На страже Заполярья. 1949 год. Октябрь.

♦ 27 октября 7 г.. Г : 254 (3559). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 1Z2 **2 м S 1 Ё& З ш ДОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР Сегодня исполняется 125 м т со дня основания Московского Малого театра ★ ★ ★ ★ ★ ★ О ЮБИЛЕЙ Сегодня совстскпо люди приветствуют Государственный ордена Ленина Академи­ ческий Малый театр, которому исполнилось 125 лет. В самых далеких уголках пашей страпы хорошо известны лучшие спектакли Мо- трибуну, с которой народ должен был слы­ шать наиболее передовые, благородные идеи. Еще больше возросло общественное зна­ чение Малого театра, когда на его сцепе Верный своему принципу служения на­ роду, Малый театр в годы Великой Отече­ ственной войны отдавал все свои силы на выполнение благородных патриотических задач. Он создал яркие, волнующие, боль­ шевистски страстные спектакли «Фронт» нояйнлйсь произведения великого русского _________ сковского Малого театра, его талантливые драматурга А. И. Островского, чья судьба! А. Корнейчука п «Нашествие» Л. Леонова, актеры. Это всенародное признание Малый была тесно связана с этим театром. Со cue- ] в которых глубоко раскрыл внутренний театр заслужил тем, что он постоянно бо- ны Малого театра пьесы Островского звуча- \ мир, характер советских людей, борющихся ролся за реалистическое искусство» понят- ли как пламенный протест против социаль­ ное и близкое миллионам людей. За белее ного неравенства, против произвола и неве- чем вековое существование Малый театр жества, против бюрократизма й стяжатель- всегда выражал прогрессивные идеи своего ства царских чиновников, времени п призывал к борьбе за лучшее бу-1 Другом и Соратником Островского был дущее. Советский народ любит и ценит замечательный актер Пров Садовский, осно- Малыft театр потому, что он является пере- ватель славной актерской династий, до на** довым советским театром, создающим яркие, •ших дней украшающей сцену Малого теат -1 дом и выросло общественное значение его волнующие спектакли о людях нашей эпо- ра. Верный щепкинскнм принципам сценн-! постановок. В эти годы театр показал гран­ ки. Театр занимает ныне почетное место в ческого реализма, Пров Садовский, высту- j дпозные картины созидательной работы с ненавистным врагом. Основанный во вре­ мя войны фронтовой филиал Малого театра дошел вместе с героическими советскими войсками до Берлина. В послевоенные годы мастерство старей­ шего нашего театра поднялось еще выше, еще больше укрепились его связи с паро- многонациональном советском искусстве. -------X X П. С. Мочалов. Слава Малого театра выходит далеко 8 а Пределы Советского Союза. Он пользуется мировой известностью. Йод его влиянием растет театральное искусство славянских стран, связанных с великим русским наро­ дом многовековой дружбой. Высоко Ценят искусство Малого театра прогрессивные лю­ ди самы* различных стран мира. Именно в годы советской власти осуще­ ствилась заветная мечта лучших предста­ вителей Малого театра — всеми своими си­ лами служить народу. В эти годы прояви­ лась с небывалой силой п ослепительной яркостью общественная роль Малого театра. В спектаклях, посвященных советской дей­ ствительности, актеры театра талантливо рисуют образы советских патриотов, пока­ лывают пути, которыми советская страна вдет К коммунизму. В условиях самодержавия в театре зву­ чали горячие слова, направленные против «темного цар.стза», против социального не­ равенства, казенно-бюрократпчпскоЙ госу­ дарственной машины Российской империи. Киитйческий реализм русской литературы XIX века, впервые проявившийся в творче­ стве Пушкина и Грибоедова, Гоголя и Островского, был оргаиичгски близок Ма­ лая в пьесах Островского, умел создавать ; яркие характеры* глубоко раскрывать шгу - 1 треннии мир своих героев. В дальнейшем со сцены театра звучал голос М. Ермоловой, страстно призывавший к борьбе за благородные, светлые идеалы. Великая Октябрьская социалистическая . реьолюция вдохнула новую жизнь в Малый театр» В старейший зрительный зал страны пришел зритель, о котором всегда мечтали лучшие представители этого театра. Изве­ стный актер н театральный ДеЛТеЛь A. Южин писал, что Малый театр «всю . жизнь грезил п тосковал об этой публйКеь. После революции Малый театр, следуя словам Ленина о том, что «искусство прн- 1 надлежит народу», первым возобновил сйоЮ. работу. Он начал широко практиковать | выездные спектакли, привлекая для уча­ стия в них своих лучших актеров. В этих спектаклях играли 0 . Садовская, М. Ермо-, лова) Ё, Лешковская, 0. Правдйй, А. Южин; а также и ньше здравствующие «- А. Яб- j лочкина, В. Рыжова, Е. Турчанйиойа, | B. Пашенная, А. Остужев, П. Яковлев йДр.: С первых же дней советской власти Ма-' лый театр пользовался огромиой поддерж­ кой Советского правительства и партии. Нрйсвоепио театру наименования Академи­ ческого как бы подчеркивало отношение к нему советского народа, видящего в нем воплощение лучших традиций великой рус­ ской культуры. Высказывания В. В. Ленина в И. В. Сталина о социалистической культуре, о реалистическом искусстве легли в основу деятельности Малого театра. Театр ясно ощущал, что его связи с народом будут тем полнее, чем Лучше он сумеет показать на .своей сцене Произведения современных дра­ матургов, творчество которых всесторонне и глубоко раскрывает революционные идеи, идеи построения коммунистического обще­ ства. Большую роль в жизни Малого театра сыграл спектакль «Любовь Яровая» R. Тре- нева, показанный в декабре 1926 года. Этот спектакль, рисующий образ советского героя, вошел в историю советского театра как одно йз самых замечательных явлений нашей театральной культуры. На сцене бы­ ли ярко показаны образы участников ре­ волюционных событий. .«Любовь Яровая» открывает собой ряд спектаклей Малого театра, посвященных со- советского народа. х -- Мастера большого искусства М. С. Щепкин. Постановления ЦК ВКП(б) по ндеолога- чеекпм вопросам помогли Малому театру глубже поиять своп задачи, указали ему путь борьбы с проявлениями формаливма и естеТСТва, иуть, Которым должен он итта, чтобы создавать высокопдейные и художо- ственшнполнеценные спектакли. Все свои силы Малый театр отдает сегодня работе над яркими спектаклями о нашей советской действительности^ достойиыми великой сталинской эпохи. Спектакли Малого театра, выпущенные за последнее время, стоят на высоком идей­ но-художественном уровне и отличаются большой актерской и режиссерской культу* рой. «За тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова, «Великая сила» Б. Ромашова, «Южный узел» А. Пер- венцева, «Московский характер» А. Софро- нова — все эти постановки, горячо любимые Зрителями, получили достойную оценку со* ветской общественности. - н п . Буржуазные эпигоны, крйтикп-космо- ветскон действительности. В упорной раоо- j политы стремились очернить Малый театр, те над произведениями советской драматур- \ пытались отрицать его великие заслуги в run совершенствовалось мастерство актер-j развитии советского театральиого искусства, ского коллектива, который овладевал са-; отщепенцы народа оспаривали творче- uctdubc и иш-а г u.iuiiuR ми- мым пс1,еДовЬ1М методом творчества ме- ] скш! метод Малого театра. Но практика Ма­ лому театру Постановки произведений 1 тодом смиалнстическиго реализма. Великие, лого театра опровергла лживые антипатрио- ЛО.Ч} театру, постановки заветы ЩеПкиНа, учившего наблюдать j тические т р о п п и Тмчып гния» г сопптскпмп этих великих русских писателен на сцене: r " J tlrtlWJ i n, ,.«ПР >т п т к п е теории, юсная связь с советскими превращалась в события большой обшест- 1 * ' ' 6^ РЬВ?®“ жмпя W aaftT 11 >ra3Jn- •’ ппша11 новые отлачаыо вениой значимости Еще Герцен отметил 'k ^ 10 lT n Л спеКта^ п' свидетельствовала о все воара- выдающееся значение Малого театра, наз- j г ™ V ™ , B J i вТающе|1 ^ ’Д«ЖественноП зрелости замеча* , год Малый Театр поставил 64 пьесы совет- тельного театрального коллектива. ских драматургов. Среди нпх видное место вав его «вторым университетом». Первые спектакли Малого театра от-< - пронзв(даш1я К. TpeueBai ц. Ро крывшегося в октяоре 182-1 года, как бы - подвели итог всему витию русского телп которого всегда ...___________ г--- , лп,.гпх = . " , ” Г ! ± Я ! W ™ о т т я ш л * » • Труппа Малого театра во все периоды его " существования была чрезвычайно богата рЕ !~ д’ f c V n f r Z ' \ М * i иЖ * , riS театра лучшие поетставп- i 1 * J 4 ’ П. Погодина, А. Софро-; ер стоят прославленные старейшие мастера, сегда стремились к правди-' иова’ Лавренева, II. Вирты и Многих оолео полувека отдавшие работе в этом те- ЕВДОКИЯ ТУРЧАНИНОВА ЗрительпыЙ зал несколько насторажи­ вается, затихает, когда на сцену тяжелой поступью выходит суровая, властная ста­ руха с неподвижными, точно каменными, чертами лица — живое воплощенно куне* ческой «домостроевщины», гроза всех окружающих, Мавра Тарасовна Барабо- шева. Роль эту в комедии Островского «Прав­ да хорошо, а счастье лучше» играет Евдокпя Дмитриевна Турчанинова, замеча­ тельная русская актриса, занимающая по­ четное место в славной семье мастеров Ма­ лого театра. Е. Д. Турчанинова— коренная москвич­ ка. Отоц ее 'был театральным капельдине­ ром, в доме только и говорили об актерах, ролях, спектаклях. В этой атмосфере росла смуглая, черноглазая, порывистая* девочка — будущая актриса. Семья была нема­ ленькая, денег нехватало; за неимением кровати девочка спала на большой гла­ дильной доске. Ее любимой игрой была игра «в театр»: вместе С подругами «пред­ ставляла» она разные оперы, которые сама видела, притаившись в суфлерской будке большого театра. Учителем Турчанвдовой, о котором она доныне хранит благодарную память, был выдающийся деятель русского театра Алек­ сандр Павлович Ленский. С 1 сентября 1891 года Ё. Д. Турчани­ нова — актриса Малого театра. Это ее родной дом, здесь прошла ее жизнь. Если бы собрались вдруг все персонажи, вопло­ щенные ею на сцене, какая пеобьгчаЙ- пая, пестрая картпна предстала бы перед памп! Мы увидели бы наивную Верочку из «Шутников», бойкую Варвару пз «Грозы» п рядом — стареющую кокетку-городничи­ ху из «Ревизора», грпбосдовскую княгиню Тугоуховскую, темную нищенку Галчиху, разбитную сваху Феклу пз «Жепптьбы», одинокую ироничную Богаевскую из горь­ ковских «Варваров»... Какая бесконечная вереница типов и образов! За свою долгую сценичную жизнь Евдокия Дмитриевна сыграла около 370 ролей, участвовала бол$е чем в 9.000 спектаклях Глубоко правдивы образы, созданные Турчаниновой в пьесах советских драма­ тургов. С тонкой иронаей аграет она стару­ ху Горностаеву в «Любови Яровой». На­ долго запоминается волнующий образ простой русской женщины, матери-патриот­ ки в пьесе В. Гусеаа «Слава». Необычай­ ной теплотой, задушевностью овеян "Образ Дарьи Васильевны в пьесе Б. Ромашова «Великая сила». Поражают неисчерпаемая ввергая, ккпуь чая деятельность Евдокии Дмитриевны. В годы войны она, уже очень пожилая жен­ щина. выезжает на фронт, участвует в концертах и спектаклях для воинов Со­ ветской Армии. Она председательствует на выпускных вкзаменах в юколе нмепи Щепкина, где когда*то пилась сама. Голос актрисы часто звучит у микрофона. Осо­ бенно охотно читает опа детям своп люби­ мые народные скалки... Почти шестьдесят лет труда н творчества отдала Е. Д. Турчанинова родному искус­ ству. П пыпе, в славный юбилей Малого театра, попрежнему радует и восхищает зрителей ее неувядающий талант. НИКОЛАИ ЯКОВЛЕВ Первые театральные впечатления П. К .. трудовой подвиг. П педаром среди друг» Яковлева относятся к раннему детству. Его отец был поваром в Рязани. Мальчик при­ ходил к отцу на кухню, незаметно переко- чевьшал оа буфетную стойку, оттуда— в зри­ тельный зал, где выступали гастролеры, приезжавшие пз Москвы. Он видел здесь А. Н. Южина, 0. А. Правдпна, знаменито­ го чтсца-рассказчлка И. Ф. Горбунова. Чтобы отвадить сьша от театра, родители избирали для него профессии, довольно да­ лекие от искусства: определяли то в ветери­ нарный институт, то а банк на должность помощника регистратора. Ничего не помо- гало. И год от года все чаще и все с боль­ шим успехом он выступал в любительских спектаклях. Летом 1890 года П. К. Яковлев уехал в Москву и выдержал экзамен на вновь от­ крывшихся драматических курсах при теат­ ральном училище, окончил их в 1893 году, после чего сразу же был принят в труппу Малого театра. Так началась его жизнь в аскусстве. За 56 лет служения родному искусству П. Б.. Яковлев сыграл свыше 360 ролей. Тут вся русская и мировая классика — Ноодрев и Расплюев, Фигаро, Тихон в «Грозе*, Любим Торцов и унтер Грозпов, Бальзаминов, Мурзавецкий... В некоторых пьесах ам переиграны едва лн не все мужские роли. Число спектаклей, в которых он был занят, приближается к де­ сяти тысячам. Это огромный творческий и наград п званий Н. К. Яковлев имеет ОрдвШ Трудового Красного Знамени и почетное лза* ние Героя Труда. Жизненная правда, человечность, острая наблюдательность, — вот неотъемлемые ка­ чества таланта Николая Капитоновича, оди­ наково ярко проявившиеся и в обширней­ шей галлерее созданных им классических образов и в тех портретах наших современ­ ников, которые оп так выпукло нарисовал н в «Любови Яровой» Тренева, и в «Сла­ ве» Гусева, п в другпх пьесах советских драматургов. Вспоминается 25-летпе сцеппческой дея­ тельности Николая Капитоновича. Это было V. сентябре 1918 года. Шло «Горе от ума»* Юбиляр играл Загорсцкого. Но просьбе Ни­ колая Капитоновича чествование происхо­ дило при закрытом занавесе. После третьего акта на сцене собралась вся труппа. Но зри­ тели потребовали поднять занавес п щтня« ли участие в торжестве. В степах старейшее го московского театра был уже новый зри* тель, отвоевавший свое право на счастли­ вую, свободную жизнь, иа культуру, nt искусство. Рабочие и работницы, красноар­ мейцы и матросы горячо прпветстоозали Пиколая Капитоновича. , С тех пор прошел 31 год. За это время Москва еще ближе узнала замечательного актера, удостоенного высокого зваппя на­ родного артиста СССР, еще крепче полюбила Николая Капптоиовича Яковлева. АЛЕКСАНДРА ЯБЛОЧКИНА — — ------ 1 — —------- *------- В замечательной плеяде мастеров Малого театра народная артистка СССР А. А. Яб- лочкина занимает особое место* 0 именем этой выдающейся актрисы, чуткего, отзыв­ чивого товарища связана одна из лучших страниц в историй русской сцены. Более 60 лет назад вступила Ябло'Чкина зрителем возникал все более п более отто* ченный образ. Яблочкиной восемьдесят лет. По поража* ешься неувядаемостп ее таланта, кипучей, творческой энергии. Это чувствуешь в ее сценических образах — и в русской класса* ке и в ньесах советских драматургов. Обра* на подмостки Малого театра. С тех пор она зы, созданные в пьесах «Враги», «Варва-< неразрывно связана с втим замечательным j ры» Горького, в «Любови Яровой» К. Трене-* творческим коллективом, Яблочкина воспи-1ва, в «Скутарсвском» Л. Леонова, проник* тана на лучших тра|иннях русского сцени­ ческого реализма. Па ее долю выпало сча­ стье играть с такими корифеями, как Федо- нуты чувством современности. Облик Яблочкиной — русской актрисы неразрывно связан с обликом Яблочкиной" това, Ермолова, Садовская, М. Садовский, советской патриотки. Народная артистка Ленский, Южин п другие. | СССР Е. Д. Турчанинова писала о Яблочки- Множество ролей сыграла Яблочкина в нон: «Большая общественница, всегда пер- Малом театре, целую галлерею.образов соз-; вая откликающаяся на все события наше! дала она в пьесах Островского, Гоголя,! жпзнп, чуткий, добрый товарищ, идущий Горького, Шекспира, Шиллера. j навстречу каждому без различия степени и Каждый из ее сценически образов на-: талантов... — она высоко подняла значенйв полнен большими человеческими чувствами, покоряющей жизненной правдой. По свиде­ тельству современников, Яблочкина создала актрисы...». Велики заслуги старейшей советской ак-» трпсы в развитии отечественного телтраль* непревзойденный образ Софьи в грибоедов-, ного искусства. Больше 30 лет она являет^ ской комедии «Горе от ума», в которой она ся председателем Всероссийского театраль- дебютировала в Малом театре. По вот прохо-1 Ного общества, проявляя п здесь Ту же ки- дят годы, и мы смотри актрису в той же; пучу го энергию, то же творческое отноше- беосмертиой комедии, йо уже в роли Хлесто- вои. И перед нами снова удивительно яр­ кий образ. Одной нз характерных черт Творчества ние к труду, какие проявляет опа и в сво­ ей жизни в искусстве. В день, когда страна отмечает 125-летни& гобплей Малого театра, хочется от дупт По- Яблочкипой является ^опростанная работа' желать здоровья п дальнейшей плодотвор- над собой, совершенствование своего ма- j ной творческой п общественной деятельна стерства. Актрисе приходилось одну и ту ! стп славной представительнице замечатель- же роль играть с большими перерывами в [ ного артистического коллектива Александра разных постановках, и каждый раз перед j Александровне Яблочкиной. Шкода сценического реализма Юбилей Малого театра — большое, тор- чение: он целой толпе, пелой тысяче наро- атре, — А. А. Яблочкина, В. П. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, Н. К. Яковлев, А. А. велпкпх актеров этого театра, создателей__ - ______ ..................... — — реалистического направления, — Мочолопа,! тпла ТП0Г1Чепс™ ■Остужев. IJ. II. Пашенная н другие. Шейнина Салопекпго и in наипа с во р яп-' па сго спепе °^Рапа передового человека на- Столь же богато талантами и среднее поко- Шенкина, Садовского и др. нашла свое яр , щеп, и П0ВВ0ЛШ1() театру гн уться Ление, среди которого есть много актеров, важнейших жпзпенных проблем, ответить всю свою сценическую жизнь проведших в па мпогпе вопросы, которые волнуют совет- j стенах этого театра, а также ряд актеров, ских людей. Наиболее значительными в пришедших в театр в более позднее время, этот период были такие спектакли, как , — Е. II. Гоголева, С. П. Фадеева, Д. В. Зер- «Огиепиый мост» и «Бойцы» Б. Ромашова, ( Еалова, М. И. Царев, П. В. Пльййскпй, «Скутаревскпй» Л. Леонова, «Слава» В. Гу-, М. ц. Жаров, Е. М. Шатрова, К. А. Зубов, сева, «В степях Украины» А. Корнейчука, j ф. ц. Григорьев, П. А. Анненков п другие. Неустанно работая над произведениями Растет и младшая смена актерского поколе- советской драматургии, Малый театр систе-, ния — выпускники старейшей советской магически показывал также лучшие произ^* театральной школы — училища имена ведения русской и мировой классической 1 Щепкина, которые наряду со стариками ис кое выражение самобытная, глубоко наци­ ональная школа актерской игры, опреде­ лившая всо дальнейшее развитие русского театрального искусства. Павел Мочалов, сыи крепостного, первы­ ми же выступлениями поразил современ­ ников простотой игры, сумев пронизать своп роли пафосом борьбы. Его бунтарский романтизм, его неосознанный еще протест против существовавшего строя находили горячий отклик в среде передовых русских людей — Герцена. Белинского и их сорат­ ников. Развитие русского театрального искусст­ ва связано также с именем другого вели­ кого мастера театра — Михаила Щепкина. Неутомимый выразитель художественной правды, горячий пропагандист простоты и естественности, убежденный в необходимо­ сти упорного труда на сиене п глубокого изучения материала, Щепкин понимал все то общественное значение, которое несет в себе профессия актера. Он создал «правду на русской сиеин. первый стал нстсатралея нз театре», — писал о Шепкипе Терпен. Щепкин, находившийся в большой дружбе с передовыми лю. ьмп своего времени — Гер­ леном Грановским, Белинским. Гоголем, го­ рячо боролся за национальную самобыт­ ность русского театра. Он видел в театре драматургии. В этпх спектаклях раскрыва­ лось мастерство театра, умепие социально заострить классические образы, дать пм новое, углубленное толкование. К таким спектаклям относятся: «Растеряева улица» по Г. Успенскому, «Плоды просвещения» Л. Толстого, «Варвары», «Мешане» и «Враги» М. Горького, «Отелло» Шекспира. По-новому зазвучали на сцене Малого теат­ ра и пьеСы великого русского драматурга А. П. Островского. В 1937 году за выдающиеся заслуги в развитии советского театра коллектив Ма­ лого театра был награжден орденом Лепина. Многие его работники также были награж­ дены орденами и почетными званиями. Это было высоким прпзпанпем нашим народом деятельности Малого театра. полняют в театре ответствепные роли. • Малый театр Находится в полном расцве тс свопх творческих сил. Советский народ создал ему все условия для плодотворной а успешной творческой работы. Он пользуется всеобщим признанием и горячей любовью Советских зрителей. Малый театр стремится как можпо лучше выполнить свою почетную п благородную задачу — всемерно содейст­ вовать воспитанию советских людей в духе преданности большевистской партий, вели­ кому делу построения коммунистического общества. В . П И М Е Н О В , начальник Главного управления театров Комитета по делам искусм а при Совете Министров СССР. НА КОРАБЛЯХ, В ЧАСТЯХ И В ТЕАТРЕ ФЛОТА Моряки с большим воодушев­ лением отмечают 125-летний юбилеи Московского Малого те­ атра. На кораблях и в частях про­ водят! лекнни. беседы. Орга­ низуюreя коллективные слуша­ ния радиопередач о замечатель­ ных мастерах Малого театра. Па-днях артист А. Курхпн на корабле прочитал лекцию «Ве­ ликие актеры Малого театра». Офипер тов. Пофпн прочитал несколько лекций на тему: «Слава и гордость русской те­ атральной культуры». R домах офпперов и матрос­ ских клубах состоятся торже­ ственные собрания личного со­ става, посвяшенные славному юбилею, будут продемонстри­ рованы также кинокартины с участием мастеров Малого те­ атра — Массалитиновой, Ры­ жовой, Зражевского, Никого, Царева, Жарова и другпх. Б театре Северного флота со­ стоится собрание творческого коллектива. Актеры прослу­ шают доклад о творчестве ста­ рейшего русского театра. Ра­ ботники флотского театра на этом собрании поделятся свои­ ми впечатлениями об пгре за­ мечательных мастеров Малого театра. жественное событие в культурной жизни пашей страпы. Это праздник всего совет­ ского народа. Малый театр — явление глубоко нацио­ нально-русское. Он мог родиться, жить и развиваться только на русской почве, толь­ ко в среде русского народа, призванного сыграть в истории развития всех народов мира свою огромную прогрессивную роль. Зпачение Малого театра в развитии, рус­ ской национальной культуры поистпие огромно. С первых лет существования и до наших дней сцена Малого театра была той трибуной, с которой звучали и неслись в широчайшие слои русского общества идеи добра, справедливости, свободы. Страстное, насыщенное пафооом рево­ люционно-демократических идей, искусство белйКИХ артистов Малого театра в предре­ волюционные годы наполняло сердца зри­ телей огнем ненависти к деспотическому самодержавному строго, звало на подвиг во ймя свободы. Roria грянула Вмикая Октябрьская со­ циалистическая революция, Малый театр, как верный сын Родины, встал в строй бойцов за победу революции и утверждение ее завоеваний. После Октября искусство Малого театра развернулось во всю свою богатырскую ейлу. Высокоидейные спектакли театра отра­ жают великий созидательный труд нашего народа, его борьбу с реакционными силами мира, показывают простых людей социа­ листического общества, строящих комму­ низм, зовут па новые и новые подвиги во славу родной страны. В стенах Малого театра трудсм его ве­ ликих артистов, вышедших из недр рус­ ского народа, была создана и утверждена реалистическая система актерской игры. Сын крепостного актера, великий русский трагический артист П. С. Мочалов, иервып в мировом театре заложил основы реали­ стической акт°рскои игры. Продолжателем его дела стал М. С Щепкин, талант которо­ го горел с исключительной яркостью. Щепкин беззаветно любил свою Родину, свой-народ.п страстно желал ему лучшей и радостной жпзнп. Он все свои силы от­ давал труду иа благо и славу своего наро- да за одним разом читает живо! и полез­ ный урок. Театр, это такая кафедра, с ко­ торой можно много сказать миру до<5ра». П Щепкин весь свой талант отдавал наро­ ду. Его образы, созданпые па сцене Малого театра, — Фамусов в «Горе от ума» Гри­ боедова, городничий в «Ревизоре» Гоголя — своим реалистическим замыслом и блестя­ щим исполнением несли зрителю правду о еамодержавпо-крвпостнической России, страшную правду произвола, вксплоатацип, угнетения трудящихся масс. «О, как было бы хорошо,«— мечтал В. Г. Белппский, — еслп бы у нас был свой, народный русский театр. Театр, который дал бы возможность видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом». Создателем рус­ ского национального театра в широком предшественников, продолжают развиваты и двигать вперед сценическое искусство нашей Родины. Пародиый артист СССР. А. Остужев — замечательный актер соз­ дал в наше время изумительные по за* МЫслу и воплощению образы. Мпе приш­ лось несколько раз играть с А. Остуже­ вым, правда, в очень скромной роли “ в массовых сценах, п всегда Остужев по­ ражал нас любовью к театру, к своему, делу, восхищал нас своей мастерской игрой. Народная артистка СССР в. Пашеииа* создала на сцене Малого театро образы замечательных людей. Эго — Любовь Яровая в пьесе К. Тренева. В пьесе Л. Леопова «Нашествие» В. Пашенная в образе Талановой олицетворила собой ге­ роический облик русской женщины, жер­ твующей всем во имя победы над немецко-* смысле слова, такого театра, о котором i фашистскими захватчиками. Это был обра$ ГЪ ТЧ V* м « I .............._ • . . . _____ •• ___________ _ _______ __ мечтал В. Г. Белинский, явился великий русский драматург А. П. Островский. Лучшим воплотителем его пьес на спене стал Малый театр н его великие артисты. Здесь следует прежде всего назвать арти­ ста Прова Садовского, который в пьесах Островского создавал до того реальные об­ разы, что один из критиков сказал, что «зрителю казалось, что перед нпм стоит лицо, хорошо знакомое, где-то виденное, с которым он имел дело и только на время забыл его фамилию». Рядом с Провом Садовским стоят имена 0. Садовской, Никулиной, Федотовой, кото­ рые в своей прекрасной реалистической пгре развили и двинули вперед начатое Щепкиным общественное реалистическое искусство России, искусство правды, про­ стоты, искренности. Величайшим взлетом искусства Малого театра была деятельность в нем М. Ермо­ ловой. Дочь бедного суфлера Малого театра, она взошла на подмосткп театра 30 января 1870 года п с этого дня 50 лет пламенно п вдохновспно служила родному русскому народу п его искусству. О.бразы, созданные Ермоловой, были вдохновлены ее глубокой любовью к своей Родине п своему народу. Советское правительство высоко оцепило заслуги М. Ермоловой перед народом и Ро­ диной, присвоив ей первой в русском теат- да. Он высоко ставил общественное значе- j ре звапле пародпой артнеткп республики, ние театра и вслед за Гоголем считал, что j Артисты Малого театра, наши современ- «тезтр — великая школа, велико его зиа -1 шзкп. свято чтут заветы свопх великих высокой моральной чистоты и силы. Замечательные артисты Малого театра-— Е. Турчанинова, В. Рыжова, П. Яковлев,- Е. Гоголева, К. Зубов, Е. Шатрова, А. Зра- жевскнй, М. Жаров, М. Царев, А. Дйкйй н многие другие продолжают развивать ве­ ликие реалистические традиции Малого» театра, двигать вперед родное социалисти­ ческое театральное искусство. Работапкп советского театра видят й Малом театре образец для своей работы, учатся у его великих мастеров, любят этот передовой творческий коллектив и гордятся им. Театр Северпого флота также стрезпггея в своей творческой работе следовать по пу­ ти славного юбиляра. Ои хочет создавать высокопдейные спектакли и правдивые образы строителей коммунизма, и так ОД как великий юбиляр, всегда развивать в совершенствовать свое искусство на блага и радость советского зрителя. Юбилеи Московского Малого театра, —* радостный праздник всего нашего народа.» Вдохногинный великими идеями больше­ вистской партии. * идеями коммунизма, всегда ощущая заботу о себе со стороны коммунистической партии и Советского правительства, Малый театр пойдет все вперед п вперед по пути к овладению вы­ сотами социалистической культуры во сла­ ву советского народа, во славу Родины! А. КУРХИН. артист театра Селеркого флота, воспитанник школы Малого театра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz