На страже Заполярья. 1949 год. Сентябрь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 30 сентября 1949 г., №. 231 (3536). Отличный артиллерист Дмитрий Обливач Йе заходящее летнее солнце медленно Поднималось по горизонту, и его косые лучи золотили спокойную гладь моря. — Пу п погодка славная, — сказал кто-то пз матросов, выбегавших на физза­ рядку. После дождя всегда так, — отозвал­ ся невысокий, коренастый матрос Обли­ вач. Его молодое лицо было чем-то озабо­ чено. Время зарядки прошло быстро. Моряки весело возвращались в кубрик. Взяв мыло и полотенце, матрос Обли­ вач постоял у тумбочки, а затем обратил­ ся К командиру отделений Мешкову: — Разрешите, товарищ командир, йа боевой пост сходить до завтрака. — Что так? — Ночью был дождь. Боюсь, кав бы на оптику не попала вода. Надо проверить. •— Хорошо, — одобрил Мешков.— Толь­ ко не опаздывайте в завтраку, — Есть! Облйвач быстро уйЫлся и, аккуратно заправив посТелЬ, собрался уходить. Его остановил громкий голос дневального! — Всему личному составу построиться! Привыкший в строгой воинской Дйсцй- плине, матрос ОблнваЧ вместе с Другймв быстро Занял свое место в строю. Через некоторое время . в сопровождений Дежур­ ного в кубрик вошел коМайдйр АоДразДе^ ления. По его бодрому, тронутому веселой улыбкой лицу каждый понял, ЧТО коман­ дир пришел сообщить что-то ваяйое и, вме­ сте с тем. Приятное» — Матрос Обливач, выйти на строя! Четким шагом на середййу Строя вышел стройный, подтянутый матрос и, Довернув­ шись, остановился. Лйцо его Густо покрас­ нело. Он заметно волновался. — Товарищи! обратился командир к личному составу» — Вместе с вайи слу­ жит матрос Дмитрий ОблййИ. Все вы знаете, что он оТлйЧйо изучил СВОЮ Сйв- циальность, стал лучшйМ йаводчйкой. Сб годня на долю тов. Обливача выпала боль­ шая честь: он получает знак отлйчного специалиста. — Служу Советскому Союзу! сры- ваГОщился от волнения й)Лосом произнес Обливач. На несвольво мгновений 8 кубрйкб Во­ царилась тишина. Только слышалось раз­ меренное тиканйе часов йад столиком Дйе- вального. КоманДй# йодошел в йатросу, вручил ему почетную йаграду й крепко пожал руку. — Желаю вай йовых успехов в служ* бё. Когда С11>дй был рАСйуШёй, WCJryfemmtf долго еще тряслй руну MatflOca ОбЛйвача, надетой пбздраВляя ei4) с заслуженным поощрением — с вручением ему нагрудно­ го знака «Отличный артиллерист». ...ОставШйСь одйй, ДмйТрйй ВСШйил всю свою службу. Молодым, неопытным пареньком прибыл он в учебное подразде­ ление. Все ему было бд&ь йовым, незна­ комым, все удивляло и немного пугало: и распорядок дня, и устройство Сложных механизмов. Молодой матрос с трудом при­ выкал в размеренной по минутам флотской жизни. Нередко он получал строгие заме­ чания от старшины то за плохую заправ­ ку постели, то за невычищенные пугови­ цы или за другое какое-либо упущение* Но никто не становится сразу опытным бойцом. Военные знания, привычка к службе приходят постепенно, добываются упорным и кропотливым трудом. Дмитрий учился прилежно* Он полюбил ми часами просиживал в учебном кабинете за изучением устройства механизмов. Хо­ рошо изучив уставы, чувствуя постоян­ ную требовательность старших, оп все бо­ лее привыкал к нелегкой военной службе, старался все делать так, как требовали закопы воинской жизни. В напряженном труде незаметно прошло время учебы. На выпуске Дмитрий Обли* вач был отмечен как лучший ученик, отлично сдавший экзамены по всем пред­ метам. Вскоре молодой наводчик прибыл в под­ разделение. Артиллеристы радушно встре­ тили новичка. Обливач не удивился этому: еще в учебном подразделении он познал силу флотского товарищества, переходящую из поколения в поколение советских мо­ ряков. На первых порах ему казалось, что здесь пойдет все. как по маслу: знания есть, а больше ничего не требуется. Но от этой «теории» пришлось быстро отказаться. Командир отделения Мешков долго и об­ стоятельно беседовал с молодым матросом, а потом сказал: — Будете пока дублером наводчика. — Еак дублером? — удивился Обли вач. — Ведь я учился на наводчика. — Очень просто, — ответил командир. — Чтобы стать умелым йаводчиком, надо еще немало учиться, особенно уметь прав тпчески применять внания. Не аабывайте, что наводчик — это правая рука копан днра. Одна его ошибка может свести на нет успехи всего расчета* Па первой же тренировке Обливачу пришлось воочию убедиться в правоте слов командира отделения. Получив ввод­ ную, матрос Обливач быстро вьтолн&л ее условия и поспешил доложить: — Цель поймана! Прошло несколько секунд, и командир, тщательно наблюдавший за действиями своего нового подчиненного, услышал, как тот растерянно произнес: — Потерял. — Что потерялп?- — Цель потерял. — Никогда не надо торопиться н вол­ новаться, — наставительно сказал коман- дир. — Действуйте уверенно, спокойно, ни на минуту не отрывайтесь от окуляр»* — Так ведь гла5а устают, *— оправ­ дывался Обливач. — А вы приучите их, адобы не уста** вали. Запомните волотое суворовское пра­ вило: «Тяжело в учений «**- легко в бою»* В годы Отечественной войны • артиллери­ сты из своих пушек разили врага с пер* вого залпа. Мы с вами должны стрелять Так же, как стрёлялй ветераны ВОЙйЫ. Слова командира надолго запали в созна­ ние матроса. Теперь он еще настойчивей старался повышать свои знания, еще глуб­ же изучить материальную часть, до авто­ матизма отработать действия на боевом посту. Часто товарищи видели его ва чте­ нием специального учебника, наставления, инструкций. Часто ой обращался к быва­ лым воинам с просьбой разъяснить тот или иной вопрос, п опп всегда ему охотно помо­ гали, подбадривали, желали новых успе­ хов. ...Отделению предстояло выполнить сложную учебную задачу. Накануне ана~ менательного дня матрос Обливач пришел Наводчик Обливач спокойно стоит у меха­ низмов. Он уверенно докладывает о выпол­ нении им своих обязанностей. Трудно было Обливачу работать в тот день. Море было неспокойно, и это отража­ лось на работе. По Обливач 'недаром на­ пряженно учился, много Тренировался. Те­ перь полученные навыки пригодились. Номерной мастерски работал у механпз­ мов, ни на секунду не ослабевал внима­ ния. Итав, экзамен выдержан. Усталый, но довольный отходит Обливач от боевого по­ ста туда, где собираются все товарищи. Командир отделения, улыбаясь, говорит: — Ну, вот и глаза не устают. Во всем нужны сноровка, умение, тренировка... Так-то, — и. помолчав, добавляет: — Мо­ лодец, Обливач! Я ведь на вас надеялся. Первый успех не вскружил голову ма­ тросу, а( наоборот, окрылил его, придал новые сйлы . Обливач понял, что при же­ лании всего можно добиться, что путь к умению — напряженная учеба. Дмитрий не жалеет сил й труда на бое­ вую и политическую подготовку. Стара­ тельный, настойчивый, любящий свое де­ ло матроо стал отличником. Его фа­ милия уже длигельное время йе СХОДИТ С Доски отличников учебы и службы. Не тав давЕо в матросском клубе со­ стоялся вечер, посвященный отличнику Обливачу. Запомнились слова командира отделения: — Принимая присягу, воин клянется добросовестно изучать военное дело» Ма­ трос Обливач добросовестно выполняет свою священную клятву. Его ставят в Пример другим, ему подражают все матро­ сы. Основа его успеха в том, что он свято выполняет уставы и присягу, не жалеет своих сил для защиты нашей любимой со­ циалистической Родины. В конце вечера выступил Дмитрий Об­ ливач. — Я заверяю вас, товарищи, •— ска­ зал он, — что всегда буду с честью оп­ равдывать высокое звание отличника, до­ биваться еще лучших успехов в учебе п Дисциплине* В этих словах весь Обливач — скром­ ный, настойчивый воин, горячий патриот своего Отечества, все мысли и дела Кото­ рого направлены на укрепление могущест­ ва родного советского флота. Дмитрий Обливач “ * комсомолец» Это высокое имя он носит с честью и гор­ достью* оправдывая его конкретными де­ лами» Он не только передовой воин, но и активный общественник. Обливач/ креп&о дружит С книгой, с газетой. Постоянное расширение своих полнгйческих шйиЙ стало для него жизненной необходимостью. На политических занятиях он глубоко усваивает каждую тему, принимает актив­ ное участие на итоговых беседах, давая исчерпывающие и ясные ответы на все поставленные руководителем вопросы. Ярким свидетельством безупречной служ­ бы Дмитрия Обливача является его послуж­ ная карточка. Там записано свыше 20 поощрений, в том числе денежная премия. Недавно на его погонах появилась первая золотая нашивка. На Северном флоте вырос и закалился Ставший матрос Дмитрий Обливач, став­ ший зрелым воином-артиллеристом, дос- Подготовка к проверке политических занятий Устраняя ошибки прошлого года Политические занятия имеют своей целью воспитывать У личного * состава чувство ответственности за выполнение своего воинского долга перед Родипой. расширять кругозор воинов. Предстоящая проверка Политических знаний покажет, насколько правильно решалась эта задача. В этом году требования в политзанятиям значительно повышены. Поэтому, изживая ошибки прошлого года, мы начали подго­ товку к проверке политзанятий больше ме­ сяца тому назад. Партийная организация активно участвовала в этой работе, помо­ гая личному составу правильно осуще­ ствлять мероприятия, направленные на глубокое усвоение изученных тем. На партйййом и комсомольском собрани­ ях принят развернутый план работы по оказанию помощи личному составу в под­ готовке к проверке. Пз поля зреппя не выпущен Нй один человек. В помощь каж­ дому отстающему выделен отличник поли­ тической подготовкп. Старшина 1 статьи Герасимов помогает в учббе старшему матросу Бычкову. Стар­ шина 1 статьи Абрамов — матросу Васнп- ну. Результаты индивидуальной помощи отстающим не замедлили сказаться. Матрос ВаСйип ранее плохо -вел конспект, не мог работать самостоятельно. Сейчас он умело ведет конспект. Из отстающих матросов создана группа, занимающаяся три раза в неделю в сво­ бодное от службы время. Для помощи отстающим выделены лучшие люди ко­ рабля —- старшины 1 статьи Герасимов, Абрамов. Дедков. Дополнительные занятия проводятся на высоком идейном уровне. Часто бывает так. что тот или иной матрос илп старшина по своей инициативе приходит на дополни­ тельное занятие. В кубрике вывешено рас­ писание дополнительных занятий. Опыт работы прошлого года показал, что некоторые товарищи, как, напрпмер, стар­ шие матросы Бойченко и Цымбалов, слабо знали карту. Этот недостаток бюро учло. В начале года был организован кружок по изучению книги Н. Михайлова «Над кар­ той Родины». Коммунист Дедков добросо­ вестно проводил занятия в кружке в те­ чение всего учебного года. Проверка пока­ пала, что матросы п старшины хорошо усвоили программу занятии. Для самостоятельной работы в кубрике организован стххт справок, где собрана необходимая для повторения пройденных тем литература. Пмеется подшивка газет с материалами для политзанятий, брошюры в помощь слушателям политшкол и журна­ лы. Подготовка к проверке политических за­ нятий в разгаре. Регулярно выходит степгазета. где отличники делятся своим опытом, дают советы товарищам, как луч­ ше усвоить ту или иную тему. Кубрики украсились лозунгами, призывающими личный состав прпттп к проверке политза­ нятий с отличпымп знаниями. Следует отметпть недостаток комсомоль­ ца старшины 1 статьп Силантьева. Он хо­ рошо знает материал, по свопмп знаниями не делится .с товарищами, не помогает им в подготовке к проверке полптзапятнй. Он даже не знает, что его подчиненный матрос Мытарев слабо усваивает изучаемый мате­ риал п нуждается в помощи. Такая безот­ ветственность недопустима. Однако комсо­ мольское бюро равнодушно относится к то* му, что Силантьев не помогает отставшим в политзанятиях, не выполняет решения комсомольского собрания. Необходимо еще мпого и упорно рабо­ тать. Это понимает каждый матрос и каж­ дый старшина нашего корабля. На это па- правпли всю свою работу партийная и комсомольская организации. Лейтоиант Б. ДЬЯЧЕНКО. Единодушное стремление Матросы в старшины подразделения, где секретарем партийной организации тов. Коваленко, в прошлом году на проверке политзанятий получили высокие оценки. П нынче личный состав полон единодушного стремления отвечать на проверке только на «хорошо» и «отлично». Сейчас каждый матрос п старшина уси­ ленно учится, повторяет пройденный ранее материал. В подразделении систематически проводятся собеседования по различным вопросам. Особое внимание здесь обращается на помощь отстающим. Недавно был проведен сбор отличников боевой й политической подготовкп. Они поделились опытом своей работы и решили оказать помощь товари­ щам, готовящимся к проверке политзаня­ тий» Старшина 2 статьи Еременский по­ могает старшине Гришину, который был в отпуску п пропустил ряд тем. Матрос По- гадаев помогает матросу Полякову й Т. д. В подразделении организована консуль­ тация для слушателей политзанятий. Большую помощь в подготовке к инди­ видуальной проверке политических зна­ ний оказывает стенная газета. Она освеща­ ет положительный опыт, вскрывает недо­ статки. Р. АЛЕКСЕЕВ» Вечером в каюте политпросветработы По вечерам многолюдно п .в каюте политпросветработы нашего корабля. Матросы и Старшины читают здесь книги, газеты и журналы, готовятся к предстоя­ щей проверке политзанятий. Хорошей работе каюты политпросветра­ боты в немалой степени способствует старшина 2 статьи Ппзовецкий. Благодаря его энергии п старанию, в каюте собран весь материал, Необходимый для повторе- mw- тем. додниишцц блншин,- диучешшд- за год. Много времени отдают работе с личйЫм составом по подготовке его к предстоящей проверке политических знаний офицер По­ номарев, старшина 1 статьп Пучннпн. Они беседуют с матросами и старшинами, разъ­ ясняют пм отдельные положения пз прой­ денных тем. Стаошина 1 статьи В. КАНИЩЕ9. на свой боевой пост, еще раз все основа- тойныМ носителем славных боевых тради- тельно проверил. Он готовился о честью выдержать первый боевой экзамен. П вот настал этот день. По команде ма­ тросы заняли свои места на боевом посту* сложную автиллерийскую технику и целы-1Все напряженно ждут очередной команды. ций. Вместе с такими, как он, советскими моряками-п^триотамп Обливач бдительно стоит на страже северных modckhx рубе­ жей нашей чудесной матери-Родины. Капитан В. ЕРЕМЕЕВ» Задание выполнено досрочно Отделение коммуниста старшийы 1 статьи К. Чекарева добросовестно выполпяло срочное задание. Несмотря на труд­ ности, старшие матросы Н. Маликов, В. Панфилов, В. Брюш­ ков, В. Васильев и П. Фирсов действовали быстро и грамотно, показали высокий образец добросовестного и сознательного отношения к порученному им важному делу. Благодаря хорошему знанию воинами своей спецпально­ стп, умелым и безошибочным действиям каждого пз них за­ дание командования было выполнено досрочно. CYepUMii матрос И. ИЛЬИН. Поощрение за добрссовестныйтруд На собрании комсомольской организации обсуждался во­ прос: «Задачи в проведении кампании по заготовке ово­ щей». Члены ВЛКСМ приняли решение принять активное участие g втойработе. Решение собрания претворяется в жизнь. Группы ком­ сомольцев под командованием младших сержантов Тишаева и Тарана успешно выполняют задания командования. За добросовестное отношение к труду командир об’явил благо­ дарность комсомольцам Тишаеву, Тарану, Мигунову, Васи- лейво, Йванкпйу и другим. Ефрейтор Б. РОЩИН. Передает свой опыт Комсомолец Витухпн в течение ,всего учебного года аккуратно вел конспект изу­ ченного на политзанятиях материала, ре­ гулярно читал рекомендованную литерату­ ру, не оставлял неразрешенным пп одного вопроса. В период подготовкп в проверве полити­ ческих занятий тов. Витухпн также после­ довательно повторяет материал. По просьбе товарищей он рассказал им о своем опыте учебы п и подготовке к проверке. Тов. Витухпн помогает тов. Евтйхпеву в повторении щученного материала. Старший матрос И. ЕГОРОВ. Русские понтоны ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПОНТОННО. ПЕРЕПРАВОЧНЫХ СРЕДСТВ РУССКОЙ АРМИИ На протяжении столетий военно-инже­ нерное дело развивалось в России своим, самостоятельным путем. Россия явилась родиной многих образцов воейно-инженер- ной техники. Здесь создавалась Передовая для своего времепп тактика боевых дей­ ствий саперов. Вопреки косности правя­ щих классов царской России, рабски пре­ клонявшихся перед всем иностранным, пе­ редовые русские ученые и изобретатели йе оглядывались па Западную Европу и Аме­ рику. Они смело прокладывали новые пу­ ти в различных областях науки и техники и в том числе в области создания военно­ инженерных средств и тактики их приме­ нения на поле боя. К числу многих открытий и изобрете­ ний русских людей следует отнести соз­ дание и развитие основного вида перепра­ вочных средств для армии — понтонных парков. Приоритет в оснащении армий понтон- но-переправочйыми средствами буржуаз­ ные историки, искажая историческую ис­ тину, приписывали голландцам. Это утверждение не соответствует дей­ ствительности. Понтоном принято называть пловучуто опору наплавного военного моста. А такие опоры наплавных военных мостов на во­ оружение русской армпп были введены, как табельные ерфтва, намного раньше, чем в Голландии. 1олько назывались втп опоры не понтонами, а мостовыми судами. Приоритет русских в создании понтонов подтверждает авторитетный довумейт 1— «Устав ратных, пушечных й другй4 де**, появившийся в России в ' 1607 году. Ста­ тья 252-я этого «Устава» предписывает «пметь при пушках пять суДбВ Мостовых н возить пх с собой на телегах». В этом же «Уставе» в статье 63-Й го­ ворится о том, что если по тем или иным причинам нет мостовых судов (то есть та­ бельных понтонно-переправочных средств)* то войска могут обойтись и без них, ис­ пользуя для переправы местные Подруч­ ные материалы — бревна и бочкй. Положения «Устава», приведенные вы­ ше. со всей очевидностью подтверждают, что табельпые переправочные средства плп, как их теперь принято называть, понтонные парки, были введены на воору­ жение русской армии до Трйдцатплетней войны (1618— 1648 гг.)4 то есть ДО то­ го, как онп впервые Появились на воору­ жении голландской армии. Небезынтересно отметить, что некоторые положения «Устава», выработанные рус­ скими людьми более трехсот лет назад, оказались настолько жпзнепнымп, что с некоторыми изменениями вошли в совре­ менные наставления по певеправочному делу. Со времепп появления в России «Устава йенеры опережали иностранных военных специалистов. ^ В середине XVHI века в армиях ряда стран использовались йонтоны из дерева, обитого железом. Эти понтоны были тяже­ ловесны» громоздки, быстро приходили в негодность» Стремясь продлить жизнь этих понтонов, их стали обивать вместо железа медью. Но это удорожало изготовление, а также уве­ личивало вес понтонов, что снижало и без того малую их грузопод’емность. В это время принципиально новое ре­ шение задачи создания хорошего понтон­ ного парка было найдено капитаном рус­ ской армии Андреем Немым. В 1759 году на вооружение русской армии был принят новый понтонный парк Немого, в котором деревянный варвас пон­ тонов обивался парусиной. Отличаясь про­ стотой конструкции, высокими тактико­ техническими данными, этот парк значи­ тельно превосходил в то время понтонные парки других армий. Он имел не 30 тяже­ лых, как ранее, а 50 облегченных понто- пов, обладавших значительно большой гру­ зоподъемностью. Для транспортировки пар­ ка требовалось уже не 800, а всего около 400 лошадей. Изготовление понтонного парка Андрея Немого обходилось примерно в десять раз дешевле, чем производство предшествовавших ему типов парков. Благодаря своим высоким качествам, пон­ тонный парк Андрея Немого около 150 лет состоял* на вооружении понтонных частей русской арМпп. В середппе XIX зека Рос­ сию посетила амерпканская военная ко ­ миссия , имевшая цель ознакомиться с по­ становкой понтонно-переправочного дела в fed- ПО М ОЩ Ь О ТС ТАЮ Щ ИМ В У Ч Е Б Е Комсомольская организация нашего под­ разделения деятельно помогает отстающим бойцам в политической учебе. Особенно плодотворно работают с отстающими ря­ довыми Арсланбековым п Цапрпмеровым члены ВЛКСМ Прусаков п Черкашин. В свободные от занятий часы они совместно повторяют пройденные темы, изучают ге­ ографическую карту. Старший матрос Л. ПОПОВ. В России американцам в числе других понтонно-переправочных средств был по­ казан и парк Андрея Немого. Американцы очень лестно о нем отзывались, а спустя несколько лет на вооружение американ­ ской армии поступили парусиновые пон­ тоны. Отсюда следует сделать вывод, что американцы воспользовались русским изо­ бретением. Есть еще много фактов, свидетельствую­ щих о русском приоритете в создании со­ вершенных образцов понтонно-переправоч­ ных средств. Таким образцом был понтон, сконструи­ рованный командиром понтопной роты русской армии Томиловским. Когда в 1862 году встал вопрос о необходимости введе­ ния на вооружение русской армии новых, более мощных понтонно-переправочных средств, военное ведомство изготовило пон­ тоны двух типов. Один понтон был изго­ товлен по типу, сходному с распространен­ ным в то время в Западной Европе понто­ ном австрийского изобретателя Вираго, а другой — по проекту русского изобрета­ теля Токиловского. Длительные испытания показали, что понтон Томиловского по своим тактико- техническим данным, з также по неслож­ ности и невысокой стоимости превосходит понтон австрийского типа. Понтон Томи­ ловского находился на вооружении пашей армии до 1932 года, то есть более 60 лет. В годы первой мировой воины в России под руководством подполковника Нсгов- ского был разработан, построен, испытан и прппят на вооружение новый мощный самоходный понтонный парк. Подобных понтонов долгое время не было на воору­ жении 6 армиях страп Западной Европы Б Е С Е Д А С С О Л Д А Т А М И Солдаты п сержанты нашего подразделе­ ния активно готовятся к предстоящей про­ верке политических занятий. В помощь слу­ шателям организуются консультации, чи­ таются дополнительные лекцйп. Коммунист тов. Поваченко пз днях провел в группе беседу на тему: «Паша цель — комму­ низм». Старший лейтенант ратных, пушечных п других дел» на во- ----- _ ___ оруженпп армий было много различных; русской арМйИ. Предварительно эта типов понтонных парков. П на всем протя- j миссия о&гатрцвала понтОнныё tiapfctt If#- i п Америки. И только во время ^второй ми- жешш этих столетий русские военные пн-[ чпг во всех странах Засадной Европы. ровой войны, то есть срустя 25 лет. са- 3. ВЛАДИМИРОВ* моходные понтоны появились на вооруже­ нии иностранных армий. Русским военным инженерам принадле­ жит приоритет и в разработке теории пон­ тонно-переправочного дела. Буржуазные историки приписывают создание первых теоретических трудов по понтонному делу немцу Хейеру, который выпустил в 1793 году свое исследование этой области военно-инженерного дела. Между тем, еше в 1757 году в России был издан «Формуляр о понтонных долж­ ностях». В нем излагался целый ряд положений, которые впоследствии, в тече­ ние многих десятилетий, включались в специальные наставления по понтонио-пе- реправочной службе. В 1780 году вышла в свет книга Ан­ дрея Немого, ставшего к тому времени уже подполковником, под названием «Руковод­ ство к знанию о походных мостах, упот­ ребляемых при войсках и особливо из па­ русиновых понтонов». В этой книге содер­ жится капитальное исследование понтон­ ного дела и теоретические основы расчета паплавных мостов. Здесь же автор дает целый ряд ценных указаний по изготов­ лению понтонных парков, их эксплоага- цпп, храпению и ремонту. Подобные рабо­ ты в странах Западной Европы появились лишь в копне 90-х годов ХУШ столетия. Все эти факты показывают, что первен­ ство в разработке теоретических основ понтонно-переправочного дела принадлежит не немцам, а русским людям. Исторические факты приводят в един­ ственно правильному выводу о том, что как в теорпп, так п в практике развития понтонно-перелравочного дела, приоритет всегда был и остается за русскими воен­ ными инженерами. Подполковник А. ГНЕДИН. , И чему привело зазнайгтвз Среди воен ых моряков принято назы­ вать личный состав тральщиков тружени­ ками моря. В годы войиы в любую погоду, в любых условиях боевой обстановки, где нужно было пройти судам, тралыцикн бо­ роздили море и открывали новые «голубые дороги». Давно копчилась война, отгремелп бои, начался мирный период учебы для всего личного состава. Матросы п старшины неустанпо совершенствуют свое воинские мастерство, расширяют политические зна­ ния. Но не-кончилась боевая работа для тральщиков. Враг поставил мшил в самых различных участках моря. Многие мины снесло течением, выбросило на берег, мно­ гие находятся в глубине моря. Нужно най­ ти эти мины, обезвредить пх и сделать мо­ рг безопасным для движепия всех кораблей н Судов. Нелегко выполнить эту задачу. От личного состава тральщика требуются высокая выучка, споровка. Ставить и вы­ бирать трал приходится в свежую погоду п даже в шторм. Вот почему командир отде­ ления минеров тов. Васильев так много п усердно тренировал своих подчиненных, учил их искусному владению своей слож­ ной, ответственной п почетной специаль­ ностью. Особенно напряженной была учеба в те дни. Когда ва корабле стало пзвестно о предстоящем выходе па траление. Матросы отделения с рвением и старанием занима­ лись тренировками и достигли больших успехов. Теперь мпперы ставили п выби­ рали трал гораздо быстрее, чем раньше. Все работали быстро п сноровисто, но средп минеров был старший матрос Данченко, ко­ торый на дополнительные тренировки н занятия смотрел, как на ненужную затею.- «Мне это не нужно, — обычно говорил он. — Я и так достаточно хорошо знаю свою специальность, пусть учатся другие». Не­ которые матросы пытались урезонить Дан­ ченко, справедливо говорили, что морское дело, как и всякое другое, требует посто­ янного совершенствования, что зазнавать- ся —-не дело матроса, но и на это Дан­ ченко находил ответ: «Не учите меня, я больше вас зпаго». Пробовали с Дапчепко говорить п ком­ сомольцы, одпако он упорствовал и не занимался. Правда, в свое время стар­ ший матрос, действительно, неплохо знал специальность. Кое-кто и теперь начал ду­ мать, что ДанчеКко, может быть, в самом деле не нужно тренироваться, по онп глу­ боко ошиблись. Корабль подходил к райопу траления. Раздается команда: «Трал поставить!». Минеры по этой комапде занимают свои места. Слышится следующая команда: «Левый буй за борт». Эту команду должен был выполппть старший Матрос Данченко. Он п выполнил ее, по неправильна, не так, как нужно. Пришлось снова выбирать трал. Всем" теперь было попятно,' что Данчен­ ко плохо владеет специальностью, действу­ ет неуверенно. Это вызвало закопное не­ годование п не только в отделении мине­ ров. Но сам старший матрос никак не хотел признаться в том, что пз-за пренебрежи­ тельного отношения■> к учебе оп заметно отстал в военно-морском деле. — Это произошло случайно, — оправ- дывзлея Данченко. Однако вскоре произо­ шел второй случай, который еще раз по­ казал, что старшин матрос плохой специа­ лист. ПужНо было выбрать трал. При вы­ полнении этой работы Деталь тралящей ча­ сти зацепила за минный скат. Требо­ валось освободить ее. Данченко немедленно взял лом и начал действовать и, как следо­ вало ожидать, неумело. — Зазнайка, — сказали о нем матросы. Дапчепко— член ВЛКСМ. Его поведением, кроме старшины, заинтересовалась комсо­ мольская организация. Вопрос о Данченко был поставлен на обсуждение бюро. Стар­ шему матросу прпшлось отвечать за свое поведение. Члены бюро резко критиковали Данченко. Онп разъяснили ему, что совет­ ский воин не пмеет права забывать о своей святой обязанности — неустанно совер­ шенствовать воинское мастерство, а тем более, это непозволительно комсомольцу. Случай с Данченко обсуждался н матро­ сами боевой части. Никто не выразил со­ чувствия старшему матросу. Моряки резко критиковали его ошибки. Сейчас Данчен­ ко, хотя н с опозданием, но понял, что не пмел права веетп себя так. Он дал слово исправиться. Передовые минеры помогают ему в этом, Н. ДМИТРИЕВ. УПОРЯДОЧИТЬ РАБОТУ САПОЖНОЙ МАСТЕРСКОЙ В нашем подразделении есть сапожная мастерская. Однако, сданная сюда обувь продолжительное время не ремонтируется. Дело в том, что тов. Тепляшин часто дает сапожникам другие задания, не свя­ занные с работой в мастерской. Больше месяца тому назад, напрпмер, я сдал свои сапоги в ремонт, но они до спх пор не готовы. Несколько раз обращался я к тов. Тепляшпну с просьбой ускорить ре­ монт обуви, но безрезультатно. По- прежнему сапожники заняты на других ра­ ботах, и обувь не ремонтируется. Пора бы тов. Тепляшпну упорядочить работу сапожной мастерской и проявить должную заботу о нуждах личного состава. и. зы рин . По следам неопуОликопаиных ПИСС1Е В своем письме воепкор писал о физру­ ке подразделения тов. Лаврове— о его без­ деятельности, нерадивом отношении к сво­ им прямым обязанностям. Как сообщил нам начальник политот­ дела, факт, отмеченный в письме, подтвер­ дился. Командиром подразделения тов,- Лавров за упущения в спортивно-массовой работе и за использование служебного вре­ мени в ЛИЧНЫХ интересах серьезно щод* црежхен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz