) с Колчаком, который в то время приближался к Перми (ныне г. Мо лотов). Оттуда они намеревались единым фронтом наступать на Москву. До 50 тыс. войск интервентов, отлично екипированных и вооруженных, оснащенных новейшей техникой, тремя колоннами двинулись к Петрограду, Вологде и Котласу. Американ цы, англичане, французы, итальянцы, сербы, шотландцы, австралийцы, канадцы, финны, датчане, шведы, русские бело гвардейцы с помощью броневиков, танков, самолетов, боевых кораблей теснили вглубь страны плохо вооруженные партизанские отряды советских патриотов. По указанию В. И. Ленина была создана 6-я армия Северного фронта. На защиту Севера из Кронштадта былп посланы моря* кн Балтийского флота. В телеграмме, адре сованной командованию фронта, В. И. Ленин приказал организовать защиту K<vr- ласа во что бы то пи стало. Белогвардейцы и англо-амерпкаискио интервенты на боевых кораблях, среди ко* торых были три номерных монитора и бро неносная канонерская лодка, приведенная из Бразилии (с Амазонки), вели наступле ние по Северной Двине. Против них выступила Северо-Двинская флотилия, сформированная пз буксирных п пассажирских пароходов. Под командова-1 пнем П. Виноградова, члена президиума Архангельского губпеполкома, флотилия в ночь па I I августа 1918 года разгромила врага у селения Березник. Все дальнейшие попытки интервентов пробиться в сторону Котласа пепзменпо отбивались. Приехавший по заданию ПК партии па Восточный фронт товарищ Сталип помог войскам Северного фропта оружием, людь ми, транспортом. Вдохновленные внпмаппем и заботой большевистской партии, вонсКа Северного фронта сумели папести против нику крупный урон и приостановить еГо наступление. Вооруженный до зубов, нахо дившийся в самых выгодных условиях, гарнизон города Шенкурска, состоявший из американских и канадских частей, был выбит войсками Красной Армии й одним ударом отброшен На 70 километров от го рода. Ничто пе спасло интервентов — ни тех ника* ни вооружение» ни «-лагери смерти» для советских люден. Руководимый ^ боль шевистской партпей, возглавляемый ге нием Ленина и Сталипа, советский парод вышвырнул апгло-амерпкапскнх и прочих захватчиков с пашего Крайнего Севера. V. Как только враги советской власти были изгнаны из Архангельска н с Мурмана, Совнарком подтвердил свое предыдущее решение по Карским экспедициям я выде лил необходимые средства на обеспечение безопасности кораблевождения -в полярных морях. Вскоре приступила к работай Северная гидрографическая экспедиция Убекосевера (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения). Тогда же по решению правительства были созданы специальные научные учреждения: Гидрологический ин ститут, Плавучий Морской научный инсти тут и Северная научно-промысловая экспе диция ВСНХ, впоследствии преобразованная в Арктический научно-исследовательский институт. Посланы первые геологические экспедиции для поисков полезных ископае мых на Крайнем Севере. В числе • этих экспедиций в Хибинскую тундру по лично му указанию В. И. Ленина была направле на экспедиция Академии наук. Начал свою деятельность на Крайнем Севере Гос- торг — организация, которой было пору чено снабжение товарами первой необходи мости коренного населения полярных рай онов, заготовка ‘пушнины, строительство факторий. Организован Комсеверолуть (Ко митет Северного морского пути), получив ший от правительства задание руководить Карскими морскими и речными торговыми экспедициями и научными работами в Кар ском море. В том же году впервые пришли к устьям Оби и Енисея суда Карской экспедиции с грузами промышленных това ров для снабжения Сибири. На обратном пути эти суда вывезли в Архангельск хлебные излишки из Западной Сибири. В том же году был создан на станции Хиби ны первый опытный пункт по изучению развитая земледелия на Кольском полу острове и вообще на Крайнем Севере. Освоение Крайнего Севера благодаря советской власти стало общенародным, го сударственным делом. Несмотря на громад ные трудности, неизбежные в период вос становления народного хозяйства после им периалистической и гражданской войны, Советское государство из года в год увели чивало об’ем работ по изучению и освое нию природных богатств Крайнего Севера. Ежегодно проводились через льды Карские морские и речные экспедиции. Проводилось исследование западного сектора Арктики. Успешную работу гидрографических судов обеспечивали воздушные ледовые разведки. Пионер советской полярной авнаюи Б. Г. Чухновский в 1924 году совершил 12 по летов на/. Повой Землей. Баренцовын и Карским морями. Это были первые после полетов Нагурского в 1914 году воздуш ные рейсы над льдами Арктики. Экспеди ции научно-исследовательских институтов досконально изучали Новую Землю, район высоких шпрот до острова Александры в архипелаге Земли Франца-Иосифа, режим, течения, фауну и флору Баренцова и Кар ского морей. Суда этих институтов обошли вокруг мыса Желания, впервые обогнув Новую Землю с востока на север. Участни ки экспедиций вели всесторонние научные наблюдения. Был открыт ряд новых остро вов. Побывавшие на Шпицбергене участни ки Экспедиции на «Персее» нашли на бе регу Стурфнорда заявочный столб с над писью: «В. А. Русанов, 1912 г.». Это от крытие было особенно важно в связи с тем, что Шпицберген в 1927 году был передан Антантой Норвегии, как «ничейная земля». Советская власть нанесла сокрушитель* ный удар по авантюристам из США и Кана ды, которые пытались обосноваться на на шем Крайнем Северо-Востоке. Пользуясь тем, что Колыма и Чукотка в годы интер венции и граждапскон войны долгое время были отрезаны от остальной страны, хищ ники нз США п Канады бесцеремонпо на рушали пашу государственную границу. Они спаивали население, за бесценок ску пали пушнину, снабжали оружием врагов советской власти и даже захватили остров Врангеля. Советское правительство реши тельно пресекло это покушение на совет ские землй. Моряки ледокола «Красный Октябрь», преодолев исключительно тяже лые ледовые препятствия, выполнили за дание Советского правительства и привели судно к острову. Браконьеры из Канады и Аляски были сняты, а над oc T pobqm Вран геля поднят Государственный флаг СССР. Неоднократные попытки империалистов под тем или иным предлогом нарушать го сударственный суверенитет Советского Сою за Получили достойный отпор. 15 апреля 1926 Года Президиум ПИК СССР постано вил: «Об’являются территорией Союза ССР все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликовании настоящего постановления признанной пра вительством Союза ССР территории каких- либо иностранны* государств/ расположен*, пые в Северном Ледовитом океане, к северу of побережья Союза ОСР до Северного по люса в пределах между меридианом 32°04 '35" восточной долготы от Грап- внча, Проходящим но восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 169°49'30" яанадной долготы от Гранвича, проходящим по середнне пролива, разделяю* щего острова Ратманова п Крузенштерн! от группы островов Дпомпда в Беринговом проливе». Столь важным государственным актом Советское правительство официально за явило о правах нашей страпы в Арктике и предупредило, что опо пе потерпит ни с ЧЬеЙ стороны ущемлепия этих прав. VI. Со времени изгнания интервентов и но настоящее время Крайний Север и Севэд* ный морской путь непрерывно осваиваются нашим народом. Под руководством больше вистской партии, по указаниям товарища Сталипа советские люди п здесь добились выдающихся успехов. Множество географи ческих открытий в ледовых морях и нла- ваннй по Северному морскому пути, нача тых сквозными походами «Сибпрякова». «Челюскина», «Литке», совершили совет ские люти. Но инициативе товарища Сталина Советское правительство и декабре 1932 года вынесло решеннс о юзДййий Главного Управления Северного морского пути с задачей «проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по атому пути». Выполняя сталинское аадание, советские люди широко развернули работы по освое нию вновь намеченной магистрали. С каж дым годом возрастало ее практическое зна чение. Уже за годы второй пятилетки по этому пути перевезено грузов в 22 раеа больше, чем за 40 лет до 1917 года. На во оружение советских полярников партия и правительство дали крупнейшие в мире ле доколы «Иосиф Сталин», «Вячеслав Моло тов», «Лазарь Каганович». XVUI с’евд пар тии в резолюции по докладу товарища Мо лотова намечал: «Превратить к концу треть ей пятилетки Северный мореной путь в нор мально действующую водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Востоком». Советские люди проделали огромную ра боту по освоению Крайнего Севера и обес печению плавания по Северному морскому пути. Такие порты, как Игарка, порты в бухтах Тиксн, Проввдення и др., стали крупными населенными пунктами. Огромную роль в освоении Арктики сы грала наша славная авиация. Великолеп ные полеты Чкалова и Громова черев по люс подтвердили, что советская авиация занимает ведущее место в мире. Неисчисли мое количество воздушных рейсов было ео- вершено нашими людьми над просторами Крайнего Севера. В довоенный период было освоено 12 тыс. километров воздушных линий. Сотни советских научно-исследова тельских экспедиций на суше и на морях Крайнего Севера упорно раскрывали тайны Арктики, ее законы н богатства недр. Новую всемирную славу принесли нашей Родине героические высокоширотные дрей фы станции «Северный полюс» и ледоколь ного парохода «Седое», а также воздушная экспедиции Арктического научно-исследова тельского института. Эта екшедиция впер вые в истории в 1941 году прилетела к полюсу относительной недоступности и трижды совершила посадку на дрейфующие льды в районе полюса. Прославила снова нашу страну прекрасно оргаввэованная и успешно осуществлении в 1949 году про водка через моря Арктики каравана реч ных судов. Огромное пространство, занимающее пло щадь больше материка Европы, представ лявшее до революции ледяную пустыню, стало ва годы советской власти страной жижам. Народы Крайнего Севера, вымирав шие от болевней» голода, проиввола цар ских купцов н чиновников. благодаря ленинско-сталинской национальной полити ке получили возможность счастливо разви ваться. Богатейшие недра Крайнего Севера, о разработке которых мечтал М. В. Ломоно сов, по воле п ар н а большевиков стали од ним из неиссякаемых источников благосо стояния всего советского народа. На милях Крайнего Севера, считавшихся при цармвме непригодными для земледелия, уже иного лет подряд, благодаря кропотливоиу труду советских ученых-иичуриицев, вызревают овощи, вериовые культуры, фрукты. Де сятки полезных ископаемых, в том числе уголь, нефть, апатиты, соль, Золото дает исследованный и освоенный советскими людьми Крайний Север. Многоводные се верные реки, пустынные до революции, теперь стали оживленными речными маги стралями с большим флотом, который свя зывает глубинные пункты Крайнего Севера с главной магистралью Северного морского пути. Самая отдаленная территория вашей страны — Крайний Северо-Восток, вклю чающий в себя Колыиу и Чукотку, — мо жет так же. как и остальные районы Крайнего Севера, служить показателем ве личайших преобразований, проведенных в нашей стране. Первобытно дикая до рево люции Колыма, где было 1.3 человека на 100 кв. КМ., превращена советскими людьми в край, йе Только потребляющий, но Й ПРОИЗВОДЯЩИЙ. Пустыййая Чукотка, на берегах которой до установления советской власти были расположены редкие сш о в а - ща чукчей-охотииков, ВЫМШВШйХ от го лода и болезней, завезенных американски ми торгашами, стала после изгва&йя аме риканских хищников неузнаваемой. В цен тре Чукотского йашшальйпм «круга в гор. Анадыре построен рыбо-мясоконсерв- ный завод, в районе ведется добыча Угля. Растет политический н культурный уро вень населения. Развивается социалистиче ская по содержанию и национальная по форяе культура, имеющая своей целью воспитать массы в духе социализма и ин тернационализма. Сейчас на Чукотке 67 культурно-просйетителЬйых учреждений. Выросла местная интеллигенция из чукчей, эСКйМосоВ, &вепков, которые работают пре подавателями, врачами и т. д. 90 ^ проц. единоличных кочёВЫх хозяйств об’едйнн- лйсь в Колхозы и товарищества. За послед ние три года поголовье оленей увеличилось 45 npoii. Отлично оснащенные колхозы эти районы от чужестранных захватчиков/ Попытки посягнуть на права русского народа предпринимались не раз. Во времена глубокой старнпы морские разбойники-ви кинги приплывали из Скандинавии в райо ны Колы, Варзугн, Онеги, Северной Двины, чтобы грабить и разорять русское Поморье. Позднее, в 1612 году, Джон Мерик предла гал английскому королю Якову I оккупи ровать весь север нашей страны. «Вон, когда еще английская рука к нашему пи рогу тянулась»,— в справедливом негодо вании сказал об этом А. М. Горький. До стойными потомками загребущего Джона Мерика показали себя в Крымскую войну 1853— 1855 гг. англичане, незваными гостями пришедшие в Кольский залив. Бри танский корвет «Миранда» бомбардировал Колу зажигательными бомбами, отчего сго рела' большая часть строений древнего по морского поселка. Только отсутствие рус ских военно-морских сил в Кольском зали ве избавило британских пиратов от заслу женной ими кары. Однако, несмотря на отсутствие в то время русских войск н флота на Мурмане, англичане не осмели лись высадить десант. Защитники Колы — команда инвалидов и рыбаки-поморы так встретили незваных гостей, что по следние быстро покинули наши террито риальные воды. Самоотверженная готовность нашего на рода защищать любой уголок своей Родины особенно проявилась в годы гражданской войны н Великой Отечественной войны. Большая роль в защите Крайнего Севера выпала на долю нашего Северного флота, самого молодого флота Военно-Морских Сил. СОСР. История этого флота с первого дня связана с именем великого Сталина, как и вся история большевистского освоения Крайнего Севера. Товарищ Сталин лично побывал в ряде мест Крайнего Севера и точно определил задачи Северного флота. Каждый моряк-североморец дословно помнит надпись на гранитной, в четыре человече ских роста, доске-барельефе, воздвигнутой на вершине скалы у входа в гавань, — «Здесь был 22 июля 1933 г. основатель и создатель Северного флота великий Сталин». • Создавая Северный флот, товарищ Сталин дал наказ советским морякам за крыть на замок для любого врага подступы к просторам Крайнего Севера. Наши моря ки выполнили сталинский наказ. Северный флот обеспечил неуязвимость с моря фланга войск нашего Карельского фронта. За все время войны противник пе сумел ни высадить десант, ни подойти с моря к нашим берегам, ни пересечь госу дарственную границу в районе полуострова Рыбачий. Северный флот, особенно его подеодные лодки, морская авиация решительно пре секали намерения фашистов нарушать на ши морские коммуникации Северной Атлан тики и Заполярья. В то же время советские подводные и надводные корабли, морская авиация отважно действовали на вражеских путях сообщения, топили и уничтожали ка раваны транспортов с грузами для фашист ских гарнизонов, с пополнением, с ценным стратегическим сырьем, которое гитлеровцы пытались вывезти пз Северной Норвегии. Наш Северпый флот был хозяином по ложения не только в открытом море. Совет ские подводные лодки и торпедные катера проникали в тщательно охраняемые про тивником базы и узкие фиорды, атаковали н уничтожали фашистские корабли и тран спорты там, где гитлеровцам казалось, что они находятся в безопасности. Моряки и морские летчики Северного фло та надежно прикрывали караваны своих транспортов, умело их конвоировали, отби вая атаки противника. Сколько пи пытались фашисты про никнуть в Советскую Арктику, предпри нимая всяческие авантюры, — пз этих по пыток ничего не получилось. Советская Арктика осталась недостижимой для врага. В ходе войны моряки Северного флота показали себя непоколебимыми воинами, отважными патриотами своей Родины, верными великим большевистским идеям партии Ленина — Сталина. Моряки Север- пого флота показалп много выдающихся примеров советского патриотизма, воинской доблести и морского мастерства. 85 Героев Советского Союза, ере in них известные все му народу Дважды Герои Борис Сафонов. Александр Шабалпп, Виктор Леопов. выросли п прославплпгь своими подвигами в Заполярье. Северный флот — это под линное детище великого Сталина, выпесто ванное большевиками па страх врагам, ра ди безопасности пашей советской Родппы. на охотййков па Морского и пушного зверя, школы, культбазы. с rob пясЬменпость — такова сегодняшняя Чукотка. Она олицет воряет собой торжество ленинско-сталин- cftoft национальной политики болшевпет- ской партии. Таков весь Крайнкй Север нашей стра пы. Гений величайших преобразователей мйра Ленина й Сталина, НесОКруШйМая воля партии большевиков, самоотвержен- ный труд советского народа сделаяй Край ний Север близким и родным всем совет ским людям. Постройка Беломорско*ВАЛТйй- с к о р о канала имени И. В, Сталина, построй ка капала пмепи Москвы, соединившего пять советских Морей, неразрывно связали Крайний Север с Москвой - -- столицей на шей Родины. Мечта мпогих поколений рус ских лютей превращена в действительность НаПтёго врИёни. VII. На протяжении тысячи лет борьбы за освоение Крайнего Севера и Северного мор ского пути русский народ вынужден был неоднократно с оружием в руках защищать Взгляните еще раз па карту, товарищи. Посмотрите на Военные базы, построенные англо-американскими юшериалпстами на побережьях Исландии, Гренландии, Земли Гранта. Аляски, но ту сторону полюса, Ка ким контрастом по сравнению с нашим Крайним Севером является состояние ка питалистического Крайнего Севера! Тер ритория амерпкапского сектора экономиче ски пе развивается п попользуется лишь как плацдарм для экспансионистских вож делений пмперйалпстпчсских кругов США. Земля, пригодная для земледелия па Аля ске, ночтй сойерЩенно не обрабатывается. Большинство каменпоугольпых п рудных месторождений па Аляске не разрабаты вается, Все экспедиции, предпринимаемые лпгло-америкаицами в ледовые районы Крайнего Севера, имеют своей единствен ной целью подготовку к повой войне, к осуществлению планов Мирового господства американского империализма. В свете этих фактов особое значенйЗ приобретает наш Северный флот. Верпые Подыиевнсггкой партпп, совет скому пароду и великому вождю трудящих ся товарищу Сталину, моряки Северного флота зорко несут свою вахту в суровых Просторах Заполярья, надежно охраняя мирпьгп труд советскпх людей. Изо дня в депь. па года в год советские моряКй-Севг- роморцы совершенствуют свое боевое ма стерство. овладевают знаниями для того, чтобы в любую минуту выполнить свой долг перед Родиной. П. ЮНГА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz