На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.

S s слршм 19S5 r* Jft 07 (3710)», Н а с т рггягвВ'втпипгрчг» 3 > Огни в тундре Дни й недели , недели и м есяцы — Метели, метели — ни солнц а , ни м есяц а . Н е греет светило , уш едш ее прочь, О с т ави в морозы д а вечную ночь. Т акою полярную ночь п р ед с т авл ял , К о г д а я о Севере книж ки читал ... Ещ е не состарились кн иж ек страницы , А я уж е в «крае непуганой птицы». И дни и недели , недели и м есяцы — М етели , метели — ни солнца , ни м е сяц а . По насту , к ак ш ар , ук а ти л о ся прочь Д е к а б р ь с к о е солнце . Но гдб ж е та ночь, Та ночь, о которой я в д е т с т в е читал? Той мглы непроглядной ' я зд е с ь ие видал . ) 1 *ПРЖ» . I '1 :*<’ ■ \ С о эаездьем го р я т в ледяной синеве Т акие ж е лампочки , к а к и в М оскве . Сияньем зали ты просторные чумы , — — Спасибо з а все это шлем Ильичу мы, — С к а з а л мне саам и , седой , к а к январь , Н а слове «М осква» о ткры в ая словарь . Н иколай БУ КИ Н . И З РИСУНКОВ, ПРИСЛАННЫХ н а к о н к у р о За изучением истории В К П (б ) . Рисунок старшего матроса К. Ибрагимов*. Что показали первые занятия Руководители групп ДОЛГО ГОТОВИЛИСЬ К первым политическим занятиям по изуче­ нию «Кгаткого курса истории ВКП(б)». И вдруг за два дня до начала занятий из » ,олитотдела Сообщили новую формулиров- у темы рассказа. Руководителям групп пришлось срочно пересиливаться, поды­ скивать дополнительный материал. Наступил долгожданный день. Моряки собрались в классах и с волнением слуша­ ли каждое слово руководителей, рассказы­ вающих о значении марксистско-ленин­ ской науки, о руководящей роли ВКП(б) и се великих вождей Ленина и Сталина в построении первого в мире социалистиче­ ского государства. Хорошо подготовились к занятиям тт. Афоньквн и Прпймак. Они составили со­ держательные конспекты, расскааы их были четки, интересны, убедительны. Это­ му способствовала высокая подготовка. Афоньквн закончил вечерний университет марксизма-ленинизма. Хорошая теоретиче­ ская подготовка помогла справиться с по- . ручейным.делом и тов. Приймак. Слушате­ ли остались довольны рассказами этих руководителей. Совсем другая картина наблюдалась в группе тов. Виноградова. Нетвердо* внание материала чувствовалось в каждом слове руководителя. Занятие он провел сидя, так x a s jf c u не в-состоянип оторваться .от об’- емистого конспекта. После окончания рассказа слушатели начали задавать вопросы. Ответы на них еше более подчеркивали слабую подготов­ ку руководителя. Рассказ по первой теме, важной, необхо­ димой для усвоения последующего обшир­ ного материала, проведен в этой группе на низком идейном уровне. - * у В чей же причина? Почему тов. Вино­ градов плохо провел занятие? Вичовеп в этом* прежде всего, оп сам, так как слабо подготовился к рассказу. Виновен и полит­ отдел, который изменил формулировку темы чуть ли не накануне занятия. \ Виновно и партийное бюро, руководимое тов. Тишаковым. Оно осталось в стороне от подготовки к политическим занятиям по новой важнейшей теме. Вопрос о за­ дачах коммунистов в связи с изучением в системе политических занятий «Краткого курса истории ВКЩб)» на заседании бюро не обсуждался. Член бюро' тов. Вишняков даже ие знал, что в группах началось изу­ чение истории партии. Не привлекло бюро ВЕП(б) к участию в этой работе и библиотеку. Она почти ни­ чего не сделала для подготовки к столь знаменательному событию в жизни лично­ го состава. Не оформлена даже витрина рекомендованной литературы в помощь изучающим «Краткий курс истории • В библиотеке тесно, а читальный д о используется не по назначению. Таким об­ разом, моряки пе могут эдесь поработать в свободное время, прочитать рекомендован­ ную руководителем литературу. Плохо обстоит дело и с помощниками руководителей групп политзанятий. Недав­ но выяснилось, что у тов. Виноградова его вообще не было. Все эти факты свидетельствуют о том, что причина низкого по идейному содержа­ нию политзанятия, проведенного Виногра­ довым. кроется как в недостаточной ответ­ ственности самого руководителя группы, так и в плохой работе партийной органи­ зации, политотдела. И правильно поступили коммунисты, ко­ торые на партийном собрании глубоко вскрыли недостатки первых занятий по новой теме, причины этих ч недостатков, критиковали товарищей, допустивших их. В свое время отчетно-вьгборное собрание обязало бюро ВЕП(б) подразделения оказы­ вать деятельную помощь командиру в по­ литическом воспитании воинов. Это реше­ ние пока что претворяется в жизнь плохо. Лейтенант И. ГРИГОРЬЕВ. Не сбавляя темпов в учебе В пв!риод подготовки к 32-й годовщине Советекэй Армии и Военно-Морского Флота командир подразделения поставил в пример работу тг. Панфиленко и Портянко. Эти воины в трудных условиях зимы блестя­ ще выполнили важное задание коман­ дования. С тех пор передовые бойпы не сбавляют темпов в учебе, старательно работают над повышением своих знаний по специально­ сти, всегда точно выполняют воинские ус­ тавы. Недавно за отличную службу коман­ дир вновь об’явил им поощрения. Успехам в боевой учебе воинов способ­ ствует высокая политическая сознатель­ ность. Панфиленко и Портянко являются передовиками политической подготовки. Младший сержант И. МОРОЗОВ. Н а м сообщ аю т о В КРУЖКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которым ру­ ководит солдат Крупнов, большинст­ во участников комсомольцы. Они ак ­ тивно посещают репетиции, тщатель­ но готовятся к каждому выступлению иа сцене. Солдат Ф. НАУМЕНКО. о РЕМОНТ ЖИЛОГО КУБРИКА под руководством старшины подразделе­ ния Киреева был произведен добро­ качественно и в короткий срок. До­ бросовестно потрудившись, воины до­ срочно выполнили задание коман­ дования. Ефрейтор В. ЦАРЬКОВ. о КОЛЛЕКТИВ ТЕАТРА СЕВЕРНО­ ГО ФЛОТА посетил паше подразделе­ ние. Личному составу было показано два спектакля — «Мещане» и «Сказ­ ка об Пване-царевиче, о земле роди­ мой, о матушке любимой». Личный состав тепло встретил выступления театра. Н. ГОРЫНЦЕВ. О КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ШАХ­ МАТНЫЙ ТУРНИР на корабле прохо­ дил в упорной борьбе. Первое -место в нем занял комсомолец Малышев. Не­ плохих результатов добились и мно­ гие другие воины. Четырем участни­ кам турнира присужден ’ четвертый разряд, одиннадцати — пятый. Старший матрос К. УХАРСКИХ. По следам наших выступлений, «БЮРОКРАТИЗМ И ВОЛОКИТА» Под таким .заголовком в газете за 29 мар­ та с. г. было опубликовано письмо лейте­ нанта Г. Иванова, в котором критиковался порочный стиль в работе тов. Синякова по обеспечению воинов денежным доволь­ ствием. Начальник политотдела сообщил в ре­ дакцию, что факты, указанные в опубли­ кованном письме лейтенанта Иванова, пол­ ностью подтвердились. За недобросовест­ ное выполнение служебных обязанностей лейтенант интендантской службы Синяков командиром наказан в дисциплинарном по­ рядке, а парторганизацией привлечен к партийной ответственности. п р о и з в е д е н и я ЛАУРЕАТОВ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ л Книга о молодых строителях коммунизма Выступая о речью иа первом Всеооюг ном с’езде колхозников-ударников, товарищ Сталин говорил, что молодежь — наша будущность, наша надежда. Бак бы ил­ люстрируя эту мысль вождя, писатель И. Василенко в повести «Звездочка», удостоенной Сталинской премии, с боль­ шим художественным мастерством, про­ никновенно и правдиво рассказывает о становлении молодого рабочего, приходя­ щего на смену «старой гвардии», показы­ вает процесс профессионального роста и идейного воспитания молодых строителей коммунизма. В небольшой по об’ему книге писателю удалось решить большую задачу: показать процесс коммунистического воспитания мо­ лодого поколения сталинской эпохи в тру­ де. Герои повести — молодые юноши и девушки, учащиеся ремесленного учили­ ща. Несмотря на большое количество пер­ сонажей в повести, писатель реалистиче­ ски тонко рисует каждый образ, раскрыва­ ет психологические и моральные качества своих героев. Каждый герой повести — индивидуален. Но читатель с первой до последней страяи- t цы книги ощущает то общее, что сплачи­ вает коллектив, облагораживает людей, обусловливает их действия и поступки, что делает труд вдохновенным, творческим, захватывающим. Идея построения комму­ низма — вот та сила, которая владеет ге­ роями повести, двигая их на большие и благородные дела. Действие повести развертывается в ре­ месленном училище, где ребята под руко­ водством опытных мастеров, педагогов, овладевают производственными специаль­ ностями. «Каверзная девчонка» Маруся Роднико- ва — бойкая, темпераментная, постоянно веселая, и Паша Сычев, неторопливый и вдумчивый, расходовавший «...свою энер­ гию, взятую от жирной • земли, жаркого солнца и степного ветра, рассчетливо, ску­ по и всегда с пользой» — главные персо­ нажи повести. В самом начале между Ма- русей и Пашей происходит конфликт, ко­ торый во-время замечает комсорг училища Михайлов. Вожак молодежи часто бе­ седует с Марусей и Пашей, мобилизует всю комсомольскую организацию на реше­ ние главной задачи — воспитание ремес­ ленников всего училища. Учащиеся живут одной мыслью — от­ лично овладеть знаниями, получить профессию и быстрее стать в строй армии завода выполняющего важное государственное задание. Этим живет весь коллектив училища. Семен Ильич — ди­ ректор училища «старый партиец», Ми­ хайлов, который «прошел всю войну, сжег четыре вражеских танка, имел два ране­ ния и контузию», мастера Денис Денисович и Иван Вакулбвич лаконичными, но ярки­ ми красками нарисованы в повести, как люди высоких патриотических чувств и большого благородства. Как заботливый са­ довник выращивает дерево, так и они ра­ стят молодое поколение героического рабо­ чего класса нашей страны. День за днем учащиеся ремесленного училища все упорнее и настойчивее овла­ девают знаниями. Растет и ширится со­ циалистическое соревнование. Соревнуются между собой группы, соревнуются друг с другом учащиеся. Паша Сычев, будучи группкомсоргом, добивается отличных показателей в учебе. «Через шесть месяцев он уже имел по всем предметам четверки, через девять срав­ нялся с отличниками, а к концу года стал первым учеником токарных групп». Под- стать своему вожаку все учащиеся пятой токарной группы. Они добиваются отлич­ ных показателей и прочно удерживают в своих руках переходящее знамя училища. Серьезным соперником пятой выступает третья токарная группа девушек, где пер­ вое место в учебе принадлежит общей лю­ бимице Марусе Родниковой. Неиссякаемый, животворный советский патриотизм движет героев повести на большое дело. Книга повествует об этом с такой убедительностью и правдивостью, что читатель живет теми же чувствами, какими живут герои повести. Он вместе с ними переживает горечь неудач и радость достигнутых успехов. Од угаает себя в ге­ роях книги, взятых из самой жизни, из прекрасной действительности наших дней. Автор повести в выразительной с ц е н е - беседе Маруси Родниковой с Глебом Ивано­ вичем — инвалидом, рисует молодую де­ вушку отзывчивой, благородной. Расспро­ сив Глеба Ивановича о его жизни в узнав о том, что он не может ходить, Маруся го­ ворит: *Ваш директор, наверно,—-бездуш­ ная личность, бюрократ и волокитчик, раз он до сих пор не заказал вам подходящую колясочку». И тут же, поразмыслив, она успокаивающе и вполне определенно за­ ключила: «Ничего, мы вам изобретем такую коля­ сочку, что вы и с одной рукой поедете. Подумаешь, какой сложный агрегат!». За изготовление коляски для старого рабочего- инвалида берется весь коллектив учи­ лища под руководством партийной органи­ зации. Вопрос о коляске обсуждается на заседании комсомольского комитета. «Коляску делали с азартом, всем учи­ лищем. Когда распределили работу ж ока­ залось, что на долю электриков ничего не досталось, они всей группой пошли к Ми­ хайлову жаловаться. Пришлось часть ра­ боты взять у слесарей и передать ее элек­ трикам». Когда коляска была готова, «из учили­ ща вышли двадцать юношей ■ девушек в парадных костюмах — по два делегата от каждой группы — и, отбивая шаг, двину­ лись к городу», чтобы вручить «агрегат» тому, для кого он был сделан. Счастливые и радостные шли по городу юноши и де­ вушки, торжествуя первую победу своего труда. Один из изобретателей коляски Костя Безуглый запел любимую песню ре­ месленников: «Мы страны трудовые резервы, Мы надежда грядущих времен, Тот в работе, по-нашему, первый, К то искусен, учен и умен». И все остальные дружно я радостно под­ хватили: «Ру — орудуют юные рукн, Р у __ рубанком, резцом и сверлом. . К то не любит труда и науки, Тот не будет владеть ремеслом*. Песня эта плыла над городом. Она эхом отзывается во всех городах — вто песня счастливого труда молодых строителей коммунизма. В эпизоде с коляской писатель символи­ чески рассказывает об огромной заботе, которую проявляет советский народ об ин­ валидах Великой Отечественной войны, о том, что в советском обществе нет рав­ нодушных к судьбе отдельных людей. Коллектив — вот та семья, где каждый находит счастье, поддержку. * it it Техническая конференция училища, яв­ ляющаяся генеральной проверкой знаний учащихся, комсомольское собрание, на ко­ тором обсуждаются итоги социалистиче­ ского соревнования между группами, — вто этапы большого пути, пройденного всем коллективом училища, яркая демонстрация огромных, неиссякаемых творческих воз­ можностей коллектива советских людей, об’единенлых одной идеей, одним стремле­ нием, людей, руководимых героической партией и великим вождем. Волнующе, ярко описал автор приход ремесленников на завод. Переполненные счастьем от предчувствия вдохновенного и радостного труда, с цветами и пением «Марша трудовых резервов», под духовой оркестр шли юноши и девушки к заводу, «навстречу гудку», навстречу завтрашне­ му дню... Главный инженер завода Валерий Викто­ рович Марков, встретив «молодую поросль» рабочего класса, сказал: «Вы пришли с музыкой? Это хорошо. Но здесь есть и своя музыка, музыка твор­ ческого труда. Вы услышите ее, когда при­ дет ваше время. Я вижу у девушек в руках цветы. И здесь цветут цветы. Металличе­ ская стружка причудливо вьется и окра­ шивается в бледножелтый, оранжевый, фиолетовый цвета. Этот цвет называется цветом побежалости: он меняется от бы­ строты бега металла. Бег вперед, к дням, когда зацветет вся земля. — вот о чем говорят наши упругие цветы!». Ребята слушала главного инженера завода с уча­ щенным биением молодых горячих сердец и они хорошо понимали смысл и значение его слов... С большим художественным мастерством, тонко и прешншхвекно описывает И. Васи­ ленко пафос труда, с которым борются юноши и девушки за успешное выполне­ ние государственного задания по изготов­ лению авездочек для самоходных комбай­ нов. Слова одного из главных персонажей повести Паши Сычева: «Учзггься надо» соответствуют мыслям, чувствам и стремле­ ниям всех ремесленников, становятся их девизом. Идут дни растет производительность молодых токарей, которые, работая, на­ стойчиво учатся. Ваяв на себя социалисти­ ческое обязательство, молодые рабочие изыскивают резервы, пути повышения производительности труда. Маруся Родникова иэобретаегг способ проточки детали одновременно двумя рез­ цами. Получив травку, она не сдается, а продолжает настойчиво добиваться своего. Паша и Маруся вместе обсуждают спосо­ бы ускоренной обработки деталей, делятся своими мыслями, заимствуя друг у друга все, что может увеличить производитель­ ность труда, и в этом раскрывается боль­ шой смысл социалистического соревнова­ ния. Добившись ускоренного способа изго­ товления звездочки, Маруся Родникова рассказывает о нем Паше Сычеву. Этот способ становится достоянием всех молодых рабочих. Растет производительность труда, увеличивается поток звездочек в сбороч­ ный цех и это вызывает общую радость, радость коллективного творческого труда. Труд молодых рабочих глубоко осмыслен­ ный и целеустремленный. Беседуя с Марусей, Паша рассказывает: «...Как тяжело голыми руками эемлю обрабатывать. Перед войной были у нас, в Лукьяновке, и тракторы и прицепные комбайны. А при немцах все сгинуло. Дед мой, как увидел, что опять в старому по­ вернулось дело, взял каменюку, да так ка- менюкор и двинул немецког# коменданта по челюсти. Убить не убил («чень слабый был старик, совсем древний), а на висе­ лице жизнь кончил. Весной подошли наши и прогнали немцев. В селе только бабы остались да дети. Вот тут и хозяйничай! И коров впрягали в плуги, и сами впряга­ лись. Всю землю потом полили». Вдруг радостная улыбка озарила лицо Паши, и он продолжал свой рассказ: «—А вчера, как увидел я эшелон с новенькими комбайнами, так сердце у меня и запрыгало. Может, подумал, и в нашу Лукьяновку какой завезут». ☆ it it Писатель И. Василенко хорошо знает то, о чем пишет, он — тонкий психолог и наблюдательный художник, создавший за­ мечательную книгу. Повесть «Звездочка» убедительно, ярко и правдиво рассказывает о том, как славная советская молодежь, вдохновляе­ мая и руководимая большевистской пар­ тией, вместе со всем советским народом борется за претворение в жизнь великой идеи построения коммунизма в нашей стране. За исключением небольших недо­ статков книга молодого писателя И. Васи­ ленко является, бесспорно, его большой творческой удачей. Повесть «Звездочка» — это книга о вдохновенном, творческом труде молодых строителей коммунизма. Она читается с большим интересом. Ив. СУЩЕННО. v КИТОБОИ 7 В далеких и суровых водах Антаркти­ ки мужественно трудятся отважные моря­ ки советской китобойной Ф л о ти ли и «Сла­ ва». До недавнего времени в водах Антарк­ тики лучшими гарпунерами-охотниками за китами считались норвежцы. Но вот рядом с норзежпами появились люди совершен­ но иного мира — люди страны социализ­ ма. Они не пошли на поклон к чужестран­ цам. Упорно и настойчиво советские люди стали изучать сложное^ искусство китобоев. Учились на передовой линии o r вя — в жестоких штормах Антарктики, среди бесчисленных айсбергов, в туманах, при леденящих холодах. День за днем ко­ валась победа, п флотилия приходила к родным берегам с неизменным успехом. Так было три года подряд. Осенью 1949 года моряки «Славы» уш­ ли в четвертый рейс. П когда онп уже за­ капчивали свой многотрудный поход, когда ва бортах судов паходплпсь тысячи тонн драгоценного китового жира и других про­ дуктов, радио принесло китобоям радо­ стную весть. Многим участникам экспеди- пии Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено высокое звание Ге­ роев Социалистического Труда. В числе 1 ч>роев был прославленный гарпунер Нико­ лай Николаевич Гниляк. Николай Николаевич Гниляк — потомст­ венный моряк. Его родина — Херсошцнна. Среди извилин Днепра, опояса/нный чудес­ ными лесами, раскинулся небольшой Голо­ пристанский район. Белые аккуратные до­ мики среди ив. Здесь и живет семья Нико­ лая. Отец Николая Гниляка всю свою жизнь плавал на парусниках. Ходил по Днепру, «забирался» далеко в открытое Черное мо­ ре. Страсть ж морю передалась по наслед­ ству сыну. Всю Великую Отечественную войну Гниляк сражался с немцами на море — командовал катером. Вернулся домой после демобилизации со многими правительствен­ ными наградами, Дома не сиделось. Тянуло к морю. Как-то Николай Николаевич узнал, что в далекий рейс уходит советская китобой­ ная флотилия «Славаэ. Быстро навел справки, узнай об условиях и предложил свои услуги. Его приняли третьим помощ­ ником капитана судна. Вот и Одесса... Флотилия принимает последние грузы, пополняются экипажи судов. Настал долгожданный день. Послед­ ний салют гудков, и один за другим суда покидают Одессу. Впереди Босфор, Мра­ морное, Эгейское, Средиземное моря, про­ сторы океанов — неизвестные, загадоч­ ные. ...Шли дни, недели, месяпы. Николаи Гниляк стал изучать необычное и сложное дело гарпунера. Это ведущая специаль­ ность китобоев. Она требует выдержки, хладнокровия, ловкости, сметки. В услови­ ях непрекращающихся штормов, когда па­ луба небольшого суденышка «не держит­ ся» под ногами, когда руки деревенеют от мороза, а ветер захватывает дыхание, очень трудно выстрелом из небольшой пушки попасть в кита так, чтобы поразить его насмерть. Нужна тренировка и еще раз тренировка. Правда, Николай когда-то был хорошим пулеметчиком, но это еще не все. Учил Николая известный гарпунер дальневосточник Афанасий Иванович Пур- гин, передавал ему свой опыт, знания. Рассказывал, как заряжать пушку, с какой дистанции можно бить наверняка, как пе­ ререзать курс морскому чудовищу, каким бортом лучше всего подходить к цели. ...Судно — китобоец «Слава-3» шло на поиски китов. Долго ничего не встречалось на пути. Но вот марсовый торопливо до­ кладывает. — По курсу вижу фонтан! У пушки Гниляк. Начинается погоня. — Лево руля! — доносится с мостика. Резкий разворот, и палуба вздрагивает от напряжения машины, качается под удара­ ми волн. Расстояние до цели быстро сокра­ щается. Николай волнуется. Он наводит орудие, целится. Нужно бить под плавник — так учил Пургпн, который стоит тут же рядом. Вся воля, все мысли сосредото­ чены на одном — не промахнуться. Почти не ощутил, как нажал спусковой крючок. Выстрел... и промах. Хотелось еамому броситься за борт и вцепиться в пасть ки­ ту, так велика была горечь первой неуда­ чи. Почему недолет, почему он не рассчи­ тал. Ведь это первый выстрел — экзамен, начало пути. Неужели так ничего и не выйдет у него? — Не волнуйся, Николай, стреляй вто­ рым. — подбодрил ученика Пургин. Еще разворот, еше минуты сближения. На висках выступил пот. В глазах по­ темнело от нечеловеческого напряжения. — Бей! — Постой минутку... Выстрел. Гарпун вонзился в кита. От радости подбежал к борту, всмотрел­ ся вдаль, всплеснул руками. — Есть, попал. Красота! Николая поздравляли с первым успе­ хом, горячо жали руку. Так было. Надолго запомнились эти первые выстрелы в далекой Антарктике. Прошел год. Китобойная флотилия снова вышла в очередной рейс. Моряки, как и прежде, об’явили рейс сталинским. В пись­ ме к любимому вождю они писали, что приложат все силы к тому, чтобы а честью выполнить задание Родины. В течение все­ го пути от Черного моря к Антарктике от­ рабатывали мастерство, настойчиво трени­ ровались. Николай Гниляк уже обучал молодых гарпунеров Ивана Савушкина, Николая Кричицкого, Ивана Обухова. В АНТАРНТИНЕ Не проглянешь — пурга и штормы. Но стихии шальной вопреки Обгоняют и время и нормы Коммунисты, фронтовики. Океан закипает, стонет. Ка к суров здесь и славен труд! За китами идет погоня, Гарпунеры огонь ведут. Рядом айсберги. Ветер резкий... Только с ними живут вдалеке Подмосковные перелески, Теплоходы на Волге-реке, Ширь степей... Кто откуда родом, Где бы ни был отцовский дом, Мы повсюду с родным народом И душой и большим трудом. С этим чувством идем смелее В мореплаванье и в полет... Это чувство в Антарктике греет И для подвигов силу дает. Александр УВАРОВ . Начался решающий период промысла. В густых туманах и снегопадах, в суровых холодах продвигалось передовое судно фло­ тилии «Слава-3». Шторм достигал 9 бал­ лов. тучи заволокли небо. Выбиваясь из спл, бессменно несут тяжелую вахту капи­ тан. машпнпсты. рулевой. Марсовый Алек­ сандр Степапепко с трудом смотрит вдаль. Так продолжается несколько часов. — Справа — Фонтан! — передается на мостик. Судно шло наперерез киту. Николай Гниляк насторожился, замер. — Малый ход! — командуют в машину. Секунды сближения, и грянул выстрел. Со свистом взметпулся белый шелк линя. Кит ранен. Оп перевернулся набок н скрылся под водой. Томительное ожидание. Перед глазами пляска волн — темных, зловещих. Но вот из-за гребня появляется долгожданная голова, плавник. И тотчас же раздается второй выстрел. Прямо в сердце кита по­ пал Николай. На палубу выбегает стар­ ший механик Колчанов. — Коля, это же класс! Этак норвежец не сумеет! — трясет он руку гарпунера. — Ладно, ладно. Мы этих норвежцев дав­ но за пояс заткнули. Подготовь компрес­ сор. Надо подкачать ему «кислорода». Ви­ дал, огромный какой. ____ Подтянули добычу, воткнули в тушу же­ лезную трубку со шлангом. Подкачали в брюхо кита воздуха. И он всплыл на по­ верхность воды, распластался. — Пожалуй, полторы нормы будет, — заключил довольный гарпунер. Кто-то внес поправку, что потянет па две. ^ Моряки па хвосте кита прикрепили фла­ жок с надписью «Слава-3». В этот депь судно прибуксировало на ба­ зу четырех китов. Задание было выполне­ но на 200 процентов. Почью легли в дрейф, а утром снова — охота. В течепне декабря и января экппаж дал 150 процен­ тов плана. Самоотверженно трудились лучшие людп «Славы-3» гарпунер Гниляк, штурман Москалев, старший механик Кол- чапов. боцман Степаненко, рулевой Кон- чицкий и другие. Опп показывали пример всему экипажу и судам флотилии, как нужно бороться за выполнение обяза­ тельств перед великой Родиной, перед товарищем Сталиным. Был в практике судна и такой случай. Охотились в сравнительно хорошую по­ году. Дул слабый ветерок. Заметив долго­ жданный фонтан, «Слава-3» увеличила скорость. На этот раз гарпунеру хотелось подойти как можно ближе, чтобы с одного выстрела сразить кита. Поиграв на поверх­ ности, кит нырнул под воду. Это была за­ манчивая приманка — кит огромных раз­ меров, «голубой», как здесь принято их называть. Николая охватил азарт страст­ ного охотлика. Он досадовал, что ушла крупная добыча. Но вот метрах в шести­ десяти кит снова всплыл. Гниляк, не мед­ ля, выстрелил и попал в голову. Раз’ярен- ный кит бросился от судна в пучину моря. Его догнал второй выстрел, и судьба мор­ ского чудовища была решена. ...Судно лихорадочно неслось кормой вперед на буксире свирепого чудовища. В агонии кит петлял, нырял, бросался в сто­ роны. Машина работала задним ходом. Иного выхода не было. В небывалом поединке' должны были победить люди. Кита приходилось брать измором. Схватка; продолжалась 4 часа. Наконец, силы кита иссякли, он стал сдавать. Лебедкой постепенно выбра-' ли конец, и гарпунер третьим выстрелом завершил дело. За бортом плыла огромная туша в 28 метров длины. Это был один из гигантских китов, убитый советскими моряками. «Сла- ва-3» намного перевыполнила план добы-* чи п заняла второе место средп китобоеэ флотилии. ...Сейчас отважные китобои возвра-* щаются к родным берегам после успешного четвертого рейса. Скоро к причалам Одес­ сы пришвартуются многочисленные суда флотилии, с честью пронесшие советский Флаг пад морями п океапами. И героичен екпе моряки скажут: — Задание Роднпы мы выполнили! Н. МАЛИНОВСКИЙ* i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz