На страже Заполярья. 1949 год. Сентябрь.

I* 2 сентября 1949 г., >fs 207 (351Z). С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я В ответственный период учебы Как мы вели комсомольскую работу на походе Вся работа комсомольской организации нашего корабля направлена на обеспече­ ние передовой роли комсомольцев' в учебе, службе и дисциплине, на оказание помощи командиру в решении задач, поставленных перед лпчным составом. В период подготовки корабля к плава­ нию этот вопрос был обсужден на комсо­ мольском собраипц. Под руководством пар­ тийного бюро комсомольская организация начала претворять в жизнь решение соб­ рания, широко применяя все формы виут- рисоюзной и массовой работы. Еще больше возросло значение комсомольского бюро, как органа коллективного руководства. Одно из важнейших мест в работе ком­ сомольской организации занимала про- пагадда достижений передовых воинов в боевой и политической подготовке, выра­ щивание новых отличников из числа ком­ сомольцев и несоюзной молодежи. С этой целью проводились комсомольские собра­ ния с вопросами: «Служить Родине так, как служит комсомолец Григорий Мехед», «Работа старшины 1 статьи Шорина и его отделения». 11 а конкретных примерах патриотического выполнения долга перед Р одиной воспитывались комсомольцы и нееоюздая молодежь. Пропагандой опыта отличников занима­ лись комсомольцы-агитаторы, корабельная стенная газета, «Боевые листки» ц радио­ газета. Псдользуя конкретный материал о лучших людях корабля, комсомольское бю­ ро призывало равняться по ним, добивать­ ся успехов в службе. По инициативе комсомольского бюро устраивались совещания отличников Соо- воГ; и политической подготовки, на кото­ рых выступали командир корабля, секре­ тарь партийной организации, командиры подразделении, коммунисты и комсомоль­ цы. Отличники делились опытом сьоей службы* рассказывали о том, как они добддись успехов. Эта работа подкреплялась практической помощью отличников своим товарищам по оружию. Старший матрос Камиев служит радистом. Он отставал в изучении мате­ риальной части» Помочь комсомольцу Кам- неву взялся старшина Э статьи Бабкин— отличник боевой и политической подготов­ ки. Помогая Камневу в совершенстве изу­ чить. специальность» старшина-комсомолец добился того» что тот мастерски овладел боевым оружием, стал активно выступать на политических занятиях. Сейчас имя Камнева занесено на Доску отличников. Отлцчно владеющий своей специаль­ ностью старшина 2 статьи Мехед повсе­ дневно передает опыт своим подчиненным. Комсомолец Лозовой слабо знал специаль­ ность. Настойчивая и повседневная по­ мощь комсомольца Мехед дала свои ре­ зультаты. Сейчас старший матрос Лозовой — отличник учебы. Хорошей формой пропаганды достиже­ ний огсгячников, мобилизаций;i? комсомоль­ цев на еще лучшее изучение специально­ сти ‘ являются технические конференции. Комсомольское бюро помогло командованию провести несколько таких конференций с участием всего личного состава корабля. Последняя техническая конференция, по­ сиял,енная взучепию корабля, была прове- дева в самый разгар летнего плавания, на­ кануне выполнения кораблем одной иэ учебных задач. Большую помощь в прове­ дении атой технической конфереицпи ока­ зал член партийного бюро офицер Алек­ сандров. Он выступил с докладом по основ­ ному вопросу, раз’яснил, какое значение имеет знание устройства корабля и своей специальности- в условиях войиы. Члены Р4КСМ Краснов, Мехед, Ульянов, Дучииин, Стогдачев рассказали об устройстве своих заведывапий, о том, как они добились успехов в овладении специальностью, став мастерами своего дела. Техническая конференция мобилизовала личный состав корабля на еще лучшее обслуживание заведываний, четкое и бдн- I'eauioe несение ходовой вахты. Задача, стоявшая перед кораблем, была выполнена успешно.. В доходе старший матрос. Шев­ ченко проявил находчивость и умение. Неся вахту у дизель-дпнамо, он заметил, что прекратилась подача воды в систему охлаждеппя. Хорошо зная свою специаль­ ность, Шевченко смог принять правильное решение. Он быстро перешел на аварий­ ную систему охлаждения. Но вода все же * не поступала. Создалась угроза перегрева двигателей. Старшин матрос Шевченко взял шланг и присоединил его к общей корабельной пожарной системе, обе­ спечив этим бесперебойное поступление воды для охлаждения дизеля. Характерен еще один пример. Корабль стоял на якоре. На соседнем корабле лег­ кий водолаз производил осмотр корпуса. Сильным течением его отнесло под винты корабля. Пытаясь всплыть на поверхность и борись с сильным течением, водолаз но- вредцл систему подачи воздуха. Поступле­ ние кислорода прекратилось, жизни моря­ ка угрожала опасность. Находившийся в это время поблизости водолаз нашего ко­ рабля комсомолец Касаткин, не медли ни минуты, бросился н ноду и поплыл на выручку товарища. Водолаз был поднят, его жизнь спасена. Мужественный носту- комсомольпы Стогначев п Боловннцев, бе­ седы которых с большим вниманием слу­ шал личный состав. Редколлегия регулярно выпускала стен­ ную газету, в которой освещались успехи в выполнении очередных задач, рассказы­ валось о передовых матросах и старшинах, критиковались отстающие. В подразделе­ ниях корабля выпускались «Боевые лист­ ки». В них оперативно отражалась жизнь корабля. Выиускам «Боевых листков» руководили -секретари комсомольских орга­ низаций подразделений. Оссбснио хоро­ шо сцравлялся со своими обязанностями пок комсомольца Касаткина — показатель редактор «Боевого листка» комсомолец До его высокой морской выучки. За время мансв. летнего плавания он выполнил несколько сорьеэдых заданий, проработав иод водой много часов. За добросовестное отношение к порученным обязанностям отважному водолазу комсомольцу Касаткину досрочно присвоено очередное воииское звание. Комсомольцы корабля, неустанно совер­ шенствуя свои знания, не останавливаются на овладении только одной специаль­ ностью: многие успешно овладевают вто­ рыми специальностями. Значение эргого но * лезного дела очзиь велико. Комсомолец Наумов, опытный рулевой, освопл более сложную специальность штурманского электрика п в период плавания успешно справляется со своими новыми обязанно­ стями. Матрос боцманской команды Ко­ четков осваивает специальность рулевого. Особого внимания заслуживает пример старшего матроса Юрия Трольмана. Прибыв на корабль, он начал службу в должности трюмного машиниста. Постоянно совершен­ ствуя свод знания, много и упорно зани­ маясь, Трельмаи овладел специальностью м<»торнста и уже второй год служит на но­ вом посту. Не довольствуясь этим, ои освоил еще специальность шофера и, едав зачеты, получил право водить авто­ машину. Успешно освоили по две спенн- альнооти комсомольцы Мясников, Горин и другие. Комсомольокая организация ко­ рабля призывает всех комсомольцев рав­ няться до втим церздовым товарищам. Выращивание отличников немыслимо без повседневного и целеустремленного по­ литического воспитания нашей молодежи. К этому обязывают нас решения X I с'езда ВЛКСМ» Комсомольская организация нашего корабля неуклонно вьшодияет решения с’взда. В цериоц летнего цдавания воспи­ тательная ' работа получила большой т-аз-* мах. Мы изучали биографии великих вож? дей В, П. Ленина и И. В. Сталина, ши­ роко пропагандировали подвиги героев Be* ликои Отечественной войны, победы совет* ского народа в борьбе за построение ком­ мунизма. Все это воспитывает у молодежи любовь к Родине, верность своему воин­ скому долгу, ненависть к врагам» К прове­ дению докладов и бесед по биографиям В. И. Ленина и И. В. Сталина комсомоль­ ское бюро привлекает наиболее подготов­ ленных комеомольдеа-активистов, в пер­ вою очередь офицеров. Часто высту­ пают перед комсомольцами коммунисты тт. Александров, Романов, Цыганок. Пропаганде достижений русской науки и техники, приоритета русских ученых, Ш(кбретателей и исследователей было цо- священо открытое комсомольское собрание с повесткой дня: «Наша страна —* родина великих открытии и изобретений». Это собрание тщательно готовилось и прошло ца высоком идеццом уровне. На собрании выступили многие комсомольцы. Слушая Н-\ рассказы о жизни и деятельности велнкнх русских ученых Ломоносова, Попова, Мо­ жайского, Лобачевского, Менделеева, Тими­ рязева, Циолковского, Павлова, Мичурина, комсомольцы проникались чувством закон­ ной гордости за своих соотечественников. Большую пользу принесло также соб­ рание комсомольской организации одного из подразделений корабля с повесткой дня: «Природные богатства и развитие произво­ дительных сил Мурманской области»» Вы­ ступавшие па атом собрании товарищи рассказали о значении Кольского полуост­ рова, о его богатствах и развитии в годы советской власти. В условиях плавания не всегда имелись возможности проводить массовые меро­ приятия с участием всего лпчпого состава, поэтому особенно возросла роль комсомоль цсв-агитаторов. Агитаторы, проводя инди­ видуальные беседы на боевых постах, чит­ ки материалов из газет п журналов с не­ большими группами личного состава, хоро­ шо справились с возложенными на них обязанностями. Нх работа контролирова­ лась партийным бюро корабля, для них устраивались инструктажи и семинары. Хорошо строили свою "работу агитаторы Корабельный радроузел был использован для выпуска радиогазеты, передачи инфор­ маций о людях, отлично выполняющих свои обязанности на походе. У микрофона перед личным составом выступали комаи- дир корабля, заместитель командира по политчасти. Но радио всему личному со­ ставу зачитывались приказы Министра Вооруженных Сил и поздравления по слу­ чаю праздиовацця Дня Воздущцого Флота и Лия Воеццо-Морского Флота. Политическая учеба во время плавания шла непрерывно. Группы старщинского и рядового состава регулярно занимались по очередным темам программы. Комсомоль­ ское бюро главное внимание уделяло тс с помощниками руководителей полит­ занятий, многие из которых являются ком­ сомольцами. На заседании бюро заслушива­ лись помощники руководителей груди тт. Карпов п Мудроз» Члены бюро совето­ вали им, как лучше организовать рабщу, более высококачественно проводить заня­ тия. устрапять недостатки. Очень важное значение в условиях цда- р-гния корабля вдали от базы имела четкая цианизация работы корабельной библиоте­ ки. Одно время корабельный библиоте­ карь член ВДКСМ Волковой не за­ мечал недочетов, имевшихся в работе биб­ лиотеки. Было решено заслушать его на заседании бюро. Справедливая товарище­ ская критика и помощь комсомольского бюро помогли тов. Волков.ому даладить ра­ боту. Деятельность библиотеки улучши­ лась. Выполняя пожелания комсомольцев, бюро ВЛКСМ подготовило ц цров.ело лите­ ратурный вечер. В докладе да тему’ «Рас­ цвет литературы сталинской эдохц» было изложено краткое содержание ц адачецце произведений советской поэзии п прозы последних лет: «Друзья и ввагп» R» Си­ монова, «Рабочий день» М. Луконцда, «Грузинская весна» Н. Тихонова, «Мы — советские люди» Б. Полевого, «Честь смолоду» А. Нервенцева, «Далеко от Москвы» В. Ажаева. Выступивший на этом вечере член ком­ сомольского бюро офицер Надергудов поде­ лился своими впечатлениями о книге С. Ба­ баевского «Кавалер Золотой Звезды». Ком­ мунист Цыганок рассказал о борьбе слав­ ных советских патриотов героев-цартизан **в тылу у врага, отраженной в произведе­ ниях «3 пЬ было под Ровно» Медведева и «Г> Крымском подполье» Козлова. Литера­ турный вечер способствовал значительному повышению интереса к чтению художест­ венной литературы у нашей молодежи. На­ ходясь в плавании, личный состав ко­ рабля не чувствовал себя оторванным от нашей страны, на образах героев кнпг учился преодолевать трудности. Непрерывно велась на походе п внутри­ союзная работа. Регулярно проводились собрания комсомольского актива, на кото­ рых обсуждались вопросы практики рабо­ ты, активисты обменивалноь своим опы­ том. Секретарь партийного бюро корабля провел занятие с комсомольским активом на тему: «Как организовать работу бюро в период летнего плавания». Это занятое помогло секретарям и членам комсомоль­ ских бюро подразделений устранить имев­ шиеся ошибки, вести работу более конкрет­ но и оперативно. Велась индивидуальная работа и с не- сэюзной молодежью. Лучшие матросы го­ товились к вступлению в ряды ВДКСМ. Примерные вовны старшие матросы Дво­ рецкой и Шевченко падали во время пла­ вания заявления о приеме их в ряды ВЛКСМ. • Работа комсомольской организации на­ шего корабля, направленная на оказание помощи командованию и партийной орга­ низации в выполнении плана боевой и ли- литической подготовки, принесла положи­ тельные результаты. Командир дал хоро­ шую оценку работе личного состава. - Сенретарь комсомольской организации А. ШУМНЫЙ. В партийных и комсомольских организациях ИНИЦИАТИВА ПАРТОРГАНИЗАЦИИ По инициативе партийной организации Нашего подразделения выпускаются «Бое­ вые листки» на производстве. В них отме­ чаются результаты труда лучших воииов- строитедей, перевыполняющих производ­ ственные нормы. Комсомолец Митрюжин на протяжении своей службы в нашем подразделении всегда выполняет производственные нор­ мы. 0 его работе сообщалось в «Боевом листке». Солдат Н. ЛУКАЦКИЙ. НА КОМСОМОЛЬСКОМ СОБРАНИИ В нашем подразделении состоялось ком­ сомольское собрание с повесткой дня: «За­ дачи комсомольской организации в повы­ шении производительности труда п укреп­ лении производственной дисциплины». С докладом выступил командир. Ефрейтор В. УСАЧЕВ. К П РО ВЕРКЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИИ В комсомольской организации нашего подразделения прошло собрание с повест­ кой дня: «Подготовка к проверке полити­ ческих знаний». Докладчик коммунист Волков вскрыл недостатки в работе комсомольцев но под­ готовке к проверке политических знании и поставил конкретные задачи. В прениях выступили комсомольцы тт. Никулин, 3ia- харов и другие. Младший сержант Н. ЗИНЧЕННО. ПОДГОТОВКА К ЗИМЕ С повесткой дня'. «Подготовка к зиме и задачи комсомольцев» состоялось откры­ тое комсомольское собрание нашей органи­ зации. Собрание наметило ряд мероприя­ тий ио подготовке к зиме. Слова комсомольцев не расходятся с де­ лом: отремонтировано овощехранилище, оштукатурена часть житых зданий, засыпаны шлаком стены помещений. В этой работе комсомольцы приняли самое деятельное участие. Ефрейтор М. ИГНАТЕНКО. БЕСЕДА АГИТАТОРА По поручению комсомольской организа­ ции агитатор комсомолец тов. Вихров про­ вел беседу с личным составом па тему: «Мощный экономический рост нашей страны в послевоенной сталинской пяти­ летке». Беседа прошла интересно и увлекатель­ но. Матрос М. КАССИН. УЛУЧШИТЬ РАБОТУ СТЕНГАЗЕТЫ Степная газета в подразделении цчеет большое воспитательное значение. Ода учит воинов образцово служить Родине, помогает вскрывать и устранять недо­ статки и ошибки, бороться с зазнайством и самоуспокоенностью. Степная газета ставит в пример воинов, отлично успева­ ющих в боевой н политической подготовке. Но не так, к сожалению, работает степ­ ная газета, редактором которой со.дат Остапчук. Она выпускается нерегулярно, оформляется плохо. В заметках доцускает* ся много ошибок и исправлений, написаны они неясным почерком. Отсутствует настоя­ щая критика недостатков, мало освещает­ ся жизнь и быт подразделения. Нет проверки правильности фактов, о которых пишет газета. Например, автор за­ метки «Беречь военное имущество» солдат Зенин пишет о добросовестном и береж­ ном отношении к имуществу солдат Пря- ничникова и Богданова, указывая, что они бережно относятся к сохранению имуще­ ства, чем удлиняют срок его иоски, что на производственных работах на об’ектах они бережно относятся к выданной им спец­ одежде, чем вносят свою долю в дело го­ сударственной экономии. Редактор не про­ верил фактов, а они не совсем верны. Безусловно, что эти недостатки в газете [нужно изжить. Ефрейтор А. ВИНОКУРОВ. В образцовом состоянии содержит свое з.ээецывгагие колиндир отделения минеров старший n к*трос Николай Стер* хов. Материальная часть, о-служ»зэе- мад ого отделением, всегда действует безотказно. За короткое время службы на кораб­ ле он завоевал почетное звание отлич­ ника боевой и политической подготовки. НА СНИМКЕ: старший матрос И. С^рхо* Голова) и N*aTpoc И. Ларине* за проверкой трального приспособления. Фото Н. Высоцкого. рЛюбовь ккниге= О ч5м гоадрит читатапьчкий 5шчт ставшего овджанта Анммива • На-днях мне довелось увидеть чи­ тательский билет старшего сержанта Анисимова — механика по вооруже­ нию. За прошедший месяц Анисимов прочитал несколько десятков книг, причем к чтению он подходит очень разборчиво, вдумчиво* берет не что попало, а те книги , которые помога­ ют ему в воспитании своего характе­ ра, и формировании каммундстическо- го мцооаоззреиия. Среди прочитан­ ных нм книг ™ цовннки современ­ ной художественной литературы, про­ изведения, удостоенные Сталидской 5 премии, такде, как «Счастье» П. Пав- ледко, «Белая береза» М, Бубецнова, «Кавалер Золотой Звезды» С, Бабаев­ ского, «Далеко от Москвы» В, Ажае­ ва, «Адитет уходит в горы» Т. Се- мушкдна, «Необыкновенное лето» К, Федина, «Знаменосцы» А, Год- чара, «Трое и серых шинелях» ![ В. Добровольского, «Дди и ночи» ! К. Симонова и многие другие, • —«- II как вы успеваете все дрочи- (| тывать? — спросил я Анисимова. — Для того, чтобы прочесть кип- Л гу, — говорит Анисимов, — нужно \ прежде всего полюбить ее, а время |[ для чтения всегда найдется. Анисимов рассказал о том, как ш приучил себя к чтению, что цен­ ного дает ему литература. Он гово­ рил убедительно, с большим вдох­ новением. Чувствовалось, что стар­ ший сержант очень полюбил книги н много времени посвящает чтению. До военной службы Анисимов тоже читал книги, но значительно меньше, чем сейчас. После училища, когда он | прибыл в подразделение, первое вре­ мя читать также приходилось урыв­ ками, но потом интерес к чтению с каждым дцем возрастал, У героев книг Ацдсцмов учдлся ждть. и рабо­ тать. — Однажды, рассказывает старший сержант, — на самолете, который я обслуживаю, обнаружили дефекты. Мне за это, конечно, попа­ ло. Тогда я мог опустить рукд, доте- рять веру в себя, внушить себе, что я вообще не способен работать по этой специальности, а должен искать себе чего-нибудь более легкого. Одна­ ко этого не случилось. Герои книг научили меня не впадать в отчаяние, а, наоборот, преодолевать трудности, добиваться цамечеддод цели. II Анисимов добился. Он стал неплохим специалистом. Много читает Анисимов политиче­ ской литературы. В системе полити­ ческих занятий он изучает «Краткий курс истории ВКП(б)». Это сталинское произведение стало его настольной книгой. Анисимов работа­ ет также над книгой И. В. Сталина «Вопросы ленинизма». Результаты не замедлили сказаться — на инспек­ торской проверке политических заня­ тий старший сержант Анисимов по­ лучил отличную оценку. Каждая прочитанная книга обога­ щает знания Анисимова, расширяет его кругозор, формирует полити­ ческое сознание, помогает ему ус­ пешно выполнять священный воин­ ский долг. Младший сержант И. ЗАХАРКИН. ГЬе же провести свободное время? В нашем подразделении наблюдение за порядком в комнате цолитцросветработы поручено сержанту Литвину, но он к этому поручений относится безответственно, и поэтому кондата полптпросветработы без­ действует. Кто же пойдет сюда провести свободное время, если в комнате по.ддтпросветработы нет настольных игр шашек, шахмат, домино, нет художественной литературы, газет. Не созданы условия для чтения книг, для отдыха. Руководители партийной и комсомоль­ ской организаций не замечают этих суще­ ственных недостатков. Солдат Н. КОЧЕТКОВ. Четвертая годовщина со дня капитуляции Япони 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии. Эта дата вошла в историю как день окоичания второй миро­ вой войны. Советский Союз, сыгравший основную роль в уничтожении западного очага аг­ рессии, внп* важнейший, решающий вклад и в ликвидацию очага агрессии на Востоке. Война на ДальВем Востоке к моменту вступления в нее Советского Союза дли­ лась уже почти четыре года. США и Ан­ глия, предоставив Советскому Союзу один- иа-одии бороться с фашистской Германией, превратилась в мпролюихшое демократичен ское государство. На деле, однако, задача.’ демилитаризации и демократизации Япо-‘ нин, предписываемая Потсдамской деклара-. цпей и решениями союзной Дальиевосточ-. ной комиссии, усилиями монополистиче­ ских американских кругов, направляющих деятельность штаба Макартура, оказывает- сл с каждым годом все дальше и дальше от своего осуществления. Вдохновители и глав­ ные организаторы империалистической аг-; рессии— японские магнаты капитала сохра-. нили свои прежние господствующие цози- инели возможность сосредоточить подавляю- ции в японской экономике (правда, значи- Шуи» часть своих сил на Тихоокеанском фронте. Больше того, воюя против Японии, они могли полностью сбросить со счета та­ кую крупнейшую вражескую силу, как японская Квантунская армия, подготов­ лявшуюся к прыжку на Советский Даль­ ний Восток u ие отзывавшуюся с маньч­ журского плацдарма даже и самые напря­ женные моменть^тихоокеанской войны. Ио, несмотря на то, что вооруженным си­ лам Англии и США щютиностиала лишь часть япоиских вооруженных сил, несмотря на то, что йх руки иа Западе были развя­ заны героическим единоборством Советско­ го Союза с гитлеровской военной машиной, ич не удавалось нанести Японии решающе­ го удара. Еще в июле 1945 года японское правительство категорически отклонило требование США, Англии н Китая о безого­ ворочной капитуляции. После войиы американские империали­ сты сочинили и пытались распространить и антисоветских целях легенду о том, что НО ветупленио Советского Союза в ванну и молниеносные сокрушительные удары Со­ ветской Армии принудили японскую пра­ вящую мжщу согласиться на капитуляцию, а„. две американские атомные бомбы, сбро­ шенные на гражданское население япон­ ских городов Хиросима и Нагасаки. Вздорность этих пропагандистских из­ мышлений, направленных на то, чтобы приуменьшить роль Советского Союза в разгроме Японии, слишком очевидна. Как мало тогда верило само англо-американское верховное командование в «магическую» силу атомной бомбы, видно из того, что не далее как в 1945 году оно планировало начало решающих операций против япон­ ской метрополии только на лето 1946 го­ да. Японские империалистические правите­ ли и ие помышлялн о капитуляции. На­ против, онп превратили всю страну в во* оружейный лагерь, рассчитывая в дальней­ шем, опираясь на маньчжурскую базу, развернуть длительное сопротивление. Народы долго бы еще ждали мира, если бы Советский Союз пе вступил в войну, смешав тем самым все карты яцонекой военщины. Советским войскам пришлось ераанться один-иа-один о миллионной Кваитунекой армией, которую японская военщина заботливо оберегала, обучала п оснащала новейшим вооружением для по­ следней решительной схватки. Этой ар­ мии, лучшей в системе император­ ских вооруженных сил, был нанесен по- истине сокрушающий удар, поставивший Японию на колени. Поражение японских самураев было результатом искусства, си­ лы и героизма советских воинов. Ускорив крушение японского империа­ лизма» Советский Союз тем самым прибли­ зил окончание мировой войпы и спас наро­ ды, в том чирде и японский народ, от дальнейших жертв д страданий. Исконные земдд нашей Родины — Южный Сахалин д Курильские острова былц возвращеиы Советскому Союзу. «Отныне, —- сказал товарищ Ц. В. Сталин в обращении к народу 2 сеи- тябця 1945 года, — они будут служить ие средство* отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения, на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрес­ сии». Советская Армия вернула Китаю Маньч­ журию, разбойнически отторгнутую у пе­ го Яцонней в 1931 году, изгнала японских захватчиков из Кореи, положив конец по­ чти полувековому владычеству японских колонизаторов в этой стране. Разгром им­ периалистической Японии окончательно вырвал из-под пяты японекпх оккупантов народы Филиппин, Индокитая, Бирмы, Ин­ донезии, Малайи, вернув свободу почти нолумилдпарду людей, С избавлением от японского ига перед народами Дальнего Востока впервые открылась возможность мцрцого существования и развития иа на­ чалах полной свободы, независимости и демократии. Однако, если со стороны Советского Сою­ за эти пароды в своих национальных чая­ ниях встретили полное понимание, сочув­ ствие и поддержку, то со стороны США, Англии и других колониальных держав последовало яростное сопротивление. На­ рушив все свои обещания, эти державы на­ чали войну против народов, отстаивающих свое право на мирное независимое сущест­ вование и демократическое развитие, с тем, чтобы восстановить в освобожденных стра­ нах Азии режим колониальной эксплоата- ции. Четыре года длится кровопролитная вой­ на и Индо-Кнтае и в Индонезии, Четыре го­ да американские империалисты препятст­ вуют об единению Кореи, пытаясь превра­ тить Южную Корею- в свою колонию и воеино-стратегцческую базу. Непрерывный рост национально-освобо­ дительного движения народов Азии, всемир­ но-историческая победа демократических сил Китая, успехи политического, экономи­ ческого и культурного развития Северной Кореи — все это говорит о том, что врагам мира п демократии не удалось и не уда­ стся лишить народы плодов победы, одер­ жанной над японским агрессором. Что принесли эти четыре года японско­ му народу/ Если верить хвастливым декла­ рациям генерала Макартура, то Япония чуть ли не на другой же день после при­ бытия американских оккупационных войск J- тслыю потеснившись в пользу своих аме­ риканских покровителей). Японская .^ко-* комика приспосабливается к интересам американских монополистов. Об этом уси­ ленно печется реакционное японское пра­ вительство, направляемое финансово-про­ мышленной кликой Дзайбацу. Вот почему развитие мирных отраслей японской про­ мышленности никак не может достигнуть и половины довоенного уровня. Вот почему внешняя торговля Японии приносит огром­ ные убытки стране, обогащая американ­ ских экспортеров. CJUA навязывают Япо­ нии свои товары, заставляя платить за пих П) ценам, втрое превышающим цены внут­ реннего рынка. Ио указке Уолл-стрита японское правительство изменило трудов»» законодательство,'Липши рабочих и служа­ щих права на об’единение в профсоюзы к на забастовки, оно осуществляет «реорга­ низацию» предприятий, выбрасывая на улицу сотни тысяч рабочих, снижает их без того мизерную зарплату. Американские оккупационные власти упорно саботируют осуществление первей­ шей» и безусловного требования Потсдам-- ской декларации о полной демилитаризации Японии. Вместо ликвидации военно-про­ мышленного потенциала Я понии , без чего; немыслимо окончательное разоружеци» японского агрессора, штаб Макартура по- указке американских монополий проводит политику возрождения яшшской военной промышленности, срывает союзные реше­ ния о демократизации Японии. Под маской полицейских сил, «пожарных команд» и т. п. усиленно воссоздается японская ар­ мия, Сотни тысяч трудящихся Японии не имеют крова над головой, а оккупапиоп-, ние власти ведут на японских островах военно-стратегическое строительство значи-. тельных масштабов. Империалистические круги США готовят Я понию к роли главного центра замышляе­ мого ими агрессивного Тихоокеанского бло­ ка, который должен служить дополнением к Северо-атлантическому пакту'. Бывший командующий 8 -й американской оккупа­ ционной армией в Японии генерал Эйкель- боргер выступил на-днях с речью, в кото­ рой оп открыто призывал вооружить Яио- : нию и превратить ее в «союзника США» на случай будущей войны. Планы возрождения японского империа­ лизма определяют и внутреннюю политику американских оккупационных властей в Японии, направленную на подавление враждебных империализму демократических сил. Особенно жестокому преследованию подвергается наиболее последовательный; борец за миролюбивую демократическую Японию — японская коммунистическая партия. Штаб Макартура и правительство Носида всеми средствами пытаются изоли- ■ ровать японскую компартию, поставить ер деятельность в условия невыносимых ог­ раничений. Они не останавливаются даже перед чисто фашистскими методами, прибе­ гая к массовым арестам п жестоким пыт­ кам. Действуют наемные убийцы, нападаю­ щие на коммунистических деятелей, орга­ низуются налеты иа руководящие центры компартии п редакции коммунистических, газет. Но японская компартия недаром свы­ ше четверти’ века работала в условиях же­ сточайшего военно-полицейского террора. Накопленный ею опыт позволяет ей и в нынешних трудных условиях травзд и преследований всегда оставаться вместе с ■ народом, руководить широким движением против 5нтииародного правительства, про­ дающего независимость страны п способст­ вующего ее колонизации. Компартия вместе • с народом выступает против попыток пре­ вращения Япоипц в военно-стратегдческпй • плацдарм американского империализма, за i демократию, за права и жизненные иите- ] ресы народа. Пе случаен тот Факт, что именно в пы- , нешнем году, когда полицейский террор п]ютпв японекпх прогрессивных спл ДОСТИГ наибольшего за все время американской оккупации размаха, японская компартия одержала иа парламентских выборах небы- . валую победу. Капдпдаты компартии собрали 3,5 миллиона голосов и получили в парламенте 36 мест — в девять раз больше, чем на прошлых, выборах. Это го­ ворит о неуклонно продолжающемся ро­ сте и укреплении демократического лагеря Японии, о повышении его политической сознательности, о включении в него все бо­ лее широких слоев японского народа. Демо­ кратический лагерь Японии в своей борьбе опирается иа единство прогрессивных сил всего мира, возглавляемых великим борцом за мир и международную безопасность Со­ ветским Союзом. Советский Союз на протяжении всех четырех лет, потекших после капитуляции Японии, ведет решительную п последова­ тельную борьбу за точное выполнеппе принципов Потсдамской декларации, за д 1 Йстаительное разоружение, за демокра- •, тпческое переустройство политического и социального уклада страны, эа улучшение жизненных условий японского народа. Советский Союз настаивает на скорей­ шем заключении демократического мира, — . мира, который исключит всякую возмож- • иост.ь возрождения Японии как агрессив- J пой силы и откроет и?ред японским наро­ дом путь независимого мирного демократи­ ческого развития. Борьба Советского Союза :;а демократический мир иа Дальнем Восто­ ке отвечает кровным интересам народов всего мира. М . М А Р КО В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz