На страже Заполярья. 1950 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 августа 1950 г., ffi 182 (3795)* Ответ товарищам Товарищу Санжееву Уважаемый товарищ Санжеев! Отвечаю на Ваше письмо с большим опозданием, так как только вчера передали агае Ваше письмо из аппарата ЦК. Вы безусловно правильно толкуете мою позицию в вопросе о диалектах. «Классовые» диалекты, которые пра* вильнее было бы назвать жаргонами, об служивают не народные массы, а узкую социальную верхушку. К тому же они не имеют своего собственного грамматическо го строя и основного словарного фонда. Ввиду этого они никак не могут развиться в самостоятельные языки. Диалекты местные («территориальные»), наоборот, обслуживают народные массы и имеют свой грамматический строй и основ ной словарный фонд. Ввиду этого некото рые местные диалекты в процессе образо вания наций могут лечь в основу нацпо" нальных языков и развиться в самостоя тельные национальные языки. Так было, например, с курско-орловскйм диалектом (курско-орловская «речь») русского языка, который лег в основу русского националь ного языка. То же самое нужно сказать о полтавско-киевском диалекте украинского языка, который лег в основу украинского национального языка. Что касается осталь ных диалектов таких языков, то они те ряют свою самобытность, вливаются в эти языки и исчезают в них. Бывают и обратные процессы, когда единый язык народности, не ставшей еше нацией в силу отсутствия необходимых экономических условий развития, терпит крах вследствие государственного распада этой народности, а местные диалекты, не успевшие еше перемолоться в едином язы ке. оживают и дают начало образованию отдельных самостоятельных языков. Воз можно, что так именно обстояло дело, на пример с единым монгольским языком. И. СТАЛИН. 1950 г. 11 июля. Товарищам Д. Белкину и С. Фуреру Ваши письма получи. •Ваала ошибка 'состоит в том. что Вы смешали две разные веши и подменили предмет, рассматриваемый в моем ответе тов. Крашенинниковой, другим предметом. 1. Я критикую в этом ответе Н. Я. Мар- ра. который, говоря об языке (звуковом) и мышлении, отрывает язык от мышления и впадает таким образом в идеализм. Стало быть, речь идет в моем ответе о нормаль ных людях, владеющих языком. Я утверж даю при этом, что мысли могут возникнуть у таких людей лишь на базе языкового материала, что оголенных мыслей, не свя- яаяных с языковым материалом, не суще ствует у людей, владеющих языком. Вместо того, чтобы принять пли отверг нуть это положепие, Вы подставляете ано мальных. без’язычных людей, глухонемых, у которых нет языка я мысли которых, 'конечно, не могут возникнуть на базе язы кового материала. Как Ьндйте. это совер шенно другая тема, которой я не касался и не мог коснуться, так как языкознание занимается нормальными людьми, владею щими языком, а не аномальными, глухо немыми. не имеющими языка. Вы подменили обсуждаемую тему другой темой, которая не осуждалась. 2. Пз письма тов. Белкина видно, что он ставит на одну доску «язык слов» (зву ковой язык) и «язык жестов» (по Н. Я. Марру «ручной» язык). Он думает, неви димому, что язык жестов и язык слов рав нозначны. что одно время человеческое об щество не имело языка слов, что «ручной» язык заменял тогда появившийся потом язык слов. Но если действительно так думает тов. Белкин, то он допускает серьезную ошиб ку . Звуковой язык или язык слов был всегда единственным языком человеческого общества, способным служить .полноцен ным средством общения людей. История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка. Этнография *не янает ни одного отсталого народа, будь он таким же или еше более первобытным, чем, скажем, австралийцы или огнеземельцы прошлопо века, который не имел бы своего звукового языка. Звуковой язык в истории человечества является одной ив тех сил, которые помогли людям выделиться из жи вотного пира, об’единиться в общества, развить свое мышление, организовать об щественное производство, вести успешную борьбу с силами природы и дойти до того прогресса, который мы имеем в настоящее время. В этом отношении бначение так назы ваемого языка жестов ввиду его крайней бедности и ограниченности — Ничтожно. Это, собственно, не язык, и даже не сурро гат языка, могущий так или иначе заме нить звуковой язык, а вспомогательное средстао с крайне огранн^нныйи средст вами. коя&ры* пользуется иногда человек для подчеркивания гёх или иных моментов в его речи. Язык жестов также нельзя приравнивать в звуковому языку, как нельзя приравнивать первобытную деревян ную мотыгу к современному гусеничному трактору с пятикорпусным плугом и ря довой тракторной сеялкой. 3. Как аидно, Вы интересуетесь прежде всего глухонемыми, а потом уж — пробле мами языкознания. Видимо, это именно об стоятельство и заставило Вас обратиться ко мне с рядом вопросов. Что же. если Вы настаиваете, я не прочь удовлетворить Ва шу просьбу. Итак, как обстоит дело с глу хонемыми? Работает ли у них мышление, возникают ли Мысли? Да, работает у них мышление, возникают мысли. Ясно, что коль скоро глухонемые лишены языка, их мысли не могут возникать на базе языко вого материала. Но значит ли это, что мыо- лп глухонемых являются оголенными, не связанными с «нормами природы» (выра жение Н. Я. Марра)? Йет, не значит. Мы сли глухонемых возникают и могут суще ствовать лишь на базе те* образов, воспри ятий, представлений, которые складывают ся у них в быту о предметах внешнего ми ра Н в их отношейиях между собой, благо даря чувствам зрения, осязания, вкуса, обоняния. Вне этих образов, восприятий, представлений мысль пуста, лишена како го бы то ни было содержания, т. е. она не существует. , , , —.. . И. СТАЛИН. 22 июля 1950 г. Товарищу А. Холопову Ваше письмо получил. Опоздал немного с ответом ввиду пере груженности работой. Ваше письмо молчаливо исходит из двух предположений: пз предположения о том, что допустимо цитировать произведения то. го или иного автора в о т р ы в е от того исторического периода, о котором трактует цитата, и во-вторых, пз того предположе ния, что те или иные выводы и формулы марксизма, полученные в результате изу чения одного пз периодов исторического развития, являются правильными для всех периодов развития и потому должны ос таться н е и з м е н н ы м и . Должен сказать, 0ба эти предположе ния глубоко ошибочны. Несколько примеров. 1. В сороковых годах прошлого века, когда не было еше монополистического ка питализма, когда капитализм развивался более или менее плавно по восходящей ли нии. распространяясь на новые, еше пе занятые им территории, а закон неравно мерности развития не мог еше действовать с полной силой. — Маркс и Энгельс при шли к выводу, что социалистическая рево люция не может победить в одной какой- либо стране, что она может победить лишь в результате обшего yiapa во всех пли в большинстве цивилизованных стран. Этот вывод стал потом руководящим положе нием для всех марксистов. Однако, в начале XX века, особенно в период первой мпрояой войны, когда для всех стало ясно, что капитализм домонопо листический явпым образом перерос в капитализм монополистический, когда капи тализм восходящий превратился в капита лизм умирающий,, когда война вскрыла неизлечимые слабости мирового империа листического фронта, а закон неравномер ности развития предопределил разновре менность созревания пролетарской револю ции в разных странах, — Ленин, исходя из марксистской теории, пришел к выводу, что в новых условиях развития социали стическая революция вполне может побе дить в одной, отдельно взятой стране, что отповремеиная победа социалистической революции во всех странах или в большин стве цивилизованных стран невозможна ввиду неравномерности вызревания рево люции в этих странах, что старая формула Маркса и Энгельса уже не соответствует новым историческим условиям. Как видно, мы имеем здесь два различ ных вывода по вопросу о победе социализ ма. которые не только противоречат друг другу, но и исключают друг друга. Какие-нибудь начетчики и талмудисты, которые, не вникая в существо дела, ци тируют Формально, в отрыве от историче ских условий, — могут сказать, что один из этих выводов, как безусловно непра вильный, должен быть отброшен, а другой вывод, как безусловно правильный, должен быть распространен на все периоды разви тия. По марксисты не могут не знать, что начетчики и талмудисты ошибаются, они пе могут пе знать, что оба эти вывода пра вильны, по пе безусловно, а каждый для своего времени: вывод Маркса и Энгель са — для периода домонополистического капитализма, а вывод Ленина — для ие- рпода монополистического капитализма. 2. Энгельс в своем «Анти-Дюринге» го ворил. что после победы социалистической •революции государство должно отмереть. Па этом основании после победы социали стической революции в нашей стране на четчики и талмудисты пз пашей партии стали требовать, чтобы партия приняла меры к скорейшему - отмиранию нашего государства, к роспуску государственных органов, к отказу от постоянной армии. Однако, советские марксисты, на осно вании изучения мировой обстановки в на ше время, пришли к выводу, что прп на личии капиталистического окружения, когда победа социалистической революции имеет место только в одвой стране, а во всех других странах господствует капи тализм, страна победившей революции должна пё ослаблять, а воемерно усиливать свое государство, органы государства, ор ганы разведки, армию, если эта страна не хочет быть разгромленной капиталистиче ским окружением. Русские марксисты при шли к выводу, что формула Энгельса имеет в виду победу социализма во всех странах или в большинстве стран, что она непри менима к тому случаю, когда социализм побеждает в одной, отдельно взятой стра не, а во всех других странах господствует капитализм. Как видно, мы имеем вдесь две различ ные формулы по вопросу о судьбах социа листического государства, исключающие друг друга. Начетчики п талмудисты могут сказать, что это обстоятельство создает невыносимое положение, что нужно одну из формул от бросить. как безусловно ошибочную, а дру гую, как безусловно правильную, — рас пространить на все периоды развития со циалистического государства. Но маркси сты не могут не знать, что начетчики- талмудисты ошибаются, ибо обе эти фор мулы правильны, но не абсолютно, а кяж- дай для своего времени: формула советских марксистов — для периода победы социа лизма в одной или нескольких странах, а формула Энгельса — для того периода, когда последовательная победа социализма в отдельных странах приведет к победе социализма в большинстве стран и когда создадутся, таким образом, необходимые условия для применения формулы Энгель са. Число таких примеров можно было бы увеличить. То же самое нужно сказать о двух раз личных формулах по вопросу об языке, взятых из разных произведений Сталина и приведенных тов. Холоповым в его письме. Тов. Холопов ссылается на произведение Сталина «Относительно марксизма в язы кознании», где делается вывод, что в ре зультате скрещивания, скажем, двух язы ков, один из языков обычно выходит по бедителем, а другой отмирает, что, следо- вательпо, скрещивание дает не какой-то новый, третий язык, а сохраняет один из языков. Далее он ссылается на другой вы вод, взятый из доклада Сталина на XVI с’езде ВКП(б). где говорится, что в период победы социализма в мировом масштабе, когда социализм окрепнет и войдет в быт. национальные языки неминуемо должны слиться в один общий язык, который, ко нечно, не будет ни великорусским, ни немецким, а чем-то новым. Сличив эти две формулы и видя, что они не только не сов падают друг с другом, а исключают друг друга, тов. Холопов приходит в отчаяние. «Из статьи вашей, пишет он в письме, я понял, что от скрещивания языков н п- к о г д а не может получиться новый ка кой-то язык, а до статьи твердо был уве- рен, согласно вашему выступлению на XVI с’езде ВКП(б), что прп к о м м у ни з- м е языки сольются в один общий». Очевидно, что тов. Холопов, открыв про тиворечие между этими двумя формулами и глубоко веря, что противоречие должно быть ликвидировано, считает нужным из бавиться от одной пз формул, как непра вильной. и уцепиться за другую формулу, как правильную для всех времен п стран, но за какую имепно формулу уцепиться, — он не знает. Получается нечто вроде безвыходпого положения. Тов. Холопов и не догадывается, что обе формулы могут быть правильными, — каждая для своего времени. Так бывает всегда с начетчиками-тал- мудпстами, которые не вникают в сущест во дела п. цитируя формально, безотноси тельно к тем историческим условиям, о ко торых трактуют цитаты, неизменно попа дают в безвыходное положение. А между тем, если разобраться в вопро се по существу, пет никаких оснований для безвыходного положения. Дело в том, Воспитание воине В? И. СТАЛИН. 28 июля 1950 года. Музей партизанской славы 15 ТЫСЯЧ ЭКСПОНАТОВ О НАРОДНЫХ МСТИТЕЛЯХ Каждый. кто приезжает в древний Киев, осматривая исторические памятники, по долгу задерживается на выставке «Пар- тизаны Украины в борьбе против не- мепко-фашпстских захватчиков». Четыре года тому назад была организована эта выставка и сейчас она превратилась в му зей партизанской славы. 15 тысяч ценней ших экспонатов находится здесь. Они рас сказывают посетителям о большом парти занском движении на Украине в дпи ее временной оккупации немецко-фашистски ми захватчиками, о том, как в партизан ских отрядах стяжали боевую славу быв шие солдаты и матрос 1 . 1 . рабочие н колхоз ники. ученые и учителя. Одной молодежи в партизанском движения па Украине уча ствовало 75.000 человек, действовало свы ше 300 подпольных райкомов комсомола. Здесь и оружие, которым партизаны уни чтожали врагов. Выставка ежемесячно по полняется новыми и новыми экспонатами. Большой интерес в музее представляют пещи молодогвардейцев Краснодона: Коше вого. Земпухова. Громовой. Левашева. Здесь п письма на имя родителей молодо гвардейцев от комсомольцев, пионеров, мо лодых патриотов со всех концов Советско го Союза, пз стран народной демократии. В них молодежь дает клятву — всю жизнь, как и краснодонцы, отдать Родипе. Большой интерес представляет отдел, рассказывающий о славном боевом пути ттартлзаиского соединения дважды Героя Советского Союза Ковпака, которое, прошло | от Путивля до Карпат. j Сейчас в музее открыт новый отдел j <Победа», рассказывающий о всемирпо -\ исторических победах Советской Армии и • Военно-Морского Флота в дни Великой Оте-1 чсствеиной войны п о деятельности боль-1 шевистской партии и товарища Сталина в деле разгрома врага. Новый отдел, как и все остальные, пред ставляет большой интерес. В этом же от деле, например, экспонированы вешп проелаиленпого сталинского сокола трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Рассказывает этот отдел и о подвигах дру гих героев Отечественной войны. Ежедневно сотпи посетителей — рабо чие, колхозники, представители советской интеллигенции, воины Советской Армии и Военно-Морского Флота — осматривают музей. За четыре года здесь побывало бо лее 400 тысяч человек. За это время со- j стоялось более 100 встреч посетителей с героями партизанской борьбы. Музеи партизанской славы в столице Советской Украппы — один пз историче ских памятников, которыми так богат со ветский Киев. П. Р0МАНИКА, что брошюра Сталина «Относительно марк сизма в языкознании» и выступление Сталпнз на XVI с’езде партии имеют в ви ду две совершенно различные эпохп. вслед ствие чего и формулы получаются различ ные. Формула Сталина в его брошюре, в ча сти. касающейся скрещивания языков, имеет в виду эпоху до п о б е д ы с о* ц и а л и з м а в мировом масштабе, ког да эксплоататорс-кне Классы являются гос -1 подствуюшей силой в мире, когда паппо- j нальный и колониальный гнет остается в силе, когда национальная обособленность н взаимное недоверие наций закреплены государственными различиями, когда нет еше национального равноправия, когда j скрещивание языков происходит в порядке 1 борьбы за господство одного пз языков, ! когда нет еще условий для мирного и дру-1 жественпого сотрудничества наций и я зы -1 ков. когда на очореш стоит не сотрудниче ство и взаимное обогащение языков, а ас симиляция одних и победа других языков. Понятно, что в таких условиях могут быть лишь победившие и побежденные языки. Имепно эти условия имеет в виду формула Сталина, когда она говорит, что скрешйва- нне. скажем, двух языков дает в результа те пе образование нового языка, а победу одного из языков и поражение другого. Что же касается другой формулы Сталина, взятой из выступления на XVI с’езде партии в части, касающейся слия ния языков в один общий язык, то здесь имеется в виду другая эпоха, а именно — эпоха п о с л е п о б е д ы с о ц и а л и з м а во всемирном масштабе, когда мирового империализма не будет уже в на личии, эксплоататорские классы будут низвергнуты, национальный и колониаль ный гнет будет ликвидировал, националь ная обособленность и взаимное недоверие наций будут заменены взаимным доверием и сближением пацпй, национальное равно правие будет претворено в жизнь, полити ка подавления и ассимиляции языков бу дет ликвидирована, сотрудничество наций будет налажено, а национальные языки будут иметь возможность свободно обога щать друг друга в порядке сотрудничества. Попятно, что в этих условиях не может быть и речи о подавлении и поражении од них и победе других языков. Здесь мы бу дем иметь дело не с двумя языками, из ко торых один терпит поражение, а другой выходит из борьбы победителем, а с сотня ми национальных языков, из которых в результате длительного экономического, политического и культурного сотрудниче ства наций будут выделяться сначала наи более обогащенные единые зональные язы ки, а потом зональные языки сольются в один общий международный язык, кото рый, конечно, пе будет пи немецким, пп русским, ни английским, а новым языком, вобравшим в себя лучшие элементы нацио нальных и зональных языков. Следовательно, две различные формулы соответствуют двум различным эпохам раз вития общества, и именно потому, что они соответствуют им, обе формулы правиль ны, — каждая для своей эпохи. Требовать, чтобы эти формулы не находились в проти воречии друг с другом, чтобы они не ис ключали друг друга, — так же нелепо, как было бы нелепо требовать, чтобы эпо ха господства капитализма не находилась в противоречии с эпохой господства социа лизма. чтобы социализм я капитализм не исключали друг друга. Начетчики-талмудисты рассматривают марксизм, отдельные выводы и формулы марксизма, как собрание догматов, которые «никогда» пе переменяются, несмотря на изменение условий развития общества. Они думают, что если они заучат наизусть эти выводы и формулы и начнут их цитиро вать вкривь и вкось, то они будут в со стоянии решать любые вопросы, в расче те. что заученные выводы п формулы*при годятся им для всех времен и стран, для всех случаев жизни. Но так могут думать лишь такие люди, которые видят букву марксизма, но не видят его существа, за учивают тексты выводов и формул марк сизма. но не понимают их содержания. Марксизм есть паука о законах разви тия природы и общества, паука о револю ции угнетенных и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех странах, паука о строительстве коммунистического общества. Марксизм, как паука, не может стоять на одном месте. — он развивается, совершенствуется. В своем развитии марк сизм не может не обогащаться новым опы том, новыми знаниями. — следовательно, отдельные его формулы и выводы не могут не изменяться в течение времени, не могут не заменяться новыми формулами и выво дами, соответствующими новым историче ским задачам. Марксизм не признает неиз менных выводов п Формул, обязательных для всех эпох п периодов. Марксизм являет ся врагом всякого догматизма. Беззаветная преданность Родине, партии Ленина — Сталина, верность Военной при сяге. высокое боевое мастерство, постоян ное стремление к совершенствованию по литических и военных знаний, готовность в любых условиях и любой ценой защищать государственные интересы социалистиче ского Отечества — важнейшие качества советских воеппых моряков. Эти качества советскому войну приви ваются в течение всей его службы кропот ливой воспитательной работой. Значитель ное место в ней занимает индивидуальная работа с людьми. Однажды, проходя по кубрику, офицер Авраменко заметил, что старшина подразде ления сержант Гап не по-уставиому отдает приказание своему подчиненному. Старший матрос стоял перед старшиной вразвалку и па отданное рагпоряжеппе что-то возражал. | Офицер Авраменко поставил старшего ма троса в положение «емпрпо» и сделал ему строгое внушение. — Разрешите выполнять приказание старшины, — спросил старший матрос, выслушав офицера. — Выполняйте. Старший матрос повернулся и не спеша направился к выходу из кубрика. Аврамепко остановил его. — Разве так выполняют приказание? Вам приказано, значит действуйте быстро, отправляйтесь бегом. Дважды указывать не пришлось. Стар ший матрос быстро выбежал из кубрика. Через несколько минут он возвратился и доложил старшине подразделения, что при- казание выполнено. Когда старший матрос был отпущен, офицер сказал старшине: — Вы. товарищ Ган. так отдаете при казания. что ваши подчиненные считают возможным их обсуждать. — Так мы же старые друзья с ним. — стал оправдываться старшппа подразделе ния. — Надо понять. — строго сказал Авраменко, — что в вопросах службы не должно быть никаких родственных или приятельских отношений. Вы старшина подразделения, а оп ваш подчиненный. Устав вас обязывает четко и точно, коман дным тоном отдавать любое распоряжение. Он же требует, чтобы ваш подчиненный внимательно выслушал приказание, по вторил его и пемедленно выполнил. — Нам с вами, товарищ Ган, — про должал офицер. — Родина доверила благо родное и ответственное дело — воспитание людей. Без строгой требовательности к се бе и к подчиненным положительных ре зультатов добиться нельзя. Сегодня стар ший матрос пытался возражать, вавтра начнет он спорить, а послезавтра может п совсем не выполнить приказания. Советую вам вдуматься в то, что я сказал, и впредь держать себя так, чтобы подчиненные всегда чувствовали вас своим начальни ком. Офицер Авраменко часто проводит бесе ды с сержантами и матросами. Па кон кретных примерах он раз’яопяет им требо вания присяги п уставов, воспитывает у них чувство ответственности за поручен ное им дело. Но одними разговорами офицер Авра мепко пе ограничивается. Если матрос или сержант нарушит воинскую дисциплину, командир накажет его. И, как правило, он добивается, чтобы наложенное взыскание было немедленно прпведеио в исполнение. Наряду с этим. Авраменко, как и вс* остальные офицеры гвардейского подраз деления, хорошо понимает, что требова тельность и взыскательность необходимо сочетать с чувством заботливого отноше ния в подчиненным. Нужно уметь ценить пх труд п уважать их достоинство. Офицер обязан все делать для того, чтобы отстаю щего нлп недисциплинированного матроса подтянуть до уровня передовиков, воспи тать в нем высокие качества советскогов военного моряка. Одно время у гвардпп сержанта Каба нова были случаи нарушения дисциплины. В его карточке было уже несколько взы сканий. Некоторым офицерам и сержантам казалось, что гвардии сержант Кабанов сам поймет своп ошибки и устранит пх к порядке собственной инициативы. Они не воздействовали на сержанта. Офппер Авраменко придерживался дру гого мнения, он считал, что офицеры должпы активно вмешиваться в поветенпе Кабанова и сделать все возможное. чтобы его исправить. Авраменко решил провести с Кабановым индивидуальную воспитательную работу. Он вызвал его к себе, напомнил сержанту о несовместимости высокого звания гвар дейца с его ошибками и предупредил, что если сержант пе осознает своего непра вильного отношеппя к службе, то он ри скует потерять всякое доверие как со сто роны командира, так и со стороны всего личного состава подразделения. Вопрос о поступке Кабанова обсуждался па комсомольском собрании. Комсомол высказали свое мпени*. Каждый из говорил о том. что Кабанов своим поведе нием подрывает авторитет комсомольцев гвардейского подразделения. Все это создало перелом в поведении гвардии сержанта Кабапова. Он стал про являть старание в работе. Большую по мощь ему оказал и офппер Кудрявцев. Зная его способности, офппер поручил ему более ответственную службу. новледпевно контролируя его деятельность. Интнвп- дуальпая работа офицера Аврамепко и по мощь офицера Кудрявцева не пропали да ром. Они явп.тпсь результатом того, что гвардии сержант Кабанов стал дисципли нированным и трудолюбивым воином. Прошло время, и за отличпуго службу он получил несколько поощрении. Оп в образ цовом порядке содержит свое запутывание, все порученные задания выполняет добро совестно. аккуратно и в срок. Повседневно офппер Авраменко требует от старшин, чтобы они проверяли, к а ^ к подчиненные заправляют койки, старшины припали матросов и сержаптов к аккуратности и подтянутости . Однажды Аврамепко заметил, что гвар дии сержант Гайдуков плохо заправил койку и опоздал на построение. Офицер выясппл причину. Оказалось, что Гайду ков не научился быстро убирать койку. Тош Авраменко приказал старшине под разделения Патронировать сержанта я этом деле, н в результате Гайдуков пере стал опаздывать в строй. Воспитание воинов офицер Авраменко . начинает с тщательного изучения способ ностей и знаний каждого матроса и сер жанта. Офицер Авраменко в работе опирается на партийную и комсомольскую организа ции. Капитан Н. ШИРЯЕВ. На политических занятиях С большим желанием Бдительность на посту Солдат Пошков добросовестно и бдитель но несет службу, действует точно по уста ву. Па-дпях, заступая в караул, оп как и всегда, тщательно повторпл п продумал обя занности часового и табель постов, внима тельно проверил оружие и боезапас. Уверенный в своих знапиях. солдат Пошков заступил на пост. Вот часовой за метил приближающегося к его обекну че ловека. Он насторожился. Вдруг посторон ний человек стал переходить запретпую зо ну. Пошков неметленно приказ,ал ему оста новиться. Незнакомец извинился и хотел i уйти обратно, но часовой задержал его. j Прибыл начальник караула с группой бой- : нов. Пошков сдал задержатгого начальни- ■ ку караула. За правильные действия па посту и про- j явленную бдительность солдату Пошког»у ‘ перед строем об’явлена благодарность. Солдат И. ГУДКОВ. 1 В группе политических ванятиЙ, где руководителем офицер Барбашов, матросы успешпо изучают «Краткий курс истории ВКП(б)», Занятия здесь всегда проходят активно, па высоком шейном уровне. Для улучшения качества подготовки к занятиям у нас проводятся беседы. Нема лую работу по их подготовке ведет комсо мольская организация во главе с секрета рем тов. Шпаковым. В самостоятельной работе большую по мощь воинам оказывает сержант Бабапин. Он недавно окончил партийную школу и сейчас является помощником руководителя политических занятий. Сержант Бабанин еавоевал большой авторитет среди слушате лей. Матрос Салеев плохо занимался. Ба банин больше стал с ним работать в часы самостоятельного чтения. В свободное вре мя Бабанин спрашпва.т Салеева по проп- деппому материалу, давал дополнительную литературу, об яснял неясные ему вопросы. Только благодаря этому Салеев стал хорошо заниматься. В группе много хорошо успевающих ма тросов. Это тт. Гноинскпй, Гусак п др. Передовые воины помогают отстающим товарищам и сами, пе останавливаясь на достигнутом, повседневно повышают своя политические знания. Старший матрос Н. КУКУШКИН. Халатное отношение к важном/ делу В подразделении раньше были две груп пы политзанятий. Но стоило одному руково дителю уехать в отпуск, как группы об’еди нили в одну, потому что к подбору помощ ников руководителей здесь подошли фор мально и пи Одип пз них пе мог самостоя тельно вестп занятия. На занятиях сейчас присутствует вдвое больше слушателей, чем положено в нор мальной группе. В помещении тесно, вои нам даже невозможно где-лпбо пристроиться с тетрадью и вести заппсп. Однажды руководитель тов. Рясков был назначен в наряд, а командир подразделе ния не позаботился о том. чтобы занятие не было сорвано. Утром воины собрались на занятие. Ви дя, что никто к ним пе приходит, младшпй сержант Палкин доложил дежурному, ко торый посоветовал обратиться к заместите лю командира по политической частп. Но последнего в подразделении пе оказалось. Палкин доложил обо всем прибывшему в это время командиру подразделения. Командир приказал Палкину самому проводить заня тия. хотя тот никогда не руководил груп пой. не был подготовлен к выполпенню такой важной задачи. — Проводите занятие по очеред ной теме политических занятий. — приказат командир младшему сержанту. Взяв брошюру, Палкин стал читать ее вслух. Слушали его невнимательно, многие занимались посторонними делами. Напри мер, тт. Барулин п Шейн читали художе ственную литературу. А ведь тема рыла очень интересная и важная. Так из-за не серьезного отношения к политзанятиям ма териал вопнамп не был усвоен. Заместитель командира по политической части мало уделяет впимапия политзаня тиям, пе интересуется пх качеством. По неизвестным причинам прекратились за нятия в группе сержантского состава. Здесь изучали историю ВКИ(б). и воины прояв ляли большой интерес к материалу, добро совестно изучали псе темы. В дпп'запягпй сержанты собираются в назначенный час и тщетно ждут, т а , быть может, к ним придет руководитель тов. Чаркпп. Но тот давпо забы.т о своих обязанностях. Слуша телей в этой группе также вдвое больше положеппого. Воины нашего подразделения желают пеустанно повышать политические знания. Онп хотят, чтобы для них организовыва лись занятия на высоком идейном уровне, чтобы ответственные лица заботились об пх политическом воспитании. Сержант И. ЩЕГЛОВ. После собрания После комсомольского собрания, посвя щенного вопросу о хоае политических за нятий. учеба у нас стала проходить более успешно. Сейчас воины изучают IV главу «Краткого курса истории ВКП(б)». Па за нятия они приходят хорошо иодготовленны ми. Па последней беседе по теме хорошо [ отвечали старший матрос Кабик. матросы ' Нпкопоп, Калинин и Борисович, j Успехам в учебо. способствует большая i раоота. которую проводят руководитель политзанятий лейтенант Шконоров. пар тийная и комсомольская организации. Младший сержант В. БОРИСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz