На страже Заполярья. 1950 год. Июль.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я tSSflf Л , "ТБО (3773]» К некоторым вопросам языкознания. Ответ товарищу Е. Крашенинниковой Тов. Крашенинникова! Отвечаю на В аш вопросы. 1. Вопрос. В Вашей статье убедительно показано, что язык не есть нп ба8ис, ни надстройка. Правомерно ли было бы счи­ тать, что язык есть явление, свойственное в базису и надстройке, или же правильнее было бы считать язык явлением промежу­ точным? Отмт. Конечно, языку, как обществен­ ному явлению, свойственно то общее, что присуще всем общественным явлениям, в том числе баэису и надстройке, а именно: он обслуживает общество так г е , как об­ служивают его все другие общественные янления, в том числе базис и надстройка. Ео этим собственно и исчерпывается то об­ щее, что присуще всем общественным яв­ лениям. Дальше начинаются серьезные различия между общественными явления­ ми. Дело в том, что у общественных явлений, кроме этого общего, имеются свои специ­ фические особенности, которые отличают их друг o j друга и которые более всего важны для науки. Специфические особен­ ности базиса состоят в том, что он обслу­ живает общество экономически. Специфи­ ческие особенности надстройки состоят в том, что она обслуживает общество поли­ тическими, юридическими, эстетическими л другими идеями и создает для общества соответствующие политические, юридиче­ ские и другие учреждения. В чем же со­ стоят специфические особенности языка, отличающие его от других общественных явлений? Они состоят в том, что язык об­ служивает общество, как средство общения людей, как средство обмена мыслями в об­ ществе, как средство, дающее людям воз­ можность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах челове­ ческой деятельности, как в области произ­ водства, так и в области экономических отношений, как в области цолитики, так и в области культуры, как в общественной гкнзнн, так и в быту. Эти особенности свойственны только языку, и именно пото­ му. что они свойственны только языку, язык является обектом изучения само­ стоятельной науки, — языкознания. Без этих особенностей языка языкознание по­ теряло бы право на самостоятельное суще­ ствование. Еороче: язык нельзя причислить ей к разряду базисов, ни к разряду надстроек. Е го нельзя такам причислить'к разряжу '«промежуточных» явлений между базисом и надстройкой, так как таких «промежу­ точных» явлений не существует. По может быть язык можно было бы при­ числить к разряду производительных сил общества, к разряду, скажем, орудий произ­ водства? Действительно, между языком и орудиями производства существует некото­ рая аналоги: орудия производства, так же как и язык, проявляют своего рода безрае- лпчие к классам и могут одинаково обслу­ живать различные классы7общества, как старые, так и новые. Дает ли это обстоя­ тельство основание для того, чтобы при­ числить язык к разряду орудий производ­ ства? Нет, не дает. Одно время Н. Я. Марр, видя, что его (формула — «язык есть надстройка над ба­ зисом», — встречает возражения, решил «перестроиться» и об’явил. что «язык ствительное сознание*. «Идеи, — говорит Маркс,—не существуют оторванно от язы­ ка». В какой мере, по Вашему мнению, языкознание должно заниматься смысло­ вой стороной языка, семантикой я истори­ ческой семасиологией и стилистикой, или предметом языкознания должна быть толь­ ко форма? Ответ. Семантика (семасиология) являет­ ся одной из важных частей языкознания. Смысловая сторона слов и выражений име­ ет серьезное значение в деле изучения языка. Поэтому семантике (семасиология) должно быть обеспечено в языкознании по­ добающее ей место. Однако, разрабатывая вопросы семантики и используя ее данные, никоим образом нельзя переоценивать ее значение, и тем более — нельзя злоупотреблять ею. Я имею в виду некоторых языковедов, которые, чрезмерно увлекаясь семантикой, пренебре­ гают язьшхм. как «непосредственной дей­ ствительностью мысли», неразрывно свя­ занной с мышлением, отрывают мышление от языка и утверждают, что язык отживает свой век. что можно обойтись и без языка. Обратите внимание на следующие слова Н. Я. Марра: «Язык существует, лишь поскольку он выявляется в звуках; действие мышления происходит и без выявления... Язык (зву­ ковой) стал ныне уже сдавать свои функ­ ции новейшим изобретениям, побеждающим безоговорочно пространство, а мышление идет в гору от неиспользованных его нако­ плений в прошлом и новых стяжаний и пмеет сместить и заменить полностью язык. Будущий язык — мышление, расту­ щее в свободной от природной материи технике. Перед ним не устоять -никакому языку, даже звуковому, все-таки связанно­ му с нормами природы» (См. «Избранные работы» Н. Я. Марра). Если эту «труд-магическую» тарабар­ щину перевести на простой человеческий язык, то можно притгп к выводу, что: а) Н. Я. Марр отрывает мышление от языка; б) Н. Я. Марр считает, что общение лю­ дей можно осуществить и без языка, при помощи самого мышления, сводного от «природной материи» языка, свободного от «норм природы»; в) отрывая мышление от языка и «осво­ бодив» его от языковой «природной мате­ рии», Н. Я. Марр попадает в болото идеа­ лизма. , Говорят, *го мысли возникают в голова человека до того, как они будут высказаны в речи, возникают без языкового материа­ ла. без языковой оболочки, так сказать, в оголенном виде.,Но это совершенно невер­ но. Какие бы мысли ни возникли в голове человека, они гмогут возникнуть и сущест­ вовать лишь на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Ого­ ленных мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой «при* родной материи» — не существует. «Язык есть непосредств$нная действительность мысли» ( Ма р к е ) . Реальность мысли про­ является в языке. Только идеалисты могут говорить о мышлении, не связанном с «природной матерней» языка, о мышлении без языка. Короче: переоценка семантики и злоупо- есть орудие производства». Был ли прав II. Я. Марр, причислив язык к разряду орудий производства? Нет. он был безус­ ловно не прав. Дело в том, что сходство между языком v орудияага производства исчерпывается той аналогией,* о которой я говорил только что. Но зато между языком и орудиями произ­ водства существует коренная разница. Гззнипа эта состоит в том, что орудия про­ изводства производят материальные блага, а язык ппчего не производит или «произ­ водит» всего лишь слова. Точнее говоря, люди, имеющие орудия производства, могут производить материальные блага, но те же люди, имея язык, по не имея орудий про­ изводства, не могут производить матери­ альных благ. Не трудно понять, что если бы язык мог производить материальные блага, болтуны были бы самыми богатыми людьми в мире. 2. Вопрос. Маркс и Энгельс определяют язык как «непосредственную действитель­ ность мысли», как «практическое,... дей- Журнал «Большевик» JA 12. 1требление последней привели Н. Я. Марра к идеализму. Следовательно, если уберечь семантику (семасиологию) от преувеличений и зло­ употреблений, вроде тех, которые допуска­ ют П. Я. Марр и некоторые его «ученики», то она может принести языкознанию боль­ шую пользу. 3. Вопрос. Вы совершенно справедливо говорите о том, что идеи, представления, нравы и нравственные принципы у буржуа и у пролетариев прямо противоположны. Классовый характер этих явлений безус­ ловно отразился на семантической стороне языка (а иногда и на его форме — на сло­ варном составе. — как правильно указы­ вается в Вашей статье). Можно ли. анали­ зируя конкретный языковый материал и, в первую очередь, смысловую сторону язы­ ка, говорить о классовой сущности выра- жепных пм понятий, особенно в тех случа­ ях, когда речь идет о языковом выражении пе только мысли человека, но и его отно­ шения к действительности, где особенно ярко проявляется его классовая принад­ лежность? Ответ. Короче говоря. Вы хотете звать, — влияют ли классы на язык, вносят ли они в язык свои специфические слова и выражения, бывают ли случаи, чтобы лю­ ди придавали однйм и тем же словам и выражениям различное смысловое значе­ ние в зависимости от классовой принад­ лежности? Да, классы влияют на язык, вносят в язык свои специфические слова я выраже­ ния и иногда по разному понимают одни и те же слова и выражения. Эро не подлежит сомнению. / _____ Из этого однако не следует, что специ­ фические слова и выражения, равно как различие в семантике, могут иметь серьезное значение для развитая единого общенародного языка, что они способны ослабить его значение или изменить его характер. Вснпервых, таких специфических слов и выражений, как и случает различия в оо- мантнке. до того мал) в языке, что они ед­ ва ли составляют один процент всего язы­ кового материала. Следовательно, вся ос­ тальная подавляющая масса слов и выра­ жений, как и их семантика, являются о б щ и м и для всех классов общества. Во-вторых, специфические слова и выра­ жения. имеющие классовый оттенок, ис­ пользуются в речи не по правилам какой- либо «классовой» грамматики, которой не существует в природе, а по правилам грамматики существующего общенародного языка. Стало быть, наличие специфических сяов в выражений и факты различии в семанти­ ке языка не опровергают, а, наоборот, подтверждают наличие и необходимость единого общенародного языка. 4. Вопрос. В своей статье Вы совершен­ но правильно оцениваете Марра, как вуль­ гаризатора марксизма. Значит ли вто, что лингвисты, в том числе и мы, молодежь, должны отбросить в с е лингвистическое наследие Марра, у которого все же имеется ряд ценных языковых исследований (о них писали в дискуссии тг. Чикобава, Санжеев и другие)? Можем ли мы, подходя к Марру критически, все же брать у него полезное и ценное? Ответ. Конечно, произведения Н. Я. Мар­ ра состоят не только из ошибок. Н. Я. Марр допускал грубейшие ошнбкп. когда он впо- спл в -языкознание элементы марксизма в искаженном t o e , когда оп пытался создать самостоятельную теорию языка. По у Н. Я. Марра есть отдельные, хорошие, талантли­ во написанные произведения, где он, забыв о своих теоретических претензиях, добро­ совестно п. нужно сказать, умело псследу- ет отдельные языки. В таких произведени­ ях можно найти не мало пенного п поучи­ тельного. Понятно, что это пенное и поу­ чительное' должно быть взято у П. Я. Мар­ ра п использовано. 5. Вопрос. Одной из основных причин застоя в советском языкознании многие лингвисты считают ф о р м а л и з м . Очень хотелось бы зпать Ваше мнение о том, в чем заключается формализм в языкознании и как его преодолеть? Ответ. Н. Я. Марр и его «ученики» об­ виняют в «формализме» всех языковедов, не разделяющих «новое учение» Н. Я. Марра. Это, конечпо, несерьезно и неумно. П. Я. Марр считал грамматику Пустой «формальностью», а людей, считающих грамматический строй основой языка — формалистами. Это п вовсе глупо. Я думаю, что «формализм» выдуман ав торами «нового учения» для облегчения борьбы со своими противниками в языко­ знании. Причнпой застоя в советском языкозна­ нии является не «формализм», изобретен­ ный Н. Я. Марром и его «учениками», а аракчеевский режим и теоретические про­ рехи в языкознании. Аракчеевский режим создали «учепнки» Н. Я. Марра. Теорети­ ческие пепазбериху внесли в языкозна­ ние Н. Я. Марр и его ближайшие соратни­ ки. Чтобы не было застоя, надо ликвидиро­ вать и то и другое. Ликвидация этих язз оздоровит советское языкознапие, выведет его на широкую дорогу и даст возможность советскому языкознанию занять первое место в мировом языкознании. ВМинистерстве Иностранных Дел ССР Впередсмотрящий. Рисунок старшего матроса Р. Куликова , присланный на конкурс. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ БЛАГОРОДНЫЙ ПОСТУПОК СОЛДАТА МИХАИЛА ЖУРОВА День. ув ьдался теплый, солнечный, и группа £еб|*вышла в окрестности посел­ ка погулять. Средй них был и мой сын Вадик,' 14 лет. Подойдя к речке, ребята решили иску­ паться. И вот во время купания моего сы­ на быстрым течением понесло па более глубокое место, и он, потеряв силы, стал тонуть. Товарищи его, находившиеся на берегу, оказать помощи не могли, т. к. са­ ми хорошо «плавать не умеют. Крик о йомощи услышал солдат Журов Михаил Иванович, который был в это вре­ мя поблизости от речки. Он прибежал на место происшествия, быстро снял гим­ настерку п бросился в эоду па помощь мальчику. Солдат Журов вытащил Вадика на берег в .бессознательном состоянии. Тут же оп оказал ему первую помощь, привел в сознание п, спросив его фамилию и ме­ сто жительства, отправил домой. Мне, как матери, хочется от всей души поблагодарить солдата Журова за его бла­ городный поступок. Он спас жизнь маль­ чику, и в этом мы видим высокий мораль­ ный облик советского воина. Большое спасибо мм . товарищ Журов! Н. ЕГОРОВА. Министерством Нностранных Дел СССР I июля была получена от Посольства США нжжеследующая нота: «Посол Соединенных Штатов Америк» свидетельствует свое уважение Министру Иностранных Дел Союза Советских Социали­ стических Ресшублпк и в соответствии с ин­ струкциями имеет честь поставить в извест­ ность Министра о том, что Президент Соеди­ ненных Штатов Америки, поддерживая просьбу Совета Безопасности Организации Об’единеиньгх Наций о предоставлении Ко­ рейской Республике» помощи, чтобы отра­ зить вторжение северо-корейских захватчи­ ков и восстановить мир в Корее, отдал при­ каз об установлении морской блокады ко­ рейского побережья. Эта блокада устанав­ ливается пемедлеипо». б июля МИД СССР наиравил Посольству США ноту следующего содержания: «Министерство Иностранных Дел Союза Советских Социалистических • Республик подтверждает получение ноты Посольства от 4 июля с. г. н по поручению Советского Правительства пмеет честь заявить следую­ щее. * В указанной ноте Посольство сообщает, что Президент Соединенных Штатов Амери­ ки отхм приказ об установления юрсюв блокады корейского побережья со ссылкой на революцию Совета Безопасности ю ев ­ рейскому вопросу. Советское Правительство в своем етъеФО от 29 нюня на обращение Генерального Се­ кретаря Организации Об единенных Наций г-на Трюгве Ли уже заявило, что указанная резолюция Совета Безопасности но корей­ скому вопросу, принятая в нарушение Уста­ ва ООН, не пмеет закопнон силы и, следо­ вательно, пе может служить законным ос­ нованием для проведения каких бы то ни было мероприятий в отношении Вореи и в том числе для установления морской блока­ ды Кореи. Блокада ‘Кореи представляет собой новый акт агрессии. Эта блокада столь же несов­ местима с принципами Обединенных На­ ций, как и вся вооруженная интервенция Соединенных Штатов в Корее. Вследствие вьлпензложеппого Советское Правительство Г^удет считать Правительство Соединенных Штатов Америки ответствен­ ным за все последствия этого акта и за весь ущерб, который может быть причинен ин­ тересам Советского Союза в связи с прове­ дением упомянутой блокады». СООБЩЕНИЕ ТАСС Представитель Министерства иностран­ ных дел Англии 5 июля заявил на пресс- конференции в Лондоне, что Англия обрати­ лась через своего посла в Москве с предло­ жением к Советскому Правительству о мир­ ном урегулировании корейского вопроса и что Англия ждет ответа от Советского Пра­ вительства. ТАСС уполномочен заявить, что посол Англии в Москве в своей беседе с предста­ вителем МИД СССР никакого о мирном урегулировании корейского ся не передавал Советскому Правительств и ограничился лишь выражением надежды, что конфликт в Корее будет со временем урегулирован. Очевидно, что заявление английского посла в Москве не требует какого-либо отве­ та со стороны Советского Правительства. Неподготовленное собрание Известно, что отчетное собрание являет­ ся важным событием в жизнп комсомоль­ ской организации. Оно подводит итоги про­ деланной работы, помогает вскрыть имею­ щиеся недостатки, наконец, дает оценку всей дея,тельностп комсомольцев за прошед­ ший период. Все это хорошо знали члены бюро нашей комсомольской организации. И все же соб- раппе подготовили очень плохо. R резуль­ тате оно п прошло не па высоком идейном уровне. Оповещение о месте н времени собрания, о его повестке было организовало плохо. В результате некоторые товарищи до послед­ ней минуты о предстоящем собрании ие знали. Началось опо с опозданием. Доклад секретаря бюро тов. Хлопяк был несамокрятичей, .состоял из общих фраз. Многие важные вопросы комсомольской дея­ тельности были пли вовсе ие отражены, или отражены поверхностно. Например, об участии членов ВЛКСМ в слортнвно-мао- совой работе и в степной газете Хлопяк не упомянул птг слова. Плохая подготовка, слабый доклад опре­ делили и дальнейший ход собрания. Боль­ шинство выступлении бт.т.тп общими, не за­ трагивали насущпьгх вопросов. Песколько выделялось выступление Булдыжова, который остановился на щеппых докладчиком вопросах и подв-' острой критике деятельность бюро по око* занпго помощп командованию в развитии спорта. В плохой подготовке важного собрашя виновен и секретарь партийной организа­ ции Смоленцев, который не подсказал членам комсомольского бюро о том, как следует готовить это собрзпие. В. НОРОВИМ. Отличное отделепие И. СТАЛИН. 29 июня 1950 г. Мастер нефти на трудовой вахте НЕРАДИВЫЙ ПОЧТАЛЬОН Когда солдат Швыряев был назначеп почтальоном, он вначале неплохо выпол­ нял свон обязанности. Но прошло некото­ рое время, н Швыряев зазнался, стал счи­ тать, что порученное ему дело не имеет большого значения и к выполнению его можно относиться с холодком. Почта в настоящее время доставляется песвоевременпо. Швыряев нередко свои обязанности передоверяет другим лицам, пе проявляет должной заботы о том, чтобы вояйы аккуратно получали письма и га­ зеты. Поведение Швыряева, его зазнайство, пренебрежение своими обязанностями за­ служивают всемерного порицания. Надо принять меры к ярму, чтобы почта в под­ разделение доставлялась в срок. В. КОПАЕВ. -------0------- Беседа о боевых традициях Старшина 1 статьи Смыслов провел с личным составом беседу о боевых тради­ циях советских воинов. Он рассказал вои­ нам о том, как моряки в годы Великой Отечественной войны самоотверженпо за­ щищали советскую Родину от немецко-фа­ шистских захватчиков, как сейчас в мир­ ных условиях они хранят и умножают славные боевые традиции. П. КОНСТАНТИНОВ. У мело обучает и воспитыьаег под­ чиненных старшина 2 статьи Симптомов. Он тщательно готовится и хорошо проводит занятия по специальности. По окопчания занятий старшина подводит и т о ги , указы­ вая недостатки и способы их устранения. Заведывапне радистов находится в образ­ цовом порядке н исправности. В своей ра­ боте старшипа 2 статьи Симптомов опи­ рается па комсомольцев— отличников уче­ бы. Недавно все радисты одали экзамены, к которым упорно готовились. Больше девя­ ти месяцев отделение пе пмеет днецнпли- j нарпых взысканий. Командование корабля j подвело итоги проверки содержания и эк­ сплоита пип материальной части н дяшпг- лины на корабле и отметило отличное' Со­ стояние техники и хорошую организацию учебы и службы в отделении радистов. Приказом командира корабля отделение радистов об’явлепо отличным. -В честь этого вывешепа памятная доска с надписью: «Отличное отделение радистов». Отделение радистов во главе со свойм командиром Сямптомовым законно гордятся успехами в учебе п службе. Войны отде­ ления не останавливаются на достигну­ том, а стараются еще лучше выполнять свой воинский долг. Старшина 1 статьи А. СУХОМЛИН -о- Передовые воины делятся опытом Высокой производительностью труда а большими успехами в учебе н службе встречают наши воины День Военно-Мор­ ского Флота. • t В нашем подразделении состоялось па днях совещание отличников. На нем при­ сутствовали лучшие воины Омадэе, Моска­ лев и многие другие. Эти товарищи выпол­ няют производственные задания па 150 — 200 процентов. Все они имеют по несколь­ ку благодарностей от командира. Выступившие на собрании воины рас­ сказали о своей работе, о том, как они до­ бились высоких показателей, поделились опытом работы. Па совещании выступил командир. Он призвал воинов изо дня в день множить число отличников,- неустанно повышать свое мастерство, овладевать опытом луч­ ших бойцов. Оп призвал вонпов встретить День Флота новыми успехами в учебе и службе. Ефрейтор П. ВЕТРОВ. ВЕСЕЛО И К У Л ЬТУ РН О Весело и культурно прошел у нас вы­ ходной донь. В гостп к нам приехали арти­ сты флотского ансамбля. Они дали для воипов большой концерт. Затем под руководством старшего сер­ жанта Новицкого были проведены спортив­ ные соревповаппя. Первое место в толка­ нии ядра занял солдат Сидоров. Соревнова­ ние по бегу па 400 метров выиграл стар­ шина 2 статьи Шалагин. Вечером воины с большим вниманием прослушали лекцию о международном по­ ложении. Солдат Н. БОЯРНИН. Отец его — Семен Бородавкин в дни Октября был в рядах Красной гвардии пегроградских рабочих, видел и слышал Владимира Ильича Ленина. На многих Фронтах граждапской войны дрался он с врагами революции. ...Когда на нашу страну напали гитле­ ровцы, старый солдат революции привел в военкомат трех своих сыновей и сказал: «Я уже стар, чтобы держать оружие, за меня будут воевать сыновья». Младшим среди них был Андрей. Люто воевал Андрей против гитлеровцев, отстаивая свободу родной земли. После ка­ питуляции фашистской Германии всю мощь своего оружпя Советская Армия об­ рушила па япопекпх империалистов. С те­ ми, кто громил врага па востоке, была и дссаптпая группа Моряков Андрея Боуо- давкппа. Бухта Находка. Курильские острова, Сахалин — этапы боевого пути этой группы. В одни пз теплых весенних дней от­ ряд был выстроен па плацу. Перед строем моряков в ряду других стоил Андрей Боро­ давкин, а старший начальппк зачитывал приказ об его увольнении в запас. Затем он вручил демобилизованному воипу Почетную грамоту командования Тихоокеанского Фло­ та. «Служи, наш боевой товарищ, на трудо­ вом фронте так же хорошо, как воевал с врагом», — было написано в ней. В первый же день возвращения в Баку пришел Андрей Бородавкин на родной 4-й промысел треста «СтадшшеФть». где рабо­ тал до войны оператором. С волнением вглядывался он в дорогую, с детства зна­ комую картину — лес стройных, ажурных вышек, что раскинулся по_ суше и шагнул за нефтью в море. Полной грудью вдыхал недавний воин воздух, напоенный терпкими запахами нефти п моря. На нефтепромы­ слах уже знали о подвигах своего товари­ ща, о сотнях упнчтоженных пм врагов, о взятых в плен 27 гитлеровцах и о том, что дважды проливал за Родину кровь Андрей Бородавкин. — Что же, Андрей, отдохни с недельку и приступай, — сказал заведующий про­ мыслом. Бородавкин отрицательно покачал голо­ вой: — Шесть долгих лет я ждал этого дпя. Руки истосковались по любимому делу. Па работу выйду завтра. Сложен и ответетвенеп труд пефтяника. Па тысячеметровой глубипе под землей таится драгоценное горючее. Бурильщики провели к нему узкие, длинные скважины. И тогда за дело берутся эксплоатапиоинп- кп. Казалось бы. чего легче -— спустил в скважину насоо и выкачивай горючее. Но это ие так. Вместе с нефтью пз пластов поступает песок, засоряющий скважину. Есть и другая беда — вода, стремящаяся пробиться вперед, оттеснить нефть. И если это случится, то скважина, стоящая госу­ дарству сотни тысяч рублей, будет загуб­ лена. , - • • Дтобы правильно эксплоатировать нефте­ носные недра, надо много учиться. Андрей Бородавкин поступил в стахановскую шко­ лу. Было трудно днем нести вахту, а вече­ ром учиться, ночью готовиться к занятиям. По армейская закалка помогла преодолеть трудности, и спустя год Андрей был выдви­ нут помощником мастера. 1949 год он встретил уже на посту мастера участка. Применив методы знатного бакинского нефтяника лауреата Сталинской премии Ага Гусейна Кафарова, Бородавкин достиг того, что каждая его скважина стала ре- монтироваться пе раз в 10 дней, как это было раньше, а через два с половиной ме­ сяца. Это позволило ему сберечь для госу­ дарства десятки тысяч рублей, огромное количество материалов, резко увеличить добычу нефти. По стахановец этим пе удов­ летворился. На его участке было еще пе­ сколько «мертвых» скважин. Исследовав их. он добился того, что ОЖИЛИ и они. На стахаповском участке сейчас пет простаивающих скважин. 43 тонны нефти сверх .задания ежесуточно — пот первый итог успехов Бородавкина и его друзей. ...В дни, когда пишутся эти строки, на первых страницах бакинских газет печа­ таются десятки заметок и статей о развер­ нувшемся но инициативе Андрея Бородав- кппа социалистическом соревновании неф­ тяников за пуск простаивающих скважин, за увеличение добычи горючего. f . А. НАСИБОВ. г, Б а к у , . После поход гц if?ото Н. ,Высоц,кого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz