На страже Заполярья. 1950 год. Февраль.

f февраля 1950 г., ГГ: 2 7 (3 6 4 0 ). Й А В Т Р А Ж Ё З А П О Л Я Р Ь Я Место коммуниста впереди На партийном собрании много внимания уделялось дальнейшему повышению ролп партийной организации в обеспечении бое­ вой ж политической подготовки, в воспи­ тании личного состава и укреплении во­ инской ДПСПШ1ЛИНЫ. Докладчик заявил, что моряки сделали новый шаг вперед в деле повыппнпя боевого совершенствования. Очи достойно хранят ц рлзвпвают в послевоенных услови­ ях славпые боевые традиппи. 'Члены п кап- дидаты паргни явплпсь той силой, кото­ рая вела, поправляла и поднимала энергию воппов на отлпчное выполненне стоящих перед ними задач. Однако в работе пар­ тийной органпзаппп были п серьезные не­ достатки. Партийная оргаппзаппя ставила себе целью добиться примерности всех комму­ нистов в боевой и политической подго­ товке и воинской дпеппплпне. Ошако вы* ред пашими партийными организациями. Чтобы их успешно выполнить, необходимо поднять организационную работу до уров­ ня политических задач. * * <г Па собрании мпого говорилось о стиле в работе коммунистов. Докладчик подверг критике недостатки отдельных коммуни- стов-руководптелей. по-делячески отпоспв- шпхея к выполнению споего служебного долга. Обсуждая этот вопрос, присутствую­ щие на собрании обратили внимание на необходимость улучшения воспитательной работы не только среди коммунистов, по п срети беспартийных. Вся паша жизнь, боевая уЧгба и служба ирпипкиуты новаторством, духом творче­ ства. Этпм и об’яспяется то, что мы неук­ лонно и ’см вперед, от успеха к успеху. Руководителю важпо уметь во-время под­ держать цепное начинание, инициативу В НОГУ с ж и зн ью Опыт работы стенной газеты „Дизелист полнить до конца это решепие она не спнзу и как можно быстрее, оперативнее смогла. Отдельные члены и кандидаты ВКЩб) продолжают отставать в учебе, до­ пускать парушеиия воинской лпспиплп-' ны. Главной причиной этого явп.тось то, что не все члены бюро являются при­ мером в диеппплппе и уч<бе для дру­ гих коммунистов. Коммунист тов. Зорин трижды нарушил воинскую дисциилппу. вводить предложения в жизнь, в боевую учебу. Этого пе сознают некоторые ком­ мунисты-руководители. — Коспость в работе пекоторых това­ рищей мешает нашему движению вперед, улучшению качества боевой подготовки, — заявил па собраппп тов. Татарпнов. — Недостатки имели место потому, что пар- Еак могло случиться, что тов Зорип, i тийная оргаппзаппя мало уделяла внп- коммунпст с десятилетним партийным мания служебной деятельности беспартпи- стажем, оказался нарушителем дисиппли- пых товарищей. ны? Повинен в этом, прржде всего, оп — Пам хорошо известеп тов. Басков, сам. но повинно и партийное бюро. Оно I — сказал тов. Антибура. — Оп бео только Фиксировало проступки Зорина |партийный, но я должен буту говорить о вместо того, чтобы воспитывать его. Тов. |пем. Басков мало внимания обращает на Гвардии старший сержант Федор Ша- гиев с честью оправдывает высокое зва^ ние отличника боевой и политической подготовки. Он в совершенстве знает специальность, нМеет богатый опыт в работе. Техника, обслуживаемая комсо­ мольцем Шагиевым, работает безотказно. День выборов в Верховный Совет СССР гвардии старший сержант Ф. Шагиев встречает новыми успехами в учебе д дисциплине. НА СНИМ КЕ : гвардии старший сер­ жант Ф. Шагиев. Фото Н . Высоцкого. Зорил является хорошим специалистом, но он не развивался как коммуйист, почти пе работал пад повышением своих пдойно* теоретических знаний и не принимал уча­ стия в партийной жпзни. Причины недостатков в работе бюро со­ стоят в том, что у некоторых товарищей политическую учебу. В чем причина отставания тов. Баскова? В том. что оп выпал из поля зрения пар­ тийного бюро и коммунистов, работающих с ним. В 1948 году на проверке полити­ ческих занятий подразделение получило | отличную оцепку. Коммунисты и коман- не было должпого беспокойства при виде |дир подразделения не сумелп правильно нарушении порядка. Член партийного ою- j оцепить этот успех. Они забыли, что ус- рО той. Рогов выступал в ролп защитника i пехп всегда таят в себе скрытую оПас- нарушптелей дисциплины. Он критикует и ность самоуспокоения. Эта опаспость ста- думает: «Как бы пе обидеть человека»,! да болезнью, так как о ней забыли. Групч ругает и гладит по голове. |па начала отставать. Чтобы ликвидиро- — Пам пе нужпа^критика с оглядкой,— |вать недостаток. Пришлось приложить заявил выступивший па собрании комму- I много сил и труда всей партийной оргапп- j нпст Новиков. — Нам нужна нриннипи- j зацпп, сумевшей впоследствйй лпквпдп- альная партийная критика и самокритика ровать пробел. как на партийных сооранпях, так и в йовседневной нашей работе. Коммунист С^шриов 'рассказал о недо­ статках руководителя группы полптиче- Принижепне уровня критики и само- ! ских занятий тов. Гуревича. Тов. Гуревич критики сказалось во всех областях пар­ тийной работы. Как это могло произойти? Ко7]йупйсты подвергли серьезной крити­ ке работу политического отдела по руковод­ ству организационно-партийной работой. Главное в организационной работе — подбор людей и проверка исполнения. Из этого и исходили коммунисты, критикуя недостатки организационной работы. Мало йзбрагь хороших, работоспособных людей в руководящие партийные оргапы. Пх -надо научить практике партийной работы. Здесь же помощь активу в учебе, как заявил тов. Макаренко, ограничивалась лишь проведением семинаров при полит­ отделе, тогда как практике партийной ра­ боты следует учить актив, главным об свой рассказ на политзапятиях не увязы­ вает с задачами, стоящими перед личным составом и сам не служит примером в днециилипе. Пе случайно некоторые това­ рищи, неплохо отвечающие па вопросы па йолйтических зайятиях. не являются еще отличниками боевой учебы и службы. Не у всех еще политическая сознательность проявляется повседневпо в конкретных делах. Это должно заставить партийную организацию серьезно задуматься и ликви­ дировать Имеющийся ёШе отрыв полити­ ческой пропаганды и агитации от жпзпи и задач боевой учебы военпых моряков. Собрание прошло на высоком идейно­ политическом уровне, показало возросшую активность и зрелость коммунистов. В этом — один из важнейших итогов рабо- разом, в ходе самой работы, в подразде- . ты партийной организации по идейному лении, при решении конкретных задач бое- ! воспитанию членов и кандидатов партии. вой и политической подготовки. О важности проверки исполнения реше­ ний говорил на собрании тсв Ромашов: — Решения наших партийных собра­ ний всегда были конкретны, в них запи­ сывалось, что. копа и кому делать. Секретарь партийной организации тов. позволяющий поставить всю партийно-по­ литическую работу на более высокий уро­ вень. работать с большим размахом, творчески решать выдвигаемые жизнью задачи. Собрание приняло развернутое решение, охватывающее все вопросы деятельности Лисов не проверял выполнение партпйпых j партийной оргапизаппп. Задача теперь со- решенпй и не настаивал йа их выполне- стоит в том, чтобы повседпевпо и настойчп- нип. I во осуществлять это решепие. Большие и почетные задачи стоят пе- Старший лейтенант М. МИРОНОВ. ------- О------- Растут ряды ВЛКСМ В подразделении проведены открытые комсомольские собрания с повесткой дпя:- «Комсомольский билет», «Комсомолец, оп­ равдывай свое высокое звание практиче­ скими делами». Комсомольцы-активисты развернули с молодежью работу по изучению Устава ВЛКСМ. Например, тов. Федотов провел бе­ седу о правах и обязанностях членов ВЛКСМ и на тему: «Кто может быть ком­ сомольцем». Т т. Дубпнскпй и Андреев по­ беседовали с воинами о славном пути ком­ сомола. В подразделении был прочитан до­ клад на тему: «ВКП(б)— организатор и ру­ ководитель комсомола». Улучшилась внутрисоюзная работа. Все это повлияло па рост рядов ВЛКСМ. ! За короткий период времени комсомольская ; организация приняла в свои ряды многих товарищей. Среди них — примерные воипы Молчанов, Кушнирский, Садовой. Бурмус, Ястреб и вольнонаемная работница Пятов- ская. Н. ПАВЛОВ. Собрание , посвященное отличнинам Проведено комсомольское собрание с по­ весткой дня: «Учиться и служить так, как учаася и служат члены ВЛКСМ Громой и Докучаев». Выступивший с докладом комапдпр подразделения подобно расска­ зал, как тт. Громов и Докучаев добились отличных успехов в службе. В заключение он сказал: / — Такпмп, как Громов и Докучаев, flo* гут быть все матросы. Для этого нужно точно выполнять уставы, старательно учиться. ' После доклада разверпулпсЬ оживленные прения. Отличники Громов и Докучаев зат­ ворили товарищей в том, что ойй буДут й впредь отлично учиться и помогать матро­ сам в овладении Сложной боевой техникой. Отстававшим в учебе матросам Рябойу, Макарппу, Карташову отличники повсед­ невно оказывали помощь в учебе, результа ты которой не замедлили сказаться. Сейчас матросы Рябов, Макарин и Карташов по боевой и политической подготовке имеют хорошие и отличные опенки. В подразделении пет отстающих в учебе, изжиты случаи нарушения воинской дис­ циплины. В этом большую роль сыграла комсомольская оргаппзаппя, которая ис­ пользует различные формы борьбы за* авангардную роль членов ВЛКСМ в боевой п политической подготовке. .. . Лейтенант Н. РЫЖЕННО. ------- О------- Сейчас самой важной задачей степных газет является мобилизация войпов на до­ стойную встречу дня выборов в В- рховный Совет СССР, освещение избирательной кампаний. Правильно попяла и выполняет эту задачу редакционная коллегия стенной Тазеты «Дизелйст», возглавляемая стар­ шиной 2 статьи Ципловым. Стспййя газета отражает повый патрио­ тический йод’ем личйого состава, возник­ ший в свяЗй с подготовкой к выборам, стремление матросов встретить День вы­ боров отличными результатами в Соевой п йолптй^еской подгоФовке, укреплением во­ инской дисциплины й порядка в своих ря­ дах. «Встретим депь выборов в Верховный Совет СССР новыми успехами в учебе и дисциплине!»— под таким аншлагом выхо­ дит кажДый номер стенгазеты. В центре помещается лозуйг «12 Mafrra 1950 года — день выборов в Ёерховный Совет СОСУ». В оДйом из номеров стенгазеты помещена заметка матроса Ппсьменкова, который пишет: «Надй.Ш запомнится мне 1950 1 Ъд. В этом год$ й буду голосовать за кандйдатов 6 Депутаты Верхоййого Совета СССР. Это право <ше дала Сталинская Конституция. Я rdpstcb тем, что живу - в великую сталинскую эпоху*. Эти £лова идут из глубйнь* Дуйй молодого советского челове­ ка. . В пе£йод нзбяраФ^льной кампании воз­ росла политическая актнвпбеть лйчпого сбстайа, увеличилась тяга воинов к учебе. Об этом рассказывает й своей заметке стар- шййа 2 статьи Фойии. «Изучая ОЫлий{гкую Конституцию и ИзбйрательньТй закон, — пишет оп, — готовясь к предстоящим выборам, матрос Войной сказал* «Й буду учпться отлпч- ito*. Свое слово ой выполняем с ^естьй. , ___________________ _____ ____ благодаря Йастойчпвой работе ой добился чеекпй под’ем воинов, она умело мобилй- вается о том, кай матросы Исаков, Шиш­ лов и некоторые другие с каждым днем добиваются новых успехов в учебе и служ­ бе. Матросы переписываются ^ со своими родными и знакомыми. В одной из озмсток, помещенных в стенгазете, рассказывается о нпсьме, полученном отличником матро­ сом Елисеевым от его матерй Анастасии Ивановны. ___ «...Дорогой сьтнок, — пигаеФмать воина, — паше предприятие в системе рыбной промышленности считается одним из луч­ ших. Пятилетку мы выноЛпйлп за 4 года. А смена, в которой я работаю, перевыпол­ нила пятплётнпй план. Виктор, служи Родине честно, будь пе­ редовиком в учебе! Воины, зорко охраняйте наш мирный трут!». П матросы с честью выполняют наказ Простых советских людей. Недавно комсомольская организация приняла в свои ряды отличников учебы примерных матросов Хворостухина и Герасимова. О том. Как они готовились в комсомол и как добйваютея йовЫХ успехов, выполняя свои служебные обязанности, рассказывает в своей замеггке матрос Бу­ гаков. Злободневность и острота публикуемых газетой заметок делает каждое ее выступ­ ление действенным. Редколлегия и лично редактор тов. Цнплов постоянно следят за результатами критических выступлений и сообщают о них читателям. Работой редколлегии повседневно руко­ водят секретарь партиййой организации и заместитель командира по политической частй. Стенная газета «Дизелист» идет в ногу с жизнью. Отражая огромный патриота- Пи сьм а в редакцию А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ отличных знаний. Его прпмеру последовали Другие. 'Гг. Щиппн, Марков и Григорьев по Д г Ь тойилйсь к проверке по спепп- ЯЯьйостй и Получили оцепкй «отлично». Й заметке матроса ЛуЧинппа рассказы- зует их па отличное выполнение гадач боевой и политической УЧебУ. йа активную подготовку к выборам в Верховный Совет СССР. Главный старшина А. ЯШКИН. уехал начальник... НАМ СООБЩАЮТ а КОНЦЕРТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ вызвал боль­ шой интерес у личного состава. Особенйо тепло зрители встретили выступление хора и солистов Мп- ровского и Кривина. А. КОРОЛЕНКО. <5 СВОИМИ СИЛАМИ воины обо­ рудовали компату политпросветрабо* ты . Сейчас она приобрела уютный и привлекательный вид. Добросовестно потрудился, оформляя компату. ма­ трос Фоминых. г. м а й с к и й . О АККУРАТНО И СВОЕВРЕМЕННО доставляет в 'подразделение газеты, журналы^и корреспонденцию почталь- оп Рабый. В своей работе он учиты­ вает пожелания сослуживцев и всег­ да удовлетворяет их запросы. Сержант Ю. СОРОКИН. О АКТИВНО УЧАСТВУЮТ в ма­ тросской художественной самодея­ тельности старшины 2 статьй Кузуб, Леонов и мпогпе другир. Их выступ­ ления в концертах пользуются ус­ пехом у личного состава. Главный старшина В. КРУТИКОВ. Партийная организация помогла коман­ дованию добиться успехов в воспитании и обучепнп воинов. Многие авиаторы яв­ ляются отличниками боевой и политиче­ ской подготовки. Опи отмечены благодар­ ностями, а тт. Кравчук ’и Глушенко на- а )аждены ценными подарками — часами. о есть и такие коммунисты, которые по занимают еще авангардной роли в боевой I учебе и дисциплине. Т т . С-олодков, Гутник, Шустов нмели нарушения установленного порядка. Тов. Нринлов — хороший техник, отлично знающий свою специальность и материальную часть. Оп был пзбраи се­ кретарем партийной организации. Па ру­ ководящую партийную работу он ириш-м впервые и не сумел должным образом ^ор- гапизовать деятельность членов нартпппо- го бюро и всех коммунистов. Заместитель командира по политической части, имея большой опыт партийно-политической работы, не помогал в работе секретарю. Все руководство партийным бюро со ст->р^- ны заместителя командира но политчасти было построено на приказах, а не па раз’яснениях, не на советах, как лучше провеста то или иное мероприятие. Над повышением своих идейно-полити­ ческих знаппй тов. Приплов работал сла­ бо. Он начал учиться в университете марксизма-ленинизма, по в учебе ему мало помогали и он перестал посещать занятия. В результате в работе тов. Приплова были серьезные ошибки. Партбюро забро­ сило такой ответственный участок, как массово-политическая работа на старте. Как-то, когда в подразделение должен был приехать начальник, на старте появи­ лись столики, накрытые красными скатер­ тями, газеты и журналы, «Стартовики» и «Боевые листки». В свободное от полетов и работ время авпзторы читали, играли в шахматы И шатки. Затем все переменилось. Уехал начальник. Вслед за ним «уехали» со старта газеты и журналы, шахматы, шашки и столы с красными скатертями. Это свиде­ тельствует о том, что заместитель команди­ ра по политической части и тов. Приплов понимают необходимость постоянной массо­ во-политической работы на старте, но не организуют ее, оторвались от масс. Заме­ ститель командира по политчасти и тов. Приплов проводят все свое рабочее время в кабинетах и руководят оттуда. Такой важный участок, как партийшнмассооая работа на старте, опи забросили. Где. как ни па старте пли Па стоянке, можно хоро­ шо изучить настроение, отношение к своим обязанностям того или иногЬ воина-авиа- тора, его обращение с товарищами — старшими и младшими, а также повседнев­ по и систематически воспитывать в каж­ дом из них благородные качества советско­ го воина. Отрыв руководителей партийной органи­ зации от масс отрицательно сказался на работе по воспнтапию молодых членов и кандидатов партии. Коммунист Кульков числится отличником боевой и Политиче­ ской подготовки. Выдвижение тов. Кулько­ ва в отличники прошло помимо его непо­ средственных командиров. На самом деле тов. Кульков пе заслужил еще зваппя от­ личника — он не подает примера в дис­ циплине, па замечания старших реагирует неправильно. Если бы секретарь партий­ ной организации лучше знал тов. Кулько­ ва, он бы принял меры к воспитанию у него партийных и деловых качеств и не допустил бы ошибки с выдвижением его в отличники. Задача состоит в том, чтобы вновь избранное бюро партийной организации на­ ходилось ближе к массам, изучало их за­ просы и настроения и в соответствии с этпм строило свою работу, воспитывало у воинов чувство личной ответственности за успехи подразделения. Лейтенант Л. СОЛОВЬЕВ. Комсомольско-молодежный лекторий В матросском клубе начал свою работу j вую из них — «О советской военной гордо^ комсомольско-молодежный лекторий. Для стп» прочитал тов. Ломакин. Лекторий чтения лекций пркг. *чечы лучшие про- пользуется большой популярностью среди нагандисты политотдела. За три месяца j воинов. будет прочитано одиннадцать лекций. Пер- 1 П. ЕВГРАФОВ. О ПЛОХОЙ РАБОТЕ С ОХОТНИКАМИ И РЫБОЛОВАМИ-ЛЮБИТЕЛЯМИ В июле прошлого года на нашем флоте была проведена общефлотская коиференцйя охотникив и {^гболовов-любителей. Высту­ павшие па ncii делегаты подвергли резкой критике недостатки в организации охот­ ничьего и рыболовного спорта, было при­ нято конкретное решение, обязывающее совет устранить недостатки. В революции конференции указывалось, что коллективы охотников должны повести решительную борьбу с браконьерством, строго соблюдать правила охоты, изложен­ ные в инструкции Всеармейского военно- охотничьего общества. Конференция обя­ зала совет организовать стенд, своевременно снабжать охогников-любителей боеприпаса­ ми. Однако прошло уже более полгода, а по­ ложение не изменилось, если не считать того, что по инициатив© самих охотников в соответствии с инструкцией ВВОО в от­ дельных подразделениях созданы коллекти­ вы, избраны уполномоченные, организуют­ ся и проводятся коллективные выходы на охоту и рыбную ловлю в дни отдыха. Так, например, в пашем подразделении перио­ дически проводятся выходы на охоту, в ко­ торых участвуют 5— 7 человек. За время выходов физкультурники убили около двух­ сот белых куропаток, из них т. Рыбалко убил более 40 штук, т . Барабенов — 35. Но коллективы охотников созданы далеко не везде. В отдельных подразделениях, где имеется одни — два охотппка-любителя, попрежпему никаких об’еднпенпй не суще­ ствует и, выходя на охоту в одиночку, не­ которые спортсмены певольно становятся браконьерами. Тов. Камышному надо обра­ тить на это самое серьезное вйимание. К сожалению, тов. Камышйый не инте­ ресуется не только охотнпкамп-одипочками, а не уделяет внимания даже и коллекти­ вам. Так, например, у йас тов. Камьппный ни разу не был и работой не интересовался^ Мы приняли несколько офицеров и сержан­ тов в члены коллектива ВВОО, одйако До сих пор пе можем официально оформить этих товарищей, так как нет бланков охотничьих билетов, а тов. Камышйый не оказывает в этом помощи. Его вооб­ ще трудпо застать за рабочим местом. При случайных встречах (очень редких) тов. Камышный обещал снабдить членов коллектива порохом и дробью, в чем ощу­ щается острый недостаток. Но воз и ныне там. Прошло уже более четырех месяцев сезона охоты, но наш коллектив не полу­ чил пи граммз пороха и дроби. Только безответственным отношения! тов. Камышного к выполнению своих обя­ занностей и отсутствием требовательности к нему со стороны флотского совета ВВОО можно объяснить подобные неполадки. Флотскому совету необходимо принять энергичные меры по реализации решения общефлотской конференции военных охот­ ников и рыболовов-любптелей. Уполномоченный ttonneHtHBa ВВОО И. БОЛЬШАНОВ. ОТ РЕДА КЦИИ . В свое время на страницах нашей газеты работа то*. Камышного подвергалась критике. Од­ нако выводов, как видно, до сих пор не сделано. Надо полагать, что общефлотский совет охотников и рыболовов-люб*- телеЛ примет все меры к тому, чтобы коренным образом улучшить руковод­ ство охотничье-р^боловным спортбй на флоте. где к у п и т ь охотничьи ПРИНАДЛЕЖНОСТИ? У нас имеется много охотников, кото­ рые очень любят этот увлекательный вид спорта. Одпако принадлежностей для охоты у нас негде приобрести. В магазине Воен­ торга имеется два ружья в продаже, но для этих ружей пет пп ремней, пи гпльз, ни чехлов, пи патронташей, пи пыжей. Местные торговые оргапы пе заботятся об удовлетворении запросов охотников. Разве Военторг пе в силах наладить снаб­ жение охотпиков-любителей необходимыми принадлежностями? В. К0С0Б0К0В. Из опыта проведения, политзанятий Самостоятельное чтение Самостоятельное чтение литературы на политических занятиях имеет своей целью обеспечить глубокое усвоение солдата­ ми, матросами и старшинами материала изучаемой темы, содействовать приобрете­ нию ими павыкоз самостоятельной работы над книгой. Организация самостоятельной работы слушателей требу<т от руководителя поли­ тических занятий тщательной подготовки. Хорошо готовит и проводит самостоя­ тельное чтение руководитель политических запятий тов. Решетпиков. Оп тщательно продумывает план органпзаппи самостоя­ тельной работы и, зная наличие необходи­ мой литературы, распределяет ее с таким расчетом, чтобы обеспечить учебными чэ- собиями каждого матроса в отдельности, а наиболее отстающим товарищам оказывает непосредственную помошь. Так же делает его помощник. В плане тов. Решетни­ ков предусматривает, на какпе главные во­ просы слушатели его группы должны обра­ тить внимание, делает пометки, где на чих можно найти ответы. Организуя самоегоятельпое чтеппе, то?. \ решегникоз определяет заранее, какие не- | понятные слова могут встретиться в лите- j патуре. Пгред началом занятия выли- • сывает эти слова па доске и h'itom дает j краткие пояснения. Во вррмя самостоя­ тельной работы солдаты и матросы часто встречаются с цифрами, пазвапиями раз­ личны! государств, городов, морей, рек. Чтобы лучше осмыслить прочитанное, они должны ясно и отчетливо представлять се­ бе реальное значепие каждой из цифр. Неоценимую помощь в этом могут ока­ зать наглядные пособия. Умело исполь­ зует тов. Решетников и наглядные посонш. Например, во время самостоятельной рабо­ ты по теме «Послевоенная сталинская пятилетка» им были использованы о каче­ ство наглядных пособий монтаж «Пятплет- нии план восстановления и развития на­ родного хозяйства» и диаграммы роста про­ мышленности и транспорта СССР, данные о выполнении пятплетнего плана, а так­ же географическая карта. Эти наглядные пособйя помогли тов. Решетпикопу разъяс­ нить своим слушателям значение цифр и показать размах строительных работ и па­ шей стране. Чтобы умело организовать самостоятель­ ное чтеппе, руководитель политических за­ нятий должен хорошо изучить матросов своей группы, их подготовку и общеобра­ зовательный уровень, знать, кто нуждается в помиши я в какой Зная матрасов своей гру !Ы, тоз. Решетников оказывает кон­ кретную помошь слушателям как в груп­ пе. так и нндпзплугльно. Матрогы Кон­ стантинов и };’ерд-:в отставали в полятсч”'- скон подготовке, но в результате больший работы руководителя группы они значи­ тельно выр^лн, научились вести конспек­ ты п на проверке получили отличную оцей- ку. Это оказало положительное влияние на освоение ими специальности. Тов. Констан­ тинов и Жердев сейчас отличпики боевой и политической подготовки. По.мищь матросам и старшинам со сторо­ ны передовых руководителей похитзанятий тов. Решетникова, Яковеико, Трофимова носит активный характер. Они не ожидают, пока к ним во время самостоятельной ра­ боты подойдут слушатели с каким-либо вопросом, а сами проявляют инициативу — подходят к слушателям, интересуются, как они оцепивают событие, о котором только что читали, как понимают отдель­ ные, наиболее сложные формулировки. Опыт показывает, что от иного слушателя вопросов может и пе последовать, хотя что-то из прочитанного остается для него неясным. Необходимо, чтобы руководитель оказывал иепос родственную помощь ма­ тросам во время самостоятельной подготов­ ки их к политзанятиям. Большое значение во время самостоя­ тельной работы над рекомеидоваппой ли­ тературой имеют навыки краткого конс- пектироваппя прочитанного. Записывать коротко содержание прочитанного своими словами могут далеко не все матросы п старшины. Многие из ппх, составляя кон- |спект, дословно переписывают Из кпиги почти половппу текста, другие, наоборот, делают очень сжатые записи. Поэтому ру- ково *нтрль политических ганятвЙ во время > сам' ’тоятельппй работы в классе должен j сле'ить за тем, чкбы конспект велп все |слушатели н записи делали правильно. Каким же образом руководитель полити­ ческих занятий может добиться того, чтобы в его группе все матросы правильно вели конспекты во Е{>омя самостоятельной paw- ты в классе? Хороший пример этого показывает руко­ водитель Политических занятий тов. Яко­ венко. Выявив, кто в группе самостоя­ тельно не может вести конспекта, он спе­ циально, в течение нескольких занятий, учил слушателей показом, как нужно вс- стн запись. Эта работа была организована следующим образом. В начале самостоя­ тельного чтения тов. Яковеико назвал те­ му и ее основные вопросы. Затем зачиты­ валась вслух рекомендованная литература, после чего руководитель, беседуя с тем или другим слушателем, спрашивал, как он по­ нял основную мысль из прочитанного и как бы записал ее. Пе ограничиваясь одним ответом, оп вызывал еще песколькпх слу­ шателей и общими усилиями добивался же­ лаемого результата. Наряду с методом коллективного обуче­ ния матросов умению вести конспект, не­ обходимо широко использовать формы ин­ дивидуальной помощи. Руководитель поли­ тических занятий должен систематически просматривать записи у матросов п давать по ним свои заключения. Так обычно и делает руководитель политических занятии тов. Трофимов. Он оказывает помощь ма­ тросам не только в часы самостоятельной работы, но и в<> внеслужебное иремя. бла­ годаря этому, топ. Трофимов до!илея того, что все матросы его групп:' ве 'ут обстоя­ тельные ЕОН4 П "Т - лярпзирует хорошо с‘?та-л:г . v." -юнело: г, рекомендует познакомит матросам с полью поучиться у сро - т о това­ рища, как надо вести запись прочиглш 1 ;,;о. Кроме этот », периодическипрочитывая кон­ спекты матросов и обнаруживая в них не­ достатки, Трофимов разбирает замеченные неточности в присутствия всей группы. Большую помощь руководителю в орга­ низации самостоятельного чтения должен оказыгать его помощник. Деятельность по­ мощника руководителя политических за­ нятий многогранна. Успех ее во многом зависит от той инициативы, которую он будет проявлять. В организации самостоятельного чтения заслуживает внимания опыт помощника руководителя политзанятий старшины 1 статьи Рябова. Он не только забо­ тится о подборе литературы и обеспечи­ вает каждого матроса ею, но и помогает матросам в часы самостоятельной работы делать записи по прочнтаппому, учит их составлять конспекты. Рябов готовит на­ глядные пособия, проводит собеседования по прочитанному во внеслужебное время. Он оказывает индивидуальную помощь ма­ тросам. Матрос Байков, например, не умел вести запись рассказа руководителя и про­ читанной литературы. Выяснив это, тов. Рябов систематически оказывал ему помощь н за последпее время матрос Кай- ков намного лучше стал усваивать изучае­ мые темы. Большую помощь руководителю полити­ ческих занятий в организации самостоя­ тельного чтения с матросами должны ока­ зывать партийная и комсомольская орга- пизанип. Здесь широкое поле деятельности i :z~ коммунистов и комсомольцев. Еомсо- :г. л:»скап организация, где секретарем тоз. i {слотов, организует, папрпмер, в часы >•тсогол рг'оты коллективное чтение лп- тсрагуры, 0:седы у карты, оказывает по­ мощь руководителю йолитических заня­ тий в изготовлении наглйДйых пособий. Часто но инициативе комсомольского бюро проводятся собеседования по прочитанной литературе. Все это в значительной степе­ ни способствует повышению качества заня­ тий. К сожалению, еще далеко не все руково­ дители политических занятий организуют и проводят самостоятельное чтение мето­ дически правильно. Нередко самостоятель­ ное чтение превращается в громкую читку брошюры или газетного материала, больше того, отдельные руководители прибегают к такому неправильному методу, как состав­ ление конспекта под диктовку. Недостат­ ком пока является и то, что некоторые руководители плохо заботятся о подборе материала к изучаемой теме, не используют всех возможностей, которые имеются. Учеб­ ные пособия не коппентрируются в одном месте и плохо сохраняются. В результате на самостоятельном чгении не все слуша­ тели обеспечиваются необходимыми посо­ биями, не все руководители готовят на­ глядные пособия и работу вокруг этих по­ собий не организуют. Есть и .акце руководители, которые не интересуются, как слушатели ведут кон­ спекты, что матросы записывают в тетра­ ди. Обязанность каждого руководителя по­ литических занятий ие допускать таких не­ достатков в практической работе. Обеспе­ чение хорошей организации и высокого ка­ чества самостоятельного чтения — слу­ жебный долг каждого руководителя поли­ тических занятий. Хорошо поставленное самостоятельнее чтение обеспечивает вы* сокий идейный уровень зандти$. А. КАПУСТИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz