На страже Заполярья. 1950 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 августа 1950 г., ffi 182 (3795)* Ответ товарищам Товарищу Санжееву Уважаемый товарищ Санжеев! Отвечаю на Ваше письмо с большим опозданием, так как только вчера передали агае Ваше письмо из аппарата ЦК. Вы безусловно правильно толкуете мою позицию в вопросе о диалектах. «Классовые» диалекты, которые пра* вильнее было бы назвать жаргонами, об­ служивают не народные массы, а узкую социальную верхушку. К тому же они не имеют своего собственного грамматическо­ го строя и основного словарного фонда. Ввиду этого они никак не могут развиться в самостоятельные языки. Диалекты местные («территориальные»), наоборот, обслуживают народные массы и имеют свой грамматический строй и основ­ ной словарный фонд. Ввиду этого некото­ рые местные диалекты в процессе образо­ вания наций могут лечь в основу нацпо" нальных языков и развиться в самостоя­ тельные национальные языки. Так было, например, с курско-орловскйм диалектом (курско-орловская «речь») русского языка, который лег в основу русского националь­ ного языка. То же самое нужно сказать о полтавско-киевском диалекте украинского языка, который лег в основу украинского национального языка. Что касается осталь­ ных диалектов таких языков, то они те­ ряют свою самобытность, вливаются в эти языки и исчезают в них. Бывают и обратные процессы, когда единый язык народности, не ставшей еше нацией в силу отсутствия необходимых экономических условий развития, терпит крах вследствие государственного распада этой народности, а местные диалекты, не успевшие еше перемолоться в едином язы­ ке. оживают и дают начало образованию отдельных самостоятельных языков. Воз­ можно, что так именно обстояло дело, на­ пример с единым монгольским языком. И. СТАЛИН. 1950 г. 11 июля. Товарищам Д. Белкину и С. Фуреру Ваши письма получи. •Ваала ошибка 'состоит в том. что Вы смешали две разные веши и подменили предмет, рассматриваемый в моем ответе тов. Крашенинниковой, другим предметом. 1. Я критикую в этом ответе Н. Я. Мар- ра. который, говоря об языке (звуковом) и мышлении, отрывает язык от мышления и впадает таким образом в идеализм. Стало быть, речь идет в моем ответе о нормаль­ ных людях, владеющих языком. Я утверж­ даю при этом, что мысли могут возникнуть у таких людей лишь на базе языкового материала, что оголенных мыслей, не свя- яаяных с языковым материалом, не суще­ ствует у людей, владеющих языком. Вместо того, чтобы принять пли отверг­ нуть это положепие, Вы подставляете ано­ мальных. без’язычных людей, глухонемых, у которых нет языка я мысли которых, 'конечно, не могут возникнуть на базе язы­ кового материала. Как Ьндйте. это совер­ шенно другая тема, которой я не касался и не мог коснуться, так как языкознание занимается нормальными людьми, владею­ щими языком, а не аномальными, глухо­ немыми. не имеющими языка. Вы подменили обсуждаемую тему другой темой, которая не осуждалась. 2. Пз письма тов. Белкина видно, что он ставит на одну доску «язык слов» (зву­ ковой язык) и «язык жестов» (по Н. Я. Марру «ручной» язык). Он думает, неви­ димому, что язык жестов и язык слов рав­ нозначны. что одно время человеческое об­ щество не имело языка слов, что «ручной» язык заменял тогда появившийся потом язык слов. Но если действительно так думает тов. Белкин, то он допускает серьезную ошиб­ ку . Звуковой язык или язык слов был всегда единственным языком человеческого общества, способным служить .полноцен­ ным средством общения людей. История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка. Этнография *не янает ни одного отсталого народа, будь он таким же или еше более первобытным, чем, скажем, австралийцы или огнеземельцы прошлопо века, который не имел бы своего звукового языка. Звуковой язык в истории человечества является одной ив тех сил, которые помогли людям выделиться из жи­ вотного пира, об’единиться в общества, развить свое мышление, организовать об­ щественное производство, вести успешную борьбу с силами природы и дойти до того прогресса, который мы имеем в настоящее время. В этом отношении бначение так назы­ ваемого языка жестов ввиду его крайней бедности и ограниченности — Ничтожно. Это, собственно, не язык, и даже не сурро­ гат языка, могущий так или иначе заме­ нить звуковой язык, а вспомогательное средстао с крайне огранн^нныйи средст­ вами. коя&ры* пользуется иногда человек для подчеркивания гёх или иных моментов в его речи. Язык жестов также нельзя приравнивать в звуковому языку, как нельзя приравнивать первобытную деревян­ ную мотыгу к современному гусеничному трактору с пятикорпусным плугом и ря­ довой тракторной сеялкой. 3. Как аидно, Вы интересуетесь прежде всего глухонемыми, а потом уж — пробле­ мами языкознания. Видимо, это именно об­ стоятельство и заставило Вас обратиться ко мне с рядом вопросов. Что же. если Вы настаиваете, я не прочь удовлетворить Ва­ шу просьбу. Итак, как обстоит дело с глу­ хонемыми? Работает ли у них мышление, возникают ли Мысли? Да, работает у них мышление, возникают мысли. Ясно, что коль скоро глухонемые лишены языка, их мысли не могут возникать на базе языко­ вого материала. Но значит ли это, что мыо- лп глухонемых являются оголенными, не связанными с «нормами природы» (выра­ жение Н. Я. Марра)? Йет, не значит. Мы­ сли глухонемых возникают и могут суще­ ствовать лишь на базе те* образов, воспри­ ятий, представлений, которые складывают­ ся у них в быту о предметах внешнего ми­ ра Н в их отношейиях между собой, благо­ даря чувствам зрения, осязания, вкуса, обоняния. Вне этих образов, восприятий, представлений мысль пуста, лишена како­ го бы то ни было содержания, т. е. она не существует. , , , —.. . И. СТАЛИН. 22 июля 1950 г. Товарищу А. Холопову Ваше письмо получил. Опоздал немного с ответом ввиду пере­ груженности работой. Ваше письмо молчаливо исходит из двух предположений: пз предположения о том, что допустимо цитировать произведения то. го или иного автора в о т р ы в е от того исторического периода, о котором трактует цитата, и во-вторых, пз того предположе­ ния, что те или иные выводы и формулы марксизма, полученные в результате изу­ чения одного пз периодов исторического развития, являются правильными для всех периодов развития и потому должны ос­ таться н е и з м е н н ы м и . Должен сказать, 0ба эти предположе­ ния глубоко ошибочны. Несколько примеров. 1. В сороковых годах прошлого века, когда не было еше монополистического ка­ питализма, когда капитализм развивался более или менее плавно по восходящей ли­ нии. распространяясь на новые, еше пе занятые им территории, а закон неравно­ мерности развития не мог еше действовать с полной силой. — Маркс и Энгельс при­ шли к выводу, что социалистическая рево­ люция не может победить в одной какой- либо стране, что она может победить лишь в результате обшего yiapa во всех пли в большинстве цивилизованных стран. Этот вывод стал потом руководящим положе­ нием для всех марксистов. Однако, в начале XX века, особенно в период первой мпрояой войны, когда для всех стало ясно, что капитализм домонопо­ листический явпым образом перерос в капитализм монополистический, когда капи­ тализм восходящий превратился в капита­ лизм умирающий,, когда война вскрыла неизлечимые слабости мирового империа­ листического фронта, а закон неравномер­ ности развития предопределил разновре­ менность созревания пролетарской револю­ ции в разных странах, — Ленин, исходя из марксистской теории, пришел к выводу, что в новых условиях развития социали­ стическая революция вполне может побе­ дить в одной, отдельно взятой стране, что отповремеиная победа социалистической революции во всех странах или в большин­ стве цивилизованных стран невозможна ввиду неравномерности вызревания рево­ люции в этих странах, что старая формула Маркса и Энгельса уже не соответствует новым историческим условиям. Как видно, мы имеем здесь два различ­ ных вывода по вопросу о победе социализ­ ма. которые не только противоречат друг другу, но и исключают друг друга. Какие-нибудь начетчики и талмудисты, которые, не вникая в существо дела, ци­ тируют Формально, в отрыве от историче­ ских условий, — могут сказать, что один из этих выводов, как безусловно непра­ вильный, должен быть отброшен, а другой вывод, как безусловно правильный, должен быть распространен на все периоды разви­ тия. По марксисты не могут не знать, что начетчики и талмудисты ошибаются, они пе могут пе знать, что оба эти вывода пра­ вильны, по пе безусловно, а каждый для своего времени: вывод Маркса и Энгель­ са — для периода домонополистического капитализма, а вывод Ленина — для ие- рпода монополистического капитализма. 2. Энгельс в своем «Анти-Дюринге» го­ ворил. что после победы социалистической •революции государство должно отмереть. Па этом основании после победы социали­ стической революции в нашей стране на­ четчики и талмудисты пз пашей партии стали требовать, чтобы партия приняла меры к скорейшему - отмиранию нашего государства, к роспуску государственных органов, к отказу от постоянной армии. Однако, советские марксисты, на осно­ вании изучения мировой обстановки в на­ ше время, пришли к выводу, что прп на­ личии капиталистического окружения, когда победа социалистической революции имеет место только в одвой стране, а во всех других странах господствует капи­ тализм, страна победившей революции должна пё ослаблять, а воемерно усиливать свое государство, органы государства, ор­ ганы разведки, армию, если эта страна не хочет быть разгромленной капиталистиче­ ским окружением. Русские марксисты при­ шли к выводу, что формула Энгельса имеет в виду победу социализма во всех странах или в большинстве стран, что она непри­ менима к тому случаю, когда социализм побеждает в одной, отдельно взятой стра­ не, а во всех других странах господствует капитализм. Как видно, мы имеем вдесь две различ­ ные формулы по вопросу о судьбах социа­ листического государства, исключающие друг друга. Начетчики п талмудисты могут сказать, что это обстоятельство создает невыносимое положение, что нужно одну из формул от­ бросить. как безусловно ошибочную, а дру­ гую, как безусловно правильную, — рас­ пространить на все периоды развития со­ циалистического государства. Но маркси­ сты не могут не знать, что начетчики- талмудисты ошибаются, ибо обе эти фор­ мулы правильны, но не абсолютно, а кяж- дай для своего времени: формула советских марксистов — для периода победы социа­ лизма в одной или нескольких странах, а формула Энгельса — для того периода, когда последовательная победа социализма в отдельных странах приведет к победе социализма в большинстве стран и когда создадутся, таким образом, необходимые условия для применения формулы Энгель­ са. Число таких примеров можно было бы увеличить. То же самое нужно сказать о двух раз­ личных формулах по вопросу об языке, взятых из разных произведений Сталина и приведенных тов. Холоповым в его письме. Тов. Холопов ссылается на произведение Сталина «Относительно марксизма в язы­ кознании», где делается вывод, что в ре­ зультате скрещивания, скажем, двух язы­ ков, один из языков обычно выходит по­ бедителем, а другой отмирает, что, следо- вательпо, скрещивание дает не какой-то новый, третий язык, а сохраняет один из языков. Далее он ссылается на другой вы­ вод, взятый из доклада Сталина на XVI с’езде ВКП(б). где говорится, что в период победы социализма в мировом масштабе, когда социализм окрепнет и войдет в быт. национальные языки неминуемо должны слиться в один общий язык, который, ко­ нечно, не будет ни великорусским, ни немецким, а чем-то новым. Сличив эти две формулы и видя, что они не только не сов­ падают друг с другом, а исключают друг друга, тов. Холопов приходит в отчаяние. «Из статьи вашей, пишет он в письме, я понял, что от скрещивания языков н п- к о г д а не может получиться новый ка­ кой-то язык, а до статьи твердо был уве- рен, согласно вашему выступлению на XVI с’езде ВКП(б), что прп к о м м у ни з- м е языки сольются в один общий». Очевидно, что тов. Холопов, открыв про­ тиворечие между этими двумя формулами и глубоко веря, что противоречие должно быть ликвидировано, считает нужным из­ бавиться от одной пз формул, как непра­ вильной. и уцепиться за другую формулу, как правильную для всех времен п стран, но за какую имепно формулу уцепиться, — он не знает. Получается нечто вроде безвыходпого положения. Тов. Холопов и не догадывается, что обе формулы могут быть правильными, — каждая для своего времени. Так бывает всегда с начетчиками-тал- мудпстами, которые не вникают в сущест­ во дела п. цитируя формально, безотноси­ тельно к тем историческим условиям, о ко­ торых трактуют цитаты, неизменно попа­ дают в безвыходное положение. А между тем, если разобраться в вопро­ се по существу, пет никаких оснований для безвыходного положения. Дело в том, Воспитание воине В? И. СТАЛИН. 28 июля 1950 года. Музей партизанской славы 15 ТЫСЯЧ ЭКСПОНАТОВ О НАРОДНЫХ МСТИТЕЛЯХ Каждый. кто приезжает в древний Киев, осматривая исторические памятники, по­ долгу задерживается на выставке «Пар- тизаны Украины в борьбе против не- мепко-фашпстских захватчиков». Четыре года тому назад была организована эта выставка и сейчас она превратилась в му­ зей партизанской славы. 15 тысяч ценней­ ших экспонатов находится здесь. Они рас­ сказывают посетителям о большом парти­ занском движении на Украине в дпи ее временной оккупации немецко-фашистски­ ми захватчиками, о том, как в партизан­ ских отрядах стяжали боевую славу быв­ шие солдаты и матрос 1 . 1 . рабочие н колхоз­ ники. ученые и учителя. Одной молодежи в партизанском движения па Украине уча­ ствовало 75.000 человек, действовало свы­ ше 300 подпольных райкомов комсомола. Здесь и оружие, которым партизаны уни­ чтожали врагов. Выставка ежемесячно по­ полняется новыми и новыми экспонатами. Большой интерес в музее представляют пещи молодогвардейцев Краснодона: Коше­ вого. Земпухова. Громовой. Левашева. Здесь п письма на имя родителей молодо­ гвардейцев от комсомольцев, пионеров, мо­ лодых патриотов со всех концов Советско­ го Союза, пз стран народной демократии. В них молодежь дает клятву — всю жизнь, как и краснодонцы, отдать Родипе. Большой интерес представляет отдел, рассказывающий о славном боевом пути ттартлзаиского соединения дважды Героя Советского Союза Ковпака, которое, прошло | от Путивля до Карпат. j Сейчас в музее открыт новый отдел j <Победа», рассказывающий о всемирпо -\ исторических победах Советской Армии и • Военно-Морского Флота в дни Великой Оте-1 чсствеиной войны п о деятельности боль-1 шевистской партии и товарища Сталина в деле разгрома врага. Новый отдел, как и все остальные, пред­ ставляет большой интерес. В этом же от­ деле, например, экспонированы вешп проелаиленпого сталинского сокола трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Рассказывает этот отдел и о подвигах дру­ гих героев Отечественной войны. Ежедневно сотпи посетителей — рабо­ чие, колхозники, представители советской интеллигенции, воины Советской Армии и Военно-Морского Флота — осматривают музей. За четыре года здесь побывало бо­ лее 400 тысяч человек. За это время со- j стоялось более 100 встреч посетителей с героями партизанской борьбы. Музеи партизанской славы в столице Советской Украппы — один пз историче­ ских памятников, которыми так богат со­ ветский Киев. П. Р0МАНИКА, что брошюра Сталина «Относительно марк­ сизма в языкознании» и выступление Сталпнз на XVI с’езде партии имеют в ви­ ду две совершенно различные эпохп. вслед­ ствие чего и формулы получаются различ­ ные. Формула Сталина в его брошюре, в ча­ сти. касающейся скрещивания языков, имеет в виду эпоху до п о б е д ы с о* ц и а л и з м а в мировом масштабе, ког­ да эксплоататорс-кне Классы являются гос -1 подствуюшей силой в мире, когда паппо- j нальный и колониальный гнет остается в силе, когда национальная обособленность н взаимное недоверие наций закреплены государственными различиями, когда нет еше национального равноправия, когда j скрещивание языков происходит в порядке 1 борьбы за господство одного пз языков, ! когда нет еще условий для мирного и дру-1 жественпого сотрудничества наций и я зы -1 ков. когда на очореш стоит не сотрудниче­ ство и взаимное обогащение языков, а ас­ симиляция одних и победа других языков. Понятно, что в таких условиях могут быть лишь победившие и побежденные языки. Имепно эти условия имеет в виду формула Сталина, когда она говорит, что скрешйва- нне. скажем, двух языков дает в результа­ те пе образование нового языка, а победу одного из языков и поражение другого. Что же касается другой формулы Сталина, взятой из выступления на XVI с’езде партии в части, касающейся слия­ ния языков в один общий язык, то здесь имеется в виду другая эпоха, а именно — эпоха п о с л е п о б е д ы с о ц и а ­ л и з м а во всемирном масштабе, когда мирового империализма не будет уже в на­ личии, эксплоататорские классы будут низвергнуты, национальный и колониаль­ ный гнет будет ликвидировал, националь­ ная обособленность и взаимное недоверие наций будут заменены взаимным доверием и сближением пацпй, национальное равно­ правие будет претворено в жизнь, полити­ ка подавления и ассимиляции языков бу­ дет ликвидирована, сотрудничество наций будет налажено, а национальные языки будут иметь возможность свободно обога­ щать друг друга в порядке сотрудничества. Попятно, что в этих условиях не может быть и речи о подавлении и поражении од­ них и победе других языков. Здесь мы бу­ дем иметь дело не с двумя языками, из ко­ торых один терпит поражение, а другой выходит из борьбы победителем, а с сотня­ ми национальных языков, из которых в результате длительного экономического, политического и культурного сотрудниче­ ства наций будут выделяться сначала наи­ более обогащенные единые зональные язы­ ки, а потом зональные языки сольются в один общий международный язык, кото­ рый, конечно, пе будет пи немецким, пп русским, ни английским, а новым языком, вобравшим в себя лучшие элементы нацио­ нальных и зональных языков. Следовательно, две различные формулы соответствуют двум различным эпохам раз­ вития общества, и именно потому, что они соответствуют им, обе формулы правиль­ ны, — каждая для своей эпохи. Требовать, чтобы эти формулы не находились в проти­ воречии друг с другом, чтобы они не ис­ ключали друг друга, — так же нелепо, как было бы нелепо требовать, чтобы эпо­ ха господства капитализма не находилась в противоречии с эпохой господства социа­ лизма. чтобы социализм я капитализм не исключали друг друга. Начетчики-талмудисты рассматривают марксизм, отдельные выводы и формулы марксизма, как собрание догматов, которые «никогда» пе переменяются, несмотря на изменение условий развития общества. Они думают, что если они заучат наизусть эти выводы и формулы и начнут их цитиро­ вать вкривь и вкось, то они будут в со­ стоянии решать любые вопросы, в расче­ те. что заученные выводы п формулы*при­ годятся им для всех времен и стран, для всех случаев жизни. Но так могут думать лишь такие люди, которые видят букву марксизма, но не видят его существа, за­ учивают тексты выводов и формул марк­ сизма. но не понимают их содержания. Марксизм есть паука о законах разви­ тия природы и общества, паука о револю­ ции угнетенных и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех странах, паука о строительстве коммунистического общества. Марксизм, как паука, не может стоять на одном месте. — он развивается, совершенствуется. В своем развитии марк­ сизм не может не обогащаться новым опы­ том, новыми знаниями. — следовательно, отдельные его формулы и выводы не могут не изменяться в течение времени, не могут не заменяться новыми формулами и выво­ дами, соответствующими новым историче­ ским задачам. Марксизм не признает неиз­ менных выводов п Формул, обязательных для всех эпох п периодов. Марксизм являет­ ся врагом всякого догматизма. Беззаветная преданность Родине, партии Ленина — Сталина, верность Военной при­ сяге. высокое боевое мастерство, постоян­ ное стремление к совершенствованию по­ литических и военных знаний, готовность в любых условиях и любой ценой защищать государственные интересы социалистиче­ ского Отечества — важнейшие качества советских воеппых моряков. Эти качества советскому войну приви­ ваются в течение всей его службы кропот­ ливой воспитательной работой. Значитель­ ное место в ней занимает индивидуальная работа с людьми. Однажды, проходя по кубрику, офицер Авраменко заметил, что старшина подразде­ ления сержант Гап не по-уставиому отдает приказание своему подчиненному. Старший матрос стоял перед старшиной вразвалку и па отданное рагпоряжеппе что-то возражал. | Офицер Авраменко поставил старшего ма­ троса в положение «емпрпо» и сделал ему строгое внушение. — Разрешите выполнять приказание старшины, — спросил старший матрос, выслушав офицера. — Выполняйте. Старший матрос повернулся и не спеша направился к выходу из кубрика. Аврамепко остановил его. — Разве так выполняют приказание? Вам приказано, значит действуйте быстро, отправляйтесь бегом. Дважды указывать не пришлось. Стар­ ший матрос быстро выбежал из кубрика. Через несколько минут он возвратился и доложил старшине подразделения, что при- казание выполнено. Когда старший матрос был отпущен, офицер сказал старшине: — Вы. товарищ Ган. так отдаете при­ казания. что ваши подчиненные считают возможным их обсуждать. — Так мы же старые друзья с ним. — стал оправдываться старшппа подразделе­ ния. — Надо понять. — строго сказал Авраменко, — что в вопросах службы не должно быть никаких родственных или приятельских отношений. Вы старшина подразделения, а оп ваш подчиненный. Устав вас обязывает четко и точно, коман­ дным тоном отдавать любое распоряжение. Он же требует, чтобы ваш подчиненный внимательно выслушал приказание, по­ вторил его и пемедленно выполнил. — Нам с вами, товарищ Ган, — про­ должал офицер. — Родина доверила благо­ родное и ответственное дело — воспитание людей. Без строгой требовательности к се­ бе и к подчиненным положительных ре­ зультатов добиться нельзя. Сегодня стар­ ший матрос пытался возражать, вавтра начнет он спорить, а послезавтра может п совсем не выполнить приказания. Советую вам вдуматься в то, что я сказал, и впредь держать себя так, чтобы подчиненные всегда чувствовали вас своим начальни­ ком. Офицер Авраменко часто проводит бесе­ ды с сержантами и матросами. Па кон­ кретных примерах он раз’яопяет им требо­ вания присяги п уставов, воспитывает у них чувство ответственности за поручен­ ное им дело. Но одними разговорами офицер Авра­ мепко пе ограничивается. Если матрос или сержант нарушит воинскую дисциплину, командир накажет его. И, как правило, он добивается, чтобы наложенное взыскание было немедленно прпведеио в исполнение. Наряду с этим. Авраменко, как и вс* остальные офицеры гвардейского подраз­ деления, хорошо понимает, что требова­ тельность и взыскательность необходимо сочетать с чувством заботливого отноше­ ния в подчиненным. Нужно уметь ценить пх труд п уважать их достоинство. Офицер обязан все делать для того, чтобы отстаю­ щего нлп недисциплинированного матроса подтянуть до уровня передовиков, воспи­ тать в нем высокие качества советскогов военного моряка. Одно время у гвардпп сержанта Каба­ нова были случаи нарушения дисциплины. В его карточке было уже несколько взы­ сканий. Некоторым офицерам и сержантам казалось, что гвардии сержант Кабанов сам поймет своп ошибки и устранит пх к порядке собственной инициативы. Они не воздействовали на сержанта. Офппер Авраменко придерживался дру­ гого мнения, он считал, что офицеры должпы активно вмешиваться в поветенпе Кабанова и сделать все возможное. чтобы его исправить. Авраменко решил провести с Кабановым индивидуальную воспитательную работу. Он вызвал его к себе, напомнил сержанту о несовместимости высокого звания гвар­ дейца с его ошибками и предупредил, что если сержант пе осознает своего непра­ вильного отношеппя к службе, то он ри­ скует потерять всякое доверие как со сто­ роны командира, так и со стороны всего личного состава подразделения. Вопрос о поступке Кабанова обсуждался па комсомольском собрании. Комсомол высказали свое мпени*. Каждый из говорил о том. что Кабанов своим поведе­ нием подрывает авторитет комсомольцев гвардейского подразделения. Все это создало перелом в поведении гвардии сержанта Кабапова. Он стал про­ являть старание в работе. Большую по­ мощь ему оказал и офппер Кудрявцев. Зная его способности, офппер поручил ему более ответственную службу. новледпевно контролируя его деятельность. Интнвп- дуальпая работа офицера Аврамепко и по­ мощь офицера Кудрявцева не пропали да­ ром. Они явп.тпсь результатом того, что гвардии сержант Кабанов стал дисципли­ нированным и трудолюбивым воином. Прошло время, и за отличпуго службу он получил несколько поощрении. Оп в образ­ цовом порядке содержит свое запутывание, все порученные задания выполняет добро­ совестно. аккуратно и в срок. Повседневно офппер Авраменко требует от старшин, чтобы они проверяли, к а ^ к подчиненные заправляют койки, старшины припали матросов и сержаптов к аккуратности и подтянутости . Однажды Аврамепко заметил, что гвар­ дии сержант Гайдуков плохо заправил койку и опоздал на построение. Офицер выясппл причину. Оказалось, что Гайду­ ков не научился быстро убирать койку. Тош Авраменко приказал старшине под­ разделения Патронировать сержанта я этом деле, н в результате Гайдуков пере­ стал опаздывать в строй. Воспитание воинов офицер Авраменко . начинает с тщательного изучения способ­ ностей и знаний каждого матроса и сер­ жанта. Офицер Авраменко в работе опирается на партийную и комсомольскую организа­ ции. Капитан Н. ШИРЯЕВ. На политических занятиях С большим желанием Бдительность на посту Солдат Пошков добросовестно и бдитель­ но несет службу, действует точно по уста­ ву. Па-дпях, заступая в караул, оп как и всегда, тщательно повторпл п продумал обя­ занности часового и табель постов, внима­ тельно проверил оружие и боезапас. Уверенный в своих знапиях. солдат Пошков заступил на пост. Вот часовой за­ метил приближающегося к его обекну че­ ловека. Он насторожился. Вдруг посторон­ ний человек стал переходить запретпую зо­ ну. Пошков неметленно приказ,ал ему оста­ новиться. Незнакомец извинился и хотел i уйти обратно, но часовой задержал его. j Прибыл начальник караула с группой бой- : нов. Пошков сдал задержатгого начальни- ■ ку караула. За правильные действия па посту и про- j явленную бдительность солдату Пошког»у ‘ перед строем об’явлена благодарность. Солдат И. ГУДКОВ. 1 В группе политических ванятиЙ, где руководителем офицер Барбашов, матросы успешпо изучают «Краткий курс истории ВКП(б)», Занятия здесь всегда проходят активно, па высоком шейном уровне. Для улучшения качества подготовки к занятиям у нас проводятся беседы. Нема­ лую работу по их подготовке ведет комсо­ мольская организация во главе с секрета­ рем тов. Шпаковым. В самостоятельной работе большую по­ мощь воинам оказывает сержант Бабапин. Он недавно окончил партийную школу и сейчас является помощником руководителя политических занятий. Сержант Бабанин еавоевал большой авторитет среди слушате­ лей. Матрос Салеев плохо занимался. Ба­ банин больше стал с ним работать в часы самостоятельного чтения. В свободное вре­ мя Бабанин спрашпва.т Салеева по проп- деппому материалу, давал дополнительную литературу, об яснял неясные ему вопросы. Только благодаря этому Салеев стал хорошо заниматься. В группе много хорошо успевающих ма­ тросов. Это тт. Гноинскпй, Гусак п др. Передовые воины помогают отстающим товарищам и сами, пе останавливаясь на достигнутом, повседневно повышают своя политические знания. Старший матрос Н. КУКУШКИН. Халатное отношение к важном/ делу В подразделении раньше были две груп­ пы политзанятий. Но стоило одному руково­ дителю уехать в отпуск, как группы об’еди­ нили в одну, потому что к подбору помощ­ ников руководителей здесь подошли фор­ мально и пи Одип пз них пе мог самостоя­ тельно вестп занятия. На занятиях сейчас присутствует вдвое больше слушателей, чем положено в нор­ мальной группе. В помещении тесно, вои­ нам даже невозможно где-лпбо пристроиться с тетрадью и вести заппсп. Однажды руководитель тов. Рясков был назначен в наряд, а командир подразделе­ ния не позаботился о том. чтобы занятие не было сорвано. Утром воины собрались на занятие. Ви­ дя, что никто к ним пе приходит, младшпй сержант Палкин доложил дежурному, ко­ торый посоветовал обратиться к заместите­ лю командира по политической частп. Но последнего в подразделении пе оказалось. Палкин доложил обо всем прибывшему в это время командиру подразделения. Командир приказал Палкину самому проводить заня­ тия. хотя тот никогда не руководил груп­ пой. не был подготовлен к выполпенню такой важной задачи. — Проводите занятие по очеред­ ной теме политических занятий. — приказат командир младшему сержанту. Взяв брошюру, Палкин стал читать ее вслух. Слушали его невнимательно, многие занимались посторонними делами. Напри­ мер, тт. Барулин п Шейн читали художе­ ственную литературу. А ведь тема рыла очень интересная и важная. Так из-за не­ серьезного отношения к политзанятиям ма­ териал вопнамп не был усвоен. Заместитель командира по политической части мало уделяет впимапия политзаня­ тиям, пе интересуется пх качеством. По неизвестным причинам прекратились за­ нятия в группе сержантского состава. Здесь изучали историю ВКИ(б). и воины прояв­ ляли большой интерес к материалу, добро­ совестно изучали псе темы. В дпп'запягпй сержанты собираются в назначенный час и тщетно ждут, т а , быть может, к ним придет руководитель тов. Чаркпп. Но тот давпо забы.т о своих обязанностях. Слуша­ телей в этой группе также вдвое больше положеппого. Воины нашего подразделения желают пеустанно повышать политические знания. Онп хотят, чтобы для них организовыва­ лись занятия на высоком идейном уровне, чтобы ответственные лица заботились об пх политическом воспитании. Сержант И. ЩЕГЛОВ. После собрания После комсомольского собрания, посвя­ щенного вопросу о хоае политических за­ нятий. учеба у нас стала проходить более успешно. Сейчас воины изучают IV главу «Краткого курса истории ВКП(б)». Па за­ нятия они приходят хорошо иодготовленны­ ми. Па последней беседе по теме хорошо [ отвечали старший матрос Кабик. матросы ' Нпкопоп, Калинин и Борисович, j Успехам в учебо. способствует большая i раоота. которую проводят руководитель политзанятий лейтенант Шконоров. пар­ тийная и комсомольская организации. Младший сержант В. БОРИСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz