На страже Заполярья. 1949 год. Сентябрь.
ft я л р г р й я п г л п л л я р б я 25 сентября 19'-§ г., Г : 9Л7 (?532>. УЧЕНЫЙ-ПАТРИОТ НАШЕЙ Завтра исполняется 100 лет со дня рождения И. П. Павлова * * * * ★ ★ Гениальный советский физиолог Иван Петрович Павлов родился 26 сен тября 184.9 года в гор. Рязани. В 1870 году он поступил в Петербургский универ ситет, на .естественный факультет, а в 1874 году — в Медико-хирургическую ака демию. 11а развитие русской общественной мысли в годы юношества Павлова огромное г.лшгае оказывали произведения выдаю щихся проеветптелей, фплософов- материалпстов* Н. Г. Чернышев ского, Ы. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и знаменитого физио лога П. М. Семенова. Под идей ным влиянием В‘тпх людей фор мировались осшашые черты ма териалистического мировоззрения Павлова. В своей автобиографии И. П. Павлов указывал, что при по ступлении в университет он вы брал естественный факультет под впечатлением страстных стагей Писарева, обращавшегося в рус ской интеллигенции с призывом заниматься естествознанием. Идеи Сеченова, изложенные им в за мечательной книге «Рефлексы го ловного мозга», послужили, по заявлению самого Павлом, «глав ным толчком» его работ об услов ных рефлексах. Опираясь на опыт, натоплен ный до него русскими физиолога ми, Иван Петрович начал свои исследования первоначально в об ласти физиологий пищеварения и кровообращения. Он поставил перед собой благородную задачу изучить новые пути и методы лечения болезней человека. Особенная заслуга Ивана Пет ровича заключается в том, что он, разработав остроумный хирургический спо соб применений фистул, впервые в истории физиологии производил опыты изучения пищеварения у животных, не нарушая у них нормальной работы органов. В резуль тате аду удалось показать ту взаимную связь работы различных отделов пищева рительного канала, которая обеспечивает переваривание и всасывание питательных вешеств. Материалы своих исследований Иван Петрович опубликовал в книге, вышедшей в 1897 году под названием «Лекции о ра боте главных пищеварительных желез». Эта книга получила мировое признание и была переведена на многие языки. Разрабатывая вопросы физиологии пи щеварения, Павлов подчеркивал, что в ин тересах практической деятельности врачей физиолог должен приобрести «власть» над процессами в организме, то есть управлять ими. «Об’яснение, — говорил он, * это дешевая вещь, об’яснетше не наука* Нау ка отличается абсолютным предсказанием и властью». Лаборатория П. П. Павлова преврати лась в притягательный центр для передо вых представителей медицинской науки. Исследования, проведенные в его лабора тории, явились ценнейшим вкладом в прак тическую медицину. Они легли в основу нового клинического направления в лече нии заболеваний желудочно-кишечного тракта. Среди учеников Павлова вырсюлп выдающиеся специалисты теоретической п клтшческой физиологии. Исследуя вопросы физиологии пищева рения, Пван Петрович имел возможность наблюдать поведение животных во время их кормления. Он установил, что выделение пищеварительных соков у них происходит пе только при схватывапии и поедании ни щи. Вид ее и запах, а также многие дета лп обстановки, в которой происходит кор мление, прп известных условиях также могут вызвать выделение пищеваритель ных соков ( в частности, слюны). Подоб ное поведение животных раньше склонны были об’яснять как проявление каких-то таинственных «душевных спл», недоступ но0 пяг*лютецию и изучению- П. П. Павлов со своими учениками су мел доказать, что все этп реакции живот ного па вид и запах пищи имеют физиоло гическое происхождение и возникают как ответ организма на внешнее раздражение. Работая в этом направлении, Павлов сде лал свое величайшее открытие условных рефлексов. Рефлекс латинское слово, в перево- анаваемы». Борьба Павлова против идеаля- де на русский язык означает отражение, то стических «теорий» об особой нематери- есть действие того пли иного органа в от- I альной сущности сознания составила неот’- вет на внешнее раздражение. ___ | емлемую часть борьбы передовых русских В итоге более чем 30-летней научной ученых против реакции, протпв идеализма деятельности, Павлов и его ученики отчет- п метафизики. лшзо показали, что, помимо врожденных, Более полвека занимаясь изучением безусловиых^офтоксов, имеющих свопм ос- роли нервной системы в организме, ^ П. П. Павлов обратил внпма- •? A *ч«\А5 ние на особую ее функцию, которая получила название тро фического действия нервной си стемы (управление питанием и жизнедеятельностью организма). Благодаря трудам учеников П. П. Павлова эта сторона бога того наследства великого ученого получает особенное развитое в со ветской физиологии. Научный подвиг П. П. Павло ва, раскрывшего человечеству многие стороны сложнейших фи зиологических явлений, послу жил призывом к мобилизации сил ученых физиологов на борьбу за здоровье человека н его долголе тие. Мечта Ивана * Петровича о создании опытной, эксперимен тальной базы для медицины, от вечающей «страстному стремле нию людей к здоровью и жизни» (Павлов), претворилась в дейст вительность. Огромная армия физиологов и Врачей, работающих во многих созданных при советской власти научных учреждениях, и, глав ным образом, в Академии наук СССР п в Академии медицинских наук, развивает далее идеи Пав лова и уже достигла серьезных успехов в борьбе sa здоровье человека. Только при советской власти благодаря социалистическому строго научная дея тельность И. П. Павлова достигла своего высшего расцвета. Декретами Советского правительства была создана мощная база для развития научных работ П. П. Пав лова и его учеников. Первый декрет о необ ходимости всемерного содействия работам Павлова, «имеющим огромное значение для трудящихся всего мира», был подписан В. И: Лениным в 1921 году. Под Ленин- Ц)адом, в Колтушах (ныне село Павлово) выросло большое научное учреждение — биологическая станция. Этот подлинный город науки построило Советское государ ство. Теперь биологическая станция пре вратилась в крупнейший научно-исследо вательский центр страны — Институт эво люционной физиологии и патологии выс шей нервной деятельности. Институту присвоено имя великого физиолога. И. П. Павлов отдал все силы на службу своему народу, своей Родине, своей отече ственной науке. Как испитый сын своего Отечества, он с нсгодоваппем отвергал предложения иностранцев уехать на рабо ту к ним за границу. «Я русский, н мое отечество адесь!» — отвечал пм Павлов. Открывая XV Международный конгресс физиологов в Ленинграде в 1935 году, И. П. Павлов с гневом обрушился на фа шистскую человеконенавистническую идео логию и с гордостью заявпл, что он граж данин великой Советской Родины, защища ющей мпр во всем мире. Как завещание молодежи, звучит его знаменитое письмо X с’езду Ленинского комсомола. Гениальный ученый, пламен ный патриот могучей советской страны призывал молодежь отдать Родине лучшее, что у нее есть. «Паша Родина, — писал он, — открывает большие просторы перед учеными... и для молодежп, как и для нас, вопрос чести — оправдать те большие упования, которые возлагает па науку на ша Родина». Товарпщ Сталин в своем докладе 6 но ября 1941 годз назвал И. П. Павлова в числе выдающихся представителей великой отечественной науки. Народы Советского Союза высоко чтут память П. П. Павлова как подлинпо народ ного ученого, великого советского физиоло га, чьи труды составляют гордость нашей отечественной пауки. X. С. КОШТОЯНЦ, действительный член Академии наук Армянской ССР, лауреат Сталинской премии. Н А С Л Е Д И Е П А В Л О В А В Т Р У Д А Х Е Г О У Ч Е Н И К О В нованпем связь центральной нервной си стемы и ее проводников с мышцами и же лезами, существуют ещб добавочные, ус ловные рефлексы, приобретенные жизнен* иым опытом. Простым примером безуслов ного рефлекса служит выделение слюны у собаки, когда шпца попадает ей в рот. Пища вызывает у животного раздражение чувствительных нервов во рту, которое передается в продолговатый мозг, где имеется цептр, управляющий деятельно стью слюнной железы. Условные рефлек сы отличаются от безусловных тем, что они имеют другой путь в нервной системе. Он проходит только через кору головяого мов* га. Еслп удалить у животного кору голов ного мозга, то условные рефлексы не смо гут возникнуть. Опытами было установлено, что услов ные рефлексы могут возникать у живот ного в результате совпадения действия раз ных, до этого безразличных, безучастных раздражителей, воспринимаемых зрением, слухом, обонянием и другими органами чувств, с действием таких раздражителей, которые вызывают врожденные, безуслов ные рефлексы. Открытие условных рефлексов знамено вало собой новую эпоху в физиологии. Опытным путем было доказано, что у жи вотного в течение его индивидуального развитая под влиянием внешней среды возникают рефлексы особого типа, обеспе чивающие приспособление организма к жизненным условиям. Установив типы условных рефлексов, Пван Петрович смело приступил к опытно му изучению деятельности различных от делов мозга и пришел к важнейшим выво дам, послужившим дальнейшим развитием материалистических взглядов его учителя П. М. Сеченова на физиологическую основу сложных проявлений так называемой ду шевной деятельности, па единство и взаим ную связь телесных и психических про цессов. Сделав ряд важпейшпх открытий в об ласти работы головпого мозга, Павлов дал единственно правпльпое, материалистиче ское об’ясненпе высшей нервной деятель ности (поведения) животных и психиче ской, душевной жизни человека. Он ра скрыл сущность таких сложных проявле ний работы мозга, как память, внимание, и установил новые методы лечения психи ческих болезпей. П. П. Павлов со страстью ученого-борца материалиста выступал против тех зару бежных ученых, которые утверждали, что «законы психической деятельности непо- Молодежи моей страны ) > i~> Чтобы я хотел пожелать молодежп моей Родпны, посвя тившей себя науке? Прежде всего — последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последователь ность и последовательность! С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Пзучпте азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы нп тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, — он неизбежно лопнет, п ничего, кроме конфуза, у вас не останется. Приучайте себя к сдержанности и терпению. Паучптесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты! Как нп совершенно крыло нтпцы„ оно никогда не могло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воз дух. Факты — это воздух ученого, без них вы пикогда не можете взлететь. Без них ваши «теории» — пустые потуги. По, изучая, экспериментируя, наблюдая, — старайтесь не оставаться у поверхности фактов. По превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в танну пх * ) Это письмо было написано академиком И. Л. Пав. лозым в феврале 1936 г., незадолго до его смерти. Письмо адресовалось советской молодежи, X с езду ВЛКСМ. возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляю щие. Второе — это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И, как бы высоко нп оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: «Я — невежда». Не давайте гордыне овладеть вамп. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться. Пз-за нее вы от кажетесь от полезного совета и дружеской помощи. Пз-за нее вы утратите меру об’ектпвностп. В том коллективе, которым мне приходится руководить, все делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, п каждый двигает его по мере свопх сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь, что — «мое» п что — «твое». По от этого наше общее дело только выигрывает. Третье — это страсть. Помните, что паука требует от человека всей его жпзнп. И еслп у вас было бы две жпзнп, то и пх бы нехватпло вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука у человека. Будьте страстны в вашей работе и ваших исканпях! Паша Родина открывает большие просторы перед учены ми, п — нужно отдать должное — науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро. Что же говорить о положении молодого ученого в нашей стране? Здесь ведь все ясно и так. Ему много дастся, но с него мпого и спросится. П для молодежп, как и для нас, воп рос чести — оправдать те большие упования, которые возла гает на науку наша Родппа. XV Международный конгресс физиоло гов высказал единодушное мнение, что не существует ни одной области естествен ных наук, «оторую так бесспорно возгла вляла бы одна личность, как возглавил физиологов мира великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Подлинно материалистическое павлов ское учение продолжает развиваться и после смерти ученого. Рожденное на рус ской*почве, оно имеет множество учеников и продолжателей. Средп них наиболее вы дающимися являются старейший ученик Павлова Леон Абгарович Орбели, Констан тин Михайлович Быков, четверть века разрабатывающий учение об условных рефлексах, и Алексей Дмитриевич Сперан ский, посвятивший свою жизнь развитию павловского учения о трофической нерв ной системе. I ★ *йг ■* Изучая законы пищеварения, Павлов заметил, что собака отвечает выделением слюны на звук шагов служителя, который обычно кормит ее. Опыты подтвердили, что животное отвечает елгоновыделенпем на любое явление внешнего мира, будь то звон, стук, шум или запах, если оно свя зано в Мозгу собаки с представлением о пище. Стоит, однако, на некоторое время Кормлеййе прекратить — и сигналы внеш него мира утратят свое влияние на .слюн ную железу. Возникшие связи исчезнут. Павлой установил, что в мозгу животного образуются временные связи между врож денными формами поведения — инстинк тами и явлениями внешней среды. Эти временные связи были открыты ученым при помощи слюнной железы, дея тельность которой отражает сложные фи зиологические процессы, протекающие в коре головного мозга. Великий ученый установил и доказал, что кора . больших полушарий есть то самое «седалище интеллекта», ко торое тщетно искали люди еще в древние времена. Собака, лишенная коры мозга, утрачивает весь свой жизненный опыт. Животное становится беспомощным, может погибнуть от голода среди изобилия пи щи. Его инстинкт оказывается неспособ ным без временных связей сохранить жизнь организма. Наследственная сила миллио нов поколений — инстинкт вынужден мириться с тем, что временные связи на слаиваются на нем, как на фундаменте, регулируют его мошь, тонко направляют п сдерживают его. Так взаимно уравнове шиваясь, живут в нас эти два начала, то слаженно и гармонически сливаясь, то вступая во взаимный конфликт. Верхний этаж мозга — кора, вместилище жизнен ного опыта, тормозит деятельность ниж него — подкорковых центров, хранили ща и источника наследственных свойств. Павлов вскрыл не только эаконы, управляющие деятельностью коры мозго вых полушарий, но и физиологические ме ханизмы и причины возникновения ряда болезненных состояний мозга — невра стении, истерии, шизофрении и т. д. Тридцать лет Павлов трудился над ре шением одной и той же проблемы, не ук лоняясь от намеченной цели. Продолжа тель его дела Константин Михайлович Бы ков вот уже четверть века держится од ного направления, изучая временные свя зи внутренних органов. Началось с «мелочи». Исследуя моче отделение у собаки, Быков наблюдал, что прп вливаппп животному воды через пря мую кишку, как правило, наблюдается усиление выделения мочи. Когда введение жидкости стали сопровождать свистком пли звонком, сигнал действовал так же, как вливание воды, — деятельность по чек усиливалась. Стало очевидным, что почки образуют временные связи с внеш ним миром. Годы настойчивых исканий показали, что не только почка, но н другие органы — печень, селезенка, а также кровенос ные сосуды — образуют временпые свя зи с предметами и явлениями внешнего мира. Стуком метронома или мерцанием лампы, образовавшими условный рефлекс в коре головного мозга животного, ученый усиливал выделение почек и печени, уве личивал и сокращал селезенку, сужал и расширял кровеносные сосуды, расстраи вал жизнедеятельность организма и вос станавливал ее. Сделалось понятным мно гое из того, что прежде казалось необ’яс- нимым. Стало ясно, почему, например, один вид операционного помещения пли кровоточащей раны вызывает у нас су жение кровеносных сосудов. Охлажден ное тело дрожит, «кровь стынет» — го ворим мы. Лицо смертельно бледнеет, в обескровленном мозгу меркнет сознание. Свойство крови вдруг резко меняется, она приобретает способность быстрее сво рачиваться. Что создает этот сложный про цесс? Какой импульс «подсказывает» кровеносной системб средство защиты от воображаемого зла? Пришло время внести исправления в учебники, признать, что существует си стема взаимосвязи между отдельными ор ганами и частями живого целого через кору полушарий головного мозга. Каждый орган сигнализирует о себе в центральную нервную систему, но только коре мозга дано изменить уровень его деятельности во пмя интересов организма в целом. Ап парат, организующий наше сознание, на ходится как бы под воздействием двух различных миров: с одпой сторопы — внешнего, с его вечно меняющейся сре дой, сложными формами борьбы за суще ствование, а с другой — огромного хозяй ства внутреннего мира. От того, насколько правильно кора мозга в них разберется, зависит благополучие всего организма. По еслп аппарат, оигапизушишн напю сознание, контролирует также отправлеппя внугрешгах органов, почему мы их обычно не ощущаем? Мы чувствуем свой желу док, печень, селезенку тогда лишь, когда их поражает страдание. Целым рядом уди вительных опытов Быков установил, что не все сигналы внутреннего и внешнего мира принимаются корой мозга одинаково. Наиболее важные вызывают немедленный отклик, другие отодвигаются в запас. До нашего слуха не доходит бой часов, когда мы заняты делом, по в минуты ожидания, | когда время приближает желанную цель, j доже стук маятппка становится невыносп- ; мым. Полушария мозга отодвигают то внутренний мир, то внешний, отбирая одни сигналы и ие откликаясь на другие. Так, благодаря блестящим исследова ниям Быкова былп заполнены белые пят на на карте физиологии. 4 -а -лъ Изучая нервы сердца, Павлов пришел к заключению, что помимо двух известных ! уже нервов, замедляющих и ускоряющих ! деятельность этого органа, еще два нерва влияют на жизнеспособность самой сер дечной мышцы. Одпн из нервов усиливает сердечный удар, повышает возбудимость мьпнцы, а другой, наоборот, ослабляет удар н понижает возбудимость. Такпм об разом, сердце оказывается под двойным контролем: нервов сосудистых, ведаюших потоком крови, и нервов трофических, определяющих в интересах всего организ ма точные размеры необходимого для серд ца питания. После долгих лет работы ве ликий ученый пришел к убеждению, что не одно только сердце, по и каждый паш орган п тканп находятся под воздействием трофических нервов. Это была лишь гипотеза — гениальное предвиденье. Нп Павлов, нп кто-либо дру гой трофических нервов не видел. УчейЪк Павлова, выдающийся учепый-фпзполог Леон Абгарович Орбели задался целью найти доказательства существования в организме тех симпатических нервных во локон, которые осуществляют так назы ваемую трофическую деятельность. Орбели начал псследоваппе со скелет ной мускулатуры. Экспериментатор рас суждал так. Скелетпая мышца животного получает двигательные импульсы пз го ловного мозга через корешкп еппнного мозга. Допустим, что параллельно с дви гательным нервом иа эту мышцу дейст вуют не обнаруженные еще окончания симпатического нерва, как это имеет место в сердечпой мышце. Спрашивается, как этот механизм открыть? В течеппе мпогпх десятилетий физиоло ги искали решеппя этого вопроса. Если в скелетной мускулатуре, рассуждали онп, действительно упрятаны симпатические волокна, то онп должны себя обнаружить, когда мышпа возбуждена, проявить себя так, как симпатические нервы в возбуж денном сердечном мускуле. К двигатель ным корешкам еппнного мозга подводили индукционный ток, под воздействием ко торого приходят обычно в движение мыш цы. Такпм же образом одновременно раз дражали симпатические волокна там, где они следуют пз спинного мозга к нижней конечности. Экспериментаторы рассужда ли, что еслп в скелетном мускуле имеются окончания этих волокон, то, хотя пх пн- кто не обнаружил, онп проявят себя под действием тока. Одпако фпзпологп ничего добиться пе сумели. Конечность сокраща лась независимо от того, возбуждали ли прп этом епмпатичеекпе волокна илп оставляли пх в покое. Орбели обпаружпл ошибку физиологов, оказав этим важнейшую услугу науке. Почему приложенный к волокнам ток, спросил он себя, должен был оказать влняппе иа движение скелетной мышны? Разве симпатическому нерву, действую щему трофпчеекп на сердечную мышцу, свойственна двигательпая функция? В опытах Павлова он проявлял себя лишь тогда, когда сердечная мышца перенапря галась и становилась неспособной сокра щаться. Орбели решил, что надо мышцу перенапречь п затем прпложпть ток к сим патическим волокнам в том месте, где они следуют пз спинного мозга к нижней ко нечности. Когда беспрерывные раздражения дове ли мышцу до крайней усталости, ученый приложил ток к волокнам симпатического нерва. Полумертвая конечность сделала движение, второе, третье, все более иабп- раясь сил. Казалось, в мускуле забился неведомый источник энергии. Конечность животного отвечала на каждое новое раз дражение. Она сокращалась п после того, как воздействие па симпатический нерв прекратилось. Во всем была полная ана логия с тем, что Павлов открыл в деятель ности сердечной мышцы. У скелетного мускула оказался такой же нервный ап парат — он регулировал химические пре вращения в мышце, влпял на ее состоя ние. Обнаруженные затем Орбели оконча ния симпатического перва былп так топки и незаметны п так были рассеяны у мы- шечпых пластппок, что становится понят ным, почему они так долго пе былп за мечены учеными. Дальнейшие исследования установили, что деятельность симпатических волокоп всюду приводит к изменению химических процессов, т. е. к тем трофическим влия ниям, которые предвидел Павлов. Гипотеза Павлова, таким образом, стала реальностью. Орбели сумел доказать, что симпатические волокна несут регулирующую службу во всем организме и даже оказывают влия ние па центральную нервную систему — спинной и головной мозг. Открытие при способительного значения симпатической нервной системы целиком принадлежит dvcckiim йчзпологлм. Впервые обоснован-. ное Павловым, опо было завершено его учеником Орбели. Это открытие имеет тем Полое огромное значение, что оно послужило основой для построения оощей теории функций симпа тической нервной системы. Опо об’яснило возникновение и течение ряда болезней, показало новые пути для их лечения. <г <г Учение Павлова о нервной системе, не-» сущей трофическую службу в организме,- вдохновило н другого его ученика — Алек сея Дмитриевича Сперанского. Павлов как-то пожаловался Сиеранско-» ’ му: — Пе ладится у нас с мозговымп собака ми (речь шла о собаках, подвергшихся операции мозга). Пе успеешь присмотреть ся к пей, она уже готова — эпилепсия и смерть. Подумайте, пожалуйста, над этим. Задача заключалась в том, чтобы сохра нить жизнь собаки, подвергшейся опера ции, связанной с удалением у нее отдель- ных участков коры полушарий. Образую щиеся после такой операции рубпы мозго вых оболочек вызывали у животного эпп- лепсию п смерть. Чтобы устранить возникновение рубпов, Сперанский решил выводить пз строя от дельные части коры, не рассекая твердой и мягкой мозговой оболочки. Он выпили вал отверстие в черепе собаки п пускал в отдельные места оперируемого участка за мораживающий газ. Ио и этп операшщ неизменно кончались катастрофой — немедленно наступал прпступ эпилепсии и вслед за нпм гибель животного. Первое исключеппе возникло, когда эксперимен татор заморозил участок коры и тотчас его удалил. Собака выжпла. Многолетние опыты убедили ученого^ что всякое заболевание, и эпилепсия в том числе, есть рефлекс — вынужденный ответ органнзма. Раздражение, достигшее известного предела, вызывает у нервной системы соответствующую реакцию. Пос ледняя стереотипно разворачивает патоло гическую картину, организует самое забо левание с начала до конца. Однажды воз никнув, первиый процесс способен либо окончательно погаснуть, либо оставить за собой прочный след, сохраниться в скры той фооме. В организме будет тлеть рани мое место и первое новое раздражение роз - родит минувшую болезнь. Таков механизм того, что мы называем предрасположением к болезнп. Замороженная кора мозга, не своевременно удаленная Сперанским, по тому и порождала эпилепсию, что, раздра жая мозг замораживанием, механизм болез ни, по выражению Сперанского, как бы спускали с цеии. Немедленное удаление коры не давало этому мехаппзму себя проявить плп обрывало его действие. Вре мя являлось решающей сплой в развитии процесса. « Какая же нервная спстема пачпнает д развивает болезненный процесс? Сперанскпй сделал вывод, что развитий патологической картины есть результат трофического расстройства. Заболевание* возникающее под влиянием болезнетвор ного раздражителя, оргапизуется именно! темп нервпымп элементами, которые по ученпго Павлова топчапшим образом уп равляют питанием клеток и регулируют взаимоотношения между тканями и окру жающей средой. Трофическая функция свойственна всей нервной системе. Любой нервпый пункт входит в состав трофиче ской нервной системы и активно связан с ез процессами. Эта открытия Сперапского, правиль ность которых подтверждена многолетними исследованиями, решительно отвергают представления о болезненном процессе, основанные на устаревшем учеппн немец кого патолога Вирхова. По сути дела это» новая теорпя патологии, фуидамеит меди цины грядущего. ☆ ☆ ☆ Научные достпжеипл многочисленных деятелей павловской школы расширяют и углубляют материалистические основы познания прпроды нервных механизмов п процессов, порождающих заболевания. Рассказывая о продолжателях дела вели кого русского физиолога П. П. Павлова, надо упомянуть также талантливых со ветских ученых П. П. Разенкова, который провел замечательные исследования про цессов пищеварения, А. Г. Пванова-Смо- ленского, применившего прппцппы Пав лова в лечении психических заболеваний, П. К. Анохина, работающего пад изучени ем физиологических первпых закономерно стей поведеппя целостного организма, Э. А.- Асратяна, занимающегося вопросами роли и значения коры головного мозга в восста новлении нарушенной функции отдельных оргапов и систем организма. Патология высшей нервпой деятельно^ стп успешно разрабатывается учениками и последователями П. П. Павлова — П. C j Купаловым, Л. П. Федоровым, С. Д. Ка минским и друтпмп. Павловские пдеп проникли в многочис* ленные области медицинской практики^ Лечение спом в психиатрических клини ках, новые методы лечения желудочно- кишечного тракта нахолят все более ши рокое и успешное применение. Партпя п Советское правительство окру жают советских физиологов большой забо-» той п вниманием. Нм предоставлены пре красно оборудованные институты п лабо ратории с многочисленными штатами со трудников. Работы учеников п продолжателей на-» шего гениального ученого получают высо кую опенку партпп, правительства и всей советской научной общественности. Александр ПОПОВСКИЙ, /* 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz