На страже Заполярья. 1950 год. Декабрь.
2 На с т р аж е З а п о л я р ь я 22 декабря 1950 г., № 301 (3914), Честность и правдивость- благородные черты советского воина Советский воин — гордость и надежда всего прогрессивпого человечества. Он зор ко стоит на страже интересов своего социа листического государства, бдительно охра няет мирный созидательный труд совет ских людей, успешно строящих под руко водством партип Ленина — Сталина ком мунистическое общество. . Великого подвига, совершенного совет скими воинами, никогда не забудут наро ды Чехословакии, Болгарии. Румынии, Венгрии и других стран. Они навсегда сохранят в своей памяти героические дела советских воипов, принесших им освобож дение от фашистского ига. Они помпят, что Советский Союз и его Вооруженные Силы сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии и империалистиче ской Японии и спаслц мировую цнвили- ващио от гибели. П сейчас, когда американо-английские империалисты грозят развязать ‘новую кровопролитную войну, все передовое че ловечество с любовью и надеждой обращает свои взоры к СССР. Для всех простых людей Европы, Азии, Африки, Америки Советский Союз и его Вооруженные Силы — оплот мира во всем мире. Велики и почетны задачи советского воина. Но кому многое дано, с того много л спрашивается. Принимая Военную присягу, советский воин торжественно клянется «быть чест ным, храбрым, дисциплинированным, бди тельным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и прика зы командиров и начальников». В этих словах клятвы выражены высокие мораль ные качества, нравственный облик совет- •' ского воина. Наш советский матрос, честно выпол няющий свой воинский долг, беспредельно предан своему народу, большевистской партип, своему Советскому правительству. Он понимает, что дм того, чтобы быть защитником социалистической Родины в полном смысле этого слова, надо постоян но совершенствовать военные и цолитиче- ские знания, добросовестно выполнять свои обязанности по службе. Тяжел и разнообразен труд воина. При обрести навыки, необходимые на ©ойпе, — пелегкое дело. Здесь требуется настойчи вая, кропотливая учеба. Только при усло вии, если воин будет старательно усваи вать все то. что ему преподает командир на занятиях, в плавании, он сумеет в са- ■*гах" сложных условиях боя справиться-с возложенными на него задачами. Честное отноигепие воина к службе проявляется прежде всего в том, как он овладевает военным делом и политическими знания ми. И тут мало быть просто аккуратным, исполнительным, требуется еше громадная личная ответственность • каждого воина перед Родипой за совершенствование своей боевой выучки . Нам довелось знать одного матооса. Он был ив тех людей, про которых говорят— от дела не бегает, но и 8а работой не го нится. На занятиях он делал все, что ему приказывали, но действовал при этом без особою старания, к тому же военная служ ба давалась ему сравнительно легко. До прихода на флот матрос учился в техниче ском училище, и это значительно облегчало ему освоение военной специальности. Фи зически он также был развит хорошо. Но все же выше средних показателей в боевой учебе оп никак не мог подняться. А когда учебные задачи по некоторым пред метам усложнились, оп стал отставать от товарищей. Характерно и то. что матрос, -не проявлявший усердия к службе, первое время даже не замечал своих ошибок: «Дисциплину я не нарушаю, — говорил оп, — что прикажут — делаю, какие еше могут быть ко мне претензии...». ^ А между тем претензии к матросу были большие и у комапдира и у комсомольской организации, членом которой он состоял.. Пе прав уже матрос был в том, что считал себя дисциплинированным воином. Прав да, он не опаздывал из городского отпуска, во-врсмя становился в строй, всегда был аккуратен, соблюдал правила воинской вежливости и отдания чести. Все это, ко нечно. важные показатели дисциплиниро ванности. Но ведь воинская дисциплина обязывает военнослужащего пе только следить за своим внешним видом и пове дением. но и быть честным, правдивым, добросовестно изучать военное дело, стой ко переносить все тяготы и лишения воен ной службы. Вот как раз этого, соста вляющего пе внешнее проявление, а внут- (Реннее содержание дисциплинированности, л пехватало матросу. Желание жить по легче, не утруждая себя, формальное вы полнение служебных обязанностей мешали ему подняться до высот военного мастер ства. И немало пришлось потрудиться и команшру и комсомольской организации, прежде чем пм удалось направить воина иа пстннпыи путь. Леность, расхлябан ность, нерадивое отношение к порученно му делу — явления чрезвычайно редкие среди моряков нашего Военно-Морского Флота. По как бы редко ни проявлялись эти пережитки капиталистического прош лого в сознании людей — они нетерпимы, вести борьбу с ними — дело чести каж дого советского воина. Что я сделал сегодня для Родины? Что к я сделал для того, чтобы повысить боевую готовность своего корабля» подразделения? Такой -вопрос доллзен каждодневно зада вать себе воин, оознаюпшй свою личную ответственность за защиту Родины — Союза Советских Социалистических Рес публик. Труд для советского человека — дело чести, доблести и геройства, Н высокий моральный облик советских людей, воспи танных большевистской партией, покоит ся, прежде свего, в той большой созида тельной, творческой работе, в которую опи вкладывают всю свою душу, всю свою энергию. Труд воина Советской Армии и Военно- Морского Флота крепит мощь наших Во оруженных Сил, могущество социалисти ческого государства. И разве ее о колос сальном ватпом труде говорят подвиги героев Великой Отечественной воины? Чтобы победить врага, советские воины не прекращали учебы и в самые напряжен ные боевые дни. Выполняя указания товарища Сталина, они цецрерывно со вершенствовали свое боевое мастерство. Перед нами лежи* небольшая книга, выпущенная издательством «Молодая гвардия» в последний год войны «Диевипк офицера». Эго — документ че ловеческой жизни.. В книге оо^ранц цнсь- на защитника ‘Ленинграда *— молодого офпцера-коммунпста Николая Чеховича матери и невесте. Отважный воин честью выполнил боевое задание п отдал свою жизнь за счастье ооэетского народа. Читая письма Николая Чеховича* ви дишь, как настойчиво овладевал он воен ным делом, как старательно, ве считаясь с трудностями боевой обстановки, обога щал он свои знания и навыки. И как убедительно звучат строки иа одного его письма, посланного матери в конце 1943 года. «...Сейчас вспоминаю свое поведе ние в первые месяцы войны, — верно не сравнить с теперешним. Моего значит опыт. Тем более у меня выработана при вы чка все изучать и из всего извлекать для себя пользу, И вто ловэоляет мне .пройти там. где ве могли вройте другие». Воспринять опыт фронтовиков, участ ников Великой Отечественной войны, это эначит, прежде всего, ревиоство взяться 8а учебу и предельно четко, с ду шой. выполнять кажлое задание по служ бе. Советскому моряку, честна выполняю щему свой воинский долг, ничто, ни какие трудности, никакие, пусть самые тяжелые обетоятельогеа, не могут поме шать точно и своевременно выполнить приказ командира, сберечь вверенную ему технику и боевое имущество. И тут надо быть особенно требователь ным к себе, памятуя, что малейшая недо бросовестность в поведениявоина неминуе мо нанесет ущерб боевой готовности ко рабля, части, подразделения. Советский воин должен быть всегда начеку. И вто возможно лишь при условии, если каж дый матрос и солдат будет анать и бес прекословно выполнять любования уста вов. Правильные уставные взаимоотношения между военнослужащими обеспечивают дисциплину и порядок на флоте. Для со ветского моряка, честно выполняющего свой воинский долг, характерно те, что он дорожит войсковым товариществом, помо гает товарищам словом и делом, удержи вает их от дурных поступков и, не щадя жизни своей, выручает их из опасности. Именно эти замечательные качества проявляли советские моряки в боевые дни Великоп Отечественной войпы. Эти боль шевистские качества помогали им громить врага в самой сложной, чреватой больши ми опасностями, обстановке. Партия Ленипа — Сталина воепда уделяла исклю чительное впимапие воспитанию как раз этих качеств у лцчпога состава Армии и Флота. Бы ть честным и правдивым во рсех де лал и поступках -яг закон ж взн в совет ского воина. Пзвеетпо, нащщмер, к^кое значение имеет и в боевой обстановке н в дни мирной учебы правильный, правди вый доклад подчиненного своему началь нику. Ведь что может произойти, если наблюдатель в бою сообщит своему коман диру пе совсем точные данные о против нике? Командир, доверяя подчиненному, примет неправильное решение, которое может привести и к потере дорогого боево го времени, и к лишним жертвам, н в невыполнению боевой задачи. Ясно, что заведомо сообщить начальнику ложные сведеппя может только враг, предатель, коварпмм путем пробравшийся в наши ряды. Но бывают случаи, когда неверные сведения передают и без злого умцела, а по простому легкомыслию. Иной раз под чиненный. не отдающий себе отчета, к чему может привести его легкомыслие, выдает желаемое за действительное. С одним старшиной произошел такой случай. Оп был послан с командой в отда ленный район выполнять срочное зада ние. При этом ему было приказано перио- дичеепп сообщать в штаб о ходе выполне ния работ. Старшипа аккуратна посылал донесения, причем из них явствовало, что работы протекают в точном соответствии с рапее памечеппым плаиом. Но вот когда наступил срок закончить работы, из шта ба выехал в команду офицер с тем, чтобы на месте проверить, как выполнено зада ние. П что же он обнаружил? Оказывает ся , задание выполнено нё' более как на 70 процентов. Для того, чтобы закончить работы, команде потребуется еще пе менее двух недель. За срыв задания и неточную информацию о ходе работ старшина был строго наказан. Но невольно напрашивает ся вопрос, что же заставило старшину пойти па обман? Б а к позднее выяснилось, старшипа, по прибытии команды на место, пе сумел как следует организовать работу. Первые дни суточные задания (предусмотренные пла ном) не выполнялись и на одну четверть. Ёонечно, если бы старшипа сообщил об этом в первом же донесении, то штаб не медленно принял бы меры, и положение было бы выправлено. «Но я подумал, — рассказывает стар шина, — сообщишь в штаб точные дан ные, последуют неприятности, призовут меня к ответу, а зачем мне это. Не лучше ли пока что скрыть отставание, а в ходе работ наверстать упущенное». Но наверстать упущенное ему не уда лось, и в конце концов промахи его обна ружились. У старшины пехватило муже ства во-время признать своп ошибки, п о т этого пострадало общее дело. Большевистская партия. товарищ Сталин учат нас ни в коем случае не за мазывать своих ошибок, а своевременно выявлять и устранять их. В этом эалог наших успехов в боевой и политической подготовке, эалог укреплеппя боевой мощи советского Военно-Морского Флота. Советский воин должен быть честен не только в езопх поступках, но и помогать товарищам словом и делом, удерживать их от всего дурного. Матрос никогда не вы полнит до конпа свой воипский долг, если он пе будет интересоваться жизнью боево го коллектива, членом которого оп состоит, если станет жить по Правилам: «моя хата с краю, я ничего не знаю», или «меня не тронь и я не ТРОПУ». Цлох тот воин, который видит, что то варищ нарушает дисциплину, и считает, что это его не касается. Дескать, я только 8а себя отвечаю. Наоборот, долг воина — помочь товарищу осозпать допускаемую им ошибку, доказать ему, что он не имеет права нарушать дисциплину. Поучительпую в данном случае историю рассказали нам в одпом подразделении. Здесь служил долгое время матрос Федоров. Оп пе отличался особым прилежанием и нередко нарушал дисциплину. Или в строй опоздает, пли уйдет куда без разрешения командира. Однажды вечером он предло жил матросу Горохову пойти вместе в ки но. Но Горохов пе согласился ц привел при этом такие доводы: во-первых, у них нет па то разрешения командира, а во-вторых, если они пойдут в кино, то наверняка опоздают на вечернюю поверку. Федоров продолжал уговаривать товарища, но тот на уговоры не сдался. «Пе пойду и тебе пе советую». И тут-то Федоров вспылил, стал упрекать Горохова, что оп ведет себя не по-товарпшески. и намекнул даже на то, что не думает ли он сообщить обо всем этом командиру. «Если пойдешь, то, ко нечно, сообщу», — спокойно ответил Го рохов. Федоров в кино не пошел, остался в ка зарме. Но все же через несколько дней Го рохов вы ступ и л на комсомольском собра нии и рассказал эту историю. Оп резко при этом критиковал товарища, забываю щего свой воипский долг. Федоров сначала воспринял критику, как необоснованный против пего выпад. Оп стал доказывать, что раз он не со вершил проступка, то, стало быть, н гово рить не о чем, и что Горохов напрасно к нему придирается. Пришлось раз’яснить матросу, что товарищи, критикуя его, же лают ему только добра, хотят помочь ра- зобоаться в допущенпых ошибках. После комсомольского собрания матрос Федоров изменил свое, отношение к службе. П большая заслуга в этом принадлежит дружному коллективу моряков-комсомоль- цев, по-пастоящему, пе па словах, а па деле дорожаших честью своего воинского зваппя. Большие и ответственные задачи реша ют советские воины в дни мирной учебы. Каждый учебный день обогащает их воен ное мастерство, мооалт.но -боевые качеств ва. П в высоких мооальпых качествах, в правдивости и честности выражается бес предельная преданность советских воипов социалистической Родипе, великой партии Ленппа— Сталипа. ТоварищескиЗ долг Внезапно разыгравшаяся вьюга з а т л а старшего сержанта Краспощекова у рас крытого мотора самолета. Руки механика от соприкосновения с металлом стыди, мороз пробирался под куртку, снегом за бивало глаза. Но ничто не могло оста новить старательного воина. Оп готовил самолет к полету. В этот раз работа принимала явно за тяжной характер. Краснощеков не мог обнаружить причины, почему мотор пе заводился. — В че * же дело? — думал старшин сержант. — Искра! Магнето! — ответил он са? себе. Несколько минут, и магнето было сня то с кронштейна. Осмотрев его с внешней стороны, Краснощеков дефектов не на шел. Когда же отвернул краники и обра тил внимание на зажигание, то обнару жил обгорелый контакт прерывателя и пробитый конденсатор. Стадо ясно, поче му магнето работало с перебоями. Другого выхода пе оставалось, как за менить магнето новым. Установив магнето, Краснощеков бы стро вскочил на плоскость самолета и сел в кабину. ...Винт набирал скорость. Его лопасти как бы превратились в сверкающий диск. Рул мотора слился с завыванием ветра. Испытывая работу мотора на раз ных режимах, Краснощеков уловил, что в некоторые доли секунды винт как бы останавливается. — Кончай скорее, пойдем в клуб, — поторапливал товарища подошедший в это время сержант Марков. — Подожди еще немного, видишь мо тор плохо запускается. Марков отлично знал твердый харак тер своего друга и пе стал уговаривать Краспощекова. ' ; — Хорошо, я пойду один. «Вое сделано правильно, а мотор «ба рахлит». В чем же дело?». Механик пере брал в памяти возможные неисправности, о которых рассказывали в школе и кото рые встречались в его практике, но с та кой неисправностью он столкнулся впер вые. • — Дав^й поработаем вместе, — услы шал он знакомый голос. Это был Марков. Чувство товарище ского долга, взаимной выручки возврати ло его на стоянку. — , Ну, рассказывай, в чем неудача. Краснощеков рассказал товарищу о своих затруднениях. —г А если сделать так... Они оба поднялись на плоскость и при работающем моторе тщательно выискива ли причину, неполадок. Взаимная помощь' и настойчивый труд принесли свои результаты. Мотор работал безупречно. Усталый, но ободренный законным чувством выполненного долга. Красноще ко» возвратился ц кубрик вместе с Мар ковым. Вместе они пошли в клуб. Лейтенант В. БИЗЮКОВ. --О*— Снайпер эфира Большой транадкщг вдадд от 6a3JU тер- ! верщепстве познать то, чему его учнгпг. ' м. - • I П_.__ Л____ --*- «.ПЛТПЛ1 ЛП'ГГТТГП ста П о след ам в е о п у ^ н н о в а н н ы х п веем Военнослужащий В . Жаров в своем письме в редакцию жаловался на то, что с него в сентябре неправильно удержали часть денежного содержания. Неоднок ратные обращения в финансовую часть ие дали результатов. Письмо бы до направ лено для принятия мер. Командир сооб щил, что начальник финансовой части ва нарушение финансовой дисциплины я бездушное отношение к воинам от зани маемой должности отстранен. Непва- впльио удержанные деньги выплачены. пел бедствие. В о время шторма у него вышло из строе р у **о с управление* Отда ли якоря, но ОВД ц г держали, и |о*абль весло к берегу. CMjrafoiM порывом ветра сорвало антенну. Корабелъмая р ац м не действовала. Люди не могли сообщить о грозившей им опасности, не м о г » вызвать спасательное судно. Однако транспорт favt не одинок. Не подалеку от пего боролся с волнами воен ный котер. ...В тесной * 1 »д 10 рубкв ка/гада у не» большого столька, заставленного аппара турой, нес вахту радист Григорий Силан тьев. Он только что подучил от *омавд*- ра приказание — во что бы то ни стало связаться с базой н сообщить о бедствии транспорта. Силантьев знает, что до базы далеко. Его радноуставозка рассчитана для поддержания связи па более близком расстоянии. Одаако он упрямо добивается своего. То, залустив передатчик, радист вызывает базу, наполняя рубку дробным стуком ключа, то, приникнув к приемни ку , напряженно прослушивает эфир. В наушники врываются торопливые точки, тире, часто заглушаемые тре ском разрядов. Чуткое, привычное ухо радиста различает в этих звуках отдель ные сигналы, чьи-то позывные. Но все его чужие сигналы. База молчит. «Не ужели меня так и не услышат, — мель кнула у Силантьева мысль. — Нет, буду вызывать еще и еще...Должны обязатель но услышать». Наконец, Силантьев услышал сэс® по зывные. Ему отвечала база. ...В тот день на базовой радиостанции радисты несли вахту особенно бдитель но. Вахтенный радист, поддерживающий связь с кораблями, принял еле слышные, слабые сигналы катера. Он ответил ему и перешел на прием. Карандаш в руке ради ста быстро вабегал по бумаге, покрывая ее колонками цифр и букв. А через корот кий еров в море вышло спасательное судно. Этот случай был в то время, когда Силантьев начинал свою службу. Модо- дой радист 16 часов не отходил от прием ника, поддерживая . бесперебойную связь с базой и с шедшим в месту аварии спа сательным судном. Трапснорт был спа сен. Силантьев с успехом выдержал эк замен на морскур зрелость. ...Первый год службы. Силантьев изу чает вместе с товарищами специальность радиста. В классах он учится работать на ключе, принимать на слух, разбирает сложные схемы, осваивает боевую техни ку . Уже тогда Силантьев выделялся среди других матрооов-учепиков своей пытли востью, усидчивостью, стремлением в оо- Вокоре Силантьев перешел служить на одив из постов. Командир поста вызвал в себе старшину отделения старшеоо мат роса Пустотного и сказал ему: — Возьмите Силантьева к себе на под- вахту. Внимательно к нему присмотри тесь, . • Впачале Силантьев чувствовал сеоя не уверенно. П устотный побеседовал с ним, посоветовал держаться спокойнее, но бояться, что вдруг прозеваешь какую- либо радиограмму. В следующий раз мат рос уж е уверенно запускал аппаратуру, без искажений принимал все сигналы. Вскоре Силантьеву доверили^ самостоя тельно нести вахту. Пустотный был ма стером своего дела. Тех пика у него всегда работала безотказно. Вместе с Силантье вым они сами ремонтировали ее, делали учебную аппаратуру для трепировок^^ Многое постиг Силантьев на посту. ^ Затем его перевели на боевой корабль, ~ который часто совершал учебные походы. Они вырабатывали у Силантьева стой кость, способность переносить качку. Не первый год оп плавает на корабле, а все еще вспоминает то время, когда еп впервые пришел сюда. Внимательно Силантьев осматривал приборы, агрегаты, передатчик и прием ник. Затем взял описание, чертежи и ин струкции. По ним оп кропотливо изучал новую технику. За короткий срок Силан тьев освоил корабельную радиоаппарату ру и стал знать ее ие гуж е той, на кото рой работал раньше. . Силантьев выносливый моряк. Был случай, когда в одпом из походов оп^ 26 часов нес вахту, поддерживая бесперебой ную связь. С мостика последовала коман да: «Связаться с таким-то кораблем». И через несколько мипут радист доклады вал: «Свявь имеется». Пи одна р ад н о ^ грамма не была им пропущена. Таких рд>?_ дистов на флоте называют снайперам !^ эфира. Бы ть снайпером эфира, это зпачит быстро и точно передавать радиограммы, в любое время, невзирая на помехи, без искажений принимать сигналы, бдитель но нести вахту. Силантьев прекрасный специалист, по это ве успокаивает его. а заставляет ешо с большей требовательностью относиться к себе. Поэтому он не пропускает ни од ной тренировочной радиопередачи, учи т ся оам в постоянно учит своих подчинен ных. Достигнутые успехи у Силантьева велики. Не раз во время практических за нятий он показывал высокое мастерство. Это результат его добросовестного отноше ния к службе. Это — верность воинскому, долгу. Лвмтмант В. НИКОЛАЕВ. Требовательный сержант В подразаелеиии Ь сержанте Инюшкине воины о тзы ваю тся, как о требовательном, чутком и заботливом командире. Сержант Инюшкин постоянно требует от подчиненных точного выполнения устав ных требований н внутреннего порядка, правильно пользуется дисциплинарной практикой. Недавно у нас был такой слу чай. Ефрейтор Ермолаев курил в неполо женном месте. Это заметил Горбатов, но ве сделал товарищу замечание. Вечером перед строем личного состава Инюшкин обоим нарушителям устава и внутреннего порядка вынес взыскание. Эго имело силь ное воздействие на них. Воины Ермолаев и Горбатов теперь нарушений не допускает. О заботливом отношении сержанта Инюшкина ярко говорит хотя бы такой факт. Как-то сержант заметил, что воин Калнин ходит угрюмым, невнимателен на 8анятиях. В беседе с ним ои выяснил, что воин получил письмо от матери, в котором она писала, что дом нуждается в ремонте. а она не в силах его сделать. Пнюшкий сообщил об этом командованию. Было послано письмо на родину Калиина в рай ком партии. Вскоре нз райкома сообщили, что дом отремонтирован, заново переложена печь, мать Калиина обеспечена дровами е а зиму. Такая забота Инюшкипа воодушевляв подчиненных еще лучше выполнять свой воинский ю лт. Они стараются следовать гримеру своего командира. Среди них сильно развито чувство товарищеской взаимопомощи. Так, ефрейтор Фещенко, постоянно общаясь с рядовым Тумановым, помог ему стать дисциплинированным воином. За умелое воспитание подчиненных и высокие показатели в учебе сержант Инюшкин об’явлен отличником боевой и политической подготовки, а его фотокар точка помешена на Доску почета в ма тросском клубе. Лейтенант Н. ТНАЧЕНКО. Учат, помогают и проверяют ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПОМОЩНИКОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ Полковник Н. ПРОКОФЬЕВ. Заслуженным авторитетом пользуется в нашем подразделении помощник руко водителя группы политических занятий старший сержант Джедбаев. Жажда зна ний — характерная его черта. Он настой чиво учится, никогда не останавливает ся на достигнутом. Политические зва ния, приобретенные им, благотворно ска зываются ва его практической работе по воспитанию воинов. С какими бы вопро сами ни обращались к Джедбаеву товари щи, он всегда просто, ясно, убедительно ответит им и порекомендует, что можно почитать по этому вопросу, где достать необходимую литературу. Адодбаев не ждет, когда воины обра тятся к нему за помощью, а, как правило, сам выявляет недостатки в их политиче ской подготовке в помогает слушателям. Помощник руководителя ведет уче т прове денной работы. Вот некоторые записи из его дневника. «Рядовой Орленко отстает в политиче ской учебе. Побеседовал с ним. Повтори ли основные вопросы темы. Нужно пора ботать еше». «Оказана помощь слушателю Иванову в составлении конспекта. Ошибка его состояла в том, что он переписывал почти весь материал подряд, не выделяя глав ного, не умел формулировать прочитан ное своими словами. Теперь этого не допускает. В дальнейшем — проверю». «Рядовой Павлов отсутствовал на по литзанятиях по болезни. Побеседовал с ним по теме, материал он усвоил хорошо». «Сегодня слушатели группы занима лись самостоятельной подготовкой. Уделял больше внимания товарища* Слюсарь и Соломка, вызывал их в карте и схемам. Материал знают уже неплохо». «Провел вечером коллективную беседу на тему: «Отличник боевой и политиче ской подготовки — гордость флота». Это далеко не полный перечень про деланной работы помощником руководите ля политзанятий тов. Джедбаевым. Комсо^ молеп Джедбаев в свободное время про вода* с солдатами беседы, читает им га- * зеты, книги, рассказывает о важных со бытиях в стране и за рубежом. Хорошо зная индивидуальные особенности вои нов, их способности, запросы и желания, тов. Джедбаев умело развивает у солдат любовь к знаниям, стремится к повыше нию их цолптического я культурного уровня. Кропотливая работа помощника руково дителя не пропадает зря. На проверке политических заняти$ группа получила отличную оценку. Хороша вьшолияет свои обязанности помощника руководителя политических занятий и старший сержапт Рощепий. Сержант старается как можно лучше ознакомиться с, каждым воином, постоян но быть в курсе его учебы и службы. Теперь он в любое время может под робно рассказать о каждом солдате своей группы: где родился, в какой семье рос, где учплся и работал, кав нееет службу, что его больше интересует. Это помогает старшему сержанту строить свою работу конкретно и целеустремленно. — Основной формой помощи отстаю щим в моей практике,— говорит Рошеппй, — служат дополнительные занятия, на которых я обстоятельно знакомлю воинов содержанием пройденных тем. Но до полнительные запятия — пе единствен ная форма помощи слушателям. Часто приходится оказывать воинам и индиви дуальную помощь. Если солдат встреча е т трудный вопрос при подготовке к оче редному занятию, я стараюсь дать ему нужпый ответ. У чу слушателей свободно ориентироваться по географической карте, вести обстоятельные конспекты. Рядовому Пльнну тяжело давался мате риал. Выяснилось, что Пльнн неумело и небрежно ведет конспект. Пришлось раз’ясппть и показать ему. как следует самостоятельно работать над материалом, как найти в брошюре пли газетной статье главное, как конспектировзп прочитанное. Вечерами с ним подолгу просиживал Ро щепий, готовясь вместе к очередному за нятию. Теперь Плыш уже не отстает от товарищей в учебе. Как-то на очередной беседе рядовой’ Остапенко ве смог ответить на один воп рос. Оказалось, что он, как и некоторые другие слушатели группы, не конспектиро вал прочитанного, а помощник руководи теля не придавал этому значения, пе интересовался, как воины ведут записи и тетрадях. Помощнику руководителя политзаня тий тот. Абушик указали на этот недоста ток, и ен решил исправить овою ошибку. Абупгик обратился за помощью к руково дителю группы, который посоветовал ему провести беседу со всеми слушателями группы на тему: «Как работать над кни гой и составлять копспект». Это в значительной степени помогло Остапенво н друтш слушателям на учиться яаходогь главное в книге, обстоя тельно конспектировать материал. — Сейчас уже все слушатели пашей группы,— говорит тов. Абушик, — ведут хорошие запвеи. к тем, кто еше пе вполне справляется с этим делом, я постоянно помогаю. Большую помошь слушателям в усвое нии материала на политических занятиях оказывают наглядные пособия. К заня тию, например, по теме: «Устройство Во оруженных Сил Союза ССР» рядовой Ва рило вместе с помощником руководителя группы изготовил схему — «Кэк органи зованы Вооруженные Силы СССР». Рядо вой Руседский начертил плакат — «Управление Вооруженными Силами СССР». По другой теме слушатели подго товили схемы: «Разгром пемпев под Сталинградом», «Орловско-курская бит ва», «10 сталинских ударов по врагу» и др. Наглядные пособия — диаграммы, таблицы, схемы, карты помогают слуша телям глубоко усваивать тему, прочно закреплять свои знания. От ‘подготовки помощников руководите лей групп, от наличия у них практиче ских навыков по воспитанию вопияв во многом зависит успех учебы слушателей. Лейтенант П. ЗАВАРЗИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz