На страже Заполярья. 1949 год. Октябрь.
♦ 27 октября 7 г.. Г : 254 (3559). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 1Z2 **2 м S 1 Ё& З ш ДОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР Сегодня исполняется 125 м т со дня основания Московского Малого театра ★ ★ ★ ★ ★ ★ О ЮБИЛЕЙ Сегодня совстскпо люди приветствуют Государственный ордена Ленина Академи ческий Малый театр, которому исполнилось 125 лет. В самых далеких уголках пашей страпы хорошо известны лучшие спектакли Мо- трибуну, с которой народ должен был слы шать наиболее передовые, благородные идеи. Еще больше возросло общественное зна чение Малого театра, когда на его сцепе Верный своему принципу служения на роду, Малый театр в годы Великой Отече ственной войны отдавал все свои силы на выполнение благородных патриотических задач. Он создал яркие, волнующие, боль шевистски страстные спектакли «Фронт» нояйнлйсь произведения великого русского _________ сковского Малого театра, его талантливые драматурга А. И. Островского, чья судьба! А. Корнейчука п «Нашествие» Л. Леонова, актеры. Это всенародное признание Малый была тесно связана с этим театром. Со cue- ] в которых глубоко раскрыл внутренний театр заслужил тем, что он постоянно бо- ны Малого театра пьесы Островского звуча- \ мир, характер советских людей, борющихся ролся за реалистическое искусство» понят- ли как пламенный протест против социаль ное и близкое миллионам людей. За белее ного неравенства, против произвола и неве- чем вековое существование Малый театр жества, против бюрократизма й стяжатель- всегда выражал прогрессивные идеи своего ства царских чиновников, времени п призывал к борьбе за лучшее бу-1 Другом и Соратником Островского был дущее. Советский народ любит и ценит замечательный актер Пров Садовский, осно- Малыft театр потому, что он является пере- ватель славной актерской династий, до на** довым советским театром, создающим яркие, •ших дней украшающей сцену Малого теат -1 дом и выросло общественное значение его волнующие спектакли о людях нашей эпо- ра. Верный щепкинскнм принципам сценн-! постановок. В эти годы театр показал гран ки. Театр занимает ныне почетное место в ческого реализма, Пров Садовский, высту- j дпозные картины созидательной работы с ненавистным врагом. Основанный во вре мя войны фронтовой филиал Малого театра дошел вместе с героическими советскими войсками до Берлина. В послевоенные годы мастерство старей шего нашего театра поднялось еще выше, еще больше укрепились его связи с паро- многонациональном советском искусстве. -------X X П. С. Мочалов. Слава Малого театра выходит далеко 8 а Пределы Советского Союза. Он пользуется мировой известностью. Йод его влиянием растет театральное искусство славянских стран, связанных с великим русским наро дом многовековой дружбой. Высоко Ценят искусство Малого театра прогрессивные лю ди самы* различных стран мира. Именно в годы советской власти осуще ствилась заветная мечта лучших предста вителей Малого театра — всеми своими си лами служить народу. В эти годы прояви лась с небывалой силой п ослепительной яркостью общественная роль Малого театра. В спектаклях, посвященных советской дей ствительности, актеры театра талантливо рисуют образы советских патриотов, пока лывают пути, которыми советская страна вдет К коммунизму. В условиях самодержавия в театре зву чали горячие слова, направленные против «темного цар.стза», против социального не равенства, казенно-бюрократпчпскоЙ госу дарственной машины Российской империи. Киитйческий реализм русской литературы XIX века, впервые проявившийся в творче стве Пушкина и Грибоедова, Гоголя и Островского, был оргаиичгски близок Ма лая в пьесах Островского, умел создавать ; яркие характеры* глубоко раскрывать шгу - 1 треннии мир своих героев. В дальнейшем со сцены театра звучал голос М. Ермоловой, страстно призывавший к борьбе за благородные, светлые идеалы. Великая Октябрьская социалистическая . реьолюция вдохнула новую жизнь в Малый театр» В старейший зрительный зал страны пришел зритель, о котором всегда мечтали лучшие представители этого театра. Изве стный актер н театральный ДеЛТеЛь A. Южин писал, что Малый театр «всю . жизнь грезил п тосковал об этой публйКеь. После революции Малый театр, следуя словам Ленина о том, что «искусство прн- 1 надлежит народу», первым возобновил сйоЮ. работу. Он начал широко практиковать | выездные спектакли, привлекая для уча стия в них своих лучших актеров. В этих спектаклях играли 0 . Садовская, М. Ермо-, лова) Ё, Лешковская, 0. Правдйй, А. Южин; а также и ньше здравствующие «- А. Яб- j лочкина, В. Рыжова, Е. Турчанйиойа, | B. Пашенная, А. Остужев, П. Яковлев йДр.: С первых же дней советской власти Ма-' лый театр пользовался огромиой поддерж кой Советского правительства и партии. Нрйсвоепио театру наименования Академи ческого как бы подчеркивало отношение к нему советского народа, видящего в нем воплощение лучших традиций великой рус ской культуры. Высказывания В. В. Ленина в И. В. Сталина о социалистической культуре, о реалистическом искусстве легли в основу деятельности Малого театра. Театр ясно ощущал, что его связи с народом будут тем полнее, чем Лучше он сумеет показать на .своей сцене Произведения современных дра матургов, творчество которых всесторонне и глубоко раскрывает революционные идеи, идеи построения коммунистического обще ства. Большую роль в жизни Малого театра сыграл спектакль «Любовь Яровая» R. Тре- нева, показанный в декабре 1926 года. Этот спектакль, рисующий образ советского героя, вошел в историю советского театра как одно йз самых замечательных явлений нашей театральной культуры. На сцене бы ли ярко показаны образы участников ре волюционных событий. .«Любовь Яровая» открывает собой ряд спектаклей Малого театра, посвященных со- советского народа. х -- Мастера большого искусства М. С. Щепкин. Постановления ЦК ВКП(б) по ндеолога- чеекпм вопросам помогли Малому театру глубже поиять своп задачи, указали ему путь борьбы с проявлениями формаливма и естеТСТва, иуть, Которым должен он итта, чтобы создавать высокопдейные и художо- ственшнполнеценные спектакли. Все свои силы Малый театр отдает сегодня работе над яркими спектаклями о нашей советской действительности^ достойиыми великой сталинской эпохи. Спектакли Малого театра, выпущенные за последнее время, стоят на высоком идей но-художественном уровне и отличаются большой актерской и режиссерской культу* рой. «За тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова, «Великая сила» Б. Ромашова, «Южный узел» А. Пер- венцева, «Московский характер» А. Софро- нова — все эти постановки, горячо любимые Зрителями, получили достойную оценку со* ветской общественности. - н п . Буржуазные эпигоны, крйтикп-космо- ветскон действительности. В упорной раоо- j политы стремились очернить Малый театр, те над произведениями советской драматур- \ пытались отрицать его великие заслуги в run совершенствовалось мастерство актер-j развитии советского театральиого искусства, ского коллектива, который овладевал са-; отщепенцы народа оспаривали творче- uctdubc и иш-а г u.iuiiuR ми- мым пс1,еДовЬ1М методом творчества ме- ] скш! метод Малого театра. Но практика Ма лому театру Постановки произведений 1 тодом смиалнстическиго реализма. Великие, лого театра опровергла лживые антипатрио- ЛО.Ч} театру, постановки заветы ЩеПкиНа, учившего наблюдать j тические т р о п п и Тмчып гния» г сопптскпмп этих великих русских писателен на сцене: r " J tlrtlWJ i n, ,.«ПР >т п т к п е теории, юсная связь с советскими превращалась в события большой обшест- 1 * ' ' 6^ РЬВ?®“ жмпя W aaftT 11 >ra3Jn- •’ ппша11 новые отлачаыо вениой значимости Еще Герцен отметил 'k ^ 10 lT n Л спеКта^ п' свидетельствовала о все воара- выдающееся значение Малого театра, наз- j г ™ V ™ , B J i вТающе|1 ^ ’Д«ЖественноП зрелости замеча* , год Малый Театр поставил 64 пьесы совет- тельного театрального коллектива. ских драматургов. Среди нпх видное место вав его «вторым университетом». Первые спектакли Малого театра от-< - пронзв(даш1я К. TpeueBai ц. Ро крывшегося в октяоре 182-1 года, как бы - подвели итог всему витию русского телп которого всегда ...___________ г--- , лп,.гпх = . " , ” Г ! ± Я ! W ™ о т т я ш л * » • Труппа Малого театра во все периоды его " существования была чрезвычайно богата рЕ !~ д’ f c V n f r Z ' \ М * i иЖ * , riS театра лучшие поетставп- i 1 * J 4 ’ П. Погодина, А. Софро-; ер стоят прославленные старейшие мастера, сегда стремились к правди-' иова’ Лавренева, II. Вирты и Многих оолео полувека отдавшие работе в этом те- ЕВДОКИЯ ТУРЧАНИНОВА ЗрительпыЙ зал несколько насторажи вается, затихает, когда на сцену тяжелой поступью выходит суровая, властная ста руха с неподвижными, точно каменными, чертами лица — живое воплощенно куне* ческой «домостроевщины», гроза всех окружающих, Мавра Тарасовна Барабо- шева. Роль эту в комедии Островского «Прав да хорошо, а счастье лучше» играет Евдокпя Дмитриевна Турчанинова, замеча тельная русская актриса, занимающая по четное место в славной семье мастеров Ма лого театра. Е. Д. Турчанинова— коренная москвич ка. Отоц ее 'был театральным капельдине ром, в доме только и говорили об актерах, ролях, спектаклях. В этой атмосфере росла смуглая, черноглазая, порывистая* девочка — будущая актриса. Семья была нема ленькая, денег нехватало; за неимением кровати девочка спала на большой гла дильной доске. Ее любимой игрой была игра «в театр»: вместе С подругами «пред ставляла» она разные оперы, которые сама видела, притаившись в суфлерской будке большого театра. Учителем Турчанвдовой, о котором она доныне хранит благодарную память, был выдающийся деятель русского театра Алек сандр Павлович Ленский. С 1 сентября 1891 года Ё. Д. Турчани нова — актриса Малого театра. Это ее родной дом, здесь прошла ее жизнь. Если бы собрались вдруг все персонажи, вопло щенные ею на сцене, какая пеобьгчаЙ- пая, пестрая картпна предстала бы перед памп! Мы увидели бы наивную Верочку из «Шутников», бойкую Варвару пз «Грозы» п рядом — стареющую кокетку-городничи ху из «Ревизора», грпбосдовскую княгиню Тугоуховскую, темную нищенку Галчиху, разбитную сваху Феклу пз «Жепптьбы», одинокую ироничную Богаевскую из горь ковских «Варваров»... Какая бесконечная вереница типов и образов! За свою долгую сценичную жизнь Евдокия Дмитриевна сыграла около 370 ролей, участвовала бол$е чем в 9.000 спектаклях Глубоко правдивы образы, созданные Турчаниновой в пьесах советских драма тургов. С тонкой иронаей аграет она стару ху Горностаеву в «Любови Яровой». На долго запоминается волнующий образ простой русской женщины, матери-патриот ки в пьесе В. Гусеаа «Слава». Необычай ной теплотой, задушевностью овеян "Образ Дарьи Васильевны в пьесе Б. Ромашова «Великая сила». Поражают неисчерпаемая ввергая, ккпуь чая деятельность Евдокии Дмитриевны. В годы войны она, уже очень пожилая жен щина. выезжает на фронт, участвует в концертах и спектаклях для воинов Со ветской Армии. Она председательствует на выпускных вкзаменах в юколе нмепи Щепкина, где когда*то пилась сама. Голос актрисы часто звучит у микрофона. Осо бенно охотно читает опа детям своп люби мые народные скалки... Почти шестьдесят лет труда н творчества отдала Е. Д. Турчанинова родному искус ству. П пыпе, в славный юбилей Малого театра, попрежнему радует и восхищает зрителей ее неувядающий талант. НИКОЛАИ ЯКОВЛЕВ Первые театральные впечатления П. К .. трудовой подвиг. П педаром среди друг» Яковлева относятся к раннему детству. Его отец был поваром в Рязани. Мальчик при ходил к отцу на кухню, незаметно переко- чевьшал оа буфетную стойку, оттуда— в зри тельный зал, где выступали гастролеры, приезжавшие пз Москвы. Он видел здесь А. Н. Южина, 0. А. Правдпна, знаменито го чтсца-рассказчлка И. Ф. Горбунова. Чтобы отвадить сьша от театра, родители избирали для него профессии, довольно да лекие от искусства: определяли то в ветери нарный институт, то а банк на должность помощника регистратора. Ничего не помо- гало. И год от года все чаще и все с боль шим успехом он выступал в любительских спектаклях. Летом 1890 года П. К. Яковлев уехал в Москву и выдержал экзамен на вновь от крывшихся драматических курсах при теат ральном училище, окончил их в 1893 году, после чего сразу же был принят в труппу Малого театра. Так началась его жизнь в аскусстве. За 56 лет служения родному искусству П. Б.. Яковлев сыграл свыше 360 ролей. Тут вся русская и мировая классика — Ноодрев и Расплюев, Фигаро, Тихон в «Грозе*, Любим Торцов и унтер Грозпов, Бальзаминов, Мурзавецкий... В некоторых пьесах ам переиграны едва лн не все мужские роли. Число спектаклей, в которых он был занят, приближается к де сяти тысячам. Это огромный творческий и наград п званий Н. К. Яковлев имеет ОрдвШ Трудового Красного Знамени и почетное лза* ние Героя Труда. Жизненная правда, человечность, острая наблюдательность, — вот неотъемлемые ка чества таланта Николая Капитоновича, оди наково ярко проявившиеся и в обширней шей галлерее созданных им классических образов и в тех портретах наших современ ников, которые оп так выпукло нарисовал н в «Любови Яровой» Тренева, и в «Сла ве» Гусева, п в другпх пьесах советских драматургов. Вспоминается 25-летпе сцеппческой дея тельности Николая Капитоновича. Это было V. сентябре 1918 года. Шло «Горе от ума»* Юбиляр играл Загорсцкого. Но просьбе Ни колая Капитоновича чествование происхо дило при закрытом занавесе. После третьего акта на сцене собралась вся труппа. Но зри тели потребовали поднять занавес п щтня« ли участие в торжестве. В степах старейшее го московского театра был уже новый зри* тель, отвоевавший свое право на счастли вую, свободную жизнь, иа культуру, nt искусство. Рабочие и работницы, красноар мейцы и матросы горячо прпветстоозали Пиколая Капитоновича. , С тех пор прошел 31 год. За это время Москва еще ближе узнала замечательного актера, удостоенного высокого зваппя на родного артиста СССР, еще крепче полюбила Николая Капптоиовича Яковлева. АЛЕКСАНДРА ЯБЛОЧКИНА — — ------ 1 — —------- *------- В замечательной плеяде мастеров Малого театра народная артистка СССР А. А. Яб- лочкина занимает особое место* 0 именем этой выдающейся актрисы, чуткего, отзыв чивого товарища связана одна из лучших страниц в историй русской сцены. Более 60 лет назад вступила Ябло'Чкина зрителем возникал все более п более отто* ченный образ. Яблочкиной восемьдесят лет. По поража* ешься неувядаемостп ее таланта, кипучей, творческой энергии. Это чувствуешь в ее сценических образах — и в русской класса* ке и в ньесах советских драматургов. Обра* на подмостки Малого театра. С тех пор она зы, созданные в пьесах «Враги», «Варва-< неразрывно связана с втим замечательным j ры» Горького, в «Любови Яровой» К. Трене-* творческим коллективом, Яблочкина воспи-1ва, в «Скутарсвском» Л. Леонова, проник* тана на лучших тра|иннях русского сцени ческого реализма. Па ее долю выпало сча стье играть с такими корифеями, как Федо- нуты чувством современности. Облик Яблочкиной — русской актрисы неразрывно связан с обликом Яблочкиной" това, Ермолова, Садовская, М. Садовский, советской патриотки. Народная артистка Ленский, Южин п другие. | СССР Е. Д. Турчанинова писала о Яблочки- Множество ролей сыграла Яблочкина в нон: «Большая общественница, всегда пер- Малом театре, целую галлерею.образов соз-; вая откликающаяся на все события наше! дала она в пьесах Островского, Гоголя,! жпзнп, чуткий, добрый товарищ, идущий Горького, Шекспира, Шиллера. j навстречу каждому без различия степени и Каждый из ее сценически образов на-: талантов... — она высоко подняла значенйв полнен большими человеческими чувствами, покоряющей жизненной правдой. По свиде тельству современников, Яблочкина создала актрисы...». Велики заслуги старейшей советской ак-» трпсы в развитии отечественного телтраль* непревзойденный образ Софьи в грибоедов-, ного искусства. Больше 30 лет она являет^ ской комедии «Горе от ума», в которой она ся председателем Всероссийского театраль- дебютировала в Малом театре. По вот прохо-1 Ного общества, проявляя п здесь Ту же ки- дят годы, и мы смотри актрису в той же; пучу го энергию, то же творческое отноше- беосмертиой комедии, йо уже в роли Хлесто- вои. И перед нами снова удивительно яр кий образ. Одной нз характерных черт Творчества ние к труду, какие проявляет опа и в сво ей жизни в искусстве. В день, когда страна отмечает 125-летни& гобплей Малого театра, хочется от дупт По- Яблочкипой является ^опростанная работа' желать здоровья п дальнейшей плодотвор- над собой, совершенствование своего ма- j ной творческой п общественной деятельна стерства. Актрисе приходилось одну и ту ! стп славной представительнице замечатель- же роль играть с большими перерывами в [ ного артистического коллектива Александра разных постановках, и каждый раз перед j Александровне Яблочкиной. Шкода сценического реализма Юбилей Малого театра — большое, тор- чение: он целой толпе, пелой тысяче наро- атре, — А. А. Яблочкина, В. П. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, Н. К. Яковлев, А. А. велпкпх актеров этого театра, создателей__ - ______ ..................... — — реалистического направления, — Мочолопа,! тпла ТП0Г1Чепс™ ■Остужев. IJ. II. Пашенная н другие. Шейнина Салопекпго и in наипа с во р яп-' па сго спепе °^Рапа передового человека на- Столь же богато талантами и среднее поко- Шенкина, Садовского и др. нашла свое яр , щеп, и П0ВВ0ЛШ1() театру гн уться Ление, среди которого есть много актеров, важнейших жпзпенных проблем, ответить всю свою сценическую жизнь проведших в па мпогпе вопросы, которые волнуют совет- j стенах этого театра, а также ряд актеров, ских людей. Наиболее значительными в пришедших в театр в более позднее время, этот период были такие спектакли, как , — Е. II. Гоголева, С. П. Фадеева, Д. В. Зер- «Огиепиый мост» и «Бойцы» Б. Ромашова, ( Еалова, М. И. Царев, П. В. Пльййскпй, «Скутаревскпй» Л. Леонова, «Слава» В. Гу-, М. ц. Жаров, Е. М. Шатрова, К. А. Зубов, сева, «В степях Украины» А. Корнейчука, j ф. ц. Григорьев, П. А. Анненков п другие. Неустанно работая над произведениями Растет и младшая смена актерского поколе- советской драматургии, Малый театр систе-, ния — выпускники старейшей советской магически показывал также лучшие произ^* театральной школы — училища имена ведения русской и мировой классической 1 Щепкина, которые наряду со стариками ис кое выражение самобытная, глубоко наци ональная школа актерской игры, опреде лившая всо дальнейшее развитие русского театрального искусства. Павел Мочалов, сыи крепостного, первы ми же выступлениями поразил современ ников простотой игры, сумев пронизать своп роли пафосом борьбы. Его бунтарский романтизм, его неосознанный еще протест против существовавшего строя находили горячий отклик в среде передовых русских людей — Герцена. Белинского и их сорат ников. Развитие русского театрального искусст ва связано также с именем другого вели кого мастера театра — Михаила Щепкина. Неутомимый выразитель художественной правды, горячий пропагандист простоты и естественности, убежденный в необходимо сти упорного труда на сиене п глубокого изучения материала, Щепкин понимал все то общественное значение, которое несет в себе профессия актера. Он создал «правду на русской сиеин. первый стал нстсатралея нз театре», — писал о Шепкипе Терпен. Щепкин, находившийся в большой дружбе с передовыми лю. ьмп своего времени — Гер леном Грановским, Белинским. Гоголем, го рячо боролся за национальную самобыт ность русского театра. Он видел в театре драматургии. В этпх спектаклях раскрыва лось мастерство театра, умепие социально заострить классические образы, дать пм новое, углубленное толкование. К таким спектаклям относятся: «Растеряева улица» по Г. Успенскому, «Плоды просвещения» Л. Толстого, «Варвары», «Мешане» и «Враги» М. Горького, «Отелло» Шекспира. По-новому зазвучали на сцене Малого теат ра и пьеСы великого русского драматурга А. П. Островского. В 1937 году за выдающиеся заслуги в развитии советского театра коллектив Ма лого театра был награжден орденом Лепина. Многие его работники также были награж дены орденами и почетными званиями. Это было высоким прпзпанпем нашим народом деятельности Малого театра. полняют в театре ответствепные роли. • Малый театр Находится в полном расцве тс свопх творческих сил. Советский народ создал ему все условия для плодотворной а успешной творческой работы. Он пользуется всеобщим признанием и горячей любовью Советских зрителей. Малый театр стремится как можпо лучше выполнить свою почетную п благородную задачу — всемерно содейст вовать воспитанию советских людей в духе преданности большевистской партий, вели кому делу построения коммунистического общества. В . П И М Е Н О В , начальник Главного управления театров Комитета по делам искусм а при Совете Министров СССР. НА КОРАБЛЯХ, В ЧАСТЯХ И В ТЕАТРЕ ФЛОТА Моряки с большим воодушев лением отмечают 125-летний юбилеи Московского Малого те атра. На кораблях и в частях про водят! лекнни. беседы. Орга низуюreя коллективные слуша ния радиопередач о замечатель ных мастерах Малого театра. Па-днях артист А. Курхпн на корабле прочитал лекцию «Ве ликие актеры Малого театра». Офипер тов. Пофпн прочитал несколько лекций на тему: «Слава и гордость русской те атральной культуры». R домах офпперов и матрос ских клубах состоятся торже ственные собрания личного со става, посвяшенные славному юбилею, будут продемонстри рованы также кинокартины с участием мастеров Малого те атра — Массалитиновой, Ры жовой, Зражевского, Никого, Царева, Жарова и другпх. Б театре Северного флота со стоится собрание творческого коллектива. Актеры прослу шают доклад о творчестве ста рейшего русского театра. Ра ботники флотского театра на этом собрании поделятся свои ми впечатлениями об пгре за мечательных мастеров Малого театра. жественное событие в культурной жизни пашей страпы. Это праздник всего совет ского народа. Малый театр — явление глубоко нацио нально-русское. Он мог родиться, жить и развиваться только на русской почве, толь ко в среде русского народа, призванного сыграть в истории развития всех народов мира свою огромную прогрессивную роль. Зпачение Малого театра в развитии, рус ской национальной культуры поистпие огромно. С первых лет существования и до наших дней сцена Малого театра была той трибуной, с которой звучали и неслись в широчайшие слои русского общества идеи добра, справедливости, свободы. Страстное, насыщенное пафооом рево люционно-демократических идей, искусство белйКИХ артистов Малого театра в предре волюционные годы наполняло сердца зри телей огнем ненависти к деспотическому самодержавному строго, звало на подвиг во ймя свободы. Roria грянула Вмикая Октябрьская со циалистическая революция, Малый театр, как верный сын Родины, встал в строй бойцов за победу революции и утверждение ее завоеваний. После Октября искусство Малого театра развернулось во всю свою богатырскую ейлу. Высокоидейные спектакли театра отра жают великий созидательный труд нашего народа, его борьбу с реакционными силами мира, показывают простых людей социа листического общества, строящих комму низм, зовут па новые и новые подвиги во славу родной страны. В стенах Малого театра трудсм его ве ликих артистов, вышедших из недр рус ского народа, была создана и утверждена реалистическая система актерской игры. Сын крепостного актера, великий русский трагический артист П. С. Мочалов, иервып в мировом театре заложил основы реали стической акт°рскои игры. Продолжателем его дела стал М. С Щепкин, талант которо го горел с исключительной яркостью. Щепкин беззаветно любил свою Родину, свой-народ.п страстно желал ему лучшей и радостной жпзнп. Он все свои силы от давал труду иа благо и славу своего наро- да за одним разом читает живо! и полез ный урок. Театр, это такая кафедра, с ко торой можно много сказать миру до<5ра». П Щепкин весь свой талант отдавал наро ду. Его образы, созданпые па сцене Малого театра, — Фамусов в «Горе от ума» Гри боедова, городничий в «Ревизоре» Гоголя — своим реалистическим замыслом и блестя щим исполнением несли зрителю правду о еамодержавпо-крвпостнической России, страшную правду произвола, вксплоатацип, угнетения трудящихся масс. «О, как было бы хорошо,«— мечтал В. Г. Белппский, — еслп бы у нас был свой, народный русский театр. Театр, который дал бы возможность видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом». Создателем рус ского национального театра в широком предшественников, продолжают развиваты и двигать вперед сценическое искусство нашей Родины. Пародиый артист СССР. А. Остужев — замечательный актер соз дал в наше время изумительные по за* МЫслу и воплощению образы. Мпе приш лось несколько раз играть с А. Остуже вым, правда, в очень скромной роли “ в массовых сценах, п всегда Остужев по ражал нас любовью к театру, к своему, делу, восхищал нас своей мастерской игрой. Народная артистка СССР в. Пашеииа* создала на сцене Малого театро образы замечательных людей. Эго — Любовь Яровая в пьесе К. Тренева. В пьесе Л. Леопова «Нашествие» В. Пашенная в образе Талановой олицетворила собой ге роический облик русской женщины, жер твующей всем во имя победы над немецко-* смысле слова, такого театра, о котором i фашистскими захватчиками. Это был обра$ ГЪ ТЧ V* м « I .............._ • . . . _____ •• ___________ _ _______ __ мечтал В. Г. Белинский, явился великий русский драматург А. П. Островский. Лучшим воплотителем его пьес на спене стал Малый театр н его великие артисты. Здесь следует прежде всего назвать арти ста Прова Садовского, который в пьесах Островского создавал до того реальные об разы, что один из критиков сказал, что «зрителю казалось, что перед нпм стоит лицо, хорошо знакомое, где-то виденное, с которым он имел дело и только на время забыл его фамилию». Рядом с Провом Садовским стоят имена 0. Садовской, Никулиной, Федотовой, кото рые в своей прекрасной реалистической пгре развили и двинули вперед начатое Щепкиным общественное реалистическое искусство России, искусство правды, про стоты, искренности. Величайшим взлетом искусства Малого театра была деятельность в нем М. Ермо ловой. Дочь бедного суфлера Малого театра, она взошла на подмосткп театра 30 января 1870 года п с этого дня 50 лет пламенно п вдохновспно служила родному русскому народу п его искусству. О.бразы, созданные Ермоловой, были вдохновлены ее глубокой любовью к своей Родине п своему народу. Советское правительство высоко оцепило заслуги М. Ермоловой перед народом и Ро диной, присвоив ей первой в русском теат- да. Он высоко ставил общественное значе- j ре звапле пародпой артнеткп республики, ние театра и вслед за Гоголем считал, что j Артисты Малого театра, наши современ- «тезтр — великая школа, велико его зиа -1 шзкп. свято чтут заветы свопх великих высокой моральной чистоты и силы. Замечательные артисты Малого театра-— Е. Турчанинова, В. Рыжова, П. Яковлев,- Е. Гоголева, К. Зубов, Е. Шатрова, А. Зра- жевскнй, М. Жаров, М. Царев, А. Дйкйй н многие другие продолжают развивать ве ликие реалистические традиции Малого» театра, двигать вперед родное социалисти ческое театральное искусство. Работапкп советского театра видят й Малом театре образец для своей работы, учатся у его великих мастеров, любят этот передовой творческий коллектив и гордятся им. Театр Северпого флота также стрезпггея в своей творческой работе следовать по пу ти славного юбиляра. Ои хочет создавать высокопдейные спектакли и правдивые образы строителей коммунизма, и так ОД как великий юбиляр, всегда развивать в совершенствовать свое искусство на блага и радость советского зрителя. Юбилеи Московского Малого театра, —* радостный праздник всего нашего народа.» Вдохногинный великими идеями больше вистской партии. * идеями коммунизма, всегда ощущая заботу о себе со стороны коммунистической партии и Советского правительства, Малый театр пойдет все вперед п вперед по пути к овладению вы сотами социалистической культуры во сла ву советского народа, во славу Родины! А. КУРХИН. артист театра Селеркого флота, воспитанник школы Малого театра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz