На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.

На с т р а ж е З а п а л я р в я 15 ИрбШГ 193(Г р Г№ . И T37057V Первый летчик в мире В 1S82 году, в ясный летнпй день, на военном поле Красного Села под Петер­ бургом собрались известные русские воз­ духоплаватели, ученые, представители военного министерства. f — Сегодня, — обратился к собравшимся капитан 1 ранга Александр Федорович Можайский, — мы испытываем построен­ ный нами летательный аппарат. Цель се­ годняшних испытаний состоит в том, что­ бы проверить принцип, может ли пло­ скость, движущаяся с помощью винтов наклонно к горизонту, давать под’емную силу, достаточную для перемещения в воз­ духе людей и грузов..; Я надеюсь, чго опыты над этим аппаратом дадут нам воз­ можность приобрести новые полезные с&е- дения, важные для дальнейшего развития воздухоплавания. Пройдет несколько лет, н человек с помощью таких летательных снарядов навсегда покорит воздушный океан... По сигналу Можайского летательный аппарат был подтянут к деревянному на­ стилу. Затем заработали двигатели перво­ го в мире самолета, и сидевший в нем ме­ ханик И. П. Голубев веялся га рычаги управления. И как свидетельствует поэт: Проснулась в машинах могучая сила, Снаряд весь напрягся, запел, задрожал И, как бы очнувшись, легко побежал По твердой дорожке прямого настила, По струганным доскам, с уклона, Мгновенье — колеса вприпрыжку ; • пошлн Навстречу ромашкам, над кромкой веленой И вдруг отделились от знойной земли. — Летит! — раздалось над зеленым простором. — Глядите же! Честное слово, летит— И следом, неистово, весело, хором — Ура! — разнеслось... Пролетев над полем по прямой более 200 метрэв, Голубев приземлил самолет. Со всех сторон к нему бросились люди. В числе первых подбежал Можайский. Он крепко обнял летчика. Люди окружили машину, спрашивали Голубева, как вела она себя на взлете, в воздухе и на посадке. Голубев подробно отвечал на вопросы. Затем , встал и уве­ ренно сказал: . — Русские будут летать! * * * В Красном Селе Иван Никифорович Го­ лубев поселился в марте 1882 года. Здесь он стал работать механиком на бумажной фабрике. Он любил свою спепиальность и быстро приобрел на фабрике известность механика первой руки. Любое дело, за ко­ торое брался Голубев, так и спорилось в его руках. Механикой Иван Никифорович увлекал­ ся с юношеских лет. Еще живя в деревне, он присматривался к работе конной моло­ тилки, строил мельничные агрегаты соб­ ственной конструкции. Поступив затем на судно, он быстро овладел специальностью механика. И где бы потом ему ни прихо­ дилось работать, он всюду стремился как можно больше узнать о машинах. Голубев ненавидел чиновников, пресмы­ кавшихся перед иностранцами, горячо отстаивал славу русских мастеров. Однажды, уже работая на бумажной фабрике, Голубев поспорил с иностранцем механиков Фрезером по поводу возможно­ сти изготовления одной детали станка. — Такую деталь могут изготовить только за границей,— утверждал Фрезер. — Неправда! — с жаром говорил Иван Никифорович. — Такие детали я могу де­ лать с закрытыми глазами. Голубезу завязали глаза. И действи­ тельно, он обработал деталь наощупь. Был и такой случай. Как-то на фабри­ ке произошла авария, в результате кото­ рой вышло из строя несколько машин. Иностранцы механик Фрезер и м-астер Сарторпус, не зная, как пустить машины, немедленно послали за Голубевым. Иван Никифорович, несмотря на то, что ему раньше никогда не приходилось иметь де­ ло с машинами, установленными на бу­ мажной фабрике, вместе с несколькими русскими слесарями быстро устранил пов­ реждения. . ' * ★ ★ Когда Голубев поступил работать на бу­ мажную фабрику, на территорию офицер­ ской школы, расквартированной в Крас­ ном Селе, были перевезены части лета­ тельною снаряда Можайского, а в одном из корпусов школы разместился и сам конструктор самолета. Около корпусов школы Можайский испытывал модели ле­ тательного аппарата, проверял свои рас­ четы. Пз рассказов товарищей по работе Го­ лубев узнал об изобретении Можайского и очень заинтересовался им. П когда А. Ф. Можайский предложил ему принять уча­ стие в сборке аппарата, он с радостью принял это предложение. Сборка летательного аппарата оказалась делом нелегким. Его части изготовлялись в^ разное время и в различных местах. Когда же они были доставлены в Краснов Село, выяснилось, что многие пз них имели большие недостатки. Шестеренки не подходили, втулки были разного диа­ метра, болты плохо обработаны.; Некото­ рые части были тяжелее, чем полагалось по расчетам конструктора. Собирая аппарат, Голубев производил дополнительную расточку втулок, менял болты и гайки, устранял недостатки в других деталях. Ему очень пригодились станки бумажной фабрики. Если бы он не имел возможности работать на фабричном оборудовании, многие детали пришлось бы отправлять в Петербург или в другие го­ рода. Однако, и имея свободный доступ к фаб­ ричным станкам, Голубев встречал много трудностей при изготовлении и отделке некоторых деталей. Особенно трудно ока­ залось исправить стальную кромку винтов самолета. Сделанные в частной мастерской в Петербурге, деревянные винты были плохо обведены сталью. На некоторых из них требовалось сменить обводку. Но где? Везти винты в Петербург? Это трудно и дорого. Делать обводку на фабрике было невозможно, так как там не имелось необ­ ходимых приспособлений. Иван Никифорович обратился 8 а по­ мощью к кузнецам, работавшим в Красном Селе. Те охотно обешали помочь. Вместе с кузнецами Голтов быстро и высокока­ чественно обработал лопасти винтов. Mo-w жайскпй был вполне удовлетворен выпол­ ненной работой. Сборке самолета Голубев отдавался це­ ликом. Отпросившись с фабрики, он целы­ ми днями не отходил от машины. Работы было много, и он старался выполнить ее как можно быстрее и лучше. Можайский видел прилежность и трудолюбие своего помощника и целиком полагался на его опыт и знания. Голубев никогда не терял бодрости. воздуха, о законах аэронавтики и законах движения в воздухе летательных аппара­ тов. Голубева глубоко интересовали и статьи по вопросам воздухоплавания и практиче­ ские опыты над воздушными имеями и ле­ тающими моделями. Он внимательно слу­ шал об’ясненпя Александра Федоровича о под’емпой силе крыла, о плоскости, дви­ жущейся с помощью винтов в воздухе, об опытах с гребными винтами. Жадно вчи­ тывался он в строки статьи Менделеева «О сопротивлении жидкости», обстоятель­ но изучал полет птиц. Во время пребыва­ ния в Красном Селе Голубев перечитал всю имевшуюся у его друзей и знакомых литературу по воздухоплаванию. Когда работы по сборке самолета подхо­ дили к- концу, А. Ф. Можайский предло­ жил Голубеву испытать его в bog духе. — Я стар для этой роли, — сказал он. Судя по воспоминаниям современников А. Ф. Можайского, Голубев с большой ра­ достью принял его предложение. Конст­ руктор и будущий летчик обстоятельно разбирали вопросы пилотирования самоле­ та. Нередко их задушевные беседы прев­ ращались в обсуждение перспектив разви­ тия авиации. — Если, — говорил А. Ф. Можайский, — министр полиции Франция заявлял, что с покорением воздушной стихии его обязанности будут в высшей степени зат­ руднительны, то у нас покорение воздуш­ ного океана составит эпоху, с которой, как справедливо утверждает Дмитрий Ива­ нович Менделеев, начнется новейшая ис­ тория образованности. Изучение летного дела Голубев сочетал с напряженной работой по подготовке са­ молета к полету. Он на практике прове­ рял теорию скорости летательного аппара­ та, которая, как утверждал его учитель и наставник А. Ф. Можайский. — «несом­ ненно находится в зависимости от величи­ ны несущей поверхности, ибо птицы, име­ ющие большую площадь крыльев при лег­ ком корпусе, парят лучше, чем птицы сравнительно тяжелее, с большими кры­ льями». Запуская двигатели самолета, Можай­ ский и Голубев определяли, сколько обо­ ротов требуется для того, чтобы самолет тронулся с места, насколько надо увели­ чить число оборотов, чтобы машина побе­ жала по полю, выявляли, что требуется сделать, чтобы она оторвалась от земли и взмыла в воздух. Они еще и еще раз проверяли работу двигателей, винтов, рулей управления. Сложный аппарат требовал точного расче­ та и умелого обращения. Малейшая неточ- Старшина проводит занятие Когда на пути возникали преграды, он не ность в действиях летчика, недостаточная отступал перед ними, а работал с еще большей энергией. У Можайского нехватало денег для за­ вершения работ по сооружению самолета. Весной 1882 года, когда потребовалось рассчитываться за изготовленные детали, Финансовые трудности возросли еще боль­ ше. Правительственные учреждения, куд& изобретатель адресовал свои просьбы о выделении средств на строительство лета­ тельного аппарата, отвечали отказом. — Придется приостановить сборку ап­ парата. — говорил Можайский. — Ни s i что! — твердо отвечал меха­ ник. — Выдерживали раньше, выдержим и теперь. И он шел на бумажную фабрику и из­ готовлял там недостающие части лета­ тельного аппарата. Многочисленные документы свидетель­ ствуют, что Иван Никифорович являлся верным другом и первым помощником Мо­ жайского. Благодаря усилиям Голубева Можайскому удалось намного ускорить по­ стройку п испытание летательного снаря­ да, создать в тяжелые годы царизма ма­ шину, не имевшую себе равных в мире. * it ft Изготовляя детали летательного аппа­ рата п производя затем его сборку, Иван Ппкпфоровнч Голубев не был посторонним наблюдателем работы воздухоплавателей. В то время передовые русскпе ученые на­ стойчиво работали над изучением теории полета. Русскпе газеты и журналы часто печатали статьи об исследовании свойств регулировка двигателей могла свести ус­ пех полета к нулю. Ко дню испытания самолета в воздухе Иван Никифорович Голубев пришел все­ сторонне подготовленным. И он с блестя­ щим успехом закончил этот день. От по­ лета Голубева начался счет авиационным подвигам сыновей и дочерей нашего вели­ кого народа. Сбылось предсказание та­ лантливого русского авиаконструктора А. Ф. Можайского: русский человек про­ ложил пути в воздушный океан. Основоположникам нашей авиации при­ ходилось работать в исключительно тяже­ лых условиях. Господствующие классы буржуазно-помещичьей царской России сознательно тормозили технический про­ гресс страны, сковывали творческие силы народа, рабски преклонялись перед иност­ ранцами. И только после победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы все усло­ вия для развития народного творчества. Ленинско-сталинская политика индуст­ риализации, победа социализма в нашей стране обеспечили невиданный расцвет советской авиации. Наша Родина, руково­ димая великой партией Ленина-—Сталина, стала могучей авиационной державой. Со­ ветские летчики летают на лучших в ми­ ре самолетах дальше всех, выше всех и быстрее всех. Они являются достойными продолжателями дела пламенного патрио­ та нашей Родины, первого в мире летчи­ ка — Ивана Никифоровича Голубева. Капитан М. БУХАНОВ. — Сегодня мы продолжим изучение дви­ гателя,— начиная занятия, сказал коман­ дир отделения старшина 1 статьи Околелов. — Главная цель занятия — ознакомиться с пусковым устройством, пусковыми и предохранительными клапанами, с их ре­ гулировкой. Затем Околелов перечислил учебные по­ собия, которыми можно пользоваться при изучении этой темы. Рассказ свой старши­ на начал с краткого напоминания того, что было пройдено на предыдущем занятии по изучению дизеля. Это он делал для то­ го. чтобы обучаемые вплели взаимосвязь между отдельными частями двигателя, чтобы одно занятие являлось продолжением другого. Всю тему старшина Околелов раз­ бил на пять вопросов, на каждый из ко­ торых отвел по 15— 20 минут. Па рассказ об устройстве и принципе ра­ боты пускового воздушного клапана он выделил 20 минут. Прежде всего, на самом дизеле старшина показал, где расположен клапан и как он монтируется. Рассказав назначение пускового клапана, он снял его и разобрал по частям, подробно об’ясняя действие каждой детали. Затем с по­ мощью чертежа раз’яснил принцип ра­ боты пускового воздушного клапана. Но главное внимание руководитель обратил на правила его эксплоатации, подробно оста­ новился на наиболее часто встречающихся неисправностях, на том, как пх предупре­ дить, а если уже случилась неисправность, то как ее устранить. Большое внимание старшина Околелов уделяет вопросу практического использова­ ния техники, правилам ее эксплоатации. Окончив рассказ, старшина спросил у обучаемых, у кого есть неясные вопросы. Оказалось, что одному матросу неясен принцип действия предохранительного кла­ пана. Старшина еще раз подробно расска­ зал. как действует предохранительный клапан, показал его на дпзе.те и на черте­ же. Окончив занятия, старшина был твердо убежден, что учебная цель занятия достиг­ нута — подчиненные зпают пусковое устройство дизеля, и теперь с пусковым устройством каждый дизелист будет обра­ щаться так, как учил их старшина. Что же обеспечило успех занятия? Как бы хорошо старшина 1 статьи Око­ лелов ни знал материал, он всегда тщатель­ но и упорно готовится к занятию. Получив очередную тему, он прежде всего стремит­ ся понять, чего же надо добиться, изучая эту тему, какова главная учебная цель за­ нятия. Большую тюль в подготовке он от­ водит правильному подбору учебного мате­ риала, а особенпо— наглядных пособий. Ес­ ли нет чертежей, то он сам пх чертит. Так, при изучении пускового устройства дизеля он начертил схему пускового воздушного клапана и схему предохранительного кла­ пана. Эти чертежи намного облегчают заня­ тие. Подобрав материал, он вдумчиво его прочитывает, стремясь уже во время чте- пия выделить самое главное во всем мате­ риале, что прямо раскрывает тему пред­ стоящего занятия. Обдумав прочитанное, он начинает составлять конспект. Это, по­ жалуй. самый важный этап в подготовке старшины к занятиям. Труд, затраченный на составление кон­ спекта, окупается сторицей. В свой кон­ спект старшина 1 статьи Околелов записы­ вает лишь то. о чем памеревается говорить личному составу, причем запись ведет в той последовательности, в которой будет излагать материал. А излагает матерпал он всегда от простого к сложному, от извест­ ного к неизвестному. Когда конспект готов, оп составляет план-часовик. Здесь опять надо уметь от­ личать, что главное и что второстепенное, суметь правильно распределить время. После утверждения ллана-часовика он еще раз прочитывает весь материал, и па этом подготовка кончается. Такая подготовка обеспечивает про­ ведение занятий на высоком уровне. И но удивительно, что все подчипенные стар­ шины 1 статьи Околелова являются отлич­ никами боевой и политической учебы. Старший лейтенант Г. МИЗИКОВСКИЙ. К советско-германским торговым отношениям В результате переговоров между Ми­ нистерством внешней торговля Союза ССР п торговой делегацией Германской демо­ кратической республики, протекавших в атмосфере дружественного взаимопонима­ ния, 12 апреля с. г. в Москве подписано Соглашение о товарообороте п платежах между Союзом ОСР и Германской демокра­ тической республикой. Руководствуясь желанием способство­ вать хозяйственному развитию обеих стран и создать более тесное и прочное дружест­ венное отношение между обоими народами, расширением и углублением взаимных тор­ говых отношений, стороны договорились о вначительном увеличении товарооборота в 1950 году, который возрастет 6 -)лее чем на 35 проц. по сравнению с товарооборотом в 1949 году. Советский Союз будет поставлять в Гер­ манскую демократическую республику эер^ новые, жиры, черные и цветные металлы, грузовые автомашины, апатит-концент­ рат, марганцевую РУДУ, нефтепродукты, кокс, хлопок и другие товары, в которых нуждается Германская демократическая республика для развития своего народного хозяйства. Германская демократическая республика будет поставлять в Советский Союз про­ мышленное оборудование и машины, це­ мент. калийную соль, химикаты, угольдыв брикеты и другие товары. Соглашение подписали: с Советской Стороны — Министр внешней торговли М. А. Меньшиков; с Германской Стороны— Министр впутригерманской торговли, внеш­ ней торговли и материального обеспечения г-н М. Хандке. (ТАСС). _________________________________ -__ На политических занятиях Благодаря товарищеской помощи НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНОВ В работе партийных школ наступил самый ответственный и напряженный период. В ближайшие недели необходимо закончить изучение последних тем учеб­ ного плана, повторить все пройденное в течение учебпого года, подготовиться к выпускным экзаменам и переводным заче­ там. В этих условиях особое значение приоб­ ретает дальнейшая упорная борьба за по­ вышение пдейпого уровня каждого заня­ тия в партийной школе. Полпторгапы, партийные организации должны пред’явить еше более высокие требоваппя к преподавателям школ, доби­ ваться, чтобы все лекции были тщательно подготовленными и проникнуты^ духом большевистской партийности, чтобы они удовлетворяли полностью потребности слу­ шателей. В этом состоит одно из важней­ ший условий успешной работы партийных школ. Однако как бы хорошо ни читались лек­ ции, если во внеучебные дни плохо будет организована самостоятельная подготовка слушателей, можно считать, что значи­ тельная часть знаний, полученных на лек­ циях, окажется незакрепленной. Поэтому другим важнейшим^ условием .успешной деятельности партийных школ Является продуманная, хорошо организо­ ванная самостоятельная подготовка слу­ шателей. Там, где самостоятельной работе у шляется должное внимание, там, как правило, слушатели хорошо усваивают у териал, активно выступают на собесе- човапиях. Преподаватели партийной шко- ш должны систематически бывать в ча­ стях и подразделениях, проводить индпвп- :\ а л ь н ы о п групповые консультации, лчпт ь слушателей правильно составлять конспект п пользоваться пзгляднымп по есопямп. первым темам. Не составляет он конспекта п по остальным дисциплинам, изучаемым в партийной школе. Волков работает в одной комнате с тт. Карповым и Сотниковым, но ной школы, зачастую находящимся в раз- партийные руководители в течение пых подразделениях. Поэтому особое зна­ чение приобретает тесная связь партий­ ных пгкол с политработниками и парторга­ низациями подразделений. В школе, где преподавателем тов. Рас­ сказов, помощь слушателям оказывается еще педостаточно. Преподаватели ограни­ чивают свою деятельность чтением лекций п проведением семинарских занятий, кон­ сультаций же в часы самостоятельной подготовки не проводят. В одном из подразделений служат не­ сколько слушателей этой школы. Их всег­ да можно собрать и оказать им помощь. Однако никто из преподавателей здесь ни разу не проверял, как организована само­ стоятельная работа этих слушателей, в ка. кой помощи они нуждаются. Преподаватели не провели ни одной консультации или со-' беседовапня со слушателями. Что же касается руководителя партий­ ной организации тов. Карпова и политра­ ботника этого подразделения, то они не уделяют достаточного внимания политиче­ ской учебе коммунистов и комсомольского актива, упустили из вида этот участок партийной работы. Ни разу они не присут- ствовалп па занятиях в партийной школе, пе проверяли, как занимаются пх комму­ нисты, пи разу не проверяли самостоя­ тельную подготовку, хотя у ряда слушате­ лей в этом отпущении есть серьезные упу­ щения. Например, старший матрос Богушев и старпшпа 2 статьи Седов пе имеют кон­ спектов по четырем главам «Краткого кур­ са пстории ВКП(б)», тов. Засорин вообше не ведет конспекта по некоторым дисци­ плинам. Слушатель старшппа 1 статьи Волков, секветарь комсомольской организации это­ го подразделения, запустил свою самостоя­ тельную подготовку. Конспект по пстории Однако преподаватели не в состояпип оказать помощь Б е е м слушателям партии-1 ВКП(б) у пего имеется только по трем всего учебного года ни разу не проверили, как он готовится к занятиям, как успевает. Не лучше положение с самостоятельной работой слушателей и в подразделении, где секретарем партийной организации тов. Подлезкин. В серьезной помощи здесь нуждается старшина 1 статьи Луков, за­ метно отставание у старшины 2 статьи Цимаховского. Эти слушатели неоднократно обращались к тов. Подлезкину за помощью. Но ее не последовало. Самостоятельная работа этих слушателей пущена на самотек, а посколь­ ку секретарь партийной организации не реагирует на просьбы, они перестали к нему и обращаться. Видимо, тов. Подлез­ кин забыл решение отчетно-выборного со­ брания партийной организации, обязавшее его руководить политической учебой ком. мунистов и комсомольцев. Это решение тов. Подлезкин выполняет слабо.- Эти партийные организации имеют серь­ езные упущения в деле оказания практи­ ческой помоши и налаживания повседнев­ ного контроля за учебой коммунистов и комсомольцев, занимающихся в партийной школе. Упущения эти углубляются еще и тем. что тов. Рассказов не связан тесно с партийными организациями. Не случайно поэтому обнаружилась слабая активность и поверхностные знания у значительной части слушателей на не­ давно проведенных классных занятиях. Слушатели располагали временем для под­ готовки к этпм запятпям, однако конспект по этой теме был составлен только четырь­ мя товарищами. В течепие двух часов вы­ ступило всего 5 человек, причем в их вы­ ступлениях не видно было глубокого уясне­ ния материала. Не лучше были результаты и в другой группе, где проходило классное занятие по очередной теме. Здесь также многие слуша­ теля оказались неподготовленными, не имели конспектов. Из всех выступивших на занятиях только двое — старшина 1 статьи Зыков и мичмап Окулов — п о л ­ зали твердые знания. Таким образом, ввп- д> недостаточной самостоятельной работы слушателей и в этой группе классные за­ нятая прошли на низком идейном уровне. В обоих упомянутых нами запятиях на их качество отрицательно повлияло, поми­ мо слабой подготовки слушателей, и отсут­ ствие правильной методической установки у преподавателей школы. Например, на проведение классного занятия по теме: «Партия большевиков в борьбе за социа­ листическую индустриализацию страпы» по учебному плану отводится два часа. Ес­ тественно, что за такой короткий срок прак­ тически невозможно подробно разобрать все вопросы, связанные с этой темой. Искус­ ство преподавателя в данном случае состо­ ит в том, чтобы, не упуская всех вопросов, сосредоточить внимание слушателей на трех-четырех узловых вопросах. Иначе поступили проводившие в обеих группах занятая тт. Баранов п Рассказов. Они стремились, чтобы на классных заня­ тиях были подробно разобраны и обсужде­ ны все вопросы, чего за недостатком вре­ мени им достичь, конечно, не удалось. В результате оба занятия пе достигли своей цели, не явились средством углубления знаний слушателей. В оставшееся до выпускных экзаменов время преподавателям, партийным органи­ зациям необходимо пересмотреть вопросы организации самостоятельной работы слу­ шателей ь этой партийной школе, усилить контроль, предусмотреть мероприятия, на­ правленные на оказание помощи слушате­ лям. Это будет практическим претворением в жизнь решений отчетно-выборных собра­ ний и шестой партийной конференции Ф.;о- та, со всей остротой поставивших вопрос о дальнейшем повышении идейно-теоретиче- ского уровня коммунистов. Капитан-лейтенант В. ХАНОВ. Старший матрос Яковекий готовился * вступлению в ряды ленинско-сталинского комсомола. Когда моряк уже прочно закре­ пил за собой репутацию старательного, умелого и дисциплинированного воина, он встретился с секретарем комсомольской ор­ ганизации. — Когда вы думаете подавать заяв*' ление? — спросил секретарь у Яковекого. — Вы энаете, — озабоченно заговорил старший матрос, — что я еще не стал пе­ редовым в политической учебе, это потому, что когда слушаю рассказ руководителя, то кажется, все понимаю, а вот выступать на беседе как следует не могу. Секретарь хорошо знал Яковского, его прилежание, усидчивость при работе над материалом и особую любознательность при изучении карты Советского Союза. Но сек­ ретарю были известны и причины того, почему Яковский, несмотря на его хорошее отношение к политической учебе, получал за своп ответы невысокие оценки. Неуме­ ние правильно спланировать и использо­ вать время, отсутствие навыков в состав­ лении конспектов и в работе над книгой — вот что было причиной отставания стар­ шего матроса Яковского. — Ваши слабости в политической учебе комсомольской организации известны, — сказал в заключение беседы секретарь.— Мы поможем вам. Ваша старатель­ ность и стремление к знаниям позволяют надеяться, что, будучи комсомольцем, вы еше упорнее начнете работать над собой и с помощью передовиков добьетесь звания отличника. Почаще обращайтесь к стар­ шим матросам Утянскому, Королеву, не стесняйтесь спрапшвать старшину 2 статьи Царева. Они охотно вам помогут. Комсомольское собрание, единогласно приняв Яковского в члены ВЛКСМ, отмети­ ло в то же время все недостатки в учебе старшего матроса и порекомендовало ему повысить личную ответственность за свое политическое образование, упорнее бороть­ ся с трудностями и не опускать рук, если какой-либо вопрос медленно усваивается. — Больше читайте, продумывайте прочи. тапное, своими словами записывайте в кон­ спект основные мысли, смело обращайтесь к отличникам, опп вам помогут, — так со­ ветовали Яковскому товарищи. Па собрании, говоря о недостатках в по. лптической учебе старшего матроса Яков­ ского, комсомольцы вспомнили и о старших матросах Перевозове и Журдине, которые также пе успевали в политических заня­ тиях. Комсомольцы решили добиться, что­ бы на корабле не было ни одного отстаю­ щего в политической учебе. Слова не разошлись с делом. Сразу же после собраппя подготовка к политзаняти­ ям стала поепть более организованный ха­ рактер. Отличник старший матрос Голубев вызвался помогать Яковскому, член комсо­ мольского бюро Королев — Перевоэову, а на старшего матроса Журдипа обратил осо­ бое внимание помощппк руководителя по­ литических занятий старшина 2 статьи Царев. Теперь отстающие товарищи имели возможность наблюдать, как отличники планируют свое личное время, когда и что они чптают, как составляют конспекты. Уже после первых совместных занятий. 6 отличниками Яковский и Перевозов поня­ ли, насколько важно уметь правильно ис­ пользовать каждую минуту времени. Если раньше они г о т о в и л и с ь к политзанятиям бессистемно, не увязывали работу над кни­ гой с изучением карты, то теперь подготов­ ка велась в определенном порядке, проду­ манно, с подробным разбором каждого воп­ роса темы, с закреплением прочитанного конспектированием и изучением карты. Вот как, папример, готовились моряки i^> тепе «Советский Союз — оплот мира и демокра­ тии». После рассказа руководителя по этой те­ ме старшина 2 статьи Царев пришел к руководителю политических занятий офи­ церу Болотнову и попросил у него список рекомендованной литературы. Офицер посо­ ветовал, где можно взять рекомендованные брошюры, статьи, указал, на что особенно важно обратить внимание при работе над материалом и картой. Старший матрос Яковский внимательно прочитал многие статьи из газет и журна-' лов, проследил по карте расположение и границы Советского Союза и стран народ­ ной демократии, ознакомился с материала' ми о народной республике Китая. Однако, составляя конспект, Яковский встретился с затруднениями. Из прочитанного он часто не мог выбрать главного. Па помощь при­ шел комсомолец Голубев. — Прочитайте еще раз статью, потом вместе законспектируем, — сказал отлнч-, ник. Эта совместная работа дала свои резуль­ таты. Яковский составил подробный, содержательный конспект, уверенно от­ вечал на все задаваемые ему вопро-' сы, правильно показывал границы Совета ского Союза, а также Китая, Польши, Че­ хословакии и других стран народной демо­ кратии. Вскоре старший матрос был уже готов к беседе по теме. Столь же настойчиво занимался отлич­ ник Королев с Перевозовым. И Яковский и Перевозов тогда за ответы на беседе полу­ чили хорошие оценки. С тех пор они не имеют ни одной посредственной отметки п учатся только на «хорошо» и «отлично». Медленнее перестраивается в учебе старший матрос Журдпн. Помощь, оказы­ ваемая ему старшиной Царевым, пока еще по достоинству не оценена самим Журдя­ ным. Сделать это ему мешает его пизкая требовательность к себе. Правда, сейчас Журдпн стал больше чи­ тать, чаще обращаться к карте, но состав­ ление конспектов попрежнему для него дело еще трудное. Старшппа Царев настой, чиво работает над тем, чтобы вывести Жур- дина в ряды успевающих в полптзанятпях воинов. Сейчас моряки подразделения приступи­ ли к изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». Это ставит новые и еще более от­ ветственные задачи перед комсомольской организацией. И нет сомнения, что при то­ варищеской взаимопомощи, при непрерыв­ ном повышении напряжения в уче»& ком­ сомольцы справятся с большой задачей и добьются того, что все воины будут успе­ вающими в политической учебе. Капитан И. МИХАЙЛОВ. ЗАБОТЛИВЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ В нашей группе руководит шшгпа- дир. Он воспитывает воинов в духе беспр^ пятиями капитан-лейтенант Передерий. Он серьезно относится к почетному и ответст­ венному делу политического воспитания моряков. Своим жпвым, ярким рассказом на занятиях Передерий заинтересовывает слушателей, привлекает пх к активному участию в беседах. Будучи умелым руководителем, тов. Пе- редерий понятно об’ясняет каждый вопрос, увязывает изложение материала с жизнью подразделения. Тов. Передерий— требовательный коман- кословного выполнения уставов и настав- леннй, прививает им любовь к морской службе. Он хорошо знает военное дело, имеет большой опыт, п у пего есть чему поучиться. Тов. Передерий давно служит на Севере. Он часто рассказывает слуша­ телям о том, как преобразился северный край за годы советской власти. Сейчас под руководством тов. Передерий моряки успешно изучают историю больше­ вистской партии. И. АЛЕКСАНДРОВ. Военкоры сообщают В нашей группе прошло не­ сколько занятий по пстории ВКП(б). Первая беседа показала, что слу­ шатели старательно и добросове­ стно изучают матерпал. Все вои­ ны активно участвовали в беседе. Ответили на «отлично» старшины 1 статьи Калыгап, Фурсов, Маркин, Ожерельев, старшина 2 статьи Ты- щепко и другие. Старшина 2 статьи А. ДУРАНДИН. * it it В пашей группе прошла беседа по первой главе «Краткого курса исто­ рии ВКП(б)». Полпо и содержательно отвечали тт. Оспков, Сурков, Кузне­ цов. Все опп получп.ти высокие оцен­ ки. Младший сержант Н. ЗИНЧЕНКО. it it it На корабле моряки с большим же­ ланием изучают исторпю большевист­ ской партии. В свободпое время они читают рекомендованную литературу, конспектируют изучаемый материал. На первой беседе вге выступившие получили высокие оценки. Старшина 2 статьи А. КАЗАНКИН. ★ ★ ★ Руководитель нашей группы капи­ тан Саввин умело перелает свои зна­ ния слушателям. В группе высокая успеваемость. Особенно хорошо за­ нимаются тт. Сухачев, Царьков, Петренко н другие воины. Ефрейтор В. КУЛИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz