На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.

18 апреля *1950 г., № 91 (3704). На с траже Заполярь я ПРОИ ЗВЕДЕНИЯ ЛАУРЕАТОВ С ТАЛ ИНС КИ Х ПРЕМИЙ П о э з и я Александра Яшина Еак*то раз, года три тому назад, на ве­ чере в секции поэтов Союза советских пи­ сателей Александр Яшин читал стихи из своей новой книги. Аудитория тепло встре­ тила автора. Выстуиавшпе говорили об отличном знании материала поэтом, чувст­ ве деревенского пейзажа, умелом исполь­ зовании разговорной речи, лаконичности стихов. именно деревенские мотивы, советская деревня, ее новые люди нашли свое яркое отражение в жизнерадостных, правдивых и художественных стихах Александра Лшина. Прочтите любые из этих стихотво­ рений — каждое тронет вас своей заду­ шевной теплотой, метким образом, простым народным словом. Поэт всем сердцем любит деревню, советскую Отчизну, каждой стро- f ou своих стихов славит нашу прекрас- ую действительность, наш великий народ. Стихи Александра Лшина хорошо из­ вестны северянам, так как жизнь и твор­ чество поэта тесно связаны с Севером. Здесь — в деревне Блудново, Никольского района, Вологодской области, — родился он. На Севере — в Никольском педагоги­ ческом техникуме, а затем в Вологодском пединституте— получил образование. Здесь же, в северном селе, был избачом, учите­ лем. В 1932— 33 годах работал председа­ телем оргкомитета Союза советских писа­ телей в Вологде, затем — в Архангельском отделении. В 1935 году переехал в Моск­ ву, окончил там Литературный институт имени Горького, вступил в партию. Первая книжка стихов А. Яшина — («Песни Северу» вышла в Архангель­ ске в 1934 г. Спустя четыре года в Мо­ скве был пздан его второй сборник — «Се­ верянка». В Отечественную войну Александр Яшин Ш лужил па флоте, непосредственно участ- Ьвал в боях за Ленинград и Сталинград, флотская служба оставила, глубокий след в его творчестве. В стихах «Моряк», «Ши­ нель», «Баллада о балтийском танке», ««Моряки Ленинграду», «Сталин в землян­ ке», «Товарищу по окопу» и многих дру­ гих он славит моряков-воинов, воспевает и з героизм и отвагу. С тихи военных дет были изданы сборниками «Город гнева» и •«Это было на Балтике», а затем об'еди­ лены в книгу «Земля богатырей», которая получила годовую премию ЦК ВЛКСМ по разделу лучших художественных произве­ дений для молодежи за 1946 год. Горячей верой в правоту нашего дела, Б победу дышат военные стихи Александра Яшина. Поэт образно показывает истока этой веры — сплоченность и дружбу все­ го советского народа: У нас земля такая: Просторна синева В горах вода живая, В лугах — разрыв-трава.- Одну ольху наклонишь — Весь лес шуметь начнет. Кого из нас ни тронешь, — Поднимешь весь народ. После демобилизации в 1944 году Из-за тяжелого ранения А. Яшин написал «книгу стихов о родном колхозе «Земляки». Среди писателей и поэтов, удостоенных в этоц году звания лауреатов Сталинской премии, мы видим Александра Яшина. Вы­ сокое звание это присуждено ему 8 а по­ весть в стихах «Алена Фомина». В живой, наполненной богатыми жиз­ ненными наблюдениями, глубоко волную­ щей повести показана северная колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны вплоть до дней победы над врагом. В ней широко и задушевно нарисован об­ раз передовой, энергичной советской кре­ стьянки — председателя колхоза Алены Фоминой. Деятельная, по-хозяйски беспо­ койная, всей душой преданная социалисти­ ческой Родине н своему большому, ответ­ ственному делу, она с первых же страниц повести привлекает читателя. ; Алена — подлинная дочь нашего наро­ да. Ее путь прям. Было время, Аленка, де- вочка-сорвапеп, не уступала мальчикам ни з отваге, ил в затеях. Потом стала комсо­ молкой, руководительницей лучшего зве­ на. Односельчане по согласию величают ее уже Аленушкой. Вышла замуж. Нача­ лась война — рассталась с мужем. Ушел на фронт л председатель колхоза. Алена заняла его место. Вот после большого трудового дня в го­ рячую летнюю пору Алена остается наедине с собою. Ночь. «В стопках на скатерти домотканной» разложены учебники, бро­ шюры, романы. Карта развернутая, На карте Наши победы — карандашом, Краткий курс истории партии, Сталин — С резною закладкой том. Кто не видал столов в кабинетах Директоров, генералов, поэтов? — Книжные полки, Натертый пол... То — в городах, вдалеке от сел. Это ж — нигде небывалое, Это — Русской крестьянки письменный стол. Стол председателя сельхозартели! В песнях его еще не воспели, Часто простой, Без ножек резных, Два только ящика выдвижных. Но и на нем и сметы и схемы, Пишутся книги, Творятся поэмы ПО ТУ СТОРОНУ Р а с с к а зы м о р я к о в о с в о ем п р ебы в ан и и з а р у б еж о м В каких только странах мира ни прихо­ дилось бывать советским морякам!^ С боль­ шой гордостью проносят они алый вымпел своей Родины по морям, океанам и портам земного шара. И везде, где бы им ни при­ шлось бывать, они чувствуют, как про­ стые люди зарубежных стран с огромным уважением л любовью относятся к велико­ му Советского Союзу, к вождю всего про­ грессивного л передового человечества товарищу Сталину. О нищенском и бесправном положении трудящихся в капиталистических и коло­ ниальных странах, о замечательном воз­ рождении стран народной демократии рас- Кротопе и мноппх других итальянских пор- | каменные дома, на каждом шагу чувствуем тов, я воочию убедился в нишеиском су­ ществовании рабочих. У лицы рабочих кварталов там очень узкие и грязные. Из ся пафос труда и совндания. На улицах— десятки, с о т о плакатов, и почти на каждом из них можно увидеть окна в окно густо протянуты веревки, иа или приветствия Советскому Союзу в его которых развешано белье для просушки, i вождю Сталину, или призыв крепить В этих же районах расположены грязные j дружбу с советским народом, брать с него портовые кабаки, публнчпыо дома. Рабочие в основном ютятся в подвалах, двери в которых отсутствуют, а окна — без стекол. В такой «квартире» одна об­ щая койка-топчан, на которой спит вповалку вся семья, маленький стол и две-три табуретки, куча маленьких дети­ шек; оборванные, они ползают по полу. сказали авиаторам на вечере приглашен- ?Более взрослых детей можно увидеть на • * Окна открыты, И шелест клена, Шелест рябины слышен в избе. С карандашом, с тетрадкой Алена Читает «Историю В К П (б ) * . Ж изнь — все концы ее и начала — С книгой этой понятней стала, Все расстоянья невелики, Словно на берег вышла большой реки. Вышла И глянула из-под руки. После — любое возьми сочиненье Если написано с чистой душой, Воспринимается, ка к дополненье К этой книге — • Простой и большой. «Русской крестьянки письменный стол» — ключ к пониманию того, чем стала Алена. Образ вождя всегда стоит перед нею: едет ли она в поле, думает ли * над своим проектом колхозной пятилетки. И высшее счастье, мечта, озаряющая все трудные дни Алены: Я еще не видалась со Сталин» *м. Если б дожить до такого дня! Два конфликта переживает Алена. Пер­ вый конфликт — личный. Муж ее — Петр Фомин — пропал без вести. Второй конфликт — столкновение Алены с быв­ шим председателем колхоза * Козловым, вернувшимся с фронта и рассчитывающим на «тишь да благодать», на отдых «без дыма-пороха», на повышенный почет од­ носельчан ввиду своих заслуг фронтовика. Алена, готовившаяся сдать дела Козло­ ву, быстро поняла, что человеку с такими взглядами нельзя поручить руководство хозяйством, которое всем развитием своим устремлено далеко вперед. Начинается упорная, по-бодыпевистски прямая борьба Алены с Козловым. На стороне Алены сек­ ретарь райкома Михалев и все село. В конце концов, побеждает правда Алены. Козлов ломает свое самолюбие, возвращает­ ся к активной работе в колхозе. Повесть заканчивается принятием пяти­ летнего колхозного плана, образованием в колхозе партийной группы и возвращением Петра — мужа Алены, партизанившего. в тылу врага. Повесть Александра Яшина насыщена картинами героического труда, сельского быта, лирическими отступлениями, фрон­ товыми письмами, дневниками Алены, полными тоски по мужу, светлых дум о родной стране, мечтами о прекрасном завтрашнем дне. Читается повесть с боль­ шим интересом. н . ЛОГИНОВ. ПО ИНИЦИАТИВЕ КОМСОМОЛЬЦЕВ По инициативе членов ВЛКСМ в подраз­ делении проведен комсомольско-молодеж­ ный зечер на тему: «О приоритете совет­ ских и русских ученых в пауке л техни­ ке». Докладчик тов. Соколов рассказал о достижениях нашей отечественной науки. Содоклады, посвященные нашим открытиям в различных отраслях науки и техники, сделали тт. Поляков, Шубин, Румянцев. Сержант Л. ПУТИЛОВ. 1 1 М Е Щ А Н Е " ПЬЕСА М. ГОРЬКОГО В ТЕАТРЕ СЕВЕРНОГО ФЛОТА Творческий коллектив театра Северного флота поставил спектакль М. Горького ««Мещане». Пьеса впервые была поставлена в 1902 Году п Московском Художественном театре. Это было первое драматическое произведе­ ние, созданное Горьким в период, когда он был привлечен к дознанию по обвинению в революционной пропаганде среди рабочих и состоял под особым падэором полиции. Опа­ саясь, что во время представления «Ме­ шан» будут устраиваться демонстрации, правительство вначале запретило постанов­ ку. Но после тщательного просмотра и устранения «опасных» мест цензурой дра­ ма была <•милостиво» разрешена к поста­ вов ке. В день генеральной репетиции «Мещан» театр был окружен отрядами полиции и конных жандармов. Казалось, предстоит пе генеральная репетиция, а генеральное сра­ жение. А во в;*емн первых представлений ртой ньегы власти распорядились поста­ вить у дверей вместо капельдинеров пере­ одетых городовых. Пьеса «Мешапе» — сложное художест­ венное произведение, требующее от испол­ нителен высокого мастерства. Поставлен­ ный театром Сппгрпого флота спектакль можно прячпглить к ряду удачных поста­ новок. В спектакле (постановщик Я. Фро­ лов) творчески раскрыта основная тема пьесы — разоблачение пессимизма, пош- л<*сти и мешапства. Коллектив театра пою. шел к показу событий прошлого с чувст­ вом высокий ответственности. Реали­ стически, правдиво показал театр «образ­ цовых» мещан, людей, ограниченных тес­ ным кругом издавна выработанных навы­ ков, мыслей, людей с их привычным укла­ дом жизни, окруженных тесным миром ве­ щей: горшков, сундуков, икон и самоваров. Старый, прежде незыблемый мирок ме­ щанства, представителями которого явля­ ются старики Бессеменовы, рушится. Ра­ стерянные и испуганные, они отступают, давая место своим детям, настроений и же­ ланий которых они пе понимали. Они по- своему любят своих детей, с тревогой смот­ рят на их судьбу, боясь, что дети не най­ дут своего места в жизни. Авторский замысел пьесы нашел убеди­ тельное воплощение на сцене в исполнении творческого коллектива театра. Артист С. Сидоров в роли старика Бессеменова с большим умением передал зрителю черты страшного мещанского быта. Это резко очерченный характер. Бессеменов — Сидо­ ров откровенно говорит о своем социальном эгоизме. Оп считает, что настоящая жизнь — не в движении вперед, а в сохранении мещанского благополучия. Разговоры, по­ добные тому, какой выгодно покупать сахар — головками или фунтами, заслоняют от бессеменовых все другие живые вопросы. Отношение их к миру и людям опреде­ ляется пословицей «Своя рубашка ближе к телу». Даже любовь свою к детям уто­ мительными нравоучениями и ненужной жалостью к ним родители превратили в пытку. — Это ужаспо! Это какая-то тупая шг пыо в подразделение моряки Мурманского пароходства Андрей Александрович Ива­ щенко и Антон Петрович Нзбицкий. — Мне довелось побывать в разных портах мира, — говорил капитан дальнего плавания тов. Иващенко. — Собственными глазами я видел ужасы безработицы в Америке, в «маршаллизированных» и ко­ лониальных странах. / Американская конституция широко де­ кларирует свободу личности и права чело­ века. Но чего стоит эта «свобода», какая цена этих «прав», если подавляющее большинство людей находится в рабстве, если неуверенность и страд за завтрашний день отравляют их существование, если безжалостная экенлоатания подтачивает их силы! Особенно угнетены в Америке негры, составляющие значительную часть населе­ ния этой страны, хотя конституция при­ знает за ними «полное равенство». Во время одной поездки из Стоктона в Сан-Франциско мне пришлось наблюдать такую картину. В ожидании автобуса мы присели на скамейку. Сюда направились два негра, но, заметив нас, в нерешитель­ ности остановились. Па «помощь» нм по­ спешил какой-то «услужливый» америка­ нец. Он взял табличку с надписью «для черных» и перенес к другой, не занятой скамейке. Только тогда мы поняли, что сели на места, отведепные для негров. Мы подошли к ним. Один из них рассказал о произволе, ца­ рящем в Соединенных Штатах Америки' по отношению к неграм, о том, что в лю­ бую минуту они могут быть подвергнуты суду Линча, о том, что пх дети пе лмеют возможности учиться... Тов. Пващепко рассказал о жизни ма­ лайцев в большом портовом городе Синга­ пуре, колонизированном английскими ка­ питалистами. В этом огромном порту совсем не видно механизмов. Все самые тяжелые погрузочпо-разгрузочпые работы произво­ дятся вручную, потому что ручной труд обнищавших людей дешевле машинного. Тут широко применяется детский и жен­ ский труд, который обходится колонизато­ рам еще дешевле. Такую же картину советские моряки наблюдали в портах Египта и Японии. — И когда па все это посмотришь свои­ ми глазами. — заключает тов. Пващепко, — с еще большей гордостью вспоминаешь о своей любимой Родине. Счастье, что я со­ ветский человек, что я живу на советской земле, где провозглашен самый справедли­ вый, самый человеческий закон — Сталинская Конституция, где существует самый справедливый социалистический порядок. Интересным был рассказ и тов. Избиц- кого, который рассказал воинам о жизни рабочих «маршаллнзированной» Италии п угнетенной Индии, рассказал об успехах стран народной демократии— Болгарии и Польши. — В Италии, — говорит он, — мне приходилось бывать много раз. Наблюдая жизнь рабочих Неаполя, Генуи, Ливорно, свалках и у мусорных ям. Там они ищут себе пропитание. Безработица в Италии увеличивается с каждым днем. В Ливорно на судостроительной вер­ фи до войны работало 4 тысячп рабочих, а сейчас только триста. Один рабочий, приходивший посмотреть на наше судно, рассказал мне, что вот уже шесть месяцев, как он безработный. Он состоит на учете в бюро под номером 7U0. За эти полгода бюро послало на работу всего 200 чело­ век. «Судите сами, — сказал с горечью итальянец, — когда мне удастся попасть на какую-нибудь работу». Но и те, кто работает, живут очень плохо. Большая часть заработанных денег уходит на оплату жилья и лишь гроши остаются на скудную пищу. Итальянский народ знает, кто виновник всех бед. В Неаполе два грузчика показали па стоявший в порту американский паро­ ход и с ненавистью произпесли: «Вот они, наши душители!». На каждом шагу мы, советские моряки, убеждались, в какую бездну безработицы, голода и нищеты по­ пал итальянский народ в результате осу­ ществления «плана Маршалла». К нам, советским людям, исключительно дружески относятся итальянские рабочие. пример. По вечерам на улицах ©обираются люди. Птицей взлетает песня. Мы прислуши­ ваемся к этим песням, и тепло становится на душе. Ведь это наши, советские песни. Язык немного иной, а песни все те же. А если болгары узнают, что здесь присутст­ вуют русские, они те же самые песни споют на русском языке, потому* что от чистого сердца готовы сделать приятное своим советским товарищам. Это же мне приходилось наблюдать я в Румынии и в Польше. В заключение тов. Избипкий заверил воинов, что моряки советского торгового флота я впредь будут гордо нести совет­ ское знамя по морям и океанам и честно служить своему народу. Он призвал авиа­ торов крепить могущество Военно-Морского Флота, твердо и непоколебимо стоять на страже мирного созидательного труда со­ ветского народа. После того, как моряки ответили на мно­ жество ваданных им вопросов, слово по­ просил старший матроо Коргучанов. — Сейчас мы прослушали рассказы о жизни трудящихся на чужих аемлях, — сказал он. — Как не похожа наша жязиь на ту, ко­ торую наблюдали тт. Иващенко и Иэбиц- кий в капиталистически странах. Я возьму пример только с одного моего района. Кемерово — город угольных шахт и копей. Тут же рядом, в 4 — 5 километрах от города, мастера высоких урожаев выращивают обильные хлеба. Наш колхоз «Третий год пятилетки» за прошедшие послевоенные годы добился больших успехов. В прошлом году он стал В этом мы имели возможность убедиться не ; миллионером. Восьми мастерам высоких .раз. Во время ремонта па дншце нашего судна рабочие написали электросварочным аппаратом такие слова: «Да здравствует Сталин! Да здравствует Тольятти! Ли­ ворно. Август 1949 года». На многих улицах итальянских городов, па степах домов или на тротуарах можно прочесть надписи: «Да здравствует ком­ партия Италии!», «Да здравствует Толь­ ятти!», «Да здравствует мир!». Эти надписи говорят о том, что итальянский урожаев присвоено звание Героя Социали­ стического Труда, а каждый второй кол­ хозник награжден орденом или медалью. В домах горит электричество, большин­ ство колхозников купили себе радиоприем­ ники, мотоциклы. Осенью прошлого года члены артели получили только авансом по 4 ,5 килограмма эерна на трудодень. В колхозе построены новая школа и клуб. Не узнать и родного города. Пролегли новые трамвайные линии. Прямо на гла- народ не хочет новой войны. Он знает, что | зах растут новые кварталы, воздвигаются только коммунисты борются против войны, за лучшее будущее, за процветание Ита­ лии. — Приходилось мне в прошлом году быть и в Индии, — продолжает тов. Из- бицкпй. — Рядом с роскошными особняка­ ми, гостиницами и ресторанами приюти­ лись покосившиеся бараки и трущобы. Многие люди проводят ночи прямо на ас­ фальте, в подворотнях, в грязи и пыли, завернувшись в какое-нибудь рваное одея­ ло. Это — индусы. Они работают в порту, грузят на английские суда тюки с хлопком, чаем п другим индийским добром. Но все это принадлежит не им, а английским ко­ лонизаторам. Один старик-индус в разговоре со мной сказал: «Мы завидуем вам, русским. У вас был вождь Ленин, сейчас у вас есть вождь Сталин. Опп и позаботились о том, чтобы сделать Россию лучшей страной в мире». — По видели мы и другую жизнь за рубежом, — продолжал рассказчик. — Это жизнь стран народной демократии. В болгарских портах Бургас и Сталин (быв. Варна) мы. советские моряки, уви­ дели грандиозную стройку. Механизиру­ ются порты, воздвигаются многоэтажные многоэтажные каменные дома со всеми бытовыми удобствами. Они преднавначены для рабочих. Только за последние два года в городе построены театр, кинотеатр и цирк. Труд рабочих высоко оплачивается. Многие горняки получают по 10, 12 и 15 тысяч рублей в месяц. На свои сбережения они приобретают собственные машины, мо­ тоциклы. На трибуну поднимается Нефедовой офицер лейтенант Завьялов. Он рассказы­ вает об успехах его земляков, трудя­ щихся Горьковской области. «Вели­ кой коммунистической партии, Ленину и Сталину обязан советский народ своими успехами, своей счастливой х радостной жизнью!» — заканчиваем тов. Завьялов свое выступление. Вечер встречи с моряками вылился в патриотическую демонстрацию любви и преданности личного состава свое! боль­ шевистской партии, социалистическому государству, родному Сталину. От имени личного состава командир выразил благодарность тт. Иващенко я Избицкому за их беседу и пожелал им счастливого плавания в успехов в работе на благо родной Отчизны. Капитан Д. ЛЕМБЕРГ. Ш е ф с пг в о н а д д е т д о м о м Воины нашего подразделения взяли шефство над детским домом «30 лет Октября» Серпуховского района, Московской области. , » . !-« - • j Недавно группа воинов во главе с тов.- Павловым побы­ вала в гостях у детей. Воины побеседовали с ребятами, рас­ сказали им о героях-североморцах, о подвигах матросов в годы Великой Отечественной войны, о том, как в мирное время моряки совершенствуют свое боевое мастерство. Наши делегаты вручили воспитанникам детдома ценные подарки. Сейчас мы получили много писем, в которых ребята благодарят моряков за внимание к ним. В своих письмах они рассказывают о том, как учатся, по каким предметам полу­ чили отличные оценки. Ребята приглашают воинов приехать к ним на первомайские торжества. Дружба между моряками и воспитанниками детдома креп­ нет с каждым днем. Старший матрос И. НИКИТИН. ла... Вы рвете дупгу... тело...— бросает им дочь Татьяна, доведенная мещанским бы­ том до отчаяния. — Вы его замучили... Вы ржавчина ка­ кая-то, не люди! Ваша любовь — это ги­ бель для него! — вторит Татьяне другой персонаж пьесы — Елена, огораживая их сына Петра от пагубпой мещанской любви родителей. Дети Бессеменовых— Петр и Татьяна — представляют собой некоторую разновид­ ность мещанства. Артистке В. Ефимовой со всей убедительностью удалось раскрыть образ Татьяны. Ее Татьяна пе любит жи­ вой, яркой ж и зни , не умеет п пе хочет по­ чувствовать возможной новой ж и зни . Татьяна— учительница, по пе любит своего дела. Она не терпит книг, которые рисуют интересную, хорошую жизнь, потому, что ей кажется, что все это надуманно и в жизни ничего этого быть не может. Воспи­ танная в узких рамках мещанской семьи, она не способна приложить усилия к по­ ниманию иной ж и зни . — Думаешь, я не хотела бы смотреть на жизнь вот так же весело п бодро, ка.к ты? — говорит Татьяна своей подруге Цветае­ вой. — 0, я хочу... но не могу! Я родилась без веры в сердце... Мне... право, кажется, ■что я какое-то ползучее растепне у вас под ногами... ни красы во мне... пи радостп... а тггтп людям я мешаю, цепляясь за них... Она признает страшную силу окружаю­ щей традиционной мещанской действи­ тельности. Дряблость и бесхарактерность доходят у пее до гибельных размеров. Она чересчур нервна, слишком слаба, слишком устала. Все эти черты очепь хорошо, жиз­ ненно, правдиво доносит до зрителя В. Ефи­ мова. Роль Татьяиы, несомненно, обогати­ ла творческий диапазон актрисы. Рядом с Татьяной показан другой образ — ее брата Петра в псполиеппп артиста Б, Хотянова. Петр — это представитель нового мещанства. Увлеченный сначала процессом всеобщей ломки, протеста и пе­ рестройки, он быстро охладевает к делу широкой общественной реформы. Этот «...мещанин, бывший гражданином полча­ са», страстно ненавидит режим товарище­ ства. — Общество? Вот, что я ненавижу..-: Я... не хочу... пе обязан подчиняться требо­ ваниям общества, — истерично кричит он. Петр ненавидит мещанство в быту и не хочет жить неосмысленной жизнью, но в душе он такой же мещанин, как и его отец. Только старик Бессеменов более прям л откровенен. Справедливо говорит о нем один из героев пьесы, что после смерти отца, Петр ничего не изменит в доме, толь­ ко, может быть, по-иному расставит мебель. Артисту Б. Хотяпову в основном удался своеобразный образ Петра. К сожалению, Петр — Хотяпов временами выглядит неестественным. Артист без нужды впадает в тон простачка, проявляя наигранную трусость, он становится в ряде мест неесте­ ственно смешным, тем самым снижает впе­ чатление богатства горьковского персонажа. Всему мещанскому быту в пьесе проти­ востоит молодой воспитанник Бессемепова Пил — жпзнерадостпый, увереппый в сво. их силах. Ппл долго эксплоатировался Бессеменовьтм. По рост крупной промыш­ ленности дает Нилу независимое место и он гордо вступает в жизнь и пред’являет к пей свои требования. Он увереп в том, что жизнь можпо и нужно пзмеппть. Гово­ ря о правах людей, Ппл восклицает: — Права поддают, права берут! Человек* должен^ сам себе завоевать права, если но хочет быть раздавленным грубой обязан­ ностью.... В пьесе сталкиваются две протпвополож. пые точки зрения. Старик Бессеменов признает непоколебимую власть социаль­ ной обстановки над человеком, он готов нтти по течению и но хочет знать иных путей. Нил же признает господство чело­ века над обстоятельствами, он хочет сам творить жизнь. Нил глубоко верит в побе­ ду, в светлое будущее. В монологе о паро­ возе он утверждает, что главное в жизни — движение вперед, даже при невероятно тяжелых условиях.- «Я ужасно люблю ко­ вать» — этими словами Нил прославляет активную деятельность человека, великий труд человека. Артист А. Курхин с большой проникно­ венностью создал реалистичный образ ho J вою человека — рабочего, впервые при­ шедшего в литературу. Своеобразен сй5раз певчего Тетерева, ма­ стерски созданного в спектакле артистом Н. Соловьевым. Философски остро, со влым юмором Тетерев— Соловьев ълеймит отвра­ тительные черты моральной нищеты ме­ щан, которые, по словам Тетерева, «жизнь испортили, сделали ее узкой, окоротили и сделали ее тесной», хотя сам он и не под­ нялся до уровня передового человека. Следует особо отметить запоминающуюся игру А. Сидоровой, исполнявшей роль Елены со свойственным ей творческим тем­ пераментом н обаянием, и актера Н. Пле­ шакова, очень умно и остро трактующего образ Перчихнна. П. Плешаков сумел най­ ти для своей роли свежие, яркие краски, чувствуется, что актер кропотливо рабо­ тал над созданием персонажа, и это укра­ сило спектакль.- В целом постановка «Мещан» является творческой удачей коллектива театра. Флотский зритель благодарен ему за то, что на сцепе театра все чаще н чаще на­ ходят себе место бессмертные произведения великих русских классиков — Островского и Горького. С. СИЗОВ. 0. П0ДП0РИНА. ‘ НА С Н ИМ КЕ : офицер Е. Смирнов и отличник боевой и политической подго­ товки комсомолец-сигнальщик матрос Б. Марков на ходовой вахте. Фото Н . Высоцкого. Т -I Песня матери Майское солнце струится в окошко. В небе — ни дыма, ни туч. Ловит в кроватке проснувшийся крошка Ручками солнечный луч. Луч, рассыпаясь, по пальчикам скачет И ускользает шутя. Ты улыбаешься, радостный мальчик. Добров утро, дитя! Луч мы поймаем. Ему не укрыться. Вот, погляди на восход: В воздухе мчится крылатая птица. Птицу зовут «самолет». Это отец твой, испытанный летчик Птицей парит над страной. Он, пролетая, сказать тебе хочет: Доброе утро, родной! Смелым и сильным, таким же крылатым, Мальчик любимый, растя. Родина наша открыла ребятам Солнечной жизни пути. Вырастешь, сын мой, и станешь героем( Дальше отца полетишь... Чуть потеплеет — Окошко откроем» Доброе утро, малыш! Александр ЖАРОВ. -О- Н а н со о бщ аю т О КОЛЛЕКТИВ художественной самодеятельности под руководством офицера Корнеева выступил перед личным составом с интересной и раз­ нообразной программой. Воины тепло приняли концерт. Матрос Р. МОРОШНИН. О МНОГОЕ СДЕЛАЛ для оборудо­ вания комнаты политико-просвети­ тельной работы рядовой Берестов. В настоящее время в помещении ком­ наты светло и уютно. Ее с удоволь­ ствием посещает личный состав. Рядовой И. ЛАЗЬКО, О ХОРОШО ВЫПОЛНЯЕТ ОБЯ­ ЗАННОСТИ библиотекаря солдат Мои­ сеев. Оп помогает сослуживцам вы­ брать необходимые им произведения, , постоянно заботится о сохранении^ книжного фонда библиотеки. Младший сержант Н. ПОПОВ. О БОЛЬШУЮ ЗАБОТУ о больных проявляют врач Фурман и медицин­ ская сестра Торопила. Многие благо­ дарят их за это. Сержант Н. ЛАРИОНОВ. Q АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ Северного флота побывал в нашем подразделении. Он выступил перед воинами с концертом, в программу которого входили хоровое и сольное пение, танцовальные номера. Личный состав остался доволен концертом. Ефрейтор С. АТАМАНОВ. По следам наших выступлений «КОГДА БУДЕТ НАЛАЖЕНА РЕГУЛЯРНАЯ УЧЕБА?» Под таким заголовком в нашей газете от 29 марта было опубликовано письмо военкора И. Соколова. В нем рассказыва­ лось о неудоатетворительиой работе круж­ ка, руководителем которого является тов- Мошкиц. Начальник политотдела сообщи в редак­ цию, что по письму военкора приняты меры. Вопрос о состоянии работы кружка по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)» намечено обсудить на заседании партийного бюро. Отвечающий за работу кружка тов. Машкин за допущенные ошибки предупрежден. С 6 апреля в круж­ ке начались регулярные занятия. --------О— г - . . " По с л е д а к н еопубликованны х писем Старший матрос Н. Тривайло сообщил в редакцию о беспорядка^ в бане и о том, что личный состав пз-за этого не может регулярно и хорошо мыться в ней. На запрос редакции начальник полит 1 отдела ответил, что факты, изложенные в письме тов. Тривайло, действительно име­ ли место. Приняты меры для устранения имеющихся недостатков. В настоящее вре­ мя баня работает нормально. Во время ра­ боты бапи специально выделяемые дежур* ные следят за чистотой п порядком.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz