На страже Заполярья. 1950 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 6 тогутгта 1950 г.. № 185 (3798). Обязанности старшины и сержанта о обучении и воспитании подчиненных Роль старшин и сержантов в обучении и воспитании матросов исключительно вели­ ка. Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин назвал их ближайшими и непосредственными начальниками и воспи­ тателями солдат и матросов. Место старшин .и сержантов в военной глппи, их разносторонние обязанности и большие права четко определены уставами Вооруженных Сил Союза ССР. Опи отве­ чают за обучение, воспитание, воинеиую дисциплину, строевую выправку и опрят­ ный внешний вид своих подчиненных, за правильное испольэованне, сбережение бое­ вой техники, аппаратуры, спаряження и обмундирования. Опи лично обучают вои­ нов боевому мастерству, прививают им любовь к службе, к своему заведывапита. Старшинский состав помогает команди­ рам и политработникам воспитывать у ма- гросов высокие морально-политические ка­ чества, боевую стойкость, выносливость. По условиям нашей флотской жизни, службы и быта, по уставным обязанностям старшина и сержант должны знать своих подчиненных и постоянно влиять на них. Любой старшина, будь то командир отделе­ ния или расчета, или старшина команды, всегда находится с матросами. Это позво­ ляет ему осуществлять непрерывное воз­ действие на учебу, службу л быт подчинен­ ных. Для того, чтобы хорошо выполнять вое отн большие и ответственные обязанности, старшине надо, прежде всего, 'Самому обла­ дать определенными военными и политиче­ скими знаниями и неустанно совершенство­ вать их, показывать личпый пример созна­ тельной дисциплины, бодрости, выносливо­ сти, иметь командирские навыки. Разумеется, все эти цепные качества не приходят сами собой, они вырабатываются систематически, последовательно и упорно. Обучение и воспитание старшипского со­ става является одной из главных задач всех командиров и политработников. Поэтому от офиперов требуется большая забота об обучении и воспитании старшин­ ского и сержантского состава. Для этого необходимо регулярно два раза в месяц про­ водить инструкторско-методические заня­ тия с командирами отделений по боевой учебе. Цель этих занятий — непрерывно повышать военные знания старшин и сер­ жантов, передавать им боевой опыт минув­ шей войны. Пменно здесь офицерский со­ став приучает старшин действовать так, ка к это требуется в современном бою, вы­ рабатывает у них навыки правильного ру­ ководства отделениями. В нашел подразделении практикуготся разборы учебной и дисциплинарной прак­ тики старшин. Такие разборы имеют боль­ шое воспитательное значение. Они дают возможность регулярно подводить итоги ра­ боты старшин в отделениях, вскрывать недостатки в их деятельности, обобщать положительный опыт. Старший лейтенант Папин, наблюдая за действиями командиров отделений старших матросов Суркова и Кравцова, обратил вин- мание на то, что они неумело, не по-устав- яому отдавали приказания, пе командовали своими подчиненными, а уговаривали их. Ясно, что при таких взаимоотношениях на­ чальника с подчиненными авторитет командира будет невысок, что отрицатель­ но скажется на состоянии воинской дис­ циплины в отделении. Старший лейтенант Папин не раз и не два беседовал с командирами отделений о том, какое зпачеппе имеет правильно подан­ ная команда, как должен держать себя на­ чальник по отношению к подчиненным, какие требования на этот счет пред’являют к нему уставы советских Вооруженных Сил. Офицеры должны всемерно повышать от­ ветственность старшин эа состояние уче­ бы и дисциплины в отделениях и вместе с тем укреплять авторитет старшин, как не­ посредственных начальников и воспитате­ лей матросов. Методически правильно в этом отношении поступает старший лейте­ нант Панин. Он систематически, настойчи­ во воспитывает комапдиров отделений, тре­ бует от них отличной выучки и безупреч­ ной дисциплины в отделениях, но при'этом не подменяет командиров отделений, а уме­ ло опирается на них. Например, оружие подчиненных он ос­ матривает, как этого требует устав, не ре- же одного раза в месяц и. если нахо­ дит какие-либо недостатки, спрашивает, прежде всего с командиров отделений а те, в свою очередь, — с матросов. Строгий уставной порядок приучает старшинский состав ежедневно тщательно следить за боевой техникой, своевременно принимать меры к образцовому сбереже­ нию ее. К сожалению, еще не все офицеры строго придерживаются такого правила. Некото­ рые из них пытаются сами чуть ли не еже­ дневно осматривать боевую технику и за­ частую вызывают для об’яснений не коман­ диров отделений, а прямо матросов. Такая практика способна только понизить ответ­ ственность старшин и командиров отделе­ ний, сковать их инициативу. Необходимым условием воспитания ини­ циативного, находчивого старшины и сер­ жанта является предоставление ему извест­ ной самостоятельности в принятии реше­ ний. Па фронте во время Великой Отечест­ венной войны командиры отделений неред­ ко заменяли выбывших из строя офицеров и вели солдат в бой. Тогда сама обстановка требовала от них быстрых и решительных самостоятельных действий. Теперь, в мир­ ное время, самостоятельность и находчи­ вость должны вырабатываться в процессе учебы. В качестве примера можно сослаться на старшего лейтенанта Папина, который на­ столько подготовил старшего сержанта Ва­ силенко, что он может в ряде случаев са­ мостоятельно выполнять более сложные обязанности. Большое значение имеет участи» стар­ шинского состава в дисциплинарной прак­ тике. Без участия старшинского состава невозможно в полной мере претворить в жизнь важнейшее требование Дисциплинар­ ного устава, гласящее: €Интересы зашиты Родины требуют от начальника не остав­ лять без воздействия ни одного проступка подчиненных, строго взыскивать с неради­ вых и поощрять достойных за проявленное усердие, подвиги и отличия по службе». При проверке в одном из подразделений дисциплинарной практики оказалось, что взыскания и поощрения в преобладающем большинстве были об’явлены офицерским составом. Старшинский состав крайне ред­ ко пользовался своими дисциплинарными правами. Ненормальности в дисциплинар­ ной практике об’ясняются тем, что неко­ торые офицеры зачастую подменяют стар­ шин, действуют через их голову. Если некоторые командиры умышленно проходят мимо проступков своих подчинен­ ных, думая заслужить себе дешевый авто­ ритет, их нужно строго наказывать, разяс- нять нм порочность подобной практики. Основная причина слабого участия стар­ шинского состава в дисциплинарной прак­ тике зависит от их недостаточной коман­ дирской подготовки. Чтобы взыскивать с починенных или по- ошрять их, командиру отделения илм стар- псипе надо повседневно вникать в службу матросов, во-время поддерживать старатель­ ность и инициативу, надо проявлять стро­ гую требовательность и добиваться выпол­ нения своих приказаний. Офицерскому со­ ставу надо на конкретных примерах из жпзнн подразделения, из опыта своей командирской работы показать старшинско­ му составу, какое большое воспитательное значение имеют поощрения и взыскания у нас в Вооруженных Силах. В неразрывной связи с боевой подготов­ кой и командирской учебой старшинского состава в нашем подразделении ведется си­ стематическая работа по политическому воспитанию старшинского состава. За пос­ леднее время улучшилось качество полити­ ческих занятий, как основной формы поли­ тического воспитания матросов и старшин. Группами политзанятий старшинского со­ става руководят офицеры. Они прилагают много старания к тому, чтобы старшины получили глубокие и прочные политические знания. Случаи пропуска политзанятий без ува­ жительных причин или отрыва старшин от учебы на хозяйственные и другие работы у нас полностью изжиты. Со старшинами, ко­ торые по условиям службы пе могут при­ сутствовать па том или ином занятии, до­ полнительно работают помощники руково­ дителей групп политзанятий, подобран­ ные из числа наиболее политически подго­ товленных старшин-коммунистов. Такие помощники руководителей, как мичман Зубов, старшина 1 статьи Трофи­ мов и старшина 2 статьи Саиыгпн, систе­ матически занимаются с пропустившими занятия и с теми, кому дается трудно уче­ ба. Партийное бюро несколько раз обсужда­ ло вопрос о повышении роли коммунистов — старшин, командиров отделений в бое­ вой и политической подготовке, в укрепле­ нии дисциплины. Партийное бюро помогло коммунистам старшине 1 статьи Мосенко и комсомольпам старшинам Булатову, Ти­ мофееву, Куликову и Скороходову овладеть правильными методами руководства подчи­ ненными. Рано еще говорить о каких-либо общих итогах работы по обучению и воспитанию старшипского состава. Можно привести лишь некоторые примеры того, как коман­ диры отделений становятся умелыми, тре­ бовательными начальниками и вдумчивы­ ми воспитателями матросов. Очевиден деловой и политический рост командира отделения старшего матроса Зы­ кова. В прошлом у пего были серьезные не­ достатки. Его отделение отставало в боевой и политической подготовке. Сам командир отделения не проявлял должной заботы об учебе своих подчиненных. Пришлось при­ ложить немало труда, чтобы воспитать Зы­ кова настоящим командирам отделения. Старший лейтенант Папин настойчиво учил его методике проведения занятий, всячески развивал в нем сознание личной ответст­ венности за обучение и воспитание матро­ сов. Сейчас старший матрос Зыков по праву считается одним пз лучших командиров отделений. В его отделении оружие всегда в образцовом состоянии, у матросов хорошая выправка и опрятный внешний вид, замет­ но повысилась успеваемость »в боевой и политической подготовке, изжиты наруше­ ния дисциплины. Эти успехи обясняготся тем, что коман­ дир отделения старший матрос Зыков пра­ вильно понимает свои обязанности и добро­ совестно их выполняет. Личным примером, справедливой требовательностью воспиты­ вает он подчиненных. Он учит матросов так, как велит Военная присяга, как тре­ буют уставы Вооружеппых Сил. Таких примеров хорошей службы коман­ диров отделений в нашем подразделении не­ мало. По это, конечно, не значит, что в воспитании старшинского состава у нас все обстоит благополучно. Лучшие образцы систематической, вдум­ чивой работы офиперов со старшипским со­ ставом пока не стали обшим явлением. Мы еще не добились того, чтобы каждый комап­ дир отделения, старптипа стал настоящим поборником дисциплины и организованно­ сти, надежной опорой офицера в обучении и воспитании подчиненных. Требования к командирам отделений все j более возрастают, ибо опи имеют дело с но- ; вой, более сложной боевой техпикой. Отсю­ да встает задача дальнейшего совершенст­ вования их воеппых и специальных знаний, воспитания в них мастеров военного дела, хозяев своих отделений и расчетов. Надо также много н упорно работать над тем, чтобы непрерывно повышать политическую подготовку старшинского состава, расши­ рять их культурный кругозор. Бесспорно, чем выше будут идейный уровень и боевая выучка командиров отде­ лений и старшин, их сознательность и ак­ тивность, тем лучше мы разрешим ответст­ венные задачи обучения и востгитания вои­ нов и дальнейшего укрепления советской воинской дисциплины. А. ЛОБОВ. Герой-морякза учебой Далеко за полночь. Притихли шум­ ные московские улицы. За окнами ско­ ро начнется рассвет. В небольшой ком­ натке общежития, склонившись над сто­ лом, сидит над книгами Макар Андреевич Бабиков. Перед ним лежат раскрытый том произведений товарища Сталина и тетрадь, испещренная записями прочитанного. Ве­ ликие идеи книги настолько захватили его, что он не замечает, как идет время, не замечает, что начался уже новый день. Он внимательно вчитывается в каждое сталин­ ское слово, чтобы глубже попять и осмыс­ лить мудрые указания вождя. Макар Андреевич Бабиков — слушатель кож, своим товарищам. — Нот врожденной храбрости. Это качество нужно воспитать в себе... и тогда станешь храбрецом. И вот учеба закончена. Первое бое­ вое крещение разведчик Бабиков по­ лучил в боях на мысе Могильном. Совет­ ские моряки после успешной атаки сокру­ шили опорный пункт немцев. Фашистский гарнизон был полностью уничтожен — ни один гитлеровец не успел удрать. Противник бросил против отряда севе­ роморцев до батальона автоматчиков. Гит­ леровцы перерезали перешеек и перекрыли выход отряду с мыса. Осталось одно — прерваться сквозь вражеское окружение. высшей партийпой школы при Централь- i иттн напролом. До ночи решили держаться, ном Комитете ВКП(б). Он готовится к сдаче ' Под прикрытием темноты лете было осу- Отличник боевой и политической под­ готовки старший матрос Павел Сергеев за высокие успехи в службе и учебе имеет 30 поощрений от командования. Недавно командир корабля поощрил его краткосрочным отпуском за успехи в обу­ чении и воспитании подчиненных. НА СНИМКЕ: старший матоос П. Сергеев. Фото Н. Высоцкого., Письмо председателя нолхоза Я написал письмо председателю колхо­ за в родное село Альменн Чувашской АОСР и попросил его рассказать об успехах земляков-колхозников. Председатель кол­ хоза ответил мпе: «Я очень рад, что вы, советские воины, интересуетесь жпзпью колхозников. Когда вы были в отпуске в 1949 году, то у пас в колхозе строилась электростанция. И вот в конце нюня над селом Альмени вспыхнули электрические огни — зарабо­ тала колхозная электростанция па реке Большой Нивнль. 160 лампочек Ильича горят в домах колхозников и общественных зданиях колхоза. Теперь колхоз органи­ зует электромолотьбу и построит ряд под­ собных предприятий, которые будут рабо­ тать на электроэнергии. В домах колхоз­ ников появилось радио. Уборка урожая — это очень ответст­ венная задача. К уборке мы получили ком­ байны. тракторы и автомашины. Думаем, что в этом году уборку закончим раньше прошлогоднего и первым хлебом рассчи­ таемся с государством». Мое сертпе полно гордости за то, что я стою на боевой вахте, что мне поручено охранять прекрасную, счастливлю, радост­ ную жизнь нашего народа. Матрос Л. БАТАЛОВ. ------- 0------- годовых экзаменов. Работы впереди мпого. Нужно повторить огромный материал, по­ вторить так, чтобы он хорошо уложился в памяти. На экзамепы надо прпттп основа­ тельно подготовленным, чтобы ответить на любой вопрос. Коммунист Бабиков прекрас­ но понимает большое значение предстоя­ ществить атаку на прорыв. Враг неотступно рвался вперед. Огнем и гранатами до самой темноты сдерживали его патиск североморцы. Почьго обстановка не улучшилась. Немцы непрерывно- жгли ракеты, освещая все подходы. Подтянув минометы, опи обрушили на советских мо­ щей проверки знаний и поотому, не жалея j ряков сотни мин. , сил. трудится пад изучением произведений : Ракеты, не погасая, висели в воздухе. Iклассиков марксизма-ленинизма. Упорства (Было светло, как днем. Подниматься в ата- 1и настойчивости у него достаточно. Перед j ку — значит понести большие потерн, а I трудностями он не спасует. Любую прегра-; силы у отряда были невелики по сравпе- ду преодолеет и пели своей добьется. Этому его научили мудрая партия большевиков, наша прекрасная советская жизнь, служба • в рядах славного Северпого флота. Северо­ морская школа многое дала Макару Бабя^ когу. На Северный флот Макар Апдреевич при­ шел в начале Великой Отечественной вой­ ны. До этого он работал учителем в сво­ ей родной республике Коми. Ему по душе был этот благородный труд воспитателя. С каким огромным желанием отдавался учи­ тель своему любимому делу. Его уважали и любили дети- Много интересного и полеопо- го узнавали они из бесед своего учителя. Йогда началась война и над Родиной па- висла смертельная опасность, учитель Ба­ биков, как п многие другие тысячи совет­ ских граждан, ушел на фрг*нт, встал в боевые ряды защитников родного Отечест­ ва. пню с противником. Нужно было уничтожить блиндаж, га которого ракетчики освещали долину. Вы­ полнить эту задачу вызвались двое — Ми­ хеев и Бабиков. Расстояние до блиндажа небольшое. Но сколько требуется храбрости и умения, чтобы под непрерывным огпем иинометов, пулеметов, автоматов на глазах у npo ja j- пика проползти этот короткий путь. лежал наготове, затаив дыхание, ожЯВя взрыва вражеского блиндажа. Медленно тя­ нулись эти минуты ожидания. И вдруг, освешепные огнем ракет, взмет­ нулись две фигуры. Это поднялись во весь рост Бабиков и Михеев. Связки гранат по­ летели в блиндаж. Взрыв потряс воздух. Отряд североморпев ринулся в атаку. Прорыв был успешно завершен. Моряки вышли из вражеской западни. * Прошли два года войны. Мпого схваток Макара Бабикова зачислили ппса -. провели морские пехотинцы. Макар Бабн- О РАНО УТРОМ подразделение прибыло на стрельбище. Пока воины отдыхали после перехода, командир отделения тов. Сметана готовился к показательным стрельбам. Вмесге со своими подчиненными он продемонстрировал высокие достиже. ния в огневой подготовке. Сам тов. Сметана упражнение выполнил на «отлично*. Успехов добились также солдаты Федулов и Железняк. Командир об ’явнл им благодарность. Солдат М. Пояг. О ПРИМЕРНЫМ воинам Войниц. кому, Соболеву и Писареву, система­ тически выполняющим задания по" пе­ ревозке грузов на 210—220 процен­ тов, командир об’явил благодарность. С. Рябов. О НА ДН ЯХ группа воинов во главе с сержантом Бояркиным с боль­ шим успехом справилась с ответст­ венной задачей. Бойцы раньше срока закончили работу. В. Ярулин. рем одной из береговых частей. Оп сразу жо подает рапорт об отправке его на передовые позиции. Он просит комапдовапие зачислить его в отряд морских пехотинцев. Ему не терпелось лицом к лицу встретить­ ся с врагами и в открытом бою уничтожать фашистскую нечисть. В те дни развертывались ожесточенпые сражения на всем огромном фронте от Чер­ ного до Бареплова моря, горячие бои шли и в Заполярье. Гитлеровцы бешено рвались к Мурмапску, к базам Северпого флота. Опи планировали с ходу захватить совет­ ский Север, уничтожить наш флот. Воины героической Советской Армии и моряки нашего флота поклялись грудью своей защитить Советское Заполярье, не пропустить взбесившегося фашистско­ го зверя к нашим полярным городам. Бок о бок, как родные братья, встали на защиту Мурманска воины Советской Армии я моряки Северпого флота. В один из морских отрядов был зачислен и Макар Бабиков. Для него начались дни напряженной боевой подготовки. Необходи­ мо было научиться ипогому. Моряк и па суше должен действовать смело и отважно, умело преодолевать препятствия, быстро и решительно наступать. Меткий огопь из ав­ томата, умепне выбирать наиболее важные цели — необходимые качества морского пе­ хотинца. Владеть гранатой, умело окапы­ ваться — все это должен знать боец мор­ ского отряда, чтобы разить врага наверня­ ка. Учеба вначале давалась трудновато. Ба­ бикову мпого помогали товарищи. Часто занимался с ним сам командир. Каждый день все упорнее п настойчивее преодоле­ вал оп одну трудность за другой. Упорство и настойчивость победили. — Разговор о какой то врожденной храб­ рости не имеет смысла, — говорил быв­ ший народный учитель, ставший разведчи­ ков стал умелым разведчиком, отважным вопиом. Он возмужал, закалился. В дни знаменитого десятого сталинского удара, когда советские воины очищали от врага Советское Заполярье, разведчик Ба­ биков шел в первых рядах освободителей. Отряд североморских разведчиков прокла­ дывал путь паступающим войскам, помо­ гал высадке морских десантов. В одном из боев отважный воин в j g o - пашной схватке истребил четырех ровцев, вступив в единоборство против се­ ми фашистов. В другой раз Макар Бабиков, рискуя жизнью, вплотную подобрался к вражеской пулеметной точке и взорвал ее. Этим самым оп спас группу своих боевых товарищей. За многочисленные геройские подвига, за мастерство и отвагу моряк-разведчпк Ма­ кар Андреевич Бабиков был удостоен высо­ кого звания Героя Советского Союза. Слав­ ный патриот Родины, верный сын больше­ вистской партпп, североморец Бабиков « честью оправдал высокое звание Еоммунн* ста-моряка. Когда отгремели бои, Макар Бабиков возвратился в свои родные края, к своей мирпой, благородной работе. Он снова стал воспитателем молодежи, заботливым и вни­ мательным наставником юношей и деву­ шек. По только поле деятельности его зна­ чительно расширилось. Народный учитель, воин-герой был выдвинут на руководящую комсомольскую работу. Потом оп уезжает на учебу в Москву, в высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). ...П вот оп сидит, склонившись над кни­ гами Ленина и Сталина. Великие идеи ве­ ликих вождей зовут его к новым победам во имя светлого будущего нашей Родины, во имя коммунизма. В. ТАНИН, ------- 0------- ПРИМЕРНЫЙ ВОИН В нашем подразделении большим авто­ ритетом среди товарищей пользуется еф­ рейтор Сова. Он повседнеппо помогает вои­ нам в политической учебе, в изучепни боевой техники. Его назначили командиром отделения. Он вывел его в число передовых в подразделении. Солдат Н. ТИХОМИРОВ. БЛЕСТЯЩАЯ ПОБЕДА РУССКОГО ФЛОТА К 230-летию СО ДНЯ БИТВЫ ПРИ ГРЕНГАМЕ Завтра исполняется 230 лет со дня вы­ дающейся победы русского военно-морско­ го флота пад шведами у острова Гренгам в водах Аландского архипелага. Грентам- ская победа явилась одлим из завершаю­ щих эпизодов победоносной борьбы русско­ го парода против шведов в Северной войне 1700— 1721 гг. Враг был изгнан из Фин­ ского залива. Россия вернула искони при­ надлежавшие ей прибалтийские эемли. В ходе Северной войны русский народ огромным напряжением сил в- короткий срок создал сильную регулярную армию и военно-морской флот, одержавшие замеча­ тельные победы пад врагом. Переломным моментом в войне явилась великая победа русской армии под Полтавой в 1709 году. За Полтавой последовало взятие сильной крепости в Финском заливе — Выборга, изгнание шведов из Ревеля и Риги. В 1714 году молодой Балтийский флот разбил шве­ дов* у Гапгута, а через пять лет — у Эзе­ ля. Русский флот вышел на широкие про­ сторы Балтийского моря. Петр I мог рас­ считывать на скорое окопчапие войны. Между русскими и шведскими уполномо­ ченными пачалнсь мирные переговоры. Однако в дело вмешалась Англия, заняв­ шая явно враждебную позицию по отноше­ нию к России. В конпе 1719 года Англия заключила со Швецией договор о дружбе и ненападе­ нии. а в январе 1720 года — повый до- 0 взаимопомощи, направленный про­ тив России. Английский король открыто субсидировал шведское правительство деньгами и обещал послать в Балтийское море в помощь шведам эскадру военных кораблей. В договоре прямо говорилось, что в интересах «королевств шведского н великобританского... весьма нужно, чтобы Балтийское море не досталось во власть царя московского». Коварными методами подкупа н запуги­ вания английская дипломатия добилась заключения тайной конвенции между шведским и польским правительствами. В ней было записано: «Обе стороны соеди­ няются, дабы привести в надлежащие пре­ делы могущество царя Российского». Вслед за этим Пруссия н Дания, также подстре­ каемые англичанами, нарушили союзниче­ ские обязательства по отношению к Рос­ сии, подписав мир со Швецией. Вознями английской дипломатии Россия, оказалась изолированной; против пее была создана коали­ ция сильных евроиен, ских держав. Швепнг затягивала мирные пе­ реговоры и, мобилизуя все свои резервы, гото­ вилась к активным дей­ ствиям совместно с аш- лпланами. Песмотря на откры­ тый переход союзников на сторону врага, Петр I решил продолжать вой ну д полной победы. Стремясь принудить противника к миру, он перепес военные действия на шведское побережье. Готовясь к кампании 1720 года, Петр I сосредоточил на берегах Эстляпдии и Кур­ ляндии большое количество войск, пост­ роил повые корабли, обращая особое вни­ мание на подготовку гребпого галерного флота, ранее показавшего хорошие мапев- репные качества. Предвидя возможное соедипепие английского флота со швед­ ским, Петр I зимой 1719 — 1720 гг. при­ нял энергичные меры для укрепления по­ бережья Фппского залива, особенно Крон­ штадта, Ревеля, Гельсипгфорса и других стратегически важных пунктов. Особое внимание Петр обратил на оборону Крон­ штадта. «Оборону флота и сего места иметь до последней силы и живота, яко наиглав- нейшее дело», — писал он коменданту кронштадтской крепости. Русский флот проводил смелые «терапии в Балтийском море, несмотря на то, что весной 1720 года сюда прибыла и присое­ динилась к шведскому флоту английская эскадра под командованием адмирала Нор­ риса. В апреле русские высадили на швед­ ское побережье десант в составе около 6.300 человек пехоты н конницы. Десант разгромил несколько береговых неприя­ тельских укреплений, захватил в числе других трофеев ряд мелких судов и воз­ вратился обратно. В июле командующий русским галерным флотом генерал Голицын получил сведения о появлении значительной шведской эскадры в южной части Аландского архи­ пелага. Располагая 61 галерой и 29 лод­ ками, на которых было около 10 тысяч человек сухопутных войск, он вышел из Гельсингфорса навстречу противнику. 26 июля (6 августа) 1720 года русские моряки обнаружили шведскую эскадру адмирала Шеблата в составе линейного корабля, 4 фрегатов и 9 мелких судов. Свежий юго-западный ветер предоставлял шведскому парусному флоту большие пре­ имущества для мапевра, в то время как большие волны мешали русским гребным судам подойти к противнику для абордаж­ ного боя. Голицын решил отойти в укры­ тое место и обождать там более благопри­ ятной погоды. 27 июля (7 августа) русский галерный флот направился к острову Грепгаму. I Шведы приняли этот маневр за отступле­ ние и броенлиоь преследовать русских. I Умело маневрируя между островами, паши ' моряки увлекли за собой шведскую эскад­ ру в узкий пролив, где маневрирование парусных кораблей было затруднено. Голи­ цын воспользовался изменившейся обста­ новкой и решил атаковать шведов. Оказавшись в ловушке, атмирал ГОеблат отдал приказ выйти: из пролива Шведская эскадра в замешательстве стала поворачи­ вать на обратный курс. В это время рус­ ские гребные суда подошли к противнику и открыли огонь. Потеряв управление, два шведских фрегата с перебитыми снастями сели на мель. Подошедшие русские галеры взяли их на абордаж и захватили несмот­ ря на ожесточенное сопротивление швед­ ских экипажей. Остальные вражеские ко­ рабли успели выйти из пролива, стремясь спастись бегством. Русские галеры догна­ ли шведов, окружили еше два неприятель­ ских фрегата и с боем взяли их. Только свежий ветер помог уйти в открытое море шведскому линейному кораблю и малым судам. при Гренгаме аакончи- четырех шведских Фре­ гатов. на которых было взято 104 ору­ дия, много пороху и ядер. В этой битве ярко проявились замечатель. пые черты русского военно-морского искус­ ства. Командующий рус­ ским флотом проявил высокое мастерство. Он правильно оценил обста­ новку, умело использо-1 вмл преимущества га- ' лпчюго флота в стеснен- ; гм х условиях шхерного ' района, правильно вы- 1 Сражение лось захватом брал момент для атаки, решительно напал па противника и настойчиво его прес­ ледовал. Захват высокобортных па­ русных шведских судов, обладав­ ших сильной артиллерийской защитой, представлял большие трудности. Заслужен­ ная победа была достигнута благодаря искусной стрельбе русских артиллеристов, высокой боевой выучке стрелков и безгра­ ничной храбрости русских моряков н сол-' дат. Победа при Гренгаме имела важное международное значение. Она произвела сильное впечатление на правительства стран Западной Европы и в первую оче­ редь па апглнйское. Пребывание англий­ ского флота не спасло шведскую эскадру от поражения. Опепивая значение победы при Грепгаме, Петр I писал: «Правда не малая виктория может причесться, а наипаче что при очах английских, которые равно птведов обороняли, как их эемли, так й флот». После Гренгаэгского сражения стало ясно, что никакая помощь союзников не сможет спасти Швецию от поражения. %рез год после Гренгама Швеция вынуж­ дена была пойти на заключение мира,- возвратив России принадлежавшие ей зем­ ли. Русский военно-морской флот в боевом содружестве с армией одержал немало вы­ дающихся побед над врагами Родины и в дальнейших войнах, которые приходилось вести России. Советские военные моряки восприняли и развили все цепное пз вековых традиций русского флота. В годы гражданской вой­ ны против иностранных интервентов и бе- логвартейпев, в период Великой Отечест­ венной войны, громя немецких захватчиков и япоис-тгих империалистов. советские мо­ ряки вписали повые. еше боле* яркие страницы л книгу ругсг^Г» '^CKo ff ставы. Подполковник Н. МАЗУНИН, ""--У

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz