На страже Заполярья. 1949 год. Октябрь.

'16 зктп5оя ТП4Э p., N° 245 (3*5С). д т с т р е н г е 5 а п о п « » 5 * » /I « t На прочерке п о лит и ч ески х занят ий Старшие матросы Жарпхпн, А]>сепов, Та- Тарпноз, Савельев п другие показали на проверке высокие знания. После проверки отличники были сфотографированы. Старший матрсс А. СЕРЕГИЧЕВ. Кг -it <г Комсомольцу старшему матросу Дюжеву был задан на проверке вопрос о превосход­ ство социалистического строя над капита­ листическим. Тов. Дюжев подробно ответил на вопрос, подчеркнул, что Великая Отече­ ственная война с особой силой показала это превосходство, показала мощь нашего госу- j даретва, силу советского социалистического строя. Проверяющий поставил ему оценку «отлично» Старший матрос Б. СУББОТИН. * * * Пекоторые слушатели нашей группы об- аружилн во время проверки слабое знание международных событий. Комсомольская организация мало уделяла внимания работе среди молодежи, редко проводила беседы о текущих событиях, коллективное чтение и разбор газетных статей. В новом учебном году на это следует обратить вчттчачие. Младший сержант И. КОШЕЛЕВ. ☆ ☆ * В прошлом году в нашей группе часто менялись руководители. Это отрицательно сказалось на знаниях слушателей. В ны­ нешнем учебном году у нас бессменно рабо­ тал один руководитель — офицер Соколов. Он сам ^тщательно готовился к каждому за­ нятию и требовал того же от слушателей. Преподавал он интересно и доходчиво, за­ нятия вел на высоком идейном уровне На проверке политзанятий большинство слуша­ телей группы получило отлпчттп опенку. Младший сержант В. ПУТИЛОВ. ☆ ☆ Комсомольцы нашего подразделения на всем протяжении года показывали пример в . учебе. На проверке политзанятий болыпин-1 ство комсомольцев получило высокую оценку. «Отлично» — такова опенка зна­ ниям тг. Якушина. Носкова и тугих. Ефрейтор В. НОВОСЕЛОВ. ь * ☆ В течение всего года старший матрос Гнплобоков упорно работал над повыше­ нием своего идейно-политического уровня. На проверке политических занятий ему была поставлена отметка «отлично». Высо­ кие оценки заслужили также старший ма­ трос Нефедов, матрос Чудаков. Матрос Н. К0Р0ТЧЕНК0. 4 * * На все вопросы проверяющего комсомоль­ цы Невзоров, Кучеров, Фатюхин, Марков и другие, дали обстояте.тьпые ответы. В этом неяадая заслуга принадлежит руководителю группы тов. Харьковенко, который умело вел* политические занятия, помогал лично­ му составу изучать материал. Сержант В. КОНИВАШ ЕВ. ■ЙГ -А" "йг Хомсомольпы-отлнчннки боевой и поли­ тической подготовки Матросов. Москалев, ГОиепов, Петухов п другие всегда уделяли большое внимание работе с отстающими товарищами. Благодаря их помощи, стали намного успешнее учиться в системе по­ литзанятий Пачков. Катков. Селиверстов. На проверке политзанятий они получили хорошие отметки. Проверка вскрыла также недостатки. В| частности, не все слушатели групп хорошо j разбираются в текущей политике. На это i следует обратить внимание комсомольски организации, больше провотить с моло­ дежью б°сед на соответствующие т^мч. Младший сержант И. ЩЕГЛОВ. ☆ * <г Немалых успехов в политической подго­ товке в нашем подразделении добились ком­ мунисты Они на проверке показали хоро­ шие знания. Отличились коммунисты Се- мяшкпн, Сумароков, Кузнецов, Жарихин н другие. Главный старшина А. ЯШКИН. самостоятельно над изучением теории Маркса— Энгельса — Ленина — Сталина. Но мы пе можем с уверенностью ска­ зать, что нашими политработниками ис­ пользуются в полной мере все возможно­ сти, чтобы получить законченное поли­ тическое образование. До сих пор многие политоргапы все еше плохо вовлекают по­ литработников в ззочпую учебу в выс­ ших учебных заведениях и еще хуже ко н т ро л и р ую т и помогают тем, кто в них учится. Не случайным является гот факт, что в этом году лишь едпнппы политра­ ботников закончили учебу (заочно) и по­ лучили дипломы об окончании высших учебпых заведений. Мало внимания уделяется на флотах самостоятельной учебе. Пе все политорга- ны флота правильно понимают свою роль в этом деле. Продолжается порочная прак­ тика невмешательства некоторых полпт- органов в дело самостоятельного изучения: политработниками марксистско-ленинской, теории. Есть у нас и такие руководящие \ политработники, которые самостоятельно не работают над совершенствованием сво­ пх знаний, думая, что поскольку они за­ нимают руководящие посты, то им учить­ ся нечему и пезачем. Товарищ И. В. Сталин говорил о таких руководителях, что «чип сам по себе не дает знаний и опыта. Звание — тем бо­ лее» (См. «Большевик» 15N1947 г., стр 3). Теоретическая подготовка кадров по­ литсостава не является единственным ме­ тодом их воспитания, она сама по себе еще не дает всех необходимых качеств политическому рабопгику. она лишь яв­ ляется фундаментом для его дальнейшего нищего роста. Задача полпторгапов заклю­ чается в том. чтобы добиться от политра­ ботника пе только усвоения им учения марксизма-ленинизма, а п того чтобы он умел руководствоваться этим учением н ' претворял его в жизнь. Руководитель дол­ жен правильно уметь опепить работника, уме-Тэ вскрыть недостатки в его работе, своевременно полпоавить и уберечь его от jffHЮ.^ЯТКО* и ошибок. Проведенные в этом году совещания по- аадяботпикоз па Флотам показали, что Любимый композитор миллионов •МНШШ К 100-ЛЕТИЮ СО Д Н Я СМ ЕРТИ Ф Р ЕД Е РИ К А Ш ОП ЕНА О музыке великого польского вомпозя-i етания Костюшко наравне с другими пат- тора Фр. Шопена лучше воего сказать ело-' рпотами сражался в рядах Народной гвар- вамп А. А. Жданова: «Музыкальное про-. дни. После поражения польского восстания изведение тем вышо, чем больше струн че-: Николай Шопен остался в Варшаве, с ко- j проследить зачатки интереса к психической ловеческой души оно приводит в ответное, торой сроднился навеки. j деятельности человека и животных. Но, .звучание». Подобно музыке Глинки и Чай-1 Фретерик Шопен рано проявил своп не- разумеется, в то время не было никаких ковского, Бетховена и Шуберта. Мусоргско- обьгчапные способности. В семилетием воз-1 представлений о связи психической дея- го и Римского-Корсакова, творения Шопена расте он не только хорошо, технически сво- тельностп с функциями мозга. Только пменно потому с такой силой проникли в бодно играл на фортепиано, но и сочинял современная наука выяснила взаимосвязь A 4 N P O C C 8 C H B Д О Б Ы В А Я Мозг и его работа В истории глубокой древности можпо самую гущу народных масс, что они вол­ нуют, приводят в ответное звучание мно­ жество струн человеческой души. Прелюдии»тогда большую популярность у соотечест- уже музыку. «Полонез» семилетнего ком- мозга и психики животных, установила все позптора был напечатан и снискал ему уже этапы развития функций нервной системы и мазурки, ноктюрны и вальсы, полонезы и этюды Шопена уже свыше ста лет пленя­ ют слух и воображение миллионов людей. Чем больше, чем чаще соприкасаются слу­ шатели с чудесным миром музыки Шопена, тем глубже они проникают в человечность и народность образов его искусства. Выдающийся немецкий лирик Гейне на­ зывал Шопена «поэтом фортепиано». Поч­ ти все его произведения написаны для роя­ ля. Шопен не оставил миру пи опер, ни симфоний. Весьма ограничено число его во­ кальных сочинений (17 песен) или произ­ ведений для иных, помимо рояля, инстру­ ментов. И все же мировое значение твор­ чества Шопена исключительно. Объясняет­ ся оно тем. что, как истинный новатор в музыке, Шопен по-новому трактовал воз­ можности фортепиано, заставлял его зву­ чать то как оркестр, то как человеческий голос. Главное же было в том, что вели­ кий художник Шопен был и великим пат­ риотом своей родины, подлинным слугою своего народа, его вернейшим и талантлн- вейшим сыном. Подобно гениям русского на­ рода— Пушкину и Глинке, подобно гениаль­ ному поэту Польши Адаму Мицкевичу, Шо­ пен, по меткому горьковскому определению, с наиоо. той. силой и полнотой. воплощал дух народа ш>шей красо- Музыку Шопена высоко ценили и люби­ ли гениальные композиторы России: Глин­ ка, Рнмскнй-Еорсаков, Чайковский. Глава и руководитель новой русской музыкальной школы —•анаменитой «Могучей кучки», хранившей и развивавшей традиции пат­ риотизма, народности, национальности и реализма, завещанные Глинкой, — Бала­ кирев был одним из лучших исполнителей творений Шопена наряду с нелегкими рус­ скими пианистами братьями Антоном и Ни­ колаем Рубинштейн. Благодаря инициативе Балакирева на родине Шопена, в Желязовой Воле, бы* по­ ставлен памятник великому композитору. Первое полное собрание сочинений Шопена было кздаяо в России. Национальная сущность теоррний Шопе­ на, их патриотическая устремленность слу­ жили важнейшим средством их широкой доступности *миллионзм людей. Но истинно всенародным достоянием стала музыка Шопена после Великой Октябрьской социа­ листической революции, а в Польше, — когда в ней была провозглашена народная демократическая республика. Столетие минуло со дня смерти великого вепников. Учась музыке наравне с общеобразова­ тельными предметами, маленький Шопен с жадностью ловил звуки народных песен, танцев, ощущая подлинно эстетическое удовлетворение именно от глубоких и про­ стых чувств, ритмического богатства, ха­ рактерных для польской народной музыки. В своем творчестве Шопен — новатор и последовательный сторонник демократиче­ ских идей в музыке. Его баллады совер­ шенно явственно перекликаются с поэти­ ческими балладами Мицкевича. Прекрасным кажется Шопену героическое прошлое его народа. П он идеализирует это прошлое, воспевая его в свопх пышных п торжественных полонезах. Музыка Шопена лишена и тени мисти­ цизма пли самолюбования. Она всегда слу­ жит для выражения благородных п свободо­ любивых идей. «Я стремился почувствовать нашу народную музыку и отчасти достиг этого...». В этом признании Шопена — ключ к пониманию его многочисленных мазурок, всегда тесно связанных с интона­ циями дорогой ему песпи и пляски поль­ ского парода. Связи мелодического содер- жанпя музыки Шопена с сокровищницей народного творчества глубоки, органичны, неисчислимы. До последних часов жизни Шопен был от просто устроенных организмов до чело­ века. Современная наука выяснила все ос­ новные пути исторического развития чело­ века и те причины, которые обусловили высокое развитие мозга. М . ЗА И КИ Н А , кандидат биологических на\к. сохраняет свое значение только в опреде­ ленных условиях существования. С измене­ нием условий существования некоторые мепнын характер условных рефлексов об - ясняется процессами торможения. Взапмо- действие этих двух противоположных про­ цессов. смена возбуждения торможением я наоборот обеспечивает животному возмож­ ность правильно ориентироваться в окру­ жающей обстановке, правильно реагировать га ту массу раздражении, которые непре- пнетпнкты утрачивают свое значение, хотя ! рывно доставляет животному внешняя п могут возникать с такой же закономер- j среда. Торможение, возникшее в каком-либо ностью. Это доказывается многими наблю- j участке коры больших полушарии, может дениями над поведением животных. Русский распространяться, захватывая все большие области мозга. Процессы возбуждения я торможения птходятся как бы в непрерья- дятел добывает пищу долблением коры де­ ревьев, где он находит личинки насекомых.. ___ _________________ I, Когда с целью эксперимента русские дятлы ной борьбе между собой. Л яимрптлм няиной системы были пеРеселсны в Южную Калифорнию, Одним пз примеров торможения моасЛ ш и в ш и м £ ^ т а а с отоосткиГ— ! ГДе насек0МЫ5 находятся в большом колн- служить сон. В экспериментальной овст»- топчайшпии итями мстигаютшш штг1 а ' честае па поверхноста коры деревьев, то повке у животных можно вызвать т ГмьшоГнины — 10 нкмльких сантшет- I ЛЯТЛЫ т?,кже прадолл:али долСпть г‘оп>' *с- искусственно. Под влиянием некоторых ю ви дажеметоов Пммдством этих от- <реВЬе,В' Ми0гие И1 Эп ‘х Э^ МШЛЯР °В ПТ1Ш Рачрлжителей у животных возникает погаблп от голма- Следовательно, долблс- тормеженпе, область распространения вот»- ние коры, как врожденная форма деятель- рого можно изменять по желанию эксперп- ростков устанавливается взаимосвязь меж ду различными органами. Высший отдел нервной системы — ности, продолжало проявляться у дятлов и в условиях, которые этого не требовали. ментатора. Сон человека также является выражением торможения, которое в завися- Только у некоторого количества э^х итип „„с'тп от условий мо^т охватывать боль- головного мозга, заключенного в полость черепа, и спинного мозга, находящегося внутри позвоночника. В головном мозгу рашичают несколько отделов: продолгова­ тый, средний и промежуточный мозг, моз­ жечок п большие полушария. Функции всех этих отделов центральной нервной системы у человека достаточно изучены. В продол­ говатом мозгу находятся центры, регули­ рующие все основные жизненные функции — дыхание, работу сердца, процессы пище­ варения и многие другие. В связи с этим этот отдел мозга приобретает особенное значение. Повреждения его могут привести к тяжелым расстройствам и даже к смерти. Большие полушария являются самым выработалась новая форма д^ьтвпния пи­ ши и утратился прежний инстинкт. III. И. П. Павлов, изучая высшую нервную деятельность, внес новое в понятие о реф­ лексах, которые он разделил на безусловные и условные. Е первым относятся врожденные рефлексы, которые п лежат в осиове и н ­ с ти н к то в . Эти рефлексы возникают только при непосредственном действии раздражи­ теля на окончания чувствующих нервных верен своей единственной и страстной высшим отделом центральной нервной сп- любви % родной Польше, Какой тоской j стемы. Чем выше по своей организации жи- дышат его слова, написанные в эмиграции за год до смерти: «Я еле могу вспомнить, как поют на родине!.. ». Но в творчестве великого композитора именно голос родины вдохновлял его на великое дело. «Живу, хо­ чу жить, люблю радоваться, когда в вдоро- вых людях брызжет стихия жизни...». Этой «стихией жизни», запечатленной в пре­ красной музыке, великий польский компо­ зитор заслужил любовь широких передовых масс. Перед смертью Шопен завешал похоро­ нить свое сердце в Польше. Это звучало как бы символом того, что сердцем он ни­ когда не расставался с любимой родиной. В стеклянном сосуде сердце Шопена было перевезено в Варшаву и там, в костеле Святого креста, было замуровано в колон­ не, близ алтаря. Там оно и хранилось в те­ чение 60 лет (перенесение сердца Шопена в Варшаву состоялось в 1879 году, в 30-ю годовщину его смерти). Во время немецкой оккупации Польши фашистские варвары посягнули на нацио- вотное, тем сложнее у него устроены боль­ шие пли меньшие области коры больших полушарий. В некоторых случаях в коре полушарий остаются как бы бодрствующие участки, которые Павлоз назвал сторожу* вымп пунктами. Так, мать, заснувшая у постели больного ребенка, просыпается под влиянием малейшего шороха его п.тп слабо­ го стона, в то же время пе реагируя на дру­ гие более сильные раздражители. Следова­ тельно, какой-то участок коры больших полушарии во время сна находился в бод­ ром состоянии, т. е. не был охвачен тормо- проводников. Например, при введении пищи •ж<чшем. Возбуждение пе сразу уступает в рот в результате раздражения окон­ чаний вкусовых нервов возникает рефлекс слюноотделения. Раздражение передается по вкусовым нервам в продолговатый мозг, а отт}да по центробежным нервам к злюи- ной железе. Но в процессе индивидуальной шпе полушария, тем многообразнее и. * каждого животного вырабатываются функпии. Особенностью строения больших . тзкпе р€фЛексы^ с которыми животное не полушарий является то, что нервные ьлет-1 дтц рефлексы, приобретаемые в польского художника-патрпота. Но не по- i нальную польскую святыню. Они пытались меркла его слава, пе увяла память о пем! Тысячи пианистов-профессионалов играют произведения Шопена, сотни тысяч пиани­ стов-любителей охотно обращаются к выкрасть из хранилища сердце Шопена, но героизм польских патриотов помешал этому надругательству. Сердце великого компози­ тора было сохранено в тайном убежище п наследию Шопена. В его лирике, эпосе и возвращено на старое место в день 96-й го- геропке они находят все новые н иовые |довщпны смерти Шопена, 17 октября 1945 краски, не стирающиеся и пе перестающие года. быть прекрасными. Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в Желязовой Воле, вблизи Вар­ шавы. Отец будущего композитора, Нико­ лай Шопен, по национальности был фран­ цуз, эмигрировавший в юности в Польшу. Точно так же. как Шопен всегда был ду­ шою с родиной, так и родина всегда счита­ ла его своей национальной гордостью п славой. Неугасим в памяти народов гений ком­ позитора, своей музыкой приводящий в от- Польша стала его второй родиной, с нею он ветное звучание все струны миллионов связал себя настолько прочными узами, что i человеческих сердец, в дни национально-освободительного вое-1 Г. П. политоргапы слабо еше вникают в повсе-. ка, как правило, находится в личном де- дневпую деятельность каждого полптра- •ле политического работника п является ботпика, а иногда упускают из виду це-1 оценкой его деятельности за определен- лые группы политработников. Известно,. ный период времени. И вполне понятно, что среди политработников видное место занимают заместители начальников по­ литотделов, тем не менее политуправления флотов иногда забывают о них. На Бал­ тийском флоте, например, регулярно собп- что она учитывается при общей* оценке работника. В практике работы нередко встречают­ ся случаи формального отношения к со­ ставлению аттестаций. Ряд аттестаций. ки расположепы на поверхности мозга, об­ разуя его кору. Строение больших цолуша- рай у человека несравненно сложнее по сравнению с животными. Некоторые отделы больших полушарий у человека достигают особенного развития, в то время как у животных, в том числе и у обезьян, они находятся в зачаточном со­ стоянии. Вес мозга человека также не­ сравненно больше веса мозга обезьян. У человека вес мозга равняется 1.200 — процессе жизни животного, Парлов назвал условными рефлексами. место торможению. Обратите внимание на то, как засыпает ребенок. Нередко ребеной перед тем, как ложиться снать, показывает все признаки возбуждения — кричит, воз­ бужденно машет ручками, т. е. оказывай* энергичное сопротивление. Но торможение побеждает, и ребенок засыпает. На примере сна и других форм тормб- жепия можно видеть, что этот процесс яв­ ляется охранительной реакцией организм*, доставляющей отдых нервным клеткам мой- Павловым были выяснены механизмы, Га# Мозг животных получает из внешнего лежащие в основе образования условных ^Нра слишком мпого раздражений, из числа рефлексов. Под влиянием двух раздраже- которых только некоторые вызывают ре­ ний в головном мозгу возникает два очага акции. Пменпо, ‘благодаря тормгжешпо в возбуждения, между которыми устанавли­ вается временный нервный путь. Вслед­ ствие этого посторонний раздражитель, на­ пример, звонок, вызывает возбуждение в определенном центре коры больших полу- 1.400 граммов, что составляет 1/35— 1/40 у п0 н нервному часть всего веса человеческого тела. В коре больших полушарий имеется /большое ко­ личество извилин, за счет которых поверх­ ность ее значительно увеличивается. В связи с этим увеличивается и количество нервных клеток в коре. В больших полуша­ риях различают лобные, теменные, заты­ лочные и височные доли, выполняющие оп­ ределенные функции. Эти участки коры больших полушарий посредством отростков нервпых клеток связаны с органами чувств: органом зрения, слуха, обоняния, пути переходит в пищевой центр. Условные рефлексы соответствуют павы- кам или привычкам, для возникновения которых всегда требуются лишь определен­ ные условия. Условные рефлексы являются результатом индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе жизни. Павлов придавал особенно большое значе­ ние условным рефлексам, рассматривая их, как фактор приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни. Приобретенный животным навык может вкуса и кожей и в процессе развития спе- i пр01ГОЛЯТЬСЯ „ в друго0 о к о в к е , еслп рают начальников политотделов по во-'как правило, начинается с перечня об- просам теоретической н практической пптх положений и биографических данных уче$’*, а их заместителей за год созвали работника, затем указывается, что он мо- один только раз. Не случайно, что на рально вытержапный п политически ус- этом флоте очень часто не находят лю- тойчивый. По очепь туманно, а иногда и дей для выдвижения на должности пальников полпторганов. цпалпзируются в выполнении соответству­ ющих функций. Например, височные доли выполняют слуховые функции, затылочный — функции зрения, теменные доли — функции кожных ощущений. Кроме того, кора больших полушарий также связапа и с органами движения. Функции движения выполняют лобные доли. II. В основе деятельности центральной нерв­ ной системы лежит рефлекс. Под рефлексом понимают ответную реакцию организма иа раздражение окончаний чувствующих нер­ вов. Под влиянием внешних раздражений возникает возбуждение в окончаниях этих нервов, которое передается в центральную нервную систему, а оттуда по особым центробежным нервным волокнам— к мыш­ цам или другому рабочему органу. Осново­ положник отечественной физиологии П. М. Сеченов определил значение рефлекса в функции головного мозга. До Сеченова предполагалось, что рефлекторная деятель­ ность является свойством только низших отделов центральной нервной системы. Изучению нервных процессов посвятил тридцать пять лет своей научиой деятель- В основе воспитания качеств любой категории работников ле­ жит большевистская критика и самокри­ тика. Смелая, правдивая критика недо­ статков работы помогает партийно-поли- тическим работникам своевременно ис­ правлять свои ошибки, повышает их от­ ветственность. способствует их росту. Критику мы должны развивать как сни­ зу, так и сверху. Иногда полагают, что критиковать можно только снизу, т. е. когда массы критикуют свопх руководи­ телей, но часто забывают, что руководи­ тели обязаны вскрывать недостатки в ра­ боте тех, кем они руководят, постоянно проявлять партийную принципиальность и требовательность к своим подчиненным. Нельзя мириться с такой практикой, когда начальник, боясь обидеть своего подчи­ ненного, смазывает его недостатки, про­ ходит мимо них. а еще хуже, когда он боится сказать правду в глаза своему ра­ ботнику. проявляет при этом бесприн­ ципность и малодушие. Такая практика допускается со стороны отдельных работников политуправле;«*я Се­ верного флота. В марте этого года полит­ управление флота прислало характери­ стику на тов. Спиридонова* где указыва­ лось па ряд недостатков в его работе, а впоследствии выясипл^сь. что об этпх недостатках ему никогда не говорили п он о них впервые слышит. на- совершенно не отмечают политических п Н0€ТП великий русский физиолог П. П. Пав- деловых качеств работника. Часто аттеста-1 лов» который доказал, что психическая де^я- болыпевистских ции пишутся так, что опп, как две капли 1тельность является функцией мозга. Но воды, похожи одна на другую, хотя посвя­ щены они различным людям. А полит­ управление одното из флотов за два месяца прислало две характеристики на тов. Е. В одной пишут, что тов. К. в работе не опера­ тивен, части посещает редко, пе принимает прежде чем рассматривать учение П. П. Павлова о функциях головного мозга, необ­ ходимо остановиться па особой форме нерв­ ной деятельности — инстипктах. Наблюдения над поведением различных классов животных показывают, что строе- должных мер к сплочеппю личного со-: ,ше тела п Формы нервной деятельности става, нетребователен и т. п. В другой имеют изумительную приспособленность к характеристике об этом же товарищ* пи- j условиям существования. В процессе эво* шут: пппппативпый. принципиальный офицер, уделяет большое впиманпе воспи­ танию личного состава, непримирим к на­ рушителям воинской дисциплины. Спра­ шивается. какой же характеристике ве­ рить и как об’яспить такое безответствен­ ное отношение к людям?! Характеристика-аттестация должна дать объективную опенку работника, и на люцпонного развития под влиянием измене нпя условий существования наблюдаются изменения не только в строепип тела жи­ вотного, но и в формах нервной деятель­ ности. Одной из форм приспособительных реакций животных к биологической среде является инстинкт. Инстинкты у различ­ ных животных проявляются иногда в очень сложной форме. Многие рыбы в период нее не должны влиять отдельные случай- нереста проходят расстояния в несколько ные удачи пли неудачи в его работе. К ат- j 'гьгсяч километров. Птицы во время мигра- тестацпи следует подходить, как к важному j цпп совершают перелеты с точностью авиа­ политическому документу, не забывать, что' Муравьи строят жилище во много за ней стоит живой советский человек, выполняющий важное государственное де­ ло. Подбор, расстановка и воспитание ка­ дров — важнейшая часть деятельности но- этажей, устраивают склады с продоволь­ ствием па зиму. Дарвин— великий естествоиспытатель — первый дал правильное представление о происхождении ипстпнктов. как реакций литорганов. Дальнейшее усиление работы приспособления животных к биологической с кадрами, правильный подбор, умелая их расстаиовка п большевистское воспитали" — важнейшее условие успешного разре­ шения задач, поставленных Министром Для правильной и об ектпвной оценкл груженных Сил Союза ССР по боевой п политработника т т . вавгаой яиачеялв имеет составленная руконожгадва харак-j тегшгпгка-зтгегашга. Эта гаракгершггзг*! В. ОРЛО В. среде. В отношении механизма возникно­ вения инстинктов дал правильное понятие П. П Павлов, который рассматривает пх, как врожденные реакции. Под влиянием внешних и внутренних раздражений возни­ кает целая цепь рефлексов, следующих друг за другом, что и выражается в слож­ ной фор^з различных реакдпй. Инстинкт в пем есть необходимость. Исследованиями Павлова было установлено, что условные рефлексы имеют временный характер, т. е. легко вырабатываясь, они также могут и угасать, если обстановка пе соответствует пх возникновению. Павлов установил, что местом образова­ ния условных рефлексов является высший отдел головного мозга — кора больших по­ лушарий. Если у собаки удалить кору больших полушарий, то все ранее вырабо­ танные условные рефлексы, все приобре­ тенные навыки исчезают: животное не узнает хозяина, не отзывается на кличку, не в состоянии отыскивать пищу. Условные рефлексы имеют огромное зна­ чение в жизни человека. Но характер ус­ ловных рефлексов у человека несравненно сложнее, чем у животпых, так как в приоб­ ретении навыков, в общем поведении чело­ века имеют огромпое значение социальные условия жпзнп, общественная форма труда. Мозг человека в своем строении и в функциях значительно отличается от мозга животных. Это различие определяется результатом исторического процесса раз­ вития человека. Мозг человека в отли­ чие от мозга обезьяп имеет более развитые лобовые п теменные доли. Труд, поставивший человека в опреде­ ленные взаимоотношения друг с другом, привел к совершенствованию мозга, явился главной щнтчпной, обусловившей появление новых качеств в деятельности мозга. С развитием и усложнением строения и функций мозга психическая деятельность человека становится качественно отличной от психической деятельности живот­ ных. Этим повым качеством человека яв­ ляется сознание. Человек, прежде чем при­ ступить к выполнению какого-либо дейст­ вия, составляет план этого действия. С по­ явлением сознания человек становится ме­ нее зависимых от природы, он воздействует на природ, изменяет ее. Па определенных этапах развития куль­ туры психическую деятельность человек* связывали с наличием в теле особой суб­ станции — души. Душа противопоставля­ лась телу п рассматривалась как нечто высшее, управляющее действиями челове­ ка. Исследования гениального физиолога И. П. Павлова доказывают, что основой психической деятельности человека, как и животных, являются условные рефлек­ сы. Поскольку рефлексы являются функ­ цией мозга, то, следовательпо, и психиче­ ская деятельность п человека и Животных является функцией мозга. IV. Методом условных рефлексов Павлов установил основные законы высшей нерв­ ной деятельности, сущность которой скла­ дывается ил двух противоположных про­ цессов — торможения и возбуждения. Вре- коре больших полушарий становится воз­ можным ограничение деятельности живот­ ного. В последние годы было обнаружено, W в нервных клетках мозга при возбуждении возникают биоэлектрические токи.- Эти электрические процессы в мозгу регистри­ руются особыми очепь чувствительными приборами. Исследования показали, что в разных отделах больших полушарий возни: кают различного характера биотоки. Цад влиянием внешних раздражений пли Ki- ких-инбудь переживаний также изменяет­ ся характер этпх биоэлектрических токов. Это с большой убедительностью показыва­ ет. что в основе психических процессов *&- жат материальные процессы в нервны» клетках высшего отдела центральной нер** ной системы — коры больших полушарий, V. В деятельности головного мозга имел огромное значение те импульсы, который непрерывно поступают из различных орга­ нов чувств. Некоторые из этих импульсов, достигая коры больших полушарий, вызы­ вают определенные представления, ощуще­ ния. В других случаях эти импульсы яв­ ляются причиной только подсознательных ощущении, которые выражаются в опреде­ ленных эмоциях — страхе, радости, горе, Значение органов чувств в деятельности высших отделов головного мозга изучало^ различными исследователями в разных ус­ ловиях опыта. Еслп у новорожденного щенка зашить глаза в первые же дни шняв рождения, то этот щенок не будет получать световых раздражений. Результаты таки* наблюдений показали, что у слепых от рождения животных иервпые клетки в ТОЙ области коры больших полушарий, которыв выполняют зрительные функции, не разви­ ваются. Следовательпо. те или другие об­ ласти коры больших полушарий развивают­ ся в зависимости от тех импульсов, которые доставляет нм орган чувств. Клинические наблюдения также показывают, что у идио- тов или умственно недоразвитых наблю­ даются не только недостаточное развитие нервных клеток в коре больших полуша­ рий, но п недостаточное развитие борозд g малый вес мозга. Изучение мозга выдаю­ щихся людей показало, однако, что умст­ венная одаренность зависит от многих фак­ торов: у некоторых выдающихся людей, на­ пример, у Тургенева вес мозга равнялся 2.012 гр., у Маяковского— 1.707 гр. Но писатель Анатоль Франс имел мозг весом только 1.017 гр. Следовательно, один вес мозга не определяет полпостью умст­ венной одаренности. Исследование строе* нпя мозга показало, что у художни­ ков, музыкантов наблюдается особенное развитие некоторых отделов мозга. Это по­ казывает, что совокупность многих факто­ ров, в том числе и процессы, происходящие в нервных клетках, имеют значение дли высшей нервной деятельности. Огромное значение в развитии мозга При­ обретают условия жпзнп, условна воеппта- нпя. Соответствующие условия воспитания: способствуют развитию одаренности, выяв­ лению тех или других способностей. И. Я- Сечепов — основоположник отечественной физиологии говорил: «Характер пспх*иче- ского содержания дается воспитанием в об* ширпом смысле слова». Условия воспитания, социальные усло­ вия жпзнп в Советском Союзе способству­ ют выявлению п развитию одар°нности миллионов людей. Изучение деятельности высших отделов голодного мозга, исследо­ вание тончайших пропессов в нервны* клетках коры больших полушарий лет Ч&* ловеку в руки мощное овужда ВЛЮТ Sftj природой, над самим собой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz