На страже Заполярья. 1950 год. Август.
3 августа 1950 г., № 184 (3797). На с т р а ж б З а п о л я р ь я 3 ■I ■» by&s&x&t Т/ ' четного газищем 15-я ЛЕТНЯЯ СПАРТАКИАДА ФЛОТА Быстрота и выносливость НА СТАРТЕ — СИЛЬНЕЙШИЕ Отнявшая накануне теплая, солнечная пагода вдруг, как это часто бывает в За полярье, неожиданно изменилась. Подул резкий ветер, небо покрылось тяжелыми свинцовыми тучами, наступило похолода ние. Все это, конечно, затрудняло борьбу ва первенство, препятствовало тому, чтобы физкультурники добились новых высоких пока;шелей. По, несмотря па трудности, вое участники соревповаппй, которым предстояло помериться силами в пятый день спартакиады, были полны решимости настойч&во бороться за победу, еще более повысить свою физическую закалку, вы носливость. мастерство. Каждый спортсмен помнил, что воины должны постоянно заботиться о своем фи зическом воспитании, добиваться новых успе:»в в спорте для того, чтобы всегда быть готовыми с честью выполнить свой священный долг защитников любимой со циалистической Родины. ----------v у --------- Соревнования, в которых предста вляется возмож ность померяться силами с серьез ными конкурента ми, — это луч шая школа воо- питашгя высокой Физической закал ки, это — ответ ственный и важ ный период вре мени, когда физ культурники дер- жат суровый эк замен на спортив ную зрелость. Об этом помнил каж дый участник борьбы за первен ство и приложил все силы для то го, чтобы добить ся победы. В пятый день спартакиады со стоялся финаль ный забег па .400 метров. Па старт вышли физкуль турники Николаев и Татарский. Это — сильнейшие бе гуны флота на ко- эоткие дистанции. Оба они в нреды- тушей борьбе со мпогимй серьез ными конкурента ми одержали побе ды и добились по- п!>ава в ре зании на первен ство. Особенно сле дует отмстить Ни колаева — способ ного, быстро ра стущего фнзкуль- турпнка. В хо де спартакиады оп добился двух заме чательных побед — улучшил ре корды флота в бе ге на 100 и 400 метров. Комсомо- лец &1)жапт Пи- колаев — отлич- . . ник боевой и по- НА СНИМКАХ: ввер- лптпческой под- *у - чемпион и рекорд. ш в ш Спортом смел в тройном прыжке с разбега Виктор Мель- он регулярно И ников во время прыжка, настойчиво за- внизу — Александр Си- нимается для то- доров на дистанции. го. чтобы еще бо лее повысить свою силу, выносливость, закалку, чтобы всегда быть готовым с че стью выполнить любое самое трудное за дание командования. Как же развернется борьба? Кто в ней одержит победу? Николаев лидировал с самого начала. Как только стартер взмахнул флажком, бе гун мгповеппо, что есть силы, устремил ся на дистанцию. Он быстро минует ви раж, выходит на прямую. Пройдена поло вина пути, но Николаев пе снижает темпа, а все дальше и дальше отрывается от сво его соперника. Лента финиша. Николаев по праву занимает первое место в трудных соревно ваниях — беге на 400 метров. СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА НА ДЕСЯТЬ КИЛОМЕТРОВ Когда стало известно о том, что участ ники спортивной ходьбы на 10 километ ров готовятся к старту, все присутствовав шие в это время на стадионе стали с не терпением ожидать этого интересного и напряженного состязания. Каждый хотел лнчпо увидеть, как физкультурники будут бороться за первенство, кто из них выйдет победителем. П вот соревнования начались. Физкуль турники вышли на первый круг. А всего их 25. Трудное испытание предстоит спортсменам, и. конечно, в ходе его будет много изменений, которые предугадать до вольно нелегко. Вначале лидирует Ыалкевич. Он посте пенно наращивает темп ходьбы и заметно отрывается от своих соперников. Но Мал- кевич идет недостаточно правильно, допу скает отдельные ошибки. Лучше об стоит дело у его ближайшего конкурента — Пояркова. Он идет уверенно, постепенно приближаясь к лидеру. — Осталось 14 кругов, — об’являет судья.' Поярков увеличивает скорость ходьбы и не только настигает Малкевича, но и об ходит его. Заметно подтягивается и третий претендент на звание побетителя— Сухопа- ров. Он так же, как и Поярков, вскоре оставляет Малкевича позади себя. Напряжение соревнований возрастает о каждым кругом. Физкультурники настой чиво стремятся во что бы то ни стало как можно скорее достигнуть финиша. Первым уверенно идет Поярков. Он все более удлиняет шаг, увеличивает свою скорость передвижения по гаревой дорож ке. Способный физкультурник до конца листапнии успевает на несколько кругов, обойти Малкевича и первым достигает чер- НА СНИМКЕ: момент игры в баскетбол. ты финиша. Вторым заканчивает трудный десятикилометровый путь Сухопаров. ПОБЕДЫ КУЛЕВОЙ И ТРУБНИКОВОЙ Недавно побившая старый рекорд флота в беге на 800 метров физкультурница By* лева в пятый день спартакиады из’явпла желание сделать попытку превзойти прежнее достижение в беге па 1.000 мет ров. П с этой задачей она справилась весьма успешно. . Выносливая спортсменка Финишировала с результатом 3 минуты 22,2 секунды. Это достижение значительно превышает ста рый рекорд. Состоялся также финальный забег физ культурниц иа дистапшпо 400 метров. В нем победу одержала Трубникова. Перед выходом на последнюю прямую .чемпион ка в стремительном беге обошла лидиро вавшую вначале Кузнецову и раньше всех достигла черты финиша. Результат Труб никовой — 1 минута 09,5 секунды. Л. ЧУПАХИН. НА СНИМКЕ: бег. на 110 ветров я барьераи* Фото Н. Высоцкого. По следам наших выступлений «ПОРА ОТ СЛОВ ПЕРЕЙТИ К ДЕЛУ» Под таким заголовком 27 июля в нашей газете было опубликовано письмо в ре дакцию. Автор письма Н. Нагаев, обеспо коенный задержкой ремонта помещения детского сада Ваенпт, писал, что может повториться прошлогодняя история, когда по этой же причине, дети, вернувшиеся после летнего отдыха, длительное время не могли посещать детский сад. До возвращения ребят из лагеря сейчас остались считанные дни. Казалось бы, что организации, занимающиеся ремонтом по мещения детского сада, должны принять решительные меры к тому, чтобы ускорить его. Между тем, в редакцию продолжают поступать сигналы, свидетельствующие о том, что положение не изменилось. В чем дело? Почему, несмотря на то, что уже проходят сроки сдачи помещения в эксплоатацнго, к ремонту, фактически, еще я не приступают. Главным виновником проволочек оказы вается... заказчик. Как не странно, но именно организация, в ведении которой находится здание, различными проволоч ками препятствует производству работ. Обратимся к фактам. Еще 17 июня, сразу же после того, как детский сад выехал в лагерь, строители подписали акт о приеме здания для капитального ремонта. Акт предусматривает перестройку внутренних помещений. Для того, чтобы производить ее, как известно, нужен проект— чертежи, по которым строители могли бы перепла нировать размещение комнат и подсобных помещений. Однако такого проекта заказчик не представил при подписании акта. Не пред ставил к на следующий день, и через не делю. я через две... 3-го июля строители 8апроснли у тов. Власова этот проект уже официальным письмом. Затем последовали телефонограм мы. Только 14 июля долгожданный проект поступил в строительную организацию. Но этот многострадальный «труд» факти чески оказался браком. В проекте имеются «белые пятна», — часть здания не рас планирована, и что там собирается обору довать заказчик, строители не знают. Чертежи сантехнических работ и электро проводки вовсе отсутствовали. Препроводи тельная записка указывала, что все недо стающие документы будут присланы «в ближайшее время». Вновь потекли дни ожидания. 18 июля строители шлют за казчику второй запрос. В ответ — молча ние. 27 июля тг. Власову и Иванову по сылается третье письмо... Короче говоря, й по сей день необходимой документации нет. Часть комнат, подлежащих переобору дованию все еще не освобождена заказчи ком. А ведь в конце этого месяца дети вернутся в Ваенгу... Еще до получения проекта, строители приступили к работе. Правда, часть ее уже пришлось переделать после его получения. Но, следует сказать, что и строители, даже при существующем положении могли бы сделать гораздо больше. Часть помеще ний и при наличии недоработанного проек та можно и нужно штукатурить, белить, красить. Производители же работ тг. Ко нонов. Юрченко и Каленов дали разноре чивые сведения о том, когда опи предпо лагают приступить к этим работам. Е сли немедленно не будут приняты са мые решительные меры, то прошлогодняя история с ремонтом детского сада повто рится. Этого допустить нельзя. Работу срывают черствые люди, не думающие, ви димо. о том, что несколько десятков ребят будут лишены возможности посещать дет ский сад, если ремонт его помещений не будет закончен во-время. Редакция еще не получила ответ на опубликованное 27 июля письмо Н. Нагае ва от руководителей, задерживающих ре монтные работы. Интересно, долго ли они еще собираются отмалчиваться? Должны быть приняты самые срочные меры для того, чтобы помещение детского сада было отремонтировано во-время. ДВЕ ПАРАЛЛЕЛИ Товарищ редактор! Мы, старые рабочие-кадровики лесоза вода имени Ленина, решили написать это письмо вот по какому поводу. Мы засту пили. как и весь советский народ, на вах ту мира и своим трудом отвечаем заокеан ским поджигателям войны. Хорошо и с под’емом работает народ. Вахта мира. В эти два слова можно вме стить всю нашу советскую жизнь. Мы трудились и воевали за свое святое право мирно жить и трудиться, мы строили и защищали построенное. Об этом мы гово рили па заводском митинге, а один из нас, кадровиков, пплостав Павел Петровия Анисимов, привел такой пример: — То же самое, что американские аа- хватчики задумали сейчас на 38-й парал лели, пытались опи устроить у нас трид цать лет назад на 64-й параллели. Но не вышло тогда. И не выйдет сейчас! Мы читаем газеты, внимательно следим за событиями в Корее и видим: минувшие 30 лет ничему не научили американских империалистов. Правда, они вооружились теперь «летающими крепостями», но по вадки остались прежние. Мы ведь помним, как пришли американские и английские интервенты па нашу советскую 64-ю па раллель. И здесь жгли они мирные селе ния, и здесь зверствовали над людьми, и так же были жадны до чужого добра, как сейчас в Корее. Мы решили написать это письмо, чтобы напомнить нашей молодежи то. чего не следует забывать. • Страшен был на Севере 1918 год — хо лодный, голодный. Контрреволюция отре зала нас от советской Родины, а своего хлеба мы тогда почти не имели. Ребятиш ки пухли с голода. Тогда, в июле, остано вились на Северной Двине два американ ских парохода «Александер» и «Экба». По городу пошел слух: «Американцы бе лую муку привезли, мясные консервы. 6.000 пар сапог — помощь». Однако ни муки, ни консервов не дали. 6.000 пар са пог, действительно, были, но — солдат ские кованые, и пошли они в поход по нашей земле. Американские солдаты высадились 2 ав густа 1918 года. Начали военные дейст вия и все еще прикидывались «друзьями», говорили о «помощи», о «свободе», точно так же. как сейчас Трумвн танками, бом бами, крейсерами убивает в Корее мирных людей и кричит о «демократии». В пер вый же день, как американцы высадились в Архангельске, на всех заборах появи лись листовки: «Мы торжественно заявляем, — было написано в листовках. — что наши войска вступили в Россию не потому, что мы хотим захватить хотя бы одну пядь рус ской земли, а для того, чтобы помочь вам...». Рабочие сразу увидали, какая это «по мощь». Как раз против нашего завода аме риканцы обстреляли нз пушек яхту «Го- рислава», на которой советские моряки уходили из Архангельска. Повредили яхту. Паши моряки пустились спасаться вплавь. Американцы стали безжалостно расстрели вать их с берега. Двух мы спасли и спря^ тали у себя в 41-м бараке. После пере правили к партизанам в лес. А сколько моряков погибло! «Свобода» у интервентов была такая, что вскоре в архангельской губернской тюрьме стало тесно. Тогда они открыли пять новых тюрем и построили две катор ги: одну на острове Мудыог в Белом море, а другую в Поканьге па берегу Ледовитого океана. Это были в полном смысле слова лагери смерти. В августе 1918 года Владимир Ильич Ленин писал американским рабочим, что американские миллиардеры нажились больше всех. «Они награбили сотни мил лиардов долларов. П на каждом долларе видны следы грязи: грязных тайных до говоров... Па каждом долларе — ком гряя$ от «доходных» воеиных поставок.^ Hai каждом долларе следы крови...». Эти слова будто написаны сегодня* Сколько крови льется сейчас в Корее ж*4 8а алчпости американских згиллнардерову из-за долларов!.. i По санному тракту тянулись в Архати гельск со всех окрестностей конные обозы* И тащила сани по глубокому снегу кре стьянская «мобилизованная» лошадка. На санях — горы пушнины, мехов, льна, & сверху развалился в спальном мешке ка* кой-ннбудь американский офицер. «Делае* деньги»! Понаехало тогда в Архангельск множе ство коммерсантов. Да и почти каждый американский солдат занимался коммер цией. Пз Архангельска тянулись за океан морские караваны с уворованным русская лесом. Мы поминм все. Американские офице4 ры зверствовали. Десятки американских самолетов действовали на одном только Северо-Двииском направлении. Бомбили мирпые города и деревни. Топили катера й ранеными. Жгли посевы. Выжигади леса* Убива.ти стариков и детей. Чего не удава лось награбить, старались уничтожить* Всячески хотели запугать народ. Но разве народ запугаешь! Если продолжить нашу историческую параллель, то надо вспомнить и бесслав ный клнеп американской интервенции Hai русской земле. Падо рассказать о страхе американцев, о том. как они дрожали день* и ночь, боясь возмездия. 20 тысяч солда* было у интервентов, а у Красной Армия па Севере — 4 тысячи, и вге равно он* боялись наших. С первых дней весь народ восстал против захватчиков, пошел в пар4 тпзаны. в Красную Армию. В общем, вышла неустойка и у амери канцев, и у англичан, и у в с ^ прочий пришельцев. Погнали их с нашей земля* Помнится, ночью спешио грузили паро ходы. Трюмы набили досками, на палубу поставили катера, а внутрь — пушнину* лен. Город опустошили. Завод разорили* Ушли. Тем и закончилась интервенция на 64-Й параллели. Заржавленный английский танк сейчав выставлен па дощатом помосте. В музее хранятся американские кандалы-наручни, ки — намять о каторжных тюрьмах. £ близ нашего Большого театра, на берегу Северпой Двины, высится гранитный обе* лиск : «Жертвам интервенции 1918 —* 1919»; на нем много имен наших севе рян. расстрелянных, замученных, зажив# погребенных интервентами. Во имя мира встали мы сегодня на тру довую вахту. Паша профессия — немаловажная. ЕсЛ подсчитать, сколько школ, клубов, боль4 пиц. сколько жилья мы выстроили свои* лесом, то. пожалуй, получится большой город. Оообеппо, если учесть, что за годы советской власти производительность заво* да повысилась в десять раз. Пятилетку мы закопчи.ти 2 ноября 1949 года — за! 3 года и 10 месяцев. В заключение своего письма хотелось бы пам снова вернуться к нашей истори ческой параллели. Пусть так же сгинут американские интервенты с корейской земли, как сгинули они с нашей. Народ, борющийся за свою свободу и независи мость. побетит! Мы надеемся, что американским захват чикам и на Корейском полуострове ппиге* скорый конеп. Героический корейский на* род сбросит их в море. Старые озбочие-кадровини: пикета* П. АНИСИМОв, браковщин С. ПОСТ НИКОВ, зав. конным двором М. ША- БАШЕВ, главный механик Н. M0PEB. А р х а н г е л ь с к . ' («Литературная газета» за 29 июля). КАРТА КОРЕИ Воины нашего подразделения пристально следят за событиями в Корее. В комнате политпросветработы Еывешена увеличен ная карта Кореи, на которой ежедневно отмечается продвижение северокорейских войск. Солдат В. КНЯЗЕВ. Г И МОПАССАН СТО ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения вьуаюшегося французского пи сателя Ги Мопассана. Мопассан — представитель блестящей плеяды фрапцузекпх реалистов XIX в., наследник лучших традиций литературы классического реализма. Мопассан жил в эпоху третьей респу блики. в период реакции, последовавшей ва падением Париж ской Коммуны. Ои бы£ участником франко-прусской вой ны и свидетелем во енного поражения Франции.- Мопассан видел преступное равнодушие дворян ства к судьбам род ной страны и коры стную заинтересо валность буржуа зии, спекулирующей на народном бедст вии. Впечатления военных лет оказали значительное влия ние на формирование взглядов молодого пи сателя, определили его резко отрицатель ное отпотеппе к пра вящим кругам. Мопассан ненави дел жестоких версаль- торых разоблачил з лучших своих произ ведениях. Мопассан задыхался в мире буржуазной подлости, но пе видел выхода, не знал пу тей избавления. Отсюда то трагическое ощущеине бесперспективности, обреченно сти и страшного одиночества, с которым он боролся всю жизнь, всеми силами своей страстной, жизнелюбивой натуры. Мопассан видел не* справедливость бур жуазного мира, пра вильно понимал мно гие социальные явле ния, хотя и не знал истинных причин со циального зла. Но, как большой худож- ник-реалист. он по казал современную ему буржуазную дей ствительность с такой справедливостью и смелостью воспроиз ведения. что творче ство его, волнующее и разоблачительное, сохраняет свое зна чение и в паши дни. В течение своей краткой творческой жизни Мопассан соз дал более 300 рас сказов. 6 романов, книги путевых -Л-у \ I ----- екпх палачей/ предавших его родину очерков. Кроме того, им написано большое UQ<IU JVU. ---- прусскому милитаризму. Он с презрением говорил о правителях Франции, продаж ных. изолгавшихся политиканах. В 70-х готах Мопассан выражал свое возмущение деиствиими клерикально-монархичегкои количество стихов, пьес и литературных статей. В 18S0 году в сборнике «Меданские вечера», изданном Золя и его литератур ными друзьями, появился рассказ пеизве- й я ьпи лши уд т^геим аил—------ ------------ „ t -гакп WW 4 лесять тет он с пеменыней стного писателя, озаглавленный «Пышка». S u отзывался о буржуазных рес-, Это произведение, первое, под мторьи хпилпванцах, постыдную деятельность ко-1 Мопассап поставил свое имя. сразу же принесло ему славу и определило его вы дающееся положение во французской ли тературе. В этом небольшом рассказе Мопассан проявил себя зрелым мастером слова, обла дающим вполне самостоятельной художест венной манерой; он обнаружил здесь ха рактерную особенность своего реалистиче ского даровашгя — резкий критицизм и иронию в отпошешш к буржуазному об ществу. Талант Мопассана формировался в тече ние почти целого десятилетия долгим и упорным трудом под руководством одного из крупнейших писателей Франции. Гю став Флобер руководил его первыми лите ратурными опытами, проверял их, давал советы. Он научил Мопассана наблюдать жизненные явления. Значительное влияние оказал на Мо пассана П. С. Тургенев, один из ближай ших друзей Флобера. 0 встречах с Турге невым Мопассан отзывался с восторгом. На вечерах у Флобера Тургенев рассказы вал о великой русской литературе, знако мил своих французских друзей с лучшпмй произведениями Пушкина. Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого. Мопассан прислу шивался к словам Тургенева о будущности романа, который должен стать романом жизни . Он ценил советы Тургенева И ру ководствовался ими в своем творчестве. Так в школе Флобера и его литературных друзей складывался талант молодого писа теля. развивалось его замечательное каче ство художника. Первый же роман Мопассана «Жизнь» (1883) показал, что он следует заветам Флобера и Тургенева. Лев Толстой назвал «Жизнь» превосходным романом, лучшим произведением всей французской литерату ры после «Отверженпьгх» Гюго. Вершиной критического реализма Мо пассана является его второй роман «Ми лый друг» (1885), дающий наиболее рез кое разоблачение третьей республики во Франции. Роман охватывает огромный ма териал буржуазной действительности по следней четверти XIX века и отражает те черты этой действительности, которые бы ли характерны для эпохи зарождающегося империализма. В романе получили отра жение рост финансового капитала и импе риалистическая колониальная экспансия Франции ва Востоке, показанная как гран диозная правительственная авантюра. Мо пассан вскрывает закулисную деятель ность палаты депутатов, рассказывает о том, какими путями наживаются миллион ные состояния и как происходит падение министерств. В истории французской палаты депута тов насчитывалось немало политических спекуляций и авантюр, подобных той, ко торая была выведена под видом экспеди ции в Марокко. Мопассан вскрывает ту тайную политику, которая проводилась в правительстве из-за колоний, и показывает связь министров с банкирами и биржеви ками. Он открыто говорит о политических и денежных спекуляциях кабинета, прово димых при поддержке газеты, и со всей беспощадностью разоблачает лживость, беспринципность и продажность буржуаз ной прессы. С нескрываемым презрением отзывался Мопассан о представителях / буржуазного парламентаризма, о «республиканских иезуитах» и «либеральных грибах сомни тельного качества, которые сотнями вы растают на навозе всеобщего избиратель ного права». Роман «Милый друг», показывающий буржуазную Францию начала третьей республики с ее гнилым парламентариз мом, лживой демократией и подчинением интересов нации интересам капитала, сохраняет свою обличительную силу и по сей день и как будто адресован ныпешнпм правителям Франции, бесстыдно торгую щим народной независимостью, продавшим Францию американскому империализму. Следующий роман Мопассана «Моит- Ориоль» (1887) продолжает ту же линию резкого разоблачения буржуазного мира, где все превращено в товар — люди, идеи, чувства. Здесь все имеет свою точную де нежную стоимость, все становится пред метом купли-продажи. Не только романы, но и многие расска зы Мопассана посвящены той же теме осуждения порочности, бесчеловечности капиталистического мира, обличению его жадности, лицемерия. стяжательства, собственнических инстинктов. Буржуазные литературоведы клеветни чески обвиняли Мопассана в высокомер ном и презрительном отношении к челове честву. Не презрением, а глубокой болью за страдающего человека проникнуты произведения Мопассана. Недаром среди книг, сжигаемых фашистами, были произ ведения этого французского писателя. В творчестве Мопассана действительно много тяжелого и мрачного — ибо сама действительность была мрачна и страшна, но есть в нем также светлая жизнерадост ность, есть вера в человека и страстная любовь к природе. Замечательно, что все лучшие качества человеческой натуры Мо пассан ищет в народной среде. Он находит 8десь доброту, мужество, преданность, спо собность к самопожертвованию. Это помо гает Мопассану создать такие образы, как Ремн — кузнец в рассказе «Папа Симо на», Розалия в романе «Жизнь». Бертина в рассказе «Пленные», старик Милон и другие. Многие рассказы Мопассан посвятил те ме войны. Мопассан показывал грубость и варварство победителей, вторгшихся в пре делы его родной страны, жестокость и бездушие прусских офицеров й генералов («М-ль Фифи». «Помешанная», «Дуэль», «Два приятеля»). Он говорил об осажден ном и голодающем Париже, о разоренной Франции. С чувством глубокой симпатии рисовал он французских патриотов, про стых людей из народа. П опятьтакн имен но здесь, в среде простых и честных тру жеников, находил он подлинных народных героев. Он рассказывал об их стойкости, храбрости, об их беззаветном героизме. Иронически отзывался он о «патриотиз ме» буржуазии, которая наживалась на несчастье своей родины, извлекая прибы ли из войны. Мопассан ненавидел войну, ненужную и навязанную народу. В его книге «На во де» (1888) есть гневные, волнующие строки, направленные против преступной н жестокой бойни. затеваемой в интересах правителей. «Прпггп в страну, задушить человека, защищающего свой дом. потому что он одет в простую Фгузу... сжечь дома несчастпых, которым уже нечего есть^ разломать пли раскрасть имущество... сжечь пороху на миллионы франков, оста вить за собой нищету и холеру». — во? что такое война. Негодуя против тех. кто ради наживы приносит в жертву миллионы жизней, Мопассан говорит о праве народа на со противление и о законности революции. «Управлять должно только во имя блага управляемых. Тот, кто управляет государ ством, обязап избегать войны, как капи тан судна обязан избегать кораблекруше ния. Когда капитан губпт свой корабль, его судят и карают, если признают его виновным в небрежности или даже в неспособности. Почему бы не судить пра вительства после каждого об’явления вой ны? Если бы пароды это поняли, если бы они сами судили власть, ведущую их на гибель, если бы опи отказались иттн на убой, если бы они пустили в ход свое ору жие против лиц, давших им его для убий ства, в тот же день с войной было бы навсегда покопчено...». Мопассан пе верил в возможность на ступления такого для. Писатель буржуаз ного Запада, оп не поднялся до передового мировоззрения эпохи, но как правдивый и честный художник сделал многое. Он был «ненавистником» буржуазного мира, его «озлобленным и измучепным критиком», он показал буржуазное общество во бсей его преступности п порочности. В дни. когда все передовое человечестве с гневным протестом восстало против сил империалистической агрессии, когда единая воля пародов защищает дело мира во всем мире, мы вспоминаем о человеке, который больше полувека тому назад мужественно Поролся против зла капитализма, обличая преступность тех, кто ввергает народ а кровавые бойни. Н. ХУЦИШВИЛИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz