На страже Заполярья. 1950 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 авгуота 1950 г.. № 187 (3800). •П ГЕНИАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ТАКТИКИ К 45-летию со дня выхода в свет книги В. И. Ленина Две тактики социал-демократии в демократической революции В сокровищнице марксизма-ленинизма произзедепие В. П. Ленина «*Две тактики социал-демократии в демократической ре­ волюции» занимает выдающееся место. Эта замечательная ленинская работа была на­ писана в обстановке под’ема первой рево­ люции в России. В. П. Ленин в этом клас­ сическом произведении разработал важней­ шие проблемы стратегии и тактики марк­ систской партии, гениально обосновал стра' тегию и тактику большевиков в революции, подверг сокрушительной критике оппорту­ нистическую линию русских меньшевиков и западно-европейских реформистов. Б ак подлинный выразитель творческого марксизма, Ленин смело ломал старые, шаблонные представления о буржуазной ре­ волюции и тактике пролетариата. Исходя вз существа марксизма, обобщая опыт рус­ ской революции и международного рабочего движения. Ленин создал новую теорию со­ циалистической революции и заложил ос­ новы той революционной тактики больше­ вистской партии, при помощи которой ра­ бочий класс в союзе с беднейшим кресть­ янством в октябре 1917 года одержал победу над капитализмом, установил дик­ татуру пролетариата в форме Советов. Положения и идеи, выдвинутые и обос­ нованные В. П. Лениным в етом классиче­ ском произведении, сохраняют свою силу и руководящее значение и в наши дни. ★ ★ ★ Революция 1905 года привела в движе­ ние все классы и партии России. В усло­ виях величайшего поворота в политической ;кизпи страны, вызванного революцией. :каждый класс и каждая партия старались выработать свою тактику. Перед партией рабочего класса со всей оотротой встал в то время вопрос о выра­ ботке марксистской тактики, о вооружении рабочего класса правильными тактически- лозунгами. Этого требовали практиче­ ские вопросы, вставшие перед пролетзриа- Г-Т>м и его партией, — организация воору- ,*кеиного восстания, свержение царского правительства, создание временного рево­ люционного правительства, участие социал- демократии в етом правительстве, отноше­ ние к крестьянству и либеральной буржуа- гаи. От правильности линии поведения партии в революции, от верности тактиче­ ских лозунгов партии, от поддержки этих лозунгов народными массами зависел всход революции. Нужно было дать массам та­ кие лозунги, которые бы «...шли всегда гаереди революционной самодеятельности массы, служа маяком для нее, показывая во всем его величии и во всей его прелести наш демократический и социалистический идеал, показывая самый близкий, самый прямой путь к полной, безусловной, реши­ тельной победе» (В. И. Ленин. Сочинения, язд. 4, т. 9. стр. 93— 94). В этот ответственный момент социал-де­ мократическая партия вследствие оппорту­ низма и раскольнических действий мень­ шевиков оказалась расколотой на две фрак­ ции, которые фактически были двумя раз­ личными партиями — большевиков и меньшевиков. После того, как меньшевики отвергли предложение о созыве очередного Ш с’езда партии и о выработке единой так­ тики, большевики взяли на себя инициа­ тиву созыва Ш с’езда. Он открылся в ап- греле 1905 года в Лондоне. С’ездом руково­ дил В. И. Ленин. Меньшевики одновремен­ но созвали в Женеве свою конференцию. Большевистский с’еад и меньшевистская конференция приняли совершенно противо­ положные решения по тактическим вопро­ сам. Линия третьего, большевистского с’езда представляла полную противоположность линии меньшевистской конференции. Ш с’езд взял курс на полную победу бур­ жуазно-демократической революции и ее перерастание в революцию социалистиче­ скую. С’езд указал, что для победы рево- люпин необходимо, чтобы ее возглавил про­ летариат, чтобы он как вождь революции обеспечил союз с крестьянством, чтобы ли­ беральная буржуазия была изолирована. С’езд заявил, что для победы революции необходима организация вооруженного вос­ стания против самодержавия, в результате которого должно быть создано временное революционное правительство с участием в нем при благоприятных условиях социал- демократий. Меньшевистская конференция, наоборот, держала курс на свертывание революции. Меньшевики, плетясь в хвосте западно­ европейских оппортунистов, предлагали вместо вооруженного свержения самодер­ жавия его реформирование и «улучшение», вместо гегемонии рабочего класса в рево­ люции — гегемонию либеральной буржуа­ зии. вместо союза рабочего класса с кре- стьштством — союз с кадетской буржуази­ ей, вместо временного правительства — государственную думу, как центр «револю­ ционных сил». Спустя два месяца после Ш с’езда пар­ тии вышла в свет книга В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократиче­ ской резолюции». Она была посвящена за­ щите тактических решений 1П о’езда. Зта ленинская книга явилась политиче­ ской подготовкой большевистской партии. Ленинскую теорию революции и тактиче­ ские положения, разработанные В. И. Лениным в его гениальном труде, последо­ вательно отстаивал и развивал товарищ Сталии в своих работах, ■написанных в 1905— 1907 гг.. — «Вооруженное вос­ стание и наша тактика». «Временное ре­ волюционное правительство и социал-де­ мократия», «Две схватки», «Современный момент и Об’ едипепный с’езд рабочей пар­ тии», «Предисловие к грузинскому изда­ нию брошюры К. Каутского «Движущие силы и перспективы русской революции.') и п других произведениях. руководимые товарищам Сталиным за­ кавказские большевистские организации неуклонно проводили в жизнь ленинскую тактическую линию в революции. Еще II I с’езд в предложенной Лениным резолю­ ции, особо отиетил деятельность больше- ! вистских организаций Закавказья как на­ иболее боевых организаций нашей партии. ★ ★ * Основным тактическим положением, ко­ торым пронизана книга В. П. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократиче­ ской революции», является идея гегемонии (руководящей роли) пролетариата в бур­ жуазно-демократической революции, идея о том, что пролетариат может и должен стать вождем, руководителем этой револю­ ции. Для ооуществления этой руководящей роли, учил Ленин, у пролетариата есть все возможности, ибо он является наиболее пе­ редовым и единственным последовательно­ революционным классом общества. Он имеет свою собственную, независимую от буржуа­ зии, политическую партию, и он больше заинтересован в решительной победе рево­ люции, чем буржуазия. Свержение самодержавия, учил Ленин, даст возможность рабочему классу органи-, эоваться, подняться политически, приобре­ сти опыт руководства миллионными масса­ ми трудящихся и перейти от революции буржуазной к социалистической. Что требуется для того, чтобы гегемония пролетариата в буржуазно-демократической революции осуществлялась на деле, чтобы возможность пролетарского руководства ре­ волюцией превратилась в действитель­ ность? Для) этого необходимы, (указывал В. П. Ленин, по крайней мере, два условия: во-первых, чтобы у пролетариата был союзник, заинтересованный в решительной победе над царизмом, — таким союзником Ленин считал крестьянство; во-вторых, чтобы класс, борющийся с пролетариатом за руководство революцией, был оттеснен с поприща руководства и изолирован. Таким классом Ленин считал либеральную бур­ жуазию. Ленинская идея гегемонии пролетариата в б(уржуазной революции, развитая в книге «Две тактики социал-демократии в демо­ кратической революции», была новой уста­ новкой марксистской партии но вопросам тактики в буржуазно-демократической ре* волюции, ярким образцом творческого раз­ вития марксизма в новых условиях борьбы. Товарищ Сталин с самого начала первой русской революции решительно отстаивал и проводил ленинсную стратегию н такти­ ку в револювди, ленинскую идею гегемо­ нии пролетариата в революции. Имея в ви­ ду либералов, стремившихся не к револю­ ции, а к примирению с царем, товарищ Сталия еще накануне 9 января 1905 г. го­ ворил: «Да, господа, тщетны ваши стара­ ния! Русская революция неизбежна. Она так же неизбежна, как неизбежен восход солнца! Можете ли остановить восходящее солнце? Главной силай этой революции является городской и сельский пролета­ риат, знаменосцем ж* ее — сециал-дамо- нратичесиая рабочая партия, а не вы, гг. либералы!» (И. В. Сталин, Сочине­ ния. т. I, стр. 78). Ленинско-сталинская теория гегемонии пролетариата, блестяще подтвержденная на историческом опыте трех, русских револю­ ций, на опыте победоносного строительства социализма в СССР, имеет огромное между­ народное значение. « ★ * * Важнейшим средством свержения цариз­ ма и завоевания демократической респу­ блики В. И. Ленин и И. В. Сталин считали победоносное вооруженное восстание наро­ да. В противовес установкам меньшевиков Ленин доказал, что «...осуществление де­ мократической республики в России воз­ можно лишь в результате победоносного народного восстания...» (В. И. Ленин, Со­ чинения, изд. 4, т. 9, стр. 9), что «...об­ щедемократическое революционное движе­ ние уже привело к необходимости воору­ женного восстания» (Там же, стр. 55). Чтобы подвести массы к восстанию и сделать его всенародным, Ленин считал необходимым организацию массовых поли­ тических стачек; осуществление револю­ ционным путем 8-часового рабочего дня; немедленную организацию революционных крестьянских комитетов для осуществлешя в деревне революционно-демократических преобразований, вплоть до конфискации помещичьих земель; вооружение рабочих. Осуществление этих лозунгов развязывало революционную инициативу масс, подни­ мало их на восстание и дезорганизовывало аппарат царской власти. На основе этой тактики, как указывает­ ся в Кратком курсе истории В1Ш(б), выросли революционные стачечные коми­ теты в городе и революционные крестьян­ ские комитеты в деревне, из которых пер­ вые развились потом в Советы рабочих де­ путатов, а вторые — в Советы крестьян­ ских депутатов. Массовые политические стачки, сыграв­ шие в ходе первой русской революции пер­ востепенную роль в деле революционной мобилизации масс, явились новым, очень важным оружием в руках пролетариата, неизвестным до тех пор в практике марк­ систских партий и приобревппгм потом право гражданства. В. И. Ленин считал, что в результате победоносного вооруженного восстания цар­ ское правительство должно быть заменено временным революционным правительст­ вом. Ленин писал: «Решительная победа ре­ волюции над царизмом есть революционна- демократическая диктатура пролетариата и крестьянства» (В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, т. 9, стр. 40). Товарищ Сталии решительпо отстаивал ленинскую идею вооруженного восстания как средства свержения царизма и завое­ вания демократической республики. В сталинских работах 1905— 1907 годов дается всестороннее обоснование идеи во^ оружениого восстания. Товарищ Сталин так же, как и Ленин, придавал огромное значение технической подготовке восста­ ния, организации боевых дружин, добыва­ нию оружия и т. п. Товарищ Сталин повсе­ дневно руководил деятельностью больше­ вистской организации Закавказья по под­ готовке вооруженного восстания. Товарищ Сталин обосновывал н развивал идею Ленина о временном революционном правительстве. Создание временного рево­ люционного правительства. указывал товарищ Сталин, должно явиться естест­ венным результатом победоносного воору­ женного восстания народа. ★ * * В своей книге «Две тактики социал-де­ мократии в демократической революции» В. И. Ленин разработал новую установку о соотношении между буржуазной и социа­ листической революциями, сформулировал свою гениальную теорию перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую, определил содержание и условия этого перерастания и разработал тактику борьбы за его пре­ творение ь жизнь. Буржуазно-демократическую революцию В. П. Лепин и И. В. Сталин рассматривали как необходимый этап для перехода к со­ циалистической революции. В, И. Ленин считал, что вслед за выполнением демокра­ тических задач пролетариат и другие эксплуатируемые массы развернут борьбу за социалистическую революцию. Ленин считал обязанностью социал-демократии принять все меры к тому, чтобы буржуаз­ но-демократическая революция стала пере­ растать в революцию социалистическую. Ленин указывал, что чем полнее будет демократический переворот, тем скорее, шире, решительнее развернется новый этап революции — борьба за социализм. Полная победа происходящей в России ре­ волюции, учил Ленин, должна быть концом демократического переворота и началом борьбы за социалистический переворот. * Разрабатывая теорию перерастания бур- жуазЕкгдемократнческой революции в со­ циалистическую, Ленин опирался на из­ вестное положение Маркса о непрерывной революции, а также на известную мысль Маркса о необходимости сочетания кресть­ янского революционного движения с про­ летарской революцией. Эти положения Маркса были преданы забвению оппорту­ нистами из II Интернационала. Не ограни­ чиваясь восстановлением положений Марк­ са, Ленин развил из дальше и переработал в отройную теорию социалистической ре­ волюции. вводя в дело новый момент, как обязательный момент социалистической революции, — to юз пролетариата и полу­ пролетарских элементов города и деревни как условие победы пролетарской револю­ ции. «Пролетариат, — шк^ал Ленин, — дол­ жай провести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу кре­ стьянства, чтобы раздавить силой сопро­ тивление самодержавия и парализовать неустойчивость буржуазии. Пролетариат доджей совершить социалистический пе­ реворот, присоединяя к себе массу полу­ пролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии» (Там же. стр. 81). Своей новой теорией социалистической революции Ленин обогатил марксизм, дви­ нул вперед революционную науку. Ленин­ ский план открывал перед партией и рабо­ чим классом ясные перспективы борьбы и победы. «Достоинство этого плана, — писал товарищ Сталин, — состояло в том, что он, прямо и решительно формулируя клас­ совые требования пролетариата в эпоху буржуазно-демократической революции в России, облегчал переход к революции со­ циалистической. носил в себе в вародыше идею диктатуры пролетариата. В борьбе эа этот тактический план большинство рус­ ских практиков пошло за Лениным реши­ тельно и бесповоротно. Победа этого плана положила фундамент той революционной тактике, благодаря которой потрясает ныне паша партия основы мирового империа­ лизма» (И. В. Сталин, Сочинения, т. 4 стр. 313). В теории Ленина, развитой в книге «Две тактики социал-демократии в демократиче­ ской революции», не было прямого вывода о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой, стране. Но в ней были заложены все необходимые элемента для этого вывода. К этому выводу Ленин при­ шел спустя десять лет, в 1915 году. ★ ★ ★ Великая сила и жизненность тактиче­ ских приппипов большевизма, выдвинутых и обоснованных В. И. Лениным в работе «Две тактики социал-демократии в демо­ кратической революции», проверена всем ходом трех русских революций. Русский рабочий класс, возглавляемый большеви­ ками, идя во главе общедемократической борьбы- народа, в первой русской револю­ ции до основания потряс самодержавие, а в феврале 1917 года сверг его. Рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством, направляемый партией Ленина — Сталина, в октябре 1917 года сверг капиталистический строй и устано­ вил диктатуру пролетариата. Исторические победи советского народа, под руководством великой партии Ленина — Сталина проложившего человечеству дорогу в коммунизму, воодушевляют мил­ лионы трудящихся за рубежом на борьбу против капиталистического рабства, ва демократию и социализм. Партия больше- виков, руководствуясь ленинско-сталин­ ской стратегией и тактикой, показала ве­ ликий образец того, как нужно свергать власть помещиков и капиталистов, как нужно организовывать победу социалисти­ ческой революции, как нужно укреплять диктатуру пролетариата, строить комму­ нистическое общество. Опыт большевистской стратегии и так­ тики, учит Ленин, имеет не местное, не папионально-особенное, не русское только, а международное значение. На богатейшем опыте большевиков ком­ мунистические партии всего мира учились и учатся тому, как нужно завоевывать массы, вооружать их революционной стра­ тегией и тактикой, кап пужпо бороться и побеждать, И . ПЕТРОВ. П ортрет Героя С оветско го Сою за П. Г. Сгибнева. Рисунок матроса А. Осташннского. Победили смелость и решительность В море было свежо, но желающих итти на шлюпке вызвалось много. Это обгоня­ лось тем. что в нынешнем году моряки еще мало ходили под парусами, хотя в гребле имели достаточные навыки. Вскоре шлюпка отвалила от борта ко­ рабля. Старшиной ее шел опытный моряк Носков. По команде матросы поставили рангоут, подняли парус. Шлюпка пошла вперед, набирая скорость. Ветер начал резко крепчать. Офицер принял решение высадиться на берег. На­ кат был крутой. Шлюпка подошла к суше на веслах. Наступила пора, когда надо было воз­ вращаться на корабль. Шлюпка благопо­ лучно отошла от берега и под полным вет­ ра парусом направилась к кораблю. От сильной волны в шлюпке набралось мно­ го воды. Только тут моряки спохвати­ лись, что отливать ее нечем. Уверенность в себе, в том, что все всегда обходилось хорошо, на этот раз подвела. Но моряки не падали духом. Ветер стал слабее, корабль близко, и не­ которые даже пытались уже снять спаса­ тельные жилеты, но офицер запретил. Кстати, жилета ему нехватило, а ввиду свежей погоды, он был в алпаковой куртке поверх кителя. Последний поворот. То .ти ветер рванул в этот момент, то ли матрос неточно вы­ полнил команду, но фок вдруг резко пере­ шел на другой борт, шлюпка накренилась и вся потузилась в воду. Люди оказались аа бортом ее. — Всем в шлюпке, держаться аа нее,— приказал офицер. Несмотря на неожиданность, моряки бы­ стро выполнили приказание. Предусмотри­ тельно надетые спасательные жилеты сыграли сейчас важную рать. В худшем положении оказался офицер. Хотя он и неплохой пловец, умеет хорошо держаться на воде, но его было трудно в намокшей одежде. Надо было скорее раздеться. Но раздевание на плаву — сложное дело. — Помогите командиру. — первым крикнул матрос Дубовипкий. Офицер удивился, как этот, еше неопыт­ ный, незавидного телосложения матрос, далк в такую критическую минуту думает прежде всего о командире. Сразу несколько человек подплыли к офицеру и помогли снять куртку и китель. — Сюда, сюда на мачту!— кричал Ду- бовицкнй. — Здесь хорошо держаться. Под тяжестью трех человек мачта тону­ ла. Тогда старшина Носков распорядился всем, кроме офицера, держаться за шлюп­ ку, а ему посоветовал взять еще весло, чтобы было удобнее стоять на полузатонув- шей мачте. Что может быть благороднее по­ ступков Дубовицкого, Носкова и их това­ рищей в такую минуту? Нет лучше доказа­ тельства любви к командиру, спокойствия и выдержки. Все моряки чувствовали себя бодро, сильно. А- корабль уже спешил на помощь терпящим бедствие людям. Наблюдавший за шлюпкой с корабля матрос Ветров во­ время доложил о несчастье, и друзья торо­ пились на выручку. Люди и шлюпка с ее оснащением были взяты па борт. Но ртот случай в море нау­ чил многому. Он показал, что ни при каких условиях нельзя спускать шлюпку на во­ ду, не проверив, все ли есть на ней необхо­ димое, что все положенное вооружение дол­ жно быть исправно н постоянно находиться на своем месте. В том, что в шлюпке не оказалось ни лейки, ни ведра, повинны сами моряки, которые допустили благоду­ шие и самоуверенность. Броме того, опыт показал, что надо больше практиковаться в хождении под парусами и начинать тренировки в более благоприятную погоду, постепенно перехо­ дя от простого к более сложному. Когда все причины оплошности были тщательно об­ суждены, кто-то заметил: — Учиться надо, товарищи, больше я лучше. Море шутить не любит. Хороший урок задало оно нам сегодня. Но вместе с тем испытало наши волевые качества, ор­ ганизованность, умение не теряться и не хныкать. Урок этот учтем. М. ГРИШИН. Верность боевым традициям В годы Великой Отечественной войны командование возложило на личный состав нашего подразделения почетную и ответ­ ственную задачу — охрану и оборону военного имущества. Каждый солдат и сержант проникся чувством высокой ответственности за чет­ кое выполнение возложенных на пего обя­ занностей. Преодолевая трудности военного време­ ни. личный состав проявлял высокую дис­ циплинированность и организованность, бдительно охранял военное добро, своей самоотверженной службой содействовал быстрейшему разгрому врага. Немецко-фашистские захватчики под­ вергали варварской бомбардировке город Мурманск и его окрестности. При одной пз таких бомбежек враг подлог военный гос­ питаль. На ликвидацию пожара командой ваетие мобилизовало личный состав нашего подразделения. Солдаты и сержанты под руководством нашего политрука самоот­ верженно боролись с огнем. За успешное тушение пожара многие воины были отме­ чены правительственными наградами. Во время очередного налета вражеской авиации возник пожар в одном из карау­ лов. 12 часов бойцы боролись с разбуше­ вавшимся пламенем и отлично выпол­ нили поставленную перед ними задачу по тушению пожара. За самоотверженные действия сержант Дойников и солдат Ануф­ риев были награждены медалями «За бое­ вые 8аслуга», а лейтенант Тетелев орденом Красного Знамени. Сколько враг ни пытался уничто; охраняемые нами военное имущество и материалы, он всюду наталкивался нз стойкую оборону советских воинов. Каж­ дый боец и сержант ясно понимал возло­ женную на него боевую задачу и своими самоотверлсенными действиями ковал побе­ ду над заклятым врагом. Наше подразделение имеет славные бое­ вые традиции. Эти традиции личный со­ став свято оберегает и умножает в повсед­ невной учебе и службе. В подразделении имеется немало воинов, которые своим упорным трудом добились высоких показателей в боезой и политиче­ ской подготовке, укреплении дисциплины, бдительном несении караульной службы. Среди них — ветеран подразделения стар­ ший сержант сверхсрочной службы Киреев, сержанты Петренко и Жилкин, солдат 'Рай- хмаи и другие. Они с честью и достоинст­ вом выполняют свой служебный долг. Ефрейтор В. К У Л И К О В ^ ------- 0------- Высокая бдительность Империалисты разжи­ гают новую мировую вой­ ну. В этих условиях совет­ ские воины должны быть особенно бдительными. Комсомольцы Белов, Жал- пин, Хабарвов, Яигпль- дин, Нагаткнн и Левчук были назначены на ответ­ ственные посты в караул. Они проявили высокую бди­ тельность. Залогом успехов воинов явилось то. что опи глубоко изучили устав, инструкцию и табель по­ стов, честно выполняют пред’явлаемые к лицам су­ точного наряда требования. Комсомольская органи­ зация добивается того, что­ бы каждый член ВЛКСМ не только сам был бдитель- пым. но и воспитывал это качество у несоюзной моло­ дежи. Тг. Белов. Жалнин, Хабарков и другие личным примером добросовестного отпошения к службе и большевистским словом ув­ лекают за собой молотежь. А. ПРИСИЧ. о и В УЧЕБЕ И В СЛУЖБЕ — всегда впереди. Такой репутацией пользуются в нашем подразделении тт. Афанасьев и Мосен. Недавно им за успехи в боевой и политической подготовке присвоено воинское звание «ефрейтор». Т. Леонтьев. О МАТРОС Ф РОЛОВ , хорошо зная воинские уставы, образцово несет караульную службу. Его фотография помещена на Доске отличников. И. Никитин, О НА СОБРАНИИ личного состава подразделения командир вручил пе­ редовым воинам нагрудные знаки от­ личных специалистов. Награды полу­ чили сержант Молчанов, рядовые Лы- марь, Великанов и другие. И. Бурцев. О ЗВАНИЕ СТАРШИНЫ 2 СТА­ ТЬИ присвоено отличнику боевой я политической подготовки, командиру отделения Павлову. Его подчиненные имеют значительные успехи в овладе­ нии специальностями, в службе и дис­ циплине. В. Двуреченских. О НЕДАВНО состоялись стрельбы из винтовок. Передовые воины Федо­ ров и Марченко выполнили упражне­ ние отлично, за что были удостоены благодарности командира. В. Кукооальскнй. о НА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНО ­ ВАНИЯХ в подразделении лучшие ре­ зультаты показали тов. Ханнн — в беге, тов. Клочков—по прыжкам, тов. Сыроед — в метании гранаты. Все они, а также многие другие физкуль­ турники получили благодарность командира. С. Щербина. О МАТРОС ВЕРСТАКОВ зареко­ мендовал себя мастером порученного ему дела. Недавно он быстро и ус­ пешно произвел ремонт двигателя, показав свое умение и сноровку. М. Леонов. О В КЛУБЕ АВИАТОРОВ оформ­ лена витрина, показывающая расцвет экономики и культуры в союзных республиках. Она привлекает внима­ ние всех посетителей клуба. М. Криулев. Преодолевая трудности В море экипажу корабля часто приходится преодолевать трудности. Свежая погода, частыё вахты утомляют матросов. Вот здесь-то и нужно показать выдержку, настойчивость и умение в решении задач. Матросы знают: кто тренирует себя в преодолении трудностей, тот меньше устает и обладает, несомненно, большей выдержкой. Иногда бывает так, что один матрос, сменившись с вахты, чувствует себя усталым, а другой бодрым. Между тем вахту они стояли одну н ту же. Кроме вахт в походах приходится выполнять различные работы, подчас сложные н связагаые со штормовыми усло­ виями. Приведу такой пример. Корабль встал па якорь далеко от берега. Спустили шлюпку на воду. Гребцы получили прика­ зание — перевезти с берега имущество на корабль. Гребцы дружно навалились на весла, и шлюпка, отойдя от борта, быстро стала удаляться по направлению к берегу. Вскоре она стала еле заметной точкой, а эатем совсем исчез­ ла в сизой дымке. Выполнение задания зависело от расто­ ропности старшины п от усилий гребцов. Шлюпка хорошо подошла к берегу. Матросы быстро по­ грузили на ял имущество. Обратный путь был несравненно труднее. Не успела шлюпка отойти н 30 метров от берега, как накатом аахлеснуло ее и опрокинуло. Люди попадала t холодную воду, имущество плавало на поверхности и могл$ быть унесено в море. Моряки не растерялись. Они вытащили шлюпку на берег* вылили ие нее воду и, борясь с накатом, стали вытаскивать' на берег имущество. Несмотря на пронизывающий ветер, команда не падала духом, не подавала признаков’ малодушия.- У всех была одна мысль — побороть трудности и обравпово выполнить задание. Когда все было вытащено на берег и осмотрено, гребцу побеспокоились о себе. Ведь им предстоял нелегкий путь д d корабля. Мокрыми итти нельзя. Они разложили костер, сняли одежду, выжали аз нее воду и немного подсушили. Столкнув шлюпку в воду и нагрузив ее, старшина 2 статьи Попов осторожпо повел ял. На этот раз от берега отошли благотм лучно. Но до корабля итти было далеко. Матросы гребли я полную силу. ' ' : Благодаря выносливости и умению преодолевать трудно­ сти, этот рейс был завершен благополучно. Матросы рабо­ тали целую ночь и приложили все силы к тому, чтобы ус* пешно и до конца выполнить задание. Старшина 2 статьи В. ДЕНИСОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz