На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.
13 апреля 1950 г., № 88 (3701). На с т р а ж е З а п о л я р ь я \ 3 Ометодике проведения беседыв кружке по изучению„Краткого курса истори ВКП(б)“ К руги ; по изучению «Краткого курса истории ВВП(б)» создаются партийными оргашдощаями для коммунистов и комсо мольского актива, имеющих минимум по литически энаний, по недостаточно под готовленных к самостоятельному изучению истории ВВДб). Задача кружкой — по мочь комггунистам и комсомольскому ак тиву овладеть основами марксизма-лениниз ма, повьгзить идейно-теоретический уро вень. Основной формой проведения занятия в кружке является живая, развернутая бе седа. В б-эседе, в процессе дискуссии уча стники кружка лучше усваивают содер жание т еш , развивают навыки изложения Ъощх июлей , учатся творчески подхо- Щ[ть к .изучению марксистско-ленинской теории. Беседа является также лучшим сред ством вовггродя х проверки знаний слуша телей, из: подготовленности к занятиям, вх отнотенгд б делу повышения политиче ской соахательности. В совершенстве ов ладеть искусством проведения такой бесе ды — первейшая обязанность пропаган диста. Что же необходимо для того, чтобы бе седа в кружке была живой, интересной ш содероадельиой?, Успех беседы зависит, прежде всего, от теоретичэской подготовки руководителя кружка и его пропагандистского опыта. Провести: беседу умело, на высоком идей ном уроше нелегко. Каким бы большим опытом ян обладал руководитель кружка, он оОяяан к каждой беседе тщательно -го* товягьзд. Эта его работа начинается е подготовки вводного рассказа по теме. Глу- » ко изучая рекомендованную литературу делая необходимые выписки, руководи тель кружка должен стремиться овладеть содержанием темы в целом. В ходе работы он выделяет основные вопросы темы, ко торые Ередполагает осветить в рассказе» Вместе с тем <ш тщательно продумывает, какие вопросы ему следует разобрать со слушателями на предстоящих беседах. Ко личество этих вопросов не должно быть большим. Для одной беседы m следует брать н-э более трех-четырех. В плане беседы целесообразно не только четко «формулировать основные вопросы, s o к хтетко раскрыть их содержание. Не обходимо подготовить также ряд дополни тельны]: вопросов, которые могут оказать помощь слушателям. Пропагандист заранее продумывает, как методически лучше по дойти & обсуждению содержания того или иного Iопроса, какой фактический матери* ал при этом нужно использовать, какие следует сделать выводы. Предположим, в кружке предстоит иву- (чение темы. «Партия большевиков в борь бе за завершение строительства социали стического общества н проведение новой констМДОвг ТХЗЗБ’ тод"— ' йншь'^'1941 рода)». ‘ Пропагандисту предстоит провести по &той теме четыре беседы. Первую беседу следует посвятить первому разделу темы— международному положению и внешней по литике Советского Союза в период 1935 год — июнь 1941 года. Для развернутой беседы по втому разделу целесообразно выделть примерно три следующих узло вых вопроса: 1. Начало нового экономического кризи са в капиталистических странах. 2. Обострение международного полити ческою положения. Начало второй мировой дойны. 3» Лирная политика Советского Союза, борьба за организацию коллективной без опасности и 8а противодействие фашист ским агрессорам. Создание «восточного фронта». При обсуждении первого вопроса пропа гандисту нужно добиваться, чтобы в бесе де были четко определены характерные особенности нового экономического кризи са, начавшегося со второй половины 1937 года и охватившего ряд капиталистических стран, не успевших еще оправиться от ударов экономического кризиса 1929— 33 годов. При этом очень важно, чтобы слу шатели в ходе обмена мнениями глубоко поняли, что экономические . кризисы при капитализме неизбежны. Такие кризисы исчезнут лишь с уничтожением капита лизма. Особенно острыми и разрушитель ными экономические кризисы становятся в период общего кризиса капитализма, кото рый начался в результате первой мировой войны и Великой Октябрьской социалисти ческой революции. Показателем гнилости и обреченности капиталистической системы является но вый кризис, нарастающий в настоящее время в экономике капиталистического ми ра и сопровождающийся резким падением жизненного уровня трудящихся масс, ро стом массовой безработицы и нищеты. Даже по преуменьшенным официальным данным буржуазной статистики в США насчитывается в настоящее время свыше 14,5 млн. безработных и полубезработных. Фактическое же число безработных в США составляет около 18 млн. человек. Во всех капиталистических странах к началу 1950 года безработицей охвачено было около 45 млн. человек. В результате обсуждения второго и тре тьего вопросов у слушателей должно сло житься четкое представление о двух лини ях в международной политике периода 1935 год — июнь 1941 года — линии Советского Союза, направленной на борь бу 8а мир, ва коллективную безопасность и об единение сил свободолюбивых наро дов для отпора фашистской агрессии, и линии Англии, Франции и США, прово дивших политику «умиротворения» гитле ровской Германии к отказа от коллектив ной безопасности, политику подбадривания агрессоров и разжигания войны. Правящие круга Англии, Франции и США всячески пытались направцть агрессию на Восток, против Советского Союза. В беседе надо стремиться к тому, чтобы слушатели глубоко осмыслили анализ меж дународного положения СССР, данный товаркщеи Сталиным в его доклада на XVIU с ’езде ВБЩб), поняли неразрывную связь внешней политики Советского Сою за предвоенных лет с мероприятиями Со ветского правительства в послевоенный период, направленными на укрепление мира и международной безопасности. Очень важно, чтобы при обсуждении темы были широко использованы документы, опубли кованные в исторической справке Совин- формбюро «Фальсификаторы истории», а также наглядные поообия, в частности, 1 я 2 ивсты 12-го вы п у в а альбома аатляд- ных пособий по истории ВШ б ) , примеры вз современной действительности. Успех беседы во многом еавискт не только от подготовки руководителя круж ка, ао и от подготовки слушателей. Нельзя забывать, что среди слушателей кружков имеются товарищи, не владеющие навы ками самостоятельной работы, впервые приступившие к изучению «Краткого кур са истории ВЩ б )» . Вот почему после того, Жак проведан вводный рассказ и слушателям даны подробные методические указания, внимание пропагандиста должно быть обращено на обеспечение их успеш ной самостоятельной работы по подготовке к очередной беседе. В Промежутках между беседами пропа гандисту необходимо проводить групповые и индивидуальные консультации. При этом он но должен дожидаться, когда кто- нибудь в з слушателей обратится к нему с вопросами. Он сам приглашает к себе отдельных товаряшей и проверяет, как они готовятся к занятиям, помогает им разобраться в наиболее сложных вопросах темы, даёт советы, как самостоятельно работать над книгой. Пропагандист не должен вабывать, что даже при самой добросовестной подготовке слушателей к занятиям, при условии пол ного выполнения ими учебного задания все-таки беседа сама по себе, стихийно не может стать полноценной. Необходимо еще, чтобы пропагандист с самого начала сумел возглавить эту беседу, направить внима ние слушателей на уяснение основного со держания темы. В этой связи следует указать на важ ность умелой постановки пропагандистом вопросов в ходе беседы. Некоторые пропа гандисты так ставят вопросы, что на них можно получить лишь односложный ответ. Один из пропагандистов, проводя беседу по последним разделам VIII главы «Краткого курса истории ВКП(б)», обратился к слу шателям с вопросом: «Скажите, чем окон чилась война советской страны против иностранных интервентов н белогвардей цев?» Уже сама постановка вопроса в дан ном случае наталкивает слушателей лишь на односложный ответ, на простое конста тирование факта н поэтому мало способст вует развертыванию беседы, повышению активности слушателей. Совершенно дру гое дело, если бы пропагандист поставил вопрос более полно, например, так: «Как и почему победила советская страна сое диненные силы иностранной интервенции и буржуазно-помещичьей контрреволюции в России?». Такая постановка вопроса обязывает слушателей не ограничиваться лишь кон статированием факта победы советской страны над соединенными силами интер вентов и белогвардейцев, а побуждает дать глубокое об’ясненпе причин одержанной победы. Несомненно, беседа в этом случае будет носить более оживленный характер. Руководителю кружка нужно стремить ся к тому, чтобы обеспечить высокую ак тивность слушателей в беседе. Поэтому, ставя на обсуждение тот или иной вопрос, целесообразно адресовать его вначале все му кружку. И лишь потом, когда над ним подумают все слушателя, нужно предоста вить слово кому-либо пз желающих высту пить. Среди слушателей встречаются товари щи, которые на занятиях проявляют ро бость, не решаются взять слово, чтобы по делиться своими знаниями п мыслями. Таких товарищей надо в первую очередь вовлекать в беседу. Если они затрудняют ся дать исчерпывающий ответ на постав ленный вопрос, нужно поставить дополни тельный вопрос. В процессе беседы пропагандист опреде ляет, насколько успешно усвоили слуша тели изучаемый материал, разясняет от дельным товарищам то, что ими слабо ус воено. Когда обсуждение основных вопро сов закончено, руководитель в своем за ключении подводит итог беседы, еще раз подчеркивает главные положения и выво ды, делает замечания по существу выступ лений слушателей. На занятиясс пропагандист особенное внимание обращает на то, чтобы слушате ли глубоко понимали н чувствовала не разрывную связь изучаемых вопросов с жизнью. Из учение истории ВКП(б) в кружке нужно организовать так, чтобы оно носи ло действенный характер, чтобы слушате ли, овладевая огромным опытом всей ис торической деятельности партии, учились в свете этого опыта, в свете ведцких идей марксизма-ленинизма глубоко анализиро вать и правильно оценивать явления сов ременной жизни, умели применять теорию в практической работе. Так именно стремится строить свою ра боту руководитель кружка тов. Кузьмин, проводя вторую беседу по VIII главе «Краткого курса истории ВКЩб)», он по ставил перед слушателями вопрос: «Какие главные решения принял VIII с’езд пар тии и в чем состоит их историческое зна чение?». Высказаться по втому вопросу из’явили желание сразу же несколько слушателей. В своих выступлениях они рассказали о принятой с ’ездом новой про грамме партии, о его решениях об отно шении к среднему крестьянству, о пар тийном к советском строительстве. . Один из выступавших участников круж ка остановился также на решении VIII с « д а партии по военному вопросу. Одна ко его выступление страдало очень суще ственным недостатком: вместо глубокой характеристики принятого с ’ездом реше ния выступающий по существу ограни чился лишь частными замечаниями, не раскрыл огромное значение решения для укрепления военной мощи молодой совет ской республики. Естественно, что руководитель кружка не мог не заметить крупного недостатка этого выступления. В своем заключении он подробно рассказал слушателям о важ нейших принципах строительства воору женных сил Советской республики, изло женных в решениях с'езда, о том, какую огромную ваботу проявляли великие вожди большевистской партии и советского на рода В. И. Ленин и И. В. Сталин о созда нии регулярной армии, о политическом просвещении ее кадров, о насаждении в советских войсках духа* дисциплины и боевой отваги. На ярких убедительных примерах руководитель показал огромное значение ленинско-сталинских принципов военного строительства для современного этапа жизни наших вооруженных сил, особенно подчеркнув значение воинской дисциплины, являющейся основой высокой боевой готовности наших частей и под разделений. Заключение руководителя кружка дало возможность слушателям лучше усвоить содержание темы, глубже понять нераз рывную связь марксистско-ленинской тео рии с практическими задачами сегодняш него дня, понять большое государственное значение своей службы, своей роли, как вооруженных защитников интересов социа листической Родины. Проведение беседы — дело творческое. Неправильно было бы здесь устанавливать какой-либо шаблон. Главпое заключается •в том, чтобы занятия в кружке способст вовали идейному росту слушателей, оказы вали действенное влияние на повышение лх политической и служебной активности, на улучшение политического и воинского воспитания солдат и сержантов. Овладение методом живой, развернутой беседы ^требует от пропагандиста постоян ной работы над совершенствованием своих теоретических и методических знании, критического анализа своей собственной работы и творческого изучения положи тельного опыта других пропагандистов. Подполковник Ф. ТКАЧЕВ. Подполковник К. ТОМШИН. Стихи Владимира Маяковского (К 20-летию со дня смерти поэта) ВО BE с ь - г о л о с Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря. Я к вам приду в коммунистическое далеко не так, как песенно-есененный провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков я через головы поэтов и правительств. Мой стих дойдет, но он дойдет не так, — не как стрела в амурно-лировой охоте, не как доходит * к нумизмату стершийся пятак и но как свет умерших звезд доходит. Мой стих 1 трудом громаду лет прорвет ■ явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел kводопровод, сработанный еще рабами Рима. В курганах книг, похоронивших стих, железки строк случайно обнаруживая, вы * с уважением ощупывайте их, как старое, но грозное оружие. Я ухо словом не привык ласкать; ушку девическому в завиточках-волосках с полупохабщнны не разалеться тронуту. Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. • Стихи стоят . свинцово-тяжело, готовые и к смерти ОТРЫВОК ИЗ ПЕРВОГО ВСТУПЛЕНИЯ в ПОЭМУ + и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерхя острот, поднявши рифм отточенные пики. И все поверх зубов вооруженные войска, что двадцать лет в победах пролетали, до самого последнего листка я отдаю тебе, планеты пролетарий. Рабочего громады класса tpar — он враг и мой, отявленныЙ ■ давний. Велели нам итти под красный флаг года труда и дни недоеданий. Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставня, но и без чтеяяя мы разбирались в том, в каком яття, в каком сражаться стаяв.- Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боев она врывалась s стих, когда под пулями от нас буржуя бегаля, как мы когда-то бегали от них. Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше, — умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерлн наши! Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою, — ведь мы свои же люди, пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Потомки, словарей проверьте поплаокн: из Леты выплывут остатки слов таких, как «проституция», «туберкулез», «блокада». Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины-плевки шершавым языком плаката. С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ ископаемо-хвостатых. Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке * - дней остаток. Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо, Явившись в Це Ка Ка „ идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг Я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек. Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка Отличнин учебы, хороший специалист , Младший сержант Есикин повседневно работает над повышением своего идейно- теоретического уровня. К политическим занятиям он готовится старательно, глубо ко изучает рекомендованную литературу. Высокое сознание воинского долга перед Родиной способствует* успехам младшего сержанта в выполнении служебных обя занностей. Работая шофером, он образцово содержит автомашину, которая всегда чи ста, исправна, готова к выходу. Заботливый, трудолюбивый воин, Еси- &ин точно выполняет уставы и инструк цию. На проверке знаний уставов Воору женных Сил СССР он получил отличную опенку. Примерный воин подал в комсомольскую организацию подразделения заявление с просьбой принять его в ряды ВЛКСМ. Эта просьба удовлетворена. Получив комсо мольский билет, тов. Есикин начал еще настойчивее работать над расширением своего идейно-теоретического кругозор!. Сейчас на политзанятиях в группе, где он занимается, изучается «Краткий курс ис тории ВКП(б)». Есикин приходит на за нятия, хорошо подготовившись по очеред ной теме. Комсомолец Есикин принимает активное участие в общественной работе. Члены ВЛКСМ избрали его в состав бюро своей комсомольской организации. Активист Есикин выступает застрельщиком многих мероприятий, проводимых в подразделении. За это его уважает личный состав. За добросовестную службу младший сержант Есикин имеет более 10 благодар ностей, поощрен краткосрочным отпуском. Недавно ему об’явлена благодарность за инициативу и личный пример, проявлен ные на воскреснике. Группа бойцов, в ко торой он состоял, закончила работу рань ше других и с высоким качеством. Служба л учеба комсомольца Есикина являются примером честного выполнения Военной присяги и Устава ВЛКСМ. Сержант А. ИГНАТОВ. В Ч А СЫ С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н О Й П О Д Г О Т О В К И . В свободное от учебы и службы время комсомольца старшего матроса Виктора Чумаченко всегда можно видеть сведи то варищей. У географической карты или за учебником помогает он им еще глубже усвоить ту или иную тему. Тов. Чумаченко выделен агитатором. Свою почетную обязанность он исполняет д о б р о с о в е с т н о : часто беседует с моряками, рассказывает им о зысоком долге быть защитником государственных интересов нашей Родины. Правдивые слова агитатора всегда на ходят отклик у воинов. Сам Чумаченко по казывает образцы в учебе и службе. К не му, как к лучшему воину, часто обращают ся друзья за советом и помошью. Сейчас, когда вся страна готовится к всенародному празднику 1 Мая, Чумачен ко ведет большую агитационно-массовую работу. Он часто читает матросам газет ные материалы, рассказывающие о пред праздничных успехах стахановцев. — С каждым днем, — говорит оп, — все ширится предмайское социалистическое соревнование на предприятиях и колхоз ных полях. Мы. советские вопны, так же должны встретить 1 Мая новыми до стижениями в своей учебе и службе. Старшина 2 статьи Н. СТЕПАНОВ. К этому месту будет подвезено в пятилетку 1.000.000 вагонов строи тельных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей. Из разговора. П® небу тучи бегают, дождями сумрак сжит. Под старою телегою рабочие лежат. И слышит шопот гордый вода я под я над: «Через четыре года здесь будет / город-сад!» Темно свинцовоночие — и дождик толст, как жгут; сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут. Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь - будет город*сад!» Свела промозглость корчею - неважный мокр уют, сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют. Но ШОПОТ громче голода, - он кроет капель спад! «Через четыре года вдесь будет город.сад! Здесь взрывы эакудахтают в разгон медвежьих банд, и взроет > недра шахтою стоугольный «Гигант». Здесь встанут стройки стенами. Гудками, пар, сипи. Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь. Здесь дом дадут хороший нам и СИТНЫЙ без пайка, аж за Байкал отброшенная попятится тайга». Рос шопоток рабочего над темью тучных стад, а дальше неразборчиво, лишь слышно — «город-сад». Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть! ПИСЬМО ИЗ МОС КВЫ м у з ей в е л и к о г о п о э т а В нескольких минутах ходу от Таганской площади, в переулке Маяковского стоит приземистый свежевыбеленный двухэтаж ный домик. Последние четыре года своей жизни здесь творил великий поэт революции Владимир Владимирович Маяковский. До 1537 года здесь был «Дом-музей» поэта, с апреля 1937 года ему было присвоено на- зваппе Государственной библиотеки-музея В. В. Маяковского. Вход со двора ведет во второй этаж, где расположена квартира из четырех неболь ших комнат. Первые две из них занимал сам Маяковский, вторые — его близкие друзья. На вешалке в прихожей висят пальто, шляпа п трость поэта. В углу — высокая корзина из лозы. В дпи, когда к Владимиру Владимировичу собирались друзья и мест на вешалке нехватало, кор зина служила своеобразным гардеробом для верхней одежды. Обстановка рабочего кабинета и столовой: мебель, книги, предметы домашнего обихо да, афиши и плакаты — все, чего каса лись руки поэта, «расставлено в том по рядке, в каком оно было при его жизни, и производит впечатление обитаемой кварти ры. Все здесь так близко, понятно и дорого сердцу советского человека, что кажется: Маяковский гдето недалеко, он только вы шел куда-то. Вот-вот распахнется дверь, на пороге вырастет огромпая фигура в шер. стя'ном джемпере в крупную косую клет ку и громом раздастся приветственный бас Владимира Владимировича. В рабочем кабинете на письменном сто ле, за которым Маяковский творил своп бессмертные стихи, лежат записная книж ка, календарь, рисовальные принадлеж ности, листки с последними поэтическими заголовками, необычных размеров зажигал ка, корреспондентский билет «Комсомоль ской правды», книга с автографами, стоят многочисленные пузырьки с цветной тушью. Рабочий кабинет и столовая часто быва ли свидетелями шумных творческих встреч поэта с его близкими друзьями. Здесь на кануне десятой годовщины Октября впер вые прозвучала поэма «Хорошо!». Здесь же за утренним чаем, перечитывая еще пах нущие типографской краской свежие мос ковские газеты. Владимир Владимирович писал стихи для газет и плакатов «На зло бу дня». В комнатах, где жили друзья Маяков ского, теперь выставлены документы и вит рины, рассказывающие о жизненном пути и «творческой лаборатории» поэта. Среди них — фотоснимки черновых набросков поэмы «Владимир Ильич Ленин», стихотво рений «Блек энд уайт», «Порядочный гражданин», «Барышня в Вульворт», «Не боскреб в разрезе» к других. Особый инте рес вызывает фотокопия афиши, извещав шей в 1927 году жителей Пензы о пред стоящем выступлении Маяковского с до кладом и чтением стихов о заграничных поездках. Афиша была составлена самим Владимиром Владимировичем. Волнующий рассказ о творческом горе нии поэта, о его мастерском умении оцени вать явления заграничной жизни и давать им убийственную характеристику представ ляют яркие плакаты, выходившие в «Ок нах ТАСС». Часть пз них собрана и теперь размещена но стенам верхнего вестибюля перед входом в квартиру. Стихи Маяков ского пастолыео точно и безошибочно бьют в цель, что пе потеряли своей важности и до сих пор. Воины Советской Армии и Военно-Мор ского Флота на пламенных стихах Влади мира Владимировича Маяковского учились ненавидеть и бить врага наверняка. Они заучивали их в короткие перерывы между боями, а когда гремела команда «В атаку!», шли с ними в бой. Вот почему посетители подолгу рассматривают хранящийся в му зее томик произведений Маяковского, на сквозь пробитый осколком немецкого сна ряда. Этот томик был в сумке бойца — за щитника героического Сталинграда. Привлекает внимание макет-модель рабо чей комнаты Маяковского в б. Лубянском проезде. Днем здесь Владимир Владимиро вич писал стихи, а по вечерам часто читал их в Большой аудитории Политехнического музея. Музейный фонд библиотеки-музея с каждым годом пополняется новыми изда ниями произведений Маяковского. Искус ствоведы и архивисты помогают музею со бирать литературное и мемориальное на следство поэта. Пыне здесь собрано свыше 10 тысяч различных литературных и веще ственных реликвий, множество рукописей, изобразительных материалов. Читальный зал музея располагает фондом около 40 ты сяч книг. Миллионы советских людей горячо любят произведения Владимира Владимировича Маяковского. Широкой известностью поль зуются произведения поэта и за рубежом. Ныне они переведены па 40 языков наро дов Советского Союза и па 24 инострапных языка. Па 1 апреля текущего года общий тираж произведений Маяковского только на русском языке составляет 12.428.226 экземпляров. Тираж поэмы «Владимир Ильич Ленин» достиг 1.168.250 экземпля ров, а поэмы «Хорошо!» — 633.170. Ежедневно посещают музеи-библиотеку сотни людей со всех уголков земли. Тепло той и великой любовыо к поэту революции дышат записи, оставленные в книге впе чатлений группой рабочих с московского завода «Калибр» и преподавателем литера- тугы из Киева, группой студентоз Москов-* скего университета п делегацией польских писателей, советским поэтом Алексеем Сур ковым и переводчиком произведений Мая ковского товарищем Ге Бао-цюапем, народ ной художницей Чехословакии Марией Ма йоровой и прогрессивным деятелем Индии Мплк Радж Анад. «Маяковский жив, он — среди нас», — говорят онп. И в этом лучшее признание его бессмер тия. И. ГЕЛЕВЕРЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz