На страже Заполярья. 1950 год. Февраль.
f февраля 1950 г., ГГ: 2 7 (3 6 4 0 ). Й А В Т Р А Ж Ё З А П О Л Я Р Ь Я Место коммуниста впереди На партийном собрании много внимания уделялось дальнейшему повышению ролп партийной организации в обеспечении бое вой ж политической подготовки, в воспи тании личного состава и укреплении во инской ДПСПШ1ЛИНЫ. Докладчик заявил, что моряки сделали новый шаг вперед в деле повыппнпя боевого совершенствования. Очи достойно хранят ц рлзвпвают в послевоенных услови ях славпые боевые традиппи. 'Члены п кап- дидаты паргни явплпсь той силой, кото рая вела, поправляла и поднимала энергию воппов на отлпчное выполненне стоящих перед ними задач. Однако в работе пар тийной органпзаппп были п серьезные не достатки. Партийная оргаппзаппя ставила себе целью добиться примерности всех комму нистов в боевой и политической подго товке и воинской дпеппплпне. Ошако вы* ред пашими партийными организациями. Чтобы их успешно выполнить, необходимо поднять организационную работу до уров ня политических задач. * * <г Па собрании мпого говорилось о стиле в работе коммунистов. Докладчик подверг критике недостатки отдельных коммуни- стов-руководптелей. по-делячески отпоспв- шпхея к выполнению споего служебного долга. Обсуждая этот вопрос, присутствую щие на собрании обратили внимание на необходимость улучшения воспитательной работы не только среди коммунистов, по п срети беспартийных. Вся паша жизнь, боевая уЧгба и служба ирпипкиуты новаторством, духом творче ства. Этпм и об’яспяется то, что мы неук лонно и ’см вперед, от успеха к успеху. Руководителю важпо уметь во-время под держать цепное начинание, инициативу В НОГУ с ж и зн ью Опыт работы стенной газеты „Дизелист полнить до конца это решепие она не спнзу и как можно быстрее, оперативнее смогла. Отдельные члены и кандидаты ВКЩб) продолжают отставать в учебе, до пускать парушеиия воинской лпспиплп-' ны. Главной причиной этого явп.тось то, что не все члены бюро являются при мером в диеппплппе и уч<бе для дру гих коммунистов. Коммунист тов. Зорин трижды нарушил воинскую дисциилппу. вводить предложения в жизнь, в боевую учебу. Этого пе сознают некоторые ком мунисты-руководители. — Коспость в работе пекоторых това рищей мешает нашему движению вперед, улучшению качества боевой подготовки, — заявил па собраппп тов. Татарпнов. — Недостатки имели место потому, что пар- Еак могло случиться, что тов Зорип, i тийная оргаппзаппя мало уделяла внп- коммунпст с десятилетним партийным мания служебной деятельности беспартпи- стажем, оказался нарушителем дисиппли- пых товарищей. ны? Повинен в этом, прржде всего, оп — Пам хорошо известеп тов. Басков, сам. но повинно и партийное бюро. Оно I — сказал тов. Антибура. — Оп бео только Фиксировало проступки Зорина |партийный, но я должен буту говорить о вместо того, чтобы воспитывать его. Тов. |пем. Басков мало внимания обращает на Гвардии старший сержант Федор Ша- гиев с честью оправдывает высокое зва^ ние отличника боевой и политической подготовки. Он в совершенстве знает специальность, нМеет богатый опыт в работе. Техника, обслуживаемая комсо мольцем Шагиевым, работает безотказно. День выборов в Верховный Совет СССР гвардии старший сержант Ф. Шагиев встречает новыми успехами в учебе д дисциплине. НА СНИМ КЕ : гвардии старший сер жант Ф. Шагиев. Фото Н . Высоцкого. Зорил является хорошим специалистом, но он не развивался как коммуйист, почти пе работал пад повышением своих пдойно* теоретических знаний и не принимал уча стия в партийной жпзни. Причины недостатков в работе бюро со стоят в том, что у некоторых товарищей политическую учебу. В чем причина отставания тов. Баскова? В том. что оп выпал из поля зрения пар тийного бюро и коммунистов, работающих с ним. В 1948 году на проверке полити ческих занятий подразделение получило | отличную оцепку. Коммунисты и коман- не было должпого беспокойства при виде |дир подразделения не сумелп правильно нарушении порядка. Член партийного ою- j оцепить этот успех. Они забыли, что ус- рО той. Рогов выступал в ролп защитника i пехп всегда таят в себе скрытую оПас- нарушптелей дисциплины. Он критикует и ность самоуспокоения. Эта опаспость ста- думает: «Как бы пе обидеть человека»,! да болезнью, так как о ней забыли. Групч ругает и гладит по голове. |па начала отставать. Чтобы ликвидиро- — Пам пе нужпа^критика с оглядкой,— |вать недостаток. Пришлось приложить заявил выступивший па собрании комму- I много сил и труда всей партийной оргапп- j нпст Новиков. — Нам нужна нриннипи- j зацпп, сумевшей впоследствйй лпквпдп- альная партийная критика и самокритика ровать пробел. как на партийных сооранпях, так и в йовседневной нашей работе. Коммунист С^шриов 'рассказал о недо статках руководителя группы полптиче- Принижепне уровня критики и само- ! ских занятий тов. Гуревича. Тов. Гуревич критики сказалось во всех областях пар тийной работы. Как это могло произойти? Ко7]йупйсты подвергли серьезной крити ке работу политического отдела по руковод ству организационно-партийной работой. Главное в организационной работе — подбор людей и проверка исполнения. Из этого и исходили коммунисты, критикуя недостатки организационной работы. Мало йзбрагь хороших, работоспособных людей в руководящие партийные оргапы. Пх -надо научить практике партийной работы. Здесь же помощь активу в учебе, как заявил тов. Макаренко, ограничивалась лишь проведением семинаров при полит отделе, тогда как практике партийной ра боты следует учить актив, главным об свой рассказ на политзапятиях не увязы вает с задачами, стоящими перед личным составом и сам не служит примером в днециилипе. Пе случайно некоторые това рищи, неплохо отвечающие па вопросы па йолйтических зайятиях. не являются еще отличниками боевой учебы и службы. Не у всех еще политическая сознательность проявляется повседневпо в конкретных делах. Это должно заставить партийную организацию серьезно задуматься и ликви дировать Имеющийся ёШе отрыв полити ческой пропаганды и агитации от жпзпи и задач боевой учебы военпых моряков. Собрание прошло на высоком идейно политическом уровне, показало возросшую активность и зрелость коммунистов. В этом — один из важнейших итогов рабо- разом, в ходе самой работы, в подразде- . ты партийной организации по идейному лении, при решении конкретных задач бое- ! воспитанию членов и кандидатов партии. вой и политической подготовки. О важности проверки исполнения реше ний говорил на собрании тсв Ромашов: — Решения наших партийных собра ний всегда были конкретны, в них запи сывалось, что. копа и кому делать. Секретарь партийной организации тов. позволяющий поставить всю партийно-по литическую работу на более высокий уро вень. работать с большим размахом, творчески решать выдвигаемые жизнью задачи. Собрание приняло развернутое решение, охватывающее все вопросы деятельности Лисов не проверял выполнение партпйпых j партийной оргапизаппп. Задача теперь со- решенпй и не настаивал йа их выполне- стоит в том, чтобы повседпевпо и настойчп- нип. I во осуществлять это решепие. Большие и почетные задачи стоят пе- Старший лейтенант М. МИРОНОВ. ------- О------- Растут ряды ВЛКСМ В подразделении проведены открытые комсомольские собрания с повесткой дпя:- «Комсомольский билет», «Комсомолец, оп равдывай свое высокое звание практиче скими делами». Комсомольцы-активисты развернули с молодежью работу по изучению Устава ВЛКСМ. Например, тов. Федотов провел бе седу о правах и обязанностях членов ВЛКСМ и на тему: «Кто может быть ком сомольцем». Т т. Дубпнскпй и Андреев по беседовали с воинами о славном пути ком сомола. В подразделении был прочитан до клад на тему: «ВКП(б)— организатор и ру ководитель комсомола». Улучшилась внутрисоюзная работа. Все это повлияло па рост рядов ВЛКСМ. ! За короткий период времени комсомольская ; организация приняла в свои ряды многих товарищей. Среди них — примерные воипы Молчанов, Кушнирский, Садовой. Бурмус, Ястреб и вольнонаемная работница Пятов- ская. Н. ПАВЛОВ. Собрание , посвященное отличнинам Проведено комсомольское собрание с по весткой дня: «Учиться и служить так, как учаася и служат члены ВЛКСМ Громой и Докучаев». Выступивший с докладом комапдпр подразделения подобно расска зал, как тт. Громов и Докучаев добились отличных успехов в службе. В заключение он сказал: / — Такпмп, как Громов и Докучаев, flo* гут быть все матросы. Для этого нужно точно выполнять уставы, старательно учиться. ' После доклада разверпулпсЬ оживленные прения. Отличники Громов и Докучаев зат ворили товарищей в том, что ойй буДут й впредь отлично учиться и помогать матро сам в овладении Сложной боевой техникой. Отстававшим в учебе матросам Рябойу, Макарппу, Карташову отличники повсед невно оказывали помощь в учебе, результа ты которой не замедлили сказаться. Сейчас матросы Рябов, Макарин и Карташов по боевой и политической подготовке имеют хорошие и отличные опенки. В подразделении пет отстающих в учебе, изжиты случаи нарушения воинской дис циплины. В этом большую роль сыграла комсомольская оргаппзаппя, которая ис пользует различные формы борьбы за* авангардную роль членов ВЛКСМ в боевой п политической подготовке. .. . Лейтенант Н. РЫЖЕННО. ------- О------- Сейчас самой важной задачей степных газет является мобилизация войпов на до стойную встречу дня выборов в В- рховный Совет СССР, освещение избирательной кампаний. Правильно попяла и выполняет эту задачу редакционная коллегия стенной Тазеты «Дизелйст», возглавляемая стар шиной 2 статьи Ципловым. Стспййя газета отражает повый патрио тический йод’ем личйого состава, возник ший в свяЗй с подготовкой к выборам, стремление матросов встретить День вы боров отличными результатами в Соевой п йолптй^еской подгоФовке, укреплением во инской дисциплины й порядка в своих ря дах. «Встретим депь выборов в Верховный Совет СССР новыми успехами в учебе и дисциплине!»— под таким аншлагом выхо дит кажДый номер стенгазеты. В центре помещается лозуйг «12 Mafrra 1950 года — день выборов в Ёерховный Совет СОСУ». В оДйом из номеров стенгазеты помещена заметка матроса Ппсьменкова, который пишет: «Надй.Ш запомнится мне 1950 1 Ъд. В этом год$ й буду голосовать за кандйдатов 6 Депутаты Верхоййого Совета СССР. Это право <ше дала Сталинская Конституция. Я rdpstcb тем, что живу - в великую сталинскую эпоху*. Эти £лова идут из глубйнь* Дуйй молодого советского челове ка. . В пе£йод нзбяраФ^льной кампании воз росла политическая актнвпбеть лйчпого сбстайа, увеличилась тяга воинов к учебе. Об этом рассказывает й своей заметке стар- шййа 2 статьи Фойии. «Изучая ОЫлий{гкую Конституцию и ИзбйрательньТй закон, — пишет оп, — готовясь к предстоящим выборам, матрос Войной сказал* «Й буду учпться отлпч- ito*. Свое слово ой выполняем с ^естьй. , ___________________ _____ ____ благодаря Йастойчпвой работе ой добился чеекпй под’ем воинов, она умело мобилй- вается о том, кай матросы Исаков, Шиш лов и некоторые другие с каждым днем добиваются новых успехов в учебе и служ бе. Матросы переписываются ^ со своими родными и знакомыми. В одной из озмсток, помещенных в стенгазете, рассказывается о нпсьме, полученном отличником матро сом Елисеевым от его матерй Анастасии Ивановны. ___ «...Дорогой сьтнок, — пигаеФмать воина, — паше предприятие в системе рыбной промышленности считается одним из луч ших. Пятилетку мы выноЛпйлп за 4 года. А смена, в которой я работаю, перевыпол нила пятплётнпй план. Виктор, служи Родине честно, будь пе редовиком в учебе! Воины, зорко охраняйте наш мирный трут!». П матросы с честью выполняют наказ Простых советских людей. Недавно комсомольская организация приняла в свои ряды отличников учебы примерных матросов Хворостухина и Герасимова. О том. Как они готовились в комсомол и как добйваютея йовЫХ успехов, выполняя свои служебные обязанности, рассказывает в своей замеггке матрос Бу гаков. Злободневность и острота публикуемых газетой заметок делает каждое ее выступ ление действенным. Редколлегия и лично редактор тов. Цнплов постоянно следят за результатами критических выступлений и сообщают о них читателям. Работой редколлегии повседневно руко водят секретарь партиййой организации и заместитель командира по политической частй. Стенная газета «Дизелист» идет в ногу с жизнью. Отражая огромный патриота- Пи сьм а в редакцию А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ отличных знаний. Его прпмеру последовали Другие. 'Гг. Щиппн, Марков и Григорьев по Д г Ь тойилйсь к проверке по спепп- ЯЯьйостй и Получили оцепкй «отлично». Й заметке матроса ЛуЧинппа рассказы- зует их па отличное выполнение гадач боевой и политической УЧебУ. йа активную подготовку к выборам в Верховный Совет СССР. Главный старшина А. ЯШКИН. уехал начальник... НАМ СООБЩАЮТ а КОНЦЕРТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ вызвал боль шой интерес у личного состава. Особенйо тепло зрители встретили выступление хора и солистов Мп- ровского и Кривина. А. КОРОЛЕНКО. <5 СВОИМИ СИЛАМИ воины обо рудовали компату политпросветрабо* ты . Сейчас она приобрела уютный и привлекательный вид. Добросовестно потрудился, оформляя компату. ма трос Фоминых. г. м а й с к и й . О АККУРАТНО И СВОЕВРЕМЕННО доставляет в 'подразделение газеты, журналы^и корреспонденцию почталь- оп Рабый. В своей работе он учиты вает пожелания сослуживцев и всег да удовлетворяет их запросы. Сержант Ю. СОРОКИН. О АКТИВНО УЧАСТВУЮТ в ма тросской художественной самодея тельности старшины 2 статьй Кузуб, Леонов и мпогпе другир. Их выступ ления в концертах пользуются ус пехом у личного состава. Главный старшина В. КРУТИКОВ. Партийная организация помогла коман дованию добиться успехов в воспитании и обучепнп воинов. Многие авиаторы яв ляются отличниками боевой и политиче ской подготовки. Опи отмечены благодар ностями, а тт. Кравчук ’и Глушенко на- а )аждены ценными подарками — часами. о есть и такие коммунисты, которые по занимают еще авангардной роли в боевой I учебе и дисциплине. Т т . С-олодков, Гутник, Шустов нмели нарушения установленного порядка. Тов. Нринлов — хороший техник, отлично знающий свою специальность и материальную часть. Оп был пзбраи се кретарем партийной организации. Па ру ководящую партийную работу он ириш-м впервые и не сумел должным образом ^ор- гапизовать деятельность членов нартпппо- го бюро и всех коммунистов. Заместитель командира по политической части, имея большой опыт партийно-политической работы, не помогал в работе секретарю. Все руководство партийным бюро со ст->р^- ны заместителя командира но политчасти было построено на приказах, а не па раз’яснениях, не на советах, как лучше провеста то или иное мероприятие. Над повышением своих идейно-полити ческих знаппй тов. Приплов работал сла бо. Он начал учиться в университете марксизма-ленинизма, по в учебе ему мало помогали и он перестал посещать занятия. В результате в работе тов. Приплова были серьезные ошибки. Партбюро забро сило такой ответственный участок, как массово-политическая работа на старте. Как-то, когда в подразделение должен был приехать начальник, на старте появи лись столики, накрытые красными скатер тями, газеты и журналы, «Стартовики» и «Боевые листки». В свободное от полетов и работ время авпзторы читали, играли в шахматы И шатки. Затем все переменилось. Уехал начальник. Вслед за ним «уехали» со старта газеты и журналы, шахматы, шашки и столы с красными скатертями. Это свиде тельствует о том, что заместитель команди ра по политической части и тов. Приплов понимают необходимость постоянной массо во-политической работы на старте, но не организуют ее, оторвались от масс. Заме ститель командира по политчасти и тов. Приплов проводят все свое рабочее время в кабинетах и руководят оттуда. Такой важный участок, как партийшнмассооая работа на старте, опи забросили. Где. как ни па старте пли Па стоянке, можно хоро шо изучить настроение, отношение к своим обязанностям того или иногЬ воина-авиа- тора, его обращение с товарищами — старшими и младшими, а также повседнев по и систематически воспитывать в каж дом из них благородные качества советско го воина. Отрыв руководителей партийной органи зации от масс отрицательно сказался на работе по воспнтапию молодых членов и кандидатов партии. Коммунист Кульков числится отличником боевой и Политиче ской подготовки. Выдвижение тов. Кулько ва в отличники прошло помимо его непо средственных командиров. На самом деле тов. Кульков пе заслужил еще зваппя от личника — он не подает примера в дис циплине, па замечания старших реагирует неправильно. Если бы секретарь партий ной организации лучше знал тов. Кулько ва, он бы принял меры к воспитанию у него партийных и деловых качеств и не допустил бы ошибки с выдвижением его в отличники. Задача состоит в том, чтобы вновь избранное бюро партийной организации на ходилось ближе к массам, изучало их за просы и настроения и в соответствии с этпм строило свою работу, воспитывало у воинов чувство личной ответственности за успехи подразделения. Лейтенант Л. СОЛОВЬЕВ. Комсомольско-молодежный лекторий В матросском клубе начал свою работу j вую из них — «О советской военной гордо^ комсомольско-молодежный лекторий. Для стп» прочитал тов. Ломакин. Лекторий чтения лекций пркг. *чечы лучшие про- пользуется большой популярностью среди нагандисты политотдела. За три месяца j воинов. будет прочитано одиннадцать лекций. Пер- 1 П. ЕВГРАФОВ. О ПЛОХОЙ РАБОТЕ С ОХОТНИКАМИ И РЫБОЛОВАМИ-ЛЮБИТЕЛЯМИ В июле прошлого года на нашем флоте была проведена общефлотская коиференцйя охотникив и {^гболовов-любителей. Высту павшие па ncii делегаты подвергли резкой критике недостатки в организации охот ничьего и рыболовного спорта, было при нято конкретное решение, обязывающее совет устранить недостатки. В революции конференции указывалось, что коллективы охотников должны повести решительную борьбу с браконьерством, строго соблюдать правила охоты, изложен ные в инструкции Всеармейского военно- охотничьего общества. Конференция обя зала совет организовать стенд, своевременно снабжать охогников-любителей боеприпаса ми. Однако прошло уже более полгода, а по ложение не изменилось, если не считать того, что по инициатив© самих охотников в соответствии с инструкцией ВВОО в от дельных подразделениях созданы коллекти вы, избраны уполномоченные, организуют ся и проводятся коллективные выходы на охоту и рыбную ловлю в дни отдыха. Так, например, в пашем подразделении перио дически проводятся выходы на охоту, в ко торых участвуют 5— 7 человек. За время выходов физкультурники убили около двух сот белых куропаток, из них т. Рыбалко убил более 40 штук, т . Барабенов — 35. Но коллективы охотников созданы далеко не везде. В отдельных подразделениях, где имеется одни — два охотппка-любителя, попрежпему никаких об’еднпенпй не суще ствует и, выходя на охоту в одиночку, не которые спортсмены певольно становятся браконьерами. Тов. Камышному надо обра тить на это самое серьезное вйимание. К сожалению, тов. Камышйый не инте ресуется не только охотнпкамп-одипочками, а не уделяет внимания даже и коллекти вам. Так, например, у йас тов. Камьппный ни разу не был и работой не интересовался^ Мы приняли несколько офицеров и сержан тов в члены коллектива ВВОО, одйако До сих пор пе можем официально оформить этих товарищей, так как нет бланков охотничьих билетов, а тов. Камышйый не оказывает в этом помощи. Его вооб ще трудпо застать за рабочим местом. При случайных встречах (очень редких) тов. Камышный обещал снабдить членов коллектива порохом и дробью, в чем ощу щается острый недостаток. Но воз и ныне там. Прошло уже более четырех месяцев сезона охоты, но наш коллектив не полу чил пи граммз пороха и дроби. Только безответственным отношения! тов. Камышного к выполнению своих обя занностей и отсутствием требовательности к нему со стороны флотского совета ВВОО можно объяснить подобные неполадки. Флотскому совету необходимо принять энергичные меры по реализации решения общефлотской конференции военных охот ников и рыболовов-любптелей. Уполномоченный ttonneHtHBa ВВОО И. БОЛЬШАНОВ. ОТ РЕДА КЦИИ . В свое время на страницах нашей газеты работа то*. Камышного подвергалась критике. Од нако выводов, как видно, до сих пор не сделано. Надо полагать, что общефлотский совет охотников и рыболовов-люб*- телеЛ примет все меры к тому, чтобы коренным образом улучшить руковод ство охотничье-р^боловным спортбй на флоте. где к у п и т ь охотничьи ПРИНАДЛЕЖНОСТИ? У нас имеется много охотников, кото рые очень любят этот увлекательный вид спорта. Одпако принадлежностей для охоты у нас негде приобрести. В магазине Воен торга имеется два ружья в продаже, но для этих ружей пет пп ремней, пи гпльз, ни чехлов, пи патронташей, пи пыжей. Местные торговые оргапы пе заботятся об удовлетворении запросов охотников. Разве Военторг пе в силах наладить снаб жение охотпиков-любителей необходимыми принадлежностями? В. К0С0Б0К0В. Из опыта проведения, политзанятий Самостоятельное чтение Самостоятельное чтение литературы на политических занятиях имеет своей целью обеспечить глубокое усвоение солдата ми, матросами и старшинами материала изучаемой темы, содействовать приобрете нию ими павыкоз самостоятельной работы над книгой. Организация самостоятельной работы слушателей требу<т от руководителя поли тических занятий тщательной подготовки. Хорошо готовит и проводит самостоя тельное чтение руководитель политических запятий тов. Решетпиков. Оп тщательно продумывает план органпзаппи самостоя тельной работы и, зная наличие необходи мой литературы, распределяет ее с таким расчетом, чтобы обеспечить учебными чэ- собиями каждого матроса в отдельности, а наиболее отстающим товарищам оказывает непосредственную помошь. Так же делает его помощник. В плане тов. Решетни ков предусматривает, на какпе главные во просы слушатели его группы должны обра тить внимание, делает пометки, где на чих можно найти ответы. Организуя самоегоятельпое чтеппе, то?. \ решегникоз определяет заранее, какие не- | понятные слова могут встретиться в лите- j патуре. Пгред началом занятия выли- • сывает эти слова па доске и h'itom дает j краткие пояснения. Во вррмя самостоя тельной работы солдаты и матросы часто встречаются с цифрами, пазвапиями раз личны! государств, городов, морей, рек. Чтобы лучше осмыслить прочитанное, они должны ясно и отчетливо представлять се бе реальное значепие каждой из цифр. Неоценимую помощь в этом могут ока зать наглядные пособия. Умело исполь зует тов. Решетников и наглядные посонш. Например, во время самостоятельной рабо ты по теме «Послевоенная сталинская пятилетка» им были использованы о каче ство наглядных пособий монтаж «Пятплет- нии план восстановления и развития на родного хозяйства» и диаграммы роста про мышленности и транспорта СССР, данные о выполнении пятплетнего плана, а так же географическая карта. Эти наглядные пособйя помогли тов. Решетпикопу разъяс нить своим слушателям значение цифр и показать размах строительных работ и па шей стране. Чтобы умело организовать самостоятель ное чтеппе, руководитель политических за нятий должен хорошо изучить матросов своей группы, их подготовку и общеобра зовательный уровень, знать, кто нуждается в помиши я в какой Зная матрасов своей гру !Ы, тоз. Решетников оказывает кон кретную помошь слушателям как в груп пе. так и нндпзплугльно. Матрогы Кон стантинов и };’ерд-:в отставали в полятсч”'- скон подготовке, но в результате больший работы руководителя группы они значи тельно выр^лн, научились вести конспек ты п на проверке получили отличную оцей- ку. Это оказало положительное влияние на освоение ими специальности. Тов. Констан тинов и Жердев сейчас отличпики боевой и политической подготовки. По.мищь матросам и старшинам со сторо ны передовых руководителей похитзанятий тов. Решетникова, Яковеико, Трофимова носит активный характер. Они не ожидают, пока к ним во время самостоятельной ра боты подойдут слушатели с каким-либо вопросом, а сами проявляют инициативу — подходят к слушателям, интересуются, как они оцепивают событие, о котором только что читали, как понимают отдель ные, наиболее сложные формулировки. Опыт показывает, что от иного слушателя вопросов может и пе последовать, хотя что-то из прочитанного остается для него неясным. Необходимо, чтобы руководитель оказывал иепос родственную помощь ма тросам во время самостоятельной подготов ки их к политзанятиям. Большое значение во время самостоя тельной работы над рекомеидоваппой ли тературой имеют навыки краткого конс- пектироваппя прочитанного. Записывать коротко содержание прочитанного своими словами могут далеко не все матросы п старшины. Многие из ппх, составляя кон- |спект, дословно переписывают Из кпиги почти половппу текста, другие, наоборот, делают очень сжатые записи. Поэтому ру- ково *нтрль политических ганятвЙ во время > сам' ’тоятельппй работы в классе должен j сле'ить за тем, чкбы конспект велп все |слушатели н записи делали правильно. Каким же образом руководитель полити ческих занятий может добиться того, чтобы в его группе все матросы правильно вели конспекты во Е{>омя самостоятельной paw- ты в классе? Хороший пример этого показывает руко водитель Политических занятий тов. Яко венко. Выявив, кто в группе самостоя тельно не может вести конспекта, он спе циально, в течение нескольких занятий, учил слушателей показом, как нужно вс- стн запись. Эта работа была организована следующим образом. В начале самостоя тельного чтения тов. Яковеико назвал те му и ее основные вопросы. Затем зачиты валась вслух рекомендованная литература, после чего руководитель, беседуя с тем или другим слушателем, спрашивал, как он по нял основную мысль из прочитанного и как бы записал ее. Пе ограничиваясь одним ответом, оп вызывал еще песколькпх слу шателей и общими усилиями добивался же лаемого результата. Наряду с методом коллективного обуче ния матросов умению вести конспект, не обходимо широко использовать формы ин дивидуальной помощи. Руководитель поли тических занятий должен систематически просматривать записи у матросов п давать по ним свои заключения. Так обычно и делает руководитель политических занятии тов. Трофимов. Он оказывает помощь ма тросам не только в часы самостоятельной работы, но и в<> внеслужебное иремя. бла годаря этому, топ. Трофимов до!илея того, что все матросы его групп:' ве 'ут обстоя тельные ЕОН4 П "Т - лярпзирует хорошо с‘?та-л:г . v." -юнело: г, рекомендует познакомит матросам с полью поучиться у сро - т о това рища, как надо вести запись прочиглш 1 ;,;о. Кроме этот », периодическипрочитывая кон спекты матросов и обнаруживая в них не достатки, Трофимов разбирает замеченные неточности в присутствия всей группы. Большую помощь руководителю в орга низации самостоятельного чтения должен оказыгать его помощник. Деятельность по мощника руководителя политических за нятий многогранна. Успех ее во многом зависит от той инициативы, которую он будет проявлять. В организации самостоятельного чтения заслуживает внимания опыт помощника руководителя политзанятий старшины 1 статьи Рябова. Он не только забо тится о подборе литературы и обеспечи вает каждого матроса ею, но и помогает матросам в часы самостоятельной работы делать записи по прочнтаппому, учит их составлять конспекты. Рябов готовит на глядные пособия, проводит собеседования по прочитанному во внеслужебное время. Он оказывает индивидуальную помощь ма тросам. Матрос Байков, например, не умел вести запись рассказа руководителя и про читанной литературы. Выяснив это, тов. Рябов систематически оказывал ему помощь н за последпее время матрос Кай- ков намного лучше стал усваивать изучае мые темы. Большую помощь руководителю полити ческих занятий в организации самостоя тельного чтения с матросами должны ока зывать партийная и комсомольская орга- пизанип. Здесь широкое поле деятельности i :z~ коммунистов и комсомольцев. Еомсо- :г. л:»скап организация, где секретарем тоз. i {слотов, организует, папрпмер, в часы >•тсогол рг'оты коллективное чтение лп- тсрагуры, 0:седы у карты, оказывает по мощь руководителю йолитических заня тий в изготовлении наглйДйых пособий. Часто но инициативе комсомольского бюро проводятся собеседования по прочитанной литературе. Все это в значительной степе ни способствует повышению качества заня тий. К сожалению, еще далеко не все руково дители политических занятий организуют и проводят самостоятельное чтение мето дически правильно. Нередко самостоятель ное чтение превращается в громкую читку брошюры или газетного материала, больше того, отдельные руководители прибегают к такому неправильному методу, как состав ление конспекта под диктовку. Недостат ком пока является и то, что некоторые руководители плохо заботятся о подборе материала к изучаемой теме, не используют всех возможностей, которые имеются. Учеб ные пособия не коппентрируются в одном месте и плохо сохраняются. В результате на самостоятельном чгении не все слуша тели обеспечиваются необходимыми посо биями, не все руководители готовят на глядные пособия и работу вокруг этих по собий не организуют. Есть и .акце руководители, которые не интересуются, как слушатели ведут кон спекты, что матросы записывают в тетра ди. Обязанность каждого руководителя по литических занятий ие допускать таких не достатков в практической работе. Обеспе чение хорошей организации и высокого ка чества самостоятельного чтения — слу жебный долг каждого руководителя поли тических занятий. Хорошо поставленное самостоятельнее чтение обеспечивает вы* сокий идейный уровень зандти$. А. КАПУСТИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz