На страже Заполярья. 1950 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я * пгуета 1950 г „ № Т31 (3794). Отличник Иван Гуркин К ОМАНДИР корабля, на которое служит старший матрос Иван Гуркин, в беседе с нами зая­ вил: — С отличниками надо работать. Часто бывает так, что старшина или матрос ста­ рательно учится, исправно песет службу, не имеет нар(ушенпй. В результате он до­ стигает той грани, переступив которую, лол!учает право считаться отличником. От­ радное явление. Доволен сам боен, рады его успеху товарищи, удовлетворен командир — ведь среди его подчиненных еще один че­ ловек достиг высот воинского мастерства. Но, к сожалению, боец на том и останавли­ вается, мы ему пе помогаем. Став отлични­ ком, не каждый ставит перед собой вопрос: «А дальше что?» и ограничивается лишь тем, что поддерживает свои знания на от­ личном уровне, и в лучшем случае помогает товаришу в учебе. Это тоже похвально, но для настоящего отличника, на мой взгляд, этого недостаточно. Тут и следует подскаг зать матросу, направить его, чтобы он и дальше шел по пути совершенствования боевого мастерства. Мы спросили командира, каким же по его мнению должен быть настоящий отличник. Он в качестве примера назвал нам старшего матроса Ивана Федоровича Гуркина. Что же особенного в службе этого моряка, которого командир пенигг очень высоко и называет лучшим среди всех отличников? Еа втом корабле Иван Гуркин пробыл уже несколько лет. Службу он начал (уче- зшком-слгнальщиком. Тога же он вступил в комсомол. Получая комсомольский билет, молодой матрос чистосердечно ваверил то­ варищей, что служению Родине будет отда­ вать все свои силы, что учиться и рабо­ тать будет так, как обяаывает его присяга и уставы. Слово свое комсомолец крепко держит. Сигнальное дело Гуркин осваивал на­ стойчиво. Над учебниками, в тренировках на мостике, всюду, да представлялась воз­ можность, проводил не только учебное, но и свободное время. Скоро матрос стал хоро­ шим сигналыпиком и с увлечением мечтал о том, как он б(удет нести вахту, обеспечи­ вать связь в походах. Но не пришлось. Об­ становка потребовала сменить специаль­ ность. Пургсипа перевели в подчинение бопмана. Широчайший простор для проявления трудолюбия предоставился моряку. Родные пз колхоза имени Чапаева, Рязанской обла­ сти, знакомая девушка с одного из москов­ ских заводов сообщали о своих трудовых успехах, о том, что жизнь после войны бы­ стро благоустраивается. Читая эти письма внимательно, следя за газетами, добросо­ вестно усваивая темы политических заня­ та#:, комсомолец Гуркин’ясно понимал свою важнейшую роль защитника мирного труда строителей коммунизма, понимал, что для тою, чтобы быть настоящим советским вои­ ном, надо учиться постоянно, неутомимо, (шть большим мастером своего дела, до­ бросовестно и честно выполнять свои слу­ жебные обязанности. Учился Гуркин настойчиво, с жадностью впитывал все новые и новые знания. Опыт* ныЙРморяк, прослуживший на флоте многие годы, главный старшина Тищенко охотно передавал свои знания и опыт подчинен­ ному. У Гуркина всегда возникала масса вопросов — первый признак любознатель­ ности, г боцман старался удовлетворить магроса ясными, толковыми ответами. 6 удовольствием замечал боцман, что Гуркин никогда не сидит без дела: то в вязании узлов практикуется, то мат или кранец плэтот, то еще что-нибудь мастерит. Характерная черта Пвапа Гуркина— не ограничиваться достигнутым. Научился он составлять колер, производить простые покрасочные работы. Другой матрос на том бы п успокоился, а он нет. Его уже инте­ ресует большее: как и из чего изготовляют­ ся краски, каковы их свойства, как добить­ ся наивысшей стойкости их, быстрейшего высыхания и масса других вопросов, на которые моряк немедленно ищет ответ и проверяет ею на практике. Как-то боцман обленил Гуркипу, как производится окраска под дуб. Вскоре он увпдел, что матрос запасся соответствую­ щими принадлежностями и «уже пробует красить. Успех радовал Гуркниа, по пе удовлетворял. Пастойчиво добивался моряк нанвысшего качества сложной нокраекп и, падо сказать, превзошел в этом самого боц­ мана Тищенко. Позже Гуркину, как лучше­ му специалисту малярною дела, была по­ ручена отделка корабельпых помещений. С душой отнесся Мфряк к большому и трудно­ му делу. Мастерски выполнил он задание, за что был поощрен внеочередным кратко­ срочным отпуском. С большой любовью ухаживал матрос Г[уркпп за шлюпкой. Как истинный моряк, он ревностпо следил за чистотой и нсправ- постью ее п не было случая, чтобы на шлюпке был непорядок. Конечно, шлюпоч­ ное дело он знал безупречно, умел не толь­ ко грести, но и управлять шлюпкой, учить товарищей тому же. И вот Гуркин стай отличником. Боцман­ ское дело он знает безупречно, корабль — как свои пять пальцев, сигнальщика заме­ нить тоже может, а что же делать дальше? Ослабить напряжение в учебе, отдохнуть? Нет, эго не в ею натуре. Bonn, а тем более отличник, никогда не имеет права успокаи­ ваться па достигнутом. Иван .Гуркин, не *ратя времени даром, приступает к ос­ воению новой специальности — комендора- зешггчика. «В бою может всякое случиться, знания могут понадобиться»,— думает оп. Весь свой досуг Гуркин посвяшает осу­ ществлению новой цели. Постоянным кон­ сультантом, советчиком я учителем был командир автомата Матвеев. С ею помощью Гуркин, овладевая мастерством корабельпо* го артиллериста, в кропотливых трепироВ* ках вырабатывал необходимые павыки, точность наводки, быстроту п четкость в выполнении всех нормативов. Бывалый боц­ ман Тищенко, видя это, удивляется терпе­ нию и настойчивости своего подчиненного н внутренне радуется: ведь это ею воспи­ танник. Прошло время, и Гуркин обратился к боцману с просьбой поговорить с команди­ ром о припятни от него, Гуркина, зачетов на специальность комендора. Боцман и не подозревал, чем это может кончиться, и, ко­ нечпо, поддержал моряка. В комиссию входили сам командир ко­ рабля, его помощник и боцман Тищенко. Придирчиво проверяли они знания старшего матроса Гуркина. Знания были безупречны, даже скупой на похвалы командир одобрил старание моряка. По всем дисциплинам комсомолец Гуркин получил только хорошие и отличные оценки. Тут и случилось неожи­ данное для боцмана: командир назначил Ивана Гуркина штатным комендором в рас­ чет старшины Матвеева. — Ничего, товарищ боцман, я всегда буду помогать вам во всем, мажете рассчи­ тывать на меня, как н поныне, — успо­ каивал боцмана Гуркин. Не будем говорить, ка к совершенствовал 8НЗНИЯ, как любовно ухаживал за техникой колодой комендор, скажем лишь* что вое учебные задачи он выполнял па «хорошо» п «отлично» п еще на первых порах своей комендорской деятельности показал высо­ кое мастерство. В трудных условиях оп расстрелял плавающую «мишу» лучше и быстрее, чем это делали некоторые другие комендоры. И скажем еще, что. как лучший зенитчик, Ипан Гуркин сейчас награжден нагрудным знаком «Отличный артилле­ рист». Jiopa6.no часто приходилось бывать в по­ ходах. Многому научился в морс старший матрос Гуркин. 'Каждую работу оп рассмат­ ривал, как средство повышения мастерст­ ва и ностоянпо обогащал свон знания. Однажды заболел кок. Готовить ^ пищу взялся мастер на все руки Иван Гуркин. Педелн две работал он на камбузе, и всегда моряки были довольны приготовленной им пищей. А ведь кулинарии Гуркин специ­ ально не учился, оп приобрел навыкп в по­ варском искусстве, благодаря внимательно­ сти, любознательности, серьезпому отноше­ нию к делу. Комсомолец Гуркин активно участвует в общественной жизни. Он на протяжении почтп всей службы состоит членом редкол­ легии стенпой газеты. Художественное оформление газеты, наглядная агитация в кубриках и многое другое дело рук инициа­ тивного комсомольца Гуркпна. Матросам Сомову п Соколову, назначен­ ным в иодчипепие боцмана, он первый взялся помогать. Многое уже передал он своим товарищам. П в том, что Сомов, Со­ колов п другие хорошо знают свою специ­ альность, самостоятельно выполняют мно­ гие бопмапские работы, хорошо научились ходить па шлюпке, а главпае. крепко по­ любили военно-морское дело, большая заслуга отличника Гуркина. ...Мы пришли па корабль в обеденный перерыв. Было жарко, и командир разрешил матросам загорать. Они собрались на юте. Пришел сюда и Гуркип. Легкость в движе­ ниях, безупречная выправка, бронзовое от загара тело его привлекает внимание. По не это интересовало пас. Мы увидели не­ сколько начатых, но еше не доплетенных кранцев. Эю Гуркип учит товарищей пле­ сти мягкие краппы, создает для корабля необходимей запас их. Просто, толково об’- яспяет и показывает старший матрос, как надо делап» прочные, удобные п красивые краппы. На палубе лежит куча метелок. Они толь­ ко что связаны, п березовая листва еше не успела завянуть. — Гуркин позаботился, — пояснил командир, — молодеп он у меня. Боцмана временно нет па корабле, Гуркин заменил его. Помощник мой в госпитале, за нею весь учет, все канцелярские дела ведет то­ же Гуркин. П свое дело пе оставляет, каж­ дый день тренируется у пушки, ухаживает за ней заботливо. Командира орудия хоть сейчас заменить ютов. Вот хотя бы эти ме­ телки. Не было их па корабле. Гуркин по­ слал матросов в лес, они принесли веток, связали их, а теперь просушат, голяков хватит надолго. Вообще Гуркин — забот­ ливый хозяин, службу любит и править ее умеет..» Поговорили мы с Иваном Гуркиным. Мною достиг он, но все считает недоста­ точно, жажда знаний у него стала, кажет­ ся, еще сильнее. Свято дорожит он честью и славой родного корабля и, борясь за нее, настойчиво добивается, чтобы все его това­ рищи были полноценными моряками, таки­ ми, как он, имеющий десятки поощрений от командования. Таков настоящий отличник, в прошлом колхозный паренек, ныне — воин-патриот, передовой моряк пашего Флота — Иван Гуркин. . Лейтенант 9. МАЛАХОВ. Письма на флот Всюду новое, радостное У СП ЕХИ бО Л Д А Т А ХЛЕВНЮК Солдат Хлевнгок прийьгл к нам из друго­ го подразделения. Командир отделения за­ метил в нем высокую дисциплинирован­ ность и исполнительность, желание eta* рателыю учиться. # Вскоре Хлевнюк был назначен дневаль­ ный по нодразделению. К несению служ­ бы он хорошо подготовился и на инструк­ таже обстоятельно ответил на вопросы де­ журного. Все это позволило ему хорошо выполнять обязанности дневального. На вечерней пОвсркс командир отделения об’явил солдату Хлевпюк благодарность. Первое поощрение обрадовало солдата и вызвало в нем еще больше желания учить­ ся военному делу. Па занятаях оп внима­ тельно слушал об’яснения изучаемого ма­ териала, все. что казалось неясным, просил повторить. За 4непродолжительное время солдат Хлевпюк стал отличником боевой и поли­ тической подготовки.' В. КУКОВАЛЬСКИЙ. Дорогие друзья, североморцы! После демобилизации л живу и работаю в селе Вололаровка, КокчетавскоЙ области. Казахской ССР. Я не забываю дружную семью вошюв-североморцев, членом кото­ рой иыл не одни год. Мне хочетоя расска­ зать вам о жизни и работе тружеников мирною строительства, в семью которых я вошел. Широка и необ’ятна наша Родина. Ее могучие просторы раскинулись на тысячи километров, п на этой земле живет один хозяин — • советский парод, народ^труже­ ник, народ-герой. Разные окраины, разные люди, разные национальности, но как приятно п гордо сознавать, что во всем этом разнообразии существует одпо об­ щее, независимое от места, от языка п обычаев— единый социалистический строй, единая семья пародов п труд, прославляю­ щий советского человека. С каждым днем преображается облик советской страпы. Примером того, как па глазах меняется жизнь, может служить паш Аиртавский район, где я живу и рабо­ таю после службы на Северном флоте. Район наш лежит в северной частп Казах­ стана н занимает одно пз ведущих мест в области по злаковым культурам. На его плодородном черноземном массиве располо­ жены шестьдесят колхозов. Богато жили колхозники до войны . О ни славпо трудились на полях, и земля щедро возпаграждала пх за добросовестный труд. Были годы, когда люди отказывались от лолучепля хлеба, который причитался им по трудодням, так как в нем не было нужды, и сдавали его государству. Но труд тогда все же не был таким, ка­ ким он стал теперь. В те годы еще часто молшо было видеть быков на колхозном поле н длинные конные обозы с хлебам. По-иному обстоит дело сейчас. В районе уже роеле войны организовалась новая МТС, а в трех старых МТС тракторный парк увеличился в полтора-два раза. Каж­ дый колхоз получил возможность больше использовать технику: тракторы, комбай­ ны и сложные молотилки. Теперь весенний сев не длится неделями, ка к это было раньше. Благодаря технической оснащен­ ности и механизации труда, сев в втом году был закопчен на всей площади за пять дней и проведен на высоком агротех­ ническом уровне, дружно и организованно. Колхозы неуклонно поднимают свою мощь, п по доходам многие приближаются к тому, когда они станут миллионерами. Колхозники в прошлом году получили только одною хлеба по 4— 6 к г на трудо­ день. Достаточно сказать, что этого хлеба при оплате средней выработки трудодней вполне хватает на полтора-два года. Высокий производительный .труд в кол­ хозе явился одним из условий быстрого роста культуры па селе. К олхозники теперь имеют возможность ■использовать выходные дня для того, что­ бы посмотреть стектакль, кинокартину, почитать книгу, они стали чаще бывать в Домах отдыха, на курортах. У многих колхозников имеются в лич­ ном пользовании легковые машины, вело­ сипеды. мотоциклы, патефоны, радио* приемники. До воины в районе была одна электро­ станция. Сейчас их 8, из них 6— в колхо­ зах. Теперь проводится элеягршфжкапня токов, где электроэнергия будет использо­ ваться при молотьбе хлеба, при погрузке автомашин и т. д. Мною перемен па транспорте. Район лежит в семидесяти километрах от желез­ ной дорог*, и переброска хлеба на элевато­ ры раньше стоила больших трудов. Моби­ лизовывался весь гужевой транспорт, а колхозы на долгое время оставались почти без тягла. Ухабистая дорога, размываемая дождями, создавала затруднения и выводи­ ла из строя и без того малочисленный автомобильный парк. Сейчас от железно­ дорожной станции проложен автомобильный тракт. Дорога усыпана песком и щебнем. Здесь автомашины не буксуют в грязи и не выжидают неделями хорошей погоды, а идут днем и ночью в одип конец с хлебом, шерстью, мясом и маслом, а в другой — с горючим, сельхозмашинами, товарами широкого потребления. По тракту елееднев- но проходят по 70— 90 автомашин. Это го­ ворит о возросшей в послевоенные годы механизации. Неуклонный рост материальною благо­ состояния создает новые потребности на­ селения. Значнтельво увеличился спрос на дорогостоящие товары. В торговые орга­ низации все больше и больше поступают заявки на приобретение таких вещей, как радиолы, мотоштклы. патефоны, велосипе­ ды. Высокая производительность труда кол­ хозников. наличие большой оснащенности техникой, а отсюда и рост мощи колхозов создают новые условия к снижению цен на колхозном рынке. Это делается у нас по инициативе передовых колхозов, которые вывозят па рынок продукты и торгуют ими по значительно еннжеппым цепам. Раньше товары привозились издалека. Часто встречались затруднения с их достав­ кой. Сейчас из местного сырья районный промкомбинат изготовляет всевозможные товары, снабжая ими все население района. Местные артели выпускают мною оборудо­ вания для колхозов, во всем удовлетворяя их запросы. Все это стало возможным у нас благода­ ря мудрому сталинскому руководству, бла­ годаря политике, проводимой партией и правительством, пель которой — улуч­ шить материальное благосостояние народа и еше больше укрепить могущество люби­ мой Родины. Наш народ живет одной мыслью — мир­ но трудиться и сделать все возможное, чтобы приблизить полную победу комму­ низма в нашей стране. Советское крестьян* ство знает, что. чем больше оно трудится ва колхозных полях, тем крепче будет мощь нашего государства и тех, меньше бу­ дет возможности империалистам развязать новую войну. Мы боремся за мхр, мы жа~ вем мирно, но если потребуется, мы от­ стоим мир и защитим государственные ин­ тересы Родины. бшший С горячим приветом ПОЧЕПНй С полным напряжением сил За высокие показателе в боевой и поли­ тической подготовке старшие матросы Пу­ гачев и Пухов награждены нагрудными знаками отличною специалиста. Благодаря упорному труду они стали умелыми спе­ циалистами, добросовестно выполняющи­ ми обязанности на боевом посту. Сейчас, когда идет интенсивная летняя учеба, старшие натросы Пугачев н Пухов напряженно работа»? у механизмов, зна­ чительно перевыполняют установленные нормативы. Овято беречь V умножать боевые града­ ции своего прославленною в боях подраз­ деления, учиться с полным напряжением сил — вот девиз старших матросов Пуга­ чева и Пухова. Старший натрое А. ЕГОРОВ. Ближайший начальник матросов СТРЕЛЯЛИ МЕТКО Личный состав отделения младшего сер* жанта Бортник настойчиво совершенствует огневое мастерство. Па-днях отделение успе­ шно выполнило очередную стрельбу. Метко поразилж заданную цель ефрейторы Вомолов и Петрушин, солдаты Жаляхн и Вавилин. Командир об’явил км благодарность. Ефрейтор А. ШЕПЕЛЕВ. нкн- )або*яШ D ЕЧЕР. Матросы запинаются само- D стоятельной подготовкой. В класс вошел командир отделения старшина 1 статьи Степан Аппалосов. Многие матросы не замечают его. Старшина обвел присутствующих взглядом и остановился на матросе Вереикнне. — О чем замечтались, товарищ Ве­ ренкин,— произнес старшина н подо­ шел к матросу. — Слабо разбираюсь в паровом Ц шпиле. В беседе выяснилось, что Вереи п ну по приходилось встречаться с р* той паровых шпилей, а поэтому труд-' ,.: но было ему разобраться с устройст­ вом этою механизма. Старшина, рассказав пазпачепис паровою шппля и о том, па каких ко­ раблях оп применяется, приступил к об’яспеншо устройства. Старгапшу ок­ ружили и другие матросы. Они внима­ тельно слушали рассказ по пройден” ной теме па прошлом занятии. Комсомолец старшина 1 статьи Ап­ палосов систематически организует самостоятельную подготовку. Такие дополнительные занятия дают хорошие результаты. Матрос Веренкин отставал в учебе и по другим предметам. Причина за­ ключалась в том. что у нею была низкая общеобразовательная подготов­ ка. Когда Аппалосов начал с ним за­ ниматься, матрос Веренкпн стал по­ степенно догонять товарищей и вс ре хорошо освоил свою специальпост Старшина 1 статьи Аппалосов не­ устанно насаждает среди подчиненных железную воинскую днециплипу, тре­ бует от пих строгого выполнения уставов, воспитывает у воинов бес­ прекословное и сознательное повино­ вение начальникам. Сигнал побудки. Старшина прохо­ дит по кубрику. Оп наблюдает за под- емом личного состава, заправкой ко­ ек, выходом на физзарядку. Он строго следит еа тем, чтобы матросы действо­ вали точно по распорядку дня. Наряду с требовательностью стар- пшна чутко относится к нуждам ма­ тросов. Оп постоянно следит, чтобы личный состав был вовремя и пол­ ностью обеспечен всеми видами до­ вольствия, чтобы в кубрике царила образцовая чистота и порядок. В своей повседневной службе н ра­ боте Аппалосов опирается на отлични ­ ков учебы. Ею первыми помощниками являются комсомольцы Кашко, Мура- шев, матрос Соловьев и другие. Старшина 1 статьи Аппалосов в со­ вершенстве овладел морским делом, стал пастояппгм моряком. За примерную службу он имеет 17 поощрений. Мичман А. ЯШКИН. « НА СНИМКЕ: старшина 1 статьи Степан Аппалосов. ш 1 КОНСУЛЬТАЦИЯ Классы в СССР Классы* в эксплуататорском обществе, по определению Ленина, это «...большие груп­ пы людей, различающиеся т их месту в исторически определенной системе общест­ венного производства, но их отношению... к средствам производства, по их роли в об­ щественной организации труда, а, следо­ вательно, по способам получения и разме­ рам той доли общественного богатства, ко­ торой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в отгределе 1 гном укладе общественного хозяйства» ^В. П. Лепин. Сочинения, изд. 3. том XXIV, стр. 337). .Марксизм-ленинизм учит, что возникно­ вение классов было исторически неизбеж­ ным явлением в развитии человеческою общества, оно связано с появлением обще­ ственною разделения труда, с возникнове­ нием частной собственности на средства производства, с возникновением и развити­ ем обмена и товарного производства. Конечная цель коммунистической пар­ тии — создание бесклассового коммуни­ стического общества. Пачалоя на пути к достижению этой великой цели явилась Великая Октябрьская социалистическая эволюция. Октябрьская революция, уничтожив ло- 'литпческое господство эксплуататорских классов, подорвзв их экономические пози­ ции, положила тем самым начало ликвида­ ции этих классов. В результате насильственной вкспро- нриапии были уничтожены класс помещи­ ков и класс крупной буржуазии. В огне гражданской войны было подав­ лено сопротивление свергнутых эксплуата­ торских классов и был нанесен тяжелый удар по контрреволюционному кулачеству. Однако в первый период революпии экс- г^ататорскне классы не были лтгквнтпiю_ таны полностью и окончательно. Лишь лт)етБоренде в жизнь гениального ленин­ ско-сталинскою плана индустриализации страны и коллективизации сельского хо­ зяйства привело к окончательной ликвида­ ции эксплуататорских классов в нашей стране. В беспощадной борьбе против капитали­ стических элементов и пх троцкистеко-бу­ харинской агентуры рабочий класс под ру­ ководством большевистской партии, в сою­ зе с трудящимся крестьянством осуществил соппалпстические преобразования в нашей стране. К 1936 г. — моменту принятая Сталинской Конституции — эксплуататор­ ские классы были окончательно уничтоже­ ны, социалистическая система стала без­ раздельно пмшодствовать во всех сферах народною хозяйства. * 4i * Победа социалистической системы хо­ зяйства и в юроде и в деревне, утвержде­ ние социалистической собственности во всех сферах народного хозяйства, ликвида­ ция эксплуататорских классов привели к кореиному изменению классовой структуры советскою общества. По дайным, приведен­ ным в докладе товарища В. М. Молотова на XVTIf о’елдо партии, классовый состав на­ селения (ЧХТ представлялся в-следующем виде п Сравнении с 1928 годом, когда на­ чал закладываться фундамент социалисти­ ческого общества в нашей страпе: СОЦИАЛЬНЫЙ СОдТАВ НАСЕЛЕНИЙ СССР 1. Рабочие и слу­ жащие 2. Колхозное кре­ стьянство (вме­ сте с коопери­ рованными ку­ старям1*) 3. Кпестмяче-едн* ноличники и В 1928 г. В 1937 ? 17 35 3 55 некооперирован­ ные кустари 73 6 А. Капиталистиче­ ские элементы (нэпманы, кула­ ки) б — 5. Прочее населе­ ние (учащиеся, армия пенсио­ неры и др.) 2 4 Таким образом, к концу второй пятилет­ ки 94 проц. паселения состояло нз рабо­ чих, служащих и крестьян, занятых в социалистическом: государственном н кол- хозио-кооператавном хозяйстве. Крестьяпс- едиполютики и некооперированные куста­ ри составляли около 6 проц. Эксплуататор­ ские -элементы былп ликвидированы. В СССР остались два дружественных класса: работай класс, класо крестьян, а также интеллигенция, являющаяся особой соци­ альной прослойкой, связанной всеми кор­ нями с работам классом и крестьянством. Вместе с том произошли глубочайшие изменения в самой социальной природе оставшихся двух классов и интеллигенции. В самом деле, чем был рабочий класс Рос­ сии до Октябрьской социалистической ре­ волюции? Это был пролетариат — класс, лпшеппый средств производства, политиче­ ски и экономически бесправный, жестоко эксплуатируемый. Так обстоит дело и сей­ час с рабочим классом во всех капитали­ стических странах. Иное положепие рабочего класса СССР. «...Пролетариат СССР превратился в со­ вершенно новый класс, в рабочий класо СССР, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства, утвердивший социали­ стическую собственность на орудия и сред­ ства производства и направляющий совет­ ское общество по пути коммунизма» СИ. В. Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 511). Рабочий класс СССР из угпетенпого. эксплуатируемого и бесправного, каким оп был тгрп капитализме, превратился в гос­ подствующий класс, в руководящую сплу советского общества. Руководящая роль рабочею класса, как творца нового социалистического общества,, с особой силой сказалась в осуществлении им нод руководством партии таких гранди­ озных исторических задач, как подавление сопротивления эксплуататорских классов и их троцкистско-бухаринской агентуры, как создание первоклассной индустрии и самого крупного машинизированного в мире зем­ леделия, построение социализма и превра­ щение нашей страны из отсталой аграрной в могучую социалистическую державу. В. И. Ленин подчеркивал, что. строя со­ циализм, рабочему классу придется пере­ воспитывать не только многомиллионные мелкобуржуазные слои, по «...и самих про­ летариев, которые от своих собственных мелкобуржуазных предрассудков избав­ ляются не сразу, не чудом. ...а лишь в долгой и трудной массовой борьбе с массо­ вымп мелкобуржуазными влияниями» (В. И. Ленин. Сочнпеппл, изд. 3. т. XXY, стр. 247). Рабочий советской страпы — это новый человек, с новым морально-по­ литическим обликом. Ему присуши новые черты члена социалистического общества: высокое сознание первостепенной важности общенародных, а пе личных интересов; со. циалистическое отоошение к труду, как к делу чести, доблести и геройства; неутоми­ мая борьба за рост производительности труда, за повышение качества выпускае­ мой продукции, за рост техники. Советский рабочий заботится не только о том, чтобы добиться высоких показателей своего лич­ ного труда, но и стремится распространить свой опыт, поднять отстающих до уровня передовых. Серьезные изменения произошли также и в социальной природе советскою кре­ стьянства. До Великой Октябрьской социа­ листической революции кресггьяпство пред­ ставляло собой класс мелких производите­ лей. Крестьяне, учит товарищ Сталин, раз­ бросанные по лицу всей страны, копаясь в одиночку в своих мелких хозяйствах с их отсталой техникой, являлись рабами частпой собственности и безнаказанно эксплуатировались помещиками, кулака­ ми, спекулянтами, ростовщиками. Октябрь­ ская социалистическая революция ликви­ дировала класс помещиков и национализи­ ровала землю, в результате чего крестьян­ ство получило бесплатно сверх тех аемель, которыми оно владело до революими. свы­ ше 150 млн. десятин я освободилось вместе с тем от арендных платежей, составляв­ ших до 500 миллионов рублей золотом еже. годно. Победа колхозного строя привела к унич­ тожению кулацк^каатлистической ка- балы в деревее, к утверждению общест­ венной, социалистической соботвен&ости ва средства производства, к ликвидации про. цесса обнищания крестьянства. Колхозы получили от государства навечно 488 млн. гектаров земли и богатую машинную тех­ нику. Колхозный строй совдал крестьянст­ ву условия для зажиточной, культурней ЖИЗНИ, t Социалистические преобразования в де­ ревне привели к коренному изменению ду­ ховного и политическою облика советского крестьянина. Советское крестьянство — вто крестьянство, освобожденное от экс­ плуатации, это колхозное крестьянство, базирующее свою работу на коллективом труде и современной технике. В основе хо­ зяйства нашего крестьянства лежит не ча­ стная собственность, а общественна! соб­ ственность, выросшая на базе коллектив­ ного труда. Советский крестьянин — это уже не прежний темный, бесправный хле­ бопашец, задавленный нуждой, живущий своим узким, сугубо личным кирюм , — это свободный гражданин ооциаттическо. го общества, заинтересованный в укрепле­ нии и развитии хозяйства своего Волхова и государства в целом, повышающий свой культурный и идейно-политический уро­ вень, принимающий активное участие в Го­ сударственной и общественной жизни. Вместо с рабочим классом и под его руко­ водством советское крестьянство участвует в управлении социалистическим государ­ ством. Советское крестьянство активно бо­ рется за под’ем социалистического сель­ скою хозяйства. Изменилось в нашей стране и социаль­ ное лицо интеллигенции. Это уже не та тгнтеллпгетйш. которая служила в своей массе помещикам н капиталистам. В ре- ly jfc ra ie огромной преобразовательной ра­ боты большевистской партия н Советского государства была создана новая многомил­ лионная социалистическая интеллигенция, вышедшая из народа и кровно с ним свя­ занная, которая в тесном сотрудничестве с рабочими я крестьянами строит коммуни­ стическое общество. К 1936 г. 80—-90 проц. советской интеллигенции составляли выходцы из рабочих, крестьян и других слоев трудящихся. Новый моральный облик советской ин­ теллигенции с особой онлой проявляется в том, что между интеллигенцией и народом установились новые, небывалые в истории взаимоотношения: повседневный труд со­ ветской интеллигенции служит не интере­ сам эксплуататорских классов, а жизнен­ ным интересам трудящихся, интересам все­ го Социалистического общества. Народный характер советской интеллигенции находит свое выражение и во все более крепнущей смея работников науки о производством. Советская интеллигенция верно служит де­ лу укрепления сил и могущества нашей со­ циалистической Родины. * * ★ Ляпядация эксплуататорских классов* Гиерадение общественной социалистиче­ ской собственности как в городе, так ж в Леремю, коренные изменения в социальной природе рабочих, крестьян и интеллиген­ т ы » вашей страпе привели к тому, что вераорывный союз рабочего класса и тру- Ш ш хсд масс крестьянства поднялся ва более высокую ступень, превратился в мо­ рально-политическое единство советского йарода. Социалистическое общество не знает присущих капитализму непримири­ мых противоречий, оно «...свободно от клас­ совых столкновений и представляет карти­ ну дружественного сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции. На основе этой общности и развернулись такие движущие силы, как морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм» (П. В. Сталин. Воп­ росы ленинизма, изд. 11, стр. 589). j Моральдо-лолитнческое , едаство озна-: ~-хУ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz