На страже Заполярья. 1950 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 10 августа 1950 г., № 188 С3801) ■ п м м м и ш | м к (» « 1 п м б р п « ш еликое завоевание советского народа 20 лет со дня постановления Советского правительства „О всеобщем обязательном начальном обучении“ Двадцать лет назад, 10 августа 1930 га­ да, ВДИК u СНК РСФСР приняли постано­ вление о введении всеобщего обязательно­ го начального обучения в Российской Фе­ дерации. Через четыре дпя постановле­ нием ЦИК п С-ПК СССР всеобщее обяза­ тельное начальное обучение детей было введено повсеместно в Союзе ССР. Это мероприятие Советского правитель­ ства, проведенное в жизнь по инициативе великого Сталина, является одним из круп­ нейших завоеваний советского народа. f В 1918 году па III Всероссийском с ’езде Советов, подчеркивая коренные изменения, происшедшие в пашей стране в результате Великой Октябрьской социалистической ре­ волюции, Владимир Пльпч Ленин ппсал, что теперь «...все чудеса техники, все за­ воевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений пе будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации» (В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, том X IV I, стр. 436). Рабочий класс, взявший в октябре 1917 рада в союзе с крестьянской беднотой власть в своп руки, получил от царской России тяжелое наследие. Более 70 про- пентов населения страны было неграмот­ ным. Образование являлось привилегий эк­ сплуататорских классов. Свыше 30 мил­ лионов детей, в большинстве из семей ра­ бочих и крестьян, не имели возможности учиться грамоте. Позорным циркуляром парского министра просвещения «детей ку­ харок, лакеев, поваров, мелких лавочни­ ков и т. д.» запрещалось принимать не только в высшие, но и в средние учебные заведения. * ' Особенно безотрадной была картина в бывших национальных окраинах царской России — на Кавказе, в Средней Азии и т. д. 40 народностей царской России вовсе не имели своей письменности. - Великая Октябрьская социалистическая революция впервые в истории человечества сделала все завоевания культуры достоя­ нием широких народных масс. Забота о Еародном просвещении стала одной из важ­ нейших задач. Разительные результаты в этой области были достигнуты даже в тя- келых условиях гражданской войны и хо- вяйственпой разрухи. Вскоре после завершения гражданской е о й чы началось строительство новых школ. В 1925 г. было выстроено 1.236 школь­ ных зданий, в 1926 — 1.534, в 1927— 2.370 и т. д. Рост культуры, народного сбразования неизменно сопутствовал и рос­ ту социалистического строительства, успе­ хам индустриализации нашей страны и поллективизаппи сельского хозяйства. В 1930 году в своем докладе на XYI с'езде БКП(б) товарищ Сталин поставил еадачу перехода на обязательное первона­ чальное обучение. «Главное теперь, — указывал товарищ Сталин, — перейти на общеобязательное первоначальное обучение. Я говорю «глав­ ное», так как такой переход означал бы решающий шаг в деле культурной револю­ ции. А перейти к этому делу давно пора, нбо мы имеем теперь все необходимое для организации обязательного всеобщего пер­ воначального образования во всех районах СССР» (П. В. Сталин, Сочинения, том ХП, стр. 299). В «воем решении XVI сезд ВЕП(б) ука­ зал, что «проведение всеобщего обязатель­ ного первоначального обучения и ликвида­ ции неграмотности должно стать боевой за­ дачей партии в ближайший период» (XVI сезд ВЕП(б). Стеногр. отчет, стр. 715). В развитие директив с’езда Нейтральный Комитет ВКП(б) принял 25 июля 1930 го­ да постановление о введении всеобщего обязательного начального обучения. Вслед за этим Советское правительство вынесло историческое решение «О всеобщем обяза­ тельном начальном обучении». Решение предусматривало ввести с 1930 — 31 года повсеместно в Союзе ССР все­ общее обязательное обучение детей в об’е- ме не менее четырехлетнего курса началь­ ной школы, а в промышленных городах, фабричнозаводских районах и рабочих поселках — в обеме семилетией школы. На основе осуществления закона о все­ обуче, наряду с укреплением начальной школы, в городах и селах стала быстро развиваться сеть семилетпих школ. На ба­ зе семилетнего образования все более ши­ рокий размах принимало среднее образова­ ние. Осуществление всеобщего обязательного начального обучения получило незыблемое признание в принятом на Чрезвычайном V III Всесоюзном с езде Советов основном законе страны — Сталинской Конститу­ ции. Статья 121-я Конституции СССР гла­ сит: «Граждане СССР имеют право на обра­ зование». Советское государство полностью обеспечило это великое право советских людей. В целях осуществления всеобщего обя­ зательного обучения широко развернулось школьное строительство. За 10— 12 пред­ военных лет по Советскому Союзу было вы­ строено свыше 60 тысяч новых школ. Такой рост школьной сети дал возмож­ ность подавляющему большинству учащих­ ся, окончивших 4-е классы сельских школ, продоллить обучение в 5— 7 классах. Уже в 1938— 39 учебном году 97,3 процента общего числа окончивших начальную шко­ лу поступило в 5-е классы семилетиях и средних школ. Громадная работа, проделанная совет­ ским народом под руководством партии в области культурного строительства в на­ шей стране в период между ХУП и XVIII съездами ВКП(б), получила высокую оцен­ ку в отчетном докладе товарища Сталина на XVUI с’езде партии. «С точки зрения культурного развития народа отчетный период был понстине пе­ риодом культурной революции, — указал товарищ Сталин. — Внедрение в ашзнь всеобще-обязательного первоначального об­ разования на языках национальностей СССР, рост числа школ и учащихся всех ступеней, рост числа выпускаемых высши­ ми школами специалистов, создание и у к ­ репление новой, советской интеллигенции, — такова общая картина культурного под’ема народа» (И. В. Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11. стр. 587). XVin с’езд ВКП(б) принял решение об осуществлении всеобщего среднего ппя в городе и всеобщего семилетнего обу­ чения в деревне. Нападение гитлеровских захватчиков на нашу страну приостановило выполнение этой задачи, нанесло огромный ущерб на­ родному образованию. Однако и во время Великой Отечественной войны советского народа школа, как и всегда, была окру­ жена неустанной заботой и вниманием со стороны партии и правительства. В настоящее время довоенная сеть школ нашей страны восстановлена, а количество учащихся превысило намеченное планом послевоенной сталинской пятилетки. Толь­ ко в РСФСР работает около 120 тысяч начальных, семилетних х средних школ, в которых обучается около 18 млн. человек. В связи с общими успехами послевоен­ ного восстановления и развития народного хозяйства страны снова во весь рост вста­ ла задача осуществления повсеместного всеобщего обучения в об’еме семилетней школы. В народнохозяйственном плане на 1949 год Совет Министров СССР преду­ смотрел перевод в 5-е классы семилетних и средних школ всех учащихся, окончив­ ших четыре класса сельской школы. Эта задача в Российской Федерации была в ос­ новном уснешно решена. В текущем году все учащиеся, окончившие пять классов, переводятся в шестой. Для осуществления этой задачи в прошлом учебном году в РСФСР было дополнительно открыто 3.200 сельских семилетпих школ. Широкое развитие общеобразовательной семилетней школы совдает базу для даль­ нейшего развития общего и специального среднего образования в нашей стране. Си­ стема народного образования в нашей стране является единой, дающей возмож­ ность учащимся получить не только сред­ нее, по л высшее образование. Об огромном внимании, которое партия, правительство, великий Сталин уделяют просвещению народных масс и развитию социалистической культуры, убедительно свидетельствует тот факт, что государст­ венным бюджетом нашей страны па 1950 год предусмотрено на социально-культур­ ные мероприятия 120,7 млрд. рублей, на 4,7 млрд. больше, чем в прошлом году. Иа этой суммы на просвещение ассигнуется 59,5 миллиарда рублей. Принятый бюд­ жет обеспечивает дальнейший рост сети школ, высших учебных заведений, увели­ чение числа учащихся. Значительно увеличилась за годы совет­ ской власти армия учителей. Высшие и средние педагогические учебные взведения нашей страны выпускают квалифициро­ ванных педагогов. Труд учителя окружен всенародным почетом и повседневной ва- ботой Советского государства. За долголет­ нюю и безупречную работу учителя на­ граждаются орденами и медалями Совет­ ского Союза. За два года только в Россий­ ской Федерации ордена и медали были вру­ чены более чем 100 тысячам учителей. Большое внимание осуществлению все­ общего обязательного обучения уделяет ленинский комсомол. В 1930 году оп взял шефство над осуществлением ^ всеобуча. В соответствии с решением XI с’езда ВЛКСМ, состоявшегося в прошлом году, вся работа комсомольских организаций в школе под­ чинена учебно-воспитательным задачам. Комсомольцы-учапшеся идут в авангар­ де борьбы за прочные и устойчивые зна­ ния, добиваются высокой успеваемости, активно борются за сознательную дисци­ плину школьников. Советская школа — самая передовая, прогрессивная, подлинно народная. Школа нашей страны строится на научных осно­ вах. Она имеет благородную цель — вос­ питывать образованных, всесторонне раз­ витых, активных, идейно закаленных и сознательных строителей коммунизма. Со­ ветская школа дает подрастающему поко­ лению научно правильное представление о законах развития природы и человече­ ского общества. Она формирует советского человека, готовя его для благородного де­ ла служения своей социалистической Ро­ дине, своему народу. Исключительно возрастает роль школы в период перехода от социализма к комму­ низму. Советская школа закладывает у подрастающего поколения фундамент для последующего овладеванпя вершинами на­ учных знаний, растит кадры нашей совет­ ской интеллигенции, помогает решать исторические задачи, поставленные това­ рищем Сталиным, — сделать всех рабочих и всех крестьян нашей страны культурны­ ми и образованными, обеспечить успешное строительство коммунизма. Л. ДУБРОВИНА , зам. Министра просвещения РСФСР . Боцмана корабля Думнна знают, ка к трудолюбивого, дисциплинированного, хорошо знающего свое дело моряка. Он умело воспитывает подчиненных, обучает нх морскому делу, добросовестно относится к содержанию заведываний. Н А С Н ИМ КЕ : отличник боевой и политической подготовки старшина 2 статьи Василий Думин (справа) пров&- ряет выполнение задания матросом Александром Степановым. Фото Н. Высоцкого. Передовой шофер экономит горючее По примеру стахановцев страны шофер рядовой Бннкеевич включился в борьбу за экономию государственных средств. Благо­ даря любовному, заботливому уходу за аг­ регатами, он значительно увеличил между­ ремонтный пробег автомашины и за месяц сберег 173 килограмма бензина. Три дня в месяц машина отличного шо­ фера работает на сэкономленном горючем. Командир отметил достижение передового воина поощрением. Солдат К. ДЖАНЫНБАЕВ. О РАБОТАЯ Н А РЕМОНТЕ жи ­ лых помещений, бригада плотников, которой руководит тов. Антюхин, си­ стематически перевыполняет произ­ водственные задания. С. Гапонов. О НОЧЬЮ НА С ТАНЦИЮ прибыл вагон с грузом. Солдаты под руко­ водством тов. Марченко произвели разгрузку вагона значительно раньше срока. М. Пояг. О СЕРЖ АНТЫ И МАТРОСЫ под­ разделения своими силами заготовили дрова для служебных и жилых поме­ щений. На этой работе отличились тт. Голубев, Тетерин, Балин и другие воины. П. Рябчиков. О ВОИНЫ нашего подразделения успешно справляются с поставленной перед ними задачей. Этому способст­ вует большая работа по воспитанию воинов, которую повседневно прово­ дит лейтенант Евдокимов. М. Сидоркин. О КОМСОМОЛЬЦЫ Слабоженко, Снпунов и Чепланов успешно сдали зачеты по эксплоатации трактора и получили квалификацию водителей 2-го класса. В. Алексеев. Под сенью флага с боевым орденом Моряки отметили корабельный праздник Праздник в абхазском селе Ганахлеба Недавно я был в краткосрочном отпуске, зкоторый проводил в Абхазии. Проезжая че~ ]>ез бескрайние просторы нашей великой Родины, всюду я видел изобилие и счастье советского народа, его созидательный мир­ ный труд, результаты этого труда: необ’ят* ные поля, восстановленные здания. Сей­ час уже редко встретишь железнодорожную станцию, где бы не было восстановлено или построено здание вокзала. Новые вокзалы значительно лучше, просторнее и красивее прежних. 1 Я хочу рассказать о колхозном праздни­ ке в абхазском селе Ганахлеба, состоявшем­ ся по случаю пуска межколхозной гидро- электростапили. У села Гапахлеба. там, где стремитель­ ные воды Кодора, вырвавшись из теснины ущелья, па изгибе разворачиваются вширь, было положено начало строительству голов­ ного узла межколхозной гидроэлектростан­ ции — Гаяахлебагэс. Отроить гидроэлектростанцию пришли колхозники сел Гапахлеба, Еодори, Дранда. Люди этих колхозов с большим воодушевле­ нием начали сооружать электростанцию, пуск которой откроет им новые широкие возможности для дальнейшего роста об­ щественного богатства колхозов, повыше­ ния благосостояния трудящихся. Работы, сразу же развернувшиеся по всему фронту, приобрели характер народ­ ной стройки. А там, где советские люди под руководством партии большевиков оо’е. диняют свои усилия, направляя их к одной цели, — там успех обеспечен. Хотя день ввода стапшги в строй, па ред­ кость для Абхазии, выдался ненастным, дождливым, к красивому зданию гидро­ электростанции с’ехались колхозники и колхозницы пз многих сельскохозяйствен­ ных артелей района. Члены артелей имени Сталина и имени Кенховели села Гапахле­ ба. имени Бррпя ц «Шрома» села Кодорп, имени Шаумяна п с А хали Сопели» («Новая жизпь») села Дранда, принимавшие актив­ ное участие в строительных рзботах, с гор-1 достыо показывали гостям свою красавицу t электростанцию. Перед зданием электростанции возле трибуны веселье: приехавший на праздник хор районного Дома культуры показал свое искусство, а когда грянул духовой оркестр колхоза имени Берия, начались массовые песни и пляски... Закопчены последние приготовления. Колхозник Николай Кварацхелия открыл шлюз на головном сооружении. Вода устре­ милась по каналу. Секретарь Гульрнпш- ского райкома КП(б) Грузии тов. В. Джи- кия разрезает лепточву, преграждающую путь в турбинный зал. Бригадир монтаж­ ников Леопид Мословский подает знак ме­ ханику Пвану Семеновичу Смотров^, и тот под аплодисменты присутствующих пускает турбину. Вода устремляется на лопасти турбины. Все быстрее и быстрее замелькали спицы маховика и одновременно, набирая обороты, запел свою песню генератор. Включены рубильники. В генераторном зале вспых­ нул яркий электрический свет. Ганахлеба- гэе дала ток, который по липни передач по. тек в колхозные поселки, на фермы, к ле­ сопилкам, в дома колхозников. И сразу же заговорило радио. Еще одна гидроэлектростанция вступила в строй, еще один шаг на пути к комму­ низму сделали колхозы сел Гапахлеба, Ео­ дори и Дранда. Тут же, возле станции, возник митинг. С НА СНИМКЕ: ^ эданяя новой межколхозной гидроэлектростанция. поздравлением колхозников по поводу пу­ ска Ганахлебагэс выступил секретарь Гуль- рипшекого райкома партии тов. Джпкля. Выступившие на митинге колхозники от всей души благодарили большевистскую партию, Советское правительство, товарища Сталина за неустанную заботу о тружени­ ках колхозной деревнп. Колхозники из артели имени Ладо Кеп- ховели — Николай п Валпко Кварапхелпя, Хута Берия и Леонтпй Бадзагуа после пу­ ска гидроэлектростанции первыми стали на трудовую вахту. Эта молодые колхозни­ ки остаются работать на станции машини­ стами. В сумерках, возвращаясь с праздпп- ка, колхозники, строившие электростанцию, и много­ численные гости с радо­ стью смотрели на лампочки, разливающие приятный белый 1 ’вет, на электрические огонь­ ки, светившиеся в домах кол­ хозников. ...Глядя на мирную созида­ тельную работу советских лю­ дей, на их счастливую и радо­ стную жизнь, видишь и чув­ ствуешь, что они пе хотят войпы, онп хотят мира. Мне довелось быть свидете­ лем могучей демонстрации тру­ дящихся Абхазии за мпр. Под­ писывая Стокгольмское Воз­ звание Постоянного Комитета Всемирного конгресса сторон­ ников мира, трулящиеся Аб­ хазии, как и всей пашей Ро­ лины,- единодушно голосовали за мир, против поджигателей новой мировой войны— амери- кано-анг.тинеких империали­ стов. Советские люди еще тес­ ине сплачивают своп ряды •■округ нарлти Ленина — Сталина, вокруг любимого Сталина — зпамепосца мира. Капитан А. ИЗМАИЛЬСКИЙ. Матросы, старшины и офинеры кораб­ ля П. широко отметили свой традиционный корабельный праздник. В честь этого в Доме офицеров состоялся большой вечер, на котором присутствовало много моряков. Участники вечера с большим вниманием прослушали содержательный доклад коман­ дира об истории и славпом боевом пути прославленного корабля. На ярких и убе­ дительных примерах он показал высокие морально-боевые качества экипажа, доб­ лесть, мужество и мастерство моряков в борьбе с немецко-фашистскими захватчика­ ми в грозные годы минувшей войны. — Наш корабль, — заявил докладчик, — имеет богатую боевую историю. Это вы­ зывает у личного состава чувство большой гордости за наш героический Военно-Мор­ ской Флот и воодушевляет нас на новые успехи в боевой и политической подготов­ ке. — Под сенью орденоносного военно-мор­ ского флага матросы, старшины и офицеры пе покладая рук трудятся над совершенст­ вованием военного мастерства. Наши ряды повседневно пополняются новыми отлични­ ками боевой и политической подготовки, что способствует росту отличных отделений. Экипаж корабля полон решимости успешно выполнить поставленные перед ним зада­ чи па летний период обучения. На трибуне— машинпст-турбинист стар­ ший матрос Алексей Горковец. Он с начала призыва служит на этом корабле. В своем выступлении он рассказал о том, как лю­ бовь к морю, кораблю, дружная семья мо- дел своей непосредственной специально­ стью, но и хорошо пзучпл токарное дело. Оп принимал активное участие в сложных ремонтных работах, давших значительную экономию государственных средств. Его имя заслуженно красуется па Доске почета ко­ рабля. Свое выступление Алексей Горковец за­ кончил призывом: — Товарищи североморпы, настойчиво овладевайте военным мастерством, станови­ тесь в ряды отличников боевой и полити­ ческой подготовки. Пусть паша оТлпчная учеба и высокая боевая выучка будут мо­ гучим ответом на гнусные происки амерп- кано-английскпх империалистов, развяг^^ вагопгих новую мировую войну. щ ф — Экипаж нашего корабля. — заявпл старший матрос Лаппп, — свято бережет боевые традиппи и умножает их в повсед­ невной учебе и службе. Такие товарищи, как Ложков. Лукьяпенко, Бортник п дру­ гие. высоко держат честь советского вои­ на. во всем показывают пример своим товарищам. Весь экипаж горит жела­ нием образцово провести летнюю учебу. добиться новых успехов в боевой и поли­ тической подготовке, укреплении воинской дисциплины. Вечер прошел организованно, под знаком мобилизации личного состава на дальней­ шее повышение боеготовности корабля, укрепление дисциплины, порядка и орга­ низованности. В заключение присутствующие просмот­ рели пьесу Б. Лавренева «Гадос Амери- ряков помогли стать ему умелым специа- i ян» в постановке Ленинградского театра листом и высокодиспиплинированным вои­ ном. Горковец не только прекрасно овла- гоного зрителя. (Наш корр.) ЗИМУ ВСТРЕТИМ ВО ВСЕОРУЖИИ В частях и подразделениях нашего фло­ та итет деятельная подготовка к 8име. Большую помощь командирам в решении этой ответственной и важной задачи ока­ зывают коммунисты п комсомольцы. Хорошо организована работа по подго­ товке к зиме в нашем подразделении. Командир заранее уточнил, что именно нужно сделать, составил план работы, выя­ вил спепиалистов, могущих производить ремонт. Были организованы бригады шту­ катуров. плотников, слесарей, печников и т. д. Перед тем. как приступить к ремонту, командир провел беседу с личным составом, об’ яспил, как лучше преодолеть трудности, которые встретятся в пропессе работы. В заключение он призвал воинов в короткий срок выполнить задачу. Па это горячо от­ кликнулись коммунисты и комсомольцы подразделения. К началу ремонта жилого помещения все было учтено, предусмотрено. Побелка стен, переборка полов, перекладка печей, ремонт коек, окопных рам, дверей проводи­ лись по плану. С первых дней стало видпо. что ремонт движется быстро. Прошел не­ большой срок, п основные работы были произвелопы Особенно отличились комму­ нисты Иванкин, Повожилов, комсомольцы Лубскпп. Помазан, Ляпутпкпп. Онп выпол­ няли задание по штукатурке и побелке стен. Солдат Зайпев отлично справился €» перекладкой печей. Ефрейтор Кадерскпй и рядовой Бондаренко доброкачественно про­ извели капитальный ремонт коек. Под ру­ ководством сержанта Ляпгок добротно переб­ ран пол и произведены мпогпе другие рабо­ ты. Воины й особенно комсомольцы прояви­ ли находчивость, инициативу. Они подгото­ вили дранку н некоторые другие материа­ лы, работали в часы досуга, стремясь как можно быстрее выполнить поставлен­ ную перед ними задачу. Обнаружилась нехватка важного матери­ ала. Коммунисты п комсомольпы решили ликвидировать прорыв. Опп пожертвовали отдыхом и через четыре часа доложили командиру, что материал подготовлен. Закапчивается ремонт казармы, совсем по-ппому стали выглядеть кубрики. Нача­ то строительство склада, делается запас веников. Воины заявляют: — Недаром мы потрудились. Теперь нам зима не страшпа. Паша казарма ста­ ла теплой, светлой и уютной. За отличную работу и проявленную инипиатттву на ремоите казармы поощрены солдаты Лубскпй. Пванкпп, Помазап. Но­ вожилов и ряд другпх. Старший сержант А. БОНОВ. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Три месяца обещанного жду В феврале этого года я был переведен на другой штат. Через два месяца это переме­ щение оформили соответствующим прика­ зом. Беда только в том, что я до сих пор пе могу получить денежное содержание по но­ вому месту службы. Происходит это потому, что наш финан­ сист тов. Полптов бездушно относится к нуждам лпчпого состава. В мае он ссылал­ ся, якобы, нз отсутствие приказа о моем перемещении. Я сам разыскал соответст­ вующий приказ и принес ему в финансо­ вую часть. Политов пообещал в июне вы­ платить положенное депежное довольствие. Но увы! В шопе фппапспсты забыли вклю­ чить меня в общую ведомость. То же про­ изошло п в июле. И так вот уже три месяца я обиваю по- * рогн финансовой части, теряю драгоценное учебное время, по никак не могу уговорить бюрократов выдать мне пеложечное леиеж. ное содержание. Долго ли будет продол­ жаться ота волокита? Матрос Н. ГАРАНИН. ------- 0------- ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ Военкор В. Чуев в своем письме в редак­ цию писал о том, что коммунист Левыкин халатно относится к своим служебным обязанностям. В результате нарушается распорядок дпя. Старший начальник, которому было пос­ лано письмо для принятия мер, сообщил в редакцию, что факты, изложенные в пись­ ме военкора, подтвердились. Коммунист Ле- выкип привлечен к партийной ответствен­ ности и строго предупрежден в служебном порядке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz