На страже Заполярья. 1949 год. Сентябрь.

Ik сентября 1043 г., № 217 (35227. НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я и-»' Политич воспитание подчиненных долг командира С. ВМШЕНКОВ. Выдающийся полководец Красной Армпп Михаил Васильевич Фрунзе, касаясь во­ просов военио-ТТолитического воспитания в Советских Вооруженных Силах, указывал, J to должно быть обращено внимание на не­ обходимость слияния двух линии: линии чисто военной и линии политической. Абсо­ лютно необходимо, чтобы каждый коман­ дир был действительно красным команди­ ром, чтобы он интересовался вопросами по­ литического характера, так как дело вос­ питания Красной Армпп п ее обучения трудно разделить на резко разграниченные области — политическую п военную. Сознавая огромную, ответственность за обучение п воспитание воинов, стоящих на страже социалистической Родины, коман­ дир должен всегда быть для подчиненных подлинным идейным воспитателем, ярким олицетворением честного служения пароду. Он обязан изо дня в день настойчиво углуб­ лять п расширять своп знания в области марксистско-ленинского учеппя, постоянно руководствоваться трудами В. И. Ленина и П. В. Сталина, неуклонпо следовать иа своей жизненном путп вдохновляющему примеру нашпх великих вождей. Опыт Великой Отечественной воины убедзтельно свидетельствует о том, что в наше время, когда армпц оснащены огром­ ным количеством первоклассной техники, а война, по меткому определению товарища Сталина, является войной моторов, пеход каждого боя и сражения находится в пря­ мой зависимости от личного состава войск, от людей, управляющих техникой, от их моральных и боевых качеств. Основными качествами советских воинов являются: верность социалистическому Отечеству, своему народу' и Советскому правительству, безграничная предапность большевистской партпп. Животворный со­ ветский патриотизм —-вот та главная си­ ла, которая заставляет наших воинов везде и всюду — в бою, в учебе и в труде — проявлять самоотверженность, выполнять свой долг сознательно, в силу глубокого внутреннего убеждения. Не тщеславие, не погоня за личной сла­ вой, а сознание своего долга перед Роди­ ной, беспримерная отвага в сочетании с трезвым расчетом и мастерством делали нашпх летчиков героями, победителями в воздушных сражениях Великой Отечествен­ ной войны. Эти же качества п сейчас яв­ ляются основой успехов советских авиато­ ров в деле совершенствования своего воен­ ного мастерства и политической подготов­ ки. Эти качества позволяют воинам успеш­ но осваивать и двигать вперед советскую военную науку, поднимать свою техниче­ скую культуру, крепить дисциплину, по- Эышать бдительность. Советский летчик не просто военный специалист, связанный своей деятельно­ стью с разносторонней сложной техникой, он вместе с тем офицер, представитель са­ мой’ передовой современной армип. Поэто­ му он должен обладать и самым передовым мировоззрением — мировоззрением великой партии Ленина — Сталина. Авиатор, владеющий основами марксист­ ско-ленинской науки, законами общест­ венного развития, уяеет хорошо ориентиро­ ваться )В обстановке. Все это позволяет ему выполнять свою работу осмысленно и пла­ номерно, уверенно и с нанлучшпмп резуль­ татами. Эту серьезную задачу воспитания вои­ нов, наряду с политработниками, пар­ тийными и комсомольскими организация­ ми, призваны решать комапдпры-единона- чальники. Командир облечен большими правами и доверием. Он несет ответствен­ ность за боевую подготовку, за политиче­ ское воспитапие воинов, за состояние пар­ тийно-политической работы. Конкретность в партийной работе, высокая активность коммунистов, борьба за образцовое выпол­ нение приказов Министра Вооруженных Сил — все это в огромной степени зави­ сит от комапдпра части, подразделения. Командпр-единопачалышк не может успешно решать учебно-боевые задачи без I хорошо поставленной партпино-полптпче- | ской работы. Как бы он не был строг и j требователен, но если его приказы не будут I подкрепляться повседневной воспитатель­ ной работой, он не сможет добиться серьез­ ных успехов в обучении и воспитании под­ чиненных. Некоторое время назад одни пз наших офицеров командовал подразделением. Имея боевой опыт, павыкп командирской и мето­ дической работы, он считал, что сможет успешно справиться с порученным делом. Однако вскоре офицер этот заметил, что, несмотря на все старанпя, он не может вы­ вести свое подразделение в число передо­ вых. В чем же причина? Она, в первую очередь, заключалась в том, что командир не заботился о полити­ ческом росте подчиненных ему людей, не опирался в своей работе -на партийную и комсомольскую организации, ие направлял их работу на повышение качества боевой и политической подготовки. А это и привело к тому, что подразделение отставало, дис­ циплина здесь была не на должном уровне. II, наоборот, там, где командир идейно растет сам, настойчиво и умело работает над воспитанием своих подчиненных — налицо успехи. Ha-днях одно подразделение выполняло задачу. Как только стало известно об этом, было созвано совещание партийного акти­ ва. Па совещании с докладом выступил командир. Он указал на недостатки, имев­ шие место в прошлом, обратил внимание на* отставание в летной подготовке отдельны? КОММУНИСТОВ; Во время выполнения задания командир своевременно подсказал секретарям партий­ ной и комсомольской организаций, где на­ до усилить контроль, с кем побеседоваи. на какие недостатки об.ратлть особое вни­ мание, что отразить в * «Боевых листках», какой должна быть наглядная агитация. От офицеров-коммунистов он потребовал информировать агитаторов о ходе выполне­ ния задачи, подсказывать им актуальные темы бесед. Умелая мобилизация и расстановка пар­ тийных п комсомольских сил дали возмож­ ность подразделению успешно выполнить задачу. Подобных примеров становится все боль­ ше и больше. Офицер Третьяков уделяет самое серьезное внимание организации партийно-политической работы среди лет­ чиков, механиков и младнщх авиаспециали­ стов. Главная цель, которую он этим пре­ следует, — раз’яснить воинам учебно-бое- вые задачи, мобилизовать летчиков и весь технический состав на'их образцовое вы­ полнение. У него уже стало правилом, что каждый месяц в плане политико-воспита­ тельной работы находят отражение такие основные мероприятия, как собрание лич­ ного состава, совещание офицеров, совеща­ ние сержантов, работа с агитаторами, рабо­ та с редколлегией, беседы с летчиками, мехапиками, мотористами. Заботится офицер .Третьяков и о полити­ ческих занятиях. Он следит, чтобы полит­ занятия проводились интересно и целеуст­ ремленно, на высоком идейном уцовне, ока­ зывает помощь руководителям, - советует им. как лучше подготовиться к изложению той или иной темы. Интересуется командир содержанием проводимых бесед, оказывает помощь чтецам п агитаторам. Чтобы успешно воспитывать своих под­ чиненных, нужно самому иметь глубокие знания. Это отлично поппмает старший лейтепант тов. Третьяков. Ои упорно и па- стойчпво работает пад собой, повышает свой идейный и культурный уровень. Деятельность командпра, его духовный облик и деловые качества оставляют неиз­ гладимый след в сознании подчиненного. Следуя прпмеру командира, равняясь по нему в боевой н политической подготовке, в поведеппн, подчиненные строже относят­ ся к себе, лучше замечают те плп иные свои недостатки, глубже сознают необхо­ димость постоянного совершенствования. В зарубежных портах Несколько месяцев назад пз Мурманска Ьышел океанский пароход «Комсомолец». Конечным пунктом его плавания был порт Корсаков на Южном Сахалине. Обогнув Скандинавию, «Комсомолец» вышел в Бал­ тийское море, оттуда через Кпльский канал — в Северное море. Затем— Ла-Манш, Ат­ лантический океан. Обогнув Ппренейскпи полуостров, пароход через Гибралтарский пролив вошел в Средиземное море. Дальней­ ший путь советского парохода был таким: Суэцкий канал, Красное море, Индийский океан, Тихий океан. Весь путь составил* 18.000 миль. Вот что рассказал о своих путевых впе­ чатлениях первый помощник капитана па­ рохода «Комсомолец» П. К. Малков: «Из немецкого порта Внсмар, в Балтий­ ском море, где мы бункеровались, пароход направился к Кильскому каналу. Порт Киль, как известно, находится в англий­ ской 8 оне оккупации. Некогда лучший порт Германии и база немецкого военного фло- .та, сейчас он представляет собой пример оапустеппя. Единственные интенсивные работы, которые проводятся там (на это нельзя было не обратить внимание), это под’ем большого количества кораблей, за­ тонувших в большой естественной Киль- ской бухте. Работы по под ему ведут анг­ личане. Онн разрезают суда на части, а металлический лом отправляют в Англию. В самом городе Киль, как и по берегу Кильского канала, в свое время было рас­ положено немало химических заводов, ра­ ботавших на войну. Эти заводы должны были быть демонтированы, как военные, в первую очередь. Однако каково было наше удивлеппе. когда мы увидели, что букваль­ но все заводы работают, изо всех труб идет дым. Видимо, у английского оккупационно­ го командования собственная точка зрения на демонтаж военных предприятии. На всем протяжении пути по Северному морю до пролива Ла-Манш мы встречали большое количество английских военных кораблей. Благополучно пройдя Ла-Манш п даже Бискайский пролив, который славится сре­ ди всех моряков мира свопм «бурливым характером», мы бросили якорь в порту Гибралтар. Двести с лишним лет тому на­ зад Англия, учитывая огромное стратеги­ ческое значение небольшого скалистого мыса на южном берегу Испаппп, у входа в Средиземное море, захватила этот мыс и сделала его своей колонией. Это самая ма­ ленькая колония Апглип. Ее территория составляет всего, примерно, пять квадрат­ ных километров. Но значение ее велико. Если Гибралтарский пролив — ворота к великой воепно-морской дороге из Атланти­ ческого океана через Средиземное море на Индию, то порт Гибралтар — замок, запи­ рающий эти ворота. Мрачный вид имеет английская колония. На черной скале, поднимаясь в гору,-рас­ положился небольшой город. На скале же расположены форты старинной английской крепости. Англичане пе любят посторон­ них в своих владениях. Поэтому они раз­ решили сойти на берег только двум пред­ ставителям нашего судна, которые должны были закупить продовольствие и рассчи­ таться за уголь, полученный здесь нами. Средиземное море встретило пас жесто­ чайшим штормом. Шесть суток продолжал­ ся шторм . Экипаж ттедптшнпмал геронче- II не случайно, летчик Быленков,летав пе­ редовым воином подразделения, добился, что и его подчиненные стали отличниками. Этому они учатся у своего командпра. Партийная и комсомольские организации стали широко пропагандировать опыт вос­ питательной работы тов. Быленкова. В подразделении был проведен вечер чество­ вания отличников экипажа, проведены политинформации, выпущены «Боевые листки», которые призывали личный со­ став равняться на экипаж Николая Былен­ кова. Партийная организация, направляе­ мая командиром, строила свою работу це­ леустремленно, и коммунистам принадле­ жит немалая заслуга в том, что за^ корот­ кий срок число отличных экипажей значи­ тельно выросло. У нас стало правилом, что всякий раз, когда личный состав приступает к решению ловой серьезной задачи, партийные органи­ зации всеми средствами добиваются аван­ гардной роли коммунистов. Коммунисты — отличники боевой и политической учебы, выполняя партийные поручения,^ передают свой опыт, помогают воинам разбираться в неясных вопросах. Командир в глазах подчиненных являет­ ся представителем передовой, советской во- енпой интеллигенции. О чем бы оп пи заго­ ворил в кругу воинов — о международной обстановке плп о новом научном достиже­ нии, о просмотренной кппокартпне плп о только что прочитанной книге, — его суж­ дение воспринимается, как самое автори­ тетное. Поэтому надо всегда заботпться о том, чтобы оценка, которую дает командир тому или иному факту, событию, была партийной, прппцппиальпой, чтобы она помогала подчиненным глубже, правильнее уяснить зпачеппе факта, о котором идет речь. Отсюда вытекает, что идейная закал­ ка офицеров перазрывпо связана с овладе­ нием основами марксистско-лепппской теории. Часть наших офицеров самостоятельно изучает историю большевистской партии, другие посещают вечерний уппверептет маркспзма-леппрпзма. Так, в этом году с отлпчнымп и хорошими показателями окончили 1 курс университета коммунисты Гришин, Урусевскпй, Миняйло, Костюмов и другие. Отличные оценки на экзаменах в партийной школе получили тт. Быленков, Лпханос, Могилевцев. 90 процентов всех слушателей, окончивших в этом году пер­ вый курс школы, являются отличппками боевой и политической подготовки. Наши офицеры поняли, что быть полно­ ценным руководителем, не зпая законов об­ щественного развития, не овладев основа­ ми марксизма-ленинизма, невозможно. По­ вышение идейно-теоретического уровня стало для лих жизненно необходимым де­ лом. Наши политработники, партийные п ком­ сомольские организации немало сделали для укрепления авторитета командира, для повышения его роли, как непосредственно­ го учителя и воспитателя подчиненных. Упорно работая над укреплением единона­ чалия, всемерно помогая офицерскому со­ ставу повышать своп военные, политиче­ ские п культурные знания, мы тем самым обеспечиваем наиболее действенную силу личного примера командира., Одновременно мы умело используем мо­ гучее оружие критики п самокритики, ре­ шительно боремся с фактами зазнайства п самоуспокоения, смело указывая па не­ достатки тех офицеров-коммунистов, кото­ рые не пред’являют к себе должной требо­ вательности, ие учатся, плохо воспитыва­ ют подчиненных. Министр Вооруженных Сил поставил пе­ ред советскими вопнамп большие и почет­ ные задачи. Отдавая все своп силы и зна­ ния на успешное решение этих задач, боль­ шинство наших командиров личным приме­ ром вдохновляет подчиненных на самоот­ верженную борьбу во имя дальнейшего ук­ репления военного могущества нашей ве­ ликой Родины. В. ХОВАНОВ. ские усилия, чтобы спасти груз. Крен до­ ходил до 40 градусов. Особенно трудно при­ ходилось машинной команде. При 35- градусной жаре, в условиях сильной кач­ ки, когда дверцы топок сами захлопыва­ лись, кочегары стахановцы тт. Левпн- ский, Крысии, Сопов, Калашников и другие отлично справлялись с делом. Следующим портом после Кпля, где мы бункеровались, был Порт-Саид. Располо­ женный у самого входа в Суэцкий канал, город представляет собой давнюю и очень укрепленную военно-морскую базу англий­ ского флота. Еще при подходе к Порт-Саиду мы встре­ тили целую флотилию моторных лодок, уп­ равляемых арабами. Не успели они подойти к нашему пароходу, как между владельца­ ми разгорелось целое сражение. Советские моряки смотрели иа это неприятное зрели­ ще и не могли понять, в чем дело. Несколь­ ко позже выяснилось, что это торговцы шлаком, мусором. Обычпо шлак выбрасы­ вается за борт. А здесь, в Египте, шлак ис­ пользуется, как строительный материал. Поэтому местные дельцы встречают каждый пароход, стремясь первыми получить право на шлак. Но еще больше поразило пас, советских людей, другое. В крупнейшей военпо-мор- скоп базе, в порту, в котором берут уголь почти все суда, идущие через Суэцкий ка­ нал — погрузка угля производится самым первобытным, рабским способом. В этом мы убедились, когда к нам на борт нагря- пуло человек 200 страшных на вид, обор­ ванных, изможденных людей, одетых в какие-то фантастические, совершенно не­ вообразимые лохмотья, а иногда п совсем без них, с одной лишь набедренной повяз­ кой. Онн растеклись по пароходу и вдруг все сгрудились около камбуза с протяну­ тыми руками... Затем началась погрузка угля с подо­ шедшей баржи. Эти двести рабов, кто в корзинах, а кто и в мешках, носили 7 голь, сопровождая свой труд каким-то питан­ ным, протяжным криком. ПЕРВЫЙ В МИРЕ САМОЛЕТ 3. Аппарат Можайсного а воздухе * ) Собирать самолет пришлось в трудных условиях. Постоянно сказывался недоста­ ток средств. Работа то п дело приоста­ навливалась. Можайский урезал личные расходы, закладывал имущество, чтобы расплатиться с рабочими, внести деньги за материалы и за перевозку их из Петербур­ га в Красное Село. Можайский снова обращается с прось­ бой к министру «высочайшего двора» о выдаче пособия — 5.000 рублей, требу­ ющихся для окончательной сборки возду­ хоплавательного снаряда. Две педелп томится изобретатель в ожи­ дании ответа, и вот ответ приходит: «Вы­ сочайшим повелением от 7 июля 1881 го­ да просьба г. Можайского отклонена...». Еще один удар. Сколько пх перенес изобретатель, сколько онп причинили ему горя! Но невзгоды закалплн его, научили не опускать рукп. Лето 1881 года проходит у Можайского в поисках средств, в беспрерывных хлопо­ тах по размещению заказов на изготовле­ ние частей летательного аппарата. Боль­ шую часть заказов удастся разместить на Балтийском заводе. Директор этого завода, сочувствуя Можайскому, соглашается вы­ полнить все работы по удешевленной стои­ мости. V Осень приносит Можайскому радость. В Петербурге происходит событие, сыграв­ шее важную роль в истории авиации. 3 ноября Департамент торговли и мануфак­ тур выдает Александру Федоровичу Мо­ жайскому патент на его изобретение. Это был не только первый в России, но и пер­ вый в мире патент на аэроплан. Этот па­ тент был выдан А. Ф. Можайскому за двадцать два года до создания самолета братьями Райт. Зимой 1881— 1882 гг. сборка лета­ тельного аппарата несколько замедлилась. Из-за нехватки денег Можайский выпуж- ден был сократить часть рабочих. Остав­ шиеся механики готовы былп вместе с изобретателем терпеть любые лишения, лишь бы довести дело до конца. И дело продвигалось. В барак кавале­ рийского училища доставили корпус ап­ парата. Этот корпус был изготовлен в ви­ де лодки, чтобы можно было совершать по­ садку п па воду. Привезли крылья. Это былп большие прямоугольные плоскости. Их сосновые переплеты, выполненные для легкости в виде углового железа, бы­ ли обтянуты, как и лодка, шелковой мате­ рией, пропитанной водонепроницаемым со­ ставом. Взлетно-посадочное устройство пред­ ставляло собой четырехколесную тележку, на которой имелась рессорная амортиза­ ция. На тележке с помощью стальных бол­ тов прикрепили лодку. Затем в передней части лодки начали монтировать двигате­ ли. Весной 1882 года сборка шла полным ходом. Рано утром, заходя в барак, Можай­ ский заставал там своего механика Голубо­ ва, столяров Яковлева, Арсентьева, слеса­ рей братьев Федоровых п Лебедева, пригла­ шенных с Балтийского судостроительного завода на время сборки аппарата. С каждым днем самолет Можайского все более принимал формы, запроектированные изобретателем. К лодке прнкрепп.тп крылья. На валы одели четырехлопастиые вин­ ты. Затем приступили к монтажу горизон­ тального и вертикального рулей, к проводке к ним тросов управления. Для большей надежности управление рулями делали дублированным. Установили оцинкован­ ные баки для горючего. Много времени занял монтаж специ­ ального оборудования самолета. И в этой области Можайский на десятки лет опе­ редил иностранных копструкторов. Рус­ ский изобретатель предусмотрел установ­ ку трех креномеров, компаса, барометра (иначе говоря, высотомера), двух термо­ метров и измерителя скорости. Приближался решающий этап много­ летних трудов Можайского: испытание гш- парата. С каждым днем Можайский укреплялк:я в мысли совершить взлет с .наклонной .*>- j рожкп, чтобы увеличит!» скорость разбейса, ! быстрей оторваться от земли. Это была •.*)- ; вершенно правильная мысль. Ведь уже . в | наше время, при высоком уровне развито™ авиации, летчикам неоднократно приходи­ лось пользоваться наклонными взлетными дорожками, чтобы облепить отрыв от з«Э 1 - ли тяжело груженных воздушных кораб­ лей. Выбрав взлетную дорожку на складе холма, неподалеку от Красного Села, Мо­ жайский решил сделать по склону' дере­ вянный настил. — Иначе, — рассуждал он, — велика опасность сломать колеса тележки при разбеге. Если при испытаниях произой­ дет поломка, все противники летательных аппаратов тяжелее воздуха настолько ук ­ репятся в своем ошибочном мнении, что мне станет во много крат тяжелее рабо­ тать, чем до сих пор. Сборочные работы приближались к кон­ цу. Хотя они производились в секретной обстановке, сведения о них иногда все же просачивались в печать. 25 марта 1882 года в «Петербургском листке» была опубликована статья, в ко­ торой говорилось, что в Петербурге \дей- ствптельно устраивается летательная ма­ шина, на которой ученые, пнженеры, строители намерены в ближайшее время совершить полет. В конце июня аппарат вчерне был за­ кончен сборкой. Оставалось отрегулиро­ вать машины, опробовать, как тянут вин­ ты. доделать кое-какие мелочи. Невдалеке от барака выбрали площадку, огородили ее глухим забором. За эту за­ городку п закатили самолет, прикрепили его своеобразными якорями к земле. Затем стали запускать двигатели. Голубев, пе­ редвигая рычаг, увеличивал обороты. Впиты вращались все быстрей, их поверх­ ности сливались, обращаясь в радужный, диск. Аппарат рвался вперед, цепи, на­ тягиваясь, прочно держали его. — Хорошо тянет, — говорил Можай­ ский, удовлетворенно потирая руки. — Стопт поднять якоря, и можно пуститься в воздушное плавание. Изобретатель садился за штурвал, от которого тянулись тросы к рулям высоты и рулям поворота. Он вращал штурвал, и плоскости рулей поворачивалась из сторо­ ны в сторону. Потом Можайский, выбрав ровную и утрамбованную площадку, приступил к своеобразным рулежкам. То он сам, то Го­ лубев поочередно садились в машину я. увеличивая двигателям обороты, быстро катились по площадке, проверяя, насколь­ ко аппарат слушается рулей. К середипе июля все было готово. Ап­ парат был многократно проверен, машины опробованы и отрегулированы. НаклоЬпая взлетная дорожка была построена. Алек­ сандр Федорович отправился в Петербург пригласить в Красное Село на испытания аэроплана представителей военного п мор­ ского ведомств, Русского технического об­ щества. В назначенный день — 20 июля 1882 года эти представители приехали в Крас­ ное Село. От морского министерства при­ были генерал-майор П. Богословский и *) Окончание. Начало см. в №№ 211, 214. Гнев п возмущение вызвал у пас, совет­ ских людей, этот каторожный труд, спут­ ник капиталистической эксплоатации. «Цивилизованные» захватчики— англи­ чане пе очень стараются, видимо, изменить положение. Их больше устраивает дешевый рабский труд, чем оснащение порта доро­ гостоящими механизмами. Кстати, мы бы­ лп свидетелями, как на борту стоявшего не­ далеко от нас судна под английским фла­ гом англичанин ударил палкой одного ту­ земца с такой силой, что сбил его с ног. Портовые власти (египетские) заявили нам, что на берег они ие выпустят никого из нашей команды. На вопрос почему, они ответили: — Англичане не разрешают: Портовые власти предупредили нас, что­ бы мы не задерживались в порту и уходили в канал до 12 часов ночи, иначе по каналу пойдут английские военные корабли, и тог­ да нам придется ждать очень долго. Зато в одном вопросе египетские портовые йласти проявили родную самостоятельность, когда вымогательски предложили купить у нпх три бухты манильского каната, заявив, что иначе опп не пропустят нас через Суэцкий канал... Когда мы выходили из порта с гордо развевающимся красным флагом па корме, мы увидели стоявший па рейде большой пассажирский пароход. С парохода замети­ ли нас. На палубу высыпало огромное ко­ личество людей. Они махали нам руками п выкрикивали слова приветствия. Суэцкий канал также поразил нас своей запущенностью, его песчаные берега осы­ паются. \ Красное морс мы также прошли спокой­ но. По выходе пз Красного моря пароход «Комсомолец» бросил якорь в порту Аден. Это также военно-морская база Англии. И здесь разрешили сойти на берег только двум человекам — капитану и мне. В Аде­ не можно было наблюдать плоды амери­ канской колониальной «цивилизации». Ог­ ромное количество безработных п бездом­ ных. Мы видели собственными глазами, как худая, изможденная женщина с ребенком на руках рвала траву и ела ее. Мы видели другое страшное зрелище. Иа улице стояла специальная полицейская машина для пе­ ревозки арестованных. Кузов ее представ­ лял собой клетку пз толстых металлических прутьев. А в клетке находилось пять исто­ щенных до последней степени негров. Нельзя было без содрогания смотреть на эти живые трупы. Вместе с тем, здесь же в Адене, мы убе­ дились, что никакие драконовские поли­ цейские меры ие могут убить в народе симпатию к Советскому Союзу. В такой ог­ ромной дали от нашей страны мы внделп на стенах надпись ни русском языке «Да здравствует СССР», изображения серпа и молота, пятиконечной звезды. Следующая наша остановка была в Ко­ ломбо, также английской колонии. Несмот­ ря на то, что Коломбо считается одним из лучших портов Британской империи, и здесь погрузка угля происходила вручную. Сотни изможденных, оборванных индусов, как п в Порт-Саиде, на спине переносили уголь. И здесь, в этой другой английской* колонии, мы видели на стенах надписи: «СССР». П вот мы в Сингапуре. Сингапур — это административный пептр британской ко­ лонии Стрептс-Сетлементс. Находясь па пересечении мировых путей из Индийско­ го в Тихий океан, Сингапур приобрел круп­ ное стратегическое значение и был превра­ щен Англией в одпу из важнейших воен­ но-морских и воздушных баз. В Сингапуре на рейде — огромное ко­ личество различных кораблей. Среди нпх выделяются голландские десантные тран­ спорты с открытой кормой. Это и по­ нятно. Здесь рядом остров Суматра, где Голландия, поощряемая Америкой и Анг­ лией и с их помощью, гичер захватниче­ скую воину против своГтдолюбивпго индо­ незийского народа. В Сингапуре мы не могли смотреть без омерзения, как английские it американские капитан I ранга профессор Алымов, от Русского технического общества М. А. Рыкачев, от Русского общества воздухо­ плавателей — лейтенант В. Д. Спшпш. Прибыли н другие лица. Испытания .происходили в обстановке’ большой секретности. Вокруг красносель­ ских военных лагерей со всех сторон бы­ ли выставлены караульные посты. Пм было приказано никого не пропускать в район испытаний. / • . Па площадке, которой начиналась взлет-* пая дорожка, носом против ветра сТоял самолет Можайского. Представители военного и морского ве­ домств и Русского технического общества в течеипс нескольких часов осматривали аппарат. Можайский давал пояснения. — Цель сегодняшних испытаний, — сказал в заключение Александр Федоро­ вич, — состоит в том, чтобы проверить принцип, может ли плоскость, движущая- • ся с помощью 'винтов наклонно к гори- . зонту, давать под’емную силу, достаточ­ ную для перемещения в воздухе людей и грузов. Этот принцип неоднократно под­ тверждался опытами над моделями. Теперь мне представилась возможность доказать, что этот принцип верен и в отношении аппаратов таких размеров, которые могут песта человека. — Я надеюсь, — продолжал Можай­ ский, — что опыты над этим аппаратом дадут нам возможность приобрести повые полезшие сведения, важные для дальней­ шего развития воздухоплавания. Вспомни^ те, как выглядели первые паровые суда. Опп (шли намного тихоходпей и непово­ ротливей парусных. И вот прошло немно­ го лет, а паровые суда повсюду стали господствующими. Пройдет несколько лет, и человек с помощью таких летательных снарядов навсегда покорит воздутпный оке­ ан. Наконец, все приготовления былп за­ кончены. Опробовать аэроплан Можайский поручил Ивану Никифоровичу Голубеву: Голубев забрался в лодку и запустил машины. Можайский приказал закрепить якоря и дать полный ход машинам. Цепи от якорей к самолету патяиулпсь до пре­ дела. — Малый ход, — громко скомандовал Можайский. Голубев передвинул рычаги, винты пе­ решли на малые обороты. . Иван Никифорович соскочил на землю, и Можайский снова проинструктировал его. — Лети только прямо. Сворачивать в сторону — ini в коем случае. Как поле перелетишь — опять малый ход машинам, и садись. Голубев снова поднялся в лодку, занял место у штурвала, двинул рычаги машин. Быстрее завертелись винты. Аппарат, ос­ вобожденный от якорей, тронулся с места и понесся по настилу. Вот аппарат у края взлетной дорожки. II тут раздалось гром- кое «ура». Колеса отделились от настила. Машина в воздухе. Забыв про свой чин и возраст, Можай­ ский изо всей мочи побежал за аэропла­ ном. За ним бросились его помощники и друзья. Машина неслась над землей. Вот уже конец поля. Голубев сбавляет обороты. Ко­ леса касаются земли. В тот же миг изобретатель попадает в чьи-то об ятпя. Его обнимают, жмут ему руки, поздравляют с победой. — Это великая победа, — воскли­ цает профессор Алымов. — Это полное доказательство правоты вашего прин­ ципа. — Это замечательно, — поздравляет Богословский. — Я счастлив, что дожил до такого дпя. У Александра Федоровича Можайского по лицу катились слезы. Это были слезы радости. Изобретатель был взволпопап.^ Он достиг того, чего еще не достигал ни* один человек в мире. Началась новая славная эпоха в многовековой борьбе человека за покоре­ ние воздушного океана. колонизаторы раз’езжают на рикшах. Рикш мы встречали во всех британских коло­ ниальных городах — в Порт-Саиде, Суэце, Адепе, Коломбо, но больше всего пх в Син­ гапуре. Вот «картинка»: толстый, жирный делец развалился в коляске и читает га­ зету, а худой, жилистый босоногий малаец, впрягшись в лямки, тащит коляску... То, что мы увидели в зарубежных пор­ тах, явилось живой иллюстрацией капита­ листического мира с его человеконенавист­ ническими нравами, зверской эксплоата- цпей и угнетением трудящихся. И вот, наконец, порт Дальний. Приход в Дальний — это праздник для пашего эки­ пажа. После долгого перерыва мы встре­ тились с советскими людьми. Ходили в ки­ но, смотрели советские фильмы, в клубах — концерты нашпх артистов. С удоволь­ ствием прослушали лекцию. Отсюда мы ез­ дили на экскурсию в Порт-Артур, посети­ ли исторические места — Электрический утес, гору Золотую, где остались орудия времен 1904 года, гору Перепелинную, за которую шли сильные боп и где японцы положили немало своих «самураев», по­ сетили также домик писателя А. Степано­ ва — автора замечательной книги «Порт- Артур», исторический музей. С особым вниманием п удовлетворением мы присматривались к жпзни свободного китайского народа, на территории, осво­ божденной народно-освободительными' вой­ сками от реакционной гоминдановской клики. Китай — родина рикш, и. тем не менее, здесь мы не видели, чтобы люди раз’езжалп на людях. Живут китайцы ощу­ щением близкой полной победы, которая принесет окончательное освобождение всей стране. Из Дальнего мы вышли в конечный путь нашего долгого плавания — порт Корсаков па Южпом Сахалипе. Вхо.тч в гавань, мы повесили на мостике палого парохода ку­ мачовый плакат: сНрнвет морякам и пор­ товикам Сахалина от моряков Советского .Заполярья». Записал А. ШЕ8Ц03. С

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz