На страже Заполярья. 1949 год. Октябрь.
'16 зктп5оя ТП4Э p., N° 245 (3*5С). д т с т р е н г е 5 а п о п « » 5 * » /I « t На прочерке п о лит и ч ески х занят ий Старшие матросы Жарпхпн, А]>сепов, Та- Тарпноз, Савельев п другие показали на проверке высокие знания. После проверки отличники были сфотографированы. Старший матрсс А. СЕРЕГИЧЕВ. Кг -it <г Комсомольцу старшему матросу Дюжеву был задан на проверке вопрос о превосход ство социалистического строя над капита листическим. Тов. Дюжев подробно ответил на вопрос, подчеркнул, что Великая Отече ственная война с особой силой показала это превосходство, показала мощь нашего госу- j даретва, силу советского социалистического строя. Проверяющий поставил ему оценку «отлично» Старший матрос Б. СУББОТИН. * * * Пекоторые слушатели нашей группы об- аружилн во время проверки слабое знание международных событий. Комсомольская организация мало уделяла внимания работе среди молодежи, редко проводила беседы о текущих событиях, коллективное чтение и разбор газетных статей. В новом учебном году на это следует обратить вчттчачие. Младший сержант И. КОШЕЛЕВ. ☆ ☆ * В прошлом году в нашей группе часто менялись руководители. Это отрицательно сказалось на знаниях слушателей. В ны нешнем учебном году у нас бессменно рабо тал один руководитель — офицер Соколов. Он сам ^тщательно готовился к каждому за нятию и требовал того же от слушателей. Преподавал он интересно и доходчиво, за нятия вел на высоком идейном уровне На проверке политзанятий большинство слуша телей группы получило отлпчттп опенку. Младший сержант В. ПУТИЛОВ. ☆ ☆ Комсомольцы нашего подразделения на всем протяжении года показывали пример в . учебе. На проверке политзанятий болыпин-1 ство комсомольцев получило высокую оценку. «Отлично» — такова опенка зна ниям тг. Якушина. Носкова и тугих. Ефрейтор В. НОВОСЕЛОВ. ь * ☆ В течение всего года старший матрос Гнплобоков упорно работал над повыше нием своего идейно-политического уровня. На проверке политических занятий ему была поставлена отметка «отлично». Высо кие оценки заслужили также старший ма трос Нефедов, матрос Чудаков. Матрос Н. К0Р0ТЧЕНК0. 4 * * На все вопросы проверяющего комсомоль цы Невзоров, Кучеров, Фатюхин, Марков и другие, дали обстояте.тьпые ответы. В этом неяадая заслуга принадлежит руководителю группы тов. Харьковенко, который умело вел* политические занятия, помогал лично му составу изучать материал. Сержант В. КОНИВАШ ЕВ. ■ЙГ -А" "йг Хомсомольпы-отлнчннки боевой и поли тической подготовки Матросов. Москалев, ГОиепов, Петухов п другие всегда уделяли большое внимание работе с отстающими товарищами. Благодаря их помощи, стали намного успешнее учиться в системе по литзанятий Пачков. Катков. Селиверстов. На проверке политзанятий они получили хорошие отметки. Проверка вскрыла также недостатки. В| частности, не все слушатели групп хорошо j разбираются в текущей политике. На это i следует обратить внимание комсомольски организации, больше провотить с моло дежью б°сед на соответствующие т^мч. Младший сержант И. ЩЕГЛОВ. ☆ * <г Немалых успехов в политической подго товке в нашем подразделении добились ком мунисты Они на проверке показали хоро шие знания. Отличились коммунисты Се- мяшкпн, Сумароков, Кузнецов, Жарихин н другие. Главный старшина А. ЯШКИН. самостоятельно над изучением теории Маркса— Энгельса — Ленина — Сталина. Но мы пе можем с уверенностью ска зать, что нашими политработниками ис пользуются в полной мере все возможно сти, чтобы получить законченное поли тическое образование. До сих пор многие политоргапы все еше плохо вовлекают по литработников в ззочпую учебу в выс ших учебных заведениях и еще хуже ко н т ро л и р ую т и помогают тем, кто в них учится. Не случайным является гот факт, что в этом году лишь едпнппы политра ботников закончили учебу (заочно) и по лучили дипломы об окончании высших учебпых заведений. Мало внимания уделяется на флотах самостоятельной учебе. Пе все политорга- ны флота правильно понимают свою роль в этом деле. Продолжается порочная прак тика невмешательства некоторых полпт- органов в дело самостоятельного изучения: политработниками марксистско-ленинской, теории. Есть у нас и такие руководящие \ политработники, которые самостоятельно не работают над совершенствованием сво пх знаний, думая, что поскольку они за нимают руководящие посты, то им учить ся нечему и пезачем. Товарищ И. В. Сталин говорил о таких руководителях, что «чип сам по себе не дает знаний и опыта. Звание — тем бо лее» (См. «Большевик» 15N1947 г., стр 3). Теоретическая подготовка кадров по литсостава не является единственным ме тодом их воспитания, она сама по себе еще не дает всех необходимых качеств политическому рабопгику. она лишь яв ляется фундаментом для его дальнейшего нищего роста. Задача полпторгапов заклю чается в том. чтобы добиться от политра ботника пе только усвоения им учения марксизма-ленинизма, а п того чтобы он умел руководствоваться этим учением н ' претворял его в жизнь. Руководитель дол жен правильно уметь опепить работника, уме-Тэ вскрыть недостатки в его работе, своевременно полпоавить и уберечь его от jffHЮ.^ЯТКО* и ошибок. Проведенные в этом году совещания по- аадяботпикоз па Флотам показали, что Любимый композитор миллионов •МНШШ К 100-ЛЕТИЮ СО Д Н Я СМ ЕРТИ Ф Р ЕД Е РИ К А Ш ОП ЕНА О музыке великого польского вомпозя-i етания Костюшко наравне с другими пат- тора Фр. Шопена лучше воего сказать ело-' рпотами сражался в рядах Народной гвар- вамп А. А. Жданова: «Музыкальное про-. дни. После поражения польского восстания изведение тем вышо, чем больше струн че-: Николай Шопен остался в Варшаве, с ко- j проследить зачатки интереса к психической ловеческой души оно приводит в ответное, торой сроднился навеки. j деятельности человека и животных. Но, .звучание». Подобно музыке Глинки и Чай-1 Фретерик Шопен рано проявил своп не- разумеется, в то время не было никаких ковского, Бетховена и Шуберта. Мусоргско- обьгчапные способности. В семилетием воз-1 представлений о связи психической дея- го и Римского-Корсакова, творения Шопена расте он не только хорошо, технически сво- тельностп с функциями мозга. Только пменно потому с такой силой проникли в бодно играл на фортепиано, но и сочинял современная наука выяснила взаимосвязь A 4 N P O C C 8 C H B Д О Б Ы В А Я Мозг и его работа В истории глубокой древности можпо самую гущу народных масс, что они вол нуют, приводят в ответное звучание мно жество струн человеческой души. Прелюдии»тогда большую популярность у соотечест- уже музыку. «Полонез» семилетнего ком- мозга и психики животных, установила все позптора был напечатан и снискал ему уже этапы развития функций нервной системы и мазурки, ноктюрны и вальсы, полонезы и этюды Шопена уже свыше ста лет пленя ют слух и воображение миллионов людей. Чем больше, чем чаще соприкасаются слу шатели с чудесным миром музыки Шопена, тем глубже они проникают в человечность и народность образов его искусства. Выдающийся немецкий лирик Гейне на зывал Шопена «поэтом фортепиано». Поч ти все его произведения написаны для роя ля. Шопен не оставил миру пи опер, ни симфоний. Весьма ограничено число его во кальных сочинений (17 песен) или произ ведений для иных, помимо рояля, инстру ментов. И все же мировое значение твор чества Шопена исключительно. Объясняет ся оно тем. что, как истинный новатор в музыке, Шопен по-новому трактовал воз можности фортепиано, заставлял его зву чать то как оркестр, то как человеческий голос. Главное же было в том, что вели кий художник Шопен был и великим пат риотом своей родины, подлинным слугою своего народа, его вернейшим и талантлн- вейшим сыном. Подобно гениям русского на рода— Пушкину и Глинке, подобно гениаль ному поэту Польши Адаму Мицкевичу, Шо пен, по меткому горьковскому определению, с наиоо. той. силой и полнотой. воплощал дух народа ш>шей красо- Музыку Шопена высоко ценили и люби ли гениальные композиторы России: Глин ка, Рнмскнй-Еорсаков, Чайковский. Глава и руководитель новой русской музыкальной школы —•анаменитой «Могучей кучки», хранившей и развивавшей традиции пат риотизма, народности, национальности и реализма, завещанные Глинкой, — Бала кирев был одним из лучших исполнителей творений Шопена наряду с нелегкими рус скими пианистами братьями Антоном и Ни колаем Рубинштейн. Благодаря инициативе Балакирева на родине Шопена, в Желязовой Воле, бы* по ставлен памятник великому композитору. Первое полное собрание сочинений Шопена было кздаяо в России. Национальная сущность теоррний Шопе на, их патриотическая устремленность слу жили важнейшим средством их широкой доступности *миллионзм людей. Но истинно всенародным достоянием стала музыка Шопена после Великой Октябрьской социа листической революции, а в Польше, — когда в ней была провозглашена народная демократическая республика. Столетие минуло со дня смерти великого вепников. Учась музыке наравне с общеобразова тельными предметами, маленький Шопен с жадностью ловил звуки народных песен, танцев, ощущая подлинно эстетическое удовлетворение именно от глубоких и про стых чувств, ритмического богатства, ха рактерных для польской народной музыки. В своем творчестве Шопен — новатор и последовательный сторонник демократиче ских идей в музыке. Его баллады совер шенно явственно перекликаются с поэти ческими балладами Мицкевича. Прекрасным кажется Шопену героическое прошлое его народа. П он идеализирует это прошлое, воспевая его в свопх пышных п торжественных полонезах. Музыка Шопена лишена и тени мисти цизма пли самолюбования. Она всегда слу жит для выражения благородных п свободо любивых идей. «Я стремился почувствовать нашу народную музыку и отчасти достиг этого...». В этом признании Шопена — ключ к пониманию его многочисленных мазурок, всегда тесно связанных с интона циями дорогой ему песпи и пляски поль ского парода. Связи мелодического содер- жанпя музыки Шопена с сокровищницей народного творчества глубоки, органичны, неисчислимы. До последних часов жизни Шопен был от просто устроенных организмов до чело века. Современная наука выяснила все ос новные пути исторического развития чело века и те причины, которые обусловили высокое развитие мозга. М . ЗА И КИ Н А , кандидат биологических на\к. сохраняет свое значение только в опреде ленных условиях существования. С измене нием условий существования некоторые мепнын характер условных рефлексов об - ясняется процессами торможения. Взапмо- действие этих двух противоположных про цессов. смена возбуждения торможением я наоборот обеспечивает животному возмож ность правильно ориентироваться в окру жающей обстановке, правильно реагировать га ту массу раздражении, которые непре- пнетпнкты утрачивают свое значение, хотя ! рывно доставляет животному внешняя п могут возникать с такой же закономер- j среда. Торможение, возникшее в каком-либо ностью. Это доказывается многими наблю- j участке коры больших полушарии, может дениями над поведением животных. Русский распространяться, захватывая все большие области мозга. Процессы возбуждения я торможения птходятся как бы в непрерья- дятел добывает пищу долблением коры де ревьев, где он находит личинки насекомых.. ___ _________________ I, Когда с целью эксперимента русские дятлы ной борьбе между собой. Л яимрптлм няиной системы были пеРеселсны в Южную Калифорнию, Одним пз примеров торможения моасЛ ш и в ш и м £ ^ т а а с отоосткиГ— ! ГДе насек0МЫ5 находятся в большом колн- служить сон. В экспериментальной овст»- топчайшпии итями мстигаютшш штг1 а ' честае па поверхноста коры деревьев, то повке у животных можно вызвать т ГмьшоГнины — 10 нкмльких сантшет- I ЛЯТЛЫ т?,кже прадолл:али долСпть г‘оп>' *с- искусственно. Под влиянием некоторых ю ви дажеметоов Пммдством этих от- <реВЬе,В' Ми0гие И1 Эп ‘х Э^ МШЛЯР °В ПТ1Ш Рачрлжителей у животных возникает погаблп от голма- Следовательно, долблс- тормеженпе, область распространения вот»- ние коры, как врожденная форма деятель- рого можно изменять по желанию эксперп- ростков устанавливается взаимосвязь меж ду различными органами. Высший отдел нервной системы — ности, продолжало проявляться у дятлов и в условиях, которые этого не требовали. ментатора. Сон человека также является выражением торможения, которое в завися- Только у некоторого количества э^х итип „„с'тп от условий мо^т охватывать боль- головного мозга, заключенного в полость черепа, и спинного мозга, находящегося внутри позвоночника. В головном мозгу рашичают несколько отделов: продолгова тый, средний и промежуточный мозг, моз жечок п большие полушария. Функции всех этих отделов центральной нервной системы у человека достаточно изучены. В продол говатом мозгу находятся центры, регули рующие все основные жизненные функции — дыхание, работу сердца, процессы пище варения и многие другие. В связи с этим этот отдел мозга приобретает особенное значение. Повреждения его могут привести к тяжелым расстройствам и даже к смерти. Большие полушария являются самым выработалась новая форма д^ьтвпния пи ши и утратился прежний инстинкт. III. И. П. Павлов, изучая высшую нервную деятельность, внес новое в понятие о реф лексах, которые он разделил на безусловные и условные. Е первым относятся врожденные рефлексы, которые п лежат в осиове и н с ти н к то в . Эти рефлексы возникают только при непосредственном действии раздражи теля на окончания чувствующих нервных верен своей единственной и страстной высшим отделом центральной нервной сп- любви % родной Польше, Какой тоской j стемы. Чем выше по своей организации жи- дышат его слова, написанные в эмиграции за год до смерти: «Я еле могу вспомнить, как поют на родине!.. ». Но в творчестве великого композитора именно голос родины вдохновлял его на великое дело. «Живу, хо чу жить, люблю радоваться, когда в вдоро- вых людях брызжет стихия жизни...». Этой «стихией жизни», запечатленной в пре красной музыке, великий польский компо зитор заслужил любовь широких передовых масс. Перед смертью Шопен завешал похоро нить свое сердце в Польше. Это звучало как бы символом того, что сердцем он ни когда не расставался с любимой родиной. В стеклянном сосуде сердце Шопена было перевезено в Варшаву и там, в костеле Святого креста, было замуровано в колон не, близ алтаря. Там оно и хранилось в те чение 60 лет (перенесение сердца Шопена в Варшаву состоялось в 1879 году, в 30-ю годовщину его смерти). Во время немецкой оккупации Польши фашистские варвары посягнули на нацио- вотное, тем сложнее у него устроены боль шие пли меньшие области коры больших полушарий. В некоторых случаях в коре полушарий остаются как бы бодрствующие участки, которые Павлоз назвал сторожу* вымп пунктами. Так, мать, заснувшая у постели больного ребенка, просыпается под влиянием малейшего шороха его п.тп слабо го стона, в то же время пе реагируя на дру гие более сильные раздражители. Следова тельно, какой-то участок коры больших полушарии во время сна находился в бод ром состоянии, т. е. не был охвачен тормо- проводников. Например, при введении пищи •ж<чшем. Возбуждение пе сразу уступает в рот в результате раздражения окон чаний вкусовых нервов возникает рефлекс слюноотделения. Раздражение передается по вкусовым нервам в продолговатый мозг, а отт}да по центробежным нервам к злюи- ной железе. Но в процессе индивидуальной шпе полушария, тем многообразнее и. * каждого животного вырабатываются функпии. Особенностью строения больших . тзкпе р€фЛексы^ с которыми животное не полушарий является то, что нервные ьлет-1 дтц рефлексы, приобретаемые в польского художника-патрпота. Но не по- i нальную польскую святыню. Они пытались меркла его слава, пе увяла память о пем! Тысячи пианистов-профессионалов играют произведения Шопена, сотни тысяч пиани стов-любителей охотно обращаются к выкрасть из хранилища сердце Шопена, но героизм польских патриотов помешал этому надругательству. Сердце великого компози тора было сохранено в тайном убежище п наследию Шопена. В его лирике, эпосе и возвращено на старое место в день 96-й го- геропке они находят все новые н иовые |довщпны смерти Шопена, 17 октября 1945 краски, не стирающиеся и пе перестающие года. быть прекрасными. Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в Желязовой Воле, вблизи Вар шавы. Отец будущего композитора, Нико лай Шопен, по национальности был фран цуз, эмигрировавший в юности в Польшу. Точно так же. как Шопен всегда был ду шою с родиной, так и родина всегда счита ла его своей национальной гордостью п славой. Неугасим в памяти народов гений ком позитора, своей музыкой приводящий в от- Польша стала его второй родиной, с нею он ветное звучание все струны миллионов связал себя настолько прочными узами, что i человеческих сердец, в дни национально-освободительного вое-1 Г. П. политоргапы слабо еше вникают в повсе-. ка, как правило, находится в личном де- дневпую деятельность каждого полптра- •ле политического работника п является ботпика, а иногда упускают из виду це-1 оценкой его деятельности за определен- лые группы политработников. Известно,. ный период времени. И вполне понятно, что среди политработников видное место занимают заместители начальников по литотделов, тем не менее политуправления флотов иногда забывают о них. На Бал тийском флоте, например, регулярно собп- что она учитывается при общей* оценке работника. В практике работы нередко встречают ся случаи формального отношения к со ставлению аттестаций. Ряд аттестаций. ки расположепы на поверхности мозга, об разуя его кору. Строение больших цолуша- рай у человека несравненно сложнее по сравнению с животными. Некоторые отделы больших полушарий у человека достигают особенного развития, в то время как у животных, в том числе и у обезьян, они находятся в зачаточном со стоянии. Вес мозга человека также не сравненно больше веса мозга обезьян. У человека вес мозга равняется 1.200 — процессе жизни животного, Парлов назвал условными рефлексами. место торможению. Обратите внимание на то, как засыпает ребенок. Нередко ребеной перед тем, как ложиться снать, показывает все признаки возбуждения — кричит, воз бужденно машет ручками, т. е. оказывай* энергичное сопротивление. Но торможение побеждает, и ребенок засыпает. На примере сна и других форм тормб- жепия можно видеть, что этот процесс яв ляется охранительной реакцией организм*, доставляющей отдых нервным клеткам мой- Павловым были выяснены механизмы, Га# Мозг животных получает из внешнего лежащие в основе образования условных ^Нра слишком мпого раздражений, из числа рефлексов. Под влиянием двух раздраже- которых только некоторые вызывают ре ний в головном мозгу возникает два очага акции. Пменпо, ‘благодаря тормгжешпо в возбуждения, между которыми устанавли вается временный нервный путь. Вслед ствие этого посторонний раздражитель, на пример, звонок, вызывает возбуждение в определенном центре коры больших полу- 1.400 граммов, что составляет 1/35— 1/40 у п0 н нервному часть всего веса человеческого тела. В коре больших полушарий имеется /большое ко личество извилин, за счет которых поверх ность ее значительно увеличивается. В связи с этим увеличивается и количество нервных клеток в коре. В больших полуша риях различают лобные, теменные, заты лочные и височные доли, выполняющие оп ределенные функции. Эти участки коры больших полушарий посредством отростков нервпых клеток связаны с органами чувств: органом зрения, слуха, обоняния, пути переходит в пищевой центр. Условные рефлексы соответствуют павы- кам или привычкам, для возникновения которых всегда требуются лишь определен ные условия. Условные рефлексы являются результатом индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе жизни. Павлов придавал особенно большое значе ние условным рефлексам, рассматривая их, как фактор приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни. Приобретенный животным навык может вкуса и кожей и в процессе развития спе- i пр01ГОЛЯТЬСЯ „ в друго0 о к о в к е , еслп рают начальников политотделов по во-'как правило, начинается с перечня об- просам теоретической н практической пптх положений и биографических данных уче$’*, а их заместителей за год созвали работника, затем указывается, что он мо- один только раз. Не случайно, что на рально вытержапный п политически ус- этом флоте очень часто не находят лю- тойчивый. По очепь туманно, а иногда и дей для выдвижения на должности пальников полпторганов. цпалпзируются в выполнении соответству ющих функций. Например, височные доли выполняют слуховые функции, затылочный — функции зрения, теменные доли — функции кожных ощущений. Кроме того, кора больших полушарий также связапа и с органами движения. Функции движения выполняют лобные доли. II. В основе деятельности центральной нерв ной системы лежит рефлекс. Под рефлексом понимают ответную реакцию организма иа раздражение окончаний чувствующих нер вов. Под влиянием внешних раздражений возникает возбуждение в окончаниях этих нервов, которое передается в центральную нервную систему, а оттуда по особым центробежным нервным волокнам— к мыш цам или другому рабочему органу. Осново положник отечественной физиологии П. М. Сеченов определил значение рефлекса в функции головного мозга. До Сеченова предполагалось, что рефлекторная деятель ность является свойством только низших отделов центральной нервной системы. Изучению нервных процессов посвятил тридцать пять лет своей научиой деятель- В основе воспитания качеств любой категории работников ле жит большевистская критика и самокри тика. Смелая, правдивая критика недо статков работы помогает партийно-поли- тическим работникам своевременно ис правлять свои ошибки, повышает их от ветственность. способствует их росту. Критику мы должны развивать как сни зу, так и сверху. Иногда полагают, что критиковать можно только снизу, т. е. когда массы критикуют свопх руководи телей, но часто забывают, что руководи тели обязаны вскрывать недостатки в ра боте тех, кем они руководят, постоянно проявлять партийную принципиальность и требовательность к своим подчиненным. Нельзя мириться с такой практикой, когда начальник, боясь обидеть своего подчи ненного, смазывает его недостатки, про ходит мимо них. а еще хуже, когда он боится сказать правду в глаза своему ра ботнику. проявляет при этом бесприн ципность и малодушие. Такая практика допускается со стороны отдельных работников политуправле;«*я Се верного флота. В марте этого года полит управление флота прислало характери стику на тов. Спиридонова* где указыва лось па ряд недостатков в его работе, а впоследствии выясипл^сь. что об этпх недостатках ему никогда не говорили п он о них впервые слышит. на- совершенно не отмечают политических п Н0€ТП великий русский физиолог П. П. Пав- деловых качеств работника. Часто аттеста-1 лов» который доказал, что психическая де^я- болыпевистских ции пишутся так, что опп, как две капли 1тельность является функцией мозга. Но воды, похожи одна на другую, хотя посвя щены они различным людям. А полит управление одното из флотов за два месяца прислало две характеристики на тов. Е. В одной пишут, что тов. К. в работе не опера тивен, части посещает редко, пе принимает прежде чем рассматривать учение П. П. Павлова о функциях головного мозга, необ ходимо остановиться па особой форме нерв ной деятельности — инстипктах. Наблюдения над поведением различных классов животных показывают, что строе- должных мер к сплочеппю личного со-: ,ше тела п Формы нервной деятельности става, нетребователен и т. п. В другой имеют изумительную приспособленность к характеристике об этом же товарищ* пи- j условиям существования. В процессе эво* шут: пппппативпый. принципиальный офицер, уделяет большое впиманпе воспи танию личного состава, непримирим к на рушителям воинской дисциплины. Спра шивается. какой же характеристике ве рить и как об’яспить такое безответствен ное отношение к людям?! Характеристика-аттестация должна дать объективную опенку работника, и на люцпонного развития под влиянием измене нпя условий существования наблюдаются изменения не только в строепип тела жи вотного, но и в формах нервной деятель ности. Одной из форм приспособительных реакций животных к биологической среде является инстинкт. Инстинкты у различ ных животных проявляются иногда в очень сложной форме. Многие рыбы в период нее не должны влиять отдельные случай- нереста проходят расстояния в несколько ные удачи пли неудачи в его работе. К ат- j 'гьгсяч километров. Птицы во время мигра- тестацпи следует подходить, как к важному j цпп совершают перелеты с точностью авиа политическому документу, не забывать, что' Муравьи строят жилище во много за ней стоит живой советский человек, выполняющий важное государственное де ло. Подбор, расстановка и воспитание ка дров — важнейшая часть деятельности но- этажей, устраивают склады с продоволь ствием па зиму. Дарвин— великий естествоиспытатель — первый дал правильное представление о происхождении ипстпнктов. как реакций литорганов. Дальнейшее усиление работы приспособления животных к биологической с кадрами, правильный подбор, умелая их расстаиовка п большевистское воспитали" — важнейшее условие успешного разре шения задач, поставленных Министром Для правильной и об ектпвной оценкл груженных Сил Союза ССР по боевой п политработника т т . вавгаой яиачеялв имеет составленная руконожгадва харак-j тегшгпгка-зтгегашга. Эта гаракгершггзг*! В. ОРЛО В. среде. В отношении механизма возникно вения инстинктов дал правильное понятие П. П Павлов, который рассматривает пх, как врожденные реакции. Под влиянием внешних и внутренних раздражений возни кает целая цепь рефлексов, следующих друг за другом, что и выражается в слож ной фор^з различных реакдпй. Инстинкт в пем есть необходимость. Исследованиями Павлова было установлено, что условные рефлексы имеют временный характер, т. е. легко вырабатываясь, они также могут и угасать, если обстановка пе соответствует пх возникновению. Павлов установил, что местом образова ния условных рефлексов является высший отдел головного мозга — кора больших по лушарий. Если у собаки удалить кору больших полушарий, то все ранее вырабо танные условные рефлексы, все приобре тенные навыки исчезают: животное не узнает хозяина, не отзывается на кличку, не в состоянии отыскивать пищу. Условные рефлексы имеют огромное зна чение в жизни человека. Но характер ус ловных рефлексов у человека несравненно сложнее, чем у животпых, так как в приоб ретении навыков, в общем поведении чело века имеют огромпое значение социальные условия жпзнп, общественная форма труда. Мозг человека в своем строении и в функциях значительно отличается от мозга животных. Это различие определяется результатом исторического процесса раз вития человека. Мозг человека в отли чие от мозга обезьяп имеет более развитые лобовые п теменные доли. Труд, поставивший человека в опреде ленные взаимоотношения друг с другом, привел к совершенствованию мозга, явился главной щнтчпной, обусловившей появление новых качеств в деятельности мозга. С развитием и усложнением строения и функций мозга психическая деятельность человека становится качественно отличной от психической деятельности живот ных. Этим повым качеством человека яв ляется сознание. Человек, прежде чем при ступить к выполнению какого-либо дейст вия, составляет план этого действия. С по явлением сознания человек становится ме нее зависимых от природы, он воздействует на природ, изменяет ее. Па определенных этапах развития куль туры психическую деятельность человек* связывали с наличием в теле особой суб станции — души. Душа противопоставля лась телу п рассматривалась как нечто высшее, управляющее действиями челове ка. Исследования гениального физиолога И. П. Павлова доказывают, что основой психической деятельности человека, как и животных, являются условные рефлек сы. Поскольку рефлексы являются функ цией мозга, то, следовательпо, и психиче ская деятельность п человека и Животных является функцией мозга. IV. Методом условных рефлексов Павлов установил основные законы высшей нерв ной деятельности, сущность которой скла дывается ил двух противоположных про цессов — торможения и возбуждения. Вре- коре больших полушарий становится воз можным ограничение деятельности живот ного. В последние годы было обнаружено, W в нервных клетках мозга при возбуждении возникают биоэлектрические токи.- Эти электрические процессы в мозгу регистри руются особыми очепь чувствительными приборами. Исследования показали, что в разных отделах больших полушарий возни: кают различного характера биотоки. Цад влиянием внешних раздражений пли Ki- ких-инбудь переживаний также изменяет ся характер этпх биоэлектрических токов. Это с большой убедительностью показыва ет. что в основе психических процессов *&- жат материальные процессы в нервны» клетках высшего отдела центральной нер** ной системы — коры больших полушарий, V. В деятельности головного мозга имел огромное значение те импульсы, который непрерывно поступают из различных орга нов чувств. Некоторые из этих импульсов, достигая коры больших полушарий, вызы вают определенные представления, ощуще ния. В других случаях эти импульсы яв ляются причиной только подсознательных ощущении, которые выражаются в опреде ленных эмоциях — страхе, радости, горе, Значение органов чувств в деятельности высших отделов головного мозга изучало^ различными исследователями в разных ус ловиях опыта. Еслп у новорожденного щенка зашить глаза в первые же дни шняв рождения, то этот щенок не будет получать световых раздражений. Результаты таки* наблюдений показали, что у слепых от рождения животных иервпые клетки в ТОЙ области коры больших полушарий, которыв выполняют зрительные функции, не разви ваются. Следовательпо. те или другие об ласти коры больших полушарий развивают ся в зависимости от тех импульсов, которые доставляет нм орган чувств. Клинические наблюдения также показывают, что у идио- тов или умственно недоразвитых наблю даются не только недостаточное развитие нервных клеток в коре больших полуша рий, но п недостаточное развитие борозд g малый вес мозга. Изучение мозга выдаю щихся людей показало, однако, что умст венная одаренность зависит от многих фак торов: у некоторых выдающихся людей, на пример, у Тургенева вес мозга равнялся 2.012 гр., у Маяковского— 1.707 гр. Но писатель Анатоль Франс имел мозг весом только 1.017 гр. Следовательно, один вес мозга не определяет полпостью умст венной одаренности. Исследование строе* нпя мозга показало, что у художни ков, музыкантов наблюдается особенное развитие некоторых отделов мозга. Это по казывает, что совокупность многих факто ров, в том числе и процессы, происходящие в нервных клетках, имеют значение дли высшей нервной деятельности. Огромное значение в развитии мозга При обретают условия жпзнп, условна воеппта- нпя. Соответствующие условия воспитания: способствуют развитию одаренности, выяв лению тех или других способностей. И. Я- Сечепов — основоположник отечественной физиологии говорил: «Характер пспх*иче- ского содержания дается воспитанием в об* ширпом смысле слова». Условия воспитания, социальные усло вия жпзнп в Советском Союзе способству ют выявлению п развитию одар°нности миллионов людей. Изучение деятельности высших отделов голодного мозга, исследо вание тончайших пропессов в нервны* клетках коры больших полушарий лет Ч&* ловеку в руки мощное овужда ВЛЮТ Sftj природой, над самим собой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz