На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.

13 апреля 1950 г., № 88 (3701). На с т р а ж е З а п о л я р ь я \ 3 Ометодике проведения беседыв кружке по изучению„Краткого курса истори ВКП(б)“ К руги ; по изучению «Краткого курса истории ВВП(б)» создаются партийными оргашдощаями для коммунистов и комсо­ мольского актива, имеющих минимум по­ литически энаний, по недостаточно под­ готовленных к самостоятельному изучению истории ВВДб). Задача кружкой — по­ мочь комггунистам и комсомольскому ак­ тиву овладеть основами марксизма-лениниз­ ма, повьгзить идейно-теоретический уро­ вень. Основной формой проведения занятия в кружке является живая, развернутая бе­ седа. В б-эседе, в процессе дискуссии уча­ стники кружка лучше усваивают содер­ жание т еш , развивают навыки изложения Ъощх июлей , учатся творчески подхо- Щ[ть к .изучению марксистско-ленинской теории. Беседа является также лучшим сред­ ством вовггродя х проверки знаний слуша­ телей, из: подготовленности к занятиям, вх отнотенгд б делу повышения политиче­ ской соахательности. В совершенстве ов­ ладеть искусством проведения такой бесе­ ды — первейшая обязанность пропаган­ диста. Что же необходимо для того, чтобы бе­ седа в кружке была живой, интересной ш содероадельиой?, Успех беседы зависит, прежде всего, от теоретичэской подготовки руководителя кружка и его пропагандистского опыта. Провести: беседу умело, на высоком идей­ ном уроше нелегко. Каким бы большим опытом ян обладал руководитель кружка, он оОяяан к каждой беседе тщательно -го* товягьзд. Эта его работа начинается е подготовки вводного рассказа по теме. Глу- » ко изучая рекомендованную литературу делая необходимые выписки, руководи­ тель кружка должен стремиться овладеть содержанием темы в целом. В ходе работы он выделяет основные вопросы темы, ко­ торые Ередполагает осветить в рассказе» Вместе с тем <ш тщательно продумывает, какие вопросы ему следует разобрать со слушателями на предстоящих беседах. Ко­ личество этих вопросов не должно быть большим. Для одной беседы m следует брать н-э более трех-четырех. В плане беседы целесообразно не только четко «формулировать основные вопросы, s o к хтетко раскрыть их содержание. Не­ обходимо подготовить также ряд дополни­ тельны]: вопросов, которые могут оказать помощь слушателям. Пропагандист заранее продумывает, как методически лучше по­ дойти & обсуждению содержания того или иного Iопроса, какой фактический матери* ал при этом нужно использовать, какие следует сделать выводы. Предположим, в кружке предстоит иву- (чение темы. «Партия большевиков в борь­ бе за завершение строительства социали­ стического общества н проведение новой констМДОвг ТХЗЗБ’ тод"— ' йншь'^'1941 рода)». ‘ Пропагандисту предстоит провести по &той теме четыре беседы. Первую беседу следует посвятить первому разделу темы— международному положению и внешней по­ литике Советского Союза в период 1935 год — июнь 1941 года. Для развернутой беседы по втому разделу целесообразно выделть примерно три следующих узло­ вых вопроса: 1. Начало нового экономического кризи­ са в капиталистических странах. 2. Обострение международного полити­ ческою положения. Начало второй мировой дойны. 3» Лирная политика Советского Союза, борьба за организацию коллективной без­ опасности и 8а противодействие фашист­ ским агрессорам. Создание «восточного фронта». При обсуждении первого вопроса пропа­ гандисту нужно добиваться, чтобы в бесе­ де были четко определены характерные особенности нового экономического кризи­ са, начавшегося со второй половины 1937 года и охватившего ряд капиталистических стран, не успевших еще оправиться от ударов экономического кризиса 1929— 33 годов. При этом очень важно, чтобы слу­ шатели в ходе обмена мнениями глубоко поняли, что экономические . кризисы при капитализме неизбежны. Такие кризисы исчезнут лишь с уничтожением капита­ лизма. Особенно острыми и разрушитель­ ными экономические кризисы становятся в период общего кризиса капитализма, кото­ рый начался в результате первой мировой войны и Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции. Показателем гнилости и обреченности капиталистической системы является но­ вый кризис, нарастающий в настоящее время в экономике капиталистического ми­ ра и сопровождающийся резким падением жизненного уровня трудящихся масс, ро­ стом массовой безработицы и нищеты. Даже по преуменьшенным официальным данным буржуазной статистики в США насчитывается в настоящее время свыше 14,5 млн. безработных и полубезработных. Фактическое же число безработных в США составляет около 18 млн. человек. Во всех капиталистических странах к началу 1950 года безработицей охвачено было около 45 млн. человек. В результате обсуждения второго и тре­ тьего вопросов у слушателей должно сло­ житься четкое представление о двух лини­ ях в международной политике периода 1935 год — июнь 1941 года — линии Советского Союза, направленной на борь­ бу 8а мир, ва коллективную безопасность и об единение сил свободолюбивых наро­ дов для отпора фашистской агрессии, и линии Англии, Франции и США, прово­ дивших политику «умиротворения» гитле­ ровской Германии к отказа от коллектив­ ной безопасности, политику подбадривания агрессоров и разжигания войны. Правящие круга Англии, Франции и США всячески пытались направцть агрессию на Восток, против Советского Союза. В беседе надо стремиться к тому, чтобы слушатели глубоко осмыслили анализ меж­ дународного положения СССР, данный товаркщеи Сталиным в его доклада на XVIU с ’езде ВБЩб), поняли неразрывную связь внешней политики Советского Сою­ за предвоенных лет с мероприятиями Со­ ветского правительства в послевоенный период, направленными на укрепление мира и международной безопасности. Очень важно, чтобы при обсуждении темы были широко использованы документы, опубли­ кованные в исторической справке Совин- формбюро «Фальсификаторы истории», а также наглядные поообия, в частности, 1 я 2 ивсты 12-го вы п у в а альбома аатляд- ных пособий по истории ВШ б ) , примеры вз современной действительности. Успех беседы во многом еавискт не только от подготовки руководителя круж­ ка, ао и от подготовки слушателей. Нельзя забывать, что среди слушателей кружков имеются товарищи, не владеющие навы­ ками самостоятельной работы, впервые приступившие к изучению «Краткого кур­ са истории ВЩ б )» . Вот почему после того, Жак проведан вводный рассказ и слушателям даны подробные методические указания, внимание пропагандиста должно быть обращено на обеспечение их успеш­ ной самостоятельной работы по подготовке к очередной беседе. В Промежутках между беседами пропа­ гандисту необходимо проводить групповые и индивидуальные консультации. При этом он но должен дожидаться, когда кто- нибудь в з слушателей обратится к нему с вопросами. Он сам приглашает к себе отдельных товаряшей и проверяет, как они готовятся к занятиям, помогает им разобраться в наиболее сложных вопросах темы, даёт советы, как самостоятельно работать над книгой. Пропагандист не должен вабывать, что даже при самой добросовестной подготовке слушателей к занятиям, при условии пол­ ного выполнения ими учебного задания все-таки беседа сама по себе, стихийно не может стать полноценной. Необходимо еще, чтобы пропагандист с самого начала сумел возглавить эту беседу, направить внима­ ние слушателей на уяснение основного со­ держания темы. В этой связи следует указать на важ­ ность умелой постановки пропагандистом вопросов в ходе беседы. Некоторые пропа­ гандисты так ставят вопросы, что на них можно получить лишь односложный ответ. Один из пропагандистов, проводя беседу по последним разделам VIII главы «Краткого курса истории ВКП(б)», обратился к слу­ шателям с вопросом: «Скажите, чем окон­ чилась война советской страны против иностранных интервентов н белогвардей­ цев?» Уже сама постановка вопроса в дан­ ном случае наталкивает слушателей лишь на односложный ответ, на простое конста­ тирование факта н поэтому мало способст­ вует развертыванию беседы, повышению активности слушателей. Совершенно дру­ гое дело, если бы пропагандист поставил вопрос более полно, например, так: «Как и почему победила советская страна сое­ диненные силы иностранной интервенции и буржуазно-помещичьей контрреволюции в России?». Такая постановка вопроса обязывает слушателей не ограничиваться лишь кон­ статированием факта победы советской страны над соединенными силами интер­ вентов и белогвардейцев, а побуждает дать глубокое об’ясненпе причин одержанной победы. Несомненно, беседа в этом случае будет носить более оживленный характер. Руководителю кружка нужно стремить­ ся к тому, чтобы обеспечить высокую ак­ тивность слушателей в беседе. Поэтому, ставя на обсуждение тот или иной вопрос, целесообразно адресовать его вначале все­ му кружку. И лишь потом, когда над ним подумают все слушателя, нужно предоста­ вить слово кому-либо пз желающих высту­ пить. Среди слушателей встречаются товари­ щи, которые на занятиях проявляют ро­ бость, не решаются взять слово, чтобы по­ делиться своими знаниями п мыслями. Таких товарищей надо в первую очередь вовлекать в беседу. Если они затрудняют­ ся дать исчерпывающий ответ на постав­ ленный вопрос, нужно поставить дополни­ тельный вопрос. В процессе беседы пропагандист опреде­ ляет, насколько успешно усвоили слуша­ тели изучаемый материал, разясняет от­ дельным товарищам то, что ими слабо ус­ воено. Когда обсуждение основных вопро­ сов закончено, руководитель в своем за­ ключении подводит итог беседы, еще раз подчеркивает главные положения и выво­ ды, делает замечания по существу выступ­ лений слушателей. На занятиясс пропагандист особенное внимание обращает на то, чтобы слушате­ ли глубоко понимали н чувствовала не­ разрывную связь изучаемых вопросов с жизнью. Из учение истории ВКП(б) в кружке нужно организовать так, чтобы оно носи­ ло действенный характер, чтобы слушате­ ли, овладевая огромным опытом всей ис­ торической деятельности партии, учились в свете этого опыта, в свете ведцких идей марксизма-ленинизма глубоко анализиро­ вать и правильно оценивать явления сов­ ременной жизни, умели применять теорию в практической работе. Так именно стремится строить свою ра­ боту руководитель кружка тов. Кузьмин, проводя вторую беседу по VIII главе «Краткого курса истории ВКЩб)», он по­ ставил перед слушателями вопрос: «Какие главные решения принял VIII с’езд пар­ тии и в чем состоит их историческое зна­ чение?». Высказаться по втому вопросу из’явили желание сразу же несколько слушателей. В своих выступлениях они рассказали о принятой с ’ездом новой про­ грамме партии, о его решениях об отно­ шении к среднему крестьянству, о пар­ тийном к советском строительстве. . Один из выступавших участников круж­ ка остановился также на решении VIII с « д а партии по военному вопросу. Одна­ ко его выступление страдало очень суще­ ственным недостатком: вместо глубокой характеристики принятого с ’ездом реше­ ния выступающий по существу ограни­ чился лишь частными замечаниями, не раскрыл огромное значение решения для укрепления военной мощи молодой совет­ ской республики. Естественно, что руководитель кружка не мог не заметить крупного недостатка этого выступления. В своем заключении он подробно рассказал слушателям о важ­ нейших принципах строительства воору­ женных сил Советской республики, изло­ женных в решениях с'езда, о том, какую огромную ваботу проявляли великие вожди большевистской партии и советского на­ рода В. И. Ленин и И. В. Сталин о созда­ нии регулярной армии, о политическом просвещении ее кадров, о насаждении в советских войсках духа* дисциплины и боевой отваги. На ярких убедительных примерах руководитель показал огромное значение ленинско-сталинских принципов военного строительства для современного этапа жизни наших вооруженных сил, особенно подчеркнув значение воинской дисциплины, являющейся основой высокой боевой готовности наших частей и под­ разделений. Заключение руководителя кружка дало возможность слушателям лучше усвоить содержание темы, глубже понять нераз­ рывную связь марксистско-ленинской тео­ рии с практическими задачами сегодняш­ него дня, понять большое государственное значение своей службы, своей роли, как вооруженных защитников интересов социа­ листической Родины. Проведение беседы — дело творческое. Неправильно было бы здесь устанавливать какой-либо шаблон. Главпое заключается •в том, чтобы занятия в кружке способст­ вовали идейному росту слушателей, оказы­ вали действенное влияние на повышение лх политической и служебной активности, на улучшение политического и воинского воспитания солдат и сержантов. Овладение методом живой, развернутой беседы ^требует от пропагандиста постоян­ ной работы над совершенствованием своих теоретических и методических знании, критического анализа своей собственной работы и творческого изучения положи­ тельного опыта других пропагандистов. Подполковник Ф. ТКАЧЕВ. Подполковник К. ТОМШИН. Стихи Владимира Маяковского (К 20-летию со дня смерти поэта) ВО BE с ь - г о л о с Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря. Я к вам приду в коммунистическое далеко не так, как песенно-есененный провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков я через головы поэтов и правительств. Мой стих дойдет, но он дойдет не так, — не как стрела в амурно-лировой охоте, не как доходит * к нумизмату стершийся пятак и но как свет умерших звезд доходит. Мой стих 1 трудом громаду лет прорвет ■ явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел kводопровод, сработанный еще рабами Рима. В курганах книг, похоронивших стих, железки строк случайно обнаруживая, вы * с уважением ощупывайте их, как старое, но грозное оружие. Я ухо словом не привык ласкать; ушку девическому в завиточках-волосках с полупохабщнны не разалеться тронуту. Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. • Стихи стоят . свинцово-тяжело, готовые и к смерти ОТРЫВОК ИЗ ПЕРВОГО ВСТУПЛЕНИЯ в ПОЭМУ + и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерхя острот, поднявши рифм отточенные пики. И все поверх зубов вооруженные войска, что двадцать лет в победах пролетали, до самого последнего листка я отдаю тебе, планеты пролетарий. Рабочего громады класса tpar — он враг и мой, отявленныЙ ■ давний. Велели нам итти под красный флаг года труда и дни недоеданий. Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставня, но и без чтеяяя мы разбирались в том, в каком яття, в каком сражаться стаяв.- Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боев она врывалась s стих, когда под пулями от нас буржуя бегаля, как мы когда-то бегали от них. Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше, — умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерлн наши! Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою, — ведь мы свои же люди, пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Потомки, словарей проверьте поплаокн: из Леты выплывут остатки слов таких, как «проституция», «туберкулез», «блокада». Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины-плевки шершавым языком плаката. С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ ископаемо-хвостатых. Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке * - дней остаток. Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо, Явившись в Це Ка Ка „ идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг Я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек. Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка Отличнин учебы, хороший специалист , Младший сержант Есикин повседневно работает над повышением своего идейно- теоретического уровня. К политическим занятиям он готовится старательно, глубо­ ко изучает рекомендованную литературу. Высокое сознание воинского долга перед Родиной способствует* успехам младшего сержанта в выполнении служебных обя­ занностей. Работая шофером, он образцово содержит автомашину, которая всегда чи­ ста, исправна, готова к выходу. Заботливый, трудолюбивый воин, Еси- &ин точно выполняет уставы и инструк­ цию. На проверке знаний уставов Воору­ женных Сил СССР он получил отличную опенку. Примерный воин подал в комсомольскую организацию подразделения заявление с просьбой принять его в ряды ВЛКСМ. Эта просьба удовлетворена. Получив комсо­ мольский билет, тов. Есикин начал еще настойчивее работать над расширением своего идейно-теоретического кругозор!. Сейчас на политзанятиях в группе, где он занимается, изучается «Краткий курс ис­ тории ВКП(б)». Есикин приходит на за­ нятия, хорошо подготовившись по очеред­ ной теме. Комсомолец Есикин принимает активное участие в общественной работе. Члены ВЛКСМ избрали его в состав бюро своей комсомольской организации. Активист Есикин выступает застрельщиком многих мероприятий, проводимых в подразделении. За это его уважает личный состав. За добросовестную службу младший сержант Есикин имеет более 10 благодар­ ностей, поощрен краткосрочным отпуском. Недавно ему об’явлена благодарность за инициативу и личный пример, проявлен­ ные на воскреснике. Группа бойцов, в ко­ торой он состоял, закончила работу рань­ ше других и с высоким качеством. Служба л учеба комсомольца Есикина являются примером честного выполнения Военной присяги и Устава ВЛКСМ. Сержант А. ИГНАТОВ. В Ч А СЫ С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н О Й П О Д Г О Т О В К И . В свободное от учебы и службы время комсомольца старшего матроса Виктора Чумаченко всегда можно видеть сведи то­ варищей. У географической карты или за учебником помогает он им еще глубже усвоить ту или иную тему. Тов. Чумаченко выделен агитатором. Свою почетную обязанность он исполняет д о б р о с о в е с т н о : часто беседует с моряками, рассказывает им о зысоком долге быть защитником государственных интересов нашей Родины. Правдивые слова агитатора всегда на­ ходят отклик у воинов. Сам Чумаченко по­ казывает образцы в учебе и службе. К не­ му, как к лучшему воину, часто обращают­ ся друзья за советом и помошью. Сейчас, когда вся страна готовится к всенародному празднику 1 Мая, Чумачен­ ко ведет большую агитационно-массовую работу. Он часто читает матросам газет­ ные материалы, рассказывающие о пред­ праздничных успехах стахановцев. — С каждым днем, — говорит оп, — все ширится предмайское социалистическое соревнование на предприятиях и колхоз­ ных полях. Мы. советские вопны, так­ же должны встретить 1 Мая новыми до­ стижениями в своей учебе и службе. Старшина 2 статьи Н. СТЕПАНОВ. К этому месту будет подвезено в пятилетку 1.000.000 вагонов строи­ тельных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей. Из разговора. П® небу тучи бегают, дождями сумрак сжит. Под старою телегою рабочие лежат. И слышит шопот гордый вода я под я над: «Через четыре года здесь будет / город-сад!» Темно свинцовоночие — и дождик толст, как жгут; сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут. Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь - будет город*сад!» Свела промозглость корчею - неважный мокр уют, сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют. Но ШОПОТ громче голода, - он кроет капель спад! «Через четыре года вдесь будет город.сад! Здесь взрывы эакудахтают в разгон медвежьих банд, и взроет > недра шахтою стоугольный «Гигант». Здесь встанут стройки стенами. Гудками, пар, сипи. Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь. Здесь дом дадут хороший нам и СИТНЫЙ без пайка, аж за Байкал отброшенная попятится тайга». Рос шопоток рабочего над темью тучных стад, а дальше неразборчиво, лишь слышно — «город-сад». Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть! ПИСЬМО ИЗ МОС КВЫ м у з ей в е л и к о г о п о э т а В нескольких минутах ходу от Таганской площади, в переулке Маяковского стоит приземистый свежевыбеленный двухэтаж­ ный домик. Последние четыре года своей жизни здесь творил великий поэт революции Владимир Владимирович Маяковский. До 1537 года здесь был «Дом-музей» поэта, с апреля 1937 года ему было присвоено на- зваппе Государственной библиотеки-музея В. В. Маяковского. Вход со двора ведет во второй этаж, где расположена квартира из четырех неболь­ ших комнат. Первые две из них занимал сам Маяковский, вторые — его близкие друзья. На вешалке в прихожей висят пальто, шляпа п трость поэта. В углу — высокая корзина из лозы. В дпи, когда к Владимиру Владимировичу собирались друзья и мест на вешалке нехватало, кор­ зина служила своеобразным гардеробом для верхней одежды. Обстановка рабочего кабинета и столовой: мебель, книги, предметы домашнего обихо­ да, афиши и плакаты — все, чего каса­ лись руки поэта, «расставлено в том по­ рядке, в каком оно было при его жизни, и производит впечатление обитаемой кварти­ ры. Все здесь так близко, понятно и дорого сердцу советского человека, что кажется: Маяковский гдето недалеко, он только вы­ шел куда-то. Вот-вот распахнется дверь, на пороге вырастет огромпая фигура в шер. стя'ном джемпере в крупную косую клет­ ку и громом раздастся приветственный бас Владимира Владимировича. В рабочем кабинете на письменном сто­ ле, за которым Маяковский творил своп бессмертные стихи, лежат записная книж­ ка, календарь, рисовальные принадлеж­ ности, листки с последними поэтическими заголовками, необычных размеров зажигал­ ка, корреспондентский билет «Комсомоль­ ской правды», книга с автографами, стоят многочисленные пузырьки с цветной тушью. Рабочий кабинет и столовая часто быва­ ли свидетелями шумных творческих встреч поэта с его близкими друзьями. Здесь на­ кануне десятой годовщины Октября впер­ вые прозвучала поэма «Хорошо!». Здесь же за утренним чаем, перечитывая еще пах­ нущие типографской краской свежие мос­ ковские газеты. Владимир Владимирович писал стихи для газет и плакатов «На зло­ бу дня». В комнатах, где жили друзья Маяков­ ского, теперь выставлены документы и вит­ рины, рассказывающие о жизненном пути и «творческой лаборатории» поэта. Среди них — фотоснимки черновых набросков поэмы «Владимир Ильич Ленин», стихотво­ рений «Блек энд уайт», «Порядочный гражданин», «Барышня в Вульворт», «Не­ боскреб в разрезе» к других. Особый инте­ рес вызывает фотокопия афиши, извещав­ шей в 1927 году жителей Пензы о пред­ стоящем выступлении Маяковского с до­ кладом и чтением стихов о заграничных поездках. Афиша была составлена самим Владимиром Владимировичем. Волнующий рассказ о творческом горе­ нии поэта, о его мастерском умении оцени­ вать явления заграничной жизни и давать им убийственную характеристику представ­ ляют яркие плакаты, выходившие в «Ок­ нах ТАСС». Часть пз них собрана и теперь размещена но стенам верхнего вестибюля перед входом в квартиру. Стихи Маяков­ ского пастолыео точно и безошибочно бьют в цель, что пе потеряли своей важности и до сих пор. Воины Советской Армии и Военно-Мор­ ского Флота на пламенных стихах Влади­ мира Владимировича Маяковского учились ненавидеть и бить врага наверняка. Они заучивали их в короткие перерывы между боями, а когда гремела команда «В атаку!», шли с ними в бой. Вот почему посетители подолгу рассматривают хранящийся в му­ зее томик произведений Маяковского, на­ сквозь пробитый осколком немецкого сна­ ряда. Этот томик был в сумке бойца — за­ щитника героического Сталинграда. Привлекает внимание макет-модель рабо­ чей комнаты Маяковского в б. Лубянском проезде. Днем здесь Владимир Владимиро­ вич писал стихи, а по вечерам часто читал их в Большой аудитории Политехнического музея. Музейный фонд библиотеки-музея с каждым годом пополняется новыми изда­ ниями произведений Маяковского. Искус­ ствоведы и архивисты помогают музею со­ бирать литературное и мемориальное на­ следство поэта. Пыне здесь собрано свыше 10 тысяч различных литературных и веще­ ственных реликвий, множество рукописей, изобразительных материалов. Читальный зал музея располагает фондом около 40 ты­ сяч книг. Миллионы советских людей горячо любят произведения Владимира Владимировича Маяковского. Широкой известностью поль­ зуются произведения поэта и за рубежом. Ныне они переведены па 40 языков наро­ дов Советского Союза и па 24 инострапных языка. Па 1 апреля текущего года общий тираж произведений Маяковского только на русском языке составляет 12.428.226 экземпляров. Тираж поэмы «Владимир Ильич Ленин» достиг 1.168.250 экземпля­ ров, а поэмы «Хорошо!» — 633.170. Ежедневно посещают музеи-библиотеку сотни людей со всех уголков земли. Тепло­ той и великой любовыо к поэту революции дышат записи, оставленные в книге впе­ чатлений группой рабочих с московского завода «Калибр» и преподавателем литера- тугы из Киева, группой студентоз Москов-* скего университета п делегацией польских писателей, советским поэтом Алексеем Сур­ ковым и переводчиком произведений Мая­ ковского товарищем Ге Бао-цюапем, народ­ ной художницей Чехословакии Марией Ма­ йоровой и прогрессивным деятелем Индии Мплк Радж Анад. «Маяковский жив, он — среди нас», — говорят онп. И в этом лучшее признание его бессмер­ тия. И. ГЕЛЕВЕРЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz