На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.
S s слршм 19S5 r* Jft 07 (3710)», Н а с т рггягвВ'втпипгрчг» 3 > Огни в тундре Дни й недели , недели и м есяцы — Метели, метели — ни солнц а , ни м есяц а . Н е греет светило , уш едш ее прочь, О с т ави в морозы д а вечную ночь. Т акою полярную ночь п р ед с т авл ял , К о г д а я о Севере книж ки читал ... Ещ е не состарились кн иж ек страницы , А я уж е в «крае непуганой птицы». И дни и недели , недели и м есяцы — М етели , метели — ни солнца , ни м е сяц а . По насту , к ак ш ар , ук а ти л о ся прочь Д е к а б р ь с к о е солнце . Но гдб ж е та ночь, Та ночь, о которой я в д е т с т в е читал? Той мглы непроглядной ' я зд е с ь ие видал . ) 1 *ПРЖ» . I '1 :*<’ ■ \ С о эаездьем го р я т в ледяной синеве Т акие ж е лампочки , к а к и в М оскве . Сияньем зали ты просторные чумы , — — Спасибо з а все это шлем Ильичу мы, — С к а з а л мне саам и , седой , к а к январь , Н а слове «М осква» о ткры в ая словарь . Н иколай БУ КИ Н . И З РИСУНКОВ, ПРИСЛАННЫХ н а к о н к у р о За изучением истории В К П (б ) . Рисунок старшего матроса К. Ибрагимов*. Что показали первые занятия Руководители групп ДОЛГО ГОТОВИЛИСЬ К первым политическим занятиям по изуче нию «Кгаткого курса истории ВКП(б)». И вдруг за два дня до начала занятий из » ,олитотдела Сообщили новую формулиров- у темы рассказа. Руководителям групп пришлось срочно пересиливаться, поды скивать дополнительный материал. Наступил долгожданный день. Моряки собрались в классах и с волнением слуша ли каждое слово руководителей, рассказы вающих о значении марксистско-ленин ской науки, о руководящей роли ВКП(б) и се великих вождей Ленина и Сталина в построении первого в мире социалистиче ского государства. Хорошо подготовились к занятиям тт. Афоньквн и Прпймак. Они составили со держательные конспекты, расскааы их были четки, интересны, убедительны. Это му способствовала высокая подготовка. Афоньквн закончил вечерний университет марксизма-ленинизма. Хорошая теоретиче ская подготовка помогла справиться с по- . ручейным.делом и тов. Приймак. Слушате ли остались довольны рассказами этих руководителей. Совсем другая картина наблюдалась в группе тов. Виноградова. Нетвердо* внание материала чувствовалось в каждом слове руководителя. Занятие он провел сидя, так x a s jf c u не в-состоянип оторваться .от об’- емистого конспекта. После окончания рассказа слушатели начали задавать вопросы. Ответы на них еше более подчеркивали слабую подготов ку руководителя. Рассказ по первой теме, важной, необхо димой для усвоения последующего обшир ного материала, проведен в этой группе на низком идейном уровне. - * у В чей же причина? Почему тов. Вино градов плохо провел занятие? Вичовеп в этом* прежде всего, оп сам, так как слабо подготовился к рассказу. Виновен и полит отдел, который изменил формулировку темы чуть ли не накануне занятия. \ Виновно и партийное бюро, руководимое тов. Тишаковым. Оно осталось в стороне от подготовки к политическим занятиям по новой важнейшей теме. Вопрос о за дачах коммунистов в связи с изучением в системе политических занятий «Краткого курса истории ВКЩб)» на заседании бюро не обсуждался. Член бюро' тов. Вишняков даже ие знал, что в группах началось изу чение истории партии. Не привлекло бюро ВЕП(б) к участию в этой работе и библиотеку. Она почти ни чего не сделала для подготовки к столь знаменательному событию в жизни лично го состава. Не оформлена даже витрина рекомендованной литературы в помощь изучающим «Краткий курс истории • В библиотеке тесно, а читальный д о используется не по назначению. Таким об разом, моряки пе могут эдесь поработать в свободное время, прочитать рекомендован ную руководителем литературу. Плохо обстоит дело и с помощниками руководителей групп политзанятий. Недав но выяснилось, что у тов. Виноградова его вообще не было. Все эти факты свидетельствуют о том, что причина низкого по идейному содержа нию политзанятия, проведенного Виногра довым. кроется как в недостаточной ответ ственности самого руководителя группы, так и в плохой работе партийной органи зации, политотдела. И правильно поступили коммунисты, ко торые на партийном собрании глубоко вскрыли недостатки первых занятий по новой теме, причины этих ч недостатков, критиковали товарищей, допустивших их. В свое время отчетно-вьгборное собрание обязало бюро ВЕП(б) подразделения оказы вать деятельную помощь командиру в по литическом воспитании воинов. Это реше ние пока что претворяется в жизнь плохо. Лейтенант И. ГРИГОРЬЕВ. Не сбавляя темпов в учебе В пв!риод подготовки к 32-й годовщине Советекэй Армии и Военно-Морского Флота командир подразделения поставил в пример работу тг. Панфиленко и Портянко. Эти воины в трудных условиях зимы блестя ще выполнили важное задание коман дования. С тех пор передовые бойпы не сбавляют темпов в учебе, старательно работают над повышением своих знаний по специально сти, всегда точно выполняют воинские ус тавы. Недавно за отличную службу коман дир вновь об’явил им поощрения. Успехам в боевой учебе воинов способ ствует высокая политическая сознатель ность. Панфиленко и Портянко являются передовиками политической подготовки. Младший сержант И. МОРОЗОВ. Н а м сообщ аю т о В КРУЖКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которым ру ководит солдат Крупнов, большинст во участников комсомольцы. Они ак тивно посещают репетиции, тщатель но готовятся к каждому выступлению иа сцене. Солдат Ф. НАУМЕНКО. о РЕМОНТ ЖИЛОГО КУБРИКА под руководством старшины подразделе ния Киреева был произведен добро качественно и в короткий срок. До бросовестно потрудившись, воины до срочно выполнили задание коман дования. Ефрейтор В. ЦАРЬКОВ. о КОЛЛЕКТИВ ТЕАТРА СЕВЕРНО ГО ФЛОТА посетил паше подразделе ние. Личному составу было показано два спектакля — «Мещане» и «Сказ ка об Пване-царевиче, о земле роди мой, о матушке любимой». Личный состав тепло встретил выступления театра. Н. ГОРЫНЦЕВ. О КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ШАХ МАТНЫЙ ТУРНИР на корабле прохо дил в упорной борьбе. Первое -место в нем занял комсомолец Малышев. Не плохих результатов добились и мно гие другие воины. Четырем участни кам турнира присужден ’ четвертый разряд, одиннадцати — пятый. Старший матрос К. УХАРСКИХ. По следам наших выступлений, «БЮРОКРАТИЗМ И ВОЛОКИТА» Под таким .заголовком в газете за 29 мар та с. г. было опубликовано письмо лейте нанта Г. Иванова, в котором критиковался порочный стиль в работе тов. Синякова по обеспечению воинов денежным доволь ствием. Начальник политотдела сообщил в ре дакцию, что факты, указанные в опубли кованном письме лейтенанта Иванова, пол ностью подтвердились. За недобросовест ное выполнение служебных обязанностей лейтенант интендантской службы Синяков командиром наказан в дисциплинарном по рядке, а парторганизацией привлечен к партийной ответственности. п р о и з в е д е н и я ЛАУРЕАТОВ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ л Книга о молодых строителях коммунизма Выступая о речью иа первом Всеооюг ном с’езде колхозников-ударников, товарищ Сталин говорил, что молодежь — наша будущность, наша надежда. Бак бы ил люстрируя эту мысль вождя, писатель И. Василенко в повести «Звездочка», удостоенной Сталинской премии, с боль шим художественным мастерством, про никновенно и правдиво рассказывает о становлении молодого рабочего, приходя щего на смену «старой гвардии», показы вает процесс профессионального роста и идейного воспитания молодых строителей коммунизма. В небольшой по об’ему книге писателю удалось решить большую задачу: показать процесс коммунистического воспитания мо лодого поколения сталинской эпохи в тру де. Герои повести — молодые юноши и девушки, учащиеся ремесленного учили ща. Несмотря на большое количество пер сонажей в повести, писатель реалистиче ски тонко рисует каждый образ, раскрыва ет психологические и моральные качества своих героев. Каждый герой повести — индивидуален. Но читатель с первой до последней страяи- t цы книги ощущает то общее, что сплачи вает коллектив, облагораживает людей, обусловливает их действия и поступки, что делает труд вдохновенным, творческим, захватывающим. Идея построения комму низма — вот та сила, которая владеет ге роями повести, двигая их на большие и благородные дела. Действие повести развертывается в ре месленном училище, где ребята под руко водством опытных мастеров, педагогов, овладевают производственными специаль ностями. «Каверзная девчонка» Маруся Роднико- ва — бойкая, темпераментная, постоянно веселая, и Паша Сычев, неторопливый и вдумчивый, расходовавший «...свою энер гию, взятую от жирной • земли, жаркого солнца и степного ветра, рассчетливо, ску по и всегда с пользой» — главные персо нажи повести. В самом начале между Ма- русей и Пашей происходит конфликт, ко торый во-время замечает комсорг училища Михайлов. Вожак молодежи часто бе седует с Марусей и Пашей, мобилизует всю комсомольскую организацию на реше ние главной задачи — воспитание ремес ленников всего училища. Учащиеся живут одной мыслью — от лично овладеть знаниями, получить профессию и быстрее стать в строй армии завода выполняющего важное государственное задание. Этим живет весь коллектив училища. Семен Ильич — ди ректор училища «старый партиец», Ми хайлов, который «прошел всю войну, сжег четыре вражеских танка, имел два ране ния и контузию», мастера Денис Денисович и Иван Вакулбвич лаконичными, но ярки ми красками нарисованы в повести, как люди высоких патриотических чувств и большого благородства. Как заботливый са довник выращивает дерево, так и они ра стят молодое поколение героического рабо чего класса нашей страны. День за днем учащиеся ремесленного училища все упорнее и настойчивее овла девают знаниями. Растет и ширится со циалистическое соревнование. Соревнуются между собой группы, соревнуются друг с другом учащиеся. Паша Сычев, будучи группкомсоргом, добивается отличных показателей в учебе. «Через шесть месяцев он уже имел по всем предметам четверки, через девять срав нялся с отличниками, а к концу года стал первым учеником токарных групп». Под- стать своему вожаку все учащиеся пятой токарной группы. Они добиваются отлич ных показателей и прочно удерживают в своих руках переходящее знамя училища. Серьезным соперником пятой выступает третья токарная группа девушек, где пер вое место в учебе принадлежит общей лю бимице Марусе Родниковой. Неиссякаемый, животворный советский патриотизм движет героев повести на большое дело. Книга повествует об этом с такой убедительностью и правдивостью, что читатель живет теми же чувствами, какими живут герои повести. Он вместе с ними переживает горечь неудач и радость достигнутых успехов. Од угаает себя в ге роях книги, взятых из самой жизни, из прекрасной действительности наших дней. Автор повести в выразительной с ц е н е - беседе Маруси Родниковой с Глебом Ивано вичем — инвалидом, рисует молодую де вушку отзывчивой, благородной. Расспро сив Глеба Ивановича о его жизни в узнав о том, что он не может ходить, Маруся го ворит: *Ваш директор, наверно,—-бездуш ная личность, бюрократ и волокитчик, раз он до сих пор не заказал вам подходящую колясочку». И тут же, поразмыслив, она успокаивающе и вполне определенно за ключила: «Ничего, мы вам изобретем такую коля сочку, что вы и с одной рукой поедете. Подумаешь, какой сложный агрегат!». За изготовление коляски для старого рабочего- инвалида берется весь коллектив учи лища под руководством партийной органи зации. Вопрос о коляске обсуждается на заседании комсомольского комитета. «Коляску делали с азартом, всем учи лищем. Когда распределили работу ж ока залось, что на долю электриков ничего не досталось, они всей группой пошли к Ми хайлову жаловаться. Пришлось часть ра боты взять у слесарей и передать ее элек трикам». Когда коляска была готова, «из учили ща вышли двадцать юношей ■ девушек в парадных костюмах — по два делегата от каждой группы — и, отбивая шаг, двину лись к городу», чтобы вручить «агрегат» тому, для кого он был сделан. Счастливые и радостные шли по городу юноши и де вушки, торжествуя первую победу своего труда. Один из изобретателей коляски Костя Безуглый запел любимую песню ре месленников: «Мы страны трудовые резервы, Мы надежда грядущих времен, Тот в работе, по-нашему, первый, К то искусен, учен и умен». И все остальные дружно я радостно под хватили: «Ру — орудуют юные рукн, Р у __ рубанком, резцом и сверлом. . К то не любит труда и науки, Тот не будет владеть ремеслом*. Песня эта плыла над городом. Она эхом отзывается во всех городах — вто песня счастливого труда молодых строителей коммунизма. В эпизоде с коляской писатель символи чески рассказывает об огромной заботе, которую проявляет советский народ об ин валидах Великой Отечественной войны, о том, что в советском обществе нет рав нодушных к судьбе отдельных людей. Коллектив — вот та семья, где каждый находит счастье, поддержку. * it it Техническая конференция училища, яв ляющаяся генеральной проверкой знаний учащихся, комсомольское собрание, на ко тором обсуждаются итоги социалистиче ского соревнования между группами, — вто этапы большого пути, пройденного всем коллективом училища, яркая демонстрация огромных, неиссякаемых творческих воз можностей коллектива советских людей, об’единенлых одной идеей, одним стремле нием, людей, руководимых героической партией и великим вождем. Волнующе, ярко описал автор приход ремесленников на завод. Переполненные счастьем от предчувствия вдохновенного и радостного труда, с цветами и пением «Марша трудовых резервов», под духовой оркестр шли юноши и девушки к заводу, «навстречу гудку», навстречу завтрашне му дню... Главный инженер завода Валерий Викто рович Марков, встретив «молодую поросль» рабочего класса, сказал: «Вы пришли с музыкой? Это хорошо. Но здесь есть и своя музыка, музыка твор ческого труда. Вы услышите ее, когда при дет ваше время. Я вижу у девушек в руках цветы. И здесь цветут цветы. Металличе ская стружка причудливо вьется и окра шивается в бледножелтый, оранжевый, фиолетовый цвета. Этот цвет называется цветом побежалости: он меняется от бы строты бега металла. Бег вперед, к дням, когда зацветет вся земля. — вот о чем говорят наши упругие цветы!». Ребята слушала главного инженера завода с уча щенным биением молодых горячих сердец и они хорошо понимали смысл и значение его слов... С большим художественным мастерством, тонко и прешншхвекно описывает И. Васи ленко пафос труда, с которым борются юноши и девушки за успешное выполне ние государственного задания по изготов лению авездочек для самоходных комбай нов. Слова одного из главных персонажей повести Паши Сычева: «Учзггься надо» соответствуют мыслям, чувствам и стремле ниям всех ремесленников, становятся их девизом. Идут дни растет производительность молодых токарей, которые, работая, на стойчиво учатся. Ваяв на себя социалисти ческое обязательство, молодые рабочие изыскивают резервы, пути повышения производительности труда. Маруся Родникова иэобретаегг способ проточки детали одновременно двумя рез цами. Получив травку, она не сдается, а продолжает настойчиво добиваться своего. Паша и Маруся вместе обсуждают спосо бы ускоренной обработки деталей, делятся своими мыслями, заимствуя друг у друга все, что может увеличить производитель ность труда, и в этом раскрывается боль шой смысл социалистического соревнова ния. Добившись ускоренного способа изго товления звездочки, Маруся Родникова рассказывает о нем Паше Сычеву. Этот способ становится достоянием всех молодых рабочих. Растет производительность труда, увеличивается поток звездочек в сбороч ный цех и это вызывает общую радость, радость коллективного творческого труда. Труд молодых рабочих глубоко осмыслен ный и целеустремленный. Беседуя с Марусей, Паша рассказывает: «...Как тяжело голыми руками эемлю обрабатывать. Перед войной были у нас, в Лукьяновке, и тракторы и прицепные комбайны. А при немцах все сгинуло. Дед мой, как увидел, что опять в старому по вернулось дело, взял каменюку, да так ка- менюкор и двинул немецког# коменданта по челюсти. Убить не убил («чень слабый был старик, совсем древний), а на висе лице жизнь кончил. Весной подошли наши и прогнали немцев. В селе только бабы остались да дети. Вот тут и хозяйничай! И коров впрягали в плуги, и сами впряга лись. Всю землю потом полили». Вдруг радостная улыбка озарила лицо Паши, и он продолжал свой рассказ: «—А вчера, как увидел я эшелон с новенькими комбайнами, так сердце у меня и запрыгало. Может, подумал, и в нашу Лукьяновку какой завезут». ☆ it it Писатель И. Василенко хорошо знает то, о чем пишет, он — тонкий психолог и наблюдательный художник, создавший за мечательную книгу. Повесть «Звездочка» убедительно, ярко и правдиво рассказывает о том, как славная советская молодежь, вдохновляе мая и руководимая большевистской пар тией, вместе со всем советским народом борется за претворение в жизнь великой идеи построения коммунизма в нашей стране. За исключением небольших недо статков книга молодого писателя И. Васи ленко является, бесспорно, его большой творческой удачей. Повесть «Звездочка» — это книга о вдохновенном, творческом труде молодых строителей коммунизма. Она читается с большим интересом. Ив. СУЩЕННО. v КИТОБОИ 7 В далеких и суровых водах Антаркти ки мужественно трудятся отважные моря ки советской китобойной Ф л о ти ли и «Сла ва». До недавнего времени в водах Антарк тики лучшими гарпунерами-охотниками за китами считались норвежцы. Но вот рядом с норзежпами появились люди совершен но иного мира — люди страны социализ ма. Они не пошли на поклон к чужестран цам. Упорно и настойчиво советские люди стали изучать сложное^ искусство китобоев. Учились на передовой линии o r вя — в жестоких штормах Антарктики, среди бесчисленных айсбергов, в туманах, при леденящих холодах. День за днем ко валась победа, п флотилия приходила к родным берегам с неизменным успехом. Так было три года подряд. Осенью 1949 года моряки «Славы» уш ли в четвертый рейс. П когда онп уже за капчивали свой многотрудный поход, когда ва бортах судов паходплпсь тысячи тонн драгоценного китового жира и других про дуктов, радио принесло китобоям радо стную весть. Многим участникам экспеди- пии Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено высокое звание Ге роев Социалистического Труда. В числе 1 ч>роев был прославленный гарпунер Нико лай Николаевич Гниляк. Николай Николаевич Гниляк — потомст венный моряк. Его родина — Херсошцнна. Среди извилин Днепра, опояса/нный чудес ными лесами, раскинулся небольшой Голо пристанский район. Белые аккуратные до мики среди ив. Здесь и живет семья Нико лая. Отец Николая Гниляка всю свою жизнь плавал на парусниках. Ходил по Днепру, «забирался» далеко в открытое Черное мо ре. Страсть ж морю передалась по наслед ству сыну. Всю Великую Отечественную войну Гниляк сражался с немцами на море — командовал катером. Вернулся домой после демобилизации со многими правительствен ными наградами, Дома не сиделось. Тянуло к морю. Как-то Николай Николаевич узнал, что в далекий рейс уходит советская китобой ная флотилия «Славаэ. Быстро навел справки, узнай об условиях и предложил свои услуги. Его приняли третьим помощ ником капитана судна. Вот и Одесса... Флотилия принимает последние грузы, пополняются экипажи судов. Настал долгожданный день. Послед ний салют гудков, и один за другим суда покидают Одессу. Впереди Босфор, Мра морное, Эгейское, Средиземное моря, про сторы океанов — неизвестные, загадоч ные. ...Шли дни, недели, месяпы. Николаи Гниляк стал изучать необычное и сложное дело гарпунера. Это ведущая специаль ность китобоев. Она требует выдержки, хладнокровия, ловкости, сметки. В услови ях непрекращающихся штормов, когда па луба небольшого суденышка «не держит ся» под ногами, когда руки деревенеют от мороза, а ветер захватывает дыхание, очень трудно выстрелом из небольшой пушки попасть в кита так, чтобы поразить его насмерть. Нужна тренировка и еще раз тренировка. Правда, Николай когда-то был хорошим пулеметчиком, но это еще не все. Учил Николая известный гарпунер дальневосточник Афанасий Иванович Пур- гин, передавал ему свой опыт, знания. Рассказывал, как заряжать пушку, с какой дистанции можно бить наверняка, как пе ререзать курс морскому чудовищу, каким бортом лучше всего подходить к цели. ...Судно — китобоец «Слава-3» шло на поиски китов. Долго ничего не встречалось на пути. Но вот марсовый торопливо до кладывает. — По курсу вижу фонтан! У пушки Гниляк. Начинается погоня. — Лево руля! — доносится с мостика. Резкий разворот, и палуба вздрагивает от напряжения машины, качается под удара ми волн. Расстояние до цели быстро сокра щается. Николай волнуется. Он наводит орудие, целится. Нужно бить под плавник — так учил Пургпн, который стоит тут же рядом. Вся воля, все мысли сосредото чены на одном — не промахнуться. Почти не ощутил, как нажал спусковой крючок. Выстрел... и промах. Хотелось еамому броситься за борт и вцепиться в пасть ки ту, так велика была горечь первой неуда чи. Почему недолет, почему он не рассчи тал. Ведь это первый выстрел — экзамен, начало пути. Неужели так ничего и не выйдет у него? — Не волнуйся, Николай, стреляй вто рым. — подбодрил ученика Пургин. Еще разворот, еше минуты сближения. На висках выступил пот. В глазах по темнело от нечеловеческого напряжения. — Бей! — Постой минутку... Выстрел. Гарпун вонзился в кита. От радости подбежал к борту, всмотрел ся вдаль, всплеснул руками. — Есть, попал. Красота! Николая поздравляли с первым успе хом, горячо жали руку. Так было. Надолго запомнились эти первые выстрелы в далекой Антарктике. Прошел год. Китобойная флотилия снова вышла в очередной рейс. Моряки, как и прежде, об’явили рейс сталинским. В пись ме к любимому вождю они писали, что приложат все силы к тому, чтобы а честью выполнить задание Родины. В течение все го пути от Черного моря к Антарктике от рабатывали мастерство, настойчиво трени ровались. Николай Гниляк уже обучал молодых гарпунеров Ивана Савушкина, Николая Кричицкого, Ивана Обухова. В АНТАРНТИНЕ Не проглянешь — пурга и штормы. Но стихии шальной вопреки Обгоняют и время и нормы Коммунисты, фронтовики. Океан закипает, стонет. Ка к суров здесь и славен труд! За китами идет погоня, Гарпунеры огонь ведут. Рядом айсберги. Ветер резкий... Только с ними живут вдалеке Подмосковные перелески, Теплоходы на Волге-реке, Ширь степей... Кто откуда родом, Где бы ни был отцовский дом, Мы повсюду с родным народом И душой и большим трудом. С этим чувством идем смелее В мореплаванье и в полет... Это чувство в Антарктике греет И для подвигов силу дает. Александр УВАРОВ . Начался решающий период промысла. В густых туманах и снегопадах, в суровых холодах продвигалось передовое судно фло тилии «Слава-3». Шторм достигал 9 бал лов. тучи заволокли небо. Выбиваясь из спл, бессменно несут тяжелую вахту капи тан. машпнпсты. рулевой. Марсовый Алек сандр Степапепко с трудом смотрит вдаль. Так продолжается несколько часов. — Справа — Фонтан! — передается на мостик. Судно шло наперерез киту. Николай Гниляк насторожился, замер. — Малый ход! — командуют в машину. Секунды сближения, и грянул выстрел. Со свистом взметпулся белый шелк линя. Кит ранен. Оп перевернулся набок н скрылся под водой. Томительное ожидание. Перед глазами пляска волн — темных, зловещих. Но вот из-за гребня появляется долгожданная голова, плавник. И тотчас же раздается второй выстрел. Прямо в сердце кита по пал Николай. На палубу выбегает стар ший механик Колчанов. — Коля, это же класс! Этак норвежец не сумеет! — трясет он руку гарпунера. — Ладно, ладно. Мы этих норвежцев дав но за пояс заткнули. Подготовь компрес сор. Надо подкачать ему «кислорода». Ви дал, огромный какой. ____ Подтянули добычу, воткнули в тушу же лезную трубку со шлангом. Подкачали в брюхо кита воздуха. И он всплыл на по верхность воды, распластался. — Пожалуй, полторы нормы будет, — заключил довольный гарпунер. Кто-то внес поправку, что потянет па две. ^ Моряки па хвосте кита прикрепили фла жок с надписью «Слава-3». В этот депь судно прибуксировало на ба зу четырех китов. Задание было выполне но на 200 процентов. Почью легли в дрейф, а утром снова — охота. В течепне декабря и января экппаж дал 150 процен тов плана. Самоотверженно трудились лучшие людп «Славы-3» гарпунер Гниляк, штурман Москалев, старший механик Кол- чапов. боцман Степаненко, рулевой Кон- чицкий и другие. Опп показывали пример всему экипажу и судам флотилии, как нужно бороться за выполнение обяза тельств перед великой Родиной, перед товарищем Сталиным. Был в практике судна и такой случай. Охотились в сравнительно хорошую по году. Дул слабый ветерок. Заметив долго жданный фонтан, «Слава-3» увеличила скорость. На этот раз гарпунеру хотелось подойти как можно ближе, чтобы с одного выстрела сразить кита. Поиграв на поверх ности, кит нырнул под воду. Это была за манчивая приманка — кит огромных раз меров, «голубой», как здесь принято их называть. Николая охватил азарт страст ного охотлика. Он досадовал, что ушла крупная добыча. Но вот метрах в шести десяти кит снова всплыл. Гниляк, не мед ля, выстрелил и попал в голову. Раз’ярен- ный кит бросился от судна в пучину моря. Его догнал второй выстрел, и судьба мор ского чудовища была решена. ...Судно лихорадочно неслось кормой вперед на буксире свирепого чудовища. В агонии кит петлял, нырял, бросался в сто роны. Машина работала задним ходом. Иного выхода не было. В небывалом поединке' должны были победить люди. Кита приходилось брать измором. Схватка; продолжалась 4 часа. Наконец, силы кита иссякли, он стал сдавать. Лебедкой постепенно выбра-' ли конец, и гарпунер третьим выстрелом завершил дело. За бортом плыла огромная туша в 28 метров длины. Это был один из гигантских китов, убитый советскими моряками. «Сла- ва-3» намного перевыполнила план добы-* чи п заняла второе место средп китобоеэ флотилии. ...Сейчас отважные китобои возвра-* щаются к родным берегам после успешного четвертого рейса. Скоро к причалам Одес сы пришвартуются многочисленные суда флотилии, с честью пронесшие советский Флаг пад морями п океапами. И героичен екпе моряки скажут: — Задание Роднпы мы выполнили! Н. МАЛИНОВСКИЙ* i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz