На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я Y4 апреля 18S0 t„ № 89 (3702). ОПЕРЕЖАЯ СВОЙ ВЕК Ведущая роль русских ученых и изобретателей в военно-морском деле Возникновение я раввнтнв науки в на­ ш ей стране уходит своими корнями в да­ лекое прошлое. Русским ученым по праву п р и н ад л еж и т выдающееся место во многих н а у ч н ы х достижениях и открытиях ми­ рового зн а ч ен и я . С древних времен талант­ л и вы е русские люди любят науку, тех­ нику и смело двигают вперед дело культу­ р ы , цивилизации и прогресса. Лучшие с ы н ы великого русского народа всегда уме­ ли дерзать и творить. В тяжелых усло­ в и я х дореволюционной России, в обстанов­ к е н ев ери я царских чиновников в творче­ ские с и лы нашего народа, в обстановке В асилия иностранцев, в атмосфере низко­ поклонства и раболепия правящих классов России перед всем иностранным, передовые умы талантливого русского народа самоот­ верженно прокладывали новые пути в науке и технике, обогащали человечество г е н и а л ьны м и изобретениями, открытиями, Н овш ествами . В результате исторических и зы с к а н и и за советские годы удалось уста- ж г а и т ь , что в прошлом нашей Родины было много выдающихся достижений и откры­ тий в разных областях знаний. Приори­ тет в ряде важнейших технических от­ крытий принадлежит нашей стране. Рус­ ский металл, русский свет, русские кры­ л ь я , русское радио, русское кораблестрое­ ние — блестящие страницы в истории {научно-тесшнческого прогресса. «Эго прошлое и великие достижения Последних десятилетий дали основания на­ шему вождю и учителю Иосифу Виссарионовичу Сталину 9 февраля 1946 года выразить уверенность в том, что в ближайшее время наши ученые превзой­ дут достижения науки зарубежных стран», •— писал академик С. И. Вавилов 20 де­ кабря 1$49 года в связи с 10-летием со дня учреждения премий имени И, В. Сталина. Советское поколение ученых, инжене­ ров, новаторов с благодарностью восприня йо богатое научно-техническое наследство я под руководством партии Ленина — Сталина успешно приумножило его, обо­ гатило все области современной науки и техники новыми выдающимися открытиями в изобретениями. * * * Колоссальный вклад внесли наши люди в область кораблестроения. Истории миро­ вого кораблестроения показывает, что русские новаторы, инженеры в своих ра­ ботах всегда опережали техническую мысль своего времени, двигали вперед ко­ раблестроительную науку. И корабли русских конструкций всегда считались лучшими в мире. Таковыми являются наши миношецы, ' вспомогательные крейсера, океанские крейсера, мощные броненосцы. Наше отечественное кораблестроение, на­ чиная с древних времен и до настоящего (времени, идет своим, самобытным путем. Мы никогда ни у кого не копировали, на* оеорот, иностранцы у нас учились, с нас брали пример. Целый ряд зарубежных ученых-кораблестроитеЛёй \ ИХ века безуспешно пытались разрешить возрос о мореходных качествах корабля еще до спуска его на воду* Это было сделано в 1 8 9 8 году выдающимся русским ученым— математиком, механиком, кораблестроите- ' + А . БРБПСШН, Инженер-контр-адмирал, лауреат Сталинской премии. ± количество боевых кораблей. Такое * * ★ В каше время р а д а прочно* вошло в , леями. миллионов людей во всем мире. Даш народ гордится тем, что радио изобрел русский человек — Александр Степано­ вич Попов. 7 мая 1895 года свое гениальное изо­ бретение А. С. Попов демонстрировал на пре- 1 заседании русского физико-химического лем А. Н. Крыловым, впоследствии акаде­ миком, Героем Социалистического Труда. Начиная с отдаленных от нас времен, русские мореплаватели и кораблестроители шли впереди наиболее развитых госу­ дарств, таких, например, как Голландия и Англия. Созданные нашими мастерами, инженерами корабли опережали свой век. Русские типы судов в отдельные их кон­ струкции, как правило, предвосхищали мысль зарубежных судостроителей. Англичане, построив в 1906 году ли­ нейный корабль «Дредноут», подняли вокруг этого события шум, что вот, мол, они создали новый класс корабля. Однако никакого существенного «переворота» английские кораблестроители не соверши­ ли; Чтобы облегчить управление огнем, при постройке «Дредноута» была из’ята средняя артиллерия. За этот счет они уве­ личили число орудий главного калибра. Вместо 4 было установлено 10 двенадцатп- дюймозых орудий в пяти спаренных баш- е я х . Расположение башен осталось борто-* вьем , к а к и при размещении средней ар­ тиллерии, что создавало много технических трудностей. Совершенно по-иному поступили рус­ ские кораблестроители. На спроектирован­ ных ими кораблях (1908 год) артиллерия главного калибра имела линейное (в диа­ метральной плоскости и в одну линию) расположение. Она размещалась в трехорудпнных башнях. Кроме этого наши новаторы внесли и множество других из­ менений принципиального значения, со­ вершенно оригинальных, не применявших­ ся ни в одном флоте мира. Поршневые машины были заменены паровыми турби­ нами, применены легкие «миноносные» котлы. Нашим новаторам удалось увели­ чить з скорость хода линкоров, чем они предвосхитили и последующие скорости этого класса кораблей. Русский судострои­ тель инженер И. Г. Бубнов создал новую, весьма совершенную систему конструкции корпуса. Русские кораблестроители внесли прин­ ципиально новые коренные изменения в развитие класса линейных кораблей. Появ­ ление русских линейных кораблей действи­ тельно сделало переворот в кораблестрое­ нии, с которым ни в какой степени не мо­ жет сравниться столь разрекламированное в свое время англичанами появление «Дпещоута». Кап известно, после Крымской войны 1853— 1856 годов Россия лишена была возможности держать флот на Черном мо­ ре, тогда как Турция имела значительное восходство турки сохранили вплоть до на­ чала войны 1877— 1878 годов. Эта война заставила наших новаторов искать новые виды морского оружия, которые бы можно было противопоставить превосходящим си­ лам вражеского флота. И наши талантли­ вые изобретатели нашли его, создав но­ вые боевые корабли — минные катера. Небольшие по размерам катера оказались весьма грозным, сильным оружием и они во многом способствовали победе русских войск над турками. Катера эти конвоирова­ лись пароходами к месту боя и, пользуясь темнотой, атаковывали неприятельские корабли. Вслед за шестовой миной появилась торпеда. Начались строиться специальные миноносцы (миноноски), вооруженные од­ ним-двумя торпедными аппаратами. Построив в 1876 году первый минный ка­ тер, уже через 4 года Россия имела свыше 100 минных катеров и миноносцев, тогда как в Англии их было всего 69. Русские инженеры, конструкторы, изобретатели на­ стойчиво и интенсивно трудились над усо­ вершенствованием этого вида оружия и они добились значительны^ успехов. Рус­ ский миноносец был усовершенствован. Появились прекрасные корабли «В<зрыв», «Батум» и «Сухум». Вслед за нашей страной все морские государства присту­ пили к широкому строительству минонос­ цев. Такпм образом, Россия положила на­ чало новому классу боевых кораблей *— миноносцев. Накануне первой мировой войны в Пе­ тербурге, на Путиловеком заводе был по­ строен эскадренный миноносец «Новик»— самый быстроходный для своего времени корабль в мире (36 узлов). Этот корабль послужил образцом для создания подобного типа во всех иностранных флотах. Нашей Родине принадлежит приоритет создания океанских броненосных крейсе­ ров. Такой корабль спроектировал в 1869 году русский инженер Н. Е. Кутейников под руководством адмирала А. А. Попова и инженера И. С. Дмитриева. Первым крей­ сером этого класса явился «Генерал-адми­ рал» (1873 г.). Затем появились tfepuor Эдинбургский» (1875 г.), «ДОинии» (1878 г.), «Рюрик» (1892 г.), «Россия» (1896 г.), «Громовой» (1899 г.). ПрЬей- тируя броненосные крейсера, иностранные инженеры повторили все характерные особенности русских крейсеров. В нашей стране впервые в мире был создан и еще один новый класс боевых ко­ раблей — линейные крейсера или. как они теперь называются, тяжелйе Крейсера. В 1869 году в Петербурге иа Галерном заводе был залажен башенно-брустверный монитор «Крейсер», впоследствии пере­ именованный в «Пётр Великий». Дострой­ кой руководил корабельный инженер М. М. Окунев. По признанию англичан, делавших сравнительное исследование но­ вейших броненосцев того времени и опу­ бликовавших данные в 1876 году, «Петр Великий» был самым мощным в то время в мире кораблем. Первый в истории кораблестроения под­ водный заградитель «Краб» был скон­ струирован русским инженером Налоговым и построен в г. Николаеве. «Краб» дей­ ствовал в первую мировую войну. На ми­ нах этого корабля подорвался немецкий крейсер «Бреслау». Созданная нашими конструкторами галь- ваноудариая мина (образца 1908 года) е успехом применялась во многих зарубеж­ ных странах. В первую мировую Войту англичане приобрели у России 1000 та­ ких мин и русские минеры учили англий­ ских моряков пользоваться этими минами. Пашей стране также принадлежит и приоритет в создании тральщиков* появив­ шихся у нас в 1911 — 1912 гг., тотда как в составе зарубежных флотов они стали вводиться на вооружение только в первую мировую войну. Корабельная теле­ фония впервые была предложена русским* морским офицером Е. В. Колбасьевым. Большой заслуженной славой окружено имя русского флотоводца вице-адмирала С. 0. Макарова ;— теоретика военно-мор­ ского дела, кораблестроителя и ученого- исследователя. Макаров заслуженно счи­ тается основоположником теории живуче­ сти и непотопляемости боевого корабля, которая затем была развита ученым акаде­ миком А. Н. Крыловым и другими совет­ скими инженерами и явилась ценным вкладом в мировую кораблестроительную пауку. Над вопросами непотопляемости, боевой пловучестп и остойчивости itopa 6 i лен русского флота А. Н. Крылов работал с 1900 года. Свои работы ученый закон­ чил составлением «Таблиц непотопляемо­ сти», облегчающих выравнивание кренов и дпферептов корабля в случаях подводных повреждений его корпуса. Эти таблицы являются общепризнанными во всех фло­ тах мира. Велика и многогранна деятельность ученого-патриота А. Н. Крылова. Ему принадлежит около 300 научных работ. Созданная А. Н. Крыловым и его уче­ ником И. Г. Бубновым отечественная шко­ ла в области строительной механики ко­ рабля является передовой в мире. Пе будет преувеличением сказать, что современное судостроение во всем мире развивается под влиянием русской науки и особенно самого выдающегося ее пред­ ставителя — академика А. Н. Крылова. общества в Петербурге. Ы марта 1896 го­ да он демонстрировал его в Петербургском университете. Опыты продолжались и да­ лее. Осенью 1899 года А. С. Попов взялся установить двухстороннюю !радиосвязь меж­ ду островами в Финском валиве — Кутсало и Гогланд. У Гогланда потерпел аварию броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Установление радиосвязи с ним было ог­ ромной подмогой к спасательным работам. 6 февраля 1900 года удалось устано­ вить двухстороннюю радиосвязь. И сразу же одна за другой пошли радиограммы. Среди общего потока сообщений ближай­ шим другом и помощником А. С. Попова П. Н. Рыбкиным было принято с Кутсало необычное сообщение: «Командиру ледокола «Ермак». Около Лавеисари оторвало льди­ ну с 50 рыбаками. Окажите немедленно содействие спасению этих людей». Ледокол «Ермак» немедленно снялся с як<фя и вышел в море. Целый день команда ледокола искала попавших в беду. Только к вечеру вернулся ледокол, на борту ко­ торого находились спасенные рыбаки. В феврале этого года исполнилось 50 лет, когда впервые в мире был передан по радио сигнал о бедствии в море. Александру Степановичу Попову принад­ лежит и приоритет открытия радиолока­ ции. Еще летом 1897 года при опытах по радио между балтийскими кораблями — транспортом «Европа» и крейсером «Аф­ рика» русский ученый первым в мире об* наружил отражение электромагнитных волн от корпуса корабля. «Все металличе­ ские предметы — мачты, трубы, снасти— писал А. С. Попов, — должны мешать действию приборов как на станции отправ­ ления, так и на станции получения пото­ му, что, попадая на пути электромагнитной волны, они нарушают ее правильность...». Так был открыт принцип, который ле­ жит в основе радиолокации. Только 25 ш спустя американцы Тейлор в Юнг об­ наружили это явление, пытаясь припи­ сать себе приоритет* который, бесспорно, принадлежит нашей Родине. Гениальный ученый самоучка К. Э. Циолковский заложил основы реактивного движения. Русский морской офицер контр- адмирал' А. Ф. Можайский построил и испытал первый в мире самолет. Вкл&д, внесенный русскими людьми в военно-морскую науку и другие области науки, колоссален и его не в состоянии приуменьшить никакие недруги нашей Родины из лагеря англо-американских им­ периалистов. Велики заслуги ученых и изобретателей йашей Родины перед всем миром. Наша страна завоевала себе неоспоримый прио­ ритет в очень многих областях вауки и техники. Бесспорен также в тот факт, что многие начинания русских ученых и изобретателей не были использованы, их труды н открытия оставались незамечен­ ными, замалчивались царизмом н правя­ щим классом Рбссий, преклонявшимися перед заграницей. До Октябрьской революции в России к научно-исследовательским работам имели отношение едва ли более тысячи человек. Сейчас в нашей стране научно-исследова­ тельской работой занимаются более 100 тысяч специалистов. Иными словами, чи­ сло ученых-исследователей за годы совет­ ской власти возросло, примерно в 100 раз. Сотни больших, хорошо оборудованных исследовательских институтов были соз­ даны в советской стране по указаниям партии и правительства, при особом вни­ мании к этому вопросу со стороны Ленина и Сталина. 8 а десятилетне, прошедшее с момевта учреждения премий имени И. В. Сталина, болте 3,5 тысяч лучших представителей советской науки и техники, патриотов нашей социалистической Родины было удо­ стоено славной почетной награды — пре­ мий нмени великого вождя и учителя со­ ветского народа Иосифа Виссарионовича Сталина. О дальнейшем расцвете науки и куль­ туры нашей Родины свидетельствует и опубликованное в марте этого года поста­ новление партии н правительства о при­ суждении^ Сталинских премий эа выдаю­ щиеся работы в области науки л изобре­ тательства, а также в области литературы и искусства. В числе людей науки, удостоенных в разное время Сталинских премий, многие работают в области усовершенствования военно-морского дела. В числе их — член- корреспондент Академии наук СССР, про­ фессор инженер-контр-адмирал П. Ф. Поп­ кович, инженер-подполковник А. Ф. Ма- харадэе, инженер-капитан 1 ранга Д. А. Филиппов, инженер-полковник И. С. Пуш­ кин, профессор М. И. Яновский, А. П. Александров, И. В. Курчатов, Ф. Е. Бес­ палов, В. А. Никитин и другие ученые и инженеры, успешно работающие над усо­ вершенствованием наших боевых кораблей. Правител m jtbo , партия, лично товарищ Сталин уделйлн и уделяют исключи­ тельное внимание развитию отечественной науки. Под руководством нашего любимого вождя товарища Сталина советская наука идет все вперед и вперед, помогая разви­ тию народного хозяйства, культуры, ук­ реплению обороны социалистической Роди­ ны, способствуя осуществлению перехода от социализма к коммунизму. План и ЖизнЬ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПАРТИЙНОГО БЮРО Лейтенант Абрамов достиг больших успехов в освоении специальности. Его безупречная служба отмечена несколь­ кими поощрениями, командования. НА СНИМКЕ: лейтенант О. Абрамов на боевом посту. Фото Н. Высоцкого. м н о ж а т с я РЯДЫ отличных воинов \ Недавно Приказом по подразделению была об’лвлена новая группа отличников боевой и политической подготовки. Ряды передовых воинов пополнились лучшими солдатами и сержантами. Это повышает нашу боевую готовность. В подразделении было проведено сове­ щание отличников. На нем обсуждался доклад «Отличник — опора командира». Доклад сделал коммунист тов. Голик. После ДойЛадв Выступили отличники учебы. Они поделились своим опытом ра­ боты. Примерный вопи сержант Алексей Селиванов рассказал, насколько важно не упускать в службе так называемых «ме* лочей». Он призвал своих товарищей по­ вседневно бороться за повышение боевого мастерства, за высокую боевую готов­ ность подразделения. После выступления Алексея Селиванова мноше отличники охотно рассказали о своей службе. Отличник боевой и полити­ ческой подготовки сержант Николай Демпн высказал свое мнение о том, чтобы чаще проводились такие совещания передовиков учебы. Они оказывают воинам большую помощь й пользу, помогают лучше освоить специальность и устранять недостатки. Сержант Н. НИКОЛАЕВ. Перед составлением плана работы на ме­ сяц секретарь партпйпого бюро тов. Гаври­ лов идет к командиру. В босеае с ним он подробно выясняет, какпе задачи стоят пе­ ред личным составом на этот период. Затем он беседует с заместителем командира по политической части, знакомится с планом, составленным политическим отделом, узна­ ет все то, что касается организации политического п культурного воспитания личного состава. По заданию секретаря члены партбюро обстоятельно советуются с офицерами, старшинами, матросами, коммунистами, прислушиваются к их запросам и предло­ жениям. Секретарь партбюро просматривает репюппя, принятые на партийных собра­ ниях и заседаниях бюро. Такпм образом, выявляются вопросы, ко­ торые необходимо решить. Секретарь тща­ тельно изучает их, выбирает главные и от­ сеивает второстепенные, продумывает наи­ более реальные и конкретные мероприятия, необходимые для выполнения основных за­ дач, стоящих перед подразделением. Составленный в черновике план секре­ тарь согласовывает с командиром и его за­ местителем по политической части, а за­ тем выносит па обсуждение и утверждение партийного бюро. Благодаря тщательной подготовке к со­ ставлению плана, секретарю партийного бюро не приходится придумывать меропри­ ятия — они сами вытекают из анализа жизни личного состава и изучения очеред­ ных задач. Такой метод составления плана повышает ответственность секретаря и чле­ нов партийного бюро за своевременное вы­ полнение намеченных мероприятий, да и коммунисты, внесшие свои предложения в план, активно участвуют в их реализации. Это активизирует деятельность партийной организации, развивает инициативу и чув­ ство ответственности у коммунистов при выполнении поручеппй. Правильность этих выводов можно под­ твердить следующими примерами. В подраз­ делении одно время ухудшилось качество боевой и политической подготовки. Отдель- ( пые коммунисты не занимали ведущей ро -1 ли в учебе и службе. Так, например, лам- мунисты Шадрин, Гузин и Козлов стали плохо работать по обучению и воспитанию воинов. Все это заставило включить в план партийной работы ряд вопросов, направ­ ленных на улучшение боевой и политиче­ ской подготовки, па укрепление воинской дисциплины. Проведены собрание, беседы В результате того, что все коммунисты были привлечены к выполнению плана партийной работы, направленной на ока­ зание помощи командиру, намного улучши­ лась учеба бойцов, повысилась днединли- на в подразделении. Появились повые име­ на на Доске отличников. Особенно высоких показателей в учебе и дисциплине добился член ВКП(б) тов. Карпичев. Передовых воинов его группы матросов Тряшша, Ва­ лова, Купорт, Костромина и других знает весь личный состав. Заметных успехов добились и коммунисты Паращук. Тара- скин. Бебенин. Партийное бюро пе только правильно спланировало свою работу, но и сумело вы­ полнить план. Показатели в боевой и поли­ тической подготовке, состояние воинском дисциплины свидетельствуют о том, что валачи, поставленные командиром, лпчный состав выполнил успешно. Партийное бюро, имея тесную, повсе­ дневную свя:.ь с коммунистами, содейст­ вует развитию их самодеятельности, умело направляет всю их энергию на решение задач боевой и политической подготовки. Коммунисты принимают активное участие в выполнении плана партийной работы. Они помогают бюро вникать во все стороны жизни подразделения н правильно^ подчи­ нять партийную работу задачам обучения и воспитания личного состава. Для примера можно взять вопрос о ру­ ководстве комсомолом. Комсомольская ор­ ганизация, секретарем которой был тов. Денисов, работала плохо. Отдельные чле­ ны ВЛКСМ нарушали воинскую дисципли­ ну, намного отставали в учебе. Серьезный подход партийного бюро к планированию своей работы дал возможность быстро устранить недостатки этой комсомольской организации. Партийное бюро заслушало доклад нового секретаря комсомольской организации тов. Рязанцева о состоянии внутрисоюзной работы и наметило меро­ приятия по устранению недостатков. Про­ ведены комсомольские собрания с вопроса­ ми учебы и дисциплины. Докладчиками на них выступили коммунисты. По плану партийного бюро проведены с комсомоль­ цами беседы на темы: «Права и обязан­ ности членов ВЛКСМ», «За что награжден комсомол орденами», «Комсомол в годы сталинских пятилеток». «Комсомол в годы Великой Отечественной войны» и другие. В плане было предусмотрено оказание помощи комсомольскому бюро в подготовке и проведении концертов матросской худо- ----■-------» ^ | П ll|/UiJWVfVUUU IW imvpivi/ —^ - Г- ---- •^ о требованиях воинских уставов и Военной t ж&ственной самодеятельности. Этот пункт ЗАБОТЛИВЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННИК Хозяйственник тов. Соколов проявляет присяги, о задачах, стоящих перед личным составом, шпроко были освещены эти во­ просы в стенной печати. Большинство ме­ роприятий было подсказано самими комму­ нистами. Так, папрпмер, партийное собра­ ние с вопросом о состоянии боевой и поли­ тической подготовки и задачах коммунистов предложил провести командир. Он же сде­ лал на этом собрании доклад. Собрание прошло активно. На нем выступили мно­ гие коммунисты, которые вскрыли ряд не­ достатков, впесли ценные предложения. По инициативе партийного бюро прове- болыпую заботу об обеспечении личного ; дено собрание старшинского состава по об­ мену опытом работы. Резкой критике под­ верглись те коммунисты, которые еще пло- • хо обучали и воспитывали подчиненных. ! Члены партбюро тт. Данилкин, Тараскин и другие провели с воинами ряд бесед о дис­ циплине, о требованиях уставов и Военной присяги. Беседу на тему «Ленин и Сталин — ор­ ганизаторы Вооруженных Спл СССР» посо* ветовал провести тов. Бариков. Он же сам подготовил и провел ее. Коммунист Солом- нюк взялся побеседовать с воинами на тему: «Историческая победа Советской Армии и Военно-Морского Флота в Великой Отечест­ венной войне». Беседу «Партия Ленина — Сталина — организатор и руководитель побед советского народа» предложил и про­ вел тов. Гаврилов. состава необходимым довольствием. Он твердо помнит требования устава и ни ■а шаг не отступает от них. Соколов своевременно реагирует на за­ просы воинов, заботится об удовлетворе­ нии их бытовых нужд. Это проявляется в его работе повседневно. В частности, тов. Соколов много внима­ ния уделяет тому, чтобы воины своев­ ременно и регулярно бывали в бане, чтобы их белье в срок сдавалось в стирку. Соколов также хорошо организовал работу сапожной мастерской. Теперь обувь лкч- ного состава ремонтируется доброкачест­ венно и в срок. Сержант И. СУХОМЛИНОВ. Сержант В. МАЗУРОВ. включен в плап по инициативе комму­ нистов Данилкина и Тараокпна. В период подготовки к выборам в Верховный Совет СССР кружок самодеятельности выступал перед избирателями. Партийное бюро ока- вало помощь комсомольской организации в подготовке И проведении молодежных ве­ черов. Имеются й недостатки в планирования партийной работы. В феврале было намече­ но прбвеоти собрание отличников учебы, л/х обмену опытом. Ответственным за лодготов: ку собрания был выделен коммунист Бон­ даренко. Но это важное мероприятие оста­ лось невыполненным. Не было проведено и еапланированное совещание коммуни- стов-руйоводителей по вопросу об тех ра­ боте по выращиванию отличников. Глубоко продуманный план и точное его выполнение является залОтом успеха всей работы партийной организации. Такой план позволяет четко определять, куда должны быть направлены усилия коммунистов, исключает самотек в деятельности. Пар­ тийное бюро обязано еще тщательнее го­ товиться к составлению плана, намечать такие мероприятия, которые отвечают на­ сущным требованиям, задачам, стоящим перед личным составом, в намеченное уме­ ло претворять в жизнь. Главный старшина А. ЯШКИН. На правильном пути ПРИМЕРНАЯ СЛУЖБА МАТРОСА УЛЬЯНОВА При входе в кубрик висит лозупг: «Служить так, как служат старшие матросы Бычек, Чашка и матрос Ульянов!». G самого начала службы эти товарищи безупречпо вы­ полняют свой воинский долг перед Родииой. По особенно вы­ сокие достижения в учебе у матроса Ульянова. Служпт он недавно, но за короткое время успел достичь многого и хоро­ шо овладел военными знаппямп. Его отличительная черта— шшпиатпва и настойчивость в учебе. Ульянов по совету командира отделения часто берет в библиотеке литературу, рассказывающую о сланных делах советских воинов," о бое­ вых традициях Вооруженных Сил Союза ОСР. Он во всех ме­ роприятиях, проводимых комсомольской организацией, при­ нимает активпое участие. Матрос Ульянов — хороший воин, активный физкуль­ турник. В этом сезоне он победил известных спортсменов под. разделеппя Буркова, Пименова и др. и на итоговом вечере ему вручили грамоту. Старший матрос П. САВ0СТИК0В. ОТДЕЛЕНИЕ, КОТОРЫМ КОМАНДУЕТ СЕРЖАНТ ОДЖУБЕИСКИИ , ДОБИВАЕТСЯ ОТЛИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ — Вы что-то хотите спросить? — ска­ зал Оджубейскпй, заметив вто. — Вы знаете, товарищ сержант, я тоже хочу, чтобы отделение наше стало отлич­ ным. По я как-то не мог там, перед Товари­ щами, об этом сказать. Вы же слыхали, как они меня критиковали. И Копуловский.». друг, а также... — Копуловский — хороший товарищ. Он поступил по-настоящему, по-комсо- мольскн. Оп хочет помочь вам в службе и учебе. У вас есть все возможности стать отличником. В отделении с каждым днем заметно ук­ репляется дисциплина, растут енания по специальности. Повысилась актганость бойцов на политзанятиях. Каждый стре­ мится знать больше, охотно вызывается помогать товарищу. Командир однажды заметил, что солдат Крячек петвердо усвоил тему по боевой подготовке. Копуловский вызвался помочь бойцу. В свободный час оба воина пришли в класс. С чувством гордости за то, что сержапт поручил ему оказать помощь от­ стающему, Копуловский начал раз’яснять материал. Оп назвал тему, приступил к рассказу, стараясь все делать так, как это делал командир, изложил весь мате­ риал. — Все ли ясно, товарищ Крячек? — спросил Копуловский. — Все ясно,— последовал ответ.— Тс, что в свое время пропустил па занятии, те­ перь понял хорошо. — Давайте повторим. Рассказывайте вы, а я послушаю. Солдат по порядку рассказал о всех дей­ ствиях, которые необходимо производить при выполнении задзиия. — А как будете делать практически? Солдат правильно произвел все действия у боевого механизма. — Пойдемте -доложим сержанту, — ска­ зал Копуловский. Товарищеская взаимопомощь прочно во; шла в быт отделеппя. Если один плохо ус­ воил какую-либо тему, с ним занимаются товарищи дополнительно. Сейчас лучше ис­ пользуется время по вечерам — каж­ дый занимается делом. После подготов­ кой&ндир собрал сержантов и разъяснил, что требуется от них для повышения уров­ ня боевой и политической подготовки в ближайший период. Сержанты па этом со­ вещании вскрыли недостатки в учебе, на­ метили пути их устранения. Среди высту­ пивших был и Петр Оджубейскпй. Оп заве­ рил командира в том, что его отделение станет отличным. Коща все 1 >азошлись, Петр задумался: «Как лучше раз яснить подчиненным воз­ никшие перед отделением новые, ответст­ венные задачи, как мобилизовать их на борьбу за успехи?». На другой день вечером в кубрике со­ брались бойцы отделения. Сержант корот­ ко рассказал о вчерашнем сборе у (коман­ дира. — Я от имени всего отделения заверил командира, что мы все будем бороться за отличные показатели в учебе. Для этого у нас ость гее возможности. Что нам надо еще более укрепить — войсковую совет­ скую дружбу. Она является залогом успе­ ха. Надо дорожить честью отделения, рав­ няться по лучшим, помогать отстающим, удерживать товарищей от дурных поступ­ ков. Я думаю, что каждый из пас сейчас скажет, какие есть еще у нас промахи, для того, чтобы сообща ликвидировать их. Комсомолец Копуловский сказал: — Во многих подразделениях уже идет борьба за отличные отделения. И мы со всей готовностью примемся за осуществле­ ние нашей мечты. Вы, товарищ сержант, у командира правильно выразили наше желание. Недостатки у пас, копечпо, есть, и они серьезные. Вот, например, солдат КудрицкиЙ. Он способный, настойчивый венн, но плохо, что вступает в пререкания со старшими, иногда невнимательно отно­ сится к запятиям или плохо готовится к ним. Другие бойцы тоже резко осудили недо­ стойное поведение солдата Кудрпцкого. Они высказали своп замечания и выразили об­ щее стремление добиться более высоких показателей в учебе и службе. После беседы КудрипкиГг подошел к сер­ жанту и долго пе решался заговорить с ним. * • , кн к занятиям многие читают художест­ венную и политическую литературу. Отде­ ление сейчас ставится в пример друтим* Сержант Оджубейскпй заметил, что Копу- ловский начал хуже относиться к ааняти- ям, готовясь к наряду, не почистил пугови­ цы, не подшил подворотничок. «Это — зазнайство. Его нужно пресечь в самом на-» чале я решительно», — решил командир отделения. Он побеседовал с Копуловским, указал ему, что успокаиваться на достиг­ нутом, зазнаваться— не к лицу советскому воину. Этот случай явился поводом В ТОМУ; что комсомолец Оджубейскпй провел с бой­ цами специальную беседу о вреде зазнай­ ства в наших рядах. ...Два отделения получили задание^ Командиры, каждый в отдельности, поста­ вили задачу перед своими подчиненными* Началась работа. Отделение Оджубейского первым закончило ее. — Надо бы помочь товарищам, — внес предложение Копуловский, хорошо запом­ нивший справедливый упрек сержанта и вновь отлично исполняющий обязанности. Командир одобрил это предложение и разрешил солдатам оказать помощь сосед- нему отделению. Оба отделения досрочно выполнили задание. Растут успехи отделения. Уже более шг левины его состава — отличники. Все они комсомольцы, с них берут пример, по ним равняются остальные. Солдат Кононенко не состоит в рядах ВЛКСМ. Он решил вначале стать отличником, а затем просить комсо­ мольскую организацию принять его в ря­ ды ВЛКСМ. Кононенко успешно идет в осуществлению своей цели. Комсомолец сержапт Петр Оджубейскпй — умелый воспитатель подчиненных, от­ личник боевой и политической_ подготов­ ки. Его безупречпая служба не раз отмеча­ лась в приказах командира. В нынешнем году комапдованпе наградило его знаком отличного специалиста. В своей работе тов. Оджубейскпй всетда чувствует повседпевпую помощь бюро ком­ сомольской организации подразделения и членов ВЛКСМ своего отделения. Много по-* могают ему и коммунисты. .. Старший сержант Г. КОМИССАРЕНКО, I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz