На страже Заполярья. 1949 год. Сентябрь.

|> НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Я вентеря 1349 г., Hi 229 (3534). Личный пример- основа воспитания КОМАНДИР ВО ВСЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕРЕДОВЫМ ВОИНОМ J нас в подраз^’ленпп служат команди­ ры отделений Кя*>нев и Рябцовскпй. На их службе вида), как много значит личный пример ко'мандпра. Онп по-разно­ му относятся к сваам служебным обязан­ ностям, к подчиненным п даже к личной дисциплинированности п опрятности. Еслп на Корнев? обмундирование всегда чистое, аккуратно выглаженной п пригнанное, то о внешнем виде Рябцлзского надо сказать совершенно противоположное. Дисциплина и отношение к делу коман­ диров отделений передается п пх подчи­ ненным. Матросы берут пример со своих начальников. Глядя иа штросов отделения Рябцовского, можно сказлть, что онп не очень усердио следят за сазонм обмундиро­ ванием: брюки гладят тольго в дни уволь­ нения, да и то пе всегда. Ht* потому ли это происходит, .что Рябцовский сам не следит за своим обмундированием л не требует этого от подчиненных? Отсутствие требо­ вательности самое погубпое лело. Совсем другое дело в отделении Корнева. Увидев командира отделения, проникаешь­ ся уважением п к нему п к его матросам. Сан Корнев и все его подчиненные всегда подтянуты, ходят в аккуратно подогнанном обмундировании. Не увидишь на подчинен­ ных Корнева неопрятное обмундирование, потому что командир немедленно примет меры. Матросы его отделения стараются во всем быть похожими на своего кояапдпра, с него брать пример. Корнев и Рябцовскпй вместе пришли на флот. Оба они изучили свою специаль­ ность п' теперь передают накопленные зна­ ние подчиненным. Казалось бы, что их оовб к Родине. Особенно ценно в подобных беседах, проводимых Корневым, то, что каждую из них оп умело связывает с ус­ пехами илп недостатками в отделешпт. И его матросы наглядно впдят в словах командира п своп дела, ясно представляют свои задачп. Корнева часто можно видеть в комнате политпросветработы. Однажды я спросил у него, что он читает. Перед ппм лежали выписки, чертежи, наставления. Он молча подал мне книжку. Это был учебник. — Зачем же вы изучаете эту технику? — спросил я Корнева. — Видете ли, — ответил он, — многие пз наших командиров отделений изучили свое заведыванпе и считают это достаточ­ ным. Я же считаю* что матросу, а гем бо­ лее командиру отделения, не мешает епать и эту технику. Ведь в боевых условиях это может очень и очень пригодиться.' Корнев не успокаивается на достигну­ том, не останавливается на усвоенных зна­ ниях, а жадно стремится вперед, стараясь как можно глубже вникнуть в свою специ­ альность. Глядя на командира, и матросы его отделения стараются быть похожими на него во всем. Ни от Корпева, ни от любого матроса пз его отделения никогда не услы­ шишь жалоб на трудности. У своего коман­ дира онп учатся трудолюбию, неустанному совершенствованию своих знаний, высокий дисциплине. Однажды на разгрузку дров были по­ сланы два отделения. Придя на место ра­ боты, Корнев п его подчиненные встали па выгрузку первого трюма. Отделение же Рябцовского работало около второго трюма. За лучшее* отделение 11ЦП ц и д ы ш и и и ш л . —* v#*aww —— I m Г? отделения должны быть на одинаковом Грудиться пришлось всю ночь. Корнев, не уровне. Но отделение Корнева является ^ r° i^ „ 0T передовым, а отделение Рябцовского отста­ ет. Получается это по простой причине. Корнев, проводя занятия, например, по материальной части, старается, чтобы его подчиненные как можно глубже и подроб­ нее изучали технику, старается, чтобы ма­ тросы :шали тему отлично. Рябцовскпй же, проведя занятие п вообразив, что матрзсы усвоили материал удовлетворительно, на этом успокаивается. Чтобы углубить знания своих подчинен­ ных, Еорнев повторил с отделенпем в е с ь пройденный материал. Матросы занима­ лись в свободное от занятий время. Ряб- цовский же вскользь повторил все прой­ денное и, выразив надежду, что его отде­ ление «не подкачает», больше ничего че сделал. И что же? Все матросы его отделе­ ния, как и следовало ожидать, показали недостаточные знания. Ясно, что если бы сам Рябцовскпй более энергично требовал от подчиненных лучших знаний и органи­ зовал бы учебу не поверхностно, а подроб­ но остановился на всех трудных вопросах, то отделение могло бы выйти в число пере­ довых. • Надо сказать, что Рябцовский сам непло­ хо владеет своей специальностью, но шли­ фовать свое боевое мастерство, углублять его Рябповский не считает нужным. На­ пример, такое важное дело, как взаимоза­ меняемость, в его отделении четко не от­ работано. А у Корнева каждый боец может в любую минуту заменить своего товарища, потому что Корнев не механически пере­ дает матросам знания, а работает с каж­ дым. — Каждый день мы, воины, слышим по радио, читаем в газетах и журналах о трудовых подвигах советских людей во всех отраслях великой стройки. Весь со­ ветский народ охвачен под’емом и жела­ нием работать как можно лучше, как мож­ но производительнее и плодотворнее во сла­ ву любимой Родины, — говорит своим подчиненным младший сержант Корнев. — Так неужели же мы, воины, посланные на­ родом для защиты Отечества, отстанем от этого народного под’ема? Наша задача — как можно лучше изучить боевую технику, строго блюсти дисциплину. Такие беседы призывают воинов к по­ вышению своих знаний, прививают им лю- грузкой, ио п сам включился в рабогу. Рябцовскпй же почти всю ночь «переку­ ривал» в сторожевой избушке, изредка вы­ ходя к матросам об’явпть перекур. Отделе­ ние Корнева к концу работы выгрузило весь трюм, а отделение Рябцовского не сделало и половины этого. Ясно, что всему отделению Корнева была об*явлена благо­ дарность командиром подразделения, а от­ деление Рябцовского не заслужило этого. Да разве матросы могли добросовестно от­ нестись к порученному им заданию, если сам командир отнесся так недобросовестно? Конечно нет. Когда с Рябцовским беседуют о причи­ нах отставания его отделения, он начинает ссылаться на отсутствие у его подчинен­ ных любви к боевой технике, на факты не­ дисциплинированности, на отсутствие у людей внимательности к своему внешнему виду п так далее. Конечно, это не что иное, как отговорки. Подчиненные Рябцов­ ского хотят вывести свое отделение в пере­ довые, стремятся к этому. Долг командира — возглавить это стремление. Пора Рябцовскому понять, что он своим отношением к делу тянет отделение назад. Пора понять ему, что все матросы берут пример с командира. Личный пример коман­ дира — образец для всего личного состава. Плохо то, что тов. Рябцовский этого не понимает. Плохо то, что он не видит своих недостатков. Подавляющее большинство наших стар­ шин и сержантов являет собой пример честного и беззаветного служения Родине. Такими командирами, как младший сер­ жант Корнев, по праву может гордиться наше подразделение. Такие воины, как Корпев, отлично пони­ мают важность личного примера в деле воспитания подчиненных. И жаль, что все же у нас еще есть такпе старшины п сер­ жанты, которые не осознали ваяспости лич­ ного примера и не требуют от самих себя безукоризненного отношения к воинской службе, как этого требуют уставы и на­ ставления. Никогда не следует забывать, что старшина, сержант должны быть образ­ цом несения службы для подчиненных. Личный пример командира — важнейшая основа воспитания подчиненных. Старший матрос В. КАВИН. Еше в начале года у нас развер­ нулась упорная борьба за лучшее отделение. Матросы п командиры от­ делений сталп прилежнее занимать­ ся, лучше беречь техпику. Повыси­ лась и диецпплипа. Ценно то, что улучшение учебы идет пе рывками, а планомерно в течение нескольких ме­ сяцев. Уже сейчас есть ощутитель­ ные результаты. По предварительным итогам мож­ но сказать, что лучше других дела обстоят в отделении тов. Король. На проведенной проверке у личного со­ става отмечены хорошие знания специальности, крепкая дисциплина, правильное обслуживание техники. Лучшими специалистами признаны матрос Гнедюк, по специальности кочегар. Он получил внеочередной краткосрочный отпуск на 10 суток; электрик матрос Франчук за отлич­ ное содержание боевого поста и рабо­ ту также поощрен 10 сутками вне­ очередного отпуска. Примеру передо­ виков следуют матросы и старшины другого отделения. Здесь хорошими специалистами являются сержант Михайлов и его подчиненные стар­ шие матросы Керносенко, Комаров, Шшиляков, Беляков и другие. Отстающих у нас становится все меньше и меньше. Личный состав по­ лон стремления выйти в число от­ личных отделений. Старший матрос К. САВВАТЕЕВ. Растут ряды отличников На нашем корабле неуклонно растет ко­ личество отличников боевой и политиче­ ской подготовкп. Во время похода личный состав корабля показал свою высокую бое­ вую выучку. Многим матросам и старши­ нам была об’явлена благодарность, старши­ на 2 статьи Максимов, махгос Амиров п другие получили внеочередной краткосроч­ ный отпуск на 10 суток. Теперь матросы и старшины готовятся к проверке политзанятий. Они полны стремления показать, чго и политическая подготовка у них стоит на высоком уровне, что каждый обладает хорошими политиче­ скими знаниями. Оживленно прошло ком­ сомольское собрание, посвященное пред­ стоящей проверке. Сейчас у нас прово­ дятся вечера «вопросов п ответов, в каюте полипгросветработы подобрана соответ­ ствующая литература, здесь происходят дополнительные занятия. Старший матрос И. ГАВРЫШЕНКО. По примеру бывалого воина В прошлом году старшиной отделения котельных машинистов был старшина 1 статьи Киселев. Его отделение занимало передовое место в подразделении. Убывая из подразделения, Киселев собрал своих под­ чиненных и побеседовал с ними о том, что нужно иметь в виду на будущее. Он говорил матросам о бережном отношепии к технике, о правильной эксплоатацпн механизмов, о соблюдении воинских уставов. — Если будете по-хозяйски относиться к вверенной вам технике, — сказал стар­ шина, — то этим вы добьетесь продления срока работы механизмов и будет меньше поломок и дефектов. Матросы хорошо запомнили эти слова. На место старшины Киселева командир подразделения своим приказом назначил лучшего котельного машиниста старше­ го матроса Капустьяна. Капустьян всерьез воспринял свое назначение, много об этом думал. Ведь на него теперь возложены от­ ветственные обязанности: руководить людь­ ми, отвечать полностью за обучение людей. Он вспомнил слова старшины: «По-хозяй- ски относиться к технике!». Капустьян решил побеседовать с подчи­ ненными. Собрав их, он сказал, что к сво­ им обязанностям нужно относиться серьез­ но, чтобы отделение в целом, как и прежде, не имело замечаний. Он призвал подчинен­ ных еще больше крепить дисциплину, что­ бы служить без замечаний, не подрывать авторитет отделения. Матросы принялись помогать новому старшине. В это время в отделение пришел служить матрос Машичев. Из личной бесе­ ды Капустьян узнал, что матрос Машичев сложил на корабле котельным машинистом. Старшина проверил знания матроса. Онп были прочными. Но Машичев раньше стоял вахту у котлов, которые работали на жидком топливе, а здесь онп работают на угле. Старшина рассказал и показал, как надо обслуживать котел. Матрос быстро во­ шел в курс дела и вскоре был допущен к самостоятельному несенпю вахты. Однажды во время вахты Машичев заме­ тил, что вода в котлах греется долго. Он сразу доложил старшине о замеченном не­ достатке. Старшина отделения в помощь Машичеву назначил матроса Емельянова. В короткий срок они устранили дефекты. Капустьян перед отделением отмети вни­ мательность матроса Машичева. Перед за­ ступлением матросов на вахту Капустьян каждый раз инструктирует их. Он напоми­ нает о соблюдении инструкции и о ее тре­ бованиях. Это дисциплинирует матросов, приучает пх к порядку. По инструктажем дело не ограничивает­ ся. Капустьян заходит в котельное отделе­ ние, проверяет несение вахты подчиненны­ ми. Однажды матрос Сидоров несвоевре­ менно продул водомерные стекла. Старшина Капустьян предупредил его и рассказал, что это у п у ш е н и е может привести к тому, что нельзя будет узнать уровень воды в котле, могут сгореть трубки котла. Матрос понял серьезность своей оплошности н впредь стал внимательней. Старший матрос Капустьян борется за то, чтобы подчиненные расходовали эко­ номно уголь. Он специально провел по это­ му вопросу беседу, рассказал об опыте старшины Киселева, о том, как тот эконом­ но расходовал топлив^ Борясь за экономию, отделение Капустьяна сэкономило свыше 60 тонн угля. Котельные машинисты отделения Ка­ пустьяна всегда ходят по форме одетыми, опрятными, с товарищами и старшинами онп вежливы. Это все пришло не само, — это результат воспитания. Старшина Ка­ пустьян со своими подчиненными часто проводит беседы и громкие читки газет и журналов. Это благотворно сказывается на службе. Бойцы отделения Капустьяна ус­ певают на политических занятиях, имеют оценки «хорошо» и «отлично». Капустьян за хорошую службу пмеет ряд благодарно­ стей. На-днях командир подразделения пре­ доставил ему внеочередной краткосрочный отпуск, как поощрение. Так, по примеру бывалого воина, ис­ пользуя его опыт, старший матрос Капус­ тьян руководит своими подчиненными, обучает и воспитывает их. Его успехи — — результат большой п напряженной ра­ боты. Старшина 2 статьи Ю. РОССИЕВ. Пар ашюти сты О а отличную боевую и полити­ ческую подготовку и умелое воспи­ тание своих подчиненных младшему сержанту Кутыреву предоставлен вне­ очередной краткосрочный отпуск. Г. ТКАЧЕНКО. ★ ★ ★ Заслуженным авторитетом и ува­ жением среди личного состава ко­ рабля пользуется старшина 1 статьи Павел Лачугпн. Он умело обучает под­ чиненных, доходчиво и методически грамотно проводит занятия по спе­ циальности. А. МАЛЫШЕВ. * -йг it Диашем подразделении организованы курсы трактористов. Преподаватель офицер Скряга старательно передает бойпам свои знания п практический опыт, готовя из них будущих тиакто- ристов. Матрос В. ЧУЕВ. ★ ★ ★ ^ кп п аж нашего корабля успешно справился с поставленной перед нпм задачей во время нахождения в мо­ ре. Личный состав проявил мужество и умение. М. БОРЯНИН. Недавно состоялись прыжки спортсме- нов-парашютистов. Руководитель кружка инструктор тов. Тимошпольский провел занятия с любителями этого вида спорта, раз’яснил им, как нужно правильно под­ гонять и одевать подвесную систему, как совершать отделение от самолета, регули­ ровать стропами скольжение в воздухе и плавно приземляться. Занимающиеся хорошо освоили все инструкции производства парашютных прыжков. В день прыжков стояла пасмур­ ная погода, была низкая облачность, пере­ рывами шел мелкий дождь. Время полетов. По сырой траве аэродро­ ма берет разбег самолет с парашютистами. Секунда-две, и под его плоскостью за­ мелькала взлетная полоса. Сделав круг над местом взлета, самолет направляется к месту парашютных прыж­ ков. Тимошпольский в самолете еще раз проверил всех парашютистов, осмотрел, в порядке ли находятся парашюты. Через несколько мппут— самолет над территори­ ей прыжков. — Пошел! — командует Тимошполь­ ский. i Один за другим вываливаются парашю­ тисты в матовую пелену облачности. Первыми прыгнули тт. Воробьев, Гирин, Шманев, за ними старшие сержанты Родин и Степанян. В следующем заходе прыгну­ ли молодые парашютисты сержанты Шлп- ояский, Кольцов, Выдряков п другие. Шлпонский прыгает второй раз, Кольцов — уже третий. Завершающий прыжок де­ лает Тимошпольский. Это у него 451-й пры­ жок! Тимошпольский распускает парашют с небольшой затяжкой, плавно и ровно приземляется. I У инструктора большой и богатый опит парашютного спорта. За свою службу он обучил парашютным прыжкам не один де­ сяток человек. Сам он систематически со­ вершенствует свое личное мастерство, не успокаивается на достигнутом. Из 451 прыжка он пмеет 90 затяжных, около 30 прыжков с затяжкой в 12 секунд и выше. С различных типов самолетов приходилось прыгать Тимошпольскому. Инструктор Ти- мопшольекпй — грамотный и физически развитый парашютист. — Для парашютного прыжка нужна хо­ рошая физическая закалка всего организма, — говорит инструктор спортсменам-параппо- тистам.— Нужно ежедневно укреплять свое здоровье, строго соблюдать режим, установ­ ленный врачами. Тимошпольский в свободное время за­ нимается несколькими видами спорта. Его часто можно видеть на стадионе. Он упраж­ няется в метаппп диска, в беге на б и 10 километров, играет в волейбол и баскет­ бол. Упорно воспитывать в себе смелость, выносливость, крепкие нервы — этому учит Тимошпольский своих парашютистов. Под его руководством многие наши пара­ шютисты сделали по нескольку десятков прыжков. Тов. Цуканов пмеет 48 прыж­ ков, Гпрпп — 30, Шпманев — 28, Родин — 15. В проведенных прыжках все парашюти­ сты действовали согласно правил и ин­ струкций производства прыжков. Они во­ время выдергивали кольца, по ветру разво­ рачивались в воздухе п плавно приземля­ лись. Инструктор Тимошпольский отметил парашютные прыжкп своих учеников хо­ рошими и отличными оценками. Сержант Ю. СОРОКИН. НЕ ТАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СТАРШИНА Отличная учеба матросов по специально­ сти, на политзанятиях зависит от многих условий и причин. Среди них немалое значение пмеет работа старшины. Его кру­ гозор, личная подготовленность п умение работать с личным составом отражаются на состоянии диецпплшш п обученности подчиненных. Старшине оказано большое доверие — руководить людьми, воспитывать и обучать их под руководством офицера. Надо счи­ тать за честь и гордость, что па старшнпу возложены такпе почетпые обязанности, как воспитание матросов преданными на­ роду, честными, верными присяге воина­ ми, отлично знающими военное дело. Это­ му большому делу каждый командир отде­ ления, старшина группы должны отдавать все свои силы п знания. Но, чтобы по-пастоягаему работать <5 подчиненными, прививать пм качества со­ ветского бойпа, старшина сам должен от­ лично знать н безупречно выполнять воин­ ские уставы, честно исполнять своп слу­ жебные обязанности. К такой именно ра­ боте обязывают каждого командира отде­ ления воинские уставы, но которым мы, военные моряки, обязаны строить всю свою службу. Кто следует требованиям уставов, тот всегда добивается успеха. Зля этого надо неустанно и упорно работать над повышением своих политических зна­ ний, повышать военное мастерство, совер­ шенствоваться, как специалисту. Работа с людьми требует роста от каждого команда- I* . Большинство старшин нашего подразде-* ления именно так и понимает свои задачи и добросовестно пх выполняет. Это мичма­ ны Соломнюк и Ковалев, главные старшины Бармашев и Шарапов, старшины 1 статьи Глухов, Проскуряков п многие другие. Они являются примером для своих подчинен­ ных. Всегда и в каждом деле эти товарищ пш своим поведением, отношением к делу показывают подчиненным, что значит че­ стно служить Родине. Совершенно по-другому выполняет свой обязанности старший сержант Баранов­ ский. Он, как видно, еше не осознал той большой ответственности, которая возложе­ на на него, как на командира. Вместо чут-> кого и внимательного отношения к подчи­ ненным он нередко допускает нетактич­ ность. О бытовых условиях воинов Бара* новский заботится мало. Матрос Бордаков две недели ходил в рва-* ной тельняшке, а Барановский не потре­ бовал от матроса аккуратного обращения с обмундированием, не удосужился заменить галанки, пока сам начальник обозно-веще­ вого снабжения не прпказал ему это сде­ лать. Таких примеров много. А ведь забо­ та о бойцах — прямая обязанность стар­ шины. Причиной плохого выполнения своего! воинского долга и низкой дисциплины старшего сержанта Барановского является то, что он не повышает своих военныя знаний и идейно-политического уровня. В 1948 году Барановский окончил пар­ тийную школу лишь на «тройку». В той же 1948 году через несколько месяцев по­ сле окончания школы Барановский на’ инспекторской проверке политзанятий не смог ответить ни на один поставленный во-» прос и получил неудовлетворительную оценку. Это, казалось бы, должно было послу-* жить болыппм толчком для коммуниста Барановского, усилить его стремление к повышению своего политического уровня,- Но Барановский не извлек урока. Он не только в вопросах псторпп пашей больше­ вистской партип разбирается плохо, но не знает п текущих событий в нашей стране и за рубежом. Он совершенно не читает газет, не говоря уже о художественной ли­ тературе. Многие говорят, что Барановский неао- статочно развит, пмеет слабую подготовку* Разве это к лицу командиру отделения? Главный старшина А. ЯШКИН. / Так сражались североморцы Бессмертная слава Это кыло 27 сентября 1942 года. Стоял теплый осенний день, один из таких дней, каких мало бывает в Заполярье. Пушистые редкпо облака, словно белоснежные кипы ваты, плыли в голубом сентябрьском не­ бе. Легкие порывы теплого ласкающего ветра едва шевелили пожелтевшими листь­ ями полярной березы. На аэродроме царила мертвая тишина, нзред!» нарушаемая одиночным гулом оп­ лываемого мотора. Но это была обманчи­ вая фронтовая тишина. На самом деле аэрод 1 юм жил напряженной боевой жизнью. Почти круглые сутки работал технический состав, исправляя поврежденные в боях машины. К утру обычно все самолеты были в строю, готовые в любую минуту взлететь навстречу врагу. Черные, со зло­ вещей свастикой на хвостах фашистские стерв,чтпикп эшелон за эшелоном появля­ лись в небе. Но редко они сбрасывали свой груз на цель, везде и всюду встречали пх краснозвездпые «ястребки», ведомые бесстрашной рукой советского пилота. ...Из землянки вышел высокого роста белокурый офицер. Это был лейтепант Чп- ликов. Подойдя к самолету, он любовно похлопал его по крылу и хотел что-то сказать механику, который старательно обтирал машину. По не успел оп произне­ сти и слово, как вой сирены_ оповестил всех о ириблпжеппп вражеской авиации. Где-то лялеко в сопках торопливо застуча­ ли зенитки. • Летчик Чпликов, одев парашют, быстро jm- кип«л в кабину. Аэродром огласился гу- .v»m моторов. Поднимая пыль, па старт то- рип.шоо вырулила четверка истребителей. Оторвавшись от земли, самолеты стреми­ тельно взмыли ввысь и, построившись, ушли в сторону разрывов зенитных сна­ рядов. Эту «четверку» советских истреби­ телей и повел навстречу врагу Георгий Ни­ колаевич Чпликов. Прикрываясь облаками, порой выскаки­ вая п снова прячась в пх молочной пене, шла десятка «юнкерсов». ^Лейтенант повел своих истребителей на сближение с вражескими бомбардировщи­ ками. Секунды кажутся вечностью. Скорей! Скорей! Не дать врагу сбросить груз над аэродромом илп на другой об’ект в районе нх маршрута. Полностью отданы сектора газа. С огромной скоростью приблизились наши самолеты к фашистским. — Атака! — резко - подает команду Чиликов, нажимая на гашетки пушки н пулеметов, выбрав для себя ведущего стервятника. Видно было, как немцы, ошеломленные внезапностью удара, за­ нервничали, заметались всем строем из стороны в сторону. Удары наших летчиков былп стремительны и неотразимы. Снова атака, вторая, за ней третья, и удар совет­ ских летчиков дал свои результаты. Вот отвалил первый ведущий «Ю-88», за ним второй и за обоими потяпулись черные полосы дыма. Сразу же раздалось два огромной силы взрыва, — это фашисты рвались на своих собственных бомбах. Победная спесь ми­ гом слетела с немце®. Поспешно сбрасывая бомбы па голые скалы и пикируя до брею- * щего полета, немцы врассыпную стали уходить во-свояси. Может быть, еще не­ сколько хваленых., немедких асов наш­ ли бы свой бесславный конец в сопках За­ полярья, если бы неожиданно на четверку советских истребителей не напали 16 «МЕ-109». Боезапас наших летчиков был значительно израсходован, в том числе и у Чиликова. Разгорелся неравный бой. Оценив обстановку, Чпликов понял, что возможность победы легче выиграть на высоте. — Мы должны победить, мы обязаны вырвать пз рук врага победу упорством, смелостью, настойчивостью, умением вла­ деть машиной. На то мы и советские лю­ ди, — думал Георгий, набирая высоту. Остальные летчики поняли маневр ве­ дущего. Отбиваясь от наседавших фаши­ стов, четверка советских истребителей уходила все выше и выше. С упорством отстаивая высоту, немцы не отставали, порой даже некоторые из них поднимались выше. Словно воронье, немцы окружили советских истребителей. На одной высоте их кружилось в два раза больше, чем на­ ших, остальные находились ниже. — А теперь в атаку! — крикнул по ра­ дио Чиликов, набирая высоту. Поймав в прицеле ближайщего «мессера», он ударил по нему. Заглушая рев моторов, в воздухе прозвучали короткие пулеметные очереди. Сорвавшись в штопор, немец ринулся вниз, вычертив в небе дымную полосу. Георгий увидел в хвосте самолета лей­ тенанта Товстых «мессера». Он резко бросил свою машину на выручку товари­ щу и удачной атакой выбпл немца. Немец, неуклюже перевернувшись в воздухе и ре­ вя непослушными моторами, врезался в скалу. Так была спасена жизнь товарища. Вскоре лейтенанту Товстых удалось под­ жечь одного стервятника, и сразу же за нпм он сбил еще одного. Это окрылило на­ ших летчиков. Черный остов следующего фашистского стервятника показался в прицеле Чплико- ва. Но что это? Впереди не видать знако­ мых трасс п «стодевятый» не падает. Вот до него осталось 40— 50 метров, но он идет. Немец, заметив у себя в хвосте нашего истребителя, заметался пз стороны в сторо­ ну, делая головокружительные фигуры, стараясь оторваться от советского «ястреб­ ка». Но не тут-то было! Чиликов пресле­ довал по пятам удиравшего фрица. Вскоре немец, видимо, догадался, почему не откры­ вает огня советский летчик, успокоился, перестал крутиться и направился к гуще своих самолетов, как бы ведя на поводу со­ ветский самолет. И вдруг, словно молния созревает решение у Чиликова: «Таран!». Привычным движением рука Георгия по­ тянулась к сектору газа. Как бы почуя прилив новых сил. машина вздрогнула, усиленно зарокотала на предельной евдю- стп и пошла, догоняя врага. Белый, чуть поблескивающий круг вращения винта был едва виден. Советский истребитель почти уже вот-вот поровняется с фашистским самолетом. Сжимая в руках ручку управ­ ления машиной, Георгий рассчитывал удар. — Вправо, еще вправо... Немного выше, а теперь только прямо! Так держать! — крикнул сам себе Георгий... И вдруг с огромной силой потрясло его машину. «Мессер» с отсеченной консолью в беспорядочном падении устремится книзу. Это был четвертый по счету стер­ вятник, сбитый лейтенантом Чпликовым. Но его самолет тоже свалился в штопор. Лейтенант отдал ручку от себя, полностью дал правую ногу, стараясь вывестп из штопора машину, но она продолжала па­ дать. С земли видели, как падал «мессершмптт», а за ним наша машина. Было заметно, как самолет Чиликова временами выравни­ вался, потом снова срывался. Это былп последние попытки летчика управлять са­ молетом. Чпликов изо всех сил старался спасти свой истребитель, но тщетно. Падо прыгать. Пилот попытался привстать, но пе смог: подметка правого сапога застряла на педали. Высота 500...400...300 метров... Все слышат глухой взрыв, черный столб огня и дыма взвивается ввысь, а над нпм вдруг раскрывается парашют. Но было уже поздно. Первыми к выбрасывающемуся с пара­ шютом подбежали зенитчики, наблюдав­ шие картину боя. Они осторожно припод­ няли Чиликова на руки и бережно поло­ жили на белый купол парашюта. На шел­ ковой белизне парашюта показались багро­ вые пятна крови. Стараясь сласти маши­ ну, Георгий слишком поздно покинул ее. Высота уже была мала, парашют не успел как следует раскрыться, и Георгий уда­ рился о землю. Он тяжело стонал, правая нога была без сапога, видимо, вылезая из кабины, он оставил его там и теперь, после удара, она была вся в синих кровоподте­ ках. По его бледному лицу струилась кровь. Он терял сознание, но, на миг от­ крыв глаза, увидел нежно-голубое сен­ тябрьское небо. Оно было попревшему родным для глаз умирающего пилота, и это привело его в сознание. Силы покидали летчика. Он повернул голову в сторону х увидел огромные серые камни-валуны, ок­ ружающие его со всех сторон. Они ему сейчас казались такими дорогими и близ­ кими, что пе хотелось отрывать от них взгляда. Он умирал, его глубокое порывистое дыханпе сопровождалось хриплым свистом в груди п в горле. Он пристально посмот­ рел иа окружающих его людей своими ла­ сковыми серыми глазами, в которых еще едва заметным огопьком светилась ждшь. Он искал глазами своих друзей, друзей по оружию— пилотов. Но, видя, что его окру­ жают незнакомые, он собрался с силами и тихо, но внятно проговорил: — Передайте товарищам, что я мало еще сделал для Родппы. Я умираю за свой народ, за партпю. Берегите любимую Ро­ дину! Смеить не-нпам! Это были последние слова пилота, обра­ щенные к своим друзьям-воинам. Легка* дрожь пробежала по телу Георгия, п жизнь' перестала биться в его сердце. На могиле своего боевого товарища лет- чпкп-пстребптелп дали клятву. — Твоя жизнь, наш славный боевой друг, служит примером для всех нас. Твое храброе юношеское сердце не знало поща­ ды врагу. Нпкогда немцам не удазтея сло­ мить волю таких, как ты, Георгий Николае­ вич, как тысячи наших храбрецов. Таким* как ты, парод создает бессмертную славу* Клянемся, что пмя твое будет вечно) служить для нас знаменем борьбы п мще­ ния заклятому врагу. Мы пронесем свет­ лую память о тебе через огненные годы Отечественной войны. Клянемся, что мы отомстим за тебя, будем драться до тех пор, пока бьется сердце в нашей груди* пока глаза видят врага. Смерть немецкий захватчикам! На следующее утро в небо взвилась ра- кета. Шипя и разбрызгивая огненные искры, она известила о приближении вра­ га. Краснозвездные «ястребки» стреми­ тельно набирали высоту и уходили на­ встречу врагу. И каждый день над могилой героя мож­ но было видеть советских истребителей,- проходящих на бреющем полете, дающих короткие пулеметные очереди... Это друзыг Георгия извещали о новой победе над вра­ гом. Североморские летчики бережно хранят завоеванные ими боевые традиции, попол­ няя их новыми подвигами в годы мирной учебы. После каждого отличного выполне­ ния учебно-боевого задания они стреми­ тельно проносятся над могилами своих то-; варшцей, как бы рассказывая пм о своих новых достижениях в боевой п политиче­ ской подготовке. Североморцы чтут память' своих боевых друзей. 3. ИВАНОВ*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz