На страже Заполярья. 1949 год. Сентябрь.

18 сентября 1949 г., № 221 (352Е), H I С Т Р Л Ж Е Ш И Ш - Е Я Л и т е р а т у р н а я с т р а н и ц а Николай_БОБРОВ« Товарищ Сталин дал высокую оценку советским летай кам, которые своим умением я самоотверженностью проела, вили могучую авиацию нашей социалистической Родины. «В боях за свободу и независимость нашего Отечества, — отмечал он, -- советские летчики дали немало примеров без­ заветной стойкости, отваги и подлинного героизма». Родина достойно отметила подвиги сталинских соколов. Более двух тысяч летчиков, штурманов, воздушных стрелков удостоены звания Героя Советского Союза. К числу этих прославленных авиаторов принадлежит гвардии полковник Владимир Лавриненков. Он дважды награжден Золотой Звездой Героя. О жизни Владимира Лавриненкова рассказывается в новой повести Николая Боброва. Ниже печатаются отрывки из этой * * Тяжелый для нашей Родины 1941 год Лавриненков провел на Волге. Полб, в ко­ тором он служил, находился под Сталин­ градом. Когда выпадали ясные дни, Даври- нешнш вылетал на учебную стрельбу по конусам и щитам. В нем быстро обнару­ жился талант истребителя. 'Его ночные по­ леты я тренировочные воздушные бои вы­ зывала всеобщую похвалу. Но вскоре мо­ лодого летчика перестали удовлетворять учебные бои. Сержанта Владимира Лаври- ненкша влекло на фронт, в бой с настоя­ щим, злым и сильным врагом. — Я понимаю: тренировка многое-даег, а на фронт когда же? — жаловался он друзьям. И вот однажды пришел приказ: на фронт! С той поры до Дня Победы Влади­ мир Лавриненков совершил сотни боевых вылетов. Он побывал на многих фронтах. Сталинград, Ростов, Севастополь*•Одесса, Кенигсберг, Познань, Берлин — таков его боевой путь с многочисленными воздуш­ ными боями...' Лаприненков со своим напарником Степа­ ненко часто вылетал на боевые задания* уничтожал в небе Сталинграда фашистские самолеты. Они вылетели однажды «прочесать» воздух, надеясь перехватить двух-трех «мессершмитгов» или, на плохой конец, подловить бомбардировщика или транс­ портника. Но вышло иначе. Шесть «мес- серншиттов» мчались навстречу двум со­ ветски самолетам. Расстояние сокраща­ лось с необыкновенной быстротой. Заметив советские самолеты, немецкие летчики быстро изменили боевой порядок. Лавриненков с разгона круто взметнул-, ся к солнцу. На мгновение козырек ожег слепящей вспышкой глаза. Не прошло и пяти секунд, как Лавриненков «клюнул» иемеский самолет, и тот стал рассы­ паться. Лавриненков снова взмыл и по­ вис сад «мессерами», яростный, неукроти­ мый. Но тут другие «мессера» 8ажали его в клеща. Рой пуль, светящихся сна­ рядов пересекал все пути выхода. Владимир Лавриненков видел только од­ но: огненные трассы, острые, как кинжал, — впереди себя, над собой, позади, сбоку. В глазах зарябило, и вдруг он почувст­ вовал, что-то крепкое, жесткое ударило по •колпаку кабины, по фюзеляжу, по плоско­ стям. Машина вздрогнула. Он взглянул на крыло. На нем болта­ лись клочья обшивки. В этот момент Лав- ринепков услышал в наушниках голос сво­ его напарника. —•Держись, орел! Не давай себя рас­ стреливать! Лови, момент. И Лавриненков ввел матпипу в пике. Маленький истребитель, точно птица, сло­ жившая крылья, полетел навстречу земле. Затрепетали стрелки прибора. Во рту у Завриненкова пересохло. «Довольно! — подумал Лавриненков». — и взял ручку на себя. Самолет рванулся из пике. Центро­ бежная сила вдавила голову в плечи, в глазах поплыли круги, разноцветные зиг­ заги. Рука опять нажала гашетку. Огнен­ ная трасса прочертила небо, прошила 1 «мессершмитт», который, проделывая пос­ ледний путь к земле, оставил в небе траур­ ный шлейф. К исходу великой Сталинградской битвы 'Лавриненков сбил 26 фашистских самоле­ тов. В ясШ{ 1 й первомайский день на одном -из южных аэродромов около Ростова-на-До- ну ему вручили Золотую Звезду Героя. Радол ь Владимира Лавриненкова была безмерна... ...А вот что произошло с ним дальше. ‘ 23 августа 1943 года, вылетев на боевое задание, Владимир Лавриненков над с&моЙ линией фронта услышал в на­ ушниках приглушенный крик: — «Рама»! «Рама»! Выше, выше вас! Бейте ее, бейте! Но летчик уже сам заметил немецкий самолет. — Атакую!— предупредил Лавринен- вов по радио своих товарищей. Немецкий летчик, повидимому, заме­ тил советский истребитель и, резко по­ вернув, стал уходить. Лавриненков по­ гнался за ним. — Не уйдешь! — шептал он, стиснув йубы, и сознание, что вот-вот, сию секунду он собьет «раму», экппаж кото­ рой фотографировал советские позиции, еще сильней разожгло в нем страсть и азарт бойца. Вдруг его потряс удар невероятной си- » лы и он потерял сознание. Спустя мгно- добраться до линии фронта. Но до фронта повести. — ^енде хох* Р уки вверх? Лавриненков потянулся за пистолетом, но его не оказалось в изорванной кабуре. Летчик хотел спрыгнуть с крыши, но в это время кто-то сзади схватил его за ру­ ки. Владимира посадили в коляску мотоцик­ ла и повезли под усиленной охраной на допрос. * Долго выпытывали немцы у Лавринен­ кова разные сведения, но он не отвечал ни на один вопрос. Он только говорил: «Я не предам свою Родину. Я присягал на вер­ ность ей!». Его перевозили из одной тюрь­ мы в другую, пытали, а он, сдерживая стоны, продолжал говорить: «И не предам свою Родину'». 2. Лавриненкова везли в Бецыган. Поезд мчался по полям Украины. Всю дорогу немецкие офицеры, седевшие в купе, рас­ сказывали анекдоты, пили вино. Когда на­ ступила ночь, двое офицеров легли спать, третий остался д еж ур т. Напротив Лаври­ ненкова на скамье сели-два охранника. Тем временем Лавриненков обдумывал план побега. — Выпрыгну на ходу поезда, — решил он, — покалечусь, но не останусь у нем­ цев! Поезд ускорял ход, это чувствовалось по учащенному стуку колес на стыках рель­ сов. Свеча догорала. Охранник эажег вто­ рую. Владимир притворно зевнул, затем медленно передвинувшись к двери, веду­ щей из купе наружу, притворился спя­ щим. Сквозь прищуренные веки он ..видел, как из рук уснувшего немецкого офицера выпала книжка. Охранник поднял ее и положил на полку. — Сколько времени? — спросил один охранник. Другой ответил: — Половина двенадцатого, — Скоро значит город Фастов. «Фастов» — это слово точно обожгло Лавриненкова. * — Пора, — решил он. — В городе убе­ жать будет тяжелей..; Надо в степи, в ле­ су... Пора! В это время охранники извлекли из- под скамьи чемоданчик. Один из них ма­ леньким кинжалом, блеснувшим , в свете свечи, отрезал от буханки хлеба ломоть. В то время, когда он подносил этот ломоть ко рту, Лавриненков вскочил, схватился за дверную ручку, повернул ее, оттолкнул правой ногой чемоданчик охранников и левой нажал на дверь. Дверь распахнулась, в купе ворвался ветер. Но Лавриненков уже не чувствовал его. Он исчез в темно­ те. Прыгнув на землю, он по колено увяз в песке. Нельзя было медлить ни,секунды. Лавриненков высвободил увязшие в песке ноги и побежал во тьму, в ночь, все даль­ ше и дальше от насыпи. А поезд уже замедлял ход. Вдали за­ мелькали желтые точки — огоньки фста­ рей. Послышались выстрелы. Но Лавриненков бежал все быстрей и быстрей, задыхаясь и от усталости и от чувства свободы. Украинская ночь приня­ ла под свои темные покровы молодой) со­ ветского летчика, который несколько ми­ нут тому назад был пленником и которо­ го ожидала, страшная судьба. it 1r it Пятьсот километров по тылам врага про­ шел Лавмшенков, обходя населенные пункты. Он шел вперед и вперед, надеясь венпе он очнулся и ощутил сначала боль в голове, а потом тепло: это текли по ще­ кам и шее струйки крови. Самолет, поте­ ряв управление после таранного удара, во­ шел в штопор. Лавриненков уперся обеими руками о стеган кабаны. Потом рука потянулась к дверце, но дверца вылетела сама. Обдало долодом и его вытянуло наружу. Он очу­ тился на правом крыле самолета, распро­ стертый, прижатый к обшивке. Дальше Владимир помнил только тишину, белый купол парашюта, солнце и серую землю. Где-то недалеко раскинулся Таганрог. Медленно качаясь на стропах, Лаври- ненков старался угадать, куда же он при­ землится — на территорию, занятую на­ шими войсками, или туда, где немцы? Между тем, земля приближалась с угро­ жающей быстротой. Сбоку промелькнула белая трасса пуль. Едва он успел приготовиться к призем­ лению, как ударился ногами о крышу до­ ма. в котором размещал™ немецкий штаб. Послышался о кри к : он не дошел, а попал в партизанский от­ ряд имени Чапаева, действовавший кило­ метрах в полутораста от Киева. Партизаны ласково встретили летчика, и он остался жить с ними в лесу. Ему по­ ручили резать подземный немецкий кабель. По он настаивал, чтобы ему разрешили участвовать и в партизанских боях. Ко­ миссар отряда Емельян Ломако отвечал: — Ты же летчик. Герой Советского Союза, еще будешь нужен там, в воздухе! Лавриненков обращался с той же прось­ бой к командиру отряда. Командир отвечал то же, что и комиссар. — Пе горячись, сокол! Придет время, п ты пойдешь с намп в бой! Наконец, Лаврппепкову разрешили вый­ ти на боевое задание. Ночью с группой това­ рищей оп скрытпо пробрался в украппское село Хоцкп, занятое немецкими захватчи­ ками, и поджег большой дом, в котрром размешался отряд гитлеровских карателей. Взметнулись языки пламени. Из окон ста­ лп выпрыгивать фашисты. Лавриненков стоял вппзу. иа земле и «ловил» гитлеров­ цев пряно на пггык. А когда завязался рукопашный бой, Лавриненков начал ко­ лоть штыком направо и налево. В ту ночь партизаны, в числе которых был Лавриненков, уничтожили около 500 фашистов, освободили большую группу советских людей, которых немцы держали под замком. На рассвете Лавриненков возвратился в расположение партизанского отряда. А че­ рез несколько дней на этом участке нача­ лось наступление Советской Армии. Боль­ шой район Днепра был освобожден от ино­ земных захватчиков. Спустя три дня Лавриненков был опять среди летчиков, среди своих боевых дру­ зей. Войну Владимир Лавриненков закончил под Берлином; В День Победы он сделал над рейхстагом каскад фигур высшего пи­ лотажа. , В тот же день он подвел итог своей боевой работы за время-войны. Оказалось, он сбил лично 35 немецких самолетов и 11 самолетов сбил в групповы* воздушных боях. Из Берлина на автомобиле Лавриненков приехал в двой родной Смоленск. Древний русский город был разрушен фашистскими варварами. Бродя по руинам, Лавриненков едва узнавал бывшие улицы. Но он креп­ ко верил, что пройдет немного времени, и советские люди восстановят город и-сдела­ ют жизнь в *нем еще прекрасней, чем до войны. •ь * * Наша страна стала жить мирной жизнью. И вот, Лавриненков, уже опытный летчик, почувствовал, что ему надо учиться н учиться. Не теряя времени, он сел за парту. Все эти годы бывшего сержанта, а ныне гвар­ дии полковника Владимира Дмитриевича Лавриненкова можно было видеть в ауди­ ториях Военной академии имени М. В. Фрунзе. Там он подружился с трижды Героем Советского Союза Александром Покрышки- ным, учившимся тоже в академии. Оба они упорно овладевали военными науками и успешно окончили академию. . Необыкновенно расширился круг куль­ турных интересов. Лавриненкова. Он #гал частым посетителем Большого и Художест­ венного театров, Третьяковской картинной галлереи. Книги, спектакли, картины рас­ крыли перед ним многоликий и радужный мир и помогают еще глубже понимать жизнь, новую жизнь, которую он строит вместе с миллионами советских людей. Теперь Лавриненков учит своих подчи­ ненных тому, чему сам учился и на войне, и в академии. Он человек с беспокойным сердцем, человек ищущий, умеющий пре­ одолевать трудности. Ему хочется, чтобы советские люди жили еще счастливей, кра­ сивей, и для этого он много работает. И потому, что он такой, наш народ облек Владимира Лавриненкова большим до­ верием, избрав его депутатом Верховного Совета РСФСР. Свой рассказ о дважды-Герое Советского Союза Владимире Лавриненкове мне хочет­ ся закончить воспоминаниями о поездке с ним на его родину. В Смоленск мы приехали вечером и сра­ зу же отправились в городской сад к па­ мятнику великого русского композитора Глинки — в любимый Лавриненковьш уго­ лок сада. Мы молча постояли перед памятником, каждый погруженный в свои думы, и тут Лавриненков обратил мое внимание на до­ мик неподалеку от памятника, в котором когда-то, повидимому, помещалась цве­ точная оранжерея. — А ведь этот домик строил я, — сказал Лавриненков — И представьте, не так давно. Незадолго до войны. Тода я работал в Смоленске столяром... Он стал рассказывать о пережитом, о великой Сталинградской битве, о плене и побеге, о друзьях из партизанского отряда. ...Вот он летит над Берлином. Гарь пожарищ проникла в кабину истребите­ ля, но дышалось ему свободно и легко. Какой это был радостный полет! Под крыльями лежал притихший город, еще горячий и дымящийся. Деревья Тпргар- тепа были оголены и сломлены огнем со­ ветской артиллерии. По улицам понуро двигались зеленовато-серые полоски — колонны пленных немецких солдат. . Ему вспоминался еще один день. Пол­ ководцы со всех фронтов, командиры всех родов оружия, воины, прошедшие все до­ роги Победы, шагали по брусчатке Крас­ ной площади великой Москвы. П великий Генералиссимус Сталин, вождь, спасший Отечество социализма, ос­ вободивший Европу от фашистского ига, смотрел с крыла Ленинского мавзолея на победителей, на пх лица с горящими гла­ зами и на их уверенную, легкую, смелую поступь и радовался народной радости. ...Вспоминая дни воины и дни мдра, мы дошли до площади, на которой когда-то стояло здание аэроклуба — в нем Лазри- ненков приобщился к авиационному ма­ стерству. Кругом кипела стройка, воздвигались повые корпуса. Лавриненков жадно осмат­ ривался вокруг, и мне показалось, что он готов сейчас взять в руки топор и вклю­ читься в общую веселую работу. П я поду­ мал тогда о большевистской, хорошей судь­ бе Владимира Лавриненкова, человека ново­ го строя чувств, нового образа мыслей, с сильной волей и твердым характером, ко­ торые родили в нем стремление и любовь к большому жизненному подвигу. Откровенный разговор Зх, ребята, прочь секреты! Не хотел, да расскажу, — Что со мною было летом, До сих пор с ума схожу. В отпуску в колхозном клуба Разве можно усидеть? — Вмиг — гулянье, просто любо. Любо-дорого глядеть! Гармонист, мигнув лукаво, Подкрутил свои усы, Да как сдвинул, да расправил Серебристые басы! Точно буря в дом ворвалась: Встрепенулась молодежь. Мне тут сразу показалось — Не станцуешь — пропадешь! И выходят в круг девчата. Чтоб, задорно подбочась, Точно дробью припечатать. Каблуками отстучать. А ребята им навстречу То вприсядку, то вьюном, То чечеткой, то «картечью»', Стены ходят ходуном! Шум и смех летят по кругу, Здесь не нужна тишина. И, тогда, махнув подругам, Вышла девушка одна... Круг раздвинулся пошире, Мне же — с места но сойти... Нет, такую в целом мире, Не старайся — •не найти! Подперлась рукою правой, То головкою качнет. То притопнет, то, как пава, Вдоль по кругу проплывет. Мол, такую не видали? — • / Точно зтим торит. И колодка для медали В складке платьица блестит. Эх, заело меня, братцы, Я плечо вперед рванул — С нами, что ли вам равняться? И — медали развернул. А она, платок рукою Отодвинув на плечо И сплясав переде мною, Ногу вдруг — на каблучек!.. «Ну,— подумал я, — матроса Вам е собою не равнять!», — Вышел, . Топнул, Глянул косо И... остался так стоять. Как сейчас, я вижу, братья, Не забыть мне никогда, Блещет золотом нЬ платье Славы трудовой звезда!.. ...Долго после той субботы С ней двух слов не мог связать. ...Между прочим, почта что-то Задержалася опять! Старший лейтенант В. БЛИНОВ. Возвратились из похода Морская песня Возвратились из похода Молодые моряки, Закружились в хороводах Синие воротники. Не гляди, что молодые, Без медалей на груди', — На работе боевые И в учебе впереди, И не зря ребята носят Золотые якоря, Злые ветры их не скосят И послушны им моря. А пойдут на увольненье — Все на них огнем горит, Даже — всем на удивленье — Боцман, как немой, молчит. А девчата; те известно; Под матросскую гармонь За такими боевыми Без команды, хоть в огонь. Н. БУКИН. Большой популярностью пользуются у моряков произведения писателей, удо­ стоенные Сталинской премии. Из рук в руки передаются книги, в куОриках часто устраиваются коллекггавкые читки, моряка делятся впечатлениями о прочитанном. Много книг прочзэтал старший матрос Каблов. Он часто беседует с товарищами о произведениях советских писателей и классиков русской литературы. ' НА СНИМКЕ: (справа налево) старший матроб Валентин Каблов читает матро­ сам Анатолию Куликову я Юрию Козлову книгу лауреата СталинскоГ? премии М. Бубезгнова «Белая береза». фото н . Высоцкого. И З О Р К О В С М А Т Р И В А Я С Ь ВДАЛ Ь Давно растаял за кормой Прибрежный скал узор... По зыбким волнам катер ной Идет в ночной дозор. Упрямо всматриваясь вдаль, На вахте я,стою. Бросает через борт вода Холодную струю; Коснувшись крыльями слегка Поверхности воды, Взлетают чайки к облакам Босыатын и седым. И снова к пенистой,волне Ныряют сгоряча, 4 О чем-то очень J otkom мне По-своему кфича; Пз мира волн моя мечта Летпт в колхоз родной, И сердцу близкие места Встают передо мной. ...Легла вечерняя роса На мягкую траву, За рощей гаснут небеса, Журчит ручей во рву... Пз полевых цветов венок Ты в волосы вплела,- Выходишь со своим звеном На улицу села. И молодые голоса, Бак золото ввеня, Через поля, через леса Доходят до меня. И в песне той я узнаю * Родных просторов ширь, И юность светлую мою, И дружный гул машин. ■' И с боевого корабля. Взлетая за кормой, Через леса, через поля Ответ несется ной. Хочу той песней передать Всю нежность чувств моих, Всю красоту, всю благодать Бескрайних волн морских. Твои колхозные дела — У сердпа моего. Ты слово Сталину дала. Смотри г — сдержи егог Нелегок твой рабочий день, - Заботам нет конца, Едва улыбкой сгонишь тень С усталого лица. П, может быть, тебя сюда, На улицу села. Все та ж — о знойном дне труда Забота привела. П знаю я: мои дела — У сердца твоего. Ты обещанье мне дала — Ты выполнишь его! ...Кипит и пенится вода, Срывая злость свою. Но, зорко всматриваясь вдаль. На вахте я стою. Мой взгляд спокоен, как всегда. Тверда моя рука, Не дрогнет сердце никогда В груди у моряка! Крепчает шквалистый норд-вест... А в кубриках друзья О красоте своих невест- Тихонько говорят. Вздыхает, как живой, баян, Тревожа сердце мне. Стою, стихией обуян, Взлетая на волне. Гляжу, пе отрывая глаз, И вдаль, и в высоту, Как будто вижу в первый раз Такую красоту! П хоть до милых тополей Дорога далека, Я чувствую — в руке моей Лежит твоя рука. Как буквы в песенной строке, — Всегда, всегда вдвоем. Плечо к плечу, рука в руке — , Мы через жизнь пройдем. На море — я, на поле — ты, — Одной живем мечтой В стране могучей красоты П песни золотой, В стране, где гордый гул машин Из края в край летит, Где нам до всех земных вершин Открыты все пути! в. РЫЬНИН. Э П О П Е Я Р О М А Н , ПОВЕСТЬ Старший матрос В. Пленкин обра­ тился в редакцию с вопросом^ «Что можно назвать эпопеей, какое отли­ чие эпопеи от других литературных жанров?». Военкор М : Кузьмин спрашивает: «Какая разница между романом и повестью?». Отвечаем на эти вопросы. ☆ Термин «эпос»- имеет два значения. Эпо­ сом принято называть народные поэмы и сказки (русский народный эпос, античный эпос и др). В теоретическом смысле эпосом называют повествовательный жанр, основ­ ной чертой которого является разверну­ тое изображение человеческих характеров. В зависимости от того, насколько полно в литературном произведении изображается жизненный процесс, можно определить и три основных формы эпического жанра — малую, среднюю п большую. Малая форма показывает человека лишь в определенном моменте его жизненного пути. Главной ее особенностью является то, что она говорит об отдельном событии в жизни человека. Характер его поэтому по­ казан лишь на определенном этапе. Коли­ чество персонажен в таком повествовании невелико, невелик и сам его об’ем. Само событие, лежащее в основе малой эпиче­ ской формы, имеет, копечно, завязку, кульминацию, развязку, т. е. распадается на более частные события, но в целом этп события представляют пменпо один эпизод п жпзни человека и не имеют дальнейше­ го развития. Примером такой малой формы, в частно­ сти, может служить рассказ М. Горького «Челкаш» (мы не знаем, что происходило с Челкашом до события, которое составля­ ет содержание рассказа, и что произошло после него; в центре рассказа — Челкаш, количество персонажей невелико так же, как и об’ем произведения). В разное время малая эпическая форма получала различные наименования. Ее на­ зывали и рассказом, и повестью (например, у Пушкина — «Повести Белкина»), и но­ веллой, в фольклоре — сказкой и т. д. Но по существу в каждом из этих случаев способы изображения человека совпадают, п мы здесь имеем дело с малой эпической формой, которая показывала один эпизод пз жизни человека. Чаще всего малую эпи­ ческую форму называют рассказом-. Средняя эпическая форма охватывает определенный период жнзпн человека, ряд таких моментов, каждому из которых может быть посвяшен отдельный рассказ. Сред-' тою эпическую форму чаще всего называ­ ют повестью. Повесть отличается от рас­ сказа тем, что дает ряд эпизодов, объединен­ ных вокруг основного персонажа, в целом составляющих уже определенный период жизпп человека. Повесть поэтому и по об’ему больше, чем рассказ. В нее входит более широкий круг персонажей; завязку, развязку, вершнпнын пункт (кульмина­ цию) образуют уже более развитые собы­ тия. Персонажи повести более широко об­ рисованы, чем в рассказе. В качестве примера повести можно при­ нести «Капитанскую дочку» А. С. Пушки­ на, в которой х\’юл;естосцио отображен ряд эпизодов пз жизни Гринева, составляю-^ щих определенный период его жизни. j Жизненный путь человека в его наибо-< лее сложных проявлениях, в переплетений' с деятельностью других людей, во всей его' многосторонности и разнообразности пока-1] зывает большая эпическая форма (топа * как в малой и средней формах в центре ; стоит, главным образом, один развернутый; характер, а остальные показаны лишь по- • путно). Большую форму чаще всего назьн 1 вают романом. .|! В' романе переплетаются описания и ха-* i рактеристикп различных персонажей, све-' |1 депия о том, что было с ними до начала'; действия, описываемого в произведении, и что произошло с ними по окончании дейст- • вия. Сложен и многообразен язык персона-'; жен романа, подробно обрисовывается сре­ да, в которой они живут, -описывается природа и т. д. ! В. античной литературе отсутствовало ■ пазванпе роман, а было — эпопея,- которая для своего времени являлась большой эпи^; ческой формой, аналогичной по своему значению осповным композиционным нри- \ знакам романа, хотя по содержанию не совJ ! падала с ним. Цные обстоятельства жизии, ийыс свойства людей определяют это раз-' личпе. В наше время термин «эпопея» усот-; ребллется и в ином смысле. Пм обозначают роман, имеющий папболее сложное и раз­ вернутое построение, охватывающий осо­ бенно богатый жизненный материал, как, папрпмер, «Война и мир» Л. II. Толстого Л. Ч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz