На страже Заполярья. 1949 год. Сентябрь.
|> НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Я вентеря 1349 г., Hi 229 (3534). Личный пример- основа воспитания КОМАНДИР ВО ВСЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕРЕДОВЫМ ВОИНОМ J нас в подраз^’ленпп служат команди ры отделений Кя*>нев и Рябцовскпй. На их службе вида), как много значит личный пример ко'мандпра. Онп по-разно му относятся к сваам служебным обязан ностям, к подчиненным п даже к личной дисциплинированности п опрятности. Еслп на Корнев? обмундирование всегда чистое, аккуратно выглаженной п пригнанное, то о внешнем виде Рябцлзского надо сказать совершенно противоположное. Дисциплина и отношение к делу коман диров отделений передается п пх подчи ненным. Матросы берут пример со своих начальников. Глядя иа штросов отделения Рябцовского, можно сказлть, что онп не очень усердио следят за сазонм обмундиро ванием: брюки гладят тольго в дни уволь нения, да и то пе всегда. Ht* потому ли это происходит, .что Рябцовский сам не следит за своим обмундированием л не требует этого от подчиненных? Отсутствие требо вательности самое погубпое лело. Совсем другое дело в отделении Корнева. Увидев командира отделения, проникаешь ся уважением п к нему п к его матросам. Сан Корнев и все его подчиненные всегда подтянуты, ходят в аккуратно подогнанном обмундировании. Не увидишь на подчинен ных Корнева неопрятное обмундирование, потому что командир немедленно примет меры. Матросы его отделения стараются во всем быть похожими на своего кояапдпра, с него брать пример. Корнев и Рябцовскпй вместе пришли на флот. Оба они изучили свою специаль ность п' теперь передают накопленные зна ние подчиненным. Казалось бы, что их оовб к Родине. Особенно ценно в подобных беседах, проводимых Корневым, то, что каждую из них оп умело связывает с ус пехами илп недостатками в отделешпт. И его матросы наглядно впдят в словах командира п своп дела, ясно представляют свои задачп. Корнева часто можно видеть в комнате политпросветработы. Однажды я спросил у него, что он читает. Перед ппм лежали выписки, чертежи, наставления. Он молча подал мне книжку. Это был учебник. — Зачем же вы изучаете эту технику? — спросил я Корнева. — Видете ли, — ответил он, — многие пз наших командиров отделений изучили свое заведыванпе и считают это достаточ ным. Я же считаю* что матросу, а гем бо лее командиру отделения, не мешает епать и эту технику. Ведь в боевых условиях это может очень и очень пригодиться.' Корнев не успокаивается на достигну том, не останавливается на усвоенных зна ниях, а жадно стремится вперед, стараясь как можно глубже вникнуть в свою специ альность. Глядя на командира, и матросы его отделения стараются быть похожими на него во всем. Ни от Корпева, ни от любого матроса пз его отделения никогда не услы шишь жалоб на трудности. У своего коман дира онп учатся трудолюбию, неустанному совершенствованию своих знаний, высокий дисциплине. Однажды на разгрузку дров были по сланы два отделения. Придя на место ра боты, Корнев п его подчиненные встали па выгрузку первого трюма. Отделение же Рябцовского работало около второго трюма. За лучшее* отделение 11ЦП ц и д ы ш и и и ш л . —* v#*aww —— I m Г? отделения должны быть на одинаковом Грудиться пришлось всю ночь. Корнев, не уровне. Но отделение Корнева является ^ r° i^ „ 0T передовым, а отделение Рябцовского отста ет. Получается это по простой причине. Корнев, проводя занятия, например, по материальной части, старается, чтобы его подчиненные как можно глубже и подроб нее изучали технику, старается, чтобы ма тросы :шали тему отлично. Рябцовскпй же, проведя занятие п вообразив, что матрзсы усвоили материал удовлетворительно, на этом успокаивается. Чтобы углубить знания своих подчинен ных, Еорнев повторил с отделенпем в е с ь пройденный материал. Матросы занима лись в свободное от занятий время. Ряб- цовский же вскользь повторил все прой денное и, выразив надежду, что его отде ление «не подкачает», больше ничего че сделал. И что же? Все матросы его отделе ния, как и следовало ожидать, показали недостаточные знания. Ясно, что если бы сам Рябцовскпй более энергично требовал от подчиненных лучших знаний и органи зовал бы учебу не поверхностно, а подроб но остановился на всех трудных вопросах, то отделение могло бы выйти в число пере довых. • Надо сказать, что Рябцовский сам непло хо владеет своей специальностью, но шли фовать свое боевое мастерство, углублять его Рябповский не считает нужным. На пример, такое важное дело, как взаимоза меняемость, в его отделении четко не от работано. А у Корнева каждый боец может в любую минуту заменить своего товарища, потому что Корнев не механически пере дает матросам знания, а работает с каж дым. — Каждый день мы, воины, слышим по радио, читаем в газетах и журналах о трудовых подвигах советских людей во всех отраслях великой стройки. Весь со ветский народ охвачен под’емом и жела нием работать как можно лучше, как мож но производительнее и плодотворнее во сла ву любимой Родины, — говорит своим подчиненным младший сержант Корнев. — Так неужели же мы, воины, посланные на родом для защиты Отечества, отстанем от этого народного под’ема? Наша задача — как можно лучше изучить боевую технику, строго блюсти дисциплину. Такие беседы призывают воинов к по вышению своих знаний, прививают им лю- грузкой, ио п сам включился в рабогу. Рябцовскпй же почти всю ночь «переку ривал» в сторожевой избушке, изредка вы ходя к матросам об’явпть перекур. Отделе ние Корнева к концу работы выгрузило весь трюм, а отделение Рябцовского не сделало и половины этого. Ясно, что всему отделению Корнева была об*явлена благо дарность командиром подразделения, а от деление Рябцовского не заслужило этого. Да разве матросы могли добросовестно от нестись к порученному им заданию, если сам командир отнесся так недобросовестно? Конечно нет. Когда с Рябцовским беседуют о причи нах отставания его отделения, он начинает ссылаться на отсутствие у его подчинен ных любви к боевой технике, на факты не дисциплинированности, на отсутствие у людей внимательности к своему внешнему виду п так далее. Конечно, это не что иное, как отговорки. Подчиненные Рябцов ского хотят вывести свое отделение в пере довые, стремятся к этому. Долг командира — возглавить это стремление. Пора Рябцовскому понять, что он своим отношением к делу тянет отделение назад. Пора понять ему, что все матросы берут пример с командира. Личный пример коман дира — образец для всего личного состава. Плохо то, что тов. Рябцовский этого не понимает. Плохо то, что он не видит своих недостатков. Подавляющее большинство наших стар шин и сержантов являет собой пример честного и беззаветного служения Родине. Такими командирами, как младший сер жант Корнев, по праву может гордиться наше подразделение. Такие воины, как Корпев, отлично пони мают важность личного примера в деле воспитания подчиненных. И жаль, что все же у нас еще есть такпе старшины п сер жанты, которые не осознали ваяспости лич ного примера и не требуют от самих себя безукоризненного отношения к воинской службе, как этого требуют уставы и на ставления. Никогда не следует забывать, что старшина, сержант должны быть образ цом несения службы для подчиненных. Личный пример командира — важнейшая основа воспитания подчиненных. Старший матрос В. КАВИН. Еше в начале года у нас развер нулась упорная борьба за лучшее отделение. Матросы п командиры от делений сталп прилежнее занимать ся, лучше беречь техпику. Повыси лась и диецпплипа. Ценно то, что улучшение учебы идет пе рывками, а планомерно в течение нескольких ме сяцев. Уже сейчас есть ощутитель ные результаты. По предварительным итогам мож но сказать, что лучше других дела обстоят в отделении тов. Король. На проведенной проверке у личного со става отмечены хорошие знания специальности, крепкая дисциплина, правильное обслуживание техники. Лучшими специалистами признаны матрос Гнедюк, по специальности кочегар. Он получил внеочередной краткосрочный отпуск на 10 суток; электрик матрос Франчук за отлич ное содержание боевого поста и рабо ту также поощрен 10 сутками вне очередного отпуска. Примеру передо виков следуют матросы и старшины другого отделения. Здесь хорошими специалистами являются сержант Михайлов и его подчиненные стар шие матросы Керносенко, Комаров, Шшиляков, Беляков и другие. Отстающих у нас становится все меньше и меньше. Личный состав по лон стремления выйти в число от личных отделений. Старший матрос К. САВВАТЕЕВ. Растут ряды отличников На нашем корабле неуклонно растет ко личество отличников боевой и политиче ской подготовкп. Во время похода личный состав корабля показал свою высокую бое вую выучку. Многим матросам и старши нам была об’явлена благодарность, старши на 2 статьи Максимов, махгос Амиров п другие получили внеочередной краткосроч ный отпуск на 10 суток. Теперь матросы и старшины готовятся к проверке политзанятий. Они полны стремления показать, чго и политическая подготовка у них стоит на высоком уровне, что каждый обладает хорошими политиче скими знаниями. Оживленно прошло ком сомольское собрание, посвященное пред стоящей проверке. Сейчас у нас прово дятся вечера «вопросов п ответов, в каюте полипгросветработы подобрана соответ ствующая литература, здесь происходят дополнительные занятия. Старший матрос И. ГАВРЫШЕНКО. По примеру бывалого воина В прошлом году старшиной отделения котельных машинистов был старшина 1 статьи Киселев. Его отделение занимало передовое место в подразделении. Убывая из подразделения, Киселев собрал своих под чиненных и побеседовал с ними о том, что нужно иметь в виду на будущее. Он говорил матросам о бережном отношепии к технике, о правильной эксплоатацпн механизмов, о соблюдении воинских уставов. — Если будете по-хозяйски относиться к вверенной вам технике, — сказал стар шина, — то этим вы добьетесь продления срока работы механизмов и будет меньше поломок и дефектов. Матросы хорошо запомнили эти слова. На место старшины Киселева командир подразделения своим приказом назначил лучшего котельного машиниста старше го матроса Капустьяна. Капустьян всерьез воспринял свое назначение, много об этом думал. Ведь на него теперь возложены от ветственные обязанности: руководить людь ми, отвечать полностью за обучение людей. Он вспомнил слова старшины: «По-хозяй- ски относиться к технике!». Капустьян решил побеседовать с подчи ненными. Собрав их, он сказал, что к сво им обязанностям нужно относиться серьез но, чтобы отделение в целом, как и прежде, не имело замечаний. Он призвал подчинен ных еще больше крепить дисциплину, что бы служить без замечаний, не подрывать авторитет отделения. Матросы принялись помогать новому старшине. В это время в отделение пришел служить матрос Машичев. Из личной бесе ды Капустьян узнал, что матрос Машичев сложил на корабле котельным машинистом. Старшина проверил знания матроса. Онп были прочными. Но Машичев раньше стоял вахту у котлов, которые работали на жидком топливе, а здесь онп работают на угле. Старшина рассказал и показал, как надо обслуживать котел. Матрос быстро во шел в курс дела и вскоре был допущен к самостоятельному несенпю вахты. Однажды во время вахты Машичев заме тил, что вода в котлах греется долго. Он сразу доложил старшине о замеченном не достатке. Старшина отделения в помощь Машичеву назначил матроса Емельянова. В короткий срок они устранили дефекты. Капустьян перед отделением отмети вни мательность матроса Машичева. Перед за ступлением матросов на вахту Капустьян каждый раз инструктирует их. Он напоми нает о соблюдении инструкции и о ее тре бованиях. Это дисциплинирует матросов, приучает пх к порядку. По инструктажем дело не ограничивает ся. Капустьян заходит в котельное отделе ние, проверяет несение вахты подчиненны ми. Однажды матрос Сидоров несвоевре менно продул водомерные стекла. Старшина Капустьян предупредил его и рассказал, что это у п у ш е н и е может привести к тому, что нельзя будет узнать уровень воды в котле, могут сгореть трубки котла. Матрос понял серьезность своей оплошности н впредь стал внимательней. Старший матрос Капустьян борется за то, чтобы подчиненные расходовали эко номно уголь. Он специально провел по это му вопросу беседу, рассказал об опыте старшины Киселева, о том, как тот эконом но расходовал топлив^ Борясь за экономию, отделение Капустьяна сэкономило свыше 60 тонн угля. Котельные машинисты отделения Ка пустьяна всегда ходят по форме одетыми, опрятными, с товарищами и старшинами онп вежливы. Это все пришло не само, — это результат воспитания. Старшина Ка пустьян со своими подчиненными часто проводит беседы и громкие читки газет и журналов. Это благотворно сказывается на службе. Бойцы отделения Капустьяна ус певают на политических занятиях, имеют оценки «хорошо» и «отлично». Капустьян за хорошую службу пмеет ряд благодарно стей. На-днях командир подразделения пре доставил ему внеочередной краткосрочный отпуск, как поощрение. Так, по примеру бывалого воина, ис пользуя его опыт, старший матрос Капус тьян руководит своими подчиненными, обучает и воспитывает их. Его успехи — — результат большой п напряженной ра боты. Старшина 2 статьи Ю. РОССИЕВ. Пар ашюти сты О а отличную боевую и полити ческую подготовку и умелое воспи тание своих подчиненных младшему сержанту Кутыреву предоставлен вне очередной краткосрочный отпуск. Г. ТКАЧЕНКО. ★ ★ ★ Заслуженным авторитетом и ува жением среди личного состава ко рабля пользуется старшина 1 статьи Павел Лачугпн. Он умело обучает под чиненных, доходчиво и методически грамотно проводит занятия по спе циальности. А. МАЛЫШЕВ. * -йг it Диашем подразделении организованы курсы трактористов. Преподаватель офицер Скряга старательно передает бойпам свои знания п практический опыт, готовя из них будущих тиакто- ристов. Матрос В. ЧУЕВ. ★ ★ ★ ^ кп п аж нашего корабля успешно справился с поставленной перед нпм задачей во время нахождения в мо ре. Личный состав проявил мужество и умение. М. БОРЯНИН. Недавно состоялись прыжки спортсме- нов-парашютистов. Руководитель кружка инструктор тов. Тимошпольский провел занятия с любителями этого вида спорта, раз’яснил им, как нужно правильно под гонять и одевать подвесную систему, как совершать отделение от самолета, регули ровать стропами скольжение в воздухе и плавно приземляться. Занимающиеся хорошо освоили все инструкции производства парашютных прыжков. В день прыжков стояла пасмур ная погода, была низкая облачность, пере рывами шел мелкий дождь. Время полетов. По сырой траве аэродро ма берет разбег самолет с парашютистами. Секунда-две, и под его плоскостью за мелькала взлетная полоса. Сделав круг над местом взлета, самолет направляется к месту парашютных прыж ков. Тимошпольский в самолете еще раз проверил всех парашютистов, осмотрел, в порядке ли находятся парашюты. Через несколько мппут— самолет над территори ей прыжков. — Пошел! — командует Тимошполь ский. i Один за другим вываливаются парашю тисты в матовую пелену облачности. Первыми прыгнули тт. Воробьев, Гирин, Шманев, за ними старшие сержанты Родин и Степанян. В следующем заходе прыгну ли молодые парашютисты сержанты Шлп- ояский, Кольцов, Выдряков п другие. Шлпонский прыгает второй раз, Кольцов — уже третий. Завершающий прыжок де лает Тимошпольский. Это у него 451-й пры жок! Тимошпольский распускает парашют с небольшой затяжкой, плавно и ровно приземляется. I У инструктора большой и богатый опит парашютного спорта. За свою службу он обучил парашютным прыжкам не один де сяток человек. Сам он систематически со вершенствует свое личное мастерство, не успокаивается на достигнутом. Из 451 прыжка он пмеет 90 затяжных, около 30 прыжков с затяжкой в 12 секунд и выше. С различных типов самолетов приходилось прыгать Тимошпольскому. Инструктор Ти- мопшольекпй — грамотный и физически развитый парашютист. — Для парашютного прыжка нужна хо рошая физическая закалка всего организма, — говорит инструктор спортсменам-параппо- тистам.— Нужно ежедневно укреплять свое здоровье, строго соблюдать режим, установ ленный врачами. Тимошпольский в свободное время за нимается несколькими видами спорта. Его часто можно видеть на стадионе. Он упраж няется в метаппп диска, в беге на б и 10 километров, играет в волейбол и баскет бол. Упорно воспитывать в себе смелость, выносливость, крепкие нервы — этому учит Тимошпольский своих парашютистов. Под его руководством многие наши пара шютисты сделали по нескольку десятков прыжков. Тов. Цуканов пмеет 48 прыж ков, Гпрпп — 30, Шпманев — 28, Родин — 15. В проведенных прыжках все парашюти сты действовали согласно правил и ин струкций производства прыжков. Они во время выдергивали кольца, по ветру разво рачивались в воздухе п плавно приземля лись. Инструктор Тимошпольский отметил парашютные прыжкп своих учеников хо рошими и отличными оценками. Сержант Ю. СОРОКИН. НЕ ТАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СТАРШИНА Отличная учеба матросов по специально сти, на политзанятиях зависит от многих условий и причин. Среди них немалое значение пмеет работа старшины. Его кру гозор, личная подготовленность п умение работать с личным составом отражаются на состоянии диецпплшш п обученности подчиненных. Старшине оказано большое доверие — руководить людьми, воспитывать и обучать их под руководством офицера. Надо счи тать за честь и гордость, что па старшнпу возложены такпе почетпые обязанности, как воспитание матросов преданными на роду, честными, верными присяге воина ми, отлично знающими военное дело. Это му большому делу каждый командир отде ления, старшина группы должны отдавать все свои силы п знания. Но, чтобы по-пастоягаему работать <5 подчиненными, прививать пм качества со ветского бойпа, старшина сам должен от лично знать н безупречно выполнять воин ские уставы, честно исполнять своп слу жебные обязанности. К такой именно ра боте обязывают каждого командира отде ления воинские уставы, но которым мы, военные моряки, обязаны строить всю свою службу. Кто следует требованиям уставов, тот всегда добивается успеха. Зля этого надо неустанно и упорно работать над повышением своих политических зна ний, повышать военное мастерство, совер шенствоваться, как специалисту. Работа с людьми требует роста от каждого команда- I* . Большинство старшин нашего подразде-* ления именно так и понимает свои задачи и добросовестно пх выполняет. Это мичма ны Соломнюк и Ковалев, главные старшины Бармашев и Шарапов, старшины 1 статьи Глухов, Проскуряков п многие другие. Они являются примером для своих подчинен ных. Всегда и в каждом деле эти товарищ пш своим поведением, отношением к делу показывают подчиненным, что значит че стно служить Родине. Совершенно по-другому выполняет свой обязанности старший сержант Баранов ский. Он, как видно, еше не осознал той большой ответственности, которая возложе на на него, как на командира. Вместо чут-> кого и внимательного отношения к подчи ненным он нередко допускает нетактич ность. О бытовых условиях воинов Бара* новский заботится мало. Матрос Бордаков две недели ходил в рва-* ной тельняшке, а Барановский не потре бовал от матроса аккуратного обращения с обмундированием, не удосужился заменить галанки, пока сам начальник обозно-веще вого снабжения не прпказал ему это сде лать. Таких примеров много. А ведь забо та о бойцах — прямая обязанность стар шины. Причиной плохого выполнения своего! воинского долга и низкой дисциплины старшего сержанта Барановского является то, что он не повышает своих военныя знаний и идейно-политического уровня. В 1948 году Барановский окончил пар тийную школу лишь на «тройку». В той же 1948 году через несколько месяцев по сле окончания школы Барановский на’ инспекторской проверке политзанятий не смог ответить ни на один поставленный во-» прос и получил неудовлетворительную оценку. Это, казалось бы, должно было послу-* жить болыппм толчком для коммуниста Барановского, усилить его стремление к повышению своего политического уровня,- Но Барановский не извлек урока. Он не только в вопросах псторпп пашей больше вистской партип разбирается плохо, но не знает п текущих событий в нашей стране и за рубежом. Он совершенно не читает газет, не говоря уже о художественной ли тературе. Многие говорят, что Барановский неао- статочно развит, пмеет слабую подготовку* Разве это к лицу командиру отделения? Главный старшина А. ЯШКИН. / Так сражались североморцы Бессмертная слава Это кыло 27 сентября 1942 года. Стоял теплый осенний день, один из таких дней, каких мало бывает в Заполярье. Пушистые редкпо облака, словно белоснежные кипы ваты, плыли в голубом сентябрьском не бе. Легкие порывы теплого ласкающего ветра едва шевелили пожелтевшими листь ями полярной березы. На аэродроме царила мертвая тишина, нзред!» нарушаемая одиночным гулом оп лываемого мотора. Но это была обманчи вая фронтовая тишина. На самом деле аэрод 1 юм жил напряженной боевой жизнью. Почти круглые сутки работал технический состав, исправляя поврежденные в боях машины. К утру обычно все самолеты были в строю, готовые в любую минуту взлететь навстречу врагу. Черные, со зло вещей свастикой на хвостах фашистские стерв,чтпикп эшелон за эшелоном появля лись в небе. Но редко они сбрасывали свой груз на цель, везде и всюду встречали пх краснозвездпые «ястребки», ведомые бесстрашной рукой советского пилота. ...Из землянки вышел высокого роста белокурый офицер. Это был лейтепант Чп- ликов. Подойдя к самолету, он любовно похлопал его по крылу и хотел что-то сказать механику, который старательно обтирал машину. По не успел оп произне сти и слово, как вой сирены_ оповестил всех о ириблпжеппп вражеской авиации. Где-то лялеко в сопках торопливо застуча ли зенитки. • Летчик Чпликов, одев парашют, быстро jm- кип«л в кабину. Аэродром огласился гу- .v»m моторов. Поднимая пыль, па старт то- рип.шоо вырулила четверка истребителей. Оторвавшись от земли, самолеты стреми тельно взмыли ввысь и, построившись, ушли в сторону разрывов зенитных сна рядов. Эту «четверку» советских истреби телей и повел навстречу врагу Георгий Ни колаевич Чпликов. Прикрываясь облаками, порой выскаки вая п снова прячась в пх молочной пене, шла десятка «юнкерсов». ^Лейтенант повел своих истребителей на сближение с вражескими бомбардировщи ками. Секунды кажутся вечностью. Скорей! Скорей! Не дать врагу сбросить груз над аэродромом илп на другой об’ект в районе нх маршрута. Полностью отданы сектора газа. С огромной скоростью приблизились наши самолеты к фашистским. — Атака! — резко - подает команду Чиликов, нажимая на гашетки пушки н пулеметов, выбрав для себя ведущего стервятника. Видно было, как немцы, ошеломленные внезапностью удара, за нервничали, заметались всем строем из стороны в сторону. Удары наших летчиков былп стремительны и неотразимы. Снова атака, вторая, за ней третья, и удар совет ских летчиков дал свои результаты. Вот отвалил первый ведущий «Ю-88», за ним второй и за обоими потяпулись черные полосы дыма. Сразу же раздалось два огромной силы взрыва, — это фашисты рвались на своих собственных бомбах. Победная спесь ми гом слетела с немце®. Поспешно сбрасывая бомбы па голые скалы и пикируя до брею- * щего полета, немцы врассыпную стали уходить во-свояси. Может быть, еще не сколько хваленых., немедких асов наш ли бы свой бесславный конец в сопках За полярья, если бы неожиданно на четверку советских истребителей не напали 16 «МЕ-109». Боезапас наших летчиков был значительно израсходован, в том числе и у Чиликова. Разгорелся неравный бой. Оценив обстановку, Чпликов понял, что возможность победы легче выиграть на высоте. — Мы должны победить, мы обязаны вырвать пз рук врага победу упорством, смелостью, настойчивостью, умением вла деть машиной. На то мы и советские лю ди, — думал Георгий, набирая высоту. Остальные летчики поняли маневр ве дущего. Отбиваясь от наседавших фаши стов, четверка советских истребителей уходила все выше и выше. С упорством отстаивая высоту, немцы не отставали, порой даже некоторые из них поднимались выше. Словно воронье, немцы окружили советских истребителей. На одной высоте их кружилось в два раза больше, чем на ших, остальные находились ниже. — А теперь в атаку! — крикнул по ра дио Чиликов, набирая высоту. Поймав в прицеле ближайщего «мессера», он ударил по нему. Заглушая рев моторов, в воздухе прозвучали короткие пулеметные очереди. Сорвавшись в штопор, немец ринулся вниз, вычертив в небе дымную полосу. Георгий увидел в хвосте самолета лей тенанта Товстых «мессера». Он резко бросил свою машину на выручку товари щу и удачной атакой выбпл немца. Немец, неуклюже перевернувшись в воздухе и ре вя непослушными моторами, врезался в скалу. Так была спасена жизнь товарища. Вскоре лейтенанту Товстых удалось под жечь одного стервятника, и сразу же за нпм он сбил еще одного. Это окрылило на ших летчиков. Черный остов следующего фашистского стервятника показался в прицеле Чплико- ва. Но что это? Впереди не видать знако мых трасс п «стодевятый» не падает. Вот до него осталось 40— 50 метров, но он идет. Немец, заметив у себя в хвосте нашего истребителя, заметался пз стороны в сторо ну, делая головокружительные фигуры, стараясь оторваться от советского «ястреб ка». Но не тут-то было! Чиликов пресле довал по пятам удиравшего фрица. Вскоре немец, видимо, догадался, почему не откры вает огня советский летчик, успокоился, перестал крутиться и направился к гуще своих самолетов, как бы ведя на поводу со ветский самолет. И вдруг, словно молния созревает решение у Чиликова: «Таран!». Привычным движением рука Георгия по тянулась к сектору газа. Как бы почуя прилив новых сил. машина вздрогнула, усиленно зарокотала на предельной евдю- стп и пошла, догоняя врага. Белый, чуть поблескивающий круг вращения винта был едва виден. Советский истребитель почти уже вот-вот поровняется с фашистским самолетом. Сжимая в руках ручку управ ления машиной, Георгий рассчитывал удар. — Вправо, еще вправо... Немного выше, а теперь только прямо! Так держать! — крикнул сам себе Георгий... И вдруг с огромной силой потрясло его машину. «Мессер» с отсеченной консолью в беспорядочном падении устремится книзу. Это был четвертый по счету стер вятник, сбитый лейтенантом Чпликовым. Но его самолет тоже свалился в штопор. Лейтенант отдал ручку от себя, полностью дал правую ногу, стараясь вывестп из штопора машину, но она продолжала па дать. С земли видели, как падал «мессершмптт», а за ним наша машина. Было заметно, как самолет Чиликова временами выравни вался, потом снова срывался. Это былп последние попытки летчика управлять са молетом. Чпликов изо всех сил старался спасти свой истребитель, но тщетно. Падо прыгать. Пилот попытался привстать, но пе смог: подметка правого сапога застряла на педали. Высота 500...400...300 метров... Все слышат глухой взрыв, черный столб огня и дыма взвивается ввысь, а над нпм вдруг раскрывается парашют. Но было уже поздно. Первыми к выбрасывающемуся с пара шютом подбежали зенитчики, наблюдав шие картину боя. Они осторожно припод няли Чиликова на руки и бережно поло жили на белый купол парашюта. На шел ковой белизне парашюта показались багро вые пятна крови. Стараясь сласти маши ну, Георгий слишком поздно покинул ее. Высота уже была мала, парашют не успел как следует раскрыться, и Георгий уда рился о землю. Он тяжело стонал, правая нога была без сапога, видимо, вылезая из кабины, он оставил его там и теперь, после удара, она была вся в синих кровоподте ках. По его бледному лицу струилась кровь. Он терял сознание, но, на миг от крыв глаза, увидел нежно-голубое сен тябрьское небо. Оно было попревшему родным для глаз умирающего пилота, и это привело его в сознание. Силы покидали летчика. Он повернул голову в сторону х увидел огромные серые камни-валуны, ок ружающие его со всех сторон. Они ему сейчас казались такими дорогими и близ кими, что пе хотелось отрывать от них взгляда. Он умирал, его глубокое порывистое дыханпе сопровождалось хриплым свистом в груди п в горле. Он пристально посмот рел иа окружающих его людей своими ла сковыми серыми глазами, в которых еще едва заметным огопьком светилась ждшь. Он искал глазами своих друзей, друзей по оружию— пилотов. Но, видя, что его окру жают незнакомые, он собрался с силами и тихо, но внятно проговорил: — Передайте товарищам, что я мало еще сделал для Родппы. Я умираю за свой народ, за партпю. Берегите любимую Ро дину! Смеить не-нпам! Это были последние слова пилота, обра щенные к своим друзьям-воинам. Легка* дрожь пробежала по телу Георгия, п жизнь' перестала биться в его сердце. На могиле своего боевого товарища лет- чпкп-пстребптелп дали клятву. — Твоя жизнь, наш славный боевой друг, служит примером для всех нас. Твое храброе юношеское сердце не знало поща ды врагу. Нпкогда немцам не удазтея сло мить волю таких, как ты, Георгий Николае вич, как тысячи наших храбрецов. Таким* как ты, парод создает бессмертную славу* Клянемся, что пмя твое будет вечно) служить для нас знаменем борьбы п мще ния заклятому врагу. Мы пронесем свет лую память о тебе через огненные годы Отечественной войны. Клянемся, что мы отомстим за тебя, будем драться до тех пор, пока бьется сердце в нашей груди* пока глаза видят врага. Смерть немецкий захватчикам! На следующее утро в небо взвилась ра- кета. Шипя и разбрызгивая огненные искры, она известила о приближении вра га. Краснозвездные «ястребки» стреми тельно набирали высоту и уходили на встречу врагу. И каждый день над могилой героя мож но было видеть советских истребителей,- проходящих на бреющем полете, дающих короткие пулеметные очереди... Это друзыг Георгия извещали о новой победе над вра гом. Североморские летчики бережно хранят завоеванные ими боевые традиции, попол няя их новыми подвигами в годы мирной учебы. После каждого отличного выполне ния учебно-боевого задания они стреми тельно проносятся над могилами своих то-; варшцей, как бы рассказывая пм о своих новых достижениях в боевой п политиче ской подготовке. Североморцы чтут память' своих боевых друзей. 3. ИВАНОВ*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz