На страже Заполярья. 1950 год. Июль.

i 4 30 июля 1950 г., № 179 (3792). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я Советский Союз — великая железнодорожная держава W лет чгому назад, 30 июля 1935 года, руководители партии и Советского прави­ тельства во главе с товарищем Сталиным приняли в Кремле работников железнодор­ ож но го гранепорта. На этом историческом приеме товарищ Сталин в своем .выступлении указал на решающее значение железнодорожного транецэрта для развития такого громадного государства, как СССР, и дал величествен­ ную программу дальнейшего роста и совер­ шенствования железнодорожного транспор­ та нашего социалистического государства. Речь товарища Сталина открыла новую страницу в жизни железнодорожников: она мобилизовала h i на борьбу за дальнейший под’ем советского транспорта, вдохновила и вдохновляет поныне на трудовые под­ б е г и .во славу Родины. С тех пор ежегодно железнодорожники я весь советский парод отмечают эту исто­ рическую дату, как Всесоюзный День же­ лезнодорожника. который советские желез­ нодорожники любовно называют сталин­ ским. ^ В текущем году этот день празднуется в в и т а н о в к е большого политического и тру- ^R?oro под’ ема советского народа, в обста- '«©вке больших побед и успехов нашей сощщ нстичесадй Родины. Советский на­ род if f ! руководством большевистской пар­ тия успешно выполняет план послевоен­ ной сталинской пятилетки. Народное хо­ зяйство СССР в целом значительно превзо­ шло уровень довоенного 1940 года. До­ стигнут новый под’ем социалистической культур» . Неуклонно улучшается мате­ риальное положение трудящихся нашей страны. Эти исторические победы, одержанные со в е т с к и народом под руководствам ком- ьвунфяжчракой партии, под водительством келикого вождя трудящихся товарища Сталина, являются свидетельством м о гу щдегва нашего /Советского государства и огромных преимуществ нашей социалисти­ чески системы хозяйства над капитали­ стической. ' В»езте всем * народным хозяйством Щ ртет и развивается железнодорожный 4 R h c e o p t . Советский Союз £меет громадную тер­ риторию, «оставляющую более 22 млн. $вдометров. Это почти в три р « а больше, ч ёц США, и в 14 раз больше, че* Эзлздойщтания, Цапания. Италия и Фраедая, щ е д р взятые. В . щ ш а х яащей земли таятся неисчер­ паема» 1 ?щ кц ны е богатства. Чтобы все эти фгарездц поставит^ ^ службу совет­ скому: народу, чтобы успепщо развивать произг-одцтельные силы страны, надо иметь мощпые средства транспорта. Самым массовым средством перевозок является железнодорожный транспорт. Свыше 80 процентов всех грузовых и свы­ ше 90 процентов пассажирских перевозок в наШ{й стране осуществляется железными $ор*цми. Без решительного под ема транспорта, без строительства железных дорог нельзя было бы решить великие, исторические за­ дачи -тщду£трралнзацнп страныт коллекти­ визации сельского хозяйства, использова­ ния П А И 1 богатейщпх сырьевых ресур- * влагодаря повседневной заботе партии, правительства, лично товарища Сталина железIюдорожный транспорт нашей страны ттолучял широкое развитие п пз года в год лспатпа*тся новейшей, первоклассной трх- пикой. За годы «светской власти сеть железных дорог увеличилась в два раза. Новые же- лрзнодррожпые линии обеспечили промыш­ ленное использование недоступпых ране? гтриродшлх ресурсов и быстрый хозяй­ ственный и культурный под’ ем окряиппьтх районов и наппоиальпых республик. Тыся­ чи километров -вповь построенных желез­ ных лорог способствовали развптпю новых районов добычи угля, нефти, пветных ме­ таллов. развптпю сельского хозяйства. /Келезпозорожпыи транспорт за годы сталинских пятилеток подвергся коренной технической реконструкции. В эксплоата- лпю были введены пов 1 »те мопгные парово- Л . М А Л Ь К Е В И Ч З а м е с т и т е л ь Д 1 и н н стр а п у т е й со о бщ е н и я С С С Р . зы, транспорт получил сотни тысяч повых грузовых вагопов большой грузопод’емно- сти. На решающих узлах построены механизированные сортировочные горки. Электрифицировано управление стрелками, введены новые виды связи и электриче­ ской сигнализации: автоблокировка, авто- стоны, радиосвязь. Большое вппмаппе уделяется электрификации железпых до­ рог и в первую очередь грузонапря- женных направлений, в особенности на Урале и в Сибири, а также пригородных зон в крупных промышленных црптрах. За годы сталинских пятилеток советский народ создал такое величественное соору­ жение. как Московский метрополитен. Нод’ем железнодорожного транспорта явился одним пз важнейших элемептов осуществлявшегося партиен по инициативе товарища. Сталина плана подготовки пашей страны к активной обороне. Советские железнодорожппкп, обеспечив в суровых условиях ^Великой Отечественной воины бесперебойные перевозки всего необходи­ мого для фронта и страны, внесли крупный вклад в великое дело победы над врагом. Товарищ Сталин дал высокую оценку героическому труду железнодорожников в период Великой Отечественной войны, указав, что «Советский железподорожпыи транспорт выдержал пагрузку, с которой едва ли справился бы транспорт другой страны». В результате организаторской работы большевистской партии на транспорте вы­ росло много людей, освоивших повуго тех­ нику и способных двигать ее вперед. За годы советской власти высшие учебпые заведения страны подготовили для желез­ ных дорог свыще 60 тысяч пнжеперов. Напомним, что за 80 лет существования железных дорог до революции высшие учебные заведения выпустили мепее 7 тысяч инженеров транспорта. Из гущ и масс выросли зачппатели ста­ хановского движения на транспорте, вы­ дающиеся новаторы машиписты кривонос, Лунин, Папавин, Блинов и многпр другие, имена которых широко известны в нашей стране. На транспорте развилось замечательное патриотическое движение машинистов за достижение 500-километровых среднесуточ­ ных цробегрв паровозов. Тысячи паровоз- HBIX бригад систематически перевыпол­ няют порцы уплотненного графика оборота локомотивов. Инициаторы двпжеппя пятп- сотнпков .машинисты тт. Глубокой. Шуми­ лов, Блаженов. Каменских, Канта гаев. Кондратьев и Гулыпнн, диспетчеры тт. Ко­ ролева и Костырко удостоены Сталинской премии. Почетпое звание лауреата Сталин­ ской^ премии присуждено и формовщице литейно-механического завода имени Л. М. Кагацовича тов. Фомнпон, пнпппатору со­ ревнования за экономию и бережливость. На транспорте известны тысячи имен передовых людей из самых различных от- раслей железнодорожного хозяйства — пу­ тейцы, строители, вагопппкп. кондукторы, слесари, диспетчеры, весовщики и т. д., которые показали образцы пспользовачпя техники, высокой производительности тру­ да, какие не достигались и никогда тте бу­ дут достигнуты в капиталистических странах. Большой размах социалистического со­ ревнования на транспорте, свидетельствую­ щий о высокой сознательности железнодо­ рожников, пх горячем патриотизме, явился одним пз важнейших источников громад­ ных трудовых побед железнодорожников в послевоеппые годы. Мы пе только восста­ навливаем разрушопные вратлг магистра­ ли, но и строим новые линии и пеуклпппо повышаем техническую мощь железных до­ рог. «Уже в 1948 году железпые дороги превзошли довоеппый уровень перевозок. В 1949 году по сравнеппю с 1945 годом. т. е. за 4 послевоенных года, отправление грузов железными дорогами возросло на 84,3 процента. Достижения советских же­ лезнодорожников особенно наглядны па фо­ не упадка железнодорожного транспорта США. В Соединенных Штатах Америки в первом квартале 1950 г. погрузка по срав­ нению с соответствующим периодом 1948 года упала па 18 процентов. Грузооборот американских дорог за последние два года снизился на 24 процента. Перевозки пас­ сажиров за нослепоенпый период сн и зи ­ л и с ь более чем в два раза. Широкое внедрение передовых Стаханов- ско-кривопосовских методов во все звенья работы железподорожпого транспорта обес­ печило улучшение техпико-экономических показателей работы. Однако на железпых дорогах все еше имеются значительные впутреппие резервы. Высокие темпы развития социалистиче­ ской промышленности, богатый урожай колхозных нолей уже сегодня пред’ являют железнодорожникам требование дальнейше­ го «увеличения погрузки, обеспечения всех перевозок. - Для вьтполнеппя этих задач прежде всего необходимо всемерное улучшение качест­ венных показателей эксплоатационной ра­ боты п пспользоваппя подвижного состава, обеспечение слажепностп в работе, строгое выполнеппе графика движения поездов и укрепление государственной и трудовой дисциплины. Осповпая задача железнодорожников со­ стоит в том, чтобы обеспечить повышенные требования народпого хозяйства в перевоз­ ках и добиваться того, чгобы плап перево­ зок выполнялся бы пе только в целом, но и по всем решающим грузам, по всем каче­ ственным показателям и не любой ценой, а установленным рабочим парком1 локомотп- еов и вагонов. Долг советских железцодо- рожппков— повседпевпо повышать качество и культуру обслуживания пассажиров, обе- спечтггь без потерь перевозку хлеба пового (урожая, который ужо поступает на стан­ ции. Большой, славный иуть прошли желез- подорожнпкп под руководством большевист­ ской партии за эти 15 лет. Вдохновлепн^е отеческой заботой великого Сталина, н«у- стаипым вниманием и повседневной помо­ щью партии ц правительства, работники железнодорожного транспорта внесли боль­ шой вклад в укреплепне Могущества Совет­ ского государству. Вместе со всем советским пародом армия же.дезнодоролшиков активно борется за укренлепие лагеря мира, де­ мократии и социализма, возглавляемого Со­ ветским Союзом. В дни, когда американо- английские империалисты, поджигатели воппы, перешли к актам прямой агрессии в Корее, когда американские самолеты раз­ рушают мпрп|ле корейские города и села, советские железнодорожппкп присоединяют свой голос протеста и возмугпепия амери­ капской пнтервенпшш в Корее. Вместе со всем советским пародом железнодорожники песут стахаповскую вахту мпра и трудовы­ ми победами вносят свой вклад в дело ми­ ра. Советские железнодорожппкп, неуклонно повышая качество работа, вскрывая и устрапяя недостатки в работе, под руко­ водством большевистской партии, под води­ тельством любимого вождя великого Сталина с честыо выполпят поставлен­ ные перед ппмп задачи. На строзвых занятиях МЛАДШИЙ СЕРЖ АПТ БАЧЕПК0В ПОВСЕДПЕВПО И УМЕЛО ОБУЧАЕТ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ Командир отделения младший сержант Бачеиков повседпевпо заботится о строе­ вой выучке своих подчиненных. Здесь ре­ гулярно проводятся строевые занятия, на которых Баченков учит бойцов строго вы­ полнять требования Строевого устава Во­ оруженных Сил СССР. ...Отделение построилось в одну шеренгу. Баченков подает команду «смирно», вы­ зывает из строя бойцов. — Ефрейтор Михайлов, ко мпе! Михайлов выходит из строя п, не доходя трех шагов до командира отделения, точно шлуставному докладывает ему о своем при­ бытии. — Встаньте в строй! — Есть встать в строй! Ефрейтор, приложив руку к головному убору и повернувшись кругом, строевым шагом пошел па место и встал в строй. Точ­ но выполняли поданные команды л другие бойцы. После отработки навыков подхода и от­ хода от командира, Баченков на^ал трени­ ровать подчиненных в отдании чести на ю ду. Младший сержант Баченков встал в сто­ рону и скомандовал: — По одному шагом марш! Один за другим шли солдаты чеканным шагом, поворачивая голову и прикладывая руку к головному уборку, молодцевато отда­ вали честь. Ефрейтор Михайлов иа этот раз непра­ вильно выполнил строевой прием. Коман­ дир отделения сразу же подметпл этот не­ достаток, верпул подчнпеппого и заставил его исполнить команду так, как требует Строевой устав.- Младший сержапт Баченков строго сле­ дит за тем, чтобы подчиненные ему бойцы в совершенстве владели строевыми навыка- jra, были подтянутыми, по форм*о одетыми. В этом ему помогают умело организован­ ные и целеустремленные строевые занятия со своими подчиненными. Ефрейтор Н. СУЛТАНОВ. О МЛАДШИЙ СЕРЖ АНТ Запоро­ жец, ефрейтор Дубов, солдаты Вагра- менко и Глухих удостоены благодар­ ности командира за высокие показд- ji тели на практических занятиях. С. Сергеев. О УСПЕШНО выполнил личный со­ став подразделения задание коман­ дования. Особенно отличились тт. Усов, Грабинский, Нурдинов, Са­ вицкий и другие. С. Ромашко. Q БОЛЬШИМ и заслуженным ав­ торитетом пользичея в подразделе­ нии секретарь ком -омольской органи­ зации тов. Баикиен. Он награжден Почетной грамотой областного коми­ тета ВЛКСМ. Н. Терпигорев. О НА СОБРАНИИ воины обсудплн итоги выполнения служебного зада­ ния. Здесь же командир наградил де­ нежными премиями передовых воинов тт. Конькова и Ладыженского, а тт. Пинчуку и Котову об’явил благо­ дарность. А. Кожухов. кино Фили об отце русской авиации Великими трудовыми иодвигамй в строи­ тельстве коммунизма насыщены сегодняш­ ние будни советских людей. Но мы не за­ бываем славных дел прошлого, свято чтим память выдающихся деятелей нашего па­ рода. являющихся национальной гордостью русской культуры и науки. Среди корифе­ ев науки, составляющих славу и тордость нашего Отечества, ярко сияет имя великого русского учепого, математика и механика, профессора Николая Егоровича Жуковско­ го. В творческом облике этого ученого- патрнота проявились характерные черты передовой русской илучпой мысли. Его ог­ ромные заслуги перед Родиной были отме­ чены специальным постановлеппем Совет­ ского правительства, подписанным В . И. Лениным. Владимир Ильич назвал Жуков­ ского отцом русской авиации. История рож тения русской авиации по­ служила темой для нового художественного Фильма «Жуковский» *). Этот фильм смот­ рится с большим интересом и удовлетворе­ нием. Пи увлекает зрителя интересным и убедительным рассказом о замечательных русских изобретателях, конствукторах и ученых, заложивших основы развития отечественного воздушного Флота, раскры­ вает благородный образ Н. Е . Жуковскогг. Авторский коллекпгв создал правдивое ки- ияповествование. рассказывающее о бесспорном приоритете нашей Родины в об­ ласти авпациоппой науки п техники, о том, «Жуковский*. Цветной художествен­ ный фильм. Производство киностудии «Мосфильм», 1050. Постановка В. Пудов­ кина и Д. Васильева, сценарий А. Гран- берга, операторы А. Головня, Т. Лобова. что Россия явилась родиной авиации. ...1886 год. Подмосковье. По чаще леса проходит молодой Жуковский с ружьем в руках. В безбрежпом голубом пебе парят коршуны. Меткий выстрел, и вот уже уби­ тая птица в руках ученого. Внимательно разглядывая ее крылья, Жуковский проник­ новенно говорит: — Да! -В этом птичьем крыле заключена тайна полета и разгадка этой тайны. Фильм сразу вводит нас в обстановку горячих споров о путях развития воздухо­ плавания. Иносграпныс ученые считали, что дальнейшие пути развития авиации связаны с совершенствовапнем только ле­ тательных аппаратов легче воздуха — ди­ рижаблей и воздушных шаров.- Своими ра­ ботами Жуковский опроверг эти взгляды. Перед зрителем предстает Н.. Е . Жуковский (артист Ю. Юровский) — ученый, патриот Родины, отрастяо и настойчиво ищущий разгадку тайны полета, увлекающий за собой лучшую часть молодой интеллиген­ ции. Жуковский первым в мире открыл и разработал теорию полета на аппаратах тяжелее воздуха, создав в конечном итоге новую отрасль науки — аэродинамику. Один из кадров фильма показывает встре­ ч у Н. Е . Жуковского с Д. П. Менделеевым. Менделеев (роль исполняет артист И. Су­ даков) рассказывает Жуковскому, что проблема создания аппарата тяжелее воз­ духа уже получила свое подтверждение в работах русского моряка А . Ф. Можайского. — создателя первого в истории человече­ ства самолета. На экране — валитое солнцем Красно­ сельское поле. На длинном дощатом помо­ сте стоит самолет Можайского. У штурвала ДМИТРИЙ КОВАЛЕВ. Кадр пз фильма «Жуковский». В роли профессора Жуковского' — артист Ю. Юровский. первый в мире летчик — механик Голубев. И вот самолет, набирая скорость, оторвал­ ся от земли. Летит... Это был день великой победы русской пауки. По царские чиновники не придали зпзчеппя гениальному изобретению, и все расчеты и теоретические соображения А . Ф. Можайского были погребены в недрах воен­ ного министерства. П. Е. Жуковскому приходится начинать все сначала. В обстановке косности и ру­ тилы прокладывал ученый повые пути в науке. Чувство отвращения вызывают представители придворной бюрократии — великий князь, «шеф» русской авиации и наглый торгаш Рябушпнский, который от­ крыто пытается за деньги присвоить тру­ ды ученого. Неприглядно выглядит и ре­ акционная группа профессуры Московского университета, поклопппков так называемой «чистой науки». Па воптюс великого князя: «Окажите, чего вы добиваетесь. Лично для себя?» — звучит полный достоинства ответ Жуков­ ского: — Я говорю о России, мне лично ничего пе пужпо. И зритель убеждается, что тупому и чванливому царедворцу так же, как и Ря- бупшпекому и их компании, совершенно непонятны высокие патриотические по­ буждения лучших представителей нароха . 1 Дельцы, ставящие интересы коммерции выше интересов науки, не могли понять стремления Жуковского, его патриотиче­ скую идею о создании могучего отечест­ венного воздушного флота. Ученый преодолевает все многочисленные преграды. Он не одинок. Русское передовое общество внимательно следит эа его рабо­ той, а вскоре вокруг Николая Егоровича Жуковского создается целая школа учени­ ков, лучшим представителем которой стал С. А . Чаплыгин — впоследствии академик, крупнейший советский теоретик и практик авиации. Вместе со своими учениками Жуч­ ковекий проводит тысячи опытов с моде лями летательных аппаратов, осуществля­ ет постройку аэродинамической трубы. В процессе своих кропотливых исследовании великий ученый решает целый ряд слож­ ных проблем аэродинамики. В кинокартине показаны исторически важные эпизоды встречи ученого с выдаю­ щимся русским летчиком Петром Николае­ вичем Нестеровым (артист В. Дружпиков). Известно, что под влпяппем работ Н. В . Жуковского и по проверенным им расче­ там, П. П. Нестеров 27 августа 1913 года совершил первую в мире «мертвую пет­ лю», доказав тем самым, что летчик мо­ жет и должен быть полным хозяином са­ молета в воздухе при любом его положении. • С волнением смотрятся кадры полетов Автор публикуемых здесь стихотворений Дмитрий Ковалев — бывший северо­ морец. В годы Великой Отечественной войны он служил на нашем флоте, хорошо знает боевые дела североморских подводников, среди которых провел не один год, был очевидцем 'многих подвигов моряков в боях за честь, свободу и независимость советской Родины. Во время войны во флотской газете часто лечатались стихи Д. Кова­ лева, посвященные героям, североморцам. Они выра­ жали высокие патриотиче. ские чувства советских воинов, их беззаветную тю- бовь и преданность Родине, делу партии Ленина — Сталина. Стихи северомор­ ца Д. Ковалева декламиро­ вались участниками матрос, ской художественной са­ модеятельности, п.редава. лись по радио. Моряки любили послушать произве­ дения своего боевого това­ рища. Демобилизовавшись в звании старшины 1 статьи, Д. Ковалев вернулся в род ную Белоруссию и занялся полюбившимся ему литера­ турным трудом. После вой- ★ ★ ны вышел его сборник сти­ хов, в который включены многие произведения, напи­ санные на Северном флоте. Сейчас готовится к изда­ нию второй сборник стихов поэта. Д. Ковалев является членом Союза советских писателей, работает членом редколлегии литературного альманаха «Советская Бе- лорусь». Ha-днях Д. Ковалев при- ехал на Северный флот в командировку. Он побывал на кораблях и в подразде­ лениях, познакомился с жизнью севсроморцев в послевоенные годы. М о I У ж е д о н аш и в аю св о й б уш л а т , И в п а м я ти ф ам и л и й м н о ги х н е т у — И т е х , к о т о р ы е в гл у б и н а х сп я т , И те х , к о т о р ы е р а з ’е х а л и с ь по с в е т у . П е р е д зар ей ср е д ь п аш е н и л е сов , К а к б р ы з ги зв е зд , м е р ц аю т го р о д а . И в сп л е с к и п а р о в о зн ы х го л о с о в Д о н о с я т с я д о с л у х а и н о гд а . Д о м о р я п у т ь — Н е д е лю с а м ы м с к о р ы м . Е г о н и ч то з д е с ь не зам е н и т м не . И в д р у г з а п а х н е т те п лы й ветер м ор ем , З а ш е л е с т и т в о л н ою в тищ и не . Н а д у ю т с я т у г и м и п а р у с а м и П о л о т н а о б л а к о в ср ед и полей , И з а к л у б я т с я д ы м ы к о р а б л е й Н а си н ем го р и зо н те за л е с а м и . О т к р ы ты м н еб ом р а с п а х н у т с я в о ды , В л и ц о у д а р я т с в еж е с т ью хм е л ь н ою . В н и х р а с т в о р я т с я и поля , / и зв е зд ы — р е С п л ош н о й зы б у ч е й с т а н у т си н евою . II Д о л г о не п р о х о д и ш ь ты в ш инели , Ч т о в е тш а е т , С вр ем ен ем не сп оря . П у г о в и ц з р а ч ки позеленели : Н е го р я т , К о г д а не в и д я т м оря . В ы т е р л о с ь с у к н о д о белой н и т ки — Д а ж е там , Г д е сп о р о ты п о го н ы . Э т о не р уб л е вы е п о ж и т к и , И х не к у п и ш ь и за м и л л и о ны . Н о з а т о х а р а к т е р очен ь н о ски й : Н а д е л е н ты щ е д р о П р я м о т ою , Д о б р о т о й , В з а и м н о с т ью м а т р о с с к о й , Ш и р о то й , О т к р ы т о с т ь ю м о р ск ою . Н е т и н о го к у р с а и у д е л а — G м ор ем д о п о сл е д н е го п р и ч ал а . Ч т о б ы в ч у в с т в а х с в еж е с т ь не с к у д е л а , В м у с к у л а х у п р у г о с т ь ч тоб крепчала. О с о в р е И о к о п о б ж и т бы л И к аю т а . С п а л п о д гр о х о т , В з д р а г и в а л в тиш и . Н е и с к а л ты ч а с т н о го ую т а , Л и ч н о г о п о к о я д л я д уш и . В и д н о на х а р а к т е р е с к а з а л о с ь Т о , ч то вы ш е л из о гн я фИВЫМ, Ч т о лю б о р ь — Р а з л у к о й н а ч и н а л а с ь , М о л о д о с т ь — П о х о д о м б о е вы м . Т ы ль О зн о б а см е р ти не и зв е д а л ? Т ы ль Н е з а д ы х а л с я о т т о с к и ? Т ы л ь не п л а к а л В св е т л ы й д е н ь п о б е ды К а к - т о н еп ри вы чно , П о -м у ж с к и . Н е те б е ль к а з а л о с ь : п е н н и к е Н а п о р о ге У п а д е ш ь ты , В ы б и вш и с ь и з си л . А п риш ел — . • \ И с р а з у ж е , С д о р о ги , Т р у д н у ю р а б о т у п о п р о си л . ‘ К а к н е п р и х о тл и в ты , П о н и м а я , Ч т о в о к р у г х о з я и н ты в с е м у . Ч т о и в м ае , Д а ж е в м и р н ом мае* - С ты д н о б ы ть с ч а с т л и в ы м одному. Л и ш ь со в се м и И за в с е х в о тв е те — Т а к у г о д н о с е р д ц у т в о е м у . Е с л и сч а с т ь е — Т о дЛя в се х на свете . Б ы т ь н ел ь зя с ч а с т л и в ы м о д н о м у . Б р и т а н с к и е о ф и ц е р В ы с о к о м е р н о они к о си л и В з гл я д ы И л и , вернее , о гл я д к и . Н а д л и н н ы х р у к а х В в о й н у н о си л и О сл е п и те л ь н о б елы е п ер ч а тки . Я в и д е л и х т а м , Г д е п ол я р н а я в ью га Д а ч а й к з к р ы л ь я м и м аш е т . Я зн ал , самолетов, сконструированных на основе теоретических работ великого ученого. Хо­ рошо показаны испытания первого в мире многомоторного русского самолета «Илья Муромец», на котором русские летчики установили мировые рекорды полетов с грузом, рекорды дальности и продолжитель­ ности полетов. Однако царское правительство олепо преклонялось перед всем иностранным и считало, что спокойнее закупать «прове­ ренные» заграничные самолеты, чем ри­ сковать с «доморощенными самоучками», .к а к презрительно называли тогда чинов­ ники русских авиаконструкторов. После успешного полета «Ильи Муром­ ца» Жуковский предложил военному мини­ стерству строить свои аэропланы и отка­ заться от заграничных заказов, но долгое время еще русские капиталисты покупали «Мораны», «Ньюпоры» и другие машины, качество которых было значительно ниже отечественных. Начало новой эры в авиации Жуковский увидел в Великой Октябрьекой революции. Только после революции великий русский ученый получил возможность полностью развернуть свой талант и организаторские способности. С первых же шагов советской власти большевистская партия й ее вожди — В. П. Ленин и И . В . Сталин уделяют огромное внимание развитию авиационной науки. Благодаря ваботам великих вождей Николай Егорович Жуковский получил все возможности для творческой работы. На склоне лет сбылась сокровенная мечта Жуковского — был создан Цент­ ральный .'1эрогидро динамический институт ШАГИ') — мощный научный центр техни­ ческого прогресса советской авиации. Кад­ ры фпльма, посвященные чествоваппю П. Е. Жуковского, вызывают чувство бла­ годарности нашему правительству, высо­ ко ценящему творческую работу ученых. Прошли годы. Под руководством товарища Сталина наша Родина стала мо­ гучей авиационной дергавой. Вэращенаью Ч т о о т ц ы их Н а с к а л а х М у д ь ю г а М а т р о с о в з а м у ч и л и н аш и х . Я з н а л , ' Ч т о зар ан е е У н и х д л я р а с сп р о с а — Н е с к о л ь к о ф раз за у ч е н ны х ... Я см о тр е л на н и х Г л а з а м и м а т р о с а — • П о т о м к а б о й ц о в зам ученны х !. заботами великого вождя, советские лет­ чики, ученые, копотрукторы продемонстри­ ровали в Отечественной воине мощь нашей авиации, ее первоклассную технику, изу­ мительное летное мастерство и зрелость советских авиационных кадров. Советские летчики завоевали прочную всемирную славу в годы войны и в дни мира. Грозным предостережением американо-английским поджигателям повой войпы звучит могучий рокот нашнх самолетов. Замечательны заключительные кадры фпльма. Подтверждая жизненную правду слов II. Е. Жуковского, что «...ныне судь­ ба науки в крепких руках, приобретения науки становятся достоянием народа...», перед зрителем проносятся новейшие реак­ тивные истребители, многомоторные бом­ бардировщики, комфортабельные пассажир­ ские самолеты. Вот па экране самолет, не­ сущий стяг с портретом товарища Сталина. Это образ того, кто любовно вырастил к воспитал многочисленные кадры выдаю­ щихся советских летчиков, ученых, авиа­ ционных конструкторов. Мы еще рая убеждаемся в том, какими могучимж крыльями обладает паша социалистическая Родина. Грозные, стремительные машины, созданные руками советских людей, готовы по первому зову партпп и правительства подняться иа защиту рубежей Родины. Новый цветной художественный фильм, ярко рассказывающий о приоритете нашей страны в авиации, правдиво запечатлев­ ший «отца русской авиации», смотрится с неослабевающим вниманием и интересом. Его успеху спогхюствует п талантливая иг­ ра артистов 10. Юровского в центральной роли, И. Судакова (Т. П. Менделеев). В. Лружпикова (П. П. П^гтсров), Н. Бо­ голюбова (А1. Ф. ЗГождйский), В. Белоку­ рова (С. А. Чаплыгин) и других. Ф и л ь м « Ж / к о б с к и и » имеет большое по­ знавательнее и воспитательное значение. Это — иовая пооеда советского киноискус­ ства. I Ю. ГАДАЛЕВ, L

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz