На страже Заполярья. 1949 год. Январь.
I 4 К 2 5 - л е т ию со дня сме рти В. И. Ленина ини")я 1349 г., Гй 15 (3323)* Ленин и защита социалистического Отечества Раст?т и крепнет наша со<щшнстическая Родина. Воплощая в жизнь ленинские за веты, успешпо преодолевая все трудности и препятствия, наш народ под руковод ством коммунистической партии и велико го Ста.типа построил социалистическое об щество и уверенно «дет по пути к комму низму. До Октябрьской социалистической рево люции Российская империя была отече ством только для помещиков а капитали стов, худших врагов нашей Родины. Рос сия была ареной национальной вражды и угнетения трудящихся. Господствующие классы России ничего не дали для пре одоления ее вековечной отсталости. Эконо мически и политически страна подпадала все больше и больше под власть иностран ного капитала. Народу внушалась мысль о ^неспособности русской нации к самостоя- тельному творчеству. Ему Прививалось чуз- ство низкопоклонства 1 раболепия перед ваграняцей. у П вместе с тем, участвуя в захватниче ских, грабительских войтах против других стран и народов, правительство помещиков в капиталистов возлагало на пародные массы все тяготы войны в одурачивало массы фразами об отечестве, «патриотиз ме» и «защите отечества». Этот буржуаз ный оохая поддерживали .соглашательские партии меньшевиков ж эсеров, буржуазные националисты. На революционных созна тельных рабочих возводились горы клеве- • ты и обвинений в антилатриотизме, в от сутствии чувств* национальной гордости. В. И. Лешга выступил тогда, в 1914 г., в начале империалистической войны, с заяв лением о том, что у рабочих имеется свое собственное понимание любви к родине, патриотизма и национальной гордости. В своей знаменитой статье «О национальной гордости великороссов» Ленин писал: «Мы любим свой язык я свою родину, tfbi бшыпе всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е . 9/10 ее насе ления) поднять до сознательной жизгат демократов н социалистов. Нам больнее всего видеть м чувствовать, каким наси лиям, гнету н издевательствам подвергают нашу прекрасцую родину царское палачи, дворяне м капиталисты». . Паша партия выдвинула тогда ‘лозунг поранения империалистических правп- • тельств и превращения империалистиче ской войны в гражданскую войну народов ^против своих зкеплоататоров. Это был ло зунг пролетарского интернационализма, которому оставалась верной наша партия и который соответствовал ив только интере сам международного рабочего движения, но и интересам народных масс каждой страны, интересам нашей Родины. Ленин в Стадии раз’ясняли тогда трудящимся, что фразами о защите отечества капиталисты я поме-. щике их подло обманывают. «Защита оте чества» в грабительской, империалистиче ской войне «у- это предательство интере сов народа, ибо народ не заинтересован в захв£,те чужих земель, грабеже я подавле нии других народов. Только большевистская партия, единст венная из всех политических партий Рос сии, указывала трудящимся правильный путь избавления от помещичьей кабалы и капиталистического гнета, от империали стических войн я разорения, от подчине ния страны иностранному капиталу. Спа сение страпы, учили Леппн и Сталин, — в революции, в переходе к социализму. В 1917 году, накануне Великой социа листической революции Легаш говорил, что перед человечеством остался только один выбор: «шли погибнуть, или вручить свою судьбу самому революционному классу для быстрейшего и радикальнейшего перехода к более высокому способу производства». В октябре 1917 года рабочий клагс на шей страпы, поддержанный беднейшим кре стьянством, сверг власть помещиков и ка питалистов и создал пролетарское социали стическое отечество — первое в истории человечества отечество трудящихся. Это свое отечество рабочие и крестьяне готовы были отстаивать и защищать от 'всех нападений и покушений как эксплоа- таторских классов прежней России, так и международной буржуазии. «Мы — оборонцы теперь, и с 7 ноября (25* октября) 1917 года, — писал Ленин в феврале 1918 года, — мы — за защиту отечества с этого дня... Мы — за защиту Советской социалистической республики России». В возникновении Советской республики империалисты увидели для себя смертель ную угрозу. Они пошли на организацию интервенции. Не только германские войска вторглись на территорию нашей страны, -но и войска бывших «союзников» России. Черчилль стал вдохновителем антисоветско го похода 14 держав на Советскую респу блику. В интервенция приняли участие Соединенные Штаты Америки и Япония. Петлей б-токады они хотели удушить моло дую социалистическую республику. Партия, Ленин и Сталин возглавили тог да отечественную войну рабочих и крестьян в защиту социалистической Родины. Ленин говорил, «...только благодаря то му, что партия была на-страже, что партия была строжайше дисциплинирована, в по тому, что авторитет партии об’единя л все ведомства и учреждения, и по лозунгу, ко торый был дан ЦБ., как один человек шли десятки, сотни, тысячи, и в конечном счете миллионы, и только потому, что не слыханные жертвы были принесены, — только поэтому • чудо, которое произошло, могло произойти». / Как немецкая интервенция 1918 года, так и четырехкратный поход, империали стов Антанты были разбиты. Но капитали стическое окружение оставалось, причем, империалисты отнюдь не отказались от своих преступных планов удушения Со ветской России. Они прибегли к экономиче ской блокаде, рассчитывая на саботаж п шпионскую работу своей троцкистской и прочей агентуры виутри нашей страны. «...Кто забудет о постоянно грозящей нам опасности, которая не прекратится, пока существует мировой империализм, — кто забудет об этом, тот забудет о нашей трудовой республике», — писал тогда В. И. Лешга. Укреплять обороноспособность страны, добиваться ее полной технико-экономиче ской независимости от главных капитали стических стран — стало основной задачей партии и Советского правительства. Когда страна приступила к хозяйствен ному строительству, Ленин говорил: «У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрас ном размахе, который дала народному твор честву великая революция, — чтобы со здать действительно Могучую и обильную Русь». Ленин в интересах победы социализма п обеспечения независимости й обороноспо собности страны направил внимание пар тии и советского народа на необходимость развития тяжелой промышленности как базы социализма. Ленин возглавил разра ботку грандиозного плана электрификации страны, наметил великий кооперативный план, при помощи которого широкие кре стьянские массы приобщались к социали стическому строительству. После смерти Ленина Сталин встал во главе партии и советского народа. У гроба Ленина Сталин дал великую клятву вы полнить все ленинские заветы. Наша Советская республика в короткий исторический срок под руководством товарища Сталина превратилась в могу чую социалистическую державу. Пз стра пы слабой, отсталой ' Советский Союз в „какие-нибудь 13 — 15 лет превратился в страну, способную производить все необхо димое для народа, для обороны. Великая Отечественная война показала всю силу Советского Союза, показала всем его врагам, сколь опасно ввязываться в вой ну с советским народом. В борьбе с гитлеровскими полчищами трудя щиеся нашей страны проявили чудеса доблести, героизма, выдержки, дисциплины и сознательности, показали свое глубокое доверие к партии и ее сталинскому руко водству, продемонстрировали перед всем миром силу советскою патриотизма. Под руководством товарища Сталнпа протекала вся деятельность большевистской партии и советского парода, направленная к преобразованию нашей Родины. Инду стриализация страпы н коллективизация сельского хозяйства изменили весь обще ственно-политический уклад жизни а стра не. Изменилось лицо основных классов: р а - , бочнх и крестьян. Другой стала интелли генция. Изменилось сознание людей: марксистско-ленинское учение стало господ ствующим мировоззрением. Партия подго товила технпко-эюономнчеспре и научпые условия дл^ переделки природы. Это нашло свое выражение в постройке каналов, ос воении новых бассейнов угля, нефти, ру ды, строительстве новых промыслов, шахт, рудников. Недавно ЦБ ВКЩб) и Совет Ми нистров Союза ССР по инициативе товарища Сталина приняли грандиозную программу создания в степных и лесостеп ных районах европейской части СрСР по лезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высо ких и устойчивых урожаев. Только в нашем социалистическом обще стве, в условиях планового хозяйства могла быть создана такая программа вели ких работ, направленных к переделке при роды и обузданию ее стихийных сил. Партия большевиков — великий преоб разователь и общества, и сознания людей, и природы вашей Родины. Опыт нашей партии, выведшей Совет скую страну па путь свободы и независи мости, на светлую дорогу социализма, имеет огромное значение для народов других стран. Ныне амфикалскиЙ империализм угро жает свободе и незашисимости всех стран мира. США превратились в всесветного жандарма, в арсенал снабжения' оружием рсакциоперов в Китае, Турции, Греции, Франции и других странах, в душителя свободы и национальной независимости пародов. Эту агрессивную политику амери канского империализма поддерживают пра вительства капиталистических страп Евро пы, апглинекие лейбористы, французские социалисты, немецкие социал-демократы. Правительства европейских капиталистиче ских стран превратились в наемников реак ционного американского империализма. Лютая ненависть к СССР стала пыпе руко водящим принципом внешней политики ка питалистических стран, идущих па поводу у США. Но народные массы этих страп не хотят быть слепым Орудием в руках под жигателей войны, не хотят, чтобы их стра ны утратили национальную независимость, пе желают одеть на себя ярмо заокеанского империализма, ве хотят дать в обиду свое отечество. Коммунисты веех стран, впираясь на ве ликий опыт ВКЩб), становятся во главе патриотической борьбы за спасение своих народов от угрозы порабощения, за выеод своих страп на путь социалистических преобразований. Коммунистические партии объединяют п ведут за собой всех честных патриотов па борьбу за сгободу в независимость своих' стран. Рабочие капиталистических страп не имеют отечества, пока власть в стране паходится в руках капиталистов. Поэтому рабочий класс в вое трудящиеся под руко водством компартий ведут ныне борьбу про тив господства буржуазии, за создание на родно-демократических отечеств, разви вающихся по пути социализма. В Сталинской Конституции СССР запи сан великий ленинский завет о защите со циалистического отечества, как священпом долге^всех граждан СССР. В конституциях стран народной демократии также записано о защите отечества, в коммунисты этих страп развивают в культивируют чувство патриотизма, чувство любви к своей Роди не. Подлинная любовь к родной стране, свойственная только- трудящимся, нераз рывно связана с уважением к другим наро дам и странам, с чувством братской между народной солидарности трудящихся всех стран, с пролетарским интернационализмом. А пролетарский интернационализм — это дружба с ССОР, его верность великому учешно Ленина — Сталина, это верность коммунизму. Ваша партия на протяжении полустоле- тия сумела соединить, слить воедино чув ство любви трудящихся к своей Родипе с их сознательной борьбой за социализм, за коммуниая. Под анажвеи пролетарского интернационализма в советского патриотиз ма, под водительством партии Ленина ■— Сталина наш народ идет к коммунизму. Все лучшие патриотические чувства со ветских людей воплощаются в образе товарища Сталина — великого в пламен ною патриота нашей страны, вождя и учителя советского народа. П. ГОРНЫЙ. ШшШшжк «24 о к тябр я ночью в Смольный прибыл В ^И . Ленин» . С рисунка х у д ож н и к а Е. А. Кибрика . в с м о л ь н о м Смольный! Это здание, вошедшее в историю, как штаб Октября, неразрыв но связапо с именем Владимира Ильича Ленина. В дни, когда вся страна гото вится к ленппскнм дпям, ленинградцы и те, кто приезжает сюда, обязательно хотят побывать в Смольном. ' ...Второй этаж. Длиппый коридор с высокими потолками. Рядом с Актовым залом— комната. Сюда 24 октября (6 но ября) 1917 года прибыл Владимир Ильич Ленип. Здесь оп встретился с товарищем П. В. Сталиным. Высокие двери ведут в Актовый зал. На белом мраморе золотыми буквами запечатлена историческая дата. Здесь 2 5 октября (7 ноября) 1917 года в 10 часов 45 минут вечера открылся 11 Всероссийский с’езд Советов, кото рый провозгласил переход государствен ной власти в стране в руки Советов. Надписи па мраморе воскрешают в памяти пезабываемые дни. Ночью 8 пояб- ря с’езд принял декреты о мире, о земле. Тогда же было образовано Советское правительство — Сосет Народных Ко миссаров. Председателем Совнаркома бый избран Владимир Ильич Ленин. \ В другой половине Смольпого па две рях комнаты маленькая табличка с пад- инсью: «В этой комнате жил и работал Владимир Ильич Леппн с 24 октября (6 ноября) 1917 по 10 марта 1918 го да». Все здесь сохранено в таком виде, как было 30 с лишним лет пазад. • Небольшой рабочий кабинет. Малень кий столик, на пем комбинированная лампа — керосиновая и электрическая. Чернильница, прссс-панье, на стене телефон. За невысокой перегородкой миниатюр ная спальня: Платяной шкаф, две про стых железных кровати, от одной — электрический звонок . к управляющему делами Совнаркома. Экскурсанты подолгу осматривают скромную обстановку, фотокопии доку ментов, исторических декретов, фото графии, картины, запечатлевшие Ленина в Смольном. В эти январские дни компату Ленина, ставшую музеем, посещают студепты, рабочие, интеллигенция, ученые. «Скром ность и простота Ленина будут всегда примером в нашей жизни. Ленин жил и вечно будет жить», — пишут студенты ленинградского университета имеда А. А. Жданова: Ветераны «Красного путиловца», пыпе Кировского завода, посетив компату Ленина, вспоминают боевую, кипучую жизнь Смольного в те дни, когда оп был сердцем п мозгом Ве ликой Октябрьской социалистической революции. К. ЧЕРЕВКОВ. к ПО ЗАВЕТАМ ИЛЬИЧА В нашей стране, стране социализма, создана новая культура, которая является высшим этапом культуры всего человече ства. Эта культура, одухотворенная вели кими идеями коммунизма, отражающая преимущества советского общественного и государственного строя, создавалась совет ским народом на основе учения Ленина и Сталина, под их непосредственным руковод ством. Коренное отличие советской культуры от культуры буржуазной заключается в том. что опа пе является орудием порабощения и угпетепия, а служит интересам широчай ших народных масс, служит делу коммуни стического воспитания народа. При социализме все завоевания культу ры становятся общенародным достоянием. Лешга писал, что раньше человеческий ум, весь его гений творил только для то го, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необхо димого— просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, говорил Ленин, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гепий не будут обращены в средства насилия, в средства эксплоатацин. В па шей страпе культура стала подлинно на родной, она отражает интересы трудящих ся, их идеалы и чаяния. Революция, как указывал Ленин, раскрепощает великие творческие силы народа, дает неогпанпчен- Hbifi простор для их развития. Творцами культуры становятся многоинллиоппые массы трудящихся. Огро^чое значение для разпития социалистической культуры име ло ленинское учение об отношении к куль турному наследию прошлого. Ленин учил бт>ать все лучшее, перерабатывать все цен ное из этого^культурпого наследия. «Без ясного понимания тоге, • - говорил Летит па III В^рробспйскои с’езде комсомола. — ЧТО ТОДЬЕО точных ш и н культуры, I созданной всея развитием человечества, только переработкой ее можно строить про летарскую культуру — без такого пони мания нам этой задачи не разрешить». Лепии решительно боролся против тех, кто некритически относился к буржуазной культуре, раболепно преклонялся перед ней, забывая ее классовый характер. Советские лкип развивают все области культуры, оплодотворяя их опытом социа листического строительства, они создают повую, социалистическую культуру. Величайшее научное и общественное значение имеет ленинский принцип пар тийности всех видов духовной культуры— науки, искусства, литературы, их связи с политикой. Буржуазия всегда старается прикрыть эксплоататорский характер сво ей культуры пустыми фразами о ее «над- классовости», о ее «свободе» от политики. С глубочайшей силой Ленин показал, что все эти рассуждения — ложь и лицеме рие. В советском обществе литература, нзука, искусство — органическая состав ная часть всей борьбы за построение ком- муппзма. Опп проникнуты коммунистиче ской идеологией, руководствуются и на правляются политикой партии и Советско го государства, воспитывают коммунисти ческую сознательность Еще в 1905 году Ленпн писал о буду щей литепа*пгре, пролизанной большевист ской партийностью: «Это будет свободпая литература, потому что пе корысть и пе карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые п но вью сплы в ее ряды. Это будет своботпая литература, потому что она будет служить пе пресьпцеппой героине, пе скучающим и статятощим от ожпренпя «верхним десяти тысячам», а миллионам п десяткам мил лионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность»* Ленинское учение о партийности отно сится ко всей советской культуре в целом. Оно сыграло решающую роль в развитии всех отраслей искусства и науки. Социа листическая культура достигла распвета именно потону, что она основывается па подлинно научном марксистско-ленинском мировоззрении, проникнута большевистской идейпостыо. Все народы Советского Союза развивают свою национальную культуру и тем вносят свой вклад в общую сокровищпицу. Мы бережно храним лучшие национальные традиции каждого народа, отвергая все реакционное и антинародпое. Передовая русская культура оплодотворяет, ведет за собой все национальные культуры. Особенно разительны достижения много численных народов, которые при царизме были обречены на певежество и поголов- пуго неграмотность. В Якутии, например, где до революции процент грамотных со ставлял всего 0,7 процента, насчитывается теперь только 7 неграмотных па тысячу человек. Якутия не имела даже своей письменности, а теперь здесь выходпт 34 газеты и уже издано 1,2 мпллпопа книг. В Казахстане, где до революции гра мотных было лишь 2 процента, теперь на считывается около 8 тысяч школ, в которых на родном языке обучается больше милли м а детей. Открыты 23 высшпх учебпых заведения, около 200 техникумов, гоадапы Академия паук и ряд научпо-псследова- тельских учреждений. Большое количество театров, кипо, клубов, библиотек обслужи вает культурные запросы трудящихся Казахстана. Такпе же успехи характеризуют любую национальную республику пли область, входящую в состав Советского Союза. Лепил был поборником подлпппого реа- ли<Угпчгского, высоко шейного искултвг, близкого и попятпого пароду. Он был не примиримым врагом футуризма, декадентст ва и всякого рода пскажеппй в искусство, характерного для деградирующей буржуаз ной культуры. Ленин уделял народном* просвещению, работе школы исключительное внимание, ибо в этом основа развития культуры. Ленип не раз выступал на учительских с’ездах, пм написано много статей о па- родпом образовании. В своих статьях и ре чах он раскрывал основные задачи, стоя щие перед советской школой, и пути ид осуществления. Воспитание и обучеппе де тей и молодежи, ликвидацию неграмотности и малограмотности взрослых Ленин рас сматривал как важнейшее государственное дело. Гигантских успехов достигла наша Ро- тпна в деле просвещения! Советский Союз стал страной сплошной грамотности. Это Факт огромного политического и культур-7 пого зпачепня. Свыше 34 мпллнопов чело век обучается в настоящее время в сред них и начальных школах и техникумах. Невиданный размах получило высшее об- пазование. 730 тысяч студентов и 270 тысяч заочников занимаются в высших учебных заведениях. У нас больше студен тов, чем во всех странах Европы вместе взятых! Свыше 100 тысяч высококвалп- фиппрованпых специалистов ежегодно вы ходят из стен университетов н институ тов, активно включаются в творческую габоту на различных участках социалисти ческого строительства. Советская школа дает своим питомцам широкую общеобразовательную подготовку вооружает их знанием основ наук, фор мирует подлинно научпое материалистиче ское мировоззрение, учит мыслить диалек тически, воспитывает советских патриотов, людей безграннчпо преданных великому делу Ленина — Сталина, сознательных и стойких борцов за коммунизм. Вся совет ская система пр^вещепия, вся учебпт- воспнтательпая работа советской школы зиждется па лешгаско-сталииском учении о коммунистическом воспитании. Под’ем культурного уровня народных масс Ленин рассматривал, как минный Фактор социалистического строительств. Все области духовной культуры являются», пе только идеологической надстройкой, но в свою очередь оказывают огромпое влия ние па развитие экономического базиса. Это положепие приобретает особое значе ние в социалистическом обществе, где культурпый уровепь и созпательпость трудящихся играют исключительную роль в развитии пародпого хозяйства, укрепле нии нашего государства, преодолепнп пе режитков капитализма. Воспптапие комму нистической сознательности решает успех борьбы за построение коммунизма в нашей страпе. Огромпый культурный под’ем пародных масс, обществеппо-полптическая акгпз- пость, высокие моральиые качества совет ских людей, обусловленные победой новэго общественного строя, явились в свою оче редь здпой пз важнейших предпосылок великих достижений социалистического строительства. Успешпо осуществляется величествен ная задача, поставленная товарищем Сталппым, — сделать в^ех рабочих п всех крестьяп культурпымп п образованными. Миллпопы работах и крестьян, которые в условиях капитализма были бы обречепы па невежество, в социалистическом госу дарстве стали культурпымп п образован ными людьми. Пз среды рабочих и кре стьяп вышли многочисленные кадры повой советской пнтел.тигенцпп, владеющие па- укон п техникой, воору^онпые подлпппо научным марксистско-ленинским мировоз зрением. Новым содержанием наполнились попя- ^ я «культурность» п «образоваппость». Культурность в поппмаппп советских лю тей — это пс только овладение определен ной областью знаний, но прежде всего высокая пдейпоглъ, социалистическая соз нательность, стойкость*и диспиплпппровап- пость, преданность делу коммунизму. Социализм создал новую культуру п до казал ее пепзмерпмое превосходство над ргшагающейся культурой буржуазии. В СССР культура содействует быстрому про грессу общества, расцвету производитель ных сил. Реакцпопная культура капита листических страп тормозит развитие об щества, пытаясь увестп его от пауки к мракобесию, от точных зпапий к идеа лизму, от подлинного искусства в об ласть уродливой фантастики, патазЛгни, уголовщины. Буржуазная культура эпохи империализ ма — это символ оголтелой реакции и ре гресса. Опа служит грабительским, хищ- пичеекпм целям империалистов, освящает эксплоатацпю человека человеком п пацп- опальпое угнетение. Она воепптывает че- ловекопепавпстничество п индивидуализм, расовую и паппопальпую вражду. Она аптпнародпа по своему существу. Культура социализма подппмает, охра- пяет и развивает лучшие традиции прош лого; культура пмперпа.тпзма отбрасывает достижения предшествующих этапов раз вития человечества, оплевывает все яркое, передовое, создаппое лучшими умамп че ловечества всех времен. Так же, как и класс, которому она при- падлежпт, буржуазная культура обречена историей па гибель. Этой деградирующей п пасквозь Д о гнившей культуре противостоит советская демократическая, высокойтейпая, гумани стическая культура. В историческом со* ревпованпп двух систем социалистическая культура, как п весь советский^ строй, полностью доказала свое пепзмерпмое пре восходство. ' В пашей страпе с каждым дпем растет то пзобплпе духовпой культуры, о кото рой от имепп Центрального Комитета пар тии говорил тов. Жтапов: «Центральный Комитет партии хочет, чтобы у пас было изобилие духовной культуры, ибо в этом богатстве культуры оп впдпт о^пу пз глав- пых задач социализма». Мощпое развитие социалистической культуры в огромной степени содействует побсдоноспому строительству коммунизма в пашей страпе. А. РОЗНЕСГЙпиий. Министр просвещения РСФСР, (
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz