На страже Заполярья. 1949 год. Январь.

I 4 К 2 5 - л е т ию со дня сме рти В. И. Ленина ини")я 1349 г., Гй 15 (3323)* Ленин и защита социалистического Отечества Раст?т и крепнет наша со<щшнстическая Родина. Воплощая в жизнь ленинские за­ веты, успешпо преодолевая все трудности и препятствия, наш народ под руковод­ ством коммунистической партии и велико­ го Ста.типа построил социалистическое об­ щество и уверенно «дет по пути к комму­ низму. До Октябрьской социалистической рево­ люции Российская империя была отече­ ством только для помещиков а капитали­ стов, худших врагов нашей Родины. Рос­ сия была ареной национальной вражды и угнетения трудящихся. Господствующие классы России ничего не дали для пре­ одоления ее вековечной отсталости. Эконо­ мически и политически страна подпадала все больше и больше под власть иностран­ ного капитала. Народу внушалась мысль о ^неспособности русской нации к самостоя- тельному творчеству. Ему Прививалось чуз- ство низкопоклонства 1 раболепия перед ваграняцей. у П вместе с тем, участвуя в захватниче­ ских, грабительских войтах против других стран и народов, правительство помещиков в капиталистов возлагало на пародные массы все тяготы войны в одурачивало массы фразами об отечестве, «патриотиз­ ме» и «защите отечества». Этот буржуаз­ ный оохая поддерживали .соглашательские партии меньшевиков ж эсеров, буржуазные националисты. На революционных созна­ тельных рабочих возводились горы клеве- • ты и обвинений в антилатриотизме, в от­ сутствии чувств* национальной гордости. В. И. Лешга выступил тогда, в 1914 г., в начале империалистической войны, с заяв­ лением о том, что у рабочих имеется свое собственное понимание любви к родине, патриотизма и национальной гордости. В своей знаменитой статье «О национальной гордости великороссов» Ленин писал: «Мы любим свой язык я свою родину, tfbi бшыпе всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е . 9/10 ее насе­ ления) поднять до сознательной жизгат демократов н социалистов. Нам больнее всего видеть м чувствовать, каким наси­ лиям, гнету н издевательствам подвергают нашу прекрасцую родину царское палачи, дворяне м капиталисты». . Паша партия выдвинула тогда ‘лозунг поранения империалистических правп- • тельств и превращения империалистиче­ ской войны в гражданскую войну народов ^против своих зкеплоататоров. Это был ло­ зунг пролетарского интернационализма, которому оставалась верной наша партия и который соответствовал ив только интере­ сам международного рабочего движения, но и интересам народных масс каждой страны, интересам нашей Родины. Ленин в Стадии раз’ясняли тогда трудящимся, что фразами о защите отечества капиталисты я поме-. щике их подло обманывают. «Защита оте­ чества» в грабительской, империалистиче­ ской войне «у- это предательство интере­ сов народа, ибо народ не заинтересован в захв£,те чужих земель, грабеже я подавле­ нии других народов. Только большевистская партия, единст­ венная из всех политических партий Рос­ сии, указывала трудящимся правильный путь избавления от помещичьей кабалы и капиталистического гнета, от империали­ стических войн я разорения, от подчине­ ния страны иностранному капиталу. Спа­ сение страпы, учили Леппн и Сталин, — в революции, в переходе к социализму. В 1917 году, накануне Великой социа­ листической революции Легаш говорил, что перед человечеством остался только один выбор: «шли погибнуть, или вручить свою судьбу самому революционному классу для быстрейшего и радикальнейшего перехода к более высокому способу производства». В октябре 1917 года рабочий клагс на­ шей страпы, поддержанный беднейшим кре­ стьянством, сверг власть помещиков и ка­ питалистов и создал пролетарское социали­ стическое отечество — первое в истории человечества отечество трудящихся. Это свое отечество рабочие и крестьяне готовы были отстаивать и защищать от 'всех нападений и покушений как эксплоа- таторских классов прежней России, так и международной буржуазии. «Мы — оборонцы теперь, и с 7 ноября (25* октября) 1917 года, — писал Ленин в феврале 1918 года, — мы — за защиту отечества с этого дня... Мы — за защиту Советской социалистической республики России». В возникновении Советской республики империалисты увидели для себя смертель­ ную угрозу. Они пошли на организацию интервенции. Не только германские войска вторглись на территорию нашей страны, -но и войска бывших «союзников» России. Черчилль стал вдохновителем антисоветско­ го похода 14 держав на Советскую респу­ блику. В интервенция приняли участие Соединенные Штаты Америки и Япония. Петлей б-токады они хотели удушить моло­ дую социалистическую республику. Партия, Ленин и Сталин возглавили тог­ да отечественную войну рабочих и крестьян в защиту социалистической Родины. Ленин говорил, «...только благодаря то­ му, что партия была на-страже, что партия была строжайше дисциплинирована, в по­ тому, что авторитет партии об’единя л все ведомства и учреждения, и по лозунгу, ко­ торый был дан ЦБ., как один человек шли десятки, сотни, тысячи, и в конечном счете миллионы, и только потому, что не­ слыханные жертвы были принесены, — только поэтому • чудо, которое произошло, могло произойти». / Как немецкая интервенция 1918 года, так и четырехкратный поход, империали­ стов Антанты были разбиты. Но капитали­ стическое окружение оставалось, причем, империалисты отнюдь не отказались от своих преступных планов удушения Со­ ветской России. Они прибегли к экономиче­ ской блокаде, рассчитывая на саботаж п шпионскую работу своей троцкистской и прочей агентуры виутри нашей страны. «...Кто забудет о постоянно грозящей нам опасности, которая не прекратится, пока существует мировой империализм, — кто забудет об этом, тот забудет о нашей трудовой республике», — писал тогда В. И. Лешга. Укреплять обороноспособность страны, добиваться ее полной технико-экономиче­ ской независимости от главных капитали­ стических стран — стало основной задачей партии и Советского правительства. Когда страна приступила к хозяйствен­ ному строительству, Ленин говорил: «У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрас­ ном размахе, который дала народному твор­ честву великая революция, — чтобы со­ здать действительно Могучую и обильную Русь». Ленин в интересах победы социализма п обеспечения независимости й обороноспо­ собности страны направил внимание пар­ тии и советского народа на необходимость развития тяжелой промышленности как базы социализма. Ленин возглавил разра­ ботку грандиозного плана электрификации страны, наметил великий кооперативный план, при помощи которого широкие кре­ стьянские массы приобщались к социали­ стическому строительству. После смерти Ленина Сталин встал во главе партии и советского народа. У гроба Ленина Сталин дал великую клятву вы­ полнить все ленинские заветы. Наша Советская республика в короткий исторический срок под руководством товарища Сталина превратилась в могу­ чую социалистическую державу. Пз стра­ пы слабой, отсталой ' Советский Союз в „какие-нибудь 13 — 15 лет превратился в страну, способную производить все необхо­ димое для народа, для обороны. Великая Отечественная война показала всю силу Советского Союза, показала всем его врагам, сколь опасно ввязываться в вой­ ну с советским народом. В борьбе с гитлеровскими полчищами трудя­ щиеся нашей страны проявили чудеса доблести, героизма, выдержки, дисциплины и сознательности, показали свое глубокое доверие к партии и ее сталинскому руко­ водству, продемонстрировали перед всем миром силу советскою патриотизма. Под руководством товарища Сталнпа протекала вся деятельность большевистской партии и советского парода, направленная к преобразованию нашей Родины. Инду­ стриализация страпы н коллективизация сельского хозяйства изменили весь обще­ ственно-политический уклад жизни а стра­ не. Изменилось лицо основных классов: р а - , бочнх и крестьян. Другой стала интелли­ генция. Изменилось сознание людей: марксистско-ленинское учение стало господ­ ствующим мировоззрением. Партия подго­ товила технпко-эюономнчеспре и научпые условия дл^ переделки природы. Это нашло свое выражение в постройке каналов, ос­ воении новых бассейнов угля, нефти, ру­ ды, строительстве новых промыслов, шахт, рудников. Недавно ЦБ ВКЩб) и Совет Ми­ нистров Союза ССР по инициативе товарища Сталина приняли грандиозную программу создания в степных и лесостеп­ ных районах европейской части СрСР по­ лезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высо­ ких и устойчивых урожаев. Только в нашем социалистическом обще­ стве, в условиях планового хозяйства могла быть создана такая программа вели­ ких работ, направленных к переделке при­ роды и обузданию ее стихийных сил. Партия большевиков — великий преоб­ разователь и общества, и сознания людей, и природы вашей Родины. Опыт нашей партии, выведшей Совет­ скую страну па путь свободы и независи­ мости, на светлую дорогу социализма, имеет огромное значение для народов других стран. Ныне амфикалскиЙ империализм угро­ жает свободе и незашисимости всех стран мира. США превратились в всесветного жандарма, в арсенал снабжения' оружием рсакциоперов в Китае, Турции, Греции, Франции и других странах, в душителя свободы и национальной независимости пародов. Эту агрессивную политику амери­ канского империализма поддерживают пра­ вительства капиталистических страп Евро­ пы, апглинекие лейбористы, французские социалисты, немецкие социал-демократы. Правительства европейских капиталистиче­ ских стран превратились в наемников реак­ ционного американского империализма. Лютая ненависть к СССР стала пыпе руко­ водящим принципом внешней политики ка­ питалистических стран, идущих па поводу у США. Но народные массы этих страп не хотят быть слепым Орудием в руках под­ жигателей войны, не хотят, чтобы их стра­ ны утратили национальную независимость, пе желают одеть на себя ярмо заокеанского империализма, ве хотят дать в обиду свое отечество. Коммунисты веех стран, впираясь на ве­ ликий опыт ВКЩб), становятся во главе патриотической борьбы за спасение своих народов от угрозы порабощения, за выеод своих страп на путь социалистических преобразований. Коммунистические партии объединяют п ведут за собой всех честных патриотов па борьбу за сгободу в независимость своих' стран. Рабочие капиталистических страп не имеют отечества, пока власть в стране паходится в руках капиталистов. Поэтому рабочий класс в вое трудящиеся под руко­ водством компартий ведут ныне борьбу про­ тив господства буржуазии, за создание на­ родно-демократических отечеств, разви­ вающихся по пути социализма. В Сталинской Конституции СССР запи­ сан великий ленинский завет о защите со­ циалистического отечества, как священпом долге^всех граждан СССР. В конституциях стран народной демократии также записано о защите отечества, в коммунисты этих страп развивают в культивируют чувство патриотизма, чувство любви к своей Роди­ не. Подлинная любовь к родной стране, свойственная только- трудящимся, нераз­ рывно связана с уважением к другим наро­ дам и странам, с чувством братской между­ народной солидарности трудящихся всех стран, с пролетарским интернационализмом. А пролетарский интернационализм — это дружба с ССОР, его верность великому учешно Ленина — Сталина, это верность коммунизму. Ваша партия на протяжении полустоле- тия сумела соединить, слить воедино чув­ ство любви трудящихся к своей Родипе с их сознательной борьбой за социализм, за коммуниая. Под анажвеи пролетарского интернационализма в советского патриотиз­ ма, под водительством партии Ленина ■— Сталина наш народ идет к коммунизму. Все лучшие патриотические чувства со­ ветских людей воплощаются в образе товарища Сталина — великого в пламен­ ною патриота нашей страны, вождя и учителя советского народа. П. ГОРНЫЙ. ШшШшжк «24 о к тябр я ночью в Смольный прибыл В ^И . Ленин» . С рисунка х у д ож н и к а Е. А. Кибрика . в с м о л ь н о м Смольный! Это здание, вошедшее в историю, как штаб Октября, неразрыв­ но связапо с именем Владимира Ильича Ленина. В дни, когда вся страна гото­ вится к ленппскнм дпям, ленинградцы и те, кто приезжает сюда, обязательно хотят побывать в Смольном. ' ...Второй этаж. Длиппый коридор с высокими потолками. Рядом с Актовым залом— комната. Сюда 24 октября (6 но­ ября) 1917 года прибыл Владимир Ильич Ленип. Здесь оп встретился с товарищем П. В. Сталиным. Высокие двери ведут в Актовый зал. На белом мраморе золотыми буквами запечатлена историческая дата. Здесь 2 5 октября (7 ноября) 1917 года в 10 часов 45 минут вечера открылся 11 Всероссийский с’езд Советов, кото­ рый провозгласил переход государствен­ ной власти в стране в руки Советов. Надписи па мраморе воскрешают в памяти пезабываемые дни. Ночью 8 пояб- ря с’езд принял декреты о мире, о земле. Тогда же было образовано Советское правительство — Сосет Народных Ко­ миссаров. Председателем Совнаркома бый избран Владимир Ильич Ленин. \ В другой половине Смольпого па две­ рях комнаты маленькая табличка с пад- инсью: «В этой комнате жил и работал Владимир Ильич Леппн с 24 октября (6 ноября) 1917 по 10 марта 1918 го­ да». Все здесь сохранено в таком виде, как было 30 с лишним лет пазад. • Небольшой рабочий кабинет. Малень­ кий столик, на пем комбинированная лампа — керосиновая и электрическая. Чернильница, прссс-панье, на стене телефон. За невысокой перегородкой миниатюр­ ная спальня: Платяной шкаф, две про­ стых железных кровати, от одной — электрический звонок . к управляющему делами Совнаркома. Экскурсанты подолгу осматривают скромную обстановку, фотокопии доку­ ментов, исторических декретов, фото­ графии, картины, запечатлевшие Ленина в Смольном. В эти январские дни компату Ленина, ставшую музеем, посещают студепты, рабочие, интеллигенция, ученые. «Скром­ ность и простота Ленина будут всегда примером в нашей жизни. Ленин жил и вечно будет жить», — пишут студенты ленинградского университета имеда А. А. Жданова: Ветераны «Красного путиловца», пыпе Кировского завода, посетив компату Ленина, вспоминают боевую, кипучую жизнь Смольного в те дни, когда оп был сердцем п мозгом Ве­ ликой Октябрьской социалистической революции. К. ЧЕРЕВКОВ. к ПО ЗАВЕТАМ ИЛЬИЧА В нашей стране, стране социализма, создана новая культура, которая является высшим этапом культуры всего человече­ ства. Эта культура, одухотворенная вели­ кими идеями коммунизма, отражающая преимущества советского общественного и государственного строя, создавалась совет­ ским народом на основе учения Ленина и Сталина, под их непосредственным руковод­ ством. Коренное отличие советской культуры от культуры буржуазной заключается в том. что опа пе является орудием порабощения и угпетепия, а служит интересам широчай­ ших народных масс, служит делу коммуни­ стического воспитания народа. При социализме все завоевания культу­ ры становятся общенародным достоянием. Лешга писал, что раньше человеческий ум, весь его гений творил только для то­ го, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необхо­ димого— просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, говорил Ленин, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гепий не будут обращены в средства насилия, в средства эксплоатацин. В па­ шей страпе культура стала подлинно на­ родной, она отражает интересы трудящих­ ся, их идеалы и чаяния. Революция, как указывал Ленин, раскрепощает великие творческие силы народа, дает неогпанпчен- Hbifi простор для их развития. Творцами культуры становятся многоинллиоппые массы трудящихся. Огро^чое значение для разпития социалистической культуры име­ ло ленинское учение об отношении к куль­ турному наследию прошлого. Ленин учил бт>ать все лучшее, перерабатывать все цен­ ное из этого^культурпого наследия. «Без ясного понимания тоге, • - говорил Летит па III В^рробспйскои с’езде комсомола. — ЧТО ТОДЬЕО точных ш и н культуры, I созданной всея развитием человечества, только переработкой ее можно строить про­ летарскую культуру — без такого пони­ мания нам этой задачи не разрешить». Лепии решительно боролся против тех, кто некритически относился к буржуазной культуре, раболепно преклонялся перед ней, забывая ее классовый характер. Советские лкип развивают все области культуры, оплодотворяя их опытом социа­ листического строительства, они создают повую, социалистическую культуру. Величайшее научное и общественное значение имеет ленинский принцип пар ­ тийности всех видов духовной культуры— науки, искусства, литературы, их связи с политикой. Буржуазия всегда старается прикрыть эксплоататорский характер сво­ ей культуры пустыми фразами о ее «над- классовости», о ее «свободе» от политики. С глубочайшей силой Ленин показал, что все эти рассуждения — ложь и лицеме­ рие. В советском обществе литература, нзука, искусство — органическая состав­ ная часть всей борьбы за построение ком- муппзма. Опп проникнуты коммунистиче­ ской идеологией, руководствуются и на­ правляются политикой партии и Советско­ го государства, воспитывают коммунисти­ ческую сознательность Еще в 1905 году Ленпн писал о буду­ щей литепа*пгре, пролизанной большевист­ ской партийностью: «Это будет свободпая литература, потому что пе корысть и пе карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые п но­ вью сплы в ее ряды. Это будет своботпая литература, потому что она будет служить пе пресьпцеппой героине, пе скучающим и статятощим от ожпренпя «верхним десяти тысячам», а миллионам п десяткам мил­ лионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность»* Ленинское учение о партийности отно­ сится ко всей советской культуре в целом. Оно сыграло решающую роль в развитии всех отраслей искусства и науки. Социа­ листическая культура достигла распвета именно потону, что она основывается па подлинно научном марксистско-ленинском мировоззрении, проникнута большевистской идейпостыо. Все народы Советского Союза развивают свою национальную культуру и тем вносят свой вклад в общую сокровищпицу. Мы бережно храним лучшие национальные традиции каждого народа, отвергая все реакционное и антинародпое. Передовая русская культура оплодотворяет, ведет за собой все национальные культуры. Особенно разительны достижения много­ численных народов, которые при царизме были обречены на певежество и поголов- пуго неграмотность. В Якутии, например, где до революции процент грамотных со­ ставлял всего 0,7 процента, насчитывается теперь только 7 неграмотных па тысячу человек. Якутия не имела даже своей письменности, а теперь здесь выходпт 34 газеты и уже издано 1,2 мпллпопа книг. В Казахстане, где до революции гра­ мотных было лишь 2 процента, теперь на­ считывается около 8 тысяч школ, в которых на родном языке обучается больше милли­ м а детей. Открыты 23 высшпх учебпых заведения, около 200 техникумов, гоадапы Академия паук и ряд научпо-псследова- тельских учреждений. Большое количество театров, кипо, клубов, библиотек обслужи­ вает культурные запросы трудящихся Казахстана. Такпе же успехи характеризуют любую национальную республику пли область, входящую в состав Советского Союза. Лепил был поборником подлпппого реа- ли<Угпчгского, высоко шейного искултвг, близкого и попятпого пароду. Он был не­ примиримым врагом футуризма, декадентст­ ва и всякого рода пскажеппй в искусство, характерного для деградирующей буржуаз­ ной культуры. Ленин уделял народном* просвещению, работе школы исключительное внимание, ибо в этом основа развития культуры. Ленип не раз выступал на учительских с’ездах, пм написано много статей о па- родпом образовании. В своих статьях и ре­ чах он раскрывал основные задачи, стоя­ щие перед советской школой, и пути ид осуществления. Воспитание и обучеппе де­ тей и молодежи, ликвидацию неграмотности и малограмотности взрослых Ленин рас­ сматривал как важнейшее государственное дело. Гигантских успехов достигла наша Ро- тпна в деле просвещения! Советский Союз стал страной сплошной грамотности. Это Факт огромного политического и культур-7 пого зпачепня. Свыше 34 мпллнопов чело­ век обучается в настоящее время в сред­ них и начальных школах и техникумах. Невиданный размах получило высшее об- пазование. 730 тысяч студентов и 270 тысяч заочников занимаются в высших учебных заведениях. У нас больше студен­ тов, чем во всех странах Европы вместе взятых! Свыше 100 тысяч высококвалп- фиппрованпых специалистов ежегодно вы­ ходят из стен университетов н институ­ тов, активно включаются в творческую габоту на различных участках социалисти­ ческого строительства. Советская школа дает своим питомцам широкую общеобразовательную подготовку вооружает их знанием основ наук, фор­ мирует подлинно научпое материалистиче­ ское мировоззрение, учит мыслить диалек­ тически, воспитывает советских патриотов, людей безграннчпо преданных великому делу Ленина — Сталина, сознательных и стойких борцов за коммунизм. Вся совет­ ская система пр^вещепия, вся учебпт- воспнтательпая работа советской школы зиждется па лешгаско-сталииском учении о коммунистическом воспитании. Под’ем культурного уровня народных масс Ленин рассматривал, как минный Фактор социалистического строительств. Все области духовной культуры являются», пе только идеологической надстройкой, но в свою очередь оказывают огромпое влия­ ние па развитие экономического базиса. Это положепие приобретает особое значе­ ние в социалистическом обществе, где культурпый уровепь и созпательпость трудящихся играют исключительную роль в развитии пародпого хозяйства, укрепле­ нии нашего государства, преодолепнп пе­ режитков капитализма. Воспптапие комму­ нистической сознательности решает успех борьбы за построение коммунизма в нашей страпе. Огромпый культурный под’ем пародных масс, обществеппо-полптическая акгпз- пость, высокие моральиые качества совет­ ских людей, обусловленные победой новэго общественного строя, явились в свою оче­ редь здпой пз важнейших предпосылок великих достижений социалистического строительства. Успешпо осуществляется величествен­ ная задача, поставленная товарищем Сталппым, — сделать в^ех рабочих п всех крестьяп культурпымп п образованными. Миллпопы работах и крестьян, которые в условиях капитализма были бы обречепы па невежество, в социалистическом госу­ дарстве стали культурпымп п образован­ ными людьми. Пз среды рабочих и кре­ стьяп вышли многочисленные кадры повой советской пнтел.тигенцпп, владеющие па- укон п техникой, воору^онпые подлпппо научным марксистско-ленинским мировоз­ зрением. Новым содержанием наполнились попя- ^ я «культурность» п «образоваппость». Культурность в поппмаппп советских лю­ тей — это пс только овладение определен­ ной областью знаний, но прежде всего высокая пдейпоглъ, социалистическая соз­ нательность, стойкость*и диспиплпппровап- пость, преданность делу коммунизму. Социализм создал новую культуру п до­ казал ее пепзмерпмое превосходство над ргшагающейся культурой буржуазии. В СССР культура содействует быстрому про­ грессу общества, расцвету производитель­ ных сил. Реакцпопная культура капита­ листических страп тормозит развитие об­ щества, пытаясь увестп его от пауки к мракобесию, от точных зпапий к идеа­ лизму, от подлинного искусства в об­ ласть уродливой фантастики, патазЛгни, уголовщины. Буржуазная культура эпохи империализ­ ма — это символ оголтелой реакции и ре­ гресса. Опа служит грабительским, хищ- пичеекпм целям империалистов, освящает эксплоатацпю человека человеком п пацп- опальпое угнетение. Она воепптывает че- ловекопепавпстничество п индивидуализм, расовую и паппопальпую вражду. Она аптпнародпа по своему существу. Культура социализма подппмает, охра- пяет и развивает лучшие традиции прош­ лого; культура пмперпа.тпзма отбрасывает достижения предшествующих этапов раз­ вития человечества, оплевывает все яркое, передовое, создаппое лучшими умамп че­ ловечества всех времен. Так же, как и класс, которому она при- падлежпт, буржуазная культура обречена историей па гибель. Этой деградирующей п пасквозь Д о ­ гнившей культуре противостоит советская демократическая, высокойтейпая, гумани­ стическая культура. В историческом со* ревпованпп двух систем социалистическая культура, как п весь советский^ строй, полностью доказала свое пепзмерпмое пре­ восходство. ' В пашей страпе с каждым дпем растет то пзобплпе духовпой культуры, о кото­ рой от имепп Центрального Комитета пар­ тии говорил тов. Жтапов: «Центральный Комитет партии хочет, чтобы у пас было изобилие духовной культуры, ибо в этом богатстве культуры оп впдпт о^пу пз глав- пых задач социализма». Мощпое развитие социалистической культуры в огромной степени содействует побсдоноспому строительству коммунизма в пашей страпе. А. РОЗНЕСГЙпиий. Министр просвещения РСФСР, (

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz