На страже Заполярья. 1950 год. Август.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 августа 1950 г.. N: 103 (3796). ажнгя фарш воспитания воинов Общие собрания военнослужащих яв ляются действенным средство* полптико- воспитательной работы в Советской Армии в Военно-Морском Флоте. Они развивают у воинов политическую активность, при общают их к общественной и государст венной жижи. воспитывают у них чувство коммунистической сознательности, без граничной преланиости социалистической Родине и личной ответственности за заши" ту ее интересов. Практическое значение общих собраний очень велико. Пни способствуют мобилиза ции личплго состава па выполнение за дач, стоящих перел Военно-Морским Фло том, перед каждой частью, подразделени ем. Однако до сих пор в практике проведе ния собраний военнослужащие допу скаются ошибки, спижаюише ценность и действенность этого важного средства по литического воспитания моряков. Так. в некоторых подразделениях впатагот в край ность при выборе повесток дня. обсуждае мых на собраниях, не считают нужным и г бирать президиум собрания, открывать ирония, выносить решения по обсуждаемым вопросам, вести протокол собрания. Общие собрания военнослужащих гото вя? и проводят лично командир и его за меститель по политической части. Коман дир определяет повестку дня собрания, место и время его проведения. Какие же вопросы должны обсуждаться на собрани ях? На собраппях рекомендуется обсуждать общеполитические вопросы, задачи бое вой и политической подготовки, а также другие вопросы, вытекающие из жизни подразделения, части. Основной целью об- шкх собраний военнослужащих является оказание помощи личному составу в глу боком осмысливании важнейших полити ческих событий в жизни нашей страны, во всестороппем уяснении задач боевой и по литической подготовки. Обсуждение на собраниях общеполитиче ских вопросов в связи с практическими за дачами корабля, части учит матросов, сол дат. старшин, сержантов и офицеров пра вильно понимать текущие политиче ские события, по-государственплму отно ситься к выполпению своего воинского долга. Крупнейшее значение имели собра ния военнослужащих, проведенные на флоте, по обсуждению решения Советского комитета защиты мира о сборе подписей под Стокгольмским Воззванием. После того, клк подобрана актуальная и злободневна*! повестка дня собрания, опре делены место и время его проведения, не обходимо разъяснить матросам и старши нам пель собрания, посоветовать нм проду мать вопросы, поставленные на повестку дня. Эта потготовительная работа, проводи мая заместителем командира по политча сти. партпйпьгм и комсомольским активом, имеет большое значение. Ее пель — вы звать у моряков желание принять актив ное участие в обсуждении поставленных •на собрании вопросов. Главным условием, от которого зависит успешпое проведение собрания, является своевременная и тща тельная подготовка к нему. В некоторых подразделениях поступают неправильно, когда рая'яснительную рабо ту среди личного состава riepei собранием воекнослужаших подменяют составлением '«шпаргалок», варанее определяющих ха рактер выступлений. Таким методом, ко нечно, нельзя развить активность воинов. И метод этот вреден, ибо он связывает жи-_ вую ининиптиву масс. Общие собрания военнослужащих обычно проводятся таким образом: собрания откры- вгет командир части, подразделения или его заместитель по политической части. После этого военнослужащие решают во прос о количественном составе президиума и избирают его путем открытого голосова ния. Никакого противоречия между выбо рами президиума и указанием о том, что со брание готовят и ллчно проводят командир и его заместитель по политчасти, нет. Комапдир и его заместитель по политчасти полностью отвечают за подготовку и прове- тепие. общих собрапий военнослужащих. Только они имеют право созывать такие 'собрания. Одпако это не зпачпт. что об щее собраппе военнослужащих должпо превращаться в своего рода служебное совещание. Уважение и любовь наших воинов к своим' командирам и политработникам на столько велики, что военнослужащие обычпо в первую очередь избирают их в состав президиума общего собрания. В пре зидиум собрания также следует избирать отличников боевой и политической подго- товкп. лучших, наиболее дисциплинирован ных, старательных старшин и матросов. Доклад на общем собрании военнослу жащих делает комапдир или его замести тель по политчасти. По поручению коман дира и его заместителя по политчасти до клады могут делать и другие офицеры. От содержания и формы изложения доклада во многом зависит и характер прений — их идейность, целенаправленность, само'- критичность. Доклад должен быть неболь шим (на 40— 50 минут), но ярким содер жательным, насыщеппым фактическим ма териалом, с четко сформулированными за дачами, которые надлежит выполнить лич ному составу. В обсуждении доклада имеют право припять участие все присутствую щие на собрании. Пеппость собрания состоит, ^именно, в том, что в обсуждении вопроса принима ют участие матросы и солдаты, сержанты и стартпипы. В своих выступлениях они могут подвергнуть критике солдат и матро сов, перадпво относящихся к службе и учебе, нарушающих воинскую дисциплину. Выступающие могут поделиться своим опытом, внести пожелания и предложения. Па собрании воины могут высказать свое мпепие по обсуждаемому вопросу, ие допу ская, разумеется, критики приказов, рас поряжений и действий командиров и на чальников. Долг командира — прислуши ваться к замечаниям и предложениям, при нимать по пим действенные меры. Поучителен в этом отношении опыт про ведения общих собраний военнослужащих на одном из кораблей. Здесь собрания про водятся в соответствии с принципами со ветской демократии— избивается президи ум. матросы и старшины активно участву ют в обсуждении поставленных на повест ку дня вопросов. Так. на собрании с по весткой дня: «Образцовая воинская дисци плина— залог успеха в учебе и службе» после доклада командира выступило 11 че ловек. Они говорили о том, как следует выполнять почетный воинский долг, при зывали товарищей равняться на лучших матросов и старппш. Выступавшие потвер- гли острой критике старшего матроса Ула нова, не проявлявшего упорства в учебе, отстававшего в дисциплине. Всем своим содержанием собрание при звало матцосов й старший строго соблюдать образцовую воипскую' дисциплину, доро жить честью и достоинством советского военного моряка. Действенность этого со брания ярко подтверждает изменившееся поведение и отношение к службе старшего матроса .Уланова, который сейчас честпо выполняет свой воинский толг. Практика проведения общих собраний в подразделении, где служит старшина Ши ряев. вызывает недоумение. Здесь приня то почему-то собранпя военнослужащих называть «строевыми собраниями». Па со брании президиум не избирается, выступа ет только комапдир и офицеры-специали сты, которые разбирают учебу матросов, старшин и их проступки. Ясно, что такая Форма собраний, где президиум не изби рается, где выступают лить офицеры, а матросы и старшипы «при сем присут ствуют», — пеправпльпа. Несколько слов о решепнях собраний военнослужащих. Па общих собраниях во еннослужащих решения принимать необхо димо пе только по общеполитическим воп росам. по также и по вопросам боевой и политической подготовки, воинской дисци плины и т. д. Решеппе собрания имеет большую воспи тательную и мобилизующую роль. Опо вы ражает коллективную волю и стремление личного состава к осуществлению своих за дач. Характер решения определяется кон кретными условиями, т. е. теми целями, какие преследуются собранием. Решение не может и пе должпо подменять собой при каз командира, затрагивать его функции. Проект решения может быть приготовлен заранее, по при вынесении его на обсужде ние собрания нужно» учитывать предложе ния и пожелаппя военнослужащих, выска- запные в ходе прёпий. . Ипогда спрашивают, а нужно лп вести протокол общего собрапия военнослужа щих? Есть ли в этом необходимость? Да, нужно. Запись выступлений дает командиру и его заместителю по политча сти возможность анализа их, лучшего изу чения пастроеппй, пожелапий, запросов и нужд воинов. Имея протоколы собраний, комапдир и политработник получают воз можность более всесторонне знать, что сделано по предложениям воинов и на что необходимо направить энергию личного со става для лучшего выполнения поставлен ных па собрании задач. • В противпом с.иучае даже самые хорошие собрапия становятся бесследными. Предло жения воинов забываются, действеппых мер по пим, естественно, не принимается, решение не выполняется. Так. в подразделении, где слу жит тов. Ширяев, проводилось соб- рдппе с повесткой дня: «Передача боевых постов молодым специалистам». Вопрос, по ставленный па обсуждение, имеет огромпое значение. Взволнованным было выступле ние коммуниста старшины Ширяева, обра щенное к специалистам, которых он обучил лично. Оп призвал своих учеников стара тельно учиться, пепрерывпо совершенство вать свое боеЬо© мастерство. С ответным словом выступили матросы Костриков. Хри стофоров. Овчинников и другие. Они по клялись быть достойными своих борвых друзей. В пелом собрание имело большое мобилизующее значение. Однако выступле ний воинов никто не записал, решение На собрании не принималось, президиум не избирался. Прошла полтора месяца, и сам заместитель командира по политчасти за был. кто выступал на этом собрании, о чем готовили воины. Под’ им личпого состава, вызванный этим собранием, использовался в недоста точной мере. Командир и политработники, партийные и комсомольские организации должны со всей полнотой использовать общие собра ния военнослужащих — важное средство большевистского влияния на массы. Старший лейтенант В. ПОПОВ. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОМОЩЬ Сержант Михаил Петелин, придя в наше подразделение, поставил перед собой задачу: в совершенстве овладеть вверенной ему тех никой. Он понимал, что без напряженного труда нельзя добиться положительных результатов. Петелин много занимался отработкой практических навыков, так как это наибо лее верный путь к достижению мастерства. Если было что непонятно, обращался за по мощью к старшим сержантам Заботину и Боброву. Они всегда шли ем(у навстречу и раз’яспяли тот или иной вопрос. Па заня тиях Петелин твердо запоминал изучае мый материал. Сейчас сержант Петелин является одним из лучших воинов. Приобретенный опыт он передает молодым специалистам, учит их заботливо содержать оружие. Матрос Сипе- глазов неправильно обращался с пулеметом, Петелин указал ему на этот недостаток. Однажды матрос Апггаев пришел на за нятие неподготовленным, без конспекта. Вместо того, чтобы внимательно слушать Реликвии боевой славы русского флота Русский народ— народ-мореход. В седую глубину веков уходят истоки его мореход ства. В Центральном Военно-Морском му зее, находящемся в Ленинграде, можно уви деть ветхий от времени челн, выдолблен ный пз ствола ЗбО-летпего дуба. Челн под нят водолазами со дна реки Южный Буг. Он сделан около 3.000 лет назад, в ту да лекую эпоху, когда у человека еше не бы ло металлических орудий. 30 веков назад на таких челнах наши предки уже плава ли по многочисленным рекам страны, в ы ходили па морские просторы. Со временем челны увеличивались в раз мерах. становились более мореходными. Их стали оспащать парусами. Так появились славянские ладьи, изображения которых мы видим па рисунках летописей. На та ких ладьях наши предки сражались е вра гами за свои права на мореходство, совер шали отважные плавания по различным морям и задолго до иностранцев открыли Новую Землю, Шпицберген, многие другие острова. Чтобы обеспечить себе нормальное эко номическое и культурное развитие, Россия должна была вернуть выходы к морям. Петр Первый не только понял эту истори ческую задачу, но и начал ее успешное ре шение. Созданный при нем регулярный Флот блестяще оправдал себя в войне со Швеппей. начавшейся в 1700 году. В 1709 году под Полтавой русская ар мия решила главную задачу войны — сло мила мощь шведов па суше. По Швеция была также сильнейшей в Европе морской державой. Поэтому исход войны с ней ре шался пя море. В зпаменитом сражении 17*14 rota молодой русский флот одержал важнейшую победу. Умелыми тактически ми маневрами русские поймали в «мыше ловку» около мыса Гангут (Ханко) швед ские суда и в жарком абордажном бою взя ли их в плен. В Центральном Военно-Морском музее представлены модели гребных судов — га лер, па которых русские сражались при Гангуте. В углах зала стоят подлинные 12-метровые весла с таких галер. Морские победы обеспечили России гос подство на Балтийском море и дали воз можность осуществить высадку мощных десантов непосредственно к столице Шве ции. Перепуганные шведы запросили ми ра. На карте мы видим эемли по берегам Финского и Рижского заливов — эемли отцов и дедов, вернувшиеся снова России. Открылось, наконец, окно в Европу. Однако не менее важные русские эемли, простиравшиеся к северу от Азовского и Черпого морей, продолжали оставаться у врагов. Эти эемли были возвраще ны России в результате двух войн с Турцией лишь в конце XVIII века. Основ ная тяжесть в этих войпах легла на плечи армии, по и флот сыграл в ппх весьма су- шсствепную роль. Совершив дальний переход из Балтий ского моря в Эгейское — глубокий тыл Турции, русские моряки загнали в Чесмен скую бухту огромную турецкую эскадру и в ночь на 2G июпя 1770 года уничтожили ее. Па большой картине показана ночь, по светло, как днем: повсюду пылают и взры ваются турецкие корабли. Стоит, посвященный знаменитому рус скому флотоводцу Ф Ф. Ушакову, расскз- зывает о многочисленных победах этого вы дающегося адмирала, творпа замечательной маневренной тактики. Искусно сделанный Пример ветеранов НА СНИМКЕ: отличник боевой в поля, тической подготовки авиационный механик сержант Михаил Кулагов за осмотром ру. ля глубины самолета. Фото Н. Высоцкого. Благодарность от командира Корабль находился в море. Личному сос таву группы, где старшиной тов. Ананчен ко, предстояло выполнить очередную задачу. Матросы тщательно отрабатывали своп действия на боевом посту. Все это по зволило сдать задачу с высокой оценкой. Особенно отличились старшие матросы Белоглазов, Пванинкий, мзтрос Корпеев. Они умело выполняли свои обязанности, приказания, поступающие с командного пупкта. Комапдир корабля поблагодарил отличив шихся воинов и пожелал им дальнейших успехов в учебе. 4 Старший матроз Н. СЕРОВ. руководителя, оп вапттлгя посторонними делами. Офицер Павлюков сделал ему заме чание. Петелин не оставил без воздействия этот случай. По окончании занятий он обстоятельно разобрал его. указал Аштаеву пз недопустимость халатного отношения к учебе.- В карточку взысканий и поощрений Пе телина записано 15 благодарностей. Его фотография красуется на Доске отлич ников боевой и политической подготовки. Сержант И. ШИЙН. макет показывает взятие крепости Корфу, считавшейся непреступной. Только рус ским морякам под командованием адмирала Ушакова оказалась по плечу эта задача. Мощным уларом артиллерии и морских де сантов они сломили сопротивление фран цузов и впервые в мире взяли морскую крепость штурмом с моря. Великий Суворов, узнав об этой победе, воскликнул: «Ура русскому флоту! Жалею, что не был я при Корфу хотя мичманом!». Боевая история русского флота и;и>бн- лует множеством героических эпизодов. Следующий стенд посвящен выдающему, си флотоводцу П. С. Нахимову — продол жателю лучших ушаковских традиций в русском флоте. В витрине много личных вещей П. С. Нахимова: письма, рапорты, палаш, фуражка. Два события прославили имя Нахимова — Синопская победа и оборона Севастопо ля. Огромпое полотно — одно из лучших созданий знаменитого художника Айвазов ского — с исключительной силой передает картину уничтожения турецкого флота поя Синопом. В экспопатах музея перед нами встают герои обороны Севастополя — ма тросы Петр Кошка, Игнатий Шевченко, боцмап Степан Будепко. юноша-герой 13- летний Коля Пищенко; участники обороны — хирург П. И. Пирогов и великий писа тель Лев Ппколаевяч Толстой. * Здесь же модель мипы русского ученого Б. С. Якоби. Массовые заграждения из та ких мин были впервые в мире успешно примепены во время Крымской войпы рус скими моряками па Балтике. В 1855 году па минах подорвалось песколько англий ских воеппых пароходов. Па следующем степде отражена деятель, ность крупнейшего флотоводца-учепого С. 0. Макаром. Выходец из парода, продол жатель традиций Суворова и Ушакова, изо бретатель знаменитого бронебойного пако- печппка, автор труда о непотопляемости корабля и строитель ледокола «Ермак». оп О АКТИВНО прошло в нашем под разделении собрание отличников бое вой и политической подготовь. В своих выступлениях воины Дикий, Гут, Чехунин. Долотий поделились опытом в учебе. М. Вов*. О В ИСТЕКШЕМ месяце сэконо мили горючего водители автомашиа рядовые Фчлипенков — 200 литров, Черкасов — 170, Синковеп — 120 литров. С Рябов. О ВЫСОКОГО воинского мастерст. ва добились старшина Виноградов, старший сержант Коваленко, сержант Минаков и младший сержант Круп- ченков. На проходившем недавно за_ нятии они на «отлично» выполнили упражнение. П. Шабуня. О БЫСТРО и доброкачественно выполнил задание командования ко- § абля электрик, мнтрос Аитошевский. а примерную учебу и службу он имеет несколько благодарностей. Р. Пономарев. О ДОБРОСОВЕСТНО изучают военное дело матросы Паленый и Пышкин. Они служат примером и в дисциплине. 10. Егоров. О ЗАБОТЛИВО ухаживает за лич ным оружием матрос Пёррпелков Он всегда содержит его в чистоте и по рядке. Н. Кабальное. явился создателем морской тактики броне носного флота. В витрнпе — многочислен ные научные труды ученого-моряка, мно гие нз которых были отмечены премиями Академии наук. Модель крейсера «Варяг», подлинный флаг с этого героического судна и боевой орден командира крейсера — В. Ф. Рудне ва свидетельствуют о подвиге моряков ле гендарного «Варяга», которые вступили в бой с японской эскадрой из 14 кораблей и геройски сражались до последней возмож ности, а затем ззгоппли корабль, чтобы не отдать его врагам. Модель памятника «Сте регущему» напоминает о,подвиге матросов, не пожелавших сдаться в плен и погибших вместе с родпым кораблем. Одну из самых замечательных глав истории русского флота составляет револю ционное движение. С особой силой опо раз горелось в 1905 году, когда красный стяг революции был гоинят на бропепосце «По темкин», па крейсерах «Очаков» и «Па мять Азова», а также в Свеаборге, Кронш тадте и Владивостоке. Модели кораблей, картины, флаги и другие реликвии отра жают революционное движение во флоте. В результате огромпой политической ра боты большевистской партии матросы вы ступили одним пз передовых отрядов рево люции, роль которого р феврале и октябре 1917 года получила высокую оценку вели ких вожтей пролетариата В. П. Лепппа и П. В. Сталине. Законным наследпиком русского флота стал флот пашей социалистической Роди ны. Советские моряки пе только восприня ли славпые боевые традиции ^революци онного флота, но и приумпожп.тп . развили и обогатили все лучшее, что было создано в ходе его развития. Е. КУШНАРЕВ, старший научный сотрудник Центрального Военно-Морского музея. г. Ленинград. Напряженный рабочий день подходит к концу. Полеты окончены, и последний самолет, сверкая большими пятиконечны ми звездами, заруливает на стоянку. Авиа ционные специалисты заканчивают свою работу. ■— Личному составу — в класс! — объявляет дежурный. Через несколько минут все сидели в просторном классе. Командир начал разбор действий авиаторов. Он отметил тех, кто хорошо готовил материальную часть, обе спечивал выполнение учебных заданий, от метил недостатки воинов. — Отлично справились с поставленной задачей, — говорит командир и называет несколько фамилий. Заслуженной славой пользуется у нас в подразделении старший сержант Ковален ко, сержанты Колбасов и Вихарев. Они с гордостью носят высокое звание отлични ков боевой и политической подготовки и с честью оправдывают его. Выполнять учеб ные Бадания только на «отлично» стало их девизом. — Когда мы прибыли в подразделение, — рассказывают сержанты Колбасов и Вихарев,— нас вызвал заместитель коман дира по политической частя. Долго он бе седовал с нами, подробно расспросил нас обо всем, а потом рассказал нам о подраз делении, о его людях, о подвигах авиато ров. — Наши воины честно служат Родине. Об их боевых делах говорят многие эпизоды из времен войны. Вот один из них. ...Это было 22 апреля 1945 года. — начал он .— Отечественная война к тому времени подходила к кошту. Гул войны ушел на Запад от Советского Заполярья, и лишь иногда вражеский самолет или под водная лодка пытались прорваться к на шим берегам. Наша разведка обнаружила севернее по луострова Рыбачий подводпуго лодку противника. Перед авиаторами была по ставлена задача — уничтожить вражеский корабль. Выполнение этого ответственного зада ния было поручено прославленному воз душному воину Лятипу. За несколько ми нут были опробованы моторы, агрегаты, просмотрено и подготовлено вооружение. Лобро на взлет — н боевая машина, взревев мощными моторами, плавно ухо дит ввысь. Пасмурная погода усложняла полет. Выйдя в море, самолет снизился до предела и приступил к поискам противни ка. — Справа, в надводном положении вра жеская подводная лодка! — доложил один из членов екипажа. — Приготовиться к атаке! — приказал Лятич и, резко повернув машину, лег на боевой курс. Противник заметил атакую щий самолет и открыл по нему огопь из двух орудий. Самолет встряхивало от близких разры* вов, в кабины проникал горьковатый за пах жженого пороха. Точно выдержав направление, самолет зашел на подводную лодку и накрыл ее бомбами, а воздушные стрелки обстреляли врага на отходе пз пу леметов. Быстро сделав разворот, боевая машина вернулась к тому месту, где толь ко что был корабль врага, по евппцовыв волны уже поглотили уничтоженного под- водпого пирата, п лишь бесформенные об ломки да грязповзто-коричпевые пятна плавали на поверхности моря. На аэродроме товарищи поздравили бое вых друзей с заслуженной победой. Сер жанты Мамопов и Язвпцев за образцовое выполнение боевого задания были награж дены орденами. — Окончилась война, — продолжал за меститель командира по политической ча сти. — Многие авиаторы вернулись к мир ному сознательному труду. Другие оста лись в подразделении п продолжают честно служить народу. Ваша почетная задача, товарищи сер жанты, встать на боевую вахту, беречь и умножать честь нашего подразделения. д^^ рожнть доброй славой советских авнатор<^Ш крепить учебой и высокой дисциплииЯ^ могущество пашей Родины. С тех пор прошло несколько лет. По стоянно совершенствуя свои знания Ц опьгг, старший сержант Коваленко, сер жанты Колбасов и Вихарев упорным тру дом добились высоких показателей в бое вой и политической подготовке. Старший сержант Ковялечко за образцовую службу имеет более 20 поощрений. Его фотогра фия уже в течение трех лет красуется на Доске отличников. Сержанты Вихарев и Колбасов являются лучшими специалиста ми подразделения. В их карточках записа но более чем по 10 поощрений. Они доро жат потразтелепнем и умножают его, славу в повседневной учебе и службе. Сержант Я. БЕЛОЗЕРЦЕВ. Старшина Сурков умело воспитывает матросов Старшина подразделения Федор Сурков пришел в кубрик за пятнадцать минут до побудки. Приняв доклад дневального, стар шина прошел вдоль ряда коек. В кубрике чистота н порядок, обмундирование акку- рзтпо сложепо на банках. — Делайте под’ем! — сказал старшина. Комсомолец старший матрос Артюхов бы стро выполняет приказание старшины. В одно мгновение матросы вскакивают о коек, быстро одеваются, чтобы встать в строй и итти на физ-чарядку. Федор Сурков любит военную службу и эту любовь прививает матросам. Оп про служил на нашем флоте пятнадцать лет. За это время стартпипа воспитал немало стойких защитников Родины В годы Великой Отечественной войны старшина мужественно дрался с врагом, отстаивал честь и независимость своей Ро- дипы. Об этом свидетельствуют пять пра вительственных наград, которых он удо стоен. В суровые годы войпы старшина вступил в ряды большевистской партии. Воины любят старшину и гордятся им, слово его — закоп для них. У Суркова есть хорошая черта характера, свойствен ная воспитателю. Если провинившегося воина вызовет он к себе, то никогда не нагрубит ему. Старшина использует метод индиви дуального подхода к каждому матросу, ре шает сам, как лучше воздействовать нз провинившегося. Падо прямо сказать, что такой метод хорошо помогает старшпне в воспитании воинов, в укреплении дисци плины и организованности. Матрос Иванов плохо нес вахту. Стар шина вызвал его к себе и долго с ним бе седовал. Он привел несколько фактов и подробно раз’яснил ему, к чему может при вести халатное отношение к службе. — Вы все поняли, что я вам сказал? — Так точно! — ответил матрос. Беседа старшины помогла воину еще лучше понять и осмыслить службу. Сей час мзтрос Иванов выполняет свои обязан ности без замечапий. Старшина постоянно, по-отечески забо тится о воинах, следит, чтобы они были удовлетворены всем положенным им доволь ствием. Неразрывными нитями старшина связан с матросами. Никогда не пройдет мимо, если заметит, что матрос, склонив голову, задумался пал чем-нибудь. Полу чив письмо, мзтрос Пветков сидел в сторо не, по лицу его было видно, что он взвол нован. Заметив это, к нему подошел стар- niипа и спросил: — Что с вами? — Вот письмо получил, мать больна. Старшина, прочитав письмо, сказзл ма тросу: — Я буду ходатайствовать перед команд дованием о предоставления вам кратко срочного отпуска. Матросу Пветкову разрешили наве^ стать больную мать. Старшина часто беседует с подчинен ными о службе и чести советского воина. Особепно любит он рассказывать воинам об истории нашего подразделения. Такие рассказы вызывают у матросов чувство гордости за свое подразделении. Много также старшина рассказывает воинам о том, как живут и трудятся наши советские люди, о странах народпой демо кратии. о преступных планах американо- английских империалистов, мечтающих о мировом господстве. Матросы внимательно слушают своего старшину. Старшина окончил партийную школу. К нему часто обращаются за раз’яспепием того или иного вопроса. — У нашего старшины есть чему по учиться, — говорят воины. Н. АБАБКОВ. Настойчивая учеба Больших успехов в учебе и службе до бился матрос Палазннк. Он добросовестно относится к занятиям: внимательно слу шает рассказ командира, усваивает пока занные приемы, повторяет материал само стоятельно. Закончился напряженный день учебы. Казалось бы. сейчас можно отдохнуть, но Палазннк другим озабочен. Многие матро сы беседуют, играют в шашки или в до мино, пишут письма. Палаэннк садится и повторяет пройденный ва день материал. Времени на это уходит немного. Он перечи тывает литературу и записи, сделанные им на занятиях, вспоминает, какие команди ром задавалйсь вопросы, и отвечает на них. Бывают вопросы, на которые Палазннк затрудняется дать полный ответ, тогда оп находит соответствующее место в учебни ке или в конспекте и перечитывает его. Это закрепляет пройделпый материал и он надолго остается в памяти. Повторив весь материал. Палааник идет к расписаппю занятий, запланированных на следующий день. Он выписывает темы запятпй н подбирает литературу, обдумы вает содержание темы. Только после этого Палазннк уделяет время личным вопросам. — Когда я подготовлен к завтрашнему дню, — говорит Палазннк, — чувствуй себя спокойней. Кагой может быть отдых, если не выполнил всего, что тебе положе но. Однажды Палазник пропустил занятие' по уважительной причине и не ознако мился в тот же день с темой. Мзтрос рас считывал, что успеет это сделать завтра. Но его расчеты пе оправдались. Завтрз как раз была новая тема занятий. Он, не уяснив старую, не попял и новой, пото му что обе темы были связаны между со бой. Много времени пришлось потратить Палазнику, чтобы освоить пе одпу, а уже две темы. Это было для пего уроком. Он убедился, что нельзя оставлять неусвоен ного материала на завтра. Знание расписаний на следующий день помогает воину в подготовке к предстоя щим ззпятиям. И об этом должен беспо коиться каждый матрос. Палазник хорошо знает свою специаль ность и добросовестно выполняет возло женные нз него обялаппостп. Во всем этом ему помогает настойчивая и кропотливая учеба, высокая дисциплинированность и исполнительность. Младший сержант С. ЧИСТЯКОВ. НАГРАЖДЕНЫ НАГРУДНЫМИ ЗНАКАМИ Настойчиво повышают свои военные и политические знания старший сержант Ширхов, ефрейторы Ишенбо я Ладджжн- скнй. За высокие показатели в учебе коман дование наградило передовых воинов па- грудяыми знаками отличного специалиста Солдат Б. МАМАДАМИНОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz