На страже Заполярья. 1950 год. Август.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 августа 1950 г.. N: 103 (3796). ажнгя фарш воспитания воинов Общие собрания военнослужащих яв­ ляются действенным средство* полптико- воспитательной работы в Советской Армии в Военно-Морском Флоте. Они развивают у воинов политическую активность, при­ общают их к общественной и государст­ венной жижи. воспитывают у них чувство коммунистической сознательности, без­ граничной преланиости социалистической Родине и личной ответственности за заши" ту ее интересов. Практическое значение общих собраний очень велико. Пни способствуют мобилиза­ ции личплго состава па выполнение за­ дач, стоящих перел Военно-Морским Фло­ том, перед каждой частью, подразделени­ ем. Однако до сих пор в практике проведе­ ния собраний военнослужащие допу­ скаются ошибки, спижаюише ценность и действенность этого важного средства по­ литического воспитания моряков. Так. в некоторых подразделениях впатагот в край­ ность при выборе повесток дня. обсуждае­ мых на собраниях, не считают нужным и г бирать президиум собрания, открывать ирония, выносить решения по обсуждаемым вопросам, вести протокол собрания. Общие собрания военнослужащих гото­ вя? и проводят лично командир и его за­ меститель по политической части. Коман­ дир определяет повестку дня собрания, место и время его проведения. Какие же вопросы должны обсуждаться на собрани­ ях? На собраппях рекомендуется обсуждать общеполитические вопросы, задачи бое­ вой и политической подготовки, а также другие вопросы, вытекающие из жизни подразделения, части. Основной целью об- шкх собраний военнослужащих является оказание помощи личному составу в глу­ боком осмысливании важнейших полити­ ческих событий в жизни нашей страны, во всестороппем уяснении задач боевой и по­ литической подготовки. Обсуждение на собраниях общеполитиче­ ских вопросов в связи с практическими за­ дачами корабля, части учит матросов, сол­ дат. старшин, сержантов и офицеров пра­ вильно понимать текущие политиче­ ские события, по-государственплму отно­ ситься к выполпению своего воинского долга. Крупнейшее значение имели собра­ ния военнослужащих, проведенные на флоте, по обсуждению решения Советского комитета защиты мира о сборе подписей под Стокгольмским Воззванием. После того, клк подобрана актуальная и злободневна*! повестка дня собрания, опре­ делены место и время его проведения, не­ обходимо разъяснить матросам и старши­ нам пель собрания, посоветовать нм проду­ мать вопросы, поставленные на повестку дня. Эта потготовительная работа, проводи­ мая заместителем командира по политча­ сти. партпйпьгм и комсомольским активом, имеет большое значение. Ее пель — вы­ звать у моряков желание принять актив­ ное участие в обсуждении поставленных •на собрании вопросов. Главным условием, от которого зависит успешпое проведение собрания, является своевременная и тща­ тельная подготовка к нему. В некоторых подразделениях поступают неправильно, когда рая'яснительную рабо­ ту среди личного состава riepei собранием воекнослужаших подменяют составлением '«шпаргалок», варанее определяющих ха­ рактер выступлений. Таким методом, ко­ нечно, нельзя развить активность воинов. И метод этот вреден, ибо он связывает жи-_ вую ининиптиву масс. Общие собрания военнослужащих обычно проводятся таким образом: собрания откры- вгет командир части, подразделения или его заместитель по политической части. После этого военнослужащие решают во­ прос о количественном составе президиума и избирают его путем открытого голосова­ ния. Никакого противоречия между выбо­ рами президиума и указанием о том, что со­ брание готовят и ллчно проводят командир и его заместитель по политчасти, нет. Комапдир и его заместитель по политчасти полностью отвечают за подготовку и прове- тепие. общих собрапий военнослужащих. Только они имеют право созывать такие 'собрания. Одпако это не зпачпт. что об­ щее собраппе военнослужащих должпо превращаться в своего рода служебное совещание. Уважение и любовь наших воинов к своим' командирам и политработникам на­ столько велики, что военнослужащие обычпо в первую очередь избирают их в состав президиума общего собрания. В пре­ зидиум собрания также следует избирать отличников боевой и политической подго- товкп. лучших, наиболее дисциплинирован­ ных, старательных старшин и матросов. Доклад на общем собрании военнослу­ жащих делает комапдир или его замести­ тель по политчасти. По поручению коман­ дира и его заместителя по политчасти до­ клады могут делать и другие офицеры. От содержания и формы изложения доклада во многом зависит и характер прений — их идейность, целенаправленность, само'- критичность. Доклад должен быть неболь­ шим (на 40— 50 минут), но ярким содер­ жательным, насыщеппым фактическим ма­ териалом, с четко сформулированными за­ дачами, которые надлежит выполнить лич­ ному составу. В обсуждении доклада имеют право припять участие все присутствую­ щие на собрании. Пеппость собрания состоит, ^именно, в том, что в обсуждении вопроса принима­ ют участие матросы и солдаты, сержанты и стартпипы. В своих выступлениях они могут подвергнуть критике солдат и матро­ сов, перадпво относящихся к службе и учебе, нарушающих воинскую дисциплину. Выступающие могут поделиться своим опытом, внести пожелания и предложения. Па собрании воины могут высказать свое мпепие по обсуждаемому вопросу, ие допу­ ская, разумеется, критики приказов, рас­ поряжений и действий командиров и на­ чальников. Долг командира — прислуши­ ваться к замечаниям и предложениям, при­ нимать по пим действенные меры. Поучителен в этом отношении опыт про­ ведения общих собраний военнослужащих на одном из кораблей. Здесь собрания про­ водятся в соответствии с принципами со­ ветской демократии— избивается президи­ ум. матросы и старшины активно участву­ ют в обсуждении поставленных на повест­ ку дня вопросов. Так. на собрании с по­ весткой дня: «Образцовая воинская дисци­ плина— залог успеха в учебе и службе» после доклада командира выступило 11 че­ ловек. Они говорили о том, как следует выполнять почетный воинский долг, при­ зывали товарищей равняться на лучших матросов и старппш. Выступавшие потвер- гли острой критике старшего матроса Ула­ нова, не проявлявшего упорства в учебе, отстававшего в дисциплине. Всем своим содержанием собрание при­ звало матцосов й старший строго соблюдать образцовую воипскую' дисциплину, доро­ жить честью и достоинством советского военного моряка. Действенность этого со­ брания ярко подтверждает изменившееся поведение и отношение к службе старшего матроса .Уланова, который сейчас честпо выполняет свой воинский толг. Практика проведения общих собраний в подразделении, где служит старшина Ши­ ряев. вызывает недоумение. Здесь приня­ то почему-то собранпя военнослужащих называть «строевыми собраниями». Па со­ брании президиум не избирается, выступа­ ет только комапдир и офицеры-специали­ сты, которые разбирают учебу матросов, старшин и их проступки. Ясно, что такая Форма собраний, где президиум не изби­ рается, где выступают лить офицеры, а матросы и старшипы «при сем присут­ ствуют», — пеправпльпа. Несколько слов о решепнях собраний военнослужащих. Па общих собраниях во­ еннослужащих решения принимать необхо­ димо пе только по общеполитическим воп­ росам. по также и по вопросам боевой и политической подготовки, воинской дисци­ плины и т. д. Решеппе собрания имеет большую воспи­ тательную и мобилизующую роль. Опо вы­ ражает коллективную волю и стремление личного состава к осуществлению своих за­ дач. Характер решения определяется кон­ кретными условиями, т. е. теми целями, какие преследуются собранием. Решение не может и пе должпо подменять собой при­ каз командира, затрагивать его функции. Проект решения может быть приготовлен заранее, по при вынесении его на обсужде­ ние собрания нужно» учитывать предложе­ ния и пожелаппя военнослужащих, выска- запные в ходе прёпий. . Ипогда спрашивают, а нужно лп вести протокол общего собрапия военнослужа­ щих? Есть ли в этом необходимость? Да, нужно. Запись выступлений дает командиру и его заместителю по политча­ сти возможность анализа их, лучшего изу­ чения пастроеппй, пожелапий, запросов и нужд воинов. Имея протоколы собраний, комапдир и политработник получают воз­ можность более всесторонне знать, что сделано по предложениям воинов и на что необходимо направить энергию личного со­ става для лучшего выполнения поставлен­ ных па собрании задач. • В противпом с.иучае даже самые хорошие собрапия становятся бесследными. Предло­ жения воинов забываются, действеппых мер по пим, естественно, не принимается, решение не выполняется. Так. в подразделении, где слу­ жит тов. Ширяев, проводилось соб- рдппе с повесткой дня: «Передача боевых постов молодым специалистам». Вопрос, по­ ставленный па обсуждение, имеет огромпое значение. Взволнованным было выступле­ ние коммуниста старшины Ширяева, обра­ щенное к специалистам, которых он обучил лично. Оп призвал своих учеников стара­ тельно учиться, пепрерывпо совершенство­ вать свое боеЬо© мастерство. С ответным словом выступили матросы Костриков. Хри­ стофоров. Овчинников и другие. Они по­ клялись быть достойными своих борвых друзей. В пелом собрание имело большое мобилизующее значение. Однако выступле­ ний воинов никто не записал, решение На собрании не принималось, президиум не избирался. Прошла полтора месяца, и сам заместитель командира по политчасти за­ был. кто выступал на этом собрании, о чем готовили воины. Под’ им личпого состава, вызванный этим собранием, использовался в недоста­ точной мере. Командир и политработники, партийные и комсомольские организации должны со всей полнотой использовать общие собра­ ния военнослужащих — важное средство большевистского влияния на массы. Старший лейтенант В. ПОПОВ. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОМОЩЬ Сержант Михаил Петелин, придя в наше подразделение, поставил перед собой задачу: в совершенстве овладеть вверенной ему тех­ никой. Он понимал, что без напряженного труда нельзя добиться положительных результатов. Петелин много занимался отработкой практических навыков, так как это наибо­ лее верный путь к достижению мастерства. Если было что непонятно, обращался за по­ мощью к старшим сержантам Заботину и Боброву. Они всегда шли ем(у навстречу и раз’яспяли тот или иной вопрос. Па заня­ тиях Петелин твердо запоминал изучае­ мый материал. Сейчас сержант Петелин является одним из лучших воинов. Приобретенный опыт он передает молодым специалистам, учит их заботливо содержать оружие. Матрос Сипе- глазов неправильно обращался с пулеметом, Петелин указал ему на этот недостаток. Однажды матрос Апггаев пришел на за­ нятие неподготовленным, без конспекта. Вместо того, чтобы внимательно слушать Реликвии боевой славы русского флота Русский народ— народ-мореход. В седую глубину веков уходят истоки его мореход­ ства. В Центральном Военно-Морском му­ зее, находящемся в Ленинграде, можно уви­ деть ветхий от времени челн, выдолблен­ ный пз ствола ЗбО-летпего дуба. Челн под­ нят водолазами со дна реки Южный Буг. Он сделан около 3.000 лет назад, в ту да­ лекую эпоху, когда у человека еше не бы­ ло металлических орудий. 30 веков назад на таких челнах наши предки уже плава­ ли по многочисленным рекам страны, в ы ­ ходили па морские просторы. Со временем челны увеличивались в раз­ мерах. становились более мореходными. Их стали оспащать парусами. Так появились славянские ладьи, изображения которых мы видим па рисунках летописей. На та­ ких ладьях наши предки сражались е вра­ гами за свои права на мореходство, совер­ шали отважные плавания по различным морям и задолго до иностранцев открыли Новую Землю, Шпицберген, многие другие острова. Чтобы обеспечить себе нормальное эко­ номическое и культурное развитие, Россия должна была вернуть выходы к морям. Петр Первый не только понял эту истори­ ческую задачу, но и начал ее успешное ре­ шение. Созданный при нем регулярный Флот блестяще оправдал себя в войне со Швеппей. начавшейся в 1700 году. В 1709 году под Полтавой русская ар­ мия решила главную задачу войны — сло­ мила мощь шведов па суше. По Швеция была также сильнейшей в Европе морской державой. Поэтому исход войны с ней ре­ шался пя море. В зпаменитом сражении 17*14 rota молодой русский флот одержал важнейшую победу. Умелыми тактически­ ми маневрами русские поймали в «мыше­ ловку» около мыса Гангут (Ханко) швед­ ские суда и в жарком абордажном бою взя­ ли их в плен. В Центральном Военно-Морском музее представлены модели гребных судов — га­ лер, па которых русские сражались при Гангуте. В углах зала стоят подлинные 12-метровые весла с таких галер. Морские победы обеспечили России гос­ подство на Балтийском море и дали воз­ можность осуществить высадку мощных десантов непосредственно к столице Шве­ ции. Перепуганные шведы запросили ми­ ра. На карте мы видим эемли по берегам Финского и Рижского заливов — эемли отцов и дедов, вернувшиеся снова России. Открылось, наконец, окно в Европу. Однако не менее важные русские эемли, простиравшиеся к северу от Азовского и Черпого морей, продолжали оставаться у врагов. Эти эемли были возвраще­ ны России в результате двух войн с Турцией лишь в конце XVIII века. Основ­ ная тяжесть в этих войпах легла на плечи армии, по и флот сыграл в ппх весьма су- шсствепную роль. Совершив дальний переход из Балтий­ ского моря в Эгейское — глубокий тыл Турции, русские моряки загнали в Чесмен­ скую бухту огромную турецкую эскадру и в ночь на 2G июпя 1770 года уничтожили ее. Па большой картине показана ночь, по светло, как днем: повсюду пылают и взры­ ваются турецкие корабли. Стоит, посвященный знаменитому рус­ скому флотоводцу Ф Ф. Ушакову, расскз- зывает о многочисленных победах этого вы­ дающегося адмирала, творпа замечательной маневренной тактики. Искусно сделанный Пример ветеранов НА СНИМКЕ: отличник боевой в поля, тической подготовки авиационный механик сержант Михаил Кулагов за осмотром ру. ля глубины самолета. Фото Н. Высоцкого. Благодарность от командира Корабль находился в море. Личному сос­ таву группы, где старшиной тов. Ананчен­ ко, предстояло выполнить очередную задачу. Матросы тщательно отрабатывали своп действия на боевом посту. Все это по­ зволило сдать задачу с высокой оценкой. Особенно отличились старшие матросы Белоглазов, Пванинкий, мзтрос Корпеев. Они умело выполняли свои обязанности, приказания, поступающие с командного пупкта. Комапдир корабля поблагодарил отличив­ шихся воинов и пожелал им дальнейших успехов в учебе. 4 Старший матроз Н. СЕРОВ. руководителя, оп вапттлгя посторонними делами. Офицер Павлюков сделал ему заме­ чание. Петелин не оставил без воздействия этот случай. По окончании занятий он обстоятельно разобрал его. указал Аштаеву пз недопустимость халатного отношения к учебе.- В карточку взысканий и поощрений Пе­ телина записано 15 благодарностей. Его фотография красуется на Доске отлич­ ников боевой и политической подготовки. Сержант И. ШИЙН. макет показывает взятие крепости Корфу, считавшейся непреступной. Только рус­ ским морякам под командованием адмирала Ушакова оказалась по плечу эта задача. Мощным уларом артиллерии и морских де­ сантов они сломили сопротивление фран­ цузов и впервые в мире взяли морскую крепость штурмом с моря. Великий Суворов, узнав об этой победе, воскликнул: «Ура русскому флоту! Жалею, что не был я при Корфу хотя мичманом!». Боевая история русского флота и;и>бн- лует множеством героических эпизодов. Следующий стенд посвящен выдающему, си флотоводцу П. С. Нахимову — продол­ жателю лучших ушаковских традиций в русском флоте. В витрине много личных вещей П. С. Нахимова: письма, рапорты, палаш, фуражка. Два события прославили имя Нахимова — Синопская победа и оборона Севастопо­ ля. Огромпое полотно — одно из лучших созданий знаменитого художника Айвазов­ ского — с исключительной силой передает картину уничтожения турецкого флота поя Синопом. В экспопатах музея перед нами встают герои обороны Севастополя — ма­ тросы Петр Кошка, Игнатий Шевченко, боцмап Степан Будепко. юноша-герой 13- летний Коля Пищенко; участники обороны — хирург П. И. Пирогов и великий писа­ тель Лев Ппколаевяч Толстой. * Здесь же модель мипы русского ученого Б. С. Якоби. Массовые заграждения из та­ ких мин были впервые в мире успешно примепены во время Крымской войпы рус­ скими моряками па Балтике. В 1855 году па минах подорвалось песколько англий­ ских воеппых пароходов. Па следующем степде отражена деятель, ность крупнейшего флотоводца-учепого С. 0. Макаром. Выходец из парода, продол­ жатель традиций Суворова и Ушакова, изо­ бретатель знаменитого бронебойного пако- печппка, автор труда о непотопляемости корабля и строитель ледокола «Ермак». оп О АКТИВНО прошло в нашем под­ разделении собрание отличников бое­ вой и политической подготовь. В своих выступлениях воины Дикий, Гут, Чехунин. Долотий поделились опытом в учебе. М. Вов*. О В ИСТЕКШЕМ месяце сэконо­ мили горючего водители автомашиа рядовые Фчлипенков — 200 литров, Черкасов — 170, Синковеп — 120 литров. С Рябов. О ВЫСОКОГО воинского мастерст. ва добились старшина Виноградов, старший сержант Коваленко, сержант Минаков и младший сержант Круп- ченков. На проходившем недавно за_ нятии они на «отлично» выполнили упражнение. П. Шабуня. О БЫСТРО и доброкачественно выполнил задание командования ко- § абля электрик, мнтрос Аитошевский. а примерную учебу и службу он имеет несколько благодарностей. Р. Пономарев. О ДОБРОСОВЕСТНО изучают военное дело матросы Паленый и Пышкин. Они служат примером и в дисциплине. 10. Егоров. О ЗАБОТЛИВО ухаживает за лич­ ным оружием матрос Пёррпелков Он всегда содержит его в чистоте и по­ рядке. Н. Кабальное. явился создателем морской тактики броне­ носного флота. В витрнпе — многочислен­ ные научные труды ученого-моряка, мно­ гие нз которых были отмечены премиями Академии наук. Модель крейсера «Варяг», подлинный флаг с этого героического судна и боевой орден командира крейсера — В. Ф. Рудне­ ва свидетельствуют о подвиге моряков ле­ гендарного «Варяга», которые вступили в бой с японской эскадрой из 14 кораблей и геройски сражались до последней возмож­ ности, а затем ззгоппли корабль, чтобы не отдать его врагам. Модель памятника «Сте­ регущему» напоминает о,подвиге матросов, не пожелавших сдаться в плен и погибших вместе с родпым кораблем. Одну из самых замечательных глав истории русского флота составляет револю­ ционное движение. С особой силой опо раз­ горелось в 1905 году, когда красный стяг революции был гоинят на бропепосце «По­ темкин», па крейсерах «Очаков» и «Па­ мять Азова», а также в Свеаборге, Кронш­ тадте и Владивостоке. Модели кораблей, картины, флаги и другие реликвии отра­ жают революционное движение во флоте. В результате огромпой политической ра­ боты большевистской партии матросы вы­ ступили одним пз передовых отрядов рево­ люции, роль которого р феврале и октябре 1917 года получила высокую оценку вели­ ких вожтей пролетариата В. П. Лепппа и П. В. Сталине. Законным наследпиком русского флота стал флот пашей социалистической Роди­ ны. Советские моряки пе только восприня­ ли славпые боевые традиции ^революци­ онного флота, но и приумпожп.тп . развили и обогатили все лучшее, что было создано в ходе его развития. Е. КУШНАРЕВ, старший научный сотрудник Центрального Военно-Морского музея. г. Ленинград. Напряженный рабочий день подходит к концу. Полеты окончены, и последний самолет, сверкая большими пятиконечны­ ми звездами, заруливает на стоянку. Авиа­ ционные специалисты заканчивают свою работу. ■— Личному составу — в класс! — объявляет дежурный. Через несколько минут все сидели в просторном классе. Командир начал разбор действий авиаторов. Он отметил тех, кто хорошо готовил материальную часть, обе­ спечивал выполнение учебных заданий, от­ метил недостатки воинов. — Отлично справились с поставленной задачей, — говорит командир и называет несколько фамилий. Заслуженной славой пользуется у нас в подразделении старший сержант Ковален­ ко, сержанты Колбасов и Вихарев. Они с гордостью носят высокое звание отлични­ ков боевой и политической подготовки и с честью оправдывают его. Выполнять учеб­ ные Бадания только на «отлично» стало их девизом. — Когда мы прибыли в подразделение, — рассказывают сержанты Колбасов и Вихарев,— нас вызвал заместитель коман­ дира по политической частя. Долго он бе­ седовал с нами, подробно расспросил нас обо всем, а потом рассказал нам о подраз­ делении, о его людях, о подвигах авиато­ ров. — Наши воины честно служат Родине. Об их боевых делах говорят многие эпизоды из времен войны. Вот один из них. ...Это было 22 апреля 1945 года. — начал он .— Отечественная война к тому времени подходила к кошту. Гул войны ушел на Запад от Советского Заполярья, и лишь иногда вражеский самолет или под­ водная лодка пытались прорваться к на­ шим берегам. Наша разведка обнаружила севернее по­ луострова Рыбачий подводпуго лодку противника. Перед авиаторами была по­ ставлена задача — уничтожить вражеский корабль. Выполнение этого ответственного зада­ ния было поручено прославленному воз­ душному воину Лятипу. За несколько ми­ нут были опробованы моторы, агрегаты, просмотрено и подготовлено вооружение. Лобро на взлет — н боевая машина, взревев мощными моторами, плавно ухо­ дит ввысь. Пасмурная погода усложняла полет. Выйдя в море, самолет снизился до предела и приступил к поискам противни­ ка. — Справа, в надводном положении вра­ жеская подводная лодка! — доложил один из членов екипажа. — Приготовиться к атаке! — приказал Лятич и, резко повернув машину, лег на боевой курс. Противник заметил атакую­ щий самолет и открыл по нему огопь из двух орудий. Самолет встряхивало от близких разры* вов, в кабины проникал горьковатый за­ пах жженого пороха. Точно выдержав направление, самолет зашел на подводную лодку и накрыл ее бомбами, а воздушные стрелки обстреляли врага на отходе пз пу­ леметов. Быстро сделав разворот, боевая машина вернулась к тому месту, где толь­ ко что был корабль врага, по евппцовыв волны уже поглотили уничтоженного под- водпого пирата, п лишь бесформенные об­ ломки да грязповзто-коричпевые пятна плавали на поверхности моря. На аэродроме товарищи поздравили бое­ вых друзей с заслуженной победой. Сер­ жанты Мамопов и Язвпцев за образцовое выполнение боевого задания были награж­ дены орденами. — Окончилась война, — продолжал за­ меститель командира по политической ча­ сти. — Многие авиаторы вернулись к мир­ ному сознательному труду. Другие оста­ лись в подразделении п продолжают честно служить народу. Ваша почетная задача, товарищи сер­ жанты, встать на боевую вахту, беречь и умножать честь нашего подразделения. д^^ рожнть доброй славой советских авнатор<^Ш крепить учебой и высокой дисциплииЯ^ могущество пашей Родины. С тех пор прошло несколько лет. По­ стоянно совершенствуя свои знания Ц опьгг, старший сержант Коваленко, сер­ жанты Колбасов и Вихарев упорным тру­ дом добились высоких показателей в бое­ вой и политической подготовке. Старший сержант Ковялечко за образцовую службу имеет более 20 поощрений. Его фотогра­ фия уже в течение трех лет красуется на Доске отличников. Сержанты Вихарев и Колбасов являются лучшими специалиста­ ми подразделения. В их карточках записа­ но более чем по 10 поощрений. Они доро­ жат потразтелепнем и умножают его, славу в повседневной учебе и службе. Сержант Я. БЕЛОЗЕРЦЕВ. Старшина Сурков умело воспитывает матросов Старшина подразделения Федор Сурков пришел в кубрик за пятнадцать минут до побудки. Приняв доклад дневального, стар­ шина прошел вдоль ряда коек. В кубрике чистота н порядок, обмундирование акку- рзтпо сложепо на банках. — Делайте под’ем! — сказал старшина. Комсомолец старший матрос Артюхов бы­ стро выполняет приказание старшины. В одно мгновение матросы вскакивают о коек, быстро одеваются, чтобы встать в строй и итти на физ-чарядку. Федор Сурков любит военную службу и эту любовь прививает матросам. Оп про­ служил на нашем флоте пятнадцать лет. За это время стартпипа воспитал немало стойких защитников Родины В годы Великой Отечественной войны старшина мужественно дрался с врагом, отстаивал честь и независимость своей Ро- дипы. Об этом свидетельствуют пять пра­ вительственных наград, которых он удо­ стоен. В суровые годы войпы старшина вступил в ряды большевистской партии. Воины любят старшину и гордятся им, слово его — закоп для них. У Суркова есть хорошая черта характера, свойствен­ ная воспитателю. Если провинившегося воина вызовет он к себе, то никогда не нагрубит ему. Старшина использует метод индиви­ дуального подхода к каждому матросу, ре­ шает сам, как лучше воздействовать нз провинившегося. Падо прямо сказать, что такой метод хорошо помогает старшпне в воспитании воинов, в укреплении дисци­ плины и организованности. Матрос Иванов плохо нес вахту. Стар­ шина вызвал его к себе и долго с ним бе­ седовал. Он привел несколько фактов и подробно раз’яснил ему, к чему может при­ вести халатное отношение к службе. — Вы все поняли, что я вам сказал? — Так точно! — ответил матрос. Беседа старшины помогла воину еще лучше понять и осмыслить службу. Сей­ час мзтрос Иванов выполняет свои обязан­ ности без замечапий. Старшина постоянно, по-отечески забо­ тится о воинах, следит, чтобы они были удовлетворены всем положенным им доволь­ ствием. Неразрывными нитями старшина связан с матросами. Никогда не пройдет мимо, если заметит, что матрос, склонив голову, задумался пал чем-нибудь. Полу­ чив письмо, мзтрос Пветков сидел в сторо­ не, по лицу его было видно, что он взвол­ нован. Заметив это, к нему подошел стар- niипа и спросил: — Что с вами? — Вот письмо получил, мать больна. Старшина, прочитав письмо, сказзл ма­ тросу: — Я буду ходатайствовать перед команд дованием о предоставления вам кратко­ срочного отпуска. Матросу Пветкову разрешили наве^ стать больную мать. Старшина часто беседует с подчинен­ ными о службе и чести советского воина. Особепно любит он рассказывать воинам об истории нашего подразделения. Такие рассказы вызывают у матросов чувство гордости за свое подразделении. Много также старшина рассказывает воинам о том, как живут и трудятся наши советские люди, о странах народпой демо­ кратии. о преступных планах американо- английских империалистов, мечтающих о мировом господстве. Матросы внимательно слушают своего старшину. Старшина окончил партийную школу. К нему часто обращаются за раз’яспепием того или иного вопроса. — У нашего старшины есть чему по­ учиться, — говорят воины. Н. АБАБКОВ. Настойчивая учеба Больших успехов в учебе и службе до­ бился матрос Палазннк. Он добросовестно относится к занятиям: внимательно слу­ шает рассказ командира, усваивает пока­ занные приемы, повторяет материал само­ стоятельно. Закончился напряженный день учебы. Казалось бы. сейчас можно отдохнуть, но Палазннк другим озабочен. Многие матро­ сы беседуют, играют в шашки или в до­ мино, пишут письма. Палаэннк садится и повторяет пройденный ва день материал. Времени на это уходит немного. Он перечи­ тывает литературу и записи, сделанные им на занятиях, вспоминает, какие команди­ ром задавалйсь вопросы, и отвечает на них. Бывают вопросы, на которые Палазннк затрудняется дать полный ответ, тогда оп находит соответствующее место в учебни­ ке или в конспекте и перечитывает его. Это закрепляет пройделпый материал и он надолго остается в памяти. Повторив весь материал. Палааник идет к расписаппю занятий, запланированных на следующий день. Он выписывает темы запятпй н подбирает литературу, обдумы­ вает содержание темы. Только после этого Палазннк уделяет время личным вопросам. — Когда я подготовлен к завтрашнему дню, — говорит Палазннк, — чувствуй себя спокойней. Кагой может быть отдых, если не выполнил всего, что тебе положе­ но. Однажды Палазник пропустил занятие' по уважительной причине и не ознако­ мился в тот же день с темой. Мзтрос рас­ считывал, что успеет это сделать завтра. Но его расчеты пе оправдались. Завтрз как раз была новая тема занятий. Он, не уяснив старую, не попял и новой, пото­ му что обе темы были связаны между со­ бой. Много времени пришлось потратить Палазнику, чтобы освоить пе одпу, а уже две темы. Это было для пего уроком. Он убедился, что нельзя оставлять неусвоен­ ного материала на завтра. Знание расписаний на следующий день помогает воину в подготовке к предстоя­ щим ззпятиям. И об этом должен беспо­ коиться каждый матрос. Палазник хорошо знает свою специаль­ ность и добросовестно выполняет возло­ женные нз него обялаппостп. Во всем этом ему помогает настойчивая и кропотливая учеба, высокая дисциплинированность и исполнительность. Младший сержант С. ЧИСТЯКОВ. НАГРАЖДЕНЫ НАГРУДНЫМИ ЗНАКАМИ Настойчиво повышают свои военные и политические знания старший сержант Ширхов, ефрейторы Ишенбо я Ладджжн- скнй. За высокие показатели в учебе коман­ дование наградило передовых воинов па- грудяыми знаками отличного специалиста Солдат Б. МАМАДАМИНОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz