На страже Заполярья. 1950 год. Июль.

8 июня 1980 г.. fft 160 (3778)'. На ? т р а ж е З в п о л я р ь ’й 3 В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ И СЛУШАТЕЛЯМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Борьба русского народа за освоение Крайнего Севера и Северного морского пути м ледов; в в е д е н ^ р г а з в а С у. ов, I ^ irv лл «В в^торпя нашей страны завоевание Арктики составляет одну из блестящих страниц, — говорил М. И. Калинин, обра­ щаясь по радио к участникам выеокоши- !оотного дрейфа на ледокольном пароходе «Седов». — Мы наглядно ввдим, как со­ ветский народ — строитель коммунисти­ ческого общества — побеждает самые, ка­ залось бы. непреодолимые препятствия... Ifrfexe? время, когда граждане коммунисти­ ческого общества будут с волнением и гор­ достью перечитывать историю наших дней. Время не изгладит в памятс? подви­ ги советских людей, борющихся за процве­ тание Родины, ва великого Сталина». Достаточно сравнить географическую карту Крайнего Севера СССР с географи­ ческой картой этих же мест до Великой Октябрьской социалистической революции, и все перемены, происшедшие за годы со­ ветской власти, сразу становятся нагляд­ ными. Там. где были белые пятна, пунк­ тиры условных очертаний и контуров бе­ зымянных побережий, теперь нанесены названия более сотни островов, открытых в ых морях при советской власти, про- ы точные линии берегов, появились азв няя городов, морских и речных пор­ т полярных станций, соединенных меж­ ду собой водными и воздушными путями. Эти изменения — результат небывалого в истории коллективного труда всего совет­ ского народа — преобразователя страны. Иод руководством большевистской партии п ее великого вождя товарища Сталина со­ ветский- народ одержал на Крайнем Севере победу всемирно-исторического значения. !. Впервые русские люди появились на Крайнем Севере свыше тысячи лет назад, в конце IX — начале X века». Известно по записям в новгородских летописях и по до­ говору между Ярославом Мудрым и нор- BttWMBf королем Олафом, что уже в то время точно были определены границы между Русью и Норвегией. В начале XI века ва берегах Онеги. Мезени. Кольского • полуострова существовали посады, а в устье Северной Двины крепость-монастырь торговый город, населенные выходными Новгорода. Новгородская вемля занимала в ту пору огромную территорию. Новгородцы вели обширную заморскую торговлю, совершали смелые и далекие походы по морям. «В X вене его (Новгорода — Ред.) торговля распространялась до Константинополя, а в X II вега его корабли хбдили в Любек; его аснтели сквозь дремучие леса проложили себе путь в Сибирь; нешмеримые прост­ ранства между Ладомсним озером, Белым керсм, Новой Землей и Онегой были ими гес колько цивилизованы и обращены в христианство: они перепродавали в Европе азиатские и константинопольские полу­ фабрикаты. привозили в Россию европей­ ские. мануфактурные изделия; они били ливанских рыцарей-меченосцев, пе были порабощены монголами...» (Архив К. Марк­ са и Ф. Энгельса. Том VIII, стр. 156). Примерно в середине XII века двиняна- ши было основано у морского залива на Мурмане селение Кола, существующее и поныне как пригород современного Мур­ манска. Тогда же русскими людьми была васелена область Печепгн и построен мона­ стырь, служивший крепостью для охраны вападных подступов к Мурману. Документальная исторгся освоения рус­ скими людьми путей в полярных морях и географических открытий начинается с первой четверти XIV века. Это прежде все­ го плавания к Груманту. Так назывался в старину Шпицберген, открытый русскими поморами. В это же время русские люди совершали плавания вдоль Скандинавии на запал, а на севере достигли берегов Новой З-хмлн. Наши поморы уже в XV веке хорошо изучили северный путь в Западную Евро­ пу. Например, когда русскому послу Гри­ горию Истоме понадобилось попасть в Данию, он избрал путь морем вокруг Скан­ динавии. Наши поморы благополучно до­ ставили посла к месту назначения. Это произошло в 1496 готу, т. е. за 60 лет до плавания Виллоуби Чанслеоа и за 100 лет до плавания Баренца. Так что морской путь между Крайним Севером н Западной Европой был открыт не голландцами и анг­ личанами с юга и запада, а русскими людьми с востока и севера. Из года в год увеличивалось число по- корских судов-кочей, на которых урожен­ цы русского севера отважно пускались В ледовые моря на восток до Обп и Енисея. В !1б01 году в Мангазею (основанный рус­ скими торговый город на р. Таз) пришли 4 клча, в 1602 также 4. в 1610 и 1612 гг. по 16 ш е й . а в 1613 году побывало 17 судов. Такам образом в самом начале XVII века на ©том участке Северного морского пути было установлено регулярное русское судоходство. В течение первой половины XVII века весь Северный морской путь от Югорского Шара до Берингова пролива был разведан н пройден поморами-опытовщпкзми. уро­ женцами Колы. Холмогор, Мезени, Велико­ го Устюга и других мест русского севера. Наиболее примечательным нз этих по­ ходов справедливо считается плавание устюжского опытовщпка С. И. Дежнева* открывшего в 1648 году пролив между материками Азии и Америки, нашедшего выход из Арктики в Тихий океан. В том же готу участники плавания Дежнева, ушедшие через Чукотское море к востоку, лостигли берегов Аляски, а мореходы коча Федота Алексеева (Попова) высадились иКамча т ке . Поход Дежнева оказался последним зве­ ном. какого недоставало в пепи исследова­ ния сквозного морского пути через ЛЬДЫ пз Атлантического океана в Тихий. ^Дежнев ЯостоПио завершил самоотверженный труд множества русских опытовшиков. которым педиком принадлежит одно из величайших в истопил человечества географических ОТ­ КРЫТИЙ. II. Предпринятое Петром строительство кораб­ лей на Соломбальской верфи в Архангель­ ске дало толчок регулярным дальним пла­ ваниям русского флота. Почти ежегодно в течение 20 с лишним лет Северной войны (война между Россией и Швецией в 1700— 1721 гг), русские корабли, построенные в Архангельске, совершали переходы из Бе­ лого моря в Балтийское, вокрут Скандина­ вии. В этих походах получали морскую практику русские офицеры. Они потом со­ ставляли основные кадры участников Ве­ ликой Северной экспедиции. Великая Северная экспедиция 1733 — 1743 гг. по заслугам заняла место в исто­ рии человечества, как грациозное геогра­ фическое предприятие, до тех ноо не имев­ шее равных себе. Десять лет затратили участники экспедиция на выпопвиие пла­ на работ. Целью этих работ было определе­ ние -северных границ нашей страны, нави­ гационная подготовка будущей трассы Се­ верного морского пути, создание географи­ ческой карты и картины природных бо­ гатств Крайнего Севера, наблюдения по всем отраслям тогдашней науки. В глуби ­ ны ! местах Крайнего Севера, Сибири, Камчатки научные сотрудники экспедиции собрали массу ценнейших сведений. На Ти­ хом океане отряды экспедиции открыли Командорские и Алеутские острова. Север­ ную Японию и северо-западные берега аме­ риканского материка, получившие вместе с Аляской название Русской Америки. Экспе­ диционные отряды военных моряков Малыгина. Стевлегова, Минина, Овцына, ПрончшЦева, Ласиниуса, Харитона и Ди­ митрия Лаптевых ооставилн подробную опись побережий Северного морского пути. Вое рта открытая и наблюдения повлек­ ли за собой рождение новой, арктической науке. Основоположником ее стал гени­ альный русский ученый N. В. Ломоносов. В своем сочинении «Краткое описание раз­ ных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Ломоносов обобщил многовековый труд русских лю­ дей. Сочинение Ломоносова представляет собой одновременно и научный трактат и подробную инструкцию (маршрут плава­ ния и план научных наблюдений) для рус­ ской полярйой ексадяюга 14764-^1766 гг. Экспедиция была организована по инициа­ тиве Ломоносова ж ^отправлена при началь­ ством В. Чичагова на поиски сквозного пути нз Белого моря в Тихий океан через высокие широты Арктики и район Север­ ного полюса. Обобщив опыт полярных плаваний на­ ших соотечественников. Ломоносов сделал выводы, какие никому до пего не приходи­ ли в голову. Он первый уверенно заявил о возможности практического использования Северного морского пути. - Методы и законы, открытые Ломоносо­ вым, подтвержденные последующим изуче­ нием Арктики, почти на 160 лет предвос­ хитили методы, предложенные Нансеном, Хелланд-Хансеном и др. иностранными ис­ следователями. Се- III. Большую роль в изучении Крайнего Се­ вера сыграло создание Петром Первым во­ енно-морского флота в нашей стране. Передовые русские люди всеода были выразителями чаяний всего нашего наро­ да. Имена тех, кто самоотверженно обеспе­ чил русский приоритет в борьбе за освое­ ние Крайнего Севера и Северного морского пути, навечно записаны в историю нашей страны. Первые плавания поморов, поход Дежнева, Великая Северная экспедиция, сквозной поход «Таймыра» н «Вайгача» — лучшее свидетельство единства стремле­ ний русских людей. В это число входят полярные плавания Пахтусова и Литке у Новой Земли, открытие Врангелем и Ма- тюшкиным острова Врангеля в Чукотском море, изобретение, постройка и практиче­ ское применение Макаровым во льдах Арк­ тики первого в мире линейного ледокола, научно-исследовательские экспедиции гео­ лога Русанова, установившего заявочный столб па Шпицбергене в *1912 году, пла­ вания Брусилова в Карском море, Седова к Северному полюсу, пять полетов летчика Нагурского, впервые в истории поднявшего управляемый аппарат над Арктикой в 1914 году. С несгибаемым упорством и отвагой, которыми всеща будут восхи­ щаться потомки, наши соотечественники шаг da шагом вторгались в арктические просторы, преодолевая па своем пути пре­ пятствия, воздвнгпутые не только слепыми силами стихии, но и сознательным проти­ водействием всех недоброжелателей наше­ го народа. Такие недоброжелатели принадлежали прежде всего к правящим кругам царской России. По их вине КраГший Север п Се­ верный морской путь фактически остава^ лись за пределами жизни страны вплоть' до Великой Октябрьской социалистической революции. Недоброжелатели были л за пределами нашей страны. Так голландский географ П. Масса утверждал в 1608 году, что «Северный морской путь закрыт, и все желающие его открыть потерпят неудачу в своих попытках». Шведский путешественник А. Э. Норленшельа в свою очередь заявил в 1880 году, что «в целом этот путь, пасколько пам известен режим льдов у берегов Сибири, едва ли будет иметь действительное значение». Триста лет с лишним царские правящие круги противодействовали историческому движению нашего народа на Крайний Се^ вер. По воле царизма былп запрещены морские походы в Мангазею и тем самым Й азореп первый на Крайнем Севере город, юрские вельможи остались глухи к Предложению Ломоносова об использовании недр Крайнего Севера. Приспешники ца­ ризма отвергли предложение метеоролога Воейкова И геолога Кропоткина об органи­ зации экспедиции на поиски эемля север­ нее Шпицбергена. Существование этой зем­ ли было научно обосновано русскими людьми. Спустя три года ее случайно ум - дела австрийская экспедиция и нанесла на карту под названием Земли Франца Иоси­ фа. Всеми способами цадекле сановники пытались дискредитировать идею Макаро­ ва об использовании ледоколов для Край­ него Севера. Они же отказались рассмот­ реть проект Менделеева, предлагавшего научило экспедицию по исследованию верного морского пути. Издевательство и насмешки правящих кругов царизма сопровождали каждый шаг русских людей вперед. Вот почему Г. Се­ дов заявил: «Я ставлю на карту свою жизнь: не достигнув полюса, не возвра­ щусь». Вот почему вырвалось горькое признание у Макарова: «Говорят, что пепо- боримы торосы Ледовитого океана; это ошибка: торосы поборшш, непоборимо людское суеверие». Дело, однако, было не столько в суеверии, сколько в сознатель­ ном противодействии царских сатрапов. Царизм многократно подчеркивал свое неуважение к героическому многовековому труху народа. Последующее предоставление природных богатств Крайнего Севера на огеуп иностранному капиталу с его хищ­ ническими методами эксплоаташш этих бо­ гатств не содействовало освоению этого края. Царские вельможи и сановники гото­ вили сдачу в концессию английским капи­ талистам всего Кольского полуострова. Этого не произошло благодаря победе Великой Октябрьской социалистической революции. IY. После Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции начинается подлинное освоение Крайнего Севера и Северного мор­ ского нуга. Даже в сложнейшей обстановке вооруженной интервенции против нашей Родины партия большевиков нашла время, людей, средства для этого важного дела. Еще 2 июля 1918 года В. И. Ленин подпи­ сал постановление об организации Карской торговой экспедиции, о выделении для нее 5 ледоколов, 2 пароходов, об отпуске средств на изучение морей Крайнего Севе­ ра. Специальная гидрографическая экспе­ диция должна была развернуть научно-ис­ следовательскую деятельность на веем про­ тяжении Северного морского пути. Этим постановлением Советское прави­ тельство в первый же год своего сущест­ вования определило свое отношение к проблеме Крайнего Севера. Освоение его было взято в надежные руки нового со­ циалистического государства. К сожалению, начало этой большой ра­ боты пришлось отсрочить почти на два года— до разгрома интервентов на Севере. Империалисты мечтали завладеть богат» ствамя нашего Крайнего Севера. Англо- американская интервенция сначала на Мур­ мане, затем в 1Архангельске, имела целью задушить советскую власть и превратить наш Север в колонию империалистов. Заняв Мурманск, интервенты установили здесь режим террора и произвола. При содействии предателей-троцкистов опи разоружили верный советской власта личный состав Мурманской флотилии. Команды грех мино­ носцев, стоявших в Мурманске, были заме­ нены американскими, английскими и фран­ цузскими матросами. Интервенты аресто­ вали личный состав крейсера «Аскольд» и превратили старый линейный корабль «Чесма» в пловучую тюрьму для советских патриотов. лес, пенька, смола, пакля, фанера, льняное семя, строительный лес, похищен­ ные англо-американскими империалистам*, сотнями тысяч тонн грузились. в трюмы судов, пришедших из США п Англии. В планы англо-американских империа­ листов входило: оккупировав Мурманск, Архангельск и весь европейский Север на­ шей страны, соединиться в гор. Вятке (ныне г. Киров) с Колчаком, который в то время приближался к Перми (ныне г. Мо­ лотов). Оттуда они намеревались единым фронтом наступать на Москву. До 50 тыс. войск интервентов, отлично екипированных и вооруженных, оснащенных новейшей техникой, тремя колоннами двинулись к Петрограду, Вологде и Котласу. Американ­ цы, англичане, французы, итальянцы, сербы, шотландцы, австралийцы, канадцы, финны, датчане, шведы, русские бело­ гвардейцы с помощью броневиков, танков, самолетов, боевых кораблей теснили вглубь страны плохо вооруженные партизанские отряды советских патриотов. По указанию В. И. Ленина была создана 6-я армия Северного фронта. На защиту Севера из Кронштадта былп посланы моря* кн Балтийского флота. В телеграмме, адре­ сованной командованию фронта, В. И. Ленин приказал организовать защиту K<vr- ласа во что бы то пи стало. Белогвардейцы и англо-амерпкаискио интервенты на боевых кораблях, среди ко* торых были три номерных монитора и бро­ неносная канонерская лодка, приведенная из Бразилии (с Амазонки), вели наступле­ ние по Северной Двине. Против них выступила Северо-Двинская флотилия, сформированная пз буксирных п пассажирских пароходов. Под командова-1 пнем П. Виноградова, члена президиума Архангельского губпеполкома, флотилия в ночь па I I августа 1918 года разгромила врага у селения Березник. Все дальнейшие попытки интервентов пробиться в сторону Котласа пепзменпо отбивались. Приехавший по заданию ПК партии па Восточный фронт товарищ Сталип помог войскам Северного фропта оружием, людь­ ми, транспортом. Вдохновленные внпмаппем и заботой большевистской партии, вонсКа Северного фронта сумели папести против­ нику крупный урон и приостановить еГо наступление. Вооруженный до зубов, нахо­ дившийся в самых выгодных условиях, гарнизон города Шенкурска, состоявший из американских и канадских частей, был выбит войсками Красной Армии й одним ударом отброшен На 70 километров от го­ рода. Ничто пе спасло интервентов — ни тех­ ника* ни вооружение» ни «-лагери смерти» для советских люден. Руководимый ^ боль­ шевистской партпей, возглавляемый ге­ нием Ленина и Сталипа, советский парод вышвырнул апгло-амерпкапскнх и прочих захватчиков с пашего Крайнего Севера. V. Как только враги советской власти были изгнаны из Архангельска н с Мурмана, Совнарком подтвердил свое предыдущее решение по Карским экспедициям я выде­ лил необходимые средства на обеспечение безопасности кораблевождения -в полярных морях. Вскоре приступила к работай Северная гидрографическая экспедиция Убекосевера (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения). Тогда же по решению правительства были созданы специальные научные учреждения: Гидрологический ин­ ститут, Плавучий Морской научный инсти­ тут и Северная научно-промысловая экспе­ диция ВСНХ, впоследствии преобразованная в Арктический научно-исследовательский институт. Посланы первые геологические экспедиции для поисков полезных ископае­ мых на Крайнем Севере. В числе • этих экспедиций в Хибинскую тундру по лично­ му указанию В. И. Ленина была направле­ на экспедиция Академии наук. Начал свою деятельность на Крайнем Севере Гос- торг — организация, которой было пору­ чено снабжение товарами первой необходи­ мости коренного населения полярных рай­ онов, заготовка ‘пушнины, строительство факторий. Организован Комсеверолуть (Ко­ митет Северного морского пути), получив­ ший от правительства задание руководить Карскими морскими и речными торговыми экспедициями и научными работами в Кар­ ском море. В том же году впервые пришли к устьям Оби и Енисея суда Карской экспедиции с грузами промышленных това­ ров для снабжения Сибири. На обратном пути эти суда вывезли в Архангельск хлебные излишки из Западной Сибири. В том же году был создан на станции Хиби­ ны первый опытный пункт по изучению развитая земледелия на Кольском полу­ острове и вообще на Крайнем Севере. Освоение Крайнего Севера благодаря советской власти стало общенародным, го­ сударственным делом. Несмотря на громад­ ные трудности, неизбежные в период вос­ становления народного хозяйства после им­ периалистической и гражданской войны, Советское государство из года в год увели­ чивало об’ем работ по изучению и освое­ нию природных богатств Крайнего Севера. Ежегодно проводились через льды Карские морские и речные экспедиции. Проводилось исследование западного сектора Арктики. Успешную работу гидрографических судов обеспечивали воздушные ледовые разведки. Пионер советской полярной авнаюи Б. Г. Чухновский в 1924 году совершил 12 по­ летов на/. Повой Землей. Баренцовын и Карским морями. Это были первые после полетов Нагурского в 1914 году воздуш­ ные рейсы над льдами Арктики. Экспеди­ ции научно-исследовательских институтов досконально изучали Новую Землю, район высоких шпрот до острова Александры в архипелаге Земли Франца-Иосифа, режим, течения, фауну и флору Баренцова и Кар­ ского морей. Суда этих институтов обошли вокруг мыса Желания, впервые обогнув Новую Землю с востока на север. Участни­ ки экспедиций вели всесторонние научные наблюдения. Был открыт ряд новых остро­ вов. Побывавшие на Шпицбергене участни­ ки Экспедиции на «Персее» нашли на бе­ регу Стурфнорда заявочный столб с над­ писью: «В. А. Русанов, 1912 г.». Это от­ крытие было особенно важно в связи с тем, что Шпицберген в 1927 году был передан Антантой Норвегии, как «ничейная земля». Советская власть нанесла сокрушитель* ный удар по авантюристам из США и Кана­ ды, которые пытались обосноваться на на­ шем Крайнем Северо-Востоке. Пользуясь тем, что Колыма и Чукотка в годы интер­ венции и граждапскон войны долгое время были отрезаны от остальной страны, хищ­ ники нз США п Канады бесцеремонпо на­ рушали пашу государственную границу. Они спаивали население, за бесценок ску­ пали пушнину, снабжали оружием врагов советской власти и даже захватили остров Врангеля. Советское правительство реши­ тельно пресекло это покушение на совет­ ские землй. Моряки ледокола «Красный Октябрь», преодолев исключительно тяже­ лые ледовые препятствия, выполнили за­ дание Советского правительства и привели судно к острову. Браконьеры из Канады и Аляски были сняты, а над oc T pobqm Вран­ геля поднят Государственный флаг СССР. Неоднократные попытки империалистов под тем или иным предлогом нарушать го­ сударственный суверенитет Советского Сою­ за Получили достойный отпор. 15 апреля 1926 Года Президиум ПИК СССР постано­ вил: «Об’являются территорией Союза ССР все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликовании настоящего постановления признанной пра­ вительством Союза ССР территории каких- либо иностранны* государств/ расположен*, пые в Северном Ледовитом океане, к северу of побережья Союза ОСР до Северного по­ люса в пределах между меридианом 32°04 '35" восточной долготы от Грап- внча, Проходящим но восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 169°49'30" яанадной долготы от Гранвича, проходящим по середнне пролива, разделяю* щего острова Ратманова п Крузенштерн! от группы островов Дпомпда в Беринговом проливе». Столь важным государственным актом Советское правительство официально за­ явило о правах нашей страпы в Арктике и предупредило, что опо пе потерпит ни с ЧЬеЙ стороны ущемлепия этих прав. VI. Со времени изгнания интервентов и но настоящее время Крайний Север и Севэд* ный морской путь непрерывно осваиваются нашим народом. Под руководством больше­ вистской партии, по указаниям товарища Сталипа советские люди п здесь добились выдающихся успехов. Множество географи­ ческих открытий в ледовых морях и нла- ваннй по Северному морскому пути, нача­ тых сквозными походами «Сибпрякова». «Челюскина», «Литке», совершили совет­ ские люти. Но инициативе товарища Сталина Советское правительство и декабре 1932 года вынесло решеннс о юзДййий Главного Управления Северного морского пути с задачей «проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по атому пути». Выполняя сталинское аадание, советские люди широко развернули работы по освое­ нию вновь намеченной магистрали. С каж­ дым годом возрастало ее практическое зна­ чение. Уже за годы второй пятилетки по этому пути перевезено грузов в 22 раеа больше, чем за 40 лет до 1917 года. На во­ оружение советских полярников партия и правительство дали крупнейшие в мире ле­ доколы «Иосиф Сталин», «Вячеслав Моло­ тов», «Лазарь Каганович». XVUI с’евд пар­ тии в резолюции по докладу товарища Мо­ лотова намечал: «Превратить к концу треть­ ей пятилетки Северный мореной путь в нор­ мально действующую водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Востоком». Советские люди проделали огромную ра­ боту по освоению Крайнего Севера и обес­ печению плавания по Северному морскому пути. Такие порты, как Игарка, порты в бухтах Тиксн, Проввдення и др., стали крупными населенными пунктами. Огромную роль в освоении Арктики сы­ грала наша славная авиация. Великолеп­ ные полеты Чкалова и Громова черев по­ люс подтвердили, что советская авиация занимает ведущее место в мире. Неисчисли­ мое количество воздушных рейсов было ео- вершено нашими людьми над просторами Крайнего Севера. В довоенный период было освоено 12 тыс. километров воздушных линий. Сотни советских научно-исследова­ тельских экспедиций на суше и на морях Крайнего Севера упорно раскрывали тайны Арктики, ее законы н богатства недр. Новую всемирную славу принесли нашей Родине героические высокоширотные дрей­ фы станции «Северный полюс» и ледоколь­ ного парохода «Седое», а также воздушная экспедиции Арктического научно-исследова­ тельского института. Эта екшедиция впер­ вые в истории в 1941 году прилетела к полюсу относительной недоступности и трижды совершила посадку на дрейфующие льды в районе полюса. Прославила снова нашу страну прекрасно оргаввэованная и успешно осуществлении в 1949 году про­ водка через моря Арктики каравана реч­ ных судов. Огромное пространство, занимающее пло­ щадь больше материка Европы, представ­ лявшее до революции ледяную пустыню, стало ва годы советской власти страной жижам. Народы Крайнего Севера, вымирав­ шие от болевней» голода, проиввола цар­ ских купцов н чиновников. благодаря ленинско-сталинской национальной полити­ ке получили возможность счастливо разви­ ваться. Богатейшие недра Крайнего Севера, о разработке которых мечтал М. В. Ломоно­ сов, по воле п ар н а большевиков стали од­ ним из неиссякаемых источников благосо­ стояния всего советского народа. На милях Крайнего Севера, считавшихся при цармвме непригодными для земледелия, уже иного лет подряд, благодаря кропотливоиу труду советских ученых-иичуриицев, вызревают овощи, вериовые культуры, фрукты. Де­ сятки полезных ископаемых, в том числе уголь, нефть, апатиты, соль, Золото дает исследованный и освоенный советскими людьми Крайний Север. Многоводные се­ верные реки, пустынные до революции, теперь стали оживленными речными маги­ стралями с большим флотом, который свя­ зывает глубинные пункты Крайнего Севера с главной магистралью Северного морского пути. Самая отдаленная территория вашей страны — Крайний Северо-Восток, вклю­ чающий в себя Колыиу и Чукотку, — мо­ жет так же. как и остальные районы Крайнего Севера, служить показателем ве­ личайших преобразований, проведенных в нашей стране. Первобытно дикая до рево­ люции Колыма, где было 1.3 человека на 100 кв. КМ., превращена советскими людьми в край, йе Только потребляющий, но Й ПРОИЗВОДЯЩИЙ. Пустыййая Чукотка, на берегах которой до установления советской власти были расположены редкие сш о в а - ща чукчей-охотииков, ВЫМШВШйХ от го­ лода и болезней, завезенных американски­ ми торгашами, стала после изгва&йя аме­ риканских хищников неузнаваемой. В цен­ тре Чукотского йашшальйпм «круга в гор. Анадыре построен рыбо-мясоконсерв- ный завод, в районе ведется добыча Угля. Растет политический н культурный уро­ вень населения. Развивается социалистиче­ ская по содержанию и национальная по форяе культура, имеющая своей целью воспитать массы в духе социализма и ин­ тернационализма. Сейчас на Чукотке 67 культурно-просйетителЬйых учреждений. Выросла местная интеллигенция из чукчей, эСКйМосоВ, &вепков, которые работают пре­ подавателями, врачами и т. д. 90 ^ проц. единоличных кочёВЫх хозяйств об’едйнн- лйсь в Колхозы и товарищества. За послед­ ние три года поголовье оленей увеличилось 45 npoii. Отлично оснащенные колхозы эти районы от чужестранных захватчиков/ Попытки посягнуть на права русского народа предпринимались не раз. Во времена глубокой старнпы морские разбойники-ви­ кинги приплывали из Скандинавии в райо­ ны Колы, Варзугн, Онеги, Северной Двины, чтобы грабить и разорять русское Поморье. Позднее, в 1612 году, Джон Мерик предла­ гал английскому королю Якову I оккупи­ ровать весь север нашей страны. «Вон, когда еще английская рука к нашему пи­ рогу тянулась»,— в справедливом негодо­ вании сказал об этом А. М. Горький. До­ стойными потомками загребущего Джона Мерика показали себя в Крымскую войну 1853— 1855 гг. англичане, незваными гостями пришедшие в Кольский залив. Бри­ танский корвет «Миранда» бомбардировал Колу зажигательными бомбами, отчего сго­ рела' большая часть строений древнего по­ морского поселка. Только отсутствие рус­ ских военно-морских сил в Кольском зали­ ве избавило британских пиратов от заслу­ женной ими кары. Однако, несмотря на отсутствие в то время русских войск н флота на Мурмане, англичане не осмели­ лись высадить десант. Защитники Колы — команда инвалидов и рыбаки-поморы так встретили незваных гостей, что по­ следние быстро покинули наши террито­ риальные воды. Самоотверженная готовность нашего на­ рода защищать любой уголок своей Родины особенно проявилась в годы гражданской войны н Великой Отечественной войны. Большая роль в защите Крайнего Севера выпала на долю нашего Северного флота, самого молодого флота Военно-Морских Сил. СОСР. История этого флота с первого дня связана с именем великого Сталина, как и вся история большевистского освоения Крайнего Севера. Товарищ Сталин лично побывал в ряде мест Крайнего Севера и точно определил задачи Северного флота. Каждый моряк-североморец дословно помнит надпись на гранитной, в четыре человече­ ских роста, доске-барельефе, воздвигнутой на вершине скалы у входа в гавань, — «Здесь был 22 июля 1933 г. основатель и создатель Северного флота великий Сталин». • Создавая Северный флот, товарищ Сталин дал наказ советским морякам за­ крыть на замок для любого врага подступы к просторам Крайнего Севера. Наши моря­ ки выполнили сталинский наказ. Северный флот обеспечил неуязвимость с моря фланга войск нашего Карельского фронта. За все время войны противник пе сумел ни высадить десант, ни подойти с моря к нашим берегам, ни пересечь госу­ дарственную границу в районе полуострова Рыбачий. Северный флот, особенно его подеодные лодки, морская авиация решительно пре­ секали намерения фашистов нарушать на­ ши морские коммуникации Северной Атлан­ тики и Заполярья. В то же время советские подводные и надводные корабли, морская авиация отважно действовали на вражеских путях сообщения, топили и уничтожали ка­ раваны транспортов с грузами для фашист­ ских гарнизонов, с пополнением, с ценным стратегическим сырьем, которое гитлеровцы пытались вывезти пз Северной Норвегии. Наш Северпый флот был хозяином по­ ложения не только в открытом море. Совет­ ские подводные лодки и торпедные катера проникали в тщательно охраняемые про­ тивником базы и узкие фиорды, атаковали н уничтожали фашистские корабли и тран­ спорты там, где гитлеровцам казалось, что они находятся в безопасности. Моряки и морские летчики Северного фло­ та надежно прикрывали караваны своих транспортов, умело их конвоировали, отби­ вая атаки противника. Сколько пи пытались фашисты про­ никнуть в Советскую Арктику, предпри­ нимая всяческие авантюры, — пз этих по­ пыток ничего не получилось. Советская Арктика осталась недостижимой для врага. В ходе войны моряки Северного флота показали себя непоколебимыми воинами, отважными патриотами своей Родины, верными великим большевистским идеям партии Ленина — Сталина. Моряки Север- пого флота показалп много выдающихся примеров советского патриотизма, воинской доблести и морского мастерства. 85 Героев Советского Союза, ере in них известные все­ му народу Дважды Герои Борис Сафонов. Александр Шабалпп, Виктор Леопов. выросли п прославплпгь своими подвигами в Заполярье. Северный флот — это под­ линное детище великого Сталина, выпесто­ ванное большевиками па страх врагам, ра­ ди безопасности пашей советской Родппы. на охотййков па Морского и пушного зверя, школы, культбазы. с rob пясЬменпость — такова сегодняшняя Чукотка. Она олицет­ воряет собой торжество ленинско-сталин- cftoft национальной политики болшевпет- ской партии. Таков весь Крайнкй Север нашей стра­ пы. Гений величайших преобразователей мйра Ленина й Сталина, НесОКруШйМая воля партии большевиков, самоотвержен- ный труд советского народа сделаяй Край­ ний Север близким и родным всем совет­ ским людям. Постройка Беломорско*ВАЛТйй- с к о р о канала имени И. В, Сталина, построй­ ка капала пмепи Москвы, соединившего пять советских Морей, неразрывно связали Крайний Север с Москвой - -- столицей на­ шей Родины. Мечта мпогих поколений рус­ ских лютей превращена в действительность НаПтёго врИёни. VII. На протяжении тысячи лет борьбы за освоение Крайнего Севера и Северного мор­ ского пути русский народ вынужден был неоднократно с оружием в руках защищать Взгляните еще раз па карту, товарищи. Посмотрите на Военные базы, построенные англо-американскими юшериалпстами на побережьях Исландии, Гренландии, Земли Гранта. Аляски, но ту сторону полюса, Ка­ ким контрастом по сравнению с нашим Крайним Севером является состояние ка­ питалистического Крайнего Севера! Тер­ ритория амерпкапского сектора экономиче­ ски пе развивается п попользуется лишь как плацдарм для экспансионистских вож­ делений пмперйалпстпчсских кругов США. Земля, пригодная для земледелия па Аля­ ске, ночтй сойерЩенно не обрабатывается. Большинство каменпоугольпых п рудных месторождений па Аляске не разрабаты­ вается, Все экспедиции, предпринимаемые лпгло-америкаицами в ледовые районы Крайнего Севера, имеют своей единствен­ ной целью подготовку к повой войне, к осуществлению планов Мирового господства американского империализма. В свете этих фактов особое значенйЗ приобретает наш Северный флот. Верпые Подыиевнсггкой партпп, совет­ скому пароду и великому вождю трудящих­ ся товарищу Сталину, моряки Северного флота зорко несут свою вахту в суровых Просторах Заполярья, надежно охраняя мирпьгп труд советскпх людей. Изо дня в депь. па года в год советские моряКй-Севг- роморцы совершенствуют свое боевое ма­ стерство. овладевают знаниями для того, чтобы в любую минуту выполнить свой долг перед Родиной. П. ЮНГА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz