На страже Заполярья. 1950 год. Август.
.‘'• ii • av:*; На г т р ажв З а п о л я р ь я 23 «густа 1950 г., ffs 199 (3812). В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР О переходе на новую систему орошения в целях более полного использования орошаемых земель и улучшения механизации сельскохозяйственных работ (Окончание). Навесных канавокопателей Прицепных канавокопателей Универсальных канавопалоделателей Всего в т о н ч и с л е : в 1950 г. в 1951 г. 13500 2500 11000 8300 300 8000 3000 — 3000 10. В целях обеспечения технического руководства работали по переустройству оросительной сети и перехода на новую си стему орошения обязать Министерство сельского хозяйства СССР. Министерство хлопководства СССР, Министерство совхо зов СССР, обкомы, крайюмы партии. ЦК компартий союзных республик, облисполко мы, крайисполкомы и Советы Министров Узбекской ОСР. Казахской ОСР, Киргизской ОСР, Туркменской ОСР, Таджикской ССР, Азербайддинской ССР, Украинской ССР, РОФСР, Грузинской OOP, Армянской ССР, Молдавской ОСР обеспечить: а) подготовку в 1950 году на месячных курсах щш водхозах в областных, краевых Н республиканских центрах инструкторов по переустройству оросительной с е я и прове дению поливов при новой системе орошения из расчета по одному инструктору на каж дый колхоз, имеющий задание по пере устройству оросительной сети. На дурсы Лнструкторов отбирать колхозников, рабо тающих по водопользованию, прежде всего, пз числа заведующих колхозным водополь- оованием. Рекомендовать колхозам начислять тру* ;;одни колхозникам, выделенным на курсы подготовки инструкторов, за время пребы вания на курсах и в последующем аа время фактической работы по руководству пере устройством оросительной сети как заве дующим колхозным водопользованием. При нять на государственный бюджет расходы по содержанию курсов ■ оплате преподава телей; б) подготовку на иесячных курсах для паппснно-тракторных, лесозащитных и Ma inинHiwwftjnropflfrBMffTjT станций инструкто р е по механизации работ, связанных с пе реходом на новую сдстеиу орошения, лз числа бригадиров тракторных бригад ив расчета одного инструктора яд станцию. Расходы по проведевю курсов отнести «а счет средств, выделенных указанным ми нистерствам на курсовые мероприятия; в) подготовку при водхозах на двухме сячных курсах инженерно-технических ра ботников водохозяйственных организаций по проведению проектно-изыскательских и строительных работ, связанных с переходом на новую систему орошения; г) переподготовку на двухнедельных кур сах старших механиков, землеустроителей и агрономов районных отделов сельского хозяйства и хлопководства, МТС и совхозов по вопросам переустройства оросительной сети и проведения полевых работ при новой системе орошения. 11. Обязать Министерство хлопководства ООСР, Министерство сельского хозяйства СССР и Министерство совхозов СССР обес печить своевременное проведение проектно- изыскательских работ по переустройству оросительной сети в связи с переходом на новую систему орошения, а также техни ческое руководство атаки работами. 12. Принять на государственный бюджет стоимость проектно-изыскательских работ и затраты на техническое руководство по пе реустройству внутриколхозной ороситель ной сети на действующих оросительных си стемах. Стоимость строительных работ по пере устройству оросительной сета при переходе на новую систему орошения отнести: 40 процентов за счет государства, включая средства, взимаемые в государственный бюджет за пользование воюй, и 60 процен тов за счет,средств колхозов. 13. В связи с тем, что существующие вдоль оросительных каналов насаждения тутовых и плодовых деревьев могут явить ся препятствием для проведения работ по замене постоянных оросительных каналов временными, а вырубка их и в особенности шелковины без особой к тому необходимо сти нецелесообразна, при проведении работ по переустройству оросительной сети руко водствоваться следующим: а) не допускать сокращения кормовой базы шелководства, приняв необходимые меры к повышению урожайности листа с насаждений шелковицы, а также, начиная с осени 1950 года, широко развернуть ра боты по созданию новых кустовых насаж дений с последующей переформовкой их на высокоштамбовые. * Предупредить местные советские и сель скохозяйственные органы о том, что замена постоянных оросительных каналов времен ными не должна повлечь ва собой сниже ния установленного плана валового сбора коконов; б) деревья шелковицы, -пересадке кото рых по их возрасту возможна, пересажи вать как на специальные участки (план тации) с выделением для этой п е л орошае мых земель, так и вдоль постоянных кана лов и дорог с принятием необходимых мер к обеспечению приживаемости в сохранно сти деревьев; в) деревья шелковицы, имеющие одно временно ветрозащитное значение, в райо нах, где посевы страдают от сильных вет ров и суховеев, вырубке ве подлежат без замены их лесозащитным полосами, в ко торых основными насаждениями должны быть деревья шелковицы; ве подлежат вы рубке также деревья шелковицы, растущие вдоль дорог; г) деревья шелковицы, расположенные внутри уврупнеетых участков, при пере устройстве оросительных каналов разре шать, сохраняя первые три года нз местах произрастания те деревья, которые не бу дут препятствовать механизированной об работке хлопчатника; д) в тех случаях, когда деревья шелко вицы, расположенные вдоль постоянных оросительных каналов, подлежащих замене временными, по своему возрасту или про дуктивности не представляют ценности и пересадка их поетому нецелесообразна, мо жет быть допущена их вырубка с разреше ния в каждом отдельном случае райиспол кома, при этом за каждое срубаемое дерево предварительно высаживать не менее 10 молодых деревьев. Схема новой оросительной системы с временными оросительными каналами у в н ы е о б о з н а ч е н МАГИСТРАЛЬНЫЙ КАНАЛ — подает воду нз источника орошения (река, озеро, лище) к орошаемым массивам. вздохрани- шшшшг О О О РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ КАНАЛЫ — распределяют поступающую из мапстрального канала воду между орошаемыми массивами, кол. хозами, совхозами и временными оросительными каналами. ВРЕМЕННЫЕ ОРОСИТЕЛЬНЫ Е КАНАЛЫ, — (которые устраиваются на период полива вместо постоянных оросительных каналов) — подают воду из распределительных каналов в выводные борозды поливных участков. ВЫВОДНЫЕ БОРОЗДЫ — подают воду из временных оросительных каналов в поливные борозды. Выводные борозды могут нарезаться в зависимости от местных условий не только поперек, как показано в этой схеме, но и вдоль оросительных каналов, в этом случае поливные борозды и рядки растений будут итти поперек . оросительных каналов. ПОЛИВНЫЕ В О Р О З& Н — подают воду непосредственно к растениям. НАСАЖДЕНИЯ ВДОЛ Ь КАНАЛОВ — (тутовые, плодовые в др. деревья)* Высокой успеваемости добились воины группы, где руководителем политических занятий старший лейтенант Алвя^ сандр Потапов. Сейчас моряки яастойчи во изучают историю большевистской партии. Н А С Н ИМ КЕ : занятие в группе старшего лейтенанта А. Потапова. Фото Н. Высоцкого Семинарам руководителей политзанятий неослабное внимание Успех политических занятий, их идей ный уровень и действенность определяют ся, прежде всего, тем. насколько подготов лены руководители. От их умения изло жить материал, привести на занятиях убе дительные примеры и факты, вызвать ин терес у слушателей и увязать тему с прак тическими задачами личного состава во многом зависит качество учебы. Чем выше общая и методическая подготов ка руководителя политзанятий, тем пдодот* ворнее его работа. В. П. Ленин еще в 1919 году писал: «Никакой контроль, ника кие программы и т. д. абсолютно пе в со- стоянии изменить того направления заня тий, которое определяется составом лекто- ров» (Ленин, Ооч., том 15, изд. IV , стр. т — 436). Это указание В. И. Ленина полностью относится и к руководителям политических занятий. От них, прежде всего, зависят сила и действенность этой основной формы политического воспитания рядового, сер жантского и старшипского состава. Важнейшей формой помощи руководите- х&м в подготовке к занятиям являются се минары. Они помогают руководителям в изучении марксистско-ленинской теории, в совершенствовании их пропагандистекпх и методических навыков, в усвоении содер жания тем политических занятий. Однако практика проведения семлнаров показывает, что эта важнейшая форма ра боты с руководителями политзанятий кое- где еще страдает существенными недостат ками. Имеют место факты, когда семинары про ходят на низком идейно-теоретическом уров не, методически неправильно, материалы изучаемых тем недостаточно увязываются с современностью и задачами личного со- става. Отдельные руководители политзаня тий приходят на семинары неподготовлен ными, не выступают на них. Об этом сви детельствует проведенный недавно семинар по теме: «Партия большевиков в годы под’- ема рабочего движения перед первой импе риалистической войной (1912— 1914 го ды)». Семинаром руководил тов. Лернер. На этом семинаре не было живого твор ческого обсуждения вопросов темы, как по содержанию, так и по методике проведения занятий. Причина этого в том. что некото рые руководители, как Сувоопн, Паунячев и другие, к семинару не готовились. Со сто роны политотдела должных мер воздейст вия к таким руководителям принято не бы ло. Слабо проведен семинар и в методиче ском отношении. Руководители политзаня тий не получили практических советов и указаний, как лучше провести рассказ по теме, самостоятельное чтение и беседу, ка кую использовать литературу для подготов ки к занятиям. Между тем, большинство присутствующих руководителей впервые готовилось, проводить занятия по данной теме. Серьезным недостатком семинара была и слабая связь изучаемого материала с конкретными задачами личного состава. Вина в основном здесь ложится на руково дителя семинара. Готовясь к его проведе нию, он не побеседовал с командирами о задачах боевой подготовки, которые пред стоит отрабатывать личном^ составу, а по этому не смог рассказать о них участни кам семинара и не посоветовал, как эти за дачи лучше довести до матросов и старщин. Однако нельзя не отметить и положи тельные моменты в работе данного семина ра.'Такие руководители политзанятий, как тт. Бурдюков, Горбалев и другие, добросо вестно подготовились к занятию. Они име ли хорошие конспекты, их выступления отличались глубоким содержанием. Эти по ложительные примеры подтверждают, что при должной требовательности и внимании со стороны командиров и политработников, при серьезном отношении руководителей политзанятий к своим обязанностям каж дый участник семинара может и должен хорошо подготовиться к занятию. Серьезными недочетами страдал и семи нар руководителей* политзанятий, проведен ный тов. Сотшгковым по первой части те мы «Партия большевиков з период импе риалистической войны. Вторая революция в России (1914 г. — март 1917 г.)». Как лучше провести занятие в группе, как лучше увязать содержание темы с со временностью, с задачами части — эти во просы не нашли исчерпывающего освеще ния на семинаре. Его участники не обсуди ли методику проведения занятия, не полу чили нужных советов, как организовать самостоятельное чтение и провести беседу, какие необходимы наглядные пособия и как использовать их на занятиях. Большинство руководителей политзаня тий не выступило на семинаре. Произошло это потому, что работники политотдела не поинтересовались подготовкой семинара, не оказали нужной помощи его руководи телю. На обоих семинарах совершенно не ис пользовались наглядные пособия, в то вре мя как есть специальные альбомы в по мощь изучающим «Краткий курс истории ВКП(б)», и в частях и на кораблях есть все возможности для изготовления нагляд ных пособий с-воими силами. Необходимым условием успешной работы каждого семинара является серьезная под готовка к нему всех руководителей полит занятий. От того, насколько глубоко и все сторонне обсуждаются изучаемые темы ва семинаре как но содержанию, так и по методике, зависит качество и идейное со держание занятий в группах матросов в старшин. Обязаннооть руководителя семи наров систематически проверять самостоя тельную работу каждого руководителя по литзанятий, постоянно требовать от них глубокого изучепия рекомендованной ли тературы, оказывать пм необходимую по мощь. Важнейшее требование, которое предъ является к семинару, — это его высокая идейность и целеустремлениость. Семинар должен обогащать руковотителей политза нятий теоретическими знаниями и методп- ческимп навыками, учить их -трлвильно, по-партийному остро излагать вопросы. Работа семинаре" складывается из двух частей: первая часть — обсуждение содер жания темы и методики предстоящего за нятия по ней, выяснение отдельных вопро- « М П А 5 кой сов и терминов; вторая часть — лента г или инструктивный доклад по очередной теме. Прп этом обо ч.лтп семинара целесо образно проводить в одип день, отводя на первую часть от двух до двух с половиной часов, на вторую — от полутора до двух часов. Пенременное условие, которое не обходимо строго выполнять, состоит в том, чтобы семинары руководителей политзаня тии проводились еженедельно. Кроме обсуждения тем учебного плана для повышения общего кругозора и идей ного уровня руководителей политзанятий большое значение имеет систематическое чтение лекций по вопросам марксистско- ленинской теории, о решениях- большевист ской партии и Советского правительства, о текшем моменте п т . д. Положительный пример в этом нни показывает политотдел Н-с сти. Здесь для руководителей политиче ских занятий регулярно читаются лекциц и доклады. Организует их руководитель семинара тов. Зефиров. Так, например, не* давно прочитаны лекции: «Роль социали стической идеологии в развитии советского общества», «Повое в колхозпом строитель, стве» и др. Периодически на семинарах должпы выступать руководящие офицеры, начальники политорганов и ставить перед руководителями политических занятий конкретные задачи по воинскому и поли, тическому воспитанию личного состава. Большая рать в повышении качества семинаров руковотителей политзанятий принадлежит партийным и комсомольским организациям. Они должпы глубоко вни кать в работу каждого руководителя полит- занятий, оказывать им помощь в подготов ке, периодически обсуждать па заседаниях? бюро и собраниях вопросы подготовки ру ководителей к занятиям с матросами H старшинами. К сожалению, отдельные партийные ор* гатгазапин самоустраняются от этой важ ной работы, не проявляют достаточной тре* бовательностп к коммунистам, которые не добросовестно готовятся к занятиям. На пример, в партийной организации, где сек ретарем тов. Крупенппков, руководители политических занятий тт. Цвиров, Поздеев, Колесов по три-четыре раза не посещали семинаров, а партийное бюро даже не по* интересовалось этим недопустимым явле нием. Больше того, партийная организация в течение всего учебного года ни разу не обсудила вопросы, связанные с улучшени ем качества политических занятий. Семинары руководителей политических занятий должны стоять в пентре вни мания политорганов и партийных органи заций. Только при этом условии важней шая Форма подготовки руководителей поли тических занятий займет подобающее ей место. Обязанность политорганов и партийных организаций— повседневно бороться за по вышение идейного уровня семинаров, кон тролировать пх работу, обеспечивать жи вое,. творческое обсуждение содержания изучаемых тем и методики политических занятий. А. КАПУСТИН. М. ПОЛЯКОВ. П И С Ь М А Р О Д Н Ы Х Командование корабля давно держит тесную связь с родителями моряков-отлич ников. В разные места пашей необ’ятной Родаы посылаются письма, в которых со общается об успехах передовых воинов. В ответных письмах, проникнутых пат риотическими мыслями и чувствами, слы шится голос нашего народа, нашей Родины. Устами родителей воинов-отличников Родина говорит: еще бдительнее защищайте мирный созидательный труд советского на. рода, неустанно совершенствуйте свое бое вое мастерство, будьте всегда начеку. Вот письмо родителей комсомольца от личника старшины 1 статьи Виктора Ше- хурина: «Привет дорогим сыновьям, славным на. пгпм защитникам! Массу наплучших поже ланий, самые сердечные благодарности прп- ! носим мы за ваше письмо, которое дышит сыновней теплотой, отзывчивостью и вни манием к нам. Не без радости читали мы ваше письмо, где вы сообщаете о службе нашего сына — вашего товарища. Мы рады, что оп выпол няет паш родительский наказ. Мы его вос питывали быть достойным гражданином нашего Отечества и надеемся, что он будет оправдывать наши падежды и отда_с 1 все силы и умение на достижение новых успе хов в боевой учебе. Паше пожелание к вам: зорко охраняй те рубежи нашей Родипы. будьте стойкими защитниками ее интересов. С приветом к вам родители Виктора Шехурин UfTp Антонович, Шехурпна Александра Пвановна». В другом письме мать матроса Морозова пишет: «Не найду слов описать те чувства гор дости и радости, которыми наполнено мое сердце. Как приятно услышать хорошую весточку о родном сыне. Я. дорогие моря ки, от всей материнской души благодарю са ваше участие в воспитании моего сына. Мне уже 60 лет. Получив ваше письмо, я почувствовала прилив бодрости и будто помолодела на целых 10 лет. Горжусь успехами своего сына и заве ряю вас, что он и впредь будет таким же дисциплинированным, честпо служить сво ему пароду и выполнять все боевые зада ния комапдования. С приветом, любящая вас Морозова Пела гея Тимофеевна»; «Здравствуйте, многоуважаемые товара шн моряки! — пишет отец комсомольца-- отличника матроса Чекуиова. — Шлю ваи горячий привет и желаю самых наилучших успехов в вашей боевой жизни на благо на шей Родипы и на страх врагам, которые стараются развязать новую воину. Я. как отец, не нахожу слов выразить’ всем вам чувство благодарности за впика*' ние ко мне. Что касается мепя, то я отдаю все своя силы, чтобы как можно больше принести цользы для дальнейшего процветания на* шей Родины. С глубоким уважением к вам Чекуной Дмитрий Ефимович». Такие письма па корабль приходят» почти ежедневно. В каждом пз них кроме своих личных успехов родители воинов- отлпчппков сообщают об огромных дости жениях советских людей в послевоенный период. Вокруг писем, получаемых от родных,- апггаторы проводят большую воспитатель ную работу. Каждое пз них зачитывается перед всем личным составом, обсуждается на комсомольских собраниях. В. ЕМЕЛЬЯНОВ, I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz