На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я t 2 апреля 1950 г., JG 87 (3700). ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬИЧУТКОСТЬ Несколько месяцев тому назад старппша 2 статьи Олег Ломакин был назначен стар­ шиной группы котельных машинистов. По­ ложение в группе в ту пору было, прямо скажем, незавидное: некоторые матросы нарушали дисциплину, учились плою, имели место случаи панибратства. Ломакин первое время сомневался: спра­ вится лп оп с порученной работой. — Действуйте точно по уставу, умело используйте свои дисциплинарные права, опирайтесь на передовиков, и дело пойдет, — подба.хривал старшину командир. — Главное — индивидуальный подход к лю­ дям, своевременное и правильное воздейст­ вие на матросов. Не забывайте об этом. Трудны© вопросы будем решать вместе. Подчиненных Ломакин знал еще мало, так как служил с ними недавно. По совету офицера он нзчал свою (работу с тщатель­ ного изучения каждого матроса. Он завел тетрадь, в которую ежедневно записывал i:ce, что наблюдал, о чем* беседовал с тем или иным матросом, кто с какими во­ просами чаще обращается к нему, кто в чем нуждается. Это помогло старшин© скоре© н легче изучить характер, способности л привычки каждого подчиненного, знать, в чем он нуждается и как надо помочь ему. Пз наблюдений старшина сделал вывод, что с подчиненными надо почаще беседо­ вать о службе, о специальности, повседнев­ но прививать им любовь в военному делу, чувство личной ответственности 8 а защиту Родины. Пспользуя для этого все возмож­ ности, Ломакин часто беседовал с матроса­ ми об уставах, о дисциплине, увлекательно рассказывал о походах, в которых бывал сам, о том, как важны в них отличное зна­ ние специальности, высокая дисциплина, дружба и организованность. Эти беседы оказывали хорошее влияние на многих, и заметно было, как после них матросы стали подтягиваться в дисциплине, старательнее учиться. По этого было мало. У отдельных матро­ сов еще встречались нарушения дисципли­ ны. Так было с матросом Ряшкиным. Он грубил, пе соблюдал форму одежды. Каж­ дый раз старшпна беседовал с ним, раз’яс- нял неправильность его поведения. Однаж­ ды Ряшкпп вступил в пререкание с коман­ диром отделения. Лоуакин вызвал матроса к себе и спросил: — Долго ли будет тав продолжаться? Ведь вы не выполняете уставные требова­ ния! Ряшкин молчал. — Вы позорите весь наш коллектив, честь п славу советского матроса. Совет­ ский парод оказал вам высокое доверие— с оружием в руках охранять его мирный труд, он создал вам все условия для отлич­ ной службы и учебы. Что скажут о вас родные, узнав, что вы не оправдываете до­ верия народа?.. Подумайте хорошенько. В наших условиях недисциплинированный боец 7 — все равно, что лодырь, разгильдяй на производстве. Вы один подставляете но­ гу всему коллективу, тормозите его движе­ ние вперед... Гож)рил старшина долго и внушительно. Казалось, Ряшкин понял свои ошибки. — Простите, товарищ старшина, больше этого не будет, — сказал он. Ломакпн поверил матросу. Но через не­ сколько дпей Ряшкпп опять нарушил дис- пиплипу, будучи в паряде. Ломакин креп­ ко ругал себя за то, что не строго подошел к проступку подчиненного в прошлый раз. Прими он топа более строгие меры, этого больше не случилось бы. Снова он вызвал Ряшкина. — Где же ваше слово, товарищ Ряшкин? — спросил он. — Почему вы обманули ме­ ня? Ложь — самый тягчайший проступок на службе... Вы заслужили сурового нака­ зания. За такое грубое нарушение устава я по долгу слузобы обязан это сделать. Па вечерней поверке старшина об’явил Ряшкину взыскание. С того дня в поведе­ нии Ряшкина наступил некоторый перелом. По вот однажды вечером Ряшкина не оказалось в кубрике. — Где вы были? — спросил старшина, когда он вернулся. — В кочегарке. Ведь время свободное, и я мог сходить туда. — ответил матрос. Старшпна пристально посмотрел матросу в глаза и сказал, что разберется с., этим случаем. Утром Ряшкин подошел к нему. — Товарищ старшина, я вчера посту­ пил нехорошо, — заговорил он. — Мы говорили уже много и вам долж­ но быть все ясно. Подумайте лучше сами. Вот присяга, прочитайте, а за проступок получите взыскание... Вы, товарищ Ряш- кпн, хорошим моряком могли бы быть, — сказал старшина. —и Разве вам плохого желают товарищи? Разве я дурному учу вас? Идите. Как огнем, обожгли Ряшкина эти слова. Сознание зашевелилось в нем. Стало обидно за себя, неудобно перед старшиной. И в этот день он задумался глубоко, серьезно. Прошло некоторое время. Матрос Ряшкин старался соблюдать правила службы и тре­ бования стзршпны. f ...Командир отделения доложил старшине Ломакину о том, что матрос Ряшкин отли­ чился при несении вахты. — Я ходатайствую о поощрении Ряшки­ на за ревностную службу, — говорил ен. — Погодите, еще рано. Уже несколько раз докладывали старши­ не группы, что Ряшкин отличается образ­ цовой исполнительностью, что проявляет старание, дисциплинированность, подает пример другим, как надо нести службу. «Пора поощрить его», — решил старшина. На вечерней поверке он об’явил матросу благодарность за отличное несение вахты. И на этот раз не упустил случая стар­ шина. чтобы еще раз побеседовать с матро­ сом. Поощрение и беседа вдохновили матро­ са, он стал прилежней учиться и дисцип­ лину соблюдает строже. Так, в повседневной разботе с людьми на­ капливает старшина опыт умелого обуче­ ния и воспитания матросов. Теперь он уме­ ло использует свои дисциплинарные права. Кого надо — поощрит, с кого следует — строго взыщет. Если матрос трудно поддает­ ся воспитанию, он прибегает в помощи офицеров, но доводит дело до конца. Крепкую дисциплину старшина Ломакин считает основой отличной службы матро­ сов. Требует он строго, но справедливо. Со­ четая требовательность с раз’яснительной работой, с чуткой, постоянной заботой о людях, он добивается устранения всех не­ достатков. Не случайно под его руководст­ вом группа котельных машинистов шагну­ ла далеко вперед, крепче стали в ней дисциплина и организованность, повыси­ лось качество учебы. Лейтенант В. МАЛАХОВ. К беседе подготовки не было Отличные знания Предстояла проверка выучки личного состава. Па состоявшихся партийных и комсомольских собраниях коммунисты и комсомольцы решили добиться отличных показателей на проверке. Во время подготовки каждый стремился помочь товарищу лучше приготовить тех­ нику, чтобы успешно выполнить учебную задачу. Командиры отделений тщательно проверили знания подчиненных, расска­ зывали им, как надо действовать и беречь свое заведывапие в походе. На проверке матросы и командиры o r делений действовали слаженно и грамот­ но. Каждый четко выполнял свои обязан­ ности. Сигнальщики Симонов в Ларин бы­ стро передавали донесения в распоряже­ ния. Хорошо действовали и другие матросы. Все нормативы личным составом были выполнены. Особенно хорошо справились со своими обязанностями подчиненные командира отделения Калинина. Старшие матросы Ларин, Крашилин, матрос Алек­ сеев отлично работали, обслуживая боевую технику, и показали твердое знание своей специальности. Отличные знания показали коммунисты и комсомольцы Ефремов, Степин и Калинин. Старший сержант П. КИРИК06. Недавно в группе политических заня­ тий рядового состава, которой ру­ ководит тов. Акименко, состоялась заключительная беседа по теме, посвящен­ ной источникам победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Тема по сво­ ему содержанию исключительно интерес­ ная, богатая материалом, и беседу по ней можно было провести содержательно, при высокой активности слушателей. По, к со­ жалению, ни активности, ни содержатель­ ности в беседе не было. Она прошла сухо, формально, на низком идейном, уровне. Известно, что беседа является заключи­ тельным, итоговым этапом изучения темы в целом. Качество рассказа руководителя и работы слушателей при самостоятельном чтении и дополнительных занятиях в часы массовой работы имеет прямое, непосредст­ венное отношение к беседе, к ее качеству. И в данном случае изучение причин неу­ дачного хода беседы показывает, что она прошла плохо только потому, что в ходе предшествовавших ей занятий было очень много недочетов. Руководитель группы тов. Акименко имеет неплохую теоретическую подготовку и давно уже руководит политическими занятиями, но за последнее время он стал относиться к своим ответственным и почетным обязанностям без долж­ ной ответственности. Посчитав тему «легкой», тов. Акименко не уделил долж­ ного внимания подготовке в рассказу по ней и провел его поверхностно, допускал неточности в фурмулировках, не дал чет­ ких определений некоторых важнейших по­ ложений, затрагивавшихся в рассказе. В итоге рассказа слушатели,- например, не поняли разницы, заключающейся в опре­ делениях «общественный строй» и «госу­ дарственный строй» СССР, больше того, тов. Акименко, допустив здесь различные неточные формулировки, просто-напросто запутал слушателей, и они после занятия были вынуждены сами разбираться в этой путанице, отыскивая истину. Рассказ был оторван от жизни. Не на­ шли в нем отражения международные собы­ тия и, в особенности, та борьба, которую ведут возглавляемые Советским Союзом прогрессивные силы мира против импе­ риалистических поджигателей войны, о ко­ торой сказать по ходу изложения темы бы­ ло необходимо; не нашли отражения и те задачи, которые стоят сейчас перед совет­ скими воинами в деле укрепления боевой мощи Вооруженных Сил страны социализ­ ма. На беседе по теме активность слушате­ лей была слабой. По собственной инициати­ ве высказались лишь три человека, осталь­ ные выступали только по вызову. Это тоже произошло не случайно. Самостоятельное чтение и работа в часы массовой работы были организованы формально. Руководи­ тель группы не проверял, как слушатели готовятся к беседе, пе беспокоился о помо­ щи слабо усвоившим тему. Партийная и комсомольская организации также длитель­ ное время пе интересовались положением дел в группе, тем, как идут в ней занятия, какова дисциплина, являются ли комму­ нисты и комсомольцы передовиками в изу­ чении тем политзанятий. И группа по ре­ зультатам своей учебы сейчас находится в числе отстающих. При этом следует ска­ зать, что v отставание продолжается дли­ тельный период, но ни работники политот­ дела, ни заместитель командира, отвечаю­ щий за Организацию и проведение полит­ занятий в подразделении, не обращают по­ ка на отставание группы никакого внима­ ния. Следует также отметить, что уровень дисциплины на занятиях в группе тов. Акименко недостаточно высок. Руководи­ тель же не обращает на это должного вни­ мания. Тревожные сигналы, вроде путанного рассказа тов. Акименко и неудовлетвори­ тельно проведенной беседы, должны, нако­ нец, побудить политработников и бюро пар­ тийной организации сделать все возможное для того, чтобы политзанятия в группе про­ водились на высоком идейном и методиче­ ском уровне, прп хорошей, четкой органи­ зованности. Д. ФЕДОРИН. Протест Советского Правительства Правительству США 11 апреля Министр Иностранных Дел СССР А. Я. Вышинский принял посла США г. А. Кэрка и вручил ему следую­ щую ноту: * «Правительство Союза Советских Со­ циалистических Республик считает необ­ ходимым заявить Правительству Соединен­ ных Штатов Америки следующее: По провереиным данным 8 апреля с. г. в 17 часов 39 мшгут южнее Либавы был замечен четырехмоторный военный само­ лет Б-29 (летающая крепость) с амери­ канскими опознавательными знаками, ко­ торый углубился на территорию Совет­ ского Союза на 21 километр. В связи с тем, что американский самолет продолжал углубляться на советскую территорию, поднялось с близлежащего аэродрома звено советских истребителей, которое потребо­ вало от американского самолета следовать за ним для посадки па аэродром. Американ­ ский самолет не только не подчинился этому требованию, по открыл огонь по советским самолетам. Ввиду этого пере­ довой советский истребитель был выну®* дет дать ответный огонь, после чего «га* риканский самолет повернул в сторону моря и скрылся. Советское Правительство заявляет ре­ шительный протест Правительству США против этого грубого нарушения амери­ канским BoeimuM самолетом советской гра­ ницы, что является вместе с тем неслы­ ханным нарушением элементарных норм международного права». Верность Военной присяге МАТРОС ВАДИМ ЛУГИНИН С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНЯЕТ СВОЙ ВОИНСКИЙ д о л г Торжественный день принятия Военной присяги навсегда останется в памяти ма­ троса комсомольца Вадима Лугинина. Пе­ ред лицом своих товарищей он громко и отчетливо читал слова торжественной клятвы на верность своей любимой Ро­ дине. — Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество н до последнего дыха 1 ния быть преданным своему народу, своей советской Родине и Советскому правитель­ ству. ♦ Вадим Лугинин и до принятия присяги отлично понимал свою ответственность перед Отечеством и гордился оказанным доверием— стоять на страже советских ру­ бежей. И когда он скрепил собственной подписью этот государственный документ, в нем укрепилась ответственность за овла­ дение боевой техникой, безупречное вы­ полнение служебных обязанностей. С тех пор прошло немало времени. Ма­ трос Лугинин безупречно несет службу, строго исполняет все то; что ему поруча­ ют. Однажды старшипа приказал сделать мокрую приборку в кубрике. Кто-то из воинов предложил приступить к выполне­ нию приказания после обеда. Его прервал матрос Лугинин: \ — То, что можно сделать сейчас, нель­ зя откладывать. Приказание надо срочно выполнить. Начнем работу. Лугинин первым взялся за дело. Его примеру последовали остальные. Приборка была сделана до обеда. Требовательный к себе, грамотный спе­ циалист, культурный и авторитетный то­ варищ — таким знают Лугинина матросы. Передовой воин всегда по уставу несет службу. Заступая в наряд, он тщательно подготовится. Когда Лугинин дежурит по кубрику, службу несет бдительно, четко подает команды и следит за тем, чтобы жизнь подразделения шла точно по внутреннему распорядку, чтобы в кубрике была чистота, заправлены койки и обмун- дирование, чтобы оружие было в порядке. Во время увольнений матрос Лугинин не обходит комендантский патруль, как это делают некоторые военнослужащие, которые чувствуют за собой недостатки. Оп знает, что когда действует по уставу, по форме и аккуратно одет, никто не пред явит к нему претензий. Он всегда имеет подтянутый п опрятный внешний вид. Приятно посмотреть, как моряк мо­ лодцевато отдает воинскую честь... Комсомолец Лугинин служит примером и в боевой учебе. Однажды офицер прове­ рял знания моряков, их действия у меха­ низмов. Матросы немного волновались, по отвечали и действовали правильно. Очередь дошла и до матроса Лугинина. Товарищи были спокойны за него. — Лугинин хорошо знает свое дело, его трудно застать врасплох, — с уважением говорили о нем моряки. Лугплпи оправдал надежды товарищей. Ему было задано несколько вопросов, на которые матрос отвечал точно, а затем уверенно действовал у механизмов. И всегда так. ------------X X------------- Матрос В. Лугинин. Фото Г. Фирсова. X * X ---------- Прежде всего, Лугинин любит свою специальность. По этого мало. Надо еще настойчиво и упорно изучать военно- морское дело. Так оп и поступает. Лугинин всегда внимательно слушает об’яснеиие командиров, непонятное записывает и выясняет в конце занятия. Он аккуратно поело тщательного изучения темы со­ ставляет конспект и умело использует его па итоговых занятиях. За глубокие и убе­ дительные ответы на вопросы командира матрос Лугинин получает всегда только отличные оценки. Он хорошо решает вводные задачи, быстро устраняет воз­ можные задержки и неисправности. Есть у Лугинина хорошая черта — ни­ когда пе успокаиваться на достигнутом, а постоянно совершенствовать боевое ма­ стерство. Это дает возможность ему всегда быть в рядах отличппков учебы. Матрос Лугинин не только сам являет­ ся отличником боевой и политическом под­ готовки, но и помогает отстающим. Долгое время матрос Иван Лобаков не мог разобраться в некоторых вопросах но специальности и по военно-морскому делу. В часы самостоятельной работы Лугинин предложил Лобакову заниматься вместе. Лоюаков охотно согласился. С тех пор оии стали всегда заниматься вдвоем^ Лугинин научил матроса Лобакова, как правильно распределять время, как выде­ лить главное из прочитанного н составить конспект. Отличник просто и последова­ тельно об’яснял Лобакову непонятные во­ просы. Матрос Лугинин помог Лобакову встать в ряды передовых воинов, привил любовь к чтению политической и художе­ ственной литературы^ Систематически работая над повышени­ ем военно-политических знаний, матрос Лугинин находит время и для активной комсомольской работы. Он успешно справ­ ляется с работой заместителя секретаря комсомольской организации, нередко про­ водит с личным составом беседы, громкие читки газет и журналов. В своих беседах Лугинин раз’ясняет морякам требования Военной присяги и уставов, рассказывает о трудовых подвигах советского народа, богатствах пашей Родины, о большевист­ ской партии и великих вождях Ленине и Сталине. К каждой своей беседе комсомольский вожак тщательно и заранее готовится, обращается к политработнику за раз’ясне- нием непопятных ему вопросов. Готовясь к 70-летию товарища Сталина, он провел беседу о жизни и деятельности великого вождя трудящихся всего мира. В период подготовки к выборам в Верховный Совет СССР Лугинин раз’яснял «Положение о выборах», рассказывал о кандидатах в депутаты. Лугинин много работает над повышени­ ем своего идейно-политического уровня. Он не ограничивается политическими за­ нятиями, а регулярно читает газеты и художественную литературу, всегда делит­ ся с товарищами о прочитанном. Этим са­ мым он прививает морякам любовь - к . книге. Лугинин не имеет ни одного дис­ циплинарного взыскания. В его карточке взысканий и поощрений значится семь поощрений. Имя матроса Лугинина занесе­ но на Доску отличников. То, чего добился матрос комсомолец Вадим Лугинин, доступно любому моряку. Каждый воин может и должен служить так, как служат наши отличники. Для этого нужно честно и добросовестно выпол­ нять требования присяги н воинских ус­ тавов, честно относиться к обязанностям) по службе. Главный старшина А. ЯШКИН. Их труд высоко оценен Честно и добросовестно выполняют воинский’ долг сер­ жант Радовский и ефрейтор Дряев. Они настойчиво совер­ шенствуют воинское мастерство, с каждым днем добиваются все новых и новых успехов в боевой н политической подго­ товке. Благодаря упорному труду н прилежному отношению к занятиям Радовский и Дряев стали полноценными специа­ листами, способными выполнить любое задание комапдования. На своих об’ектах они выполняют дневные задания па 125 н более процентов. ч За добросовестную службу сержанту Радовскому объяв­ лено 12 благодарностей, он награжден денежной премией, а ефрейтор Дряев имеет 19 благодарностей и две денежных премии. Кроме того, он сфотографирован у развернутого зна­ мени части. Отличников боевой и политической подготовки Радовского и Дряева командующий Северным флотом наградил нагруд­ ными знаками «Отличный сапер». Старший сержант Ф. СКОПЦОВ. Учиться упорно и настойчиво Офпперы Советских Вооруженных Сил выполняют задачи огромной важности. Они руководят своими подчиненными, обу­ чают их военному делу, прививают им вы­ сокие моральные и боевые качества, вос­ питывают и х стойкими и мужественными защитниками Родины, беззаветно предан­ ными своей Советской Родине и великому делу партии Ленина — Сталина. Огромное, решающее влияние на успеш­ ное осуществление этих задач оказыва­ ет марксистско-ленинская подготовка офицеров, их идейная закалка. Овладевая марксистско-ленинским мировоззрением, советские офпперы приобретают необходи­ мые черты большевистских руководителей, осваивают сталинскую военную науку, совершенствуют качество обучения и вос­ питания попиленных. Важнейшую роль в марксистско-ленин­ ской подготовке^ офицеров играет ях само­ стоятельная работа. При всем разнообра­ зии форм н методов учебы самостоятель­ ное изучение трудов классиков маркспама- лепинизма является основным, решающим средством теоретической подготовки офи­ церов. Учится ли офицер в группе марксист­ ско-ленинской подготовки, в партий­ ной школе, в вечернем университете, или занимается ло личному плану— успех его учебы, глубина и прочность его знаний за­ висят в конечном счете от того, насколько внимательно и систематически читает он щкшведеиия классиков марксизма-лени­ низма, насколько правильно п глубоко ус­ ваивает оп содержание этих произведений. Для многих офицеров самостоятельная р аб о та над книгой ныне стала оспозной формой их политической учебы. Показательным примером пастоПчпвого самостоятельного пзучеппя марксистско- ленинской теории может служить работа офпперов тт. Пугачева, Охримченко и Б ы с т р л к о в а . Все они являются коммуни­ стами и принимают активное участие в партийной работе. Офицер Охримченко ру­ ководит агитколлективом к ведет боль­ шую агитационно-массовую работу. Член партийного бюро тов. Пугачев проводит консультации с самостоятельно изучающи­ ми теорию и историю большевизма. Офи­ цер Быстряков выступает с лендами и докладами как перед воинами, так я пе­ ред гражданским населением. Эти наши офицеры систематически за­ нимаются своим марвсистско-лежинскнм образованием. Они прочитывают не’ только рекомендованную к теме литературу, но а используют дополнительные источники для пополнения знаний. Б каждому семи­ нарскому занятию ови имеют записи по прочитанной литературе а тезисы для вы­ ступления по отдельным вопросам. Офицер Пугачев, например, при жзуче" пии темы «Работа В. flj Ленина «Импег риализм, как высшая стадия капитализ­ ма» прочитал и детально законспектиро­ вал этот ленинский труд. В ходе ее он изучил как всю основную, так и до­ полнительную литературу, рекомендован­ ную к теме. К семинарским занятиям тов. Пугачев подготовился добросовестно, и к выступлению имел хороший конспект и необходимые выписки нз произведений В. П. Ленина п И. В. Сталина. Для всех офицеров группы, в которой занимаются тт. Охримченко, Пугачев и Быстряков, созданы благоприятные усло­ вия для самостоятельных занятий. Здесь, как и всюду, установлены для офицеров два свободных вечера в педелю. В эти ве­ чера офицеры имеют возможность рабо­ тать над книгой дома пли в своих слу­ жебных кабинетах. Но одними свободными вечерами они, конечно, не ограничивают­ ся. Их успех в самостоятельной работе, главным образом, зависит от упорства и настойчивости в овладении марксистско- ленинской теорией, от четкого планирова­ ния я строгой регламентации своей слу­ жебной работы и учебы. Опыт очень 'многих офицеров показы­ вает, что при любой загруженности слу­ жебными делами имеются все возможно­ сти к тому, чтобы последовательно и на­ стойчиво овладевать марксистско-ленин­ скими знаниями. Офицеры тг. Васильев л Быков не мень­ ше других заняты по службе, но это не мешает им повседневно заниматься теоре­ тической учебой. Они выработали £ля се­ бя определенную систему самостоятельной работы, при которой неуклонно 2 — 3 часа в день.уделяют самообразованию, чтению военной, политической и художественной литературы. Такая система стала для п ш жизненной потребностью, вошла в при­ вычку. I Васильев и Быков научились умело пользоваться марксистско-ленинской тео­ рией при решении практических вопросов. Об этом ярко свидетельствуют весьма в ы сокие показатели в их служебной дея­ тельности. Заслуживает внимания я < шьрг само­ стоятельной работы офицера . тов. Уман- ского. Вот что он рассказывает об оргаг- низацни своего времени * методе учебы: .«В моей самостоятельной работе выра­ боталась определенная система. Я имею перспективный план своих занятий. В начале учебпого года всем офицерам стали известны темы, которые должны быть изу­ чены в группах марксистско-ленинской подготовки, и указана литература. Это позволило мпе в своем личном перспектив­ ном плане предусмотреть, какие произве­ дения В. И. Ленипа и И. В. Сталина и в какие сроки изучать, а также определить, что необходимо дополнительно прочеегь пз политической и художественной литера­ туры. Учитывая, что подготовка к семинар­ ским занятиям требует много времени, так как приходится прочитывать немало лите­ ратуры, я никогда не откладываю подго­ товку на последние дни. К каждому заня­ тию готовлюсь заранее, а не накануне и наспех, как это делают некоторые това- ржщн. Из основной рекомендованной лите­ ратуры по каждой теме вначале внима­ тельно прочитываю «Краткий курс истории ВКП(б)», затем работы В. П. Ленина и И. В. Сталина. В ходе самостоятель­ ной работы делаю записи, продумываю основные вопросы и составляю на них от­ веты с тем, чтобы лучше уяснить про­ читанное. К слабо усвоенному возвраща­ юсь вновь и вновь, пока не добьюсь пол­ ной для себя ясности». Такое отношение к самостоятельной работе позволяет тов. Уманскому успешно овладевать марксистско-ленинской тео­ рией и умело пользоваться ею в практи­ ческой жизни. Оп добросовестно и акку­ ратно выполняет свои служебные обязан­ ности. Недавно коммунисты оказали ему большое доверие, избрав его членом пар­ тийного бюро. Многое в организации самостоятельной работы офицеров могут и должны сделать руководители групп марксистско-ленинской подготовки. Они обязаны дать определен­ ные знания офицерам, добиваться от них аккуратной посещаемости занятий и высо­ кой успеваемости, прививать нм вкус к са­ мостоятельным занятиям, к изучению тру­ дов В. И. Ленина а И. В. Сталина. Большинство руководителей групп марксистско-ленинской подготовки офи­ церов именно так и понимает свою роль. Вот один пз примеров. Руководители тт. Дунаевский, Артеев и Григорьев на каждом занятии рекомендуют слушателям основную и дополнительную литературу, называют произведения, которые должны быть прочитапы, разъясняют офицерам, на какие вопросы следует обратить внимание при самостоятельной работе. А потом, в ходе подготовки к семинарским занятпям, онп проверяют, как усвоен офицерами ре­ комендованный материал. Эти руководите­ ли групп встречаются с офицерами не только на занятиях, но и в другое вре­ мя, помогают им советом, учат умению самостоятельно работать над книгой. Та­ кое отношение к делу руководителей групп, их помошь н контроль помогают офицерам в работе, создают обстановку моральной ответственности слушателей за подготовку к каждому занятию. Однако одни руководители групп марк­ систско-ленинской подготовки не в со­ стоянии решать все вопросы самостоя­ тельной работы офицеров. В стороне от этого важного дела не могут стоять коман­ диры частей и подразделений, заместители командиров по политической части, се­ кретари партийных и комсомольских ор-- ганпзапий. Па кораблях и в частях сейчас есть уже немало примеров, когда командиры умело возглавляют теоретическую учебу своих подчиненных. Это лучше всего удается тем командирам, которые сами упорно рабо­ тают иад книгой , над расширением и у г лубленнем своих теоретических знании, ибо только в этом случае они в состоянии глубоко, со знанием дела беседовать с подчиненными по отдельным темам, подсказать им, как наиболее целесообраз­ но использовать время/ какие, произведе­ ния и в какой последовательности чи­ тать. Большую роль в налаживания самостоя­ тельной работы офицеров-коммунистов играет постоянный контроль за их учебой и помощь им со стороны партийных орга­ низаций. Примером в этом отношении мо­ жет служить партийное бюро Н-ского под­ разделения. Здесь . члены партбюро тт. Пшец, Чельппев, Выродов и другие по­ стоянпо интересуютея, как коммунисты- офицеры овладевают марксистско-ленин­ ской теорией, как работают над материа­ лом, рекомендованным к той или иной те­ ме. При этом они не просто знакомятся с постановкой самообразования офицеров, а и активно воздействуют на ход учебы. Партбюро установило, что коммунисты Чередник, Водолажскнй и некоторые дру­ гие, готовясь к семинарам, недостаточно изучали рекомендованную литературу, а иногда даже не прочитывали че. Член партбюро тов. Пшец решил поста­ вить вопрос о маркеистоко*ленинеком *>б- разовании коммунистов на партийном соб­ рании. В своих выступлениях по докладу коммунисты вскрыли серьезные недостат­ ки в постановке учебы, говорили о том, как лучше организовать самостоятельную работу. Было внесено предложение об ор­ ганизации помощи изучающим марксист­ ско-ленинскую теорию путем консульта­ ции и товарищеских собеседований. Парт­ бюро учло предложения и приняло меры в их осуществлению, а коммунисты стали больше и серьезнее заниматься своим по­ литическим ростом. В некоторых партийных организациях сейчас принято выделять в помощь това­ рищам, самостоятельно изучающим марк­ систско-ленинскую теорию, консультан­ тов но числа наиболее подготовленных коммунистов. Опыт работы консультантов показывает, что эта практика целиком се­ бя оправдывает. Взять, к примеру, парторг гаппзацию одного нз подразделений^ Здесь обязанности консультантов выпол­ няют коммунисты тт. Коновалов (слуша­ тель 2 -го курса вечернего университета марксизма-ленинизма). Козловский (член бюро) и другие. Они, как правило, зани­ маются с небольшой группой офице­ ров, помогая им правильно строить свою самостоятельную работу. Консуль­ танты время от времени беседуют с офи­ церами по существу изучаемых ими тем, раз’ясняют наиболее сложные вопросы, рекомендуют, что необходимо прочитать дополнительно. Консультации приносят большую пользу, н офицеры положительно отзываются о них. В текущем учебном году марксистско- ленинская подготовка офицеров идет по сложным и серьезным программам. От офи­ церов требуется большая работа над изу­ чением произведений классиков марксизма-* ленинизма. Политорганам, партийным opJ ганизапиям необходимо конкретнее и боль *1 ше помогать офицерам в овладении марк­ систско-ленинской теорией. Надо, чтобы политическая учеба офицерского состава п ш еще более организованно, на высоком идейном уровне и оказывала все возра­ стающее влияние на деятельность офице­ ров в области обучения п воспитания ими своих подчиненных. М. ПОЛЯКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz