На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.
На с т р а ж е З а п а л я р в я 15 ИрбШГ 193(Г р Г№ . И T37057V Первый летчик в мире В 1S82 году, в ясный летнпй день, на военном поле Красного Села под Петер бургом собрались известные русские воз духоплаватели, ученые, представители военного министерства. f — Сегодня, — обратился к собравшимся капитан 1 ранга Александр Федорович Можайский, — мы испытываем построен ный нами летательный аппарат. Цель се годняшних испытаний состоит в том, что бы проверить принцип, может ли пло скость, движущаяся с помощью винтов наклонно к горизонту, давать под’емную силу, достаточную для перемещения в воз духе людей и грузов..; Я надеюсь, чго опыты над этим аппаратом дадут нам воз можность приобрести новые полезные с&е- дения, важные для дальнейшего развития воздухоплавания. Пройдет несколько лет, н человек с помощью таких летательных снарядов навсегда покорит воздушный океан... По сигналу Можайского летательный аппарат был подтянут к деревянному на стилу. Затем заработали двигатели перво го в мире самолета, и сидевший в нем ме ханик И. П. Голубев веялся га рычаги управления. И как свидетельствует поэт: Проснулась в машинах могучая сила, Снаряд весь напрягся, запел, задрожал И, как бы очнувшись, легко побежал По твердой дорожке прямого настила, По струганным доскам, с уклона, Мгновенье — колеса вприпрыжку ; • пошлн Навстречу ромашкам, над кромкой веленой И вдруг отделились от знойной земли. — Летит! — раздалось над зеленым простором. — Глядите же! Честное слово, летит— И следом, неистово, весело, хором — Ура! — разнеслось... Пролетев над полем по прямой более 200 метрэв, Голубев приземлил самолет. Со всех сторон к нему бросились люди. В числе первых подбежал Можайский. Он крепко обнял летчика. Люди окружили машину, спрашивали Голубева, как вела она себя на взлете, в воздухе и на посадке. Голубев подробно отвечал на вопросы. Затем , встал и уве ренно сказал: . — Русские будут летать! * * * В Красном Селе Иван Никифорович Го лубев поселился в марте 1882 года. Здесь он стал работать механиком на бумажной фабрике. Он любил свою спепиальность и быстро приобрел на фабрике известность механика первой руки. Любое дело, за ко торое брался Голубев, так и спорилось в его руках. Механикой Иван Никифорович увлекал ся с юношеских лет. Еще живя в деревне, он присматривался к работе конной моло тилки, строил мельничные агрегаты соб ственной конструкции. Поступив затем на судно, он быстро овладел специальностью механика. И где бы потом ему ни прихо дилось работать, он всюду стремился как можно больше узнать о машинах. Голубев ненавидел чиновников, пресмы кавшихся перед иностранцами, горячо отстаивал славу русских мастеров. Однажды, уже работая на бумажной фабрике, Голубев поспорил с иностранцем механиков Фрезером по поводу возможно сти изготовления одной детали станка. — Такую деталь могут изготовить только за границей,— утверждал Фрезер. — Неправда! — с жаром говорил Иван Никифорович. — Такие детали я могу де лать с закрытыми глазами. Голубезу завязали глаза. И действи тельно, он обработал деталь наощупь. Был и такой случай. Как-то на фабри ке произошла авария, в результате кото рой вышло из строя несколько машин. Иностранцы механик Фрезер и м-астер Сарторпус, не зная, как пустить машины, немедленно послали за Голубевым. Иван Никифорович, несмотря на то, что ему раньше никогда не приходилось иметь де ло с машинами, установленными на бу мажной фабрике, вместе с несколькими русскими слесарями быстро устранил пов реждения. . ' * ★ ★ Когда Голубев поступил работать на бу мажную фабрику, на территорию офицер ской школы, расквартированной в Крас ном Селе, были перевезены части лета тельною снаряда Можайского, а в одном из корпусов школы разместился и сам конструктор самолета. Около корпусов школы Можайский испытывал модели ле тательного аппарата, проверял свои рас четы. Пз рассказов товарищей по работе Го лубев узнал об изобретении Можайского и очень заинтересовался им. П когда А. Ф. Можайский предложил ему принять уча стие в сборке аппарата, он с радостью принял это предложение. Сборка летательного аппарата оказалась делом нелегким. Его части изготовлялись в^ разное время и в различных местах. Когда же они были доставлены в Краснов Село, выяснилось, что многие пз них имели большие недостатки. Шестеренки не подходили, втулки были разного диа метра, болты плохо обработаны.; Некото рые части были тяжелее, чем полагалось по расчетам конструктора. Собирая аппарат, Голубев производил дополнительную расточку втулок, менял болты и гайки, устранял недостатки в других деталях. Ему очень пригодились станки бумажной фабрики. Если бы он не имел возможности работать на фабричном оборудовании, многие детали пришлось бы отправлять в Петербург или в другие го рода. Однако, и имея свободный доступ к фаб ричным станкам, Голубев встречал много трудностей при изготовлении и отделке некоторых деталей. Особенно трудно ока залось исправить стальную кромку винтов самолета. Сделанные в частной мастерской в Петербурге, деревянные винты были плохо обведены сталью. На некоторых из них требовалось сменить обводку. Но где? Везти винты в Петербург? Это трудно и дорого. Делать обводку на фабрике было невозможно, так как там не имелось необ ходимых приспособлений. Иван Никифорович обратился 8 а по мощью к кузнецам, работавшим в Красном Селе. Те охотно обешали помочь. Вместе с кузнецами Голтов быстро и высокока чественно обработал лопасти винтов. Mo-w жайскпй был вполне удовлетворен выпол ненной работой. Сборке самолета Голубев отдавался це ликом. Отпросившись с фабрики, он целы ми днями не отходил от машины. Работы было много, и он старался выполнить ее как можно быстрее и лучше. Можайский видел прилежность и трудолюбие своего помощника и целиком полагался на его опыт и знания. Голубев никогда не терял бодрости. воздуха, о законах аэронавтики и законах движения в воздухе летательных аппара тов. Голубева глубоко интересовали и статьи по вопросам воздухоплавания и практиче ские опыты над воздушными имеями и ле тающими моделями. Он внимательно слу шал об’ясненпя Александра Федоровича о под’емпой силе крыла, о плоскости, дви жущейся с помощью винтов в воздухе, об опытах с гребными винтами. Жадно вчи тывался он в строки статьи Менделеева «О сопротивлении жидкости», обстоятель но изучал полет птиц. Во время пребыва ния в Красном Селе Голубев перечитал всю имевшуюся у его друзей и знакомых литературу по воздухоплаванию. Когда работы по сборке самолета подхо дили к- концу, А. Ф. Можайский предло жил Голубеву испытать его в bog духе. — Я стар для этой роли, — сказал он. Судя по воспоминаниям современников А. Ф. Можайского, Голубев с большой ра достью принял его предложение. Конст руктор и будущий летчик обстоятельно разбирали вопросы пилотирования самоле та. Нередко их задушевные беседы прев ращались в обсуждение перспектив разви тия авиации. — Если, — говорил А. Ф. Можайский, — министр полиции Франция заявлял, что с покорением воздушной стихии его обязанности будут в высшей степени зат руднительны, то у нас покорение воздуш ного океана составит эпоху, с которой, как справедливо утверждает Дмитрий Ива нович Менделеев, начнется новейшая ис тория образованности. Изучение летного дела Голубев сочетал с напряженной работой по подготовке са молета к полету. Он на практике прове рял теорию скорости летательного аппара та, которая, как утверждал его учитель и наставник А. Ф. Можайский. — «несом ненно находится в зависимости от величи ны несущей поверхности, ибо птицы, име ющие большую площадь крыльев при лег ком корпусе, парят лучше, чем птицы сравнительно тяжелее, с большими кры льями». Запуская двигатели самолета, Можай ский и Голубев определяли, сколько обо ротов требуется для того, чтобы самолет тронулся с места, насколько надо увели чить число оборотов, чтобы машина побе жала по полю, выявляли, что требуется сделать, чтобы она оторвалась от земли и взмыла в воздух. Они еще и еще раз проверяли работу двигателей, винтов, рулей управления. Сложный аппарат требовал точного расче та и умелого обращения. Малейшая неточ- Старшина проводит занятие Когда на пути возникали преграды, он не ность в действиях летчика, недостаточная отступал перед ними, а работал с еще большей энергией. У Можайского нехватало денег для за вершения работ по сооружению самолета. Весной 1882 года, когда потребовалось рассчитываться за изготовленные детали, Финансовые трудности возросли еще боль ше. Правительственные учреждения, куд& изобретатель адресовал свои просьбы о выделении средств на строительство лета тельного аппарата, отвечали отказом. — Придется приостановить сборку ап парата. — говорил Можайский. — Ни s i что! — твердо отвечал меха ник. — Выдерживали раньше, выдержим и теперь. И он шел на бумажную фабрику и из готовлял там недостающие части лета тельного аппарата. Многочисленные документы свидетель ствуют, что Иван Никифорович являлся верным другом и первым помощником Мо жайского. Благодаря усилиям Голубева Можайскому удалось намного ускорить по стройку п испытание летательного снаря да, создать в тяжелые годы царизма ма шину, не имевшую себе равных в мире. * it ft Изготовляя детали летательного аппа рата п производя затем его сборку, Иван Ппкпфоровнч Голубев не был посторонним наблюдателем работы воздухоплавателей. В то время передовые русскпе ученые на стойчиво работали над изучением теории полета. Русскпе газеты и журналы часто печатали статьи об исследовании свойств регулировка двигателей могла свести ус пех полета к нулю. Ко дню испытания самолета в воздухе Иван Никифорович Голубев пришел все сторонне подготовленным. И он с блестя щим успехом закончил этот день. От по лета Голубева начался счет авиационным подвигам сыновей и дочерей нашего вели кого народа. Сбылось предсказание та лантливого русского авиаконструктора А. Ф. Можайского: русский человек про ложил пути в воздушный океан. Основоположникам нашей авиации при ходилось работать в исключительно тяже лых условиях. Господствующие классы буржуазно-помещичьей царской России сознательно тормозили технический про гресс страны, сковывали творческие силы народа, рабски преклонялись перед иност ранцами. И только после победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы все усло вия для развития народного творчества. Ленинско-сталинская политика индуст риализации, победа социализма в нашей стране обеспечили невиданный расцвет советской авиации. Наша Родина, руково димая великой партией Ленина-—Сталина, стала могучей авиационной державой. Со ветские летчики летают на лучших в ми ре самолетах дальше всех, выше всех и быстрее всех. Они являются достойными продолжателями дела пламенного патрио та нашей Родины, первого в мире летчи ка — Ивана Никифоровича Голубева. Капитан М. БУХАНОВ. — Сегодня мы продолжим изучение дви гателя,— начиная занятия, сказал коман дир отделения старшина 1 статьи Околелов. — Главная цель занятия — ознакомиться с пусковым устройством, пусковыми и предохранительными клапанами, с их ре гулировкой. Затем Околелов перечислил учебные по собия, которыми можно пользоваться при изучении этой темы. Рассказ свой старши на начал с краткого напоминания того, что было пройдено на предыдущем занятии по изучению дизеля. Это он делал для то го. чтобы обучаемые вплели взаимосвязь между отдельными частями двигателя, чтобы одно занятие являлось продолжением другого. Всю тему старшина Околелов раз бил на пять вопросов, на каждый из ко торых отвел по 15— 20 минут. Па рассказ об устройстве и принципе ра боты пускового воздушного клапана он выделил 20 минут. Прежде всего, на самом дизеле старшина показал, где расположен клапан и как он монтируется. Рассказав назначение пускового клапана, он снял его и разобрал по частям, подробно об’ясняя действие каждой детали. Затем с по мощью чертежа раз’яснил принцип ра боты пускового воздушного клапана. Но главное внимание руководитель обратил на правила его эксплоатации, подробно оста новился на наиболее часто встречающихся неисправностях, на том, как пх предупре дить, а если уже случилась неисправность, то как ее устранить. Большое внимание старшина Околелов уделяет вопросу практического использова ния техники, правилам ее эксплоатации. Окончив рассказ, старшина спросил у обучаемых, у кого есть неясные вопросы. Оказалось, что одному матросу неясен принцип действия предохранительного кла пана. Старшина еще раз подробно расска зал. как действует предохранительный клапан, показал его на дпзе.те и на черте же. Окончив занятия, старшина был твердо убежден, что учебная цель занятия достиг нута — подчиненные зпают пусковое устройство дизеля, и теперь с пусковым устройством каждый дизелист будет обра щаться так, как учил их старшина. Что же обеспечило успех занятия? Как бы хорошо старшина 1 статьи Око лелов ни знал материал, он всегда тщатель но и упорно готовится к занятию. Получив очередную тему, он прежде всего стремит ся понять, чего же надо добиться, изучая эту тему, какова главная учебная цель за нятия. Большую тюль в подготовке он от водит правильному подбору учебного мате риала, а особенпо— наглядных пособий. Ес ли нет чертежей, то он сам пх чертит. Так, при изучении пускового устройства дизеля он начертил схему пускового воздушного клапана и схему предохранительного кла пана. Эти чертежи намного облегчают заня тие. Подобрав материал, он вдумчиво его прочитывает, стремясь уже во время чте- пия выделить самое главное во всем мате риале, что прямо раскрывает тему пред стоящего занятия. Обдумав прочитанное, он начинает составлять конспект. Это, по жалуй. самый важный этап в подготовке старшины к занятиям. Труд, затраченный на составление кон спекта, окупается сторицей. В свой кон спект старшина 1 статьи Околелов записы вает лишь то. о чем памеревается говорить личному составу, причем запись ведет в той последовательности, в которой будет излагать материал. А излагает матерпал он всегда от простого к сложному, от извест ного к неизвестному. Когда конспект готов, оп составляет план-часовик. Здесь опять надо уметь от личать, что главное и что второстепенное, суметь правильно распределить время. После утверждения ллана-часовика он еще раз прочитывает весь материал, и па этом подготовка кончается. Такая подготовка обеспечивает про ведение занятий на высоком уровне. И но удивительно, что все подчипенные стар шины 1 статьи Околелова являются отлич никами боевой и политической учебы. Старший лейтенант Г. МИЗИКОВСКИЙ. К советско-германским торговым отношениям В результате переговоров между Ми нистерством внешней торговля Союза ССР п торговой делегацией Германской демо кратической республики, протекавших в атмосфере дружественного взаимопонима ния, 12 апреля с. г. в Москве подписано Соглашение о товарообороте п платежах между Союзом ОСР и Германской демокра тической республикой. Руководствуясь желанием способство вать хозяйственному развитию обеих стран и создать более тесное и прочное дружест венное отношение между обоими народами, расширением и углублением взаимных тор говых отношений, стороны договорились о вначительном увеличении товарооборота в 1950 году, который возрастет 6 -)лее чем на 35 проц. по сравнению с товарооборотом в 1949 году. Советский Союз будет поставлять в Гер манскую демократическую республику эер^ новые, жиры, черные и цветные металлы, грузовые автомашины, апатит-концент рат, марганцевую РУДУ, нефтепродукты, кокс, хлопок и другие товары, в которых нуждается Германская демократическая республика для развития своего народного хозяйства. Германская демократическая республика будет поставлять в Советский Союз про мышленное оборудование и машины, це мент. калийную соль, химикаты, угольдыв брикеты и другие товары. Соглашение подписали: с Советской Стороны — Министр внешней торговли М. А. Меньшиков; с Германской Стороны— Министр впутригерманской торговли, внеш ней торговли и материального обеспечения г-н М. Хандке. (ТАСС). _________________________________ -__ На политических занятиях Благодаря товарищеской помощи НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНОВ В работе партийных школ наступил самый ответственный и напряженный период. В ближайшие недели необходимо закончить изучение последних тем учеб ного плана, повторить все пройденное в течение учебпого года, подготовиться к выпускным экзаменам и переводным заче там. В этих условиях особое значение приоб ретает дальнейшая упорная борьба за по вышение пдейпого уровня каждого заня тия в партийной школе. Полпторгапы, партийные организации должны пред’явить еше более высокие требоваппя к преподавателям школ, доби ваться, чтобы все лекции были тщательно подготовленными и проникнуты^ духом большевистской партийности, чтобы они удовлетворяли полностью потребности слу шателей. В этом состоит одно из важней ший условий успешной работы партийных школ. Однако как бы хорошо ни читались лек ции, если во внеучебные дни плохо будет организована самостоятельная подготовка слушателей, можно считать, что значи тельная часть знаний, полученных на лек циях, окажется незакрепленной. Поэтому другим важнейшим^ условием .успешной деятельности партийных школ Является продуманная, хорошо организо ванная самостоятельная подготовка слу шателей. Там, где самостоятельной работе у шляется должное внимание, там, как правило, слушатели хорошо усваивают у териал, активно выступают на собесе- човапиях. Преподаватели партийной шко- ш должны систематически бывать в ча стях и подразделениях, проводить индпвп- :\ а л ь н ы о п групповые консультации, лчпт ь слушателей правильно составлять конспект п пользоваться пзгляднымп по есопямп. первым темам. Не составляет он конспекта п по остальным дисциплинам, изучаемым в партийной школе. Волков работает в одной комнате с тт. Карповым и Сотниковым, но ной школы, зачастую находящимся в раз- партийные руководители в течение пых подразделениях. Поэтому особое зна чение приобретает тесная связь партий ных пгкол с политработниками и парторга низациями подразделений. В школе, где преподавателем тов. Рас сказов, помощь слушателям оказывается еще педостаточно. Преподаватели ограни чивают свою деятельность чтением лекций п проведением семинарских занятий, кон сультаций же в часы самостоятельной подготовки не проводят. В одном из подразделений служат не сколько слушателей этой школы. Их всег да можно собрать и оказать им помощь. Однако никто из преподавателей здесь ни разу не проверял, как организована само стоятельная работа этих слушателей, в ка. кой помощи они нуждаются. Преподаватели не провели ни одной консультации или со-' беседовапня со слушателями. Что же касается руководителя партий ной организации тов. Карпова и политра ботника этого подразделения, то они не уделяют достаточного внимания политиче ской учебе коммунистов и комсомольского актива, упустили из вида этот участок партийной работы. Ни разу они не присут- ствовалп па занятиях в партийной школе, пе проверяли, как занимаются пх комму нисты, пи разу не проверяли самостоя тельную подготовку, хотя у ряда слушате лей в этом отпущении есть серьезные упу щения. Например, старший матрос Богушев и старпшпа 2 статьи Седов пе имеют кон спектов по четырем главам «Краткого кур са пстории ВКП(б)», тов. Засорин вообше не ведет конспекта по некоторым дисци плинам. Слушатель старшппа 1 статьи Волков, секветарь комсомольской организации это го подразделения, запустил свою самостоя тельную подготовку. Конспект по пстории Однако преподаватели не в состояпип оказать помощь Б е е м слушателям партии-1 ВКП(б) у пего имеется только по трем всего учебного года ни разу не проверили, как он готовится к занятиям, как успевает. Не лучше положение с самостоятельной работой слушателей и в подразделении, где секретарем партийной организации тов. Подлезкин. В серьезной помощи здесь нуждается старшина 1 статьи Луков, за метно отставание у старшины 2 статьи Цимаховского. Эти слушатели неоднократно обращались к тов. Подлезкину за помощью. Но ее не последовало. Самостоятельная работа этих слушателей пущена на самотек, а посколь ку секретарь партийной организации не реагирует на просьбы, они перестали к нему и обращаться. Видимо, тов. Подлез кин забыл решение отчетно-выборного со брания партийной организации, обязавшее его руководить политической учебой ком. мунистов и комсомольцев. Это решение тов. Подлезкин выполняет слабо.- Эти партийные организации имеют серь езные упущения в деле оказания практи ческой помоши и налаживания повседнев ного контроля за учебой коммунистов и комсомольцев, занимающихся в партийной школе. Упущения эти углубляются еще и тем. что тов. Рассказов не связан тесно с партийными организациями. Не случайно поэтому обнаружилась слабая активность и поверхностные знания у значительной части слушателей на не давно проведенных классных занятиях. Слушатели располагали временем для под готовки к этпм запятпям, однако конспект по этой теме был составлен только четырь мя товарищами. В течепие двух часов вы ступило всего 5 человек, причем в их вы ступлениях не видно было глубокого уясне ния материала. Не лучше были результаты и в другой группе, где проходило классное занятие по очередной теме. Здесь также многие слуша теля оказались неподготовленными, не имели конспектов. Из всех выступивших на занятиях только двое — старшина 1 статьи Зыков и мичмап Окулов — п о л зали твердые знания. Таким образом, ввп- д> недостаточной самостоятельной работы слушателей и в этой группе классные за нятая прошли на низком идейном уровне. В обоих упомянутых нами запятиях на их качество отрицательно повлияло, поми мо слабой подготовки слушателей, и отсут ствие правильной методической установки у преподавателей школы. Например, на проведение классного занятия по теме: «Партия большевиков в борьбе за социа листическую индустриализацию страпы» по учебному плану отводится два часа. Ес тественно, что за такой короткий срок прак тически невозможно подробно разобрать все вопросы, связанные с этой темой. Искус ство преподавателя в данном случае состо ит в том, чтобы, не упуская всех вопросов, сосредоточить внимание слушателей на трех-четырех узловых вопросах. Иначе поступили проводившие в обеих группах занятая тт. Баранов п Рассказов. Они стремились, чтобы на классных заня тиях были подробно разобраны и обсужде ны все вопросы, чего за недостатком вре мени им достичь, конечно, не удалось. В результате оба занятия пе достигли своей цели, не явились средством углубления знаний слушателей. В оставшееся до выпускных экзаменов время преподавателям, партийным органи зациям необходимо пересмотреть вопросы организации самостоятельной работы слу шателей ь этой партийной школе, усилить контроль, предусмотреть мероприятия, на правленные на оказание помощи слушате лям. Это будет практическим претворением в жизнь решений отчетно-выборных собра ний и шестой партийной конференции Ф.;о- та, со всей остротой поставивших вопрос о дальнейшем повышении идейно-теоретиче- ского уровня коммунистов. Капитан-лейтенант В. ХАНОВ. Старший матрос Яковекий готовился * вступлению в ряды ленинско-сталинского комсомола. Когда моряк уже прочно закре пил за собой репутацию старательного, умелого и дисциплинированного воина, он встретился с секретарем комсомольской ор ганизации. — Когда вы думаете подавать заяв*' ление? — спросил секретарь у Яковекого. — Вы энаете, — озабоченно заговорил старший матрос, — что я еще не стал пе редовым в политической учебе, это потому, что когда слушаю рассказ руководителя, то кажется, все понимаю, а вот выступать на беседе как следует не могу. Секретарь хорошо знал Яковского, его прилежание, усидчивость при работе над материалом и особую любознательность при изучении карты Советского Союза. Но сек ретарю были известны и причины того, почему Яковский, несмотря на его хорошее отношение к политической учебе, получал за своп ответы невысокие оценки. Неуме ние правильно спланировать и использо вать время, отсутствие навыков в состав лении конспектов и в работе над книгой — вот что было причиной отставания стар шего матроса Яковского. — Ваши слабости в политической учебе комсомольской организации известны, — сказал в заключение беседы секретарь.— Мы поможем вам. Ваша старатель ность и стремление к знаниям позволяют надеяться, что, будучи комсомольцем, вы еше упорнее начнете работать над собой и с помощью передовиков добьетесь звания отличника. Почаще обращайтесь к стар шим матросам Утянскому, Королеву, не стесняйтесь спрапшвать старшину 2 статьи Царева. Они охотно вам помогут. Комсомольское собрание, единогласно приняв Яковского в члены ВЛКСМ, отмети ло в то же время все недостатки в учебе старшего матроса и порекомендовало ему повысить личную ответственность за свое политическое образование, упорнее бороть ся с трудностями и не опускать рук, если какой-либо вопрос медленно усваивается. — Больше читайте, продумывайте прочи. тапное, своими словами записывайте в кон спект основные мысли, смело обращайтесь к отличникам, опп вам помогут, — так со ветовали Яковскому товарищи. Па собрании, говоря о недостатках в по. лптической учебе старшего матроса Яков ского, комсомольцы вспомнили и о старших матросах Перевозове и Журдине, которые также пе успевали в политических заня тиях. Комсомольцы решили добиться, что бы на корабле не было ни одного отстаю щего в политической учебе. Слова не разошлись с делом. Сразу же после собраппя подготовка к политзаняти ям стала поепть более организованный ха рактер. Отличник старший матрос Голубев вызвался помогать Яковскому, член комсо мольского бюро Королев — Перевоэову, а на старшего матроса Журдипа обратил осо бое внимание помощппк руководителя по литических занятий старшина 2 статьи Царев. Теперь отстающие товарищи имели возможность наблюдать, как отличники планируют свое личное время, когда и что они чптают, как составляют конспекты. Уже после первых совместных занятий. 6 отличниками Яковский и Перевозов поня ли, насколько важно уметь правильно ис пользовать каждую минуту времени. Если раньше они г о т о в и л и с ь к политзанятиям бессистемно, не увязывали работу над кни гой с изучением карты, то теперь подготов ка велась в определенном порядке, проду манно, с подробным разбором каждого воп роса темы, с закреплением прочитанного конспектированием и изучением карты. Вот как, папример, готовились моряки i^> тепе «Советский Союз — оплот мира и демокра тии». После рассказа руководителя по этой те ме старшина 2 статьи Царев пришел к руководителю политических занятий офи церу Болотнову и попросил у него список рекомендованной литературы. Офицер посо ветовал, где можно взять рекомендованные брошюры, статьи, указал, на что особенно важно обратить внимание при работе над материалом и картой. Старший матрос Яковский внимательно прочитал многие статьи из газет и журна-' лов, проследил по карте расположение и границы Советского Союза и стран народ ной демократии, ознакомился с материала' ми о народной республике Китая. Однако, составляя конспект, Яковский встретился с затруднениями. Из прочитанного он часто не мог выбрать главного. Па помощь при шел комсомолец Голубев. — Прочитайте еще раз статью, потом вместе законспектируем, — сказал отлнч-, ник. Эта совместная работа дала свои резуль таты. Яковский составил подробный, содержательный конспект, уверенно от вечал на все задаваемые ему вопро-' сы, правильно показывал границы Совета ского Союза, а также Китая, Польши, Че хословакии и других стран народной демо кратии. Вскоре старший матрос был уже готов к беседе по теме. Столь же настойчиво занимался отлич ник Королев с Перевозовым. И Яковский и Перевозов тогда за ответы на беседе полу чили хорошие оценки. С тех пор они не имеют ни одной посредственной отметки п учатся только на «хорошо» и «отлично». Медленнее перестраивается в учебе старший матрос Журдпн. Помощь, оказы ваемая ему старшиной Царевым, пока еще по достоинству не оценена самим Журдя ным. Сделать это ему мешает его пизкая требовательность к себе. Правда, сейчас Журдпн стал больше чи тать, чаще обращаться к карте, но состав ление конспектов попрежнему для него дело еще трудное. Старшппа Царев настой, чиво работает над тем, чтобы вывести Жур- дина в ряды успевающих в полптзанятпях воинов. Сейчас моряки подразделения приступи ли к изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». Это ставит новые и еще более от ветственные задачи перед комсомольской организацией. И нет сомнения, что при то варищеской взаимопомощи, при непрерыв ном повышении напряжения в уче»& ком сомольцы справятся с большой задачей и добьются того, что все воины будут успе вающими в политической учебе. Капитан И. МИХАЙЛОВ. ЗАБОТЛИВЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ В нашей группе руководит шшгпа- дир. Он воспитывает воинов в духе беспр^ пятиями капитан-лейтенант Передерий. Он серьезно относится к почетному и ответст венному делу политического воспитания моряков. Своим жпвым, ярким рассказом на занятиях Передерий заинтересовывает слушателей, привлекает пх к активному участию в беседах. Будучи умелым руководителем, тов. Пе- редерий понятно об’ясняет каждый вопрос, увязывает изложение материала с жизнью подразделения. Тов. Передерий— требовательный коман- кословного выполнения уставов и настав- леннй, прививает им любовь к морской службе. Он хорошо знает военное дело, имеет большой опыт, п у пего есть чему поучиться. Тов. Передерий давно служит на Севере. Он часто рассказывает слуша телям о том, как преобразился северный край за годы советской власти. Сейчас под руководством тов. Передерий моряки успешно изучают историю больше вистской партии. И. АЛЕКСАНДРОВ. Военкоры сообщают В нашей группе прошло не сколько занятий по пстории ВКП(б). Первая беседа показала, что слу шатели старательно и добросове стно изучают матерпал. Все вои ны активно участвовали в беседе. Ответили на «отлично» старшины 1 статьи Калыгап, Фурсов, Маркин, Ожерельев, старшина 2 статьи Ты- щепко и другие. Старшина 2 статьи А. ДУРАНДИН. * it it В пашей группе прошла беседа по первой главе «Краткого курса исто рии ВКП(б)». Полпо и содержательно отвечали тт. Оспков, Сурков, Кузне цов. Все опп получп.ти высокие оцен ки. Младший сержант Н. ЗИНЧЕНКО. it it it На корабле моряки с большим же ланием изучают исторпю большевист ской партии. В свободпое время они читают рекомендованную литературу, конспектируют изучаемый материал. На первой беседе вге выступившие получили высокие оценки. Старшина 2 статьи А. КАЗАНКИН. ★ ★ ★ Руководитель нашей группы капи тан Саввин умело перелает свои зна ния слушателям. В группе высокая успеваемость. Особенно хорошо за нимаются тт. Сухачев, Царьков, Петренко н другие воины. Ефрейтор В. КУЛИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz