На страже Заполярья. 1950 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 6 тогутгта 1950 г.. № 185 (3798). Обязанности старшины и сержанта о обучении и воспитании подчиненных Роль старшин и сержантов в обучении и воспитании матросов исключительно вели ка. Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин назвал их ближайшими и непосредственными начальниками и воспи тателями солдат и матросов. Место старшин .и сержантов в военной глппи, их разносторонние обязанности и большие права четко определены уставами Вооруженных Сил Союза ССР. Опи отве чают за обучение, воспитание, воинеиую дисциплину, строевую выправку и опрят ный внешний вид своих подчиненных, за правильное испольэованне, сбережение бое вой техники, аппаратуры, спаряження и обмундирования. Опи лично обучают вои нов боевому мастерству, прививают им любовь к службе, к своему заведывапита. Старшинский состав помогает команди рам и политработникам воспитывать у ма- гросов высокие морально-политические ка чества, боевую стойкость, выносливость. По условиям нашей флотской жизни, службы и быта, по уставным обязанностям старшина и сержант должны знать своих подчиненных и постоянно влиять на них. Любой старшина, будь то командир отделе ния или расчета, или старшина команды, всегда находится с матросами. Это позво ляет ему осуществлять непрерывное воз действие на учебу, службу л быт подчинен ных. Для того, чтобы хорошо выполнять вое отн большие и ответственные обязанности, старшине надо, прежде всего, 'Самому обла дать определенными военными и политиче скими знаниями и неустанно совершенство вать их, показывать личпый пример созна тельной дисциплины, бодрости, выносливо сти, иметь командирские навыки. Разумеется, все эти цепные качества не приходят сами собой, они вырабатываются систематически, последовательно и упорно. Обучение и воспитание старшипского со става является одной из главных задач всех командиров и политработников. Поэтому от офиперов требуется большая забота об обучении и воспитании старшин ского и сержантского состава. Для этого необходимо регулярно два раза в месяц про водить инструкторско-методические заня тия с командирами отделений по боевой учебе. Цель этих занятий — непрерывно повышать военные знания старшин и сер жантов, передавать им боевой опыт минув шей войны. Пменно здесь офицерский со став приучает старшин действовать так, ка к это требуется в современном бою, вы рабатывает у них навыки правильного ру ководства отделениями. В нашел подразделении практикуготся разборы учебной и дисциплинарной прак тики старшин. Такие разборы имеют боль шое воспитательное значение. Они дают возможность регулярно подводить итоги ра боты старшин в отделениях, вскрывать недостатки в их деятельности, обобщать положительный опыт. Старший лейтенант Папин, наблюдая за действиями командиров отделений старших матросов Суркова и Кравцова, обратил вин- мание на то, что они неумело, не по-устав- яому отдавали приказания, пе командовали своими подчиненными, а уговаривали их. Ясно, что при таких взаимоотношениях на чальника с подчиненными авторитет командира будет невысок, что отрицатель но скажется на состоянии воинской дис циплины в отделении. Старший лейтенант Папин не раз и не два беседовал с командирами отделений о том, какое зпачеппе имеет правильно подан ная команда, как должен держать себя на чальник по отношению к подчиненным, какие требования на этот счет пред’являют к нему уставы советских Вооруженных Сил. Офицеры должны всемерно повышать от ветственность старшин эа состояние уче бы и дисциплины в отделениях и вместе с тем укреплять авторитет старшин, как не посредственных начальников и воспитате лей матросов. Методически правильно в этом отношении поступает старший лейте нант Панин. Он систематически, настойчи во воспитывает комапдиров отделений, тре бует от них отличной выучки и безупреч ной дисциплины в отделениях, но при'этом не подменяет командиров отделений, а уме ло опирается на них. Например, оружие подчиненных он ос матривает, как этого требует устав, не ре- же одного раза в месяц и. если нахо дит какие-либо недостатки, спрашивает, прежде всего с командиров отделений а те, в свою очередь, — с матросов. Строгий уставной порядок приучает старшинский состав ежедневно тщательно следить за боевой техникой, своевременно принимать меры к образцовому сбереже нию ее. К сожалению, еще не все офицеры строго придерживаются такого правила. Некото рые из них пытаются сами чуть ли не еже дневно осматривать боевую технику и за частую вызывают для об’яснений не коман диров отделений, а прямо матросов. Такая практика способна только понизить ответ ственность старшин и командиров отделе ний, сковать их инициативу. Необходимым условием воспитания ини циативного, находчивого старшины и сер жанта является предоставление ему извест ной самостоятельности в принятии реше ний. Па фронте во время Великой Отечест венной войны командиры отделений неред ко заменяли выбывших из строя офицеров и вели солдат в бой. Тогда сама обстановка требовала от них быстрых и решительных самостоятельных действий. Теперь, в мир ное время, самостоятельность и находчи вость должны вырабатываться в процессе учебы. В качестве примера можно сослаться на старшего лейтенанта Папина, который на столько подготовил старшего сержанта Ва силенко, что он может в ряде случаев са мостоятельно выполнять более сложные обязанности. Большое значение имеет участи» стар шинского состава в дисциплинарной прак тике. Без участия старшинского состава невозможно в полной мере претворить в жизнь важнейшее требование Дисциплинар ного устава, гласящее: €Интересы зашиты Родины требуют от начальника не остав лять без воздействия ни одного проступка подчиненных, строго взыскивать с неради вых и поощрять достойных за проявленное усердие, подвиги и отличия по службе». При проверке в одном из подразделений дисциплинарной практики оказалось, что взыскания и поощрения в преобладающем большинстве были об’явлены офицерским составом. Старшинский состав крайне ред ко пользовался своими дисциплинарными правами. Ненормальности в дисциплинар ной практике об’ясняются тем, что неко торые офицеры зачастую подменяют стар шин, действуют через их голову. Если некоторые командиры умышленно проходят мимо проступков своих подчинен ных, думая заслужить себе дешевый авто ритет, их нужно строго наказывать, разяс- нять нм порочность подобной практики. Основная причина слабого участия стар шинского состава в дисциплинарной прак тике зависит от их недостаточной коман дирской подготовки. Чтобы взыскивать с починенных или по- ошрять их, командиру отделения илм стар- псипе надо повседневно вникать в службу матросов, во-время поддерживать старатель ность и инициативу, надо проявлять стро гую требовательность и добиваться выпол нения своих приказаний. Офицерскому со ставу надо на конкретных примерах из жпзнн подразделения, из опыта своей командирской работы показать старшинско му составу, какое большое воспитательное значение имеют поощрения и взыскания у нас в Вооруженных Силах. В неразрывной связи с боевой подготов кой и командирской учебой старшинского состава в нашем подразделении ведется си стематическая работа по политическому воспитанию старшинского состава. За пос леднее время улучшилось качество полити ческих занятий, как основной формы поли тического воспитания матросов и старшин. Группами политзанятий старшинского со става руководят офицеры. Они прилагают много старания к тому, чтобы старшины получили глубокие и прочные политические знания. Случаи пропуска политзанятий без ува жительных причин или отрыва старшин от учебы на хозяйственные и другие работы у нас полностью изжиты. Со старшинами, ко торые по условиям службы пе могут при сутствовать па том или ином занятии, до полнительно работают помощники руково дителей групп политзанятий, подобран ные из числа наиболее политически подго товленных старшин-коммунистов. Такие помощники руководителей, как мичман Зубов, старшина 1 статьи Трофи мов и старшина 2 статьи Саиыгпн, систе матически занимаются с пропустившими занятия и с теми, кому дается трудно уче ба. Партийное бюро несколько раз обсужда ло вопрос о повышении роли коммунистов — старшин, командиров отделений в бое вой и политической подготовке, в укрепле нии дисциплины. Партийное бюро помогло коммунистам старшине 1 статьи Мосенко и комсомольпам старшинам Булатову, Ти мофееву, Куликову и Скороходову овладеть правильными методами руководства подчи ненными. Рано еще говорить о каких-либо общих итогах работы по обучению и воспитанию старшипского состава. Можно привести лишь некоторые примеры того, как коман диры отделений становятся умелыми, тре бовательными начальниками и вдумчивы ми воспитателями матросов. Очевиден деловой и политический рост командира отделения старшего матроса Зы кова. В прошлом у пего были серьезные не достатки. Его отделение отставало в боевой и политической подготовке. Сам командир отделения не проявлял должной заботы об учебе своих подчиненных. Пришлось при ложить немало труда, чтобы воспитать Зы кова настоящим командирам отделения. Старший лейтенант Папин настойчиво учил его методике проведения занятий, всячески развивал в нем сознание личной ответст венности за обучение и воспитание матро сов. Сейчас старший матрос Зыков по праву считается одним пз лучших командиров отделений. В его отделении оружие всегда в образцовом состоянии, у матросов хорошая выправка и опрятный внешний вид, замет но повысилась успеваемость »в боевой и политической подготовке, изжиты наруше ния дисциплины. Эти успехи обясняготся тем, что коман дир отделения старший матрос Зыков пра вильно понимает свои обязанности и добро совестно их выполняет. Личным примером, справедливой требовательностью воспиты вает он подчиненных. Он учит матросов так, как велит Военная присяга, как тре буют уставы Вооружеппых Сил. Таких примеров хорошей службы коман диров отделений в нашем подразделении не мало. По это, конечно, не значит, что в воспитании старшинского состава у нас все обстоит благополучно. Лучшие образцы систематической, вдум чивой работы офиперов со старшипским со ставом пока не стали обшим явлением. Мы еще не добились того, чтобы каждый комап дир отделения, старптипа стал настоящим поборником дисциплины и организованно сти, надежной опорой офицера в обучении и воспитании подчиненных. Требования к командирам отделений все j более возрастают, ибо опи имеют дело с но- ; вой, более сложной боевой техпикой. Отсю да встает задача дальнейшего совершенст вования их воеппых и специальных знаний, воспитания в них мастеров военного дела, хозяев своих отделений и расчетов. Надо также много н упорно работать над тем, чтобы непрерывно повышать политическую подготовку старшинского состава, расши рять их культурный кругозор. Бесспорно, чем выше будут идейный уровень и боевая выучка командиров отде лений и старшин, их сознательность и ак тивность, тем лучше мы разрешим ответст венные задачи обучения и востгитания вои нов и дальнейшего укрепления советской воинской дисциплины. А. ЛОБОВ. Герой-морякза учебой Далеко за полночь. Притихли шум ные московские улицы. За окнами ско ро начнется рассвет. В небольшой ком натке общежития, склонившись над сто лом, сидит над книгами Макар Андреевич Бабиков. Перед ним лежат раскрытый том произведений товарища Сталина и тетрадь, испещренная записями прочитанного. Ве ликие идеи книги настолько захватили его, что он не замечает, как идет время, не замечает, что начался уже новый день. Он внимательно вчитывается в каждое сталин ское слово, чтобы глубже попять и осмыс лить мудрые указания вождя. Макар Андреевич Бабиков — слушатель кож, своим товарищам. — Нот врожденной храбрости. Это качество нужно воспитать в себе... и тогда станешь храбрецом. И вот учеба закончена. Первое бое вое крещение разведчик Бабиков по лучил в боях на мысе Могильном. Совет ские моряки после успешной атаки сокру шили опорный пункт немцев. Фашистский гарнизон был полностью уничтожен — ни один гитлеровец не успел удрать. Противник бросил против отряда севе роморцев до батальона автоматчиков. Гит леровцы перерезали перешеек и перекрыли выход отряду с мыса. Осталось одно — прерваться сквозь вражеское окружение. высшей партийпой школы при Централь- i иттн напролом. До ночи решили держаться, ном Комитете ВКП(б). Он готовится к сдаче ' Под прикрытием темноты лете было осу- Отличник боевой и политической под готовки старший матрос Павел Сергеев за высокие успехи в службе и учебе имеет 30 поощрений от командования. Недавно командир корабля поощрил его краткосрочным отпуском за успехи в обу чении и воспитании подчиненных. НА СНИМКЕ: старший матоос П. Сергеев. Фото Н. Высоцкого., Письмо председателя нолхоза Я написал письмо председателю колхо за в родное село Альменн Чувашской АОСР и попросил его рассказать об успехах земляков-колхозников. Председатель кол хоза ответил мпе: «Я очень рад, что вы, советские воины, интересуетесь жпзпью колхозников. Когда вы были в отпуске в 1949 году, то у пас в колхозе строилась электростанция. И вот в конце нюня над селом Альмени вспыхнули электрические огни — зарабо тала колхозная электростанция па реке Большой Нивнль. 160 лампочек Ильича горят в домах колхозников и общественных зданиях колхоза. Теперь колхоз органи зует электромолотьбу и построит ряд под собных предприятий, которые будут рабо тать на электроэнергии. В домах колхоз ников появилось радио. Уборка урожая — это очень ответст венная задача. К уборке мы получили ком байны. тракторы и автомашины. Думаем, что в этом году уборку закончим раньше прошлогоднего и первым хлебом рассчи таемся с государством». Мое сертпе полно гордости за то, что я стою на боевой вахте, что мне поручено охранять прекрасную, счастливлю, радост ную жизнь нашего народа. Матрос Л. БАТАЛОВ. ------- 0------- годовых экзаменов. Работы впереди мпого. Нужно повторить огромный материал, по вторить так, чтобы он хорошо уложился в памяти. На экзамепы надо прпттп основа тельно подготовленным, чтобы ответить на любой вопрос. Коммунист Бабиков прекрас но понимает большое значение предстоя ществить атаку на прорыв. Враг неотступно рвался вперед. Огнем и гранатами до самой темноты сдерживали его патиск североморцы. Почьго обстановка не улучшилась. Немцы непрерывно- жгли ракеты, освещая все подходы. Подтянув минометы, опи обрушили на советских мо щей проверки знаний и поотому, не жалея j ряков сотни мин. , сил. трудится пад изучением произведений : Ракеты, не погасая, висели в воздухе. Iклассиков марксизма-ленинизма. Упорства (Было светло, как днем. Подниматься в ата- 1и настойчивости у него достаточно. Перед j ку — значит понести большие потерн, а I трудностями он не спасует. Любую прегра-; силы у отряда были невелики по сравпе- ду преодолеет и пели своей добьется. Этому его научили мудрая партия большевиков, наша прекрасная советская жизнь, служба • в рядах славного Северпого флота. Северо морская школа многое дала Макару Бабя^ когу. На Северный флот Макар Апдреевич при шел в начале Великой Отечественной вой ны. До этого он работал учителем в сво ей родной республике Коми. Ему по душе был этот благородный труд воспитателя. С каким огромным желанием отдавался учи тель своему любимому делу. Его уважали и любили дети- Много интересного и полеопо- го узнавали они из бесед своего учителя. Йогда началась война и над Родиной па- висла смертельная опасность, учитель Ба биков, как п многие другие тысячи совет ских граждан, ушел на фрг*нт, встал в боевые ряды защитников родного Отечест ва. пню с противником. Нужно было уничтожить блиндаж, га которого ракетчики освещали долину. Вы полнить эту задачу вызвались двое — Ми хеев и Бабиков. Расстояние до блиндажа небольшое. Но сколько требуется храбрости и умения, чтобы под непрерывным огпем иинометов, пулеметов, автоматов на глазах у npo ja j- пика проползти этот короткий путь. лежал наготове, затаив дыхание, ожЯВя взрыва вражеского блиндажа. Медленно тя нулись эти минуты ожидания. И вдруг, освешепные огнем ракет, взмет нулись две фигуры. Это поднялись во весь рост Бабиков и Михеев. Связки гранат по летели в блиндаж. Взрыв потряс воздух. Отряд североморпев ринулся в атаку. Прорыв был успешно завершен. Моряки вышли из вражеской западни. * Прошли два года войны. Мпого схваток Макара Бабикова зачислили ппса -. провели морские пехотинцы. Макар Бабн- О РАНО УТРОМ подразделение прибыло на стрельбище. Пока воины отдыхали после перехода, командир отделения тов. Сметана готовился к показательным стрельбам. Вмесге со своими подчиненными он продемонстрировал высокие достиже. ния в огневой подготовке. Сам тов. Сметана упражнение выполнил на «отлично*. Успехов добились также солдаты Федулов и Железняк. Командир об ’явнл им благодарность. Солдат М. Пояг. О ПРИМЕРНЫМ воинам Войниц. кому, Соболеву и Писареву, система тически выполняющим задания по" пе ревозке грузов на 210—220 процен тов, командир об’явил благодарность. С. Рябов. О НА ДН ЯХ группа воинов во главе с сержантом Бояркиным с боль шим успехом справилась с ответст венной задачей. Бойцы раньше срока закончили работу. В. Ярулин. рем одной из береговых частей. Оп сразу жо подает рапорт об отправке его на передовые позиции. Он просит комапдовапие зачислить его в отряд морских пехотинцев. Ему не терпелось лицом к лицу встретить ся с врагами и в открытом бою уничтожать фашистскую нечисть. В те дни развертывались ожесточенпые сражения на всем огромном фронте от Чер ного до Бареплова моря, горячие бои шли и в Заполярье. Гитлеровцы бешено рвались к Мурмапску, к базам Северпого флота. Опи планировали с ходу захватить совет ский Север, уничтожить наш флот. Воины героической Советской Армии и моряки нашего флота поклялись грудью своей защитить Советское Заполярье, не пропустить взбесившегося фашистско го зверя к нашим полярным городам. Бок о бок, как родные братья, встали на защиту Мурманска воины Советской Армии я моряки Северпого флота. В один из морских отрядов был зачислен и Макар Бабиков. Для него начались дни напряженной боевой подготовки. Необходи мо было научиться ипогому. Моряк и па суше должен действовать смело и отважно, умело преодолевать препятствия, быстро и решительно наступать. Меткий огопь из ав томата, умепне выбирать наиболее важные цели — необходимые качества морского пе хотинца. Владеть гранатой, умело окапы ваться — все это должен знать боец мор ского отряда, чтобы разить врага наверня ка. Учеба вначале давалась трудновато. Ба бикову мпого помогали товарищи. Часто занимался с ним сам командир. Каждый день все упорнее п настойчивее преодоле вал оп одну трудность за другой. Упорство и настойчивость победили. — Разговор о какой то врожденной храб рости не имеет смысла, — говорил быв ший народный учитель, ставший разведчи ков стал умелым разведчиком, отважным вопиом. Он возмужал, закалился. В дни знаменитого десятого сталинского удара, когда советские воины очищали от врага Советское Заполярье, разведчик Ба биков шел в первых рядах освободителей. Отряд североморских разведчиков прокла дывал путь паступающим войскам, помо гал высадке морских десантов. В одном из боев отважный воин в j g o - пашной схватке истребил четырех ровцев, вступив в единоборство против се ми фашистов. В другой раз Макар Бабиков, рискуя жизнью, вплотную подобрался к вражеской пулеметной точке и взорвал ее. Этим самым оп спас группу своих боевых товарищей. За многочисленные геройские подвига, за мастерство и отвагу моряк-разведчпк Ма кар Андреевич Бабиков был удостоен высо кого звания Героя Советского Союза. Слав ный патриот Родины, верный сын больше вистской партпп, североморец Бабиков « честью оправдал высокое звание Еоммунн* ста-моряка. Когда отгремели бои, Макар Бабиков возвратился в свои родные края, к своей мирпой, благородной работе. Он снова стал воспитателем молодежи, заботливым и вни мательным наставником юношей и деву шек. По только поле деятельности его зна чительно расширилось. Народный учитель, воин-герой был выдвинут на руководящую комсомольскую работу. Потом оп уезжает на учебу в Москву, в высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). ...П вот оп сидит, склонившись над кни гами Ленина и Сталина. Великие идеи ве ликих вождей зовут его к новым победам во имя светлого будущего нашей Родины, во имя коммунизма. В. ТАНИН, ------- 0------- ПРИМЕРНЫЙ ВОИН В нашем подразделении большим авто ритетом среди товарищей пользуется еф рейтор Сова. Он повседнеппо помогает вои нам в политической учебе, в изучепни боевой техники. Его назначили командиром отделения. Он вывел его в число передовых в подразделении. Солдат Н. ТИХОМИРОВ. БЛЕСТЯЩАЯ ПОБЕДА РУССКОГО ФЛОТА К 230-летию СО ДНЯ БИТВЫ ПРИ ГРЕНГАМЕ Завтра исполняется 230 лет со дня вы дающейся победы русского военно-морско го флота пад шведами у острова Гренгам в водах Аландского архипелага. Грентам- ская победа явилась одлим из завершаю щих эпизодов победоносной борьбы русско го парода против шведов в Северной войне 1700— 1721 гг. Враг был изгнан из Фин ского залива. Россия вернула искони при надлежавшие ей прибалтийские эемли. В ходе Северной войны русский народ огромным напряжением сил в- короткий срок создал сильную регулярную армию и военно-морской флот, одержавшие замеча тельные победы пад врагом. Переломным моментом в войне явилась великая победа русской армии под Полтавой в 1709 году. За Полтавой последовало взятие сильной крепости в Финском заливе — Выборга, изгнание шведов из Ревеля и Риги. В 1714 году молодой Балтийский флот разбил шве дов* у Гапгута, а через пять лет — у Эзе ля. Русский флот вышел на широкие про сторы Балтийского моря. Петр I мог рас считывать на скорое окопчапие войны. Между русскими и шведскими уполномо ченными пачалнсь мирные переговоры. Однако в дело вмешалась Англия, заняв шая явно враждебную позицию по отноше нию к России. В конпе 1719 года Англия заключила со Швецией договор о дружбе и ненападе нии. а в январе 1720 года — повый до- 0 взаимопомощи, направленный про тив России. Английский король открыто субсидировал шведское правительство деньгами и обещал послать в Балтийское море в помощь шведам эскадру военных кораблей. В договоре прямо говорилось, что в интересах «королевств шведского н великобританского... весьма нужно, чтобы Балтийское море не досталось во власть царя московского». Коварными методами подкупа н запуги вания английская дипломатия добилась заключения тайной конвенции между шведским и польским правительствами. В ней было записано: «Обе стороны соеди няются, дабы привести в надлежащие пре делы могущество царя Российского». Вслед за этим Пруссия н Дания, также подстре каемые англичанами, нарушили союзниче ские обязательства по отношению к Рос сии, подписав мир со Швецией. Вознями английской дипломатии Россия, оказалась изолированной; против пее была создана коали ция сильных евроиен, ских держав. Швепнг затягивала мирные пе реговоры и, мобилизуя все свои резервы, гото вилась к активным дей ствиям совместно с аш- лпланами. Песмотря на откры тый переход союзников на сторону врага, Петр I решил продолжать вой ну д полной победы. Стремясь принудить противника к миру, он перепес военные действия на шведское побережье. Готовясь к кампании 1720 года, Петр I сосредоточил на берегах Эстляпдии и Кур ляндии большое количество войск, пост роил повые корабли, обращая особое вни мание на подготовку гребпого галерного флота, ранее показавшего хорошие мапев- репные качества. Предвидя возможное соедипепие английского флота со швед ским, Петр I зимой 1719 — 1720 гг. при нял энергичные меры для укрепления по бережья Фппского залива, особенно Крон штадта, Ревеля, Гельсипгфорса и других стратегически важных пунктов. Особое внимание Петр обратил на оборону Крон штадта. «Оборону флота и сего места иметь до последней силы и живота, яко наиглав- нейшее дело», — писал он коменданту кронштадтской крепости. Русский флот проводил смелые «терапии в Балтийском море, несмотря на то, что весной 1720 года сюда прибыла и присое динилась к шведскому флоту английская эскадра под командованием адмирала Нор риса. В апреле русские высадили на швед ское побережье десант в составе около 6.300 человек пехоты н конницы. Десант разгромил несколько береговых неприя тельских укреплений, захватил в числе других трофеев ряд мелких судов и воз вратился обратно. В июле командующий русским галерным флотом генерал Голицын получил сведения о появлении значительной шведской эскадры в южной части Аландского архи пелага. Располагая 61 галерой и 29 лод ками, на которых было около 10 тысяч человек сухопутных войск, он вышел из Гельсингфорса навстречу противнику. 26 июля (6 августа) 1720 года русские моряки обнаружили шведскую эскадру адмирала Шеблата в составе линейного корабля, 4 фрегатов и 9 мелких судов. Свежий юго-западный ветер предоставлял шведскому парусному флоту большие пре имущества для мапевра, в то время как большие волны мешали русским гребным судам подойти к противнику для абордаж ного боя. Голицын решил отойти в укры тое место и обождать там более благопри ятной погоды. 27 июля (7 августа) русский галерный флот направился к острову Грепгаму. I Шведы приняли этот маневр за отступле ние и броенлиоь преследовать русских. I Умело маневрируя между островами, паши ' моряки увлекли за собой шведскую эскад ру в узкий пролив, где маневрирование парусных кораблей было затруднено. Голи цын воспользовался изменившейся обста новкой и решил атаковать шведов. Оказавшись в ловушке, атмирал ГОеблат отдал приказ выйти: из пролива Шведская эскадра в замешательстве стала поворачи вать на обратный курс. В это время рус ские гребные суда подошли к противнику и открыли огонь. Потеряв управление, два шведских фрегата с перебитыми снастями сели на мель. Подошедшие русские галеры взяли их на абордаж и захватили несмот ря на ожесточенное сопротивление швед ских экипажей. Остальные вражеские ко рабли успели выйти из пролива, стремясь спастись бегством. Русские галеры догна ли шведов, окружили еше два неприятель ских фрегата и с боем взяли их. Только свежий ветер помог уйти в открытое море шведскому линейному кораблю и малым судам. при Гренгаме аакончи- четырех шведских Фре гатов. на которых было взято 104 ору дия, много пороху и ядер. В этой битве ярко проявились замечатель. пые черты русского военно-морского искус ства. Командующий рус ским флотом проявил высокое мастерство. Он правильно оценил обста новку, умело использо-1 вмл преимущества га- ' лпчюго флота в стеснен- ; гм х условиях шхерного ' района, правильно вы- 1 Сражение лось захватом брал момент для атаки, решительно напал па противника и настойчиво его прес ледовал. Захват высокобортных па русных шведских судов, обладав ших сильной артиллерийской защитой, представлял большие трудности. Заслужен ная победа была достигнута благодаря искусной стрельбе русских артиллеристов, высокой боевой выучке стрелков и безгра ничной храбрости русских моряков н сол-' дат. Победа при Гренгаме имела важное международное значение. Она произвела сильное впечатление на правительства стран Западной Европы и в первую оче редь па апглнйское. Пребывание англий ского флота не спасло шведскую эскадру от поражения. Опепивая значение победы при Грепгаме, Петр I писал: «Правда не малая виктория может причесться, а наипаче что при очах английских, которые равно птведов обороняли, как их эемли, так й флот». После Гренгаэгского сражения стало ясно, что никакая помощь союзников не сможет спасти Швецию от поражения. %рез год после Гренгама Швеция вынуж дена была пойти на заключение мира,- возвратив России принадлежавшие ей зем ли. Русский военно-морской флот в боевом содружестве с армией одержал немало вы дающихся побед над врагами Родины и в дальнейших войнах, которые приходилось вести России. Советские военные моряки восприняли и развили все цепное пз вековых традиций русского флота. В годы гражданской вой ны против иностранных интервентов и бе- логвартейпев, в период Великой Отечест венной войны, громя немецких захватчиков и япоис-тгих империалистов. советские мо ряки вписали повые. еше боле* яркие страницы л книгу ругсг^Г» '^CKo ff ставы. Подполковник Н. МАЗУНИН, ""--У
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz