На страже Заполярья. 1949 год. Январь.
ШШм В библиотеку подразделения вошел ши рокоплечий главпый старптппа. Пз газот- п->го сгертка оп извлек томик Сочинений В. П. Ленина и журнал «Новый мир». Сдав эти книга, он попросил учебник истории народов СССР. Библиотекарь — вольнона емная девушка — быстро нашла нужную книгу и вручила ее посетителю. Главный старшина вежливо поблагодарил девушку за услуги и подошел к витрине, где была по добрана литература по выборам пародных судов. Осмотрев ее, он обратился к спдя- шпм еа столом матросам: «Достаточно ли материалов для подготовки к беседам?». «Желательно бы, — ответил один из них,— побольше иметь литературы о судах буржу азных стран». «Справедливое замечаппе, — пропсорил главный старшипа, глядя па бнбдпотокаря. — Я сегодня видел в га зете статью под заголовком: «Что читать о выборах народных судов», в пей рекомен дуются вновь вышедшие брошюры, непло хо бы их приобрести». Главный старшина был никто иной как Николай Моисеевич Маковецкий — отлич ник боевой н политической подготовки, член партийного бюро, активный читатель библиотеки. Достаточно просмотреть его формуляр, чтобы убедиться, какая огром ная тяга к зпаниям у этого чело века. Ею иптересуют и вопросы марксист ско-ленинской теории, и военно-морское дело, и художественная литература. Сын полтавского крестьянина, Николай Маковедкий в 1929 году надел матросскую форму и пришел учиться в школу во долазов. а через полтора года уже рабо тал самостоятельно на под’еме затонувших кораблей па Черпом море. Он слышал о трудностях работы водолазов на Северном морском театре, и эти трудности мапили его. В 1932 году его мечт$ сбылась. С тех пор Маковецкий служит на нашем флоте. Зд-жь оп вырос от рядового водолаоа до старшины группы, стал коммунистом, флотская служба явилась для него целью жизни, ей он отдаст все свои силы и способности. За пять тысяч пятьсот часов, проведен ных под водой, Маковецкий выполнил мно го больших и сложпых заданий, непосред ственно па практике обучил не один деся ток водолазов успешному решению наибо лее трудных задач, обогатил их опы том, научил побеждать трудности. Груп па водолазов, старшиной которой яв ляется Маковецкий, сейчас имеет в евогм составе больше половины отличников боевой и политической подготовки, в пей пет дисциплинарных проступков. В летнюю кампанию минувшего года ооа отлично выполнила задания командовапия. Каждый матрос и .старшина за эти работы получил поощрение.__ Успех в выполнении заданий явился ре зультатом напряженной практической уче бы, которой Маковецкий уделяет повсе- дпевиое внимание. При помощи Макопецкого стали умелыми мастерами по электросварке и резке метал ла под водой водолазы Зубков, Шмадченко и другие. В нынешнюю зиму глашый старшина добивается закрепления подчиненными до стигнутых навыков и дальнейшего совер шенствования каждым матросом своих !знаний и мастерства. Оп поставил перед собой цель — сделать всю группу отлич- пой по всем показателям службы, учебы и дисциплины. Этой цели главный старшина добивается упорно и настойчива. В первые дни службы в подразделении старший матрос Чубуков с' виноватым ви дом стоял веред главным старшиной Мако- вецкпм. Главный старшина говорил ему: «Вы пришли к нам не с хорошей репута цией, еа вами числится ряд взысканий, однако и на новом месте не стараетесь нс- •правиться, разве так, например, койку следует заправлять? И в рундучке у вас по.тпый беспорядок. Требую изжить аера- дпвость, пора осознать, что так относиться к делу нельзя». | Макооецкий тут же застаяо Чубрмва I запово заправить койку и прибраться в рундучке, а когда приказание его было вы полнено, он наставительно сказал Чубуко- ву: «Уставы для всех пае закон, переша гнуть их требования — вначит оторочить не только себя, но и подразделение, запом ните это навсегда». Огаршина группы Маковецкий * не оставлял без внимания ей одного вепра- вилыюго шага подчиненного, он все заме чал и на все реагировал. Вода Чубуков плохо ответил на вопросы руководителя группы политических занятий, Маковецкий в тот же день побеседовал з ним « причи- пах отставания. Оказалось что Чубуков не умел вести конспекта, нуждался з об'яс- непии многих вопросов. Во воем этом Ма ковецкий стал помогать подчиненному. — «Я хочу одного от вас, — говорил он I Чубукову,— чтобы вы бьии передовым вои ном». И это время наступило. Чубуков полностью осознал <рои прошлые ошибки, попял весь смысл требовательности стар шины группы. И он теперь не тот отстаю- ; пшй матрос, каким был вначале, а один из 1 активнейших поборников железной воин ской дисциплины. Он благодарит глав ною старшину Николая Маковецкого за воспитание, которое открыло ему глаза на правильный путь. Около двадцати лет прослужи Маковец кий на флоте. Вся его служба — яркий образен того, как необходимо выполнять воинский долг перед советской Отчизной. Лейтенант С. КУЗНЕЦОВ. Решение выполнено Ремонтной группе, которой руководит j старшипа 1 статьи Молев, было поручено произвести ремонт главной турбины. Молев хорошо зпал свой личный состав. Он сра- i зу решил, кто какую работу может выпол- j нить, и дал конкретные указания каждому матросу, как технически правильно произ водить разборку и сборку. С большим под’емом, е горячей лю бовью к порученному делу взялись матро сы за выполнение задания. Несмотря на такие трудности, как нехватка мате риалов, инструментов и сжатые сроки, задание было выполнено досрочно. Если ! раньше эту работу производили за 9 дней, • то сейчас группа Молева выполнила ее за три дпя. Работа признана о тл и ч н о й . Вдвое сокращен расход прокладочиых и смазочных материалов. При выполнении работы вшЛвшл отли чились старшина 1 статьи Молев, стар шие матросы Красильников, Карпов, Лит винов, Пукалов, Ботов, матросы Бнчев* Ларахопнч. Старший матрос Симоненко п р и еш из отпуска как раз в то время, когда ремонт был в полном разгаре. Решив не отстать от своих товарищей, он сразу же вклю чился в работу, и ремонт своего заведыва- ния также закончил досрочно. В ремонте заведываний огромную роль сыграла комсомольская организация, ко торая на собрании обсудила этот вопрос и приняла решение, чтобы все комсомольцы заняли ведущую роль в ремонте и доби лись окончания его раньше намеченного срока. Это решеппе выполнено. Старший матрос И. САФОНОВ. Увмаядвр t/rjKJMH р а я к п я СЩЯЯ/Л ШЛрос Рафхат Мифтахутдянов, тлткъ отличником подготовки, постоянно работая с подчинен ньми, доСился высока! успеваемости а отделении. НА СНИМКЕ: отделение рааэсггав аа тренировкой в передаче ка ключе. Заня тия проводит сержант Николай Морозов. __________________ _______________________________________ ОошЛ Ш Ь ош тяяяцД начальник сцепы радистов Г О Д Р О С Т А Самолет, рассекая винтом морозный вев- дух раннего утра, рулит на старт. Сбоку, держась рукой за плоскость, бежит меха ник. Он рад за свою первую самостоятель ную подготовку самолета б полетам. И когда уже самолет, легко оторвавшись от земли, высоко парил в голубом пебе, молодой механик все еще стоял на старте и прнстальпо смотрел на серебристую пти цу. Присутствовавшие на старте летчики обратили на это внимание. — Смотрите, как любовно этот товарищ смотрит на самолет. Пожалуй, из пего вый дет хороший механик, — сказал кто-то. Это было через год после того. Бак сер жант Обврюхтин прибыл в нашу часть мз училища и начал самостоятельно обслу живать учебный самолет. В ту зиму много раз днем и ночью выпускал он свой само лет в воздух и никогда после полетов не получал серьезных замечаний от летчиков или инженера. Поэтому, когда на боевую машину нужен был второй механик, инженер Михалев назначил его. Этому не удивились и това рищи. Никто из них не обиделся, что именно Оберюхтнна назначили работать на боевом самолете, хотя каждому из них и самому этого хотелось. Все лето сержант Оберюхтин работал на боевом самолете, накопил богатый опыт в практической работе, вечерпяя самостоя тельная учеба дала ему глубокие теорети ческие знания. На проходаиях осенью сборах апта- мохапнков он получил отличпую оценку. За хорошее обслуживание полетов и под готовку самолета к ним сержант Оберюх- тнп сфотоп>афпрован у развернутого знаме ни части, получил денежную премию, име ет ряд благодарностей, приказом назначен первым механиком самолета. Все эти поощрения он заслужил чест ным трудом, который затрачивает, не счи* таясь со временем, в интересах всей части. Он ремонтирует самолет, пе выводя его пз строя, все время держит его в го товности к полетам. Так, папример. когда после полетов была обнаружена течь масла, потребовалось заменить агрегат маслопомпы. Замена была произведена за ночь, а утром самолет выполпял учебное задание. Нужно было заменить покрышки и камеры колес. Эта работа тоже была вы полнена в перерывы между полетами. При подготовке самолета к знмпей эк- сплоатации первый мехаппк сержант Шаш- кин разрешил Оберюхтипу самостоятель но производить подготовку одного мотора, а сам взял другой. После проверки работы, которую 05ерюх- тин самостоятельно выполпял в первый раз, сержапт Шашкин пе сделал ему ип- каких замечаний. Самолет, па котором оп ! работал, имеет экономию горючего более 1.000 кг. Одпажды первый мехаппк и моторист самолета были больны. Накануне летного дня инженер ]^8лдив епростпэ у Оберюх- тппа: — Как вы, справитесь? Завтра одному придется обслуживать полеты... По уверенному взглвд , каким посмот рел па пего Оберюхтин, ипжепер попял, что справится. Утром боевой самолет Оберюхтпна пер вым поднялся в воздух, а он стоял па старте и так же, как год назад, пристальна всматривался в синеву неба, взглядом провожая стальную птицу, я было в его взгляде столько гордости за свой красно звездный самолет, что окружающие неволь но обращали на него внимание. Не сейчас уже никто не сказал, что из него выйдет хороший механик, как год назад. Было ,всем очевидно, что это уже отличный ме- хапик, мастер своего дела. Вечером, когда мехаппк самолета сер жапт Орехов сказал Оберюхтипу: s «Тебе везет, Саша, все у тебя идет гладко», тот ответил: «Нельзя комсомольцу иначе ра ботать, нельзя не любить своего дела, а когда по-настоящему любишь, то и рабо тать будешь хорошо. Техника у пас хоро шая, за ней уход хозяйский нужен, она нигде не подведет». Комсомолец Оберюхтин пользуется боль шим авторитетом. Он заслужил его честным кропотливым трудом за год службы в ча сти. Старший ссдоит В. СОКОЛОВ. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕХНИКЕ ^Катер, которым командует старшина 1 статьи Чистяков, паходится в строю с 1941 года. Этот срок катер проработал без капитальлого ремонта. Много средств госу дарству сэкономили подчиненные Чистяко ва за этот период. Созпагая свой долг перед народов, команда катера изо дня в депь повышает полптнчеекпе и специальные зпаппя. Каж дый чл^п экипажа проявляет заботу о до- вере:шой ему материальной части. В 1947 году на катер был поставлен новый мотор, с которым мотористы матросы Чудин я Прохоров были мало знакомы. В короткий срок изучив мотор, опи отлично ухажива ют за ним, точпо соблюдая инструкции по эксплоатацин мотора. Заботливо прнсмат- f ривая.за работой механизмов, Чудни я--- Прохоров во-врсмя устраняют даже незна чительные дефекты. Благодаря хорошему уходу, опи добились того, что мотор без поломок и ремонта проработал па 300 ча сов больше положенного по нормативам. В 1948 году, борясь за экономию горю чего, правильно экс плоатнруя механизмы, команда катера добилась экономии горю чего в 9 топи. Старшина катера старшина 1 статьи Чистяков следит за своевремен ной окраской катера, предохраняющей ме талл от ржавчины. Еслп требуется произ вести какой-либо ремонт или устранить поломку, команда катера, пе считаясь со временем, сама работает п своевременно ^ вводит катер в строй. Так, папример, требовалось заменить гребной винт, и личный состав катера ра ботал, не отдыхая более суток, но работу выполнил во-время. Таких примеров можно привести немало. Хозяйский глаз и бережное отпошение к технике благотвор но .сказываются па работе материальной части. Здесь всегда все э порядке, катер всегда в строю. Старшипа 1 статьи Чистяков уделяет •Чпого внимания политико-просветительной работе с командой. Он устраивает читки газет,,журналов. Инспекторская проверка политических занятий показала, что команда хорошо разбирается в пройденных темах. Старшина Чистяков и матрос Про хоров получили отличные оценки. Матрос К. САВЕЛЬЕВ. У карты Родины Катер, та котором мичман Обугпный служит механиком, за всю свою долголет нюю службу не имел скисаний. — Мой рооесннк, — добродушно улы баясь, говорит Обушный, — отлично несет службу, хотя и «врачи» ив ремонтных ма стерских уже отказываются от ремонта, как только посмотрят на его послужную карточку. И действительно, дизель на ка тере очень стар, но в умелых руках он ра- ботает без перебоев. Мичман лично меняет сальники, подшипники, маслопровод, при чем собственной конструкции, и катер па- ходнл уже 6.000 часов сверх всяких норм эксплоатацин. Как-то мичман получил приказание— к завтрашнему дню подготовить катер к вы- в море. успел дизель набрать обороты, как стал «чихать» и резко остановился. Мичман бросился к машипе и обнаружил, что упор ный подшипник вьппел пз строя. , У Обушпого был приготовлен эскил упорного подшипника. Теперь его нужно было сделать. Не времени было мало. Еше не бывало такого случая, чтобы из-?а неисправности катера был сорван выход в море. Весь оставшийся день и ночь провозия- ся мичман над изготовлением очень про стой, но надежной собственной конструк ции упорного подшипника, а утром доло жил: X — Катер б выходу в море готов! Лейтенант В. БИЗКЖ0В. Маленький, кажущийся ребенком_средн старшин и матросов, юнга Васнлн с пер вых дпей прихода на корабль стал живо интересоваться изучением геот>афической карты. Это желание привело юнгу в кру жок по изучению карты нашей Родины ж мпра. В кружке Васнин вместе с товари щами изучал расположение отдельных страп па карте мира, прпродпые богатства и границы советских республик. В первые дни занятий для юнги иного было неясного. Он с интересом расспраши вал руководителя кружка тов. Маланичева о Южной и Северной Америке. Васнин пло хо зпал расположение стран па карте Ев ропы. Прошло несколько месяцев напряженной учебы в кружке, а также па политзаня тиях. Благодаря упорной работе над собой, помощи товарищей юнга Васнин стал хо рошо знать географические карты СССР и мира. Сейчас юпга учится в вечерней непол ной средней школе. Старший матрос В. Г0НС0ВСКИЙ. В ОТДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛ НОВИЧОК В пятую боевую часть к лейтенанту Ленскому прибыл с другого корабля стар ший матрос Выданов. В его карточке взы сканий и поощрений было больше- выгово ров, чем благодарностей. Служебная ха рактеристика говорила о том, что и специ альность свою старший матрос знает слабо. Разговор с вновь прибывшим подтвердил отзывы. Держался повичок скромно. Это тоже приметил комапдир боевой части. Вызвав старшппу 1 статьи Зубова, лей тенант сказал ему: — В ваше отделение прибыл старший матрос Выданов. Судя по личному делу, у пего была не блестящая репутация. Но мы будем иметь дело не с документами, а с лсивым человеком. Вы старшина опытный, к вам его я п направляю, поработайте с пим. Помните, у хорошего старшины и матросы бывают исправные. Первое знакомство старшппы Зубова с Былаповым состоялось в этот же депь. Бивичок, войдя в машинное отделение, на все обращал внимание. Начиная от поруч ней тр;па до корпусов приборов, укреплен ных4,на переборке, и двигателей, все бле стело. Сразу было видпо, что на корабле порядок прочно вошел в быт личного со става. Сначала беседа как-то не вязалась — * комапдир отделения спрашивал новичка, ! когда он окончил Учебный отряд, па ка ких кораблях служил, как ему там прави лась служба. Потом, когда Зубов стал инте ресоваться родителями Выданова, пх поло женном, часто ли оп пишет родным и что , они ему отвечают, старший малрое ©зги- j вился, стал охотнее отвечать. Он под робно рассказал о том, что ротпые У него преклонного возраста, живут иеило- j хо, сознался: «Пишу я им рбдко, потому что неудобно писать о плохом, а дела у мепя па том корабле шли неважно». Па следующий день старшина I статья Зубов следил, как Выданов встает, как одевается. Старший матрос делал все бы стро. Стали в строй для выхода на заря довую рмпастику. Осмотрел старшина строй, Выдапов был не по форме одет. Зу бов приказал ему выйти из строя, одеться, как и все, и па зарядку не опаздывать. Старший матрос посмотрел на других, по шел переодеваться и прибыл во-время. Па работах и запятпях Выданов обра щал внимание на своих новых товарищей и на старшину. Па него действовала дело вая обстановка в отделении. На приборке и на проворачивании механизмов все матросы усердно занимались своим делом. Никто никого пе разыскивал, не заставлял работать. Каждый во-время был у своего заседывалия и со старанием приводил его в порядок, проверял и докладывал стар- шипс. Выдапоза удивило, что и без того чистые приборы и механизмы матросы прилежно протирали. Все опп кончали ра боту п докладывали старшине за мипуту- дге до сигнала. Старшина внимательно проверял каждого и некоторым делал за мечания. Так же старался н Выданов. Ему хоте лось, чтобы комапдир отделения, осмотрев его новое заязедывание, ничего пе пашел плохого. Доложил оп последним. Зубов, не торопясь, проверил каждый -болт и сказал: «Та»; и старайтесь все время». Изо дпя в депь Выдаю» втягивался в жизнь отделепия. Трудпо ему было. Иногда он или пе успевал или получалось у него хуже других. Неудобно ему было выслу- * шивать на разборах при всей отделении за мечания старпшпы, отставать от всех не хотелось. Он часто думал: «Я же не хуже других и могу все делать, как и они, а получаю замечания». Одпажды старшина 1 статьи Зубов по интересовался, есть ли у Выданова кон спект по политзанятиям. Старший матрос ответил, что есть, а когда комапдир отде ления проверил, то оказалось, что тетрадь еакончилась и делать записи больше негде. Зубов достал свой недавно куплен ный блокнот и подал его Выданову. Стар ший матрос не брал. «Что вы, товарищ старшина, — говорил он, — это же ваш собственный». * — Когда командир дает, надо брать, а не отказываться, — сказал Зубов. — По тому я даю свой блокнот, что вам нужно как следует повышать политическое обра зование. Возьмите, записывайте рассказ руководителя. Учитесь прилежно. Когда после обеда матросы укладыва лись отдыхать, Выданов сказал им: — Какой все-таки заботливый у вас старшина. На это ему с койки ответили: — Только вы в долгу у старшины не оставайтесь, не подведите отделение. а Старшина 1 статьи Зубов несколько рас проверял, как учится его новый подчинен ный на политических занятиях. Руководи тель отзывался о Выданове неплохо: на за нятиях впимателен, делает записи, само стоятельно работает, па беседах на вопро сы всегда отвечает. Его ответы приходится дополнять пока, по дальше он будет успе вать лучше. Старший матрос показал стар шине ваписн. Они были сделаны аккурат но, без помарок. ( — Ну, как, трудпо, Выданов? — спро сил Зубов. — Все работают, товарищ старшина. •Никому легко не дается. Приходится ио- патужнться, без этого пельзя. На внимание и заботу командира отде ления старший матрос отвечал старанием. ...После мертвого часа должпа быть тре нировка в машнппом отделении. По суточ ному расписанию намечалась отработка задачи по борьбе с водой. Перед началом тренировки Выданова пе было видно среди курящих матросов. Оп был на боевом посту и проверял, весь ли аварийный материал на месте и в порядке ли оп. Началось учение. Комапдир отделепия давал одну вводную за другой. Матросам жарко приходилось, па их лицах выступал пот. «Пробэппа, правый борт, в раиопе ко тельного отделения, ниже ватерлинии!». Это касалось Выдапова. Оп схватил рези ну, подушку, положил на место «пробоп- ны», устаповпл подпоры. Зубов толкнул подпору — она не подалась, значпт по ставлена хорошо. Проверил, как иаложепа подушка — тоже правильно. По старшин г не торопился хвалить старшего матроса. Он сказал только: «Ничего, держать бу дет». На разборе Выданову замечаний не сделали. Тренировки были все труднее и труднее. Нельзя было, как раньше, наложить мате- . риал и заделать повреждение. Теперь надо было суметь подобраться к ним и поду мать, как поступить. Выданову казалось, что он старался больше других, по стар шина не хвалил. Много было у пего недо статков: то бугель наложит непрочно, то заделает пробоину так, что вода может просочиться. В:е это получалось потому, что места старшина выбирал труднодоступ- тг ттлтл^-тг и то было пелегко. А старшипа Зубов часто говорил на разборах, •no cujxtfcjbuu корабль должен при Л 1 и'ых j условиях оставаться ва плаву и вести бой, и поэтому матросам надо научиться заде лывать любые повреждения. Одновременно с тренировками на боевом посту усиленно шли занятия но специаль ности. Изучали главный двигатель, к . уго - рый для Выданова был новым, пезпако- мым. Зпать его надо было оспозатсльпо. Старшина рассказал старшему матросу, что их корабль много плавал в летние ме- сяпы. Машины требуют переборки, а пе ребрать может только хорошо знающий свое дело матрос. Каждый депь старшипа занимался с Выдановым, рассказывал ему части дви гателя, как они устроены, пх работу и взаимодействие с другими частями. После общего знакомства изучали ту часть дви гателя, которую должпы были разбирать. Тут уж Зубов подробно, е чертежами в ру ках об’яспял, а потом показывал, где де таль расположена в двигателе. Выдапов записывал, делал схематические наброски паиболее трудных деталей, потом отвечал старшине. Строго спрашивал -Зубов, инте ресовался всем обстоятельно. У старшего матроса все больше возра стало желапие знать специальность отлич но. Эго желание вселил ему командир от деления. Зубов учил, что пельзя советско му матросу плохо звать технику, он дол жен всегда помнить о защите Родины н своих обязанностях. Хороший матрос так обслуживает заседываттие, что сго техника в любых условиях работает одинаково хо рошо и долго служит. Этого и доживался Выданов, стремясь, чтобы главпый двигатель, который ему придется обслуживать, хорошо н долго ра ботал, сберегая дорогостоящее топливо и средства для ремонта. Он учился упорно и настойчиво, подолгу просиживал над кон спектами, вникал в назначение п работу каждой шестерни. На ремонте время огра- ’ ничено, приходилось использовать каждую минуту. С помощью старшины Выданову-" это удавалось. Так нап^лжепно прошли трп месяца. В одпо утро на проворачивании меха низмов Зубов подошел к старшему матросу. — Твердо зпаете главпый двигатель? — спросил оп Выдапова. — Твердо, — ответил тот. — Будете спрашивать по специальности? — Будут спрашивать, но пе я, а коман дир боевой части. Сегодня я подробно про верю, как вы зпаете весь двпгатель. И в оставшиеся два дпя подучите то, что знае те плохо. В назначенный день старший матрос Выдапов со своим старшиной явился в лейтенанту Ленскому. Командир перед опросом спросил: — Товарищ Выданов. вы готовы сдавать зачеты по главному двпгателю? Если не готовы, можпо продолжить подготовку. — Готов отвечать, товарищ лейтенант^ ^ — ответил старший матрос. Приступили к про 1 ;ерке. Вопросов командир БЧ задал мпого и на* все Выда пов ответил правильно, все показал на чертежах. Лейтенапт Ленский поставил Выданову отметку «хорошо». Старшина поздравил своего ученика с успехом. — Спасибо вам, товарищ старшина, — ответил старший матрос, — за ваш труд п з.тоту. Через педелю старший матрос Выданов подал заявление о приеме его в члены ленппского комсомола. Комсомольская ор ганизация приняла его в своп ряды. Теперь он не только хорошо учится и обслуживает ссоси боевой пост, по и при нимает активное участие в работе комсо мольскон организации. Старший матрос А. АЛЕКСАНДРОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz