На страже Заполярья. 1950 год. Июль.
i 4 30 июля 1950 г., № 179 (3792). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я Советский Союз — великая железнодорожная держава W лет чгому назад, 30 июля 1935 года, руководители партии и Советского прави тельства во главе с товарищем Сталиным приняли в Кремле работников железнодор ож но го гранепорта. На этом историческом приеме товарищ Сталин в своем .выступлении указал на решающее значение железнодорожного транецэрта для развития такого громадного государства, как СССР, и дал величествен ную программу дальнейшего роста и совер шенствования железнодорожного транспор та нашего социалистического государства. Речь товарища Сталина открыла новую страницу в жизни железнодорожников: она мобилизовала h i на борьбу за дальнейший под’ем советского транспорта, вдохновила и вдохновляет поныне на трудовые под б е г и .во славу Родины. С тех пор ежегодно железнодорожники я весь советский парод отмечают эту исто рическую дату, как Всесоюзный День же лезнодорожника. который советские желез нодорожники любовно называют сталин ским. ^ В текущем году этот день празднуется в в и т а н о в к е большого политического и тру- ^R?oro под’ ема советского народа, в обста- '«©вке больших побед и успехов нашей сощщ нстичесадй Родины. Советский на род if f ! руководством большевистской пар тия успешно выполняет план послевоен ной сталинской пятилетки. Народное хо зяйство СССР в целом значительно превзо шло уровень довоенного 1940 года. До стигнут новый под’ем социалистической культур» . Неуклонно улучшается мате риальное положение трудящихся нашей страны. Эти исторические победы, одержанные со в е т с к и народом под руководствам ком- ьвунфяжчракой партии, под водительством келикого вождя трудящихся товарища Сталина, являются свидетельством м о гу щдегва нашего /Советского государства и огромных преимуществ нашей социалисти чески системы хозяйства над капитали стической. ' В»езте всем * народным хозяйством Щ ртет и развивается железнодорожный 4 R h c e o p t . Советский Союз £меет громадную тер риторию, «оставляющую более 22 млн. $вдометров. Это почти в три р « а больше, ч ёц США, и в 14 раз больше, че* Эзлздойщтания, Цапания. Италия и Фраедая, щ е д р взятые. В . щ ш а х яащей земли таятся неисчер паема» 1 ?щ кц ны е богатства. Чтобы все эти фгарездц поставит^ ^ службу совет скому: народу, чтобы успепщо развивать произг-одцтельные силы страны, надо иметь мощпые средства транспорта. Самым массовым средством перевозок является железнодорожный транспорт. Свыше 80 процентов всех грузовых и свы ше 90 процентов пассажирских перевозок в наШ{й стране осуществляется железными $ор*цми. Без решительного под ема транспорта, без строительства железных дорог нельзя было бы решить великие, исторические за дачи -тщду£трралнзацнп страныт коллекти визации сельского хозяйства, использова ния П А И 1 богатейщпх сырьевых ресур- * влагодаря повседневной заботе партии, правительства, лично товарища Сталина железIюдорожный транспорт нашей страны ттолучял широкое развитие п пз года в год лспатпа*тся новейшей, первоклассной трх- пикой. За годы «светской власти сеть железных дорог увеличилась в два раза. Новые же- лрзнодррожпые линии обеспечили промыш ленное использование недоступпых ране? гтриродшлх ресурсов и быстрый хозяй ственный и культурный под’ ем окряиппьтх районов и наппоиальпых республик. Тыся чи километров -вповь построенных желез ных лорог способствовали развптпю новых районов добычи угля, нефти, пветных ме таллов. развптпю сельского хозяйства. /Келезпозорожпыи транспорт за годы сталинских пятилеток подвергся коренной технической реконструкции. В эксплоата- лпю были введены пов 1 »те мопгные парово- Л . М А Л Ь К Е В И Ч З а м е с т и т е л ь Д 1 и н н стр а п у т е й со о бщ е н и я С С С Р . зы, транспорт получил сотни тысяч повых грузовых вагопов большой грузопод’емно- сти. На решающих узлах построены механизированные сортировочные горки. Электрифицировано управление стрелками, введены новые виды связи и электриче ской сигнализации: автоблокировка, авто- стоны, радиосвязь. Большое вппмаппе уделяется электрификации железпых до рог и в первую очередь грузонапря- женных направлений, в особенности на Урале и в Сибири, а также пригородных зон в крупных промышленных црптрах. За годы сталинских пятилеток советский народ создал такое величественное соору жение. как Московский метрополитен. Нод’ем железнодорожного транспорта явился одним пз важнейших элемептов осуществлявшегося партиен по инициативе товарища. Сталина плана подготовки пашей страны к активной обороне. Советские железнодорожппкп, обеспечив в суровых условиях ^Великой Отечественной воины бесперебойные перевозки всего необходи мого для фронта и страны, внесли крупный вклад в великое дело победы над врагом. Товарищ Сталин дал высокую оценку героическому труду железнодорожников в период Великой Отечественной войны, указав, что «Советский железподорожпыи транспорт выдержал пагрузку, с которой едва ли справился бы транспорт другой страны». В результате организаторской работы большевистской партии на транспорте вы росло много людей, освоивших повуго тех нику и способных двигать ее вперед. За годы советской власти высшие учебпые заведения страны подготовили для желез ных дорог свыще 60 тысяч пнжеперов. Напомним, что за 80 лет существования железных дорог до революции высшие учебные заведения выпустили мепее 7 тысяч инженеров транспорта. Из гущ и масс выросли зачппатели ста хановского движения на транспорте, вы дающиеся новаторы машиписты кривонос, Лунин, Папавин, Блинов и многпр другие, имена которых широко известны в нашей стране. На транспорте развилось замечательное патриотическое движение машинистов за достижение 500-километровых среднесуточ ных цробегрв паровозов. Тысячи паровоз- HBIX бригад систематически перевыпол няют порцы уплотненного графика оборота локомотивов. Инициаторы двпжеппя пятп- сотнпков .машинисты тт. Глубокой. Шуми лов, Блаженов. Каменских, Канта гаев. Кондратьев и Гулыпнн, диспетчеры тт. Ко ролева и Костырко удостоены Сталинской премии. Почетпое звание лауреата Сталин ской^ премии присуждено и формовщице литейно-механического завода имени Л. М. Кагацовича тов. Фомнпон, пнпппатору со ревнования за экономию и бережливость. На транспорте известны тысячи имен передовых людей из самых различных от- раслей железнодорожного хозяйства — пу тейцы, строители, вагопппкп. кондукторы, слесари, диспетчеры, весовщики и т. д., которые показали образцы пспользовачпя техники, высокой производительности тру да, какие не достигались и никогда тте бу дут достигнуты в капиталистических странах. Большой размах социалистического со ревнования на транспорте, свидетельствую щий о высокой сознательности железнодо рожников, пх горячем патриотизме, явился одним пз важнейших источников громад ных трудовых побед железнодорожников в послевоеппые годы. Мы пе только восста навливаем разрушопные вратлг магистра ли, но и строим новые линии и пеуклпппо повышаем техническую мощь железных до рог. «Уже в 1948 году железпые дороги превзошли довоеппый уровень перевозок. В 1949 году по сравнеппю с 1945 годом. т. е. за 4 послевоенных года, отправление грузов железными дорогами возросло на 84,3 процента. Достижения советских же лезнодорожников особенно наглядны па фо не упадка железнодорожного транспорта США. В Соединенных Штатах Америки в первом квартале 1950 г. погрузка по срав нению с соответствующим периодом 1948 года упала па 18 процентов. Грузооборот американских дорог за последние два года снизился на 24 процента. Перевозки пас сажиров за нослепоенпый период сн и зи л и с ь более чем в два раза. Широкое внедрение передовых Стаханов- ско-кривопосовских методов во все звенья работы железподорожпого транспорта обес печило улучшение техпико-экономических показателей работы. Однако на железпых дорогах все еше имеются значительные впутреппие резервы. Высокие темпы развития социалистиче ской промышленности, богатый урожай колхозных нолей уже сегодня пред’ являют железнодорожникам требование дальнейше го «увеличения погрузки, обеспечения всех перевозок. - Для вьтполнеппя этих задач прежде всего необходимо всемерное улучшение качест венных показателей эксплоатационной ра боты п пспользоваппя подвижного состава, обеспечение слажепностп в работе, строгое выполнеппе графика движения поездов и укрепление государственной и трудовой дисциплины. Осповпая задача железнодорожников со стоит в том, чтобы обеспечить повышенные требования народпого хозяйства в перевоз ках и добиваться того, чгобы плап перево зок выполнялся бы пе только в целом, но и по всем решающим грузам, по всем каче ственным показателям и не любой ценой, а установленным рабочим парком1 локомотп- еов и вагонов. Долг советских железцодо- рожппков— повседпевпо повышать качество и культуру обслуживания пассажиров, обе- спечтггь без потерь перевозку хлеба пового (урожая, который ужо поступает на стан ции. Большой, славный иуть прошли желез- подорожнпкп под руководством большевист ской партии за эти 15 лет. Вдохновлепн^е отеческой заботой великого Сталина, н«у- стаипым вниманием и повседневной помо щью партии ц правительства, работники железнодорожного транспорта внесли боль шой вклад в укреплепне Могущества Совет ского государству. Вместе со всем советским пародом армия же.дезнодоролшиков активно борется за укренлепие лагеря мира, де мократии и социализма, возглавляемого Со ветским Союзом. В дни, когда американо- английские империалисты, поджигатели воппы, перешли к актам прямой агрессии в Корее, когда американские самолеты раз рушают мпрп|ле корейские города и села, советские железнодорожппкп присоединяют свой голос протеста и возмугпепия амери капской пнтервенпшш в Корее. Вместе со всем советским пародом железнодорожники песут стахаповскую вахту мпра и трудовы ми победами вносят свой вклад в дело ми ра. Советские железнодорожппкп, неуклонно повышая качество работа, вскрывая и устрапяя недостатки в работе, под руко водством большевистской партии, под води тельством любимого вождя великого Сталина с честыо выполпят поставлен ные перед ппмп задачи. На строзвых занятиях МЛАДШИЙ СЕРЖ АПТ БАЧЕПК0В ПОВСЕДПЕВПО И УМЕЛО ОБУЧАЕТ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ Командир отделения младший сержант Бачеиков повседпевпо заботится о строе вой выучке своих подчиненных. Здесь ре гулярно проводятся строевые занятия, на которых Баченков учит бойцов строго вы полнять требования Строевого устава Во оруженных Сил СССР. ...Отделение построилось в одну шеренгу. Баченков подает команду «смирно», вы зывает из строя бойцов. — Ефрейтор Михайлов, ко мпе! Михайлов выходит из строя п, не доходя трех шагов до командира отделения, точно шлуставному докладывает ему о своем при бытии. — Встаньте в строй! — Есть встать в строй! Ефрейтор, приложив руку к головному убору и повернувшись кругом, строевым шагом пошел па место и встал в строй. Точ но выполняли поданные команды л другие бойцы. После отработки навыков подхода и от хода от командира, Баченков на^ал трени ровать подчиненных в отдании чести на ю ду. Младший сержант Баченков встал в сто рону и скомандовал: — По одному шагом марш! Один за другим шли солдаты чеканным шагом, поворачивая голову и прикладывая руку к головному уборку, молодцевато отда вали честь. Ефрейтор Михайлов иа этот раз непра вильно выполнил строевой прием. Коман дир отделения сразу же подметпл этот не достаток, верпул подчнпеппого и заставил его исполнить команду так, как требует Строевой устав.- Младший сержапт Баченков строго сле дит за тем, чтобы подчиненные ему бойцы в совершенстве владели строевыми навыка- jra, были подтянутыми, по форм*о одетыми. В этом ему помогают умело организован ные и целеустремленные строевые занятия со своими подчиненными. Ефрейтор Н. СУЛТАНОВ. О МЛАДШИЙ СЕРЖ АНТ Запоро жец, ефрейтор Дубов, солдаты Вагра- менко и Глухих удостоены благодар ности командира за высокие показд- ji тели на практических занятиях. С. Сергеев. О УСПЕШНО выполнил личный со став подразделения задание коман дования. Особенно отличились тт. Усов, Грабинский, Нурдинов, Са вицкий и другие. С. Ромашко. Q БОЛЬШИМ и заслуженным ав торитетом пользичея в подразделе нии секретарь ком -омольской органи зации тов. Баикиен. Он награжден Почетной грамотой областного коми тета ВЛКСМ. Н. Терпигорев. О НА СОБРАНИИ воины обсудплн итоги выполнения служебного зада ния. Здесь же командир наградил де нежными премиями передовых воинов тт. Конькова и Ладыженского, а тт. Пинчуку и Котову об’явил благо дарность. А. Кожухов. кино Фили об отце русской авиации Великими трудовыми иодвигамй в строи тельстве коммунизма насыщены сегодняш ние будни советских людей. Но мы не за бываем славных дел прошлого, свято чтим память выдающихся деятелей нашего па рода. являющихся национальной гордостью русской культуры и науки. Среди корифе ев науки, составляющих славу и тордость нашего Отечества, ярко сияет имя великого русского учепого, математика и механика, профессора Николая Егоровича Жуковско го. В творческом облике этого ученого- патрнота проявились характерные черты передовой русской илучпой мысли. Его ог ромные заслуги перед Родиной были отме чены специальным постановлеппем Совет ского правительства, подписанным В . И. Лениным. Владимир Ильич назвал Жуков ского отцом русской авиации. История рож тения русской авиации по служила темой для нового художественного Фильма «Жуковский» *). Этот фильм смот рится с большим интересом и удовлетворе нием. Пи увлекает зрителя интересным и убедительным рассказом о замечательных русских изобретателях, конствукторах и ученых, заложивших основы развития отечественного воздушного Флота, раскры вает благородный образ Н. Е . Жуковскогг. Авторский коллекпгв создал правдивое ки- ияповествование. рассказывающее о бесспорном приоритете нашей Родины в об ласти авпациоппой науки п техники, о том, «Жуковский*. Цветной художествен ный фильм. Производство киностудии «Мосфильм», 1050. Постановка В. Пудов кина и Д. Васильева, сценарий А. Гран- берга, операторы А. Головня, Т. Лобова. что Россия явилась родиной авиации. ...1886 год. Подмосковье. По чаще леса проходит молодой Жуковский с ружьем в руках. В безбрежпом голубом пебе парят коршуны. Меткий выстрел, и вот уже уби тая птица в руках ученого. Внимательно разглядывая ее крылья, Жуковский проник новенно говорит: — Да! -В этом птичьем крыле заключена тайна полета и разгадка этой тайны. Фильм сразу вводит нас в обстановку горячих споров о путях развития воздухо плавания. Иносграпныс ученые считали, что дальнейшие пути развития авиации связаны с совершенствовапнем только ле тательных аппаратов легче воздуха — ди рижаблей и воздушных шаров.- Своими ра ботами Жуковский опроверг эти взгляды. Перед зрителем предстает Н.. Е . Жуковский (артист Ю. Юровский) — ученый, патриот Родины, отрастяо и настойчиво ищущий разгадку тайны полета, увлекающий за собой лучшую часть молодой интеллиген ции. Жуковский первым в мире открыл и разработал теорию полета на аппаратах тяжелее воздуха, создав в конечном итоге новую отрасль науки — аэродинамику. Один из кадров фильма показывает встре ч у Н. Е . Жуковского с Д. П. Менделеевым. Менделеев (роль исполняет артист И. Су даков) рассказывает Жуковскому, что проблема создания аппарата тяжелее воз духа уже получила свое подтверждение в работах русского моряка А . Ф. Можайского. — создателя первого в истории человече ства самолета. На экране — валитое солнцем Красно сельское поле. На длинном дощатом помо сте стоит самолет Можайского. У штурвала ДМИТРИЙ КОВАЛЕВ. Кадр пз фильма «Жуковский». В роли профессора Жуковского' — артист Ю. Юровский. первый в мире летчик — механик Голубев. И вот самолет, набирая скорость, оторвал ся от земли. Летит... Это был день великой победы русской пауки. По царские чиновники не придали зпзчеппя гениальному изобретению, и все расчеты и теоретические соображения А . Ф. Можайского были погребены в недрах воен ного министерства. П. Е. Жуковскому приходится начинать все сначала. В обстановке косности и ру тилы прокладывал ученый повые пути в науке. Чувство отвращения вызывают представители придворной бюрократии — великий князь, «шеф» русской авиации и наглый торгаш Рябушпнский, который от крыто пытается за деньги присвоить тру ды ученого. Неприглядно выглядит и ре акционная группа профессуры Московского университета, поклопппков так называемой «чистой науки». Па воптюс великого князя: «Окажите, чего вы добиваетесь. Лично для себя?» — звучит полный достоинства ответ Жуков ского: — Я говорю о России, мне лично ничего пе пужпо. И зритель убеждается, что тупому и чванливому царедворцу так же, как и Ря- бупшпекому и их компании, совершенно непонятны высокие патриотические по буждения лучших представителей нароха . 1 Дельцы, ставящие интересы коммерции выше интересов науки, не могли понять стремления Жуковского, его патриотиче скую идею о создании могучего отечест венного воздушного флота. Ученый преодолевает все многочисленные преграды. Он не одинок. Русское передовое общество внимательно следит эа его рабо той, а вскоре вокруг Николая Егоровича Жуковского создается целая школа учени ков, лучшим представителем которой стал С. А . Чаплыгин — впоследствии академик, крупнейший советский теоретик и практик авиации. Вместе со своими учениками Жуч ковекий проводит тысячи опытов с моде лями летательных аппаратов, осуществля ет постройку аэродинамической трубы. В процессе своих кропотливых исследовании великий ученый решает целый ряд слож ных проблем аэродинамики. В кинокартине показаны исторически важные эпизоды встречи ученого с выдаю щимся русским летчиком Петром Николае вичем Нестеровым (артист В. Дружпиков). Известно, что под влпяппем работ Н. В . Жуковского и по проверенным им расче там, П. П. Нестеров 27 августа 1913 года совершил первую в мире «мертвую пет лю», доказав тем самым, что летчик мо жет и должен быть полным хозяином са молета в воздухе при любом его положении. • С волнением смотрятся кадры полетов Автор публикуемых здесь стихотворений Дмитрий Ковалев — бывший северо морец. В годы Великой Отечественной войны он служил на нашем флоте, хорошо знает боевые дела североморских подводников, среди которых провел не один год, был очевидцем 'многих подвигов моряков в боях за честь, свободу и независимость советской Родины. Во время войны во флотской газете часто лечатались стихи Д. Кова лева, посвященные героям, североморцам. Они выра жали высокие патриотиче. ские чувства советских воинов, их беззаветную тю- бовь и преданность Родине, делу партии Ленина — Сталина. Стихи северомор ца Д. Ковалева декламиро вались участниками матрос, ской художественной са модеятельности, п.редава. лись по радио. Моряки любили послушать произве дения своего боевого това рища. Демобилизовавшись в звании старшины 1 статьи, Д. Ковалев вернулся в род ную Белоруссию и занялся полюбившимся ему литера турным трудом. После вой- ★ ★ ны вышел его сборник сти хов, в который включены многие произведения, напи санные на Северном флоте. Сейчас готовится к изда нию второй сборник стихов поэта. Д. Ковалев является членом Союза советских писателей, работает членом редколлегии литературного альманаха «Советская Бе- лорусь». Ha-днях Д. Ковалев при- ехал на Северный флот в командировку. Он побывал на кораблях и в подразде лениях, познакомился с жизнью севсроморцев в послевоенные годы. М о I У ж е д о н аш и в аю св о й б уш л а т , И в п а м я ти ф ам и л и й м н о ги х н е т у — И т е х , к о т о р ы е в гл у б и н а х сп я т , И те х , к о т о р ы е р а з ’е х а л и с ь по с в е т у . П е р е д зар ей ср е д ь п аш е н и л е сов , К а к б р ы з ги зв е зд , м е р ц аю т го р о д а . И в сп л е с к и п а р о в о зн ы х го л о с о в Д о н о с я т с я д о с л у х а и н о гд а . Д о м о р я п у т ь — Н е д е лю с а м ы м с к о р ы м . Е г о н и ч то з д е с ь не зам е н и т м не . И в д р у г з а п а х н е т те п лы й ветер м ор ем , З а ш е л е с т и т в о л н ою в тищ и не . Н а д у ю т с я т у г и м и п а р у с а м и П о л о т н а о б л а к о в ср ед и полей , И з а к л у б я т с я д ы м ы к о р а б л е й Н а си н ем го р и зо н те за л е с а м и . О т к р ы ты м н еб ом р а с п а х н у т с я в о ды , В л и ц о у д а р я т с в еж е с т ью хм е л ь н ою . В н и х р а с т в о р я т с я и поля , / и зв е зд ы — р е С п л ош н о й зы б у ч е й с т а н у т си н евою . II Д о л г о не п р о х о д и ш ь ты в ш инели , Ч т о в е тш а е т , С вр ем ен ем не сп оря . П у г о в и ц з р а ч ки позеленели : Н е го р я т , К о г д а не в и д я т м оря . В ы т е р л о с ь с у к н о д о белой н и т ки — Д а ж е там , Г д е сп о р о ты п о го н ы . Э т о не р уб л е вы е п о ж и т к и , И х не к у п и ш ь и за м и л л и о ны . Н о з а т о х а р а к т е р очен ь н о ски й : Н а д е л е н ты щ е д р о П р я м о т ою , Д о б р о т о й , В з а и м н о с т ью м а т р о с с к о й , Ш и р о то й , О т к р ы т о с т ь ю м о р ск ою . Н е т и н о го к у р с а и у д е л а — G м ор ем д о п о сл е д н е го п р и ч ал а . Ч т о б ы в ч у в с т в а х с в еж е с т ь не с к у д е л а , В м у с к у л а х у п р у г о с т ь ч тоб крепчала. О с о в р е И о к о п о б ж и т бы л И к аю т а . С п а л п о д гр о х о т , В з д р а г и в а л в тиш и . Н е и с к а л ты ч а с т н о го ую т а , Л и ч н о г о п о к о я д л я д уш и . В и д н о на х а р а к т е р е с к а з а л о с ь Т о , ч то вы ш е л из о гн я фИВЫМ, Ч т о лю б о р ь — Р а з л у к о й н а ч и н а л а с ь , М о л о д о с т ь — П о х о д о м б о е вы м . Т ы ль О зн о б а см е р ти не и зв е д а л ? Т ы ль Н е з а д ы х а л с я о т т о с к и ? Т ы л ь не п л а к а л В св е т л ы й д е н ь п о б е ды К а к - т о н еп ри вы чно , П о -м у ж с к и . Н е те б е ль к а з а л о с ь : п е н н и к е Н а п о р о ге У п а д е ш ь ты , В ы б и вш и с ь и з си л . А п риш ел — . • \ И с р а з у ж е , С д о р о ги , Т р у д н у ю р а б о т у п о п р о си л . ‘ К а к н е п р и х о тл и в ты , П о н и м а я , Ч т о в о к р у г х о з я и н ты в с е м у . Ч т о и в м ае , Д а ж е в м и р н ом мае* - С ты д н о б ы ть с ч а с т л и в ы м одному. Л и ш ь со в се м и И за в с е х в о тв е те — Т а к у г о д н о с е р д ц у т в о е м у . Е с л и сч а с т ь е — Т о дЛя в се х на свете . Б ы т ь н ел ь зя с ч а с т л и в ы м о д н о м у . Б р и т а н с к и е о ф и ц е р В ы с о к о м е р н о они к о си л и В з гл я д ы И л и , вернее , о гл я д к и . Н а д л и н н ы х р у к а х В в о й н у н о си л и О сл е п и те л ь н о б елы е п ер ч а тки . Я в и д е л и х т а м , Г д е п ол я р н а я в ью га Д а ч а й к з к р ы л ь я м и м аш е т . Я зн ал , самолетов, сконструированных на основе теоретических работ великого ученого. Хо рошо показаны испытания первого в мире многомоторного русского самолета «Илья Муромец», на котором русские летчики установили мировые рекорды полетов с грузом, рекорды дальности и продолжитель ности полетов. Однако царское правительство олепо преклонялось перед всем иностранным и считало, что спокойнее закупать «прове ренные» заграничные самолеты, чем ри сковать с «доморощенными самоучками», .к а к презрительно называли тогда чинов ники русских авиаконструкторов. После успешного полета «Ильи Муром ца» Жуковский предложил военному мини стерству строить свои аэропланы и отка заться от заграничных заказов, но долгое время еще русские капиталисты покупали «Мораны», «Ньюпоры» и другие машины, качество которых было значительно ниже отечественных. Начало новой эры в авиации Жуковский увидел в Великой Октябрьекой революции. Только после революции великий русский ученый получил возможность полностью развернуть свой талант и организаторские способности. С первых же шагов советской власти большевистская партия й ее вожди — В. П. Ленин и И . В . Сталин уделяют огромное внимание развитию авиационной науки. Благодаря ваботам великих вождей Николай Егорович Жуковский получил все возможности для творческой работы. На склоне лет сбылась сокровенная мечта Жуковского — был создан Цент ральный .'1эрогидро динамический институт ШАГИ') — мощный научный центр техни ческого прогресса советской авиации. Кад ры фпльма, посвященные чествоваппю П. Е. Жуковского, вызывают чувство бла годарности нашему правительству, высо ко ценящему творческую работу ученых. Прошли годы. Под руководством товарища Сталина наша Родина стала мо гучей авиационной дергавой. Вэращенаью Ч т о о т ц ы их Н а с к а л а х М у д ь ю г а М а т р о с о в з а м у ч и л и н аш и х . Я з н а л , ' Ч т о зар ан е е У н и х д л я р а с сп р о с а — Н е с к о л ь к о ф раз за у ч е н ны х ... Я см о тр е л на н и х Г л а з а м и м а т р о с а — • П о т о м к а б о й ц о в зам ученны х !. заботами великого вождя, советские лет чики, ученые, копотрукторы продемонстри ровали в Отечественной воине мощь нашей авиации, ее первоклассную технику, изу мительное летное мастерство и зрелость советских авиационных кадров. Советские летчики завоевали прочную всемирную славу в годы войны и в дни мира. Грозным предостережением американо-английским поджигателям повой войпы звучит могучий рокот нашнх самолетов. Замечательны заключительные кадры фпльма. Подтверждая жизненную правду слов II. Е. Жуковского, что «...ныне судь ба науки в крепких руках, приобретения науки становятся достоянием народа...», перед зрителем проносятся новейшие реак тивные истребители, многомоторные бом бардировщики, комфортабельные пассажир ские самолеты. Вот па экране самолет, не сущий стяг с портретом товарища Сталина. Это образ того, кто любовно вырастил к воспитал многочисленные кадры выдаю щихся советских летчиков, ученых, авиа ционных конструкторов. Мы еще рая убеждаемся в том, какими могучимж крыльями обладает паша социалистическая Родина. Грозные, стремительные машины, созданные руками советских людей, готовы по первому зову партпп и правительства подняться иа защиту рубежей Родины. Новый цветной художественный фильм, ярко рассказывающий о приоритете нашей страны в авиации, правдиво запечатлев ший «отца русской авиации», смотрится с неослабевающим вниманием и интересом. Его успеху спогхюствует п талантливая иг ра артистов 10. Юровского в центральной роли, И. Судакова (Т. П. Менделеев). В. Лружпикова (П. П. П^гтсров), Н. Бо голюбова (А1. Ф. ЗГождйский), В. Белоку рова (С. А. Чаплыгин) и других. Ф и л ь м « Ж / к о б с к и и » имеет большое по знавательнее и воспитательное значение. Это — иовая пооеда советского киноискус ства. I Ю. ГАДАЛЕВ, L
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz