На страже Заполярья. 1949 год. Октябрь.
о НА С Т Р О Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я бМТЯ?рп 1949 г., N 2 234 (3539), ФОРМИРОВАНИЕ ВОИНА Апрель 1014 года. В подразделение торпедных катеров прибыла группа матро сов молодого пополнения. Средп новичков находился и Иван Сысоев, ставший теперь старшиной 2 статьи. Пи опытом в жизпп, вн практикой в морском деле, ни знаниями по военной специальности Сысоев не об ладал. Дружный, здоровый коллектив катерпп- ков-североморцев окружил вниманием и за ботой молодого матроса. Сысоева назначили пулеметчиком тор педного катера. Началась боевая учеба. Трудно было изучать устройство матери альной части, но еще труднее научиться использовать ее, научиться стрелять без промаха. - Напряженная боевая обстановка зна чительно затрудняла обучение молодого матроса, по Сысоев с большой энергией взялся за освоение боевой техники. Вот здесь-то и оказала ему пеоцепимуго услугу пастоящая боевая дружба, помощь това рищей — матросов и старшин экипажа, имевших большой боевой опыт, прошед ших сквозь огопъ сражений, встре чавшихся с врагом с глаза-на-глаз. — Были у мспя оптпбкн. Помню, как- то я неправильно собрал пулемет после разборки. До слез обидно было. Я ожидал, что надо мной стапут подтрунивать. По этого не случилось. Мне показали, как разбирать пулемет и собирать его, рассказа ли, почему я неправильно произвел сбор ку. Так меня училп боевые друзья, жерт вуя своим отдыхом, которого у них было и так пенного, — вспоминает Сысоев. Что может быть дороже для молодого матроса, не имеющего достаточных знаний и опыта, чем дружеский совет товарищей по службе, своевременное указание па ошпбкп, деловая помощь? Это благородное и ценное качество советских людей по могло воспитать миллионы бойцов, подго товить отличные кадры воппов. Такими качествами обладали и матросы экипажа, где служил и учился Иван Сысоев. С по мощью товарищей он быстро изучил мате риальную часть боевого поста, оставляя позади одну трудность за другой. Не было у него еще навыков в работе, сноровки в использовании вручениой ему боевой тех ники. За это он взялся с такой же энер гией. — Я зпал материальную часть, знал, как правильно обращаться с него, но я не знал, как буду стрелять, как вести ср 6 я в бою, как сдам экзамен своим товарищам и как отплачу за их труды и внимание ко мне. Я мечтал о бое и по-разному пред ставлял его, — говорит о том времени Сы соев. Педолго матросу пришлось ждать дня, в который решалась судьба молодого спе циалиста. Пагтупил экзамен на зрелость воина-катернпка. Первый бой. первая встреча с врагом. Сколько. волпений. сколько напряжения приносит он для новичка! Молодой пуле метчик Иван Сысоев внешне спокойно на водит пулемет, твердо нажимает гашетку, н красные ппти трассирующих пуль тя нутся к темным силуэтам ненецких кате- ров-охотппков. Стрелял он иедленно, в его стрельбе чувствовалось еше отсутствие опыта. Отдельные очереди выбрасывались далеко от цели, прекращалась стрельба па больших ходах катера, ибо молодой пуле метчик не успевал угнаться за пельго. но Сысоев не замечал этого, он почти не ви дел своих «трасс» среди других, не видел, что происходит вокруг. Оп не заме тил даже, когда были выпущены торпеды, it был удивлен, услышав взрыв своих торпед в борту вражеского транспорта. Когда .вернулись в базу, к Сысоеву по дошел опытпый в боях командир отделения — старшина 2 статьи Солошип и, креп ко пожав руку, с чувством глубокого вол нения сказал: — Хорошо! Ппиги труды не пропали. П затем спокойно и внушительно доба вил: _ — По ошибки у вас были, и их много. Пойтемте к пулемету. Здесь же. на боевом посту, сразу после горячего боя старшина 2 статьи Солотппп рассказал матросу о его ошибках, невер ных движениях, практически покатал, как надо было поступать в том или ппом слу чае. Сысоев, вначале несколько смущен ный. внимательно выслушал советы своего стаопгппы. потом практически под его наблюдением повторил отдельные вопросы боевой инструкции, в применении которых допускал ошпбкп. Сделав это, он пришел к старшие п уверенно сказал. — Ппучусь, товарищ старшина, а вы помогите мне. С тех пор много времени проводил мо лодой матрос у боевых механизмов, трени- руя',*>и совершенствуя свою боевую выуч ку. Пеотттократпые бои. в которых прини мал участие Сысоев, показывали, что мо лодой матрос уверенно идет вперед, при обретает знания и опыт, постигает сложное и трудное дело. Командование высоко оценило заслуги молодого пулеметчика — за отличные действия в боях, за храбрость и отвагу Сысоев был награжден орденом Красной Звезды п медалыо «За отвагу». Прошли годы войны. Североморцы-ка терники взялись за боевую учебу в усло виях мирного созидательного труда совет ских людей. Сысоев прекрасно понял, что теперь к нему, уже опытному в боях спе циалисту, пред’являются новые требова ния, что перед ним поставлены новые, не менее трудные задачи, ■ что он теперь обя зан передать свой большой опыт матросам, пришедшим в подразделение. Раньше его учили боевые друзья, теперь он призван учить молодых матросов. Сысоев горячо взялся за дело. Он часто с матросами ведет простые задушевные бе седы. вспоминая боевые будни и горячие бои. Мы видим Сысоева па боевом посту, в окружении молодых матросов, где он в свободное время учит пх, показывает, как быстро п правпльпо действовать у меха- ппзмов. Сысоев своими простыми бесе дами. живым, веселым правом, умением просто и доходчиво объяснить товарищам вопросы специальной и политической под готовки. завоевал авторитет среди всех матросов. Вскоре Сысоев был назначен команди ром отделения. Новая должность, новые обязанности, пред’явили к нему новые требования. Он почувствовал, что имею щихся зпаггпй для пего недостает, что он еще не умеет правильно и методически гра мотно обучать свопх подчиненных. Сысоев возбудил ходатайство о посылке на учебу. Оп был направлен в школу стар шин, которую окопчпл отлично. Знаний прибавилось, но не было еще опыта в обучении подчиненных, а это, как изве стно. имеет большое значение. Может быть, потому Сысоев н не смог сразу понять ту огромную задачу, которая встала перед пкм, как перед командиром. Самой серьезной его ошибкой на первых порах было зазнайство. Он ослабил к себе требовательность, и результаты не замед- лплп сказаться. Ухудшилась дисциплина, снизился уровепь подготовки лично самого Сысоева и его подчиненных. Как и следо вало ожидать, упал его авторитет среди подпиленных и товарищей по службе. Ма териальная часть боевых постов стала со держаться плохо. Казалось, что уже нет способа исправить положение дел, но и здесь, как всегда, на помощь пришел дружный коллектив советских воинов, пар тийная п комсомольская организации. Не однократные беседы с Сысоевым старших товарищей, здоровая и правдивая критика на собраниях старшинского состава и ком сомольской организации. — все это помог ло Сысоеву понять всю глубину своих опфбок. Товарищи указали путь, по кото- ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР КОММУНИСТА СУРАЕЯА Коммунист старший матрос Иван Су- раев — авторитетный воин нашего под разделения. Вся его служба проходит в упорном труде по овладению военными и политическими знаниями. Вежливый с товарищами, всегда опрят но одетый, оп служит образцом для других в выполнении требований воинских уста вов. Па занятиях, в карауле пли на рабо те старший матрос Сураев делает все так, как требуют от советского воина уставы и наставления. На занятиях по специальности тов. Су раев па все вопросы отвечает правильно и значительно перекрывает установленные нормативы. Техника содержится им в пол ной чистоте и постоянной готовности. Тов. Сураев принимает активное уча стие в общественной жпзпи подразделе ния. Являясь редактором стенгазеты, он регулярно и своевременно выпускает ее. Часто Сураева можно видеть в комнате политпросветработы, где он читает газе ты, журналы, книги. Хороший пример показывает Сураев и в физической подготовке. Он постоянно за каляет свой организм. Его любимый вид физкультуры — поднятие штанги. Высокая политическая сознательность, физическая закалка, настойчивость по могли коммунисту Сураеву стать отлич ником боевой и политической подготовки. Его имя занесено на Доску отличников. Командование высоко оцепило заслуги старшего матроса Сураева. В его карточке взысканий и поощрений записано 37 поощ рений. в том числе 2 внеочередных крат косрочных отпуска. Старший матрос С. ПАЛАМАРЧУК. КОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР Правительствам США, ВеликобританииФранции 1 октября с. г. Заместитель Министра■целью «позволить германскому нарояу За безупречную службу Недавно командир корабля в торже ственной обстановке вручил матросам и старшинам медали «XXX лет Совет ской Армия и Флота». Медали вручены от личникам боевой и политической подс тавки старшине 2 статьи Псаепко, стар шим матросам Слободянику, Ломову, ма тросам Булганину, Капорппу. Награда также вручена ветерану кораб ля старшему боцману мичману Макейкчну. Оп безупречно служит на корабле двенад цать лет. На нем оп участвовал в Великой Отечественной войпе. После вручения личному составу меда лей командир кора/)ля пожелал матросам и старшинам дальнейших успехов в боевой и политической подготовке. _________Т. ВАСИЛЬЕВ. Находчивость рулевых Корабль стоял у пирса. Разыгрался! шторм. Швартовы не выдепжалп сильных J 006 СВ013 м^Р01ГРиятия по созданию ударов волны. Кораблю грозила опас- . . __ ___ ность. Матросы пе растерялись. Рулевой рому должен итти старшина, помогли сшуч| старшина 2 статьи Чугунов вместе со свэ- покоттчттть с зазнайством. Попять, прочувствовать всю глубину допущенных опптбок, увидеть отчетливо, в чем пх вред, суметь покончить с ними — это уже большое дело. Но это еще пе все. Надо приложить много груда д^я того, чтобы наверстать упущеп- ное, чтобы лично самому подняться до уровня зпаппй своих топдртпей и даже выше пх, чтобы восстановить авторитет Среди подчиненных. Сысоев правильно понял это и начал упорно работать над собой, учиться сам, учить свопх подчиненных. Медленно воз вращалось потерянное, медленно и с тру дом двигался он вперед. Но все же пе.ть была достигнута. С помочтыо .филе ра п товарищей стаошина Сысоев су мел восстановить свой авторитет. Он стал вновь примерным, опытным и грамотным комапшром и воспитателем. В коште прошлого года Сысоева назна чили на должность ставшего специалиста в нодттделение с повой для него боевой техникой, с повыми. недостаточно нодго- товлетптт.тчи. людьмп. П он активно взял ся за работу, достиг значительных резуль татов. Высокие обвазпы стантттина С ьтгорв показал в летптото кампанию. Ему была дапа возможность выполнением ответ ственного дела покачать свою подготовлен ность. свой рост. Стаошина готовился к этому долго и серьезно. И когда настал день экзамена. Сысоев с честью выдержал его. П оп. и лтодп, которых ои учил, по казали свое умение п честное отношение к службе. Так формировался молодой старшина, тагов тптъ еппттпалпета Пвапа Сысоева Ошибки в службе бывают, но они не страшны тогда, к^гда сиоевр^менпо осозна- пы п устранены Йот чему у ч и т о п ы т Капитан-лейтенант А. КАРУННЫЙ. ими подчиненными принял меры, чтобы снова завести нгвартоиы. Через несколько минут рулевые комсомольца Чугунова за вели новые швартовые концы. Лейтенант В. M0X0B. МАТРОССКАЯ ДРУЖБА Т рсную связь держат матросы нашего корабля с курсантами, проходящими прак тику. Эта дружба помогает службе. Ма тросы и старшины хорошо знают устрой ство и действие механизмов. Они помо гают курсантам изучать устройство ко рабля, технику и ее работу. Па все во просы курсантов наши моряки живо от кликаются, с готовностью и подробно раз*- ясняют принципы действия боевой техни ки, рассказывают о последствиях плохого ухода за механизмами. Так, например, часто по устройству и работе трюмных установок и магистралей курсанты обращаются к старшине 2 ста тьи Тарасову. Старшина с готовностью оказывает курсантам помощь. Они всегда остаются довольны ответом отличника, в совершенстве знающего свою специаль ность. Изучая организацию службы и посенне вахт, курсанты поочередно дублируют вах тенных. Это дает им большие возможности зна комиться с эксплоатапией механизмов и обязанностями вахтенной и дежурпой службы. В этом им также много помогают старшина 2 статьи Тарасов и другие минаси. rt свою очередь курсапты оказывают ломишь личному составу корабля в лучшем усвоении тем политических занятий. В ответствеппый период подготовки к инспекторской проверке политических занятий курсапты цомоглн личному со ставу повторить и уяснить несколько ранее пройденных тем. Курсанты провело ряд бесед по прой денным темам политзанятий. Так, напри мер, курсант Попов провел в вечернее вре мя с матросами беседу но теме «Советское социалистическое государство», а курсант Герасев сделал доклад «Пять лет демокра тической Болгарии». Ясно и доходчиво провел беседу курсант Лапухин «Второй Всемирный конгресс сторонников мира». Эта беседа курсанта Лопухина помогла матросам обстоятельней усвоить тему «СССР и капиталистический мир». Используя помощь курсантов, матросы глубоко осваивают программу политиче ских занятий. Повторенные темы твердо усвоепы личным составом. Матросы бла годарят курсантов за оказапную нм по мощь и стараются не оставаться в долгу. Так дружба, в основе которой лежит взаимная помощь и выручка, помогает лучше служить и приносит пользу обеим сторонам. Вопрос об этой дружбе обсуждал ся у нас на комсомольском собрании. Мно гие комсомольцы — матросы и курсанты высказали мнение, чтобы продолжать эту дружбу и крепить ее. * С. ЛЫСЕНКО. , ХОРОШИМИ результатами закон- ^ чилн воины подразделения практические занятия па стрельбище. Отличных результатов добились еф рейтор Марченко, солдаты Пруса ков, Кругалеев, Безбородов и сер жант Шишков. Командир подразде ленпя об явил отличившимся благо дарности. Солдат К. ЧЕРНЯЕВ. •а ъ ☆ LJETK0 И БЫСТРО действовали на боевом посту старшппа 1 статьи Касаткин, старшие матросы Леванов, Краснолуцкпй и другие. Обслуживае мые ими механизмы действовали без отказно. Старшина 2 статьи А. БУТКИН. ☆ * ЙГ Q ЕРЛСАПТ ФЕДОРОВ более четы рех месяцев упорпо занимался изучепием автодела, посвящая заня тиям все свое личное вдемя. Недавно он получил удостоверение шофера- стажера. Примеру Федорова пос ледовал и солдат Потаппп. Од niy- чает новую для пего специальность. Ефрейтор В. КОЛЕСНИКОВ. Иностранных Дел СССР тов. Громыко А. А. по поручению Советского Правительства, вручил послам Соединенных Штатов Аме рики и Великобритании и поверенному в делах Францип поты по германскому во просу. Низе публикуется текст ноты, вручен ной послу США. «В связи с образоваппем 20 сентября с. г. в Бонне сенаратного правительства для американской, английской и француз ской зон оккупант! Германии, Советское Правительство считает необходимым зая вить следующее: Образование сепаратного правительства для западных зон Германии нельзя квали фицировать иначе как завершение полити ки раскола Германии, проводившейся Пра вительствами США, Великобритании и Франции в течение последних нескольких лет в нарушение Потсдамского соглашения, по которому эти государства совместно с Советским Союзом взялп на себя обяза тельство рассматривать Германию как еди ное целое и содействовать ее преобразова нию в демократическое и миролюбивое го сударство. Создав сепаратное правительство для За падной Германии, три державы тем самым нарушили также решения, принятые в июне месяце этого года Парижской сессией Совета министров иностранных дел, со гласно которым Правительства США, Ве ликобритании. Франции и СССР обязались приложить усилия, чтобы добиться вос становления экономического и политиче ского единства Германии. Этот шаг Правительств США, Велико британии и Франции представляет собою нарушение не только обязательств, кото рые они взяли на себя в отношении сохра нения единства Германии, но и обяза тельств по заключению мирпого договора с Германией, поскольку образование се паратного Западно-германского государ ств ведет к недопустимой затяжке заклю чения мирного договора с Германией во преки решениям Потсдамской конферен ции. Советское Правительство считает совер шенно несостоятельными попытки Прави- тел&та США, Великобритании п Франции оправдать свои действия по созданию се паратного правительства в Бонне интере сами германского населения. Факты пока зывают, что подобного рода попытки не имеют под собой почвы, поскольку всем известно, что никто и не енрашивал мне ния германского народа по этому вопросу и поскольку вместе с тем известно, что сепа ратного правительства в Западной Герма нии, включая и так наз. «боннскую кон ституцию», оккупационные власти трех держав проводили, опираясь только на узкую группу специально подобран ных старых реакционных политических деятелей Западной Германии, тесно свя занных с иностранными финансовыми кру гами и находящихся в зависимости от этих кругов. «Боннская конституция» была вырабо тана под прямым давлением оккупацион ных властей западных держав, которые по существу и продиктовали основные ее по ложения. При этом германскому народу было навязано федеративное устройства, с которым не согласно большинство герман ского парода. «Боннская конституция» не только пе содержит никаких положений, которые ограничивали бы господствующую роль германских монополий и юнкерства, являвшихся вдохновителями п организато рами германской агрессии и служивших опорой гитлеровского режима, по и развя зывает нм руки в их дальнейшей антпде-; мократическон деятельности. Для «бонн- ! ской конституции» характерно также на- | личие статьи 24, в которой прямо указы вается, что вападпо-германсков государст во может «передать свои суверенные нраза межгосударственным органам» и дать «со гласие на ограничение свопх суверенных прав», что явно превращает это марионе точное «государство» в послушное орудие западных оккупационных властей ирн осу ществлении их агрессивпых планов в Ев ропе. Па деле «боннская конституция» яв ляется лишь придатком так называемого «оккупационного статута», предписанного Западной Германии Правительствами США, Великобритании и Франции. Попытка трех держав представить дело таким образом, будто этот оккупационный статут имеет осуществить демократическое самоуправле ние», как об этом сказано в коммюнике о вашингтонских переговорах в апреле меся це с. г., находится в полном противоречии с основными положениями этого статута. Как известно, согласно этому статуту, важ нейшие функции государственного управ ления составляют монополию оккупацион ных властей, а германский народ факти чески отстранен от какого-либо участия в осуществлении этих функций, не говоря ужо о том, что введение оккупационного статута является выражением политики , направленной на срыв заключения герман ского мирного договора и на недопустимое затягивание режима оккупации в Герма нии. Из всего этого видпо, что образование боннского сепаратного правительства не совместимо с решениями Потсдамской кон ференции и является грубым нарушением этих решений, в оспове которых лежнг необходимость сохранения единства Герма нии на демократических и миролюбивых началах. Вместе с тем, совершенно очевид но, что образование этого сепаратного пра вительства является лишь новым и при том далеко идущим проявлением той поли тик- раскола Германии, которая, в нару шение решений Потсдамской конференция, проводилась Правительствами США, Вели кобритании и Франции в течение послед них трех лет. Уже в декабре 1946 г. Правительства США и Великобритании заключили согла шение об объединении двух зон, чем было грубо нарушено соглашение четырех дер жав о совместном контроле над Германией. Тогда эти раскольнические действия пы тались оправдать экономическими сообра жениями, ссылаясь на то, что объединение американской и английской оккупацион ных зон якобы не ведет ни к расчлене пню Германии, ни к срыву ранее согласо- ванной между четырьмя державами поли тики в отношении. Германии. В действи- тельпости же, этот акт Правительств США и Великобритании выражал начало откры того поворота в политик# этих государств — от Потсдамского соглашения о единстве Германии к политике раскола Германии. В течеппе 1947 года в американской и английской зонах оккупации Германии были проведены дальнейшие мероприятия, направленные па углубление раскола и расчленения Германии, что выразилось, в частности, в решении англо-американских оккупационных властей об отделении Рур ской области от Германии и в из’ятни Ру ра из-под контроля четырех держав с пе редачей его под контроль США и Велико британии, а также в сепаратных англо- американских мероприятиях, сводившихся к фактическому отказу от Потсдамских решений по демократизации и демилита ризации Германии. На Лондонских совещаниях в 1948 году три державы с участием стран Бенилюкса приняли решение о проведении новых ме роприятий по расколу Германии. Эги меро приятия выразились в проведении сепарат ной денежной реформы в западных зонах Германии п в западных секторах Берлина, j а также в открытой подготовке к созданию I правительства для западных зон Германии. I Политика раскола и расчленения Гер- ; мании нашла свое выражение в принятых I па совещании представителей США, Вели кобритании и Франции в Вашингтоне в апреле 1949 года решениях об «оккупаци онном статуте» для Западной Германии, который положен в основу «боннской кон ституции». а также об образовании так наз. «международного органа* для Ру ра п в заключеппп специального соглаше ния о трехстороннем англо-франко-амерп- канском контроле над Западной Германией, которое определенно направлено на уничто жение основного соглашения между СССР, США, Великобританией п Францией о че тырехстороннем контрольном механизме в Германии. Па протяжении всего истекшего перио да, начиная с 1916 года. Советское Пра вительство обращало ''впиманпе Прави тельств США. Великобритании и Франции на недопустимость нарушений Потсдамского соглашения о единстве Германии и на не допустимость срыва решений четырех дер жав о демократизации и демилитаризации Гермаппп, которые были положены в основу всех совместных решений четырех дер жав о политике в отношении Германии. Прп этом Советское Правительство указы вало на пагубные последствия проводимой политики тремя вападпыми державами раскола Германии и восстано тения гос подствующего положения реляционных, милитаристских и реваншистских элемен тов Западной Германии, являвшихся в прошлом опорой германского милитаризма и гитлеровского режима и снова подняв ших голову сразу же после образования Западно-германского государства. ^ Такую политику трех держав можно об яснить только тем, что в этом находит свое вы ражение стремление определенных импе риалистических кругов к использованию Западной Германии в качестве плацдарма для осуществления агрессивных ^ планов этих кругов, что превращает Западную Германию в повый очаг беспокойства в Европе. Со своей сторопы Советское Правитель ство вело псукло 1 шую борьбу против рас кола Германии, настаивая, согласно реше ниям Потсдамской конференции, на созда нии общегерманекпх хозяйственных орга нов в качестве первого шага к образова нию общегерманского демократического правительства. Больше чем два года тому назад Советское Правительство предложило Правительствам США, Великобритании и Франции приступить к проведению меро приятий. необходимых для создания прави тельства демократической Германии, а также приступить к разработке герман ского мирного договора. Однако прави тельства трех западных держав отклонили эти предложения Советского Союза, про должая следовать своей политике углубле ния раскола Германии, которая вела к срыву заключения мирного договора и за тягиванию оккупации Германии на дол гие сроки, не давая возможности установ ления прочного мира в Европе. Наконец, па Парижской сессии Совета мипистров иностранных дел в нюне теку щего года правительства трех западных держав снова отказались прзиять предло жение Советского Союза об образовании, на основе существующих в настоящее вре мя в восточной п западных зонах немец ких экономических органов, общогерман- ского государственного Совета, как эконо мического и административного центра с правительственными функциями, что яви лось бы первым шагом к образованию об щегерманского демократического прави тельства. Правительства трех западных держав отказались также принять предло жение Советского Союза о подготовке гер манского мирного договора и о выв >де ок купационных войск из Германии в годич ный срок после заключения мирного дого вора. • Таким образом, в течеппе последних не скольких лет Правительства США, Велико британии и Фрашгпп пе только пе выпол няли, взятые ими на себя обязательства по Потсдамскому соглашению, по в прямое на рушение этих обязательств проводили по литику раскола Германии л всяческого рода затягиваниями заключили германско- '* го мирпого договора срывали совмест ные решения четырех держав о демократи зации и демилитаризации Гермапии, завер шив ныне проведение этой антидемократи ческой полппгкп образованием сепаратного 8 ападно-гермапского правительства, отдан-* ного в руки вчерашних прислужников гит леровского режима. Советское Правительство считает необ ходимым обратить внимание па ту исклю чительно серьезную ответственность, кото рая ложится на Правительство США в связи с проводимо?. Соединенными Штата ми Америки совместно с Великобританией и Францией политикой в Германии, привед шей к образованию антинародного сепарат ного правительства в Бонне, враждебно относящегося к решениям Потсдамской конференции о демократизации и демили таризации Германии п возложенным на Гермаппю обязательствам, что несовмести мо с интересами миролюбивых народов Европы. Вместе с тем. Советское правительство считает нужным заявить, что поскольку в Бонне образовано указанное сепаратное правительство, в Германип в настоящее время создалось повое положение, которое придает особенно важноз значение выпол нению задач по восстановлению единства Германип, как демократического и миролю бивого государства и по обеспечению вы полнения Германией обязательств, возло женных па нее Потсдамским соглашением четырех держав. Правительство СССР направляет анало гичные ноты также Правительствам Вели кобритании и Франции». (ТАСС). ФЛОТСКАЯ ЗАКАЛКА товарищ:г Случайные обстоятельства свели нас всех вместе. Встретив Василия Захаровича Сидорова, я был очень рад и пе замедлил спросить его, как он поживает и где ра ботает. — На «Мнропыче» старшим нехани ком, — ответил он топом, в котором чув ствовалась гордость и своим пароходом, и занимаемым на пем положением. Мы гаку- рили и не успели еще разговориться, как услышали: — Рад видеть боевых друзей! Сколько лет, сколько зим. Это был Николай Ившпн — бывший старшина машинистов нашего корабля, ныне механик крупного океанского судна. Третий, мы его встретили несколько поз же, был Ефимов. В годы войны он служил автоматчиком на корабле, а теперь — ка питан буксира. Незаметно пролетело время в беседе. & — Путевку в жизнь мы получили в го ды службы на флоте, — сказал Николай Ившпн. И это действительно так. Пвтип и Си доров пришли на флотскую службу не опытными в жизни, не имеющими специ альности пареньками. Па корабле они ста ли спецпалистами: Ившпн — машинистом, Сидоров — котельным машинистом. Па корабле, в постоянной учебе, они обогати ли свои политические зпанпя, повысили общеобразовательный уровень. Оба стали коммунистами. К копцу войны они ужо бы ли старшинами групп пятой боевой части. | Оба они подготовили из своих подчинен-1 ных замечательных корабельных спецпа -1 листов, мастеров обслуживания сложной J техппки. В боях, которые часто вел ко рабль, в длительных походах они стяжа.ти себе славу стойких, опытных воинов. Ро дина достойно оценила заслуги старшин 1 статьи Сидорова и Ившина, наградив их орденами и медалями. Отличным автоматчиком был старший матрос Ефимов. Огонь его оружия был гу бительным для врага. В 1946 году друзья демобилизовались. Отдохнув недельку, Ившпн первым загру стил по морю, по кораблю. Он пришел к Сидорову. — Пойдем в мореходку, на курсы меха ников. Начальник политотдела пароходства воз ражал: — Полгода уже прошло, как наши кур санты учатся. Вы но наверстаете упущен ное, да и мест нет. — Мы ведь моряки, а моряки умеют все трудности преодолевать. А место нам где- нибудь найдется, — настаивали они. И начальник уступил их просьбе. Учиться было трудно. Целые дни Пвшпв п Сидоров проводили в классах, а вечера ми, в выходные дни сидели пад учебника ми, схемами, осваивая технику самостоя тельно. Когда семья Сидорова оказалась в тяжелом положении, Пвшкп делился с то варищем, чем мог, чтобы дать возможность закончить учебу. Па выпускных экзаменах Ивппга и Си доров отвечали лучше всех. Двое они из всего училища получили денежные пре мии за отличие в учебе и лучшие дипломы Им дано было право выбора себе мест на судах по желанию. ! . .Ефимов, демобилизовавшись несколько позже Ившипа и Сидорова, также скоро за тосковал по морю. В это время был об’яв лен набор па курсы судоводителей. Ефи мов не замедлил поступить на них. По Флотской привычке он учился настойчиво, старательно и в течение зимы получил пра во вождения буксира. ...На «Мпроныче» идет ремонт. Меха- пик Сидоров чуть ли пе круглые сутки на ходится в машинном отделении. У него за- ведеп строгий порядок. Учеба, труд, вахта судовых специалистов у Сидорова налаже- пы по воепному образцу. Показывая лич ный пример подчиненным, механик доби вается все более высоких темпов п качест ва работ. И его. «боевая часть» вносит цен ный вклад в общенародное дело досрочно го выполнения пятилетнего плана, эконо мии государственных средств. В три, а иног да и в пять раз перевыполняют производ ственные нормы машинисты, руководимые бывшим североморцем Сидоровым. ...Почти во Есех морях п океанах, во многих чужедальних странах побывал уже на своем судне Николай Ившпн. И как бы пп труден был рейс, как бы ни трепал судно шторм, механизмы у Ившипа рабо тают, как часы. Пе одну благодарность по лучил уже атот механик, заслуживший право считаться лучпптм в пароходстве,- ...Огромный, в песколько тысяч кубоме тров леса плот прибуксировал капитан Ефимов. Двое суток он не сходил с мо стика. — Заводу нужен лес. Буксиры все за* няты, — слышит оп голос диспетчера. — Полный вперед! — командует Ефи мов. Снова забурлил винт. Буксир, за три года не получивший ни единой вмятины, не нуждавшийся в ремонте благодаря умелой работе его экипажа, снова уходит вверх по Северной Двине за новым пло том. Его мастерекп ведет бывший авто матчик Ефимов. ...Мы расстаемся. Первым спешит Ефи мов. — Мне надо рано вставать. Скоро ледо став начнется, а у нас еще полугодовая норма не выполнена, — говорит он. — Как? Ведь сам говорил, что план перекрыли, — удивляются товарищи. — Мы выполнили две годовых нормы перевозок и взялись еше сделать полуго довую, — улыбаясь, поясняет Ефимов. Вечером мне позвонил Пвшин: — Теперь не скоро увидимся. Погруяк* закончена, п на рассвете уходим в даль ний рейс. В этот же день ушел в плавание и «Мп- роныч». Да, действительно, чувствуется флот ская закалка. — думал я и мыслен но говорил им вслед: «Счастливого пла вания, боевые друзья! Честно трудитесь на благо Родины, служите ей так.* кад служили на флоте в суровые to.ift войщ»п>, Лейтенант В. ФИЛАТОВ. « 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz