На страже Заполярья. 1950 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 25 августа 1950 г.. № 2П1 (ЗЙ14У. Благородное стремление Матроса Жук-Якубовича я узнал, когда оп прибыл в паше подразделение для щн>- хождепия дальнейшей службы. С первых л:с дней ои стал усилеипо заниматься. Он не стеснялся подойти к товарищу с прось­ бой раз'яснить ему непонятныГг Е оп рос. II товарищи, хорошо успевающие в учебе, никогда ему не отказывали в помощи. От­ личники учебы матросы Долгов и Пись- леттский в часы самоподготовки в кабинете пргборов помогали ему в освоении специ­ альности. Вскоре состоялся опрос.. Жук- Якубовпч получил отличную опенку. А че­ рез пе к-огорое время он уже полностью ус­ воил пройденный материал. Никто уже не сомневался в том, что матрос Жук-Якубо­ вич будет передовым воином. . Однажды па открытом . комсомольском собрании разбивался вопрос о матросе Лу- клнитге. который систематически отставал в учебе, несмотря на то, что многие това­ рищи старались помочь ему. Ето-то пз ком­ сомолг,пев задал ему вопрос. - — Почему Жук-Якубович хорошо учит­ ся? Ведь он намного позже вас стал за­ писаться. Копа вас упрекнешь в чем- нпоудь. вы начинаете отговариваться, что «способностей нет». Разве у Жук-Яку{ю- вича какие-то особые способности? • — У , него большая память, — начал оправдываться Луканпн. • — Была бы и у вас такая память, если бы честно относились к занятиям. • Везде— на собраниях и в беседах матроса ^ук-Якубовича ставили в пример другим, призывали равняться по нему. В соответствии с приказом командира подразделения одним из первых отлични­ ков боевой и политической подготовки ма­ трос Жук-Якубович был сфотографирован у развернутого знамени. Сейчас он с л уж и т на одном пз кораблей нашего флота. Прочные теоретические зна­ ния дали ему возможность приобрести на­ выки в практической работе. Не прошло и месяца после прибытия на другой корабль, каг, матрос Жук^Якубович в совершенстве овладел новой специальностью и самостоя­ тельно стал править вахту у приборов. И вот наступил тот день, когда ему предстоя^- ло выдержать настоящий, практический экзамен. Прозвучал сигнал: «Корабль к походу изготовить». .Оставшийся за старшину и за спецпалиста. матрос Жук-Якубович при­ нялся за тщательное приготовление к по­ ходу своего боевого поста, проверил, прочно ли закреплены по-походному переносные приборы. Предстоящий поход глубоко волновал молодого специалиста. Волновал не потому, что • он не был уверен в своих силах, а потому, что этот поход был первым, в ко­ тором ему доверили самостоятельно управ­ лять приборами. — Но больше я волновался за то, 1— говорил мне Жук-Якубович после похода, — как я оправдаю такое большое доверие! Не подведут ли меня знания? Но все обо­ шлось благополучно. И очень большую роль в этом походе сыграли именно теоре­ тические знания. Когда вышел из строя один из приборов, его немедленно нужно было привести в порядок. На это было мне дано ограниченное время. Я быстро разо­ брал прибор, нашел ж устранил неисправ­ ность. Вели, бы я не изучил хорошо этот прибор, то и не узнал бы, где искать не­ исправность. Матрос Жук-Якубович постоянно совер­ шенствует свои военные ж политические знания. Это стремление, продиктованное со­ знанием своего долга перед Родиной, под­ нимает его на достижение новых успехов в учебе и службе. . Матрос Е. АФОНИН. Зазнайство к добру не приводит Когда на занятиях по специальности матрос Погорелов получил неудовлетвори­ тельную опенку, никто этому не удивился. Все знали, что Погорелов ослабил напряже­ ние в учебе, нарушил воинскую дисципли­ ну. эа что получил взыскание. Отставание в учебе Погорелова, его не­ радивое отпошение.к порученной ему тех­ нике об’ясняются тем. что он зазнался, пе­ рестал слушать добрые советы сослужив­ цев. желающих ему помочь. Когла-то Погорелов был передовым вои­ ном. неплохо знал свою специальность. Ему поручались ответственные вахты, и пн с честью оправдывал оказанное ему до­ верие. Как-то в часы, свободные от службы, командир отделения 8ашел на пост матроса Ногорелова и увидел, что тот. не спросив разрешения, разбирает материальную часть. — Что случилось, товарищ Погорелов? — спросил командир. — Разве техника вышла из строя? — Все в порядке. — ответил тот. — Просто хочу глурже изучить механизмы. — Стремление ваше очень хорошее. — сказал командир. — Только без разреше­ ния вы этого делать не должны. Впредь пе допускайте самоуправства. Замечали? было справедливым. Об этом случае командир рассказал матросам, и все осутплп поступок Погорелова. Последний принял замечание командира, как недоверие к пему. С тех пор Погорелов начал служить с холодком. После того, как оп получил неудовлетворительную опенку, тревога млтросов за товарища по оружию возросла. Командир отделения в личной беседе потребовал от него изменить отно­ шение к службе. — Вы не первый год служите, — ска­ зал командир,— и поэтому стыдно вам быть отстающим. Матросы, которые позднее вас прибыли в отделение, ж то лучше вас вы­ полняют обязанности. . , Не остались в стороне ж комсомольцы. Члеп комсомольского бюро Спиридонов, отличник боевой и политической подго­ товки. неоднократно беседовал t Погоредо- вым. Он рассказал о том, что только креп­ кая дружба, слаженность, стремление каж­ дого честно и добросовестно выпмяить свой долг перед Родиной определяют успех подразделения в решений задач, поставлен­ ных командованием. Погорелов понял наконец, что он по­ ступает недостойно, и дал слово исправить допущенную ошибку. Наверстать упущен­ ное было делом нелегким. Д<х позднего ве­ чера просиживал Погорелов за учебника­ ми и чертежами. Поняв свою ошибку, он не жалел сил на учебу. Все это положительно сказалось на уче­ бе. Цогорелов на практических ааилтиях получил отличную оценку ж заслужил похвалу командира. — Зазнайство к добру не приводит, — говорит теперь сам матрос ПогорелОв. — Я па своем опыте убедился, как пагубно отражается на службе отступление от во­ инских требований. Теперь этого не допу­ щу, и никому из товарищей не советую делать этого. Матрос Погорелов снова в рядах передо­ вых воинов. Он прочно занял это почетное место и честно выполняет свой воинский долг. К. МИХАЙЛОВ. Высокая награда У СПЕШНО овладевает военным делом комсомолец старший матрос Заноха. Это — дисциплинированный моряк. Он в совершенстве изучил вверенную ему тех­ нику и к каждому заданию относится до­ бросовестно, выполняет его честно. За бе­ зупречную службу комсомольцу Занохе объ­ явлено 26 благодарностей. Он награжден ценным подарком. Старший матрос Заноха не останавли­ вается на достигнутом, а еше с больше# настойчивостью продолжает совершенство­ вать свое мастерство. Член ВЛКСМ Заноха* активно участвует в работе комсомольской организации. Он награжден Почетной* грамотой Московского областного комитета ВЛКСМ. Свой опыт старший матрос Анатолий Заноха передает товарищам. В результате его помощи гонга Мамонов, матросы Носов и Минаев повы­ сили свою квалификацию и успешно вы­ полняют служебные задания командира. Старший матрос В. ТАГАЦ. НА СНИМКЕ: старший матрос Анатолий Заноха. НА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ О ДЕЛЕГАЦИЯ воспитанников Серпуховского детского дома Москов­ ской области побывала в гостях у своих шефов — воинов Н-акой части. На вечере встречи детей с комсомоль. цамн воспитатель детдома рассказа, ла о великой заботе партии и Совет, ского правительства о детях, родите­ ли которых погибли во время Вели, кой Отечественной войны. И. Мамочкин. о БОЛ ЬШ ОЕ СТАРАНИЕ в рабо. те по подготовке к зиме приложили комсомольцы сержант Борзов, млад, шнй сержант Якушин, солдаты Запут. ский и Беляев. А. Викулов. О ПРОХОДИТ РО ЗЫ ГРЫШ пер­ венства по шахматам между подраз. делениями. Турнир организован по инициативе коммуниста Евтушенко. Г. Комиссаренко. О ДОКЛАД об успехах Народной армии Корейской народно-демократи­ ческой республики сделал для воинов подразделения коммунист Мишин. Н. Рощин. В С Е Г Д Я В П Е Р Е Д И Непререкаемым авторитетом среди личного состава под­ разделения пользуется комсомолец старший матрос Обвинцев. Приказом командира его имя занесено на Доску отличников боевой и политической подготовки. Свободное от занятий время Обвинцев использует для чте­ ния художественной литературы, подготовки к политзаня­ тиям. Поэтому он всегда получает только отличные опенки. При увольнении на берег командир всегда ставит в пример опрятный внешний вид старшего матроса Обвинцевл. На комсомольском собрании Обвинцев заявил, что он, не жалея сил, будет работать на ремонте материальной части. Свое слово старший матрос оправдал на деле, образцово вы­ полнив 'задали© командира. За добросовестную службу и примерность в воинской дисциплине Обвинцев имеет ряд благодарностей, денежные премии и краткосрочный отпуск. Старший матрос Н. ИВАНОВ. ПОЧЕМУ В ГРУППЕ ТОВ. НАЗАРОВА НИЗКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ День политических занятий. Слушатели группы тов. Назарова ждут своего руково­ дителя. Проходит полчаса. Люди занимают­ ся каждой своим делом: ппшут письма, читают книги, беседуют... Па исходе пер­ вый час запятий, а руководителя все пет и нет. — Не уехал ли оп опять куда-нибудь? — высказал кто-то свое предположение. Ему возразили: — Не должно быть. Ведь он вчера нас предупредил, что занятия сегодня будут* обязательно. Наконец, терпеливое ожидание слушате­ лей было вознаграждено. В помещение то­ ропливо вошел тов. Назаров. — Вы что, еше не начинали занимать­ ся? 1 — с удивлением спросил он. — Без вас не могли пачипать,..—разда­ лось в ответ. — Что-то не все присутствуют. А где же остальные? — поинтересовался руко­ водитель. — На занятии отсутствуют только те, кто ночью был .в наряде и сейчас отды­ хают, — ответили ему. — Как отдыхают? Почему? Поднять! Они и после могут отдохнуть, а сейчас всех сюда! — распорядился Назаров. Дежурный пошел поднимать отдыхаю­ щих. А время все шло и шло... — Ну, теперь приступим. — сказал руководитель. — Как у вас обстоит дело с конспектами? Ему ответили пе сразу. Наконец, кто- то неуверенно сказал: — Да как всегда... — Хорошо. А кто полностью закон­ спектировал материал? Оказалось, что никто. — А кто хотя бы по первому вопросу составил конспект? Неуверенно поднялись четыре руки. — Почему же вы пе составили кон­ спекты? — обратился руководитель к группе. Слушатели хотели об яснить тов. Наза­ рову, что они очень хотят заниматься, желают научиться правильно конспекти­ ровать материал, но воинам не оказывают помощи, не учат, как нужно самостоя­ тельно работать над материалом. Однако высказать этого им не удалось, руково­ дитель не стал вдаваться в детали, а ре­ шил проверить знания. — Кто сможет рассказать, как он понял тему? — спросил Назаров. Желающих выступить пе нашлось. Тог­ да руководитель стал вызывать слушателей по порядку. Первым был спрошен матрос Чеков. — По какому вопросу отвечать? _ — Посмотрите в книге, какой Там первый вопрос, — посоветовал тов. Наза­ ров, — и отвечайте но теме. Однако Чеков пе смог ответить на вопрос. После него Назаров поднимал дру­ гих слушателей, и только матрос Коломеен более или менее правильно ответил па заданный вопрос. В итоге беседы выяспп- лось, что воины материал усвоили слабо. В чем причина этого? Руководитель счел нужным обвинить слушателей в том, что они не занимаются. Так лп это? Только ли слушатели виноваты в низкой успеваемо­ сти? Топ. Назаров часто повторяет, что политзапятпя — это основная форма поли­ тического воспитания воипов и что к ппм пужпо относиться со всей серьезностью, однако сам оп почему-то относится к большой и ответственной работе руководи­ теля политических запятий без должной ответственности. До сих пор в группе пе организована самостоятельная подготовка. Руководитель не заботится о самостоятельном чтении, не учит воинов правильно составлять кон­ спекты, умело рассчитывать время, по по­ могает пм разобраться в трудных вопро­ сах. Тов. Назаров мало работает пад собой как руководитель политзанятий, воспита­ тель воинов. Оп все еше пользуется ранее приобретенными знаниями, недостаточно глубоко готовится к рассказу. П занятия у пего проходят неинтересно. с низкой активностью. Порой они вообще срываются по различным причинам. Слушатели группы полны желания по­ вседневно повышать свой политические знания. Им только нужно помочь, и, в первую очередь, эго обязанность тов. На­ зарова. Большую помощь воины могли бы полу­ чить от комсомольской организации. Одна­ ко ее пока в подразделении нет. Вот уже два месяца как пытаются создать комсо­ мольскую организацию, но до сего време­ ни ничего не сделано. Воины хотят, чтобы были созданы все условия для успешной учебы, чтобы им оказывали всемерную помощь. Младший сержант В. ЛЕБЕДЕВ. Авторитет передового воина Комсомольца Пузырева хорошо знают и уважают в нашем подразделении. Это он заслужил примерной службой, высокой дисциплиной, напряженной учебой и ак­ тивным участием в агитационной и куль­ турно-массовой работе. Передовой воин часто организует кол­ лективные читки газет, художественной литературы, делает доклады, проводит беседы « личным составом подразделения. Колхозники из соседнего села часто приг­ лашают Пузырева провести с ними беседу по вопросам текущей политики, рассказать о важнейших событиях в нашей стране и ва рубежом. Когда тов. Пузырева назначили помощ­ ником руководителя политических заня­ тий. он с большой серьезностью отнесся к этому ответственному поручению. Тов. Пу­ зырей заботится об учебе воипов своей группы. Во время самостоятельного чтения помощник руководителя раз’ясняет слуша­ телям трудные вопросы, учит пх работать над книгой. За достигнутые в учебе, службе и дис­ циплине успехи недавно командование присвоило тов. Пузыреву звание старшины 1 статьи. Старшина 2 статьи В. РЫЖНОВ. СЕРЬЕЗНЕЕ ОТНОСИТЬСЯ К УЧЕБЕ В нашей группе политзанятий есть два слушателя — тг. Бондарев и Фуражев. Учатся они плохо, на занятиях невнима­ тельны, часто во время самостоятельного чтения мешают товарищам готовиться к беседе. На одно из занятий эти воины явились без конспектов. Помощник руководителя тов. Грошевик спросил у Бондарева, поче­ му он не занимается. Тот ответил, что у него нет брошюры. После того, как Бондареву дали брошю­ ру, он заявил, что не умеет составлять конспект. Товарищи вызвались помочь ему. Однако занимался Бондарев недолго. Вскоре он снова сидел без дела и мешал другим, за что получил справедливое за­ мечание от помощника руководителя. Так, солдат Бондарев препебрег помощью товарищей. У Бондарева несерьезное отно­ шение к политзапятпям. и со службой у него пе ладится. Подстать ему и другой слушатель, тов. Фуражев. Пх считают у пас друзьями. По подобпая дружба не мо­ жет дать хороших результатов, пе поможет им избавиться от недостатков. Воины пашей группы неустанно доби­ ваются высоких политических знаний, много и упорно занимаются. А Бондарев и Фуражев тяпут группу назад, не болеют душой за качество учебы. Этим товари­ щам пужпо более серьезпо относиться к учебе. Ефрейтор Н. СУЛТАНОВ. В стороне от важного дела В деле политического воспитания вотгоа большую роль играют политзанятия. В на­ шем подразделении политзанятия органи­ зованы плохо и нередко проходят па низ. ком идейно-теоретическом уровне. Руководитель одной ire групп политзаня­ тий тов. Гаврилов сумел организовать ра­ боту так, что занятия нрохедят более плй менее удовлетворительно. По в других группах руководители и пх помощники плохо готовятся к занятиям. слабо повы­ шают свой идейный уровень. Папример, руководитель группы старшипа 1 статьи Павлов. Это товарищ, часто наруша­ ющий дисциплину. Па занятия он прихо­ дит неподготовленным, без конспекта, не имея даж$ плапа рассказа. Тов. Пав­ лов ни в коей мере пе отвечает тем требо­ ваниям, которые пред’являются к руково­ дителю группы политзанятий. Успе­ ваемость в группе Павлова низкая, многие слушатели не ведут конспектов, на заня­ тиях нарушают дисциплину. Пе лучше обстоит дело в группе стар- шинского"'состава, где руководителем глав­ ный старшина Мышляков. Этот руководи­ тель плохо готовится к занятиям, пе на­ учился ясно п доходчиво излагать мате­ риал. Вполне попятно, что слушатели этой группы вряд ли смогут получить хорошие зпаппя. Подобное положение вызывает справед­ ливые замечания со стороны коммунистов подразделенил. - — В пашей группе, — говорит кандп-и дат в члены ВКП(б) тов. Трубников, — что ни запятпе, то самостоятельное чте1^ ние... Партийпая и комсомольская организации пе моглп пе заметить, что руководители недостаточно настойчиво над собой рабо­ тают, что отдельные слушатели, как. на­ пример, матросы Желтоухов и Рат- кевпч, систематически пропускают заня­ тия. Руководителям политзанятий партийное и комсомольское бюро пе оказывают необ­ ходимой помощп. Коммунист тов. Кувакин рассказывает, что за последние два меся­ ца никто пе поинтересовался, как проходят занятия в его группе. Заместитель коман­ дира по политчасти пе проверяет, как ру­ ководители готовятся к рассказу, в чем им нужна помощь. Серьезные педостатки в политической учебе повлекли за собой понижение воин­ ской диеппп.типы. Так стали чаще совер­ шать проступки матросы Райзер; Згадлив яМ некоторые другие войпы. ™ Если бы партийное в комсомольское бю­ ро пе стояли в стороне от политзанятий, а проявляли повседневную заботу об улуч­ шении пх качества, больше помогали руко­ водителям и слушателям, то состояние по­ литической учебы было бы значительно лучше. / Старший матрос Н. НИКИТИН. Следует чаще беседовать о бдительности В нашем подразделении воины прояв­ ляют большой интерес к жизни пашей со­ ветской Родины и к событиям за рубежом. Па политзанятиях пм рассказывают об успехах советского парода в труде, 6 героической борьбе корейского народа за " свою свободу и независимость, о происках американо-английских империалистов — поджигателей новой войны. В свободное время воины читают газе­ ты, журпалы, обсуждают последние собы­ тия. Все это расширяет пх политический кругозор, помогает лучше разобраться в текущих событиях. Однако у пас в подразделении еще мало проводится политинформаций, бесед . и докладов о бдительности. А необходимость в этом есть, так как отдельные товарищи пе всегда точпо вы­ полняют уставные требования о сохраиепип военной и государственной тайпы, осо­ беппо в письмах к родным и впакомым. Хотелось бы регулярно слушать беседы и * доклады по этому воттвосу. Солдат 3. ЯРУЛИН. СЛАВА Ф Л О Т А ПО ЗАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННО-МОРСКОГО МУЗЕЯ I Накануне всенародного праздника —■ Дня Военно-Морского Флота, после значи­ тельной перестройки вновь открыт для сбозреппя Центральный Военно-Морской музей в Ленинграде. Научный коллектив музея, создавая но­ вую экспозицию, в своей работе прежде всего руководствовался историческими ре­ шениями Центрального Комитета ВКЩб) по идеологическим вопросам, опирался па конкретную помощь флотской обществен­ ности. преподавателей военно-морских академий, училищ, паучпо-исследователь- сяпх ппстптутов. Это позволило музею в значительной мере повысить идейиое со­ держание экспозиции, устранить крупные недостатки, которые справедливо подверга­ лись критике в прошлом. Пт*е. строго хронологическое разме­ щение экспонатов и материалов, соот­ ветствующее подлинно научной периодиза­ ции, дало возможность показать славную историю отечестве иного флота более по лпо и всесторонне, в тесной связи с историей нашей Родины н ее Вооружеипых Сил. Большая предварительная научпо-пссле- довательская и паучпо-собирательская ра­ бота, которую провел коллектив сотрулпи­ ков, дала положительные результаты. Она благотворно сказалась на всей экспозиции, позволила обогатить ее пеппейптми ре­ ли кпий н ым и экс понатамп. Исторический отдел, наряду со многими другими материалами п документами, впер­ вые э кс попирует новую акварель художпи- ка П. Кочергипа. запечатлевшую героиче­ ский подвпг матроса Удалого. Небольшая картина дает яркое представление о гарни- •зопе Р етропа влозска-па-Камчатке, который стойко оборонял крепость, отразив нападе­ ние хорош» вооруженной французской ас- кадры в 1855 году. Революционному вос­ станию в Свеаборге (июль 1906 года) по­ священа картипа художника Блинкова. Исторический отдел показывает несколько акварелей художника Ковашенко, ярко ра­ скрывающих боевую доблесть русского флота. Повый степд знакомит посетителей с ге­ ографическими открытиями и исследовани­ ями русских моряков в IV — XVII вв. Здесь представлены документы о смелом морехо­ де Семене Дежневе, а также Афанасии Ни­ китине — первом русском путешественни­ ке в Индию, побывавшем в этой стране значительно раньше Васко де Гама, авторе одпой пз наиболее ранних работ русских геогпафов. Музеем составлена географическая кар­ та. которая показывает знаменитые плава­ ния Берипга. Чирикова. Лаптева и других смелых новаторов-исследователей. Посетители видят гравюры карт Кас­ пийского. Белого и восточной части Бал­ тийского морей, составленные при непо­ средственном участии Петра I. Представляют большой исторический ин­ терес документы о великом русском учепом Менделееве, который оказывал огромную помощь прославленному русскому флото­ водцу вппс-адмиралу Макарову. Среди до­ кументов экспонируются переписка Менде­ леева с Макаровым о бездымном порохе, наброски чертежей ледокольного корабля. Много повых ценных экспонатов приобрел и показывает посетителям отдел истории советского флота в период 1917— 1941 годы. В экспозицию отдела помешен портрет товарища Сталина (1917 год), на писанный лауреатом Сталинской премии профессором Орешниковым. Художник Альховский написал для от­ дела замечательное художественное полот­ но, ярко передающее заботу советского на­ рода о строительстве большого Военно-Мор­ ского Флота в годы предвоенных сталин­ ских пятилеток. На картппе запечатлено совещание руководителей партии и прави­ тельства в присутствии кораблестроителей. И. В. Огалпн и его боевые соратники рас­ сматривают проект нового боевого корабля. Привлекает внимание посетителей прек­ расно исполненная художником Кремером электрифицированная карта. Опа дает на­ глядное представление о том, как в годы гражданской войпы В. П. Леттпн и И. В. Сталин организовали всемирно-историче­ скую победу советского народа над иност­ ранной интервенцией и белогвардейшиной. Здесь же находятся различные доку­ менты о зверствах и грабежах амернкано- англпйекпх интервентов на Дальнем Во­ стоке и па Советском Севере. Вот один из обличительных материалов, показываю­ щих, какой огромный ущерб нанесли се- верпому краю американские и английские империалистические хищники в 1918— 1920 гг. Документ языком убедительных цифр показывает, что пз Архангельска интервенты вывезли ценного сырья 8.524.33 6 пудов, сожгли построек, угна­ ли скота и разграбили имущества на 12.994.000 рублей, собрали налогов с на­ селения 215 млн. рублей. Общий ущерб со­ ставляет G50 млн. рублей золотом. Многие подлинные документы рассказы­ вают посетителям о том огромном внима­ нии, которое оказывали партия и прави­ тельство советскому флоту в предвоенные годы. Во время похода на линейном ко­ рабле «Марат» М. В. Фрунзе написал для походной краснофлотской газеты статью: «Нам нужен сильный Балтийский флот». Рукопись статьп экспонируется в музее. Здесь же можно прочесть приветст­ вие М. П. Ульяновой морякам Балтийского флота, телеграмму М. И. Калинина и при­ ветствие К. Е. Ворошилова Гидрографиче­ скому Управлению в’ связи с его 100-лети- ем. Недавно в музей поступил и экспони­ руется подлинник военной присяги А. А. Жданова — члена Главного Военного Сове­ та Военно-Морского Флота СССР. Значительное число повых документов, реликвий показывает отдел «Военно-Мор­ ской Флот в годы Великой Отечественной войны». При входе в эал «Решающие победы Вооруженных Спл в 1944 г.» посетителей привлекает ведущий стенд. Здесь экспони­ руется новая электрифицированная карта «Десять сталинских уларов». Последова­ тельно включаются сектора, по огромпому фронту вспыхивают светящиеся стрелы, и экскурсанты представляют, какие сокру- шительные удары по врагу наносила па­ ша славная Советская Армия при актив­ ной- шщержке ‘ Военно-Морского Флота. Карта рассказывает о полководческом генпи товарища Сталина, о его руководстве важ­ нейшими стратегическими операциями Со­ ветских Вооруженных Сил в борьбе против фашистских войск. С большим интересом посетители смот­ рят боевое оружие Героев Советского Союза североморца Василия Кислякова и черно­ морца Ивапа Голубца, хорошо служившее им во время героических боев с гитлеровца­ ми. В одной из витрин среди других ре­ ликвий лежит снайперская впптовкл стар­ шины 1 статьи тов. Шорец, участника обо­ роны Кавказа, уничтожившего за годы вой­ пы 261 фашиста. Это и многое другое ре­ ликвии ное оружие свидетельствуст о высо- ком воинском мастерстве, мужестве и отва­ ге военных моряков в суровые годы Вели­ кой Отечественной войпы. Гордостью на- полпяется сердце за поипов-чордков — верных патлпотов Родины. Личный состав Краснознаменного крейсе­ ра «Кироа» подарил музею к Дпю Военно- Морского Флота знамя, врученное экипажу крейсера в годы Отечественной войны Центральным Комитетом комсомола Казах­ стана. Знамя представлепо в экспозиции, как свидетельство дружбы народов па­ шей страны, крепкой и нерушимой связи наших воипов с героическим советским народом. В зале Победы, у стенда, где размещены экспонаты, рассказывающие о разгроме им­ периалистической Японии, нахолится боль­ шое алое полотнпню. Это новый экспонат музея — художественно вышптое шелко­ вое знамя, врученпое советским морякам в Сейспне трудящимися Кореи. Па знамени искусно вышито изображение воздвигнуто­ го в Пхепьяпе памятника советским влн- пам, погибшим в боях за освобождение Ко­ реи. Па другой стороне знзмепи любовно вышита на русском языке благодарствен­ ная падппсь: «Тихоокеанскому Военно-Морскому Фло­ ту СССР. Советским морякам-тпхоокеап- пам за великие подвиги в освобождении Кореи от японских захватчиков в составе Вооруженных Спл Советского Союза». Рассматривая это зпамя, читая волную­ щий текст, посетитель музея переживает чувство горячей симпатнп к героическому корейскому пароду, в эти дпи самоотвер- женпо борющемуся за свое освобождение от амерпкапекпх интервентов. Педавно в музее создан повый зал. пока­ зывающий Военно-Морской Флот СССР в период восстановления и дальпейшего раз­ вития народного хозяйства страны в 1946 — 1950 гг. Па документах послевоенных лет показываются успешное вьтполпепие Сталинского пятилетнего плана, авангард­ ная роль Советского Союза в борьбе за мир, против поджигателей новой войны, неус­ танная забетз партии Ленина — Стзлнпа и всего советского народа о Военно-Морском Флоте. Экспопаты зала свидетельствуют о том. что советские люди не жалеют сил и энергии для того, чтобы с честью выпол­ нить указание товарища Сталина, создать могучий флот. Большая каршн* я Фетодокуиента д о ­ сказывают о пребыватппт Иосифа Виссарп- оповпча Сталина на крейсере «Молотов» в августе 1917 гола. Здесь же различные фотографии зпакомят посетителей, с боевой и политической лолготовкоп воепных моря­ ков, зорко оберегающих морекпе рубежи на­ шей Родины. Пакалупе Дня Военно-Морского Флота в музей поступили модели кораблей, любовно изготовленные руками воипов Флота п пре­ поднесенные в подарок великому вождю П. В. С-талипу в депь его 70-летия. Один пз драгоценных подарков — модель под­ водной лодки — дар тпхоокелпекпх подвод­ ников — находится в центре заключи­ тельного зала музея. В письме-адресе тпхоокеаппы пишут великому вождю п полководцу: «Сталина слово. Партии слово Выполнить с честыо Ike мы готовы!». Модель подводной лодки, поздравитель­ ное штсл.мо -адрес свидетельствуют о горя­ чей любви и беззаветпой преданности со­ ветских воепных моряков великому вож­ дю, говорят о готовности личного состава кораблей и частей падежно охр чпять безо­ пасность морских гранпп СССР, мирный труд советскпх люден. Коллектив раоотииков музея став 1 гт пер­ воочередной задачей п в дальнейшем обо­ гащать. улучшать и совершенствовать эк­ спозицию. Эту задачу он может успешно выполнить при активной помощи личного состава кораблей и частей, полпторганов Флота, общественности. Наш флотский музей, укрепляя свои связи с флотами и Флотилиями, может оказать большую помощь офицерам флота в воспитании личного состава на примерах героической истории Военно-Морских Сил нашей Родипы в духе пламенною совет­ ского патриотизма, верности великому де­ лу партии Ленина—Сталина. Ленинград. Ф. Н0РЕЛИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz