На страже Заполярья. 1949 год. Январь.
ЯЖ С Т Р А Ж Е 5ДТГ0ЛЯРЫ1 "71 яямря TTWJ тп Я 2Т '(321$, 5-летие разгрома немцев под Ленинградом Славная победа советских войск Пять лет тому назад — 27 января 1944 года — набережные Невы и Петро павловская крепость, Дворцовая площадь п Марсово поле, Невский проспект и площадь Декабристов озарились опшш победного салюта. Эхо этого салюта, разнесшееся но всему миру, возвестило о том, что великий город на Неве избавлен от угрозы вражеских бомбардировок, что девятисотдневиая блокада полностью ликвидирована. Впер вые в военной истории осаждеиный на протяжении 29 месяцев громадный го род не только выдержал ожесточенпые атаки неприятеля, воздушпые бомбардпров- ги и артиллерийские обстрелы, холод п голод блокады, но н сам перешел в неожи даннее для врага наступление и напер противинку сокрушительный удар. Доставив перед собой задачу — овладеть Ленинградом, гитлеровское командование бросило па этот фронт полумиллионную* ар мию, около 30 тысяч орудий, минометов и пулеметов, тысячу танков и столько же самолетов новейших конструкций. Оно счи тало быстрый захват города Лепина од ним из основпых условий «крушепия рус ской силы сопротивления», как было ска зано в так называемом «плане Барбарос са» — стратегическом плапе молпиенос- ной войны против страны Советов. Однако расчеты фашистского командо вания оказались опрокинутыми в первые же месяцы войны. На дальних и ближних подступах к городу развернулись ожесто ченные бол. Отборные гитлеровские части, прошедшие через всю Европу, были в этих сражениях под Ленинградом настолько обескровлены, что вынуждены были от казаться от плана захвата Ленинграда с хода и перешли к обороне. Окружив город кольцом блокады, немцы приступили к методическому артиллерий скому обстрелу мирпых кварталов Ленин града, к длительным массированным воз душным налетам. За время войны опи вы пустили по городу около 150 тысяч спа- рядов, сбрхнли более 100 тысяч зажига тельных и почти 5 тысяч фугасных бомб. Во лепипградцев не могли сломить пи обстрелы, ни холод, ня голод. В первые же дни войны в отряды народного ополчения вступило 160 тысяч человек, ушли па фронт 54 тысячи коммунистов, составляв ших тогда 30 процентов всего состава ле нинградской партийной организации. Историческое обращение, подписанное К. Е. Ворошиловым, А- А. Ждановым п П. С. Попковым, в дни, когда над городом нависла непосредственная угроза нападе ния пемецко-фапгастских войск, подняло всех ленинградцев на борьбу с врагом. Трудящиеся города вырыли более 600 ки лометров противотанковых рвов, построили свыше 400 километров эскарпов, сделали лесные завалы на протяжении 300 кило метров. Подступы к Ленинграду были опоя саны сетью в 5 тысяч дотов и дзотов. В самом городе строились баррикады, круп ные здания превращались в опорные пунк ты обороны, а весь город — в неприступ ную крепость. Промышленность быха перестроена на военный лад. В исключительно тяжелых условиях блокады на заводах, фабриках, в мастерских изготовлялись боеприпасы и вооружение. Ленинградская партийная организация, руководимая А. А. Ждановым и А. А. Куз нецовым, сплотила силы леништрадцев, поднята трудящихся на борьбу с гитле ровскими разбойниками. Гитлеровское командование считало не мецкие позиции под Ленинградом непри ступными. Осажденный город был охвачен тугим поясом так называемого немецкого «северного вала». Но вот настушли дни, когда по приказу Ставки войска Ленинградского фронта должны были взломать этот «северный вал», разрушить его укрепления и раз громить основные силы 18-й немецкой армии, блокировавшей город Ленина. Военный Совет Ленинградского фронта — генерал армии, ныне Маршал Совет ского Союза Л. А. Говоров, А. А. Жданов, А. А. Кузнецов — по указаниям товарища Сталина до деталей разработал план предстоящей операции. В морозный день 14 января 19*14 года в 9 часов 35 мппут грянул мощный артил лерийский удар с Ораниенбаумского плац дарма. На следующее утро последовал еще более сокрушительный удар со стороны Пулковских высот. На немецкие укрепле ния обрушилась лавпна огня и металла. Па направлении главного удара командо- ваппе фрэнта создало шестикратное пре восходство в артиллерии. Километр за километром наши войска прогрызали немецкую оборону, преодоле вая отчаяппое сопротивление гитлеровцев. 19 января штурмом был захвачен, превра щенной в крепость, город Красное село. В тот же день ворвались в Ропшу части, на ступавшие с Орапнепбаумского плацдарма. В районе Русско-Высоцкое соединились войска фронта, наступавшие из-под Пул кова н Ораниенбаума. Они завершили ок ружение, а затем и уничтожение Петер- гофско-Стрельнинской группировки нем цев. Было разгромлено пять пехотных ди визий немцев. В числе наших трофеев оказалось около двухсот орудий, в том числе обстреливавшие Ленинград орудия крунпого калибра. 21 япваря войска, перешедшие в на ступление па Мтпнско-Синявипском на правлении, овладели городом и железнодо рожным узлом Мга. 'В результате умелого обходного маневра и стремительной фрон тальной атаки три дпя спустя были ос вобождены города Пушкин и Павловск, а 26 января советские войпы взяли послед нюю крепость пемецкой блокады Ленин града — город Гатчина. 27 января 1944 года все радиостанции страны передавали приказ Воеипого Сове та Ленинградского фронта о том, что в ре зультате напряженных двепадцатидпев- ных боев войска фронта отбросили врага от Ленинграда на 65—-100 километров и пол ностью освободили Ленинград от вражеской блокады и от опасности артиллерийских обстрелов.. Торжество победы над врагом было отмечено первым салютом в Ленин граде. Мепее, чем эа два последующих меся ца войска Ленинградского фронта, ускорив темпы наступления, почти полностью осво бодили от противника территорию области, опегкровпв основные сплы 18-й немецкой армии. Товарищ Сталин в своем приказе от 213 февраля 1944 года дал высокую оценку всей этой операции. войсками под Ленинградом. Наши войска взломали мощную систему долговременных, глубоко эшелонированных укреплений противника, разгромили сильную группу немецких войск, полностью освободили Ленинград от вражеской блокады и варвар ских артиллерийских обстрелов. Советские воины завершают очищение от фашистских извергов Ленипградской и Калнпинской об ластей и вступили на землю Советской Эстоппп». Значительную роль в успехах войск Ленинградского фронта сыграли ленин градские партизаны. По мере продвижения войск партизаны наносили удары с тыла по сильпо укрепленным вражеским пунк там. занимали железнодорожные станции и населенные пупкты, удерживая их в своих руках до подхода наших частей. Гитлеровские разбойники напесли ко лоссальный ущерб городу Ленина. Про мышленность Ленинграда в результате эвакуации и потерь, вызванных войпой и блокадой, лишилась большей части обору дования. Почти в два раза сократились производственные мощности. Энерго- мощпости уменьшились почти на 70 процентов. В результате, артиллерийских обстрелов, бомбардировок и т. п. было раз рушено и повреждено пять миллионов квадратных метров жилой площади. Вы шли нз строе половина школьных зданий, три четверти больничных учреждений, 85 процентов подвижного состава город ского транспорта. Почти полностью оказа лись разрушенными пригородные дворцы и парки в Пушкине, Петродворце, Гатчи не, Павловске, представляющие собой цен нейшие архитектурные памятники. Партия и правительство уделяли пуде ляют огромное внхманне возрождению го рода. 29 марта 1944 года Государствен ный Комитет Обороны принят постановле ние «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и город ского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Плап 1944 г. так же, как и план после дующего, 1945 года, промышленность го рода Ленина выполнила успешно. Но ши роким фроптом ленинградская индустрия начала возрождаться на базе послевоенно го пятплетпего плана. В законе о пятилетием плане записано: «Восстановить Ленинград как крупнейший индустриальный и культурный центр страпы». Уже в первом году послевоенпой сталинской пятилетки возобновили свою деятельность все предприятия города, ра ботавшие до войны, и была в основном за вершена послевоепная перестройка промы шленности. План 1946 года был выполпеп па 109,6 проц. В последующем году весь трудовой Ленинград подхватил почин пят надцати ленинградских предприятий, обя завшихся выполнить план 1947 года к 30-летию Великого Октября. Обещание, данное ленинградцами товарищу Сталину, было выполнено до срока: годовой план был завершен за 9 месяцев и 23 дпя. Вслед за этим трудящиеся города Лепина обратились ко всей стране с призывом вы полнить пятилетку в четыре -года. Плап 1948 года был также выполнен лепипглад- ской промышленностью досрочно. Благодаря значительному снижению себестоимости работники промышленных предприятий Ленинграда и области за 11 месяцев прошлого гола дали страпе около 750 миллионов рублей сверхплановых на коплений, значительно больше, чем было намечено. Ленинградские заводы и фабри ки освоили производство ряда новых слож ных машин и механизмов, стоящих на уровне передовой техники. За пятилетие после освобождения горо да многое сделано для восстановления и развития городского хозяйства. Только с начала послевоепной пятилетки восстанов лено, построено и введено в эксплоатацпю около миллиона квадратных метров жилой площади. Таким образом, восстанов ленная и заново построенная площадь сей- Сяктвю ivmeiav изучают историю бо лыпетактсжой партии стщжшп и лю ^ к т п к я . Оаа самостоятельно изучают «Крагой курс история ВКП(б)» w произведения В. И. Ленина я И. В. Сталии. НА СНИМКЕ: лейтенант Сергей Сннслыциков (третий справа) дает вовюультадню оамостобугелыво изучающим «Краткий курс истории ВКЛ<6)>. Фото В. Никоеюва. Техническая культура старшин «Великая победа одержана советскими I ,fac составляет уже 2 миллиона 800 тысяч квадратных метров. Достигнут серьезный успех в газификации города: окончено строительство первой очереди газосланне- вого завода в Кохтла-Ярве и газопровода протяжением в 203 километра. Сейчас суточное потребление газа по сравнению с довоенным выросло в три раза. На площа ди 90 гектаров разбиты новые сады и пар ки. Восстанавливаются парки в Петродвор це и Пушкине. Ленинград снова стал городом высших учебных заведений и научно-исследова тельских институтов. Снова работают все его театры, музеи, библиотеки, школы, многочисленные культурно-просветитель ные учреждения. Боевые заслуги трудящихся города-ге- роя и воинов Ленинградского фронта были высоко оценены правительством, учредив шим медаль «За оборону Ленинграда». На знамени великого города рядом с орденом Красного Зпаменн появился второй орлеп, которым награжден Лепинград в Отечест венную войну,— орден Ленпна. Победонос ное знамя, которое ленинградцы высоко держали в бою, они с честью несут н в труде. Гвардии генерал-полковник Д.- ГУСЕВ, Командующий войсками Ленинградского военного округа. Старшинам раз’ездпых ватеров и мото ботов приходится работать в трудпых условиях. Они самостоятельно водят ка тера не только в короткие, но н в длин ные рейсы, встречаются с различными трудностями и неожиданностями, которые им приходится преодолевать без юмуЛфоп- ней помощи. Поэтому обученность их имеет чрезвычайно большое значение. В работе старшин катеров и мотоботов наблюдаются существенные педостатки, связаппые со слабым знанием «Правил предупреждения столкновения судов» п навигационных положений. Старшины, как правило, пользуются лоцманскими методами вождения катеров оттого, что не имеют достаточного опыта в применении навигационных методов плавания. В на стоящей статье мы н хотим разобрать эти недостатки. При пользовании «Правилами предуп реждения столкновения судов» на море, кроме неуклонного исполнения самих правил, большое значение имеет свое временность действий при обнаружении встречных и пересекающих курс судов, пбо в протпвпом случае даже правиль ные, но запоздалые действия могут свести начнет смысл мапевра судна, уступающе го дорогу, и ввести в заблуждение другое ".удио. Вот пример, подтверждающий это. Старшипа мотобота стоптана 2 статьи При расхождении ее встречными и пе ресекающими курс судами большое вни мание должно уделяться наблюдению за сигналами па встречных судах и своевре менной подаче сигналов, предписываемых ППСС, для тою, чтобы обозначить свои действия. Это очепь важпое условие для оцепкп обстановки и уяснения намерений и дей ствий встречного судпа. В практике встречается много случаев, когда это- згу важному обстоятельству, обеспечи вающему безопасность при расхождении со встречными судами, не придается должпого зпачепия и тем саЭьш по су ществу нарушаются ППСС. В таких случаях нарушителя ППСС обычно отвечают: «Да что зря гудеть-то, водь видит же он (встречное судно), куда я иду», или «У меня маломощная сирена (свисток), все равно не услышит». Несерьезность таких суждений очевид на. Уместно будет напомнить, что иногда даже мощные звуковые средства при сильпом встречпом ветре с небольших расстояний бывают плохо или совсем не слышны, по о подаче сигналов (па паро вых судах) в этих случаях можпо судить по «облачкам» пара, если, конечно, орга низовало впимательное наблюдение за встречным судном. Встречное судно дважды подавало зву- Елпсеев, идя от причала курсом норд, об- | ковые сигналы мотоботу, но старшина паружил с правого борта в расстоянии i Елисеев их не слышал, так как не вел 6— 8 кабельтовых судно, пересекающее | непрерывного наблюдения за ним. ЗГЛЯППТЕ на Го л у б ы е д о р о г и В карту, столич ной и соседних с ней областей. О на испещрена множе- рога. Десятитонные металлические бар ством «голубых дорог» больших и жи будут ставиться на тележки н но малых рек. С запада начинаются верховья узкоколейке отводиться к противоположному Москвы-рекн, с юга реки Осетр, на севе- краю плотины. С обоих сторон ее будут ро-восток от Млквы тянется Клязьма, к курсировать катеры. Судовозная дорога северу — Дубна, на северо-запад — Пара, заменяет шлюз, но обходится в несколько Многие из этих рек и речушек, о которых раз дешевле его рапыпе говорили, что «их и курица в брод перейти может», ныне освоены и стали судоходными. Изменилась ранее мелководная и пере сохшая речушка Нара. После дноуглуби тельных и очистительных работ, построй ки Талшровской плотины опа стала судо ходной на протяжении нескольких десят ков километров. Плотина подняла уровепь воды на 3,5 метра. На реве возведена гидроэлектростанция, дающая ток окрест ным колхосам. Через плотину строится судовозная до- За 1948 год освоено свыше 100 кило метров так называемых «малых рек» в Московской и Владимирской областях. Всего же в центральных областях экспло- атируется несколько сот километров «го лубых дорог». Микрофлогом малого тон нажа — емкостью от 8 до 100 тонн — пе ревезены для колхозов и городов, далеко отстоящих от железных дорог, десятки тысяч тонн строительных материалов, дров, торфа, сельскохозяйственных про дуктов. На местных линиях работают ка теры. Водники «малых рек» имеют свой су достроительный и судоремонтный завод. Сейчас здесь строит ся теплоход в 150 лошадиных сил, кото рый будет спущен со стапелей к началу навигации 1949 года, начался ремонт флота. На реке Дубне полным ходом идет стро ительство Талдомской плотины, -которая также будет закончена к началу навига ции. Отдаленный район Московской обла сти свяжется водным путем со станцией железной дороги. Речная магистраль сое динит колхозы с местами добычи торфа, лесозаготовками. Плотина поднимет уро вень воды до 4 метров. Новая гидро электростанция даст ток многим колхоагм. В перспективе — освоение верховьев Москвы-рекн и реки Осетр. «Голубые до роги» свяжут столицу е несколькими об ластями и районами. Г. ГОЛЬШТЕЙН. Гидромелиоративные сооружения в нолхозах Сибири ОМСК. (ТАСС). В колхозах области в минувшем году сооружены 19 водопрово дов, несколько шахтаых колодцев и ветро двигателей. В сельхозартели имени Пушкина Кала- чпнекого района построен водопровод с наружной сетью в 900 метров. На реке Омь воздвигнуто водозаборное сооружение, £ да бедегу — водонапорная башдя д водо насосная станция с двумя агрегатами производительностью 25 кубометров воды в час. Один агрегат подает воду в колхо зы, а другой будет подавать ©оду для оро шения огородов и поливки колхозного са да. Трубы водопровода подведены к ко нюшне, скотному двору, телятнику, сви нарнику. В сельхозартелях Крутииского, новлены уличные водоразборные колонки. Водой снабжены животноводческие фермы, производственные и служебные помещения. На некоторых фермах организовано авто поение скота. В этом году в колхозах области * наме чено построить десятки новых колхозных водопроводов, сотни артезианских я нихт- Бодьщерсчепского а других районов уста- [дых холодов я ветродвигателей, его курс. Пеленг на это судно измепялся очень медленно. По смыслу статьп 19 ППСС Елисеев обязан был уступить дорогу' этому судну, так как видел его со своего правого борта. Что должен был Елисеев делать в этом случае? Нужно бы ло немедленно сбавить ход или повернуть вправо, чтобы разойтись левыми бортами. Однако Елисеев ни того, ни другого пе сделал и в течепне 3— 4 минут продол жая итти прежним курсом и скоростью. За это время положеппе обоих судов измепилось, и еще больше увеличивалась опасность столкновения. Елисеев поздпо оценил обстановку. Оп уже увидел, что своим курсом не успеет «проскочпть» перед другим судном, и принял пра вильное, но запоздалое решеппе — рас ходиться левыми бортами. Находясь уже с правого борта другого судна, так как оно для избежания аварии измепило свой курс влево (под корму мотоботу), Елисеев делает крутой поворот вправо на обрат ный курс. Этот запоздалый маневр привел к тому, что Елисеев подставил свой левый борт под форштевень пересекавшего его курс суана, но избежал столкновения только в результате грамотных действий командира встречного судна. Вот к чему может привести запоздалое, хотя и правильное применение ППСС. Что должен был делать Елисеев в создав шейся повой обстановке, когда пересе кающее его курс судно измепило свои курс под корму мотобота? Оказавшись уже справа от другого судна, Елисеев должен был продолжать итти своим курсом, а пе пытаться расходиться левыми бортами и не поворачивать вправо. В этом случае он считался бы только нарушителем пра вил, но не было бы угрозы аварии. , Очень важно поэтому при плавании в узкостях и по портовым акваториям, что бы все звуковые средства катера (мото бота) были в постоянной готовности к действию и могли быть в любой момент применены. Важной обязанностью стар- казывает следующий пример. Ночью, 9 начале декабря катер под управлетае* старшины Овсянникова вышел пз Поляр ного. Вскоре ватер попал в сильный 8 продолжительный спежпый заряд. Вместо того, чтобы сразу же заметить курс по компасу и подсчитать, сколько времени нужно итти этим курсом, Овсянников стал «.рыскать» по заливу, произвольно меняя свои курс. Через некоторое время одпн из пасса жиров обпаружпл, что катер идет курсом норд, т. е. па выход из залива. Овсянни ков, окопчательпо потеряв ориентировку н заменив по совету пассажира свой курс на зюйд, продолжал итти, время от времени меняя курс то вправо, то влево. Вскоре открылся берег, причал и одиноч* ные строения. На берегу из опроса мест* пых жителей Овсяипиков установил, что оп попал в одпу нз губ залива. В переры-. ве между зарядами старшина снова пошел в намеченный пункт. Когда вышли в залив, катер опять накрыло зарядом, и Овсянни ков вновь потерял ориентировку. Овсянников не умел пользоваться нн компасом, ни картой, а его лоцманские, навыки плавания «по огням» оказались недостаточными при плавании в сложных условиях. Какой можно сделать вывод из приме* ра со старшиной Овсянниковым? Вывод только такой, что всем старшинам кате ров нужно основательно изучить элемен тарные основы навигации, постигнуть «хитрость» исправления и перевода рум бов, научиться снимать с карты и рассчи тывать курсы для плавания в условиях плохой видимости. Немаловажным является и поддержание шины катера является постоянное наблю- катеРп°го компаса в постоянной псправ депио за сиреной (свистком), которая должпа быть всегда продута и опробова на. Нечего и говорить, что катер (бот) с неисправными звуковыми средствами не может быть выпущен в плавание. Однако этому обстоятельству на малых судах и особепно ватерах не придается должпого значения. ности. Можно привести примеры, когда отдельные старшины пе следят за компа сом, предпочитая компасу плавание «да глаз» и, конечно, попав в сложные усло вия, не доверяют ему и потому быелтю теряют ориентировку. Напрашивается вопрос: может быть, старшинам трудно «осилить» навигапнон* Вторым недостатком . старшин катеров j ные методы плавания? Нет, этого нельзя слабые являются о знания элементарных вопросов кораблевождения навигационны ми методами. Если за последнее время удалось почти на всех катерах привести в исправность мореходпые инструменты и обеспечить штурманскими пособиями и картами, то пользованию ими еще многие старшины не обучены в необходимой степени. Стар- сказать. Большинство старшин неплохо пользуется и навигационными методами. К примеру, старшина катера Бурдин. При допуске к самостоятельному плава* пню Бурдпн успешпо и правильно решил практические задачи по обеспечению плавания в сложпых условиях. С такими элемептами навнгацпопной прокладки. как склопепне, девиация, поправка ком- шппы неплохо изучи^_условия_н _раио_ны пзса? перевод н И€Правле1Ше румбов> плавания и даже в ночное время уверенно Бурдин опер вш>лне уверенно. Бут>- ориептируются по маякам и огням, знают уже не й водш, и подходы к причалам и условия плавания Jin/hrwi . i - в узкостях. Однако еще многие из пнх пе имеют практических навыков в вож дении катеров штурманскими методами, неумело пользуются компасом и слабо ориентируются по карте. Если такой старшина попадает в сложные условия плавания — в туман или снежные заря ды, — то он быстро теряет ориентировку и дальнейшее плавание осуществляет «паощупь». К чему может иривесд такая недо- опепка использования штурманских при боров и пособий, имеющихся на катере, по- любую погоду, и никакой туман или снеж ный заряд не может сбить его с курса. Педостатки в практике работы стар ппш катеров (мотоботов) вполне устра нимы, если с ними будут проводиться хотя бы периодические занятия по ППСС н кораблевождению. Штурманы соедине ний и командиры частей должны органи зовать старшинскую учебу, чаше прове рять деятельность своих старшин и ока зывать им постоянную помощь в вопро сах кораблевождения. Капитан 2 ранга Б. ЦЕЗАРЕЗИЧ. Ошибка исправлена во-время Три т а а служит старший матрос Строевой на нашем ко рабле. С первых же дней ком сомолец Строевой под неослаб ным наблюдением старшины работал безукоризненно. Его заведывапне содержалось чи стым и было всегда в боевой готовности, комсомолец Строе вой ставился в пример другим матросам. За умелую работу по обслуживанию боевой тех- ппкн п постоянный порядок в заведмвапни он ЯМ ш 8 по* ощреддш, По как-то при осмотре за- ведывання старпшна группы старшина 2 статьи Сальников обнаружил, что аппаратура комсомольца Строевого в неу довлетворительном состоянии. Это не прошло безпаказанно, Строевому было об‘явлено взыскание. Старшипа поинте ресовался глубже, почему старший матрос дошел до взы скания. Оказывается по* старшина отделепия несколько ослабил свой постоянный коп- троль за ним. В то же время старший матрос считал, что, мол, техпика у пего новая, она не подведет. При подготов ке корабля к «бою» заведыва- нне Строевого работало плохо. Старшина группы спова вы звал Строевого д побеседовал с ним о том, к чему может н дал слово старшине, что подобпых случаев больше ни когда не будет. В настоящее время заведы* ванне ставшего матроса Строе вого спова в хорошем состоянии и работает безотказно. Он от чистого сердца благодарил старшппу группы за оказая- пую помощь. Недавно комсо молец Строевой цолучпл благо дарность от старшины груп- прнвеста халатное, ношш ма лому, что оп за последнее вре» тельное отношение к свосму пы. мя стал халатно относиться к | завадываппю. Комсомолец Стерший матр*з * своему завершающ, видя,- что I Строевой осознал свод ошдбкд ( А. БУТКИН;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz