На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я t 2 апреля 1950 г., JG 87 (3700). ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬИЧУТКОСТЬ Несколько месяцев тому назад старппша 2 статьи Олег Ломакин был назначен стар шиной группы котельных машинистов. По ложение в группе в ту пору было, прямо скажем, незавидное: некоторые матросы нарушали дисциплину, учились плою, имели место случаи панибратства. Ломакин первое время сомневался: спра вится лп оп с порученной работой. — Действуйте точно по уставу, умело используйте свои дисциплинарные права, опирайтесь на передовиков, и дело пойдет, — подба.хривал старшину командир. — Главное — индивидуальный подход к лю дям, своевременное и правильное воздейст вие на матросов. Не забывайте об этом. Трудны© вопросы будем решать вместе. Подчиненных Ломакин знал еще мало, так как служил с ними недавно. По совету офицера он нзчал свою (работу с тщатель ного изучения каждого матроса. Он завел тетрадь, в которую ежедневно записывал i:ce, что наблюдал, о чем* беседовал с тем или иным матросом, кто с какими во просами чаще обращается к нему, кто в чем нуждается. Это помогло старшин© скоре© н легче изучить характер, способности л привычки каждого подчиненного, знать, в чем он нуждается и как надо помочь ему. Пз наблюдений старшина сделал вывод, что с подчиненными надо почаще беседо вать о службе, о специальности, повседнев но прививать им любовь в военному делу, чувство личной ответственности 8 а защиту Родины. Пспользуя для этого все возмож ности, Ломакин часто беседовал с матроса ми об уставах, о дисциплине, увлекательно рассказывал о походах, в которых бывал сам, о том, как важны в них отличное зна ние специальности, высокая дисциплина, дружба и организованность. Эти беседы оказывали хорошее влияние на многих, и заметно было, как после них матросы стали подтягиваться в дисциплине, старательнее учиться. По этого было мало. У отдельных матро сов еще встречались нарушения дисципли ны. Так было с матросом Ряшкиным. Он грубил, пе соблюдал форму одежды. Каж дый раз старшпна беседовал с ним, раз’яс- нял неправильность его поведения. Однаж ды Ряшкпп вступил в пререкание с коман диром отделения. Лоуакин вызвал матроса к себе и спросил: — Долго ли будет тав продолжаться? Ведь вы не выполняете уставные требова ния! Ряшкин молчал. — Вы позорите весь наш коллектив, честь п славу советского матроса. Совет ский парод оказал вам высокое доверие— с оружием в руках охранять его мирный труд, он создал вам все условия для отлич ной службы и учебы. Что скажут о вас родные, узнав, что вы не оправдываете до верия народа?.. Подумайте хорошенько. В наших условиях недисциплинированный боец 7 — все равно, что лодырь, разгильдяй на производстве. Вы один подставляете но гу всему коллективу, тормозите его движе ние вперед... Гож)рил старшина долго и внушительно. Казалось, Ряшкин понял свои ошибки. — Простите, товарищ старшина, больше этого не будет, — сказал он. Ломакпн поверил матросу. Но через не сколько дпей Ряшкпп опять нарушил дис- пиплипу, будучи в паряде. Ломакин креп ко ругал себя за то, что не строго подошел к проступку подчиненного в прошлый раз. Прими он топа более строгие меры, этого больше не случилось бы. Снова он вызвал Ряшкина. — Где же ваше слово, товарищ Ряшкин? — спросил он. — Почему вы обманули ме ня? Ложь — самый тягчайший проступок на службе... Вы заслужили сурового нака зания. За такое грубое нарушение устава я по долгу слузобы обязан это сделать. Па вечерней поверке старшина об’явил Ряшкину взыскание. С того дня в поведе нии Ряшкина наступил некоторый перелом. По вот однажды вечером Ряшкина не оказалось в кубрике. — Где вы были? — спросил старшина, когда он вернулся. — В кочегарке. Ведь время свободное, и я мог сходить туда. — ответил матрос. Старшпна пристально посмотрел матросу в глаза и сказал, что разберется с., этим случаем. Утром Ряшкин подошел к нему. — Товарищ старшина, я вчера посту пил нехорошо, — заговорил он. — Мы говорили уже много и вам долж но быть все ясно. Подумайте лучше сами. Вот присяга, прочитайте, а за проступок получите взыскание... Вы, товарищ Ряш- кпн, хорошим моряком могли бы быть, — сказал старшина. —и Разве вам плохого желают товарищи? Разве я дурному учу вас? Идите. Как огнем, обожгли Ряшкина эти слова. Сознание зашевелилось в нем. Стало обидно за себя, неудобно перед старшиной. И в этот день он задумался глубоко, серьезно. Прошло некоторое время. Матрос Ряшкин старался соблюдать правила службы и тре бования стзршпны. f ...Командир отделения доложил старшине Ломакину о том, что матрос Ряшкин отли чился при несении вахты. — Я ходатайствую о поощрении Ряшки на за ревностную службу, — говорил ен. — Погодите, еще рано. Уже несколько раз докладывали старши не группы, что Ряшкин отличается образ цовой исполнительностью, что проявляет старание, дисциплинированность, подает пример другим, как надо нести службу. «Пора поощрить его», — решил старшина. На вечерней поверке он об’явил матросу благодарность за отличное несение вахты. И на этот раз не упустил случая стар шина. чтобы еще раз побеседовать с матро сом. Поощрение и беседа вдохновили матро са, он стал прилежней учиться и дисцип лину соблюдает строже. Так, в повседневной разботе с людьми на капливает старшина опыт умелого обуче ния и воспитания матросов. Теперь он уме ло использует свои дисциплинарные права. Кого надо — поощрит, с кого следует — строго взыщет. Если матрос трудно поддает ся воспитанию, он прибегает в помощи офицеров, но доводит дело до конца. Крепкую дисциплину старшина Ломакин считает основой отличной службы матро сов. Требует он строго, но справедливо. Со четая требовательность с раз’яснительной работой, с чуткой, постоянной заботой о людях, он добивается устранения всех не достатков. Не случайно под его руководст вом группа котельных машинистов шагну ла далеко вперед, крепче стали в ней дисциплина и организованность, повыси лось качество учебы. Лейтенант В. МАЛАХОВ. К беседе подготовки не было Отличные знания Предстояла проверка выучки личного состава. Па состоявшихся партийных и комсомольских собраниях коммунисты и комсомольцы решили добиться отличных показателей на проверке. Во время подготовки каждый стремился помочь товарищу лучше приготовить тех нику, чтобы успешно выполнить учебную задачу. Командиры отделений тщательно проверили знания подчиненных, расска зывали им, как надо действовать и беречь свое заведывапие в походе. На проверке матросы и командиры o r делений действовали слаженно и грамот но. Каждый четко выполнял свои обязан ности. Сигнальщики Симонов в Ларин бы стро передавали донесения в распоряже ния. Хорошо действовали и другие матросы. Все нормативы личным составом были выполнены. Особенно хорошо справились со своими обязанностями подчиненные командира отделения Калинина. Старшие матросы Ларин, Крашилин, матрос Алек сеев отлично работали, обслуживая боевую технику, и показали твердое знание своей специальности. Отличные знания показали коммунисты и комсомольцы Ефремов, Степин и Калинин. Старший сержант П. КИРИК06. Недавно в группе политических заня тий рядового состава, которой ру ководит тов. Акименко, состоялась заключительная беседа по теме, посвящен ной источникам победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Тема по сво ему содержанию исключительно интерес ная, богатая материалом, и беседу по ней можно было провести содержательно, при высокой активности слушателей. По, к со жалению, ни активности, ни содержатель ности в беседе не было. Она прошла сухо, формально, на низком идейном, уровне. Известно, что беседа является заключи тельным, итоговым этапом изучения темы в целом. Качество рассказа руководителя и работы слушателей при самостоятельном чтении и дополнительных занятиях в часы массовой работы имеет прямое, непосредст венное отношение к беседе, к ее качеству. И в данном случае изучение причин неу дачного хода беседы показывает, что она прошла плохо только потому, что в ходе предшествовавших ей занятий было очень много недочетов. Руководитель группы тов. Акименко имеет неплохую теоретическую подготовку и давно уже руководит политическими занятиями, но за последнее время он стал относиться к своим ответственным и почетным обязанностям без долж ной ответственности. Посчитав тему «легкой», тов. Акименко не уделил долж ного внимания подготовке в рассказу по ней и провел его поверхностно, допускал неточности в фурмулировках, не дал чет ких определений некоторых важнейших по ложений, затрагивавшихся в рассказе. В итоге рассказа слушатели,- например, не поняли разницы, заключающейся в опре делениях «общественный строй» и «госу дарственный строй» СССР, больше того, тов. Акименко, допустив здесь различные неточные формулировки, просто-напросто запутал слушателей, и они после занятия были вынуждены сами разбираться в этой путанице, отыскивая истину. Рассказ был оторван от жизни. Не на шли в нем отражения международные собы тия и, в особенности, та борьба, которую ведут возглавляемые Советским Союзом прогрессивные силы мира против импе риалистических поджигателей войны, о ко торой сказать по ходу изложения темы бы ло необходимо; не нашли отражения и те задачи, которые стоят сейчас перед совет скими воинами в деле укрепления боевой мощи Вооруженных Сил страны социализ ма. На беседе по теме активность слушате лей была слабой. По собственной инициати ве высказались лишь три человека, осталь ные выступали только по вызову. Это тоже произошло не случайно. Самостоятельное чтение и работа в часы массовой работы были организованы формально. Руководи тель группы не проверял, как слушатели готовятся к беседе, пе беспокоился о помо щи слабо усвоившим тему. Партийная и комсомольская организации также длитель ное время пе интересовались положением дел в группе, тем, как идут в ней занятия, какова дисциплина, являются ли комму нисты и комсомольцы передовиками в изу чении тем политзанятий. И группа по ре зультатам своей учебы сейчас находится в числе отстающих. При этом следует ска зать, что v отставание продолжается дли тельный период, но ни работники политот дела, ни заместитель командира, отвечаю щий за Организацию и проведение полит занятий в подразделении, не обращают по ка на отставание группы никакого внима ния. Следует также отметить, что уровень дисциплины на занятиях в группе тов. Акименко недостаточно высок. Руководи тель же не обращает на это должного вни мания. Тревожные сигналы, вроде путанного рассказа тов. Акименко и неудовлетвори тельно проведенной беседы, должны, нако нец, побудить политработников и бюро пар тийной организации сделать все возможное для того, чтобы политзанятия в группе про водились на высоком идейном и методиче ском уровне, прп хорошей, четкой органи зованности. Д. ФЕДОРИН. Протест Советского Правительства Правительству США 11 апреля Министр Иностранных Дел СССР А. Я. Вышинский принял посла США г. А. Кэрка и вручил ему следую щую ноту: * «Правительство Союза Советских Со циалистических Республик считает необ ходимым заявить Правительству Соединен ных Штатов Америки следующее: По провереиным данным 8 апреля с. г. в 17 часов 39 мшгут южнее Либавы был замечен четырехмоторный военный само лет Б-29 (летающая крепость) с амери канскими опознавательными знаками, ко торый углубился на территорию Совет ского Союза на 21 километр. В связи с тем, что американский самолет продолжал углубляться на советскую территорию, поднялось с близлежащего аэродрома звено советских истребителей, которое потребо вало от американского самолета следовать за ним для посадки па аэродром. Американ ский самолет не только не подчинился этому требованию, по открыл огонь по советским самолетам. Ввиду этого пере довой советский истребитель был выну®* дет дать ответный огонь, после чего «га* риканский самолет повернул в сторону моря и скрылся. Советское Правительство заявляет ре шительный протест Правительству США против этого грубого нарушения амери канским BoeimuM самолетом советской гра ницы, что является вместе с тем неслы ханным нарушением элементарных норм международного права». Верность Военной присяге МАТРОС ВАДИМ ЛУГИНИН С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНЯЕТ СВОЙ ВОИНСКИЙ д о л г Торжественный день принятия Военной присяги навсегда останется в памяти ма троса комсомольца Вадима Лугинина. Пе ред лицом своих товарищей он громко и отчетливо читал слова торжественной клятвы на верность своей любимой Ро дине. — Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество н до последнего дыха 1 ния быть преданным своему народу, своей советской Родине и Советскому правитель ству. ♦ Вадим Лугинин и до принятия присяги отлично понимал свою ответственность перед Отечеством и гордился оказанным доверием— стоять на страже советских ру бежей. И когда он скрепил собственной подписью этот государственный документ, в нем укрепилась ответственность за овла дение боевой техникой, безупречное вы полнение служебных обязанностей. С тех пор прошло немало времени. Ма трос Лугинин безупречно несет службу, строго исполняет все то; что ему поруча ют. Однажды старшипа приказал сделать мокрую приборку в кубрике. Кто-то из воинов предложил приступить к выполне нию приказания после обеда. Его прервал матрос Лугинин: \ — То, что можно сделать сейчас, нель зя откладывать. Приказание надо срочно выполнить. Начнем работу. Лугинин первым взялся за дело. Его примеру последовали остальные. Приборка была сделана до обеда. Требовательный к себе, грамотный спе циалист, культурный и авторитетный то варищ — таким знают Лугинина матросы. Передовой воин всегда по уставу несет службу. Заступая в наряд, он тщательно подготовится. Когда Лугинин дежурит по кубрику, службу несет бдительно, четко подает команды и следит за тем, чтобы жизнь подразделения шла точно по внутреннему распорядку, чтобы в кубрике была чистота, заправлены койки и обмун- дирование, чтобы оружие было в порядке. Во время увольнений матрос Лугинин не обходит комендантский патруль, как это делают некоторые военнослужащие, которые чувствуют за собой недостатки. Оп знает, что когда действует по уставу, по форме и аккуратно одет, никто не пред явит к нему претензий. Он всегда имеет подтянутый п опрятный внешний вид. Приятно посмотреть, как моряк мо лодцевато отдает воинскую честь... Комсомолец Лугинин служит примером и в боевой учебе. Однажды офицер прове рял знания моряков, их действия у меха низмов. Матросы немного волновались, по отвечали и действовали правильно. Очередь дошла и до матроса Лугинина. Товарищи были спокойны за него. — Лугинин хорошо знает свое дело, его трудно застать врасплох, — с уважением говорили о нем моряки. Лугплпи оправдал надежды товарищей. Ему было задано несколько вопросов, на которые матрос отвечал точно, а затем уверенно действовал у механизмов. И всегда так. ------------X X------------- Матрос В. Лугинин. Фото Г. Фирсова. X * X ---------- Прежде всего, Лугинин любит свою специальность. По этого мало. Надо еще настойчиво и упорно изучать военно- морское дело. Так оп и поступает. Лугинин всегда внимательно слушает об’яснеиие командиров, непонятное записывает и выясняет в конце занятия. Он аккуратно поело тщательного изучения темы со ставляет конспект и умело использует его па итоговых занятиях. За глубокие и убе дительные ответы на вопросы командира матрос Лугинин получает всегда только отличные оценки. Он хорошо решает вводные задачи, быстро устраняет воз можные задержки и неисправности. Есть у Лугинина хорошая черта — ни когда пе успокаиваться на достигнутом, а постоянно совершенствовать боевое ма стерство. Это дает возможность ему всегда быть в рядах отличппков учебы. Матрос Лугинин не только сам являет ся отличником боевой и политическом под готовки, но и помогает отстающим. Долгое время матрос Иван Лобаков не мог разобраться в некоторых вопросах но специальности и по военно-морскому делу. В часы самостоятельной работы Лугинин предложил Лобакову заниматься вместе. Лоюаков охотно согласился. С тех пор оии стали всегда заниматься вдвоем^ Лугинин научил матроса Лобакова, как правильно распределять время, как выде лить главное из прочитанного н составить конспект. Отличник просто и последова тельно об’яснял Лобакову непонятные во просы. Матрос Лугинин помог Лобакову встать в ряды передовых воинов, привил любовь к чтению политической и художе ственной литературы^ Систематически работая над повышени ем военно-политических знаний, матрос Лугинин находит время и для активной комсомольской работы. Он успешно справ ляется с работой заместителя секретаря комсомольской организации, нередко про водит с личным составом беседы, громкие читки газет и журналов. В своих беседах Лугинин раз’ясняет морякам требования Военной присяги и уставов, рассказывает о трудовых подвигах советского народа, богатствах пашей Родины, о большевист ской партии и великих вождях Ленине и Сталине. К каждой своей беседе комсомольский вожак тщательно и заранее готовится, обращается к политработнику за раз’ясне- нием непопятных ему вопросов. Готовясь к 70-летию товарища Сталина, он провел беседу о жизни и деятельности великого вождя трудящихся всего мира. В период подготовки к выборам в Верховный Совет СССР Лугинин раз’яснял «Положение о выборах», рассказывал о кандидатах в депутаты. Лугинин много работает над повышени ем своего идейно-политического уровня. Он не ограничивается политическими за нятиями, а регулярно читает газеты и художественную литературу, всегда делит ся с товарищами о прочитанном. Этим са мым он прививает морякам любовь - к . книге. Лугинин не имеет ни одного дис циплинарного взыскания. В его карточке взысканий и поощрений значится семь поощрений. Имя матроса Лугинина занесе но на Доску отличников. То, чего добился матрос комсомолец Вадим Лугинин, доступно любому моряку. Каждый воин может и должен служить так, как служат наши отличники. Для этого нужно честно и добросовестно выпол нять требования присяги н воинских ус тавов, честно относиться к обязанностям) по службе. Главный старшина А. ЯШКИН. Их труд высоко оценен Честно и добросовестно выполняют воинский’ долг сер жант Радовский и ефрейтор Дряев. Они настойчиво совер шенствуют воинское мастерство, с каждым днем добиваются все новых и новых успехов в боевой н политической подго товке. Благодаря упорному труду н прилежному отношению к занятиям Радовский и Дряев стали полноценными специа листами, способными выполнить любое задание комапдования. На своих об’ектах они выполняют дневные задания па 125 н более процентов. ч За добросовестную службу сержанту Радовскому объяв лено 12 благодарностей, он награжден денежной премией, а ефрейтор Дряев имеет 19 благодарностей и две денежных премии. Кроме того, он сфотографирован у развернутого зна мени части. Отличников боевой и политической подготовки Радовского и Дряева командующий Северным флотом наградил нагруд ными знаками «Отличный сапер». Старший сержант Ф. СКОПЦОВ. Учиться упорно и настойчиво Офпперы Советских Вооруженных Сил выполняют задачи огромной важности. Они руководят своими подчиненными, обу чают их военному делу, прививают им вы сокие моральные и боевые качества, вос питывают и х стойкими и мужественными защитниками Родины, беззаветно предан ными своей Советской Родине и великому делу партии Ленина — Сталина. Огромное, решающее влияние на успеш ное осуществление этих задач оказыва ет марксистско-ленинская подготовка офицеров, их идейная закалка. Овладевая марксистско-ленинским мировоззрением, советские офпперы приобретают необходи мые черты большевистских руководителей, осваивают сталинскую военную науку, совершенствуют качество обучения и вос питания попиленных. Важнейшую роль в марксистско-ленин ской подготовке^ офицеров играет ях само стоятельная работа. При всем разнообра зии форм н методов учебы самостоятель ное изучение трудов классиков маркспама- лепинизма является основным, решающим средством теоретической подготовки офи церов. Учится ли офицер в группе марксист ско-ленинской подготовки, в партий ной школе, в вечернем университете, или занимается ло личному плану— успех его учебы, глубина и прочность его знаний за висят в конечном счете от того, насколько внимательно и систематически читает он щкшведеиия классиков марксизма-лени низма, насколько правильно п глубоко ус ваивает оп содержание этих произведений. Для многих офицеров самостоятельная р аб о та над книгой ныне стала оспозной формой их политической учебы. Показательным примером пастоПчпвого самостоятельного пзучеппя марксистско- ленинской теории может служить работа офпперов тт. Пугачева, Охримченко и Б ы с т р л к о в а . Все они являются коммуни стами и принимают активное участие в партийной работе. Офицер Охримченко ру ководит агитколлективом к ведет боль шую агитационно-массовую работу. Член партийного бюро тов. Пугачев проводит консультации с самостоятельно изучающи ми теорию и историю большевизма. Офи цер Быстряков выступает с лендами и докладами как перед воинами, так я пе ред гражданским населением. Эти наши офицеры систематически за нимаются своим марвсистско-лежинскнм образованием. Они прочитывают не’ только рекомендованную к теме литературу, но а используют дополнительные источники для пополнения знаний. Б каждому семи нарскому занятию ови имеют записи по прочитанной литературе а тезисы для вы ступления по отдельным вопросам. Офицер Пугачев, например, при жзуче" пии темы «Работа В. flj Ленина «Импег риализм, как высшая стадия капитализ ма» прочитал и детально законспектиро вал этот ленинский труд. В ходе ее он изучил как всю основную, так и до полнительную литературу, рекомендован ную к теме. К семинарским занятиям тов. Пугачев подготовился добросовестно, и к выступлению имел хороший конспект и необходимые выписки нз произведений В. П. Ленина п И. В. Сталина. Для всех офицеров группы, в которой занимаются тт. Охримченко, Пугачев и Быстряков, созданы благоприятные усло вия для самостоятельных занятий. Здесь, как и всюду, установлены для офицеров два свободных вечера в педелю. В эти ве чера офицеры имеют возможность рабо тать над книгой дома пли в своих слу жебных кабинетах. Но одними свободными вечерами они, конечно, не ограничивают ся. Их успех в самостоятельной работе, главным образом, зависит от упорства и настойчивости в овладении марксистско- ленинской теорией, от четкого планирова ния я строгой регламентации своей слу жебной работы и учебы. Опыт очень 'многих офицеров показы вает, что при любой загруженности слу жебными делами имеются все возможно сти к тому, чтобы последовательно и на стойчиво овладевать марксистско-ленин скими знаниями. Офицеры тг. Васильев л Быков не мень ше других заняты по службе, но это не мешает им повседневно заниматься теоре тической учебой. Они выработали £ля се бя определенную систему самостоятельной работы, при которой неуклонно 2 — 3 часа в день.уделяют самообразованию, чтению военной, политической и художественной литературы. Такая система стала для п ш жизненной потребностью, вошла в при вычку. I Васильев и Быков научились умело пользоваться марксистско-ленинской тео рией при решении практических вопросов. Об этом ярко свидетельствуют весьма в ы сокие показатели в их служебной дея тельности. Заслуживает внимания я < шьрг само стоятельной работы офицера . тов. Уман- ского. Вот что он рассказывает об оргаг- низацни своего времени * методе учебы: .«В моей самостоятельной работе выра боталась определенная система. Я имею перспективный план своих занятий. В начале учебпого года всем офицерам стали известны темы, которые должны быть изу чены в группах марксистско-ленинской подготовки, и указана литература. Это позволило мпе в своем личном перспектив ном плане предусмотреть, какие произве дения В. И. Ленипа и И. В. Сталина и в какие сроки изучать, а также определить, что необходимо дополнительно прочеегь пз политической и художественной литера туры. Учитывая, что подготовка к семинар ским занятиям требует много времени, так как приходится прочитывать немало лите ратуры, я никогда не откладываю подго товку на последние дни. К каждому заня тию готовлюсь заранее, а не накануне и наспех, как это делают некоторые това- ржщн. Из основной рекомендованной лите ратуры по каждой теме вначале внима тельно прочитываю «Краткий курс истории ВКП(б)», затем работы В. П. Ленина и И. В. Сталина. В ходе самостоятель ной работы делаю записи, продумываю основные вопросы и составляю на них от веты с тем, чтобы лучше уяснить про читанное. К слабо усвоенному возвраща юсь вновь и вновь, пока не добьюсь пол ной для себя ясности». Такое отношение к самостоятельной работе позволяет тов. Уманскому успешно овладевать марксистско-ленинской тео рией и умело пользоваться ею в практи ческой жизни. Оп добросовестно и акку ратно выполняет свои служебные обязан ности. Недавно коммунисты оказали ему большое доверие, избрав его членом пар тийного бюро. Многое в организации самостоятельной работы офицеров могут и должны сделать руководители групп марксистско-ленинской подготовки. Они обязаны дать определен ные знания офицерам, добиваться от них аккуратной посещаемости занятий и высо кой успеваемости, прививать нм вкус к са мостоятельным занятиям, к изучению тру дов В. И. Ленина а И. В. Сталина. Большинство руководителей групп марксистско-ленинской подготовки офи церов именно так и понимает свою роль. Вот один пз примеров. Руководители тт. Дунаевский, Артеев и Григорьев на каждом занятии рекомендуют слушателям основную и дополнительную литературу, называют произведения, которые должны быть прочитапы, разъясняют офицерам, на какие вопросы следует обратить внимание при самостоятельной работе. А потом, в ходе подготовки к семинарским занятпям, онп проверяют, как усвоен офицерами ре комендованный материал. Эти руководите ли групп встречаются с офицерами не только на занятиях, но и в другое вре мя, помогают им советом, учат умению самостоятельно работать над книгой. Та кое отношение к делу руководителей групп, их помошь н контроль помогают офицерам в работе, создают обстановку моральной ответственности слушателей за подготовку к каждому занятию. Однако одни руководители групп марк систско-ленинской подготовки не в со стоянии решать все вопросы самостоя тельной работы офицеров. В стороне от этого важного дела не могут стоять коман диры частей и подразделений, заместители командиров по политической части, се кретари партийных и комсомольских ор-- ганпзапий. Па кораблях и в частях сейчас есть уже немало примеров, когда командиры умело возглавляют теоретическую учебу своих подчиненных. Это лучше всего удается тем командирам, которые сами упорно рабо тают иад книгой , над расширением и у г лубленнем своих теоретических знании, ибо только в этом случае они в состоянии глубоко, со знанием дела беседовать с подчиненными по отдельным темам, подсказать им, как наиболее целесообраз но использовать время/ какие, произведе ния и в какой последовательности чи тать. Большую роль в налаживания самостоя тельной работы офицеров-коммунистов играет постоянный контроль за их учебой и помощь им со стороны партийных орга низаций. Примером в этом отношении мо жет служить партийное бюро Н-ского под разделения. Здесь . члены партбюро тт. Пшец, Чельппев, Выродов и другие по стоянпо интересуютея, как коммунисты- офицеры овладевают марксистско-ленин ской теорией, как работают над материа лом, рекомендованным к той или иной те ме. При этом они не просто знакомятся с постановкой самообразования офицеров, а и активно воздействуют на ход учебы. Партбюро установило, что коммунисты Чередник, Водолажскнй и некоторые дру гие, готовясь к семинарам, недостаточно изучали рекомендованную литературу, а иногда даже не прочитывали че. Член партбюро тов. Пшец решил поста вить вопрос о маркеистоко*ленинеком *>б- разовании коммунистов на партийном соб рании. В своих выступлениях по докладу коммунисты вскрыли серьезные недостат ки в постановке учебы, говорили о том, как лучше организовать самостоятельную работу. Было внесено предложение об ор ганизации помощи изучающим марксист ско-ленинскую теорию путем консульта ции и товарищеских собеседований. Парт бюро учло предложения и приняло меры в их осуществлению, а коммунисты стали больше и серьезнее заниматься своим по литическим ростом. В некоторых партийных организациях сейчас принято выделять в помощь това рищам, самостоятельно изучающим марк систско-ленинскую теорию, консультан тов но числа наиболее подготовленных коммунистов. Опыт работы консультантов показывает, что эта практика целиком се бя оправдывает. Взять, к примеру, парторг гаппзацию одного нз подразделений^ Здесь обязанности консультантов выпол няют коммунисты тт. Коновалов (слуша тель 2 -го курса вечернего университета марксизма-ленинизма). Козловский (член бюро) и другие. Они, как правило, зани маются с небольшой группой офице ров, помогая им правильно строить свою самостоятельную работу. Консуль танты время от времени беседуют с офи церами по существу изучаемых ими тем, раз’ясняют наиболее сложные вопросы, рекомендуют, что необходимо прочитать дополнительно. Консультации приносят большую пользу, н офицеры положительно отзываются о них. В текущем учебном году марксистско- ленинская подготовка офицеров идет по сложным и серьезным программам. От офи церов требуется большая работа над изу чением произведений классиков марксизма-* ленинизма. Политорганам, партийным opJ ганизапиям необходимо конкретнее и боль *1 ше помогать офицерам в овладении марк систско-ленинской теорией. Надо, чтобы политическая учеба офицерского состава п ш еще более организованно, на высоком идейном уровне и оказывала все возра стающее влияние на деятельность офице ров в области обучения п воспитания ими своих подчиненных. М. ПОЛЯКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz