На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.

'14 апреля '1950 t„ № 89 (3702Г. На' с г р а ж б З а п о л я р ь я ВЕЛИКИМ ПЕВЕЦ КОММУНИЗМА Сегодня двадцать лет со дня смерти В. В. ^ Маяковский бы л и о ста ет ся лучшим, поэтом нашей сов ет ск ой эполн* талантливейшим » II. В . СТАЛИН. •й- ☆ * Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке будеи . Отечество славлю, которое есть, но трижды —: , ^ которое будет. планов наших люблю громадье, размаха шаги саженьи. Я радуюсь маршу» которым идем в рабо ту и в. сраженья. ...И я, как весну человечества, рожденную • в трудах и в бою, пою мо* Отечество* республику мою! Владимир МАЯКОВСКИЙ. КАК ЖИВОЙ ★ С Маяковского ЖИВЫМИ ГОВОРЯ ★ ★ Источник вдохновения Талантливейший поэт нашей эпохи J Двадцать дет назад, 14 апреля 1930 &юда» умолк голос гениального поэта рево­ люции Владимира Владимировича Маяков­ ского. Во fie умолкла и никогда не умолк­ нет его поезня, отданная «до самого по­ следнего Листка» служению рабочему классу, великому делу Ленина — Сталина, 1 влу коммунизма. Неугасимый ко стер поэзии Маяковского разгорается со временем все ярче и ярче. Любовь л ней растет из года в год среди миллионов трудящихся Советского Союза, в странах народной демократии и далеко за преДОамм нашей Родины. Бессмертные про&феденйя Маяковского поднимают на r iw tf h i В труде в в бою современное по- колешю отважных строителей социализма. Эти лроиэведения будут глубоко волновать сердца ваши* внуков и правотуков, вос­ крешая перед ними героические дела, мысли и чувства нашего великого парода, ■а плечи которого легла всемирно-истори­ ческая вадача — первым проложить доро­ гу к коммунизму. Маяковский с полным правом писал о «себе, что он «народа водитель и одновре­ менно — народный слуга». Имя Маяков- сКогэ дорого всем нам, как имя человека, спасавшего новую яркую страницу в кни­ гу славы России, подарившей человечеству величайшие открытия во всех областях раугл, культуры и искусства. Маяковский прожил недолгую жизнь — всем 36 лет, но это была кипучая жизнь, наполненная борьбой и вдохновенным твор­ чеством, двигателем которого являлись ве­ ликие идеи гениев человечества Ленина и Стадо*» Владимир Владимирович родился в 1893 Юду в грузинском селе Багдадп (теперь село Маяковски) в семье лесничего. Дет­ ство Маяковского прошло в трудовой, пол­ ной забот обстановке. Он радо лишился рща , со смертью которого семья стала ис­ пытывать серьезные лишения, нужду, бемья переейала в Москву, где Маяковский втянулся в революционное движение и ЛЯЯЗадцатйлетним юношей вступил в ряды большевиков. ; В 1912 году в печати появились пер­ вые произведения Маяковского. Е этому времени за его плечами были уже аресты, рджаочное заключение в тюрьме. Царская oxpiHRa собиралась в 1909 году сослать юного Маяковского на три года в далекую свйарскую ссылку. И только несовершен­ нолетие спасло его от этой угрозы. Все лучшие произведения предреволю­ ционного творчества поэта пронизаны не­ истребимой ненавистью к эксплоататорам, горзчей любовью к угнетенным и экспло- атируемым. В своих огненных стихах он Штурмовал устои капиталистического екроя, уродующего человека, попирающего достоинство трудящихся.- Великая Октябрьская социалистическая Заволюпия удесятерила творческую мощь поетического гения В. В. Маяковского. Па {Послеоктябрьский период приходится свы- jme девяти десятых всего написанного им. Маяковский страстно и неутомимо бо­ ролся ва новое искусство — подлинно на­ родное и выоокопдейное, мобилизующее п вооружающее массы в их схватке про­ тив всех сил старого мира, ополчившего­ ся на молодую республику Советов. Пусть, оскалясь короной, вздымает британский лев вой. Коммуне не быть покоренной. Так писал Маяковский в^ своем знаме­ нитом стихотворении «Левый марш». Пе­ реживая вместе с пародом все невзгоды и белы той тяжелой поры разрухи, ^голода, интервенции и блокады. Маяковский зорко вглядывался в будущее п радостно ут­ верждал: Там за горами горя солнечный край непочатый. В поэме «150 ООО ООО» поэт запечат­ лел единоборство былиггпого богатыря Ивана с кровожадным Вудро-Вильсоном, в липе которого изображен мировой импе­ риализм* В этом единоборстве победа остается за Пваном, в образе которого символизирована революционная Россия. В грандиозных картинах пьесы «Ми* стерия-буфф» Маяковский рвсуот величие 1 красоту коммунистического будущего, вавоеванного ценой Тяжелых жертв ft ли-* шений, ценой самоотверженной борьбы трудящихся. . В годы гражданской войны Маяковский нзготовил сотни плакатов и стихотворных подписей к ним. Поэт овдмь гордился втоЙ работой. «Это не только стили, писал он впоследствии. — Это “ протокольная запись труднейшего трехлетия революци­ онной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов... Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла». Уничтожающая сатира Маяковского би­ чевала интервентов и белогвардейцев, тру­ сов, шкурников и лодырей, все, что пута­ лось под нашими ногами и мешало победе. Это был пойстине грозный смех. Й когда советский народ отбил первое нападение империалистов, Маяковский восторженно писал, обращаясь к еапштни- кам Родины: В одну благодарность сливаем слова тебе, краснозвездная лава. Во веки веков, Товарищи* вам — . слава, слава, слава! 1 ' На очищенной от врага земле советский народ начал восстанавливать разрушенное войной хозяйство, закладывать первые кирпичи в великую социалистическую стройку. Маяковский с энтузиазмом впря­ гается в черновую работу трудных, сози­ дательных будней. Поэта окрыляет оценка, которую дал В. И. Ленин его стихотворе­ нию «Прозаседавшиеся». «...Давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной, — говорил Ленин на следующий день по­ сле опубликования этого стихотворения в газете «Известия».— ...Не знаю как насчет поэзпп, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно». (Соч., т. XXVII, стр. 177— 178. изд. Ш). Голос Маяковского гремел в многолюд­ ных валах наших клубов и театров, под открытым небом на площадях, на стадио­ нах, в армейских лагерях. Его стихи все чаше и чаше появлялись в гааетах, опе­ ративно откликаясь на все сколько-нибудь значительные явления ж события стреми­ тельной жизни советского народа, охвачен­ ного большевистским пафосом создания великих материальных! и духовных ценно­ стей. Острым взглядом художника, воору­ женного учением Ленина— Сталина, Мая­ ковский ворко подмечал роствв нового и помогал нм пробиваться к жизни, к свету. Пи один поэт в прошлом не встречался с глазу па глаз с такой многочисленной, отзывчивой в взыскательной аудиторией, с какой встречался Маяковский. Великий «инженер человечсскиц Душ», он формиро­ вал сознание и чувства своих! слушателей л читателей, заряжая их бодростью, несокрушимой верой в победу социализма, воспитывая у нпх беззаветную предан­ ность партии Ленина— Сталина, беспощад­ ную ненависть к ее врагам. Воспевая нашу Родину, как «весну че­ ловечества», Маяковский с огромной вол* нующей силой воплотил в своих произве­ дениях тему советского патриотизма. Чув­ ство солидарности с международным рабо­ чим классом органически сливалось в его творчестве с беспредельной любовью к родпой стране. Он славпл Москву, как ог­ невое знамя, как центр мировой культуры. Вершипамп творчества Маяковского яв­ ляются поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!». В них с особой яркостью во­ плотилась одпа пз главных особенностей его поэзии — полное слияние в ней лич­ ного п общественного. Поэму «Владимир Ильич Ленпн» Мая­ ковский посвятил Российской Коммунисти­ ческой партии. Он стремился^ «снять за­ ставить заново величественнейшее слово— партпя». П это ему удалось выполнить необычайно проппкновенно п глубоко. , Моз* класса, Дело класса, сила класса — вот что такое партия. Партия и Ленин — близнецы-братья, — кто более * матери-историй ценен? Мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия, мы говорим — Партия, подразумеваем — Ленин. Поэма Маяковского. посвященная Владимиру Ильичу, — лучшее из всего, что создано во всей мировой новзал о ве­ ликом народном вожде, гении пролетар­ ской революции. Поэтическим шедевром является ж поэма «Хорошо!», написанная к 10‘Й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Это замеча­ тельное творение Маяковского ярко выра­ жает мысли и чувства нашего народа, гор­ дое сознание величия подвигов, совершен­ ных им на пуТи в коммунизму. Сознание советской национальной гордо­ сти всегда и во всем сопутствовало Мая­ ковскому. Он часто бывал за границей н всюду высоко нес достоинство передового писателя и гражданина социалистической державы, рожденной в трудах и бою. В стихал и очерках, навеянных зару­ бежными впечатлениями, Маяковский рас­ крывает и клеймит чудовищные язвы и весь волчий уклад капиталистического об­ щества. Негодующими, гневными словами Маяковский обличает хищнический, рваче­ ский характер американского империализ­ ма. Поэт пророчески заявлял: «Может статься, что Соединенные Штаты сообща станут последними вооруженными защит­ никами безнадёжного буржуазного дела». Это было написано почти четверть века назад. Сейчас мы видим, как разрослись разбойничьи аппетиты американских им­ периалистов, которые стремятся к завоева­ нию мирового господства и готовятся ввер­ гнуть человечество в новую бойню. Знаменосец советского патриотизма Маяковский прекрасно выразил в своих произведениях превосходство советского общественного ж государственного строя над строем капиталистическим. Он с гор­ достью писал: ...Главное в нас, — I и это ничем не заслонится,— главное в нас, это — наша Страна советов, советская воля, советское внамя, советское солнце. Этим же чувством проникнуты и его знаменитые «Стихи о советском паспорте» с нх взволнованными заключительными строками; .Читайте, завидуйте, я —' ' гражданин Советского Союза. Последней работой Маяковского была поэма о пятилетке. Он успел написать пер­ вое вступление в поему «Во весь голос», где подведен итог всему его творчеству. Обращаясь к потомкам, говоря с ними, «как живой с живымп». Маяковский спра­ ведливо заявлял: Я подыму, ка к большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек. Паш великий вождь и учптель товарищ Сталин, высоко пеня творчество Маяков­ ского, назвал его «лучшим, талантливей­ шим поэтом пашей советской эпохи». Воинствующая партийная поэзия Мая­ ковского — отточенное оружие в нашей борьбе за коммунизм. Оно помогало нам Пороться п побеждать в годы Великой Оте­ чественной войны — самой тяжелой пз всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. Это оружие находится на воору­ жении растущей во всем мире армии бесстрашных борпов за счастье человече­ ства, за мир, демократию п социализм. Полновник Ф. МАТРОСОВ. С чувством глубокой любви произносим мы имя Владимира Маяковского, сумевше­ го выразить в своей поэзии лучшие черты советского человека, рожденного в огне Октября. Произведения Маяковского про­ никнуты глубоким идейным содержани­ ем, большевистской целеустремленностью, умением разрешать острые жизиепные проблемы с классовых позиций многомiu- лиоиных масс трудящихся. Творчество Маяковского актуально и в наше время. Оно приобретает все большее значение. Поэзия великого трибуна рево­ люции проникнута идеями о лучшем буду­ щем, ради которого жил и трудился Мая­ ковский, ради которого боролись герои Ок­ тября п гражданской войны. Жизнеутверждающие мотивы творчест­ ва великого поэта эовут советских людей на преодоление любых трудностей. Проник­ нутые чувством животворного советского патриотизма, стихи Маяковского вдохнов­ ляли наших воинов на великие подвиги в борьбе против немецко-фашистских ва. хватчиков в годы Великой Отечественной войны. Сейчас, когда вся наша страна охвачена единым благородным стремлени­ ем — выполнить досрочно сталинский по­ слевоенный пятилетпий план, паш народ также находит в поэтических произ­ ведениях Маяковского выражение своих великих стремлений. Прославляя социалистический труд, Маяковский видел результат этою тру­ да, видел то Отечество, «которое будет», которое теперь уже есть. Оно уверенно идет к коммунизму тем побецоносньш мар­ шем, о котором так страстно и взволнован­ но писал поэт. Врага элобствуют, но они бессильны препятствовать успехам советских людей. Капиталистический мир с его противоре­ чиями еагнивает и катится к неизбежной гибели. Маяковский предвидел это. Бывая за границей, он имел возможность наблю­ дать так называемую буржуазную «циви­ лизацию» п описал ее. В произведениях Маяковского Америка предстает перед ва ­ ми такой, какой она является на самом деле. Это страна, где властвует доллар, где существует суд Линча, где растут ни­ щета и безработица. Па фоне впечатлений о буржуазном ми­ ро Маяковский особенно глубоко сознавал ту высоту, на которой находится совет­ ский человек, свободный от пеней капита­ ла, и по праву гордился своим народом. Моряки-североморцы, как и все совет­ ские люди, по праву любят Маяковского, видя в нем настоящего деятеля новой со­ циалистической культуры. Произведения великого поэта призывают нас, воинов, зорко охранять мирный созидательный труд советского народа. Маяковский часю напоминал о той опасности, которая грозят социалистиче­ ской стране со стороны империалистиче­ ских хищников. Обращаясь к советским юношам, цоэт давал км совет закаляться, неустанно овладевать военным делом, что­ бы в нужный момент мужественно а уме­ ло защищать нашу Родину от любых вра­ гов. Жнань и творчество Маяковского — яркий обраоец того, как надо служить социалистической Родине, советскому на­ роду. Великий ноет видел свое призвание в том, чтобы быть полезным общему де­ лу борьбы за коммунизм, своим словом поэт помогал партии Ленина *— Сталина строить новую, счастливую жизнь. Характеризуя виачение Маяковского в развитии советской литературы, наш вели­ кий вождь товарищ Сталин дал высокую оценку его творчеству, сказав, что Мая­ ковский был и остается лучшим, талантли­ вейшим поетом вашей советской эпохи. Ноезня Маяковского — великого певца коммунизма — источник вдохновения для советских людей в дх прекрасных делах на благо своего социалистического Отече­ ства. Старший матрос В. СЕЛИВАНОВ. Он звал на борьбу Он был глашатаем Великих наших дней. Поэт — боец, И новой жизни — зодчий. ' Гремящей, как набат, Он песнею своей Звал на борьбу Великий класс рабочих. И слово —молнией Блистает нам везде, Разит без промаха Рвачей и выжиг... Он сердцем написал И подарил стране «Все сто томов Своих Партийных книжек». Б. ЩЕГЛОВ . Боец, патриот, гражданин Моряки нашего подразделения глубоко чтут память талантливейшего поэта совет­ ской эпохи Владимира Владимировича Мая­ ковского. Проводятся беседы о его жпзни и деятельности. Комсомолец Пльин подго­ товил витрину с литературой великого поэта. Моряки с большой любовью читают его произведения. В своих стихотворениях Маяковский призывал стойко и умело защищать пашу советскую Родину, быть безгранично пре­ данным ей. Пламенные стихи трибуна ре­ волюции закаляли волю народа к борьбе, учили его креппть организованность и дисциплину, монолитность своих рядов. Вместе с тем я люблю произведения Мая­ ковского за то, что онп просты и доступ­ ны по стилю и языку каждому человеку. Великий поэт безгранично любил свое Отечество. Он убедительно рассказал о несравнимых превосходствах советского человека над людьми капиталистического .мира. Маяковский по праву гордился своей принадлежностью к нашему замечательно­ му народу. Он еграстно и гордо восклицал: Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза. Яркими, глубоко западающими в душу строками наполнена поэма Маяковского «Хорошо!». В ней он передает великий пат­ риотизм советского народа, свою неруши­ мую веру в могущество и непобедимость советской страды. Я особенно люблю поэму Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Великий поэт нарисовал яркий образ основателя нашего социалистического государства — дорогого Ильича, показал огромную роль больше­ вистской партии, как руководящей силы в нашей стране. Говоря об этом, Маяковский уверенно заявляет, что большевистская партия — мозг класса, сила класса, слава класса. Всю свою звонкую силу поэта Маяков­ ский отдавал пароду, социалистической Отчизне. Пламенными стихами он воспевал нашу социалистическую Родину и великие благородные дела советских людей. Поэтрму тав дорога для нас поэзия Маяковского. Она — источник знаний, страсясый п ри ­ быв к борьбе во имя победы. Маяковский — наш любимый поэт. Младший сержант Н. ЗИНЧЕНКО. Трибун революции Владимир Маяковский дорог нам не толь­ ко как основатель новой социалистической поэзии, по и как выдающийся гражданин страны Советов. В своих произведениях он ярко н страстно отображал построение нового, социалистического общества, был не просто «наблюдателем», а жил и мыслил интересами нашего государства. Его голос является голосом живой современности. Бессмертные творения Маяковского я чи­ таю с огромным нитересом. Особенно силь­ ное впечатлеине произвела на меня поэма «Хорошо!». В этом произведении великий поэт с огромной силой выразил идеи совет­ ского патриотизма. Описывая разруху, Маяковский отмечает великий энтузиазм советских людей, их героизм. Нельзя без волнения читать строки, в которых повест­ вуется, как молодая республика Советов поднималась и крепла, преодолевая раз- руху. Каждое слово трибуна революции про­ никнуто безграничной любовью к советской Родине, в своему народу, партии большеви­ ков. Поэзия Маяковского актуальна и в на­ ши дни. Она, как могучий набат, зовет советский народ вперед к прекрасному бу­ дущему — коммунизму. Матрос В. ПАНКИН. Всегда в боевом строю П оэзия Владимира Маяковского — дра­ гоценный вклад в советскую литературу- Она остается всегда живой и юной, ибо отражает заветные думы народа, его луч­ шие мечты и стремления. Талантливейший, лучший поэт нашей эпохи писал с одинаковым чувством н о малом и о большом. Он понимал, что из малого слагается то великое, к которому мы стремимся. Стихи Маяковского пользуются боль­ шой любовью у воинов нашего подразде­ ления. Они с большим увлечением пере­ читывают его произведения по нескольку раз. Маяковский живет и вечно будет жить в наших сердцах. Он всегда с нами, всегда в нашем боевом строю. Читая произведе­ ния замечательного поэта-патриота, мы учимся жить тав, чтобы быть полезными народу, отдавать на благо Родины все своп силы. Старший сержант Б. СИЛАНТЬЕВ. Маяковский об Америке Владимир Маяковский горячо любил свою замечательную Родпну, был настоя­ щим патриотом и пламенным борцом за прекрасное будущее — коммунизм. Три­ бун революции глубоко понимал неизмери­ мое превосходство социалистической си­ стемы над капиталистической. Оп всегда выступал как страстный поборник нового, социалистического и непримиримый обли­ читель загнивающего империалистического мира со всемл его многочисленными и пеиз- лечпмымп пороками. В 1925 году Маяковский совершил поездку — через Испанию в Мексику и Соединенные Штаты Америки. Результатом заграничной поездки поэта явились сбор­ ник его стихов «Нспанпя. Океан. Гаванна.- Мексика. Америка» и книга очерков «Мое открытие Америки». В своих произведени­ ях Маяковский срывал маски с «американ­ ского образа жпзни», разоблачал всю лжи. вость л антинародное содержание буржуаз­ ной демократии. Глазами Маяковского на капиталисти­ ческую Америку смотрела советская Рос­ сия. Он был там подлинным представите­ лем нашего могучего государства и много­ миллионного советского народа. Это давало поэту необычайную силу п остроту зре­ ния. Его взгляд проппкал во все уголки американской жизни. Последовательно разоблачал поэт темное царство доллара. Так с точки зрения старого негра чпетилыцпка обуви Вилли из стихотворения «Блек эпд уаит» весь свет окрашен в два цвета: белый п черный. «Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу — черный». П только один вопрос мучил старого Вилли — почему и сахар белый-белый должен делать черный негр? Вместо же_- j лаемого ответа он получает страшный : удар в лпно от «белейшего» сахарного ко- роля. Красная кровь заливает черное лицо i негра и капает на его одежду. Так j появляется третий цвет в этом мире суро* i вой социальной разграниченности — цвет крови, Цвет революции. Революция для Маяковского больше, не­ жели тема. Маяковский — поет, рожден-^ ный революционной бурей. И Маяковский пел о труде, о построении нового социали­ стического общества. Громким и сильным голосом он читал свои стихи, и советский народ слушал его с огромным интересом. Маяковский сумел увидеть в Америке оборотную сторону кажущегося капитали­ стического благополучия. Пресловутая американская «свобода» всюду обмаружи- вает свободу для капиталиста и угнетение для рабочего класса. В своей книге «Мое открытие Америки» Маяковский писал: «Если даже косвенным давлением долла­ ров можно победить должность, славу, бессмертие, то, непосредственно положив деньги на бочку, купишь все». И поет срывает лживые маски с царства капитала. Буржуазжая демократия? Но «если вы­ боры в руках, —- пожимаете с а п — труд­ но ли обзавестись нужными голосами?». 0 каком равноправии может быть раз­ говор? И поэт как бы в подтверждение различия классов, существующих в стране доллара, сатирически называет американ­ ский пароход «моделью капиталистической державы» с ее социальной иерархической лестницей ж несправедливостью: «классы — самые настоящие... первый класс тош­ нит куда хочет, второй — на третий, а третий сам на себя». Свобода печати? Но «газеты в целом проданы так прочно и дорого, что амери­ канская пресса считается неподкупной». Искусство? По оно в подчинении и ус­ лужении долларовых воротил. Маяковский развенчивает традицион­ ный образ янки — этого «добродушного», «спокойного» человека с неизменной труб­ кой во рту. Поэт заявляет, что таких нет. Американцем называет себя белый, кото­ рый даже еврея называет чернокожим, негру не подает руки... Сам безнаказанно насилует негритянских девочек, а негра, приблизившегося к белой женщине, судит судом Линча. Внешний эффект больших юродов Аме­ рики с их небоскребами, рекламами, пото­ ками автомобилей но ослепил Маяковско­ го. В Нью-Йорке поэт рассмотрел «старейшие / норки да каморки — совсем 4 дооктябрьский Елец аль Конотоп»^ Как мощным прожектором, осветил он жизнь широких слоев американских тру­ дящихся. На эту тему он написал стихо­ творение «Небоскреб в разрезе». За стеной небоскреба Маяковский увидел рабскую, каторжную работу людей, дикое зверство «сэра», который бьет свою «законную миссис», жадность бпзнессменов, которые наживают миллионы темными путями, го­ лодное и страшное существование негра. О том, что видел Маяковский в Америке, он высказался образно в одном из своих стихотворений: «Я стремился за 7.000 верст вперед, . а приехал на 7 лет назад». Это было написано в 1926 году» ж» восьмом году нашей революции. «Прие­ хать на 7 лет назад» — это означало снова попасть в страшный свет капитали­ стического рабства, с которым Россия по­ кончила в октябре 1917 года. Маяковский тяготился своим пребыва­ нием в США — стране, где человек чело­ веку ^волк, где совесть, честь и сама жизш; людей подвластны доллару. Уезжая из Америки, поэт записал в свой блокнот: «Замахнулась кулаком с факелом aMepHJ канская баба — Свобода, прикрывшая задом тюрьму Острова слез». Так воспри­ нял поэт гигаптскую бронзовую статую — «чудо» двадцатого века, символ американ -1 ской пресловутой «свободы». С тихи и зарисовки Маяковского об Аме­ рике написапы более двадцати лет пазад/ Перечитывая нх сегодня, мы вспоминаем бессмертного «воииствуюшего поэта» со­ ветского народа. у Наша Родина идет к новым победам; Великий гражданин Советского Союза Владимир Маяковский следует с нами в одном строю, его произведения воодушев­ ляют советский народ па новые подвиги. / И. 0БЕРТАС, '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz