На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.
'14 апреля '1950 t„ № 89 (3702Г. На' с г р а ж б З а п о л я р ь я ВЕЛИКИМ ПЕВЕЦ КОММУНИЗМА Сегодня двадцать лет со дня смерти В. В. ^ Маяковский бы л и о ста ет ся лучшим, поэтом нашей сов ет ск ой эполн* талантливейшим » II. В . СТАЛИН. •й- ☆ * Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке будеи . Отечество славлю, которое есть, но трижды —: , ^ которое будет. планов наших люблю громадье, размаха шаги саженьи. Я радуюсь маршу» которым идем в рабо ту и в. сраженья. ...И я, как весну человечества, рожденную • в трудах и в бою, пою мо* Отечество* республику мою! Владимир МАЯКОВСКИЙ. КАК ЖИВОЙ ★ С Маяковского ЖИВЫМИ ГОВОРЯ ★ ★ Источник вдохновения Талантливейший поэт нашей эпохи J Двадцать дет назад, 14 апреля 1930 &юда» умолк голос гениального поэта рево люции Владимира Владимировича Маяков ского. Во fie умолкла и никогда не умолк нет его поезня, отданная «до самого по следнего Листка» служению рабочему классу, великому делу Ленина — Сталина, 1 влу коммунизма. Неугасимый ко стер поэзии Маяковского разгорается со временем все ярче и ярче. Любовь л ней растет из года в год среди миллионов трудящихся Советского Союза, в странах народной демократии и далеко за преДОамм нашей Родины. Бессмертные про&феденйя Маяковского поднимают на r iw tf h i В труде в в бою современное по- колешю отважных строителей социализма. Эти лроиэведения будут глубоко волновать сердца ваши* внуков и правотуков, вос крешая перед ними героические дела, мысли и чувства нашего великого парода, ■а плечи которого легла всемирно-истори ческая вадача — первым проложить доро гу к коммунизму. Маяковский с полным правом писал о «себе, что он «народа водитель и одновре менно — народный слуга». Имя Маяков- сКогэ дорого всем нам, как имя человека, спасавшего новую яркую страницу в кни гу славы России, подарившей человечеству величайшие открытия во всех областях раугл, культуры и искусства. Маяковский прожил недолгую жизнь — всем 36 лет, но это была кипучая жизнь, наполненная борьбой и вдохновенным твор чеством, двигателем которого являлись ве ликие идеи гениев человечества Ленина и Стадо*» Владимир Владимирович родился в 1893 Юду в грузинском селе Багдадп (теперь село Маяковски) в семье лесничего. Дет ство Маяковского прошло в трудовой, пол ной забот обстановке. Он радо лишился рща , со смертью которого семья стала ис пытывать серьезные лишения, нужду, бемья переейала в Москву, где Маяковский втянулся в революционное движение и ЛЯЯЗадцатйлетним юношей вступил в ряды большевиков. ; В 1912 году в печати появились пер вые произведения Маяковского. Е этому времени за его плечами были уже аресты, рджаочное заключение в тюрьме. Царская oxpiHRa собиралась в 1909 году сослать юного Маяковского на три года в далекую свйарскую ссылку. И только несовершен нолетие спасло его от этой угрозы. Все лучшие произведения предреволю ционного творчества поэта пронизаны не истребимой ненавистью к эксплоататорам, горзчей любовью к угнетенным и экспло- атируемым. В своих огненных стихах он Штурмовал устои капиталистического екроя, уродующего человека, попирающего достоинство трудящихся.- Великая Октябрьская социалистическая Заволюпия удесятерила творческую мощь поетического гения В. В. Маяковского. Па {Послеоктябрьский период приходится свы- jme девяти десятых всего написанного им. Маяковский страстно и неутомимо бо ролся ва новое искусство — подлинно на родное и выоокопдейное, мобилизующее п вооружающее массы в их схватке про тив всех сил старого мира, ополчившего ся на молодую республику Советов. Пусть, оскалясь короной, вздымает британский лев вой. Коммуне не быть покоренной. Так писал Маяковский в^ своем знаме нитом стихотворении «Левый марш». Пе реживая вместе с пародом все невзгоды и белы той тяжелой поры разрухи, ^голода, интервенции и блокады. Маяковский зорко вглядывался в будущее п радостно ут верждал: Там за горами горя солнечный край непочатый. В поэме «150 ООО ООО» поэт запечат лел единоборство былиггпого богатыря Ивана с кровожадным Вудро-Вильсоном, в липе которого изображен мировой импе риализм* В этом единоборстве победа остается за Пваном, в образе которого символизирована революционная Россия. В грандиозных картинах пьесы «Ми* стерия-буфф» Маяковский рвсуот величие 1 красоту коммунистического будущего, вавоеванного ценой Тяжелых жертв ft ли-* шений, ценой самоотверженной борьбы трудящихся. . В годы гражданской войны Маяковский нзготовил сотни плакатов и стихотворных подписей к ним. Поэт овдмь гордился втоЙ работой. «Это не только стили, писал он впоследствии. — Это “ протокольная запись труднейшего трехлетия революци онной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов... Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла». Уничтожающая сатира Маяковского би чевала интервентов и белогвардейцев, тру сов, шкурников и лодырей, все, что пута лось под нашими ногами и мешало победе. Это был пойстине грозный смех. Й когда советский народ отбил первое нападение империалистов, Маяковский восторженно писал, обращаясь к еапштни- кам Родины: В одну благодарность сливаем слова тебе, краснозвездная лава. Во веки веков, Товарищи* вам — . слава, слава, слава! 1 ' На очищенной от врага земле советский народ начал восстанавливать разрушенное войной хозяйство, закладывать первые кирпичи в великую социалистическую стройку. Маяковский с энтузиазмом впря гается в черновую работу трудных, сози дательных будней. Поэта окрыляет оценка, которую дал В. И. Ленин его стихотворе нию «Прозаседавшиеся». «...Давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной, — говорил Ленин на следующий день по сле опубликования этого стихотворения в газете «Известия».— ...Не знаю как насчет поэзпп, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно». (Соч., т. XXVII, стр. 177— 178. изд. Ш). Голос Маяковского гремел в многолюд ных валах наших клубов и театров, под открытым небом на площадях, на стадио нах, в армейских лагерях. Его стихи все чаше и чаше появлялись в гааетах, опе ративно откликаясь на все сколько-нибудь значительные явления ж события стреми тельной жизни советского народа, охвачен ного большевистским пафосом создания великих материальных! и духовных ценно стей. Острым взглядом художника, воору женного учением Ленина— Сталина, Мая ковский ворко подмечал роствв нового и помогал нм пробиваться к жизни, к свету. Пи один поэт в прошлом не встречался с глазу па глаз с такой многочисленной, отзывчивой в взыскательной аудиторией, с какой встречался Маяковский. Великий «инженер человечсскиц Душ», он формиро вал сознание и чувства своих! слушателей л читателей, заряжая их бодростью, несокрушимой верой в победу социализма, воспитывая у нпх беззаветную предан ность партии Ленина— Сталина, беспощад ную ненависть к ее врагам. Воспевая нашу Родину, как «весну че ловечества», Маяковский с огромной вол* нующей силой воплотил в своих произве дениях тему советского патриотизма. Чув ство солидарности с международным рабо чим классом органически сливалось в его творчестве с беспредельной любовью к родпой стране. Он славпл Москву, как ог невое знамя, как центр мировой культуры. Вершипамп творчества Маяковского яв ляются поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!». В них с особой яркостью во плотилась одпа пз главных особенностей его поэзии — полное слияние в ней лич ного п общественного. Поэму «Владимир Ильич Ленпн» Мая ковский посвятил Российской Коммунисти ческой партии. Он стремился^ «снять за ставить заново величественнейшее слово— партпя». П это ему удалось выполнить необычайно проппкновенно п глубоко. , Моз* класса, Дело класса, сила класса — вот что такое партия. Партия и Ленин — близнецы-братья, — кто более * матери-историй ценен? Мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия, мы говорим — Партия, подразумеваем — Ленин. Поэма Маяковского. посвященная Владимиру Ильичу, — лучшее из всего, что создано во всей мировой новзал о ве ликом народном вожде, гении пролетар ской революции. Поэтическим шедевром является ж поэма «Хорошо!», написанная к 10‘Й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Это замеча тельное творение Маяковского ярко выра жает мысли и чувства нашего народа, гор дое сознание величия подвигов, совершен ных им на пуТи в коммунизму. Сознание советской национальной гордо сти всегда и во всем сопутствовало Мая ковскому. Он часто бывал за границей н всюду высоко нес достоинство передового писателя и гражданина социалистической державы, рожденной в трудах и бою. В стихал и очерках, навеянных зару бежными впечатлениями, Маяковский рас крывает и клеймит чудовищные язвы и весь волчий уклад капиталистического об щества. Негодующими, гневными словами Маяковский обличает хищнический, рваче ский характер американского империализ ма. Поэт пророчески заявлял: «Может статься, что Соединенные Штаты сообща станут последними вооруженными защит никами безнадёжного буржуазного дела». Это было написано почти четверть века назад. Сейчас мы видим, как разрослись разбойничьи аппетиты американских им периалистов, которые стремятся к завоева нию мирового господства и готовятся ввер гнуть человечество в новую бойню. Знаменосец советского патриотизма Маяковский прекрасно выразил в своих произведениях превосходство советского общественного ж государственного строя над строем капиталистическим. Он с гор достью писал: ...Главное в нас, — I и это ничем не заслонится,— главное в нас, это — наша Страна советов, советская воля, советское внамя, советское солнце. Этим же чувством проникнуты и его знаменитые «Стихи о советском паспорте» с нх взволнованными заключительными строками; .Читайте, завидуйте, я —' ' гражданин Советского Союза. Последней работой Маяковского была поэма о пятилетке. Он успел написать пер вое вступление в поему «Во весь голос», где подведен итог всему его творчеству. Обращаясь к потомкам, говоря с ними, «как живой с живымп». Маяковский спра ведливо заявлял: Я подыму, ка к большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек. Паш великий вождь и учптель товарищ Сталин, высоко пеня творчество Маяков ского, назвал его «лучшим, талантливей шим поэтом пашей советской эпохи». Воинствующая партийная поэзия Мая ковского — отточенное оружие в нашей борьбе за коммунизм. Оно помогало нам Пороться п побеждать в годы Великой Оте чественной войны — самой тяжелой пз всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. Это оружие находится на воору жении растущей во всем мире армии бесстрашных борпов за счастье человече ства, за мир, демократию п социализм. Полновник Ф. МАТРОСОВ. С чувством глубокой любви произносим мы имя Владимира Маяковского, сумевше го выразить в своей поэзии лучшие черты советского человека, рожденного в огне Октября. Произведения Маяковского про никнуты глубоким идейным содержани ем, большевистской целеустремленностью, умением разрешать острые жизиепные проблемы с классовых позиций многомiu- лиоиных масс трудящихся. Творчество Маяковского актуально и в наше время. Оно приобретает все большее значение. Поэзия великого трибуна рево люции проникнута идеями о лучшем буду щем, ради которого жил и трудился Мая ковский, ради которого боролись герои Ок тября п гражданской войны. Жизнеутверждающие мотивы творчест ва великого поэта эовут советских людей на преодоление любых трудностей. Проник нутые чувством животворного советского патриотизма, стихи Маяковского вдохнов ляли наших воинов на великие подвиги в борьбе против немецко-фашистских ва. хватчиков в годы Великой Отечественной войны. Сейчас, когда вся наша страна охвачена единым благородным стремлени ем — выполнить досрочно сталинский по слевоенный пятилетпий план, паш народ также находит в поэтических произ ведениях Маяковского выражение своих великих стремлений. Прославляя социалистический труд, Маяковский видел результат этою тру да, видел то Отечество, «которое будет», которое теперь уже есть. Оно уверенно идет к коммунизму тем побецоносньш мар шем, о котором так страстно и взволнован но писал поэт. Врага элобствуют, но они бессильны препятствовать успехам советских людей. Капиталистический мир с его противоре чиями еагнивает и катится к неизбежной гибели. Маяковский предвидел это. Бывая за границей, он имел возможность наблю дать так называемую буржуазную «циви лизацию» п описал ее. В произведениях Маяковского Америка предстает перед ва ми такой, какой она является на самом деле. Это страна, где властвует доллар, где существует суд Линча, где растут ни щета и безработица. Па фоне впечатлений о буржуазном ми ро Маяковский особенно глубоко сознавал ту высоту, на которой находится совет ский человек, свободный от пеней капита ла, и по праву гордился своим народом. Моряки-североморцы, как и все совет ские люди, по праву любят Маяковского, видя в нем настоящего деятеля новой со циалистической культуры. Произведения великого поэта призывают нас, воинов, зорко охранять мирный созидательный труд советского народа. Маяковский часю напоминал о той опасности, которая грозят социалистиче ской стране со стороны империалистиче ских хищников. Обращаясь к советским юношам, цоэт давал км совет закаляться, неустанно овладевать военным делом, что бы в нужный момент мужественно а уме ло защищать нашу Родину от любых вра гов. Жнань и творчество Маяковского — яркий обраоец того, как надо служить социалистической Родине, советскому на роду. Великий ноет видел свое призвание в том, чтобы быть полезным общему де лу борьбы за коммунизм, своим словом поэт помогал партии Ленина *— Сталина строить новую, счастливую жизнь. Характеризуя виачение Маяковского в развитии советской литературы, наш вели кий вождь товарищ Сталин дал высокую оценку его творчеству, сказав, что Мая ковский был и остается лучшим, талантли вейшим поетом вашей советской эпохи. Ноезня Маяковского — великого певца коммунизма — источник вдохновения для советских людей в дх прекрасных делах на благо своего социалистического Отече ства. Старший матрос В. СЕЛИВАНОВ. Он звал на борьбу Он был глашатаем Великих наших дней. Поэт — боец, И новой жизни — зодчий. ' Гремящей, как набат, Он песнею своей Звал на борьбу Великий класс рабочих. И слово —молнией Блистает нам везде, Разит без промаха Рвачей и выжиг... Он сердцем написал И подарил стране «Все сто томов Своих Партийных книжек». Б. ЩЕГЛОВ . Боец, патриот, гражданин Моряки нашего подразделения глубоко чтут память талантливейшего поэта совет ской эпохи Владимира Владимировича Мая ковского. Проводятся беседы о его жпзни и деятельности. Комсомолец Пльин подго товил витрину с литературой великого поэта. Моряки с большой любовью читают его произведения. В своих стихотворениях Маяковский призывал стойко и умело защищать пашу советскую Родину, быть безгранично пре данным ей. Пламенные стихи трибуна ре волюции закаляли волю народа к борьбе, учили его креппть организованность и дисциплину, монолитность своих рядов. Вместе с тем я люблю произведения Мая ковского за то, что онп просты и доступ ны по стилю и языку каждому человеку. Великий поэт безгранично любил свое Отечество. Он убедительно рассказал о несравнимых превосходствах советского человека над людьми капиталистического .мира. Маяковский по праву гордился своей принадлежностью к нашему замечательно му народу. Он еграстно и гордо восклицал: Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза. Яркими, глубоко западающими в душу строками наполнена поэма Маяковского «Хорошо!». В ней он передает великий пат риотизм советского народа, свою неруши мую веру в могущество и непобедимость советской страды. Я особенно люблю поэму Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Великий поэт нарисовал яркий образ основателя нашего социалистического государства — дорогого Ильича, показал огромную роль больше вистской партии, как руководящей силы в нашей стране. Говоря об этом, Маяковский уверенно заявляет, что большевистская партия — мозг класса, сила класса, слава класса. Всю свою звонкую силу поэта Маяков ский отдавал пароду, социалистической Отчизне. Пламенными стихами он воспевал нашу социалистическую Родину и великие благородные дела советских людей. Поэтрму тав дорога для нас поэзия Маяковского. Она — источник знаний, страсясый п ри быв к борьбе во имя победы. Маяковский — наш любимый поэт. Младший сержант Н. ЗИНЧЕНКО. Трибун революции Владимир Маяковский дорог нам не толь ко как основатель новой социалистической поэзии, по и как выдающийся гражданин страны Советов. В своих произведениях он ярко н страстно отображал построение нового, социалистического общества, был не просто «наблюдателем», а жил и мыслил интересами нашего государства. Его голос является голосом живой современности. Бессмертные творения Маяковского я чи таю с огромным нитересом. Особенно силь ное впечатлеине произвела на меня поэма «Хорошо!». В этом произведении великий поэт с огромной силой выразил идеи совет ского патриотизма. Описывая разруху, Маяковский отмечает великий энтузиазм советских людей, их героизм. Нельзя без волнения читать строки, в которых повест вуется, как молодая республика Советов поднималась и крепла, преодолевая раз- руху. Каждое слово трибуна революции про никнуто безграничной любовью к советской Родине, в своему народу, партии большеви ков. Поэзия Маяковского актуальна и в на ши дни. Она, как могучий набат, зовет советский народ вперед к прекрасному бу дущему — коммунизму. Матрос В. ПАНКИН. Всегда в боевом строю П оэзия Владимира Маяковского — дра гоценный вклад в советскую литературу- Она остается всегда живой и юной, ибо отражает заветные думы народа, его луч шие мечты и стремления. Талантливейший, лучший поэт нашей эпохи писал с одинаковым чувством н о малом и о большом. Он понимал, что из малого слагается то великое, к которому мы стремимся. Стихи Маяковского пользуются боль шой любовью у воинов нашего подразде ления. Они с большим увлечением пере читывают его произведения по нескольку раз. Маяковский живет и вечно будет жить в наших сердцах. Он всегда с нами, всегда в нашем боевом строю. Читая произведе ния замечательного поэта-патриота, мы учимся жить тав, чтобы быть полезными народу, отдавать на благо Родины все своп силы. Старший сержант Б. СИЛАНТЬЕВ. Маяковский об Америке Владимир Маяковский горячо любил свою замечательную Родпну, был настоя щим патриотом и пламенным борцом за прекрасное будущее — коммунизм. Три бун революции глубоко понимал неизмери мое превосходство социалистической си стемы над капиталистической. Оп всегда выступал как страстный поборник нового, социалистического и непримиримый обли читель загнивающего империалистического мира со всемл его многочисленными и пеиз- лечпмымп пороками. В 1925 году Маяковский совершил поездку — через Испанию в Мексику и Соединенные Штаты Америки. Результатом заграничной поездки поэта явились сбор ник его стихов «Нспанпя. Океан. Гаванна.- Мексика. Америка» и книга очерков «Мое открытие Америки». В своих произведени ях Маяковский срывал маски с «американ ского образа жпзни», разоблачал всю лжи. вость л антинародное содержание буржуаз ной демократии. Глазами Маяковского на капиталисти ческую Америку смотрела советская Рос сия. Он был там подлинным представите лем нашего могучего государства и много миллионного советского народа. Это давало поэту необычайную силу п остроту зре ния. Его взгляд проппкал во все уголки американской жизни. Последовательно разоблачал поэт темное царство доллара. Так с точки зрения старого негра чпетилыцпка обуви Вилли из стихотворения «Блек эпд уаит» весь свет окрашен в два цвета: белый п черный. «Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу — черный». П только один вопрос мучил старого Вилли — почему и сахар белый-белый должен делать черный негр? Вместо же_- j лаемого ответа он получает страшный : удар в лпно от «белейшего» сахарного ко- роля. Красная кровь заливает черное лицо i негра и капает на его одежду. Так j появляется третий цвет в этом мире суро* i вой социальной разграниченности — цвет крови, Цвет революции. Революция для Маяковского больше, не жели тема. Маяковский — поет, рожден-^ ный революционной бурей. И Маяковский пел о труде, о построении нового социали стического общества. Громким и сильным голосом он читал свои стихи, и советский народ слушал его с огромным интересом. Маяковский сумел увидеть в Америке оборотную сторону кажущегося капитали стического благополучия. Пресловутая американская «свобода» всюду обмаружи- вает свободу для капиталиста и угнетение для рабочего класса. В своей книге «Мое открытие Америки» Маяковский писал: «Если даже косвенным давлением долла ров можно победить должность, славу, бессмертие, то, непосредственно положив деньги на бочку, купишь все». И поет срывает лживые маски с царства капитала. Буржуазжая демократия? Но «если вы боры в руках, —- пожимаете с а п — труд но ли обзавестись нужными голосами?». 0 каком равноправии может быть раз говор? И поэт как бы в подтверждение различия классов, существующих в стране доллара, сатирически называет американ ский пароход «моделью капиталистической державы» с ее социальной иерархической лестницей ж несправедливостью: «классы — самые настоящие... первый класс тош нит куда хочет, второй — на третий, а третий сам на себя». Свобода печати? Но «газеты в целом проданы так прочно и дорого, что амери канская пресса считается неподкупной». Искусство? По оно в подчинении и ус лужении долларовых воротил. Маяковский развенчивает традицион ный образ янки — этого «добродушного», «спокойного» человека с неизменной труб кой во рту. Поэт заявляет, что таких нет. Американцем называет себя белый, кото рый даже еврея называет чернокожим, негру не подает руки... Сам безнаказанно насилует негритянских девочек, а негра, приблизившегося к белой женщине, судит судом Линча. Внешний эффект больших юродов Аме рики с их небоскребами, рекламами, пото ками автомобилей но ослепил Маяковско го. В Нью-Йорке поэт рассмотрел «старейшие / норки да каморки — совсем 4 дооктябрьский Елец аль Конотоп»^ Как мощным прожектором, осветил он жизнь широких слоев американских тру дящихся. На эту тему он написал стихо творение «Небоскреб в разрезе». За стеной небоскреба Маяковский увидел рабскую, каторжную работу людей, дикое зверство «сэра», который бьет свою «законную миссис», жадность бпзнессменов, которые наживают миллионы темными путями, го лодное и страшное существование негра. О том, что видел Маяковский в Америке, он высказался образно в одном из своих стихотворений: «Я стремился за 7.000 верст вперед, . а приехал на 7 лет назад». Это было написано в 1926 году» ж» восьмом году нашей революции. «Прие хать на 7 лет назад» — это означало снова попасть в страшный свет капитали стического рабства, с которым Россия по кончила в октябре 1917 года. Маяковский тяготился своим пребыва нием в США — стране, где человек чело веку ^волк, где совесть, честь и сама жизш; людей подвластны доллару. Уезжая из Америки, поэт записал в свой блокнот: «Замахнулась кулаком с факелом aMepHJ канская баба — Свобода, прикрывшая задом тюрьму Острова слез». Так воспри нял поэт гигаптскую бронзовую статую — «чудо» двадцатого века, символ американ -1 ской пресловутой «свободы». С тихи и зарисовки Маяковского об Аме рике написапы более двадцати лет пазад/ Перечитывая нх сегодня, мы вспоминаем бессмертного «воииствуюшего поэта» со ветского народа. у Наша Родина идет к новым победам; Великий гражданин Советского Союза Владимир Маяковский следует с нами в одном строю, его произведения воодушев ляют советский народ па новые подвиги. / И. 0БЕРТАС, '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz