На страже Заполярья. 1950 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 авгуота 1950 г.. № 187 (3800). •П ГЕНИАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ТАКТИКИ К 45-летию со дня выхода в свет книги В. И. Ленина Две тактики социал-демократии в демократической революции В сокровищнице марксизма-ленинизма произзедепие В. П. Ленина «*Две тактики социал-демократии в демократической ре волюции» занимает выдающееся место. Эта замечательная ленинская работа была на писана в обстановке под’ема первой рево люции в России. В. П. Ленин в этом клас сическом произведении разработал важней шие проблемы стратегии и тактики марк систской партии, гениально обосновал стра' тегию и тактику большевиков в революции, подверг сокрушительной критике оппорту нистическую линию русских меньшевиков и западно-европейских реформистов. Б ак подлинный выразитель творческого марксизма, Ленин смело ломал старые, шаблонные представления о буржуазной ре волюции и тактике пролетариата. Исходя вз существа марксизма, обобщая опыт рус ской революции и международного рабочего движения. Ленин создал новую теорию со циалистической революции и заложил ос новы той революционной тактики больше вистской партии, при помощи которой ра бочий класс в союзе с беднейшим кресть янством в октябре 1917 года одержал победу над капитализмом, установил дик татуру пролетариата в форме Советов. Положения и идеи, выдвинутые и обос нованные В. П. Лениным в етом классиче ском произведении, сохраняют свою силу и руководящее значение и в наши дни. ★ ★ ★ Революция 1905 года привела в движе ние все классы и партии России. В усло виях величайшего поворота в политической ;кизпи страны, вызванного революцией. :каждый класс и каждая партия старались выработать свою тактику. Перед партией рабочего класса со всей оотротой встал в то время вопрос о выра ботке марксистской тактики, о вооружении рабочего класса правильными тактически- лозунгами. Этого требовали практиче ские вопросы, вставшие перед пролетзриа- Г-Т>м и его партией, — организация воору- ,*кеиного восстания, свержение царского правительства, создание временного рево люционного правительства, участие социал- демократии в етом правительстве, отноше ние к крестьянству и либеральной буржуа- гаи. От правильности линии поведения партии в революции, от верности тактиче ских лозунгов партии, от поддержки этих лозунгов народными массами зависел всход революции. Нужно было дать массам та кие лозунги, которые бы «...шли всегда гаереди революционной самодеятельности массы, служа маяком для нее, показывая во всем его величии и во всей его прелести наш демократический и социалистический идеал, показывая самый близкий, самый прямой путь к полной, безусловной, реши тельной победе» (В. И. Ленин. Сочинения, язд. 4, т. 9. стр. 93— 94). В этот ответственный момент социал-де мократическая партия вследствие оппорту низма и раскольнических действий мень шевиков оказалась расколотой на две фрак ции, которые фактически были двумя раз личными партиями — большевиков и меньшевиков. После того, как меньшевики отвергли предложение о созыве очередного Ш с’езда партии и о выработке единой так тики, большевики взяли на себя инициа тиву созыва Ш с’езда. Он открылся в ап- греле 1905 года в Лондоне. С’ездом руково дил В. И. Ленин. Меньшевики одновремен но созвали в Женеве свою конференцию. Большевистский с’еад и меньшевистская конференция приняли совершенно противо положные решения по тактическим вопро сам. Линия третьего, большевистского с’езда представляла полную противоположность линии меньшевистской конференции. Ш с’езд взял курс на полную победу бур жуазно-демократической революции и ее перерастание в революцию социалистиче скую. С’езд указал, что для победы рево- люпин необходимо, чтобы ее возглавил про летариат, чтобы он как вождь революции обеспечил союз с крестьянством, чтобы ли беральная буржуазия была изолирована. С’езд заявил, что для победы революции необходима организация вооруженного вос стания против самодержавия, в результате которого должно быть создано временное революционное правительство с участием в нем при благоприятных условиях социал- демократий. Меньшевистская конференция, наоборот, держала курс на свертывание революции. Меньшевики, плетясь в хвосте западно европейских оппортунистов, предлагали вместо вооруженного свержения самодер жавия его реформирование и «улучшение», вместо гегемонии рабочего класса в рево люции — гегемонию либеральной буржуа зии. вместо союза рабочего класса с кре- стьштством — союз с кадетской буржуази ей, вместо временного правительства — государственную думу, как центр «револю ционных сил». Спустя два месяца после Ш с’езда пар тии вышла в свет книга В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократиче ской резолюции». Она была посвящена за щите тактических решений 1П о’езда. Зта ленинская книга явилась политиче ской подготовкой большевистской партии. Ленинскую теорию революции и тактиче ские положения, разработанные В. И. Лениным в его гениальном труде, последо вательно отстаивал и развивал товарищ Сталии в своих работах, ■написанных в 1905— 1907 гг.. — «Вооруженное вос стание и наша тактика». «Временное ре волюционное правительство и социал-де мократия», «Две схватки», «Современный момент и Об’ едипепный с’езд рабочей пар тии», «Предисловие к грузинскому изда нию брошюры К. Каутского «Движущие силы и перспективы русской революции.') и п других произведениях. руководимые товарищам Сталиным за кавказские большевистские организации неуклонно проводили в жизнь ленинскую тактическую линию в революции. Еще II I с’езд в предложенной Лениным резолю ции, особо отиетил деятельность больше- ! вистских организаций Закавказья как на иболее боевых организаций нашей партии. ★ ★ * Основным тактическим положением, ко торым пронизана книга В. П. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократиче ской революции», является идея гегемонии (руководящей роли) пролетариата в бур жуазно-демократической революции, идея о том, что пролетариат может и должен стать вождем, руководителем этой револю ции. Для ооуществления этой руководящей роли, учил Ленин, у пролетариата есть все возможности, ибо он является наиболее пе редовым и единственным последовательно революционным классом общества. Он имеет свою собственную, независимую от буржуа зии, политическую партию, и он больше заинтересован в решительной победе рево люции, чем буржуазия. Свержение самодержавия, учил Ленин, даст возможность рабочему классу органи-, эоваться, подняться политически, приобре сти опыт руководства миллионными масса ми трудящихся и перейти от революции буржуазной к социалистической. Что требуется для того, чтобы гегемония пролетариата в буржуазно-демократической революции осуществлялась на деле, чтобы возможность пролетарского руководства ре волюцией превратилась в действитель ность? Для) этого необходимы, (указывал В. П. Ленин, по крайней мере, два условия: во-первых, чтобы у пролетариата был союзник, заинтересованный в решительной победе над царизмом, — таким союзником Ленин считал крестьянство; во-вторых, чтобы класс, борющийся с пролетариатом за руководство революцией, был оттеснен с поприща руководства и изолирован. Таким классом Ленин считал либеральную бур жуазию. Ленинская идея гегемонии пролетариата в б(уржуазной революции, развитая в книге «Две тактики социал-демократии в демо кратической революции», была новой уста новкой марксистской партии но вопросам тактики в буржуазно-демократической ре* волюции, ярким образцом творческого раз вития марксизма в новых условиях борьбы. Товарищ Сталин с самого начала первой русской революции решительно отстаивал и проводил ленинсную стратегию н такти ку в револювди, ленинскую идею гегемо нии пролетариата в революции. Имея в ви ду либералов, стремившихся не к револю ции, а к примирению с царем, товарищ Сталия еще накануне 9 января 1905 г. го ворил: «Да, господа, тщетны ваши стара ния! Русская революция неизбежна. Она так же неизбежна, как неизбежен восход солнца! Можете ли остановить восходящее солнце? Главной силай этой революции является городской и сельский пролета риат, знаменосцем ж* ее — сециал-дамо- нратичесиая рабочая партия, а не вы, гг. либералы!» (И. В. Сталин, Сочине ния. т. I, стр. 78). Ленинско-сталинская теория гегемонии пролетариата, блестяще подтвержденная на историческом опыте трех, русских револю ций, на опыте победоносного строительства социализма в СССР, имеет огромное между народное значение. « ★ * * Важнейшим средством свержения цариз ма и завоевания демократической респу блики В. И. Ленин и И. В. Сталин считали победоносное вооруженное восстание наро да. В противовес установкам меньшевиков Ленин доказал, что «...осуществление де мократической республики в России воз можно лишь в результате победоносного народного восстания...» (В. И. Ленин, Со чинения, изд. 4, т. 9, стр. 9), что «...об щедемократическое революционное движе ние уже привело к необходимости воору женного восстания» (Там же, стр. 55). Чтобы подвести массы к восстанию и сделать его всенародным, Ленин считал необходимым организацию массовых поли тических стачек; осуществление револю ционным путем 8-часового рабочего дня; немедленную организацию революционных крестьянских комитетов для осуществлешя в деревне революционно-демократических преобразований, вплоть до конфискации помещичьих земель; вооружение рабочих. Осуществление этих лозунгов развязывало революционную инициативу масс, подни мало их на восстание и дезорганизовывало аппарат царской власти. На основе этой тактики, как указывает ся в Кратком курсе истории В1Ш(б), выросли революционные стачечные коми теты в городе и революционные крестьян ские комитеты в деревне, из которых пер вые развились потом в Советы рабочих де путатов, а вторые — в Советы крестьян ских депутатов. Массовые политические стачки, сыграв шие в ходе первой русской революции пер востепенную роль в деле революционной мобилизации масс, явились новым, очень важным оружием в руках пролетариата, неизвестным до тех пор в практике марк систских партий и приобревппгм потом право гражданства. В. И. Ленин считал, что в результате победоносного вооруженного восстания цар ское правительство должно быть заменено временным революционным правительст вом. Ленин писал: «Решительная победа ре волюции над царизмом есть революционна- демократическая диктатура пролетариата и крестьянства» (В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, т. 9, стр. 40). Товарищ Сталии решительпо отстаивал ленинскую идею вооруженного восстания как средства свержения царизма и завое вания демократической республики. В сталинских работах 1905— 1907 годов дается всестороннее обоснование идеи во^ оружениого восстания. Товарищ Сталин так же, как и Ленин, придавал огромное значение технической подготовке восста ния, организации боевых дружин, добыва нию оружия и т. п. Товарищ Сталин повсе дневно руководил деятельностью больше вистской организации Закавказья по под готовке вооруженного восстания. Товарищ Сталин обосновывал н развивал идею Ленина о временном революционном правительстве. Создание временного рево люционного правительства. указывал товарищ Сталин, должно явиться естест венным результатом победоносного воору женного восстания народа. ★ * * В своей книге «Две тактики социал-де мократии в демократической революции» В. И. Ленин разработал новую установку о соотношении между буржуазной и социа листической революциями, сформулировал свою гениальную теорию перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую, определил содержание и условия этого перерастания и разработал тактику борьбы за его пре творение ь жизнь. Буржуазно-демократическую революцию В. П. Лепин и И. В. Сталин рассматривали как необходимый этап для перехода к со циалистической революции. В, И. Ленин считал, что вслед за выполнением демокра тических задач пролетариат и другие эксплуатируемые массы развернут борьбу за социалистическую революцию. Ленин считал обязанностью социал-демократии принять все меры к тому, чтобы буржуаз но-демократическая революция стала пере растать в революцию социалистическую. Ленин указывал, что чем полнее будет демократический переворот, тем скорее, шире, решительнее развернется новый этап революции — борьба за социализм. Полная победа происходящей в России ре волюции, учил Ленин, должна быть концом демократического переворота и началом борьбы за социалистический переворот. * Разрабатывая теорию перерастания бур- жуазЕкгдемократнческой революции в со циалистическую, Ленин опирался на из вестное положение Маркса о непрерывной революции, а также на известную мысль Маркса о необходимости сочетания кресть янского революционного движения с про летарской революцией. Эти положения Маркса были преданы забвению оппорту нистами из II Интернационала. Не ограни чиваясь восстановлением положений Марк са, Ленин развил из дальше и переработал в отройную теорию социалистической ре волюции. вводя в дело новый момент, как обязательный момент социалистической революции, — to юз пролетариата и полу пролетарских элементов города и деревни как условие победы пролетарской револю ции. «Пролетариат, — шк^ал Ленин, — дол жай провести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу кре стьянства, чтобы раздавить силой сопро тивление самодержавия и парализовать неустойчивость буржуазии. Пролетариат доджей совершить социалистический пе реворот, присоединяя к себе массу полу пролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии» (Там же. стр. 81). Своей новой теорией социалистической революции Ленин обогатил марксизм, дви нул вперед революционную науку. Ленин ский план открывал перед партией и рабо чим классом ясные перспективы борьбы и победы. «Достоинство этого плана, — писал товарищ Сталин, — состояло в том, что он, прямо и решительно формулируя клас совые требования пролетариата в эпоху буржуазно-демократической революции в России, облегчал переход к революции со циалистической. носил в себе в вародыше идею диктатуры пролетариата. В борьбе эа этот тактический план большинство рус ских практиков пошло за Лениным реши тельно и бесповоротно. Победа этого плана положила фундамент той революционной тактике, благодаря которой потрясает ныне паша партия основы мирового империа лизма» (И. В. Сталин, Сочинения, т. 4 стр. 313). В теории Ленина, развитой в книге «Две тактики социал-демократии в демократиче ской революции», не было прямого вывода о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой, стране. Но в ней были заложены все необходимые элемента для этого вывода. К этому выводу Ленин при шел спустя десять лет, в 1915 году. ★ ★ ★ Великая сила и жизненность тактиче ских приппипов большевизма, выдвинутых и обоснованных В. И. Лениным в работе «Две тактики социал-демократии в демо кратической революции», проверена всем ходом трех русских революций. Русский рабочий класс, возглавляемый большеви ками, идя во главе общедемократической борьбы- народа, в первой русской револю ции до основания потряс самодержавие, а в феврале 1917 года сверг его. Рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством, направляемый партией Ленина — Сталина, в октябре 1917 года сверг капиталистический строй и устано вил диктатуру пролетариата. Исторические победи советского народа, под руководством великой партии Ленина — Сталина проложившего человечеству дорогу в коммунизму, воодушевляют мил лионы трудящихся за рубежом на борьбу против капиталистического рабства, ва демократию и социализм. Партия больше- виков, руководствуясь ленинско-сталин ской стратегией и тактикой, показала ве ликий образец того, как нужно свергать власть помещиков и капиталистов, как нужно организовывать победу социалисти ческой революции, как нужно укреплять диктатуру пролетариата, строить комму нистическое общество. Опыт большевистской стратегии и так тики, учит Ленин, имеет не местное, не папионально-особенное, не русское только, а международное значение. На богатейшем опыте большевиков ком мунистические партии всего мира учились и учатся тому, как нужно завоевывать массы, вооружать их революционной стра тегией и тактикой, кап пужпо бороться и побеждать, И . ПЕТРОВ. П ортрет Героя С оветско го Сою за П. Г. Сгибнева. Рисунок матроса А. Осташннского. Победили смелость и решительность В море было свежо, но желающих итти на шлюпке вызвалось много. Это обгоня лось тем. что в нынешнем году моряки еще мало ходили под парусами, хотя в гребле имели достаточные навыки. Вскоре шлюпка отвалила от борта ко рабля. Старшиной ее шел опытный моряк Носков. По команде матросы поставили рангоут, подняли парус. Шлюпка пошла вперед, набирая скорость. Ветер начал резко крепчать. Офицер принял решение высадиться на берег. На кат был крутой. Шлюпка подошла к суше на веслах. Наступила пора, когда надо было воз вращаться на корабль. Шлюпка благопо лучно отошла от берега и под полным вет ра парусом направилась к кораблю. От сильной волны в шлюпке набралось мно го воды. Только тут моряки спохвати лись, что отливать ее нечем. Уверенность в себе, в том, что все всегда обходилось хорошо, на этот раз подвела. Но моряки не падали духом. Ветер стал слабее, корабль близко, и не которые даже пытались уже снять спаса тельные жилеты, но офицер запретил. Кстати, жилета ему нехватило, а ввиду свежей погоды, он был в алпаковой куртке поверх кителя. Последний поворот. То .ти ветер рванул в этот момент, то ли матрос неточно вы полнил команду, но фок вдруг резко пере шел на другой борт, шлюпка накренилась и вся потузилась в воду. Люди оказались аа бортом ее. — Всем в шлюпке, держаться аа нее,— приказал офицер. Несмотря на неожиданность, моряки бы стро выполнили приказание. Предусмотри тельно надетые спасательные жилеты сыграли сейчас важную рать. В худшем положении оказался офицер. Хотя он и неплохой пловец, умеет хорошо держаться на воде, но его было трудно в намокшей одежде. Надо было скорее раздеться. Но раздевание на плаву — сложное дело. — Помогите командиру. — первым крикнул матрос Дубовипкий. Офицер удивился, как этот, еше неопыт ный, незавидного телосложения матрос, далк в такую критическую минуту думает прежде всего о командире. Сразу несколько человек подплыли к офицеру и помогли снять куртку и китель. — Сюда, сюда на мачту!— кричал Ду- бовицкнй. — Здесь хорошо держаться. Под тяжестью трех человек мачта тону ла. Тогда старшина Носков распорядился всем, кроме офицера, держаться за шлюп ку, а ему посоветовал взять еще весло, чтобы было удобнее стоять на полузатонув- шей мачте. Что может быть благороднее по ступков Дубовицкого, Носкова и их това рищей в такую минуту? Нет лучше доказа тельства любви к командиру, спокойствия и выдержки. Все моряки чувствовали себя бодро, сильно. А- корабль уже спешил на помощь терпящим бедствие людям. Наблюдавший за шлюпкой с корабля матрос Ветров во время доложил о несчастье, и друзья торо пились на выручку. Люди и шлюпка с ее оснащением были взяты па борт. Но ртот случай в море нау чил многому. Он показал, что ни при каких условиях нельзя спускать шлюпку на во ду, не проверив, все ли есть на ней необхо димое, что все положенное вооружение дол жно быть исправно н постоянно находиться на своем месте. В том, что в шлюпке не оказалось ни лейки, ни ведра, повинны сами моряки, которые допустили благоду шие и самоуверенность. Броме того, опыт показал, что надо больше практиковаться в хождении под парусами и начинать тренировки в более благоприятную погоду, постепенно перехо дя от простого к более сложному. Когда все причины оплошности были тщательно об суждены, кто-то заметил: — Учиться надо, товарищи, больше я лучше. Море шутить не любит. Хороший урок задало оно нам сегодня. Но вместе с тем испытало наши волевые качества, ор ганизованность, умение не теряться и не хныкать. Урок этот учтем. М. ГРИШИН. Верность боевым традициям В годы Великой Отечественной войны командование возложило на личный состав нашего подразделения почетную и ответ ственную задачу — охрану и оборону военного имущества. Каждый солдат и сержант проникся чувством высокой ответственности за чет кое выполнение возложенных на пего обя занностей. Преодолевая трудности военного време ни. личный состав проявлял высокую дис циплинированность и организованность, бдительно охранял военное добро, своей самоотверженной службой содействовал быстрейшему разгрому врага. Немецко-фашистские захватчики под вергали варварской бомбардировке город Мурманск и его окрестности. При одной пз таких бомбежек враг подлог военный гос питаль. На ликвидацию пожара командой ваетие мобилизовало личный состав нашего подразделения. Солдаты и сержанты под руководством нашего политрука самоот верженно боролись с огнем. За успешное тушение пожара многие воины были отме чены правительственными наградами. Во время очередного налета вражеской авиации возник пожар в одном из карау лов. 12 часов бойцы боролись с разбуше вавшимся пламенем и отлично выпол нили поставленную перед ними задачу по тушению пожара. За самоотверженные действия сержант Дойников и солдат Ануф риев были награждены медалями «За бое вые 8аслуга», а лейтенант Тетелев орденом Красного Знамени. Сколько враг ни пытался уничто; охраняемые нами военное имущество и материалы, он всюду наталкивался нз стойкую оборону советских воинов. Каж дый боец и сержант ясно понимал возло женную на него боевую задачу и своими самоотверлсенными действиями ковал побе ду над заклятым врагом. Наше подразделение имеет славные бое вые традиции. Эти традиции личный со став свято оберегает и умножает в повсед невной учебе и службе. В подразделении имеется немало воинов, которые своим упорным трудом добились высоких показателей в боезой и политиче ской подготовке, укреплении дисциплины, бдительном несении караульной службы. Среди них — ветеран подразделения стар ший сержант сверхсрочной службы Киреев, сержанты Петренко и Жилкин, солдат 'Рай- хмаи и другие. Они с честью и достоинст вом выполняют свой служебный долг. Ефрейтор В. К У Л И К О В ^ ------- 0------- Высокая бдительность Империалисты разжи гают новую мировую вой ну. В этих условиях совет ские воины должны быть особенно бдительными. Комсомольцы Белов, Жал- пин, Хабарвов, Яигпль- дин, Нагаткнн и Левчук были назначены на ответ ственные посты в караул. Они проявили высокую бди тельность. Залогом успехов воинов явилось то. что опи глубоко изучили устав, инструкцию и табель по стов, честно выполняют пред’явлаемые к лицам су точного наряда требования. Комсомольская органи зация добивается того, что бы каждый член ВЛКСМ не только сам был бдитель- пым. но и воспитывал это качество у несоюзной моло дежи. Тг. Белов. Жалнин, Хабарков и другие личным примером добросовестного отпошения к службе и большевистским словом ув лекают за собой молотежь. А. ПРИСИЧ. о и В УЧЕБЕ И В СЛУЖБЕ — всегда впереди. Такой репутацией пользуются в нашем подразделении тт. Афанасьев и Мосен. Недавно им за успехи в боевой и политической подготовке присвоено воинское звание «ефрейтор». Т. Леонтьев. О МАТРОС Ф РОЛОВ , хорошо зная воинские уставы, образцово несет караульную службу. Его фотография помещена на Доске отличников. И. Никитин, О НА СОБРАНИИ личного состава подразделения командир вручил пе редовым воинам нагрудные знаки от личных специалистов. Награды полу чили сержант Молчанов, рядовые Лы- марь, Великанов и другие. И. Бурцев. О ЗВАНИЕ СТАРШИНЫ 2 СТА ТЬИ присвоено отличнику боевой я политической подготовки, командиру отделения Павлову. Его подчиненные имеют значительные успехи в овладе нии специальностями, в службе и дис циплине. В. Двуреченских. О НЕДАВНО состоялись стрельбы из винтовок. Передовые воины Федо ров и Марченко выполнили упражне ние отлично, за что были удостоены благодарности командира. В. Кукооальскнй. о НА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНО ВАНИЯХ в подразделении лучшие ре зультаты показали тов. Ханнн — в беге, тов. Клочков—по прыжкам, тов. Сыроед — в метании гранаты. Все они, а также многие другие физкуль турники получили благодарность командира. С. Щербина. О МАТРОС ВЕРСТАКОВ зареко мендовал себя мастером порученного ему дела. Недавно он быстро и ус пешно произвел ремонт двигателя, показав свое умение и сноровку. М. Леонов. О В КЛУБЕ АВИАТОРОВ оформ лена витрина, показывающая расцвет экономики и культуры в союзных республиках. Она привлекает внима ние всех посетителей клуба. М. Криулев. Преодолевая трудности В море экипажу корабля часто приходится преодолевать трудности. Свежая погода, частыё вахты утомляют матросов. Вот здесь-то и нужно показать выдержку, настойчивость и умение в решении задач. Матросы знают: кто тренирует себя в преодолении трудностей, тот меньше устает и обладает, несомненно, большей выдержкой. Иногда бывает так, что один матрос, сменившись с вахты, чувствует себя усталым, а другой бодрым. Между тем вахту они стояли одну н ту же. Кроме вахт в походах приходится выполнять различные работы, подчас сложные н связагаые со штормовыми усло виями. Приведу такой пример. Корабль встал па якорь далеко от берега. Спустили шлюпку на воду. Гребцы получили прика зание — перевезти с берега имущество на корабль. Гребцы дружно навалились на весла, и шлюпка, отойдя от борта, быстро стала удаляться по направлению к берегу. Вскоре она стала еле заметной точкой, а эатем совсем исчез ла в сизой дымке. Выполнение задания зависело от расто ропности старшины п от усилий гребцов. Шлюпка хорошо подошла к берегу. Матросы быстро по грузили на ял имущество. Обратный путь был несравненно труднее. Не успела шлюпка отойти н 30 метров от берега, как накатом аахлеснуло ее и опрокинуло. Люди попадала t холодную воду, имущество плавало на поверхности и могл$ быть унесено в море. Моряки не растерялись. Они вытащили шлюпку на берег* вылили ие нее воду и, борясь с накатом, стали вытаскивать' на берег имущество. Несмотря на пронизывающий ветер, команда не падала духом, не подавала признаков’ малодушия.- У всех была одна мысль — побороть трудности и обравпово выполнить задание. Когда все было вытащено на берег и осмотрено, гребцу побеспокоились о себе. Ведь им предстоял нелегкий путь д d корабля. Мокрыми итти нельзя. Они разложили костер, сняли одежду, выжали аз нее воду и немного подсушили. Столкнув шлюпку в воду и нагрузив ее, старшина 2 статьи Попов осторожпо повел ял. На этот раз от берега отошли благотм лучно. Но до корабля итти было далеко. Матросы гребли я полную силу. ' ' : Благодаря выносливости и умению преодолевать трудно сти, этот рейс был завершен благополучно. Матросы рабо тали целую ночь и приложили все силы к тому, чтобы ус* пешно и до конца выполнить задание. Старшина 2 статьи В. ДЕНИСОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz