На страже Заполярья. 1950 год. Апрель.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 8 апреля 1950 г., № 84 (3697). ОЛИТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ-НЕОСЛАБНОЕ ВНИМАНИЕ ★ ★ ★ Начало болЬшой padombi С нетерпением ждали матросы я солда ты, старинны н сержанты ьораблей и ча стей флота начала занятий по истории большевистской партии. Политорганы, партийные и комсомольские организации проделали большую работу по политиче скому просвещению воинов флота, чтобы раз’ясннть им всю важность изучения сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» — энциклопедии основ марв- спзма-леюшизма. Перед началом изучения истории {ВКЩб) в системе политических занятий на кораб лях и в частях флота прошли открытые партийные, комсомольские собрания, а также собрания личного состава. Выраже нием серьезного отношения к изучению истории ВКЩб) явилась большая и активная работа коммунистов и комсомоль цев по созданию всех благоприятных усло вий для нормальной учебы. Своими силами готовились наглядные пособия: схемы, диаграммы, разнообразные иллюстрации к соответствующим разделам глав «Краткого курса истории ВКЩб)», приобретались ениги , учебные пособия. Политорганы, командиры в W 1 заме стители по политической части оказали большую помощь руководителям тех групп, в которых изучается исторйя ВКЩб). Задолго до начала занятий боль шинством руководителей были изучены путем самостоятельной работы в семинар ских занятий произведения массивов марксизма-ленинизма в первым темам программы. Руководители политзанятий на своих семинарах детально обсудили содержание и методику рассказа, самостоятельного чте ния и беседы по первым темам истории ВКЩб). Добросовестно н тщательно готовились руководители в проведению занятой. И вта потготовва благотворно отразилась на !их качестве. Офицер тов. Решетников на высоком {идейном уровне провел в своей группе рассказ по теме: «Борьба 8 а создание ■ооппал-демократпческой рабочей партии в России (1883 — 1901 гг.)». Он добро совестно составил конспект рассказа по втой теме, но, ведя рассказ, в него почти не смотрел, потому что не было в этом необходимости. Тов Решетников настолько Хорошо усвоил содержание темы, что мог обходиться без вонспекта. Рассказ он вел понятным, доступным слушателям язы ком, делал выводы, подчеркивал переме ной ип тонз пии в голосе наиболее важное, на что необходимо было обратить особое внимание слушателям. Логически стройный, насыщенный яркими примерами, понятный по языку рассказ тов. Решетникова глу боко запал в душу и сердце каждого слу шателя. Хорошо по этой теме организовал тов. (Решетников и самостоятельное чтение. У каждого слушателя были- книга «Исто рия ВКЩб). Краткий курс», тетрадь, ручва, чернила, наглядные пособия. Следует отметить, что здесь все необходи мое для самостоятельной работа — учеб ные пособия, тетради, письменные при надлежности были выписаны из Москвы через Культпосылгосторг. Также организованно в на высоком идейно-политическом уровне прошло за нятие по теме: «Борьба за создание социал- демократической: рабочей партии в России (1883 — 1901 гг.)» и в группе старпппг сверхсрочпивов, где руководителем лейте нант Заболопвпй. Руководитель тщательно ■подготовился в занятиям, имел хорошие конспекты и план рассказа. Само занятие прошло оживленно. Руко водитель правильно излагал содержание темы. В первые два часа он раосвазал со держание вопросов: 1) Характеристика экономического и политического положе ния России с 1883 по 1901 гг; 2) Роль •Плеханова и группы «Освобождение труда» ’ в распространении марксизма в России. Газделу о роли В. П. Ленина и созданного нм Петербургского «Союза борьбы за ос вобождение рабочего класса» и газеты «П'Т*ра» в борьбе за создание марксист ской партии в России руководитель от вел вторые два часа, что сделал совершен но правттльпо. Занятие проходило так, как наметил руководитель. Закончив рассказ по первому вопросу, он в заключение сделал вывод и после этого спросил слушателей, все ли они поняли. Слушатели задали несколько вопросов. Например, тов. Солимов спросил: Каким образом влияла Крымская война на отмену врепостного права? В чьих интере сах была проведена реформа по отмене крепостного права? Поскольку в рассказе хотя и сжато, но эти вопросы были освещены, то руководи тель предложил самим слушателям высту пить по ним и рассказать, как они их по пинают. Выступили два товарища, после чего руководитель сделал правильное за ключение. Хорошо прошло первое занятие и в груп пе, где руководителем старший лейтенант Мороз. Помещение было заботливо подго товлено. В учебном влассе имелись геог- рафичесБие варты, наглядные пособия. Каждому слушателю была выдана общая тетрадь для записей. К первому занятию коммунисты и ком сомольцы подготовили схемы о /росте рабо чего класса, забастовочного движения, о выплавке чугуна, добыче угля в России по годам в в сравнении с другими стра нами. На занятии присутствовали все слушатели. Руководитель имел хороший конспект, но при рассказе не был им свя зан и излагал материал свободно. Занятие в целом у тов. Мороз прошло на высоком идейном уровне. Однако в ходе проведения первых заня тий по истории ВКЩб) имели место и серьезные недостатки. Известно, -какое зна чение имеют для подготовки руководителей семинарские занятия с ними. Но, к сожале нию, есть еще отдельные руководители, которые недооценивают ату важнейшую Форму работы с пропагандистскими я д р а ми. Выяснилось, что некоторые руководи тели не привлекались к участию в семи нарах, и в результате занятия у них про шли на низком идейно-теоретическом уров не. Броме того, некоторые руководители пришли проводить занятия недостаточно подготовившись к ним. Например, руково дитель политзанятий тов. Лапин вместо того, чтобы вести рассказ, зачитывал страницы из «Краткого курса истории ВКЩб)». При выясменин причин непод готовленности тов. Лапина оказалось, что на корабле никто не проявил должной за боты о подготовке руководителя в заня тиям. Некоторые руководители, будучи слабо подготовлены в занятию, зачитывали свой Еонспевт, не омывались от него. Тав вел занятие, например, руководитель группы Кондрашев. Не везде еще обращается должное вни мание и на организацию политзанятий. В особенности плохо дело обстоит в этом от ношении в некоторых строительных под разделениях. Например, в группе руково дителя тов. Масличенко учет посещаемо сти ведется небрежно. Здесь 24 марта на первом занятии по истории ВКП(б) не присутствовали по неуважнтельным при чинам сержанты одного из подразделений. Об изготовлении своими силами наглядных пособий здесь даже и не думают. У строи телей имеют место факты, когда руково дители на занятия приходят неподготов ленными. Тов. Илюшин, например, два раза отстранялся от занятий из-за непод готовленности в ним. Эти и другие недостатки, имевшие место при проведении первых занятий, свиде тельствуют о необходимости усиления заботы полпторганов о проведении семи наров. Качество политических занятий зависит прежде всего от подготовленности руко водителей. И им, руководителям, надо сейчас уделить самое серьезное внимание. Одновременно необходимо устранить и все организационные неполадки в проведении п<*лнтпчесвпх занятий. Изучение «Краткого курса истории ВКП(б)» в системе политзанятий — дело огромной важности и к нему должно быть привовано самое пристальное внимание всех политорганов и партийных организа ций. Е. ЖЕЛЕЗНОВ. С чувством высокой ответственности Когда в нашей группе проходила беседа по теме: «Точно соблюдать требования воинсвпх уставов. Быть дисциплинирован ным воином», вомсомолец Юдин повазал хорошие знания, правильное понимание важных вопросов воспитания воинов в духе строгого соблюдения уставов и наставле ний. Высоких показателей в учебе тов. Юдин добился добросовестным отношением в по литзанятиям, большой и усидчивой рабо той над повышением своего идейного уров ня. Юдин систематически читает полити* чесвую и художественную литературу* внимательно следит за газетами и журна лами. составляет обстоятельные вонсиев- ты. Все это дает ему глубовпе и прочные политичесБПе знания. Передовой воин добился успеха не только в политической учебе. Его повсе дневная служба— пример для всех воинов. Юдина, вместе с тем, часто можно видеть помогающим товарищу разобраться в непо нятном вопросе, беседующим с матросами. Он активный общественник и ведет боль шую работу в комсомольской организации. Задолго до начала занятий Юдин го товился в изучению -истории болыпевист- свой партии. Он приобрел себе впигу «Краткий вурс истории ВКП(б)», приго товил тетради для вонспеЕтов, подобрал подсобные материалы. Г. КУЛИКОВ. Воины активно изучают „Краткий курс истории ВКП(б)“ РАВНЯЕМСЯ ПО ПЕРЕДОВЫМ С большим желанием мы приступили в изучению истории большевистской партии. Об интересе воинов в этому важному ма териалу говорит тот факт, что все они щ ^ ^ л и себе «Краткий вурс истории Первое занятие по теме: «История ВКЩб) — марксизм-ленинизм в действии» руководитель лейтенант Мачин провел на высоком идейно-теоретнчесБом уровне. В нашей группе все слушатели в учебе рав няются на отличников тт. Федорова, Кап- равчува, воторые повазывают пример добросовестного отношения в изучению тем политзанятий. Старший матрос Б. БЕКБУЛАТОВ. --------- 0 --------- — Военкоры сообщают В нашей группе отлично учатся тг. Васильев и Кляповар. Политзанятия расширили их вругозор, помогают им успешно служить Родине. Сейчас, когда мы приступили в изучению истории большевистсвой партии, эти товарищи примером увлевают воинов на успешное овладение большевист ской теорией. Матрос А. ХАХ0Л0В. ■а ☆ ir Приступили в изучению истории ВКЩб) слушатели нашей группы. Воины с большим вниманием слуша ют на занятиях рассваз руководителя, много работают над ревомендованной литературой в часы самостоятельно го чтения. Старший матрос Ю. ВАСИЛЬЕВ. ir it ir Помощнив рувоводнтеля группы старшина 2 статьи Ляхов временцр остался за руководителя. Он с боль шой ответственностью отнесся в по рученному делу. Проведенные им за нятия прошли хорошо. Старший матрос В. ЧИБРИКОВ. * * * В нашей группе занятия проводит офицер тов. Козлов. 0 его работе слушатели отзываются одобрительно. Тов. Козлов заботливо и чутко от носится к воинам, много помогает им. Благодаря его работе в группе хоро шая успеваемость. Матрос Ю. ЗУЕВ. ш ш Накануне Секретарь парторганизации тов. Карпов пришел в кубрив. Старшины и матросы его встретили вопросами: — Тав, значит, своро, товарищ секре тарь, начнем изучать историю нашей пар тии?.. — А вогда у нас будет первое занятие? — Мы ждем этого дня с большой ра достью. — Да, товарищи, — обратился секре тарь парторганизации в личному составу, — изучение истории нашей партии — это большое событие в жизни важдого из нас. «Краткий вурс истории ВКЩб)» написал товарищ Сталин. В этом сталин ском труде изложены основные этапы раз вития нашей родной большевистской пар тии, показана борьба коммунистов за установление власти рабочих и кресть ян, за построение социалистического обще ства в нашей стране. И я думаю, что мы со всей серьезностью и ответственностью отнесемся к изучению истории ВКП(б). Это поможет нам лучше разбираться в полити ке Советского государства и в сложных вопросах международной жизни. Секретарь долго беседовал с матросами и старшинами. Он рассказал им, когда будет проходить первое занятие, какова его те ма, как лучше подготовиться к этому за нятию и, уходя из кубрика, пригласил личный состав присутствовать на откры том партийном собрании, где коммунисты обсудят свои задачи в связи с началом изучения в группах политических заня тий истории героичесвой па!>тии большеви ков. ...Через два дня, в назначенный час, коммунисты пришли на партийное со брание. На собрание пришли тавже и комсомольцы. Докладчик на живых и яр ких примерах показал, вав на протяжении всего учебного года работали руководители политических занятий и их помощники. В числе лучших рувоводителей он назвал тт. Рубах и Голубева. Эго опытные пропаган дисты. Они серьезно готовятся в важдону занятию, просто и доходчиво излагают ма териал. Но, наряду с этим, были отмечены и серьезные недостатки, которые имели ме сто в проведении политических занятий. Не всегда на высовом уровне проводил за нятия руководитель группы тов. Туфрчн. В процессе учебного года у него были слу чаи, когда он приходил в группу непод готовленным и вместо рассказа по теме чи тал брошюры. В некоторых группах плохо была организована самостоятельна^ работа. После доклада развернулись оживлен ные прения. Коммунисты внесли много хо роших практических предложений, напра вленных на улучшение организации и по вышение идейного уровня занятий. Коммунист тов. Рубах в своем выступ лении поделился опытом проведения по литических занятий и рассказал о том, что в порядке подготовки б изучению исто рии ВКЩб) он уже подобрал наглядные пособия. Огарпшеа 1 статьи Волков предложил организовать для личного состава лекцию на тему: «Как самостоятельно работать над книгой и правильно составлять кон спект». Коммунисты внесли предложение ока зать практическую помощь руководителям политзанятий в обеспечении слушателей сталинским «Кратким курсом истории ВЩ б )» . В решении, принятом на партийном соб рании, нашли отражение и такие вопро сы, которые обеспечивали организацион ную подготовку к началу изучения исто рии партии. Собрание обязало партийное бюро оказывать помощь руководителям групп в организации самоподготовки слу шателей, проводить доклады по истории и теории большевизма, в помощь руководите лям организовывать консультации по от дельным вопросам истории партии, отра жать в стенной печати ход изучения «Краткого курса истории ВКЛ(б)» личным составом подразделения, помогать руково дителям политзанятий н их помощникам готовить наглядные пособия по важдой теме. Сразу же после собрания партийное бю ро организовало проведение в жизнь при нятого решения. Был выпущен специаль ный номер стенной газеты, посвященный итогам первого занятия по теме: «История ВКЩб)—марксизм-ленинизм в действии». Все слушатели были обеспечены «Кратким вурсом истории ВКП(б)». Для руководи телей групп политических занятий была прочитана лекция по работа В. И. Ленина «Две тактпви соцпал-демовратии в демо- кратичесвой революции». С личным соста вом подразделения проведена беседа о том, вав конспектировать изучаемый материал. При большой активности прошли от крытые собрания и в других партийных организациях подразделения. Эти собрания мобилизовали коммунистов на серьезную^ подготовку к изучению истории ВКП(б) в системе политических занятий. Это указание Владимира Ильича пра вильно поняли руководители политических занятий. Офицер Вылгин руководит группой стар шин. Это теоретпчесви подготовленный пропагандист. Он обладает широким поли тическим и культурным кругозором. Сознавая, вакая большая ответствен ность ложится на него, вав на воспитателя личного состава, тов. Вылгин правильно организовал свою самостоятельную работу. Задолго до начала изучения истории ВКЩб) со своими слушателями он приступил в серьезной, продуманной учебе. В процессе умело организованной личной подготовби тов. В ылгин изучил и законспектировал работы В. И. Ленина: «Что делать?», «Две тактики социал-демократии в демо кратической революции», произведения товарища Сталина: «Коротко о партийных разногласиях», «Класс пролетариев и пар тия пролетариев», «Две схватки», «Маркс и Энгельс о восстании». Но на этом тов. Вылгин не остановился. Чтобы сделать свой предстоящий рассваз доходчивым и увлекательным, он прочи тал ряд художественных произведений: «Пошехонская старина» М. Е. Салтыко- Еа-Щедрипа, поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», произведения Тара са Шевченко, в которых дана яркая харак теристика тяжелой жизни крестьян при крепостном праве. Перед тем, как приступить к изуче нию истории партии, тов. Вылгин провел со своими слушателями беседы, в ко торых рассказал им о том, как нужцо самостоятельно работать над книгой и ве сти записи. Руководитель тов. Вылгин полюбил свое дело и поэтому он стремится найти пути подхода к каждому из своих слуша телей, чтобы направить нх волю и энер- гию на сознательное выполнение воинско го долга, на повышение качества боевой и политической подготовки. Это достигается тесной связью его с людьми, постоянным общением с личным составом. Тов. Вылгин не ограничивается ^только теми занятиями, которые он проводит в служебное время. Он оказывает практическую помощь всем старшинам, контролируя их самостоятель ную работу и в днн, когда не проходят по литические занятия. Беседа со старшиной 2 статьи Косточко убедила руководителя в том, что этот слу шатель хорошо усвоил первую главу «Краткого курса истории ВКП(б)». Чтобы расширить его познания, руководитель порекомендовал тов. Косточко прочитать дополнительную литературу. В беседе со старшиной 2 статьи Кири ченко выяснилось, что он не умеет пра вильно организовать свою самостоятель ную работу, нерационально использует свободное время для подготовки к очеред ным занятиям. Тов. Вылгин оказал ему помощь, рассказал, как нужно работать над книгой, посоветовал чаше обращаться к руководителю за советом и помощью. 0 политических занятиях, которые про водит офицер Вылгин, старшины отзы ваются похвально. «Когда он проводит рассказ, — говорит главный старшина Кудявнин, — то заинтересовывает, ув лекает каждого. Слушаешь и слушауь хо чется». К каждому занятию рувовохитель серь езно готовится, строит его продуманно и проводит па высоком идейаотеоретиче- свом и методическом уровне. Кропотливая и настойчивая учеба руко водителя дает свои положительные резуль таты и достигает желаемой пели. В группе, воторой руководит тов. Выл гин, повысилась дисциплина в организо ванность личного состава, возросло чув ство ответственности старшин за состояние учебы и службы, пробудилось у слушате лей горячее делание и стремление вы полнять свой воинский долг еше лучше, еще старательнее. Совсем по-пному понял свои обязанности руководитель политических занятий тов. Ломазов. Проведение занятий он считает какой-то дополнительной «нагрузкой» и серьезно к ним не готовится. Поэтов каж дое занятие у него получается скучным, неинтересным, однообразным. Нередко тов. Домаэов приходил на заня тия вообще без всякой подготовки. В та ких случаях он, чтобы не скомпромети ровать себя в глазах слушателей, читал нм статьи из журналов, по содержанию частично схожие с темой. Естественно, что при таком отношении руководителя к выполнению своего служеб ного и партийного долга политические занятия, как главная форма идейно-поли тического воспптаппя личпого состава, не* окажут на старшин и матросов того воз действия, оказать которое они призваны. Партийная организация этого подраз деления обратила внимание на руководи теля группы коммуниста Ломазова и потре бовала от него добросовестного отношения к политическому воспитанию воинов. На первых занятиях НА СНИМКЕ: на политических занятиях. У карты — передовик учебы комсомолец матрос Владимир Личнов. Занятия проводит лейтенант В. Селнховкиц (крайний справа),, ‘ ~ ' ““ .Фото Н . Высоцкого4 Руководитель готовится к рассказу Качество политических занятий, их идей ное содержание, целеустремленпость н дей ственность в первую очередь зависят от подготовленности нропагандиста. «Во есякой школе самое важное, — пи сал В. И. Ленин, — идейно-политическое направление лекций. Чем определяется это на правление? Всецело н исключительно составом лекторов...», Дневальпый по кубрику подал сигнал: приступить к полптпчеевпм занятиям... Матросы сидели за столом, тихо перего вариваясь друг с другом. Перед важдым нз них лежали «Краткий курс истории ВКЩб)». рабочая тетрадь для ведения записей и карандаш. На степе — полити ческая карта мира. В кубрив входит рувоводитель группы тов. Володин. Ему доложили, что личный состав собрался на политические занятия. — Ну, вот, — поздоровавшись с матро сами сказал руководитель, — наступил тот день, которого мы так давно ждали. Сегодня мы приступаем в изучению исто рии большевистскод партии. Рекомендую А сразу же. с первого занятия, серьезно от нестись в этому большому и ответствен ному делу: не затягивая, конспектировать пройденный материал; в процессе работы над книгой выписывать непои^тные слова, которые встретятся в рекомендованной ли тературе, и с помощью офицеров и комму нистов уяснять их значение. После короткого вступительного слова рувоводитель, об’явив слушателям назва ние темы и план рассказа, приступил изложению. Он рассвазал матросам о По становлении Центрального Комитета нашей партии в связи с выходом в свет «Крат* бого вурса истории ВКЩб)» и па живых ярБих примерах повазал значение гениаль ного сталинского труда в деле идеологи ческого воспитания советского народа. — История ВКП(б), — сказал руково дитель, — есть история трех революций, история величайших, всемирно-историче ских побед советского народа. — И, дав возможность слушателям записать это по ложение, продолжил: — Всю историю на шей партии можно разделить на три больших исторических этапа. Первый этап — борьба за создание большевист ской партии в России; второй этап — партия большевиков в борьбе за диктату ру пролетариата; и третий этап— партия большевиков у власти. Затем рувоводитель перешел в харав- теристиве важдого исторического этапа в отдельности. Причем, раскрывая их зна чение, он стремился — насколько это бы ло возможно — увязать материал темы с современностью. Говоря о борьбе больше виков, которую они вели с различными оппортунистическими течениями в партии, прикрывавшимися флагом марксизма, ру ководитель рассказал о той борьбе, кото рую братские воммунистичесБие партии в странах капитала ведут в настоящее время с правыми «социалистами» — прислужни ками англо-американского империализма. — Трудящиеся всего мира,— сказал ру ководитель,— все более и более убеждаются в верности и правоте марвсистсво-ленин- сбого учения. Оно является тем ярвам лу чом, воторый освещает им путь борьбы за свое освобождение. Подтверждая высвазанную мысль при мерами, тов. Володин удачно и к месту привел заявление вождя китайского наро да Мао Цэе-дуна о том, что Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин дали китайскому народу такое оружие, которое обеспечило его победу в борьбе за диктатуру пролетариа та, что это могучее оружие — марксизм- ленинизм. В числе особенностей третьего историче ского этана — партия большевиков власти — рувоводитель отметил важности ‘ значения в жизни нашего государства идеологичесвого воспитания советсвого на рода и роль вритиви и самоБритпки, вав основной движущей силы развития совет ского общества. Свой рассваз по теме: «История ВКП(б) — марксизм-ленинизм в действии» тов. Володин закончил словами: «Учение Маркса — Энгельса— Ленина — Сталина всесильно потому, что оно верно. В этом убеждаются с каждым днем все новые и новые миллионы трудящихся всего зем ного шара». Рассказ руководителя политических за нятий тов. Володина произвел на слушате лей хорошее впечатление. Оп был глубоко продуман, идейно выдержан, логически правильно построен н передан матросам простым н доходчивым языком. Было вид но, что тов. Володин серьезно поработал над темой, перечитал много литературы, сумел найти главное п развил это главное применением удачно подобранных ярких примеров из современной жизни, сделал рассказ цельным и стройным повество- • ваннем. Но. несмотря на большую подготовку и значительный опыт пропагандистской ра боты, тов. Володин не избежал, однако, и некоторых недостатков, главным образом, методического характера. Так, например, при переходе от одного раздела темы к дру гому следовало задать один*два вопро са слушателям и выяснить, как онп поня ли существо разбираемого раздела и толь ко после того перейти к изложению следующего материала. Тов. Володин этого не делал. Кроме того, он не рассчитал свой рассказ по времени и задержал занятия на • десять минут, что лишило слушателей возможности задать руководителю интере сующие их вопросы. Неподготовленным к первому занятию по изучению истории ВКП(б) овазался ру воводитель группы тов. Шунельво. Свои рассказ он провел за 40 минут, а остаток времени (а он составил больше половины времени занятия), вместо раз’ясиения те мы по существу, использовал на разговор о международных событиях. Ясно, что та кое занятие не могло удовлетворить слу шателей. Это понял и сам тов. Шунелько. Он добросовестный офицер, с чувством ответственности относится к порученному делу. Но^ во время подготовки к рассказу ему не было оказано помощи (главцым образом в обеспечении необходимой лите ратурой по этой теме) ни со стороны по литработника тов. Крылова, ни со сторо ны партийной организации, хотя тов. Шу нелько неодиократпо за этой иомощью об ращался. И когда па разборе первых занятии по изучению «Краткого Kyj>ca истории ВКЩб)» было отмечено, что тов. Шупель- ы> рассказ по теме провел на шгзком идей ном уровне, политработник тов. Крылов удивился этому п обвшшл Шунелько в несерьезном отношении к политическим занятиям. Однаво факт этот свпдетельстует одно временно о несерьезном отношении »* поти- тнчеерм занятиям п со стороньГсзмсго тов, Крылова, А ОВЧИННИКОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz