На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 1Т апреля 1950 г., № 86 (3699). ГОРДОСТЬ с о в е т с к о й с т р а н ы ★ ★ ✓ 4 /W 4^VN ^ /N /4 /4 /» П од ру ко вод с твом великой партии Л енина — С талина сове тский н арод строит коммуни зм . G к аж ды м годом , с к аж ды м днем все выше и выше п одн им а е тся культурный уровень и бл аго со сто яни е т р уд ящ и х ся страны соц и али зм а , к аж ды й день все новыми и новыми подви гами в труде и н ауке про сл авляю т свое О течество советские патриоты . Ве ликие идеи комм уни зм а вдохн овл яю т наших людей на великие д е л а . G р адо стью и гордостью з а наш у Родину , з а н аш н арод , з а партию больш евиков , в едущ ую нас от победы к победе , встреч аем мы, сов ет ские люди , еж е го д н о е п ри суж д ени е С талинских премий передовым борц ам з а коммуни зм — нов атор ам п рои звод ств а и ученым , л и т ер а то рам и п р еоб р а зо в а тел ям природы , р або тни к ам науки , и ску с с тв а , про и зв од с тв а , сел ьско го х о зяй с тв а . Э то — передовы е люди нашей ★ ★ ★ Талантливый коллектив сталинской эпохи , это ц в ет и гордо сть н аш его соци али стич еско го об щ е с т в а , это те , к то п р о к л ады в а е т пути в будущ ее , кто с о з д а е т изоби лие духовной культуры и услови я д л я ещ е больш его ро ста производи тельности т р у д а , д л я ещ е больш его р а сц в е т а наш ей Родины . Н а этой стр аниц е р а с с к а зы в а е т с я о н о в атор ах п рои звод ств а , о д ея т ел я х н ауки , ли тер а туры и и ску сств а , удо сто енны х С талинских премий з а 1949 г о д . ‘ - . . В поисках нового Летом прошлого год» страну облетела весть о полезном новшестве, введенном на Косинской трикотажной фабрике. Это был почин важного государственного значения, открывший большие возможности для даль нейшего повышения производительности.- Автором его был мастер Семен Иванович Ыитпн. Обычно основовязальные машины рабо тают на скоростях в 100— 110 оборотов в минуту и вырабатывают 2,5 кг. полотна в час. Но как сделать, чтобы эту скорость увеличить, скажем, на одну треть? Топа возросла бы и производительность маши ны! Эта мысль не давала покоя Семену Ивановичу. / Откладывать дело на будущее было нельзя — коллектив фабрики с каждым днем усиливал борьбу за досрочное выпол нение послевоеппой сталинской пятилетки. И мастер, хорошо сознавая требование времени, принялся за работу. Работницы стали замечать, как началь* нпк пеха, подолгу останавливаясь возле крайней машины, неотрывно наблюдает за ез работой. Он выключал мотор и руками кедлепно передвигал под’емные механиз мы игольницы, внимательно рассматривал процесс петлеобразования. Часто он бесе довал с лучшими вязальщицами пеха Вик торовой и Фетисовой, расспрашивал их о капризах машин, о причинах сбрасывания нетель, обрывности нитей и поломки игл. Не раз долгие разговоры вел он и со еле* еарямп ремонтно-механической мастерской Григорием и Анатолием Кулешовыми. Коллектив цеха понял огромное значе ние замысла Семена Ивановича. Идея уве личения с’ема продукции с единицы обо рудования увлекла всех, и каждый ста рался помочь мастеру в осуществлении его намерения. Мастер ремонта, бывший стар- пгина-танкпет Сергей Михайлович Пичугин посоветовал Мптппу усилить крепление гребенок и отражательных проволок кла панов пгл, старший мастер Герман Михай лович Галанин предложил заменить в ма шине штулярники и помог усовершенство вать механизм оттяжки полотна. Вечерами Семен Иванович до глубокой ночи просиживал за составлением черте жей и эскизов. В этой работе ему активно помогали инженеры и техники фабрики. В итоге напряженного труда конструк тивные данные машины были значительно улучшены. Машины стали теперь работать со ско ростью 1*10 — 160 оборотов в минуту. На таких скоростях они не работают нигде в мире. Их продуктивность достигла 8,5 ки лограмма полотна в час. Кого закончилось реконструирование всех основовязальных машин, цех начал давать небывало высокую производитель ность: с 40.356 кг она поднялась до 51.250 кг готового полотна в месяц. Возросшая производственная мощность ведущего пеха фабрики потребовала иной работы и остальных цехов. Чтобы увели чить производство основ полотна, коллек тиву приготовительного цеха пришлось улучшить конструкцию сновальной маши ны и механизировать ручной процесс про борки нитей. Кроме того, эдесь стали ши роко внедрять заимствованную у Харьков ской фабрики имени Микояна шпулю «Ги-* гант» для намотки нитей. После некото рых конструктивных изменений этой шпу ли производительность веретена моталь ной машины повысилась на 40 процентов. Серьезные усовершенствования в техни ке производства проделали и рационализа торы закройного а швейного цехов. Тща тельно изучив опыт конвейеризации про изводства в швейной промышленности, ра- ционализаторы-щвейники разработали для своего цеха проект нового, более ритмич ного конвейера. Ввод его позволил уже в первые дни увеличить на 25 процентов с’ем продукции с тех же производственных площадей и оборудования. Новшества косинцев нашли широкое распространение на трикотажных пред' приятиях страны. Со всех концов в Коси- но на имя новатора С. И. Митина стали приходить многочисленные письма. Митин охотно отвечал на письма. Он побывал в Каунасе, Черновинах, Кишите* ве, Ашхабаде и ряде других городов, где помог местным трикотажникам в их борь- бе за увеличение с ’ема продукции с имею щегося оборудования в производственных площадей. Он написал также специальную брошюру, рассказывающую о его опыте. Косинская фабрика выполнила свой пя тилетний план по- уровню промышленного производства за 2 года 11 месяцев. В этом немалая доля заслуг принадлежит и Семе ну Ивановичу. Недавно мастер основовязального цеха Косинской трикотажной фабрики получил волнующее известив — правительство, до стойно оценив его труд, присвоило ему звание лауреата Сталинской премии 3-й степени, И. САПФИРОВ. с г Русские электротехники 'Автор капитального труда .«Русские электротехники второй половины XIX ве ка» член-корреспондент Академии наук СССГ М. А. Шателен удостоен Сталинской премия. Михаил Андреевич Шателен свыше ше стидесяти лет своей жизни посвятил рус ской электротехнике. На его глазах проте кало бурное развитие электротехники в поппе XIX века и в первой половине XX река. Он был не только очевидцем, но и непосредственным участником этого раз вития. М. А. Шателен лично знал П. Н. Яблочкова. А. П. Лодыгина, Н. Н. Бенар- ^oca, И. Г. Славянова. совместно с М. 0. Доливо-Добровольскпм работал в Политех ническом институте, а с А. С. Поповым — в университете. Он был близким свидете лем всех работ А. С.* Попова, приведших к изобретению радио, и выступал от его име ни на Международном электрическом кон- грессе в Париже. Пе<к* 1 юримые свидетельства очевидца де ла ют труд М. А. Шателена особенно важ ным и значительным. Обладая ценностью подлинного исторического документа: этот труд н<*сет в себе обаяние настоящей жиз- ги , насыщенной напряженной борьбой. Книга «Русские электротехники» — боль шое полотно, охватывающее историю на цией от°чественной электротехники, начи ная с трудов первого русского электротех ника В. В. Петрова и кончая осуществле нием ленинского плапа Г0ЭЛР0 и сталин ских пятилеток. Олнако достоинство труда М. А. Шате- лепн заключается не только в богатейших личных вспоминаниях. Значение его в т« м, что оп написан патриотом, горячо :!юбяшим свою Родину. Каждой своей строчкой книга восстанавливает истори ческую правду. Она освобождает историю электротехники от космополитического хлама, который был в изобилии внесен в пе<* буржуазными архивариусами. М. А. Шлпч*леп неопровержимыми фак тами доказывает приоритет русской пау; т . Он приводит такие примеры: Привиле гия Л! И) 19 от 11 июля 1874 года вьиа- па Лодыгипу и Кэ па «способ и аппараты дешевого электрического осветепия». Толь ко семь лет спустя выдается другая При вилегия — Л'5 2580 от 24 сентября 1881 1 чда иностранцу Томасу Альва Эдпссону и !!<• на изобретение, а лишь «па усовер шенствования в способах и аппаратах для производства электрического света». Вско ре после Эдиссона Привилегия 2785 от 27 ноября 1882 года была выдана друго му претенденту — иностранцу Джозефу Уильсону Суану (Свану) €ва усовершен ствование в устройстве электрических ламп». Спор между выдающимся русским изо бретателем и многочисленными ходатаями ва приоритетом длился много лет. После неудачи Эдиссона другие американские изобретатели пытались доказать свое пер венство. По этому поводу М. А. Шателен приводит короткую цитату из одного фран цузекого журнала, который, высмеивая американские претензии, пишет: «А поче му бы не сказать, что я солнечный свет изобретен в Америке?!. В труде Шателена раскрыты не только значение изобретений электротехников России, но и значение их идей, которые послужили основой дальнейшего развития этой области техники в наши дни во к ем мире. Он показал не только приоритет рус ской науки, но и безусловное превосходст во и силу русской технической мысли. М. А. Шателен, создавая картины прош лого русской электротехники, подошел к ним как историк-марксист, как вдумчивый и глубокий исследователь. Он привлек большой документальный материал и дал читателю отнюдь ье биографические очер ки русских изобретателей. Ученый развер нул широкую картину жизни электротех нической общественности, роль электро технического отдела Русского Техническо го общества н журнала «Электричество». Заканчивая свой труд, М. А. Шателен пишет: «Таким образом, труды наших пи- оперов-электрпков, несмотря на как будто бы малый успех вначале, оказались в дальнейшем далеко не бесплодными. Па советской почве, в атмосферо советского содружества науки и техники пышно рас цвели посаженные ими когда-то ростки. И мы, пользующиеся результатами работ на- птпх пионеров, сами работающие в услови ях Советского Союза, можем только пре клоняться перед памятью тех, кто в труд нейших условиях царской России, не ветреная нигде помощи и сочувствия, неу станно и самоотверженно трудился пад создаппем электротехники, кто положил на чало многим ее отраслям и кто навсегда прославпл имя русского электрика». А. ПЕТРОВ. Ленинград. Горячей благодарностью большевист ской партии, правительству, товарищу Сталину за неусташшо заботу о совет ском искусстве встретил наш коллекпгв весть о присуждении Сталинской премии ведущим творческим работникам театра за спектакль «Отель широкая». Мы много п вдумчиво работали над этим спектаклем о советских людях, охвачен ных пафосом социалистического труда. Пьеса П. Винникова «Стень широкая» посвящена современной колхозной деревне. > ее осповной проблеме— борьбе за высокий урожай, в ходе которой раскрываются ти пические черты советского человека, его партийное отношение к труду, к вопро сам коммунистической морали. Автор убедительно показал органи зующую роль .нашей партии, большеви стской печати во всенародной борьбе за хлеб, за укрепление колхозов, за воспи тание людей социалистической деревни. В спектакле мы. стремились правдиво и ярко отобразить быт социалистической деревни, ее людей, радость их вдохно венного труда. * ★ * Более двадцати лет существует Цент ральный театр Красной армии. Такой театр мог возникнуть только в нашей социалистической стране, где парод за интересован в том, чтобы его армия со стояла из сознательных, культурных людей. Новый театр был призван стать творческой лабораторией создания пьес военной тематики, содействовать повы шению политического и культурного уровня советских воинов, своими спек таклями воспитывать их в духе совет ского патриотизма, в духе беспредельной преданности Родине, партии Ленина — Опте. С первых лег своего существова л и коллектив вашего театра стал регу лярно выезжать -в воинские части и сое динения. Непосредственная живая связь театра с героями своих спектаклей—бой цами и командирами— стала непрелож ным законом его творческого развития. Театр настойчиво создавал свой воен ный репертуар. На его сцене шли пьесы известных советских драматургов: «Пер вая Конная» Вс. Вишневского, «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Слава» В. Гу сева, «Мстислав Удалой» П. Прута л другие произведения, посвященные те мам гражданской войны, строительству Советской Армии и военному прошлому - нашей Родины. Значительным этапом в жизни театра была предпринятая им в 1937 году по указанию К. Е. Ворошилова поездка на Дальний Восток. Восемь месяцев провел там коллектив театра, обслуживая воин ские части не только в крупных городах, но и в отдаленных гарнизонах. Спектакли, концерты, консультации художественной самодеятельности — все формы творче ской работы были использованы театром на Дальнем Востоке. Свою любовь и признательность к бой- цам-дальпевосточннкам актеры театра вы разили в спектакле, посвященном защит никам наших восточных рубежей. По просьбе нашего театрального коллектива драматург Н. Погодин написал пьесу «Падь Серебряная». Ряд сцен из этой пье сы, как «концерт на заставе», «тревога», не могли бы получить такого звучания в спектакле, если бы в основе их не лежа ли подлинные жизненные наблюдения ак теров и режиссеров во время поездки на Дальний Восток. В годы Великой Отечественной войны 19 фронтовых бригад, выделенных нашим театром, дали свыше 2.500 концертов и спектаклей для советских воинов. С боль шой гордостью мы вспоминаем о своем по следнем выступлении периода войны, со стоявшемся 9 мая 1945 года в Берлине. На сцене театра в дни войны шли пье сы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова. «Крылатое племя» А. Первен цева —- о борьбе советских летчиков с гитлеровскими захватчиками, «Сталинград- + А. ПОПОВ, лауреат Сталинской премии, народный артист Союза ССР, главный режиссер Центрального театра Красной Армии. + цы» Ю. Чепурина — о героической защи те города-героя и многие другие спектакли, имеющие серьезпое воспитательное значе ние. Большое место в репертуаре и в годы войны и в послевоенное время занимали военно-исторические спектакли, воспиты вающие в зрителе чувство законной гордо- группировки немецкоЧютжстсм# армии * освобождению Крыма. «Южный узел» явился важным этапом в осуществлении театром указаний партии о создании Спектаклей, способствующих дальнейшему развитию лучших сторон ха рактера советского человека, с -особой си лой выявившихся во время Великой Оте: чествонной войны. В пьесе 10. Чепурина «Последние рубе жи» показана освободительяая миссия Со ветской Армии, разоблачаются коварные замыслы, которые вынашивали на протя жении всей врйпы американские реа/кшю- неры. Спектакль «Цризвание» А. Кузнецо ва и Г. Штайна рассказывает о чести советского офицера, о его верности воин скому долгу. Разоблачению гнусных це лей американских заправил посвящен спектакль «Голос Америки» Б. Лаврене ва ./ Из 17 показанных театром за послед ние три года спектаклей, 15 — принад лежат советским авторам. В эти годы мы привлекли новых авторов к надеем ся, что П. Винников — автор пьесы сСтепь широкая», В. Собко. написав ший пьесу «За вторым фронтом», и А. Барянов, в творческом содружестве с театральным коллективом совдавший спектакль «Па той стороне», будут н впредь тесно связаны с нашим театром. Пе так давно в нашем театре состоялась премьера спектакля «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского. Эта пьеса, как известно, удостоена Сталинской премии первой степени. Ближайший новый спектакль театра — это «Флаг адмирала» А. Штейна. Кроме того, в этом году зрители увидят на нашей сцене спектакли «Ревюор» II. Гоголя и «Враги» М. Горького. Эеленые друзья человека Русские люди в старпну лечились своеобразными лекарствами. Наши первые историки-летописцы повествуют, что если случалось кому-либо заболеть, то всем лекарствзм предпочитали настойки на тертом луке, чесноке пли перце. Примени лись масло мускатное, гвоздичное, анисо вое, различные сушеные коренья, смолы тропических растений. Люди издавна лечатся лекарствами «зеленой аптеки» — этому их научил многовековый опыт. Они пользовались ра стениями, но применяли их вслепую, не понимая, в чем секрет и лечебная сила этих «кореньев», «трав». Наша наука начинает раскрывать секреты этих ле карств. Уже много лет ленинградский ученый, профессор Борис Петрович Токин изучает лечебные свойства растений. U вот что он узнал. Однажды весной Борис Петрович налил в блюдце болотной воды, потом взял капельку этой воды н посмотрел на нее в микроскоп. В капле шныряли инфузории, шевелились амебы и кишмя-кишелн дру гие микроорганизмы. Были среди них и болезнетворные микробы. Затем профессор положил возле блюдца с болотной водой веточку черемухи, закрыл все стеклянным колпаком и посмотрел на часы. Когда прошло 15 минут, крышку сняли, профес сор снова взял из блюдца каплю воды и посмотрел на нее в микроскоп. Но он уже не увидел в ней ни подвижных инфузо рий, ни других микроорганизмов. Их не было, их умертвила веточка черемухи од ним своим присутствием. Результаты не удивили ученого. Он знал, что будет именно так. а не иначе. П он л его сотрудники проделали несколько тысяч опытов, исследовали множество растений и убедились, что ветки черемухи, можже- НА СНИМКЕ, (слева направо): заслу женные артисты РСФСР Д . Л . Сагал и П. А. Константинов, режиссер А. 3. Окунчнков и заслуженный артист РСФСР В. Н. Ратомский. За участие в создании спектакля «Степь широкая» им при суждена Сталинская премия. Фото С. Преображенского. (Фотохроника ТАСС). X Ж ~ - сти за героическое прошлое нашей Родины. Это пьесы о первых днях существования Советской Армии, о славных советских полководцах, о военное прошлом русского народа. Таковы пьесы Вс. Иванова «Пар хоменко», А. Ржешевского «Олеко Дун дич», П. Прута «Год 19-й», П. Бахтерева л А. Разумовского «Полководец Суворов», К. Тренева «Полководец» (пьеса о Кутузо ве) и другие. В творческом формировании театра су щественную роль играла его работа над произведениями классической драматургии: пьесами Горького, Островского, Сухово- Кобылипа — из отечественной классики, Шекспира, Лопе де Вега — из иностран ной классики. Историческое постановление ЦК ВКП(б) «0 репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» вооружило со ветский театр развернутой программой действия, нацелило его на еще более ак тивное участие в строительстве коммуниз ма. В послевоенные годы, выполняя указа ния ЦК ВЕП(б) по идеологическим вопро сам, коллектив Центрального театра Крас ной Армии встал па путь решительного улучшения своей работы. Главное внима ние было уделено созданию нового совре менного советского репертуара.- С большим творческим под’емом готовил театральный коллектив к тридцатилетию Веигжкой Октябрьской революции спектакль «Южный увел», посвященный одному из крупных сражений Отечественной войны— разгрому советскими войсками большой Театр имеет большую труппу, четко | иыьника, луковицы чеснока и лука, кор- н в де* невища хрена, корни дпкого ииона, семена ревеня успешно истребляют многих бо лезнетворных микробов. Причина гибели микробов — летучие п весьма ядовитые вещества, придающие растению тот или иной запах. Такие летучие и ядовитые вещества профессор Токин назвал фитонцидами, т. е. растительными ядами, губительными для микроорганизмов. Замечательна особен ность фитонцидов: они совершенно без вредны для человека и поэтому moot слу жить прекрасными лекарствами. Растения вырабатывают в своих тканях могучие ващитные средства, которые от ражают атаку болезнетворных микробов. Одним из самых стойких растений являет ся чеснок. Чеснок ничем не хворает. Фи- тенциды чеснока защищают его от бо лезней, подобно броне. Открытие профессо ра Токина об’яснило, почему подорожник или кактус способствует заживлению ран, почему листик хрена, положенный на дно крынки, предохраняет молоко от скпсаяпя_ почему воздух соснового бора целебен, по чему чеснок предохраняет от желудочных заболеваний, а пенициллин, добываемый пз особого рода плесепи, побеждает одно пз самых страшных заболеваний — газовую гангрену и излечивает другие болезни. Ученые намечают ныне сорта деревьев для озеленения городов, чтобы поселить в садах и парках самых энергичных врагов микробов. Они исследуют комнатные ра стения, чтобы отобрать пз них наиболее полезные. Фитонциды могут быть исполь зованы для хранения продуктов, а самой главное, ученые нашли способы извлекать фитонциды в чистом виде. Из них осознающую свои огромные задаче ле коммунистического воспитания совет ского зрителя, имеет в своем составе вполне сложившихся мастеров советеко го искусства. Их имена широко невест* ни . Это — Л. И. Добрканская, А. Е. Хохлов, А. П. Хованский, П. А. Кон стантинов, В. Н. Ратомский, В. И. Оку* пева, П. Л. Хомякова, А. М. Ходурский, В. С. Благообразов. J В театре выросло наше средвее поко ление талантливых актеров, несущее на своих плечах основной репертуар. Это М. М. Майоров, В. М. Зельдин, Д. Л. ~ Сагал, К. А. Нассонов. Р. И. Ракитин, Е. И. Куприянова н другие. Талантливая молодежь театра — Л. М. Фетисова, М. Ф. Пастухова, В. А. Носова, 0. Н. Малько, А. А. Петров — постоянно запята в спектаклях. Режиссеры театра ведут большую рабо ту с драматургами. Тт. И. П. Ворошилов, В. С .‘ Капцель, А. А. Харламова, Д. В. Тункель, Б. М. Афонин, А. 3. Окунчнков много сделали для создания пьес военной тематики. Постоянными художниками теат ра являются известные мастера декоратив ного искусства Н. А. Шифрив и И. С. Фе дотов. Коллектив театра, воодушевленный ве ликими победами нашего народа на полях сражений и в мирном труде, вдохновлен ный благородными и светлыми щеями ге ниев человечества — Ленина и Сталина, отдает все свои творческие силы на благо советского социалистического общества. Для нашего театра нет большей чести, как служить своему народу и воплощать на сцене его благородные черты и, в пер вую очередь, образы легендарных героев нашей героической и непобедимой Совет ской Армии, взлелеянной и воспитанной величайшим полководцем всех времен и пародов — Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Этим великим задачам и целям мы с радостью отдаем свои силы и способ ности. Высокая награда, которой удостоен наш коллектив ва постановку пьесы Н. Винни кова «Степь широкая», вдохновляет нас на создание новых, высокоидейных и высоко художественных спектаклей. гото вят порошки и капли. Эти лекарства ока *1 зываются наиболее действенными средст* вами против многих опасных заболеваний, перед которыми медицина была бессильна* В недалеком будущем фитонциды по-- могут победить многие болезни так же, гав побеждена гангрена, и, может быть, даже повволят людям уничтожить на земном шаре некоторые виды болезнетворных микроорганизмов совсем и навсегда. За научный труд «Фитонциды» докто ру биологических наук Б. П. Токину при суждена Сталинская премия. А. ИВАНОВСКАЯ ‘ Певец родной земли В числе поэтов, удостоенных в этом го ду Сталинской премии, находится Петр Комаров. Это имя впервые появилось в печати в 1926 г. на Дальнем Востоке. С тех пор издано уже 16 сборников произ ведений поэта— «У берегов Амура», «Время бесстрашных», «Золотая просека», «Хули ганский родник», «На сопках Маньчжу рии», «Стихотворения», «Под небом Азии», «Избранные стихи» и др. Стихи молодого поэта привлекали лиричностью. С ними не хотелось расставаться, их можно было с неослабевающим вниманием перечитывать снова и снова. Всю свою жизнь Петр Комаров провел на Дальнем Востоке. До мельчайших под робностей изучил он этот суровый, но прекрасный край — его мужественных людей, его могучую н богатую природу. Органическая, неразрывная связь с родным краем, безграничная любовь к нему опре делили тему творчества Комарова. «Я бы ветры вдохнул твои с жаждою, Я бы выпил ручьи до глотка, Я тропинку бы выходил каждую, — Д а моя сторона велика. Как посмотришь, нехватит и месяца Обойти и об’ехать ее. Только в песне да в сказке уместится Приамурье мое!» («Приамурье»)1 Избранной теме Комаров не изменил за все 23 года своей литературной деятельно сти. И все же его нельзя считать певцом только Дальнего Востока. Творческий кру гозор поэта выходил далеко за географи ческие пределы края. Дальневосточная тема — не цель. Поэт пользуется ею для выражения главного — безграничной сы новней любви к Родине. С тихи Комарова патриотичны в лучшем, широчайшем смысле этого слова. Родной край воспринимается поэтом, прежде всего, как частица Родпны. Недаром говорит он: «Все эдесь русское, все здесь наше — От Москвы до конца земли... _ • • • • • < { « • • > • ! Ты и эдесь мне мила, Россия, Край суровый мой, край родной!» Комаров беспредельно любил природу и неустанно воспевал ее. Он водпт друга- читателя по сопкам, «тайги вековым хоро мам», показывает «озер серебряные слит ки», прислучпивается к рокоту «седой непослушной волны». Мы встречаемся в его стихах со множеством представителей богатейшей дальневосточной флоры и Фауны. Но Комаров не только любуется природой. Он исследует ее, осмысливает ваконы ее развития, поэтически раскры вает их. Природа могуча, величественна, прекрасна, но ее владыкой является совет ский человек. Он преобразует ее. Эта мысль выражена почти во всех произведе ниях поэта, иногда иносказательно, иногда с оттенком теплой улыбкп. Он рассказы вает, как дрофа, раньше боявшаяся людей, теперь «Летела навстречу комбайну —• На грохот совхозного дня» («Как стих, без единой запинки»), то смеется над сусликом: «Он выбежал в пятнах мазута — В соседстве с машинами жил...» (там ж е)’ Лучшие стихи написаны Петром Кома ровым за последние 5 — 6 лет. Это — «Монгольские стихи» и удостоенные Сталинской премии ппклы «Новый пере гон», «Зеленый пояс» и «Па сопках Маньчжурии». Цикл стихов «Повый перогон» посвящен строителям железных дорог Дальнего Во стока. Эти стихи проникнуты пафосом труда, овеяны романтикой созндапня. Герои их — советские люди, уничтожающие бе лые пятна па карте Родпны. Они ст 1 юят города, создают в дебрях станцпп, прокла дывают железные дороги. Благодаря им «нет сейчас угла медвежьего н в ...даль ней стороне». В 1945 году войска Советской Армии вошлп в Маньчжурию. Петр Комаров был не только очевидцем, но и активным участником освобождения истерзанной и ограбленной японскими поработителями страны. Виденное и пережитое там он за печатлел в цикле стихов «На сопках Маньчжурии». Поэт проникновенно рассказывает о ве ликой освободительной миссии нашей ар мии. Советский воин принес замученному, исстрадавшемуся маньчжурскому народу самое дорогое — свободу. Он вернул на липа смуглокожих детишек улыбку, заново научал их смеяться. Он возродил страду к жизни, счастыд. Своеобразные сравнения и сопоставления, которыми Комаров выра жает эти мысли, придают им особую све жесть и выразительность. Вот городишко Санчагоу. В нем царит грозная тишина, охраняемая япооеимн солдатами. Только бездомному псу проща лось нарушение тишины. Людей, подни мавших голос, японцы обезглавливали. Советские воины • : • «...Расстреляли эту тишину, Когда входили в город Санчагоу». t («Санчагоу») Советские войска освобождают китай скую деревпю. Навстречу долгожданным советским солдатам «Выходит китаянка молодая И к танку прикасается на миг. Она выносит вместо хлеба-соли (Здесь хлеба не видали с давних пор) Все, что сумела сохранить в неволе. — Драконами расписанный фарфор». («Фарфоровая ваза»). Так встречали советского воппа-освобо- ,г ЦТ джтеля повсюду, куда только ни направлял его долг. Поэтому с сознанием заслуженной гордости поэт уверенно говорит: «...Всюду был — от Праги до Китая—* Желанным гостем русский человек». . (там же) Закончилась война. Развернулись гран 4 диозные работы по восстановлению страны, обновлению, озеленению земли. Петр Ко маров откликается на это всенародное движение поэтическим циклом «Зеленый пояс». Поэт уже провидит грядущее, видит ростки коммунизма в нашей действитель ности. Он твердо верит: «А дерево, что рвется ввысь — К лазури, к солнцу, к свету, —; От нас Потомкам В коммунизм Доставит эстафету» —= '(«ЛЗС»)' В октябре 1949 года оборвалась жизнь Петра Комарова, поэта большой творче ской индивидуальности, яркого, своеобраз ного, самобытного художника. Комаров не дожил до коммунизма, он но успел увидеть великий сталинский плап преобразования природы уже претворенным в действитель ность. Но, как поэт, оп уже видел это: «И вижу я тот благодатный год И зной песков, Где рощи зашумели, И полюс холода, Где мы достигли цели: Там ртуть мертва, но яблоня цветет!* («Зеленый пояс») С. ПАНКИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz