На страже Заполярья. 1950 год. Август.

.‘'• ii • av:*; На г т р ажв З а п о л я р ь я 23 «густа 1950 г., ffs 199 (3812). В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР О переходе на новую систему орошения в целях более полного использования орошаемых земель и улучшения механизации сельскохозяйственных работ (Окончание). Навесных канавокопателей Прицепных канавокопателей Универсальных канавопалоделателей Всего в т о н ч и с л е : в 1950 г. в 1951 г. 13500 2500 11000 8300 300 8000 3000 — 3000 10. В целях обеспечения технического руководства работали по переустройству оросительной сети и перехода на новую си­ стему орошения обязать Министерство сельского хозяйства СССР. Министерство хлопководства СССР, Министерство совхо­ зов СССР, обкомы, крайюмы партии. ЦК компартий союзных республик, облисполко­ мы, крайисполкомы и Советы Министров Узбекской ОСР. Казахской ОСР, Киргизской ОСР, Туркменской ОСР, Таджикской ССР, Азербайддинской ССР, Украинской ССР, РОФСР, Грузинской OOP, Армянской ССР, Молдавской ОСР обеспечить: а) подготовку в 1950 году на месячных курсах щш водхозах в областных, краевых Н республиканских центрах инструкторов по переустройству оросительной с е я и прове­ дению поливов при новой системе орошения из расчета по одному инструктору на каж­ дый колхоз, имеющий задание по пере­ устройству оросительной сети. На дурсы Лнструкторов отбирать колхозников, рабо­ тающих по водопользованию, прежде всего, пз числа заведующих колхозным водополь- оованием. Рекомендовать колхозам начислять тру* ;;одни колхозникам, выделенным на курсы подготовки инструкторов, за время пребы­ вания на курсах и в последующем аа время фактической работы по руководству пере­ устройством оросительной сети как заве­ дующим колхозным водопользованием. При­ нять на государственный бюджет расходы по содержанию курсов ■ оплате преподава­ телей; б) подготовку на иесячных курсах для паппснно-тракторных, лесозащитных и Ma­ inинHiwwftjnropflfrBMffTjT станций инструкто­ р е по механизации работ, связанных с пе­ реходом на новую сдстеиу орошения, лз числа бригадиров тракторных бригад ив расчета одного инструктора яд станцию. Расходы по проведевю курсов отнести «а счет средств, выделенных указанным ми­ нистерствам на курсовые мероприятия; в) подготовку при водхозах на двухме­ сячных курсах инженерно-технических ра­ ботников водохозяйственных организаций по проведению проектно-изыскательских и строительных работ, связанных с переходом на новую систему орошения; г) переподготовку на двухнедельных кур­ сах старших механиков, землеустроителей и агрономов районных отделов сельского хозяйства и хлопководства, МТС и совхозов по вопросам переустройства оросительной сети и проведения полевых работ при новой системе орошения. 11. Обязать Министерство хлопководства ООСР, Министерство сельского хозяйства СССР и Министерство совхозов СССР обес­ печить своевременное проведение проектно- изыскательских работ по переустройству оросительной сети в связи с переходом на новую систему орошения, а также техни­ ческое руководство атаки работами. 12. Принять на государственный бюджет стоимость проектно-изыскательских работ и затраты на техническое руководство по пе­ реустройству внутриколхозной ороситель­ ной сети на действующих оросительных си­ стемах. Стоимость строительных работ по пере­ устройству оросительной сета при переходе на новую систему орошения отнести: 40 процентов за счет государства, включая средства, взимаемые в государственный бюджет за пользование воюй, и 60 процен­ тов за счет,средств колхозов. 13. В связи с тем, что существующие вдоль оросительных каналов насаждения тутовых и плодовых деревьев могут явить­ ся препятствием для проведения работ по замене постоянных оросительных каналов временными, а вырубка их и в особенности шелковины без особой к тому необходимо­ сти нецелесообразна, при проведении работ по переустройству оросительной сети руко­ водствоваться следующим: а) не допускать сокращения кормовой базы шелководства, приняв необходимые меры к повышению урожайности листа с насаждений шелковицы, а также, начиная с осени 1950 года, широко развернуть ра­ боты по созданию новых кустовых насаж­ дений с последующей переформовкой их на высокоштамбовые. * Предупредить местные советские и сель­ скохозяйственные органы о том, что замена постоянных оросительных каналов времен­ ными не должна повлечь ва собой сниже­ ния установленного плана валового сбора коконов; б) деревья шелковицы, -пересадке кото­ рых по их возрасту возможна, пересажи­ вать как на специальные участки (план­ тации) с выделением для этой п е л орошае­ мых земель, так и вдоль постоянных кана­ лов и дорог с принятием необходимых мер к обеспечению приживаемости в сохранно­ сти деревьев; в) деревья шелковицы, имеющие одно­ временно ветрозащитное значение, в райо­ нах, где посевы страдают от сильных вет­ ров и суховеев, вырубке ве подлежат без замены их лесозащитным полосами, в ко­ торых основными насаждениями должны быть деревья шелковицы; ве подлежат вы­ рубке также деревья шелковицы, растущие вдоль дорог; г) деревья шелковицы, расположенные внутри уврупнеетых участков, при пере­ устройстве оросительных каналов разре­ шать, сохраняя первые три года нз местах произрастания те деревья, которые не бу­ дут препятствовать механизированной об­ работке хлопчатника; д) в тех случаях, когда деревья шелко­ вицы, расположенные вдоль постоянных оросительных каналов, подлежащих замене временными, по своему возрасту или про­ дуктивности не представляют ценности и пересадка их поетому нецелесообразна, мо­ жет быть допущена их вырубка с разреше­ ния в каждом отдельном случае райиспол­ кома, при этом за каждое срубаемое дерево предварительно высаживать не менее 10 молодых деревьев. Схема новой оросительной системы с временными оросительными каналами у в н ы е о б о з н а ч е н МАГИСТРАЛЬНЫЙ КАНАЛ — подает воду нз источника орошения (река, озеро, лище) к орошаемым массивам. вздохрани- шшшшг О О О РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ КАНАЛЫ — распределяют поступающую из мапстрального канала воду между орошаемыми массивами, кол. хозами, совхозами и временными оросительными каналами. ВРЕМЕННЫЕ ОРОСИТЕЛЬНЫ Е КАНАЛЫ, — (которые устраиваются на период полива вместо постоянных оросительных каналов) — подают воду из распределительных каналов в выводные борозды поливных участков. ВЫВОДНЫЕ БОРОЗДЫ — подают воду из временных оросительных каналов в поливные борозды. Выводные борозды могут нарезаться в зависимости от местных условий не только поперек, как показано в этой схеме, но и вдоль оросительных каналов, в этом случае поливные борозды и рядки растений будут итти поперек . оросительных каналов. ПОЛИВНЫЕ В О Р О З& Н — подают воду непосредственно к растениям. НАСАЖДЕНИЯ ВДОЛ Ь КАНАЛОВ — (тутовые, плодовые в др. деревья)* Высокой успеваемости добились воины группы, где руководителем политических занятий старший лейтенант Алвя^ сандр Потапов. Сейчас моряки яастойчи во изучают историю большевистской партии. Н А С Н ИМ КЕ : занятие в группе старшего лейтенанта А. Потапова. Фото Н. Высоцкого Семинарам руководителей политзанятий неослабное внимание Успех политических занятий, их идей­ ный уровень и действенность определяют­ ся, прежде всего, тем. насколько подготов­ лены руководители. От их умения изло­ жить материал, привести на занятиях убе­ дительные примеры и факты, вызвать ин­ терес у слушателей и увязать тему с прак­ тическими задачами личного состава во многом зависит качество учебы. Чем выше общая и методическая подготов­ ка руководителя политзанятий, тем пдодот* ворнее его работа. В. П. Ленин еще в 1919 году писал: «Никакой контроль, ника­ кие программы и т. д. абсолютно пе в со- стоянии изменить того направления заня­ тий, которое определяется составом лекто- ров» (Ленин, Ооч., том 15, изд. IV , стр. т — 436). Это указание В. И. Ленина полностью относится и к руководителям политических занятий. От них, прежде всего, зависят сила и действенность этой основной формы политического воспитания рядового, сер­ жантского и старшипского состава. Важнейшей формой помощи руководите- х&м в подготовке к занятиям являются се­ минары. Они помогают руководителям в изучении марксистско-ленинской теории, в совершенствовании их пропагандистекпх и методических навыков, в усвоении содер­ жания тем политических занятий. Однако практика проведения семлнаров показывает, что эта важнейшая форма ра­ боты с руководителями политзанятий кое- где еще страдает существенными недостат­ ками. Имеют место факты, когда семинары про­ ходят на низком идейно-теоретическом уров­ не, методически неправильно, материалы изучаемых тем недостаточно увязываются с современностью и задачами личного со- става. Отдельные руководители политзаня­ тий приходят на семинары неподготовлен­ ными, не выступают на них. Об этом сви­ детельствует проведенный недавно семинар по теме: «Партия большевиков в годы под’- ема рабочего движения перед первой импе­ риалистической войной (1912— 1914 го­ ды)». Семинаром руководил тов. Лернер. На этом семинаре не было живого твор­ ческого обсуждения вопросов темы, как по содержанию, так и по методике проведения занятий. Причина этого в том. что некото­ рые руководители, как Сувоопн, Паунячев и другие, к семинару не готовились. Со сто­ роны политотдела должных мер воздейст­ вия к таким руководителям принято не бы­ ло. Слабо проведен семинар и в методиче­ ском отношении. Руководители политзаня­ тий не получили практических советов и указаний, как лучше провести рассказ по теме, самостоятельное чтение и беседу, ка­ кую использовать литературу для подготов­ ки к занятиям. Между тем, большинство присутствующих руководителей впервые готовилось, проводить занятия по данной теме. Серьезным недостатком семинара была и слабая связь изучаемого материала с конкретными задачами личного состава. Вина в основном здесь ложится на руково­ дителя семинара. Готовясь к его проведе­ нию, он не побеседовал с командирами о задачах боевой подготовки, которые пред­ стоит отрабатывать личном^ составу, а по­ этому не смог рассказать о них участни­ кам семинара и не посоветовал, как эти за­ дачи лучше довести до матросов и старщин. Однако нельзя не отметить и положи­ тельные моменты в работе данного семина­ ра.'Такие руководители политзанятий, как тт. Бурдюков, Горбалев и другие, добросо­ вестно подготовились к занятию. Они име­ ли хорошие конспекты, их выступления отличались глубоким содержанием. Эти по­ ложительные примеры подтверждают, что при должной требовательности и внимании со стороны командиров и политработников, при серьезном отношении руководителей политзанятий к своим обязанностям каж­ дый участник семинара может и должен хорошо подготовиться к занятию. Серьезными недочетами страдал и семи­ нар руководителей* политзанятий, проведен­ ный тов. Сотшгковым по первой части те­ мы «Партия большевиков з период импе­ риалистической войны. Вторая революция в России (1914 г. — март 1917 г.)». Как лучше провести занятие в группе, как лучше увязать содержание темы с со­ временностью, с задачами части — эти во­ просы не нашли исчерпывающего освеще­ ния на семинаре. Его участники не обсуди­ ли методику проведения занятия, не полу­ чили нужных советов, как организовать самостоятельное чтение и провести беседу, какие необходимы наглядные пособия и как использовать их на занятиях. Большинство руководителей политзаня­ тий не выступило на семинаре. Произошло это потому, что работники политотдела не поинтересовались подготовкой семинара, не оказали нужной помощи его руководи­ телю. На обоих семинарах совершенно не ис­ пользовались наглядные пособия, в то вре­ мя как есть специальные альбомы в по­ мощь изучающим «Краткий курс истории ВКП(б)», и в частях и на кораблях есть все возможности для изготовления нагляд­ ных пособий с-воими силами. Необходимым условием успешной работы каждого семинара является серьезная под­ готовка к нему всех руководителей полит­ занятий. От того, насколько глубоко и все­ сторонне обсуждаются изучаемые темы ва семинаре как но содержанию, так и по методике, зависит качество и идейное со­ держание занятий в группах матросов в старшин. Обязаннооть руководителя семи­ наров систематически проверять самостоя­ тельную работу каждого руководителя по­ литзанятий, постоянно требовать от них глубокого изучепия рекомендованной ли­ тературы, оказывать пм необходимую по­ мощь. Важнейшее требование, которое предъ­ является к семинару, — это его высокая идейность и целеустремлениость. Семинар должен обогащать руковотителей политза­ нятий теоретическими знаниями и методп- ческимп навыками, учить их -трлвильно, по-партийному остро излагать вопросы. Работа семинаре" складывается из двух частей: первая часть — обсуждение содер­ жания темы и методики предстоящего за­ нятия по ней, выяснение отдельных вопро- « М П А 5 кой сов и терминов; вторая часть — лента г или инструктивный доклад по очередной теме. Прп этом обо ч.лтп семинара целесо­ образно проводить в одип день, отводя на первую часть от двух до двух с половиной часов, на вторую — от полутора до двух часов. Пенременное условие, которое не­ обходимо строго выполнять, состоит в том, чтобы семинары руководителей политзаня­ тии проводились еженедельно. Кроме обсуждения тем учебного плана для повышения общего кругозора и идей­ ного уровня руководителей политзанятий большое значение имеет систематическое чтение лекций по вопросам марксистско- ленинской теории, о решениях- большевист­ ской партии и Советского правительства, о текшем моменте п т . д. Положительный пример в этом нни показывает политотдел Н-с сти. Здесь для руководителей политиче­ ских занятий регулярно читаются лекциц и доклады. Организует их руководитель семинара тов. Зефиров. Так, например, не* давно прочитаны лекции: «Роль социали­ стической идеологии в развитии советского общества», «Повое в колхозпом строитель, стве» и др. Периодически на семинарах должпы выступать руководящие офицеры, начальники политорганов и ставить перед руководителями политических занятий конкретные задачи по воинскому и поли, тическому воспитанию личного состава. Большая рать в повышении качества семинаров руковотителей политзанятий принадлежит партийным и комсомольским организациям. Они должпы глубоко вни­ кать в работу каждого руководителя полит- занятий, оказывать им помощь в подготов­ ке, периодически обсуждать па заседаниях? бюро и собраниях вопросы подготовки ру­ ководителей к занятиям с матросами H старшинами. К сожалению, отдельные партийные ор* гатгазапин самоустраняются от этой важ­ ной работы, не проявляют достаточной тре* бовательностп к коммунистам, которые не­ добросовестно готовятся к занятиям. На­ пример, в партийной организации, где сек­ ретарем тов. Крупенппков, руководители политических занятий тт. Цвиров, Поздеев, Колесов по три-четыре раза не посещали семинаров, а партийное бюро даже не по* интересовалось этим недопустимым явле­ нием. Больше того, партийная организация в течение всего учебного года ни разу не обсудила вопросы, связанные с улучшени­ ем качества политических занятий. Семинары руководителей политических занятий должны стоять в пентре вни­ мания политорганов и партийных органи­ заций. Только при этом условии важней­ шая Форма подготовки руководителей поли­ тических занятий займет подобающее ей место. Обязанность политорганов и партийных организаций— повседневно бороться за по­ вышение идейного уровня семинаров, кон­ тролировать пх работу, обеспечивать жи­ вое,. творческое обсуждение содержания изучаемых тем и методики политических занятий. А. КАПУСТИН. М. ПОЛЯКОВ. П И С Ь М А Р О Д Н Ы Х Командование корабля давно держит тесную связь с родителями моряков-отлич­ ников. В разные места пашей необ’ятной Родаы посылаются письма, в которых со­ общается об успехах передовых воинов. В ответных письмах, проникнутых пат­ риотическими мыслями и чувствами, слы­ шится голос нашего народа, нашей Родины. Устами родителей воинов-отличников Родина говорит: еще бдительнее защищайте мирный созидательный труд советского на. рода, неустанно совершенствуйте свое бое­ вое мастерство, будьте всегда начеку. Вот письмо родителей комсомольца от­ личника старшины 1 статьи Виктора Ше- хурина: «Привет дорогим сыновьям, славным на. пгпм защитникам! Массу наплучших поже­ ланий, самые сердечные благодарности прп- ! носим мы за ваше письмо, которое дышит сыновней теплотой, отзывчивостью и вни­ манием к нам. Не без радости читали мы ваше письмо, где вы сообщаете о службе нашего сына — вашего товарища. Мы рады, что оп выпол­ няет паш родительский наказ. Мы его вос­ питывали быть достойным гражданином нашего Отечества и надеемся, что он будет оправдывать наши падежды и отда_с 1 все силы и умение на достижение новых успе­ хов в боевой учебе. Паше пожелание к вам: зорко охраняй­ те рубежи нашей Родипы. будьте стойкими защитниками ее интересов. С приветом к вам родители Виктора Шехурин UfTp Антонович, Шехурпна Александра Пвановна». В другом письме мать матроса Морозова пишет: «Не найду слов описать те чувства гор­ дости и радости, которыми наполнено мое сердце. Как приятно услышать хорошую весточку о родном сыне. Я. дорогие моря­ ки, от всей материнской души благодарю са ваше участие в воспитании моего сына. Мне уже 60 лет. Получив ваше письмо, я почувствовала прилив бодрости и будто помолодела на целых 10 лет. Горжусь успехами своего сына и заве­ ряю вас, что он и впредь будет таким же дисциплинированным, честпо служить сво­ ему пароду и выполнять все боевые зада­ ния комапдования. С приветом, любящая вас Морозова Пела­ гея Тимофеевна»; «Здравствуйте, многоуважаемые товара шн моряки! — пишет отец комсомольца-- отличника матроса Чекуиова. — Шлю ваи горячий привет и желаю самых наилучших успехов в вашей боевой жизни на благо на­ шей Родипы и на страх врагам, которые стараются развязать новую воину. Я. как отец, не нахожу слов выразить’ всем вам чувство благодарности за впика*' ние ко мне. Что касается мепя, то я отдаю все своя силы, чтобы как можно больше принести цользы для дальнейшего процветания на* шей Родины. С глубоким уважением к вам Чекуной Дмитрий Ефимович». Такие письма па корабль приходят» почти ежедневно. В каждом пз них кроме своих личных успехов родители воинов- отлпчппков сообщают об огромных дости­ жениях советских людей в послевоенный период. Вокруг писем, получаемых от родных,- апггаторы проводят большую воспитатель­ ную работу. Каждое пз них зачитывается перед всем личным составом, обсуждается на комсомольских собраниях. В. ЕМЕЛЬЯНОВ, I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz