На страже Заполярья. 1949 год. Сентябрь.

I Й Д ' C T P A f f l E З А П О Л Я Р Ь Я 8 сентября 1949 г., № 212 (?Г:77). .*=1 Большим автораггетом у личного состав* пользуется старший лейтенант Бабушкин/ Оп в совершенстве овладел лглтаым мастерством « срой богатый опыт передает подчиненным. Много работает он и с техническим составом. Часто он проводит беседа с м еханика»» и мотори^талЛг, сб’ясчяет jam , к а к л у ч ­ ше псодтутозить самолет к полету. НА СНИМКЕ: ставший лейтенант Павел Бабушкин, итвраглтетиись с по­ лета; рассказывает механику самолета старшему сержанту Анатолию Клыкову о работе мотора и салюлега в гхздухе. Фото Н. Высоцкого. О с н о в о п о л о ж н и к высше г нл о т а ж а К 35-летию со дня гибели I I . II . Нестерова ПИСЬМА 8 РЕДАКЦИЮ НА КАТЕРЕ Вечером к пирсу, ще стоят катера, прп- шел командир подразделения. Оп разгова­ ривал с мотористами, расспрашивал нх о технике, интересовался все ли в исправно­ сти. Пройдя па один из катеров, командир обратился к матросу Сабурову, спросил его: — Ну, как справляетесь с обязанностя­ ми? _ Сабуров обвел глазами разобранные вспомогательные механизмы и твердо ска­ зал: . , . — Хорошо. Задание будет выполнено.' Командир пожелал ему успеха в работе. Это было в 9 часов вечера. — Нам сегодня нужно поднажать, — сказал Сабуров мотористу Власову. — Слышал, что сказал командир. Другом было тихо, лишь волны *атплпсь на песчаный берег. К 12 часам ночи мотор уже работал. Убедившись, что все в порядке, катерники пошли в кубрик, чтобы отдохнуть до вос­ хода солнца. Рано утром снова ожплп ка­ тера. Командиры внимательно прислушива­ лись к работе моторов. Вот заработал и мотор Сабурова. Матрос Сабуров подошел к моторпсту и сказал, что не работает одна свеча. От его слуха не ускользнет ни один стук, он все заметит во-время. Свечу заменили, и мотор заработал нормально. После завтрака личный состав собрался в кубрике, ожидая распоряжений команди­ ра. Говорили о вчерашнем дне, но на уста­ лость никто не жаловался. Власов читал книгу «В крымском подполье». Потом при­ несли газеты, пх читали коллективно. Са­ буров прочитал вслух очерк «Закон воин­ ской дружбы». Катер, на котором служит Сабуров, вы­ шел в море. Перед походом командир катера раз’яснпл мотористу, как нуж­ но правильно эксплоатировать /материаль­ ную часть, соблюдать инструкции и на­ ставления. Несмотря на то, что моторист Власов не первый день па катере, коман­ дир всегда напоминает ему о воинском дол­ ге. Матрос Сабуров, прежде чем стать руле­ вым, отлично изучил мотор катера. Он по­ нимал, что быть рулевым — значит надо хорошо знать мореходные качества катера. Раньше Сабурову пришлось ходить на таких же катерах у берегов отдаленно­ го острова. За боевые дела он награж­ ден медалыо «За отвагу». , — Я привык, — говорит Сабуров, — безаварийно плавать в самых трудных ус­ ловиях. Помшо в годы войны мне приходи­ лось и день и ночь быть на катере и я всегда был готов выполнить любое задание. Однажды было дано приказание снять не­ сколько человек с гидросамолета. Погода была свежая. Катеру трудно плавать в та­ ких условиях. Я придумал-, как лучше снять людей, н добился своего. Доставил людей па берег. В пашей службе много трудностей, но их нужно побеждать. В этих словах выражена любовь к своей профессии. JIa этом катере еще не было случая, чтобы материальная часть оказа­ лась неподготовленной. А если случается, что какая-то деталь выходит пз строя, то матросы стремятся быстрее ввести чео в строй. Однажды прп работе мотора сильно «стре­ лял» карбюратор. Как ни старался мото­ рист устранить неисправность, карбю- ратрр продолжал «стрелять». Тогда на по­ мощь пришел Сабуров. При проверке ока­ залось, что одна пз деталей лопнула и про­ пускала много бензина в камеру сгорапия. Бензин не успевал сгорать, поэтому мотор «стрелял». Сабуров вместе со старшим ма-. тросом Мошенко быстро устранил неисправ­ ность, и мотор заработал нормально. Матрос Сабуров — отличник боевой и политической подготовки. Оп, как пример­ ный воин и прекрасный знаток своегодела, завоевал большой авторитет и уважение среди личного состава и командования под­ разделения. Матрос С. ЕГОРОВ. Впервые на корабле У М Е Л О Е ВО С П И Т А Н И Е И О Б У Ч Е Н И Е М А Т РО С А В отделение старшины 2 статьи Кобзарь Хтя прохождения дальнейшей службы при­ шел матрос Еремпн. Па корабле ему до это­ го служить пе приходилось. Старшина ознакомил матроса с корабель­ ным распорядком, рассказал о его обязан­ ностях. На следующий день старшина об'ясппл Еремину устройство корабля, вооружения, детально познакомил с боевым постом, на котором Еремпн будет выполнять обя­ занности по боевому расписанию. Время шло, и с каждым дпем все отчет­ ливее выявлялись плоды правильного вос­ питания. Никакая кажущаяся на первый взгляд мелочь пе ускользала от вниматель­ ного взора старшины. Он повседневно по­ могал матросу овладевать специальностью. Вскоре был назначен выход в море. На­ ступила возможность проверить физиче­ скую закалку и личные качества матроса. В непринужденной беседе старшппа Кобзарь рассказал подчиненному об условиях, в ко­ торых придется находиться катеру, о том, как лучше перенести качку. Подчиненный оправдал надежды стар­ шины. Матрос Еремин хорошо чувствовал себя при качке, строго соблюдал инструк­ ции. Старшина регулярно проводил теоре­ тические занятия по материальной части, закрепляя достигнутые знания непосред­ ственно на боевом посту. Интересуется старшина п конспектами политических за­ нятий. Нередко он проверяет усвояемость пройденных тем в одиночной беседе. В часы досуга старшина советом помо­ гает матросам, как лучше п полезнее про­ вести свободное от занятий и вахт время. По. вечерам завязываются ожпвлепные бе­ седы. Старшина рассказывает о боевом щ.ошлом корабля, о достижениях личного состава в боевой и политической подготов­ ке. Так началась служба матроса на корабле. В этот период шла упорная учеба всего личного состава. Каждому чле­ ну экипажа предоставлялась возможность проверить свои знания в обстановка, при­ ближенной к боевой. ...Катер отвалил от стенки и взял курс в открытое море. Для наблюдения за гори- зг-нтом па ходовой мостик выставлена уси­ ленная вахта, в составе которой быт и ма­ трос Еремин. Морская зыбь кренила катер с борта на борт, ио наблюдатели, ие отры­ вая глаз от синей дымки горизонта, сле­ дили за морем и воздухом. Вдали иа фене алого заката показались чуть замет­ ные две черные точки. Внимательно огля­ дев сектор наблюдения, комсомолец матрос Еремин громко и отчетливо доложил о за­ меченном командиру катера. После окончания похода зорким наблю­ дателям командир катера вынес благодар­ ность. Получил благодарность и матрос Еремпп. Упорным трудом сумел добиться старши­ на 2 статьи Кобзарь таких хороших успе­ хов в воспитании м*атроса. Теперь он с гор­ достью может отметпть, что в ряды луч­ ших вошел и повый член экипажа — его подчиненный матрос Еремпн. Старшина 2 статьи В. ПОПОВ. -о- Пример в службе Стерший матрос Васильев добросовестна выполняет Военную присягу п уставы. Он г. учебе и службе показывает пример всем остальным воинам. Завоевав упорным трудом отличные опенки в боевой и политической подготов­ ке, Васильев помогает товарищам. Доверенные старшему матросу Васильеву механизмы он всегда содержит в чистоте и порядке. Иа вахте старшин матрос Васильев образцово выполняет служебные обязанности. За отличную службу Васильев имеет 1 !) поощрений. Младший сержант Г. УРСУЛЕНКО. о- Бдительные часовые Добросовестно относятся к караульной глужПе сержанты Понов, Жигулов и Томов. Они требуют от подчиненных бдительности к зоркости П 1 иосту, тщательной подготов­ ки перед заступлением в суточным наряд- Гядовые Круглов. Беляев хорошо справ­ ляются с обязанностями часового, Каждый из них i : m » m * t Гю лее десяти поощрений. Младший соржант В. КОЗЛОВ. Вблизи села Воля Высоцкая Жолкпев- ского района Львовской области у дороги возвышается гранитпын обелиск. На нем высечена надпись: «Здесь погиб выдаю­ щийся русский летчик штабс-капитан II. И. Нестеров, первый в истории авиа­ ции совершивший иа самолете «мертвую петлю» и применивший в воздушном бою таран». Это было в начале первой мировой вой­ ны. Русские войска, освободив город Львов, успешно наступали на Запад. В окрестностях города Жолкпева, где был расположен штаб 3-й русской армии Юпь Западного фронта, находился XI корпусной авиационный отряд, которым и командовал штабс-капптап П. IT. Нестеров. 8 сентября 1914 года в воздухе поя­ вился австрийский самолет п стал делать круги над расположением русского авиа­ отряда. Нестеров быстро взлетел и устре­ мился вдогонку за австрийским разведчи­ ком. Вскоре ему удалось догнать противни­ ка. На самолетах того времени не было во­ оружения, поэтому Нестеров принял реше­ ние таранить врага. Он настиг вражескую машину и таранил ее колесами шасси сво­ его самолета в верхнюю плоскость. Враже­ ский самолет тотчас жечрухнул на землю, и австрийские летчики погибли под его обломками. Погиб п П. И. Нестеров, ма­ шина которого также была серьезно пов­ реждена и разбилась. Так русский летчик-истребптель, погиб­ ший смертью героя, первым в историп авиации положил начало воздушному бою с врагом. Этому бою предшествовала огромная ис­ следовательская работа смелого новатора, проделавшего большой п трудный путь исканий. Петр Николаевич Нестеров родился 27 февраля 1887 года в Нпжнем Новгороде, в семье офицера. Оп п два его брата пошли по стопам своего отца, посвятив себя воеп- ной службе. Одпн пз его оратаев — Миха­ ил Николаевич Нестеров, будучи военным летчиком, погпб во время учебного полота. Второй — Николаи Николаевич — гене­ рал-майор Советской Армии п ныне рабо­ тает в Москве преподавателем Военной ака­ демии имени 31. В. Фрунзе. С детства Петр Николаевич интересовал­ ся техникой, математическими науками. По окончании 'кадетского корпуса оп учил­ ся в Михайловском артиллерийском учили­ ще в Петербурге, а по окончании училища получил назначение в артиллерийскую бригаду. Но служба в артиллерии не удов­ летворяла его. Ему хотелось научиться летать. В 1911 году П. Н. Нестеров прослушал курс лекций прп офицерской воздухопла­ вательной школе в Петербурге и совершил здесь несколько длптельпых полетов на аэростатах. Затем, он подал рапорт о пере­ воде его в авпационпую школу. Весной 1912 года ‘Нестеров был зачислен в Гат­ чинскую военно-авнацпонпую школу. Не­ смотря на плохоо здоровье, он быстро на­ учился летать. Через год, блестяще окон­ чив школу, он получпл звание военного летчика и был 4 назначен в 3-ю авиацион­ ную роту в г. Киев. Так началась авиа­ ционная биография этого крупнейшего русского летчнка-псследователя. Посвятив себя авиации, Нестеров решил па практике доказать, что самолетом мож­ но управлять в любом положении. Несом­ ненно, что это решение созрело у него в результате творческого содружества с «от­ цом русской авиации» профессором II. Е. Жуковским, который, как известно, еще в 1891 году доказал, что в воздухе везде есть для самолета опора и что можно про­ изводить на нем различные приемы пило­ тажа. Основываясь на этом, Нестеров тео­ ретически разработал и свопмп блестящи­ ми полетами практически доказал возмож­ ность применения более совершенных ме­ тодов пилотирования самолетов, совершив i ие остановился на достигнутых подлинную революцию в зарождающем­ ся тогда летном деле. , В то время существовало мнеппс, что разворот самолетов с креном всегда опа­ сен. так как машина должна пойти на крыло (скольжение до земли). Поэтому было принято производить разворот «блюдечком», строго в горизонтальной ПЛОСКОСТИ. Нестеров спачала теоретически, а за­ тем полетами в воздухе опроверг это мнение и доказал возможность крутого виража. Выполняя глубокие виражи, он поражал всех смелостью п точностью расчета. Глубокий вираж был ценным вкладом в развитие техники пилотажа того времени. Затем Нестеров освоил планпроваинп по спирали, с соответствующими раз­ воротами, с больших высот. Его глубо­ кие развороты были похожи на разворо­ ты, получившие теперь название боевых. Еще в авиашколе Постеров поставил пе­ ред собой задачу: описать на самолете «мертвую петлю» — замкнутую кривую в вертикальной плоскости. Техника выпол­ нения петли была им старательна проду­ мана и обоснована чертежами и расчетами. Ио начальство не разрешило ему практи­ чески осуществить петлю, считая даже мысль о ней «сумасбродной идеен». Но и после окончания школы Нестеров пе оставил мысли о выполнениипетли. Он продолжал подготовку к ней в Кие^е. После того, как были закончены расче­ ты. составлен чертеж, произведен анализ динамики пет.я{, «27 августа 1913 года в 6 часов 10 минут вечера, — как указано в протоколе регистрации петли, — пору­ чик Нестеров, поднявшись на «Ныоноре» на высоту 1.000 метров..., начал планиро­ вать почтп вертикально вниз. На высоте 600 — 700 метров от поверхности/ земли летчик выключил мотор, выровнял рулем глубины аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять пе­ реведя в вертикальное положение иосом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, включил мотор и нормальным планирующим спуском атс- рировал (приземлился. — Ред.) на стар­ товой площадке того л;с Сырецкого воен­ ного аэродрома. Весь поворот в вертикаль­ ной плоскости проведен без перегибов плавной кривой в течение 0—8 секунд». Разработав 4 теоретически и осуществив практически глубокие виражи и «мертвую петлю», Нестеров тем самым заложил ос­ новы высшего пилотажа. Огромное значе­ ние работы, проделанной Петровым, за­ ключалось в том, что ему удалось выяс­ нить поведение самолета при вертикаль­ ном маневре. Лишь с того времени самолет превратился в машину, которой можно уп­ равлять как в горизонтальной, так п в вертпкальпой плоскости. После соверше­ ния «мертвой петлп», которую теперь на­ зывают «петлей Нестерова», стали возни­ кать и развиваться другие фигуры выс­ шего пилотажа. Тем самым была доказана возможность ведения воздушного боя на самолетах. / Одпако военное начальство Нестерова отнеслось отрицательно к выполнению пм «мертвой петлп». Ему угрожали арестом за «риск казенным имуществом». Узнав об этом событии, товарищи лет­ чика по Гатчинской авиашколе писали ему: «Преисполненные гордости, как рос­ сияне и военные, что земля русская пмеет в своих рядах столь сильного и отважного завоевателя воздуха, шлем искреннее поздравление с осуществлением давней мечты, основанной на теоретическом рас- счете. Береги себя и служи гордостью рус­ ской военной авиации». Через 3 месяца после того, как Несте­ ров совершил «мертвую петлю», состоя­ лось заседание Киевского общества возду­ хоплавания. Общество дало высокую оцен­ ку этому выдающемуся событию. Летчику была присуждена золотая медаль за «пер­ вое в мпре удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропла­ нами при вертикальных кренах». Нестеров выполнил петлю #первый в мире. Именно ему принадлежит»приоритет в этом деле. Между тем, русская и иност­ ранная буржуазная печать приписывала первенство в выполнении «мертвой пет­ ли» французскому летчику Негу. Ни Негу совершил петлю через 12 дней после Не­ стерова, располагая уже описанием вы­ полнения этой фигуры русским летчиком. В мае 1914 года иа собрании Москов­ ского общества воздухоплавания в Поли­ техническом музее в Москве, на котором председательствовал ^1. Е. Жуковский, Негу публично в присутствии самого П. II, Нестерова признал, что он выпол­ нил петлю после русского летчика. Совершив новаторский подвиг, Нестеров успехах. Оп произвел несколько выдающихся ^для того времени перелетов. Полетом из Киева в Одессу сп сделал два открытия: что можно летать в сильный ветер и что воз­ можно производить полеты ио прямой, ориентируясь ио* солнцу, так как компаса на самолетах тогда еще не был»».- Второй выдающийся полет им был совершен по маршруту Киев — Петербург. Нестеров явился также инициатором и участником первого группового полета и*. Киева в Чернигов и обратно. Во вр.\мя эгогз поле­ та производилась киносемка в воздухе, •чтебы дать представление о полете широ- 1 ким массам. Этот фильм сохранился до наших дней. Оп имеет историческую цен­ ность, так как позволяет видеть на экране живого Нестерова. Многие русские авиаторы сразу же оце­ нили огромное значение вклада, внесен­ ного Нестеровым в технику высшего пи­ лотажа. В короткий срок его методы по­ лучили всеобщее признание. Русские лет­ чики уверенно последовали аа Нестеро­ вым. Они приступили к дальнейшему со­ вершенствованию техники высшего i пило­ тажа. Уже осенью 1916 года инструктор Качииской авиационной школы К. К. Арцеулов впервые в мире продемонстриро­ вал методику вывода самолета из штопора. Советский народ законно гордится тем. что нашей стране принадлежит первенство во всех выдающихся достижениях авиа­ ционной науки и техники. В России на­ много лет раньше, чем гдз бы то нп было, создан первый в мире самолет. Наша страна является родипой самых выдаю­ щихся авиационных изобретений, исследо­ ваний и нововведений. II не случайно поэтому, нам принадлежит приоритет в теории и практике летного дела. В этом велика заслуга одаренного русского летчи- ка-нсследователя II. И. Нестерова. В наши дни сталинские соколы показа­ ли себя достойными наследниками мастер­ ства славного русского летчика. Все раз­ витие техники высшего пилотажа нераз­ рывно связано с деятельностью советских авиаторув. «...Мы с любовью и гордостью вспоминаем, — ппсал в 1938 году в «Правде» о своем зем.тке Валерий Пав­ лович Чкалов, — славного русского лет­ чика — капитана Нестерова. Его мертвая петля стала достоянием многих тысяч со­ ветских летчиков...». Школа высшего пи­ лотажа, основоположником которой был Нестеров, творчески развита ныне совет­ скими летчиками i f стоит несравненно выше любой школы иностранного проис­ хождения. у Летчики сталинской школы Чкалов, Стефаиовскпй, Супрун, Покрышкпн, Коже­ дуб н другие, .следуя славным традициям русской авиации, разработали ряд новых ’маневров, еще выше подняли искусство пилотирования боевых машин. Советские летчики первыми в мире освоили техни­ ку индивидуального и группового пилота­ жа ila реактивных самолетах. С особой силой, сказалось мастерство со­ ветских авиаторов в годы Великой Отече­ ственной войны, когда сталинские соколы, благодаря своей смелости, отваге и уме­ нию, разгромили в б^ях хвалеиую немец­ кую авиацию, прославив любимую Родину своими замечательными боевыми делами. В дни войны советские летчики вспо­ минали светлый образ родоначальника высшего пилотажа Петра Николаевича Не­ стерова. Они посещали памятные места, связанные с жизнью и деятельностью славного русского летчика, а также были частыми гостями у дочери Нестерова — . актрисы Маргариты Петровны и у сына инженера Петра Петровича. Летчики, тех­ ники. механики часто навещали мать ге­ роя — Маргариту Викторовну. В дни вой­ ны она регулярно переписывалась с совет­ скими летчиками. В одном из ни:еа Мар­ гарита Викторовна писала: «Дорогие сыны мои. славные советские летчики! В эти дни мне вспоминается мой Петр. Всю жизнь, до последнего вздоха, отдал он родной стране. Чистое и светлое у него было сердце — сердце патриота! Совет­ ские летчики восприняли и умножили лучшие традиции русского авиатора Петра Николаевича... Бейте лютых не­ мецких захватчиков, как Петр Несте­ ров!». Замечательный творческий подвиг П. И. Нестерова служит советским авиа­ торам ярким/примером того, как надо настойчиво овладевать вершинами лет­ ного мастерства, быть беззаветно пре­ данным Родине. Развивая и совершен­ ствуя технику высшего пилотажа, со­ ветские летчики глубоко чтут память его основоположника Нестерова, который еще иа заре развития авиации показал всему миру мастерство и патриотизм русского летчика. Подполковник Н. МАКЕЕВ. Где достать литературу? За годы послевоенной сталинской пяти­ летки наша страна далеко продвинулась вперед в развитии всех отраслей народного хозяйства. Шагнула вперед п автомобиль­ ная промышленность. Выпускаются новые машины более усовершипстзоваииг-й кон­ струкции. Личный со -гав нашего под­ разделения хочет изучать новую технику, повышать свою квалификацию. И в свя. н с этим возникает вопрос: где достать нуж­ ную литературу? / Ведь многие пришли на флот недостаточ­ но технически зрелыми. Благодаря настой­ чивости и упорному труду онп сталп хоро­ шими специалистами, научились выполнять трудные поручения. Например, Пешеходов, Паутов, Гурьев, не успокаиваясь на до­ стигнутом, стремятся расти и пггп в ногу с растущей техникой. Мы поставили вопрос о приобретении новой литературы перед начальником га­ ража. Он обращался в соответствую­ щий отдел с просьбой приобрести учеб­ ники. Там ему ответили, что учебни­ ков нет. Не смог помочь нам и офицер Глу­ хов. Спрашивается, кто и как может пас обеспечить нужной литературой? Этот вопрос остается для нас неясным. Ведь бу­ дут же приходить на флот новые марки машин, нужно заранее готовпть кадры. Старая пословица гласит: «Готовь са­ ни летом, а телегу — зимой». % Магазинам «Военная книга» пужпо постараться приобрести учебники по авто­ мобильному делу. Матрос П. СВИДЕРСКИЙ. — О— У примерного старшины во № ё порядок В. отделепии старшины 2 статьп Платп- пина всегда можно видеть строгий воин­ ский порядок н высокую дисциплину ма­ тросов. Сам старшппа является отлични­ ком боевой и политической подготовки, в совершенстве овладел своей специаль­ ностью. Платппип и его подчиненные за­ ботливо ухаживают за материальной ча­ стью, борются за ее постоянную исправ­ ность п боеготовность. В результате этого обслуживаемые ими механизмы никогда не отказывают в работе. — Главное, — говорит старшина, — нужно хорошо знать боевую технику и точ­ но по инструкции обслуживать ее, во-вре- мя ремонтировать, внимательно следить за ней. Только тогда материальная часть всегда будет псправпой. Старшим отделения повседневно п на­ стойчиво учится сам.^иостояпно заботится о повышении уровня знаний своих подчи­ ненных, внимательно прислушивается к нх запросам и даст четкие и ясные, всегда удовлетворяющие подчиненных ответы. Прививая матросам любовь к службе, он требует от них строгого выполнения рас­ порядка дня, уставов и приказов коман­ диров н начальников. Старшина 2 статьи Платинпп регулярно проводит с подчиненными занятия и трени­ ровки. Они изо дня в день получают от своего старшины новые знания. Сейчас все матросы его отделения являются от­ личниками боевой и политической подго­ товки. Нелегко дались такие результаты старшине и не пришли они к нему сами. 1 Ь он достиг своей упорной,, кропотли- 'вой работой, повышением военных п по­ литических знаний. Много свободного вре­ мени проводит ои за изучением боевой тех­ ники. * ‘ Работая упорно с книгой, старшина 2 статьи Платинин накапливает знания н стремится передать их своим подчинен­ ным. Он собирает матросов и в свободное от занятий время рассказывает им все но­ вое, что узнал из литературы. Этим он по­ могает своим товарищам глубже разоб­ раться в вопросах специальности, лучше познать сложную технику. Часто беседует Платищш с матросами о значении воинских уставов. За безупречную службу старшина 2 ста­ тьи Платинин имеет ряд благодарностей. Старшина 2 статьи Н. ГУРЬПНОВ. — О— СТРЕЛЬБЫ ПРОВЕДЕНЫ УСПЕШНО На походе особенно зорким На кораблях, находящихся в море% осо­ бенно большая ответственность возложена на сигнальщиков. Онп — глаза п ушп ко­ рабля. Сознательно выполняя своп обязанности, сигнальщики отделеппя старшппы 1 статьп Попомарева усердно готовились к выходу в море. Старшина подробно раз’яснпл матро­ сам стоящие перед кораблем задачи, напом­ нил о бдительности на походе. Море встретило корабль недружелюбно. На сигнальном мостике несли вахту стар­ шие матросы Пвлнков и Двореиков. Онп внимательно следили за поверхностью мо­ ря н за воздухом, своевременно докладыва­ ли вахтенному офицеру обо всем замечен­ ном. Перед заступлением на вахту старшппа Пономарев предупредил старшего матроса Бальзамова: — Сейчас мы должны усилить нашу бдптедьиосу», ибо море неспокойное, види­ мость плохая, а мы находимся в районе, где часто попадаются мины. Шел дождь, приходилось вести наблюде­ ние большей частью простым глазом. Спг- налыцпкп напрягали зреппе, наблюдая в свосх секторах. В пятом часу утра, когда впдимость была не больше трех кабельто­ вых, старшппа заметил между волн черное пятно. Он внимательно всматривался в точ­ ку и вскоре четко доложил: — Плавающая мина, прямо по курсу. Расстояние три кабельтовых. Своевременный доклад дал возможность принять меры и обеспечить безопасность корабля. Шторм разыгрался еще сильней, по ви­ димость улучшилась. II снова от старшины Пономарева последовал доклад: — Плавающая мина, справа но борту, ,расстояние пять кабельтовых. Так бдительное несение вахты обеспечи­ вает кораблю безопасность плавания. Но не все матрасы поняли важность не­ сения ходовой вахты. Некоторые «читают, что бдительность нужна непосредственно при выполнении бог-вого задания или часо­ вому на попу, а на вахте у работающих механизме:; ли :;с иблтт.мьио. Так, будучи старшппой смены у механизмов, старший матрос Горячев недобросовестно отнесся к выполнению служебных обязанностей. В результате было перекачено масло с двига­ теля через перепускной клапан. Двигатель был остановлен на несколько минут. А если бы это случилось в боевой обстановке, в тот момент, когда кораблю необходимо дать полный ход, невнимательность одного человека*, стоящего на вахте, могла вызвать серьезную опасность для всего экипажа. Некоторые матросы отвлекаются от своих обязанностей на посту. Например, старшин матрос Луняшин при несении вахты до* пустил подобную ошибку, был невнима­ тельным. Надо попять, что бдительность нужна везде и всюду, на любом боевом посту. II мы должны усилить ее. Этим самым мы обеспечим высокую боевую готовность ко­ рабля, дисциплину и организованность личного состава. Старший :.:атрос И. ГАЙВОРОНСИИЙ. Наше подразделение готовилось к стрель­ бам из винтовок. На очередном заседании комсомольское бюро обсудило план работы по обеспечеппю стрельб. Каждому члену бюро было дано конкретное задание по обеспечеппю стрельб. Со всеми ком­ сомольцами и молодежью по поручению бюро комсомолец Левицкий провел беседы, разъяснил условия стрельб. Секретарь комсомольской организации ефрейтор Безымянноз провел беседы с лич­ ным составом, прпзвав воинов стрелять только на «хорошо» п «отлично», показать свое умение владеть боевым оружием. Перед выходом па огневой рубеж тов. Безымяипов распределил поручения между комсомоль­ цами и организовал громкую читку газет­ ных статей на тему: «Патриотические де­ ла советских людей по выполнению по­ слевоенной пятплеткп». Одновременно на огпевом рубеже были вывешены условия стрельб и доска для показа нх результатов. Как только нача­ лась стрельба, были выпущены «Боевой лпсток» и комсомольские инсьма-молшш, в которых отмечались достижения лучших комсомольцев и молодежи. Отличных результатов в стрельбе доби­ лись коммунист Безымяннов, комсомольцы Пашков. Ярославцев. Морозов, воины Вдо­ вин. Ремзов и другие. По окончании стрельб командир провел тщательный их разбор, отметил недостатки и перед строем об’явнл благодарность вои­ нам. отлично выполнившим упражнение. По поручению бюро комсомолец Левиц­ кий провел беседу с. воинами о результатах и недостатках стрельб. Ефрейтор А. ФИДИЕС. »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz