На страже Заполярья. 1949 год. Сентябрь.

н д с т р а н е : З а п о л я р ь я ЧГЗ б сентября Т949 г., JTs 2ТО (3515). ................ 1 » ■ "— »■■■■■] О работе товарища Сталина ОтрехособенностяхКраснойАрмии а Работа товарища П. В. Сталина, впервые опубликованная в «Правде» 28 февраля 1928 года п напечатанная в только что вышедшем одиннадцатом томе Сочинений товарища Сталина, вошла в золотой фонд марксистско-ленинской науки об армии социалистического государства, как ге- нпальвое творение, раскрывшее с непре­ взойденной глубиной существо Советской Армии, источники ее силы, мощи и непо­ бедимости. Созданная Лениным и Сталиным и вы­ пестованная большевистской партией. Красная Армпя с честью прошла тяжелый путь жесточайших боев с внутренними и внешними врагами рабочего класса и крестьянства нашей страны. В годы граж- данской войны п Еоепной интервенции она отбила первое нападение международного империализма, отстояла великие завоева­ ния Октября, честь и независимость Со­ ветской Родины. «Партия гордится, — говорил товарищ Сталин, — что ей удалось создать с по­ мощью рабочих п крестьян первую в мире Красную Армию, в величайших битвах отстаивавшую и отстоявшую свободу рабо­ чих и крестьян» . (О трех особенностях' Красной Армии, стр. 3). Создание Красной Армии является вели­ чайшей заслугой перед Родиной вождей большевистской партии Ленина и Сталина. Ленин и Сталин рука об руку создавали и строили в условиях ожесточенной борь­ бы с внутренней н внешней контрреволю­ цией армию нового типа, нодлннпо народ­ ную армию, которая служит пе господам, а бывшим рабам, ныне освобожденным ра­ бочим и крестьянам. На полях сражении гражданской войны против армий империалистических госу­ дарств и помещпчье-буржуазной белогвар- дейщины Красная Армия закалилась и вы­ росла в величайшую боевую революцион­ ную силу на страх врагам рабочего клас­ са, на радость всем угнетенным и порабо­ щенным. Своими победами Красная Армпя наглядно продемонстрировала перед всем миром превосходство нового общественного строя и рожденной им подлинно народной армии над капиталистическим строем п противонароднымн армиями империалисти­ ческих государств. Своей силой и мощью Красная Армпя обязана тем трем коренным особенностям, которые отличают ее от армий буржуаз­ ных государств. «Первая и основная особенность нашей Красной Армии, — говорит товарищ Сталин, — состоит в том, что она есть армия освобожденных рабочих и крестьян, она есть армия Октябрьской революции, армия диктатуры пролетариата» (там же, стр. 4). Царская армия в России была оплотом буржуазно-помещичьего строя и использо­ валась для подавления революционных выступлений рабочих и крестьян, для осуществления захватнической политики российских помещиков и капиталистов. Она являлась палачом народной свободы. Армии современных буржуазных госу­ дарств выступают на стороне реакционных сил, попирающих свободу и суверенитет народов, выполняют волю империалистиче­ ских хищников, чьи интересы прямо про­ тивоположны интересам народа. Армии всех буржуазных государств защищали и защищают интересы помещиков и капита­ листов, служили и служат для подавления революционных выступлений трудящихся, захвата чужих земель и порабощения сла­ бых народов. Империалисты США, Англин, Франции и других стран используют свои армии для подавления национально-освобо­ дительного движения трудяшнхея в Гре­ ции, Китае, Индонезии, Индо-Китае и т. н. Реакционное- правительство Франции ис­ пользует армию для подавления стачечно­ го движения рабочих. Таким образом, ар­ мии буржуазных государств являются ору­ дием утверждения господства помещиков и капиталистов над трудящимися и угнетен­ ными массами народа. «В отличие от таких армии, — говорит товарищ Сталин, — наша Красная Армия имеет ту особенность, что она является орудием утверждения власти рабочих и крестьян, орудием утверждения диктатуры пролетариата, орудием освобождения рабо­ чих и крестьяп от ига помещиков и капи­ талистов. Паша армпя есть армпя осво­ бождения трудящихся» (там же, стр. 5). В капиталистических странах народ всегда боялся п боится армии. В лице Красной Армии трудящиеся пашен страны опрели свою родную и близкую армию. «Они говорят себе: теперь не надо боять­ ся человека с ружьем, потому что он за­ щищает трудящихся п будет беспощаден в . подавлении господства эксплуататоров» (Ленин, т. 22, стр. 211). У нас народ п армия составляют одпу семью. У пас ар­ мию любят, ее уважают, о ней заботятся. Нигде в мире нет таких любовных и за­ ботливых отношений со стороны парода к армии, как у пас. «А что значит любовь народа к своей армии? Это зпачпт, что та­ кая армпя будет иметь крепчайший тыл, что такая армпя является непобедимой». (Сталин. Там же, стр. 6 ). Еще в годы гражданской войны товарищ Сталин поставил и по-новому раз- j-гшпл проблему тыла в войне. Уже тогда <щ говорил, что для успеха войны тыл и Фронт должны быть превращены в единый боевой лагерь. Товарищ Сталип указывал, что та армпя, которая имеет не только на­ циональное, но и классовое единство с па­ родом — непобедима. А такой армией является только Рабоче-Крестьянская Красная Армпя. В работе «О трех особенностях Красной Армии» товарищ Сталин развивает поло­ жение о роли тыла для армии, высказал- иое им в годы гражданской войиы. «Что такое армия без крепкого тыла? — спрашивает он. И отвечает: — Ни­ что. Самые большие армии, самые воору­ женные армии разваливались п превраща­ лись в прах без крепкого тыла, без под­ держки и сочувствия со стороны тыла, со стороны трудящегося населения. Наша армия есть единственная в мире, которая имеет сочувствие и поддержку со стороны работах и крестьян. В этом ее сила, в этом ее крепость» (там же, стр. 6 ). Товарищ Сталин от имени партии поже­ лал Красной Армии, чтобы ее братская связь с рабочими и крестьянами была со­ хранена и закреплена. Благодаря -заботам партии и лично товарища Сталина Красная Армия сниска­ ла себе еще большую любовь и уважение у советского народа. В годы Великой Отече­ ственной войны наша армия тысячами нитей была связана с советскими людьми. Рабочие, крестьяне и советская интелли­ генция не жалели спл н своим саммотвер- жеппым трудом обеспечивали снабжение Советской Армии во все возрастающих раз­ мерах первокласспой бозвзн техникой, снаряжением, боеприпасами и продоволь­ ствием. Вооруженные Силы Советского го­ сударства в период Отечественной войны получили артиллерийских орудий в 29 раз больше, чем царская армия в период пер­ вой мировой войны; минометов в 89 раз больше; пулеметов в 78 раз больше н т. п. К концу Отечественной войны Советская Армпя имела в своем составе больше, чем в мирное время: дивизий в четыре раза, артиллерии в пять раз, танков в пятнад­ цать раз, самолетов в пять раз. Благодаря этому ударная спла Советской Армии все время возрастала. В заключительном ера-, жепин за Берлин со сторопы Советской Армии участвовало 41 тысяча стволов артиллерии и минометов, 8.400 самолетов и более G.300 современных танков проры­ ва. В боеприпасах Советские Вооруженные Силы никогда не испытывали недостатка. За время Отечественной войиы Советская Армия получила артиллерийских снаря­ дов п мин в 14 раз больше того, что име­ ла русская армия в период первой миро­ вой войны. История пе знала такого патриотическо­ го под’«ма, какой проявили советские люди в годы Отечественной войны. Онп на свои личные сбережения приобретали вооруже­ ние для нашей армии и флота. Добровольные взносы населения СССР дали на нужды Отечественной войны за четыре года 94,5 миллиарда рублей. Красной Армии еще в годы гражданской войны была оказана неоценимая услуга партизанами, подрывавшими тылы бело­ гвардейцев и интервентов. В годы Отече­ ственной войны партизанское движение разрослось во всенародную войну. Совет­ ские патриоты во временно захваченных врагом районах ни на минуту не прекра­ щали своей борьбы против немецких за­ хватчиков, делая пх жизнь на советской земле невыносимой и облегчая успешные наступательные действия советских войск. «Вторая особенность нашей Красной Армпп, — говорит товарищ Сталин, — состоит в том, что она, наша армия, яв­ ляется армией братства между народами нашей страны, армией освобождения угне­ тенных народов, армией защиты свободы и независимости народов пашей страпы» (там же, стр. 7). Армии буржуазных государств являют­ ся армиями колониального угнетения. Они воспитывались и воспитываются в духе велпкодержазничества, в духе захватниче­ ства, в духе необходимости покорять сла­ бые народы. Современные армии США и Апглпи, например, воспитываются. в духе поддержания господства империалистов Америки п Апглпи над колониальными на­ родами Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки. В этом состоит одпп из источ­ ников слабости буржуазных армий. Наша армия коренным образом отли­ чается от армий колониального угнетения. «Все ее существо, весь ее строй зиждет­ ся иа укреплении уз дружбы между на­ родами нашей страны, на идее освобож­ дения угнетенных народов, на идее защи­ ты свободы и независимости социалисти­ ческих республик, входящих в состав Со­ ветского Союза» (там же, стр. 7 — 8 ). В этом видит товарищ Сталин второй п основной источник силы и могущества Красной Армии п залог того, что она в критическую минуту находила и найдет величайшую поддержку в миллионных мас­ сах всех национальностей советской дер­ жавы. Красная Армия является живым вопло­ щением дружбы и братского сотрудниче­ ства народов Советского Союза. В годы су­ ровых испытаний Великой Отечественной войны в рядах Советской Армии и Военно- Морского Флота беззаветно сражались представители всех народностей многона­ ционального Советского государства. Каж­ дая национальность пашей страны выдви­ нула пз^своей среды тысячи героев Отече­ ственной войны. Миллионы трудящихся всех национальностей Советского Союза поддерживали свою родную армию само­ отверженным трудом в тылу и мощным партизанским движепием во времеппо захваченных врагом районах. «Наконец, третья особенность Красной Армии, — говорит товарищ Сталин. — Состоит она в духе интернационализма, в чувствах питерпацпопализма, проникаю­ щих всю пашу Красную Армию» (там же, стр. 8 ). Империализм не может существовать без угнетения трудящихся, без порабоще­ ния и грабежа других стран. Поэтому гос­ подствующие классы империалистических держав воспитывают свою армию в духе ненависти к народам других стран, в духе ненависти к другим государствам; в духе ненависти к рабочим и крестьянам всех страп. Германские империалисты воспитывали свою армию в духе звериного шовинизма, в духе расового превосходства пемцев над другими народами, в духе человеконенави­ стнической теории расовой исключитель­ ности. Людоедская политика гитлеровской Германии восстановила против нее все на­ роды мира, а «избранная немецкая раса» стала предметом всеобщей ненависти. Уроки, полученные фашистской Герма­ нией, не пошли впрок теперешним импе­ риалистическим заправилам США и Анг­ лии. Американские и английские империа­ листы воспитывают свои армии в духе расового • превосходства англосаксов над другими народами, в духе звериного нацио­ нализма и каннибалы:кой расовой теории. Пм и невдомек, что в этом пе сила, а источник слабости всех капиталистических армий. «Наша 5рмия, — говорит товарищ Сталин, — построена на совершенно дру­ гих основах. Сила нашей Красной Армпп, товарищи, состоит в том, что она воспиты­ вается с первого же дня своего рождения в духе интернационализма, в духе уваже­ ния к народам других стран, в духе любви и уважения к рабочим всех страп, в духе сохранения и утверждения мира между странами... И то, что это обстоятельство является источником силы и могущества нашей армии, об этом узнают когда-лпбо буржуа всех стран, если они решатся на­ пасть на нашу страну, ибо онп увидят тогда, что наша Красная Армия, воспитан­ ная в духе питерпацпопализма, пмеет бес­ численное количество друзей н союзников во всех частях мира, от Шанхая до Ньто- Порка, от Лондона до Калькутты» (там же, стр. 9). Эти слова были сказаны товарищем Сталиным двадцать лет назад, а какой свежестью веет от них в наше время! Советская Армия с первого дня Великой Отечественной войны встретила сочувствие н поддержку трудящихся всего мира. Побе­ ды Советской Армпп над гптлеровекпмп вой­ сками вдохновляли народы Европы на освободительную борьбу против германских империалистов. Советская Армия, воспитанная в духе интернационализма и свободная от унизи­ тельного чувства национальной вражды е ненависти, вдребезги разбила фашистскую армию, воспитанную на идеологии звери­ ного национализма п расовой ненависти. Идеология равноправия всех рас и наций, идеология дружбы народов восторжествова­ ла над идеологией звериного национализма и расовой ненависти. Советская Армия освободила от немецких захватчиков пароды Европы п спасла ми­ ровую цивилизацию от фашистских погром­ щиков. Она с честью выполнила свою освободительную миссию и заслуженно пользуется любовью всех свободолюбивых народов. «Этим трем особенностям, — говорит товарищ Сталин, — обязана наша армия своей силой и мощью. Этим же об ясняет- ся тот факт, что наша армпя знает, куда идет, ибо она состоит не пз оловянных сол­ дат, а из людей сознательных, понимаю­ щих, куда птгп и за что биться. По армия, знающая, за что она борется, непобедима, товарищи. Вот почему паша Красная Армия пмеет все основания быть лучшей в мире ар­ мией» (там же, стр. 10 ). Ни одна армпя пе имела, да и не может иметь таких высоких морально-боевых ка­ честв, такого сознательного отношения & своему воинскому долгу, какие имеет наша Советская Армпя. Высокое сознание сво­ его воинского долга, чувство личной от­ ветственности за защиту своей Родппы являются основой боевого мастерства и железной воинской дисциплины Советской Армии. «Красная Армпя, — говорил Ленин, — создала невиданно твердую дис­ циплину не пз-под палки, а на основе сознательности, преданности, самоотвер­ жения самих рабочих и крестьян» (том 24, стр. 202). За время своего существования армия Советского государства дважды в жестоких боях спасла советский народ от норабоще- нпя империалистическими государствами, отстояла социалистические завоевания па­ рода, честь, свободу п независимость Со­ ветской Родппы. Пз тяжелых испытаний Великой Отечественной войны Советская Армия вышла победительницей п перво­ класспой армией нашего времени, имею­ щей вполне современное вооружение, опыт­ нейший командный состав и. высокие мо- рально-боевые качества. Наша партпя' п весь советский народ гордятся тем, что Советская Армия, с честью пройдя тяжелый путь жесточайших боев с внутрепппмп и впешппмп врагами рабочего класса п крестьянства пашей страны, превзошла все армии мира своей военной организацией, первоклассной бое­ вой техникой, боевой выучкой, богатыр­ ским духом, идейной убежденностью и сталинской военной наукой. Кандидат исторических наук Н. ШАТАГИН. Семь поощрений в этом готу заслужил стартктга 2 статьи Взсктигй Коб­ зарь. Все поощрения ему об’явлены за отличные показатели в боевой и поли­ тической подготовке. Большое вшдоззше уделяет оа оЗучеадио подчиненных непосредственно у механизмов. НА СНИМКЕ: отличник боевой и палитлчосхой подготовки комзлднр отделения старшина 2 статьи В. Кобзарь об’яснлст устройство и правила йывеч- ки прицела. Фото Н. Высоцкого. К А К Р Е Ш И Л И - Т А К И С Д Е Л А Л И ХОРОШИЙ ПРИМЕР ДРУЖБЫ И ТОВАРИЩЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ К 100-летию со дня рождения И. П. Павлова Домик на бывшей Никольской улице в Рязани, где в 1849 году родился велпкпй русский учепый Иван Петрович Павлов, сохранился до папшх дней. Только иной стала теперь эта улица — улица имени Карла Маркса. Она застроена красивыми зданиями, утопающими в зелени. В память о великом ученом — земляке рязанцы трп года назад открыла в домик?. где родился и вырос И. П. Павлов, музей его имени. Внутреннее устройство домика, его внешний облик и усадьба восстановле­ ны в том виде, и каком они были в годы детства и юности великого учепого. В уютных комнатах посетители знако­ мятся с жизнью п деятельностью учеиого. Здесь собраны фампльпые фотография, до­ кументы, письма, кппгп, предметы, лично принадлежавшие Павлову, произведения живописи и скульптуры, воссоздающие в памяти посетителя жизненный путь неуто­ мимого борца за передовую отечественную науку. В связп с приближающимся днем столе­ тия со дня рождения великого ученого до­ мик-музей посещают ежедневно сотни тру­ дящихся. А. КЕРДОДА. Фамилия старшего матроса Ляхова часто уиомипалась в стенной газете, на собра­ ниях, в беседах. Матросы говорили о нем нелестио. Ляхов был груб в обращении с товарищами, отставал в учебе, имел взы скания. Однажды матроса Ляхова после совер­ шенного пм проступка вызвал командир. Оп начал расспрашивать матроса о детстве, о жизни до службы, об учебе, поинтересо­ вался, кто у него есть пз родных, о чем он мечтает п как думает жить по окончании службы. Время шло незаметно. Когда бесе­ да окончилась п матрос вышел от коман­ дира, было уже поздно. Взглянув па часы, он даже пе поверил, что беседа длилась ровно трп часа, п ему стало как-то неудоб­ но, что он отнял у командира столько дра­ гоценного времени. А командир в это время уже беседовал с. секретарем комсомольской организации старшиной 2 статьи Труневым. — Итак, — говорил командир секрета­ рю, — вы понимаете, что Ляхов может стать на правильный путь. Я твердо уве­ рен, что нз него выйдет отличный^матрос, только ему нужен товарищ, который сумеет оказать ему практическую помощь. Кого вы можете порекомендовать? — Матроса Котова, — сказал' Трунев. — Он серьезный и грамотный товарищ, хороший общественник. Правда, Котов еще не отличник, по совместная работа даст им обопм возможность добиться хороших результатов. — Значит решено. С Котовым вы побе­ седуете сами. На второй день секретарь поговорил с Котовым. Он рассказал ему о неудачах в службе Ляхова, о его отставании в учебе п о страстном желании стать мотористом. Дружба матроса Котова с Ляховым возникла после просмотра кинофильма о великом русском писателе А. М. Горьком «Мон университеты». Случилось так, что при выходе пз кинотеатра Котов оказался рядом с Ляховым. В пути опп делились своими впечатлениями о кинофильме, а потом разговор незаметно перешел на службу, и тут Ляхов рассказал Котову о том, как командир его вызвал к себе на беседу. — Ты поппмаешь, еслп бы он меня отругал пли наложил взыскание, я бы это перенес легче, а то он меня усадпл, начал говорить, как с родным сыном, п до того этот разговор меня тронул, что мне просто теперь стыдно командиру в глаза гля­ нуть... Вот хожу и думаю, что бы такое хорошее сделать, чтобы командир сказал про меня: молодец, мол, Ляхов. — Похвалу командира заслужить мож­ но, — сказал Котов. — Ты возьмпсь за службу как следует, да двойки своп ликви­ дируй, и я уверен, что командир будет то­ бой доволен и тебе будет не стыдно пока­ заться па глаза. — Понимаешь, трудно мне учиться, грамотности нехватает, — произнес Ляхов. — А Максиму Горькому былэ легко? Сам видел в кинокартине. Ему и помочь некому было. Эх, ты, моряк! Трудностей ис­ пугался.... Вот что, Ляхов, ты знаешь ме­ ня давно, слово я держать умею. Как ком­ сомолец, предлагаю тебе дружескую по­ мощь. Если хочешь, говори сразу. — Конечно, хочу. — Ну п прекрасно. Завтра начнем учиться, конечно, не в часы работ и заня­ тий. Будем использовать для этого любую свободную минуту, но чтобы у тебя не было ни единого замечания по службе. На второй день Котов подробно ^ознако­ мил Ляхова с. расписанием занятий. Все свободное время было строго' распределено по часам и минутам. В это расписание были включены основные предметы — уставы, политзапятия, специальная под­ готовка. Котов оказался неплохим учите­ лем. Если Ляхов плохо понимал вопрос, тот терпеливо объяснял его до тех пор, пока не убеждался в том, что маггрос понял правильно. Ляхову хотя п трудно было усваивать об’ясненпя товарища, ио стрем­ ление к знаниям у пето было большое. Когда уставы были пзучепы, началп зани­ маться по политической подготовке. Пужпо было повторить материал почти с самого начала. Ипогда Котов сам становится втупик прп объяснении сложных вопросов. Пришлось обращаться за помощью к по­ мощнику руководителя политзанятий глав­ ному старшппе Клюеву. Коммунист Клюев с большой охотой оказывал помощь матро­ сам. Главстаршииа составлял для них контрольные вопросы, подбирал нужный материал, часто использовал географиче­ ские карты, схемы и диаграммы. Систематические занятия и непосредст­ венная помощь комсомольца Котова вскоре возымели свое действие. Матрос Ляхов вместо двоек стал получать тройки, а ипогда и четверки. Он систематически по­ вышал свой политический уровень и * пз отстающих выходил в число передовых. Затем приступили к специальным заня­ тиям по изучению дизеля. Нелегко было Котову объяснять устройство дизеля, еше труднее было ученику его усваивать. У Ляхова пз раз опускались руки, и он с горечью говорил: — Наверно, не быть мне хорошим мо­ тористом... — Не унывай, Ляхов, осилишь, — под­ бадривал си Котов. — Верь мне, будешь мотористом. Друзья продолжали упорно учиться. Шаг за шагом, медленно, но упорно опп двига­ лись вперед в пзучеппп двигателя. За­ нимались то по схемам и чертежам, то непосредственно у механизма. Однажды командир БЧ-Y предложил Ля­ хову подготовить и запустить вспомога­ тельный двигатель. Ляхов с волнением приступил к работе. Наблюдавший за дей­ ствиями матроса командир боевой части отметил, что двигатель подготовлен пра­ вильно и строго по инструкции. — Молодец, Ляхов, — сказал коман­ дир. — Ну, а теперь запускайте. Так пз месяца в месяц шла борьба за достижение успехов. За этот период вре­ мени Ляхов изменился. У пего не было ни единого замечания по службе, зато коли­ чество поощрений росло. Ляхов свое ма­ тросское слово, данное Котову, сдержал крепко, стал отличником боевой и полити­ ческой подготовки. Вскоре Ляхов был сфо­ тографирован у развернутого флага кораб­ ля н зачислен на штатную должность мо­ ториста. Сейчас фотография Ляхова красуется па Доске отличников боевой и политической подготовки корабля. Мичман И. ГОЛОВИН. ПРИМЕРНАЯ СЛУЖБА ЕФРЕЙТОРА ХАЛИКОВА Комсомолец ефрейтор Халиков является примерным воином, активным обществен­ ником. Вся его служба проходит в упорном труде по овладению военными и политиче­ скими знаниями, в стремлении чсстпо и добросовестно выполнять свой воинский долг перед пародом п Родппой. Вежливость с товарищами, опрятпый впешний вид ефрейтора Халикова служат образцом для многих воинов нашего под­ разделения. Паходится ли он иа занятиях пли в карауле, Халиков вседа старается делать все так, как требуют от советского воина уставы и наставления. За образцовую службу ефрейтор Хали­ ков пмеет 20 благодарностей от командира подразделения. Как хорошему воину и от­ личнику боевой и политической подготов­ ки, ефрейтору Халпкову был предоставлен комапдоваппем впеочередпой краткосроч­ ный отпуск на 10 суток . Солдат А. УШАНОВ. Подписчики не получают газет В нашем подразделении многие воины с большим желанием подписались на газеты и журналы. Ответственные за подписку собрали с людей деньги и перечислили пх в бапк. Все падеялпсь регулярно полу­ чать газеты и журналы. Однако этого нет. Прошло уже более половины квартала, а некоторые наши подписчики до сих пор не получают пи газет, ни журналов. Почтовые работники, призванные удовлетворять на­ ши запросы, никаких мер но этому вопро­ су не принимают. Больше того, почта, как правило, пе досылает нам половпиы экзем­ пляров газет. Пекоторые товарищи, напри­ мер, пе получают «Правду», журнал «Со­ ветский воин». Мы неоднократно обраща­ лись с жалобой к работникам почты, в по- лпторган, по ответа не получили. Мы ждем, что в этом вопросе будет наведен порядок. Подписчики должны по­ лучать все газеты, и журналы в срок и полностью. И. ГЛАГОЛЕВ. Путь в отличники комсомольца Макарова В годы Великой Отечественной войны, когда каши еойска громили гитлеровскую арктл, на флот пришел служить комсомо­ лец Макаров. До службы он работал мон­ тером иа электростанции. Макаров уже в тм время полюбил электротехнику. Когда он ттттпдтт.т мандатную комиссию, его спросили о желании избрать специаль­ ность. Он ответил, что хотел бы хорошо изучить электротехнику. Просьба была удовлетворена. Макарова зачислили на уче­ бу артиллерийским электриком. О первых же дней он зарекомендовал себя старательным и способным воином, учился прилежно, получал хорошие и от­ личные оценки. Выделялся он и внешней опрятностью: был всегда подтянут, чпет, вежлив с товарищами и командирами. Особенно хорошо о нем отзывался топа' инструктор главный старшина Лебедев. Инструктор всегда ставил его в пример остальным матросам. Как отличный специалист, Макаров был- направлен на орденоносный корабль. Здесь он прежде всего взялся за изучение устройства корабля. Матрос пастойчпво прививал себе практические навыки, учил­ ся четко и быстро работать на боевом по-< сту. Большую помощь оказывали ему старшины 2 статьи Шкуруппй и Мокроу- сов. Вскоре его допустили к самостоятель­ ной вахте. » Корабль вышел в море. Макаров заня .1 свое месте по боевому расписаппго. Сначала он пемпого волновался, но работал смело, быстро п уверенно. После возвращения корабля в базу о матросе Макарове ужо говорили как о хорошем специалисте. — Никогда не забыть мне, — говорит Макаров, — когда я впервые получил благодарность за четкие действия па похо­ де. Это еще больше воодушевило меня на примерную службу. Через несколько месяцев па погонах комсомольца Макарова появилась первая золотая папптвка. Оп стал старшим матро­ сом, отличником боевой и политической подготовки. Макаров -завоевал большой авторитет среди личного состава корабля. После этого он пришел служить па паш корабль, имея отличную характеристику и несколько поощрений. Старший матрос Ма­ каров и здесь завоевал большой авторитет среди экипажа. Оп много работает па ма­ териальной части и привел ее в хорошее состояние. Макаров показал себя хорошим знатоком военно-морского дела. Иа его погонах появилась вторая золотая нашив­ ка. ' Так в упорной п настойчивой учебе ком-х сомолец Макаров достиг своей цели —1 стал умелым воином, мастером порученно­ го ему дела, заслужил большое доверие командования. Недавпо старшина отделения артэлект- риков уехал в отпуск. Макаров остался за* него. Приказом командира корабля фамилия старшины 2 статьп Макарова за отличную успеваемость в боевой и политической под­ готовке занесена на Доску отличников. Старшина 2 статьи А. БУТКИН. Трудолюбие и упорство Советская авиация воспитала старшего техник-лейтенанта Папарипа зрелым,' полноценным специалистом. Он постоянно работает пад совершенствованием своего мастерства, пад улучшением .качества об­ служивания учебных полетов. Папарнп всегда думает о том, чтобы сделать как можно больше и быстрее. Он вносит ра­ ционализаторские предложения, которые ускоряют работу. На самолете меняли мотор. Работа слож^ пая, по Папарпн сумел расставить людей так, что мотор был заменен значительно раньше установленного срока. Машина ушла в воздух с новым мотором, п летчик посадил ее отлично. Инженер подразделе­ ния об’явил Нанарппу поощрение. Молодые механики старшие сержанты Шорохов и Солдатов пришли в подразделен иле пз училища. Они встретились со слож­ ной техникой. Первое время они слабо раз^ бирались в некоторых вопросах. Панарин старательно прививал пм практические нввыкп, приучал их к самостоятельной работе на самолете. Постепенно Шорохов и Солдатов осваивали материальную часть,- учились устранять неисправности. Напа­ рил стал все чаще заглядывать па машппы Шорохова и Солдатова, чтобы потом при подведеппп итогов рабочего дня указать им на те пли ппые недостатки. Он подме­ чал пх положительные стороны. * Однажды при подготовке самолета к вы­ лету Панарин подошел к машине Шорохо­ ва. | . — Вы почему, тов. Шорохов, не соблю­ даете очередности в работе? Ведь это за­ медляет подготовку к вылету. — Мне кажется, что все так делают, — ответил Шорохов. — Это вам только кажется, а посмотри­ те на Дедюхина. У пего составлен плац работы и все делается по плану. Па следующий день Панарин проверпЛ работу Шорохова. Тот работал по плану ц согласно инструкции. Сейчас молодые механики хорошо гото­ вят машины к полетам, составляют план и работают четко. Шорохов и Солдатов по-’ настоящему овладели своей специаль­ ностью. Комапдование подразделения, ви- Дя успехи механиков, допустило пх к са­ мостоятельному обслуживанию самолетов. В этом немалая заслуга офицера Панарпна, который оказал нм большую помощь в новышеппп практических навыков. Знания и военное мастерство достигают­ ся •благодаря трудолюбию п упорству. Служба механиков Шорохова и Солдатова — яркое тому доказательство. Сержант И. ШИН” V t

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz