На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.

4 0 апреля 1950 г., № 1G2 (3715)'. На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Перед экзаменами в университете маркснзма-ленинизма Во всей своей работе по строительству Коммунизма в пашей страпе партия руко­ водствуется теорией марксизма-ленинизма, •дающей нашим кадрам ясность перспекти­ вы, уверенность в работе, укрепляющей веру в торжество великого дела Ленина — Сталина. Товарищ Ста тин учит, что чем выше политический уровень и марксист­ ско-ленинская сознательность работников любой отрасли государственной и партий­ ной работы, тем выше и плодотворнее са­ на работа, тем эффективнее результаты работы. Правильная постановка марксистско- ленинского воспитания кадров являет­ ся, таким образом,- одним пз решающих условий дальнейших успехов в борьбе за победу коммунизма. Поэтому болыпевист- К кая партия придает огромпое значение елу политического воспитания коммуни­ стов и в первую очередь партийного акти­ ва. 0 ;(ной из важнейших форм марксистско- ленинского образования наших военных кадров является учеба в вечернем универ­ ситете марксизма-ленинизма. Сейчас в работе университета наступил самый ответственный и папряженный пе­ риод, В середине мая заканчивается изуче­ ние последних тем учебного плана. Уже сейчас началась подготовка к выпускным и переводным экзаменам. Руководители семинаров тт. Демин, Васплец, Шмелев и другие оказывают помошь слушателям консультациями, принимают семинарские зачеты у тех товарищей, которые пе могли их сдать раньше. Недавно проведено совещание, па кото­ ром был обсужден вопрос, как лучше под­ готовиться и провести экзамены. На этом же совещании преподаватели были озна­ ком л ены с планом подготовки к экзаменам. Ще&час готовятся обзорные лекции по от­ дельным темам основных дпсггпплнп. Подготовка к экзаменам ставит огром­ ные задачи перед преподавателями уни­ верситета марксизма-ленинизма. П главная вз них — дальнейшее повышение идейно­ го уровня каждого занятия. Но один кол­ лектив работников университета, конечно, зге сможет обеспечить успешное окончание учебного года. Политорганы и партийные организации долзшы в оставшееся время взять на учет всех своих слушателей и контролировать их подготовку к экзамепам, оказывать им cyir. 'ственную помощь. Нужно сейчас создать максимум условий слушателям для самостоятельной подготовки, чтобу они смогли знания, полученные на лекциях и семинарских занятиях, хорошо закрепить. В тех подразделениях, где самостоятель­ ной работе коммунистов уделяется долж­ ное внимание, как правило, слушате­ ли университета хорошо усваивают матери­ ал, активно выступают на семинарских за­ нятиях. Сейчас, например, особое внимание в подготовке к экзаменам коммунистов — слушателей университета уделяет партий­ ная организация, возглавляемая тов. Смир­ новым. Здесь на партийном собрании спе­ циально обсуждался вопрос о подготовке к проведению выпускных и переводных эк­ заменов. Наиболее подготовленным комму­ нистам поручено оказывать помощь тем членам ВЕЛ(б), которые по разным при­ чинам отстали в учебе. А вот секретарь парторганизации тов. Глинин иначе относится к этому большо­ му и важному делу, несмотря на то, что в университете занимается большая груп­ па коммунистов этого подразделения, и не­ которые из них еще не уделяют должного внимания учебе. К ним относятся тт. Ер­ шов, Елимаков, Барабанов, да и сам тов. Глинин. Оки имеют пропуски в ванятиях и не сданные семинарские зачеты. Работникам по.титоргаяа известны эти недостатки. Но они не принимают дея­ тельных мер для их устранения, попросту упустили из виду этот участок партийной работы. Тов. Козлов ни разу не поинте­ ресовался, как коммунисты посещают за­ нятия в университете, успевают ли в уче­ бе. Не лучше положение с контролем и оказанием помощи слушателям и в партий­ ной организации, где секретарем тов. Ер­ милов. Здесь одно время, правда, пытались в этой области кое-что сделать. Н^ сейчас, в самое ответственное время учебы, важ­ ное дело пущено на самотек. Между тем, некоторые коммунисты нуждаются в большой помощи, требуют к себе постоян­ ного внимания. Сил и возможностей ✓ для оказания этой помощи у тов. Ермилова вполне достаточно. Но они не используют­ ся. В оставшееся до экзаменов время от слушателей требуется напряженная подго­ товка. Партийным организациям следует оказывать слушателям практическую по­ мощь в этом большом деле. П. ОРЛОВ. -о- Когда отсутствует коллективность в работе Комсомольское бюро, руководимое тов. Ульяхиным, плохо организует воспита­ тельную работу с молодежью. Главная причина такого положения заключается в том,- зто в деятельности бюро пе чувст­ вуется коллективности — одного из ос­ новных условий успешного руководства комсомольской организацией. Месячные планы работы бюро секретарь составляет один. Такой план слабо отве­ чает задачам, стоящим перед комсомоль­ ской организацией. Тов. Ульяхпн придерживается порочного стиля работы. Он все старается делать сам, не поддерживает инициативу активистов, плохо привлекает их к общественной дея­ тельности, не растит. Имеющие же малый опыт работы члены бюро сидят без дела и ждут, когда им что-либо поручит секре­ тарь. Нуждается в помощи, к примеру член бюро тов. Нашинский. Зпачение контроля и проверки исполне­ ния хорошо известно. Однако тов. Ульяхин забывает проверять выполнение решений, припимаемых па собраниях организации, и не привлекает для этого активистов. Здесь состоялось собрание с повесткой дня: '«Служить Родине так, как служили Алек­ сандр Матросов и Юрий Смирнов». Па нем было решено художественно оформить портреты Героев Советского Союза А. Ма­ тросова и Ю. Смирнова, помочь редколле­ гии в выпуске специального номера стен­ ной газеты. Прошло более двух десятков дней после этого собрания, а портретов все нет, стенгазета не вышла. Вообще стенная газета не отвечает по­ ставленным перед ней требованиям. Ее редактор, он же член комсомольского бюро, тов. Черников редколлегией фактически не руководит. Из среды бойцов военкоры не воспитываются. Важную роль в укреплении воинской дисциплины играет правильная организа­ ция культурного досуга личного состава. Кому, как не комсомольскому бюро по- настоящему заняться этим вопросом! Бюро не выполняет и эту свою обязанность. Все это позволяет сделать вывод, что бюро, возглавляемое тов. Ульяхиным, пока еще не оправдывает доверия комсомольцев. Большая доля вины в этом падает на чле­ нов бюро первичной комсомольской органи­ зации и его секретаря. Они не научили Ульяхина и его товарищей практике ком­ сомольской работы. Серьезный упрек сле­ дует бросить и партийной организации под­ разделения. Она плохо выполняет одну из своих обязанностей — повседневно и по- деловому руководить комсомольской орга­ низацией, воспитывать ее актив, учить его большевистским принципам руковод­ ства. V Сержант И. ЩЕГЛОВ. Н А С Н ИМ КЕ : отличник боевой и по­ литической подготовки комсомолец старшина 2 статьи Алексей Гнибеда. Фото Н. Высоцкого. Лучшие воины вступают в комсомол За последние месяцы наша комсомоль­ ская организация еще больше усилила связь с несоюзной молодежью, стала лучше помогать командиру воспитывать дисци­ плинированных воинов. В этом году большинство несогоэной молодежи корабля было привлечено к учебе в кружках. Большую индивидуальную работу по раа'яснению Устава и Программы ВЛКОМ проводят активисты старшина 1 статьи Катуков, старшие матросы Леготин, Се­ вастьянов. Они знакомят молодежь с исто­ рией комсомола и его славными боевыми традициями, рассказывают о достижениях комсомольцев корабля — отличников бое­ вой и политической подготовки. Старший матрос Зыков мечтал вступить в комсомол, но осуществить свое желание долгое время не мог. так как у него не всегда ровно шла боевая учеба и служба. Коммунист Катуков в точение нескольких месяцев помогал Зыкову глубже изучить военную специальность, научил его рабо­ тать над книгой, помогал ему в подготовке к политзанятиям. Одновременно он разме­ нял моряку требования Устава ВЛКСМ, знакомил его с Программой комсомола, приглашал на открытые комсомольские собрания. • Тов. Зыков успешно закончил учебу в кружке по изучению Устава^ ВЛКСМ, при­ казом командира корабля об’явлен отлич­ ником. Когда принимали Зыкова в комсо­ мол, он заявил, что стать отличным воином помогли ему коммунисты и комсомольцы, и добавил: — В дружном коллективе я добьюсь еще больших успехов. Недавно комсомольская организация приняла в свои ряды старших матросов Егорова и Золотарева. Так из месяца в месяц комсомольская организация нашего корабля пополняет свои ряды за счет лучших воинов. Росту рядов ВЛКСМ способствуют также хорошо подготовляемые открытые комсомольские собрания. Опыт показывает, что постоян­ ная, целеустремленная воспитательная ра­ бота с несоюзной молодежью дает возмож­ ность комсомольской организации попол­ нять свои ряды, способствует дальнейшему повышению уровня боевого мастерства военных моряков, укреплению дисциплипы и организованности на корабле. Старший матрос К. УХАРСКИХ. Готовясь к лету В нашем подразделении активно прошло комсомольское собрание, на котором наме­ чены мероприятия, мобилизующие членов ВЛКСМ на успешную подготовку к летнему периоду учебы. Деловые предложения внесли тт. Новожилов. Ночвин и другие. Старший матрос И. НИКИТИН. ОТСТАЮЩИХ НЕТ КОМ СОМ ОЛ ЬСКА Я О РГА Н И ЗА Ц И Я ПОМОГАЕТ РУ КО В О Д И Т ЕЛ ЯМ Г РУ П П П О ЛИ Т ЗА Н Я ТИ Й ■ Основной формой политического воспи­ тания солдат, сержантов и старшин яв ­ ляются политические занятия. Вот почему комсомольская организация подразделения, где секретарем рядовой Беляев, еще в начале учебного года поставила задачу — добиться передовой роли всех членов ВЛКСМ на политических занятиях. Комсомольцы в часы массовой работы по еаданлю секретаря проводят коллектив­ ные и индивидуальные ч и т ки рекомендо­ ванной литературы. Так к а к в библиотеке литературы недостаточно, то ч а т е всего проводятся коллективные чи тки . К приме­ р у , прп изучении темы «Советские Воору­ женные Силы в пери )д Велпкой Отечест­ венной войны» комсомольцы старший сер­ ж а н т Красковский и сержант Алексеев прочитали бойлам относящиеся к этой теме выступления и приказы товарища П . В. Сталина, справку «Фальсификато­ ры истории» и ряд газетных статей о Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Комсомольская организация установила тшательный контроль за успеваемостью членов ВЛКСМ в политической подго­ товке. В конпе каждой недели секретарь спрашивает руководителей групп полити­ ческих запятий об учебе комсомольцев. Одпажды выяснилось, что члены ВЛКСМ Псрядков, Негру, Исаев перестали вести конспекты , мало читают рекомендованную литературу. Секретарь решил провести комсомольское собраппе п обсудить па нем вопрос о политической учебе. Па собрании были подвергнуты резкой кр и ти ке те комсомольцы, которые отстава­ ли в учебе, с прохладцей относились к сБоему политическому образованию. Ком­ сомольцы не ограничились критикой . Они решили помочь тем, кому трудно учиться. Члену ВЛКСМ Антоновичу, о тличнику уче­ бы, было поручено оказать помощь Негру. Они вместе читали рекомендованную лите­ ратуру. После читки Антонович спраши­ вал, как понял товарищ прочитанное, а затем показывал, как нужно составлять конспекты, занимался с ним у карты. Это дало свои результаты. Па последней беседе комсомолец Негру получил хорошую оцен­ ку. Комсомольцы оказывают помощь в учебе и пеооюзпой молодежи. Младший сержант Чистобаев отставал в политической подго­ товке. Ему взялся помочь отличник учебы комсомолец Швыдя. Он часто проводил до­ полнительные занятия по изученным те­ мам, помог Чистобаеву составить конспект. Чистобаев наверстал упущенное и теперь пе отстает от других в учебе. В прошлом году проверка политических занятий показала, что некоторые солдаты и сержанты недостаточно знают и неумело пользуются географической картой. Поэто­ му комсомольцы в этом году решили по- настоящему изучить карты СССР и мира и помочь в этом несоюзной молодежи. Солда­ ты и сержанты подразделения часто соби­ рались у карты, слушая беседы Краснов- ского. С теми, кто особепно плохо знал карту, проводились индивидуальные заня­ тия. Вскоре руководитель группы отметил, что солдаты и сержанты стали свободно ориентироваться по карте. Большую роль на политзанятиях играют наглядные пособия. Комсомолец Бабкин начертил схему, показав в ней структуру Вооруженных Сил СССР, а комсомолец Алексеев — к теме «Строительство парт- политаппарата в Вооруженных Силах СССР», комсомолец Андриенко показал на карте направления десяти сталинских ударов. Члепы ВЛКСМ изготовили также монтаж «С честью выполним приказ Xi 100 Министра Вооруженных Сил СССР». К изучению следующих тем комсомоль­ цы приготовили ряд плакатов* диаграмм, рассказывающих о победах социализма в нашей стране. Немалую работу проводят помощники руководителей групп политических заня­ тий, которые в большинстве своем являют­ ся комсомольцами. Так, тов. Алексеев внимательно следит за успеваемостью слу­ шателей своей группы и регулярно зани­ мается с отстающими. Благодаря его помо­ щи комсомолец Бондарчук стал учиться хорошо. Помог Алексеев и рядовому Скляр. Активное участие в борьбе за достиже­ ние отличных и хороших показателей сол­ дат и сержантов на политических заняти­ ях принимает и стенгазета, редактором ко­ торой является рядовой Онищук. Часто в стенгазете помещаются заметки о полити­ ческой учебе солдат и сержантов. Так в одном из номеров была опубликована статья «Серьезнее относиться к политиче­ ским занятиям», в которой подвергнуты крндпке те комсомольцы, которые плохо готовились к занятиям и редко участво­ вали в беседах по теме. В другой статье газета рассказала о передовике учебы комсомольце Лпсовом, показав, как он до­ бился отличных показателей. Вся эта работа благоприятно сказалась на политическом росте воппов. В подразде­ лении не стало отстающих. Большинство солдат и сержантов имеет хорошие и от­ личные оценки. Повседневная забота комсомольской ор­ ганизации о политическом воспитании мо­ лодежи положительно влияет на боевую подготовку. Недавно воины подразделения сдавали задачи и показали глубокие зна­ ния по специальности. В подразделении выросли отличники боевой и политической подготовки сержапт Гуреев. младший сер­ жант Сыроватко, рядовые Лисовой, Анто­ нович, которые за безупречную службу имеют по нескольку благодарностей от командования; Сержант В. ЛИНКЕВИЧ, Стенная газета подразделения УВАЖ АЕМ АЯ Р ЕД А КЦ И Я ! Стенные газеты подразделений получили широкое рас­ пространение в Советской Армии и Военно-Морских Силах. Их роль в обучении и воспитании солдат и матросов непре­ рывно возрастает. В стенгазетах, и в частности нашей, ак­ тивно участвуют воины. Но нам хочется, чтобы стенная газета нашего подразде­ ления стала еще лучше. А достаточного опыта у нас для этого нет. Просим рассказать нам о том, как лучше построить работу редколлегии стенгазеты для того, чтобы она успешно выполняла свои задачи, была хорошим помощником коман­ дира в деле воспитания личного состава. В частности, нас интересуют вопросы о порядке организации и планировании работы редколлегий, о содержании стенгазет, руководстве ими н т. д. С приветом члены редколлегии стенгазеты подразделения младший сержант В. СИДОРОВ, младший сержант М. ФАРТУШНЫЙ, солдат А.’ СИМИНИХИН. •О тв еч а ем на эти вопросы . Где выпускать стенную газету? Стенные газеты в Советской Армии и на Флоте являются важным средством военно­ го. политического и культурного воспита­ ния воинов. Главное, чтобы газета выпускалась не ради формы, чтобы вое ее содержание было направлено на повышение политической сознательности и творческой активности воинов, на укрепление дисциплины, орга­ низованности и порядка среди личного со­ става, на оказание деловой и конкретной помощи командиру в выполнении задач, решаемых подразделением. Как показывает опыт, стенные газеты батальонного и, тем более, полкового мас­ штаба нежизненны, потому что они оторва­ ны от основной массы солдат и влияния на них не оказывают. Совханив стенных газет в небольших подразделениях, в том числе и во взводах, если они не являются отдельными, также нецелесообразно, обо это ведет к распылению сил военкоровского актива. Издание стенгазет в ротах, батареях в в соответствующих им подразделениях яв­ ляется обязательным, так как рота — центр партийно-политической работы в войсках. Здесь проводится вся основная работа по обучению в воспитанию воинов. Следовательно, сюда в первую очередь и нужно направлять внимание руководства и силы военкоровского актива. Ротные стенгазеты следует выпускать не реже двух раз в месяц. Но есть уже немало подразделений, где стенгазеты вы­ ходят еженедельно. Как со зда ется редколлегия? Чтобы расширить в закрепить тесную связь стенгазеты с читателями и военко­ рами и повысить их заинтересованность в газете, редакционная коллегия не назна­ чается, а выбирается открытым голосова­ нием на общем собрании личного состава подразделения. Такое собрание созывает и проводит командир подразделения или его заместитель по политической части. Если стенная газета в подразделении уже существует, то перед выборами ново­ го состава редколлегии необходимо заслу­ шать и обсудить отчет редколлегии старо­ го состава о проделанной ею работе. Если же стенная газета создается впервые, то в начале собрания целесообразно поставить доклад о задачах стенной печати и участии в ней военкоров и читателей, а затем уже перейти к выборам редколлегии. Редакционную коллегию стенгазеты ре­ комендуется выбирать в составе 3— 5 наи­ более грамотных, политически развитых и передовых в учебо и дисциплине воинов. Редколлегия избирается обычно на один год, однако в случае необходимости новые выборы всех или некоторых членов редкол­ легии могут быть проведены и досрочно. Редактор стенгазеты избирается на за­ седании редакционной коллегии из числа ее членов и утверждается заместителем коман­ дира подразделения по политической части. Он организует всю практическую деятель­ ность редколлегии и несет полную ответст­ венность за содержание, своевременный выпуск и художественное’ оформление газе­ ты. Следует ли планировать содержание нескольких номеров стенгазеты заранее и не приведет ли это к сдерживанию творческой инициативы военкоров? Редактор стенгазеты, задавший этот во­ прос, исходит из того, что, составляя план нескольких номеров газеты, не всегда можно предусмотреть характер заметок, ко­ торые окажутся в почтовом ящике газеты. П, наоборот, редколлегия может не полу­ чить важные запланированные материа­ лы. Не придется ли, спрашивает редактор, в конце коннов, писать за военкоров чле­ нам редколлегии, восполняя недостающее, а военкорам, проявившим собственную ини­ циативу, отвечать: «Ваша заметка не по­ мещена потому, что она не соответствует плану этого номера газеты-». Если редколлетия планирует одно, а военкоры пишут о другом, то это об’яс- няется тем, что степная газета не является массовой, а делается руками узкого крута лиц в отрыве от жизни и задач подразде­ ления. Такой канцелярский стиль работы редколлегии заслуживает самого резкого осуждения. Чтобы правильно использовать членов редколлегии и нацелить военкоров на осве­ щение главных и решающих вопросов обу­ чения и воспитания воинов, редакционная коллегия должна иметь план работы, по­ строенный в полном соответствии с зада­ чами, которые поставил перед личным со­ ставом командир подразделения. План ра­ боты редколлегии может быть составлен на различные сроки — на две недели пли на месяц, но в нем всегда указываются глав­ ные вопросы и темы, которые предпола­ гается осветить в стенгазете: руководящие статьи, рассказы отличников о своих до­ стижениях, критические выступления, патриотические письма и т. д. Опыт подсказывает, что иногда в плане следует намечать и возможных авторов и членов редколлегии, ко­ торые будут помогать недостаточно опытным авторам в подготовке за­ планированного мате­ риала. Планом работы редколлегии необходимо предусматривать также массовую организацион­ ную и воспитательную работу с читателями и военкорами. Приступая к состав­ лению плана работы редколлегии, редактор стенгазеты советуется с секретарем парторгани­ зации, руководствуется указаниями командира и его заместителя по поли­ тической части. На заседания редколлегии, посвященные обсуждению и утверждению плана, многие редакторы приглашают пред­ ставителей партийной и комсомольской ор­ ганизаций и военкоров. План очередного номера газеты строится на основе общего плана редколлегии и разрабатывается детально. Здесь необходи­ мо наметить все текстовые материалы и все иллюстрации, которые предполагается поместить в газете, и указать, кто из чле­ нов редколлегии какой материал органи­ зует. Если будет получена ценная кор­ респонденция уже после составления и ут­ верждения плана номера, то и ей необходи­ мо предоставить место в газете за счет исключения материала менее важного. Отбор материалов для опубликования в газете производится не в порядке их по­ ступления, а по важности их содержания. Как сделать стенную газету массовой? Редколлегия, которая общается с чита­ телями и военкорами лишь посредством почтового ящика, никогда не сумеет сде­ лать газету подлинно массовой. Все члены редколлегии обязаны вести постоянно целеустремленную работу с чи­ тателями и военкорами, систематически знакомить их с редакционными планами, привлекать к участию в газете все новых и новых авторов из числа наиболее авто­ ритетных воинов, кропотливо учить их, как писать в газету. Массовая организационная и воспита­ тельная работа с военкорами и читателями — основа деятельности любой большеви­ стской газеты. Формы н методы этой рабо­ ты разнообразны. Наиболее важные меро­ приятия вносятся в план работы редколле­ гии. Таковы, например: совещания редколлегии с наиболее ак­ тивными военкорами и читателями об ито­ гах выполнения плана газеты за предыду­ щий месяц и о плане на предстоящий ме­ сяц; обсуждение выпущенных номеров газе­ ты с личным составом подразделения; критический раэбор отдельных военко­ ровских материалов в целях обучения на­ чинающих авторов; ознакомление с опытом работы «редколле­ гий других стенгазет и т. д. Одним из основных способов расширения и укрепления живых связей газеты с воен­ корами является индивидуальная работа с воинами. Какие разделы рекомендуется иметь в стенгазете? Обязательна ли передовая статья? Иметь постоянные разделы в стенгазете нет надобности. Однако в центре ее внима­ ния всегда должны находиться вопросы боевой и политической подготовки, воин­ ской дисциплины, выполнения коммуни­ стами и комсомольцами партийных и комсо­ мольских решений и поручений, вопросы культурного воспитания воинов. Содержание каждого номера стенной га­ зеты должно быть разнообразным и тесно связано с жпзныо подразделения. Это до­ стигается четкпм распределением обязан­ ностей между членами редколлегии. Пусть один из них постоянно ведет в газете во­ просы боевой подготовки, другой организу­ ет освещение партийно-политической рабо­ ты, третпй отвечает за материалы по во­ просам культуры. Определенным лицам нужно поручать оформление и выпуск га­ зеты. Но это совсем не означает, что члены редколлегии могут ограничиваться лишь выполнением указанных обязанностей. Каждый пз них должен иметь активных военкоров в любом отделении и взводе из числа отличников боевой и политической подготовки и опираться на пих. Круг вопросов и тем, заслуживающих внимания стенной газеты, обширен. Ред­ коллегия обязана откликаться на все во­ просы, связанные с политическим, воин­ ским и культурным воспитанием воинов. В степной газете желательна и передо­ вая статья, и коллективная корреспонден­ ция, и краткое сообщение, и тематическая подборка. Фельетонная заметка, частушка, хорошее стихотворение также должны иметь место в газете. По в любом своем выступ­ ании военкор и редколлегия обязаны ру­ ководствоваться интересами улучшения боевой и политической подготовки каждого воина, требованиями повышения боеготов­ ности всего подразделения. Наиболее важным и ответственным ма­ териалом в газете является передовая статья. Передовая, то есть ведущая статья, которой открывается помер газеты, может быть написана редактором пли членом редколлегии, командиром подразделения, секретарем партийной организации, рядо­ вым военкором пли группой авторов. Она может быть опубликована без подписи пли с авторской подписью, но такая статья всегда посвящается важнейшему вопросу в ж и з н и подразделения. Однако в практи­ ке нередко бывает и так, что помер стенной тазеты открывается не передовой статьей, а каким-либо другим злободневным, инте­ ресным и ..поучительным материалом* От этого газета не только не теряет, а иногда даже и выигрывает. Об оформлении и материальном обеспечении стенгазет; Чтобы стенная газета выпускалась бес­ перебойно, писалась четким шрифтом и оформлялась красиво, требуются плотная бумага, хорошие чернила или тушь, про­ стые и цветные карандаши или краски. Всем этим обязано обеспечивать редколлв'* гию командование части за счет средств, ассигнуемы^ на политико-просветительную работу. Оформление стенгазеты так же, как и ее содержание, необходимо обдумывать и планировать заранее. План оформления номера газеты обсуждается на заседании редакционной коллегии. • Формат стенгазеты может быть самым разнообразным. Ее можно оформить в виде листа плотной белой бумаги, разделенного на определенное количество вертикальных столбцов, которые заполняются текстовым материалом и иллюстрациями. Стенную газету можно смонтировать на постоянном остове из фанеры или воспользоваться цветным декоративным картоном. Готовых рецептов здесь не может быть. Главное, чтобы каждый номер стенной газеты оформлялся ярко, привлекательно и красиво, но не крикливо и не громоздко. Текст, рисунки и фотографии следует де­ лать четкими и выразительными, чтобы они помогали уяснить смысл материала, помещенного в газете. Заслуживает всяческого одобрения прак­ тика тех редколлегий, которые используют высказывания В. И. Ленина и И. В. Сталина, призывы большевистской партии, выдержки из партийных решений и прика­ зов Министра* важнейшие положения ус-* ггавов. Это обеспечивает высокое идейное содержание газет. Приводимые в газете выдержки и цитаты всегда надо тщательно проверять по первоисточникам. В конце номера следует помещать не' только подпись редактора, но и фамилии всех членов редколлегия. Готовый номер газеты обычно вывешивается в комнате по- лптпросветра'боты после просмотра его командиром подразделения или его заме­ стителем по политической части. Кто руководит редколлегией стенгазеты? Непосредственное руководство редволле -1 гиямн стенгазет осуществляют командиры и их заместители по политической части, ротные и соответствующие им партийные организации, а там, где их нет. — первич­ ные парторганизации. В этих целях партийные организации и политорганы организуют обсуждение пла­ нов работы редколлегий и содержания вы­ пущенных номеров стенгазет иа совеща­ ниях военкоров и на собраниях личного состава подразделений. Во многих подраз­ делениях заслушивают доклады коммунич став и комсомольцев — членов редколле­ гий на партийных и комсомольских co 6 paJ ниях, или на заседаниях бюро. Во всея этих случаях политорганы и партийные ор­ ганизации оказывают практическую по­ мощь редколлегиям в устранении недостат- ков в их работе, привлекают коммунистов и комсомольцев к активному участию в стенгазетах. Партийные организации и политорганы обязаны проявлять особую заботу об учебе редакторов стенгазет и членов редакцион­ ных коллегий. Одной из наиболее распро­ страненных и плодотворных форм этой учебы являются семинары с разбором до­ стижений и недостатков в практике рабо­ ты редколлегий, с обсуждением содержания л оформления выпушенных номеров газет. Такие семинары обычно проводит заме­ ститель командира полка по политической части в полковом масштабе один раз в два— три месяца. Еще лучше, если они будут проводиться ежемесячно. Заместите­ лям командиров полков по политической части время от времени следует собирать и военкоров для того, чтобы информиро­ вать пх о важнейших задачах, поставлен­ ных перед личным составом на предстоя­ щий перпод, п рассказать о характере по­ мощи, которую должна оказать командова­ нию военная печать. Обязанность командиров подразделений и их заместителей по политической части — постоянно направлять работу редак­ ционных коллегий, вносить в нее больше­ вистскую партийность п боевитость, спо­ собствовать повышению авторитета и влияния стенных газет, всячески поощ­ рять ценную инициативу газет и воен­ коров. Зорко подмечая и оперативно подхваты­ вая все повое и передовое в жпзни под­ разделения, широко пропагандируя дости­ жения отличников, стенные газеты долж­ ны бороться с малейшими проявлениями расхлябанности, нерадивого отношения к службе. Стенгазеты призваны смело вскрывать недостатки в боевой п политической под­ готовке, критиковать недостатки, указы­ вать причины, порождающие неправиль­ ные поступки воинов. Критиковать нужно по-товарищески, нп в коем случав не уни­ жая чести и достоинства советского вои­ на. Крптпкуя, в то же время следует под­ сказывать пути и способы исправления допущенных ошибок и недостатков п ор­ таппзовывать товарищескую помошь от­ стающим в учебе. В стенных газетах же­ лательны рисунки, дружеские шаржп п фотоснимки, но нельзя помешать карика­ туры, искажающие образ советского воина. Решающим условием успешной работы стенгазет является высокая действенность их материалов, своевременное принятие командирами подразделений необходимых мер по опубликованным материалам. Командиры и партийные организации должны помогать редколлегиям добиваться реагирования па каждое критическое вы­ ступление газеты и требовать от них, чтобы о принятых мерах сообщалось $ очередных номерах газеты. Подполковник Н. ПРОТАСОВ*;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz