На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 1Т апреля 1950 г., № 86 (3699). ГОРДОСТЬ с о в е т с к о й с т р а н ы ★ ★ ✓ 4 /W 4^VN ^ /N /4 /4 /» П од ру ко вод с твом великой партии Л енина — С талина сове тский н арод строит коммуни зм . G к аж ды м годом , с к аж ды м днем все выше и выше п одн им а е тся культурный уровень и бл аго со сто яни е т р уд ящ и х ­ ся страны соц и али зм а , к аж ды й день все новыми и новыми подви гами в труде и н ауке про сл авляю т свое О течество советские патриоты . Ве­ ликие идеи комм уни зм а вдохн овл яю т наших людей на великие д е л а . G р адо стью и гордостью з а наш у Родину , з а н аш н арод , з а партию больш евиков , в едущ ую нас от победы к победе , встреч аем мы, сов ет ­ ские люди , еж е го д н о е п ри суж д ени е С талинских премий передовым борц ам з а коммуни зм — нов атор ам п рои звод ств а и ученым , л и т ер а то ­ рам и п р еоб р а зо в а тел ям природы , р або тни к ам науки , и ску с с тв а , про­ и зв од с тв а , сел ьско го х о зяй с тв а . Э то — передовы е люди нашей ★ ★ ★ Талантливый коллектив сталинской эпохи , это ц в ет и гордо сть н аш его соци али стич еско го об ­ щ е с т в а , это те , к то п р о к л ады в а е т пути в будущ ее , кто с о з д а е т изоби ­ лие духовной культуры и услови я д л я ещ е больш его ро ста производи ­ тельности т р у д а , д л я ещ е больш его р а сц в е т а наш ей Родины . Н а этой стр аниц е р а с с к а зы в а е т с я о н о в атор ах п рои звод ств а , о д ея т ел я х н ауки , ли тер а туры и и ску сств а , удо сто енны х С талинских премий з а 1949 г о д . ‘ - . . В поисках нового Летом прошлого год» страну облетела весть о полезном новшестве, введенном на Косинской трикотажной фабрике. Это был почин важного государственного значения, открывший большие возможности для даль­ нейшего повышения производительности.- Автором его был мастер Семен Иванович Ыитпн. Обычно основовязальные машины рабо­ тают на скоростях в 100— 110 оборотов в минуту и вырабатывают 2,5 кг. полотна в час. Но как сделать, чтобы эту скорость увеличить, скажем, на одну треть? Топа возросла бы и производительность маши­ ны! Эта мысль не давала покоя Семену Ивановичу. / Откладывать дело на будущее было нельзя — коллектив фабрики с каждым днем усиливал борьбу за досрочное выпол­ нение послевоеппой сталинской пятилетки. И мастер, хорошо сознавая требование времени, принялся за работу. Работницы стали замечать, как началь* нпк пеха, подолгу останавливаясь возле крайней машины, неотрывно наблюдает за ез работой. Он выключал мотор и руками кедлепно передвигал под’емные механиз­ мы игольницы, внимательно рассматривал процесс петлеобразования. Часто он бесе­ довал с лучшими вязальщицами пеха Вик­ торовой и Фетисовой, расспрашивал их о капризах машин, о причинах сбрасывания нетель, обрывности нитей и поломки игл. Не раз долгие разговоры вел он и со еле* еарямп ремонтно-механической мастерской Григорием и Анатолием Кулешовыми. Коллектив цеха понял огромное значе­ ние замысла Семена Ивановича. Идея уве­ личения с’ема продукции с единицы обо­ рудования увлекла всех, и каждый ста­ рался помочь мастеру в осуществлении его намерения. Мастер ремонта, бывший стар- пгина-танкпет Сергей Михайлович Пичугин посоветовал Мптппу усилить крепление гребенок и отражательных проволок кла­ панов пгл, старший мастер Герман Михай­ лович Галанин предложил заменить в ма­ шине штулярники и помог усовершенство­ вать механизм оттяжки полотна. Вечерами Семен Иванович до глубокой ночи просиживал за составлением черте­ жей и эскизов. В этой работе ему активно помогали инженеры и техники фабрики. В итоге напряженного труда конструк­ тивные данные машины были значительно улучшены. Машины стали теперь работать со ско­ ростью 1*10 — 160 оборотов в минуту. На таких скоростях они не работают нигде в мире. Их продуктивность достигла 8,5 ки­ лограмма полотна в час. Кого закончилось реконструирование всех основовязальных машин, цех начал давать небывало высокую производитель­ ность: с 40.356 кг она поднялась до 51.250 кг готового полотна в месяц. Возросшая производственная мощность ведущего пеха фабрики потребовала иной работы и остальных цехов. Чтобы увели­ чить производство основ полотна, коллек­ тиву приготовительного цеха пришлось улучшить конструкцию сновальной маши­ ны и механизировать ручной процесс про­ борки нитей. Кроме того, эдесь стали ши­ роко внедрять заимствованную у Харьков­ ской фабрики имени Микояна шпулю «Ги-* гант» для намотки нитей. После некото­ рых конструктивных изменений этой шпу­ ли производительность веретена моталь­ ной машины повысилась на 40 процентов. Серьезные усовершенствования в техни­ ке производства проделали и рационализа­ торы закройного а швейного цехов. Тща­ тельно изучив опыт конвейеризации про­ изводства в швейной промышленности, ра- ционализаторы-щвейники разработали для своего цеха проект нового, более ритмич­ ного конвейера. Ввод его позволил уже в первые дни увеличить на 25 процентов с’ем продукции с тех же производственных площадей и оборудования. Новшества косинцев нашли широкое распространение на трикотажных пред' приятиях страны. Со всех концов в Коси- но на имя новатора С. И. Митина стали приходить многочисленные письма. Митин охотно отвечал на письма. Он побывал в Каунасе, Черновинах, Кишите* ве, Ашхабаде и ряде других городов, где помог местным трикотажникам в их борь- бе за увеличение с ’ема продукции с имею­ щегося оборудования в производственных площадей. Он написал также специальную брошюру, рассказывающую о его опыте. Косинская фабрика выполнила свой пя­ тилетний план по- уровню промышленного производства за 2 года 11 месяцев. В этом немалая доля заслуг принадлежит и Семе­ ну Ивановичу. Недавно мастер основовязального цеха Косинской трикотажной фабрики получил волнующее известив — правительство, до­ стойно оценив его труд, присвоило ему звание лауреата Сталинской премии 3-й степени, И. САПФИРОВ. с г Русские электротехники 'Автор капитального труда .«Русские электротехники второй половины XIX ве­ ка» член-корреспондент Академии наук СССГ М. А. Шателен удостоен Сталинской премия. Михаил Андреевич Шателен свыше ше­ стидесяти лет своей жизни посвятил рус­ ской электротехнике. На его глазах проте­ кало бурное развитие электротехники в поппе XIX века и в первой половине XX река. Он был не только очевидцем, но и непосредственным участником этого раз­ вития. М. А. Шателен лично знал П. Н. Яблочкова. А. П. Лодыгина, Н. Н. Бенар- ^oca, И. Г. Славянова. совместно с М. 0. Доливо-Добровольскпм работал в Политех­ ническом институте, а с А. С. Поповым — в университете. Он был близким свидете­ лем всех работ А. С.* Попова, приведших к изобретению радио, и выступал от его име­ ни на Международном электрическом кон- грессе в Париже. Пе<к* 1 юримые свидетельства очевидца де­ ла ют труд М. А. Шателена особенно важ­ ным и значительным. Обладая ценностью подлинного исторического документа: этот труд н<*сет в себе обаяние настоящей жиз- ги , насыщенной напряженной борьбой. Книга «Русские электротехники» — боль­ шое полотно, охватывающее историю на­ цией от°чественной электротехники, начи­ ная с трудов первого русского электротех­ ника В. В. Петрова и кончая осуществле­ нием ленинского плапа Г0ЭЛР0 и сталин­ ских пятилеток. Олнако достоинство труда М. А. Шате- лепн заключается не только в богатейших личных вспоминаниях. Значение его в т« м, что оп написан патриотом, горячо :!юбяшим свою Родину. Каждой своей строчкой книга восстанавливает истори­ ческую правду. Она освобождает историю электротехники от космополитического хлама, который был в изобилии внесен в пе<* буржуазными архивариусами. М. А. Шлпч*леп неопровержимыми фак­ тами доказывает приоритет русской пау; т . Он приводит такие примеры: Привиле­ гия Л! И) 19 от 11 июля 1874 года вьиа- па Лодыгипу и Кэ па «способ и аппараты дешевого электрического осветепия». Толь­ ко семь лет спустя выдается другая При­ вилегия — Л'5 2580 от 24 сентября 1881 1 чда иностранцу Томасу Альва Эдпссону и !!<• на изобретение, а лишь «па усовер­ шенствования в способах и аппаратах для производства электрического света». Вско­ ре после Эдиссона Привилегия 2785 от 27 ноября 1882 года была выдана друго­ му претенденту — иностранцу Джозефу Уильсону Суану (Свану) €ва усовершен­ ствование в устройстве электрических ламп». Спор между выдающимся русским изо­ бретателем и многочисленными ходатаями ва приоритетом длился много лет. После неудачи Эдиссона другие американские изобретатели пытались доказать свое пер­ венство. По этому поводу М. А. Шателен приводит короткую цитату из одного фран­ цузекого журнала, который, высмеивая американские претензии, пишет: «А поче­ му бы не сказать, что я солнечный свет изобретен в Америке?!. В труде Шателена раскрыты не только значение изобретений электротехников России, но и значение их идей, которые послужили основой дальнейшего развития этой области техники в наши дни во к ем мире. Он показал не только приоритет рус­ ской науки, но и безусловное превосходст­ во и силу русской технической мысли. М. А. Шателен, создавая картины прош­ лого русской электротехники, подошел к ним как историк-марксист, как вдумчивый и глубокий исследователь. Он привлек большой документальный материал и дал читателю отнюдь ье биографические очер­ ки русских изобретателей. Ученый развер­ нул широкую картину жизни электротех­ нической общественности, роль электро­ технического отдела Русского Техническо­ го общества н журнала «Электричество». Заканчивая свой труд, М. А. Шателен пишет: «Таким образом, труды наших пи- оперов-электрпков, несмотря на как будто бы малый успех вначале, оказались в дальнейшем далеко не бесплодными. Па советской почве, в атмосферо советского содружества науки и техники пышно рас­ цвели посаженные ими когда-то ростки. И мы, пользующиеся результатами работ на- птпх пионеров, сами работающие в услови­ ях Советского Союза, можем только пре­ клоняться перед памятью тех, кто в труд­ нейших условиях царской России, не ветреная нигде помощи и сочувствия, неу­ станно и самоотверженно трудился пад создаппем электротехники, кто положил на­ чало многим ее отраслям и кто навсегда прославпл имя русского электрика». А. ПЕТРОВ. Ленинград. Горячей благодарностью большевист­ ской партии, правительству, товарищу Сталину за неусташшо заботу о совет­ ском искусстве встретил наш коллекпгв весть о присуждении Сталинской премии ведущим творческим работникам театра за спектакль «Отель широкая». Мы много п вдумчиво работали над этим спектаклем о советских людях, охвачен­ ных пафосом социалистического труда. Пьеса П. Винникова «Стень широкая» посвящена современной колхозной деревне. > ее осповной проблеме— борьбе за высокий урожай, в ходе которой раскрываются ти­ пические черты советского человека, его партийное отношение к труду, к вопро­ сам коммунистической морали. Автор убедительно показал органи­ зующую роль .нашей партии, большеви­ стской печати во всенародной борьбе за хлеб, за укрепление колхозов, за воспи­ тание людей социалистической деревни. В спектакле мы. стремились правдиво и ярко отобразить быт социалистической деревни, ее людей, радость их вдохно­ венного труда. * ★ * Более двадцати лет существует Цент­ ральный театр Красной армии. Такой театр мог возникнуть только в нашей социалистической стране, где парод за­ интересован в том, чтобы его армия со­ стояла из сознательных, культурных людей. Новый театр был призван стать творческой лабораторией создания пьес военной тематики, содействовать повы­ шению политического и культурного уровня советских воинов, своими спек­ таклями воспитывать их в духе совет­ ского патриотизма, в духе беспредельной преданности Родине, партии Ленина — Опте. С первых лег своего существова­ л и коллектив вашего театра стал регу­ лярно выезжать -в воинские части и сое­ динения. Непосредственная живая связь театра с героями своих спектаклей—бой­ цами и командирами— стала непрелож­ ным законом его творческого развития. Театр настойчиво создавал свой воен­ ный репертуар. На его сцене шли пьесы известных советских драматургов: «Пер­ вая Конная» Вс. Вишневского, «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Слава» В. Гу­ сева, «Мстислав Удалой» П. Прута л другие произведения, посвященные те­ мам гражданской войны, строительству Советской Армии и военному прошлому - нашей Родины. Значительным этапом в жизни театра была предпринятая им в 1937 году по указанию К. Е. Ворошилова поездка на Дальний Восток. Восемь месяцев провел там коллектив театра, обслуживая воин­ ские части не только в крупных городах, но и в отдаленных гарнизонах. Спектакли, концерты, консультации художественной самодеятельности — все формы творче­ ской работы были использованы театром на Дальнем Востоке. Свою любовь и признательность к бой- цам-дальпевосточннкам актеры театра вы­ разили в спектакле, посвященном защит­ никам наших восточных рубежей. По просьбе нашего театрального коллектива драматург Н. Погодин написал пьесу «Падь Серебряная». Ряд сцен из этой пье­ сы, как «концерт на заставе», «тревога», не могли бы получить такого звучания в спектакле, если бы в основе их не лежа­ ли подлинные жизненные наблюдения ак­ теров и режиссеров во время поездки на Дальний Восток. В годы Великой Отечественной войны 19 фронтовых бригад, выделенных нашим театром, дали свыше 2.500 концертов и спектаклей для советских воинов. С боль­ шой гордостью мы вспоминаем о своем по­ следнем выступлении периода войны, со­ стоявшемся 9 мая 1945 года в Берлине. На сцене театра в дни войны шли пье­ сы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова. «Крылатое племя» А. Первен­ цева —- о борьбе советских летчиков с гитлеровскими захватчиками, «Сталинград- + А. ПОПОВ, лауреат Сталинской премии, народный артист Союза ССР, главный режиссер Центрального театра Красной Армии. + цы» Ю. Чепурина — о героической защи­ те города-героя и многие другие спектакли, имеющие серьезпое воспитательное значе­ ние. Большое место в репертуаре и в годы войны и в послевоенное время занимали военно-исторические спектакли, воспиты­ вающие в зрителе чувство законной гордо- группировки немецкоЧютжстсм# армии * освобождению Крыма. «Южный узел» явился важным этапом в осуществлении театром указаний партии о создании Спектаклей, способствующих дальнейшему развитию лучших сторон ха­ рактера советского человека, с -особой си­ лой выявившихся во время Великой Оте: чествонной войны. В пьесе 10. Чепурина «Последние рубе­ жи» показана освободительяая миссия Со­ ветской Армии, разоблачаются коварные замыслы, которые вынашивали на протя­ жении всей врйпы американские реа/кшю- неры. Спектакль «Цризвание» А. Кузнецо­ ва и Г. Штайна рассказывает о чести советского офицера, о его верности воин­ скому долгу. Разоблачению гнусных це­ лей американских заправил посвящен спектакль «Голос Америки» Б. Лаврене­ ва ./ Из 17 показанных театром за послед­ ние три года спектаклей, 15 — принад­ лежат советским авторам. В эти годы мы привлекли новых авторов к надеем­ ся, что П. Винников — автор пьесы сСтепь широкая», В. Собко. написав­ ший пьесу «За вторым фронтом», и А. Барянов, в творческом содружестве с театральным коллективом совдавший спектакль «Па той стороне», будут н впредь тесно связаны с нашим театром. Пе так давно в нашем театре состоялась премьера спектакля «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского. Эта пьеса, как известно, удостоена Сталинской премии первой степени. Ближайший новый спектакль театра — это «Флаг адмирала» А. Штейна. Кроме того, в этом году зрители увидят на нашей сцене спектакли «Ревюор» II. Гоголя и «Враги» М. Горького. Эеленые друзья человека Русские люди в старпну лечились своеобразными лекарствами. Наши первые историки-летописцы повествуют, что если случалось кому-либо заболеть, то всем лекарствзм предпочитали настойки на тертом луке, чесноке пли перце. Примени­ лись масло мускатное, гвоздичное, анисо­ вое, различные сушеные коренья, смолы тропических растений. Люди издавна лечатся лекарствами «зеленой аптеки» — этому их научил многовековый опыт. Они пользовались ра­ стениями, но применяли их вслепую, не понимая, в чем секрет и лечебная сила этих «кореньев», «трав». Наша наука начинает раскрывать секреты этих ле­ карств. Уже много лет ленинградский ученый, профессор Борис Петрович Токин изучает лечебные свойства растений. U вот что он узнал. Однажды весной Борис Петрович налил в блюдце болотной воды, потом взял капельку этой воды н посмотрел на нее в микроскоп. В капле шныряли инфузории, шевелились амебы и кишмя-кишелн дру­ гие микроорганизмы. Были среди них и болезнетворные микробы. Затем профессор положил возле блюдца с болотной водой веточку черемухи, закрыл все стеклянным колпаком и посмотрел на часы. Когда прошло 15 минут, крышку сняли, профес­ сор снова взял из блюдца каплю воды и посмотрел на нее в микроскоп. Но он уже не увидел в ней ни подвижных инфузо­ рий, ни других микроорганизмов. Их не было, их умертвила веточка черемухи од­ ним своим присутствием. Результаты не удивили ученого. Он знал, что будет именно так. а не иначе. П он л его сотрудники проделали несколько тысяч опытов, исследовали множество растений и убедились, что ветки черемухи, можже- НА СНИМКЕ, (слева направо): заслу­ женные артисты РСФСР Д . Л . Сагал и П. А. Константинов, режиссер А. 3. Окунчнков и заслуженный артист РСФСР В. Н. Ратомский. За участие в создании спектакля «Степь широкая» им при­ суждена Сталинская премия. Фото С. Преображенского. (Фотохроника ТАСС). X Ж ~ - сти за героическое прошлое нашей Родины. Это пьесы о первых днях существования Советской Армии, о славных советских полководцах, о военное прошлом русского народа. Таковы пьесы Вс. Иванова «Пар­ хоменко», А. Ржешевского «Олеко Дун­ дич», П. Прута «Год 19-й», П. Бахтерева л А. Разумовского «Полководец Суворов», К. Тренева «Полководец» (пьеса о Кутузо­ ве) и другие. В творческом формировании театра су­ щественную роль играла его работа над произведениями классической драматургии: пьесами Горького, Островского, Сухово- Кобылипа — из отечественной классики, Шекспира, Лопе де Вега — из иностран­ ной классики. Историческое постановление ЦК ВКП(б) «0 репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» вооружило со­ ветский театр развернутой программой действия, нацелило его на еще более ак­ тивное участие в строительстве коммуниз­ ма. В послевоенные годы, выполняя указа­ ния ЦК ВЕП(б) по идеологическим вопро­ сам, коллектив Центрального театра Крас­ ной Армии встал па путь решительного улучшения своей работы. Главное внима­ ние было уделено созданию нового совре­ менного советского репертуара.- С большим творческим под’емом готовил театральный коллектив к тридцатилетию Веигжкой Октябрьской революции спектакль «Южный увел», посвященный одному из крупных сражений Отечественной войны— разгрому советскими войсками большой Театр имеет большую труппу, четко | иыьника, луковицы чеснока и лука, кор- н в де* невища хрена, корни дпкого ииона, семена ревеня успешно истребляют многих бо­ лезнетворных микробов. Причина гибели микробов — летучие п весьма ядовитые вещества, придающие растению тот или иной запах. Такие летучие и ядовитые вещества профессор Токин назвал фитонцидами, т. е. растительными ядами, губительными для микроорганизмов. Замечательна особен­ ность фитонцидов: они совершенно без­ вредны для человека и поэтому moot слу­ жить прекрасными лекарствами. Растения вырабатывают в своих тканях могучие ващитные средства, которые от­ ражают атаку болезнетворных микробов. Одним из самых стойких растений являет­ ся чеснок. Чеснок ничем не хворает. Фи- тенциды чеснока защищают его от бо­ лезней, подобно броне. Открытие профессо­ ра Токина об’яснило, почему подорожник или кактус способствует заживлению ран, почему листик хрена, положенный на дно крынки, предохраняет молоко от скпсаяпя_ почему воздух соснового бора целебен, по­ чему чеснок предохраняет от желудочных заболеваний, а пенициллин, добываемый пз особого рода плесепи, побеждает одно пз самых страшных заболеваний — газовую гангрену и излечивает другие болезни. Ученые намечают ныне сорта деревьев для озеленения городов, чтобы поселить в садах и парках самых энергичных врагов микробов. Они исследуют комнатные ра­ стения, чтобы отобрать пз них наиболее полезные. Фитонциды могут быть исполь­ зованы для хранения продуктов, а самой главное, ученые нашли способы извлекать фитонциды в чистом виде. Из них осознающую свои огромные задаче ле коммунистического воспитания совет­ ского зрителя, имеет в своем составе вполне сложившихся мастеров советеко го искусства. Их имена широко невест* ни . Это — Л. И. Добрканская, А. Е. Хохлов, А. П. Хованский, П. А. Кон­ стантинов, В. Н. Ратомский, В. И. Оку* пева, П. Л. Хомякова, А. М. Ходурский, В. С. Благообразов. J В театре выросло наше средвее поко­ ление талантливых актеров, несущее на своих плечах основной репертуар. Это М. М. Майоров, В. М. Зельдин, Д. Л. ~ Сагал, К. А. Нассонов. Р. И. Ракитин, Е. И. Куприянова н другие. Талантливая молодежь театра — Л. М. Фетисова, М. Ф. Пастухова, В. А. Носова, 0. Н. Малько, А. А. Петров — постоянно запята в спектаклях. Режиссеры театра ведут большую рабо­ ту с драматургами. Тт. И. П. Ворошилов, В. С .‘ Капцель, А. А. Харламова, Д. В. Тункель, Б. М. Афонин, А. 3. Окунчнков много сделали для создания пьес военной тематики. Постоянными художниками теат­ ра являются известные мастера декоратив­ ного искусства Н. А. Шифрив и И. С. Фе­ дотов. Коллектив театра, воодушевленный ве­ ликими победами нашего народа на полях сражений и в мирном труде, вдохновлен­ ный благородными и светлыми щеями ге­ ниев человечества — Ленина и Сталина, отдает все свои творческие силы на благо советского социалистического общества. Для нашего театра нет большей чести, как служить своему народу и воплощать на сцене его благородные черты и, в пер­ вую очередь, образы легендарных героев нашей героической и непобедимой Совет­ ской Армии, взлелеянной и воспитанной величайшим полководцем всех времен и пародов — Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Этим великим задачам и целям мы с радостью отдаем свои силы и способ­ ности. Высокая награда, которой удостоен наш коллектив ва постановку пьесы Н. Винни­ кова «Степь широкая», вдохновляет нас на создание новых, высокоидейных и высоко­ художественных спектаклей. гото­ вят порошки и капли. Эти лекарства ока *1 зываются наиболее действенными средст* вами против многих опасных заболеваний, перед которыми медицина была бессильна* В недалеком будущем фитонциды по-- могут победить многие болезни так же, гав побеждена гангрена, и, может быть, даже повволят людям уничтожить на земном шаре некоторые виды болезнетворных микроорганизмов совсем и навсегда. За научный труд «Фитонциды» докто­ ру биологических наук Б. П. Токину при­ суждена Сталинская премия. А. ИВАНОВСКАЯ ‘ Певец родной земли В числе поэтов, удостоенных в этом го­ ду Сталинской премии, находится Петр Комаров. Это имя впервые появилось в печати в 1926 г. на Дальнем Востоке. С тех пор издано уже 16 сборников произ­ ведений поэта— «У берегов Амура», «Время бесстрашных», «Золотая просека», «Хули­ ганский родник», «На сопках Маньчжу­ рии», «Стихотворения», «Под небом Азии», «Избранные стихи» и др. Стихи молодого поэта привлекали лиричностью. С ними не хотелось расставаться, их можно было с неослабевающим вниманием перечитывать снова и снова. Всю свою жизнь Петр Комаров провел на Дальнем Востоке. До мельчайших под­ робностей изучил он этот суровый, но прекрасный край — его мужественных людей, его могучую н богатую природу. Органическая, неразрывная связь с родным краем, безграничная любовь к нему опре­ делили тему творчества Комарова. «Я бы ветры вдохнул твои с жаждою, Я бы выпил ручьи до глотка, Я тропинку бы выходил каждую, — Д а моя сторона велика. Как посмотришь, нехватит и месяца Обойти и об’ехать ее. Только в песне да в сказке уместится Приамурье мое!» («Приамурье»)1 Избранной теме Комаров не изменил за все 23 года своей литературной деятельно­ сти. И все же его нельзя считать певцом только Дальнего Востока. Творческий кру­ гозор поэта выходил далеко за географи­ ческие пределы края. Дальневосточная тема — не цель. Поэт пользуется ею для выражения главного — безграничной сы­ новней любви к Родине. С тихи Комарова патриотичны в лучшем, широчайшем смысле этого слова. Родной край воспринимается поэтом, прежде всего, как частица Родпны. Недаром говорит он: «Все эдесь русское, все здесь наше — От Москвы до конца земли... _ • • • • • < { « • • > • ! Ты и эдесь мне мила, Россия, Край суровый мой, край родной!» Комаров беспредельно любил природу и неустанно воспевал ее. Он водпт друга- читателя по сопкам, «тайги вековым хоро­ мам», показывает «озер серебряные слит­ ки», прислучпивается к рокоту «седой непослушной волны». Мы встречаемся в его стихах со множеством представителей богатейшей дальневосточной флоры и Фауны. Но Комаров не только любуется природой. Он исследует ее, осмысливает ваконы ее развития, поэтически раскры­ вает их. Природа могуча, величественна, прекрасна, но ее владыкой является совет­ ский человек. Он преобразует ее. Эта мысль выражена почти во всех произведе­ ниях поэта, иногда иносказательно, иногда с оттенком теплой улыбкп. Он рассказы­ вает, как дрофа, раньше боявшаяся людей, теперь «Летела навстречу комбайну —• На грохот совхозного дня» («Как стих, без единой запинки»), то смеется над сусликом: «Он выбежал в пятнах мазута — В соседстве с машинами жил...» (там ж е)’ Лучшие стихи написаны Петром Кома­ ровым за последние 5 — 6 лет. Это — «Монгольские стихи» и удостоенные Сталинской премии ппклы «Новый пере­ гон», «Зеленый пояс» и «Па сопках Маньчжурии». Цикл стихов «Повый перогон» посвящен строителям железных дорог Дальнего Во­ стока. Эти стихи проникнуты пафосом труда, овеяны романтикой созндапня. Герои их — советские люди, уничтожающие бе­ лые пятна па карте Родпны. Они ст 1 юят города, создают в дебрях станцпп, прокла­ дывают железные дороги. Благодаря им «нет сейчас угла медвежьего н в ...даль­ ней стороне». В 1945 году войска Советской Армии вошлп в Маньчжурию. Петр Комаров был не только очевидцем, но и активным участником освобождения истерзанной и ограбленной японскими поработителями страны. Виденное и пережитое там он за­ печатлел в цикле стихов «На сопках Маньчжурии». Поэт проникновенно рассказывает о ве­ ликой освободительной миссии нашей ар­ мии. Советский воин принес замученному, исстрадавшемуся маньчжурскому народу самое дорогое — свободу. Он вернул на липа смуглокожих детишек улыбку, заново научал их смеяться. Он возродил страду к жизни, счастыд. Своеобразные сравнения и сопоставления, которыми Комаров выра­ жает эти мысли, придают им особую све­ жесть и выразительность. Вот городишко Санчагоу. В нем царит грозная тишина, охраняемая япооеимн солдатами. Только бездомному псу проща­ лось нарушение тишины. Людей, подни­ мавших голос, японцы обезглавливали. Советские воины • : • «...Расстреляли эту тишину, Когда входили в город Санчагоу». t («Санчагоу») Советские войска освобождают китай­ скую деревпю. Навстречу долгожданным советским солдатам «Выходит китаянка молодая И к танку прикасается на миг. Она выносит вместо хлеба-соли (Здесь хлеба не видали с давних пор) Все, что сумела сохранить в неволе. — Драконами расписанный фарфор». («Фарфоровая ваза»). Так встречали советского воппа-освобо- ,г ЦТ джтеля повсюду, куда только ни направлял его долг. Поэтому с сознанием заслуженной гордости поэт уверенно говорит: «...Всюду был — от Праги до Китая—* Желанным гостем русский человек». . (там же) Закончилась война. Развернулись гран 4 диозные работы по восстановлению страны, обновлению, озеленению земли. Петр Ко­ маров откликается на это всенародное движение поэтическим циклом «Зеленый пояс». Поэт уже провидит грядущее, видит ростки коммунизма в нашей действитель­ ности. Он твердо верит: «А дерево, что рвется ввысь — К лазури, к солнцу, к свету, —; От нас Потомкам В коммунизм Доставит эстафету» —= '(«ЛЗС»)' В октябре 1949 года оборвалась жизнь Петра Комарова, поэта большой творче­ ской индивидуальности, яркого, своеобраз­ ного, самобытного художника. Комаров не дожил до коммунизма, он но успел увидеть великий сталинский плап преобразования природы уже претворенным в действитель­ ность. Но, как поэт, оп уже видел это: «И вижу я тот благодатный год И зной песков, Где рощи зашумели, И полюс холода, Где мы достигли цели: Там ртуть мертва, но яблоня цветет!* («Зеленый пояс») С. ПАНКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz