На страже Заполярья. 1949 год. Сентябрь.
Ik сентября 1043 г., № 217 (35227. НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я и-»' Политич воспитание подчиненных долг командира С. ВМШЕНКОВ. Выдающийся полководец Красной Армпп Михаил Васильевич Фрунзе, касаясь во просов военио-ТТолитического воспитания в Советских Вооруженных Силах, указывал, J to должно быть обращено внимание на не обходимость слияния двух линии: линии чисто военной и линии политической. Абсо лютно необходимо, чтобы каждый коман дир был действительно красным команди ром, чтобы он интересовался вопросами по литического характера, так как дело вос питания Красной Армпп п ее обучения трудно разделить на резко разграниченные области — политическую п военную. Сознавая огромную, ответственность за обучение п воспитание воинов, стоящих на страже социалистической Родины, коман дир должен всегда быть для подчиненных подлинным идейным воспитателем, ярким олицетворением честного служения пароду. Он обязан изо дня в день настойчиво углуб лять п расширять своп знания в области марксистско-ленинского учеппя, постоянно руководствоваться трудами В. И. Ленина и П. В. Сталина, неуклонпо следовать иа своей жизненном путп вдохновляющему примеру нашпх великих вождей. Опыт Великой Отечественной воины убедзтельно свидетельствует о том, что в наше время, когда армпц оснащены огром ным количеством первоклассной техники, а война, по меткому определению товарища Сталина, является войной моторов, пеход каждого боя и сражения находится в пря мой зависимости от личного состава войск, от людей, управляющих техникой, от их моральных и боевых качеств. Основными качествами советских воинов являются: верность социалистическому Отечеству, своему народу' и Советскому правительству, безграничная предапность большевистской партпп. Животворный со ветский патриотизм —-вот та главная си ла, которая заставляет наших воинов везде и всюду — в бою, в учебе и в труде — проявлять самоотверженность, выполнять свой долг сознательно, в силу глубокого внутреннего убеждения. Не тщеславие, не погоня за личной сла вой, а сознание своего долга перед Роди ной, беспримерная отвага в сочетании с трезвым расчетом и мастерством делали нашпх летчиков героями, победителями в воздушных сражениях Великой Отечествен ной войны. Эти же качества п сейчас яв ляются основой успехов советских авиато ров в деле совершенствования своего воен ного мастерства и политической подготов ки. Эти качества позволяют воинам успеш но осваивать и двигать вперед советскую военную науку, поднимать свою техниче скую культуру, крепить дисциплину, по- Эышать бдительность. Советский летчик не просто военный специалист, связанный своей деятельно стью с разносторонней сложной техникой, он вместе с тем офицер, представитель са мой’ передовой современной армип. Поэто му он должен обладать и самым передовым мировоззрением — мировоззрением великой партии Ленина — Сталина. Авиатор, владеющий основами марксист ско-ленинской науки, законами общест венного развития, уяеет хорошо ориентиро ваться )В обстановке. Все это позволяет ему выполнять свою работу осмысленно и пла номерно, уверенно и с нанлучшпмп резуль татами. Эту серьезную задачу воспитания вои нов, наряду с политработниками, пар тийными и комсомольскими организация ми, призваны решать комапдпры-единона- чальники. Командир облечен большими правами и доверием. Он несет ответствен ность за боевую подготовку, за политиче ское воспитапие воинов, за состояние пар тийно-политической работы. Конкретность в партийной работе, высокая активность коммунистов, борьба за образцовое выпол нение приказов Министра Вооруженных Сил — все это в огромной степени зави сит от комапдпра части, подразделения. Командпр-единопачалышк не может успешно решать учебно-боевые задачи без I хорошо поставленной партпино-полптпче- | ской работы. Как бы он не был строг и j требователен, но если его приказы не будут I подкрепляться повседневной воспитатель ной работой, он не сможет добиться серьез ных успехов в обучении и воспитании под чиненных. Некоторое время назад одни пз наших офицеров командовал подразделением. Имея боевой опыт, павыкп командирской и мето дической работы, он считал, что сможет успешно справиться с порученным делом. Однако вскоре офицер этот заметил, что, несмотря на все старанпя, он не может вы вести свое подразделение в число передо вых. В чем же причина? Она, в первую очередь, заключалась в том, что командир не заботился о полити ческом росте подчиненных ему людей, не опирался в своей работе -на партийную и комсомольскую организации, ие направлял их работу на повышение качества боевой и политической подготовки. А это и привело к тому, что подразделение отставало, дис циплина здесь была не на должном уровне. II, наоборот, там, где командир идейно растет сам, настойчиво и умело работает над воспитанием своих подчиненных — налицо успехи. Ha-днях одно подразделение выполняло задачу. Как только стало известно об этом, было созвано совещание партийного акти ва. Па совещании с докладом выступил командир. Он указал на недостатки, имев шие место в прошлом, обратил внимание на* отставание в летной подготовке отдельны? КОММУНИСТОВ; Во время выполнения задания командир своевременно подсказал секретарям партий ной и комсомольской организаций, где на до усилить контроль, с кем побеседоваи. на какие недостатки об.ратлть особое вни мание, что отразить в * «Боевых листках», какой должна быть наглядная агитация. От офицеров-коммунистов он потребовал информировать агитаторов о ходе выполне ния задачи, подсказывать им актуальные темы бесед. Умелая мобилизация и расстановка пар тийных п комсомольских сил дали возмож ность подразделению успешно выполнить задачу. Подобных примеров становится все боль ше и больше. Офицер Третьяков уделяет самое серьезное внимание организации партийно-политической работы среди лет чиков, механиков и младнщх авиаспециали стов. Главная цель, которую он этим пре следует, — раз’яснить воинам учебно-бое- вые задачи, мобилизовать летчиков и весь технический состав на'их образцовое вы полнение. У него уже стало правилом, что каждый месяц в плане политико-воспита тельной работы находят отражение такие основные мероприятия, как собрание лич ного состава, совещание офицеров, совеща ние сержантов, работа с агитаторами, рабо та с редколлегией, беседы с летчиками, мехапиками, мотористами. Заботится офицер .Третьяков и о полити ческих занятиях. Он следит, чтобы полит занятия проводились интересно и целеуст ремленно, на высоком идейном уцовне, ока зывает помощь руководителям, - советует им. как лучше подготовиться к изложению той или иной темы. Интересуется командир содержанием проводимых бесед, оказывает помощь чтецам п агитаторам. Чтобы успешно воспитывать своих под чиненных, нужно самому иметь глубокие знания. Это отлично поппмает старший лейтепант тов. Третьяков. Ои упорно и па- стойчпво работает пад собой, повышает свой идейный и культурный уровень. Деятельность командпра, его духовный облик и деловые качества оставляют неиз гладимый след в сознании подчиненного. Следуя прпмеру командира, равняясь по нему в боевой н политической подготовке, в поведеппн, подчиненные строже относят ся к себе, лучше замечают те плп иные свои недостатки, глубже сознают необхо димость постоянного совершенствования. В зарубежных портах Несколько месяцев назад пз Мурманска Ьышел океанский пароход «Комсомолец». Конечным пунктом его плавания был порт Корсаков на Южном Сахалине. Обогнув Скандинавию, «Комсомолец» вышел в Бал тийское море, оттуда через Кпльский канал — в Северное море. Затем— Ла-Манш, Ат лантический океан. Обогнув Ппренейскпи полуостров, пароход через Гибралтарский пролив вошел в Средиземное море. Дальней ший путь советского парохода был таким: Суэцкий канал, Красное море, Индийский океан, Тихий океан. Весь путь составил* 18.000 миль. Вот что рассказал о своих путевых впе чатлениях первый помощник капитана па рохода «Комсомолец» П. К. Малков: «Из немецкого порта Внсмар, в Балтий ском море, где мы бункеровались, пароход направился к Кильскому каналу. Порт Киль, как известно, находится в англий ской 8 оне оккупации. Некогда лучший порт Германии и база немецкого военного фло- .та, сейчас он представляет собой пример оапустеппя. Единственные интенсивные работы, которые проводятся там (на это нельзя было не обратить внимание), это под’ем большого количества кораблей, за тонувших в большой естественной Киль- ской бухте. Работы по под ему ведут анг личане. Онн разрезают суда на части, а металлический лом отправляют в Англию. В самом городе Киль, как и по берегу Кильского канала, в свое время было рас положено немало химических заводов, ра ботавших на войну. Эти заводы должны были быть демонтированы, как военные, в первую очередь. Однако каково было наше удивлеппе. когда мы увидели, что букваль но все заводы работают, изо всех труб идет дым. Видимо, у английского оккупационно го командования собственная точка зрения на демонтаж военных предприятии. На всем протяжении пути по Северному морю до пролива Ла-Манш мы встречали большое количество английских военных кораблей. Благополучно пройдя Ла-Манш п даже Бискайский пролив, который славится сре ди всех моряков мира свопм «бурливым характером», мы бросили якорь в порту Гибралтар. Двести с лишним лет тому на зад Англия, учитывая огромное стратеги ческое значение небольшого скалистого мыса на южном берегу Испаппп, у входа в Средиземное море, захватила этот мыс и сделала его своей колонией. Это самая ма ленькая колония Апглип. Ее территория составляет всего, примерно, пять квадрат ных километров. Но значение ее велико. Если Гибралтарский пролив — ворота к великой воепно-морской дороге из Атланти ческого океана через Средиземное море на Индию, то порт Гибралтар — замок, запи рающий эти ворота. Мрачный вид имеет английская колония. На черной скале, поднимаясь в гору,-рас положился небольшой город. На скале же расположены форты старинной английской крепости. Англичане пе любят посторон них в своих владениях. Поэтому они раз решили сойти на берег только двум пред ставителям нашего судна, которые должны были закупить продовольствие и рассчи таться за уголь, полученный здесь нами. Средиземное море встретило пас жесто чайшим штормом. Шесть суток продолжал ся шторм . Экипаж ттедптшнпмал геронче- II не случайно, летчик Быленков,летав пе редовым воином подразделения, добился, что и его подчиненные стали отличниками. Этому они учатся у своего командпра. Партийная и комсомольские организации стали широко пропагандировать опыт вос питательной работы тов. Быленкова. В подразделении был проведен вечер чество вания отличников экипажа, проведены политинформации, выпущены «Боевые листки», которые призывали личный со став равняться на экипаж Николая Былен кова. Партийная организация, направляе мая командиром, строила свою работу це леустремленно, и коммунистам принадле жит немалая заслуга в том, что за^ корот кий срок число отличных экипажей значи тельно выросло. У нас стало правилом, что всякий раз, когда личный состав приступает к решению ловой серьезной задачи, партийные органи зации всеми средствами добиваются аван гардной роли коммунистов. Коммунисты — отличники боевой и политической учебы, выполняя партийные поручения,^ передают свой опыт, помогают воинам разбираться в неясных вопросах. Командир в глазах подчиненных являет ся представителем передовой, советской во- енпой интеллигенции. О чем бы оп пи заго ворил в кругу воинов — о международной обстановке плп о новом научном достиже нии, о просмотренной кппокартпне плп о только что прочитанной книге, — его суж дение воспринимается, как самое автори тетное. Поэтому надо всегда заботпться о том, чтобы оценка, которую дает командир тому или иному факту, событию, была партийной, прппцппиальпой, чтобы она помогала подчиненным глубже, правильнее уяснить зпачеппе факта, о котором идет речь. Отсюда вытекает, что идейная закал ка офицеров перазрывпо связана с овладе нием основами марксистско-лепппской теории. Часть наших офицеров самостоятельно изучает историю большевистской партии, другие посещают вечерний уппверептет маркспзма-леппрпзма. Так, в этом году с отлпчнымп и хорошими показателями окончили 1 курс университета коммунисты Гришин, Урусевскпй, Миняйло, Костюмов и другие. Отличные оценки на экзаменах в партийной школе получили тт. Быленков, Лпханос, Могилевцев. 90 процентов всех слушателей, окончивших в этом году пер вый курс школы, являются отличппками боевой и политической подготовки. Наши офицеры поняли, что быть полно ценным руководителем, не зпая законов об щественного развития, не овладев основа ми марксизма-ленинизма, невозможно. По вышение идейно-теоретического уровня стало для лих жизненно необходимым де лом. Наши политработники, партийные п ком сомольские организации немало сделали для укрепления авторитета командира, для повышения его роли, как непосредственно го учителя и воспитателя подчиненных. Упорно работая над укреплением единона чалия, всемерно помогая офицерскому со ставу повышать своп военные, политиче ские п культурные знания, мы тем самым обеспечиваем наиболее действенную силу личного примера командира., Одновременно мы умело используем мо гучее оружие критики п самокритики, ре шительно боремся с фактами зазнайства п самоуспокоения, смело указывая па не достатки тех офицеров-коммунистов, кото рые не пред’являют к себе должной требо вательности, ие учатся, плохо воспитыва ют подчиненных. Министр Вооруженных Сил поставил пе ред советскими вопнамп большие и почет ные задачи. Отдавая все своп силы и зна ния на успешное решение этих задач, боль шинство наших командиров личным приме ром вдохновляет подчиненных на самоот верженную борьбу во имя дальнейшего ук репления военного могущества нашей ве ликой Родины. В. ХОВАНОВ. ские усилия, чтобы спасти груз. Крен до ходил до 40 градусов. Особенно трудно при ходилось машинной команде. При 35- градусной жаре, в условиях сильной кач ки, когда дверцы топок сами захлопыва лись, кочегары стахановцы тт. Левпн- ский, Крысии, Сопов, Калашников и другие отлично справлялись с делом. Следующим портом после Кпля, где мы бункеровались, был Порт-Саид. Располо женный у самого входа в Суэцкий канал, город представляет собой давнюю и очень укрепленную военно-морскую базу англий ского флота. Еще при подходе к Порт-Саиду мы встре тили целую флотилию моторных лодок, уп равляемых арабами. Не успели они подойти к нашему пароходу, как между владельца ми разгорелось целое сражение. Советские моряки смотрели иа это неприятное зрели ще и не могли понять, в чем дело. Несколь ко позже выяснилось, что это торговцы шлаком, мусором. Обычпо шлак выбрасы вается за борт. А здесь, в Египте, шлак ис пользуется, как строительный материал. Поэтому местные дельцы встречают каждый пароход, стремясь первыми получить право на шлак. Но еще больше поразило пас, советских людей, другое. В крупнейшей военпо-мор- скоп базе, в порту, в котором берут уголь почти все суда, идущие через Суэцкий ка нал — погрузка угля производится самым первобытным, рабским способом. В этом мы убедились, когда к нам на борт нагря- пуло человек 200 страшных на вид, обор ванных, изможденных людей, одетых в какие-то фантастические, совершенно не вообразимые лохмотья, а иногда п совсем без них, с одной лишь набедренной повяз кой. Онн растеклись по пароходу и вдруг все сгрудились около камбуза с протяну тыми руками... Затем началась погрузка угля с подо шедшей баржи. Эти двести рабов, кто в корзинах, а кто и в мешках, носили 7 голь, сопровождая свой труд каким-то питан ным, протяжным криком. ПЕРВЫЙ В МИРЕ САМОЛЕТ 3. Аппарат Можайсного а воздухе * ) Собирать самолет пришлось в трудных условиях. Постоянно сказывался недоста ток средств. Работа то п дело приоста навливалась. Можайский урезал личные расходы, закладывал имущество, чтобы расплатиться с рабочими, внести деньги за материалы и за перевозку их из Петербур га в Красное Село. Можайский снова обращается с прось бой к министру «высочайшего двора» о выдаче пособия — 5.000 рублей, требу ющихся для окончательной сборки возду хоплавательного снаряда. Две педелп томится изобретатель в ожи дании ответа, и вот ответ приходит: «Вы сочайшим повелением от 7 июля 1881 го да просьба г. Можайского отклонена...». Еще один удар. Сколько пх перенес изобретатель, сколько онп причинили ему горя! Но невзгоды закалплн его, научили не опускать рукп. Лето 1881 года проходит у Можайского в поисках средств, в беспрерывных хлопо тах по размещению заказов на изготовле ние частей летательного аппарата. Боль шую часть заказов удастся разместить на Балтийском заводе. Директор этого завода, сочувствуя Можайскому, соглашается вы полнить все работы по удешевленной стои мости. V Осень приносит Можайскому радость. В Петербурге происходит событие, сыграв шее важную роль в истории авиации. 3 ноября Департамент торговли и мануфак тур выдает Александру Федоровичу Мо жайскому патент на его изобретение. Это был не только первый в России, но и пер вый в мире патент на аэроплан. Этот па тент был выдан А. Ф. Можайскому за двадцать два года до создания самолета братьями Райт. Зимой 1881— 1882 гг. сборка лета тельного аппарата несколько замедлилась. Из-за нехватки денег Можайский выпуж- ден был сократить часть рабочих. Остав шиеся механики готовы былп вместе с изобретателем терпеть любые лишения, лишь бы довести дело до конца. И дело продвигалось. В барак кавале рийского училища доставили корпус ап парата. Этот корпус был изготовлен в ви де лодки, чтобы можно было совершать по садку п па воду. Привезли крылья. Это былп большие прямоугольные плоскости. Их сосновые переплеты, выполненные для легкости в виде углового железа, бы ли обтянуты, как и лодка, шелковой мате рией, пропитанной водонепроницаемым со ставом. Взлетно-посадочное устройство пред ставляло собой четырехколесную тележку, на которой имелась рессорная амортиза ция. На тележке с помощью стальных бол тов прикрепили лодку. Затем в передней части лодки начали монтировать двигате ли. Весной 1882 года сборка шла полным ходом. Рано утром, заходя в барак, Можай ский заставал там своего механика Голубо ва, столяров Яковлева, Арсентьева, слеса рей братьев Федоровых п Лебедева, пригла шенных с Балтийского судостроительного завода на время сборки аппарата. С каждым днем самолет Можайского все более принимал формы, запроектированные изобретателем. К лодке прнкрепп.тп крылья. На валы одели четырехлопастиые вин ты. Затем приступили к монтажу горизон тального и вертикального рулей, к проводке к ним тросов управления. Для большей надежности управление рулями делали дублированным. Установили оцинкован ные баки для горючего. Много времени занял монтаж специ ального оборудования самолета. И в этой области Можайский на десятки лет опе редил иностранных копструкторов. Рус ский изобретатель предусмотрел установ ку трех креномеров, компаса, барометра (иначе говоря, высотомера), двух термо метров и измерителя скорости. Приближался решающий этап много летних трудов Можайского: испытание гш- парата. С каждым днем Можайский укреплялк:я в мысли совершить взлет с .наклонной .*>- j рожкп, чтобы увеличит!» скорость разбейса, ! быстрей оторваться от земли. Это была •.*)- ; вершенно правильная мысль. Ведь уже . в | наше время, при высоком уровне развито™ авиации, летчикам неоднократно приходи лось пользоваться наклонными взлетными дорожками, чтобы облепить отрыв от з«Э 1 - ли тяжело груженных воздушных кораб лей. Выбрав взлетную дорожку на складе холма, неподалеку от Красного Села, Мо жайский решил сделать по склону' дере вянный настил. — Иначе, — рассуждал он, — велика опасность сломать колеса тележки при разбеге. Если при испытаниях произой дет поломка, все противники летательных аппаратов тяжелее воздуха настолько ук репятся в своем ошибочном мнении, что мне станет во много крат тяжелее рабо тать, чем до сих пор. Сборочные работы приближались к кон цу. Хотя они производились в секретной обстановке, сведения о них иногда все же просачивались в печать. 25 марта 1882 года в «Петербургском листке» была опубликована статья, в ко торой говорилось, что в Петербурге \дей- ствптельно устраивается летательная ма шина, на которой ученые, пнженеры, строители намерены в ближайшее время совершить полет. В конце июня аппарат вчерне был за кончен сборкой. Оставалось отрегулиро вать машины, опробовать, как тянут вин ты. доделать кое-какие мелочи. Невдалеке от барака выбрали площадку, огородили ее глухим забором. За эту за городку п закатили самолет, прикрепили его своеобразными якорями к земле. Затем стали запускать двигатели. Голубев, пе редвигая рычаг, увеличивал обороты. Впиты вращались все быстрей, их поверх ности сливались, обращаясь в радужный, диск. Аппарат рвался вперед, цепи, на тягиваясь, прочно держали его. — Хорошо тянет, — говорил Можай ский, удовлетворенно потирая руки. — Стопт поднять якоря, и можно пуститься в воздушное плавание. Изобретатель садился за штурвал, от которого тянулись тросы к рулям высоты и рулям поворота. Он вращал штурвал, и плоскости рулей поворачивалась из сторо ны в сторону. Потом Можайский, выбрав ровную и утрамбованную площадку, приступил к своеобразным рулежкам. То он сам, то Го лубев поочередно садились в машину я. увеличивая двигателям обороты, быстро катились по площадке, проверяя, насколь ко аппарат слушается рулей. К середипе июля все было готово. Ап парат был многократно проверен, машины опробованы и отрегулированы. НаклоЬпая взлетная дорожка была построена. Алек сандр Федорович отправился в Петербург пригласить в Красное Село на испытания аэроплана представителей военного п мор ского ведомств, Русского технического об щества. В назначенный день — 20 июля 1882 года эти представители приехали в Крас ное Село. От морского министерства при были генерал-майор П. Богословский и *) Окончание. Начало см. в №№ 211, 214. Гнев п возмущение вызвал у пас, совет ских людей, этот каторожный труд, спут ник капиталистической эксплоатации. «Цивилизованные» захватчики— англи чане пе очень стараются, видимо, изменить положение. Их больше устраивает дешевый рабский труд, чем оснащение порта доро гостоящими механизмами. Кстати, мы бы лп свидетелями, как на борту стоявшего не далеко от нас судна под английским фла гом англичанин ударил палкой одного ту земца с такой силой, что сбил его с ног. Портовые власти (египетские) заявили нам, что на берег они ие выпустят никого из нашей команды. На вопрос почему, они ответили: — Англичане не разрешают: Портовые власти предупредили нас, что бы мы не задерживались в порту и уходили в канал до 12 часов ночи, иначе по каналу пойдут английские военные корабли, и тог да нам придется ждать очень долго. Зато в одном вопросе египетские портовые йласти проявили родную самостоятельность, когда вымогательски предложили купить у нпх три бухты манильского каната, заявив, что иначе опп не пропустят нас через Суэцкий канал... Когда мы выходили из порта с гордо развевающимся красным флагом па корме, мы увидели стоявший па рейде большой пассажирский пароход. С парохода замети ли нас. На палубу высыпало огромное ко личество людей. Они махали нам руками п выкрикивали слова приветствия. Суэцкий канал также поразил нас своей запущенностью, его песчаные берега осы паются. \ Красное морс мы также прошли спокой но. По выходе пз Красного моря пароход «Комсомолец» бросил якорь в порту Аден. Это также военно-морская база Англии. И здесь разрешили сойти на берег только двум человекам — капитану и мне. В Аде не можно было наблюдать плоды амери канской колониальной «цивилизации». Ог ромное количество безработных п бездом ных. Мы видели собственными глазами, как худая, изможденная женщина с ребенком на руках рвала траву и ела ее. Мы видели другое страшное зрелище. Иа улице стояла специальная полицейская машина для пе ревозки арестованных. Кузов ее представ лял собой клетку пз толстых металлических прутьев. А в клетке находилось пять исто щенных до последней степени негров. Нельзя было без содрогания смотреть на эти живые трупы. Вместе с тем, здесь же в Адене, мы убе дились, что никакие драконовские поли цейские меры ие могут убить в народе симпатию к Советскому Союзу. В такой ог ромной дали от нашей страны мы внделп на стенах надпись ни русском языке «Да здравствует СССР», изображения серпа и молота, пятиконечной звезды. Следующая наша остановка была в Ко ломбо, также английской колонии. Несмот ря на то, что Коломбо считается одним из лучших портов Британской империи, и здесь погрузка угля происходила вручную. Сотни изможденных, оборванных индусов, как п в Порт-Саиде, на спине переносили уголь. И здесь, в этой другой английской* колонии, мы видели на стенах надписи: «СССР». П вот мы в Сингапуре. Сингапур — это административный пептр британской ко лонии Стрептс-Сетлементс. Находясь па пересечении мировых путей из Индийско го в Тихий океан, Сингапур приобрел круп ное стратегическое значение и был превра щен Англией в одпу из важнейших воен но-морских и воздушных баз. В Сингапуре на рейде — огромное ко личество различных кораблей. Среди нпх выделяются голландские десантные тран спорты с открытой кормой. Это и по нятно. Здесь рядом остров Суматра, где Голландия, поощряемая Америкой и Анг лией и с их помощью, гичер захватниче скую воину против своГтдолюбивпго индо незийского народа. В Сингапуре мы не могли смотреть без омерзения, как английские it американские капитан I ранга профессор Алымов, от Русского технического общества М. А. Рыкачев, от Русского общества воздухо плавателей — лейтенант В. Д. Спшпш. Прибыли н другие лица. Испытания .происходили в обстановке’ большой секретности. Вокруг красносель ских военных лагерей со всех сторон бы ли выставлены караульные посты. Пм было приказано никого не пропускать в район испытаний. / • . Па площадке, которой начиналась взлет-* пая дорожка, носом против ветра сТоял самолет Можайского. Представители военного и морского ве домств и Русского технического общества в течеипс нескольких часов осматривали аппарат. Можайский давал пояснения. — Цель сегодняшних испытаний, — сказал в заключение Александр Федоро вич, — состоит в том, чтобы проверить принцип, может ли плоскость, движущая- • ся с помощью 'винтов наклонно к гори- . зонту, давать под’емную силу, достаточ ную для перемещения в воздухе людей и грузов. Этот принцип неоднократно под тверждался опытами над моделями. Теперь мне представилась возможность доказать, что этот принцип верен и в отношении аппаратов таких размеров, которые могут песта человека. — Я надеюсь, — продолжал Можай ский, — что опыты над этим аппаратом дадут нам возможность приобрести повые полезшие сведения, важные для дальней шего развития воздухоплавания. Вспомни^ те, как выглядели первые паровые суда. Опп (шли намного тихоходпей и непово ротливей парусных. И вот прошло немно го лет, а паровые суда повсюду стали господствующими. Пройдет несколько лет, и человек с помощью таких летательных снарядов навсегда покорит воздутпный оке ан. Наконец, все приготовления былп за кончены. Опробовать аэроплан Можайский поручил Ивану Никифоровичу Голубеву: Голубев забрался в лодку и запустил машины. Можайский приказал закрепить якоря и дать полный ход машинам. Цепи от якорей к самолету патяиулпсь до пре дела. — Малый ход, — громко скомандовал Можайский. Голубев передвинул рычаги, винты пе решли на малые обороты. . Иван Никифорович соскочил на землю, и Можайский снова проинструктировал его. — Лети только прямо. Сворачивать в сторону — ini в коем случае. Как поле перелетишь — опять малый ход машинам, и садись. Голубев снова поднялся в лодку, занял место у штурвала, двинул рычаги машин. Быстрее завертелись винты. Аппарат, ос вобожденный от якорей, тронулся с места и понесся по настилу. Вот аппарат у края взлетной дорожки. II тут раздалось гром- кое «ура». Колеса отделились от настила. Машина в воздухе. Забыв про свой чин и возраст, Можай ский изо всей мочи побежал за аэропла ном. За ним бросились его помощники и друзья. Машина неслась над землей. Вот уже конец поля. Голубев сбавляет обороты. Ко леса касаются земли. В тот же миг изобретатель попадает в чьи-то об ятпя. Его обнимают, жмут ему руки, поздравляют с победой. — Это великая победа, — воскли цает профессор Алымов. — Это полное доказательство правоты вашего прин ципа. — Это замечательно, — поздравляет Богословский. — Я счастлив, что дожил до такого дпя. У Александра Федоровича Можайского по лицу катились слезы. Это были слезы радости. Изобретатель был взволпопап.^ Он достиг того, чего еще не достигал ни* один человек в мире. Началась новая славная эпоха в многовековой борьбе человека за покоре ние воздушного океана. колонизаторы раз’езжают на рикшах. Рикш мы встречали во всех британских коло ниальных городах — в Порт-Саиде, Суэце, Адепе, Коломбо, но больше всего пх в Син гапуре. Вот «картинка»: толстый, жирный делец развалился в коляске и читает га зету, а худой, жилистый босоногий малаец, впрягшись в лямки, тащит коляску... То, что мы увидели в зарубежных пор тах, явилось живой иллюстрацией капита листического мира с его человеконенавист ническими нравами, зверской эксплоата- цпей и угнетением трудящихся. И вот, наконец, порт Дальний. Приход в Дальний — это праздник для пашего эки пажа. После долгого перерыва мы встре тились с советскими людьми. Ходили в ки но, смотрели советские фильмы, в клубах — концерты нашпх артистов. С удоволь ствием прослушали лекцию. Отсюда мы ез дили на экскурсию в Порт-Артур, посети ли исторические места — Электрический утес, гору Золотую, где остались орудия времен 1904 года, гору Перепелинную, за которую шли сильные боп и где японцы положили немало своих «самураев», по сетили также домик писателя А. Степано ва — автора замечательной книги «Порт- Артур», исторический музей. С особым вниманием п удовлетворением мы присматривались к жпзни свободного китайского народа, на территории, осво божденной народно-освободительными' вой сками от реакционной гоминдановской клики. Китай — родина рикш, и. тем не менее, здесь мы не видели, чтобы люди раз’езжалп на людях. Живут китайцы ощу щением близкой полной победы, которая принесет окончательное освобождение всей стране. Из Дальнего мы вышли в конечный путь нашего долгого плавания — порт Корсаков па Южпом Сахалипе. Вхо.тч в гавань, мы повесили на мостике палого парохода ку мачовый плакат: сНрнвет морякам и пор товикам Сахалина от моряков Советского .Заполярья». Записал А. ШЕ8Ц03. С
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz